Что такое аннотация к рассказу 4 класс литературное чтение

Почему в библиотеке или книжном магазине среди сотни книг мы выбираем одну, и не обращаем внимания на остальные? если отбросить

Почему в библиотеке или книжном магазине среди сотни книг мы выбираем одну, и не обращаем внимания на остальные? Если отбросить такие критерии выбора как жанр, объем, имя автора, то что останется? Правильно: хорошая аннотация, прочитав которую немедленно хочется узнать содержание книги. Разберемся, как ее грамотно написать.

Обратимся к Википедии. Там указано, что это — краткое содержание издания (произведения) и его характеристика. Соглашусь, но добавлю, что аннотация — короткий текст, визитная карточка произведения и грамотная его реклама.

Короткий текст в начале помогает быстро понять, нужно ли ее читать, или лучше взять с соседней полки.

Аннотации пишут не только авторы книг, но и студенты факультета журналистики, филологического факультета и др. Это отличная тренировка перед написанием аннотаций к научным работам.

Структура краткой аннотации книги зависит от того, принадлежит книга к художественной литературе или нонфикшену. Правило работает для статей, монографий, фильмов.

Если произведение является художественным, то:

  • цель аннотации к рассказу или роману — с помощью пары предложений заинтересовать читателя, раскрыть жанр, ключевого героя и обрисовать главную проблему;

Чтобы долго не думать, как начать писать, обратитесь к личности автора. Расскажите, кто он, сколько книг уже написал, какие награды получил. Здорово, если информация уместится в предложение.

  • подробности об авторе писать не обязательно;
  • постарайтесь ответить на несколько важных вопросов:
    • в какое время и где происходят события в произведении. Указание времени, места заставит работать читательское воображение. Это поможет людям, целенаправленно ищущим исторические тексты или тексты о будущем;
    • кем является главный герой (героиня или герои). Несколько деталей о его профессии, возрасте или семейном положении сделают героя чуть более уникальным;
    • что герой делает в произведении. Опишите завязку, проблему и задачу, которую нужно решить герою в процессе;
    • есть ли у героя противники и кто они. Как правило, это те люди и обстоятельства, мешающие главному персонажу достичь цели.

Не лишним будет задать в конце аннотации риторический вопрос. Он вызовет у читателя интерес и желание найти ответ в основном тексте.

пример рекомендательной аннотации к книге

Если произведение относится к нонфикшн, то:

  • цель аннотации — раскрыть суть работы, пользу для читателя, чем она выделяется среди подобных в этом жанре;
  • подробности об авторе желательно включить: читатели обычно хотят понять, можно ли ему доверять, разбирается ли он в теме;
  • попробуйте дать ответы на вопросы:
    • о чем рассказывает книга. Называйте вещи простыми и понятными словами. Название может заставить читателя надолго задуматься и выпасть из реальности. Например, «Аштанга-Виньяса» (это вид йоги) или «Биохакинг». Расшифруйте название;
    • кто до вас изучал эту тему, приведите имена экспертов, не стесняйтесь говорить о себе как о первопроходце;
    • обозначьте центральные вопросы, на которые даются ответы (1-2 предложения);
    • выделите целевую аудиторию и обращайтесь к ней напрямую: «эта книга для любителей кошек».

пример аннотации к книге

  1. весь текст не должен быть больше 1-2 абзацев;
  2. избегайте оценочных слов и выражений. Пример: самый страшный роман, лучшая сказка для детей 10-13 лет;
  3. составляйте простые предложения, которые легче воспринимаются читателями;
  4. не приводите в аннотации цитаты из книги;
  5. убедитесь, что вы не пересказываете сюжет (в наше время за спойлеры могут обидеться, а в случае с книгой — забросить ее куда подальше).

Попросите написать небольшой отзыв знакомого эксперта и вставьте цитату из отзыва в аннотацию.

Сегментируйте аудиторию. Четко определитесь с тем, к кому вы обращаетесь. Подумайте, кому книга будет интересна, и кто после ее прочтения получит выгоду.

+ книга будет интересна специалистам в области биофизики, биохимии и ботаники.

— книга будет интересна всем, кто увлекается биологией и химией.

Конкретизируйте. Конкретная информация убеждает сильнее и делает текст правдоподобным.

+ зеленый, синий и фиолетовый цвета.

— холодные цвета и оттенки.

Уникализируйте. Не копируйте успешные на ваш взгляд варианты, но учитесь на них. Изучите коллег и конкурентов: это поможет сделать аннотацию уникальной.

