Итоговое сочинение – это формат экзамена, который позволяет оценить сразу несколько аспектов знаний ученика. Среди них: словарный запас, знание литературы, умение излагать свою точку зрения на письме. Словом, такой формат дает возможность оценить общее владение ученика как языком, так и предметными знаниями.
1. На итоговое сочинение отведено 3 часа 55 минут, рекомендуемый объем – 350 слов.
2. Дата итогового сочинения 2016-2017. В 2016 году оно проводилось 2 декабря 2015 года, 3 февраля 2016 года, 4 мая 2016 года. В 2017 – 7 декабря, 1 февраля, 17 мая.
3. Итоговое сочинение проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.
Целью сочинения является рассуждение, грамотно и четко выстроенная точка зрения ученика с использованием примеров из литературы в рамках заданной темы. Важно отметить, что в темах не указано конкретное произведение для анализа, оно носит надпредметный характер.
Темы итогового сочинения по литературе 2016-2017
Темы формируются из двух перечней: открытого и закрытого. Первый известен заранее, отражает примерные общие темы, они сформулированы как понятия, противоречащие друг другу.
Закрытый перечень тем оглашается за 15 минут до начала сочинения – это более конкретные темы.
Открытый перечень тем итогового сочинения 2016-2017:
1. «Разум и чувство»,
2. «Честь и бесчестие»,
3. «Победа и поражение»,
4. «Опыт и ошибки»,
5. «Дружба и вражда».
Темы изложены в проблемном ключе, названия тем – антонимы.
Рекомендованная литература
Литература, рекомендованная для успешного написания сочинения, публикуется в сети вместе с открытым перечнем тем. Туда входят не только произведения из школьной программы, но и другие шедевры мировой классики. Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение 2016-2017:
1. А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
2. А.П. Чехов «Ионыч»,
3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
4. Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
5. В.А. Каверин «Два капитана»,
6. В.В. Быков «Сотников»,
7. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
8. Генри Марш «Не навреди»,
9. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,
10. Джек Лондон «Белый клык»,
11. Джек Лондон «Мартин Иден»,
12. И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
13. И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
14. Л.Н. Толстой «Война и мир»,
15. М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
16. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
17. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
18. Э. Хемингуэй «Старик и море»,
19. Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
20. Э.М. Ремарк «Три товарища».
Аргумент к теме “Честь и бесчестье”
Точка зрения должна быть аргументирована. Для того, чтобы грамотно оформить аргументы, следует привлекать литературный материал, соответствующий теме. Аргумент является главной составляющей сочинения, входит в число критериев оценки. Так, аргумент должен:
1. Соответствовать теме
2. Включать в себя литературный материал
3. Быть вписан в текст логично, в соответствии с общей композицией
4. Быть изложен с помощью качественной письменной речи
5. Быть грамотно оформлен.
К теме “честь и бесчестье” можно взять аргументы из произведений М. А. Шолохова “Судьба человека”, А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, А. А. Лиханова “Чистые камушки”.
Примеры итоговых сочинений
Существует ряд шаблонов итоговых сочинений. Они оцениваются по пяти критериям, вот пример сочинения, набравшего высший балл:
Пример сочинения на тему: “Что значит идти дорогой чести?”
Что такое честь, как идти по «дороге чести»? Для этого нужно разобраться, что же значит «честь»: согласно толковому словарю, «Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека». У каждого человека есть нравственные принципы, за которые он должен бороться и отстаивать их. Это и значит выбрать верный путь, жить по своей совести, следовательно, и идти дорогой, которую подсказывает честь. Значит человек, не пренебрегающий принципами, даже в самой тяжелой жизненной ситуации идет дорогой своей чести. Это непростой путь, иногда, чтобы оставаться честным по отношению к себе и своей совести приходится пережить множество трудностей и лишений, но важно помнить, что ведет по этому пути: ваша воля, честь, достоинство.
Такой нравственный выбор отражен в произведении М.А. Шолохова «Судьба человека». Главный герой, Андрей Соколов, попал в плен. Даже в таких условиях он не подавлен духом, высказывает свою точку зрения. За неосторожно сказанные слова его собирались расстрелять. Он мог бы умолять о пощаде, унижаться перед врагами. Но герой готов отстаивать свою честь даже перед лицом смерти. Следующий нравственный выбор совершил заключенный, когда комендант Мюллер вызвал его к себе на допрос – Мюллер пытался спровоцировать Андрея, изнеможенного голодом и тяготами заключения: «… кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подает мне и говорит: “Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия”». Даже в условиях неволи и лишений герой делает выбор в пользу чести: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!». Немецкий комендант признал моральную победу советского солдата и сохранил ему жизнь. Автор хочет донести до читателя мысль, что честь и достоинство важнее для человека, чем что бы то ни было.
Но вопрос чести стоит не только во время войны, даже в простой жизни, в повседневных заботах человек не должен забывать о ней. Нужно, не взирая ни на обстоятельства, ни на возраст, отстаивать свои права и интересы. Так, в повести «Чистые камушки» А. А. Лиханов рассказывает о мальчике, не побоявшемся дать отпор хулигану Савватею. Задира выбрал учеников начальной школы для своих проказ, каждый день дежурил у здания, грабил и избивал учеников. Но на побоях и грабеже все не заканчивалось, он еще не упускал случая унизить малышей. После нескольких нападений ученик Михаська не выдержал унижений и решил дать отпор, схватил камень и замахнулся на Савватею, но драка не состоялась. Савватея отступил, потому что не ожидал, что его жертвы способны дать отпор, увидел силу Михаськи, не грубую силу удара, а внутреннюю, то мужество, с которым он раньше не сталкивался. Моральная победа осталась за учеником начальной школы, мальчиком, который проявил отвагу, непосильную взрослым и другим детям его возраста. Это и есть моральная победа.
Таким образом, можно сказать, что каждый человек обязан самому себе чувствовать свою дорогу чести, отстаивать свои интересы и помогать людям, которым нужна помощь.
Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк: Вопросы Абитуриента
Петр Андреевич Гринев – один из центральных персонажей повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Произведение построено в форме мемуаров Петра Андреевича, в которых он рассказывает о своем детстве, о службе, о пугачевском бунте, о своей любви к Марье Мироновой. Читатель видит, как из беззаботного недоросля под воздействием суровых испытаний формируется один из лучших представителей дворянства и русской армии Герой искренен, верен долгу и чести, великодушен, порядочен, смел, благороден и не чужд самоиронии.
