Что разбирала золушка в сказке

Спектакль премьера золушки pelnrute джоаккино россини состоялась в латвийской национальной опере в конце ноября. музыкальный руководитель постановки петер халас,

СПЕКТАКЛЬ

Премьера «Золушки» (Pelnrušķīte) Джоаккино Россини состоялась в Латвийской национальной опере в конце ноября. Музыкальный руководитель постановки — Петер Халас, три года бывший музыкальным руководителем Венгерской национальной оперы, а с 2021 года ставший капельмейстером Немецкой Оперы на Рейне в Дюссельдорфе. Дирижер — Андрис Вейсманис. Режиссура, сценография, хореография и костюмы — от BARBE & DOUCET (тандем Рено Дусе и Андре Барбе, сложившийся в самом начале века и осуществивший с той поры более трех десятков постановок). Художник по свету — Оскар Паулиньш, успевший поработать не только практически на всех латвийских площадках, но и в российских Геликон-опере, Гоголь-центре, московских театрах имени Пушкина, имени Маяковского, имени А.Чехова (МХТ).

В ролях: Анджелина (Золушка) — Доротея Ланг; Дон Рамиро (принц) — Пабло Мартинес/Михаил Чульпаев; Дон Маньифико (отчим Анджелины) — Кришьянис Норвелис/Павло Балакин; Дандини (камердинер принца) — Калвис Калныньш/Ринальд Кандалинцев/Рихард Миллер; Клоринда (старшая дочь Дона Маньифико) — Юлия Васильева/Инга Шлюбовска-Канцевича; Тисба (младшая дочь Дона Маньифико) — Лаура Грецка/Алтея Троиси; Алидоро (наставник принца) — Рихард Мачановскис/Юрис Адамсонс. В спектакле участвуют танцовщики, а также мужская группа хора Латвийской национальной оперы.

Казалось бы, ничего уж очень неожиданного авторы нашей «Золушки» зрителю не предложили: интрига, построенная на переодеваниях, должна отсылать к любому наряду как к движущей силе происходящего. Важно другое: в новой постановке нашей Оперы герои обрели костюмы, способные развернуть сюжет вширь — проиллюстрировать эпоху Великой депрессии со всеми ее пирами во время чумы — и вглубь.

Напомним сюжет. Принц Рамиро ищет самую красивую невесту в своем королевстве и, переодевшись в камердинера, заходит в дом, где живет Анджелина (Золушка), чтобы получше разобраться, что там и к чему. А там сестры и отчим Анджелины уже вьются вокруг камердинера, переодетого в принца. Позже на балу во дворце появляется незнакомка в роскошном наряде, псевдопринц делает ей предложение, но она ему отказывает, поскольку успела полюбить псевдокамердинера. Впрочем, принцу она отказывает тоже, поскольку не уверена, что тот согласится жениться на Золушке, бесприданнице. Роль оброненной туфельки в опере берет на себя браслет — Рамиро разыскивает девушку с таким же парным украшением и находит. 

Мы представляем себе, как может быть одета Золушка поначалу: в невзрачное. Но когда она напоминает то ли костюмершу, покинувшую закулисный мир, то ли учительницу, то ли библиотекаршу, а рядом мельтешат люди в вызывающе ярком «из другой оперы», зритель начинает искать в этом противопоставлении новый смысл. Да, две избалованные дочки не могут быть одеты так же, как падчерица. Но дочки — не просто яркие, а падчерица — не просто бесцветная:

платье выдает в Золушке представительницу интеллигенции, и противостоит она шариковым в юбках и брюках.

Мы принимаем предложенную пропорцию: две сестры и один отчим против главной героини, один к трем. Когда сцена начинает обрастать другими персонажами, пропорция сохраняется, но в семье — для наглядности — она упрощена, оголена. Такой мы ее и запомним: одна против всех.

В нашем спектакле Золушка стала дизайнером одежды — сочиняет наряды, делает эскизы, шьет не для себя: человек она творческий и со вкусом. Остальные бегают по дому, украсив себя пуговицами гигантских размеров даже в тех местах, где застегивать нечего: родственники существуют за счет Анджелины, но перевирают плоды чужого творчества и всерьез пользуются пародией на него. У них все завязано на пренебрежении к труду — завязано, пришито и крепко держится. Она одна — их много: при желании здесь можно разглядеть даже намек на индпошив — и конвейерное производство в угоду массовому вкусу, но так мы уйдем от главного.

