Что сильнее разум или чувства сочинение гроза

Многомудрый литрекон предлагает вам итоговое сочинение на тему: с какими литературными героями вы ассоциируете себя и почему? здесь вы найдете

Многомудрый Литрекон предлагает Вам итоговое сочинение на тему: С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему? Здесь Вы найдете два варианта: для девочек и для мальчиков. Приятного просвещения!

Вариант 1: для девочек

(382 слова) Мы всегда ассоциируем себя с теми героями, которые живут в похожих обстоятельствах и испытывают те же эмоции, что и мы. Поэтому я чаще всего сопоставляю себя с теми, кто близок мне по происхождению, возрасту и мировоззрению. Такими персонажами населена проза А.П. Чехова — одного из моих самых любимых авторов.

Так, в рассказе «Ионыч» я ассоциирую себя с Котиком — представительницей среднего класса из интеллигентной семьи. Катерина мне близка своей амбициозностью, насмешливостью и склонностью к творчеству. Она умна, независима и самоуверенна. Кате чуждо обывательское общество ее родного городка, поэтому она стремится его покинуть, чтобы получить образование и состояться в карьере. Чувства Дмитрия она не разделяет, потому что они фальшивые. Автор не зря говорит о том, как герой подумал о солидном приданом девушки, когда планировал свои ухаживания. То есть ему изначально была интересна не столько Катерина, сколько ее материальное положение и высокий статус семьи. А вот самой Кате финансовые перспективы были не столь важны. Она не хотела паразитировать на муже. Напротив, героиня грезила о собственных достижениях и победах. Несмотря на то, что ей не удалось стать профессиональным музыкантом, мне нравится то, что она хотя бы попыталась это сделать. Именно такой сильной и уверенной я вижу себя перед поступлением в вуз.

Также я не могу не вспомнить рассказ «Невеста». Я ассоциирую себя с Надеждой — смелой и решительной девушкой, которая смогла изменить свою судьбу к лучшему. В отличие от многих героев русской литературы, которые лишь страдали и терпели, Надя сделала все для того, чтобы реализовать свои мечты. Она сбежала из отчего дома накануне свадьбы, которую спланировали ее родственники. Ей хватило храбрости и находчивости, чтобы вовремя одуматься и не позволить другим людям сломать себе жизнь. Она уехала в большой город, чтобы получить высшее образование и найти призвание по душе. В отличие от своего жениха, она жаждала трудиться и стать полезным членом общества, а не паразитом на ренте. Мне близки планы и желания Нади, мне импонируют качества ее решительного и сильного характера. Я бы хотела стать такой же отважной и уверенной в себе.

Таким образом, я ассоциирую себя с героинями, которые хотят добиться в жизни большего и превзойти все ожидания окружающих. Для этого мне нужно упорно трудиться и многому научиться, но я готова к испытаниям и лишениям ради мечты. Мои грезы — это непрерывное саморазвитие, которое позволит мне стать лучшей версией себя и направить свою судьбу к самым высоким достижениям.

Вариант 2: для мальчиков

(428 слов) Человек всегда оценивает персонажа по себе и ищет того автора, который создает героев ему под стать. Для меня это М.А. Булгаков. Население его романов и повестей всегда радует глаз разнообразием типажей и характеров. Там можно найти тех, с кого захочется взять пример. Некоторые цитаты литературных персонажей дополняют мой лексикон и позволяют лучше разобраться в жизни. Конечно, я ассоциирую себя с умными и опытными героями книг Булгакова.

Например, мне всегда нравился профессор Преображенский. Я ассоциирую себя с ним, несмотря на то, что у нас большая разница в возрасте. Но мне близко его мировоззрение. Я тоже считаю, что разруха в клозетах начинается вовсе не в этом месте, а в головах людей, которые за собой не убирают и охотно мирятся с грязью. Причину экономического отставания страны или конкретного человека я вижу в нежелании работать, а не в «старухе с клюкой», которую так высмеивал Филипп Филиппович. Естественно, что пение хором никак не способствует обогащению, если мы занимаемся этим вместо работы. Кроме того, я — пацифист, поэтому полностью согласен с утверждением героя: «На человека и на животное можно действовать только внушением». Действительно, «драть никого нельзя», что бы ни случилось. Только воспитание и перевоспитание помогают исправить личность и излечить общественные пороки. На основе мировоззренческого сходства я могу сопоставить себя с этим персонажем, что для меня крайне лестно.

Также мне вспоминается роман «Мастер и Маргарита». Я ассоциирую себя с Воландом, потому что его взгляды во многом схожи с моими. Я, например, часто привожу в пример его рассуждения о тени шпаги. Зла не было бы только в одном случае — если бы мир был пуст, если бы в нем никого не было. Каждая вещь отбрасывает тень, так и каждый человек имеет темные стороны, не освещенные светом, но окрашенные в черный цвет лишь наличием добра в нем же. Кроме того, я часто повторяю мою любимую цитату: «Мы вас испытывали, никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!». Я считаю, что в любой ситуации личность должна сохранять самоуважение и гордость, а потому все просьбы излишни. Достойному человеку и так предложат, а недостойному нечего унижаться. Эти жизненные мудрости помогают разобраться в сложных жизненных вопросах и выработать свой кодекс чести. Сопоставляя себя с Воландом, я понимаю, как мне стоило бы поступить в том или ином случае.

Таким образом, мне близки по мировоззрению циничные и рациональные интеллектуалы, которые выше всего ставят ум, честь и порядочность человека. У них высокие моральные и профессиональные стандарты, по которым они оценивают всех людей. Эти ориентиры помогают мне навести порядок в голове и стремиться к истинным ценностям, не позволяя «квартирному вопросу» затуманить разум.

Как принимать правильные решения? Почему решение, которое было правильным вчера оказалось крайне ошибочным сегодня? Почему мы, как слепые котята тыкаемся в темноте и не видим того, что у нас перед носом? Целью данной статьи является попытка частично ответить на эти вопросы.

Перед принятием решения — загляни в будущее

В процессе принятия решения, по моему убеждению, участвуют две составляющие – Разум и Интуиция.

Разум

Разум оперирует нашим накопленным опытом, тем опытом, который сложился за время нашей жизни. Опыт, который был выстрадан в бесконечном множестве ошибок и неудач, взлетов и поражений. Когда перед нашим Разумом стоит задача принять решение, он начинает обращаться к нашему опыту и подбирать шаблоны. Разум пытается подогнать текущую ситуацию под шаблон той ситуации, которая ему уже хорошо известна, на которую у него есть ответ. Уникальность ситуации обезличивается, она становится шаблонной. Мы принимаем решение, отбрасывая существенные моменты, которых не видим, не осознаем. Качество принятия решения от этого сильно страдает.