Родом Гринев из семьи отставного военного, «премьер-майора», и дочери бедного дворянина. В детстве Петруша рос беззаботным недорослем, проводившим время в играх с «дворовыми мальчишками» и гонявшим голубей. Воспитанием мальчика сначала занимался стремянный Савельич, затем выписанный «из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла» француз Бопре. Но несмотря на то, что Бопре не прикладывал никаких усилий в плане обучения, а от Савельича герой, по его словам, узнал только русскую грамоту и «мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля», в дальнейшем повествовании читатель видит, что Гринев – очень образованный молодой человек. Он пишет стихи, занимается переводами, читает книги на французском языке.
На 17-м году жизни герой отправляется по воле отца на службу. Юношеские мечты Петруши о гвардии полны предвкушений об удовольствиях и свободе. Отец же, военный старой закалки, считает, что служба в Петербурге вредна для сына, так как там он научится только «мотать да повесничать». Андрей Петрович отправляет сына в захолустный в то время Оренбург, под начало своего старого друга и товарища. Главный наказ отца – беречь «честь смолоду», верно служить.
По пути к месту службы, Гринев совершает поступки, которые выдают его неопытность и юношеское легкомыслие, барские замашки, желание доказать Савельичу, самому себе, окружающим, что он уже не ребенок. Рассказчик описывает эпизоды пьянства и игры на деньги вместе с Зуриным, ссору с Савельичем, ничего не скрывая, называя себя вырвавшимся на волю мальчишкой. Но дальнейшее его поведение свидетельствует о существовании в Петре нравственного стержня, таких качеств характера, как честность, искренность, верность долгу и присяге, умение признавать свои ошибки, умение быть благодарным и благородным.
Гринев просит прощения у Савельича, признавая свою неправоту, искренне раскаивается в своем легкомысленном поведении в придорожном трактире: «…виноват; вижу сам, что виноват. Я вчера напроказил, а тебя напрасно обидел». Он отдает свой заячий тулуп вожатому в благодарность за то, что тот вывел их во время бурана к постоялому двору. Герой проявляет благородство, заступаясь за честь Маши Мироновой в дуэли со Швабриным. Эта же черта характера заставляет Петра Андреевича не упоминать имени возлюбленной на суде и не дает торжествовать над Швабриным в сцене отъезда с Марьей Ивановной из захваченной Белогорской крепости.
Гринев под угрозой смерти отказывается присягать на верность Пугачеву, потому что «присягал государыне императрице» и не может изменить присяге из чувства долга и чести. Петр способен испытывать сочувствие к тому, кто для всех был врагом; способен воспринимать слугу как надежного и незаменимого друга и рисковать своей жизнью ради спасения близких.
Образ Петра Гринева – это образец мужества, честности, великодушия, благородства, тех качеств, которые были присущи лучшим офицерам и представителям дворянства России.
Сочинение на тему Гринев в романе Капитанская дочка
Одним из главных героев в бессмертном романе А. С. Пушкина, является Пётр Андреевич Гринёв. Пётр появился на свет в простой семье заслуженного офицера. Семья его была достаточно многодетна, но дожить до взрослых лет удалось лишь Петру. Его отец всеми силами пытался дать какое-то образование. Петром также занимался представленные Савельич, который учил мальчика грамоте и письму. И француз, который при всей своей важности не дал ничего полезного.
Увидев, что сын так и не получит нормального образование, и может окончательно превратиться в тунеядца при службе в Петербурге, отец Петра решил, что лучше отправить его в Оренбург. Пётр хоть и не был рад такому событию, но перечить родителям не мог, так как с самого детства в нём были развиты чувства уважения, почитания и послушания. Прежде чем отправить сына Гринёв старший указал соблюдать того самое главное правило, которое гласило: «береги платье снову, а честь смолоду». Это сильно отпечаталось в душе юноши, и он служил верой и храбростью императрице.
Постепенно Пётр Гринёв становился из обычного парня в отважного и справедливого мужчину. Который однажды отстоял честь Маши и вызвал её обидчика на дуэль. Также он не побоялся оказать сопротивление при беседе с Емельяном Пугачёвым, и прямо дал понять, что ни при каких обстоятельствах не станет переходить на его сторону, а если и придётся, то будет сражаться и со всей его бандой. И несмотря на то, что его могли убить Пётр, отправился спасать Марию от Швабрина.
Исключительным образом образ Петра Гринёва наполнен мужеством и определённой сноровкой, которые помогали ему преодолеть даже самые трудные и опасные преграды. И несомненно его добрый, и великодушный характер спас его при встрече с Пугачёвым, дарую Петру при этом жизнь.
Образ Гринева
Произведение “Капитанская дочка” в своём сюжете воссоздает реальные события, которые вошли в историю, через них автор доносит до читателя глубокое значение нравственности.
Пётр Гринёв является ключевым персонажем в романе, который ведёт повествование. Это юноша семнадцати лет, из небогатой дворянской семьи, получивший домашнее образование. Грамоте мальчика учил простой крепостной Савельич.
В 12 – ти летнем возрасте Петру прислали московского гувернера, у которого не было особого желания заниматься обучением мальчика. Но Пётр был настолько любознателен, что с легкостью смог освоить французский язык, который в последствии дал возможность осуществлять переводы.
В 17 лет Гринёв был отправлен отцом на службу в Оренбург. Решение отца несколько огорчило юношу, у которого было амбициозное желание служить в столице.
Если считать, что Пушкин пытался создать исключительно положительный образ Гринёва, то это будет не совсем верно. В ходе повествования можно наблюдать за тем, как идёт личностное формирование, становление характера необходимого для преодоления возникающих трудностей.
Поучительным уроком для незрелого Гринёва становится встреча с Иваном Зуриным, который напоив юношу и воспользовавшись его неопытностью – начинает нечестно вести ход игры.
В ходе всего произведения образ Гринёва претерпевает динамичное изменение. В самом начале перед нами возникает мальчишка с наивной душой, который не имеет забот. Далее открывается юношеский образ самоутверждающейся личности молодого офицера, а в завершении это уже окончательно сложившийся, повзрослевший мужчина. Пётр Гринёв воспринимается читателем как герой положительный, который, как и обычный человек имеет свои достоинства и недостатки. Несмотря на лень и легкомыслие он остается добродушным человеком.
Пушкин избрав в рассказчики Гринёва, не пытается спрятаться за его спиной, в ходе всей сюжетной линии прослеживается четкая авторская позиция. Все мыслительные размышления писатель закладывает в своего героя, формируя тем самым его как самостоятельную личность. Подбираются определенные ситуации, благодаря которым герой поступает так, как желает сам Пушкин.
