Что роднит пушкинскую сказку с народными сказками

что за прелесть эти сказки чтобы вызвать интерес к сказкам а.с.пушкина, многие из которых хорошо известны пятиклассникам с раннего детства,

«Что за прелесть эти сказки»

Чтобы вызвать интерес к сказкам А.С.Пушкина, многие из которых
хорошо известны пятиклассникам с раннего дет­ства, я провела три урока. Коротко
скажу о первых двух уроках, подробнее — о тре­тьем.

После краткого вступления я предло­жила учащимся назвать известные
сказ­ки Пушкина, разгадать кроссворд на те­му «Герои сказок Пушкина»,
прослушать в исполнении Игоря Ильинского «Сказку о царе Салтане». Слушая
сказку, ученики должны были отметить картины, возник­шие в их воображении. (Это
помогает им в подготовке иллюстраций к третьему уроку.)

Второй урок — «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…» — был
задуман как
урок, в котором
сочетались коллективная и групповая формы работы. Ученики с уче­том их
интересов и взаимоотношений рас­пределялись по группам: исследователи сюжета;
языковеды; знатоки героев ска­зок; театроведы и др. Каждая группа полу­чила
задание. Например, исследователи сюжета сопоставляли сказку Пушкина («Сказка о
царе Салтане…») с русскими народными сказками «Чудесные сыновья» и «По колена
ноги в золоте, по локти руки в серебре» (использовался сборник сказок
Афанасьева).

Моя задача заключалась в формирова­нии
творческих групп и распределении за­даний. С каждой группой мы разбирали
полученное задание, потом я следила за тем, как оно выполняется. Урок прошел
живо. Дети показали хорошее знание ска­зок Пушкина и русских
народных сказок, умение сопоставлять события, сравнивать героев, делать вывод.

Домашнее задание к следующему уро­ку: подготовить выразительное
чтение од­ного из эпизодов «Сказки о царе Салта­не…» (по выбору учеников);
нарисовать иллюстрацию к этой сказке и рассказать о своей работе по примерному
плану: 1. Ка­кой эпизод из сказки вы запечатлели? 2. Что изображено на переднем
плане ва­шего рисунка, а что — на втором? 3. Какие цвета вы использовали и
почему? 4. Какие мысли и чувства вы стремились передать в вашем рисунке?

В рассказ включить
слова и выраже­ния:
особенно
запомнился… удивил и вос­хитил… изобразил, нарисовал, запечат­лел…

Урок начинается со слов учителя:

— На первом уроке за ваши знания вы были награждены тем, что
слушали сказку Пушкина в исполнении великолепного ма­стера слова Игоря
Ильинского. А сегодня мы будем сами выразительно читать от­рывки из «Сказки о
царе Салтане…» Пуш­кина.

После прослушивания нескольких чте­цов обсуждаем выступавших: Было
ли чте­ние товарища выразительным, четким, яс­ным? Передана ли при чтении
основная мысль эпизода? Выразил ли ученик свое отношение к героям или событиям?
Су­мел ли чтец донести до слушателей красо­ту языка Пушкина?

Образы, навеянные сказками Пушкина, рождались у композиторов и у
художни­ков. Композитор Н.А.Римский-Корсаков создал две оперы на сюжет сказок
Пушки­на: «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок». Первая была написана к столе­тию
со дня рождения Пушкина. А Михаил Александрович Врубель написал удиви­тельно
красивую картину «Царевна-Ле- бедь».

(Знакомство с картиной происходит одновременно со звучанием
фрагмента из оперы Римского-Корсакова.)

Николай Андреевич Римский-Корсаков «…был музыкальным волшебником
— ве­ликим сказочником в русской музыке. Из пятнадцати опер, написанных им,
более половины — оперы-сказки, оперы-былины, оперы-легенды». (Более подробные
сведе­ния можно узнать из книги: Тарасов
Л.М. Волшебство оперы. — М., 1979.)

Римский-Корсаков в юности был оча­рован оперой Глинки «Руслан и
Людмила», а став композитором, и сам обратился к творчеству Пушкина. В 1906
году компози­тор начал работу над оперой «Золотой пе­тушок».

Увлеченный образами Пушкина и ме­лодией Римского-Корсакова,
Врубель пи­шет декорации к опере, создает эскизы костюмов. Премьера оперы
«Сказка о ца­ре Салтане» состоялась на сцене Частной оперы в 1900 году. В сезон
1900—1901 го­дов им написано три полотна на тему «Сказки о царе Салтане»:
«Царевна-Ле­бедь», «Лебедь», «Три богатыря».

Картина «Царевна-Лебедь» восхитила В.М.Васнецова. Образ
Царевны-Лебеди создан «редкостными по красоте истинно сказочными красками…» —
говорил худож­ник о картине Врубеля.

«Сказочность картины заключена пре­жде всего в лебедином оперении
героини, данной как бы в момент волшебного пре­вращения белоснежной птицы в
красави- цу-царевну, изящную, хрупкую, манящую и загадочную, как взгляд ее
больших глаз, таинственно мерцающих, подобно драго­ценным камням перстней и царственного
кокошника. Сказочностью проникнут и морской пейзаж в густых сине-лиловых су­мерках,
освещенных светлой полоской не­ба над горизонтом…

Врубель искал образ девичьей красоты юной царевны, образ
царственно-прекрас­ный, загадочный своей глубиной как сим­вол-идеал; ему
необходимы были и венец — кокошник из старого золота, карбункулов, изумрудов,
жемчугов, и серебряное круже­во на косынке, но драгоценности здесь не сияют
сами по себе — они входят в образ, обогащают красоту Лебеди, становятся как бы принадлежностью
тонкого лица с широ­ко открытыми глазами, тонких рук, худень­ких плеч юной
царевны» (Суздалев П.К. Врубель. —
М., 1991. — С. 248-251).

Картина в данное время находится в постоянной экспозиции
Третьяковской га­лереи.

Беседуем о картине «Царевна-Ле­бедь». Начинаем с выявления общего
впе­чатления от картины.

