Что сближает сказку пушкина с народной волшебной сказкой о царе салтане 3 класс

Предмет, класс, автор учебника - литературное чтение, 3 б класс, л.ф. климанова, в.г. горецкий, м.в.голованова, л.а. виноградская, м. в бойкина.тема

Предмет, класс, автор учебника — литературное чтение, 3 «Б» класс, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М. В Бойкина.

Тема урока. Сходство авторской и русской народной сказки А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Дидактическая цель: работать с произведением А.С. Пушкина, развивать умение выразительно читать произведение, выделять главную мысль, обогащать словарный запас, воспитывать доброту, милосердие, учить характеризовать героев, отличать сказку от других произведений.

Задачи по содержанию — показать элементы анализа сказки, отметить языковые особенности литературной сказки, способствовать формированию нравственных ценностей, определять тему, главную мысль, характеризовать героев, работать с текстом, ориентироваться в книгах, правила работы в  группах, уметь договариваться о совместных действиях.

Средства обучения (для учителя, для учащихся)- выставка книг (сказки авторские и народные), ИКТ, учебники, портрет А.Пушкина, его сказки, аудиозапись.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Проверка готовности обучающихся, их настрой на работу.                                                                                               Мы – умные!   Мы – дружные!                                                 Мы – внимательные!                                                     Мы — старательные!                                  Мы отлично учимся!                                                           Всё у нас получится!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку,  психологически и эмоционально настраиваются на урок.

Нацеливание на успешную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое, формирование умения слушать и слышать.

Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

Работа в группах

В классе организована выставка книг — детские издания сказок — авторские и народные.                                                                                  – В чём различия и сходства народных и авторских сказок?                                                                  

— Сказки, каких писателей вы знаете?                                                        

—   Особенности авторских  сказок?    

Ориентируются в  книгах, осуществляют поиск необходимой информации. Дети разбились на группы, каждая группа получила задание: найти среди сказок народные и авторские?                                                                   Дети в каждой группе находят сходства и различия.         Делают вывод.                                                        

Ответы детей.                                        

Ответы детей – (прозаические и стихотворные)                                                                                    

Принимают и сохраняют учебную задачу, осмысливают нравственные ценности сказки, формирование умения слушать и слышать, умение отвеч.

Постановка учебной задачи.

Проверим, насколько вы внимательно читаете    сказки?

— Из каких сказок взяты  эти персонажи?

Показ  слайдов.

                                  (рыбка)        

                                 (  7 богатырей)      

                                  (петушок)  

                                   (чертёнок)      

                                   (белка)

-Кто автор этих произведений?

— А что вы знаете о  жизни и творчестве писателя?                                                                                 — Сформулируйте тему и  цель урока.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о мёртвой царевне»                                     «Сказка о золотом петушке»

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

«Сказка о царе Салтане…»

А.С.Пушкин.

Рассказывают дети.

Ответы детей.

Формулируют ответы на вопросы, поставленные учителем, формирование умения слушать и слышать, умение отвечать, дополняют и уточняют высказанные мнения,принимают и сохраняют учебную задачу.

Построение проекта выхода из затруднений.

Прочитайте название сказки, которую будем читать.

— Из чего ясно, что это сказка?

— Что ещё можно узнать из заголовка?

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.

Можно узнать о героях сказки — о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди.

Формулируют ответы на вопросы, умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Трудно найти человека, который бы не знал и е любил замечательные произведения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин говорил простым народным языком. С детства самым близким, самым преданным человеком была простая крестьянка Арина Родионовна, у неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он слышал замечательные русские сказки, которые запали в душу мальчика на всю его жизнь.

Физминутка

Внимательно слушают.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют учебную задачу, воспринимают информацию.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Учитель включает  аудиозапись сказки.

Анализ и обсуждение прочитанного.                                                             1) Какие чувства остались у вас после слушания и чтения сказки?                                                       2)Хороший ли конец у сказки? Почему?                                        

3)Как царь выбирал себе жену? Какие были варианты? С чем связан был его выбор?

Ученики  прослушивают и следят по учебнику.

Ответы детей.    

У сказки хороший конец, добро побеждает зло.

