Что сближает рассказы толстого детство и чехова мальчики чем они различаются 4 класс

Задание по литературе для 4 класса 6. что сближает рассказы толстого детство и чехова мальчики? чем они различаются? 2 ответа:

Что сближает рассказы толстого детство и чехова мальчики чем они различаются 4 класс

Задание по литературе для 4 класса 6. Что сближает рассказы Толстого «Детство» и Чехова «Мальчики»? Чем они различаются?

2 ответа:

Что сближает рассказы толстого детство и чехова мальчики чем они различаются 4 класс



1



0

На мой взгляд рассказы Толстого и Чехова очень разные. особенно приведенный в учебнике отрывок из рассказа «Детство». Маленький Николенька очень хороший и добрый мальчик, моложе чеховского Володи. Он не думает о приключениях, он совершенно домашний и для него лучшим временем оказываются часы в комнате рядом с мамой.

Володя взрослее, ему хочется показать, что он мужчина, он готов совершать необдуманные поступки. Но конечно это тоже очень хороший и воспитанный мальчик.

Сближает эти рассказы то чувство любви к родителям, которое испытывают мальчики. Николенька просто молится о счастье родителей, Володя переживает, что оставляет родителей и даже хочет отказаться от побега. Сыновья любовь — вот что роднит эти два рассказа.

Что сближает рассказы толстого детство и чехова мальчики чем они различаются 4 класс



1



0

Рассказ «Детство» Толстого и рассказ «Мальчики» Чехова сближают чувства, которые испытывают к своим родителям герои рассказов — мальчик Николенька и мальчик Володя.

Оба мальчика очень сильно любят родителей, они для них и пример и самые родные люди. Им не хочется их расстраивать, хотя Володя и собирается бежать в Америку. Но перед побегом он думает о родителях и готов отказаться от дерзких планов.

А вот различают эти рассказы поступки. Володя все-таки бежит, огорчает родителей, а Николенька перед сном читает молитву, в которой просит счастья для своих родителей.

Поэтому мы можем сказать, что поступки у мальчиков прямо противоположные.

Читайте также

Что сближает рассказы толстого детство и чехова мальчики чем они различаются 4 класс

Мне кажется, лучший способ правильно прочитать это стихотворение Фета, представить себя бабочкой. В этом нет ничего сложного. Вообразите, что вы прекрасное и легкое существо, которое радуется жизни, которое любуется своими восхитительными крыльями, которое порхает от цветка к цветку, задерживаясь на каждом лишь на краткое мгновение, и вы сразу поймете как правильно читать это стихотворение.

Я бы выбрала слегка отрывистый тон, который бы напоминал порхание бабочки, немного отрешенную от реальности скучающую интонацию — ведь бабочка сама не знает что будет дальше и в то же время ее не очень заботит мнение окружающих о ее красоте, она в ней уверена и всеобщее восхищение ей наскучило.

Что сближает рассказы толстого детство и чехова мальчики чем они различаются 4 класс

Стихотворение «Как неожиданно и ярко» Федора Тютчева имеет довольно неожиданный финал. В нем автор, который только что любовался радугой вдруг с грустью напоминает нам, что наша жизнь в чем-то подобна этой радуге. Она может быть прекрасной, но такой короткой, что оглянуться не успеешь и вот уже:

jhfEuYR5ITnYJGGZZ0bbqKPqR93YPCsr.png

Именно поэтому автор просит читателя научиться ценить каждое отпущенное нам мгновение, не тратить его попусту, а посвятить любованию красотой, в данном случае красотой мимолетной радуги. Он призывает читателя ловить это волшебное мгновение, после которого может быть останутся приятные воспоминания и небольшая грусть от того, что все так быстро закончилось.

Что сближает рассказы толстого детство и чехова мальчики чем они различаются 4 класс

Мы уже знаем, что в стихотворении «Листопад» Бунин не просто сравнил лес с теремом расписным, не только использовал для этого яркие эпитеты и сравнения, он описал тишину, которая сегодня наступила в этом лесу. Картина получается вызывающее благоговение и восхищение — застывший осенний лес, который напоминает сказочный дворец и вокруг мертвая неподвижность воздуха, мертвая тишина.

Как тут не задрожать от волнения голосу, читая эти прекрасные строки!

Поэтому задача чтеца передать то восхищение осенней природой, красотой поры листопада, когда деревья еще не облетели, а осень еще заслуживает право называться золотой.

Что сближает рассказы толстого детство и чехова мальчики чем они различаются 4 класс

Давайте попробуем определить, что в сказке Бажова «Серебряное копытце» мы можем отнести к сказочным событиям, а что вполне могло произойти на самом деле.

Мог Кокованя, старик, работавший на заводе, на приисках, остаться один и взять к себе сиротку? Конечно мог, это вполне реальное событие. Также реально описаны последующий быт, совместное житье Коковани, Даренки и Муренки. Описано как они работали, как старик рассказывал сказки, как наступила зима и он стал искать волшебного козла. Реальным кажется и жизнь Даренки со стариком в лесу — балагане.

Ну а что тогда в этой истории сказочного? Волшебный козел, потому что никакое реальное животное не может ударом копыта высекать драгоценные камни. Это сказочный персонаж. Да и камни его были сказочные, не зря ведь исчезли они утром, хотя россыпью повсюду лежали.

Что сближает рассказы толстого детство и чехова мальчики чем они различаются 4 класс

Стихотворение Некрасова «В зимние сумерки» очень доброе и светлое. Несмотря на то, что оно начинается со слов сумерки, все остальное стихотворение посвящено любимой зимней забаве каждого ребенка — катанию с горки. Автор с удовольствием описывает как Саша катается с горки и как она смеется, когда ей случается упасть. Некрасов любуется девочкой и полностью одобряет ее занятие, как одобряет его и няня, которая любит молодой смех Саши и не может сердиться на нее за растрепанную и заснеженную шубку.

В этом стихотворении мы слышим журчание детского смеха и оттого и нам становится легко на душе. Это веселое стихотворение, которое дарит и веселое настроение.

История создания

Писатель Максим Горький являлся представителем обычного народа, из низов, без чужой помощи смог выучиться и развить свой талант писателя и стать знаменитым на весь мир. В повести «Детство» он повествовал о своей детской поре жизни, с той поры, как помнил себя. Это произведение стало знаменитым образцом среди всех автобиографий русских писателей.

Максим Горький принял решение о написании повести, которая бы открыла миру историю его жизни и его чувства, и при этом обнажала бы истинный образ жизни простого народа, в конце 19 века, когда он еще только начинал свою карьеру писателя. Но работать конкретно над ней он начал уже в новом столетии, за 5 лет до революции 1917 года.

Так, это произведение являлось началом целой трилогии, которая состояла еще из двух повестей: «Мои университеты» и «В людях». Работал над ними автор до 1913 года. Сюжеты всех трех повестей основаны на реальных событиях и представляют собой историю его жизни, начинающуюся с событий, происходящих после смерти его отца.

Также весьма примечательно то, что Горький словно подражал Толстому – тоже назвал свою повесть «Детство», однако, в отличие от Толстого, описал в ней жизнь представителя нищего сословия, а не дворянского. Таким образом, мы видим резкий контраст между двумя сторонами одной жизни, точнее, одной эпохи.

М.Горький повесть «Детство» презентация к уроку (7 класс) по теме

Слайд 1

Урок по повести А.М.Горького «Детство» Выполнила Терских Л.Ю. учитель русского языка и литературы МОУ «Сорская СОШ № 3 с УИОП»

Слайд 2

Цели и задачи урока Познакомить с важными событиями из жизни и творчества М.Горького Познакомить с портретами Горького русских художников История создания повести «Детство» Герои повести «Детство» Проблематика повести

Слайд 3

«Свинцовые мерзости русской жизни» Повесть «Детство» (1913 г) Нередко я плакал, читая, — так хорошо рассказывалось о людях, так милы и близки становились они. И, мальчишка, задёрганный дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью, я давал сам себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырасту. М.Горький Портрет Горького работы В.Серова 1905г.