+ вы узнаете, какие способы и техники помогают лучше запоминать — 5 новых приемов, о которых вам стоит знать.

— вы узнаете самые лучшие способы запоминания информации.

Обещайте быстрый результат. Ставьте близкие цели и напоминайте читателю, что он сможет их быстро достичь.

+ уже после 10 первых страниц вы сможете говорить по-английски вместе с главным героем.

— эта книга поможет вам в будущем овладеть английским языком.

Пишите правду. Если вы думаете, что книга ничем особенным не выделяется, не нужно пытаться ее приукрасить и перевирать. Читатель очень быстро это поймет.

+ сюжет книги не оригинальный, но эта любовная история заставит вас по-новому взглянуть на отношения.

Меньше сложных слов. Если у вас дергается глаз от слов «целеустремленность», «консилиум», «квинтэссенция», то почему вы думаете, что этого не случится с читателем? Перед тем, как написать слово, подумайте, как сказать проще.

+ в книге вы найдете топ-10 рассказов по версии литературного портала «Горький».

— эта книга — квинтэссенция философской мысли на культурную апроприацию.

Не сомневайтесь. Не пишите слова, говорящие о сомнении. В тексте должен быть только утвердительный посыл.

+ Книга поможет разобраться с негативной и позитивной энергетикой.

— Скорее всего, после прочтения книги вы почувствуете, что вас переполняет энергия. Возможно, вы уже будете знать, что делать.

Используйте активные слова и конструкции. Лучше всего оформить текст с воображаемым субъектом действия внутри (читателем) и дать ему действовать.

+ приведенные в книге 45 способов массажа вы можете применить в…

— 45 способов массажа используются в…

Пишите о выгодах. Это касается и художественных текстов. Читатель после прочтения хочет получить эмоцию или навык, умение.

+ после прочтения книги вы поймете, что важно принимать себя со всеми достоинствами и недостатками так, как это делает главная героиня.

— эта книга подарит вам хорошее настроение и заряд бодрости.

Призывайте действовать. Но не агрессивно, а деликатно. Не нужно требовать от читателя купить, позвонить или немедленно отказаться от покупки квартиры, потому что на этой неделе луна в Козероге.

+ Узнайте, о каких 13 эффективных приемах маркетинга пишет Остин Нетзли.

Провоцируйте. Легкая провокация поможет вызвать у читателей нужные эмоции, заставит выбрать именно эту книгу. Используя провокацию, можно быстрее и с меньшими затратами достичь поставленной цели.

+ В книге вы найдете крутые советы, которые помогут вам писать как Стивен Кинг.

Контролируйте эмоции. Слишком эмоциональный текст будет выглядеть как пустословие, а излишне сухой не вызовет доверие.

— Это потрясающая книга, захватывающая в свои объятия с первого абзаца.

Если у вас нет желания и времени самостоятельно разбираться во всех нюансах и тонкостях написания, воспользуйтесь помощью опытных экспертов Studently.

Чтобы понять, что такое аннотация к сказке, нужно разобрать общее значение этого термина. Он обозначает короткий пересказ содержания произведения. Обычно аннотация помещается в начале книги, чтобы читатель мог понять, о чем пойдет речь в произведении. Это своего рода реклама. Прочитав ее, человек должен заинтересоваться книгой, а уже потом купить. В статье пойдет речь о том, как написать аннотацию к сказке, в чем особенности этого жанра и почему важно сохранять сказочный стиль повествования.

Что такое аннотация к сказке

Какую аннотацию можно назвать хорошей

Качественная аннотация представляет собой не краткий пересказ произведения. В первую очередь, это короткий рассказ, который вызовет интерес. Сказка – это произведение, в котором описываются выдуманные события с вымышленными персонажами, как правило, в фантастическом ключе. Чаще всего этот вид повествования является поучительным, в нем присутствует хороший и добрый конец.

Поэтому, если вас интересует, что такое аннотация к сказке, задумайтесь, на какую аудиторию вы рассчитываете. Скорее всего, вы пишете для детей. Поэтому вы должны заинтриговать их, описав сказку как что-то безумно интересное, интригующее и поучительное.