Примерный план беседы: Нравится ли вам эта работа художника? В
какой мо­мент изображена героиня картины? Ка­кие сказочные черты героини вы
можете отметить? Подробно опишите внешность героини. Какое время суток
изображено на картине? Как вы это определили? Ка­кой пейзаж изобразил Врубель?
Какие краски использовал художник? Какое на­строение возникает при знакомстве с
картиной? Что роднит картину Врубеля и сказку Пушкина?

— Ребята, сегодня мы увидели, что чу­десная сказка Пушкина
пробуждает жела­ние творить прекрасное. Мы смотрели спектакль в театре
С.В.Образцова, слуша­ли фрагменты из оперы Римского-Корса­кова, знакомились с
загадочной картиной Врубеля.

Я надеюсь, что и в вас, создавших та­кие интересные иллюстрации и
так хоро­шо читавших отрывки из сказки, не угас­нет жажда творчества и желание
продол­жить знакомство с творчеством Александ­ра Сергеевича Пушкина.

Домашнее
задание:

Подготовить устный рассказ о картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».
В расска­зе использовать слова и выражения:
лебе­диное оперение; волшебное превраще­ние;
хрупкая, нежная, загадочная царевна; таинственно мерцающие глаза; царствен­ный
кокошник; морской пейзаж; сине-ли­ловые сумерки; водная гладь, словно за­сыпающая
в ночи.

Выяснить,
какие художники иллюстри­ровали сказки А.С.Пушкина.

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

4 класс «Школа 2100»Ломиворотова Дарина Игоревна, учитель начальных классов...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    4 класс «Школа 2100»Ломиворотова Дарина Игоревна, учитель начальных классов

    Описание слайда:

    4 класс
    «Школа 2100»
    Ломиворотова Дарина Игоревна,
    учитель начальных классов
    МБОУ «СОШ № 28» г. Кемерово
    А. С. Пушкин.
    «СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ»

  • 2 слайд

    Какие картины осени рисует поэт? Как помогают изобразить осеннюю пору подчёрк

    Описание слайда:

    Какие картины осени рисует поэт? Как помогают изобразить осеннюю пору подчёркнутые строчки?

    2. Какие чувства вызывают у тебя картины осени, нарисованные А. С. Пушкиным?

    3. Подумай, как удалось художникам передать своё отношение к осенней поре. Совпадает ли оно с отношением Пушкина? Объясни

    Повторение

  • 3 слайд

    Ответ:Какие картины осени рисует поэт? Как помогают изобразить осеннюю пору п

    Описание слайда:

    Ответ:
    Какие картины осени рисует поэт? Как помогают изобразить осеннюю пору подчёркнутые строчки?
    Унылая пора — природа готовится к зиме, облетают листья с деревьев.
    Очей очарованье — все вокруг окрасилось в яркие краски (багрец и золото).
    Пышное природы увяданье — природа готовится к зиме, но при этом вокруг стало очень красиво.
    2. Какие чувства вызывают у тебя картины осени, нарисованные А. С. Пушкиным?
    Чувство печали, потому что закончилось лето и скоро зима, и в тоже время радостное чувство от осенней красоты.
    3. Подумай, как удалось художникам передать своё отношение к осенней поре. Совпадает ли оно с отношением Пушкина? Объясни.
    Отношение Пушкина и художников к осенней поре совпадает. Каждый из них по-своему видит в ней красоту.

  • 4 слайд

    Что роднит пушкинскую сказку с народными сказками

  • 5 слайд

    Девиз: « Наблюдать, слушать, находить, доказывать, запоминать»

    Описание слайда:

    Девиз:
    « Наблюдать, слушать, находить, доказывать, запоминать»

  • 6 слайд

    был первым русским писателем, который обратил вн

    Описание слайда:

    был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу… Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта…
    М.Горький

    Это имя –знакомое с детства –
    Вместе с грамотой впаяно в речь.
    Надо заново в имя вглядеться,
    Чтобы заново знать и беречь.

    Пушкин

  • 7 слайд

    Уже в детстве Пушкин имел возможность приобщиться к литературе: в московском

    Описание слайда:

    Уже в детстве Пушкин имел возможность приобщиться к литературе: в московском доме Пушкиных бывали известные литераторы разных поколений (Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков и другие известные поэты и писатели).
    Восторженным поэтом-любителем был дядя Александра Сергеевича — Василий Львович.

  • 8 слайд

    Все было мудро предназначеноСудьбой — и сказки, и былины.Его сама Россия ня

    Описание слайда:

    Все было мудро предназначено
    Судьбой — и сказки, и былины.
    Его сама Россия нянчила
    Руками крепостной Арины.

    В светелке теплота перинная,
    Свеча устало догорала,
    И песня русская старинная
    Его, младенца, пеленала…

    Водила в сутолоке рыночной
    На праздники народных зрелищ,
    В душе звала сынком, кровиночкой,
    А вслух — лишь Александр Сергеич.

    Хотя о нас она не грезила,
    Когда с хитринкой, по-крестьянски,
    То вдруг задумчиво, то весело
    Ему рассказывала сказки.
    Н.Доризо

  • 9 слайд

    ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА ?

    Описание слайда:

    ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА ?

  • 10 слайд

    ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА ?

    Описание слайда:

    ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА ?

  • 11 слайд

    Что роднит пушкинскую сказку с народными сказками

  • 12 слайд

    Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет. Шота РуставелиДобро — это в

    Описание слайда:

    Лишь добро одно бессмертно.
    Зло подолгу не живет.
    Шота Руставели
    Добро — это всё хорошее, положительное, направленное на благо.
    Зло — нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок

  • 13 слайд

    А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

    Описание слайда:

    А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

  • 14 слайд

    А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

    Описание слайда:

    А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

  • 15 слайд

    Что роднит пушкинскую сказку с народными сказками

  • 16 слайд

    Что роднит пушкинскую сказку с народными сказками

  • 17 слайд

    Что роднит пушкинскую сказку с народными сказками

  • 18 слайд

    Что роднит пушкинскую сказку с народными сказками

  • 19 слайд

    Что роднит пушкинскую сказку с народными сказками

  • 20 слайд

    Что роднит пушкинскую сказку с народными сказками

  • 21 слайд

    Что роднит пушкинскую сказку с народными сказками

  • 22 слайд

    Что роднит пушкинскую сказку с народными сказками

  • 23 слайд

    Что роднит пушкинскую сказку с народными сказками

  • 24 слайд

    Что роднит пушкинскую сказку с народными сказками

  • 25 слайд

    Что роднит пушкинскую сказку с народными сказками

  • 26 слайд

    Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет Шот

    Описание слайда:

    Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет
    Шота Руставели

  • 27 слайд

    Инструкция В игре будут участвовать 4 команды. Каждая из команд будет отвеч

    Описание слайда:

    Инструкция

    В игре будут участвовать 4 команды. Каждая из команд будет отвечать на вопрос. Если ответ верный, то на карточке будет написано «Верно + 1», и команда получит жетон. Если нет, то ход переходит к другой команде.
    Кто наберёт наибольшее количество баллов, тот будет победителем.

