Сценарий утренника 8 Марта «Конфетное дерево»
Плюхина Н.Н.
Вед: Дорогие наши гости! Сегодня в этот зал нас собрал самый добрый, самый светлый, самый семейный — праздник наших любимых бабушек, мам и сестренок.
Песня «ОТ УЛЫБКИ»
Сегодня день особенный-как много в нём улыбок,
Подарков и букетиков, и ласковых «спасибо»!
Чей это день? Ответьте мне. Ну, догадайтесь сами!
Весенний день в календаре-чей он? Конечно, мамин!
В этот день мы всегда поздравляем своих близких, говорим им о любви, желаем здоровья, успехов, и конечно дарим подарки. Вот и наши дети пригласили вас в этот зал для того, чтобы преподнести вам свой подарок (Показывает на колпак)
Если в чудо веришь ты-
Мы о нем расскажем,
Если в чудо веришь ты-
Мы его покажем.
Чудеса повсюду есть,
Всех не перечесть.
Но для вас особое,
Вот такое есть!
Воспитатель раскрывает колпак и вниманию зрителей представляется конфетное дерево.
На свете много есть чудес,
Но обойди весь свет –
Такого чуда, как у нас,
На целом свете нет.
Его растила детвора,
Не месяц и не два
Ему шептали мы всегда добрые слова.
И наше дерево росло,
Листочки появились,
Восьмое близилось число,
И все мы волновались
Оно так медленно растет,
Ну стань еще повыше!
А если станет вот таким,
Ломать придется крышу?
При чем тут крыша? Погляди,
Уже на каждой ветке
Для наших бабушек и мам
Все: Качаются конфетки!
Вед: Ну как, понравился ли вам подарок наших ребят?
И нам он очень понравился! Я вот думаю, что конфетки эти явно непростые.
Может быть там мармелад?
Дети: Нет.
Вед: Может быть там шоколад?
Дети: Нет.
Вед: там орехи и халва?
Дети: Нет.
Ведущий: Идет кругом голова…
Ну, скажите по секрету…
Что же спрятано в конфетах?
Дети переглядываются и подносят палец ко рту «тс-с… »
Ведущий: Да-а, дети-то молчат
Говорить нам не хотят.
Подбегает ребенок
Ребенок: Стойте, стойте подождите!
Сами в руки вы возьмите
По конфете без труда
Вы узнаете тогда, что же спрятано внутри
Ведущий: Взять конфету?
Ребенок: Да, берите!
(Убегает)
Ведущий: Красную конфету с дерева снимаю,
Что найду в конфете, я пока не знаю
(Разворачивает конфету)
Ведущий: Никому ее не дам
А здесь … стихи для наших мам!
Выходят дети
Отгадайте почему
Улыбаюсь я?
Потому что рядом
Мамочка моя
Ребенок: Отгадайте почему
Мне всегда тепло?
Потому что мама
Солнышко мое!
Ребенок: Отгадайте почему
Я держу цветок?
Потому что нынче
Мамочкин денек!
Первым солнечным лучом постучался праздник в дом,
И от радости сосульки зазвенели за окном.
Их услышал ручеёк, улыбнулся — и потёк,
И кивнул нам из-под снега первый мартовский цветок.
Мы, услышав звон капели,
Быстро спрыгнув из постели,
К двери мчимся босиком,
Раскрываем настежь двери —
Праздник, заходи в наш дом!
Собирайтесь, гости, к нам! —
Мы кричим спросонок. —
Здравствуй, праздник наших мам,
Бабушек, сестрёнок!
Нынче праздник, нынче праздник!
Праздник бабушек и мам
Это самый добрый праздник,
Он весной приходит к нам.
Это праздник послушанья,
Поздравленья и цветов,
Прилежанья, обожанья,
Праздник самых лучших слов.
Зелёную конфету с дерева снимаю, что найду в конфете, я пока не знаю, а что там нам расскажет Полина
В году весною ранней
Бывает только раз
Такой хороший праздник
У мамы и у нас.
Только вот обидно:
Много-много лет
Есть у всех салюты,
А у мамы — нет!
Огоньки сверкают
В небе там и тут,
Мамам посвящаем
Праздничный салют!
Танец с «салютиками»
Жёлтую конфету с дерева снимаю, что найду в конфете, я пока не знаю
А в этой конфете поздравления для бабушек
Много есть друзей вокруг,
Но считаю я,
Что мой самый лучший друг бабушка моя
В воскресенье и в субботу
Ей не надо на работу
Наступают для меня
Два совсем особых дня
Мы зимой на лыжах ходим
А весною в зоопарк
Можем мы на пароходе
Прокатиться просто так
Спать ложимся ровно в девять
И решаем перед сном
Что мы будем завтра делать
И куда еще пойдем
— Ходит наша бабушка, палочкой стуча,
Говорю я бабушке: «Позову врача,
От его лекарства станешь ты здорова,
Будет чуть – чуть горько, что же здесь такого?