Выполняют задания, отвечают на вопросы.                                

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют учебную задачу, воспринимают информацию, осуществляют логические действия, привитие доброты, милосердия.

Включение в систему знаний и повторений.

Игра «Ответь правильно».                                                       Я зачитаю отрывок, а вы исправите ошибки.                                                                                     – Здравствуй, красная девица,- говорит он,  будь царица и роди богатыря мне к исходу ноября.                                                                                              — Царице и её сыну, перед  тем, как посадить в бочку, прочитали закон.                              – Смотрит – видит, дело лихо: бьётся лебедь средь зыбей, орёл носится над ней.                                                                                                                  — Гвидон сам построил город на острове.                                      — Белка песенку поёт «Во поле берёза стояла»

— Назовите положительных героев сказки?

— Какие герои сказки являются отрицательными?

Ответы детей.    

Сентября.

Указ.

Коршун.

   Лебедь ему сделала подарок.                                                                                                              

«Во саду, ли в огороде…»

Князь Гвидон, коробельщики, белка, дядька Черномор, царица,Царевеа Лебедь, 33 богатыря, царь Салтан.

Чародей, повариха, ткачиха, сватья баба Бавариха.

осуществляют логические действия, формулируют ответы на вопросы, умеют слушать в соответствии с целевой установкой, используют простые речевые средства для передачи своего мнения, полно и точно выражают свои мысли.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 — К какому виду относится данная сказка?

Докажите.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

— Какой эпизод из сказки понравился?

Мир сказок Пушкина прекрасен тем, что ненависть, корысть, зависть – всёв мире — обречены на гибель.

— Что было интересного на уроке?

-Что показалось трудным?

— Как вы оцените свою работу?

Домашнее задание: (дифференцированное)

1 группа. Читать сказку,

2 группа.  Нарисавать одного героя.  

3 группа. Дать характеристику одному из героев.

Волшебная

Троекратные повторы, превращения, устойчивые выражения, волшебство, волшебные предметы, приключения, борьба добра и зла, зачин, концовка.

Делают выводы и обобщения.

Ответы детей.    

Внимательно слушают, задают вопросы.

Ответы детей.    

Осуществляется самоонализ учебной деятельности.

формулируют ответы на вопросы, делают выводы и обобщают полученный на уроке материал,  принимают и сохраняют учебную задачу,  умение владеть навыками самоонализа.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129. 

УКМ «Школа России»

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?

Главными героями сказки являются:

  1. Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  2. Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  3. Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
  4. Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
  5. Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.

Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.

3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.

Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.

Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.

4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.

Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»

Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»

Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»

Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит

5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.

6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?

Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»

7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».

Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».

Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.

8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.

Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.

Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.

9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

  1. Царь Салтан выбирает жену.
  2. Подмена грамоты.
  3. Морское путешествие царевны и Гвидона.
  4. Спасение царевны от коршуна.
  5. Приключения Гвидона.
  6. Встреча Салтана с семьёй.

Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса

Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.

Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.

Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.

На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.

На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.

Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.

Лебедь дарит Гвидону белку. 

Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.

Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.

10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 101

На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями. 

Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 103

Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.

Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 109

На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.

Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.

С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 113

На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.

Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 127

На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.

На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.

1

ГБОУ ЛНР

«БЕЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ «КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ»

ИМЕНИ НИКОЛАЯ РУДЕНКО ЛУТУГИНСКОГО РАЙОНА»

Исследовательская работа на тему:

Что сближает сказку А.С.Пушкина «О царе Салтане» с народной волшебной сказкой.

Подготовил

ученик 3 – Б класса

Саевич Максим

Руководитель

Ярута Галина Владимировна

2017

Содержание

І. Введение

ІІ. Основная часть

  1. Какие бывают сказки?

  2. Кто мог сочинить волшебные сказки ?

  3. Чем отличается фантастическая сказка от других сказок?

  4. Сравнение сказки А.С.Пушкина и русских народных сказок.

  5. Путешествие в бочке.

  6. Пословицы к тексту.