В произведении наблюдается слияние жизни обычного человека и событий имеющих историческую значимость. Таким образом Пушкин показывает то, что основа всех исторических процессов – это жизнь простых людей.
8 класс
Автор На чтение 15 мин. Просмотров 108 Опубликовано
Содержание:
Происхождение и внешний вид
Оба героя повести вызывают интерес читателя своим поведением. Это успешные юноши, которым в жизни повезло с семьями. Но из-за своих моральных принципов они пострадали. При сравнении можно утверждать, что у этих героев есть много общего.
На момент событий, описываемых в повести, Петру Гриневу исполнилось только 16 лет. А возраст Алексея Швабрина точно неизвестен. Автор указал, что он тоже еще молодой человек.
У обоих юношей старинное и благородное происхождение. Гринев — потомственный дворянин, аристократ, у его отца большое имение с тремя сотнями крепостных. А Швабрин принадлежит к богатой и известной семье. Именно поэтому у них хорошее образование и воспитание.
Оба молодых человека находились на офицерской службе. Петр только недавно стал солдатом, так как он совсем юный. А Алексей был офицером уже более пяти лет. Столько времени он провел в крепости, но о его службе до этого автор не упоминает.
Описание внешнего вида Гринева в повести нет. Больше внимания Пушкин уделил Швабрину. Это юноша невысокого роста, у него черные волосы и смуглая кожа. Его нельзя назвать привлекательным, так как грубые черты лица отталкивают окружающих. Хотя молодой человек выглядит живым и харизматичным.
Особенности характера
У двух персонажей совершенно разные характеры. Сначала даже непонятно, что общего у Гринева и Швабрина. Но при сравнении становится ясно, что некая схожесть все же имеется. Основные качества Петра:
- великодушие;
- стыдливость;
- доброта;
- искренность;
- храбрость;
- честность.
Гринев — смелый и благородный человек. Он верит в то, что дороже чести для дворянина и офицера ничего быть не может. Юноша слушался своих родителей и слугу Савельича, который многому его научил. Его не волнует богатство, но общаться он может только с искренними людьми. Юноша презирает лжецов и льстецов. Это совестливый человек, способный попросить прощения за обиды и проступки. Он может отстоять свою точку зрения и позицию.
Петр даже в глазах окружающих выглядел добрым: «Вы всегда желали мне добра, вы всякому человеку готовы помочь» (цитата из повести о Гриневе). Характеристика молодого офицера дает понять, что это исключительно положительный юноша. Он быстро прощает ссоры и обиды, стыдиться неловких ситуаций, жалеет нищих и пожилых людей. Даже перед судом Петр честно рассказал обо всех событиях, и к своему сопернику молодой человек относился благосклонно.
При сравнительной характеристике Гринева и Швабрина читатель понимает, что последний проигрывает по личным качествам первому. Его характер не отличается покладистостью. Алексей сочетает все низменные пороки:
- злопамятность;
- бесстыдство;
- жестокость;
- трусливость;
- подлость;
- бесчестность.
Швабрин — совершенно другой человек, на фоне Гринева он выглядит сплошным комком недостатков. Он очень обидчив, легко обманывает окружающих, запоминает все оскорбления и унижения. Алексей труслив, он боится начальства и вышестоящих чинов. В нем нет чести и гордости, ради сохранности своей жизни он готов унижаться перед каждым.
Юноша часто клевещет и сплетничает: «В клевете его я видел досаду оскорбленного самолюбия» (цитатный отрывок из повести). Это подлый человек, способный ради своей выгоды подставить даже товарища. Он совершает бесчеловечные поступки, но стремится втереться в доверие ради хорошего отношения к своей персоне. При сопоставительной оценке двух героев читатель понимает, что Швабрин является антиподом Гринева и основным антагонистом повести.
Моральные ценности
У персонажей отличаются моральные ценности. Если Гринев — человек чести, благородный и смелый юноша, то Швабрин — подлый лицемер. Петр в первую очередь ценит личные качества окружающих, не обращает внимания на их положение в обществе. Он готов постоять за обиженных, помогает слабым и немощным.
Алексей сосредоточен на своей выгоде. Он обращает внимание только на положение человека, его финансовое состояние. Характер и личные качества его не интересуют. Ради достижения своих целей Швабрин готов даже нарушить законы, клятва верности государю и офицерская честь для него не важны.
Гринев — высокоморальный юноша. Все его поступки говорят о том, что главным в своей жизни он считает честь и репутацию. Он следует принципам, не отступает от них даже во время опасных ситуаций. Когда между соперниками возникли проблемы, дуэль стала для него лучшим выходом. Юноша сражался за честь дочери Миронова, соблюдая все правила поединка. Такой поступок Петр считал благородным и правильным.
Швабрину моральные принципы не важны. Этот человек поступает только так, как ему будет выгодно. При этом Алексей считает, что лесть, наглость и грубость — это не плохие качества. Юноша не понимает, насколько плохо поступает, когда нарушает правила и моральные нормы.
Во время дуэли Швабрин заботился не о ее проведении, а о сохранности своей жизни. Его не интересует честь и благородство. Даже удар своему противнику Алексей нанес, когда тот был беззащитным. И при этом молодой человек не думал о бесчестности своего поступка.
Краткий анализ двух личностей удобнее составить в виде таблицы по определенному плану:
Петр Гринев | Алексей Швабрин |
Характер | |
Спокойный, уравновешенный | Вздорный, агрессивный |
Моральные принципы | |
Главное — честь и репутация | Смысл жизни — богатство и почет |
Отношение к Марье Мироновой | |
Нежное и трепетное | Грубое и презрительное |
Поведение во время ареста | |
Уверенное и спокойное | Трусливое, нервное |
Благодаря сравнительной характеристике Гринева и Швабрина становится понятно, что моральные ценности и принципы у них противоположные.
Отношения с окружающими
В повести описывается не только конфликт двух персонажей, но и их отношения с другими героями. Им приходится общаться с разными людьми:
- капитан Миронов;
- его дочь Маша;
- Пугачев.
Хотя в повести есть политические события, больше внимания автор уделил любовному треугольнику. Если говорить кратко, то и Гринев, и Швабрин влюбились в одну девушку. Но Марья Миронова по-разному проявила интерес к двум ухажерам.
С Гриневым окружающие общаются с радостью. Этот юноша умеет проявлять уважение, он дружелюбный и искренний. Петр не лицемер, он не врет и не льстит знакомым. Благодаря этому его положение в обществе улучшается. Друзья знают, что на Гринева можно положиться — он не боится ответственности и готов постоять за товарищей.