    Перейти к следующему вопросу можно при помощи

    Завершить игру можно при помощи кнопки

    ВЫХОД
    Начать игру

  • 28 слайд

    Переход ходаТриСколько теремов получил в приданое королевич Елисей?Переход х

    Описание слайда:

    Переход хода
    Три
    Сколько теремов получил в приданое
    королевич Елисей?
    Переход хода
    Семь
    Переход хода
    Сорок
    Верно + 1
    Сто сорок

  • 29 слайд

    Переход ходаУ трёхВ тереме у скольких богатырей гостила царевна?Верно + 1У

    Описание слайда:

    Переход хода
    У трёх
    В тереме у скольких богатырей гостила царевна?
    Верно + 1
    У семи
    Переход хода
    У двенадцати
    Переход хода
    У тридцати трёх

  • 30 слайд

    Переход ходаВетерК кому НЕ обращался королевич Елисей в поисках царевны?Перех

    Описание слайда:

    Переход хода
    Ветер
    К кому НЕ обращался королевич Елисей в поисках царевны?
    Переход хода
    Солнце
    Переход хода
    Месяц
    Верно + 1
    Ясень

  • 31 слайд

    Верно + 1ВетерКто помог Елисею найти невесту?Переход ходаСолнцеПереход хода

    Описание слайда:

    Верно + 1
    Ветер
    Кто помог Елисею найти невесту?
    Переход хода
    Солнце
    Переход хода
    Месяц
    Переход хода
    Звёзды

  • 32 слайд

    Переход ходаМилее Какое слово отсутствовало в обращении царицы к зеркальцу: «

    Описание слайда:

    Переход хода
    Милее
    Какое слово отсутствовало в обращении царицы к зеркальцу: «Я ль на свете всех…»?
    Верно + 1
    Стройнее
    Переход хода
    Белее
    Переход хода
    Румяней

  • 33 слайд

    Переход ходаОрликУ семи богатырей была собака. А какая у неё была кличка?Пер

    Описание слайда:

    Переход хода
    Орлик
    У семи богатырей была собака.
    А какая у неё была кличка?
    Переход хода
    Воронок
    Верно + 1
    Соколко
    Переход хода
    Журавка

  • 34 слайд

    Верно + 1КроткийКакой был нрав у молодой царевны?Переход ходаЗадорныйПерехо

    Описание слайда:

    Верно + 1
    Кроткий
    Какой был нрав у молодой царевны?
    Переход хода
    Задорный
    Переход хода
    Отважный
    Переход хода
    Безрассудный

  • 35 слайд

    Переход ходаЦаревич АлексейКакой жених сыскался молодой царевне?Верно + 1Кор

    Описание слайда:

    Переход хода
    Царевич Алексей
    Какой жених сыскался молодой царевне?
    Верно + 1
    Королевич Елисей
    Переход хода
    Князь Гвидон
    Переход хода
    Принц Роланд

  • 36 слайд

    Верно + 1Прибралась и улегласьЧто сделала царевна в тереме, на который наб

    Описание слайда:

    Верно + 1
    Прибралась и улеглась
    Что сделала царевна в тереме,
    на который набрела в лесу?
    Переход хода
    Нашла еду, поела и легла
    Переход хода
    Попыталась войти внутрь, но не смогла
    Переход хода
    Приготовила еду, села на лавку и стала ждать

  • 37 слайд

    Переход ходаЗа плохую уборкуЗа что извинилась царевна перед хозяевами?Переход

    Описание слайда:

    Переход хода
    За плохую уборку
    За что извинилась царевна перед хозяевами?
    Переход хода
    За неумело приготовленную еду
    Верно + 1
    За то, что пришла без приглашения
    Переход хода
    За всё выше перечисленное

  • 38 слайд

    Переход ходаТренировались во двореЧто делали семь богатырей каждый день?Перех

    Описание слайда:

    Переход хода
    Тренировались во дворе
    Что делали семь богатырей каждый день?
    Переход хода
    Работали в поле
    Переход хода
    Занимались хозяйством
    Верно + 1
    Охотились и сражались

  • 39 слайд

    Верно + 1Нищая монахиняКто однажды пришёл к царевне?Переход ходаЧернавкаПер

    Описание слайда:

    Верно + 1
    Нищая монахиня
    Кто однажды пришёл к царевне?
    Переход хода
    Чернавка
    Переход хода
    Незнакомая девушка
    Переход хода
    Заблудившаяся женщина

  • 40 слайд

    Переход ходаБабу-ягу, лешего, водяногоКого расспрашивал Елисей о своей невест

    Описание слайда:

    Переход хода
    Бабу-ягу, лешего, водяного
    Кого расспрашивал Елисей о своей невесте?
    Верно + 1
    Солнце, месяц, ветер
    Переход хода
    Деревья, реки, горы
    Переход хода
    Цветы, траву, деревья

  • 41 слайд

    Переход ходаОкропил её живой водойКак жених оживил мёртвую царевну?Переход хо

    Описание слайда:

    Переход хода
    Окропил её живой водой
    Как жених оживил мёртвую царевну?
    Переход хода
    Произнёс заклинание
    Переход хода
    Поцеловал царевну
    Верно + 1
    Разбил гроб

  • 42 слайд

    Переход ходаЕё прогналиЧто произошло со злой царицей?Переход ходаЕё казнилиПе

    Описание слайда:

    Переход хода
    Её прогнали
    Что произошло со злой царицей?
    Переход хода
    Её казнили
    Переход хода
    Её посадили в тюрьму
    Верно + 1
    Она умерла

  • 43 слайд

    Верно + 1СвадьбойЧем закончилась сказка?Переход ходаСвадебным путешествием

    Описание слайда:

    Верно + 1
    Свадьбой
    Чем закончилась сказка?
    Переход хода
    Свадебным путешествием жениха и невесты
    Переход хода
    Приездом во дворец семи богатырей
    Переход хода
    Казнью царицы
    ВЫХОД

  • 44 слайд

    Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой? 2. Раздели сказк

    Описание слайда:

    Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

    2. Раздели сказку на части, озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Прежде чем приступить к работе, подумай:
    о чём важном хотел сказать автор в каждой части;
    какие слова помогают представить будущий рисунок;
    что именно нужно изобразить и почему.