ІІІ. Заключение

ІV.Литература

Введение

Мне нравится сказка А.С.Пушкина  «Сказка  о  царе  Салтане,  о  сыне  его  славном  и  могучем  богатыре  князе  Гвидоне  Салтановиче  и  о  прекрасной  Царевне  Лебеди». Поэтому я решил больше узнать о ней. Меня заинтересовало, насколько она похожа на русские народные сказки и может ли существовать такой остров и где он находится.

Актуальность работы:

проводить параллель между сказками Пушкина и русскими народными сказками, поиск доказательств народности сказок А.С.Пушкина

Цель работы : узнать, что сближает сказку Пушкина с народной сказкой.

Задачи исследования:

  1. Изучить биографию А.С.Пушкина.

  2. Собрать информацию о фантастических сказках.

  3. Сопоставить народные сказки и сказку Пушкина.

  4. Проследить предполагаемый маршрут бочки.

  5. Подобрать пословицы к сказке.

Методы работы:

Ещё раз, более внимательно перечитать художественное произведение;

Найти информацию в библиотеке и в Интернете.

Практическая значимость 

Собранный материал может быть использован на уроках литературного чтения.

Основная часть

  1. Какие бывают сказки?

Сначала мы с мамой изучили биографию А.С.Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье отставного военного. Он рос упрямым, неповоротливым и не похожим на других ребёнком. В семье воспитанием мальчика занимались две женщины: его бабушка — Мария Александровна Ганнибал и няня — отпущенная на волю крестьянка Арина Радионовна. Они рассказывали ему сказки, познакомили с Кащеем и добрыми волшебниками и злыми колдунами. Пушкин любил слушать песенки, стишки русского народа, истории о своих предках. Обучением мальчика занимались французские гувернанты. они обучали танцам, французскому, арифметике, истории и другим наукам. Ещё на уроках литературного чтения я узнал, что сказки бывают народные и авторские. Сказка о царе Салтане авторская и конечно волшебная, фантастическая.

  1. Кто же мог сочинить волшебную сказку?

В далеком прошлом это были те люди, которые много путешествовали, а потому немало повидали и услышали. Они сказывали о том, что нового узнали. Затем эти рассказы постепенно видоизменялись, привносился дух фантастичности. Со временем их повествования становились сказками для детей. То, что прадеды считали былью, превращалось в легенду.

  1. Чем отличается фантастическая сказка от других сказок ?

В фантастической сказке действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь. Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победу.

Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. ды, завоевывает свое счастье.

Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др.

Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища.

Они жестоки, коварны и алчны. Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч.

В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды. (Загадывают три загадки, задают три задания)
Обязательным  элементом  народной  сказки  является  необычная  концовка.  Шуточная  или  ироническая она  подчеркивает  условность  рассказываемого  и  возвращает  слушателя  в  реальность:  «Я  там  был,  мед-пиво  пил,  по  усам  текло,  да  в  рот  не  попадало»,  «Сказка  вся,  больше  врать  нельзя»  и  т.п. 

  1. Похожи ли народные сказки и сказки Пушкина.

В сказке А.С.Пушкина тоже есть положительные персонажи.

Это: князь  Гвидон. царица,  Царевна  Лебедь.

Чудесные помощники: тридцать три богатыря, белка с изумрудными орешками.

Противники положительных героев: ткачиха,  повариха,  сватья  баба 

Бабариха, коршун.

Волшебство тоже происходит. Князь Гвидон разговаривает с волной и она его слушается, Лебедь превращает князя в комара, муху, шмеля, подводой живут тридцать три богатыря.

Троекратно повторяются эпизоды.

Три раза купцы проезжали мимо острова Буяна, трижды князь Гвидон превращался в насекомое.


А вот концовка сказки отличается от народной. Царь  Салтан  помиловал  повариху,  ткачиху  и  сватью  бабу Бабариху. 

Он  не  стал  их  наказывать.

(Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.)

  1. Предполагаемый маршрут бочки.

Изучив в интернете немало статей я решил, если А.С.Пушкин русский поэт, то и описывает события происходившие в России. Так как царица с ребёнком в бочке не замёрзла, я исключил северные моря. Я предполагаю, что бочку с царицей и ребёнком выбросили в Азовское мое. Она проплыла через Керчь и попала в Чёрное море. Проплыла через Феодосию и её выбросило в Судаке. Вывод: остров Буян находится где-то в Чёрном море.