Главное — как в костюмы упакованы характеры.

Вкус проявляется в одежде так же, как в поступках. Интеллигентский костюм отражает скромность героини — но не загнанность, не услужливость: ее унижают, а она сносит нападки сестер как не достойный внимания шум и отвечать не спешит. Она не сердится по ничтожным поводам, она выше того, что выводит из себя остальных. Бедность в ней уживается с достоинством. Она ходит с ровной спиной — помогает стержень воспитанного человека, который знает, кто почем, и действует не так, как другие. Даже не так, как ожидаешь: когда Золушка вдруг становится на колени и умоляет отчима взять ее на бал — это воспринимается как нехарактерный для нее шаг. Она способна удивлять.

Где переодевания — там и игра, и подмостки. Сестры прихорашиваются за гримерными столиками, эффект «театр в театре» обеспечивают танцевальные сценки, которыми артисты развлекают гостей на балу в стилизованных париках XVII века, в костюмах XVIII-го — словно из оживших картин Константина Сомова, родившегося в XIX-м, — а после и вовсе принимаются сверкать блестками а-ля золотой век Голливуда, что делает тему Золушки сквозной, даже вечной. И еще немного об универсальности увиденного: поскольку прическа, с которой Анджелина появляется в начале спектакля, делает ее героиней неопределенных лет, получается, что ей доверено представлять сонм учительниц, библиотекарш в очочках и дизайнеров одежды всех возрастов. Одна за них за всех, только вот все — не за одного.

Изысканность против вульгарности, строгость против излишеств, сила духа против физической силы, адекватное поведение против хамских замашек, чувство собственного достоинства против подобострастности и хамства, и все это — при неравном раскладе сил.

Мы получили спектакль не столько о чуде и Золушкином праве на него, не столько о том, что добро должно победить зло, сколько о социальной несправедливости, которой пора положить конец.

У Россини опера имела сложное название: «Золушка, или Торжество добродетели». Кто же она, наша новая оперная героиня? Человек, достойный лучшей участи. Принц женится на ней, автоматически превратив портняжку в принцессу, но зритель уже давно заключил: именно она — человек благородный, щедрый, незлопамятный — имеет право украсить собой вершину общественной пирамиды. А актуальность сказки и ее морали подчеркивает современность костюма коронованной Золушки.

Вот тебе, Золушка, и сегодняшний день.

Так сказка становится мечтой о были.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

Yuldus

Мудрец

(10250)


10 лет назад

Внешне как бы автор приподносит мораль, что добро всегда восторжествует только нужно ВЕРИТЬ. Но есть в этой сказке ещё много подконтекстов:
о роли отца и мужа, а вернее отсутствия его позиции (нивелирования МУЖЧИНЫ)
проблема неравенства, социальные статусы
нелегкая судьба приемных детей и т. п.

ирина цыганенко

Гуру

(3872)


10 лет назад

во-первых показыватся пример хорошего вкуса—
девушку красит скромность, долготерпение, смирение, доброта, трудолюбие
мужчину-решительность, благородство, чин, независимость в решениях
во-вторых-Золушка долго мечтала встретить своего настоящего Принца, но не потому что это пристижно, а просто абсолютно искренне и наивно ждала настоящей любви, спокойно принимая свою не легкую долю на данный момент как данность. .
Мораль-любовь не знает ни рангов ни классов и если не изменить своей настоящей мечте и идти к ней честным путем, то она обязетельно станет реальностью! Мало того, ты получишь возможно гараздо больше, чем ожидал)

Юлия

Профи

(759)


10 лет назад

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! »
Мне кажется, что выводы можна сделать разные: Одни сделают акцент на том, что бедная девушка своим трудом и скромностью заслужила полученные блага и любовь принца, другие — на том, что не будь шикарного платья — Золушку никто бы не полюбил, а третьи и вовсе — ничего нельзя в жизни получить, не имея такой волшебной крестной.
Порой то, как увидит ребёнок смысл сказки, может зависеть сценарий его жизни!