Также Разум не может оперировать будущим опытом, т.е. опытом, которого у него еще не было. Разум не может заглянуть за горизонт предстоящих событий. Вспомните из своей практики. Вот надо принять решение. Вот все исходные данные, вот все факты. Исходя из этих фактов мы принимаем логическое умозаключение, решение. И это решение действительно верное в текущий момент времени – здесь и сейчас. Однако спустя небольшой промежуток времени, мы убеждаемся, что решение это было ошибочным, а надо было делать в точности наоборот. Почему так происходит? А потому что мы не взяли в расчет те факты и те события, которые только готовились случиться и произойти.

— Ах если бы мы знали, что так произойдет!
— Кто же мог знать, что так будет!?
— Черный лебедь!

Сила Разума в том, что он может виртуозно оперировать текущими известными фактами и выстраивать логические умозаключения. Слабость Разума в том, что ему недоступно знание грядущих событий и будущих фактов. Разум не может заглянуть за горизонт событий.

В итоге для принятия единственно правильного решения мало иметь на руках текущие факты. Необходимо иметь факты, которые только готовятся свершиться. Только в этом случае можно говорить о полной картине фактов. Только в этом случае, имея на руках факты из настоящего и будущего, и можно принять правильное решение.

Интуиция

А как узнать будущее? Будущее никому неизвестно. Будущее, пока оно не наступило неизвестно. Однако в мире есть такое понятие как тенденции. Например, если человек употребляет алкоголь в больших количествах, то тенденция такова, что он умрет от цирроза печени. Хотя человек может умереть и от несчастного случая, но и вероятность летального исхода от болезни печени растет с каждым днем.

Также и события, которые окружают нас имеют ту или иную вероятность реализоваться в действительности. Если Аннушка уже разлила масло, то вероятность, что голова Берлиоза покатится по Патриаршим велика.

И вот вопрос, наделил ли нас Господь Бог таким чувством, которое может улавливать незаметные дуновения распределения вероятностей грядущих событий? Ответ — Да! Имя этому чувству – Интуиция. Именно Интуиция ответственна за получение информации о грядущих событиях. Оставим пока в стороне откуда и как Интуиция получает эту информацию. Это тема отдельной стати. Здесь для нас будет достаточным только признание двух фактов нашей жизни. Факта того, что вероятность событий влияет на их реализацию в материальном мире. И факта того, что человек может улавливать эти вероятности и интерпретировать их на сознательном уровне.

Форма чувства

Итак, Интуиция – это чувство. Знание, которое мы получаем из Интуиции доступно нам в виде образов, на уровне чувств. Мы чувствуем. Далее эти знания, полученные на уровне чувств, требуется переложить на уровень Разума. Придать чувствам формы, характеристики, описания с той целью, чтобы наш Разум имел возможность оперировать с чувствами как с фактами.

Как мы видим, чтобы вытащить на свет Божий знания о грядущем требуется две вещи: умение чувствовать грядущие события, а также умение корректно интерпретировать свои чувства в правильные формы нашего Разума. Если мы ничего не чувствам, то работать не будет. Если мы чувствуем, но не можем правильно описать, сформулировать свои чувства, то работать тоже не будет.

Если мы имеем достаточный жизненный опыт, то чуйка (Интуиция) автоматически трансформируется в нашем сознании в правильные словоформы, и мы работаем с чувствами как с достоверным знанием. Но это приходит с опытом. Просто надо чаще обращать на это внимание и не считать это сверхъестественным. Это одна из сторон нашей жизни и этим надо уметь пользоваться. Как в свое время человек поставил себе на службу свой Разум, так и сейчас человек должен поставить себе на службу свою Интуицию.

Коварство чувства

На уровне чувств мы полностью работаем с самими собою. Чувства субъективны. Объект исследования является в одно и тоже время исследуемым и исследователем. Субъект познает самого себя посредством самого себя. Врач врачует себя сам. Разумеется, что при такой методике исследования имеется огромный потенциал для ошибок, т.к. нет ориентиров, нет внешнего знания, с которым можно было соотнести полученные данные. При изучении самого себя, при познании самого себя, приходится быть особенно дисциплинированным исследователем. Вероятность обмануть себя велика. И, как всегда, для выявления истинного знания нам помогает реальность. Только проверяя свои догадки в реальности, мы можем получить ответ – верно ли наше суждение или нет. Верить себе или нет.

Например, мы можем выдать желаемое чувство за работу нашей Интуиции. В то время как это чувство будет, по сути, только наводкой, индуцированной нами. Если принять это ошибочное чувство за Интуицию очень скоро реальность покажет нам, что мы ошибались. Так, путем проб и ошибок мы учимся работать на уровне Интуиции. Учимся отделять свои желания и чувства от собственно Божественной Интуиции.

Что важнее Разум или Интуиция?

Одним из особенностей человека является стремление все генерализировать и упрощать. Либо всё белое, либо всё чёрное. Никаких оттенков, никаких компромиссов! Что поделать. Так нам проще. Так нам удобнее жить в нашей действительности. Этот – коммунист, этот – либерал, этот – баянист и т.д. Однако жизнь многообразна в своих проявлениях и в своих пропорциях.

Простой пример. Вы готовите суп. При этом вам не приходит в голову вдаваться в крайности. Например, вы кладете соли в суп ровно столько, сколько требуется. Без соли суп невкусный, а если бахнуть пачку соли суп тоже есть никто не станет. Вопрос именно в правильном соотношении ингредиентов в нашем супе. И так во всем в жизни. Во всем надо найти правильное соотношение, при котором все будет работать так как нужно.

Поэтому и в вопросе первенства Разума и Интуиции нельзя выделить важный и неважный компонент. Оба компонента важны, но в правильной пропорции. При этом правильная пропорция, правильное соотношение Разума и Интуиции для каждого случая свои. Соотношение это динамическое для каждого конкретного случая. Для каждого «супа» своя порция «соли».

Крайности

Если вдаваться в крайности, то мы увидим извращения. Слушая только Разум и полное игнорирование Интуиции приводит к ситуациям, которые принято называть «Черным лебедем»:

— Кто же знал!?
— Кто же мог подумать!?

Например, все животные задолго до землетрясения или цунами покидают район бедствия и выживают. В то время как человек игнорируя свою Интуицию продолжает находится в опасном месте до тех пор, пока его не накроет. 