    3. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются? Обсудите с другом.

  • 45 слайд

    Ответ:Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой? Как и в любо

    Описание слайда:

    Ответ:
    Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?
    Как и в любой сказке, здесь сказочный сюжет и присутствуют сказочные предметы.
    2. Раздели сказку на части, озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Прежде чем приступить к работе, подумай:
    о чём важном хотел сказать автор в каждой части;
    какие слова помогают представить будущий рисунок;
    что именно нужно изобразить и почему.
    1-я часть «Рождение дочери и смерть царицы»
    2-я часть «Новая царица»
    3-я часть «Черный умысел царицы убить подросшую падчерицу»
    4-я часть «Царевна остается одна в лесу»
    5-я часть «Королевич Елисей отправился на поиски царевны»
    6-я часть «Царевна набрела на дом семи богатырей»
    7-я часть «Жизнь царевны у семи богатырей»
    8-я часть «Злая царица узнает о том, что царевна жива»
    9-я часть «Отравленное яблоко»
    10-я часть «Хрустальный гроб для умершей царевны»
    11-я часть «Елисей в поисках царевны»
    12-я часть «Королевич и ожившая царевна»
    13-я часть «Смерть злой мачехи и свадебный пир»
    3. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются? Обсудите с другом.
    Пушкинскую сказку роднит с народными стиль повествования, сюжет, народная лексика, повторы, зачин, присказка, а отличает стихотворная форма, поэтические эпитеты, сложная композиция и своеобразие художественно-стилистических средств выразительности.

  • 46 слайд

    Домашнее задание: Уч: стр. 70-90, читать РТ: стр.27-30

    Описание слайда:

    Домашнее задание:

    Уч: стр. 70-90, читать
    РТ: стр.27-30

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Похожие материалы

  • Потешки, Прибаутки, Считалочки 2 класс презентация+конспект+наглядность

  • Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «А. С. Пушкин. Унылая пора! Очей очарованье!..»

  • Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «А. С. Пушкин. Туча»

  • Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «А. С. Пушкин. Няне»

  • Конспект урока по литературному чтению «В.Бианки.Музыкант»

  • Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «Пётр Павлович Ершов. Конек-Горбунок»

  • Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» к уроку проверки знаний по разделу «Летописи. Былины. Жития»

  • Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «Житие Сергия Радонежского»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5459935 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой
царевне и семи богатырях»

Цель:

обучать грамотному, выразительному чтению; определять
категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне  и   о семи богатырях”;
учить анализировать поступки героев; учить делить текст на части; формировать
умения анализировать литературные произведения, аргументировать свой ответ;
развивать речевые умения и творческие способности; формировать осознанное
чтение целыми словами; воспитывать культуру речи, культуру слушания.

Задачи:

Образовательная: познакомить
с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, развивать умения выразительно читать
произведение, передавая интонацией настроение.        
                 

 
  Воспитательная:
   воспитывать
эстетическое отношение к искусству слова,

 
    формировать интерес к чтению и книге, потребность в общении с
миром художественной литературы

 
  Развивающая:
 развитие художественно-творческих и
познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении
художественных произведений, формирование эстетического отношения искусства.

  Ход урока.

1.
Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит
звонок,

Зовёт
нас на урок.

Урок
сейчас пойдёт,

В
мир знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все
расселись по местам? Никому не тесно?

По
секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне
очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы
готовы меня слушать и слышать?


Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на
уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в
портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.


Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны
справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». —
Как вы понимаете эти слова?

2.
Речевая разминка.


Ребята, вспомним главное правило.

Дети:
Каждый день всегда, везде,

 
На занятиях, в игре,

 
Верно, четко говорим,

 
Никогда мы не спешим!

 •
Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте
свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).


Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую
свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте,
сколько вам лет.

Артикуляционная
гимнастика

Ы
А О У Э И


Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно,
задумчиво, улыбнитесь)


Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение.
Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

 и
певуньей.

 Проверка
домашнего задания

Прочитайте
стихотворение « Няне» наизусть.


Кто из вас подготовил иллюстрации к нему? Расскажите, что вы изобразили.

IV.
« Слайд №2»
 Физкультминутка

(Исполняется
под музыку.)


А сейчас представьте одинокий падающий лист.Давайте встанем, и покажем сначала
левой рукой, как он падает (взмах рукой), а потом правой рукой (взмах рукой).
– Повернёмся к схеме универсальных символов и последим глазами за движением
листа.
– Пройдите на свои места и поменяйтесь местами.

V.
 Работа по теме урока.

1.Чтение
и анализ стихотворения «Туча»

Слайд
№3.

(Чтение
стихотворения «Туча» учителем на с. учебника.)

Слайд
№4,5


Как Пушкину удаётся показать, что пора ненастья миновала?

Какие
слова он для этого выбирает?

Слайд
№6.


Объясните значение слова « алчный». ( Жадный , корыстолюбивый, страстно
желающий чего – нибудь.)


Подберите синоним к слову « унылый».


Подберите антоним к слову  « ликующий».


Можно ли сказать, что поэт ведёт воображаемый диалог с тучей? Объясните?


Приготовьтесь читать выразительно это стихотворение.

-Какое
настроение автора вы выразите при чтении этого стихотворения?

(Выразительное
чтение стихотворения учащимися)

2.
Чтение и анализ стихотворения « Унылая пора! Очей очарованье!..»(Слайд №7)

(Чтение
стихотворения « Унылая пора! Очей очарованье!..»

 учителем
на с. учебника.)