Ты потерпишь чуточку, а уедет врач,
Мы с тобою, бабушка, поиграем в мяч,
Будем бегать, бабушка, прыгать высоко,
Видишь, как я прыгаю, это так легко.
Улыбнулась бабушка: «Что мне доктора?
Я не заболела, просто я стара,
Просто очень старая, волосы седые,
Где – то потеряла я годы молодые.
Где – то за огромными, за лесами темными,
За горой высокой, за рекой глубокой,
Как туда добраться людям не известно».
Говорю я бабушке: «Вспомни это место,
Я туда поеду, поплыву, пойду,
Годы молодые я твои найду!»
Песня про бабушку
Сегодня в день весенний,
Давайте вместе с нами
Спасибо скажем бабушкам,
Спасибо скажем мамам.
За хлопоты, за ласки,
За песенки, за сказки,
За вкусные ватружки,
За новые игрушки.
Ведущий: А сейчас предлагаю выбрать синюю конфетку…..в ней поздравления для наших девочек, ведь у них тоже сегодня праздник…
Нес я девочкам привет
Пакет отличнейших конфет
Да только друг одну спросил,
Его я взял и угостил
Пока мы в садик с другом с другом шли,
В кульке лишь фантике нашли.
Песня про Карлсона
Ведущий: снимаю следующую конфету
В конфетке следующей ребятки
Для всех спрятаны загадки
Конфету открываем,
Загадку разгадаем
Ведущий: А чудеса сегодня продолжаются,
И танцевать ребята приглашаются.
«Весёлая кадриль»
Оранжевую конфету с дерева снимаю, что найду в конфете, я пока не знаю.
В этой конфете стихи от наших мальчиков
Из цветной бумаги
Вырежу кусочек.
Из него я сделаю
Маленький цветочек.
Мамочке подарок
Приготовлю я.
Самая красивая
Мама у меня!
А какой подарок маме
Мы подарим в Женский день?
Есть для этого немало
Фантастических идей.
Ведь сюрприз готовить маме —
Это очень интересно…
Мы замесим тесто в ванне
Или выстираем кресло…
Ну, а я в подарок маме
Разрисую шкаф цветами,
Хорошо б и потолок…
Жаль, я ростом невысок.
Знают взрослые и дети
Трудно мамой быть на свете,
Все дела ее не счесть,
Даже некогда присесть.
— И готовит, и стирает,
На ночь сказку прочитает,
А с утра с большой охотой
Ходит мама на работу.
— Почему – то слух прошел,
Будто мама слабый пол,
Ну а мама говорит,
Что на ней весь дом лежит.
— Да еще при всем при этом
Надо стильно быть одетой,
Успевает даже мама
Делать стрижки, макияжи,
Папы глаз не сводят прямо –
Как красивы наши мамы!
Выбегает девочка:
— Я хочу, ребята, тоже
Быть на наших мам похожей!
Носят мамы на ногах туфельки на каблуках,
Чтоб красою удивить – клипсы надо нацепить.
— Бусы вешают на шею, красят губы поскорее,
После надевают шляпку — и на работу, без оглядки.
Ведущий: Вот та из вас сегодня победит, кто на работу первой прибежит.
Проводится аттракцион «Кто быстрее соберется на работу?»
Много было здесь конфет
В каждой спрятан был секрет
Мы вам пели, танцевали
Как могли вас развлекали
И на дереве сейчас
Лишь одна весит для вас
Музыкальная конфета
В ней весенние приветы,
Пожелания гостям,
Мамам, бабушкам и нам.
Песня «Только солнышко проснётся»
дети дарят подарок маме и садятся на стульчики.
Ведущий: Примите наши поздравления
В Международный женский день!
Пусть будет ваше настроение
Всегда цветущим, как сирень
Пусть будет жизнь прекрасна ваша
И дети счастливы всегда
Пусть дом ваш будет полной чашей
Удачи, счастья и добра!
Задачи: Познакомить детей с биографией К.И. Чуковского, способствовать развитию интереса к сказкам и стихотворениям писателя. Развивать эмоциональную выразительность речи через инсценирование сказки «Телефон»; корригировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе. Воспитывать чувство сопереживания.
I Вводная часть
-
Организационный момент
Цель: Организовать группу на работу. Создать позитивное настроение.