У Швабрина отношения с окружающими другие. Он умеет вызвать интерес к своей личности, притворяется скромным и внимательным. Но при дальнейшем общении становится ясно, что это алчный и наглый человек. И первое впечатление о юноше портится. Окружающие общаются с ним неохотно, терпят его общество из вежливости, ведь он относится к дворянскому классу.
Петр Гринев влюбился в Машу, но пытался скрыть свои чувства из скромности. Он относился к девушке с нежностью и трепетом. Юноша проявляет уважение и к другим членам ее семьи, а особенно к отцу. Чтобы привлечь внимание Мироновой, Петр старается больше интересоваться ее увлечениями и личностью.
Швабрину тоже понравилась Марья — чистая и добрая девушка. Но она не проявляет взаимности, чем злит своего поклонника. Иногда Миронова смотрит на него с откровенным отвращением. Алексей из-за этого начал презирать девушку, а свою злость он вымещал на ее семье.
Отличается отношение юношей к Пугачеву. Гринев не поддерживает бунт и старается сторониться повстанцев. Несколько раз ему пришлось встретиться с зачинщиком. Петр выказал должное уважение, но при этом сохранил дистанцию. Он дал Пугачеву понять, что не разделяет его взглядов. Швабрин присоединяется к восстанию из-за страха. Он боится, что его могут казнить вместе с теми, кто не поддержал бунт. На самом деле интересы и взгляды Пугачева его не волнуют.
Поведение в опасных ситуациях
У юношей разные характеры и принципы, поэтому отличается и их поведение во время опасностей. На дуэли Гринев проявил благородство и честность, а Швабрин заботился только о себе.
При аресте персонажи также вели себя по-разному. Петр держался уверенно и спокойно. Он знал, что ни в чем не виновен, поэтому не должен отстаивать свою правоту. Юноша ни разу не упоминал имя Маши, чтобы девушку не впутывать в неприятную ситуацию. Гринев даже во время опасности думал не о себе, а о дорогих ему людях. Хотя пострадала его репутация, честь Мироновой осталась незапятнанной.
Для Швабрина арест оказался настоящим ужасом. Он считал, что не заслуживает приговора, несмотря на все прошлые поступки. Молодой человек нервничал, вел себя беспокойно, так как волновался за свою жизнь. Ненависть к сопернику заставила его клеветать на Гринева. Швабрин сказал, что Петр — настоящий преступник. Хотя на самом деле его противник не был предателем и двуличным человеком, а остался верным своим принципам.
В сочинении во время сравнительной характеристики Швабрина и Гринева становится ясно, что у юношей были и общие черты. Оба офицера принадлежат к богатым дворянским родам, они получили хорошее образование и знают французский язык. Но Петр и Алексей строили свою судьбу по-разному.
Еще тесты
Читайте также
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)
Повесть «Капитанская дочка» А. С. Пушкина рассказывает о приключениях молодого дворянина Петра Андреевича Гринева во время его военной службы:
- о его любви к дочери капитана крепости Маше Мироновой;
- о его конфликтах с одним из сослуживцев – Швабриным;
- о знакомстве и встречах с самым примечательным человеком своего времени Емельяном Пугачевым.
Приехав в Белогорскую крепость, располагавшуюся в Оренбургской губернии, Гринев познакомился со Швабриным на следующее утро.
Дружба и дуэль между Гриневым и Швабриным
Швабрин сам пришел к Гриневу, чтобы познакомиться с ним. Это был офицер, разжалованный из гвардии и сосланный в дальнюю крепость. Молодых людей дворянского сословия здесь больше не было, и Гринев быстро сошелся со Швабриным. Офицеров сближало происхождение, небольшая разница в возрасте, общность интересов, знание французского языка, на котором они обычно беседовали.
Но как покажет дальнейшее повествование, на этом сходство между Гриневым и Швабриным заканчивается, и начинаются противоположности, различия. Здесь мы попытаемся сделать сравнительную характеристику Гринева и Швабрина, показать, как они вели себя, оказавшись в одинаковых условиях.
Пока Швабрин оставался единственным, относительно молодым человеком в крепости, он мог не бояться конкуренции и надеялся сломить упорство Маши и жениться на ней. Но появление Гринева его не на шутку испугало. Он понимал, что Петр Андреевич был моложе его и привлекательнее внешне. Поэтому он с первых же дней выставил Машу «совершенною дурочкою», создав во мнении молодого человека предубеждение против девушки. Но Маша не была таковой. В конце концов, она обратила на себя внимание Гринева, который стал все чаще разговаривать с нею, и пришел к выводу, что Маша – благоразумная и чувствительная барышня.
Когда Гринев написал свое стихотворение, упомянув в нем Машу, Швабрин испугался того, что любовь между Гриневым и Марьей Ивановной окажется взаимной. Он спровоцировал конфликт и вызвал Петра Андреевича на дуэль. Фактически, дуэль между Гриневым и Швабриным была из-за капитанской дочки, хотя формально, Швабрин сделал вид, что Петр Андреевич оскорбил его. Швабрин хотел, во что бы то ни стало избавиться от соперника. Но применял для этого низкие, недостойные звания дворянина методы. На дуэли Швабрин нанес удар Гриневу, воспользовавшись замешательством Петра Андреевича, когда того окликнул Савельич. Швабрину не удалось убить соперника. Тогда он написал письмо отцу Петра Андреевича, в котором сообщил о дуэли, исказив истинные причины. Он надеялся, что старый майор потребует перевода Петра из крепости. Но и этого не случилось. Правда, Швабрин бесстыдным доносом все-таки добился своего – старый Гринев не дал благословения на брак Петра Андреевича с Машей, и Маша отдалилась от молодого человека.
Гринев и Швабрин во время пугачевского бунта
Делая сравнительную характеристику Гринева и Швабина. Необходимо также разобрать, как они вели себе во время пугачевского бунта. Когда произошел захват крепости, Швабрин один из первых присягнул Пугачеву, забыв о своем дворянском долге и о чести. Бесчестие Швабрина, клятвоотступничество до глубины души возмутило Гринева. Пугачев назначил Швабрина управлять Белогорской крепостью. Гринев, напротив, несмотря на свою молодость, посчитал для себя ниже своего достоинства кланяться и тем более «целовать ручку» мужику. Для него дворянская честь, верность долгу была превыше всего, о чем он и заявил Пугачеву. Верность присяге и долгу, проявленные капитаном Мироновым и другими защитниками гарнизона, только укрепили дух молодого офицера.