Аннотация к сказке

Как писать аннотацию к сказке

Чтобы написать аннотацию, которая заинтересует читателей, нужно учитывать особенности, которые в ней должны присутствовать:

  • Краткое содержание сказки, но без отображения всех событий.
  • Объем аннотации не должен превышать половины страницы, иначе ее не прочитают до конца.
  • Аннотация должны привлекать и интриговать читателей. В нашем случае нужно помнить о том, что аудитория, которая предпочитает сказки, — это дети, поэтому составляйте краткое содержание в добром ключе, без упоминания слишком плохих событий и героев. Помните, что в подсознании детей добро всегда побеждает зло.
  • Обязательно укажите место, где развиваются события сказки.
  • Выделите сильные стороны произведения. Опишите основной конфликт.
  • Обязательно напишите несколько слов о главном герое произведения. Укажите, чем он интересен, какова его миссия.
  • Когда вы опишете цель главного героя, кратко поведайте о главных преградах на его пути.
  • Укажите, почему главный герой берется за решение проблемной ситуации.
  • В конце сделайте акцент на интересных моментах и особенностях сказки, которые добавят интриги и завлекут читателей.

Помните, что вы как автор аннотации должны четко понимать, какие моменты следует выделить и раскрыть, а какие сохранить втайне, лишь немного намекнув на развязку событий. В итоге у вас должно получиться несколько предложений, в которых должно поместиться изложение сказочных событий, а также портрет главного героя. Отфильтруйте текст, вычеркните из него лишние, пустые фразы, синонимы и ничего не значащие вводные слова. Пишите строго по сути. Если сказка должна быть богата на эпитеты и красочные элементы, то аннотация должна обязательно информировать читателя и обещать наличие этих элементов.

Примером качественного оформления может быть аннотация к русским народным сказкам. Эти произведения были написаны с учетом возраста целевой аудитории. Аннотация составлялась авторами, которые понимали, что их текст может повлиять на мировоззрение ребенка. Поэтому они подчеркивали, что сказка повествует о событиях, в которых добро побеждает зло, и никак иначе.

Как написать аннотацию к сказке

Полезные советы

Если вы поняли, что такое аннотация к сказке, то самое время ее написать. Примите во внимание следующие рекомендации:

  • Даже если вы считаете свою книгу гениальным произведением, не стоит говорить об этом в аннотации. Пусть читатели сформируют свое мнение.
  • Не нужно как аннотацию использовать отрывок из сказки. Это не заинтересует читателей, а собьет их с толку.
  • Несмотря на то что в аннотации должна сохраняться интрига, помните, что вы пишете сказку для детей. Ваш козырь – это доступность изложения. Чем более просто написан текст, тем большее количество читателей вы сможете привлечь.

Помните, что при выборе книг читатели обращают внимание именно на аннотацию, поэтому приложите максимум усилий для того, чтобы она получилась интересной и интригующей.

Аннотация к русским народным сказкам

Ошибки при написании аннотации

Чтобы до конца понять, что такое аннотация к сказке и как ее написать, изучите основные ошибки многих авторов, которые привели к низкому спросу на их произведения:

  • В аннотации изложено все содержание книги. В этом случае читатель сразу же узнает о событиях и о том, как они заканчиваются. Тогда интерес пропадает, а сказка остается непрочитанной.
  • Слишком сложный текст для детских сказок. Пишите простым языком, который понятен детям.
  • Отсутствие в аннотации описания событий. В таком случае читатель подумает, что в сказке нет ничего особенного, ради чего ее стоит прочитать.

Чтобы избежать ошибок, вы должны уметь выделять самое интересное, что присутствует в произведении.

Как писать аннотацию к сказке

Информация для авторов

Даже сами авторы не всегда могут выделить в сказке то, чем дети заинтересуются больше всего. Поэтому попробуйте посоветоваться с окружающими людьми, спросить у них, какие события в книге, по их мнению, стоят отображения в аннотации. Как показывает опыт, такая практика часто выручает интересные сказки, повышая спрос на их прочтение.

Вместо вывода

Таким образом, аннотация к сказке – это краткий пересказ сюжета, в котором сохраняется интрига и рекламный момент. Сказки предназначены для детей, поэтому краткий пересказ должен быть написан доступным языком, без применения сложных конструкций.

Цель: создать условия для развития речи обучающихся, путем знакомства с понятием – аннотация, составлением устного и письменного текста, а также групповой и самостоятельной работы с книгой.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • воспитание интереса к уроку русского языка через разные виды работы;
  • умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.

Регулятивные:

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  •  развитие умения формулировать проблему.

Познавательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;
  • развивать умение находить информацию в книге;
  • формировать умение использовать различные речевые обороты;
  •  обогащать словарный запас учащихся, развитие  устной и письменной речи, работа с разными видами информации.

