Урок литературного чтения – 3 класс
Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»
Цель урока:
Деятельностная цель: научить учащихся составлять план для подробного пересказа используя
сюжетные картинки.
Содержательная цель: развивать навыки осознанного выразительного чтения, совместно
давать характеристику героев.
Задачи: — учить
видеть и понимать поступки героев через рассказ о герое, используя опорные
слова, характеризующие его поступки и описывающие характер;
— развивать воображение, связную речь, навыки
выразительного чтения;
— прививать любовь к природе и интерес к
чтению;
— формировать у обучающихся умение делить текст
на смысловые части;
— учить выделять идею произведения;
— закреплять умение отвечать на вопросы по
тексту.
Планируемые результаты:
Предметные:
— познакомятся с рассказом В.Ю. Драгунского
“Он живой и светится”;
— научатся понимать тему и главную мысль
текста;
— уметь прогнозировать содержание
произведения;
— читать и воспринимать на слух произведение,
определять жанр.
Метапредметные:
Познавательные:
— уметь ориентироваться в учебной литературе;
-осуществлять анализирование текста с
опорой на вопросы учителя;
— уметь выделять нужную информацию из
художественного текста; умение выявлять авторскую позицию и идею произведения.
Регулятивные:
— принимать и сохранять заданную учебную цель;
— учитывать, выделенные учителем, ориентиры
действия в учебном материале;
— уметь читать в соответствии с целью
чтения.
Коммуникативные:
-оформление своих мыслей в устной речи с
учётом учебных и жизненных ситуаций;
— чтение текста вслух и про себя, понимание
прочитанного;
— понимать точку зрения другого человека.
Личностные:
— оценка жизненных ситуаций и поступков героев
с точки зрения общечеловеческих норм;
— формирование умения высказывать своё
предположение на основе работы с текстом.
Подготовительная работа:
— сообщения
учащихся о В.Ю. Драгунском и светлячках.
Оборудование:
- Учебник «Литературное чтение» 3
класс, 2 часть. Автор: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. - Карточки-задания для словарной работы.
- Словари (толковые).
- Карточки с характеристиками героев.
- Презентация.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
Сегодня на уроке много гостей, а гости –
это всегда радость, это хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это
радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.
Поприветствуйте улыбкой гостей, пожелайте мысленно себе удачи и тихо сядьте за
па
2. Вступительное слово учителя.
— Мы продолжаем
разговор о дружбе и о том, какими должны быть настоящие друзья. Сегодня мы
будем работать с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского «Он живой и
светится».
-А какие рассказы
В. Ю. Драгунского вы читали раньше? («Денискины рассказы»)
-Ребята расскажут
вам о жизни и творчестве писателя (учащиеся, которые самостоятельно нашли
информацию о писателе).
3. Рассказ об авторе. Виктор Юзефович Драгунский
-В ноябре исполнился 107 год со дня рождения
Виктора Юзефовича Драгунского. Он прожил очень интересную жизнь. Он с детства
был очень трудолюбивым, уже в 16 лет начал работать, чтобы помогать своей маме.
Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег
постоянно не хватало.
-Увидев объявление о наборе в
литературно-театральную мастерскую Драгунский поступил туда и стал актером.
Кроме того, начал писать для театра сценарии.
-Виктор Драгунский был добрым и весёлым
человеком. Только в 40 лет он начал писать и это были рассказы для детей. Героем
его произведений стал его младший сын Дениска. Всем известны его весёлые и
интересные рассказы, который так и называется «Денискины рассказы».
— Узнайте животное, о котором идёт речь в
одном из рассказов Драгунского:
То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый… (светлячок).
Речевая разминка с физминуткой.
— Присядьте и прочитайте загадку шепотом.
— Встаньте и прочитайте громко.
— Прочитайте загадку скороговоркой, хлопая в
ладоши.
— Прочитайте выразительно, сопровождая чтение
жестами, соответствующими содержанию загадки.
— Садитесь.
— Что вы знаете о светлячках?
— А вот какую информацию о них
подготовила …
Сообщение о светлячках (cлайды).
Светлячки, или светляки, – представители
отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры
разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие
крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом
напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в
темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка.
— Сегодня мы познакомимся с рассказом,
который называется «Он живой и светится»
— Ребята, работая над этим текстом, мы
должны решить ряд задач. Сформулируйте их.
Учащиеся находят соответствие выражений на
слайде:
— работать
над составлением плана рассказа
— учиться
давать характеристику героям
— определить
главную мысль рассказа
IV. Работа над новым
произведением.
Первичное восприятие.
Чтение рассказа учителем. У уч-ся книги закрыты.
— Ребята, сели ровно. Внимательно слушаем.
1 Вопросы:
— Ребята, вам понравился рассказ?
— Какой момент рассказа вам показался самым интересным?
— Какую картину вы представили, слушая рассказ?
