Что сделал фельдшер курятин в рассказе чехова

Автор: самый зелный опубликовано 01.09.2021 обновлено 09.09.2021 мороз и солнце; день чудесный! пушкин писал эти строки, не

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

«Мороз и солнце; день чудесный!» — Пушкин писал эти строки, не зная о том, что на нас надвигается «Итоговое сочинение», и морозного декабрьского утра мы ждем не с радостью и полудремой, а с содроганием и тоской. Но ничего страшного, Многомудрый Литрекон всех перемудрит и заготовит аргументы по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» для итогового сочинения 2021-2022 года. В этой подборке каждый может найти оригинальные литературные примеры и вдохновиться на создание своего шедевра, только в жанре итогового сочинения. Если их нужно дополнить, напишите в комментариях, и Литрекон все сделает в лучшем виде. Приятного просвещения! Кстати, не забудьте взглянуть на темы и направления этого года, а также на пример сочинения по данному направлению.

  1. Технический прогресс — зло или благо? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» доказал, что развитие техники является благом для общества. Благодаря появлению и совершенствованию швейных машин героини произведения смогли зарабатывать на жизнь честным трудом и избежать торговли собой. Вера спаслась от брака по расчету и стала обеспечивать себя сама. Она открыла швейную мастерскую, в которой все работницы были пайщицами одного дела и имели мотивацию для его развития. Этот бизнес помог многим девушкам избавиться от зависимости в семье и в отношениях и жить благополучно. Если бы техника не дошла до такого уровня автоматизации процессов, женщины по-прежнему не могли бы трудиться и оказались бы во власти домашней тирании.
  2. Чем опасен технический прогресс? Е. Замятин в антиутопии «Мы» показал опасность прогресса. Технические новшества в обществе будущего могут поспособствовать полному порабощению человека в государстве. Тотальный контроль, машины для избавления от фантазии и свободы воли, изощренные пытки, средства для слежки и шантажа — все это сковывает личность и лишает ее всех прав. Главный герой Д-503 в финале был лишен воли и способности мыслить самостоятельно, а потому предал свои оппозиционные идеи и стал лишь винтиком в государственной машине. То есть у человека отняли его личность и свели его значение до базовой функции. Это не было бы возможно без научного прогресса и технической революции, которые были направлены против своих создателей.
  3. «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы». Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» осудил войну и на убедительных примерах доказал, что прогресс в человеческом обществе предполагает отказ от животной агрессии борьбы. Мы можем сравнить мирные и военные картины быта и нравов народа и увидим процветание и разруху, жизнь и смерть, счастье и горе. Как можно отказаться от одного и выбрать второе? Вооруженные конфликты отнимают у общества лучших людей вроде Андрея Болконского и Пети Ростова. Они приносят страдания и увечья всем семьям, ведь даже у Курагиных произошло трагическое событие: Анатоль потерял ногу на Бородинском поле. Может ли мир развиваться в таких условиях? Нет. За французской армией тянется вереница пожаров, потерь, разрушений. И в этой борьбе нет победителя, все лишь пострадали от нее. Поэтому война и прогресс несовместимы.
  4. Что такое технический прогресс? М.А. Шолохов в романе «Поднятая целина» показал технический прогресс в деле: объединение людей в колхоз позволило им скинуться и приобрести трактор. Техника высвободила бы десятки рабочих рук и увеличила бы объемы сельскохозяйственного производства. Если раньше все казаки от мала до велика были задействованы в пахоте и сборе урожая и получали столько денег, сколько хватало только на выживание, то теперь люди могли освободить время для развития и обучения, чтобы сделать свой труд более качественным и результативным. Так, молодая девушка Варя теперь могла позволить себе учебу и работу на себя. Прошли времена ночного бдения на полях, появление техники ознаменовало новый этап в развитии сельского хозяйства. 
  5. Как развитие технологий влияет на общество? К. Булычев в повести «Приключения Алисы» рассказывает о фантастическом мире научного прогресса. Здесь люди запросто летают в космос и путешествуют по разным планетам. Алиса и ее отец полетели в космическую экспедицию, чтобы привезти животных с разных планет. Они занимаются благими делами, используя новые знания. Благодаря прогрессу герои могут охранять редких животных в любой точке галактики. Однако научные знания становятся не только достоянием каждого, но и причиной преступлений. Например, космические пираты охотятся за формулой абсолютного топлива и используют новые достижения цивилизации для незаконного обогащения. Таким образом, наука может подарить человечеству широкие возможности, если относиться к открытиям обдуманно и бережно, но она же дает новое оружие тем, кто настроен агрессивно и враждебно. Технологии дают возможности, но как их использовать, решает только сам человек, и в этом смысле они никак не влияют на нашу истинную природу.
  6. Верно ли, что наука всесильна? Наука не всесильна и нельзя с ее помощью сделать все, что угодно, презрев законы природы. Об этом говорит М. А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Шариков, которого известный ученый сделал из собаки, настоящим человеком все равно не становится и продолжает бросаться на кошек. Несмотря на старания профессора Преображенского, эксперимент оказался неудачным, и пришлось все вернуть обратно. Кроме темы науки, здесь проводится аналогия с только что появившимся советским государством, у которого был схожий подход: убрать все и переделать по своему усмотрению. И это также не принесло результата. Наука может ошибиться, но важно признать свои ошибки вовремя, как и сделал герой.
  7. Всегда ли люди понимают и принимают прогресс? К сожалению, лили очень консервативны и не всегда могут понять и принять прогресс. Например, доктор Сальватор из повести А. Р. Беляева «Человек-амфибия» спас человека, обогатил его уникальными способностями, но от общества получил лишь осуждение и непонимание за свой подвиг. Доктор пытался вывести живых существ, приспособленных к любым условиям. Он пересадил жабры больному мальчику Ихтиандру, и тот стал человеком-амфибией, который мог жить в воде и на суше. Окружающие не могли понять гуманитарных стремлений доктора. Педро Зурита хотел поймать Ихтиандра и заставить доставать со дна жемчуг. Его не беспокоят никакие научные прорывы, главное – нажива, прибыль, которую может принести Ихтиандр. Конец истории печален: доктор Сальватор в тюрьме, а Ихтиандр в изгнании. Учёные могут быть не поняты и не приняты обществом, несмотря на высокие цели их исследований. Подчас люди попросту оказываются неготовыми к научным прорывам.
  8. Может ли научный прогресс привести к катастрофе? М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Результаты научных открытий могут быть непредсказуемы и даже опасны. Об этом рассказывает М. А. Булгаков в повести «Роковые яйца». Профессор Персиков придумал луч, который провоцировал бурный рост, но повышал агрессию живых существ. Провести качественные исследования ему не дали, изобретение попало в руки заведующего совхоза Рокка. Он решил вывести устойчивых к болезням цыплят с помощью особого луча, не задумываясь о последствиях. Ещё и куриные яйца перепутали со змеиными. И вывелись не свирепые цыплята, а анаконды и другие рептилии. Только к зиме этих существ победили, и то благодаря морозу. Фантастическая история показывает, что наука требует тщательного и аккуратного отношения, с применением открытий нельзя торопиться, иначе может произойти катастрофа.
  9. Ложная и истинная наука, определяющая ход прогресса. Ироническое отношение к науке показал В. Пелевин в романе «Искусство лёгких касаний». Вторая часть романа, одноименная названию, представляет собой рецензию на книгу историка Голгофского. Этот ученый развивает теорию о существовании особенных слов, которые могут менять сознание целых народов. Он считает, например, что особые слова, которые распространяются в соцсетях, развивают излишнюю толерантность. Теория звучит как крайне сомнительная, однако такое произведение публикуют, оценивают и анализируют. Здесь поднимается вопрос подлинной науки и ложной. Ради собственного продвижения некоторые учёные занимаются не исследованиями, а скандалами. И это одна из проблем современной науки. Ведь новая мысль порождает направление прогресса, определяет будущее, а лженаука искажает его, ведет человечество по ложному пути.
  10. Почему люди отстают от цивилизации? К сожалению, многие люди не хотят развиваться и замыкаются в собственном скудоумии. Им куда проще плыть по течению и пользоваться достижениями других. Например, Митрофанушка, герой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», является символом невежества и глупости. Его обучение лишь только для вида, он ничего не знает и не запоминает. Такое постижение науки абсолютно бессмысленно, оно высмеивается и порицается автором. «Не хочу учиться, а хочу жениться,» – говорит Митрофан. Научное знание крайне важно, его постижение не может восприниматься как тяжкая обязанность, оно делает людей гуманнее – об этом говорит автор, показывая Митрофанушку жалким и ничтожным тираном. Главная проблема, которая тормозит развитие мира, заключается в нежелании людей учиться и идти в ногу со временем. Такие Митрофанушки, которые замыкаются в своем невежестве, не подставляют ножку прогрессу.
  11. Как обучение людей способствует техническому прогрессу? Евгений Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», занимается естественными науками. Причем он предпочитает не теоретические, а практические знания. По мнению Базарова, наука должна быть применима к жизни, иначе она ничего не стоит. Несмотря на свои радикальные воззрения, Евгений действительно постиг медицину, чтобы лечить людей, приносить пользу обществу. Приехав в родителям, он начал помогать местным жителям и исцелять их современными методами. Его образование нашло применение в жизни: он смог поднять уровень медицины в своем регионе. Наука должна служить каждому человеку. Этот подход в современном обществе не вызывает удивления, ведь главный запрос в каждом обучении – применимость знаний в жизни. Чем больше мы учимся, тем лучше и масштабнее будет наш вклад в развитие прогресса.
  12. Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы? А. Платонов в рассказе «Песчаная учительница» показал практическое применение новых технологий и знаний в решении глобальных проблем. Главная героиня приехала в пустыню, чтобы преподавать в школе, но со временем убедилась, что местным жителям не до просвещения. Они не жили, а выживали, потому что на их родине не было воды, еды, дров — ничего для создания быта. Дома и скудные посевы постоянно заносил песок, и люди только и делали, что откапывали свои жилища. Тогда Мария Нарышкина решила изучить вопрос с научной точки зрения и переделать программу. Она начала читать лекции на темы, близкие обитателям пустыни. В школу потянулись и взрослые. Общими усилиями герои посадили деревья, оградили поселок от песка, нашли способ получать воду. Такова сила прогресса: человек может преобразить мир и сделать место, непригодное для жилья, плодородным и процветающим.
  13. Для чего необходим прогресс? Наука должна служить обществу и улучшать жизнь людей, особенно это касается медицины. Рассказ А. П. Чехова «Хирургия» показывает, насколько важны знания для врача. Фельдшер Курятин измучил своего пациента, дьяка Вонмигласова, пытаясь вырвать ему зуб. У пациентов в сельской местности нет выбора, поэтому им остаётся только терпеть. Однако врач как человек, который напрямую влияет на состояние человека, обязан постигать медицинскую науку как можно более тщательно. К сожалению, Курятин об этом не заботился, считая, что и так сойдёт. В другом рассказе автора под названием «Лошадиная фамилия» врач оказался профессионалом и помог своему пациенту вылечиться. Пока больной искал народного целителя и готов был терпеть боль вплоть до встречи с магом, экспертная помощь была близко и могла избавить его от недуга. Это и есть главная функция прогресса — облегчение и усовершенствование жизни людей.
  14. Может ли увлечение новыми технологиями и научными достижениями быть во вред человеку? К сожалению, люди часто изучают какую-либо сферу мысли просто для того, чтобы показаться значительнее, чем они есть на самом деле. Наука для Евгения Онегина, героя одноименного романа А. С. Пушкина, является способом выглядеть модным и просвещенным. Именно по этой причине Онегин «Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита и был глубокий эконом». Онегин считал себя образованным человеком, но в реальности все науки знал он поверхностно, только чтобы поддержать светскую беседу. Единственная наука, которую Евгений постиг, была «наука страсти нежной» – герой был умелым соблазнителем, однако пользы это ему не принесло. Наука ценна сама по себе, она необходима, чтобы менять жизнь человечества к лучшему, а не ради того, чтобы казаться лучше. И если знания человека поверхностны и выставляются напоказ только ради одобрения других, ему обучение на пользу не пошло.
  15. Какие люди способны стать двигателями прогресса? Андрей Штольц, герой романа И. А. Гончарова «Обломов», стремился к деятельности, хотел принести пользу обществу. Это невозможно без образования, научных знаний. И Андрей жадно учился, трудился над тем, чтоб получить как можно больше информации и навыков в разных сферах. Штольц стал образованным человеком и смог достичь успеха. Благодаря трудолюбию и тяге к знаниям герой занимает высокое положение в обществе и получает дворянский чин. Несмотря на то, что современный человек уже не стремится быть дворянином, не изменилось одно: наука и знания (если они применяются на практике) помогут поменять мир к лучшему, подарят независимость. Андрей открыл свое дело и сделал нашу страну более передовой, ведь развил международную торговлю. Такие деятельные, умные и целеустремленные люди, как он, двигают мир вперед.