Слайд 4

Встреча с писателем Портреты художников Бродский И.И. 1937 Борис Григорьев П.Д.Корин 1932 Любите книгу, она облегчит вам жизнь….она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. М.Горький

Слайд 5

Место действия повести М.Горького «Детство » Дом деда Каширина Автобиографический характер повести Нижний Новгород Василий Каширин Акулина Ивановна Варвара Васильевна Максим Савватиевич Пешков

Слайд 6

Герои повести Алёша Дед Каширин Бабушка Акулина Ивановна Мастер Григорий Иванович Дядья Михаил и Яков Подмастерье Ваня Цыганок Нахлебник Хорошее Дело

Слайд 7

Вопросы и задания Глава 1 Почему первые встречи с бабушкой произвели такое сильное впечатление на Алёшу? Какими средствами (сравнения, эпитеты, метафоры) пользуется писатель, рассказывая о бабушке и о её значении в жизни внука? Особенности речи бабушки

Слайд 8

Глава 2. Вопросы и задания Как содержание этой главы раскрывает слова писателя: «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми.. И даже дети принимали в ней живое участие»? Найдите описание внешности деда Каширина. Чем отличается дед от других обитателей дома? Чем объяснить противоречивые впечатления о деде Алеши? Что выгодно отличает деда от его сынов? Речь деда, когда вспоминает о молодости и о бурлаках?

Слайд 9

Глава 3 Вопросы и задания Расскажите историю Цыганка. Какие мысли и чувства у вас вызывает он, его гибель? Какова в этой главе бабушка? Какой представляется она Алёше во время пляски? Что переживает она в момент смерти Цыганка и как свои выражает чувства? Чему учит Алёшу мастер Григорий?

Слайд 10

Главы 4,5 Вопросы и задания Как рисует Горький картину пожара в восприятии Алёши? Какими средствами поэтического языка нарисована эта картина? Что нового прибавляет эта глава к облику бабушки? Почему Горький вспоминает: « Она была так же интересна, как и пожар»? Почему 5-я глава оканчивается словами о нестерпимой грусти и «невыносимой тоске»?

Слайд 11

Глава 7 Вопросы и задания Какие чувства вызывали в Алёше уличные впечатления? Что в 4,5 и 7 главах дополняет ваши представления о характере деда Каширина? Почему дед постоянно вспоминает о Боге? Как оцениваете вы его слова о божьем гневе в момент смерти Цыганка, во время пожара и его обращение к Богу после избиения бабушки?

Слайд 12

Глава 8 Почему Горький называет Хорошее Дело «чужим» и в то же время «лучшим» из людей родной страны? Глава 12 Прочитать со слов « Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя…» Какое значение для понимания идейного смысла повести имеет этот отрывок? О чём говорят заключительные слова этого отрывка? Глава 13 Каковы ваши впечатления от рассказанного М.Горьким о жизни детей улицы и об их отношении друг к другу? Почему повесть «Детство» нельзя считать только автобиографическим произведением?

Слайд 13

Удачи в работе! Удачи в работе!

Жанр

Повесть «Детство» является произведением реалистического направления – автор максимально правдиво описывает царившую тогда атмосферу, а прообразами персонажей были реальные люди.

Помимо этого, указаны реальные места, где происходили те события, что позволяет нам предполагать, что все обстояло именно так, как написано в книге.

Жанрово эта повесть является автобиографическим произведением. Рассказывается о весьма продолжительных жизненных эпизодах, причем, не радикально меняющих саму жизнь, а об обычных, что случались каждый день. И все это очень детально описано, он в точности пересказал историю своей жизни.

Краткое содержание повести Горького «Детство» подробно по главам

Глава 1. Смерть папы и новый дом

Астрахань. У мальчика Алёши и его родителей была счастливая жизнь. Неожиданно совсем молодым от холеры умер его отец Максим. Мать Варвара в это же время родила Алексею братишку Никиту. Оставшаяся без кормильца семья отправилась на пароходе в Нижний Новгород к родне. Младенец в дороге умирает. В новом доме Алексея живёт вздорная семья Кашириных, за главного здесь дед Василий — хозяин красильной мастерской, уважаемый в городе человек.

Глава 2. Суровые порядки

До переезда Алёша рос в любящей и доброй семье, в новом доме ему не нравится. Здесь царят злоба, зависть и насилие. В наказание за испорченную скатерть дед бил Алёшу розгами до тех пор, пока мальчик не потерял сознание от болевого шока. После этого «воспитательного процесса» ребёнок долго не мог оправиться. К тому же мама куда-то уезжает, оставив сына на попечении бабушки.

Глава 3. Гибель Цыганка

В семье Кашириных жил подкидыш. 19-летний Цыганок. Алёша и Цыганок дружили. Из разговора с мастером Григорием Алексей узнаёт страшную тайну — его дядя Яков год назад забил свою супругу. На её могилу в начале зимы понесли тяжёлый крест дядья и Цыганок. Этим крестом и придавило парнишку насмерть. В его смерти старики Каширины винят своих злобных и непутёвых детей — Якова и Михайло.

Глава 4. Пожар в мастерской

С каждым днём всё невыносимей для Алёши жизнь в семье Кашириных. Все его мысли только о побеге из этого проклятого дома. Случается пожар, но его удаётся быстро локализовать благодаря чётким инструкциям бабушки. Тут же начинаются преждевременные роды у тети Натальи, женщина умирает.

Глава 5. Разделение семьи на два дома

Дед приобретает новый дом, семья разделяется. В новом доме дед принимает квартирантов. Алёше трудно смириться с постоянным шумом и суетой чужих людей. Иногда приезжает мать, но не на долго. Дед берётся учить Алексея грамоте.

Глава 6. Междоусобицы деда и Михайло

По воскресеньям дядя Михайло громит дом и рвётся убивать деда. Однажды в потасовке он даже ранит бабушку, свою маму. Алексею тяжело всё это видеть, он всё никак не привыкнет к такому образу жизни.

Глава 7. Выброшенный мастер

Старый верный работник деда мастер Григорий ослеп. Жестокий начальник сразу выставил беднягу на улицу. Гриша просит милостыню, его подкармливает бабушка и жалеет добрый и чуткий Алёша. Он не может понять как мог дед оставить беднягу без помощи, выбросить на улицу как ненужную тряпку.

Глава 8. Новый друг

Алексей заводит дружбу с одним из квартирантов. За это общение его нещадно лупит дед. В итоге он выгоняет жильца. Алёша тоскует по доброму другу.

Глава 9. Извозчик Пётр

Алёша сближается с ещё одним квартирантом по имени Пётр. Он с удовольствием слушает его истории. Со временем герой замечает в друге что-то подозрительное и отдаляется от него. Между ними начинается вражда. Потом Алёша дружит с соседскими мальчишками, но только тайком — взрослые противятся их встречам. Извозчик Пётр неожиданно убивает себя.

Глава 10. Мама вернулась

Приезжает мама Алёши. Она берётся учить его. Алёша увидев в очередной раз, как дед бьёт бабушку, мстит ему и портит его любимые изображения святых. Дед хочет высечь внука, но за него заступается мать. Дед решает выдать маму Алексея замуж за часовщика, но она категорически против.

Глава 11. Оспа

Проявив характер, мама Алёши становится авторитетом в доме деда. Алексей идёт в школу, но там ему не нравится. Вскоре он заболевает оспой и в бреду прыгает с чердака. Три месяца мальчик не может ходить. Бабушка рассказывает ему многое об покойном отце, который был очень хорошим человеком.

Глава 12. Отчим

Варвара, мама Алёши, вновь выходит замуж. Его отчим, дворянин Максимов, проигрывается в карты и обрекает семью на нищету. Разоряется дед. Алёша хорошо учится в школе, но много проказничает. У Варвары рождаются дети: мальчики Саша, который умирает совсем маленьким, и Николай. Новый муж изменяет Варваре и часто её поколачивает. Однажды Алексей вмешивается и заступается за мать, бросившись на отчима с ножом.

Глава 13. Конец детству

Разорившийся дед не хочет больше обеспечивать бабушку и Алексея. Они как могут зарабатывают сами. Алёша собирает и сдаёт ветошь, ворует со склада лес. Мальчик дружит с другими бедными детьми и бросает учёбу. После тяжёлого недуга умирает его мама. Дед отправляет сироту в люди. Алёша начинает совершенно самостоятельную жизнь, когда ему не больше 11-ти лет.