– Кто является главными действующими лицами
рассказа? (Дениска и Мишка)
— От чьего лица ведётся повествование? (от
лица автора, Дениски)
— Прочитайте слова на слайде и выберите, кем
на ваш взгляд являются мальчики по отношению друг к другу. Свой выбор
объясните.
На слайде слова: товарищи, друзья,
знакомые.
— Работая над рассказом, мы определим, можно
ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между
ними.
— Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите,
как автор характеризует друзей. Какие они? Сейчас мы еще раз, вдумчиво
прочитаем текст, но прежде проведём словарную работу для более точного
понимания некоторых слов и выражений.
У каждой группы есть по 1 карточке. Выполните
записанные на них задания.
Самостоятельная работа в группах (по 4
человека).
— Найдите в словаре объяснение слова «бублик».
— Найдите в словаре объяснение слова «брынза».
— Найдите в словаре объяснение слова
«Гватемала».
— Найдите в словаре объяснение слова
«Барбадос».
— Запишите, что означает слово «моментально».
— Запишите, что означает слово «добрость».
— Запишите, что означает выражение «Мишка
надулся».
— Запишите, что означает слово «пристально».
Проверка выполнения со слайдoм.
- Переходим к чтению. Читая текст, подумайте,
на сколько частей его можно разделить и определите границы частей.
Чтение текста учащимися.
- – Подумайте, о чём идёт речь в первой части
рассказа? (о том, как Дениска ждал маму)
— Какими словами она заканчивается? (и
не заставлял её сидеть на песке и скучать)
— Как чувствовал себя Дениска и как относился
к тому, что мама опаздывала?
(скучал и очень переживал, было тоскливо и
неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает
маму, что она так долго не приходит)
— А какое
чувство испытывали вы, когда читали эту часть? (грусть, жалость,
сочувствие)
— Каким
показывает автор Дениску в этой части? Выберите из предложенных характеристик
те, которые соответствуют образу Дениски.
(На доске выбирают карточки с чертами
характера героя: любящий сын (скучал и переживал за маму), готов прийти маме на
помощь (если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней
побежал)
— Как бы вы озаглавили эту часть? Что в
ней главное? («Ожидание мамы»).
Запись в тетрадь.
- — О чем
рассказывается во второй части? (О разговоре двух мальчиков)
— О чём они говорили? (Мишка предлагал
обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не
соглашался)
— А почему? Дениска был жадным? (нет,
он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней
радости — ведь ему было очень плохо без мамы)
— Какой характеристикой мы можем дополнить
образ Дениски? (дорожит подарками – не отдавал подарок папы, терпеливый
– долго ждал маму, глядя на ворота)
— Найдите предложение, где показана реакция
Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. (Мишка надулся и отодвинулся от
меня)
— Подумайте, какие качества характерны для
Мишки? (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он
захотел такую иметь; настырным и бестактным— любым путем хотел завладеть
игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще
показывал свою обиду; невежливым, не говорил вежливое слово
«пожалуйста», а получив игрушку, не сказал даже спасибо; нечестным:
предлагал за новую игрушку лопнувший круг)
— Какую характеристику дал Мишка сам
себе? («Знай мою добрость»)
— Как вы считаете, можно ли назвать Мишку
добрым и почему?
— Какими словами заканчивается 2-я
часть? («… тогда увидишь»)
— Как её можно озаглавить? («Новая
игрушка Дениски»)
- – О чём говорится в третьей части рассказа?
(описание светлячка и реакции Дениски на него)
— Где она заканчивается? («И я забыл
про всех на белом свете»)
— Как изменилось мнение Дениски после того,
как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен
на светлячка)
— Как вы думаете, почему? (Увидел,
какой это красивый жучок, поразил его своей красотой — был необычным, похожим
на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед
настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше
всего, даже больше самосвала)
— Найдите в тексте выражения, с помощью
которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив
подарок? (сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не
мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу,
хотелось плакать, я забыл про всех:)
— Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска
был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от
этого, испытывал волнение)
— Как озаглавите эту часть? («Светлячок»,
«Встреча со светлячком», «Живое чудо», «Крошечная
звездочка в коробке»)
- – Кто является действующими лицами в
последней части рассказа? (мама и Дениска)
— Как мама отнеслась к тому, что Дениска
обменял самосвал на светлячка? (мама также была в восторге от живого
светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на
светлячка)
— Как вы можете объяснить смысл слов, которые
стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее
самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты
одиночества.)
— Найдите в тексте слова, которыми можно
озаглавить эту часть. («Лучше любого самосвала на свете»).
- – Мы хорошо потрудились и теперь немного
отдохнём. Я приглашаю вас полюбоваться природой.
Физминутка для глаз.
- — Ребята, что делает этот рассказ более
интересным? (диалоги)
— Найдите их в рассказе. Кто из героев в них
участвует? (Мишка и Дениска, Дениска и мама).
— Прежде, чем мы начнём работать с диалогами,
давайте сравним двух героев. Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке.
Чтение характеристик по карточкам на доске.
Дениска — добрый, любящий природу,
чувствительный, верный, надежный, нежный.