Не сумев завоевать сердце девушки, Швабрин пытался склонить ее к замужеству силой. Но Маша никогда не любила этого человека, интуитивно чувствуя низость его души, столь проявившуюся во время пугачевского бунта. Петр с помощью Пугачева освободил и увез капитанскую дочку из крепости.
Когда бунт был подавлен, началось расследование и поиск виновных, Швабрин и здесь продемонстрировал низость своей души. Он прекрасно знал, что Гринев не примкнул к пугачевскому движению, но оговорил его, чтобы только разлучить с Машей и отомстить.
Надо заметить, что Гринев всегда вел себя достойно, как настоящий дворянин, даже когда общался с разбойником. Он пытался уговорить Пугачева прекратить мятеж и «прибегнуть к милосердию государыни». Петр Андреевич искренне верил в то, что Императрица помилует бунтовщиков, если те сложат оружие и повинятся перед Ее Величеством.
Таким образом, сравнение характеров Гринева и Швабрина в повести «Капитанская дочка» показывают честность, искренность Гринева и бесчестие Швабрина. И как бы Швабрин ни пытался испортить жизнь и карьеру Гриневу, правда оказалась сильнее. Швабрин был наказан, а Гринев благодаря заступничеству Маши перед Ее Величеством, был оправдан и прожил долгую счастливую жизнь.
</ul>
Перед Вами сочинение –рассуждение о взаимоотношениях двух главных героев произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринева и Швабрина. Кстати, на сайте есть краткое содержание этого произведения, а также другие сочинения по произведению «Капитанская дочка».
Гринев и Швабрин
Герои повести Пушкина Петр Гринев и Алексей Швабрин сразу же привлекают внимание читателя. С самого начала знакомства с ними выясняется, что общего у этих людей очень и очень мало. Впрочем, они оба молоды, дерзки, горячи, умны и, вдобавок ко всему, имеют дворянское происхождение. Судьба распорядилась таким образом, что оба они оказались в далекой крепости и оба влюбились в капитанскую дочку Машу Миронову. И именно в чувстве к Маше начинает проявляться различие между героями.
Еще до того, как Петр Гринев познакомился с Машей, Швабрин уже позаботился о том, чтобы представить ее потенциальному сопернику «совершенною дурочкою». Швабрин язвителен и насмешлив, он пытается осмеять все и всех вокруг себя. Именно поэтому Гриневу становится все труднее и труднее с ним общаться.
«С А. И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал».
Первая крупная ссора, которая привела к дуэли, вспыхнула между Швабриным и Гриневым именно из-за Маши. Швабрин вознамерился опорочить честное имя девушки, попытался показать ее в самом невыгодном свете. Ссора показала Гриневу истинное лицо его противника. И он уже совсем иначе оценивает своего недавнего собеседника, с которым до этого пребывал в самых дружеских отношениях.
Уже только потом Петр Гринев узнает, что, оказывается, Швабрин питает к Маше нежные чувства. Он даже сватался к капитанской дочке, правда, получил отказ. Только тогда Петр Гринев догадался, что на самом деле Швабрин специально хотел опорочить бедную девушку в его глазах. Швабрин опасался соперничества и делал все возможное, чтобы устранить препятствие в лице Гринева.
Читателю кажется удивительным, что такая простая девушка, как Маша Миронова, могла вызвать к себе интерес у Швабрина. Очевидно, скромное изящество, чуткость и нежность Маши показались Швабрину вполне достойными внимания. Отказ Маши ранит самолюбие Швабрина и делает невозможным продолжение с ней каких-либо отношений. Надо ли говорить, что счастливый влюбленный Петр Гринев быстро становится врагом Швабрина.
Швабрин не отличается благородством. Именно поэтому он легко совершает предательство и переходит на сторону Пугачева. Как был изумлен Петр Гринев, когда увидел Швабрина среди приближенных Пугачева.
О чем может свидетельствовать предательство дворянина? Прежде всего это означает, что слово «честь» — для него пустой звук. Швабрин боится расстаться с жизнью, и он готов на все ради своего спасения, поэтому и встает на сторону мятежников. И теперь забыта присяга, данная государыне, забыты все идеалы и традиции дворянства.
Гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером. Офицерская честь для него превыше всего. Поэтому, невзирая на смертельную опасность, Гринев не изменяет воинской присяге и осмеливается вступиться за осиротевшую Машу Миронову. Таким образом, соперники в любви оказываются по разные стороны баррикады.
Два офицера — Петр Гринев и Алексей Швабрин — ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин—носители двух принципиально разных мировоззрений. Именно такими их изображает автор повести «Капитанская дочка».
Надеюсь, это сочинение помогло вам разобраться в характерах Гринева и Швабрина, натолкнуло на мысли для собственного сочинения.
Используемые источники:
- https://nauka.club/literatura/kharakteristika-shvabrina-i-grineva.html
- https://poetpushkin.ru/proza/kapitanskaya-dochka/sravnenie-grineva-i-shvabrina.html
- https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-grinev-i-shvabrin-po-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka/
Мы подготовили для Вас несколько сочинения на тему: «Возможен ли жизненный путь без ошибок». Используйте рассуждения в нашей статье для написания своего сочинения в школу (8-9 класс)
Сочинение 1
Жизненный путь – это процесс освоения и восприятия человеком окружающего мира, поиск своего места в нем. Жизненный путь уникален, каждый самостоятельно создает свою историю, наполненную взлетами и падениями, успехами и ошибками. Ошибки – самая нежеланная часть пути, через которую никому не хочется проходить, но возможно ли ее избежать? На мой взгляд, ошибки – это неотъемлемая часть человеческой жизни, ведь она помогает осознать что-то важное и приблизиться к истине.
Вспомним произведение М.А.Булгакова «Собачье сердце». Главный герой – профессор Преображенский, решается на очеловечивание пса Шарика, найденного на улице. Операция проходит успешно, но вместо доброй собаки на свет появляется аморальное существо: безобразный, агрессивный лгун и пьяница Полиграф Полиграфович. Шариков превращает жизнь профессора Преображенского и обитателей его квартиры в настоящий ад, и Филиппу Филипповичу ничего не остается, кроме как признать эксперимент неудавшимся и вернуть Шарикова в его первоначальное состояние. Таким образом, Преображенский, совершив ошибку, осознал, что не каждый индивид имеет право называть себя человеком и любое искусственное вмешательство в природу приводит к негативным последствиям.
Другой пример можно найти в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников – бедный студент, разочаровавшийся в жизни и не имеющий цели в ней, решается проверить собственную теорию, делящую общество на обыкновенных и необыкновенных людей. Он совершает преступление — убивает старуху-процентщицу и ее сестру, за что попадает в острог на каторгу. Спустя время Раскольников осознает, какую ужасную вещь совершил и раскаивается. Допущенная героем ошибка помогла ему понять, что нельзя слепо предаваться идеи, основанной на личной выгоде и эгоизме человека, и что никакое преступление не остается безнаказанным.