Коммуникативные:

  • умение работать в группах активности;
  • умение помогать товарищу, поделиться своими знаниями с одноклассниками.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Добрый день дорогие друзья! Я рада встречи с вами.

2. Актуализация знаний

 – Ребята, вы любите сказки? (Да)
– Так вот мы сегодня отправимся в страну «Сказочная библиотека», а я ее хозяйка. (Приложение 1, слайд 1)
– Вспомните героя – Оле Лукойе. Когда у него начинались сказки? (Когда он открывал зонтик).
– Откройте сейчас свои зонтики, они у вас яркие и сказочные, и давайте распределимся  с вами так, чтобы зонтики в группе были одинакового цвета.
– Покружите зонтики, рассмотрите их внимательно, скажите, у кого на зонтике написано слово «Помощник»?
– Ты сегодня будешь моим помощником на уроке.
– Поставьте свои зонтики на полянку.
– Что такое библиотека?
– Какие  правила нужно соблюдать, посещая  библиотеку?
Задание
– Ребята, вам нравится наша библиотека? (Да) Но некоторые герои потерялись, давайте поможем, им вернутся к себе домой на страницы книг. Но для этого нам необходимо угадать, с каких они произведений и кто их автор?
1) Гадкий утенок (Сказка – Гадкий утенок, автор – Ганс Христиан Андерсен) (слайд 2)
2) Рыбак (Сказка о рыбаке и рыбке, автор – А.С. Пушкин) (3 слайд)
3) Колобок (Русская народная сказка) (4 слайд)
4) Дуб с котом (Сказка – У лукоморья дуб зеленый, автор – А.С. Пушкин)
(5 слайд)
5) Русалочка (Сказка – «Русалочка», автор – Г.Х. Андерсен) (6 слайд)

– Итак, все герои на своих местах, мы можем дальше продолжить занятие.
– Перед нами много интересных книг, но вы знаете, что в библиотеке порядок, книги стоят в алфавитном порядке. Так давайте, и мы сейчас наведем порядок в нашей библиотеке.
– Скажите, чтобы найти нужную книгу, что Вам в этом поможет?
– У каждой группы есть своя карточка, организуйте выставки, которые подходят к вашей теме. Не забудьте дать своей выставке название.
– Но есть ещё один помощник.
– Чтобы узнать, что это за помощник, вы должны выполнить задание.

3. Проблемная ситуация (1 мин.)

(задание зачитывает помощник)

– Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вы должны слушать внимательно слова, которые  сейчас услышите, и записывать только вторую букву каждого слова. Если вам удастся всё сделать без ошибок, то из записанных букв получится понятие, которое мы будем сегодня анализировать.

Картина, инженер, иней, коллекция, отечество, натюрморт, сцепление, билет, мясной.

– Прочитайте слово, которое у Вас получилось? (Аннотация)
– Представитель от каждой группы выйдите к доске,  соберите главное слово нашей сегодняшней встречи.
– Исходя из нашей беседы, чтобы вы хотели узнать нового? Подумайте, посоветуйтесь в группе и напишите.
Задачи урока (7 слайд)

4. Усвоение новых знаний

– Где мы можем найти определение «аннотация»?
– Для каждой группы спрятано задание в классе оно в конверте, как можно быстрей найдите его и выполните.
– Представитель от группы прочитайте, что вы нашли.
– На ваших столах найдите волшебный листок, в котором написаны все пункты, которые входят в аннотацию.
– Что же мы можем узнать прочитав аннотацию?
а) информации об авторе книги;
б) тема книги;
в) содержание  её краткого пересказа;
г) оценка произведения.
– Рассмотрите книги из вашей библиотеки. Отберите те книги, в которых есть аннотация. Внимательно рассмотрите, познакомьтесь с ними. И затем вы  расскажите, какие составляющие у вас встретились.
– Как догадались, что это аннотация?
– Сейчас мы приступим к самому главному. Мы попробуем написать аннотацию к сказкам для первоклассников, чтобы прочитав ее,  она заинтересовала малышей, вызвала интерес к чтению книг. Чтобы они захотели взять книгу в руки, рассмотреть ее. 
– Познакомьтесь  с заданием и приступайте к его выполнению.

Работа с классом: Отвечает каждая группа

7. Итог  урока

– С каким понятием мы сегодня познакомились?
– Что такое аннотация?– Что мы можем узнать, прочитав аннотацию?
– А сейчас проверим, чему  научились?
– Назовите буквы правильных ответов : УРА!

8. Рефлексия

– Напишите на книжках, свою фамилию и имя. Теперь  вспомните урок, какую работу вы сегодня проделали, как помогали своим товарищам. И оцените себя.