Согласитесь красивое стихотворение. Всего 8строк, а сколько чувств.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением А. С. Пушкина “Унылая пора!
Очей очарованье!”.


На уроке мы должны:

Проанализировать
стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски, автор рисует
картины осени.
Познакомиться с новым литературным приёмом, позволяющим автору передать всю
полноту чувств.

Какие
чувства передаёт автор? (Чувства восхищения, чувства грусти, т. к. осень
уходит).


Зачитайте строки, где автор выражает свои чувства, т. е. что он любит. (Ученик
читает всё стихотворение.)


То есть нам пришлось прочитать всё стихотворение. Свои чувства он выразил,
одним словом ЛЮБЛЮ.
 

(Дети
составляют катрочку)

http://festival.1september.ru/articles/581344/img5.gif 

А
дальше следует перечисление с повторяющимся союзом И, ветра шум, и свежее
дыханье, и небеса, и солнца луч, и первые морозы, и зимы угрозы.Соответственно,
нужно выбирать правильную интонацию перечисления однородных членов предложения.
Всё предложение (однородные члены даются через запятую) должно быть прочитано
на одном дыхании.

– А
теперь прочитаем вслух.

(Читают
2–3 ученика.)


Ребята, сейчас каждый ещё раз прочитает стихотворение про себя и читая обратите
внимание, что автор больше всего любит в осени?

(Читают
про себя.)


Итак, что же поэт любит? (Пышное природы увяданье.)


Что вы понимаете под этими словами? (Ответы детей.)

– Увяданье –
само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым. Но, соединив это
слово со словом 
пышное, автор получает совершенно
другой образ.

(Слайд
№8)
– Что значит пышное? (Красивое, яркое,  торжественное.)
– Автор, по сути, сам объясняет, что такое пышное увядание. Найдите и
прочитайте эти строки.

(Ученик
читает 4–8 строки)

В
багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.


Можно ли назвать данное увядание пышным? (Да, можно.)
– В багрец и в золото одетые леса.
– Встретилось ли вам незнакомое слово или слово, которое мы мало
употребляем? (Багрец.)

(На
слайде № 9 появляется слово БАГРЕЦ).


Вам предложена словарная статья из толкового словаря русского языка Дмитрия
Николаевича Ушакова.

Багрец

1). Красная краска тёмного оттенка, багровая.
2). Драгоценная багровая ткань, пурпур.


Слово багрец имеет два значения. Какое значение А.С.Пушкин берёт для своего
стихотворения? (Первое значение – красная краска тёмного оттенка,
багровая.)

– А еще, какое устаревшее слово встретили в стихотворении? (Очи.)
– Очи, око – глаз. Это ещё одно устаревшее слово,используемое в поэтической
речи.
– А что придают устаревшие слова данному произведению? (Они придают
таинственность ,сказочность, торжественность – очей очарованье.)

– Давайте прочитаем первую строчку стихотворения.

Унылая
пора! Очей очарованье!


Автор использует всё тот же приём, слово 
УНЫЛАЯ рисует
нам картины не очень радостные, но следующее за ним восклицание: “
Очей
очарованье
!” придаёт совершенно иное значение и иную интонацию.
– Прочитайте только первую строчку выразительно, выбирая правильную интонацию.

(Читает
2–3 ученика.)

3.Работа
с репродукциями картин (Слайд№10)

– Давайте рассмотрим картины русских художников, которые также
как и Пушкин восхищаются осенью. Посмотрите, на 71-й странице вам даны
репродукции картин таких художников, как Василий Поленов и Исаак Левитан.

 Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку, — писал Поленов
в 1914 году 
Константину
Коровину
. — Ведь мы с Вами первые открыли ее
красоту и выбрали место для жительства». Многие годы жизни на берегу Оки не
разочаровали художника в ее красотах. Поленов продолжал нежно любить эту
природу и прежде всего за разлитую в ней гармонию. Он запечатлевает Оку в
различные времена года, в различных ее состояниях.

«Золотая осень» Поленова — символ русской природы. Поленов сумел
передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве.

Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно
катит свои прозрачные голубые воды величавая река. Ее высокий берег переходит
в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы,
обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в
голубых далях. Только небольшая часть этой равнины попадает в поле зрения
художника — холмы, деревья и река оказываются как бы случайно срезанными рамками
кадра картины. Благодаря чему, зритель может мысленно продолжить изображение,
представить себе весь вид в целом и ощутить бескрайность запечатленных
художником приокских лугов.

Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом
пространства, обилием света, воздуха, плавными, текучими ритмами линий
рельефа местности, уравновешенной композицией производит удивительно
умиротворяющее впечатление. Оно гармонически сочетается с состоянием
изображенной природы. Стоит прозрачная и ясная осень, слегка позолотившая
берега Оки и смиренно блистающая своей «красою тихой» (Пушкин).

Исаак Левитан – великий мастер кисти и человек с тяжёлой
судьбой – оставил большое наследство, представленное яркими и
выразительными пейзажами.

(Слайд №11)

В 1892 году художник создал полотно «Вечерний звон». В этой
картине отразились впечатления, которые получил автор в поездке по святым
местам на Волге. Увиденные им монастыри стали основой необычайно
поэтического изображения, которое созвучно знаменитой музыке и стихам,
церковному колокольному звону.

Мастер изображает знойный летний вечер. В лучах полыхающего
заката слышится колокольный звон, приглашающий на вечернюю молитву. Ещё
один, подходящий к концу день навевает приятную тоску и печаль и ожидание
нового дня.

Природная торжественность и величие подчёркиваются слегка
темнеющим небом с широко разлитой по нему розоватой дымкой. Небесная высь
серыми разводами отражается в ровной и спокойной водной глади.

Река широко и спокойно течёт между тёмных берегов, песчаных
возле кромки воды, а дальше покрытых зарослями кустарника. По гладкой воде
в лодке переплывают на противоположную сторону люди-паломники. Они спешат
успеть к вечерней службе. На том берегу их уже ждут услужливые монахи. А
две лодки с скучающим лодочником, деревянные сходни остались на этом
берегу.

В прозрачной и тихой воде отражаются также белокаменные стены
и золотые купола монастырей, острый шпиль колокольни. Сами величественные
постройки скрываются за зеленью деревьев. Здесь как бы слились воедино духовное
и природное начала, которые приводят к тишине и успокоению.