Композиция

Композиция произведения типична для его жанра – она линейна и в ней нет ничего необычного. Сюжет образован ровно поставленными моментами из жизни главного героя в хронологической последовательности. Ведется рассказ от лица писателя, чтобы заострить внимание читателя на том, что все в произведении писатель пережил лично, а не выдумал.

Конфликт в повести образовался в противоборстве, которое возникло между мальчиком и жестоким, озлобленным миром. Горький показывает нам, как его сломала жизнь в детстве, лишив этого самого детства и заставив быстро повзрослеть не по годам.

Сюжет

Писатель вспоминает события 40-летней давности (~1873 год), как от холеры в Астрахани умирает его отец Максим Савватеич Пешков. Затем смерть настигает и его новорожденного брата, которого тоже звали Максимом. Алексей с матерью Варварой и бабушкой Акулиной плывет на пароходе в Нижний Новгород, в семью своего деда Василия, который работал цеховым старшиной в красильной мастерской, где работники красили ткани сандалом, фуксином и купоросом. Кроме деда в доме проживают взрослые дядья Алексея (Михайло и Яков) со своими семьями (двумя братьями Александрами и теткой Натальей), также в семье жил 19-летний работящий, но вороватый «подкидыш» Иван Цыганок. «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми». Алексей наблюдает ссору братьев Михаила и Якова. Взрослые дядья давно хотят раздела имущества, однако дед видит, что хозяева они никудышные и не спешит отдавать им наследство. Тетка Наталья учит Алексея молитве Отче наш.

Дед Василий держит семью в строгости. Алексей удивляется обычаю телесного наказания внуков, так как отец его никогда не наказывал. Первым попадается под руку деда Сашка сын Якова. Его наказывают за то, что тот подсунул раскаленный наперсток мастеру Григорию, а потом своему брату Алексею посоветовал испачкать белую скатерть в синий цвет. Досталось и Алексею, которого засекли «до потери сознания». В этот момент он разочаровывается в матери, которая, боясь отца, дает его в обиду. После наказания дед желает примирения. Он дарит своему внуку яблоко и «ветку синего изюма». Позже Алексей узнает, что утихомирить деда пытался Цыганок, подставив руку под прут. Алексей привязывается к Цыганку. Тот вскоре погибает в результате несчастного случая. Другой друг Алексея постоялец Хорошее Дело учит как победить соседского мальчишку в кулачной бою («Настоящая сила — в быстроте движения»).

В отличии от матери бабушка всегда защищает внука, балует его и рассказывает диковинные истории. Однажды в семействе Кашириных случается пожар. Затем при родах умирает тетка Наталья. Дед начинает учить Алексея грамоте и читает с ним Псалтырь, попутно рассказывая о Бонапарте и пленных французах. Во время одной из ссор Михаил Каширин ломает руку своей матери. Алексей заболевает оспой и его помещают на чердак, где он мучается от ночных кошмаров. Мать выходит замуж за Евгения Максимова и у Алексея появился «вотчим». Все вместе они перебираются в Сормово. Алексей идет в школу, где получает прозвище «бубнового туза». Между ним и учителем возникла вражда. Алексей сыплет табак в ящик учителя и привязывает арбуз к двери. Репутацию Алексея спасает епископ Хрисанф, который отмечает у него хорошее знание Псалтыри. От нового мужа у матери Алексея родилось двое детей: Саша и Николай. Первый ребенок вскоре умирает. Отчим начинает изменять Варваре, из-за чего вспыхивает ссора. Он бьет жену, а Алексей, защищая свою мать, ранит обидчика ножом «с костяной ручкой» в бок. Алексей переезжает к деду и доучивается до третьего класса, однако в школе его зовут «нищебродом». Через некоторое время мать умирает. По наказу деда Алексей идёт «в люди».

Суть

Сюжет набирает обороты с эпизода, когда мать писателя, тогда еще маленького мальчика Алеши Пешкова, везла его в Нижний Новгород к своим родителям. Женщина овдовела и нуждалась в поддержке, поэтому поехала вместе с ребенком к своим родным.

Атмосфера враждебности и неприятия воцарилась сразу же по прибытию в дом ее отца, работавшего красильщиком и владевшего красильной мастерской. В доме также проживали его двое сыновей и паренек-подкидыш Цыганок.

Василий Каширин ясно выражает свое недовольство дочерью за то, что она вышла замуж вопреки его требованиям, но, тем не менее, позволяет ей вернуться домой.

После этого описывается тяжелая и жесткая жизнь Алеши в семье, где отношения между ее членами не обходились без ссор, скандалов и даже потасовок. Помимо этого его впервые побьют, он станет погорельцем, ему придется жить на улице и терпеть жестокость этого мира.

Но были в его жизни и светлые моменты. Так, для него самым добрым и положительным человеком являлась бабушка Акулина, ставшая отрадой и отдушиной. Да и деспотичный дед научил его читать, кроме того, поведал о своей жизни в пору, когда он был бурлаком.

Мать мальчика выходит замуж повторно и уезжает к новому мужу с сыном. Однако этому браку не суждено было стать счастливым – отчим начинает поднимать руку на мать Алеши, за что он однажды набросился на отчима с ножом и ранил его. После чего его отправляют к деду обратно, в это время Василий Каширин стал полностью одержим скупостью и жадностью настолько, что даже жене своей не хочет давать деньги.

В такой обстановке Алеша живет до окончания третьего класса, когда умирает его мать, брат и бабушка. И вскоре после похорон Василий Каширин прогоняет своего осиротевшего внука, говорит ему, чтоб он пошел в люди.

Детство и юность Горького, начало творчества

Алексей Максимович Пешков (Максим Горький) родился 28 марта 1868 г. в Нижнем Новгороде. Отец — столяр, мать — дочь красильщика, владельца красильной мастерской. Оба — красивые, сильные, яркие люди. Когда Алеше было 4 года, отец умер, спасая жену и сына от холеры, и мать с мальчиком поселилась в доме деда. Семья была большая и недружная. Мальчик с ужасом смотрел на ссоры, драки, страдал от грубости и жадности окружающих. И только бабушка, с ее добротой, мудростью, погружала Алешу в мир народных сказок и песен, была опорой для души.

Алеша успел кончить только два класса начальной школы, когда дед разорился (мать умерла год назад) и отправил девятилетнего мальчика «в люди», то сеть послал служить сначала в обувной магазин, потом к чертежнику. Алеша делал домашнюю черную работу усердно и безостановочно, а она все прибавлялась, случались и побои… Через год мальчик бежал и все лето проплавал на пароходе посудомойкой. Повар Смурый приохотил его к чтению книг, и Алеша открыл для себя мир книги. Когда осенью он вернулся к чертежнику, ему уже не было так страшно и унизительно быть слугой, жить среди грубости, жадности, ссор и драк. Он «оборонился книгами». С этого времени и навсегда вошла книга в жизнь Алексея и спасла его. Позже Горький скажет: «Я рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде».

Книги открывали чистый мир высоких чувств и мыслей и внушали уверенность: «Не один я на земле — не пропаду». Позже Горький скажет: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».

В дальнейших его мальчишеских скитаниях — ученик в иконописной мастерской, слуга в книжной лавке, статист в ярмарочном театре — проявилась вторая спасительная особенность его характера: добрый интерес к людям, стремление помочь. Люди говорили мальчику: «Хорошо в тебе то, что ты стоишь к людям лицом, а не боком».

И все же в 15 лет Алексей почувствовал: «Надо что-то делать с собой. Не то — пропаду!..»

В 1884 г. 16-летний Алексей уехал в Казань с невероятной мечтой: поступить в университет. При двухклассном образовании, конечно, это было невозможно, и он очутился на пристани среди «босяков» — бродяг, разоренных мужиков, не имеющих ни профессии, ни постоянной работы, ни крыши над головой. Эти люди привлекали Алешу своей бесшабашной удалью, внутренней свободой, беспечным, насмешливым отношением к жизни: у них ничего не было, поэтому не было и жадности, мании «собирать копейки, лепить пятаки». В минуты тоски и отчаяния он готов был навсегда уйти к ним, но прочитанные хорошие книги, встреченные хорошие люди удерживали его, по собственным его словам: «Чем труднее слагались условия жизни, тем крепче и даже умнее я чувствовал себя».

