Что составляло смысл жизни цветка из рассказа платонова неизвестный цветок

Произведения а. платонова каждый знает еще с детства. сочетание жизненного и фантастического порождает интересную динамичность. сказка неизвестный цветок, пожалуй, одна

Произведения А. Платонова каждый знает еще с детства. Сочетание жизненного и фантастического порождает интересную динамичность. Сказка «Неизвестный цветок», пожалуй, одна из наиболее поучительных, а также добрых.

История написания

Андрей Платонов прожил недолгую, но интересную жизнь, писал множество произведений для детей, желая преподать юному читателю несколько мудрых уроков, которые пригодятся в жизни, а ещё, оставить память для любимой дочери.

«Неизвестный цветок» был создан автором в 1950-м году. Тема сражения за жизнь проходит через произведение, так как оно писалось за год до смерти Платонова, больного страшной болезнью – туберкулезом, которым заразил его собственный сын, освободившийся из тюрьмы.

Из-за того, что под политические веяния автор не подстраивался, печатали его очень мало. Детская проза же не только была безопасным жанром, но и способом прокормить свою семью.

Направление и жанр

Сам Платонов опередил жанр как «сказка-быль», говоря о сочетании волшебного и реалистического. Все «волшебности» настолько естественно вплетены, что складывается впечатление о реальности, в которой может быть что угодно. Также, автор не обходит стороной и нравственную, и философскую проблематики, проводя их сразу через несколько мотивов произведения.

Композиционное построение

Начало повествует о жизни одного цветка, у которого, по мере роста, увеличивается и упорство, жизнелюбие. И хоть начало обозначено сказочным приёмом, далее мы погружаемся полностью в реальность, где живет тот самый цветок. Он – смешение двух противоречий, хрупкости снаружи и упорной решительности внутри. Несмотря на окружающие трудности, он крепнет, расцветает, и даже привлекает внимание одной девочки, Даши, которая поможет ему избавиться от одиночества.

Композиция произведения циклична, но это становится очевидным только в самом конце. Даша, приехавшая на следующий год в лагерь, цветка уже не нашла, но взамен появилось множество других растений, а ещё птички и насекомые. И в окончании, она замечает цветок, ещё более прекрасный, и похожий на тот, прежний. Автор этим приёмом говорит о циничности нашей жизни, непрерывности.

Смысловая нагрузка названия

Неизвестность цветочка при его большой значимости – смысл, вложенный автором в название. Похожих на него очень много, но, среди всех, именно он стремился преодолевать трудности, любил жизнь и хотел счастливо существовать, хоть ничего о себе и не знает. Важность и вклад цветка в природу подчеркивается благодаря названию произведения.

Суть произведения

Сказка-быль «Неизвестный цветок» повествует о цветке, который рос, несмотря на все сложности и преграды, на пустыре. Одинокий, он сумел привлечь внимание девочки, избавившей её от одиночества, а ещё она смотивировала друзей облагородить землю вокруг.

Это произведение о преодолении трудностей на жизненном пути, и о важности помощи тем, кому это необходимо.

Тематики произведения

Сквозь всю сказку проходят сразу четыре темы: добра, борьбы за жизнь, целеустремлённости и смысла жизни.

Проблематика

  1. Воля к жизни несмотря на отсутствие для этого каких-то причин – то, что присуще цветку. Ничто из трудностей не сломило его, и он, борясь, становился только сильнее.
  2. Противопоставление силы и слабости цветка показывает, что он, как и человек, может быть слабым снаружи, но сильным внутри, и недооценивать это не нужно.

Смысл сказки

Основной смысл сказки довольно прост – трудности можно преодолеть, если есть терпение, упорство. Жизнь – что ни на есть ценное, и поэтому, вопреки всему, цветок радуется, просто существуя.

Поступки, совершенные бескорыстно, делают жизнь счастливее, и даже чуточку светлее. Человечность же, доброжелательность – качества, позволяющие чувствовать себя в этом мире живым, полным и других чудесных качеств и эмоций.

Чему сказка учит

Быть терпеливым ко всем, целеустремлённым вне зависимости от обстоятельств, по-настоящему добрым, отзывчивым любому человеку или существу – то, чему автор нас хочет научить. Платонов показывает на цветке, насколько важно быть тем, кто ты есть на самом деле, просто любить жизнь и стремиться вверх.

Ваша отзывчивость, умение быть искренним, может быть причиной чьего-то счастья. Вдобавок, умение прийти на помощь, и сделать это бескорыстно, а также доброта – основы человечного поведения, и если это под силу цветку, то и другими тоже.