Деятельность педагога-библиотекаря
Примечания
Приветствия
Введение в тему и целепологание
Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в страну сказок Корнея Чуковского.
Познакомьтесь с картой нашего путешествия.
-Как вы думаете, на чем можно путешествовать? Молодцы! Можно путешествовать на самолете, поезде, автомобиле, а мы поплывем на корабле «Библиотечный» по бескрайнему Книжному морю».
Стрелки на карте будут показывать направление нашего пути.
Нам предстоит побывать на острове дедушки Корнея, островах «Читай-ка», «Помогай-ка». Остановимся на острове «Знатоков», и на острове Загадок. Далее поплывем на остров «Театральный».И в заключение нашего путешествия, вернемся на причал «Школьный»
Слайд 1
Прикрепляю кораблик к карте.
Показываю направление нашего путешествия.
II Основная часть
Цель: Познакомить детей с биографией К.Чуковского, способствовать развитию интереса к сказкам и стихотворениям писателя. Развивать эмоциональную выразительность речи через инсценирование сказки «Телефон»; корригировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе.
Вводная беседа. На нашем корабле за правильные ответы будут выдаваться жетоны. Игра «Да»-«Нет».
Отвечайте на вопросы хором.
-Все ребята смелые и дружные?
-Весело живешь?
-Книжки рвешь?
-В библиотеку спешишь?
-Путешествовать любишь?
Для того, чтобы вы могли правильно и быстро отвечать на вопросы необходима разминка.
Посмотрите на видео и ответьте, кто пришел к нам в гости и предложил поиграть в игру «Повторяй за мной» Правильно. Молодцы. Корней Иванович. Вы готовы к путешествию.
Правила путешествия
Демонстрирую документальный видеофрагмент: «К.И. Чуковский»
Вам понравилась игра? Мы начинаем наше путешествие. И первый остров, где мы остановимся — Остров дедушки Корнея.
Обращаю внимание детей к карте путешествий, передвигаю кораблик.
Внимание на экран!
-Скажите, кто это?
Корней Иванович Чуковский. Родился 31 марта 1882 году в Петербурге.
Корней Иванович был большой фантазёр.
Настоящее имя писателя Николай Васильевич Корнейчуков, он переделал свою фамилию и стал «Корней Чуковский». С ранних лет сказки К.И. приносят всем радость. Ваши дедушки и бабушки, мамы и папы также как и вы любили сказки сказок К.И.Чуковского. Однажды у К.И.Чуковского заболел его сын. Чтоб его развлечь К.И. стал рассказывать ему сказку:
«Жил да был крокодил, он по улицам ходил…». Мальчик перестал плакать и заснул. А наутро, проснувшись, сын попросил рассказать ему новую сказку. Так появился «Крокодил». Эта сказка была самой первой и в этом году ей исполняется 100лет.
Корней Иванович жил в Переделкино, где и написал свои сказки.
-Вы читали его стихи и сказки. И чтобы наше путешествие продолжалось, вам нужно выполнить задание. Исправьте ошибки в названии сказок.
Задание «Найди ошибку» Карточки командам
1.«Арболит» («Айболит»).
2. «Юдо-дерево»( Чудо- дерево»)
3. «Кармалей» («Бармалей»).
4. «Луха-Цокотуха» («Муха-Цокотуха»).
5. «Крашеное солнце» («Краденое солнце»).
6. « Пелефон» («Телефон»).
Давайте проверим. Молодцы! С первым заданием справились.. Теперь мы можем плыть дальше.
Следующий остров, где мы сделаем остановку-Остров Читай-ка.
На нашем острове растет чудо-дерево. Вместо листочков на нем растут книжки. Но вот беда, первые буквы в названиях сказок стерлись. Помогите! Вставьте нужную букву в название сказки.
Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. Поменяйтесь картинками. Проверьте, как справилась с заданием другая команда.
Обращаю внимание детей к карте путешествий, передвигаю кораблик.
Передвигаю кораблик на остров «Читай-ка». Обращаю внимание детей
на слайд презентации.
Раздаю картинки с изображением «чудо-дерева» с книжками по группам.
Контролирую правильность проведения взаимопроверки. Оглашаю результаты. Раздаю жетоны за правильные ответы.
-Устали? Давайте отдохнем на причале «Физминутка»
Демонстрирую презентацию:«Собачий вальс»
Отдохнули, значит, плывем дальше.