Мишка — невежливый, любил собирать марки,
любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный.
— Подготовьте чтение любого понравившегося
диалога без слов автора. Обратите внимание, что с помощью интонации надо
попытаться передать характер героев, их чувства и настроение.
Учащиеся в парах готовят выразительное
чтение диалога по выбору. После 1-2-минутной подготовки одни ребята прочитывают
диалоги без автора.
— Кто из ребят точнее передал характер героя?
Поясните свой ответ.
V. Рефлексия. Подведение итогов.
- — Вернёмся к проблеме, которую мы поставили
в начале работы над рассказом. Прочитайте наш вопрос.
Читают на слайде: можно ли Дениску и Мишку
назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними?
Мнения учащихся.
— А возможна ли дружба между такими разными
ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что
у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка — дорогие
механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет
продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)
— Могут ли быть полезны друг другу Дениска и
Мишка? (Дениска может научить мишку вежливости, любить природу,
животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать.
Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка
может стать добрым человеком и воспитанным)
— Вот видите, ребята, вы сами убедились, что
дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.
- – Подводя итог нашему разговору, составьте
синквейн со словом «друзья». Работать будете в группах.
Ученики самостоятельно составляют синквейны
на листочках, а затем зачитывают.
VI. Оценка работы класса.
— Я очень довольна вашей работой на уроке.
Особенно хочется отметить работу ….
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Маслова Т.С.
1
Бенеш Н.И.
1
1 Восточно-Казахстанский Государственный Университет им. Сарсена Аманжолова
В статье рассматриваются образы сквозных героев двух известнейших детских писателей – Н.Н. Носова и В.Ю. Драгунского. Автор, отталкиваясь от трактовки понятия образ-персонаж, раскрывает приемы создания образа героя-ребенка, используемые в детской литературе советского периода. Характеризуя образ каждого героя в статье, определяются как общие приемы, используемые обоими писателями, так и особенные, характерные для творчества каждого. Это позволило провести сравнительную характеристику образов-персонажей и показать, что детским писателям советской эпохи удалось создать интересные и понятные образы героев-мальчишек на все времена.
образ-персонаж
сквозной герой
образ
персонаж
герой
1. Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – 255 с.
2. Колесова П.Л. Соотношение образа героя и рассказчика // Начальная школа – 1982 – № 6.– С. 12-14.
3. Алла Драгунская. О Викторе Драгунском. Жизнь, творчество, воспоминания друзей. – М.: «Химия и жизнь», 1999. – 175 с.
4. В.Ю Драгунский. Денискины рассказы. – Онлайн-библиотека «Pravmir.ru», 2012. – 312 с.
5. Н. Н. Носов. Сборник рассказов «Фантазёры». – М: Росмэн, 2009. – 197 с.
В художественной литературе для детей значительное место занимает рассказ, начало которому было положено А.П. Чеховым. С тех пор рассказ для детей получил широкое развитие и популярность. Можно говорить о дидактическом, юмористическом, научно-познавательном, историческом рассказе. Мы остановимся на юмористическом рассказе, получившем большую популярность у детей. Произошло это благодаря главному герою этих рассказов, который близок и понятен ребенку как двадцатого, так и двадцать первого века. Особое место среди героев рассказов для детей занимают образы-персонажи, созданные такими корифеями детской литературы, как Н.Н. Носов и В.Ю. Драгунский. Попробуем внимательно рассмотреть образы сквозных героев этих авторов, найти общее и особенное, и, таким образом, понять, что привлекает в них современно ребенка-читателя.
Прежде чем перейти к анализу образов героев Н.Н. Носова и В.Ю. Драгунского, обратимся к трактовке понятия «образ-персонаж» в детской литературе, выявим особенности создания образа-персонажа в рассказах для детей.
Изучив данное понятие на основе трактовок, предложенных в литературоведческих словарях и справочниках, мы пришли к выводу о том, что понятие «образ» в русской литературе имеет несколько различных толкований. Общеизвестно, что в принципе всё литературное искусство образно. Мир, создаваемый автором в произведении, существует лишь в его воображении, а затем образ мира передаётся читателю через текст. Если говорить о языковом уровне произведения, то образ здесь идентичен понятию «троп». В таком случае зачастую речь идет о метафоре, гиперболе, сопоставлении, т.е. о средствах выразительности языка. Мы попытались разобраться, как выстраивается целостный образ произведения. В результате изучения литературоведческого материала, мы определили своеобразную систему слоёв. Где самый первый слой – это детали, на которых выстраивается образ всего произведения. Из деталей вырастает второй образный слой, состоящий из поступков, событий, настроений – того, на чём, собственно, и строится динамичная сторона сюжета. Третий слой — это образы характеров и обстоятельств, т.е. герои, обнаруживающие себя в конфликтах.