В заключение хотелось бы вспомнить русскую поговорку: «На ошибках учатся». Неудачи неизбежно сопровождают любую деятельность человека, подталкивая его к открытию чего-то нового, ранее не изученного. Вместо того, чтобы бояться допустить очередной промах, нужно понять, что опыт формируется методом проб и ошибок. Важно правильно относиться к собственным неудачам и стараться извлечь из каждой что-то нужное и полезное, ведь в этом и заключается развитие.
Многие люди проходят через препятствия в жизни, чтобы осуществить мечты. Судьбы людей уникальны. Однако без сложностей трудно представить взрослую жизнь. Просто одним людям выпадает испытаний больше, чем другим; такова жизнь. Возможен ли жизненный путь без ошибок? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть некоторые ситуации, в которые попали литературные герои.
Ошибки учат человека быть лучше, поэтому они необходимы. На первый взгляд данная мысль кажется сомнительной, но стоит обратиться к литературе, чтобы убедиться в её справедливости.
В романе «Преступление и наказание» великого классика Фёдора Достоевского изображен Родион Раскольников. Этот человек совершил не 1 убийство. Он лишил жизни и сестру старухи-процентщицы. Девушка была беременна. Родион мог быть просто уйти, его бы вряд ли вычислили. Однако ему не давала покоя совесть. Раскольников не смог бы нормально жить, поэтому он смог осознать свою ошибку. Да, он оказался в тюрьме. Однако именно это событие помогло ему отпустить свою вину. Да и Соня Мармеладова стала верной спутницей. Осознав ошибку, Родион научился ценить жизнь и мнение людей. Он пересмотрел своё поведение, даже смог поменять мировоззрение. Что стало бы с Раскольниковым, если бы он не извлек урока? Скорее всего, молодой мужчина просто бы зачах в тюрьме. Но он нашёл силы, чтобы поменять свои приоритеты. С этим и пришло понимание того, что жизнь продолжается. Бывают чудовищные ошибки, но даже после них можно что-то исправить. Человек наделен разумом и волей, которые помогают решать даже сложные задачи. Как видно из обозначенного выше примера, ошибки помогают человеку становиться лучше, если он осознал их, сумел обдумать ситуацию.
Ошибки являются частью жизни каждого человека. И исключений из этого правил нет.
В качестве подтверждения данной мысли стоит обозначить судьбы героев романа «Война и мир», считающегося величайшей эпопей всех времён. В ней Лев Николаевич сумел показать разные характеры и типы мировоззрений. Так, Андрей Болконский всегда почитал Наполеона, хотел быть похожим на этого человека. Однако ситуация на войне всё изменила. Во-первых, Андрей осознал, что война не красота и бравада, а кровь, мясо и смерть. Во-вторых, Болконский увидел Наполеона. Это был маленький человек, который не имел ничего героического в образе. Болконский разочаровывается. Он заблуждался, но смог осознать свои ошибки. Также в романе есть Пьер Безухов – персонаж, который постоянно ошибался: то влюбился в гулящую девушку, то стал масоном. Многие ситуации могли погубить Безухова. Он смог осознать ошибки, поэтому обрел своё счастье. Даже Наташа Ростова пересмотрела свою жизнь, осознав ошибки в любви и в быту. Человек не может всё знать и предугадывать, поэтому он и совершает ошибки, как герои «Войны и мира» Л.Н. Толстого.
Подводя итог, хочется обозначить важную мысль. Ошибки всегда будут у любого человека. Просто умные люди осознают их, получая хороший жизненный урок. Даже вычислительные машины иногда дают сбои в работе. Так почему же человек не может ошибаться?
Человек ищет себя метод проб и ошибок — это всем известный факт. Никому не удавалось с первых шагов обрести верный жизненный путь и определиться с приоритетами. Каждый из нас заблуждался и осознавал свою неправоту. Многие авторы выражали те же взгляды на самоопределение личности.
Например, А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» описал процесс взросления и самопознания Петра Гринева. Главный герой книги начал свой жизненный путь с многочисленных ошибок. В свои 16 лет он был совсем еще мальчиком, безответственным и необразованным. Он не ценил то, что имел, и тратил все свободное время на развлечения. Тогда отец решил пресечь это и отправил своего отпрыска в отдаленную крепость, где служба должна была закалить его характер и научить его дисциплине. Однако в первые дни вдали от родительского ока Гринев не спешил дисциплинироваться. По дороге в часть он напился, проиграл крупную сумму денег, поссорился со сопровождающим. Однако Петра выручало то, что он мог признать свои ошибки и исправить их. Он извинился перед Савельичем и больше не притрагивался к спиртному. Азартные игры он тоже решил исключить из досуга. Благодаря этим урокам Петр смог упорядочить свою жизнь, избавив себя от пагубных соблазнов. На службе Гринев возмужал, проявил себя в битвах с восставшими и спас свою невесту. Впоследствие герой завел семью и не возвращался к тому, что оставил в прошлом — азартным играм, грубости и алкоголю. Но этот пример убеждает нас, что даже такой добрый и порядочный человек, как Петр, не мог найти свой путь без проб и ошибок.
Рассмотрим еще один пример. В произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы встречаем героиню, которая тоже не смогла избежать ошибок на своем жизненном пути. Татьяна Ларина влюбилась в человека, который не хотел заводить семью и жертвовать «постылой свободой». Она даже отправила ему письмо с признанием и поставила под удар свою репутацию. Евгений не воспользовался опрометчивостью юной девушки. Его тронула ее прямота. Но он преподал ей жизненный урок, указав на опасность и неуместность подобных посланий: «Не всякий вас, как я, поймет». Татьяне было очень стыдно, она залилась румянцем. Долго она страдала от безответности своих чувств. Однако жизнь шла своим чередом, и героине нужно было строить семью. Она вышла замуж за человека, который безумно полюбил ее и носил на руках. Этот мужчина имел твердые принципы и не боялся ответственности. Он дал Татьяне богатство и высокое положение. Он окружил ее заботой и уважением. Она не смогла полюбить его, но ставила семью и честь выше страстей. Когда Онегин признался ей в любви, она назвала его чувство «мелким» и пристыдила. Татьяна признала ошибку своей юности и была благодарна Евгению за тот урок, который помог ей расставить жизненные приоритеты и определить свой путь. Этот пример показывает, что даже самые добродетельные девушки не могут найти свой путь без ошибок и заблуждений.