Человек вообще делает себя сам. Вспомним, что из четырех талантливейших братьев Чеховых великим писателем стал только Антон Павлович, потому что в 16 лет начал делать себя воспитанным, порядочным человеком. Человек делает себя сильным или слабым, волевым или безвольным, значительным или ничтожным — с детства и всю жизнь, каждый день, шаг за шагом. Помогают ему книги и люди.

Интереснейших людей встретил Алеша в булочной Андрея Деренкова, куда поступил пекарем и слугой. По вечерам в задней комнате собирались студенты-народники, марксисты, социал-демократы — обсуждали книги, философские и социальные теории, спорили… Алеша впервые увидел людей, которые думают не о себе, а о служении народу, обществу, готовы жертвовать собой ради других, — увидел интеллигентов и на всю жизнь проникся глубоким уважением к интеллигенции.

Самому же ему пришлось трудно. Среди студентов он чувствовал себя чужим, друзей не нашел. Пытался самостоятельно разобраться в философии, читал Ницше, Шопенгауэра, других авторов — и в результате ощутил: «Все возможно, только жить невозможно в мире этих возможностей». К тому же неудачная любовь… И в 1887 г. Алексей решил уйти из жизни. Купил заржавленный револьвер, выстрелил, пуля прошла в сантиметре от сердца. Алексея спасли, но возвращаться в жизнь ему не хотелось. К счастью, он встретился с революционером, марксистом, бывшим ссыльным Ромасем. Уже немолодой, молчаливый, Ромась приютил юношу и взял его с собой в заволжскую деревню, где хотел устроить кооператив, чтобы помочь крестьянам. Однажды ночью, спустя несколько месяцев после их приезда, кто-то поджег дом и лавку Ромася. Алексей спрыгнул со второго этажа пылающего дома. Люди спаслись, а все имущество сгорело, сгорело и доверие Алексея к крестьянам. Когда Ромась вновь позвал его с собой, Алексей отказался. В 1889 г. поздней осенью он на лодке спустился по Волге в Царицын (Волгоград) и всю зиму проработал сторожем на маленькой железнодорожной станции.

Потом был Нижний Новгород и встреча с писателем В. Г. Короленко, раскритиковавшим первую поэму Алексея «Песнь старого дуба», потом вновь Царицын, а ранней весной 1891 г. Алексей вышел в большое путешествие. Он прошел донские степи, Кубань, Украину, дошел до Бессарабии, а затем по берегу Черного моря через Крым пришел на Кавказ и поздней осенью 1891 г. остановился в Тифлисе рабочим и железнодорожных мастерских. Сколько увидел и пережил Алексей во время странствий и постоянной черной работы ради куска хлеба! Сколько разных людей встретил! Сколько всего передумал! Ему еще не было и 24 лет, а пережитое переполняло его, он рассказывал людям об этом, и один из его друзей, учитель Калюжный, заставил Алексея написать первый рассказ. В редакции газеты «Тифлис» Алексей придумал себе псевдоним, и в 1842 г. рассказом «Макар Мудра» в литературу вошел новый писатель Максим Горький.

Источник: Р. Глинтерщик. Русская литература. Уч. пособие для XII класса. — КАУНАС «ШВИЕСА», 1991

Главные герои

В повести имеется несколько центральных героев, это сам рассказчик, мальчик Алеша Пешков, его дед Каширин Василий Васильевич, бабушка Акулина Ивановна Каширина, мать рассказчика Варвара Васильевна Саватеева, дядья, сирота подмастерье Иван Цыганок Есть также интересные второстепенные персонажи.

Дед Алеши

– скупой и жестокий старик, имеющий красильную мастерскую. Он является главой семейства Кашириных, занимается домашней тиранией, наказывает поркой детей, все финансы откладывает себе, не заботясь об остальных членах семьи, даже вещи жены распродает. Его жизнь была такой же тяжелой, как и других бедняков, в молодости он работал в артели бурлаков на Волге.

Акулина Ивановна

, бабушка Алеши, была его отдушиной и почти единственным из немногих светлым человеком в семье деда. На ней все держалось, она была надеждой и опорой семьи, обладала бесстрашием, но даже она была вынуждена слушаться и выполнять причуды мужа.

Варвара

, мать Алеши, молодая женщина, попавшая в трудную ситуацию, была вынуждена вернуться к родным, но от этого ей легче не стало. Она была волевой, решительной, но также боялась деда и не смогла защитить сына от порки.

Когда-то она вышла замуж, вопреки воле отца, за Максима Саватеева и до смерти мужа была любящей и любимой женой. У них была счастливая семья и Алешу они очень любили.

Варвара не может жить в такой семье и выходит замуж второй раз, но неудачно. Ее дети умирают в раннем детстве, остается только один Алеша. Да и сама она, надломленная тяжестью жизни, умирает рано.

Алеша Пешков

, рассказчик, попадает в семью своего деда после смерти отца и в отличие от добрых и ласковых отношений в своей семье сталкивается здесь с мошенничеством, подлостью, жадностью, эгоизмом, циничностью.

Ему приходится выживать в семье деда в прямом смысле, это откладывает отпечаток на его психику, но Алеше удается устоять и после смерти матери и бабушки он «идет в люди». Дед выгоняет осиротевшего мальчика.

Иван Цыганок

– это подкидыш, выросший в доме Кашириных, молодой подающий надежды талантливый подмастерье. Добрый, веселый, открытый молодой человек, цыганской наружности. Он хорошо относится к Алеше и помогает ему. Но Цыганок рано умирает, раздавленный крестом, в муках, истекая кровью. В его смерти виноваты сыны Каширина, дядья Алеши.

Дядья

, такие же склочные и циничные, как и их отец. В своих семьях они также тиранят детей и жен, придумывают жестокие шутки, требуют у отца раздела имущества, также хотят получить имущество их сестры, устраивают ссоры. Потасовки. Писатель изображает их такими же эгоистичными и жадными людьми, как и их отец.

Эти перечисленные герои наиболее часто встречаются в книге М. Горького. Автор показывает читателям, как нельзя жить, что семья не должна быть стаей, что нужно заботиться о своих родных и о людях, оказавшихся в трудной житейской ситуации.

I

В полутемной тесной комнате, на полу, под окном, лежит мой отец, одетый в белое и необыкновенно длинный; пальцы его босых ног странно растопырены, пальцы ласковых рук, смирно положенных на грудь, тоже кривые; его веселые глаза плотно прикрыты черными кружками медных монет, доброе лицо темно и пугает меня нехорошо оскаленными зубами.

Мать, полуголая, в красной юбке, стоит на коленях, зачесывая длинные мягкие волосы отца со лба на затылок черной гребенкой, которой я любил перепиливать корки арбузов; мать непрерывно говорит что-то густым, хрипящим голосом, ее серые глаза опухли и словно тают, стекая крупными каплями слез.

Меня держит за руку бабушка – круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная; она тоже плачет, как-то особенно и хорошо подпевая матери, дрожит вся и дергает меня, толкая к отцу; я упираюсь, прячусь за нее; мне боязно и неловко.

Я никогда еще не видал, чтобы большие плакали, и не понимал слов, неоднократно сказанных бабушкой:

– Попрощайся с тятей-то, никогда уж не увидишь его, помер он, голубчик, не в срок, не в свой час…

Я был тяжко болен, – только что встал на ноги; во время болезни, – я это хорошо помню, – отец весело возился со мною, потом он вдруг исчез, и его заменила бабушка, странный человек.

– Ты откуда пришла? – спросил я ее.

Она ответила:

– С верху, из Нижнего, да не пришла, а приехала! По воде-то не ходят, шиш!

Это было смешно и непонятно: наверху, в доме, жили бородатые крашеные персияне, а в подвале старый желтый калмык продавал овчины. По лестнице можно съехать верхом на перилах или, когда упадешь, скатиться кувырком, – это я знал хорошо. И при чем тут вода? Всё неверно и забавно спутано.

– А отчего я шиш?

– Оттого, что шумишь, – сказала она, тоже смеясь.

Она говорила ласково, весело, складно. Я с первого же дня подружился с нею, и теперь мне хочется, чтобы она скорее ушла со мною из этой комнаты.