  1. Какие пословицы подходят к сказке?

Где счастье плодится, там и зависть родится.
Завистливый своих двух глаз не пожалеет.
Сколько верёвочке не виться, всё равно конец будет.

Заключение

Изучив сказку А.С.Пушкина «Сказка о  царе  Салтане,  о  сыне его  славном  и  могучем  богатыре  князе  Гвидоне  Салтановиче  и  о  прекрасной  Царевне  Лебеди»  я пришёл к выводу, что она очень похожа по строению на русскую народную сказку. Я думаю что похожие сказки рассказывала Пушкину его няня. А то что в своей сказке Пушкин решил никого не наказывать это желание автора. Я думаю что главный смысл «Сказки о царе Салтане» состоит в том, что правда всегда открывается, рано или поздно. А добро торжествует над злом и черной завистью. Сказка учит быть находчивым, целеустремленным и, вместе с тем, добрым и отзывчивым.

Литература

Интернет источники

  1. https://deti-online.com/skazki/skazki-pushkina/skazka-o-care-saltane/

  2. https://sibac.info/shcoolconf/science/xix/43072

  3. https://znanija.com › 1 — 4 классы › Литература

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сказка_о_царе_Салтане

  5. https://www.proza.ru/2013/06/16/1417

Конспект урока по литературному чтению № 23

(подготовила: учитель начальных классов: Шинкарук Ольга Николаевна)

Дата: 23.10.2020 г.

Класс: 3-Б

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане». Сравнение народной и литературной сказки Особенности волшебной сказки

Цели:  провести сопоставительный анализ литературной сказки Пушкина с народной; совершенствовать навыки чтения; развивать умение анализировать художественное произведение; развивать чувства прекрасного посредством художественного слова; воспитание милосердия, ответственности, доброты, правдивости.

Планируемы результаты:  

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; развивать умение слушать и понимать речь других; выразительно читать текст.

Личностные УУД: развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Тип урока: Урок систематизации знаний

Оборудование: Учебник Литературное чтение. 3 класс 1 часть. Школа России, интерактивный комплекс, презентация, карточки.

Ход урока

    1. Организационный момент. Приветствие

    2. Мотивация к деятельности 

    Ну, ребята, подтянитесь!
    И тихонечко садитесь!
    Улыбнитесь! Не ленитесь!
    За работу все возьмитесь!

    3. Актуализация знаний

    — Для начала проведём речевую разминку:

    Шесть мышат в шалаше шуршат.

    Прочитайте:

    а) про себя;

    б) вслух громко, прохлопывая ритм;

    в) выделяя голосом 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е слова;

    г) постепенно увеличивая темп;

    д) кто быстрее прочитает?

    — О чем-то скрипит половица,

      И спице опять не спится,

    Присев на кровати, подушки

    Уже навострили ушки.

    И сразу меняются лица,

    Меняются звуки и краски…

    Тихонько скрипит половица,

    К нам снова приходит сказка.

    — Ребята, сегодня мы снова будем говорить о сказке. Ребята, а какую сказку мы с вами изучаем? (Ответы детей)

    — На прошлом уроке мы дочитали сказку до конца, узнали историю создания сказки. Давайте вспомним, сюжеты каких сказок были задействованы Пушкиным для создания своей «Сказки о царе Салтане…»? ( «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Поющее дерево, живая вода и птица-говорунья») — Давайте вспомним сюжет сказки. (Торг. (Три девицы ведут торг и прядут пряжу.)

    • Царь подслушивает под окном и выбирает себе невесту.

    • Ткачиха с Поварихой хотят невесту царя извести.

    •  Обман царя.

    •  Спасение матери с младенцем.

    •  Спасение Лебеди от злого коршуна.

    • Карабельщики увидели первое чудо на знакомом острове.

    •  Князь Гвидон узнал о втором чуде.

    •  Третье чудо князя Гвидона.

    • Царевна Лебедь – четвертое чудо.

    •  Встреча с отцом.)

    — Какая это сказка: народная или литературная? (Литературная, т. к. имеет автора).