Наука – это то, что двигает человеческое общество вперед. Образование и технический прогресс прославляли многие писатели XVII-XIX веков. Однако в XX-XXI веках философы, литераторы и общественные деятели задумались об обратной стороне цивилизации – о том, какие могут быть опасные последствия тех или иных изобретений. Мы поможем вам вспомнить аргументы из литературы на эту тему. А если нужных здесь нет, напишите Многомудрому Литрекону, он добавит еще.

Спасибо за Ваши комментарии! Вот отдельная подборка аргументов по книгам из них.

Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкапример из литературысписокЦивилизация и технологии

Читайте также:

                               
ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

                                                       
в 6 классе

«Роль художественной детали в рассказах А.П.Чехова».

Цели
урока:

 
         — расширить знания о творчестве А.П. Чехова;

 
        = проанализировать художественные детали в
рассказах Чехова

 
         — формирование навыков анализа
юмористического рассказа;

 
         — развитие творческих способностей учеников

 
         — развитие умения высказывать своё мнение.

Задачи:

 
         — способствовать развитию интереса к чтению;

— создать условия для формирования активной читательской позиции

Оборудование:

 
         — портрет А.П. Чехова;

 
         — стенд, посвящённый А.П. Чехову;

 
         — реквизит для сценки.  

Слайд №2

Портрет А.П. Чехова

ХОД УРОКА

 Учитель: На прошлом уроке
мы начали знакомство с биографией А.П.Чехова, узнали о том, что он
непревзойдённый мастер короткого рассказа. В маленьком рассказе
невозможны долгие описания, монологи. Поэтому и выступает на первый план
художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую
нагрузку. Удивительно, но буквально одна фраза у Чехова может сказать о
человеке все. Для начала вспомним некоторые факты его биографии

Ответ:                                  

Слайд №3

Признаки рассказа – повествовательность,
небольшой

 
                     
  объём, несколько эпизодов, несколько героев.        
                     
                     
                     
 

Учитель:
Любое произведение в литературе имеет сюжет. Что такое сюжет?

Ответ: …
       

Слайд №4

Сюжет – это ряд последовательных событий,
происходящих

в произведении.

Учитель: -Излюбленным сюжетом у
Чехова был приём у врача.

                 О
каком рассказе с таким сюжетом мы будем сегодня говорить?

Ответ: Рассказ «Хирургия».

Учитель: Назовите героев этого
рассказа. (Фельдшер Курятин, дьячок Вонмигласов).

                  А
кто такой фельдшер?

Ответ: Помощник врача, человек со средним
медицинским образованием.

Учитель: Приём у врача. Это
обычная жизненная ситуация?

Ответ: 

Учитель: В основном
юмористические рассказы Чехов строил на обычных бытовых ситуациях, случаях из жизни.
Это рассказы-сценки – «кусочки жизни» без начала и конца.

Давайте посмотрим, какой случай произошёл с героями рассказа в
земской больнице.

 
                     
                     
                     
   Сценка

 
                     
   (
Подключаются ученики,
инсценирующие действие)

Учитель: Спасибо. Понравилась вам
игра ребят? Что привлекло ваше внимание в рассказе, в показанной сценке?

Ответ: Смешно, есть юмор.

Учитель: а что такое юмор?

 Ответ: Это, когда смешно. Это
добродушный смех, весёлый и доброжелательный.

 
                     
                     
                     
 Слайд №5
 

 
                Юмор ‒ это добродушный,
весёлый, доброжелательный смех.

Учитель: Сегодня мы попробуем
разобраться в том, как Чехову удается с помощью художественной детали раскрыть
характер героев в рассказах

 Ответ: 

 
                     
                     
                     
  Слайд №7
     

 
                     
              «Коли не умеешь
рвать, так не берись».

 Учитель: Правильно.
А кому принадлежат эти слова?

Ответ: Дьячку Вонмигласову.

Учитель: Почему именно дьячок
высказал основную мысль? Как вы думаете?

Ответы: 

 Учитель: Дело в том, что ответ
нужно искать в самой фамилии Вонмигласов. Она означает «услышь меня», а так как
дьячок богослужитель, то и получается «услышь голос Божий». Это «говорящая»
фамилия, а у А.П.Чехова все фамилии говорящие.

 Как вы думаете, что означает фамилия Курятин? На что она
намекает?

Ответы: 

Учитель: Давайте я вам помогу.
Вспомните фразеологизмы со словом курица.

Ответы: 

Учитель: -Наверняка, все слышали такое выражение «мокрая
курица».

                 
 А что оно означает?

Ответ: …      
 
 

 (Можно вспомнить фразеологизм «Куриные мозги» —
ограниченный, недалёкий, слабый ум. Так говорят о человеке, у которого
незначительные умственные способности или низкий интеллектуальный уровень).

Учитель: Итак, делаем вывод. Судя
по фамилии, а она говорящая, каким перед нами предстаёт Курятин?

Ответы: Курятин ‒ жалкий
человек. В отсутствие доктора он, фельдшер, захотел сыграть роль доктор,
которая ему совсем несвойственна.

Учитель: Получилось это у него?
Правильно, нет. А почему? МЫ ДОЛЖНЫ ВЫЯСНИТЬ.

Слайд № 8

Почему Курятин не смог сыграть роль врача?

Над чем смеётся писатель?