Элементы художественной выразительности

Андрей Платонов в своём произведении использует такие средства выразительности художественной речи, как:

  • Эпитеты.
  • Олицетворения.
  • Сравнения.

Чтобы погрузить читателя в атмосферу природы и дать почувствовать её, автор использует объёмные описания окружающей природы.

Аллегоризация – ещё один способ, используемый Платоновым, ведь за цветком прячется человеческая сущность, и даже природа «дышит», и даже живет, как человек.

Это произведение по-настоящему заставляет задуматься, и многому учит как юных читателей, так и взрослых.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Цель: помочь учащимся проанализировать
сказку-быль А.П. Платонова,

Развивать образное мышление, умение анализировать
и делать выводы, устную и письменную речь, творческие способности учащихся,

Воспитывать понимание ценности жизни, чувство
любви ко всему живому, способность сострадать.

Ход урока:

І Организационный момент.

1.       Слово учителя:

—Здравствуйте, ребята. А
думаю, что вы   уже обратили внимание на наших гостей. Они вместе с нами
окунутся в мир русской литературы.

-Начать урок я решила с
песни, прослушав которую вы должны ответить на вопрос:

-Как она связана с нашим
сегодняшним уроком

ПЕСНЯ

-И как же данная песня
связана с уроком литературы? 

-А героями какого
произведения является эти герои?

-Кто автор?

-А похож ли  цветок из
песни на цветок из сказки — были, которую вы прочитали дома?       

-А чем же?

-А почему его можно, как и в песне, назвать
волшебным, необычным?

-А точнее определить тему
урока нам помогут вот  эти два цветка.

-Посмотрите на них. Что вы можете о них сказать?

-А почему так произошло?

-Попробуйте сформулировать
тему

ВЫВОД

ІІ Объявление темы и цели урока.

1.      
Слово
учителя:

—Итак, тема нашего урока – Урок добра в
сказке – были А.П.Платонова «Неизвестный цветок».

image006

-Как вы думаете, каковы же будут цели
урока?

—Проанализировать произведение.

—Понять смысл сказки-были.

—Понять, что автор хотел нам сказать своим
произведением.

-Почему произведение имеет
подзаголовок « Сказка-быль»?
(Есть и сказочное, и реальное).

— Как вы думаете, почему оно
называется «Неизвестный цветок»?

-Верно,
образ неизвестного цветка является главным в сказке-были.Сейчас мы с вами
создадим портрет цветка, опираясь на текст.

Цветок

Как начал свою жизнь маленький цветок? («однажды упало из ветра одно семечко») с. 45  —  2 абзац

-Что делал цветок, чтобы выжить на пустыре? 3 абзац с. 45

-Каким был маленький цветок? (трудолюбивым)

-Какой же была жизнь цветка? (жизнь цветка
была трудной, одинокой, безрадостной

-Какой момент в жизни цветка мы
можем назвать самым важным?

Встреча Цветка с Дашей.  

Итак, они встретились:
Даша и маленький беззащитный цветок.

 Инсценировка .

image007

-Почемуже именно этот
момент мы назвали самым важным
?                                      

 Теперь и цветку, и Даше
не так одиноко.

Почему Даша
оказалась около пустыря? В каком она настроении?
Ответ найдите в тексте. С.
46 — 47

-Какую связь увидела Даша между собой и одиноким цветком, растущим на
пустыре?
(«Может, этот цветок скучает там по своей
матери, как я», — подумала Даша».)

Как Даша наградила
цветок за его трудолюбие?
Она его поцеловала. (Девочка оценила
трудолюбие цветка, она сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни. Даша
была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка.
Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят

Вывод: Разговор закончился
тем, что Даша склонилась к нему и поцеловала в светящуюся головку. Это и стало
началом их дружбы.

-Как цветокотвечает на вопрос
девочки «А отчего ты на других непохожий?» цветок?
     « —
Оттого, что мне трудно».

-Цветку трудно жить меж камнем и
глиной, но он изо всех сил борется за жизнь и побеждает, и эти жизненные
трудности делают его непохожим на другие цветы.

Какой эпизод изображен на
иллюстрайии?  
Перескажите  этот отрывок(Привела друзей, которые
удобрили почву, на ней впоследствии выросло множество красивых цветов).

image008

Отдых.

-Ребята, дома каждый из вас
создал  модель своего неизвестного  цветка. Каждый представил его по – своему. 
Все они непохожи друг на друга, но сделаны с любовью. Вот и наши с вами
цветыукрасят пустырь.