Передвигаю кораблик на остров «Помогай-ка». Слайд
Мы прибыли на остров «Помогай-ка»
Помогите мне. Из слогов собери имя сказочного героя. Проверим? Зачитайте имя сказочного героя
Я приготовила для вас предложения, да последнее слово забыла. (читают отрывки)
(если не смогут – я «Муха, муха цокотуху, позолоченное брюхо, муха по полю прошла, муха денёжку нашла.
Ехали медведи на велосипеде, а за ним кот задом наперёд…)
-Ребята, что росло на «Чудо-дереве»?
А скажите, что никогда не росло на «Чудо –дереве»? Игра «Найди лишний предмет» Хорошо. Все справились с заданием. Наше путешествие продолжается. Долго ли коротко прибыли на Остров Знатоков.
Раздаю каждому участнику индивидуальное задание.
Проверяю правильность выполненных заданий.
Зачитываю отрывки предложений.
Раздаю предметные картинки к заданию. За правильные ответы получают жетоны.
Передвигаю кораблик на Остров Знатоков.
Вы все знаете и любите сказки К. Чуковского? Сейчас мы это и проверим. Угадайте сказку. Угадай название сказки
1. Испугался Крокодил, Завопил, заголосил,
А из пасти из зубастой солнце вывалилось,
В небо выкатилось.
(«Краденое солнце»)
2. Рада, рада, рада, рада детвора,
Заплясала, заиграла у костра:
«Ты нас, ты нас от смерти спас,
Ты нас освободил.
Ты в добрый час увидел нас.
О, добрый крокодил.
(«Бармалей»)
3. Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил.
И мочалку, словно галку, словно галку проглотил.
(«Мойдодыр»)
4. Звери задрожали, в обморок упали.
Бедный Крокодил жабу проглотил.
(«Тараканище»)
6. А потом позвонил Крокодил и со слезами просил…
— Мой милый, хороший, пришли мне калоши
И мне, и жене, и Тотоше.
(«Телефон»)
Игра «Угадай сказку» Молодцы. Названия сказок знаете. А героев сказок Чуковского всех знаете? А это мы и проверим.
Зачитываю загадки на знание сказок Чуковского. Даю жетоны за правильные ответы.
Вот и приплыли на Остров Загадок.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»
Я – Великий Умывальник
Знаменитый… (Мойдодыр)
Умывальников начальник
И мочалок командир.
«Мойдодыр»
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… (Бармалей)
«Бармалей»
Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара)
«Муха – Цокотуха»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей)
«Бармалей»
Молодцы! Справились и с этим заданием.
-А вы любите разговаривать по телефону? Не только люди говорят по телефону, по представьте, даже животные!.
Зачитываю загадки на знание героев сказок Корнея Чуковского.
. Даю жетоны за правильные ответы.
Даю жетоны за правильные ответы.
Мы прибыли на Остров « Театральный» Смотрите, если не верите. 1 группа
Автор: А потом позвонили зайчатки
Зайчатки:— Нельзя ли прислать перчатки?
позвонили зайчатки:
Автор: А потом позвонили мартышки:
Мартышки:— Пришлите, пожалуйста, книжки!
Автор: А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
— Погодите, медведь, не ревите,
— Объясните, чего вы хотите?
Но он только
Медведь: «му» ,«му»,
Автор: А к чему, почему –
Не пойму!
— Повесьте, пожалуйста, трубку!
2 группа
Автор: А потом позвонили цапли:
Цапли:— Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!
Автор: А потом позвонила свинья:
— Нельзя ли прислать соловья?
Мы сегодня вдвоём
С соловьём
Чудесную песню споём.
Автор:— Нет, нет! Соловей
Не поёт для свиней!
Позови-ка ты лучше ворону!
-Кто из был похож на героя из сказки по выразительности, действию. Почему?
Задаю вопрос.
III Заключительная часть
Цель: Закрепить знания сказок и интерес к произведениям К. Чуковского, воспитывать чувство сопереживания, работая в группе.
Беседа.
Наше путешествие подошло к концу. Пришла пора возвращаться на причал «Школьный»
-Какие сказки Чуковского вы знаете?
-Какая сказка понравилась ?
_-Каких сказочных героев вы полюбили?
Посчитаем фишки. Награждение команды победителей «медалью –денежкой.»
Вручаю «медали-денежки».
Сценарий утренника, посвященный 8 марта в группе Смешарики
«Конфетное дерево»
Действующие лица: Ведущая, дети,
Атрибутика: конфетное дерево, подарок мамам (портреты или открытки), 8 цветов и 4 бабочки для танца,
Ход праздника:
На стульях детишек лежат подарки мамам (заранее подготовленные; это может быть портрет мамы или открытка маме).
Выходит под музыку ведущая.