Меня подавляет мать; ее слезы и вой зажгли во мне новое, тревожное чувство. Я впервые вижу ее такою, – она была всегда строгая, говорила мало; она чистая, гладкая и большая, как лошадь; у нее жесткое тело и страшно сильные руки. А сейчас она вся как-то неприятно вспухла и растрепана, всё на ней разорвалось; волосы, лежавшие на голове аккуратно, большою светлой шапкой, рассыпались по голому плечу, упали на лицо, а половина их, заплетенная в косу, болтается, задевая уснувшее отцово лицо. Я уже давно стою в комнате, но она ни разу не взглянула на меня, – причесывает отца и всё рычит, захлебываясь слезами.

В дверь заглядывают черные мужики и солдат-будочник. Он сердито кричит:

– Скорее убирайте!

Окно занавешено темной шалью; она вздувается, как парус. Однажды отец катал меня на лодке с парусом. Вдруг ударил гром. Отец засмеялся, крепко сжал меня коленями и крикнул:

– Ничего, не бойся, Лук!

Вдруг мать тяжело взметнулась с пола, тотчас снова осела, опрокинулась на спину, разметав волосы по полу; ее слепое, белое лицо посинело, и, оскалив зубы, как отец, она сказала страшным голосом:

– Дверь затворите… Алексея – вон!

Оттолкнув меня, бабушка бросилась к двери, закричала:

– Родимые, не бойтесь, не троньте, уйдите Христа ради! Это – не холера, роды пришли, помилуйте, батюшки!

Я спрятался в темный угол за сундук и оттуда смотрел, как мать извивается по полу, охая и скрипя зубами, а бабушка, ползая вокруг, говорит ласково и радостно:

– Во имя отца и сына! Потерпи, Варюша! Пресвятая мати божия, заступница…

Мне страшно; они возятся на полу около отца, задевают его, стонут и кричат, а он неподвижен и точно смеется. Это длилось долго – возня на полу; не однажды мать вставала на ноги и снова падала; бабушка выкатывалась из комнаты, как большой черный мягкий шар; потом вдруг во тьме закричал ребенок.

– Слава тебе, господи! – сказала бабушка. – Мальчик!

И зажгла свечу.

Я, должно быть, заснул в углу, – ничего не помню больше.

Второй оттиск в памяти моей – дождливый день, пустынный угол кладбища; я стою на скользком бугре липкой земли и смотрю в яму, куда опустили гроб отца; на дне ямы много воды и есть лягушки, – две уже взобрались на желтую крышку гроба.

У могилы – я, бабушка, мокрый будочник и двое сердитых мужиков с лопатами. Всех осыпает теплый дождь, мелкий, как бисер.

– Зарывай, – сказал будочник, отходя прочь.

Бабушка заплакала, спрятав лицо в конец головного платка. Мужики, согнувшись, торопливо начали сбрасывать землю в могилу, захлюпала вода; спрыгнув с гроба, лягушки стали бросаться на стенки ямы, комья земли сшибали их на дно.

– Отойди, Леня, – сказала бабушка, взяв меня за плечо; я выскользнул из-под ее руки, не хотелось уходить.

– Экой ты, господи, – пожаловалась бабушка, не то на меня, не то на бога, и долго стояла молча, опустив голову; уже могила сровнялась с землей, а она всё еще стоит.

Мужики гулко шлепали лопатами по земле; налетел ветер и прогнал, унес дождь. Бабушка взяла меня за руку и повела к далекой церкви, среди множества темных крестов.

– Ты что не поплачешь? – спросила она, когда вышла за ограду. – Поплакал бы!

– Не хочется, – сказал я.

– Ну, не хочется, так и не надо, – тихонько выговорила она.

Всё это было удивительно: я плакал редко и только от обиды, не от боли; отец всегда смеялся над моими слезами, а мать кричала:

– Не смей плакать!

Потом мы ехали по широкой, очень грязной улице на дрожках, среди темно-красных домов; я спросил бабушку:

– А лягушки не вылезут?

– Нет, уж не вылезут, – ответила она. – Бог с ними!

Ни отец, ни мать не произносили так часто и родственно имя божие.

Через несколько дней я, бабушка и мать ехали на пароходе, в маленькой каюте; новорожденный брат мой Максим умер и лежал на столе в углу, завернутый в белое, спеленатый красною тесьмой.

Примостившись на узлах и сундуках, я смотрю в окно, выпуклое и круглое, точно глаз коня; за мокрым стеклом бесконечно льется мутная, пенная вода. Порою она, вскидываясь, лижет стекло. Я невольно прыгаю на пол.

– Не бойся, – говорит бабушка и, легко приподняв меня мягкими руками, снова ставит на узлы.

Над водою – серый, мокрый туман; далеко где-то является темная земля и снова исчезает в тумане и воде. Всё вокруг трясется. Только мать, закинув руки за голову, стоит, прислонясь к стене, твердо и неподвижно. Лицо у нее темное, железное и слепое, глаза крепко закрыты, она всё время молчит, и вся какая-то другая, новая, даже платье на ней незнакомо мне.

Бабушка не однажды говорила ей тихо:

– Варя, ты бы поела чего, маленько, а?

Она молчит и неподвижна.

Бабушка говорит со мною шепотом, а с матерью – громче, но как-то осторожно, робко и очень мало. Мне кажется, что она боится матери. Это понятно мне и очень сближает с бабушкой.

– Саратов, – неожиданно громко и сердито сказала мать. – Где же матрос?

Вот и слова у нее странные, чужие: Саратов, матрос.

Вошел широкий седой человек, одетый в синее, принес маленький ящик. Бабушка взяла его и стала укладывать тело брата, уложила и понесла к двери на вытянутых руках, но, – толстая, – она могла пройти в узенькую дверь каюты только боком и смешно замялась перед нею.

– Эх, мамаша, – крикнула мать, отняла у нее гроб, и обе они исчезли, а я остался в каюте, разглядывая синего мужика.

– Что, отошел братишка-то? – сказал он, наклонясь ко мне.

– Ты кто?

– Матрос.

– А Саратов – кто?

– Город. Гляди в окно, вот он!

За окном двигалась земля; темная, обрывистая, она курилась туманом, напоминая большой кусок хлеба, только что отрезанный от каравая.

– А куда бабушка ушла?

– Внука хоронить.

– Его в землю зароют?

– А как же? Зароют.

Я рассказал матросу, как зарыли живых лягушек, хороня отца. Он поднял меня на руки, тесно прижал к себе и поцеловал.

– Эх, брат, ничего ты еще не понимаешь! – сказал он. – Лягушек жалеть не надо, господь с ними! Мать пожалей, – вон как ее горе ушибло!

Над нами загудело, завыло. Я уже знал, что это – пароход, и не испугался, а матрос торопливо опустил меня на пол и бросился вон, говоря:

– Надо бежать!

И мне тоже захотелось убежать. Я вышел за дверь. В полутемной узкой щели было пусто. Недалеко от двери блестела медь на ступенях лестницы. Взглянув наверх, я увидал людей с котомками и узлами в руках. Было ясно, что все уходят с парохода, – значит, и мне нужно уходить.

Но когда вместе с толпою мужиков я очутился у борта парохода, перед мостками на берег, все стали кричать на меня:

– Это чей? Чей ты?

– Не знаю.

Меня долго толкали, встряхивали, щупали. Наконец явился седой матрос и схватил меня, объяснив:

– Это астраханский, из каюты…

Бегом он снес меня в каюту, сунул на узлы и ушел, грозя пальцем:

– Я тебе задам!

Шум над головою становился всё тише, пароход уже не дрожал и не бухал по воде. Окно каюты загородила какая-то мокрая стена; стало темно, душно, узлы точно распухли, стесняя меня, и всё было нехорошо. Может быть, меня так и оставят навсегда одного в пустом пароходе?

Подошел к двери. Она не отворяется, медную ручку ее нельзя повернуть. Взяв бутылку с молоком, я со всею силой ударил по ручке. Бутылка разбилась, молоко облило мне ноги, натекло в сапоги.

Огорченный неудачей, я лег на узлы, заплакал тихонько и, в слезах, уснул.

А когда проснулся, пароход снова бухал и дрожал, окно каюты горело, как солнце.