Учитель: Для этого нужно
погрузиться в рассказ, постараться услышать голос автора, что и как он сказал о
героях, обратить внимание на любую деталь, помогающую создать  
 юмористический жалкий образ.

Характеристика дьячка Вонмигласова.

1.      Портретная
характеристика героя. На какие детали обращает внимание автор?

Какие
черты характера раскрывает портрет?

2.      Как
одет герой?

3.      Соответствует
ли поведение Вонмигласова образу богослужителя?

 
    Он благочестив на самом деле или только внешне?

4.      Какова
речь героя, интонация? Проанализируйте словарный запас Вонмигласова.

5.      Какое
чувство у вас вызывает герой рассказа: больше смеха или сочувствия?

(Обсуждение. Обоснование
точек зрения).

Учитель: Начнём
с Курятина. Опишите его внешний вид.

Ответ: «В поношенной чечунчовой
жакетке и в истрёпанных триковых брюках».

Учитель: Соответствует внешнему виду
врача?                  

Ответ: Не соответствует внешнему виду
врача.

Учитель: Обратимся к портрету героя.

Ответ: «Толстый человек лет сорока. На
лице выражение чувства долга и приятности».

Учитель: Обратите внимание на эти
слова. Как вы их понимаете?            

Ответ: Хочет сыграть роль врача.

Учитель: Как ведёт себя фельдшер?
Соответствует ли его поведение образу врача?

Ответ: «Между указательным и средним пальцами
левой руки – сигара, распространяющая зловоние», «Зевает…»,
«Берёт козью ножку, минуту смотрит на неё вопросительно, потом кладёт и берёт
щипцы». (Поведение не соответствует образу врача)

Учитель:
Какова речь Курятина?

Ответ: «А-а-а…моё вам!», «Раз
плюнуть!», «Хирургия – пустяки…».  «Зубы разные бывают. Один рвёшь
щипцами. Другой козьей ножкой. Третий ключом… Кому как.»

Учитель: Как характеризует речь
нашего героя?                  
     

Ответ: Это речь глупого
необразованного человека, не соответствует речи врача.

Учитель: -Какой делаем вывод о
Курятин?

Ответ: Курятин смешной, потому что хочет
казаться культурным, образованным человеком, но его речь, поведение, одежда
говорят о том, что он бескультурный, невежественный человек. Он смешон, потому
что хочет сыграть роль выше той, которая ему назначена.

Учитель: Больше всего в своей жизни
Чехов не любил невежественных, невоспитанных людей.

Учитель: Обратимся
к следующему персонажу Вонмигласову.

 Учитель:
Итак, портрет Вонмигласова.

Ответ: «Высокий коренастый старик в
коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт,
на носу бородавка, похожая издали на большую муху».

Учитель: С какой целью Чехов
обращает внимание на эту деталь?

Ответ: Чтобы
было смешно.

Учитель: Что говорит нам,
читателям, портрет о герое рассказа?

Ответ: Это обыкновенный, больной,
несчастный человек.

Учитель: Давайте проанализируем
речь Вонмигласова. Как она его характеризует?

Ответ: В речи у него происходит смешение
разных стилей. Он использует просторечные слова и старославянизмы. Это
бескультурный, малообразованный человек.

Учитель: Какова интонация речи
Вонмигласова?

Ответ: Говорит плачущим тоном.

Учитель: А если бы с другой
интонацией говорил, мог бы быть другой финал?

Ответ: . . .

Учитель: А как ведет себя
Вонмигласов?

Ответ: «Креститься
на бутыль с карболкой».

Учитель: Мог
так поступить богослужитель?

Ответ: Нет,
это Кощунство и не соответствует поведению священника.

Учитель:
Делаем выводы о Вонмигласове.

Ответ: В. ‒ служитель церкви. Это обыкновенный
человек, больной, несчастный и жалкий. Он смешон, потому что его поведение не
соответствует поведению священника. Он глупый, бескультурный, малообразованны
человек, но хочет казаться образованным.

Учитель: Что
общего между этими героями.

Ответ: . . .

Учитель: Какой
герой вызывает у вас больше жалости или смеха и почему?

Ответ:

Учитель: Итак,
подведём итоги. Когда у человека болит зуб, разве это смешно?

 
                А как удалось А.П.
Чехову обычную жизненную ситуацию сделать смешной?  Какие приёмы ему
помогли?

                                                                 
Слайд № 9

Юмористические приёмы

Говорящие
фамилии, имена, речь, 
состоящая из слов,
принадлежащих различным стилям, одежда, обстановка, поведение, грустный
взгляд через весёлый смех.

Учитель: Какие
эмоции вызывает у вас этот рассказ?

Ответ: .

Учитель: Почему нам хочется
смеяться, но в то же самое время появляется грустное чувство?    
           

Ответ: . . .

Учитель: Чехов так и сказал о
своих рассказах:

Слайд № 10

«Они смешные, но невесёлые»

А.П. Чехов

Учитель: Да, чеховский юмор
особенный – одновременно и смешно, и грустно. Почему? Над чем смеётся Чехов?
Что он высмеивает?

Ответ: Над глупостью и невежеством.

Учитель: Это уже не добродушный смех,
а смех, который направлен на пороки человеческие. Рассказ «Хирургия» носит и
сатирический характер. А что такое сатира?  

Слайд № 11

Сатира ‒ беспощадный смех, направленный
против

опасного и вредного для людей.

Учитель:
а теперь обратимся к рассказу <<Толстый и Тонкий

Обсуждение

Учитель: итак, начнем с названия.
Какой художественный прием мы обнаруживаем в заглавии.

 Ответы:
Антитеза.

Учитель: Как
начинается рассказ? Какие художественные детали мы встречаем в этом рассказе?

Ответы
учеников

.

2) –
Вы уже знакомы с понятием композиция. Перечислите основные компоненты
композиции. (Завязка – развитие действия – кульминация – развязка).

 
Найдите завязку в рассказе.  («На вокзале Николаевской железной дороги
встретились два приятеля. Один толстый, другой тонкий».)

— Даёт ли автор длинное
описание встречи? (Нет, коротко и ясно говорит автор о месте встречи и
главных действующих лицах).

·        
Краткая завязка. (Вступление, начало).

3) 
Представьте, что вы ставите спектакль по данному рассказу, подбираете актёров
на роли главных героев.

  
 Каким, по-вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность,
походку.

  — А как об этом сказал
А.П.Чехов?

— Выпишите из текста (1-й
абзац) примеры, характеризующие толстого.

(Учащиеся заполняют сначала
одну колонку, затем другую).

Толстый

Тонкий

. « … только что пообедал на вокзале, губы лоснились, как спелые
вишни…»

«Пахло от него хересом и флёрдоранжем».

2. «Ну, полно! Для чего этот тон?»

«… тайного советника стошнило».

1. «… только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами,
узлами и картонками».

«Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».

2. «… побледнел, окаменел…лицо искривилось широчайшей улыбкой».
«… съёжился, сгорбился, сузился…» « …ваше превосходительно

 
                     
     Работа с таблицей. Сравнительная характеристика героев.

— Одна-две детали и перед нами самостоятельный,
довольный жизнью, богатый человек.

— Попробуйте составить
словесный портрет тонкого. Как вы его себе представляете, его внешность,
походку, одежду?

— А как сказано об этом у
автора?

Выпишите из текста (1-й абзац)
примеры, характеризующие тонкого.

— Какие детали наиболее
значительны в описании тонкого?  (Навьючен).

— О чём говорит эта деталь? (Он
бедный, нет денег на носильщика, поэтому сам несёт (навьючен) чемоданы).

— Какой художественный приём
использует Чехов, рисуя главных героев?  (Антитеза).

— А теперь скажите, коротко
или подробно описывает автор своих героев?

(Одно слово, одна деталь может
рассказать о герое, дать представление о его положении в обществе).

Вывод 3. «Говорящая» деталь
заменяет подробное описание.

4) 
Итак, встретились два школьных товарища.

·        
Какие чувства испытывают герои при встрече?

·        
Из каких предложений по цели высказывания и интонации состоят
предложения? (Вопросительных, восклицательных).

·        
О чём это говорит? (О неподдельном интересе друг к другу,
герои интересуются жизнью друг друга).

    — Обратите
внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как называется
разговор двух и более лиц? (Диалог).

— Диалог лежит в построении
рассказа. И это ещё одна особенность произведений А.П.Чехова.

Вывод 4.  Построение
рассказа – диалог.

5)  

   Что
мы узнаём о материальном положении тонкого? (Получает маленькое жалование,
жена подрабатывает уроками, сам он делает дешёвые портсигары).

·        
С каким чувством говорит об этом тонкий? (с чувством
гордости).

·        
Какую роль играют жена и сын Нафанаил?  (Это молчаливые
персонажи. Они дорисовывают образ тонкого).

·        
А как обстоят дела у толстого? (Он стал тайным советником).


  • Какое же слово изменило отношение друзей во время встречи? Когда, в какой
    момент происходит перелом?

·        
Как в литературе называется самый напряжённый момент в
произведении?  (Кульминацией).

 — Как меняется поведение
тонкого и толстого

·        
Какие слова тонкого выражают льстивость, угодливость?