Какие 
качества проявили пионеры во главе с Дашей, помогая неизвестному цветку?
(Доброта,
милосердие, гуманность, сочувствие, уважение, сострадание, помощь, любовь,
забота).

-А какой человек может обладать
этими качествами?
Добрый

Работа в парах. Творческое задание.

Напишите
те слова, с которыми, как вам кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и
убедить их прийти на пустырь
(раздаются
вырезанные из бумаги лепестки, из которых потом можно составить цветок).

— Как вы
думаете, цветок помог чем-нибудь Даше?
(Развеял
грусть, Даша словно помогала цветку из маминой сказки, заслуживая одобрение
очень любимого человека)

Даша совершила добрый
поступок: сделала шаг навстречу одинокой душе, сумела разглядеть то, что никто
до  нее не замечал.

Ребята, о  ком
думал Платонов, когда писал свой рассказ, о цветке или о человеке?
(О человеке).

-Какова
главная мысль произведения
? (Чтобы выжить и быть
счастливым, надо много трудиться. Помоги ближнему, и он тебя отблагодарит,
подарит радость. Твори добро, заботься о ближнем, умей быть милосердным и
проявляй сострадание.)

image009                              

-Так как же мы с вами можем назвать наш
неизвестный цветок?

            
Цветок добра

-И сейчас я предлагаю вырастить в нашем классе
свой цветок добра

-У вас на партах сердечки, это частички вашей доброты.
Запишите одно доброе дело, которое вы сделали за последнее время, на сердечке
и приклейте его на доску.

-Вот видите у нас свой волшебный цветок и имя
ему «Цветок добра». Так пусть же в нашей жизни будет «Целое море таких
цветов».

Оцените собственную
деятельность на уроке в соответствии с оценкой.

Красный  цветок. «Ура! Я
доволен собой! Всё понял!»

Желтый. «Мне было нелегко, но я
справился».

Зеленый. « Мне было трудно.
Нужна помощь».

Домашнее задание (на выбор)

      1.
Приготовить выразительное чтение эпизода по выбору.

      2.
Подготовить пересказ события сказки-были от лица разных героев.

image010

Мотивный анализ сказки, языковая реализация мотивов.

Андрей Платонович Платонов

НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК

(СКАЗКА-БЫЛЬ)

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду — и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.

Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.

Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.

На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери — розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.

«Может, это цветок скучает там по своей матери, как я» — подумала Даша.

Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка — ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его:

— Отчего ты такой?

— Не знаю, — ответил цветок.

— А отчего ты на других непохожий?

Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.

— Оттого, что мне трудно, — ответил цветок.

— А как тебя зовут? — спросила Даша.

— Меня никто не зовет, — сказал маленький цветок, — я один живу.

Даша осмотрелась в пустыре.

— Тут камень, тут глина! — сказала она.

— Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

— Не знаю, — ответил цветок.

Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.

На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала:

— Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит.

Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.

Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.

А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.

Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.

Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок — такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.

Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.

Мотивный анализ сказки, их языковая реализация

В сказке-были «Неизвестный цветок» следующие мотивы:

1) В сказке-были «Неизвестный цветок» мотив жизни (жил – жизнь – живой) на протяжении всего рассказа передан при помощи лексических повторов и однокоренных слов, которые расположены контактно (повторы следуют друг за другом) и дистантно (повторы разделены другими текстовыми элементами) (повтор слов 12 раз) на протяжении всего текста, образуя композиционное кольцо, поэтому выполняют структурообразующую функцию:

1. Жил на свете маленький цветок. 2. …а цветок все жил и жил помаленьку. 3. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. 4. … он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. 5. Цветок не хотел жить печально…6. …он светился живым огнем. 7. … он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне и 8. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне (в конце сказки).

Слова «жизнь», «жить», «живой» помогают представить цветок как живое существо.

2) Мотив жизни в сказке-были тематически связан с мотивом труда, преодоления трудностей. Цветок выполнял тяжелый, изнурительный труд, чтобы выжить:

— Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу.

— Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть.

— Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу.

— …цветок-труженик.

В сказке-были «Неизвестный цветок» мотив труда передан при помощи лексических повторов (5 раз встречается слово «труд» в тексте), анафоры, синтаксического параллелизма (Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу); эпифоры (Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу). Антитеза день – ночь, днем – ночью (Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу) использована для раскрытия образа цветка, готового на все ради жизни. Труд бывает радостным, интересным, увлекательным. А цветок выполнял тяжелый, изнурительный труд, чтобы выжить. Он обладает сильным духом.