Для дальнейшего исследования героев и их характеристик необходимо выделить понятийный аппарат. Образ — это художественная категория, которая порой «кочует» из произведения в произведение. Иногда вместо понятия «образ» употребляется понятие «персонаж», что в корне неверно. Понятие «персонаж» более обширное, чем понятие «образ». Персонаж — это любое действующее лицо произведения, совершенно неважно главное оно или второстепенное. Персонажем может быть случайный прохожий, подавший герою упавшую шляпу, но, при этом, у этого персонажа совершенно отсутствуют любые образные характеристики [1, с. 6]. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать определение образа-персонажа. Образ-персонаж – это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Затем, проанализировав различную литературу, мы выявили следующие приёмы создания образов: внешние черты (портрет), психологический анализ, характер персонажа, характеристика героя другими действующими лицами и прямая характеристика автора [1, с. 12].
Невозможно говорить о специфике детской литературы, не связывая её с героями детских произведений. Поскольку все они написаны для детей, рассказывают о мире, в котором живёт маленький читатель, то и героями становятся близкие для ребёнка образы – те же дети. Яркие образы героев-сверстников появляются в коротких юмористических рассказах, стихотворениях, повестях. Ведь кто сможет донести до юного читателя весь образ литературного произведения, как его сверстник? Юные герои, а с ними и читатели, активно осваивают окружающую действительность, попадают в неожиданные и смешные ситуации, а сюжеты с их участием становятся динамичными и увлекательными.
Авторская литература для детей зачастую заимствует систему образов из фольклорных произведений, что логично, ведь до появления детской литературы именно произведения фольклора включались в круг детского чтения. Это означает, что герои нередко резко противопоставлены друг другу – «положительный герой – отрицательный герой». В таком случае в основу сюжета становится борьба двух начал, которая традиционно заканчивается победой светлой стороны. Еще одна, немаловажная черта детской литературы – объединение образов героя и повествователя. Многие исследователи отмечают особую роль рассказчика в произведениях для детей. К примеру, Л.Н. Колесова, автор собственных курсов по истории детской литературы, в своей статье приходит к такому умозаключению: «в детской литературе, пожалуй, чаще, чем во «взрослой» герой становится повествователем, рассказчиком». [2, с. 12]. Действительно, в детской литературе довольно часто повествование ведётся от первого лица. И для этого существует ряд причин: во-первых, оно становится своеобразным способом характеристики: герой раскрывается непосредственно, выражает свое отношение к происходящему и к другим героям напрямую, а во-вторых, повествование от первого лица — это не только способ характеристики героя, но и способ отображения действительности: читатель видит мир глазами ребенка, переживает вместе с ним все приключения. Поэтому реальность в детской литературе предстаёт для взрослого читателя совершенно иной, чем он привык её видеть. Но для юного читателя всё на своих местах. Всё, что для взрослого кажется странным и нелогичным, для ребёнка вполне естественно. В этом и предназначение детской литературы – возможность показать юному читателю совершенно разные ситуации, подтолкнуть его к размышлениям «что такое хорошо и что такое плохо», не навязывая ему точку зрения взрослого и избавляя от назидательности.
Обратимся к образам сквозных героев, созданных для маленьких читателей Н. Носовым и В. Драгунским. Их герои, Дениска и Мишка, представляют для нас особый интерес, потому что они близки каждому ребёнку. Несмотря на то, что рассказы были написаны в прошлом столетии, мальчишки В. Драгунского и Н. Носова не теряют своей популярности и сегодня. Каждый первоклассник знает, как не нужно варить кашу («Мишкина каша») и какая буква оказалась заколдованной («Заколдованная буква»).
«Денискины рассказы» — цикл рассказов, написанный В.Ю Драгунским про приключения любознательного дошкольника, а затем и школьника Дениски Кораблёва. Интересный факт — прототипом главного героя стал сын писателя – Денис Драгунский (впоследствии известный журналист и драматург). Наблюдая за поведением своего сына, автор написал множество юмористических рассказов, так полюбившихся и взрослым, и детям. Как писал Юрий Нагибин в юбилейном очерке о В.Ю. Драгунском, «Денискины рассказы» выросли из его безмерной любви к сыну, из жадного внимания к раскрывшемуся перед ним миру детства» [3, с. 102].
Денис Кораблёв — сквозной герой рассказов Виктора Драгунского. Автор на протяжении всех рассказов даёт достаточно подробную характеристику своему герою (в отличие от героя Н.Н. Носова). На момент публикации первых историй, например, «Англичанин Павля», Дениске ещё только восемь лет, и он, собирается идти во второй класс. Семья Кораблёвых состоит из трёх человек – мама, папа и сам Дениска. Денис является единственным ребёнком своих родителей до момента действия рассказа «Сестра моя Ксения (Новогодний подарок)», в котором у него появляется младшая сестра. Что интересно, в разных рассказах упоминается разные места проживания мальчишки: то он живёт на Каретном Ряду («Приключение»), то неподалёку от Цирка («Не хуже вас, цирковых»), то в Трёхпрудном переулке («На Садовой большое движение») [4, с. 287, с. 198, с. 224].