Бабушка, сидя около меня, чесала волосы и морщилась, что-то нашептывая. Волос у нее было странно много, они густо покрывали ей плечи, грудь, колени и лежали на полу, черные, отливая синим. Приподнимая их с пола одною рукою и держа на весу, она с трудом вводила в толстые пряди деревянный редкозубый гребень; губы ее кривились, темные глаза сверкали сердито, а лицо в этой массе волос стало маленьким и смешным.

Сегодня она казалась злою, но когда я спросил, отчего у нее такие длинные волосы, она сказала вчерашним теплым и мягким голосом:

– Видно, в наказание господь дал, – расчеши-ка вот их, окаянные! Смолоду я гривой этой хвасталась, на старости кляну! А ты спи! Еще рано, – солнышко чуть только с ночи поднялось…

– Не хочу уж спать!

– Ну, ино не спи, – тотчас согласилась она, заплетая косу и поглядывая на диван, где вверх лицом, вытянувшись струною, лежала мать. – Как это ты вчера бутыль-то раскокал? Тихонько говори!

Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, всё лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из черной табакерки, украшенной серебром. Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, – она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.

До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни.

Сорок лет назад пароходы плавали медленно; мы ехали до Нижнего очень долго, и я хорошо помню эти первые дни насыщения красотою.

Установилась хорошая погода; с утра до вечера я с бабушкой на палубе, под ясным небом, между позолоченных осенью, шелками шитых берегов Волги. Не торопясь, лениво и гулко бухая плицами по серовато-синей воде, тянется вверх по течению светло-рыжий пароход, с баржой на длинном буксире. Баржа серая и похожа на мокрицу. Незаметно плывет над Волгой солнце; каждый час всё вокруг ново, всё меняется; зеленые горы – как пышные складки на богатой одежде земли; по берегам стоят города и села, точно пряничные издали; золотой осенний лист плывет по воде.

– Ты гляди, как хорошо-то! – ежеминутно говорит бабушка, переходя от борта к борту, и вся сияет, а глаза у нее радостно расширены.

Часто она, заглядевшись на берег, забывала обо мне: стоит у борта, сложив руки на груди, улыбается и молчит, а на глазах слезы. Я дергаю ее за темную, с набойкой цветами, юбку.

– Ась? – встрепенется она. – А я будто задремала да сон вижу.

– А о чем плачешь?

– Это, милый, от радости да от старости, – говорит она, улыбаясь. – Я ведь уж старая, за шестой десяток лета-вёсны мои перекинулись-пошли.

И, понюхав табаку, начинает рассказывать мне какие-то диковинные истории о добрых разбойниках, о святых людях, о всяком зверье и нечистой силе.

Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклонясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня. Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать ее невыразимо приятно. Я слушаю и прошу:

– Еще!

– А еще вот как было: сидит в подпечке старичок домовой, занозил он себе лапу лапшой, качается, хныкает: «Ой, мышеньки, больно, ой, мышата, не стерплю!»

Подняв ногу, она хватается за нее руками, качает ее на весу и смешно морщит лицо, словно ей самой больно.

Вокруг стоят матросы – бородатые ласковые мужики, – слушают, смеются, хвалят ее и тоже просят:

– А ну, бабушка, расскажи еще чего!

Потом говорят:

– Айда ужинать с нами!

За ужином они угощают ее водкой, меня – арбузами, дыней; это делается скрытно: на пароходе едет человек, который запрещает есть фрукты, отнимает их и выбрасывает в реку. Он одет похоже на будочника – с медными пуговицами – и всегда пьяный; люди прячутся от него.

Мать редко выходит на палубу и держится в стороне от нас. Она всё молчит, мать. Ее большое стройное тело, темное, железное лицо, тяжелая корона заплетенных в косы светлых волос, – вся она мощная и твердая, – вспоминаются мне как бы сквозь туман или прозрачное облако; из него отдаленно и неприветливо смотрят прямые серые глаза, такие же большие, как у бабушки.

Однажды она строго сказала:

– Смеются люди над вами, мамаша!

– А господь с ними! – беззаботно ответила бабушка. – А пускай смеются, на доброе им здоровье!

Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего. Дергая за руку, она толкала меня к борту и кричала:

– Гляди, гляди, как хорошо! Вот он, батюшка, Нижний-то! Вот он какой, богов! Церкви-те, гляди-ка ты, летят будто!

И просила мать, чуть не плача:

– Варюша, погляди, чай, а? Поди, забыла ведь! Порадуйся!

Мать хмуро улыбалась.

Когда пароход остановился против красивого города, среди реки, тесно загроможденной судами, ощетинившейся сотнями острых мачт, к борту его подплыла большая лодка со множеством людей, подцепилась багром к спущенному трапу, и один за другим люди из лодки стали подниматься на палубу. Впереди всех быстро шел небольшой сухонький старичок, в черном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелеными глазками.

– Папаша! – густо и громко крикнула мать и опрокинулась на него, а он, хватая ее за голову, быстро гладя щеки ее маленькими красными руками, кричал, взвизгивая:

– Что-о, дура? Ага-а! То-то вот… Эх вы-и…

Бабушка обнимала и целовала как-то сразу всех, вертясь, как винт; она толкала меня к людям и говорила торопливо:

– Ну, скорее! Это – дядя Михайло, это – Яков… Тетка Наталья, это – братья, оба Саши, сестра Катерина, это всё наше племя, вот сколько!

Дедушка сказал ей:

– Здорова ли, мать?

Они троекратно поцеловались.

Дед выдернул меня из тесной кучи людей и спросил, держа за голову:

– Ты чей таков будешь?

– Астраханский, из каюты…

– Чего он говорит? – обратился дед к матери и, не дождавшись ответа, отодвинул меня, сказав:

– Скулы-те отцовы… Слезайте в лодку!

Съехали на берег и толпой пошли в гору, по съезду, мощенному крупным булыжником, между двух высоких откосов, покрытых жухлой, примятой травой.

Дед с матерью шли впереди всех. Он был ростом под руку ей, шагал мелко и быстро, а она, глядя на него сверху вниз, точно по воздуху плыла. За ними молча двигались дядья: черный гладковолосый Михаил, сухой, как дед; светлый и кудрявый Яков, какие-то толстые женщины в ярких платьях и человек шесть детей, все старше меня и все тихие. Я шел с бабушкой и маленькой теткой Натальей. Бледная, голубоглазая, с огромным животом, она часто останавливалась и, задыхаясь, шептала:

– Ой, не могу!

– Нашто они тревожили тебя? – сердито ворчала бабушка. – Эко неумное племя!

И взрослые и дети – все не понравились мне, я чувствовал себя чужим среди них, даже и бабушка как-то померкла, отдалилась.

Особенно же не понравился мне дед; я сразу почуял в нем врага, и у меня явилось особенное внимание к нему, опасливое любопытство.

Дошли до конца съезда. На самом верху его, прислонясь к правому откосу и начиная собою улицу, стоял приземистый одноэтажный дом, окрашенный грязно-розовой краской, с нахлобученной низкой крышей и выпученными окнами. С улицы он показался мне большим, но внутри его, в маленьких полутемных комнатах, было тесно; везде, как на пароходе перед пристанью, суетились сердитые люди, стаей вороватых воробьев метались ребятишки, и всюду стоял едкий, незнакомый запах.

Я очутился на дворе. Двор был тоже неприятный: весь завешан огромными мокрыми тряпками, заставлен чанами с густой разноцветной водою. В ней тоже мокли тряпицы. В углу, в низенькой полуразрушенной пристройке, жарко горели дрова в печи, что-то кипело, булькало, и невидимый человек громко говорил странные слова:

– Сандал[1] – фуксин[2] – купорос[3]…

Темы

В произведении обнажено много тем жизни той эпохи, а некоторые подняты, например, воспитание – в повести оно граничит со средневековыми техниками обращения и детского воспитания. Но что еще более плохо в этом, так это то, что такая проблема устоялась в России и существовала даже в начале 20 века.

Тема детства

в повести освещена подробно и детально – мальчик не живет, а выживает в жестокости и бедности, преодолевая тяжелые преграды на своем пути. Писатель таким образом дает нам понять, что не у его одного детства не было – его не было у миллионов детей, которые выживали так же.

Тема семьи

. В повести семья мальчика показана как образец неблагополучия и порочности – в ней царит корысть и зависть, тирания и жесткость, строгость и враждебность. Члены семьи регулярно скандалят между собой и не понимают друг друга, не помогают остальным членам семьи, если не видят в этом выгоды. Все, чего они хотят – деньги.