Другая крайность. Отрицание Разума и жизнь только на основе чувств и Интуиции. Здесь мы впадаем в транс жизни и ожидаем некоего чуда, которое должно с нами произойти само по себе. Мы не деятельны, мы все отдаём на волю случая. Дни текут одни за одним, а в нашей жизни ничего не происходит. Дополнительно усугубляет ситуацию то, что мы начинаем ошибочно выдавать наши желания за действия Интуиции. Ведь наши желания и образы также работают на чувственном уровне и их очень легко спутать с Интуицией. Мы выдаем за Интуицию те чувства, которые, по сути, Интуицией не являются. Мы становимся бесхребетными, вялыми, недеятельными, безвольными созданиями, живущими по наитию в ожидании чуда. 

Как видим, крайности опасны. Успех в том, чтобы найти правильное соотношение Разума и Интуиции в своей жизни для каждого конкретного случая.

При чём тут стартап?

Стартап – дело рискованное. Можно потратить все свои деньги, время, здоровье, силы и «выстрелить в пустоту». В стартапе никто не гарантирует вам успеха. Вы являетесь первопроходцем. Риски максимальные. Поэтому, чтобы немного повысить вероятность успеха вам будет полезно прислушаться к голосу Интуиции.

Например, вы инвестор. Изучили проект со всех сторон. По всем параметрам проект должен выстрелить. И команда отличная, и идея жива, даже есть проверенный спрос. Инвестируй, масштабируй и выходи с профитом. Разум говорит – давай! Чуйка подсказывает — не лезь! И действительно, через полгода у основателя проекта диагностируют рак легких в последней стадии. На момент принятия решения о диагнозе известно не было, однако заболевание уже существовало и прогрессировало. Чуйка об этом знала и тихо попискивала, но голос Разума затмил своим авторитетом. Инвестор потерял деньги.

О своём опыте стартапа я писал в этой статье. 

Зрячий

Позволю себе привести аналогию со зрением. Давайте представим, что люди не обладают способностью видеть, допустим все люди слепы. Тогда появление зрячего человека считается чудом. Зрячий человек имеет дополнительное конкурентное преимущество по сравнению с незрячим. Аналогично и с работой Интуиции. Умение работать на уровне Интуиции предоставляет человеку значительные конкурентные преимущества. Человек видит (чувствует) то, чего другие не видят. Поэтому так важно развивать в себе это чувство, наравне с другими чувствами такими, как зрение, слух, обоняние, осязание и другими. 

Шестое чувство спасает жизнь

Из мемуаров ветеранов Великой Отечественной Войны мы узнаём, что фронтовик заранее знал куда упадет снаряд, и где пролетит пуля. На войне в условиях выживания все чувства обостряются и нацелены только на одну задачу – выжить. Смерть на войне подстерегает тебя повсеместно, ежесекундно. Знание о том куда летит пуля, где засада, спало жизнь тем, кто умел уловить это знание из океана бесконечных вероятностей грядущих событий. За время войны произошел некий естественный отбор популяции. За четыре года до конца войны дошли в большей степени те фронтовики, которые умели слушать свою Интуицию и незамедлительно реагировать на её подсказки. Поэтому Интуиция у нас в крови, как у потомков тех, кто прошел естественный отбор ужасной бойни ХХ века.

Кстати, совсем не обязательно идти на войну, чтобы начать улавливать едва слышимый голос Интуиции. Для этого достаточно сесть за руль и выехать на дорогу. За рулем водитель также рискует потерять жизнь, как и на войне. В день на дорогах РФ гибнет порядка 100 человек или 30к человек в год. Вокруг нас идет война, которую мы не замечаем или не хотим замечать. Гибнут в основном молодые ребята, как и на войне. К примеру, в Первую Чеченскую за два года боевых действий РФ потеряла порядка 15к молодых ребят. Если сопоставить цифры, то получается, что за один год на дорогах РФ прокатывается две Чеченские войны.

Руль находится в руках водителя. Жизнь в его руках. Каждую секунду водитель принимает решения, которые могут стоить ему жизни.

Дорога — тренажер Интуиции

Кратко

  • При принятии решения надо работать на двух уровнях: на уровне Разума и на уровне Интуиции.

  • Разум оперирует только случившимися фактами Интуиция позволяет получить факты, которые только готовятся материализоваться.

  • Только учитывая факты существующие и факты будущие можно принять адекватное реальности решение.

  • Задача каждого человека – научиться чувствовать и оперировать будущими фактами, которые готовятся материализоваться. Не считать это сверхъестественным, а считать одним из проявлений нашей жизни.

  • Успех в правильном сочетании в своей жизни Разума и Интуиции.

  • Для каждой конкретной ситуации сочетание Разума и Интуиции своё.

Итак, принимая решения на базе фактов известных и фактов грядущих, у нас больше шансов принять более адекватное реальности решение.

Успехов в делах и на дорогах!

На чтение 13 мин. Просмотров 70 Опубликовано

«Гроза» в творчестве Александра Островского стала одним из первых произведений эпохи, которое раскрывало не только уже известные проблемы в виде противостояния добра и зла, но и поднимало вопрос об актуальности общепринятых норм и правил. Так, именно главная героиня здесь — символ нового, настоящего и будущего. Однако является ли само самоубийство Екатерины протестом против «темного царства»?

Я считаю, что самоубийство действительно представляет собой яркий протест борьбы против общества, которое сильно устарело в собственных взглядах. Мир в пьесе делится на чистый и искренний — Катерина, лицемерный — Кабаниха, Дикой и Тихон. Самоубийство и символ нового — главная героиня — объединяются как бы одно целое, заставляя общество меняться.

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

Катерина — центральный персонаж — выросла в любящей семье. Родители много позволяли девушке, что позволяло ей заниматься любимыми делами. После замужества девушка переезжает в дом супруга, где также становится хозяйкой. Тем не менее, она так и не смогла почувствовать себя любимой в новой семье, ведь Тихон оказался слабовольным и во многом бесхарактерным человеком, полностью подчиняющимся воле матери. Уже на этом этапе Катерина предстаёт пред читателем как «луч света в темном царстве».

Искренняя и добрая девушка не смогла не поддаться соблазну. Она изменяет с Борисом не без вмешательства Вареньки — родной сестры Тихона, которая также не может стать счастливой из-за давления матери. Катерина искренне раскаивается в поступке, пытается объяснить окружению, что ее грех — результат халатного и бесчувственного отношения в семье. Кабаниха и Тихон критикуют и унижают героиню, хотя сами грешны не меньше: Тихон уезжает еженедельно в город для «работы», а сам проводит время в компании других женщин, а Кабаниха постоянно лицемерит и осуждает даже хороших людей, чувствуя себя барыней. Катерина не смогла справиться с давлением общества, Борис отказался от нее ради счастливой и безмятежной жизни. Теперь она видит только один выход — самоубийство.