Вед.: Приветствуем Вас, гости дорогие! Нынче праздник! Праздник бабушек и мам, этот самый лучший праздник, он весной приходит к нам.
Под музыку выходят мальчики встают полукругом.
1 Ребенок: Мы сегодня нарядились,
Будем петь и танцевать,
Будем вместе веселиться,
Будем маму поздравлять!
Под музыку выходят девочки и встают к мальчикам.
2 Ребенок: Пусть звучат сегодня в зале
Песни, музыка и смех
Мы на праздник мам позвали!
Все дети: Наши мамы лучше всех!
• Песня про маму «Мамочка милая, мама моя»
После песни дети идут к своим стульчикам и дарят своим мамам подарки.
Звучит музыка. Выходит Весна.
Весна: Когда весна приходит к нам, неся тепло и ласку
Приходит праздник наших мам, и мы им дарим сказку.
Знаю ждут меня повсюду, всем на свете я нужна
Приношу я радость людям, а зовут меня Весна.
Ребята, как у вас красиво и светло от маминых, бабушкиных и ваших улыбок. Давайте порадуем наших любимых и родных дам стихотворениями?
Стихи (фоном звучит музыка)
1. Кто открыл мне этот мир,
Не жалея своих сил?
И всегда оберегала?
Лучшая на свете мама.
2. Кто на свете всех милее
И теплом своим согреет,
Любит больше, чем себя?
Это мамочка моя.
3. Никогда не унывает,
Что мне надо, точно знает.
Если, вдруг, случится драма,
Кто поддержит? Моя мама.
4. У меня есть бабушка,
У меня есть мама.
И поэтому, друзья,
Я счастливый самый.
5. Солнышко приносит
Звонкое веселье.
С Днем восьмого марта,
С праздником весенним!
Весна: Какие чудесные стихи. Ребята, а что у вас еще приготовлено для мам?
Вед.: Есть у нас одно весеннее чудо, но для этого мамам и остальным гостям нужно закрыть глаза. А теперь позабудьте заботы, усталость, ведь начнутся сейчас чудеса!
Звучит музыка. Выносят Конфетное дерево.
Весна: Что же это за чудесное дерево, ребята?
Вед.: На свете много есть чудес, но обойди весь свет,
Такого чуда, как у нас на целом свете нет!
Его растила детвора, не месяц, и не два,
Ему шептали мы всегда добрые слова!
И наше дерево росло, листочки появлялись,
Восьмое близилось число — и все мы волновались!
Теперь внимательно взгляни: уже на каждой ветке
Для наших бабушек и мам качаются…
Дети: Конфетки!
Вед. : Я вот только думаю, что эти конфетки явно не простые!
Может быть, там мармелад? (Нет)
Может быть там шоколад? (Нет)
Там орехи и халва? (Нет)
Идет кругом голова!
Нам скажите по секрету,
Что же спрятано в конфетах?
(Дети подносят палец ко рту – «т-с-с»)
Вед.:Да-а-а. А дети-то молчат,
Говорить нам не хотят!
Весна: Может быть нужно конфету с дерева сорвать, цветной фантик развернуть, а в нем спрятан сюрприз?
Вед.: Конфету с дерева снимаю,
Что найду — пока не знаю. (Снимает конфету, разворачивает)
Все точно знают, в мире нет
Дороже, лучше наших мам.
Мы продолжаем наш концерт
И нежный танец дарим вам!
• Общий танец «Цветы и бабочки» (4 ребенка с цветами,4 – с бабочками)
Вед. : Наши мамы заскучали, надо их взбодрить немного. И посмотреть какие они у нас ловкие (вызывают в зал 3-4 мамы).
• Игра «Повяжи платок» (Между двумя стульями крепится веревка, к веревке за ниточки привязаны шарики. На эти шары нужно повязать платочки. У кого получится быстрее- тот выиграл. Можно усложнить игру выдать рукавицы).
Вед.:
Ещё конфетку открываю,
Что написано, читаю:
Знают взрослые и дети,
Знаю я, и знаешь ты,-
Мамы любят что?
Все:
Цветы!
Весна:
Ещё почти зима, лежат сугробы,
И в марте не растут цветы.
Но мы хотим, чтобы у мамы
Исполнились ее мечты!
В этот день, прекрасный самый,
Мы букет подарим мамам!
•Игра «Букет из цветов и нежных слов» (В центре зала ставят стол, на стол – вазу. Дети с цветами выходят, говорят свои слова и ставят цветы в вазу:Моя мама самая нежная! Моя мама самая любимая!Моя мама самая красивая!и т.д.)