«Вечерний звон» — одна из значительных картин великого
художника-пейзажиста. В ней проявляется мастерство опытного живописца,
умеющего видеть красоту природы и воплощать её на холсте в красках. Здесь
же хорошо видно настроение автора, его стремление к божественному.
Необычайно величественная и завораживающая душевная музыка художника
передаётся зрителю.

– Почему А. С. Пушкин называет осень унылой порой? (Потому что
это пора увяданья природы,листья опадают, деревья стоят голые, краски
тускнеют, появляется больше серого.)

– А почему же это все-таки и пора очей очарованье? (Потому что
это увяданье очень яркое. Игра цветов. Природа всё разукрасила цветным
ковром.)

– И нам, как и Пушкину, как и художникам, нравится смотреть на
эти с каждым днём меняющиеся картины.

– Заметили ли вы, как быстро пожелтели листья на деревьях у
нас за окном – вот она прощальная краса. Ещё несколько дней и мы уже не
увидим такого буйства красок.

1. Кто главные героини произведения А. С. Пушкина? Расскажи о
них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая,
кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная. Объясни свой
выбор. Дополни своими словами.

Царица, царевна.
Царевна добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая,
наивная.
Царица жадная, равнодушная, злая, завистливая.

2. Прочитай описание внешнего вида и качеств характера героинь
сказки.

Героиня Внешний вид           
      Качества характера
Царица  Высока, стройна, бела..   И умом и всем взяла;
                     
                     
       Но зато горда, ломлива,
                     
                     
       Своенравна и ревнива
Царевна Белолица, черно-брова…Нраву кроткого такого…

Сравни описание главных героинь сказки: что общего и чем
различаются? Можно ли сказать, что характер одной героини противопоставлен
характеру другой?

Они обе красивы.
Да, характер одной героини противопоставлен характеру другой.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням.
Почему вы так думаете?

К царевне автор
относится с нежностью:
«И пошел к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз»
Царицу автор не любит:
«Черт ли сладит с бабой гневной?»

4. Перечитай описание светлицы. Составь текст-описание.

«И царевна
очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;…
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу.»

В светлице светло и просторно. Кругом стоят лавки, покрытые ковром. Стоит
дубовый стол, печь с лежанкой, украшенная изразцами.

5. Сколько раз царица обращается к зеркальцу? Перечитай эти
фрагменты.

     
  Царица обращалась к зеркальцу пять раз. В первый раз зеркальце сказало,
что царица самая красивая. Во второй раз зеркальце сказало, что царевна
красивее. Царица рассердилась и отправила Чернавку заманить царевну в лес. В
третий раз зеркальце сказало, что царевна красивее и что царевна живет в
лесу. Царица рассердилась и отправила Чернавку отравить царевну. В четвертый
раз зеркальце сказало, что царица самая красивая. В пятый раз зеркальце
сказало, что царевна красивее. На этот раз царица не смогла причинить царевне
зла.

6. Найди слова, которые говорят о скромности царевны.

 Поэт говорит
о царевне как о цветке: «…росла, росла, поднялась — и расцвела»,
«тихомолком расцветая…», то есть скромно, никому не навязываясь.

7. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу,
месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и
понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы
Елисею? Почему? Приготовься к выразительному чтению этих строк.

Солнце: «свет наш
солнышко», «ходишь круглый год по небу», «всех нас
видишь. «
Месяц: «позолоченный рожок», «круглолицый,светлоокий»,
«ты встаешь во тьме глубокой». 
Ветер: «могуч», «гоняешь стаи туч», «веешь на
просторе», «не боишься никого». 

8. Раздели сказку на части. Озаглавь каждую часть. Ответь на
вопросы:
• Какие события происходят? 
• Какие действуют герои? Какие слова помогают представить героев? 
• О чём важном хотел сказать автор в каждой части? 
• Подумай, какие иллюстрации можно было бы сделать к каждой части. Что именно
нужно изобразить и почему?

1.
Рождение царевны и смерть царицы 
2. Новая царица 
3. Черный умысел царицы
4. Царевна остается одна в лесу 
5. Дом семи богатырей» 
6. Царица узнает о том, что царевна жива
7. Отравленное яблоко» 
8. Хрустальный гроб
9. Елисей в поисках царевны
10. Царевна проснулась
11. Смерть царицы, свадьба царевны и Елисея

9. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план
ты составишь. Запиши его в «Рабочую тетрадь». Выдели слова писателя, которые
ты используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение А. С. Пушкина
стихотворное.

     
         План 13-й части
1) Королевич узнал о смерти царевны. 
2) Королевич Елисей у гроба. 
3) Елисей разбивает хрустальный гроб. 
4) Царевна ожила. 
5) Весть о воскрешении царевны. 
6) Смерть мачехи. 
7) Свадебный пир. 

10. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они
различаются? Обсудите с другом.

 Пушкинскую
сказку роднит с народными наличие зачина, концовки, стиль повествования,
сюжет. Но эта сказка написана в стихотворной форме. 

VI. Рефлексия.

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко
удавалось выполнить?

VII.Подведение итогов урока.

— Какое из стихотворений Александра Сергеевича вам больше
всего понравилось?

— Осень-любимое время года Пушкина.А любите ли  его
 вы ? За что?

Домашнее  задание.

Выучить любое стихотворение. По желанию: проиллюстрировать его

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 90-91. 

УКМ «Школа России»

1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

В этом произведении действуют сказочные персонажи — колдунья-царица, солнце, месяц, ветер. В ней есть волшебные предметы — зеркальце. Действие происходит в вымышленном, сказочном мире.

Всё это приметы волшебной сказки, поэтому эта история и названа сказкой. Её события не могли произойти в реальности.

2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная? Объясни свой выбор. Дополни своими словами.

Главные героини сказки: царица и царевна.

Про царицу можно сказать, что она жадная и равнодушная. Ведь она думала только о себе, и считала себя лучше других. Я бы добавила ещё слова Жестокая и Безжалостная, потому что она стремилась погубить царевну.