    4. Принятие учебной задачи учащимися

    — А какие жанры бывают у народных сказок? (Волшебные, бытовые, о животных). Какой жанр у Сказки Пушкина? (Ответы детей).

    — Есть сходства «Сказки о царе Салтане…» с народными сказками? (Есть) А различия? (тоже есть)

    — Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Находить сходства и различия народной сказки со сказкой Пушкина)

    — Какие задачи себе поставим? ( Научиться сравнивать народную сказку и литературную)

    5. Совместное открытие знаний учащимися

    — Имеет ли русская народная сказка автора? (Нет, не имеет) А литературная? (Имеет)

    — В какой форме (письменной или устной) существуют народные сказки? (В устной) А литературные? (В письменной)

    — Может ли народная сказка иметь несколько вариантов? (Может. Каждый рассказчик рассказывает её по-разному) А литературная сказка? (Нет. Существует в одном варианте)

    — Дети, давайте вспомним, какую структуру имеет народная сказка? (Зачин, основная часть и концовка)

    — Известен ли год написания народной сказки? (Нет) А литературной? (Да)

    — Есть ли зачин у сказки Пушкина? (Нет. Она начинается так, будто все события происходят близко, в любом из мест нашего края) Зачитайте начало сказки Пушкина. (находят, зачитывают) Имеется ли основная часть, концовка? (Да, имеются)

    — Давайте определим жанр «Сказки о царе Салтане»? (Скорей всего волшебная, т. к. в ней есть волшебство)

    — Какое волшебство присутствует в сказке Пушкина? (Путешествие царицы с ребёнком в бочке к острову. Взросление новорожденного Гвидона в бочке не по дням, а по часам; умение прекрасно говорить. Чудесная сила Гвидона, выдавившего с лёгкостью дно у бочки. Спасение Царевны-Лебеди Гвидоном от Коршуна. Обе птицы — заколдованные люди. Появление на острове города, в котором Гвидона делают Князем, — волшебство Царевны-Лебеди. Путешествие Гвидона к отцу Салтану в образе комара, мухи, шмеля, — тройное волшебство. Чудесная белка, 33 богатыря и царевна-Лебедь — тройное чудо).

    — В волшебных русских народных сказках есть чудеса? (Да, есть) А кто ещё есть в народных сказках? (Сказочные герои)

    — В литературной сказке Пушкина есть сказочные герой? (Да, есть. Коршун-чародей, Царица-Лебедь, Белка, 33 богатыря и дядька Черномор)

    — Назовите оставшихся героев сказки и почему мы не причисляем их к сказочным героям? (Царь Салтан, Царица, князь Гвидон, Ткачиха, повариха, сватья Баба-Бабариха, корабельщики. Они могли существовать на самом деле, так же они не наделены волшебным умением)

    6. Физкультминутка

    Физзарядкой белочке не лень
     Заниматься целый день.
     С одной ветки, прыгнув влево,
     На сучке она присела.
     Вправо прыгнула потом,
     Покружилась над дуплом.
     Влево-вправо целый день
     Прыгать белочке не лень.

    Продолжение работы по теме урока.

    -Ребята, что ещё характерно для народной сказки и встречается в сказке Пушкина? (Троекратный повтор)

    — Что троекратно повторяется в литературной сказке? (Ответы детей)

    — Совершенно верно. Пушкин А. С. следует в своей сказке традициям русского фольклора. В русских народных сказках используются повторы, придающие рассказыванию особый ритм и напевность. Таких повторов в сказке много. В самом начале сказки в диалоге трех девиц повторяется строчка: «Кабы я была царица..»; в путешествиях купцов и князя используются как связующее звено частей сюжета сказки повторяющиеся строчки:»Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят… Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?» — Корабельщики в ответ…»;»Вот на берег вышли гости, царь Салтан зовет их в гости…Ой вы, гости-господа, долго ль ездили? куда? Ладно ль за морем иль худо?»..Корабельщики в ответ:»Мы объехали весь свет». В некоторых повторах меняются одно-два слова, наверное, для разнообразия, чтобы не наскучить:»Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на поднятых (раздутых) парусах». Повторы обычно достигают магического числа «три»: три раза князь превращается в насекомых, три раза ткачиха и повариха и Бабариха придумывают чудеса, и их кусает князь и т.д. Магическое число 3 характерно для русских народных сказок.