Детство

…суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением.

Заглавием своей книги Горький явно кивает Толстому, дружески, но чуть насмешливо. Передо мной лежат две книги, очень похожие: посреди однотонной обложки крупно написано слово «Детство». Одна книга библиотечная, заклеена скотчем, даже имени автора не видно. Так что просто — детство. Два детства лежат передо мной. Кладу руку на книгу Толстого, и кажется, что она гладкая, как весенний лист, как старинная полированная столешница, как тёплый лошадиный бок или рукав шёлкового платья. Счастливая, невозвратимая пора. Трогаю книгу Горького. Ой, больно! Жжёт и колется. Раскалённое железо, щёлочь, мокрой розгой наотмашь. Невольно задаёшься вопросом: а было ли детство? А может, детства-то и не было? Однако самая главная разница между этими настолько разными «Детствами», мне кажется, вот в чём. Повествователь у Толстого — взрослый, он оглядывается на прошлое затуманенным слезой умиления взором и себя самого видит как бы издалека и сверху. Повествователь у Горького — и есть сам ребёнок, Лексей, Олёша, Лёня, пермяк-солёны уши, голуба душа. Именно и только его чистый взгляд, неутомимый интерес к людям, тонкое сочувствование даже такому, чего пока не понять умишком, освещает всю эту тараканью тьму удивительным светом. Так и выходит, что детство — это не уходящая пора слёз умиления, шалостей и сластей по праздникам, а нечто большее, особое состояние, девство души и сознания. Состояние, когда вокруг не люди, а сказочные богатыри, царевичи, говорящие медведицы — большие, удивительные, сильные существа, несмотря на всю их ничтожность, уныние и слабость. А ещё: представляете ли вы себе, сколько на самом деле в этой книге скрыто детств? «Я сама на всю жизнь сирота!» — это мать. «Я, гляди, на четырнадцатом году замуж отдана, а к пятнадцати уж и родила» — это бабушка. «Меня так обижали, что, поди-ка, сам господь бог глядел — плакал!» — дед-мучитель. Рядом с ребёнком все большие становятся по-детски открытыми, настоящими, отпускают на волю исстрадавшуюся душу и рассказывают то, чего самим себе говорить побоялись бы. Тут в этой маленькой книге открывается ещё один потайной простор: невольно окидываешь взглядом всех, о ком здесь рассказано, а мыслью охватываешь всех, о ком не рассказано, — и понимаешь, что всякий и каждый из этих тёмных и злых людей вырос из собственного детства, которое, поди, тоже было не менее тёмным и злым. Ох ты, Русь, мутный взгляд исподлобья. Что всё это за грязь? Откуда вся эта боль? К чему вся эта сила?

Долго спустя я понял, что русские люди, по нищете и скудости жизни своей, вообще любят забавляться горем, играют им, как дети, и редко стыдятся быть несчастными.

Вот такая книга. «Точно кожу с сердца содрали».
Наверное, никто и ничто не заставило бы меня пройти этот адовый ад, если бы не флэшмоб-2013 и совет Roni . Спасибо!

Проблемы

Главной проблемой в произведении является нищета и бедность, в которой не одному ему довелось выживать. Все это порождение социального неравенства. Аналогичное неравенство царит в семье Василия Каширина, потому что он один имеет финансовые запасы, но, ни с кем не делится, а все остальные члены семьи должны сами себя снабжать.

Не менее важным периодом является детство в жизни людей, ведь писатель начал свою жизнь в нищей среде, которой было присуще пьянство и мошенничество, а в иных вопросах семья Кашириных была несведуща. Психика ребенка из-за этого сломалась, и он вбирает в себя часть этой среды – ворует и может даже зарезать.

Фоном ко всему выступает проблема простого народа, который угнетен и страдает от бедности, став озлобленным и жестоким. Но автор считает, что виной тому не сам народ, а порядок вещей, который сложился в обществе.

Впрочем, он нам показывает и хороших представителей этого народа – бабушку Акулину, сохранившую человечность.

Важна проблема порочности людей. Писатель максимально детально описывает те низменный стремления, которые царили не только в его семье, а и в тысячах таких же. Так, насилие и кражи, пьянство и измены являлись обыденными явлениями в народной жизни. Даже Акулина Ивановна пьет и курит, хоть и является единственным светлым человеком в жизни мальчика.

Горький Максим — Детство

Описание

Автобиографическое повествование Максима Горького «Детство» раскрывает перед слушателем жизнь и переживания маленького Алеши. Рано оставшись без отца, он переезжает жить в дом деда. Здесь он самостоятельно учится оценивать людей, различать добро и зло, замечать скрытое и отстаивать свое мнение. Большая семья состоит из добрых и злых людей, сильных и слабых. Но все они интересны и сыграли свою роль в жизни Алеши. Смерть отца Алеши вынуждает его мать вернуться в дом своих родителей. Эта перемена вызывает в душе мальчика массу переживаний. Ему очень нравится бабушка – добрая, веселая и складная, но по приезде в Нижний даже бабушка отстраняется от него. Вся новая семья не очень дружелюбно встречает вновь прибывших и Алеша чувствует тоску, напряжение и уныние.

Все в доме деда было полно вражды. Прибывшая мать претендовала на приданое, которого была лишена в свое время. Из-за этого братья ее – дяди Алеши, постоянно дрались, ссорились. Напряженная атмосфера сказывалась на всем. Здесь же впервые мальчика выпороли до потери сознания. Это первое знакомство со взрослой жизнью заставило Алешу пересмотреть свои взгляды на деда, на Цыганка, на мать. Уже не все так однозначно. Сильная мать потеряла свой авторитет, властный и жестокий дед оказался заботливым и нежным, прямолинейные братья оказались коварными.

Со временем Алёша начинает знакомиться с Богом. Он замечает, что бабушкин Творец сильно отличается от того, которому молится дед. Бабушкина молитва всегда и при любых обстоятельствах полна слов хвалы и прославления. Ее Бог добр ко всем и внимателен, ему легко подчиняться и его легко любить. Бабушка молится не по написанному, а всегда от души и молитву ее слушать приятно. А вот дед ведет себя перед образами как солдат: стоит прямо, много бьет себя в грудь и требует.

Непутевые дядья требуют постоянно своего наследства, дерутся и нападают на родителей. Наконец, после постоянных ссор и драк, дед делит имущества между братьями и те открывают свои мастерские. Старики с Алешей переезжают в новый дом со множеством квартирантов. Здесь Алеша знакомится с новыми людьми, оценивает их, дружит и ненавидит. Замкнутый, но от того больше интересный Хорошее Дело, ворчливый и старый Петр, дружные браться барчуки и многие другие наполняли детство Алеши и заставляли его чувствовать массу переживаний, которые и сформировали молодого человека.

Возвращение матери внесло в дом новые волнения. Дед хотел ее сосватать, бабушка заступалась. Алеша получал новые знания по алгебре, грамоте, письму, чтобы поступить в школу. Время обучения в младших классах совпало с бедностью. И хотя Алеша был довольно умным и сообразительным мальчиком, все же отношения с учителем, попом и одноклассниками не всегда складывались удачно из-за отсутствия денег, возможности купить необходимые книги и новую одежду.

Судьба матери после второго замужества сложилась несчастливо. Отчим проиграл в карты все приданное, маленькие дети умирали в раннем возрасте. Все эти несчастья, частые побои привели к смерти матери, что сильно подкосило стариков.

По ходу всей повести слушатели аудиокниги могут познакомиться с историями жизни главных героев, которые возникают в разных главах, открывая перед нами новые грани характера и особенности жизни. Судьба доброго и честного отца Алеши, подкидыша Цыганка, бабушкина молодость, свадьба и любовь родителей, жизни дяди Якова и Михаила – все это прошло перед Алешей в рассказах, но не могло не оставить отпечаток в его душе.

«В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот был грязен и горек, но всякое знание — всё-таки мед»

Данная аудиокнига озвучена и проработана Любовью Коневой великолепно. Переживания маленького мальчика – его радости и обиды, победы и поражения, горести и счастье переданы очень точно. Любовь Конева создала образ и изобразила характер каждого персонажа, сделала все для того, чтобы аудиокнига захватила и увлекла слушателя.