9. Домашняя работа

– Ребята, я как хозяйка сказочной библиотеки, хочу чтобы вы на зонтиках прилетели ко мне в гости на сайт, там вы найдете много интересной и полезной информации.
– Вашим домашним заданием будет, составить аннотацию к своему любимому произведению, и ее вы оставите на сайте.
– Я вам хочу пожелать успехов, новый побед. Чтобы вы как можно больше читали книг. Берегли книги. Я вам хочу подарить эти сказочные закладки, а сказочные  они тем, что на обратной стороне адрес моего сайта и почты.

что такое аннотация_Монтажная область 1.png

Грамотно составленная аннотация помогает читателю сориентироваться в содержании основного текста и определить, насколько содержащаяся в публикации информация отвечает конкретному поисковому запросу. Студенты, как начинающие авторы, часто испытывают затруднения в процессе написания аннотации. В основном по причине недостаточного понимания ее цели и отсутствия базовых знаний о правилах написания и оформления. Сейчас мы это исправим.

Что такое аннотация

Аннотация

Максимально краткое и предельно обобщенное описание основного авторского текста. Важно понимать, аннотация только перечисляет затронутые в тексте темы и вопросы, но ни в коем случае, не раскрывает их содержание. Аннотация, по сути, это ответ на вопрос: «О чем идет речь в публикации?»

Виды аннотаций

Главное требование к каждой аннотации – лаконичность изложения. При этом структура и особенности ее написания могут различаться в силу специфики основного текста и целей его публикации.

Существует несколько видов аннотаций. Основными критериями их деления является содержание и объем.

Виды аннотаций по содержанию

Рассмотрим каждый вид аннотации по содержанию подробно.

  • Справочная аннотация (иногда их еще называют описательными) – в нейтральных тонах описывает главную тему публикации, ее жанр и нюансы изложения. В некоторых случаях может содержать минимальные сведения о самом авторе.

  • Рекомендательная аннотация – намеренно описывает определенные детали, которые могут заинтересовать читателя. Зацепить эмоционально или вызвать исключительно профессиональный, исследовательский интерес.

  • Групповая или общая аннотация – в ее основе обобщенная характеристика нескольких первоисточников. Фокус на идее в целом и способах реализации ее в публикации. Данный вид аннотаций чаще всего пишется к предназначенным для широкой аудитории текстам.

Виды аннотаций по объему

Рассмотрим каждый вид аннотации по объему подробно.

  • Краткие – ограничиваются характеристикой 1-2 аспектов произведения. В большинстве случаев, указывают на глубину проработки рассмотренной автором проблемы или затронутой тематики. Либо пишутся как максимально сжатое резюме.

  • Полные или развернутые – помимо обобщенной передачи содержания, содержат короткое, лишенное деталей, описание разделов, глав, частей или рубрик. Подобные аннотации можно встретить в учебниках, научных трудах, монографиях.

Структура аннотации

Аннотация состоит из 2-х частей: библиографического описания и основного тела, состоящего из описания темы или идеи публикации и указания адресата (кому предназначен текст).

Структура аннотации:

  1. Библиографическое описание (заголовок и ФИО автора).
  2. Звание либо, принадлежность автора к той или иной школе (данный пункт не является обязательным).
  3. Форма публикации (курсовая, учебник, рассказ, пр.).
  4. Главная тема публикации.
  5. Описание значимых характеристик (место события, процесс, время и пр.).
  6. Особенности текста, делающие его уникальным (будь то пути решения какого-либо вопроса, новые методики, оценки, рекомендации).
  7. Адресат (указание группы людей, которой данный текст может быть интересен и полезен).

Аннотация должна иметь собственную внутреннюю логику и структуру, отличную от основного текста.

Оформление аннотации

В аннотации не может быть цитирования, таблиц, списков, и прочих подобных способов оформления текста. Предложения составляются короткие, с активным использованием глагольных и причастных конструкций.

Рекомендуемый объем – от 500 до 600 знаков, примерно 4-6 предложений.

Данные показатели не являются обязательными и могут сдвигаться как в сторону увеличения, так и уменьшения.

При печати, текст выравнивается по ширине. Абзацный отступ отсутствует. Автоматический перенос слов недопустим. Шрифт идентичен основному тексту.

Ключевые слова

Ключевые слова максимально соответствуют поисковому запросу. Это главные слова в тексте. Именно они выявляют тематику и дают высокоуровневое описание содержания публикации. Ключом может быть как одно слово, так и словосочетание. Для статьи среднего размера достаточно собрать 5-10 ключевых слов.