    В русских народных сказках используются также постоянные эпитеты, и Пушкин А. С. следует этой традиции, его эпитеты похожи на постоянные или заимствованы из фольклора:» дуб зеленый; море, небо синее; лебедь белая; царица молодая; красная девица; добрый ужин; честные гости; город златоглавый; авторские эпитеты: «могучий избавитель, оглушительный трезвон, скорлупки золотые, дом хрустальный, желанная страна, с грустной думой и т.д. В  народной  сказке  ведётся  повествование  без  отношения  к  героям  и  событиям.  В  литературном  произведении  присутствует  оценка  героев  и  их  поступков. Мы видим, что автор наделяет своих персонажей характерами.

    Что ещё интересного можно сказать о сказке Пушкина? Мы обращали на это внимание на прошлом уроке. (В «Сказке о царе Салтане…» Есть только одно слово на эф – это слово Флот)

    — В русских народных сказках добро всегда побеждает зло. Как заканчивается сказка у Пушкина? (Ответы детей)

    — В течение  всего  повествования  мы  ждём,  когда  же  восторжествует  справедливость,  зло  будет  наказано  в  литературной  сказке.  В  сказке  А.С.  Пушкина  князь  Гвидон  ранит  коршуна  в  шею,  превратившись  в  комара,  муху,  шмеля,  укусил  и  ужалил  ткачиху,  повариху,  сватью  бабу  Бабариху – этим литературная сказка схожа с народной.   Но  интересно  то,  что  царь  Салтан  помиловал  повариху,  ткачиху  и  сватью  бабу  Бабариху.  Он  не  стал  их  наказывать,  как  бы  не  хотелось  этого  читателю,  переживающему  вместе  с  Гвидоном.

    Работая  над  этой  темой,  мы  сделали  открытие.  Русская  народная  сказка  учит  нас  что,  хорошо  и  что  плохо,  что  человеку  воздастся  за  его  доброту,  героизм,  милосердие,  прощение, а зло будет наказано.

    Приведём  примеры.  Описание  пейзажа  поэтом:  «В  синем  небе  звёзды  блещут,  в  синем  море  волны  хлещут…».  А  как  Гвидон  делал  лук  для  охоты?  Всё  реально,  даже  шнурок  берётся  не  из  ниоткуда,  а  с  креста  на  шее.  Конечно,  князю  Гвидону  помогает  Царевна  Лебедь  за  своё  освобождение,  но  счастливая  развязка  в  сказке  происходит  благодаря  личным  качествам  главного  героя,  его  широте  души,  любви.

    Вот  как  завершается  повествование  у  А.С.  Пушкина:  «Я  там  был;  мёд,  пиво  пил  —  и  усы  лишь  обмочил».  И  это,  несомненно,  возвращает  нас  из  мира  сказки  в  реальный  мир.

    Итак,  анализ  сравнения  «Сказки  о  царе  Салтане…»  А.С.  Пушкина  и  волшебных  народных  сказок  показал,  что  много  схожих  черт,  но  и  много  различий.  Мы  ещё  раз  убеждаемся  в  уникальности  творчества  великого  русского  поэта.

    7. Первичное закрепление знаний.

    Давайте вспомним всё, о чём сегодня говорили и рассмотрим таблички, которые вы получили.

    Русская народная сказка

    Литературная сказка

    • Не видно отношения автора к персонажам.

    Постоянные эпитеты.

    • Видно отношение автора к персонажам.

    • Существует в устной форме

    • Создаётся в письменной форме.

    • Каждая сказка существует

    в нескольких вариантах.

    (Рассказчик может вносить изменения.)

    • Внесение изменений не допускается.

    • Время создания определить невозможно

    • Время создания сказки известно.

    • Народная сказка ограничивается определённым жанром:

    — волшебная,

    — бытовая,

    — о животных

    • Не ограничивается определённым жанром,

    включает в себя черты

    бытовой сказки, и волшебной,

    и сказки о животных,

    и даже фантастику.