Самоубийство действительно стало протестом в пьесе Александра Островского «Гроза», что доказывает последняя сцена. Тихон и Варенька — единственные, кто жалеют Катерину, а ее муж даже не побоялся впервые возразить матери. Это протест не только для героев произведения, но и общества, которому пришло время перестать заключать браки только ради выгоды и прислушиваться к мнению «авторитетных» личностей.

Является ли смерть Катерины протестом? Правда, что самый сильный протест назревает в самых слабых и терпеливых личностях?

Действительно, Катерина – сложный персонаж, в котором за внешней хрупкостью скрывается внутренняя сила и решительность. Эта личность ничуть не слабее представителей ” темного царства”. Катерина не намерена приспосабливаться и терпеть старый уклад жизни.

Первый ее протест – это любовь к Борису, а второй – самоубийство.

Н. А. Добролюбов, автор статьи “Луч света в темном царстве”, утверждает, что в образе Катерины отражается та скрытая сила, которая выражена в стремлении народа к свободе и не может пробудиться в обществе, подобному ” темному царству” . Самый сильный протест исходит от слабых личностей, долгому терпению которых рано или поздно приходит конец.

Особенно остро эта проблема поставлена в произведении Островского “Бесприданница”. Личная жизнь не имела существования, поскольку общество вечно давало указания к жизни. Убийство Ларисы является душевным протестом против безразличия к интересам.

Таким образом, протест обществу возникает при долгой борьбе с образом жизни пагубно влияющих на личность людей.

Смерть Катерины протест или смирение? Сила в ней или слабость? по пьесе Гроза (Островский А. Н.)« Сочинение на тему “Образы Чацкого и Молчалина”Лирика И. Бродского Бродский И. А »

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Смерть Катерины протест или смирение? Сила в ней или слабость?.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Островский А. Н. » Смерть Катерины протест или смирение? Сила в ней или слабость? Островский А. Н. все сочиненияОстровский А. Н. краткие содержания

Является ли смерть Катерины протестом? Правда, что самый сильный протест назревает в самых слабых и терпеливых личностях ?

Действительно, Катерина- сложный персонаж, в котором за внешней хрупкостью скрывается внутренняя сила и решительность. Эта личность ничуть не слабее представителей “ тёмного царства”. Катерина не намерена приспосабливаться и терпеть старый уклад жизни. Первый её протест- это любовь к Борису, а второй — самоубийство.

Н.А.Добролюбов, автор статьи “Луч света в тёмном царстве”, утверждает, что в образе Катерины отражается та скрытая сила, которая выражена в стремлении народа к свободе и не может пробудиться в обществе, подобному “ тёмному царству” .

Самый сильный протест исходит от слабых личностей, долгому терпению которых рано или поздно приходит конец.

Особенно остро эта проблема поставлена в произведении Островского «Бесприданница». Личная жизнь не имела существования, поскольку общество вечно давало указания к жизни.Убийство Ларисы является душевным протестом против безразличия к интересам.

Таким образом, протест обществу возникает при долгой борьбе с образом жизни пагубно влияющих на личность людей.

Полезный материал по теме: Скачать Смерть Катерины протест или смирение? Сила в ней или слабость?

<legend>Tags</legend>СмертьКатериныпротестилисмирение?Силавнейилислабость?

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>

Пьеса Н. А. Островского «Гроза» до сих пор является предметом дискуссий, разворачивающихся вокруг вопроса о жанре произведения. Дело в том, что авторское определение жанра недостаточно верно. Логичнее было бы отнести «Грозу» к жанру трагедии, ведь самоубийство Катерина в «Грозе» является развязкой произведения. Для трагедии характерен финал, в котором показана гибель одного или нескольких персонажей; к тому же сам конфликт в «Грозе» переходит из бытовой сферы в сферу вечных ценностей.

Вообще, вопрос о том, чем же является суицид — проявлением силы или слабости — достаточно интересен. Итак, в тексте показано, условно говоря, преступление — гибель Катерины. Для того чтобы разобраться кто виновен, а также ответить на вопрос: «самоубийство Катерины — сила или слабость», нужно рассмотреть причины самоубийства Катерины в пьесе «Гроза». Для совершения того или иного действия у человека должны быть мотивы. У Кати мотивов было несколько. Во-первых, проблемы в семье. Свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна, при любой удобной возможности унижала, оскорбляла и издевалась над молодой девушкой. В то время не принято было перечить старшим, даже если их точка зрения была ошибочна. Хорошее воспитание не позволяло Кате оскорбить в ответ. Марфа Игнатьевна знала, что у Кати сильный характер, поэтому опасалась, как бы невестка не изменила безропотного Тихона. Отношения с мужем у Кати складывались натянуто. Девушку рано выдали замуж за того, кого она так и не смогла полюбить. Катерина признаётся Варваре, что испытывает к Тихону чувство жалости. Сам Тихон настолько подчинён матери, что не может защитить Катю от истерик Кабанихи, несмотря на то, что искренне любит жену. Спасение и отдушину мужчина находит в выпивке.

Во-вторых, разочарование в Борисе. Катя влюбилась в приехавшего из Москвы молодого человека очень быстро. Её чувства оказались взаимны. Скорее всего, девушка, благодаря силе своего воображения, дополнила настоящего Бориса несвойственными ему чертами, создала идеальный образ и полюбила именно образ, а не самого человека. Катерина считала, что с Борисом её жизнь будет соответствовать представлениям: быть наравне с мужем, не врать, быть свободной. Вот только Борис оказался немного другим. Он приехал в Калинов лишь затем, чтобы просить денег у своего дяди Савла Прокофьевича. В один из самых важных для Кати моментов жизни Борис отказывает в помощи. Молодой человек отказывается брать Катю с собой в Сибирь, отвечает очень неясно. Борис не хочет брать на себя ответственность за свои чувства, за девушку Катю. Катя осталась одна. Она понимает, что ей некуда и не к кому идти. С этой точки зрения, сом. Ведь можно найти в себе силы, смириться с позором, и прочее-прочее. Но важно знать одно обстоятельство.

В-третьих, Катю беспокоило несоответствие реальной жизни и её представлений об этой жизни. Девушку учили жить честно, по законам христианской морали. В Калинове подменили это понятие на жестокие законы общества. Катя видит, что прикрываясь христианскими ценностями, люди творят ужасные вещи. Происходящее напоминает замкнутый круг, болото, которое рано или поздно заберётся в душу каждого жителя города. Кате невозможно выбраться из этого мира, потому что Калинов — это исчерпывающее пространство. Другого пространства не существует. Долгое время девушка чувствует себя в клетке, ничто не позволяет ей почувствовать саму жизнь.