Неизвестный цветок обладает сильным духом, он может выйти из затруднительного положения. Таким образом, мотивы жизнь – труд выполняют характерологическую функцию, так как раскрывают характер героя, любящего жизнь и умеющего трудиться.

На протяжении произведения встречается мотив трудностей:

Мотив трудностей выражается образами пустыря, камня и глины, которые выступают как метафора трудностей в жизни. Не зря в тексте слово «пустырь» повторяется 13 раз, глина – 10, камень – 10; кроме того в большинстве предложений слова употреблены в пределах одной фразы:

— Он рос один на пустыре…

— На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина.

— Лишь один ветер гулял по пустырю.

— а в камне и глине семена умирали.

— Нечем было ему питаться в камне и в глине.

— Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину.

— …трудно было цветку питаться из одних пылинок…

— …мне трудно.

Данный мотив связан с мотивом жизни и образует антитезу: жизнь, труд – пустырь, глина, камень. Автор, возможно, обратил внимание читателя именно на проблему трудностей жизни, которые могут встретить люди. Второе рождение может произойти только благодаря упорному труду – физическому и нравственному. Цветок старался быть тружеником не только для себя, но и способствовал тому, что зацвёл весь пустырь (он произвёл потомство).

Мотив одиночества обнаруживаем при помощи повтора слова «один» (встречается 4 раза), что подчеркивает чувство одиночества, грусти цветка.

— Он рос один на пустыре.

— Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч солнца касался его утомленных листьев.

— Я один живу…

 Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

В последнем случае смысл слова «один» усиливает анафора «как же ты…» и риторический вопрос.

Даше были близки и понятны чувства цветка. Она особенно остро почувствовала сиротство цветка, потому что она была в тот момент в разлуке с мамой и ощущала себя одинокой и покинутой.

5) «Свет» в сказке-были – возможно, символ стремления к жизни, счастью.

Мотив света в «Неизвестном цветке» передан сравнением цветка со звездой:

Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь.

Анадиплосис (или подхват — повтор слов или группа слов, заканчивающих отрезок речи, повторяется в начале следующего отрезка речи) связывает два предложения, замедляет действие, добавляет новую деталь в описание. Цветок смело противостоит трудностям жизни: Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.

Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.

«…сияющие светом цветы» — метафора продолжения добрых дел.

Как видим, повторы слов и однокоренных слов «свет», «светлый», «светящуюся» помогают выявлять мотив, который подразумевает мысль о жажде к жизни, стремлении к добру.

Мотив света реализован сравнением цветка со звездой, также в одном случае усилен анадиплосисом. Автор хотел подчеркнуть одиночество цветка; он так же одинок, как и звезда в бесконечном пространстве Вселенной. «Звезда» – это и символ стремления к светлому будущему.

6) Мотив света переплетен с мотивом добра и связан с образами Даши и детей-пионеров, которые удобрили землю, совершили доброе дело, спасли цветок, принесли ему цветку. Движение души детей рождает внутренне движение земли – ее заботу о цветке:

— …они (пионеры) сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

— Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй (эпитет).

К данному мотиву семантически близко слово благоухание. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова читаем: Благо, — а, мн. блага, благ, благам, 1. только ед. Добро, благополучие (высок) Стремление к общему благу. [4, с. 44].

— На краю пустыря Даша почувствовала благоухание.

— От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.

— Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания (метафора).

Цветок (цветы) всегда будет радовать людей, благоухать, нести им только добро, счастье.

Мотив добра передан в сказке-были Платонова передан повтором слова «благоухание» (3 раза), эпитетом и метафорой.

7) Мотив смерти в сказке-были «Неизвестный цветок» выступает как воскрешение, продолжение новой жизни, а не как ее конец: неизвестный цветок умер, но от него родились другие цветы.

В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень.

В «Неизвестном цветке» всего слов с семантикой «смерть» встречается 4 раза.

Мотив смерти в сказке-были образует антитезу с мотивом жизни и подчеркивает идею автора: жизнь и смерть существуют рядом друг с другом, но жизнь всегда выше смерти.

8) Мотив ветра узнается при помощи лексического повтора слов «ветер» (9 раз).

— Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду — и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь.

— Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие.

— Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу.

— Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.

Ветер выступает как олицетворение: он помог цветку выжить. В двух случаях повторы слов употреблены с постоянными эпитетами «черная земля», что сближает фрагмент текста с фольклором. В некоторых предложениях полисиндетон усиливает звучание мотива ветра, придает высказываниям эмоциональность и законченность.