Таким образом, поиски жизненного пути всегда пролегают через тернии и тьму, и человеку очень легко оступиться, принять желаемое за действительное или просто стать жертвой обмана. Поэтому не стоит судить людей за их прошлое: важно то, кем они стали в настоящем, когда смогли исправить все свои ошибки и недочеты.
Сочинение 2
Жизненный путь… Что он из себя представляет? Каким должен быть этот путь? Возможно ли избежать ошибок при его поиске?
Жизнь представляет собой череду решений, которые могут оказаться как ошибочными, так и правильными. Прямо или косвенно эти действия влияют на всю нашу жизнь. Каждый день нам приходится принимать множество решений, пусть даже иногда кажущихся незначительными, но от которых в итоге могут зависеть значимые вещи.
В нашей жизни мы делаем множество ошибок, о которых можем жалеть, но из некоторых можно усвоить некий урок, приобрести опыт. Как говорил А.С. Пушкин, «опыт — сын ошибок трудных и гений парадоксов друг». Во многих произведениях герои приобретали какой-либо опыт, учились на своих же ошибках. Так, например, в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский ищет свой жизненный путь, своё призванье. В начале романа молодой князь представляется нам как фанат «Наполеоновской» идеи. Культ Наполеона, мечты о славе на фоне разочарования в светской жизни, а затем и безуспешная попытка найти свой «Тулон». Князь Андрей совершил ошибку, пошёл по ложным ценностям. Мечты о славе, о своём Тулоне — всё это оказалось пустым и не нужным. Ошибка привела его к понимания истинных и вечных ценностей в жизни. Он понял: жизнь ради славы не сделает его счастливым, если в душе не будет стремления к чему-то вечному, высокому. Автор хотел показать, что возможно без этой ошибки, герой бы не нашёл смысл своей жизни, путь, который привёл бы его к счастью.
Еще одним примером того, как ошибка помогает герою выбрать правильный путь может служить роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой, Родион Раскольников, создал теорию, по которой все люди делятся на «тварей дрожащих» и «право имеющих». На протяжении произведения Родион остается уверенным, что он прав в своей теории. Герой даже готов признать, что сам он не выдержал проверку и оказался «вошью, как все». На призыв Сони «страдание принять и искупить им себя» Раскольников жестоко ответил, что он не хуже остальных, ведь «они» проливают куда больше крови. Родион идёт на каторгу не потому, что разуверился в своей идее, а потому, что не может больше выносить свою «отчуждённость». Только ощутив любовь к Соне, Раскольников ощущает раскаяние. Так автор показал, что ошибка, совершенная главным героем, в итоге поставила его на истинный путь искупления и привела к обретению любви и земного счастья.
Итак, исходя из приведенных мною аргументов, я могу сделать вывод, что ошибки, совершаемые при поиске жизненного пути, необходимы для получения жизненного опыта. А без опыта, невозможен и жизненный путь.
Сочинение 3
Возможно ли прожить свою жизнь без ошибок? Большинство на данный вопрос ответят «нет» и приведут множество примеров ошибок из своей и чужой жизни, а также из литературы. Но так ли невозможна «безупречная жизнь», как нам это кажется? Стоит отметить, что само понятие «ошибка» является относительным, ведь каждый сам определяет для себя границы дозволенного, разделяет свои поступки на «плохие» и «хорошие». Однако не существует общего правила, по которому то или иное действие объективно можно назвать ошибкой. Само слово «ошибка» призвано обозначить поступок, который по каким-то причинам мы уже не считаем подходящим для ситуации, оправданным, или же просто «хорошим» с точки зрения нравственности. Избежать ошибок возможно, как бы странно это не звучало. Можно уходить от них всю свою жизнь, не делая ничего необычного.
Для достижения результата достаточно просто стереть в своём сознании понятие «ошибка». Например, изменить внутреннее понятие о нравственности до такой степени, чтобы самые страшные действия, даже убийство, считать для себя чем-то приемлемым. Есть и другой вариант: поверить в судьбу и считать, что всё в этом мире когда-то было предначертано и предсказано, а, следовательно, человек в любом случае поступил бы так, как поступил. Это была его судьба, и противиться ей он не мог. На самом деле, многие авторы задумываются над этим непростым вопросом в своих произведениях, но читатель редко обращает внимание на подобные размышления. В произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой создаёт собственную теорию, по которой всех людей можно разделить на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Как считает Раскольников, вторые имеют право совершать любые действия ради исполнения высшего предназначения – вертеть колесо прогресса, помогать человечеству развиваться, совершать великие подвиги и открытия.
Таким образом, он утверждает, что для некоторых людей, к которым он причисляет и себя, цель оправдывает средства. Причём, оправдать можно даже совершенно ужасные поступки, которые, с точки зрения общества, являются преступлениями. Так, Раскольников до самого конца не признаёт, что убийство старухи-проценщицы – это страшная ошибка: “Вот в чём одном признавал он своё преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною”. Да, Раскольников признавал множество своих ошибок, но некоторые поступки считал вполне оправданными. Таким образом, изменив свой взгляд на понятия «хороших» и «плохих» поступков, он начал считать свои ошибки ни чем иным, как шагом для достижения великой цели. Не сложно представить себе человека, который развил бы данную теорию ещё дальше, считая, что абсолютно все его поступки оправданы.
С другой стороны, рассуждая об ошибках, их причинах и следствиях, можно вспомнить людей, беззаветно верящих в судьбу и предопределение. Такая позиция рассматривается в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Из всех персонажей ход судьбы заранее известен Воланду и его помощникам. Именно он предсказал смерть Берлиоза, которая произошла в самом начале истории. Знаменитая фраза: «Аннушка уже разлила масло» говорит о том, что судьба главного редактора предрешена. Возможно, кто-нибудь мог бы предотвратить эту трагедию? К сожалению, это было невозможно, ведь злой рок уже пал на него. Нельзя винить Берлиоза в неосторожности, ведь он не мог изменить свою судьбу. Также, как и не мог спасти его поэт по прозвищу Бездомный или водитель трамвая, или случайный прохожий. Возникает вопрос: является ли ошибкой Берлиоза его неосторожность, или всё было предрешено? Именно такой логикой руководствуются фаталисты, утверждающие, что исход каждого поступка заранее определён Высшими силами.