Примадонна Натали™

Высший разум

(106362)


10 лет назад

Ни к одной другой сказке мира люди не обращались так часто! Одними иллюстрациями к ней можно без труда выложить современную Францию! “Золушка” вдохновляла композиторов и художников, певцов и танцоров, актеров и мультипликаторов! В списке ее завоеваний опера, балет, сотни спектаклей, шедевры кинематографа, мультфильмы и мюзиклы… Чего стоят одни имена увековечивших ее творцов: Сергей Прокофьев, Джоаккино Россини, Уолт Дисней, Евгений Шварц!
3db919172148787aac617aca3b402432 i 6870
Удивительно, но, несмотря на самые неожиданные трактовки, “Золушка” и сегодня по-прежнему остается собой! Наверное, еще до того, как ступить на страницы своей сказки, она выпила Эликсир бессмертия.
Оказывается, “Золушка” — интернациональна на своей сути. Люди слушали эту сказку во всех уголках света: Швеции и Финляндии, Венеции и Флоренции, Испании и Риме, Венгрии и Болгарии, Ирландии и Шотландии, Польше и Хорватии. И в России, разумеется. Золушку там завали Машей, а злые сёстры прозвали её Чернушкой, потому что спала она на ящике с золой (совсем как у Шарля Перро) .
3db919172148787aac617aca3b402432 i 6872
Как нетрудно догадаться, народные сказители не ведали галантности двора. История бедной девушки, перепачканной в золе, была изначально гораздо грубее. Например, в одном из вариантов Мачеха отрубала Золушке ноги, чтобы та не убежала на бал, а в другом — вместо изящной туфельки девушка роняла отнюдь не с изящной ноги тяжелую калошу. Бал тоже появился не сразу. Кульминационным моментом было мероприятие куда более скромное, а Принц был просто “знатным человеком”.

Такова была предтеча “Золушки” — бродячая история, которая терпеливо ждала своего часа, чтобы наконец обрести завершенность. И вот в конце XVII века этот час пробил! Подобно волшебнику, парижский адвокат Шарль Перро выпустил легкую сверкающую сказку “Золушка”. Так, чудесно преобразившись, она наконец-то родилась для мира!

Надо отдать должное, “Золушку” нам оставил человек выдающийся. Сказки он писал для своих детей, — их у Шарля было трое. К моменту выхода книги сказок Перро было 67 лет. Его огромная заслуга в том, что, собрав несколько народных сказок, слышанных им в детстве, он окончательно зафиксировал и утвердил их сюжет, придав им более изящный вид. В то же время он оставил сказке ее народную ясность, простоту и волшебство. Именно с Шарля Перро началась “детская литература” как таковая, а жанр “сказка” наконец-то был признан достойным литературы.

Книга Перро называлась “Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями”. В ней-то впервые и появилась на свет великая сказка “Золушка”, а кроме нее, такие жемчужины мировой литературы как, “Мальчик-с-пальчик”, “Спящая красавица”, “Кот в сапогах”, “Ослиная Шкура”, “Красная Шапочка”, “Волшебницы” и “Рике-Хохолок”. Сначала Франция, а затем и вся Европа влюбляется в волшебные истории. Сказки привлекают внимание переводчиков и расходятся по всему миру. Однако и тут не обошлось без чудесного вмешательства.
Хрустальной туфельки, которую считают чуть ли не ключевым образом сказки, в рукописи Шарля Перро нет! Хрустальный башмачок появился у нее в результате ошибки переводчика, который, соблюдая языковое единообразие, стал заменять устаревшие слова оригинала на современные. В большинстве случаев смысл не менялся, но с туфелькой беднягу ждал подвох. Заменив устаревшее vair — “мех” — на более современное verre, что означает “стекло, хрусталь”. Так в одно мгновение “меховая туфелька” навсегда превратилась в хрустальную.

Svetlana

Знаток

(293)


3 года назад

Смысл — прост » деньги к деньгам» ))) Почему-то все пропускают мимо ушей самое первое предложение «Жил-был один почтенный и знатный человек.» То есть Золушка изначально родилась в обеспеченной и знатной семье. Все это бабское кодло тоже жило в ее доме. Так что не была она бедной. Отсюда вытекают образование и манеры, за которые ее и полюбил принц.

История о Золушке напрямую и косвенно подарила жизнь не одному десятку фильмов — за всю историю на экраны выходили и более-менее традиционные экранизации сказки, и экспериментальные гендерно-нейтральные интерпретации. К выходу белорусскоязычной версии диснеевской экранизации вместе с VOKA мы собрали самые удачные и смелые взгляды на классику, которые будет нескучно посмотреть всей семье.

«Золушка» от Disney (1950)

Вообще, архетипическая история о том, как благодаря маленькому размеру ноги несчастная девушка нашла влиятельного и богатого возлюбленного, совсем не уникальна: народы всего мира изобрели сотни интерпретаций этого фольклорного бриллианта. Первые версии «Золушки» в принципе были найдены еще на папирусе, но, пожалуй, самые известные мир обрел благодаря сказке Шарля Перро и кровавой притче братьев Гримм.