Прочитав сборник рассказов В.В. Драгунского, мы берёмся утверждать, что все рассказы о Дениске Кораблёве – это история познавания ребенком мира, своеобразный «дневник наблюдений». Повествование во всех рассказах ведётся от лица Дениски. В каждой истории мальчишка узнаёт и открывает для себя что-то субъективно новое, а вместе с ним и юный читатель. Различные приключения сопровождают маленького героя и дома, и в школе. Из рассказа «Слава Ивана Козловского» мы узнаем, что Дениска прилежный ученик, но прилежный в сугубо его, Денискином понимании. Например, на уроках музыки он любит петь, но считает, что петь нужно как можно громче, и искренне обижается когда его другу, Мишке, который пел по мнению Дениски ну очень тихо, поставили пятёрку, а ему, певшему так громко, что «чуть не лопнул» учитель поставил всего лишь тройку, и то «за прилежание» [4, с. 312].
В рассказе «Одна капля убивает лошадь» мы наблюдаем проявление заботы Дениски об отце, когда он специально убирает весь табак из папирос, чтобы больной отец не отравился никотиновым ядом. «Шутка ли – одна капля убивает лошадь!» [4, с. 13]. Обратим внимание, на то, что Дениска явно осознавал последствия своего поступка, но беспокойство за отца перевешивает страх наказания.
Герой очень ценит дружбу со своим одноклассником и товарищем Мишкой. В рассказе «Кот в сапогах» Дениска получил две книжки за лучший костюм, а Мишка, нарядившийся гномом, как и большинство ребят, остался не удел. Что интересно, Денискин товарищ совсем не показал своего расстройства в этой ситуацией, однако сам Дениска считал, что его друг тоже достоин подарка, ведь все остальные гномы, по его мнению, были «так себе» (но и сказал он это, чтобы утешить друга), а его гном был лучше всех [4, с. 20].
У мальчика очень богатая фантазия. То он мечтает покорить космос (Главные реки»), то уехать на целину («Надо иметь чувство юмора»), то просто прожить всю жизнь под кроватью («Двадцать лет под кроватью»).
Дениска обладает чувством юмора и умеет смеяться над собой. Так, в рассказе «Надо иметь чувство юмора», Денис сначала подшучивает над другом Мишкой и отцом, задав им задачку, ответ в которой достаточно нестандартен – вместо того, чтобы делить яблоки поровну, Дениска предлагает сварить из них компот. Этому его тётя Мила научила. Когда же отец, отметив его хитрость, задает сыну задачку про некоего мальчика, который очень неряшлив, Дениска принимает это на свой счёт, обижается и даже придумывает грандиозный план по освоению целины. Но когда отец находит его, то Дениска понимает, что задачка совсем не про него и очень даже смешная [4, с. 4].
Денис очень любит и ценит живую природу, поэтому обменял большой, красивый самосвал, который ему подарил папа перед отъездом, на крохотного светлячка. (Действие происходит в рассказе «Он живой и светится») [4, с. 1].
В большинстве рассказов мы видим Дениску как очень рассудительного и вежливого мальчика. Так, в рассказе «Ничего нельзя изменить» он недоумевает, почему же взрослые задают маленьким такие глупые вопросы о том, кем он хочет быть. Сам Дениска хочет заниматься спелеологией, но понимает, что для взрослого это будет явно очень скучно и, вздохнув, называет профессию мороженщика. И лицо взрослого, задавшего ему этот вопрос, тут же озаряется улыбкой. В этом рассказе мы видим отношение Дениски ко взрослым: он относится к ним с большим снисхождением. Здесь же можно проследить и отношение Дениски к родителям: «И я дам себе клятву, что потом, когда кончится этот ужас, я как-нибудь незаметно для папы поцелую маму, незаметно для мамы поцелую папу. Потому что я люблю их одинаково обоих, о-ди-на-ко-во!!» [4, с. 34].
Наблюдая Дениску на протяжении всех историй, мы обнаруживаем, что он довольно хитрый предприимчивый мальчик. Например, он предлагает маме, которая жалуется на горы посуды, мыть по одному прибору в день, а все будут есть из него по очереди («Хитрый способ»). А когда они с Мишкой опаздывают на урок, рассказывают такие разные истории о причине опоздания, что их хитрость сразу обнаруживается («Пожар во флигеле, или подвиг во льдах…»).
Сквозной герой В.В. Драгунского любит шалости, которые вовсе не злые. Как-то раз маляры оставили во дворе краску, Дениска взялся красить дверь подъезда, да так заинтересовался процессом, что покрасил свою подругу – Аленку, которая, впрочем, была этому только рада. Под шланг с краской попало и белье, висевшее рядом, и подъезд, и даже управдом Алексей Акимыч. Этот поступок кажется неправильным с точки зрения взрослых, но для ребенка, каким был Дениска, это лишь невинная шалость. С того времени Дениска начал ждать, когда же он наконец вырастет, чтобы стать самым настоящим маляром.