— Итак, Чехов делает
индивидуальной, неповторимой речь своих героев, а это ещё один секрет
чеховского мастерства.

Вывод 5.  Индивидуальная
речь героев как основа их неповторимости.

6. Осмысление идеи рассказа.

— Почему толстый отвернулся от
тонкого и ушёл?  (Ему стало противно).

— Как об этом сказал толстый?
  («К чему это чинопочитание»).

—  Как вы понимаете значение
этого слова?

(Лицемерное отношение к старшим
по должности).

7.Вывод по уроку.

— Что хотел сказать нам
А.П.Чехов своим рассказом?

— Какие человеческие качества
высмеивает писатель?   (Чинопочитание, угодничество,
неискренность, подхалимство).

9. Заключительное слово
учителя.

— Да, школьная дружба – это
прежде всего общение на равных, она крепко соединяет людей. А человек в любой
ситуации должен всегда оставаться человеком. Урок хочется закончить словами
А.П.Чехова: «При любых обстоятельствах среди людей нужно осознавать
своё достоинство».  (Слайд)

10 Домашнее
задание:


Подумайте, что расскажет дома о встрече с бывшим одноклассником
толстый. Напишите этот рассказ от его лица

Дополнительный
материал.

Давайте
убедимся, насколько вы внимательные читатели.

(Учитель
читает значение слова, учащиеся называют ответ, затем ответ появляется на
слайде).

1.
Сколько героев присутствует в рассказе?  (Четыре).

2.
Назовите имя жены тонкого.  (Луиза).

3 .
Должность, которую занимает сейчас тонкий.  (Столоначальник).

4.
Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей.  (Тонкий).

5. Что
тонкий делает из дерева?  (Портсигары).

6.
Прозвище толстого).

8. Имя
тонкого. (Порфирий).

9.
Герой, от которого пахло хересом и флёрдоранжем.  (Толстый).

10.
Место, где встретились друзья.  (Вокзал).

11.
Как зовут сына тонкого?  (Нафанаил).

12.
Прозвище тонкого в школе. (Эфиальт).

13.Продолжи
фразу: «Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел).

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 268 — 269

Антон Павлович Чехов «Хирургия»

Размышляем о прочитанном

1. О какой хирургии рассказывает Чехов?

Писатель рассказывает о зубной хирургии, стоматологии.

2. Что побудило писателя к созданию этого произведения — собственная инсценировка, игра, наблюдение врача Архангельского или собственные размышления о провинциальных лекарях?

Скорее всего, основой сюжета стал случай, рассказанный Архангельским. Но немалую роль в написании рассказа сыграл успех домашнего спектакля о зубном враче и личные наблюдения Чехова в земской больнице.

3. Как выглядела земская больница? Каковы были пациенты? Какое чувство вызывает чеховский рассказ?

Земская больница была убогой, как и её пациенты. Одна комната заменяла приёмную и кабинет врача. Всюду стояли банки и лежали инструменты.

Пациентами больницы были простые крестьяне, невежественные люди, чаще старики. Например, дьячок.

Рассказ вызывает чувство жалости к состоянию медицины в те далёкие времена. И жалости к людям, которым приходилось лечиться в такой больнице.

4. Внимательно прочитайте рассказ и подготовьте его к чтению по ролям. Какими предстают фельдшер и больной? Кто из них вызывает больше смеха или сочувствия?

Курятин — толстый человек лет сорока. Он постоянно курит. Он плохой врач, фельдшер. Он самоуверенный, хвастливый, быстро раздражается.

Вонмигласов — старик, дьячок. Необразованный, подобострастный вначале, рассерженный, возмущённый в конце.

Курятин вызывает больше смеха, Вонмигласов — больше сочувствия.

5. Можно ли назвать рассказ юмористическим? На чём основан юмор этого рассказа? Подумайте, какими средствами писатель создаёт юмористическую ситуацию. Вспомним, что юмор — высмеивание недостатков в жизни человека и общества. Почему нам хочется смеяться, но в то же время появляется и грустное чувство? Отчего это происходит?

Рассказ можно назвать юмористическим. В нём описан смешной случай.

Юмор рассказа основан на невежестве, глупости, самоуверенности.

Писатель сознательно преувеличивает глупость фельдшера, для высмеивании недостатков человека.

Состояние медицины того времени вызывает сочувствие. Мы чувствуем грусть оттого, что больные люди страдали ещё сильнее, обращаясь к таким лекарям, как Курятин.

Фонохрестоматия

1. Расскажите о внешности героев, манере двигаться, говорить, выдавать свои чувства. Помогло ли вам чтение актёров представить внешность персонажей?

Курятин толстый человек 40 лет, в потрепанной одежде. Он важный, чувствует свою значимость, зевает, говорит покровительственно, громогласно, командует.

Вонмигласов высокий старик с кожаным поясом. Он суетится, говорит торопливо, жалуется, плачется.

Актёры помогли мне лучше представить внешность персонажей.

2. Как меняется поведение дьячка и его отношение к фельдшеру? Как эти изменения передаёт актёр?

Поначалу дьячок подобострастный, потом сердитый, насмешливый. Ему больно, на лбу выступают слёзы. Когда ломается зуб, дьячок называет фельдшера чёртом и иродом, забирает просфору, которую приносил фельдшеру.

Актёр показывает эти изменения интонацией.

3. Меняется ли поведение фельдшера? Почему ему важнее рассказать про общение с помещиком Египетским, чем сосредоточится на зубе дьячка?

Фельдшер не признаёт своих ошибок, он сваливает вину на дьячка. Когда зуб ломается, фельдшер сперва притихает, потом опять начинает говорить про помещика, кричать на дьячка.

Курятину важнее рассказать о помещике, чтобы подчеркнуть собственную значимость, потешить своё самолюбие.

К своим обязанностям он относится легкомысленно — раз плюнуть.

4. Жалко ли вам дьячка? Изменилось ли ваше отношение к фельдшеру?

Мне жаль дьячка, потому что я знаю, как плохо, когда болят зубы. А фельдшер ему не только не помог, но ещё и зуб сломал.

Фельдшера я не уважаю, он ничего не умеет делать хорошо.

5. Смешной или грустный рассказ «Хирургия»?

Рассказ скорее грустный. Он о человеческой глупости и невежестве.

6. Кто из актёров, читающих слова автора, дьячка и фельдшера, кажется вам наиболее убедительным в исполнении выбранной роли? Почему?

Мне больше понравился актёр, играющий дьячка. Он убедительно создаёт образ недалёкого старика, передает его страх и боль, показывает голосом, как меняется отношение героя к фельдшеру.

Будьте внимательны к слову

Обратите внимание на действия фельдшера (берёт козью ножку…). О чём эти действия рассказывают читателю? О чём говорит фельдшер на протяжении всей процедуры с зубом? Какова его речь? Много ли слов в его лексиконе? Какой можно сделать вывод о его культуре, его умении?

Эти действия говорят о том, что фельдшер плохо представляет себе процедуру вырывания зуба. Он знает, что надо дергать, но не знает чем.

На протяжении процедуры фельдшер говорит о помещике Египетском, которому рвал зуб. Он также комментирует свои действия.

В его речи много простонародных слов: вона, дёргайся, очумеешь, ништо, околеешь.

Но также встречаются и медицинские термины: тракция, десна, вертикальной оси.

Он часто использует расхожие фразеологизмы: в мгновенье ока, раз плюнуть, Христом-Богом.

Лексикон его не богат, он как раз такой, какой и должен быть у полуграмотного деревенского фельдшера в те времена.

Курятин человек низкой культуры, неумелый, но при этом самоуверенный, нежелающий признавать своих ошибок.

AVvXsEhLUnRadgrLw9AXRxFRBycpVUCRhl4JpUQvlsB3ivoFeHlOMQ mk3PwLNeaxfggYqx6jVZ0yhiFHP7N6fhsihtSnredlXQRn3pIjGmwgAdIQ90eOD7toXbpxLDTl2LgSV6oVScOkOhYTHzTkUc8HB4hT3V2DVqfAuhEnYsy9GzAfSsebZPbwPOhev0Qmg=w400 h304

Проза А. П. Чехова богата юмористическими рассказами, которые до сих пор вызывают улыбку у читателя. В чем секрет? Как шутить «на века»? Чтобы найти ответы на эти вопросы, Многомудрый Литрекон написал подробный разбор «Хирургии» — одного из самых известных произведений автора.

История создания

Что побудило А. П. Чехова написать этот рассказ? В 1884 году, когда и была написана книга, автор занимался врачебной практикой и активно общался с коллегами. Один из них, земский врач П.А. Архангельский, поведал ему о курьезном случае, в котором было много и смешного, и грустного.

Когда сам заведующий был занят серьезным случаем, он попросил у практиканта помочь – вырвать зуб у пациента. Юноша, позже ставший большим профессионалом своего дела, перепутал и вырвал здоровый зуб вместо больного.

Тогда его наставник ласково пошутил: «Рви здоровые, авось до больного доберешься!».

По другой версии, Антон Павлович, будучи студентом, часто разыгрывал один и тот же юмористический номер: претворялся врачом, а его друг – пациентом. Тогда Чехов делал вид, что рвет зуб, а «больной» истошно кричал. Эта сценка вызывала хохот у всей аудитории, поэтому литератор взял ее за основу для шуточного рассказа.