Вед.: Может, кто из детишек поможет нам новую конфету с дерева снять? (зовут Артема Федорова, он снимает конфету и отдает ведущей)
Новую конфету с дерева снимаю
И какой подарок в ней, я сейчас узнаю!
Поздравление бабушкам!
Для них сегодня весело
Мы песенку споём!
•Песня про бабушку
Весна: Вот бабушек наши детки поздравили, а теперь давайте узнаем какие они у нас умницы? (приглашают 3-4 бабушки в зал)
• Игра «Вкусное блюдо» (На веревке на ниточках висят листочки бумаги, на которых написаны названия разных продуктов (как можно более неподходящих друг к другу – например, на одной физалис, на другой — селедка, на третьей – баранки и так далее). Каждой бабушке по очереди завязывают глаза, раскручивают и отпускают – она должна дойти до веревки и срезать три бумажки. Затем, сняв повязку, бабушка должна быстро придумать и рассказать, какое блюдо она сможет приготовить из этих продуктов и как его назовет).
Вед. :
Снова я конфету с дерева снимаю,
Что найду в конфете — я пока не знаю…
Вот конфетку открываю,
Что написано, читаю:
Сейчас ребята нам расскажут,
И, конечно же, покажут,
Как нужно маме помогать,
Как белье самим стирать.
Ребенок:
Мы теперь совсем большие.
Поглядите, вон какие!
Помогаем дома маме,
И платки стираем сами.
• Танец мальчиков «Стирка»
Весна: Ребята, смотрите, осталась последняя конфета. Давайте ее снимет кто-нибудь из мам?
Мама: А эта конфета зовет нас играть.
• Игра «кто быстрее варежки соберет» или «Успей забрать»???
Вед. : Много было здесь конфет, в каждой спрятан был секрет!
Мы здесь пели, танцевали, как могли вас развлекали. Завершается наш праздник! Чтоб запомнился он нам, приглашаем всех ребят на инструментах поиграть.
• Шумовой оркестр
Всем известно как выглядит малина – это кустарник с несколькими побегами. Так растут большинство разновидностей культуры, но, оказывается, разработана форма обрезки растения, которая делает его похожим на дерево. Малиновое дерево не только обладает внешними отличиями, есть особенности и в технологии его выращивания.
Общие сведения о малиновом дереве
Малиновое дерево – это тот же кустарник, но искусственно сформированный в форме дерева. Для формировки нужна не обычная, а штамбовая малина. У нее укороченные междоузлия и высокая способность к боковому ветвлению. Малиновое дерево обычно не достигает высоты 1,5 м, на нем бывает 6-10 плодоносящих боковых побегов.
Преимущества и недостатки выращивания штамбовой малины
Среди основных преимуществ можно выделить следующие:
- Разновидности штамбовой малины более устойчивы к болезням, холодам.
- Могут плодоносить даже в сильную жару (выше 30 °C).
- Побеги у некоторых сортов бывают бесшипыми, поэтому собирать с них ягоды удобно.
- Плоды отличаются большим размером, плодоножки легко отделяются.
- Урожайность высокая – до 6 кг с 1 взрослого растения.
- Подвязывать побеги не нужно.
- Поросли эта малина дает мало, не разрастается за пределы участка.
Недостатком штамбовой малины считается ремонтантность: при выращивании в Средней полосе и севернее 2-й урожай может вызреть не полностью. Еще один недостаток: малина дает мало побегов замещения, поэтому размножать ее в достаточном количестве трудно.
Популярные сорта малинового дерева (штамбовой малины)
Не все сорта подходят для выращивания малинового дерева. Для этого были выведены несколько разновидностей, все ремонтантные. Для посадки на садовых участках и дачах можно выбрать такие сорта.
Таруса
Малиновое дерево Таруса — самый распространенный сорт, который используют для формирования малинового дерева. Высокоурожайный, дает 2 урожая в сезон, среднепоздний. Корни у растений мощные, побеги толстые, без шипов, малина отличается устойчивостью к заболеваниям и нападениям вредителей. Ягоды у штамбовой малины Таруса крупные (12-14 г), красные, мясистые. С одного куста можно собрать до 4 кг. Эта разновидность рекомендована для выращивания в Подмосковье.
Евразия
Сорт ремонтантный, среднеспелый. Куст среднего роста (1,2 м), со средней силой образования побегов, они с шипами, темно-пурпурового цвета. Листья крупные, морщинистые, плоды универсального назначения, конической формы, матовые, темно-малиновые, весом 3,6-4,6 г. Кисло-сладкие, созревают в июне и в августе-сентябре. Штамбовая малина Евразия дает с 1 куста до 3 кг плодов. Отлично переносит засуху, неплохо жару, среднеустойчива к болезням.