Не менее интересен другой герой рассказов для детей, созданный Н.Н. Носовым. Проанализировав различные источники, мы пришли к заключению, что Николай Николаевич Носов стал одним из первых детских писателей, кто обратился к изображению внутреннего мира самого обыкновенного ребенка в его повседневной жизни. В процессе анализа творчества писателя мы пришли к выводу, что многие исследователи отмечают небольшое число образов взрослых людей в рассказах Н.Н. Носова. Однако, мы понимаем, что они всегда где-то рядом с героями. Как правило, мнение взрослых, родителей или учителей, очень важно для героев Н.Н. Носова. Это мнение для маленьких героев – ориентир, а похвала взрослого становится высшей наградой. Изображая внутренний мир ребёнка, большое внимание автор уделяет эмоциям, которые испытывают юные герои. Что немаловажно, эти эмоции зачастую ярче и сильнее, чем у взрослых. Николай Николаевич создал узнаваемого всеми сквозного героя для своих произведений – Мишку Козлова. Активный, любознательный, безгранично уверенный в своих возможностях, фантазёр и неустанный выдумщик – всё это портрет Мишки. Читая рассказы, мы можем увидеть с какой любовью Н.Н. Носов создавал такого деятельностного, непоседливого подростка. Для Мишки — сквозного персонажа многих рассказов писателя, совершенно невыносимо бездействие, он всегда весь в движении, в деятельности — варит ли он кашу или играет в телефон. Любые характеристики героя, прямые или косвенные, оказались здесь совершенно необязательными. На протяжении всего цикла рассказов до конца не ясно, в каком классе он учится, возраст и семья (в отличие от Дениски, о котором мы узнаём буквально всё). Он живет с родителями и щенком Дружком, которого невероятно любит. Это простая собака, абсолютно непородистая, но это неважно для Мишки даже если над ним будут смеяться, главное – он любит своего щенка, а щенок его [5, с. 54].
Характеры ребят автор раскрывает в лаконичных диалогах и комических ситуациях. Например, в популярном для детского чтения рассказе «Огородники», два друга, чтобы получить в поощрение флажок, всю ночь копали, как им казалось, свой участок огорода. Когда наступило утро и все ребята из лагеря принялись за работу, Мишка с Колей прогуливаются по соседним участкам, попутно посмеиваясь над товарищами, и вдруг понимают, что ночью они трудились на чужом участке. Этот рассказ является ярким примером того, что, несмотря на юмористический жанр, в рассказах Н. Носова зачастую присутствует и воспитательное начало.
Мишка у Н.Н. Носова – это предельно уверенный в себе авантюрист, который ввязывается в приключения, иногда даже опасные, как в рассказе «Бенгальские огни». Мальчик так долго выбирал ёлку, что стемнело, они заблудились в лесу и вдобавок Мишка подвернул ногу. И когда все вроде благополучно закончилось, благодаря смекалке его друга (сам Мишка впал в уныние, как и во многих патовых ситуациях далее), дома ему пришлось отвечать за свое хвастовство: Мишка обещал классу сделать бенгальские огни, которые у него никак не получались и, в итоге, оказался в неловком положении перед одноклассниками. В рассказе «Автомобиль» Мишка постоянно путает названия частей машины. Чего бы не случилось с Дениской Кораблевым: он определил бы их, не задумываясь. Дальше по сюжету Мишку отличает удивительная жажда приключений. Это мы водим и данном рассказе: он подначивает друга прокатиться на бампере машины. Когда же Мишка увидел милиционера, то испугался и спрыгнул на мостовую, получив при этом незначительные травмы (Мишка на удивление удачливый ребёнок). В итоге мальчишки убежали и спаслись от наказания. Однако, мы замечаем, что герою Н. Носова присуще и наличие совестливости. Когда обнаружилось, что шофёру из-за проказ мальчишек выписали штраф, Мишка предложил написать письмо в милицию и признаться в содеянном [5, с. 176]. Получили ребята наказание или нет мы так и не узнаем. Но, гораздо важнее, что Мишка проявил себя как честный и умеющий отвечать за свои поступки герой, и, возможно, вынес из этого урок.
Ранее мы сделали вывод, что герой В.В. Драгунского отличается любовью к фантазированию, как в рассказе «Двадцать лет под кроватью». Не прочь пофантазировать и герой Н.Н. Носова Мишка, о чем мы узнаем из рассказа «Фантазеры», повествующего о том, как два мальчика стараются переплюнуть друг друга в своем вранье. Сначала для Мишки и его друга их фантазии простое развлечение. Главное — обойти в своих фантазия друга. Все изменяется после встречи с соседом Игорем, который оклеветал свою младшую сестру перед мамой. Мальчишки вдруг понимают, что есть фантазия, а есть враньё и между ними огромная разница. Урок они усвоили, когда успокаивали младшую сестру Игоря. Мишка, проявляя здесь добросердечность, отдаёт девочке единственное мороженое, выдумывая тут же, что «мы уже по десять порций съели сегодня» [5, с. 143]. Это говорит о том, что Мишка и его друг – внимательные добрые мальчики, способные ради благополучия других чем-то и пожертвовать (например, мороженым, которое они очень любят).