Про царевну можно сказать, что она добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая. Её все любили и жалели, она никому не делала зла. Я бы добавила к этому описанию слова Прекрасная и Доверчивая. Она была очень красивой, поэтому её все любили, и она доверилась незнакомке, из-за чего чуть не погибла.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

Пушкин любит царевну и поэтому рисует очень привлекательный её облик. И он не позволяет ей умереть, а дарит счастье.

Пушкин не любит царицу за её злость и жестокость, поэтому сурово наказывает её в конце.

4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему?

Представить солнышко помогают слова: «Свет наш, солнышко» и «Всех нас видишь под собою».

Представить месяц помогают слова: «Дружочек», «Позолоченный рожок» «Круглолицый, светлоокий».

Представить ветер помогают слова «Ты могуч», «Гоняешь стаи туч», «Волнуешь, веешь», «Не боишься никого».

Елисей обращается к Солнцу с уважением, оно дарит жизнь и тепло. К Месяцу он обращается как к равному, как к весёлому другу. К Ветру Елисей обращается с трепетом, он признаёт его могущество и силу.

Ответы Солнца и Месяца я бы прочитала с жалостью, сожалением. Они бы рады помочь герою, но не могут. Ответ Ветра я бы прочитала с состраданием, он видел гроб и не может обнадёжить героя.

5. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Подумай, о чём важном хотел сказать автор в каждой части, что именно нужно изобразить и почему.

Разделение сказки «О мёртвой царевне на части» и заголовки к ним

  1. Смерть старой царицы, женитьба на новой. «Злая царица».
  2. Царица узнаёт о красоте царевны. «Соперница».
  3. Чернавка отпускает царевну в лесу. «Жалость Чернавки».
  4. Царевна живёт у семи богатырей. «Семь богатырей».
  5. Царица даёт царевне отравленное яблоко. «Отравленное яблоко».
  6. Богатыри хоронят царевну. «Хрустальный гроб».
  7. Елисей ищет невесту. «Поиски Елисея».
  8. Царевна оживает. «Свадьба».

Устные иллюстрации к частям сказки «О мёртвой царевне»

  1. Царица сидит перед зеркалом очень довольная. За окном играет юная молодая царевна.
  2. Царица перед зеркалом. В зеркале отражается очень красивая царевна.
  3. Чернавка тащит за руку царевну по тёмному лесу.
  4. Богатыри сидят за столом. Царевна разносит различные яства. Все улыбаются.
  5. Старушка бросает царевне яблоко. Рядом надрывается лаем собака.
  6. Богатыри обступили хрустальный гроб, в котором покоится царевна.
  7. Елисей на коне на вершине горы. Слева — солнце, справа — месяц, в середине — ветер.
  8. Елисей и царевна в свадебных костюмах сидят за столом. Вокруг богатыри и нарядные люди. В углу корчится царица.

6. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в рабочую тетрадь. Выдели слова писателя, которые используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение Пушкина стихотворное.

Пересказ сказки «О мёртвой царевне» по частям с авторскими словами.

Злая царица.

Когда царь-отец отправился в поход, царица долго ждала его. Прошло девять месяцев, царица родила дочь. Тут вернулся царь и царица умерла.

Через год царь женится на другой. Новая царица была красивой, но она же была горда и ломлива.

Царица постоянно спрашивала у зеркальца, кто красивей всех на свете, И зеркальце отвечало, что она всех румяней и белее.

Соперница.

Между тем подросла молодая царевна. Она стала очень красивой, чернобровой и белолицей. У неё появился жених — королевич Елисей.

И однажды зеркальце назвало царевну красивей царицы. Царица вышла из себя, бросила зеркальце и топнула по нему ногой. Но зеркальце знай твердило своё.

Жалость Чернавки.

Царица позвала Чернавку и велела отвести царевну в глушь лесную, где оставить на съедение волкам.

В лесу царевна стала умолять Чернавку отпустить её. Чернавка пожалела царевну и отпустила. Царице она сказала, что выполнила её приказ, и молва стала твердить, что царская дочь пропала.

Елисей собрался на поиски невесты.

Семь богатырей.

Царевна добралась до лесного домика. Она увидела, что в нём живут добрые люди и навела порядок.

Когда вернулись богатыри, они стали звать царевну сестрой.

Долго она жила у них в покое, а богатыри уважали её, зная, что у царевны есть жених.

В это время царица снова обратилась к зеркальцу, и то опять назвало красивой царевну. Царица поняла, что её обманули и решила сама исправить дело.

Отравленное яблоко.

Царица нарядилась нищей старухой и отправилась к царевне. Собака лаяла и не хотела её подпускать, но царевна отогнала собаку. 

Царица бросила её яблоко и царевна поднесла его к алым губам. Она откусила кусочек и упала замертво.

Хрустальный гроб.

Богатырей встретил пёс, который куснул яблоко и умер. Богатыри увидели мёртвую царевну и решили похоронить её, чтобы она никому не досталась.

Они сделали хрустальный гроб, положили в гроб царевну и отнесли его в пустую гору, где подвесили на столбах.

Поиски Елисея.

Елисей повсюду искал невесту. Он спрашивал дорогу у солнца и месяца, но они ничего не знали о царевне. Только ветер рассказал Елисею про хрустальный гроб.

Елисей нашёл гору и гроб. В горе он ударился о гроб лбом, и гроб разбился. И в тот же миг царевна ожила.

Свадьба.

Царица снова беседовала с зеркальцем и узнала, что царевна ожила. Её взяла тоска и она тут же умерла.

А Елисей женился на царевне, и никто с начала мира не видал такого пира.

7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются?

С народными сказками произведение Пушкина роднит:

  1. Сказочный сюжет с мёртвой царицей. Такое встречается и в народных сказках.
  2. Борьба добра со злом, победа добра.
  3. Наличие волшебных предметов — зеркальца.
  4. Зачин в котором мы знакомимся с главными героями.
  5. Концовка: «я там был, мёд, пиво пил».
  6. Троекратные повторы: вопросы Елисея к солнцу, месяцу и ветру.
  7. Народный язык, который использовал Пушкин.

Отличие сказки Пушкина от народных:

  1. Неизменяемый сюжет, ведь это авторская сказка.
  2. Стихотворная форма.
  3. Использование авторских эпитетов и других средств художественной выразительности.