Сказка
Побеги у штамбовой малины Сказка бесшипые, плоды малинового цвета, весом 4-8 г, плотные, хорошо сохраняют форму и не давятся. Отличное плодоношение малинового дерева Сказка возможно только в условиях теплой осени. Дает с 1 куста до 3,5 кг плодов.
Крепыш
Малиновое дерево сорта Крепыш отличается быстрым ростом и размножением – благодаря мощным корням. Ягоды у этой разновидности рубиновые, конусовидные, крупные, по 8-10 г каждая. Сорт отличается стабильным плодоношением, хорошей приживаемостью и адаптируемостью к разным условиям. Дает с 1 куста до 4 кг ягод.
Пингвин
В высоту штамбовая малина этого сорта растет до 1,3 м. Побеги у нее крепкие, выдерживают большой урожай темно-малиновых, крупных (4-5 г), округло-вытянутых ягод. Спелые плоды висят на веточках не более 5 дней, после осыпаются. Плодоносит сорт во 2-й половине лета, в южных регионах – до ноября. Ягоды пригодны для сбора не только руками, но и машинным способом. Плоды плотные, хорошо выдерживают транспортировку. Урожайность с 1 куста 2-2,5 кг.
Богатырь
Ранний, ремонтантный сорт. Куст хорошо развит, вырастает до 1,3 м, боковые побеги вырастают в количестве 4-6 штук, с шипами. Ягоды темно-малиновые, конические, чуть опушенные, среднего размера (примерно 4,2-6,5 г), транспортабельные, универсального назначения. Кисло-сладкие, без характерного аромата. Срок плодоношения малинового дерева Богатырь приходится на июль-сентябрь. Урожайность до 6 кг с 1 куста. Растения средне засухо- и жароустойчивые, отличаются устойчивостью к разным патогенам.
Правила посадки
Чтобы вырастить такое чудо на своем участке, необходимо правильно посадить его. Но, прежде чем высаживать малиновое дерево, нужно подготовить молодые растения и участок.
Когда лучше всего сажать
Сроки посадки малинового дерева – середина осени или весны (до раскрытия почек), когда средняя температура установится на уровне 15°С. Именно в таких условиях малина лучше всего приживается, если осенью высаживать перед наступлением холодов, то растения могут и не пережить зиму. В Сибири лучше всего высаживать весной.
Выбор хорошего саженца
Приобретать растения желательно те, что выращены в питомнике, так можно надеяться на то, что они сортовые. Требования к саженцам малинового дерева: корневая система должна быть мощной, хорошо развитой, выкопанной с комом земли. Во избежание пересыхания корневой системы корневая система должна быть запакована в пакет. Нужно внимательно осмотреть стебель, чтобы на нем не было утолщений – в них прячется малинная галлица. Ствол должен быть ровным. Почки должны быть не распустившиеся или только лопнувшие.
Выбор места на участке и подготовка почвы
Малинник должен располагаться в освещенном, открытом месте, защищенном от ветров. Желательно размещать его отдельно от огорода, грядок с клубникой, земляникой и садовыми цветами, но можно рядом с заборами и постройками, отступая от них на 1 м. Участок не должен быть заболоченным или находиться в низине. Грунт – плодородные суглинки и супеси, слабокислой реакции – не выше 6,5 pH (в кислую вносят 0,3-0,5 кг извести на 1 м²). Подготовку проводят с осени (или за 1,5 месяцев до осенней посадки): очищают почву от растительных остатков, перекапывают ее, вносят перегной (в среднем 1,5 ведра на 1 кв. м) и золу (0,5 кг). Можно применять нитроаммофоску.
Технология посадки малинового дерева в открытый грунт
Саженцы высаживают в лунки размером 0,5на 0,5 м, размещенные на расстоянии не менее 0,5-0,6 м в рядках и 1 м между рядами (ленточный способ). Их подготавливают заранее, чтобы земля немного осела.
Последовательность посадки:
- Внести в лунки перегной или смесь перегноя с торфом, 0,5 спичечного коробка суперфосфата.
- Полить лунки водой, подождать пока она уйдет вниз.
- В центр каждой ямки поставить саженец, расправить его корни.
- Присыпать землей на 2 см ниже уровня, на котором растение росло на прежнем месте, утрамбовать ее вокруг саженца.
В первое время малиновое дерево нуждается в опоре, поэтому около кустов ставят колышки и привязывают стебли к ним.
Уход за малиновым деревом
Чтобы правильно ухаживать за малиновыми деревьями, важно знать об особенностях их агротехники и обрезки.