Языковые клише

При написании аннотаций широко используются языковые клише, отражающие смысловые части текста. Например, характеристику его содержания, назначение, призывы к прочтению.

Использование языковых стереотипов помогает при написании аннотации любого вида, структурирует текст. Делает его максимально доступным и простым для восприятия.

Как правильно написать аннотацию

Определим несколько правил написания аннотации, которых стоит придерживаться.

  • Перед написанием аннотации следует внимательно и вдумчиво прочесть основной текст. Выделить основные смысловые посылы. Сжать каждый по максимуму.

  • Определить ценность и значимость публикации. Кратко коснуться главных тем и вопросов, затронутых в тексте. Встроить 3-4 оценочных словосочетания. Таких как – «убедительно доказывает», «важный вопрос» и т.д.

  • Не повторять информацию, содержащуюся в заголовке публикации. Исключить всю второстепенную информацию, субъективизм, чрезмерно эмоциональные оценочные суждения. Уделить внимание описанию категории людей, которым данная публикация может быть полезной.

  • Стараться использовать широко известные термины, избегать слов, значение которых может быть понятно узкому кругу специалистов. Свести к минимуму количество сокращений, а если без них не обойтись, дать им расшифровку при первом же употреблении в тексте.

  • Аннотация всегда пишется от третьего лица. То есть совершенно безлично, даже если аннотацию пишет сам автор.

Как не надо писать аннотацию

Начинающие авторы, коими и являются студенты, часто допускают одни и те же ошибки при написании аннотации.

Среди самых типичных:

  1. Неоправданное превышение рекомендуемого объема. В некоторых случаях аннотация может занимать даже несколько страниц, однако при этом следует понимать, что если весь этот объем не будет заполнен значимой для читателя информацией, последний просто потеряет интерес к публикации.
  2. Аннотация не передает в полной мере или искажает смысл основного текста. Логично предположить, что неточная информация в аннотации введет в заблуждение читателя. Не позволит узнать содержание публикации и, возможно, оттолкнет от ее прочтения.
  3. Длинные предложения, сложные лексические конструкции. Подобные аннотации трудны для восприятия. Часто читатели прерывают чтение, не дочитав аннотацию до конца, так и не узнав, о чем же сама публикация.

Если у вас возникли трудности с работой, закажите аннотацию на сервисе Студворк!

Аннотация – это короткая, сжатая, характеристика книги, ее своеобразное резюме. Цель такого краткого изложения – дать читателю примерное представление о содержании произведения, помочь ему сориентироваться в обилии литературы и выбрать необходимое.

Виды аннотаций: краткая, развернутая, общая, справочная, рекомендательная, обзорнаяАннотация пишется с учетом целевой аудитории книги (для кого она – для студентов или школьников, для профессионалов или новичков) и с учетом того, кому адресована сама аннотация. Также следует обращать внимание на общую важность и полезность произведения, его назначение.

Разберем, по каким критериям и на какие виды делятся аннотации.

Классификация аннотаций

Типологию аннотаций удобнее всего вести по нескольким критериям — по  назначению, по объему, по целевой аудитории и пр. Рассмотрим все возможные типы аннотаций подробно и с примерами.

1. По содержанию и целевому назначению

По этому критерию выделяют следующие аннотации:

1) Справочные (иначе – описательная или информационная аннотация).

Устал делать рефераты и домашку по школьным предметам?

Есть выход!

Переходи по ссылке и закажи написание любой школьной или студенческой работы у наших партнеров.

Потребуется просто заполнить описание того, что тебе задали и установить свою стоимость или подождать, пока исполнители сами предложат за сколько они готовы выполнить работу.

А что с качеством?

Хороший вопрос!
Действительно, кто будет выполнять работы, от которых, возможно, будет зависеть твой аттестат?

На самом деле тут все круто!
Все исполнители — настоящие профессионалы в своих тематиках. Это студенты профильных вузов и школьные учителя, подрабатывающие таким образом.

Так что единственная опасность в том, что твою домашку может выполнить твоя же училка ;)

Заказать выполнение школьной или студенческой работы

В них раскрывается тематика произведения, кратко описываются интересные аспекты повествования (особенности образов персонажей, сюжетные повороты и т. п.). Такая аннотация не критикует, не оценивает, а только предоставляет необходимую информацию – о чем говориться в книге, кто и чем примечателен ее автор.