    8. Рефлексия

    — Оцените свою работу. Если вам понравился урок, похлопайте себе.

    — Если урок не понравился, потопайте ножками.

    9. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к одному из чудес «Сказки о царе Салтане»

    10. Итог урока

    — Чем занимались на уроке?
    — Решили мы те задачи, которые ставили?
    — Что нового узнали на уроке?

    Урок окончен! Спасибо за работу!

    1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

    Я бы сказал, что данное произведение о справедливости, любви, доверии, вере и стремлении.

    А также об исполнении желаний.

    2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

    Князь Гвидон – он добрый, сильный, мужественный, целеустремлённый, любит близких и способен на прощение.

    То есть этот герой объединил в себе самые лучшие черты.

    Благодаря этому, он преодолел все многочисленные преграды, которые встречались на его пути.

    Князь никогда не опускал руки, а уверенно шагал к цели.

    Это и привело его к ней.

    Царь Салтан – мужественный, сильный, добрый герой с мягким характером.

    Но также ему присуща наивность, доверчивость.

    Он был обманут злыми людьми и лишён семьи.

    Но благодаря целеустремлённости своего сына, вновь повстречался с ней.

    Поражает, что виновные даже не понесли наказание – настолько царь был добродушный и незлопамятный.

    Царевна-лебедь – мудрая, рассудительная, добрая и честная.

    Ещё она очень красивая.

    Она оказывала Гвидону незаменимую помощь.

    Именно ей он обязан большей частью своих достижений.

    А в конце произведения героиня стала его женой.

    _______

    Царица – добродушная, терпеливая, честная, умеет прощать и любит своих близких.

    Это первая девушка, с которой знакомится читатель.

    Попав в, казалось бы, непреодолимую беду, она помогла себе и сыну молитвами.

    К счастью, в конце произведения она ещё и вернулась к мужу.

    Ткачиха – негативный герой, которому присуща зависть, злоба, жестокость.

    Она являлась сестрой Царицы.

    Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.

    Повариха – также является негативным персонажем произведения.

    Она и злая, и злопамятная, жестокая и коварная.

    Это ещё одна сестра Царицы.

    Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.

    Бабариха – коварная, злая и эгоистичная героиня.

    Она способна на жестокость и месть.

    Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.

    3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найди в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

    Это произведение наполнено чудесами.

    Это и трёхразовое перевоплощение князя в насекомых (комар, шмель, муха), и необычное появление богатырей, и чудное занятие белки в клетке, и существование Царевны-лебедь.

    Но также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки.

    И его стремительный рост тоже в какой-то мере сказочное событие.

    Царевна наделила Гвидона способностью превращаться в трёх насекомых.

    Именно это помогло герою преодолеть многие из трудностей, что были на его жизненном пути.

    4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев — богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны-лебеди. Найди сравнения в описании царевны.

    Представить богатырей мне помогают такие строчки из произведения:

    «В чешуе, как жар горя,

    Тридцать три богатыря,

    Все красавцы удалые,

    Великаны молодые,

    Все равны, как на подбор,

    С ними дядька Черномор».

    Представить город мне помогают следующие строки:

    «Видит город он большой,

    Стены с частыми зубцами,

    И за белыми стенами

    Блещут маковки церквей

    И святых монастырей».

    А прекрасную девицу я представляю, когда читаю следующее:

     «За морем царевна есть,

    Что не можно глаз отвесть:

    Днём свет божий затмевает,

    Ночью землю освещает,

    Месяц под косой блестит,

    А во лбу звезда горит.

    А сама-то величава,

    Выступает, будто пава;

    А как речь-то говорит,

    Словно реченька журчит».

    Сравнения: будто пава, словно реченька.

    5. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?

    «Плачет, бьётся в ней царица;

    И растёт ребёнок там

    Не по дням, а по часам.

    День прошёл — царица вопит…»

    А дитя волну торопит:

    «Ты, волна моя, волна?

    Ты гульлива и вольна;

    Плещешь ты, куда захочешь,

    Ты морские камни точишь,

    Топишь берег ты земли,

    Подымаешь корабли —

    Не губи ты нашу душу:

    Выплесни ты нас на сушу!»