Жанр и направление

Жанр произведения – юмористический рассказ. Почему? На это указывают специфические «юмористические приемы». Во-первых, это изображения комических черт самих героев. Например, дьякон, не найдя иконы, крестится на бутыль с маслом, то есть автор высмеивает предрассудок, ставший машинальной привычкой, и не имеющий под собой ничего, кроме нелепости.

Во-вторых, это контраст: сначала оба героя льстят друг другу, дьякон приравнивает фельдшера к ангелу, а потом оба начинают грубо осыпать друг друга ругательствами. Этот прием обличает их лицемерие. В-третьих, Чехов использует просторечия, фразеологизмы и междометия, например: «Учи ученого! Экий, господи, народ необразованный!».

Так он создает атмосферу живого диалога, в ходе которого сами собой рождаются смешные выражения.

Направление – реализм. Автор описывает вполне обыденные события, которые лишены и тени мистики или романтического колорита. Тематика и проблематика «Хирургии» указывают на то, что суть книги – передать явления из реальной жизни без прикрас.

О чем?

Действие начинается в стенах обычной земской больницы, которой на данный момент (ввиду отсутствия главного доктора), заведует фельдшер Курятин. Доктор уехал по делам женитьбы, приятно проводить время, а сложная операция по удалению коренного зуба выпала на долю Курятина. Пациентом стал дьяк Вонмигласов.

До начала операции дьяк и фельдшер рассуждают о сложнейшей миссии врачей на земле – спасать жизни. Курятин рассказывает, какими предметами лучше удалять зубы, как лучше это делать и ссылается на операцию, которую он проводил над уважаемым помещиком Египетским. Так как последний остался удовлетворён результатом (со слов самого Курятина, конечно же).

Однако, как только фельдшер начинает работать, дьяк перестаёт хвалить умения доктора: он ругается, плачет, скулит и трясётся в кресле. Курятин настолько сильно дергает бедного дьяка за зуб, что в какой-то момент щипцы, коими работал фельдшер все это время, соскальзывают с зуба. Потрогав десну, с ужасом осознаёт, что его просто зря мучали, и зуб остался на прежнем месте.

Скрепя сердцем и оставшимися зубами дьяк соглашается на повторное удаление больного зуба. Курятин все также продолжает рассуждать о сложности своей профессии и хирургии вообще: «Хирургия, брат, не шутка». Фельдшер, пытаясь крепче зацепиться за зуб, делает безумно больно пациенту, который извивается, сыпет оскорблениями.

Курятин тянет зуб, но ломает его посередине. Опомнившись от болевого шока, Вонмигласов ощупывает место больного зуба и находит там два обломка.

Он проклинает хирургию, скулит от доли и уходит, а фельдшер бранит «паршивого черта» и продолжает философствовать на тему медицины и вспоминать успешно проведённую операцию над господином Египетским.

Краткое содержание рассказа и отзыв для читательского дневника Вы можете найти здесь.

Главные герои и их характеристика

Образы героев описаны вскользь и раскрыты не полностью, но такова условность сатиры: она демонстрирует только смешные и позорные качества своих жертв.

Дьячок Вонмигласов – человек очень набожный, боязливый и совсем непривыкший прибегать к современной медицине.

Поначалу он решил исцеляться общеизвестными средствами: использовал хрен и водку, прикладывая компресс к щеке, заговорённую нить носил на запястье, однако его усилия были тщетны, и в итоге дьячок решает посетить врача, ведь он не мог пить чай и даже петь литургии. Описание дьячка уже порождает в воображении комический портрет:

Высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху.

Речь героя обличает его желание подольститься к фельдшеру, чтобы ограничить плату за услугу одной просфорой (постной булочкой). Это говорливый человек, склонный все преувеличивать и лицемерно лебезить перед собеседником.

Когда все идет по его плану, он готов изливать сладкоголосые похвалы, но как только что-то идет не так, он говорит свое истинное мнение о собеседнике и обнажает свою грубость и нетерпимость по отношению к тому, чего он не понимает.

Фельдшер Курятин – самодовольный и невежественный хвастун, который не имеет твердых убеждений и знаний. Сначала он говорит, что хирургия для его проста как медный грош, а потом, как только операция затягивается, уверяет, что это сложная и непостижимая штука.

Его халатное отношение к медицине подчеркивает тот факт, что он курит в кабинете, где все должно быть стерильно. Герой тоже лицемерен и груб, как и дьяк, но гордится перед ним своей мнимой образованностью.

Описание фельдшера указывает на то, что он носит маску услужливости, но на самом деле глубоко равнодушен к своему делу.

Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности.

Самодовольство героя служит причиной его неудачи, ведь он постоянно говорил «пустяки», «раз плюнуть», что полностью отражает его отношение к медицине: он плюет на пациента и считает оказание помощи пустяком.

Темы и проблемы

Основная тема рассказа – непрофессионализм людей, которые отвечают за жизнь и здоровье общества. Они прикрывают свое невежество высокопарными терминами и замечаниями, но на деле являются лишь недоучками, абсолютно равнодушными к своему делу.

Основная проблема рассказа – равнодушие людей, которые берутся за работу, но отдают ей и десяти процентов своих сил. Они трудятся спустя рукава и совершенно не развивают навыки, потому что им безразлична эта специальность. Их интересует только жалование, на которое они позволяют себе мещанские радости, ими и ограничено их существование.

Также автор затрагивает темы и проблемные вопросы…

  • Безответственности. Герою наплевать, что будет с пациентом, он не чувствует своей ответственности за его состояние: «А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!».
  • Самоуверенности. Фельдшер не сомневается в своих умениях, хотя не имеет ни единого основания для этого, кроме байки об одной удачной операции за 40 лет!
  • Невежества и предрассудков. Дьячок до последнего верил в народные средства, которые лишь усугубляли его недуг. Он предпочитал заговаривать зуб и прикладывать невообразимые компрессы, лишь бы не лечиться у специалистов.
  • Грубости. Герои ругаются как бродяги, хотя представляют уважаемые конфессии – духовенство и медицину.
  • Лицемерия. Персонажи говорят не то, что думают, желая показаться лучше, чем они есть на самом деле.

Юмор

Что высмеивает автор? «Хирургия» — прямо выраженное отношение Чехова к некачественной медицине и врачам-недоучкам. В этом рассказе высмеиваются недоучившийся специалисты, которые мнят себя профессионалами. Также писатель смеется над предрассудками людей, которые сами себе вредят, лишь бы не прибегать к современным методам лечения.

Юмор основан на использовании приемов, описанных Многомудрым Литреконом под заголовком «Жанр и направление».

Сатира Чехова направлена на человеческие качества и пороки, которые мешают обществу развиваться и процветать. В данном произведении он обличает безответственность, хвастовство, невежество, непрофессионализм, равнодушие и грубость людей. Об этом говорят все смешные моменты, из которых состоит рассказ.

Основная идея

Антон Павлович Чехов никогда не выражает главную мысль буквально, его мнения в тексте нет, но всеми средствами выразительности он дает понять и заставляет задуматься о несерьезности человека по отношению к делу государственной и общественной важности. Смысл рассказа заключается в том, что общество смотрит сквозь пальцы на невежество и халатность специалистов, а так делать нельзя, ведь от квалифицированности кадров зависит развитие всей отрасли, а вместе с ней и страны.

Для пригорода того времени абсолютно нормально, что фельдшер в возрасте 40 лет (не студент, а уже сформировавшийся медицинский работник с опытом) не умеет выполнять простейшие операции. Он и сам не видит проблемы в своем неумении. Автор против этого всеобщего попустительства, так как развитие медицины – это залог процветания народа.

Чему учит?

Каждый человек должен сделать вывод из прочитанного текста, даже если он не медик. Безответственность в любой сфере опасна для общества, поэтому все мы должны стать профессионалами выбранного дела, постоянно учиться и развиваться, а не просто получать жалование и кичиться теми знаниями, которых у нас нет.

Мораль, вложенная автором в эти строки, выражается в постоянной необходимости саморазвития. Общество, живущее предрассудками дьячка и невежеством фельдшера, обречено на деградацию.

Художественные приемы

  1. Говорящие фамилии. «Курятин», по всей видимости, происходит от слов «курица» и «курить». Персонаж, ожидая пациентов, курит на рабочем месте, что является символом праздности, ведь не зря перерыв называют перекуром.

    Манера речи фельдшера напоминает кудахтанье курицы, которая «птицей невысокого полета», как и сам герой. «Вонмигласов» означает устаревшую форму церковного выражения «услышь меня», то есть «услышь голос Божий». Ирония автора подчеркивает косноязычие дьячка, который из-за больного зуба не мог нормально отслужить литургию.

    Голос Бога из уст такого слуги услышать и правда трудно.

  2. Юмористические приемы. Помимо приемов, описанных Многомудрым Литреконом под заголовком «Жанр и направление», автор использует неочевидные ходы для создания комического эффекта.

    Например, дьяк приносит в награду за труды фельдшера просфору – символ жертвы и мученичества тела Христова, который служит в церковных обрядах и ритуалах. Так и сам Вонмигласов стал жертвой неумения фельдшера.