Мнения критиков во многом противоположны. Выбирать чем же на самом деле является гибель Кати — личное дело каждого человека. В пользу теории Писарева можно сказать, что смерть девушки действительно не поменяла ничего. Только Тихон, который неспособен на больший протест, говорит, что завидует мёртвой жене.

В данной публикации мы попытались объяснить причины и последствия поступка Катерины. Эта информация поможет 10 классам при написании сочинения на тему «Самоубийство Катерины в «Грозе» — сила или слабость?». Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>

    • <label>1859;</label>
    • <label>1860;</label>
    • <label>1861;</label>
    • <label>1864.</label>

(новая вкладка)

Гибелью главной героини завершается пьеса Островского «Гроза», жанр которой смело можно было бы обозначить как трагедия. Смерть Катерины в «Грозе» является развязкой произведения и несёт особую смысловую нагрузку. Сцена самоубийства Катерины породила много вопросов и трактовок такого сюжетного поворота. Например, Добролюбов считал этот поступок благородным, а Писарев придерживался точки зрения о том, что такой исход явился «совершенно неожиданным для неё (Катерины) самой». Достоевский де полагал, что смерть Катерины в пьесе «Гроза» произошла бы и без деспотизма: «это жертва собственной чистоты и своих верований». Легко заметить, что мнения критиков разнятся, но при этом каждое отчасти истинно. Что же заставило девушку принять такое решение, совершить стол отчаянный шаг? Что означает смерть Катерины — героини пьесы «Гроза»?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно подробно изучить текст произведения. Читатель знакомится с Катериной уже в первом действии. Изначально мы наблюдаем Катю как немого свидетеля ссоры Кабанихи и Тихона. Этот эпизод позволяет понять нездоровую обстановку несвободы и угнетения, в которой приходится выживать Кате. Ежедневно она убеждается в том, что прежней жизни, такой, как была до замужества, уже никогда не будет. Вся власть в доме, несмотря на патриархальный уклад жизни, сосредоточена в руках лицемерной Марфы Игнатьевны. Муж Кати, Тихон, не в состоянии защитить жену от истерик и лжи. Его безвольное подчинение матери показывает Катерине, что в этом доме и в этой семье рассчитывать на помощь нельзя.

С детства Катю учили любить жизнь: ходить в церковь, петь, любоваться природой, мечтать. Девочка «дышала полной грудью», ощущая себя в безопасности. Её учили жить по правилам Домостроя: уважать слово старших, не перечить им, слушаться мужа и любить его. И вот Катерину выдают замуж, обстановка радикально меняется. Между ожиданиями и реальностью оказывается огромная, непреодолимая пропасть. Самодурство Кабанихи не знает границ, её ограниченность в понимании христианских законов ужасает верующую Катерину. А что Тихон? Он вовсе не тот мужчина, который достоин уважения или хотя бы сострадания. К часто выпивающему Тихону Катя чувствует только жалость. Девушка признаётся, что как бы она ни старалась полюбить мужа, ничего не получается.

Ни в какой сфере девушка не может реализовать себя: ни как хозяйка дома, ни как любящая жена, ни как заботливая мать. Появление Бориса девушка расценивает как шанс на спасение. Во-первых, Борис непохож на остальных жителей Калинова, и ему так же, как и Кате, не нравятся неписаные законы тёмного царства. Во-вторых, Катю посещали мысли о том, чтобы добиться развода и после этого жить с Борисом честно, не боясь осуждения со стороны общества или церкви. Отношения с Борисом развиваются стремительно. Одной встречи хватило двум молодым людям, чтобы влюбиться друг в друга. Даже не имея возможности поговорить, Борис мечтает о Кате. Девушка сильно переживает возникшие чувства: она иначе воспитана, не может Катя гулять с другим тайно; чистота и честность «мешают» Кате скрывать любовь, делать вид, будто всё «шито крыто» и другие не догадываются.

Очень долго девушка решалась на свидание с Борисом, и всё же пошла ночью в сад. Автор не даёт описание тем десяти дням, когда Катерина виделась с возлюбленным. Это, собственно, и не нужно. Легко представить их досуг и растущее ощущение теплоты, которое было в Катерине. Сам Борис говорил «только те десять деньков и пожил». Приезд Тихона Кабанова выявил новые стороны в характерах персонажей. Оказалось, что Борис вовсе не хочет огласки, он лучше откажется от Кати, чем вовлечёт себя в интриги и скандалы. Катя же, в отличие от молодого человека, хочет рассказать о сложившейся ситуации и мужу, и свекрови. Будучи несколько мнительным и впечатлительным человеком, Катя, подгоняемая раскатами грома и словами полоумной барыни, признаётся во всём Кабановым.

Сцена обрывается. Далее мы узнаём, что Марфа Игнатьевна стала ещё жёстче и требовательней. Она унижает, оскорбляет девушку намного сильнее, чем прежде. Катя понимает, что виновата не так сильно, как хочет убедить её свекровь, ведь такая тирания нужна Кабанихе лишь для самоутверждения и контроля. Именно свекровь становится главным катализатором трагедии. Тихон, скорее всего, простил бы Катю, но он может только подчиняться матери и уходить пить к Дикому.

Представьте себя на месте героини. Представьте всё то, с чем ей ежедневно приходилось справляться. То, как поменялось к ней отношение после признания. Муж, который не может перечить матери, но при любой удобной возможности находит утешение в алкоголе. Свекровь, олицетворяющее всю ту грязь и мерзость, от которой чистый и честный человек хочет держаться как можно дальше. Сестру мужа, единственную, кто интересуется твоей жизнью, но при этом не может до конца понять. И любимого человека, для которого общественное мнение и возможность получения наследства оказались гораздо важнее, чем чувства к девушке.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>

    • <label>1859;</label>
    • <label>1860;</label>
    • <label>1861;</label>
    • <label>1864.</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://sochinyalka.ru/2020/12/yavlyaetsya-li-samoubijstvo-ekateriny-protestom-protiv-temnogo-tsarstva.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/smert-kateriny-protest-ili-smirenie-sila-v-nej-ili-slabost-po-pese-groza-ostrovskij-a-n/
  • https://my-soch.ru/sochinenie/smert-kateriny-protest-ili-smirenie-sila-v-nej-ili-slabost
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/samoubiystvo-kateriny-sila-ili-slabost.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/smert-kateriny-v-groze.html

Цитаты

  1. Внутренний конфликт: чувства против разума.
  2. Э.М. Ремарк: «Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами».
  3. Белинский: «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести».
  4. А.С. Пушкин: «Любовь – это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле»
  5. М.М. Пришвин: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движение чувств».
  6. Пифагор: «Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь»
  7. Гоголь: «Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победа над страстями»
  8. «Разуму не постичь надобностей сердца» Люк Вовенарг.
  9. Белинский: «Разум и чувство – две силы, равно нуждающиеся друг в друге»
  10. Шиллер: «Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце». — Разве солнце светит мне сегодня для того, чтобы я раздумывал о вчерашнем дне?
  11. Толстой Лев» Война и Мир»: «Если допустить, что жизнь человеческая будет управляться только разумом, то уничтожится сама возможность жизни».