Особенности полива
В среднем, малину поливают раз в неделю, выливая при этом не менее ведра воды под каждое растение. В жару, несмотря на засухоустойчивость разновидности, ее нужно поливать обязательно, иначе плоды будут мелкими и суховатыми. Если идут дожди, то поливать не требуется.
Внесение удобрений
Первую подкормку начинают весной, во время распускания почек. В это время применяют смеси с большим содержанием азота, например, поливают раствором карбамида (50 г на ведро, расход – на 3 растения), селитры, настоем навозной жижи разведенного в соотношении 1 к 10 (1 ведро выливают на 3 куста). Можно применять нитроаммофоску (30-50 г на кв. м).
Второе и третье подкармливание проводят в самом начале цветения и когда ягоды начинают спеть. Используют больше фосфор и калий, хотя и азот не исключают. Применяют суперфосфат, золу, нитроаммофоску (10 г на ведро, расход – на 3 куста).
Мульчирование почвы
Сразу после посадки саженцев землю вокруг них укрывают мульчей. Сено, солому, торф, перегной укладывают слоем не меньше чем 5 см. Это нужно для предохранения от пересыхания и сокращения числа поливов, для улучшения аэрации почвы, предупреждения роста сорняков.
Обрезка и формирование правильной кроны
Важное значение предается обрезке малинового дерева. После посадки покупного саженца его начинают формировать, когда ствол достигнет 1-1,3 м. Верхушку прищипывают, что простимулирует ветвление.
Весной также начнется рост молодых побегов замещения. Надо выбрать 1 самый сильный стебель, остальные срезать. Формировку этого молодого побега малинового дерева проводят, когда он дорастет до 1-1,3 м, ему прищипывают верхушку. Почки, расположенные от земли и до высоты будущей кроны ослепляют, чтобы из них не росли боковые побеги. Таким образом получают штамбик необходимой высоты и несколько живых почек из которых вырастут боковые побеги. Это растение перезимует и весной на этих боковых веточках вырастут плодовые, с которых будет происходить сбор урожая. Не забудьте оставить один самый сильный молодой побег этого года. Отплодоносивший побег вырезают под корень.
Сбор урожая
В 1-й год после посадки много ягод не будет. Ждать урожая можно только на следующий год. В среднем малина вызревает к середине лета или чуть позже, впрочем, все зависит от региона. Собирают ягоды по мере того, как они будут поспевать, передерживать их нельзя.
Сбор проводят в сухую погоду, после дождя ягоды будут мокрыми, храниться будут недолго. Собирают ягоды вручную, складывают в банки или корзинки. Хранят в холодильнике не более 5 дней.
Подготовка кустов к зимовке
Осенью, после подкормки и обрезки, проводят мульчирование прикорневой зоны растений. Застилают ее укрывным материалом, можно той же мульчей, но слоем не менее 10 см. В холодных регионах некоторые разновидности штамбовой малины требуется пригнуть к земле и укрыть агроволокном, если же это будет проблематично сделать, то растения защищают от мороза, накидывая зимой на них снег как можно выше.
Борьба с возможными вредителями и болезнями
Несмотря на устойчивость малины к заболеваниям и вредителям, весной надо провести профилактическое опрыскивание от грибков 1% бордосской жидкостью, Нитрафеном, перед цветением – препаратом Топаз (10 мл на 10 л). После того как набухнут почки, растения опрыскивать инсектицидами в качестве профилактики. Осенью убрать листву и сжечь ее, чтобы в ней не прятались вредители, почву в междурядьях перекопать, укрыть приствольные круги мульчей из хвои.
Основные вредители: малинная муха, малинный жук, малинная моль, долгоносик. Если они появились в малиннике, бороться с ними нужно, применяя современные инсектициды, золу, настой пижмы, горчичный порошок.
Методы размножения малинового дерева
Вегетативный способ – единственно возможный для размножения малинового дерева. Семена не дают гарантию того, что растение унаследует все качества, ради которого сорт был выбран.
Размножение порослью
Весной, когда начнет расти корневая поросль, ее выкапывают вместе с кусочком корня, пересаживают в малинник. Первое время, пока растения не укоренятся, их надо часто поливать.
Размножение черенками
Весной нарезают молодые побеги, длиной не менее 0,2 м. Их пересаживают в теплицу в субстрат из торфа и песка, заглубляя почти по верхушку. Скоро у поросли отрастут корни, пересаживать на выбранное место ее можно в начале лета. Можно нарезать черенков и в мае, тогда высаживать их нужно будет в начале сентября, когда уже не будет жары.
Источник