    Также он искусно вплетает в ругательства слова из Библии, благодаря чему обычная грубость звучит смешно: «Парршивый чёрт… — выговаривает он. — Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!».

    Чтобы показать косноязычие больного, писатель коверкает его реплики, погружая читателя в атмосферу: «Согрешихом и беззаконновахом… Студными бо окалях душу грехми и в лености житие мое иждих…»

  3. Устаревшие слова. А. П. Чехов в «Хирургии» обильно использует историзмы, архаизмы и цитаты из церковных трудов, чтобы придать речи героев колоритную сатирическую окраску. Вот примеры слов и выражений: «Питие мое с плачем растворях»; «намедни»; «ироды».

Критика

Конечно, каждый читатель составил собственное мнение о произведении, но все же нам интересна характеристика рассказа «Хирургия» устами современников писателя.

…Фельдшер, безуспешно старающийся вырвать зуб у дьячка («Хирургия»…) — всё это, пожалуй, забавно, но забавно на манер послеобеденных россказней, потешающих мало взыскательную и смешливо настроенную публику. (К. К. Арсеньев, статья «Беллетристы последнего времени», «Вестник Европы», 1887 г., № 12)

Рассказ «Хирургия» Ан. Ч. мне не понравился. Рельефно — но как-то бесцельно. К чему все это — и притом уже не настолько остро, чтобы могло поправиться за один юмор, помимо идеи.» (А. С. Лазарев (Грузинский) — Н. М. Ежову, 13 августа 1884 г.)

Не все были столь резки по отношению к произведению Чехова, были и положительные отзывы.

Оригинальную особенность таланта Чехова составляет его своеобразный юмор. Как известно, Чехов начал свою литературную карьеру в юмористических журналах. И среди его произведений есть некоторое количество вещиц, проникнутых самым веселым, самым беззаботным юмором, — таких, которые действительно были на месте в юмористических изданиях.

Таковы, например, «Мыслитель», «Произведение искусства», «Канитель», «Хирургия», «Винт», «Восклицательный знак», «Шведская спичка» и др. Но и в этих, в сущности, совершенно невинных по сюжету, произведениях уже замечается кое-что большее, нежели невинное вышучивание курьезных явлений. (Я.

Абрамов, статья «Наша жизнь в произведениях Чехова», «Книжки Недели», 1898 г., июнь)

София Ловцова

Анализ произведения Чехова «Хирургия»

Многие произведения А.П. Чехова хоть и смешат читателя, но при этом служат для выражения моральных ценностей и важных идей. Например, рассказ «Хирургия» ставит перед обществом злободневный вопрос о невежестве в такой отрасли, как охрана здоровья граждан.

Называя книгу наименованием целого врачебного направления, автор обобщает, тем самым говоря, что вся медицина в России находится в плачевном состоянии, а не одна только земская больница.

Он по опыту знал, как необходимы государству не только реформы здравоохранения и соответствующее финансирование, но и ответственное отношение людей к этой должности. Именно проблеме его отсутствия посвящена работа писателя.

Краткое содержание рассказа

Действие происходит в земской больнице в воскресный день, где больных принимает фельдшер Курятин, потому что доктор уехал жениться. Туда приходит Вонмигласов, у которого болит зуб. Вначале пациент нахваливает лекаря: «На то вы, благодетели, и поставлены, дай бог вам здоровья, чтоб мы за вас денно и нощно, отцы родные… по гроб жизни…».

Сам Курятин утверждает, что хирургия – пустяки … раз плюнуть. Но после неудачной попытки вырвать зуб у обоих меняется точка зрения: дьячок начинает ругаться, а неудавшийся стоматолог уже защищается тем, что не легкое это дело – зуб рвать.

Во время второй попытки у больного во рту остается два выступа на месте зуба, что окончательно выводит его из себя: «Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!».

Врачеватель же пытается оправдаться, что уже удалял зуб некоему Египетскому помещику, но так невнятно говорит об этом, что невольно задумываешься: а был ли помещик? Дьячок уходит восвояси, а фельдшер даже не попытался исправить ситуацию. Чехов избрал для произведения открытый финал: пациент покидает кабинет, и на этом повествование резко обрывается.

Жанр произведения

Писатель берет за основу сюжета реальный случай из медицинской практики того времени. Будучи врачом, он знал, что в этой сфере работало очень много непрофессионалов, которые не лечили, а калечили.

Хирургия – как раз то направление медицины, где промахи наиболее болезненны и очевидны. Автор обнажил насущную проблему общества, где здравоохранение для людей с низким доходом превращается в лотерею, где выиграть практически невозможно, а проигрыш обходится очень дорого.

Поэтому произведение Чехова можно отнести к остро социальным рассказам.

Автор делает акцент на осмеянии пороков, то есть хочет исправить создавшееся положение. Если люди увидят, насколько нелепо выглядит их поведение, они перестанут себя так вести. Смех больно ранит человека, в отличие от морализаторских выпадов и поучений.

По стилю писатель даже ближе к фельетону. Меткие характеристики героев указывают на их недостатки, выявляя порочную натуру, скрывающуюся за ними. Внешний их облик не так смешон, как внутреннее безобразие души.

Юмор в «Хирургии» играет роль обличителя, которого приятно слушать, несмотря на его обвинения.

Он проявляется даже в сюжете: доктор уехал жениться, фельдшер ничего не умеет, но все же принимается за работу, дьячок то хватит, то проклинает врача, ведь он не в силах любить ближнего своего и терпеть земные муки. Таким образом, произведение можно назвать юмористическим рассказом.

Главные герои

Персонажи изображены в характерной для писателя сатирической манере. Он заострил внимание на их комическом поведении и нарисовал иронический портрет целого сословия. Их характеры схематичны, но при этом вмещают в себя плоды пристального наблюдения автора за изменяющейся и пульсирующей действительностью.

Герои рассказа «Хирургия» Чехова выдержаны в черно-белых цветах фельетона: они лишены полноценного внутреннего мира. Образы строятся вокруг одного порока, который высмеивается и осуждается. Читатель не видит их жизни, семей и обстоятельств, которые повлияли на формирование личности. Важно то, и Антон Павлович подчеркивает это, что пороки развиваются с молчаливого согласия общества.

Все мы не обращаем внимания на то, что происходит, и ничего не делаем, чтобы это исправить.

Фельдшер Курятин. Самовлюбленный, важный, невежественный человек, который любит болтать и пускать пыль в глаза. У него недюжинное самомнение, и даже если его разрушает сама жизнь, он всегда готов привести кучу оправданий, противореча себе.

Точку зрения он меняет в зависимости от того, что ему нужно впарить собеседнику. Медицинский работник не чувствует особой ответственности, он просто отсиживает свое дежурство, стараясь при этом сохранить напускную «приятность» и никого не покалечить.

С профессиональной точки зрения он дилетант. Автор дает ему юмористическое описание:

«Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки — сигара, распространяющая зловоние».

Дьяк Вонмигласов. Лицемерный, узколобый, болтливый, грубый и импульсивный. Меняет мнение, как перчатки, в зависимости от того, что в данный момент чувствует. Ему не нужно доказательств и раздумий, чтобы сделать вывод, достаточно просто поверхностных впечатлений, и суждение готово.

Этот герой тоже пошел работать не по призванию: он слишком глуп, чтобы нести достойно служить в церкви. Персонаж легкомысленный, но при этом отличается ханжеством.

Религия для него просто условность: «Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платочка просфору и с поклоном кладет ее перед фельдшером».

Характеристика героев – одно из ярчайших средств создания комического эффекта в произведениях Чехова. Книга «Хирургия» является одной из лучших в своем роде, ведь актуальна до сих пор. Невежество вредит не только конкретному человеку, но и всему обществу.

Оно не развивается, так как глухо к прогрессу и живет только ради добычи мелкой выгоды и потребительского существования, лишенного высшей цели. Над этим смеется писатель, однако это не веселый смех, а грустная усмешка, ведь с годами в России мало что изменилось.

Сочинение Анализ рассказа Хирургия Чехов

В творчестве Антона Павловича Чехова есть много замечательных юмористических рассказов, которые остаются актуальными и в наши дни. Одним из таких является произведение «Хирургия», который учит своих читателей многому.

Жанр произведения

По своему жанру произведение является юмористическим рассказом. На это указывают «юмористические приемы». Герои изображены комично, а их поведение указывает на предрассудки, которые остро высмеиваются автором.

Показано лицемерие: сначала главные герои льстят друг другу, но после начинают браниться и осыпать своего собеседника различными ругательствами.

К тому же, Чехов использует междометия, фразеологизмы и просторечия, которые создают ощущения живого разговора героев.

Сюжет рассказа

Действия развиваются в стенах земской больницы. Доктор уехал по личным делам, а вместо себя оставил фельдшера Курятина. К нему приходит дьячок Вонмигласов, которому необходимо вырвать зуб.

Сначала герои рассуждают о важности работы доктора. Фельдшер рассказывает о возможных способах вырывания зубов, а также хвалится успешно проведённой им операцией по вырыванию зуба, которую он сделал помещику Египетскому.