СОЧИНЕНИЕ

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

А.С.Пушкин

Разум и чувства. Могут ли они владеть человеком одновременно или это понятия, взаимно исключающие одно другое? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцией и прогрессом? На что способен бесстрастный разум, холодный расчёт? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор – что важнее: разум или чувство – ведётся с древности и у каждого человека свой ответ. «Люди живут чувствами». – утверждает Ремарк, однако тут же добавляет, что для того чтобы осознать это, необходим разум.

(ЭТО НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ)

Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества. На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума на человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и Мир» перед читателем предстают два типа героев. Это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов. С другой, надменная и расчётливая Элен Курагина, её брат – чёрствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от переизбытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать.  Ярким примером того, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера нетерпеливая молодость повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи. Ведь для неё, смешливой и юной, год ждать свадьбы с Андреем Болконским невероятно долго. Могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами, действительно, разворачивается настоящая драма в душе героини. Она оказывается перед нелёгким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелёгкий выбор. Лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная её нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи. После она сожалела о своём поступке, когда проанализировала его.

(ЧУВСТВАМИ ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК-1арг)

Именно чувство возвышенной и безграничной любви позволило воссоединиться с возлюбленным героине романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдаёт душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прилагаются к её колену. Отвергнув размеренную, обеспеченную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил своё счастье. (КОНТРАРГУМЕНТ)

Таким образом, высказывание Э. М. Ремарк совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, но это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная. Только чувства придают жизни непередаваемо яркие краски, оставляя непередаваемо наполненные воспоминания. Как сказал великий классик Л.Н.Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая будет управляться только разумом, то уничтожится сама возможность жизни». (Автор А.Третьякова)

Ещё цитаты

Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным. Тит Лукреций Кар

Человек – это восприимчивое, чувствующее, разумное и рассудительное существо, стремящееся к самосохранению и счастью. Поль Анри-Гольбах

В природе разумных существ заложена способность чувствовать свои несовершенства; поэтому-то природа и дала нам стыдливость, то есть чувство стыда перед этими несовершенствами. Шарль Луи Монтескье

Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств. Франческо Патрици

В двадцать лет царит чувство, в тридцать – талант, в сорок – разум. Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Пусть каждый старается думать и говорить разумно, но откажется от попыток убедить других в непогрешимости своих вкусов и чувств: это слишком трудная затея. Жан де Лабрюйер

У каждого потемнеет в глазах, если он, стоя у края бездны, взглянет в ее глубину. Это – не страх, а естественное чувство, неподвластное разуму. Луций Анней Сенека

Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, – вот цепь разумной жизни. Август Платен

Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли – энергия характера, сила чувства – любовь. Людвиг Андреас Фейербах

Оппозиция Разум и чувства является очень интересной для рассуждения. Сочинение подобного типа логично начать с определения понятий разума и чувств. Такое начало позволит не отклониться от темы и находить признаки разума и чувств в тех героях, которые будут избраны для аргументации.

Хорошо для определений подходит словарь Д.Н. Ушакова.

«Разум — способность логически мыслить, постигая смысл (значения для себя, кого-то или чего-то) и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. || Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания.»

«Чувства — способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. || Состояние, в к-ром человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. || Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни» Можно попроще: «Чувства — это то переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима (и скучна, можно будет добавить, если сочинение будет писаться по «Евгению Онегину») без переживаний. Для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.»

Словарь Д.Н. Ушакова может быть полезен пишущему и с позиции того, что каждое определение подкреплено цитатой из литературного произведения.

Сочинение может быть украшено раскрытием понятия через цитату или философское или религиозное учение. Для Разума и чувств можно предложить следующие:

«Я хотел понять, — вздохнул Бог,  — не может ли разум сам выработать совесть. Я вложил в тебя только искру разума. Но она не выработала совести. Оказывается, сам ум, не омытый совестью, становится злокачественным. Так появился ты. Ты неудачный проект человека.» (Фазиль Искандер «Сон о боге и дьяволе»)

«Разум есть способность создавать принципы.» (И. Кант).

«Мозг берет бразды правления, потому что душа вышла в отставку.» (О. Шпенглер)

«Человеку необходимо изведать сильные чувства, чтобы в нем развились благородные свойства, которые расширили бы круг его жизни.» (О. де Бальзак)

«Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств.» М. Пришвин

В сочинении можно предположить, что общим между разумом и чувствами является то, что они определяют поступки человека. И тогда можно рассуждать о важности, искренности, правильности поступков человека, совершаемых на основе разума и основе чувств. Тема интересна тем, что можно поразмышлять о том, что важнее — разум или чувства, что нужно для их развития.

Мировая литература дает богатейший материал для рассуждения на тему чувств и разума. Если смотреть в хронологическом порядке, то это

— Дж. Остин «Разум и чувства» (разум Элинор и чувства Марианны);

— А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (разум Онегина и чувства Татьяны),

— А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (всё в Принце — и разум, и чувства);

— А. и Б. Стругацкие «Пикник на обочине» (работа и отношения Рэдрика Шухарта);

— Ф. Искандер «Сон о боге и дьяволе» (см. цитату выше);

— Дж. Мойес «До встречи с тобой» (разум Уилла и чувства Луизы).