Среди экранизаций тоже есть бесспорная классика и идеал для подражания — мультфильм почтенного 1950 года, выпущенный студией Disney, лучше которой мало кому удавалось снимать сказки. За основу интерпретация взяла именно вариант Шарля Перро — без отрубленных пальцев из видения братьев Гримм, с каретой из тыквы, мышами в форме коней и дивным бальным платьем из лохмотьев.

Для студии «Золушка» стала главным большим послевоенным проектом, который должен был дать новый импульс в непростые годы. У Disney уже был опыт подобной постановки: «Белоснежка и семь гномов», сюжетно близкая к новой сказке, вышла еще в 1937-м. Тем не менее работа растянулась на шесть лет и потребовала круглую сумму в $2,5 млн, которая ушла на обновление анимации, а управлял трудоемким процессом сам Уолт Дисней.

После безусловного триумфа в прокате мультфильм стал перевыпускаться каждые семь-восемь лет, а позже породил целую плеяду ремейков, которые как просто воссоздавали знакомую историю в новых тонах, так и спешили ее переосмыслить.

Ремейк «Золушки» от Disney (2015)

В последние годы Disney изобретательно адаптирует свою классику для новой аудитории, трансформируя старые и любимые мультфильмы в игровое кино. Процесс начался с «Алисы в стране чудес», продолжился «Малефисентой», а сейчас и вовсе ушел в ритм конвейера: в планах значится с десяток лент — от «Горбуна из Нотр-Дама» до «Лило и Стича».

Фильм «Золушка», который превратился из мюзикла в фэнтезийную мелодраму, в целом более чем бережно относится к наследию Уолта Диснея. История в руках Криса Вайца (к слову, одного из сценаристов «Американского пирога») прибавляет в глубине: меняются обстоятельства первой встречи Золушки и принца, а королевский дом вдруг становится настоящей обителью интриг, где счастливый брак монарха рассматривается в качестве разменной монеты для преуспевания государства и обеспечения благосостояния некоторых его деятелей. При этом лента не становится слишком уж серьезной драмой, сохраняя черты знакомой сказки — легкомысленной, старомодной и остроумной.

Роли в ней доверили звездам первого эшелона Голливуда: Лили Джеймс стала Золушкой, Кейт Бланшетт — мачехой, а волшебная Хелена Бонэм Картер воплотила, конечно, фею-крестную. Принца, кстати говоря, сыграл Ричард Мэдден, известный многим по «Игре престолов» — к интригам в стенах дворца ему явно не привыкать.

«Золушка» от Sony Pictures (2021)

Самый свежий во всех смыслах взгляд на историю Золушки стал сенсацией еще до выхода ленты на стриминговой платформе Amazon — все из-за скандального, но современного решения сделать фею-крестную гендерно-нейтральной: роль получил актер и певец Билли Портер, появляющийся в кадре исключительно в роскошных платьях.

И это не все коррективы, которые 2021 год внес в традиционное повествование. Например, главная героиня Элла не стремится завести отношения, а мечтает стать частным предпринимателем и продавать платья. Мачеха, не самая приятная женщина, имеет право быть такой: бывший муж развелся с ней из-за того, что Вивиан хотела учиться игре на фортепиано, что совсем не соответствовало имиджу прилежной домохозяйки. А юный принц Роберт ищет пару не только для того, чтобы увереннее чувствовать себя на троне, — он не против рвануть со своей второй половинкой в путешествие по миру, пока государственными делами занимается его амбициозная сестра.

В то же время картина верно следует музыкальным традициям классических экранизаций, в отличие от «Золушки» 2015 года, оставаясь в первую очередь мюзиклом, герои которого начинают петь всякий раз, когда для этого появляется минимальная возможность. Поэтому и каст соответствующий: тот же Билли Портер с «Грэмми» на ты, а Золушка Камила Кабельо прошла через огонь The X Factor и последние годы не выбирается из чартов. Немузыкальные звезды тоже хороши: в фильме появились Пирс Броснан и популярный шоумен Джеймс Корден.