Мишка, как и Дениска, отличается любознательностью, которой нет предела. В рассказе «Телефон» он сначала разобрал телефон, потому что хотел знать, как он устроен. Когда в результате телефон оказался испорченным, Миша сделал из него электрический звонок, а затем из любопытства разобрал и батарею. Герой, от лица которого повествует автор, размышляет о том, почему Мишка такой несуразный, почему он постоянно всё ломает. Но в итоге так задумывается об этом, что тоже разбирает батарею, понимает, как она устроена и спокойно идёт спать [5, с. 41].
Анализируя образы Мишки и Дениски, мы пришли к выводу, что герои удивительно похожи, много общего у них. И это вполне объяснимо, ведь они оба мальчишки одного времени, одного поколения. И тем не менее, мы встретились с разными героями. Объясняется это тем, что, несмотря на схожесть, авторы представляют своих героев читательскому взору по-разному. Дениска в рассказах В. Драгунского — главный герой, рассказывающий читателю о своих приключениях. Автор сконцентрирован на Дениске, ставит его в разные ситуации. В рассказах Н. Носова главный герой – обычный мальчишка, но не всегда это сам Мишка. Он, зачастую, выступает участником событий и, по сути, главным зачинщиком. Благодаря тому, что повествование ведётся от разных лиц, мы видим события с разных сторон, через образы разных мальчишек. И сам Мишка раскрывается перед нами по-разному. Но есть у него главное, типичное качество, которое никогда не пропадает – «мальчишество». Мишка Н. Носова – это собирательный образ всех мальчишек того времени. Возможно поэтому во многих рассказах не упоминается имя героя, но по его повадкам мы догадываемся, что это Мишка. Но следует отметить и общее в подаче образа главного героя рассказов Н. Носова и В. Драгунского — оба героя взрослеют на протяжении всего повествования. Мы застаём их дошкольниками, учениками начальных классов и даже подростками. Для, с виду разных героев, характерны любознательность, смешливость, баловство, желание постоянно быть в движении. В результате и у Н. Носова, и у В. Драгунского создается типичный образ мальчика «на все времена». Дениска, по мере взросления, вполне возможно, станет таким, как Мишка, Витька и остальные мальчишки. Дениска Кораблёв, как, впрочем, и Мишка, со временем стал фигурой нарицательной, своеобразным символом детства для многих поколений читателей.
Библиографическая ссылка
Маслова Т.С., Бенеш Н.И. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКВОЗНЫХ ОБРАЗОВ-ПЕРСОНАЖЕЙ В РАССКАЗАХ В.В ДРАГУНСКОГО И Н.Н НОСОВА // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 1.
;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19895 (дата обращения: 11.01.2022).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
- Статья
- Чтение занимает 6 мин
-
-
-
- Применяется к:
- Skype for Business, Microsoft Teams
Вы можете выбрать страну или регион, чтобы узнать, какие функции облачной голосовой связи доступны для вашей организации.
Выберите свою страну или регион, чтобы увидеть, что доступно для вашей организации
Если вы ищете таблицу со всеми страными и регионами, скачайте и сохраните таблицу доступность облачных голосовых функций в странах и регионах.
Проверив, доступна ли одна из служб Skype для бизнеса или Microsoft Teams, см. статью Лицензирование надстройок Skype для бизнеса и Microsoft Teams, чтобы помочь вам приобрести лицензии и назначить их пользователям.
Хотите узнать больше об этих службах
Аудиоконференции
В некоторых случаях пользователям в организации требуется телефон, чтобы присоединиться к собранию. Skype для бизнеса и Microsoft Teams включает функцию аудиоконференций именно для этой ситуации! Пользователи могут присоединиться к собранию с помощью телефона, а не через приложения Skype для бизнеса и Microsoft Teams на мобильном устройстве или ПК. Если вы решили, что хотите использовать аудиоконференцию для своей организации, приобретите одну лицензию на аудиоконференцию для каждого человека в организации, который будет планировать или проводить аудиоконференцию.
При аудиоконференции есть платные и бесплатные номера телефонов, которые пользователи могут использовать для телефонного звонка на собрания. Платные номера телефонов из следующих стран и регионов автоматически назначаются в качестве общедоступных номеров аудиоконференций организациям, для которых доступно участие в аудиоконференции. Выделенные платные и бесплатные номера могут быть назначены вашей организации из других городов.
Важно!
Не существует никакого ресурса, который содержит список всех номеров для аудиоконференций с подключением по телефону. Чтобы найти номера для подключения по телефону, доступные в вашей стране или регионе, откройте Центр администрирования Skype для бизнеса > Голосовая связь > Номера телефонов>Добавить и щелкните Новые номера служб. Для фильтрации поиска воспользуйтесь списками Страна или регион, Область и Город. Если вы ищете бесплатные номера служб, выберите бесплатный в списке Область или регион.