9) Мотив дома (пустырь, глина, камень) тесно связан со всеми мотивами, о которых мы уже писали.

На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина.

Как только дети удобрили землю на пустыре, «дом» цветка изменился, стал добрым: «… он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки». Продолжается род неизвестного цветка, выросли «новые цветы».

2.2. Функции мотивов

Мотивы являются своеобразным строительным материалом текста. В сказке-были «Неизвестный цветок» составляем цепочку мотивов: жить, жизнь, живой – одиночество – труд, трудности – ветер –- пустырь, камень, глина – свет – добро – смерть – благоухание, дом, жизнь. Эти цепочки слов выступают как средство развития сюжета.

Мотивы жизни, света, трудностей, добра, дома повторяются, взаимосвязаны в тексте и образуют кольцо: неизвестный цветок жил и оставил после себя много детей. Как можно понимать цепочку мотивов?

— Маленький цветок жил один в трудных условиях на пустыре среди камней и глины.

— Цветок выжил благодаря труду.

— Цветок выжил, так как ему помогли добрые дети и Даша. Цветок выжил, потому что он нашел друзей.

— Цветок выжил, потому что от него родилась другая жизнь, его душа перешла к его сыну.

— Цветок обрел красивый дом благодаря доброте Даши и детей.

А. П. Платонов связывает особые надежды с детьми. Жизнь человека — напряженный труд души во имя будущих поколений. Именно детям предоставлено право строить будущее. Произведения наводят на мысль об упорстве и стремлении преодолевать все трудности на своем пути. Нередко человек, подобно неизвестному цветку, подвергается самым тяжелым испытаниям. И для того чтобы не сломаться и пройти через все испытания с высоко поднятой головой, требуется немало сил и мужества. История невиданного цветка учит поверить в себя и до конца бороться за свое счастье. Значит, мотивы выполняют сюжетообразующую, структурообразующую функцию, а повторы слов, находясь на протяжении произведения, – ритмообразующую функцию.

Заключение

1) А. П. Платонов – писатель, который особенно трепетно относился к детству. Он оставил после себя такие прекрасные произведения, как «Никита», «Еще мама», «Сухой хлеб», «Цветок на земле» и другие.

2) В результате анализа мы пришли к выводу, что мотивы в сказке-были «Неизвестный цветок» повторяются, переплетаются с другими мотивами в тексте, дополняют друг друга.

Во всех случаях в языковом плане в сказке-были «Неизвестный цветок» мотивы переданы при помощи лексических повторов (все мотивы), анафоры (2), эпифоры (1), анадиплосиса (1), сравнения (1), риторического вопроса (1), градации (1), синтаксического параллелизма (1). Таким образом, есть схожие языковые средства и фигуры речи. Особенность сказки-были «Неизвестный цветок» состоит в том, что все мотивы реализованы повторами слов. Возможно, они являются показателем авторской манеры.

Также произведение построено на антитезе: жизнь – смерть, добро – зло, трудности – счастье, одиночество – семья (дом).

3) Мотивы являются элементом речевого уровня текста, выполняя структурообразующую, сюжетообразующую и ритмообразующую функцию.

4) Мотивы способствуют идейно-тематическому единству текста.

При помощи мотивов актуализируется внимание читателя, доминантные фразы образуют смысловое ядро всего текста. Мотивы выступают как символы высоких нравственных качеств, духовной красоты человека. По мнению Андрея Платоновича Платонова жизнь процветает благодаря труду, доброте. Доброе дело рождает новую счастливую жизнь.

Сказки Андрея Платонова знакомы многим с детства. Сочетание реальных жизненных ситуаций с элементами фантастического придают произведениям необычайную динамичность. Одной из самых добрых и поучительных сказок Платонова является «Неизвестный цветок». Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения по плану.

История создания

Андрей Платонов прожил недолгую, но очень плодотворную жизнь. В последние годы автор всё больше писал для детей, желая остаться в памяти подрастающего поколения, преподав им мудрые жизненные уроки. Платонов также хотел оставить воспоминания и для своей дочери Маши. 

Сказка-быль «Неизвестный цветок» была написана в 1950 году, за год до кончины писателя. Неудивительно, что мотив борьбы за жизнь становится центральным в этом произведении, ведь Платонов болел туберкулезом. Он заразился от своего сына, который вернулся после длительного тюремного заключения. Арест был политическим решением. Через сына чиновники давили на отца, который не мог стать орудием идеологического «воспитания» людей. Платонов писал то, что считал нужным, не подстраиваясь к политической повестке дня. Из-за этого его почти перестали печатать. Единственной безопасной и честной гаванью оставалась детская проза. Чтобы прокормить семью, автор усердно работал в этой сфере. Но скудный заработок не помог ему продлить свои дни, болезнь не отступила. Одним из последних произведений стал «Неизвестный цветок».