Как только Курятин начинает операцию, Вонмигласов меняет своё отношение к фельдшеру. Дело в том, что щипцы соскальзывают, и фельдшер только ранит десну, а зуб остаётся на месте.

Главные герои предпринимают еще одну попытку. Курятин, все также философствуя о сложности своей профессии, старается как можно сильнее ухватиться за больной зуб. Он приносит большую боль пациенту, но зуб ломается по середине. Дьякон, нащупывая во рту осколки, удаляется, проклиная фельдшера. Но Курятин остается непоколебим, бранит Вонмигласова и рассуждает о своей значимости.

Главные герои

Как в любом сатирическом произведении, образы действующих лиц описаны не полностью и только с одной стороны. В рассказе происходит демонстрация только их смешных и отрицательных качеств.

Курятин – это невежественный и самовлюбленный человек, небрежно относящийся к своей профессии. Он позволяет себе курить в медицинском кабинете, где должно быть чисто и стерильно. Сначала о предстоящей операции он говорит: «Раз плюнуть!» Но после неудачи вдруг начинает философствовать о том, что медицина – штука сложная и непостижимая.

Курятин – льстец и лицемер. Он считает себя выше дьякона из-за своей образованности, но, как видно в итоге, медицинский работник из него выходит никудышный.

Вонмигласов – это набожный и суеверный человек, который старается обойти стороной все новое и современное. Сначала он пытается вылечить зуб народными методами. Но только когда боль становится невыносимой, дьячок решает обратиться к докторам.

В разговоре Вонмигласов льстит фельдшеру, чтобы плата за услугу была меньше. Но, когда операция не венчается успехом, он показывает свое инстинкте отношение к Курятину и бранит его.

Темы рассказа

Основная тема произведения – это непрофессионализм некоторых работников медицины. Эти люди невежественны и относятся с хладнокровием к своей работе. Свой непрофессионализм они прикрывают вескими терминами и рассуждениями о сложности их профессии. Но на самом деле такие доктора и фельдшера равнодушны к спасению жизни людей, и это неправильно.

Главная мысль

Антон Павлович Чехов в своих произведениях не выносит главную мысль понятными словами. Читатель сам должен понять, что именно хотел донести до него автор.

Чехову совсем не нравился непрофессионализм работников медицины. Своим рассказом он пытается донести до нас, что нельзя не обращать внимание на существование таких кадров в больнице. Ведь спасение жизней людей – это очень важно. Поэтому в медицине должны быть только профессионалы, любящие своё дело всей душой.

Чему учит рассказ?

Каждый читатель должен понять, что к выбранной профессии нужно относиться с умом и любовью. Нужно саморазвиваться, а безответственность в любой профессиональной сфере опасна и может негативно сказаться на окружающих.

Автор порицает невежество и предрассудки, предлагая обществу обязаться развиваться и идти далеко вперёд.

2 вариант

Будучи сам сельским доктором Чехов отлично разбирался в различных особенностях этой профессии. Вероятно, он не раз видел таких фельдшеров как Курятин, который является одним из главных героев рассказа Хирургия.

С самого начала рассказа автор описывает, как фельдшер сидит самодовольно на приеме пациентов. Он чем-то подобен ребенку, которому удается посидеть во взрослом кресле или подчиненному, который оказывается в кабинете начальника и решает посидеть за его столом. Конечно, фельдшер хочет соответствовать своему новому статусу, новой роли и потому ведет себя чинно и надменно.

В своем рассказе Чехов старается описать довольно простую мысль: человека делают тем, кем он является его поступки, а не внешность и поведение. Фельдшер может сколь угодно много вести себя подобно доктору, но от этого он не станет лучше делать тракцию зуба.

Сергей Кузьмич непрестанно вспоминает о том, как делал тракцию известному человеку помещику Александру Египетскому. Этот факт заставляет его чувствовать себя невероятно гордым и значимым, но, вероятнее всего, он делал эту тракцию в присутствии доктора. Именно благодаря этому ему удалось выполнить процесс или просто лечение было легким и фельдшеру не потребовались навыки.

Когда доходит до дела фельдшер не может нормально ничего выполнить, он продолжает до самого завершения тащить зуб, после чего просто ломает его. Итогом становится не лечение, а вред. Более того Сергей Кузьмич в дальнейшем оправдывает собственное поведение предыдущей тракцией помещика Египетского, но он не стремится как-то исправить ситуацию.

Мы можем сопереживать второму герою этого рассказа, но в итоге и он оказывается не совсем порядочным человеком. Все-таки служитель церкви, который срывается на ругань, является не лучшим представителем этой профессии.

Сколько бы раз человек не повторил слово хирургия, даже задумчиво и многозначительно, он не станет хирургом, и хирургия не появится волшебным образом в списке его умений.

Для того чтобы чем-то обладать, нужно чему-то учиться, а не только говорить об этом.

Также и дьяк не может быть достойным христианином, только если красиво выражается, такому человеку нужно придерживаться во всем своих моральных и этических убеждений и оставаться смиренным.

Чехов подшучивает над своими героями. Однако он относится к людям сострадательно, хочет чтобы они стали лучше и не вели себя глупо.

← Анализ рассказа Счастье
← Анализ рассказа Вверх по лестнице↑ ЧеховАнализ рассказа Размазня →
Анализ рассказа Невеста →

Урок 27. а. п. чехов. «хирургия» – Литература – 5 класс – Российская электронная школа

  • Литература
  • 5 класс
  • Урок 27

А. П. Чехов. «Хирургия»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • жанр юмористического рассказа;
  • история создания рассказа «Хирургия»;
  • сюжет и герои рассказа.

Тезаурус

Рассказ – художественное произведение небольшого объёма, в котором идёт повествование о каких-либо событиях.

Художественная деталь – (от франц. detail – подробность, мелочь, частность) – одно из средств создания образа: выделенный автором элемент художественного образа, несущий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении.

  1. «Говорящие» фамилии – фамилии персонажей литературного произведения, в которых содержится указание на их характер или внешний вид.
  2. Хирургия – отрасль медицины, изучающая заболевания, основной метод лечения которых – операции.
  3. Земство – в России до революции: орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.

Земская больница – медицинское или учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства – органа местного самоуправления (с 1864 г.).

Фельдшер – здесь: помощник лекаря, врача.

Чечунчо́вый (устар.) – чечунча – плотная шёлковая ткань.

  • Трико́вые брюки – брюки из шерстяной ткани узорчатого плетения.
  • Дьячок – дьяк; низший служитель в православной церкви, не имеющий степени священства; то же, что пономарь, псаломщик, причетник.
  • Бельмо́ – беловатое пятно на роговице глаза (помутнение) после воспаления или травмы.
  • Карболовый раствор – раствор для дезинфекции (обеззараживания) медицинских инструментов.

Просфо́ра (греч.prosphora – «приношение») – круглый хлебец из пшеничной муки особой выпечки, употребляемый в христианских обрядах.

Псалты́рь – часть Библии, книга псалмов (песнопений).

«Питие́ мое́ с пла́чем растворя́х» – т. е. питье мое с плачем растворял.

«Ни Боже мой, ни капельки, ни синь-порох…» – т. е. никак, нисколько.

  1. Наме́дни – на днях, совсем недавно.
  2. Иере́й – священник.
  3. Литурги́я – христианское церковное богослужение, церковная служба.
  4. Гугни́в, гугни́вый – говорящий, поющий в нос; гнусавый.
  5. Афонская гора – гора на севере Восточной Греции, также известная как «Святая Гора».
  6. Предрассудок – заблуждение, суеверие.

Помещик – в России конца XV – начала XX вв.: дворянин-землевладелец; владеющий поместьем.

Щипцы, козья ножка, ключ – инструменты, применявшиеся для удаления зубов и их корней.

Тракция – стоматол.: извлечение зуба из лунки.

  • Раде́тели – благодетели, проявляющие усердие к чему-либо.
  • Ока́зия – здесь: неожиданность, неудача, беда.
  • Бу́рса – духовное училище, семинария.

Восвоя́си – домой, к себе. Русское образование, возникшее путем сращения в одно слово словосочетания «во своя вьси» (где «весь» – «деревня»), имеющее значение «в свои деревни, домой».

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В. Я., Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 //В. Я. Коровина, В. П.Журавлев, В. И. Коровин – Москва, Просвещение, 2013 – 303 стр. с ил.

2. А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 3. М., “Наука”, 1983

3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М., Паритет, 2007 – 320 с.

Открытые электронные ресурсы:

http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000031/st004.shtml (дата обращения: 25.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассказ «Хирургия» был написан Антоном Павловичем Чеховым в августе 1884 года. Впервые был опубликован в юмористическом литературно-художественном еженедельном журнале «Осколки». Подписался Чехов тогда А. Чехонте. В 1886 году рассказ был включён в сборник «Пёстрые рассказы».

В основу рассказа, вероятно, лёг случай, который Чехов узнал от одного из своих коллег – земского врача Петра Александровича Архангельского. Он поведал писателю о случае, когда практикант вырвал у пациента вместо больного зуба здоровый. Тогда Архангельскому осталось лишь грустно пошутить: «Рви здоровые, авось до больного доберёшься!».