Схема составления данной аннотации в общем виде выглядит примерно так:

  • краткая справка об авторе;
  • вкратце — о форме (жанре) текста;
  • информация о том, чему посвящен текст;
  • описание содержания документа;
  • причины издания или переиздания (в этом случае указываются отличия от предыдущих изданий;
  • описание справочного аппарата издания (для специализированной и научной литературы);
  • информация о целевой читательской аудитории произведения.

Пример справочной аннотации:

Парандовский Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни: Пер. с польского / Сост. и вступ. ст. С. Бэлзы; Ил. П. Сацкого. – М.: Правда, 1990. – 656 с., ил.

«В книгу известного современного польского прозаика лауреата Государственной премии ПНР Яна Парандовского (1895 – 1978) вошли: «Алхимия слова» (1951) – блестящий трактат о писательском искусстве, о том, как воплощаются творческие замыслы в произведениях, в нем дается анализ писательского искусства на примерах выдающихся писателей различных эпох от Эсхила до Горького; «Петрарка» (1956) – романизированная биография великого итальянского поэта Возрождения; «Король жизни» (1930) – увлекательное жизнеописание Оскара Уайльда».

Рекомендательная аннотация2) Рекомендательные, которые оценивают важность и полезность произведения как для отдельных читателей, так и для целевой аудитории с учетом ее возраста, гендерной принадлежности, образования, профессиональной подготовки.

Такая аннотация указывает на детали, привлекающие внимание читателей. Например, подчеркивает, что роман относится к классике или, наоборот, интригует утверждением, что книга суперсовременна и отличается новаторским подходом. Приводятся и дополнительные убеждающие аргументы, апеллирующие к эмоциям читателя, его интересам или профессиональным потребностям.

Схема и примерное содержание рекомендательной аннотации таковы:

  • информация об авторе;
  • характеристика авторского творчества в целом;
  • характеристика данного произведения;
  • оценка книги с комментариями и замечаниями по ее тематике и/или проблематике;
  • описание особенностей стилистических и художественных приемов;
  • описание существенных особенностей художественно-полиграфического оформления издания;
  • указание на то, какой читательской аудитории предназначается книга.

Пример рекомендательной аннотации:

Роман «Отверженные» Виктора Гюго – один из лучших романов классики. В данном периоде автор описывает события во Франции от времен Ватерлоо вплоть до 1830. В первых главах романа мы знакомимся с епископом Бьенвеню – человеком, который вел смиреннный образ жизни. Однажды он приютил у себя беглого каторжника Жана Вальжана, который сбежал от него, прихватив с собой серебряные подсвечники. Каторжника поймали и привели к епископу, но тот, вместо того, чтобы обвинить преступника, защитил его и подарил подсвечники. Именно с этого момента и начинается преображение бывшего преступника. На протяжении романа он повстречает милую Козетту, которая станет ему как дочь, встретится с жандармом Жавером, который будет всеми силами стараться поймать Жана. На страницах книги мы повстречаем малыша Гавроша, Мариуса Понмерси и многих других персонажей, каждый из которых обладает неповторимыми чертами характера. В этом романе есть все: любовь, ненависть, борьба добра и зла, храбрость, упрямство, непоколебимость…После прочтения этого романа Вы не останетесь равнодушными и задумаетесь о многом.

2. По содержанию (его охвату и полноте) и ориентации на целевую аудиторию

По этому критерию аннотации бывают:

1) Общими — они характеризуют книгу в целом.

Могут быть и справочными, и рекомендательными. Как правило, они пишутся для широкой аудитории и фокусируются на изложении идеи и основных способов ее представления в тексте.

Если произведение относится к художественной литературе, основной акцент делается на изложение основной проблематики, главного конфликта и того, как этот конфликт решается героем или героями истории.

Пример общей аннотации:

Терапия искусством: Учебное пособие по арт-терапии: Под научной редакцией В.Н. Никитина, Н. Бояджиевой, Л.Д. Лебедевой, И.В. Вачкова. – София: Университетско издательство «Св. Климент Охридски», 2012. – 567 с., ил.

«В книге представлены современные научные исследования теории и практики терапии искусством (арт-терапии). Осуществлен системный анализ методологии арт-терапии по основным направлениям арт-терапевтической деятельности. Описаны модели и техники арт-терапевтической работы, применяемые в странах Восточной Европы. Издание рекомендовано для студентов, аспирантов, докторантов, научных сотрудников психологической, педагогической и социальной специализации, а также для всех читателей, интересующихся вопросами терапии искусством».