Жанр, направление

«Неизвестный цветок» – это сказка-быль, как определил жанр сам автор. Подобное определение как нельзя лучше описывает замысел данного произведения. 

Элементы волшебного в сочетании с реалистическим фоном позволяют сделать вывод, что «Неизвестный цветок» является рассказом с элементами сказки (фантастики), иначе говоря – сказкой-былью. «Волшебные» моменты произведения настолько точно и умело вкраплены в текст, что создаётся впечатление полного погружения в реальность, где и цветы могут говорить.  

Композиция 

Сказка-быль «Неизвестный цветок» начинается с описания жизни самого цветка. Упорство и целеустремлённость цветка, его рвение к жизни растёт вместе с ним самим. Характер цветка выступает противоположностью его внешнего вида: сильный и решительный внутри, снаружи он хрупок и одинок. Однако, пройдя все трудности, голод, жажду, он наконец-то расцветает. И именно его цветение привлекает внимание девочки Даши, которая избавит его от одиночества.

Композиция сказки-были завязана на цикличности, что становится понятно лишь в финале произведения. Приехав в пионерский лагерь на следующий год, Даша не застала тот самый цветок, но увидела плоды своих трудов: новые растения, цветы, парящих над когда-то пустынным пространством птиц и насекомых. И в самом конце девочка замечает цветок, похожий на предыдущий, но только прекраснее. С помощью подобной композиции произведения автор подводит к мысли о непрерывности и цикличности жизни.

Смысл названия

Смысл названия сказки-были «Неизвестный цветок» заключается в мысли о безызвестности цветка при его огромной значимости. Подобных ему миллионы, однако именно это растение упорно пробивалось к жизни, преодолевало трудности, чтобы просто существовать. 

Цветок не знает ни своего имени, ни того, как он выглядит, но он борется и стремится к развитию. Произведение названо «именем» центрального героя произведения, чтобы подчеркнуть важность его образа и вклада в природу. 

Суть: о чём?

Произведение «Неизвестный цветок» рассказывает о цветке, выросшем на пустыре несмотря на все трудности и преграды. Одинокое растение не знало радости, пока его запах не привлёк девочку из пионерского лагеря. Даша заговорила с цветком и позвала ребят, чтобы сделать землю вокруг растения плодородной. 

«Неизвестный цветок» – это история о том, как нужно преодолевать жизненные трудности. Это и произведение о том, как важно помогать тому, кто в этом нуждается. 

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон дополнил анализ сказки «Неизвестный цветок» по плану таблицей с описанием главных героев.

Цветок Центральным героем сказки-были является сам цветок. Одинокий, изнеможённый, он находит в себе силы бороться, стремясь к лучшей жизни: «Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Цветок обеспечивал себя всем необходимым и не унывал, хотя вокруг была лишь сухая глина и ни одного растения. Примечательно, что и в таком тяжёлом положении цветок находил что-то хорошее: он искренне радовался первым лучам солнца, попадавшим на него. Став настоящим цветком с «венчиком вверху», растение выглядело прекрасно, но не знало об этом. Именно его цветение и благоухание после стольких трудов привлекло Дашу, которая скрасила его дни.
Даша обычная девочка из пионерского лагеря. Скучая по маме, Даша написала ей письмо и понесла его на станцию. Именно тогда она услышала аромат цветка и вспомнила о сказке, которой когда-то с ней поделилась мама. Будучи доброй и неравнодушной, девочка сделала всё возможное, чтобы облегчить жизнь цветку: поговорила с ним, позвала на помощь ребят, чтобы превратить мёртвую землю пустыря в плодородную и пригодную для появления новых растений.

Темы

Тематика в произведении «Неизвестный цветок» изложена в сокращенном варианте, ведь иначе анализ будет слишком большим. В книге можно выделить четыре главенствующие темы: тема борьбы за жизнь, добра, смысла жизни и целеустремленности.