«Парень-золушка» (1960)

Конечно, в середине XX века ни один режиссер и подумать не мог о том, чтобы одеть своих мужских персонажей из детской сказки в женское белье. Однако эксперименты в этом направлении случались и более 60 лет назад — в ленте «Парень-золушка». Конечно, до дерзких решений современных постановщиков авторам классического фильма было далеко: персонажи вроде самой Золушки, ее злых сестер и прекрасного принца сменили пол, но этим дело и ограничилось — никаких юбок на мужчинах и женщин в растянутых семейных трусах.

Сюжет, в свою очередь, почти не отступает от привычного варианта. После смерти отца главный герой остается жить с мачехой и ее неприятными отпрысками, пока при помощи крестного с волшебной палочкой не попадает на бал и не влюбляется в принцессу. Дальше — простая мужская мечта: женщина с ботинком в руке сама находит своего суженого, а злая приемная мать оказывается не совсем уж законченной злодейкой, как и непутевые братья.

Роль парня-Золушки в фильме досталась легендарному комедианту Джерри Льюису, который был главной юмористической звездой США в послевоенный период. Компанию ему составил Граф Бэйси, выдающийся пианист и одна из главных величин в истории джаза, который украсил ленту запоминающимися оркестровыми выступлениями. Безусловно, присутствие в мюзикле такого мастера — большая удача авторов нестандартной экранизации.

Телефильм «Золушка» от Disney (1997)

Телевизионный проект с инклюзивным взглядом на историю классической героини зашел куда дальше мужского взгляда на «Золушку» образца 1960-го. В 1997 году студия Walt Disney Television подготовила настоящую сенсацию: мюзикл изменил цвет кожи девушки.

Главная роль в дерзкой «Золушке» досталась R&B-певице Бренди, которая годом позже получила премию «Грэмми» — для музыкального фильма она казалась идеальным и актуальным выбором. Вместе с ней на экране блистала маститая исполнительница Уитни Хьюстон, не нуждающаяся ни в представлении в целом, ни в хвалебных эпитетах. Она стала телом, лицом и голосом феи-крестной. А еще в фильм заглянула Вупи Голдберг, которая взяла на себя нелегкое бремя королевы и матери неугомонного принца.

Сюжетно фильм тоже оказался куда современнее классического варианта от Шарля Перро или Disney: принц встречает свою возлюбленную не на балу в образе светской львицы, а на самом обычном рынке, выдавая себя за простолюдина. Поэтому и чувства пары кажутся куда более искренними: оба героя прониклись симпатией друг к другу без регалий, дорогих костюмов и света софитов.

Несмотря на то что в 1997 году не все критики оценили ленту вообще и актерские способности вчерашних певиц в частности, эта колоритная интерпретация заслужила семь номинаций на «Эмми». Но для кино она сделала еще больше: показала, что даже культовая принцесса Disney вроде Золушки не обязана быть персонажем с белой кожей.

«История Золушки» (2004)

Самая современная интерпретация традиционной сказки, но не в идеологическом плане, а в декорациях XXI века. Вместо туманного и страдающего Средневековья — солнечная Калифорния, вместо принца — самый популярный спортсмен в школе, вместо королевского бала — подростковые танцы, а вместо судьбоносной туфельки — мобильный телефон.

Фильм с Хилари Дафф, конечно, совсем не метит на «Оскар», но неплохо играет с миром сказки Перро. История становится живее: появляется ряд характерных для подростковой мелодрамы героев вроде мечтающего о карьере актера Картера, друга и коллеги Золушки по закусочной или главной чирлидерши Шелби, девушки того самого «принца» и большой фанатки школьного буллинга. Футболист Остин, кстати говоря, тоже оказывается достаточно далек от сказочного образа, поэтому и отношения с непопулярной девочкой из местной забегаловки его совсем не прельщают. Впрочем, хеппи-энда картине избежать не удается — сердца соединяются, в засушливой долине идет дождь, а злодейки в лице мачехи и сестер отрабатывают материальный и моральный ущерб по закону.

Удачная формула осовремененной притчи, кстати говоря, так понравилась компании Warner Bros., что через четыре года картина получила своего рода продолжение. Ромком «Еще одна история Золушки» работал по вектору предшественника с Хилари Дафф, но главную роль на этот раз исполнила Селена Гомес, а лента в целом приобрела танцевальную постановку в духе серии «Шаг вперед».


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

  • Что происходит в сказке три медведя
  • Что произошло с дубовым листком после встречи с чинарой сочинение миниатюра
  • Что покрепче как пишется
  • Что послужило причиной расставания базарова и аркадия кирсанова сочинение
  • Что поразило современников в сочинениях молодого прокофьева