8. Что хотел поэт сказать читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?

Пушкин хотел сказать о том, что зависть очень плохое качество человека, которое губит его самого. Он хотел сказать, что как бы не было подло и сильно зло, хороших людей больше, чем злых, и они обязательно победят.

1

Жирная компьютерная утка парит над Белогорьем. Через несколько секунд оказывается, что никакая это не утка, а злая колдунья Галина, которую по-прежнему играет Елена Валюшкина («Формула любви»). В предыдущей серии она потеряла и помощницу, и повелителя, для которого творила разнообразные гадости. Но не утратила при этом ни маниакальную тягу ко злу, ни магические способности. Злодейка приземляется на берегу нефтяного болота, из которого при помощи черной магии вытаскивает не менее черного рыцаря – такого же точно, как в кошмарах царевны Цири из популярного сегодня польского фэнтези.

Эта кража (машинальная, скорее всего, — мало ли черных рыцарей было в истории кино) у Netflix заставляет вспомнить, что «Ведьмак» тоже был основан на славянских сказках. Только Геральт там с нечистью не церемонился. Разнообразным лешим, русалкам, водяным и бабкаежкам было положено умирать в страшных муках от ударов ведьмачьего меча и ничего больше. Однако у русского кино свой особый путь. И он очень-очень-очень далек от славянских сказок, польского фэнтези и Netflix.

10e9273f resizedScaled 1200to672

В качестве главного референса «Последний богатырь» по-прежнему использует Шрека. Стартовая сцена отличается от вступления в «Шрек-2» только русско-народными персонажами. Баба-Яга (Елена Яковлева «Интердевочка», «Каменская»), Кошей Бессмертный (Константин Лавроненко «Возвращение», «Изгнание») и Водяной (Сергей Бурунов «Полицейский с Рублевки») помогают Ивану подготовиться к свадьбе с Василисой под саундтрек из «Стражей Галактики». Влюбленные выбирают кольца, украшают Избушку на курьих ножках и принуждают к миру расшалившегося Змея Горыныча. А также гигантского муравья.

19faa132 resizedScaled 1200to672

При чем тут муравьи? Ну, в общем-то, он же не из воздуха материализовался. Для создания гигантского муравья понадобился престарелый маг Светозар (Тимофей Трибунцев «Проклятье») и крайнее редкое и сложное вещество «увеличивающий порошок». Другое дело, что это многообещающее волшебное зелье в дальнейшем не сыграет никакой роли, никак не повлияет на сюжет. Это просто шутка, бессмысленная и беспощадная, как и многое другое во франшизе «Последний богатырь». Гигантское насекомое — это просто гигантское насекомое, оно никуда не ведет, ни на что не намекает, а если что-то и означает, то только то, что мы снова здесь, в этой аляповатой вселенной, в руках ее безумных сценаристов.

16ed7f9d resizedScaled 1200to671

Ни муравьи, ни драконы, ни волшебные зелья, ни кольца даже не имеют для развития событий абсолютно никакого значения. Все эти линии и арки ведут в пустоту, в тупик. Тут действует своя собственная механика и логика. Свадьба не состоится, поскольку черный рыцарь и Галина украдут невесту. В ходе непродолжительной, но очень динамичной погони Галина, Иван и все их волшебные помощники окажутся в Москве XXI века, там, где все это и началось два фильма назад.

b525849c resizedScaled 1200to672

«Руслан и Людмила», вроде бы основанная на неких былинах, тоже начиналась с похищения невесты. «Последний богатырь» смутно напоминает пушкинскую сказку несколькими деталями. Тут будут полеты, зачарованная царевна, древний меч, говорящая отрубленная голова и мистическое путешествие главного героя в некоем волшебном царстве. Только вместо царства Черномора создатели «Богатыря» использовали Москву.

9f1f59d9 resizedScaled 1200to672

К третьему фильму стало понятно, что на одном «Шреке» далеко не уедешь. А вот сюжетов про попавших в наш мир персонажей из прошлого, будущего, легенд, мифов и других измерений такое количество, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Культурный шок Бабы-Яги, Кощея, Колобка и Водяного от столкновения с москвичами XXI века – отличный повод для шуток.

158e0454 resizedScaled 1200to672

Команда сценаристов во главе с Виталием Шляппо («Кухня», «Отель Элеон», «Супербобровы») использует эту возможность по максимуму. Они цитируют «Терминатора-2», «Назад в будущее», «Пришельцев» и даже «Бойцовский клуб» и добавляют к внушительному массиву тематических шуток выдающиеся комедийные скетчи: Баба-Яга в такси, Водяной у телевизора, Иван-дурак на «Почте России».

41900a11 resizedScaled 1200to672

Впрочем, три неплохие шутки не спасают весь фильм. На каждый удачный момент тут есть десять неудачных, каждую изобретательную сценарную находку уравновешивает рожающий Филипп Киркоров, кошмарным образом вмонтированный в жар-птицу, которая выглядит так, как будто ее рисовали в тридэмаксе в 2003 году.

db4a6c66 resizedScaled 1200to673

Хотя, пожалуй, нет. Сцена с Киркоровым перевешивает что угодно. Это невозможно развидеть. Вот именно из-за таких эпизодов российскую кинопродукцию не любят зрители. Он объединяет в себе все самое худшее, что есть в нашем кино: бездарных, но страдающих манией величия актеров, чудовищный грим и костюмы, архаичную компьютерную графику, слабый сценарий и полное отсутствие оригинальных идей у оператора и режиссера.

a87311b4 resizedScaled 1200to672

Единственный плюс «Последнего богатыря», и плюс действительно огромный, в том, что он последний. Трилогия Дмитрий Дьяченко закончилась. Ни в следующем году, ни через год мы не увидим продолжения. Если, конечно, не произойдет чудо и «Богатырь» не обгонит по сборам «Человека-паука». Пересмотрите лучше «Паука» или «Матрицу». Пожалуйста.

Удачного просмотра.

  • Что пропало у графини из рассказа зощенко жертва революции
  • Что построили римляне под крышей кирпичного завода в сказке писахова
  • Что почем как пишется правильно
  • Что означает фразеологизм сказка про белого бычка
  • Что означает слово исподтиха из сказки о царе салтане