    Звуки: [б], [п], [у], [и], [о].

    6. Как царевна-лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.

    Обращение прекрасной лебеди к князю:

     «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

    Что ты тих, как день ненастный?

    Опечалился чему?» —

    Говорит она ему.

    «Вот что, князь, тебя смущает?

    Не тужи, душа моя,

    Это чудо знаю я.

    Эти витязи морские

    Мне ведь братья все родные.

    Не печалься же, ступай,

    В гости братцев поджидай».

    С этих строк мы видим, что она называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».

    7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

    Произведение заканчивается победой добра.

    Салтан отправился на остров, который был окружён чудесными рассказами, и там узнал своих родных.

    Негативных героев наказывать не стали.

    Всё потому, что добродушие сильнее злопамятности.

    Главное, что все остались счастливы.

    Последние строчки звучат так:

    «Я там был; мёд-пиво пил —

    И усы лишь обмочил».

    Это типичный конец для многих народных сказок.

    Ведь все они имеют счастливый финал, в котором говорится о свадьбе либо о долгой и счастливой жизни героев.

    8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

    Общее у сказки Пушкина и народной волшебной сказки:

    1. Наличие чудесных событий.
    2. Наличие перевоплощений.
    3. Зачин и концовка.
    4. Наличие повторов.
    5. Разделение героев на позитивных и негативных.
    6. Победа добра.
    7. Типичный финал.

    Различие сказки Пушкина и народной волшебной сказки:

    1) Александр Сергеевич пишет в стихотворной форме, а народ – в прозе.

    2) Поэт задействует героев, которые не встречаются в других произведениях, у Пушкина имена героев являются их частичной характеристикой.

    9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

    Правильная последовательность событий:

    1. Царь Салтан выбирает жену.
    2. Подмена грамоты.
    3. Морское путешествие царицы и Гвидона.
    4. Избавление царевны от злого коршуна.
    5. Приключения Гвидона.
    6. Встреча Салтана с семьёй.

    10. Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

    Билибин сделал очень красивые, динамичные, красочные рисунки. Каждый из них по-своему интересен, неповторим.

    Особенно мне запомнилось изображение Гвидона, который стоит у моря и разговаривает с лебёдушкой.

    Художник изобразил часть моря, что ближе к берегу, в зеленоватых оттенках, а даль моря – в тёмно-синем цвете, ближе к чёрному.

    Небо же изображено в голубых, синих и серых цветах.

    При этом на нём присутствуют огромные белые облака, которые очень выделяются на фоне тёмных цветов.

    Каждая деталь на иллюстрации изображена отдельно – ничего между собой не сливается.

    А также запомнился рисунок с изображением царя, ткачихи, поварихи и Бабарихи, которые встречают гостей.

    Художник хорошо передаёт настрой персонажей в этот момент.

    На иллюстрации выделяется величественный трон царя и красивые одеяния гостей.

    Художник показывает, какие разнообразные узоры были популярны в те времена.

    Ещё хочу отметить иллюстрацию, на которой изображены богатыри, выходящие из волн.

    Художник выбирает для картины чёрные, зеленоватые и серые оттенки цветов.

    И лишь красно-оранжевая одежда богатырей выделяется на этом фоне.

    Море Билибин рисует неспокойным, видно, как за спинами персонажей подымаются волны и сильно бьются о камни.

    На чёрном небе изображены чёткие, крупные, белые звёзды.

    У Билибина ещё много запоминающихся иллюстраций.

    В его стиле выделяется такая особенность, как разделять все детали между собой.

    Это выглядит красиво, но не совсем реалистично.

    Подсказка:

    • Читательский дневник «Сказка о царе Салтане…»
    • Краткая биография Александра Пушкина и презентация

    _______

  • Что сделал ванюшка в конце рассказа судьба человека чем очень растрогал рассказчика
  • Что скрыто в антарктиде рассказы очевидцев
  • Что роднит пушкинскую сказку с народными сказками
  • Что пропало у графини из рассказа зощенко жертва революции
  • Что построили римляне под крышей кирпичного завода в сказке писахова