Итак, рассказ начинается в тот самый момент, когда доктор земской больницы уезжает решать свои неотложные семейные дела. Ему предстоит женитьба. А вместо него, на беду пациентам, остается фельдшер Курятин. А у дьяка Вонмигласова, как назло, разболелся зуб. Это в наше время можно выпить таблетку и спокойно дождаться нужного доктора, а во времена Чехова обезболивающее ещё не изобрели.

Надо сказать, что до начала лечения и дьяк, и фельдшер были в прекрасных отношениях. Курятин долго рассуждал, как и какими инструментами, кого он лечил. А дьяк поддакивал, соглашаясь, какая это нелёгкая миссия – лечить людей. Курятин же вспоминает помещика Египетского, который остался доволен работой фельдшера.

Правда, мнения помещика на этот счёт мы не знаем. Но едва фельдшер берётся за щипцы, как отношение дьяка к врачевателю резко меняется: он ругается, плачет, скулит и трясётся в кресле. Курятин продолжает орудовать во рту бедного дьяка щипцами, и вот казалось бы финал – зуб вырван, но… не тот.

Больной зуб остался на месте.

А Курятин всё так же продолжает рассуждать о сложности своей профессии и хирургии вообще: «Хирургия, брат, не шутка».

Очередная попытка хирургического вмешательства не удалась, и Вонмигласов со сломанным, но не удалённым больным зубом, проклиная хирургию, уходит.

А что же фельдшер? Он продолжает философствовать на тему медицины и вспоминать успешно проведённую операцию господину Египетскому.

Рассмотрим образы героев рассказа. Стоит отметить, что в произведении Чехова нет героя, который бы вызывал симпатию читателя или сочувствие. Такова особенность сатиры: она демонстрирует только смешные и позорные качества своих жертв.

Итак, сатира – разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества.

Пациент – Дьячок Вонмигласов. Вот как его описал Чехов: «В приёмную входит дьячок Вонмигласов, высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху.

Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…». Человек он набожный, а к медицине относится с опаской, предпочитает народные средства, и если бы не огромный флюс и дикая боль, то и к доктору бы не пошёл.

Другой персонаж – фельдшер Курятин – самодовольный и невежественный хвастун, который не имеет твёрдых убеждений и знаний. Как его описывает автор? «Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрёпанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности».

Какую основную тему отражает автор в рассказе «Хирургия»?

Прежде всего, Чехов говорит о непрофессионализме людей, которые отвечают за жизнь и здоровье человека, а если брать шире, то и всего общества. Они готовы часами рассуждать, прикрывая своё невежество высокопарными словами, но на деле остаются недоучками, абсолютно равнодушными к своему делу.

Что высмеивает автор? С одной стороны, комичен фельдшер – типичный шарлатан, который больше болтает, чем делает. С другой – писатель смеётся над дремучестью пациентов. Будучи врачом, Чехов лично наблюдал людей, которые самолечением доводили себя до плачевного состояния и к врачу обращались лишь когда боль становилась нестерпимой.

Для высмеивания персонажей Чехов прибегает к приёму «говорящие фамилии». «Курятин», по всей видимости, происходит от слова «курица». Манера речи фельдшера напоминает кудахтанье курицы, поведение – суетливость птиц в курятнике. Да и устоявшийся образ курицы как «птицы невысокого полета» напоминает самого героя.

«Вонмигласов» – производное от устаревшей формы церковного выражения «услышь меня», то есть «услышь голос Божий». Автор иронично подчёркивает косноязычие дьячка, который из-за больного зуба не мог нормально отслужить литургию.

Для создания соответствующей атмосферы в рассказе Чехов использует речевые особенности героев. Например, у дьяка ругательства явно соседствуют с церковной лексикой: «Паршивый чёрт… – выговаривает он. – Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!».

Кроме того, автор широко использует историзмы, архаизмы и цитаты из церковных трудов, чтобы придать речи героев колоритную сатирическую окраску.

Сатира Чехова направлена на человеческие качества и пороки, которые мешают обществу развиваться и процветать. В произведении он обличает безответственность, хвастовство, невежество, непрофессионализм, равнодушие и грубость людей. Об этом говорят все смешные моменты, из которых состоит рассказ.

  1. Примеры заданий из тренировочного модуля
  2. Выбор элемента из выпадающего списка
  3. Фамилии, которые автор используют как один из элементов характеристики персонажей, называются:
  1. Говорящие
  2. Описывающие
  3. Характеризующие
  4. Кричащие
  5. Смешные
  6. Правильные

В задании идет речь о литературном приёме, который применил автор рассказа. В материале урока этот приём назывался «говорящие фамилии».

Правильный ответ: «говорящие».

Восстановление последовательности элементов

В задании предлагается восстановить последовательность событий в рассказе. Нужно вспомнить каков был сюжет рассказа, в какой последовательности всё происходило и правильно расположить предложенные словосочетания.

  • Доктор уехал жениться
  • Фельдшер его заменял
  • Дьячок пришел лечить зуб
  • Фельдшер сломал пытался вырвать больной зуб
  • Фельдшер зуб сломал
  • Дьячок ушел недовольный

Правильный ответ:

  1. Доктор уехал жениться;
  2. Фельдшер его заменял;
  3. Дьячок пришел лечить зуб;
  4. Фельдшер пытался вырвать больной зуб;
  5. Фельдшер зуб сломал;
  6. Дьячок ушел недовольный.

“Хирургия”, анализ рассказа Чехова

Чехов А. П. в своем коротком юмористическом рассказе “Хирургия” отточил текст настолько, что каждое слово в нем имело вес единственно возможного. В своих записях писатель отмечал, что “искусство писать – это искусство сокращать”.

Рассказ написан В стиле реализма о маленьком эпизоде из жизни. Название рассказа очень простое и не совсем соответствует содержанию рассказа. Намеком на несоответствие служит также описание внешности “хирурга” Курятина в первых строках рассказа. Образ фельдшера кратко, но емко вырисован в

описании одежды и действий.

Он ведет прием больных, а в руке зловонная сигара, в одежде – небрежность. Точная художественная деталь заменяет подробное описание.

Говорящая фамилия Курятин придает его образу характеристику человека курящего и ассоциацию со словом “курица”. “Как курица лапой”, “куриные мозги” – такой человек не умеет что-либо делать хорошо и глуп. Дальнейшее повествование подтверждает это. Таким образом, название придает рассказу не только комичный, но и сатирический характер.

Писатель первоначально определил его Сюжет как “сценку”. Рассказ строится на диалогах. Речь персонажей – главная характеристика их образов. В рассказе их два: фельдшер Курятин и дьячок Вонмигласов.

Фамилия дьячка – говорящая, означающая: “Внимайте! “. Он пришел в больницу с бедой, чтобы ему оказали внимание.

События следуют в Хронологическом порядке. В завязке рассказа в земскую больницу приходит Вонмигласов с жалобой на зубную боль. В части развития действия фельдшер, осмотрев пациента, решает зуб удалить.

Герои вежливы друг с другом. Дьячок с благоговением выслушивает рассуждения Курятина о хирургии, авансом хваля его за результат. С маской смиренности невпопад цитирует Священное писание.

Курятин говорит о хирургии как о пустяке, наугад выбирая инструмент для работы.

С первой попытки удалить зуб не удается ( Кульминация ). В диалоге происходят изменения. От елейности дьячка не остается и следа. Он бранится.

А Курятин теперь говорит о хирургии как о нелегком деле.

Вторая кульминация : еще одна попытка вырвать зуб заканчивается тем, что во рту дьячка остаются торчать осколки. Он обзывается, сокрушается, его напускное смирение исчезает. Речь фельдшера состоит из незаконченных фраз, повторов, что показывает его как не знающего своего дела человека.

Упоминание трижды о своем якобы успехе в удалении зуба помещика Египетского и противоречие этого хвастовства реальности подводят к вопросу – а был ли помещик?

Развязка : фельдшер, причинив пациенту страдания, и не пытается исправить положение. После перепалки с взаимными оскорблениями рассерженный дьячок “уходит восвояси”. Финал остается открытым.

Эта особенность произведений Чехова оставляет читателю шанс что-то важное додумать.

В рассказе нет оценок автора. Он пишет от лица стороннего наблюдателя. Но за время чтения создается полная картина о характерах.

Смирение Вонмигласова сменяется грубой бранью. “Хамелеонство” звучит и в словах Курятина. О помещике он говорит с чинопочитанием, а к дьячку относится с пренебрежением. Непрофессионализм фельдшера “оценивают” слова дьячка и его уход.

Образы в диалогах вырисованы так, что к концу истории персонажи воспринимаются как реальные люди. Действия описывается короткими и редкими вставками-ремарками, внутри диалогов. Этим приемом создается зрительная картина повествования.

В рассказе “Хирургия” Высмеиваются глупость, невежество, хамство, чинопочитание и хвастовство.

  • Что сильнее закон или совесть сочинение вывод
  • Что символизирует браслет в рассказе гранатовый браслет
  • Что сделано то сделано как пишется правильно
  • Что сделал левша в рассказе левша
  • Что сгубило тебя нет имени этому злу обломов и обломовщина сочинение 10 класс кратко