  1. Тема борьбы за жизнь представлена в сказки-были в образе цветка. Маленький одинокий цветок преодолевает множество трудностей просто для того, чтобы жить. 
  2. Смысл жизни в сказке воплощается в самом бытие. Цветок не видел мира, он не видел себя, но он осознал, что он должен существовать, ведь родился для жизни. Это и есть смысл всего живого. 
  3. Целеустремленность проявляется в поведении героя. Цветок не сдаётся и в итоге обретает счастье: помощь от Даши и её друзей-пионеров, цветение когда-то мёртвого пустыря и продолжение своего рода. Даша приводит друзей не просто для помощи, но чтобы все увидели героя. Ведь жизнь этого цветка вопреки всему – это огромный подвиг.
  4. Тема добра реализована в помощи пионеров цветку. Ребята работали четыре дня, чтобы дать шанс цветку на более лёгкую жизнь. Бескорыстность и доброта ребят и самой Даши показали цветку, что он не зря боролся за свою жизнь. Доброе дело, простой человеческий поступок сделал цветок счастливым и сделали пустырь настоящим лугом. 

Проблемы

Проблематика сказки «Неизвестный цветок» нашла свое выражение в кратком списке:

  1. В сказке-были «Неизвестный цветок» затронута проблема воли к жизни. Цветок всеми силами стремится удержаться в этой жизни, хотя у него нет на это никаких причин. Одиночество, усталость, голод – всё это могло бы сломить простое растение. Однако цветок выбрал трудный, но благородный и достойный путь. Раз за разом преодолевая все тяготы и невзгоды, цветок становился сильнее, что впоследствии помогло ему прожить счастливую жизнь. 
  2. Проблема силы и слабости тоже затрагивается в произведении. Автор намеренно подчёркивает хрупкость и слабость обычного цветка, а затем описывает его твёрдый характер, которым может похвастаться далеко не каждый человек. Растение преодолело свою слабость упорным трудом. Пионеры даже нарекут цветок героем за его непреодолимое желание жить на этой земле. 

Смысл

Основная идея произведения «Неизвестный цветок» заключается в мысли о преодолимости всех трудностей с помощью упорства и терпения. Несмотря на все невзгоды и преграды, цветок живёт и радуется этому. Ведь жизнь – это самое ценное, что есть на этой земле. 

Важна и главная мысль сказки «Неизвестный цветок» о добрых поступках, которые должны совершаться бескорыстно. Человечность и доброжелательность – это движущие силы нашего мира. Именно эти качества позволяют нам оставаться живыми и настоящими. 

Чему учит?

Произведение «Неизвестный цветок» учит нас быть целеустремлёнными и терпеливыми, а также добрыми и отзывчивыми. Платонов на примере цветка показывает, как важно цепляться за жизнь и делать всё возможное, чтобы оставаться тем, кем ты являешься. 

Мораль произведения заключается и в том, что отзывчивость и искренность могут стать причиной чьего-то счастья. Сказка «Неизвестный цветок» заставляет задуматься о том, что доброта и взаимопомощь – это основа человечности.  

Художественные особенности

Платонов использует различные средства художественной выразительности для живописности текста: эпитеты («мёртвая глина», «добрая земля»), олицетворения («цветок сторожил ветер», «цветок радовался»), сравнения («как дедушка-сеятель», «как звезда, он светился живым мерцающим огнём»). 

Автор намеренно использует объёмные описания природы, чтобы помочь читателю погрузиться в атмосферу, в которой находился цветок. Обилие деталей, наличие средств художественной выразительности, понятный и детям, и взрослым язык позволяют сказке-были «Неизвестный цветок» оставаться популярной и спустя полвека после написания.

Автор: Татьяна Булычева

Итоговая
работа по литературе за 7 класс

Часть 1. Содержание литер. произведений (ставим только  цифру вопроса и букву ответа)

1.  Из какого произведения взят данный
отрывок?

«Собака выла — ровно, настойчиво и безнадёжно. И тому, кто
слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно
тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».

а) Леонид Андреев «Кусака».

б) Андрей Платонов «Юшка».

в) Фёдор Абрамов «О чём плачут лошади»

2. Что больше всего возмущает Акимыча,
главного героя рассказа Носова «Кукла»:

А)Человеческое безразличие

Б) Неуважение к чужому труду

В) Хулиганское поведение подростков

Г) Хамское отношение между людьми.

3. Что
составляло смысл жизни цветка из рассказа Платоно­ва «Неизвестный цветок»?

а)   Один раз в день радоваться лучам восходящего солнца.

б)   Во что бы то ни стало спрятаться от ветра.

в)    Жить, расти, бороться за счастье жить.

4. Какие чувства вызывает у
автора Юшка из рассказа
А. Платонова
«Юшка»?

а)
Любопытство, б) Уважение, в) Сострадание.