Темы:

1. Внутренний конфликт: чувства против разума
2. «Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами». Эрих Мария Ремарк
3. «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести». В. Г. Белинский
4. «Любовь — это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле». А. С. Пушкин
5. «Есть чувства, восполняющие и затемняющие Разум, а есть Разум, охлаждающий движение чувств». И. Пришвин
6. «Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь». Пифагор
7. «Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями». Н. В. Гоголь
8. «Разуму не постичь надобностей сердца». Вовенарг
9. «Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге». В. Г. Белинский
10. «Просвещённый Разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце». Ф. Шиллер
11. «Если допустить, что жизнь человеческая может управлять разумом, то уничтожится сама возможность жизни». Л. Н. Толстой

Список литературы:
1. Л. Н. Толстой. Война и мир. После бала. Смерть Ивана Ильича
2. И. С. Тургенев. Отцы и дети.
3. Н. Карамзин. Бедная Лиза
4. М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита. Записки юного врача. Собачье сердце
5. В. Гюго. Отверженные. Собор Парижской богоматери
6. Д. Фаулз. Коллекционер. Волхв
7. Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание. Идиот. Кроткая
8. М. Алданов. Ключ. Бегство. Пещера.
9. В. Железников. Чучело
10. А. Алексин. Безумная Евдокия. Мой брат играет на кларнете
11. А. И. Куприн. Олеся. Гранатовый браслет
12. А. Островский. Гроза. Бесприданница

5 готовых сочинений к направлениям 2021/22 учебного года.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Может ли путешествие изменить человека?

Бывают моменты, когда человек хочет сменить обстановку и отправиться в какое-нибудь новое для него место. Люди путешествуют, потому что ищут ярких впечатлений, но иногда вместе с этим изменяется и их мировоззрение. Любой путь так или иначе воздействует на человеческое сознание: появляются интересные идеи, мечты и планы. В большинстве случаев человек понимает, что должен изменить привычный уклад жизни. Именно в дороге мы больше размышляем и глубже погружаемся в свой внутренний мир. На мой взгляд, путешествия и перемены неотделимы друг от друга. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Так, например, в начале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – недоросль, инфантильный молодой человек, который никогда не отлучался из дома. Он мечтает о праздной жизни в Петербурге, хочет предаться всевозможным развлечениям, однако волею судьбы оказывается в Белогорской крепости. Петруша, покинув родной дом, знакомится с Зуриным, проигрывает ему большую сумму, ведёт себя достаточно грубо с Савельичем, всеми силами пытается выглядеть взрослым и самостоятельным. Но на протяжении повествования его система ценностей претерпевает важнейшие изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно чистым человеком.

Коренным образом изменяется и жизнь главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». «Душой – дитя, судьбой – монах» в 17 лет вырывается на свободу из стен монастыря. Три дня, которые он провёл на воле, в таинственном и немного пугающем мире, оказались важнее всей его жизни. Именно здесь он испытал сильные чувства и получил немало ярких впечатлений. Мцыри встречает грузинку, которая несёт над головой кувшин, и понимает, что влюбляется в неё с первого взгляда, хотя и не решается заговорить. Юноша бесстрашно сражается с барсом, рискуя своей жизнью. В какой-то момент он понимает, что не может быть частью этого мира, который оказывается чужим и немного враждебным. Однако герой умирает без сожалений: он счастлив, что отправился даже в такое короткое путешествие. Читая это произведение, невольно задумываешься о том, как скоротечно наше существование, поэтому так важно ценить каждое мгновение.

Таким образом, путешествие может стать для человека дорогой к самому себе, помочь ему лучше понять свой внутренний мир и обрести душевное равновесие. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые горизонты.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?

В настоящее время в современном мире появляется множество новых технологий, которые упрощают нашу жизнь. Например, уже достаточно сложно представить своё существование в XXI веке без компьютеров и мобильных телефонов, позволяющих значительно сэкономить время. Ритм жизни также становится достаточно быстрым, а значит, последствия научно-технического прогресса можно считать благоприятными. Однако довольно часто у людей развивается серьёзная зависимость от новейших технологий, и от неё не всегда легко избавиться. Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы доказать эту точку зрения.

Нельзя не вспомнить мир, созданный известным фантастом Р. Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту». Люди практически разучились мыслить самостоятельно. Чтобы ни о чём не думать, они вставляют в уши «радиоприёмники-втулки», смотрят бессмысленные телепередачи, большую часть своего времени проводят перед огромными экранами и стараются быть абсолютно одинаковыми. С теми, кто пытается каким-то образом проявить индивидуальность, расправляется Механический пёс – робот, который помогает искать преступников. В этом обществе нет места для душевного общения и взаимоподдержки: кругозор жителей ограничен, кажется, что они ничего не знают, кроме популярных названий и марок. Эта необразованность в конечном счёте приводит к деградации. Действительно, иногда ускоренное развитие новых технологий становится опасным как для отдельной личности, так и для всего человечества.

Проблема зависимости от новейших технологий волнует и многих современных отечественных писателей. В произведении «Библия в SMS-ках» Ая Эн пишет о подростках, а также взрослых людях, которые не представляет своей жизни без мобильных телефонов. В начале каждой главы мы читаем фрагменты из смс-переписки двух молодых людей на библейские темы. Конечно, герои используют разговорную лексику и стараются как можно сильнее упростить евангельские истории. Казалось бы, между Священным Писанием и короткими сообщениями не может быть ничего общего, однако у девочки Евы, которую грозятся лишить наследства, не остаётся другого выхода. В XXI веке вместе с развитием техники идёт и значительное упрощение человеческого мышления. Люди зачастую перестают читать длинные и сложные тексты и ищут их краткое изложение в интернете. Зависимость от новых технологий делает человека потребителем, привыкающим получать информацию в готовом виде. В книге Аи Эн есть замечательный лозунг – ДСГ, что означает «думай своей головой». К сожалению, технологические новшества могут лишить нас такой способности.

В заключение хочется сказать, что зависимость от новых технологий не даёт человеку двигаться вперёд и развиваться. Именно поэтому так важно внимательнее приглядываться к миру, который тебя окружает, проводить время с близкими, как можно больше общаться вживую, читать книги, а не только новостную ленту в социальных сетях.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Что сильнее: закон или совесть?

Что может быть страшнее для человека угрызений совести? Наверное, нельзя придумать наказания хуже, ведь неслучайно совесть называют «законом законов». Именно она становится для нас главным судьёй, не позволяющим переступать запретную черту. Иногда даже наказание, предусмотренное законом, не может исправить преступника, если он лишён способности испытывать чувство стыда. Напротив, голос совести побуждает человека к раскаянию и внутреннему изменению. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Совесть может мучить человека, даже если он лишь отчасти виноват в произошедшей трагедии. Так, например, главный герой сентиментальной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст обвиняет себя в смерти крестьянки Лизы. Он действительно полюбил эту девушку, но не мог жениться на ней, потому что это означало бы бросить вызов светскому обществу. К тому же юноша хотел поправить своё материальное положение и ради этого женился на нелюбимой женщине. Эраст даже не подозревал, какими серьёзными могут быть последствия, он не подумал о чувствах Лизы, которая не смогла пережить предательство возлюбленного. До конца своих дней герой считает себя преступником, по вине которого пострадала бедная девушка. Эти угрызения

совести мешают Эрасту быть счастливым. Конечно, с точки зрения закона сам герой не совершил никакого преступления, поэтому не может быть наказан. Однако чувство вины не даёт молодому человеку покоя, потому что он нарушил моральные нормы.