2) Специализированными – пишутся для узкого круга потенциальных читателей и рассказывают о главных моментах содержания. Чаще всего это справочные аннотации, реже – рекомендательные.

Видом специализированной аннотации является также аннотация аналитическая. Она пишется не по всей книге, а по самым интересным тематическим частям, главам, параграфам. Чаще всего это аннотации описательные, справочного вида.

Пример аналитической рекомендательной аннотации:

Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 20. – С. 339–626.

…В «Диалектике природы» Ф. Энгельс дает философское обобщение выводов современного ему естествознания и математики и. опираясь на их данные, излагает естественнонаучные основы диалектического мировоззрения.
Внеся громадный вклад в развитие диалектического материализма, эта работа имеет чрезвычайно большое значение и для научного атеизма. Ф. Энгельс поднял и решил здесь важнейший для научного атеизма вопрос о происхождении человека, показал значение открытий в области естествознания для борьбы против религии…
…Решающую роль для развития атеизма сыграло исследование Энгельсом проблемы жизни. Вывод, к которому пришел Ф. Энгельс, способствовал освобождению науки от идей «сверхъестественной жизненной силы».

3. По объему

По объему выделяют следующие аннотации:

1) Краткими – они направлены на характеристику одного аспекта. Как правило, это оценка материала, глубины проработки темы. Либо представляют собой очень краткое резюме, раскрывающее самую суть произведения.

Пример краткой аннотации статьи:

«В этой статье автором рассматривается важность и необходимость защиты персональных данных. Изучаются способы исключения утечки информации и ее несанкционированного использования. Итогом работы является ряд существенных предложений по хранению и оптимизации обработки персональных данных в различных учреждениях и организациях».

Если книга относится к художественной литературе, то краткая аннотация должна, во-первых, дать представление о главном конфликте и его значении, а во-вторых, обрисовать героя и сюжет в самых общих чертах.

Пример краткой аннотации к книге:

«В этой истории обычный мальчик узнает, что он на самом деле волшебник, который заставил исчезнуть с лица земли страшного злодея, и теперь тот хочет вернуться и отомстить. Чтобы узнать о своих способностях и научиться с ними управляться, мальчик попадает в школу волшебства, где находит новых друзей».

2) Развернутыми – кроме короткого пересказа содержания и его оценки они включают в себя еще и перечисление глав, параграфов и/или рубрик. Обычно такая аннотация составляется к научным работам, учебникам, монографиям и занимает от одной до нескольких страниц.

Обзорная аннотация4. По количеству охваченных произведений

Этот тип — обзорная аннотация. Иногда ее еще называют групповой.

Такая аннотация пишется одна для нескольких произведений (для группы текстов, объединенных одной темой или одним жанром). Она может быть как справочной (уточнение трактовки общей темы в каждом из объединенных произведений), как и рекомендательной (в этом случае акцент делается на различия произведений – например, в трактовке темы или в способах представления информации).

Пример обзорной аннотации:

Один мир для всех: Контуры глобального сознания. Сборник статей: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. – 216 с.

«Мысли и суждения восемнадцати известных политических и общественных деятелей современности о наиболее острых глобальных проблемах нашей планеты представлены в книге «Один мир для всех», которая впервые вышла в свет в западногерманском издательстве «Хорицонте» при участии и активном содействии советского издательства «Прогресс». Президент СССР Михаил Горбачев и председатель Социалистического Интернационала Вилли Брандт, известный астрофизик Фан Личжи (его часто называют «китайским Сахаровым») и один из основателей «Римского клуба», философ и футуролог Эрвин Ласло, Генеральный секретарь ЮНЕСКО Федерико Майор и бывший премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланд, экономист и эколог Хейзл Хендерсон, физик и психолог Питер Рассел – наиболее видные представители мирового гуманитарного и естественно-научного знания вместе с известными политиками рассматривают на основе анализа последних достижений фундаментальных наук и нового планетарного мышления вопросы, волнующие все человечество.
Подходы к теме у авторов разные, поскольку речь идет о ярких и своеобразных индивидуальностях, но критерий один – все в мире взаимосвязано. Грозящего апокалипсиса вследствие многолетней конфронтации и неумолимо надвигающейся экологической катастрофы можно избежать, если мы сегодня, наконец, осознаем, что этот мир у нас для всех один».

  • Что считается словами в сочинении
  • Что такое аргумент в литературе сочинение
  • Что такое агрессия сочинение на английском
  • Что станет говорить княгиня марья алексеевна сочинение горе от ума
  • Что составляет духовный мир человека сочинение