5. Темой рассказа Е. Носова
«Кукла» является:

а)  Описание жизни простого деревенского человека.

б)  Изображение нравственных
истоков жизни, отношение к
земле и
природе.

в)   История брошенной куклы.

6. Каково авторское
отношение к мужику в сказке М. Е. Сал­
тыкова-Щедрина
«Повесть о том, как один мужик двух генера­
лов прокормил»?

а)  Восхищение, любование.

б) Презрение,
пренебрежение.

в)  Сожаление, горечь.

г)   Безразличие.

7. Почему Бирюк всё же
отпустил крестьянина?

а)  Постеснялся своей жестокости перед барином.

б) Испугался мести крестьянина.

в)  Пожалел мужика.

г)   Понял, что крестьянин доведён до крайней степени нищеты.

8.
Какого героя в произведении «Тарас Бульба» не было?

А)
Кошевой

Б)
Дуня

В)Остап

Г)
Кукубенко

9.
Кем был Карл Иванович в повести Л.Н. Толстого «Детство»?

А)
Отцом главного героя

Б)
Поваром

В)
Учителем

Г) Приезжим
гостем

10.
Как звали лошадь в рассказе Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади»?

а)
Клара

б)
Рыжуха

в)
Гнедая

г)
Победа

Часть
2. Задания на соответствия и знание литературных терминов.

1. 
Что такое былина:

а)Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных
героях.

б)Это поэтическая биография народа

в)Это краткое изречение

г) Это рассказ об исторических деятелях.

2. Лирика – это

а) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом;

б)  род литературы, в котором
действительность отражается
путем
передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и
чувств автора;

в)  стихотворение из двух строк.

3. Что такое сатира:

а) Это художественное произведение , в котором гневно
осуждаются пороки общества и человека

б) Это произведения, в которых отражается комическое,
смешное в жизни.

в) Это  художественное произведение, в котором
изображается судьба человека

4.
Из какого произведения Горького взят этот отрывок?
«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал,
освещённый этим факелом великой любви к людям, а  
тьма разлетелась от света его и там,
глубоко в лесу, дрожащая,
впала
в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как
камни».

5. Соотнести Произведение и его Жанр (ставить
цифру-букву)

1. «Тарас Бульба»

2. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова»

3. «Русские женщины»

4. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

5. «Хамелеон»

6. «Вольга и Микула Селянинович»

А. сказка

Б. поэма

В. песня

Г. былина

Д. повесть

Е. рассказ

6. Соотнесите произведение и автора. (ставим цифру-букву)

1. «Хорошее отношение к лошадям»

2. «Злоумышленник»

3. «Детство. Отрочество. Юность.»

4. «Детство. В людях. Мои университеты.»

5. «Тарас Бульба»

6. « Цифры»

7. «Станционный смотритель»

8. «Размышления у парадного подъезда»

А) А. С. Пушкин

Б) В.В. Маяковский

В) А.П. Чехов

Г) Н. В. Гоголь

Д) Н. А. Некрасов

Е) М. Горький

Ж) Л. Н. Толстой

З)
И. А. Бунин

7. Из списка предложенных качеств личности выберите те,
которые были присущи литературным героям прочитанных произведений.

Храбрость, жизнестойкость, лень, мужество, упорство, настойчивость,
трусость, безразличие, доброта, предательство, справедливость, самодурство,
трудолюбие, жестокость, кроткость, хладнокровность, угодливость,

1) Остап

2)Княгиня Трубецкая

3) Два генерала

4) Юшка

Часть 3. Рассуждение и развитие речи.

Необходимо выбрать один из предложенных вопросов по прочитанным
текстам и написать небольшое рассуждение (развернутый ответ) -5-7 предложений.
В ответе должны присутствовать ваши размышления и обращение к данному
произведению. (ответы, списанные из интернета, оцениваться не будут )

1.      
Нужно ли и в
каких ситуациях жертвовать собой ради людей? (по легенде М.Горького «Данко»)

2.      
Подстраиваться
под любую ситуацию и часто менять свое мнение – очень полезный навык.(по
рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»)

3.      
Не каждый
человек способен быть честным и верным до самого конца. (по повести Н.В. Гоголя
«Тарас Бульба»)

  • Что случилось с незадачливым царем из сказки петра ершова конек горбунок
  • Что составляет основу жизненной философии обломова сочинение
  • Что свидетельствует о благородстве человеческой души сочинение
  • Что сближает сказку пушкина о царе салтане с народными сказками
  • Что сильнее разум или чувства сочинение гроза