Дополнительные сведения об аудиоконференциях см. в статье Audio Conferencing common questions (Общие вопросы по аудиоконференциям)
Тарифы на аудиоконференции
При использовании функции «Звонок на мой номер» или добавлении других пользователей к собранию.
В аудиоконференциях функция «Позвонить мне» используется для того, чтобы позволить другим людям присоединяться к собранию по телефону. С помощью списка в этой статье вы можете найти страну или регион и узнать, доступна ли эта функция.
Внимание!
Звонок на бесплатные или бесплатные номера телефонов может быть невозможен, так как некоторые бесплатные номера работают только в пределах определенной страны или региона. Например, если вы звоните из США на бесплатный номер в Бразилии, звонок может быть не успешным, так как звонок был не из Бразилии или не из определенного региона в Бразилии. Возможность звонить на бесплатные номера зависит от ограничений на набор бесплатных номеров. К сожалению, мы не можем контролировать такое поведение, поэтому ваш опыт может зависеть от набра номера и ограничений на бесплатный номер.
Вы можете звонить из собрания в другую страну или регион в мире, который не указан ниже, с помощью кредитов на связь. Для этих пользователей потребуется настроить кредиты на связь для вашей организации.
Телефонная система
С телефонная система для ответа на входящие звонки для организации создаются автоответы и очереди звонков (с платным или бесплатным номером). При добавлении плана звонков для пользователей они могут использовать Skype для бизнеса для выполнения основных задач управления звонками, таких как размещение и прием звонков, переключение звонков, отключение и отключение сигнала. телефонная система щелкнуть имя в адресной книге, Skype для бизнеса позвонит этому человеку. Чтобы принимать и принимать звонки, телефонная система используют свои мобильные устройства, гарнитуру с ноутбуком или компьютером или один из многих IP-телефонов, которые работают с Skype для бизнеса.
Доступность платных телефонных номеров в некоторых из этих регионов может различаться в зависимости от времени и уровня их использования. Помимо получения номеров телефонов для отдельных пользователей, вы также можете искать и получать платные или бесплатные номера телефонов для таких служб, как аудиоконференции (для моста конференций), автослужб и очереди звонков. Это так называемые сервисные номера. См. Получение телефонных номеров службы для получения телефонных номеров. Своим пользователям после назначения плана звонков можно назначить номера телефонов, чтобы они могли совершать и принимать телефонные звонки. Чтобы найти эти телефонные номера, перейдите к разделу Получение телефонных номеров для ваших пользователей. См. также статью Назначение, изменение или удаление номера телефона пользователя.
Тарифы для телефонной системы
Примечание
Доступность платных телефонных номеров в некоторых из этих регионов может различаться в зависимости от времени и уровня их использования.
Используйте раскрывающийся список в верхней части страницы для поиска страны или региона и доступных в них служб.
Планы звонков
Наряду с телефонной системой планы звонков позволяют пользователям совершать и принимать телефонные звонки. Сначала вы получите номер телефона пользователя (абонента), который не должен быть номером службы, а затем назначите план звонков. Доступны два типа планов звонков: внутренние звонки и внутренние и международные звонки. См. Телефонная система и тарифные планы для более подробной информации.
Для получения информации о лицензировании вы также можете просмотреть Лицензирование телефонных систем и Планов вызовов.
Примечание
Страна / регион основаны на расположении лицензии пользователя в Центре администрирования Microsoft 365 > Активные пользователи, а не на платежном адресе, указанном в разделе Профиль организации в Центре администрирования Microsoft 365.
Платные и бесплатные номера телефонов для служб
Помимо получения номеров телефонов для отдельных пользователей, вы также можете искать и получать платные или бесплатные номера телефонов для таких служб, как аудиоконференции (для моста конференц-связи), автозаполнение и очереди звонков. Такие номера называют номерами служб.
Ниже приведен список столиц и крупных городов, для которых можно получить платные номера служб, чтобы использовать их для аудиоконференций и планов звонков. Вы можете получить платные номера служб из этих мест с помощью Skype для бизнеса администрирования.
Если вы хотите получить платный или бесплатный номер службы, см. статью Получение номеров телефонов службы. Если у вас уже есть платный или бесплатный номер службы, который вы хотите перенести от другого поставщика, см. управление номерами телефонов для организации.
Используйте раскрывающийся список в верхней части страницы для поиска страны или региона и доступных в них служб.
Кредиты на связь
Рекомендуем настроить кредиты на связь для пользователей аудиоконференций и планов звонков, которым нужна возможность обратного звонка на любые номера. Подписки на планы звонков и аудиоконференции охватывают множество стран и регионов, но некоторые точки могут быть недоступны.
Если вы не настроили кредиты на связь и не назначили лицензию пользователям, а количество минут для организации (в зависимости от плана звонков или аудиоконференции, страны или региона) не будет, они не смогут звонить или звонить из собраний. Дополнительную информацию о рекомендуемых суммах оплаты см. в статье Что такое кредиты на связь?
Получение номеров телефонов служб для Skype для бизнеса и Microsoft Teams