Основная идея

Произведение является описанием быта простых людей в период смены столетия. Автор прямо и открыто обнажил всю дикость нравов народа и негативные стороны его жизни. Суть повести – показать, что у бедняков нет детства, и они страдают от жизни до тех пор, пока сами не становятся озлобленными.

Помимо того, писатель старается понять свою судьбу. Он переосмысливает, занося в черновик описание различных эпизодов из своей жизни, насколько они важны были для становления его личности и формирования характера, и думает о том, каким бы он стал, если бы жил по-другому.

Смысл произведения таков – народ будет жестоким и темным, нищим и жадным, пока его дети будут воспитываться в такой атмосфере.

Литература. 7 класс. Алексей Максимович Горький. (1868 – 1936). Из биографии.

Алексей Максимович Горький. (1868 – 1936).

Алексей Максимович Горький – советский писатель, имя которого известно во всём мире. Свои произведения он подписывал псевдонимом – Максим Горький.

А.М. Горький прожил большую, интересную и очень трудную жизнь, о чём свидетельствует его псевдоним.

Факты биографии А.М. Горького.

1868 г. – родился Алексей Пешков в Нижнем Новгороде, «в семье красильщика Василия Васильевича Каширина, от дочери его Варвары и пермского мещанина Максима Савватиева Пешкова, по ремеслу драпировщика, или обойщика…».

Очень рано мальчик остался без отца – в 5 лет. Он с мамой переехал в дом деда В.В. Каширина ( о жизни в этом доме писатель расскажет в своей повести «Детство»).

Тяжело жилось в доме деда. Но именно здесь мальчик научился читать и полюбил книги, здесь же он обрёл настоящих друзей.

Однако вскоре умерла и мама. В 9 лет Алёша остался сиротой. И началась его самостоятельная жизнь «в людях». До 15 лет работал он то поварёнком на пароходе, то в иконописной мастерской, то помощником садовника. Да, многое пришлось пережить мальчику: и унижение, и голод, и холод. Но Алёша был оптимистичным человеком, верил в хорошее, тем более, как он потом вспоминал, всегда ряжом с ним были и хорошие люди.

Так на пароходе, где он был поваренком, на образование Алёши сильно повлиял повар Смурый: «… он возбудил во мне интерес к чтению книг…»

В 16 лет, в 1884 г., Алексей Пешков едет в Казань, так как он «возымел …свирепое желание учиться, предполагая, что науки желающим даром преподаются». Однако за учёбу нужно было платить. Потому мечта об университете так и осталась мечтой.

Но Алексей всё же прошёл в Казани «университеты»- жизненные.

Позже он вспоминал: «…Я с детства видел бессмысленную жестокость и непонятную мне вражду людей, был поражен тяжестью труда одних и животным благополучием других…»

В Казани Алексей работал в крендельном заведении, продолжал усиленно читать, познакомился с «бывшими людьми» — так называли нищих, бродяг, а также с революционерами – людьми, которые метали изменить строй в России, сделать людей свободными. Он был даже арестован в 1888 г. за связь с революционным кружком Н.Е. Федосеева. Позже М. Горький напишет: «Физически я родился в Нижнем Новгороде, духовно – в Казани».

Алексей Пешков в 1891 г. отправился странствовать по России. Он знакомился со многими людьми, работал. Впечатления от поездок позже лягут в основу его произведений.

В 1913 году А.М. Горький написал первую часть автобиографии — «Детство».

В 1916 г. — продолжает ее, описывая уже свою тяжелую трудовую жизнь, — «В людях».

В 1922 году заканчивает описание своей жизни повестью «Мои университеты».

Сколько потом будет написано им удивительных произведений: рассказов, романов, пьес. В них звучала вера в Человека. Именно Горький устами одного из своих героев произнёс: «Человек – это звучит гордо!».

Писатель верил в человека, в его возможности, в то, что в жизни «всегда есть место подвигу».

Именно от человека, по мнению А. Горького, зависит, каким он станет, как проживёт жизнь.

Сам писатель прожил суровую, но прекрасную жизнь. Выйдя из народа, он сумел подняться «на самые высокие вершины человеческой культуры и ставшем властителем дум, всемирно известным писателем…», как пиал Павел Максимов.

А.М. Горький понимал, как велика роль книг в формировании характеров людей. Много интересных его высказываний сохранилось об этом

  • «Любите книгу – источник знаний!».
  • «…Книги… показывали мне иную жизнь — жизнь больших чувств и желаний, которые приводили людей к подвигам и преступлениям…».
  • «…Для меня книга — чудо, в ней заключена душа написавшего ее; открыв книгу, я освобождаю эту душу, и она таинственно говорит со мною».
  • «Учитесь настойчиво, упорно, всегда. Читайте серьезные книги — я очень рекомендовал бы Вам Ключевского — Историю, Милюкова — „Очерки по истории русской культуры»».
  • «Читайте больше, дружище, это познакомит Вас с грандиозной работой мировой человеческой мысли…»

А.М. Горький с уважением относился к писательскому труду, ценил поистине талантливых авторов.

«К русскому же писателю — я не про себя говорю, поверьте, надо относиться вдвойне уважительно, ибо это лицо почти героическое, изумительной искренности и великой любви сосуд живой. Почитайте о Глебе Успенском, Гаршине, Салтыкове, о Герцене, посмотрите на ныне живущего Короленко — первого и талантливейшего писателя теперь у нас. И вообще — учитесь, читайте — научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они в прошлом сделали для Вас и Вы живете ныне, не зная о том великом труде, который лежит в каждой вещи, коею Вы пользуетесь…»

Сегодня, в XXI -ом веке, произведения А.М. Горького так же интересны читателям, как и в начале века XX-го. Ведь в них он писал о нас, о людях, о том, какими мы должны быть, к чему должны стремиться, учил добиваться поставленных целей, призывал оставаться Человеком, несмотря ни на что.

Вдумайтесь в высказывания А.М. Горького! Попытайтесь их понять! Возможно, и вас А.М. Горький многому научит в этой жизни.

Высказывания А.М. Горького.

  • «Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству».
  • «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего».
  • «Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни — чувствовать себя нужным и близким людям!»
  • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир!»
  • «Талант — это вера в себя, в свою силу…»
  • «Всякая работа трудна до времени, пока ее не полюбишь, а потом она возбуждает и становится легче».
  • «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека».
  • На день надо смотреть как на маленькую жизнь.
  • Смысл жизни в красоте и силе стремления к целям, и нужно, чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Чему учит

Произведение учит читателей как нужно и как нельзя жить – писатель отрицательно относится к таким порокам, как скупость и воровство, и раскрывает нам, насколько низко способен пасть человек под влиянием этих пороков. Так, он показал, что под влиянием зацикленности на деньгах семья Кашириных являлась стаей.

Впрочем, эта повесть говорит о том, что в любом, самом беспросветном и темном мире есть лучи света – среди озлобленного и жестокого народа встречаются люди заботливые и добрые.

Источник.

Очень краткий пересказ повести «Детство»

Отец и новорожденный братишка Алексея умирают. Мать увозит мальчика в Нижний Новгород к деду, который держит красильную мастерскую. Здесь вдова оставляет сына на воспитание, а сама пробует устроить свою жизнь заново. Кроме Алёши в большом доме живут его дядья с семьями и приёмыш Иван. Дед хоть стар и на вид немощен, держит всех в ежовых рукавицах. Внуков нещадно наказывает за малейшие провинности. За Алёшу заступается только бабушка. Маме некогда, она погружена в собственную личную жизнь, а дядьки только и мечтают поделить поскорее отцовское наследство. Дед, наблюдая за их несознательностью, отдавать своё дело им не спешит. Алексей начинает посещать школу, но вскоре умирает его мать. Дед отказывается содержать осиротевшего внука и по его наказу мальчик в 11 лет идёт в люди.

  • Что сгубило тебя нет имени этому злу обломов и обломовщина сочинение 10 класс с цитатами
  • Что сделал рассказов в матче с лестером
  • Что сближает рассказ толстого детство и чехова мальчики чем они различаются
  • Что сделал обломов в своей бездельной жизни сочинение 10 класс
  • Что сажали мужик и медведь в русской народной сказке