Несомненно, совесть всегда оказывается сильнее закона, потому что её голосу невозможно сопротивляться. Так, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат, опасаясь потерять свой авторитет, несправедливо обвиняет человека и обрекает его на смерть. Именно поэтому Иешуа Га-Ноцри отмечает, что трусость – это самый главный человеческий порок. Прокуратор боялся, что его заступничество за философа вызовет подозрение у других людей: слишком смелыми были рассуждения Иешуа о власти. Однако в глубине души Понтий Пилат понимал, что перед ним уникальный человек – единственный, кто способен исцелить его душевные раны. Самое тяжёлое наказание для прокуратора – муки совести. Он осознаёт, что предал не только философа Га-Ноцри, но и самого себя, поэтому окончательно потерял надежду на нравственное воскресение.

Таким образом, совесть – это действительно самый важный и нерушимый закон, соблюдение которого помогает нам оставаться гуманными при любых обстоятельствах. Многие мыслители называют совесть внутренним судьёй или голосом, который невозможно заглушить. Это именно то, что не позволяет человеку снимать с себя ответственность и действовать безрассудно. Это тот законодатель, который побуждает нас совершать добрые поступки.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?

В трудные минуты произведения искусства могут оказать человеку неоценимую помощь. Так, например, музыка способна исцелить душевные раны, стать лучшим утешением и лекарством от грусти и тревоги. Многим людям прослушивание любимых песен помогает не опускать руки и находить новые силы для движения вперёд. В чём же заключается прекрасная и таинственная сила музыки и почему её влияние на человека так велико? Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы ответить на эти вопросы.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» музыка играет важную роль в судьбе главных героев. Николай Ростов, проигравший товарищу Долохову достаточно крупную сумму, чувствовал себя подавленным и разбитым. Ему пришлось очень грубо и развязно поговорить со своим отцом, и в глубине души молодой человек злился на самого себя. В эту тяжёлую для героя минуту его сестра Наташа Ростова играла на фортепиано и пела, не думая ни о каких мелочах и просто наслаждаясь мгновением. Заворожённый музыкой, Николай Ростов невольно задумывается о том, как низменны его проблемы в сравнении с искусством. Жизнь, в которой есть музыка, прекрасна, а всё остальное значительно уступает духовным ценностям. Стоит ли лишать себя этой замечательной возможности жить и дышать из-за каких-то временных трудностей и неудач? Николаю кажется, что именно в эту минуту он по-настоящему счастлив: музыка заглушает его душевную боль и дарует ему утешение.

Музыка способна кардинальным образом изменить жизнь человека. Заглавный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» изначально даже не собирался вставать с дивана

и снимать домашний халат, потому что не видел смысла в насыщенном событиями существовании. Однако встреча с Ольгой Ильинской оказывает значительное влияние на героя, у которого появляется желание меняться в лучшую сторону. Примечательно, что чувство влюблённости поселяется в душе Обломова после прослушивания любимого музыкального произведения «Casta diva», исполненного новой знакомой. От звуков этой мелодии и голоса Ольги на лице героя сияет «заря пробуждённого», он сказал девушке, что глубоко почувствовал любовь, переданную через музыку. В этот момент лень и апатия отступают, уходят на второй план, жизнь Обломова преображается, его душа устремляется к счастью.

Действительно, без музыки жизнь становится бледной и пустой. М. Лютер, например, называл этот вид искусства «лучшим утешением для опечаленного человека». Безусловно, в тяжёлое для нас время музыка, вызывая определённые эмоции, помогает прислушаться к себе и наделяет особенной энергией, не позволяющей падать духом ни при каких обстоятельствах.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?

Могут ли социальные пороки оказать влияние на жизнь и судьбу отдельной личности? Достаточно часто человек восстаёт против навязанных обществом устоев и правил, потому что не хочет быть марионеткой в чужих руках. Во многих художественных текстах разворачивается конфликт между яркими индивидуальностями и социумом. К сожалению, обычно такие герои терпят поражение в этом столкновении, но их попытка что-либо изменить представляет большую ценность для человечества в целом. Это значит, что есть люди, которые не могут смириться с социальными пороками и готовы с ними бороться, чтобы сделать мир лучше. Обратимся к литературным произведениям, чтобы доказать эту точку зрения.

Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой отказывается жить по правилам фамусовского общества. Он не может принять царящее вокруг лицемерие, чинопочитание и зависимость от общественного мнения. Чацкий отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Действительно, он не собирается становиться таким же, как представители «века минувшего», их подобострастие вызывает у героя отвращение. Он чувствует себя чужим среди людей, которые обесценивают образование и духовные ценности. Именно поэтому герою не находится места в фамусовской Москве, его называют сумасшедшим. Чацкий считает, что пороки этого общества необходимо искоренить, но в пьесе у него нет ни одного единомышленника, не считая внесценических персонажей. Герою приходится отказаться от прежних планов и надежд на семейное счастье, чтобы сохранить свою индивидуальность.

В драме А.Н. Островского «Гроза» главная героиня Катерина также пытается протестовать против патриархальных порядков. В городе Калинове нет места науке, образованию и прогрессу, семьи продолжают жить по «Домострою», а младшее поколение должно неукоснительно соблюдать все требования старших. Самые авторитетные люди города – Дикой и Кабаниха – самодуры и тираны, живущие в замкнутом мире своих ограниченных консервативных убеждений. Катерина же – неординарная натура, которая видит смысл жизни в искренней любви и свободе. Девушка отказывается жить по установленным правилам, но так же, как и Чацкий, не находит смелых единомышленников. Бросая вызов обществу, героиня совершает самоубийство, однако протест одиночки заставил её мужа Кабанова задуматься о собственном угнетённом положении. Это значит, что в дальнейшем в Калинове произойдут важные изменения, и толчком к этому стал поступок Катерины.

В заключение хочется отметить, что социальные пороки действительно влияют на судьбу отдельного человека. Довольно часто общество подвергает таких людей насмешкам и критике и пытается всеми силами избавиться от них. Однако появление личностей, не желающих смиряться с навязанными сверху правилами, доказывает несовершенство общественного устройства и говорит о необходимости перемен.

  • Что сближает сказку жуковского спящая царевна с народными и что отличает от них
  • Что сделала мура когда ей прочли сказку чудо дерево
  • Что роднит сказку о царе салтане с русскими народными сказками
  • Что росло на дереве в сказке чудо дерево
  • Что сближает предание со сказкой и легендой