С данной точки зрения, человек вообще не совершает ошибок, а лишь исполняет своё предназначение. Каков же итог размышлений над данной проблемой? Существует множество различных точек зрения на устройство мира и положение человека в нём. Именно от нашего взгляда на ситуацию порой зависит её толкование. Одно и то же событие может быть по-разному истолковано разными людьми. А, учитывая то, что понятие «ошибка» неразрывно связано с особенностями мировосприятия человека, то можно сделать вывод, что, изменив взгляд на мир и на собственные поступки, можно и вовсе не совершать ошибок. Возведённая в абсолютную степень эта идея звучит неправдоподобно, однако её подтверждения мы встречаем как в повседневной жизни, так и в литературе. В данном вопросе огромную роль играет взгляд на ситуацию, что ещё раз доказывает важность мировоззрения в нашей жизни.
Сочинение на тему капитанская дочка
Здесь вы можете ознакомиться с примером хорошего сочинения на тему «Капитанская дочка». Сочинение написано по одноименной повести А. С. Пушкина специально для посетителей этого сайта и нигде более не публиковалось. Обычно это сочинение пишут в 8 классе школы.
Капитанская дочка
Александр Сергеевич Пушкин — величайший, известнейший и самый читаемый русский поэт, писатель, драматург. За всю свою небольшую жизнь он написал очень много стихотворений, повестей и романов, которые являются актуальными и по сей день. Одним из лучших, по моему мнению, является его произведение «Капитанская дочка».
«Капитанскую дочку» многие называют повестью, но на самом деле это исторический роман, охватывающий очень трагический промежуток времени. Действие происходит в семидесятых годах восемнадцатого века в период народного бунта под предводительством Емельяна Пугачева. Тема восстания в этом произведении не особо важна, ведь Александр Сергеевич старается показать нам те чувства и ощущения, которые испытывали люди, принимающие участие в этой трагедии.
Основной сюжет крутится вокруг одного из главных героев — Петра Гринева. Это молодой семнадцатилетний офицер, которого отправили на службу в Белогорскую крепость. На его долю выпало очень много сложных испытаний. Но Гринев — это честный, добрый и благородный человек. Именно эти качества помогли ему преодолеть все трудности. Несмотря на то, что он — дворянин, отдать свой заячий тулуп крестьянину, который вывел их кибитку из бурана, Петр не отказывается. Также наш молодой офицер — патриот. Когда Белогорскую крепость захватывают и всех пленных ведут на присягу к Пугачеву, Гринев отказывается ее принять, так как он «присягал государыне императрице».
Ко всему прочему главный герой еще умеет любить. Он признается «в сердечной склонности» дочке капитана крепости — Маше Мироновой. И несмотря на то, что получает отказ в родительском благословении, продолжает испытывать к ней сильные чувства. Когда Маша заболевает, Гринев, рискуя своей жизнью ради любимой, едет в Оренбург, чтобы просить помощи.
Сама капитанская дочка тоже всем сердцем любит Петра. Эта благоразумная и чувствительная девушка предпочитает смерть замужеству с поручиком Швабриным — полной противоположностью Гринева. И также именно она после конца восстания едет к самой императрице, для того чтобы спасти своего возлюбленного от клеветы, позора и вечной ссылки в Сибирь. И у нее получается это сделать, благодаря своей любви и верности Петру. На протяжении всего романа мы видим, как Маша Миронова из хрупкой, неуверенной в себе девушки превращается в эмоционально сильную личность, которая ради любимого человека готова отправиться хоть на край света. И это заслуживает уважения.
Думаю, не стоит объяснять почему для меня произведение «Капитанская дочка» — одно из лучших. Когда его читаешь, невольно хочется во всем быть похожим на главных героев. Пушкин хотел показать нам, что в какой бы ситуации не находился человек, крайне важно не терять честь и достоинство. Все эти качества делают из нас «Гриневых», а не «Швабриных». Именно поэтому это не просто повесть или исторический роман, это история о морали и нравственности, о долге перед Родиной и патриотизме, о настоящей любви и благородстве.
Сочинения по произведению «Капитанская дочка» А. С. Пушкина
Сочинения Сочинения по произведениям Пушкин А.С. Капитанская дочка Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)
Сочинения по роману «Капитанская дочка» Пушкин А.С.
Народ в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин создал поистине народные характеры, поистине русские. Он показал, что наравне со свободолюбием и мятежностью, наравне с величием и достоинством, национальному характеру присущи смиренность и послушание — качества, сформированные многовековым рабством. Как пример таких характеров в повести следует рассматривать образы Савельича и капитана Миронова.
Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» рассказывает о крестьянском восстании под предводительством Емельяна Пугачева. Можно сказать, что все основные события произведения происходят в одном месте – в Белогорской крепости, которая находилась в Оренбургской губернии. Именно эту крепость захватывает Пугачев, именно там он устанавливает свою власть, именно там он планирует свои дальнейшие действия.
Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина – главных героев повести «Капитанская дочка»
В основе повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» представлены столкновение и большой человеческий конфликт взлядов, характеров, натур.
Гринев и Швабрин – два совершенно протвоположных представителя русского дворянства.
Гринев представляется нам человеком добрым, послушным родительской воле, благородным и честным.
Мое любимое произведение А.С.Пушкина (повесть «Капитанская дочка»)
Я знакома уже со многими произведениями А.С.Пушкина. Родоначальник русской литературы, он ныне самый популярный, любимый и читаемый поэт нашей страны. Каждый человек в России, да и во всем мире знает его имя.
Не так давно я прочла произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка», которое стало моим самым любимым.
Береги честь смолоду. (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Нам выпало жить в страшное (я не побоюсь этого слова) время, когда экономический кризис в стране повлек за собой бездуховность, безнравственность, беспринципность. Люди замкнуты и злы, основная проблема большинства из них — добыча денег и пропитания. Не хочу быть строгим судьей, но понятие честь, по-моему, многим людям в наше время вовсе не знакомо. А если и знакомо, то воспринимается как пережиток прошлого.
Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
«Капитанская дочка» — одна из самых известных исторических повестей А.С. Пушкина. Она рассказывает о сложном периоде в жизни России, связанном с крестьянским бунтом под предводительством Е. Пугачева.
Основные события в произведении связаны с Петром Гриневым – молодым дворянином.
Характеристика Маши Мироновой и Гринева
Роман написан в виде мемуаров Петра Андреича Гринева, где он вспоминает свою молодость и встречи с “разбойником Пугачевым”. Детство и юность Гринева ничем не отличались от жизни других барчат-недорослей, поэтому в романе об этом сказано вскользь, а вот о предстоящей службе в армии Гринев рассказывает подробно, ибо мечтал служить в Петербурге, в гвардии, надеялся на веселую и беззаботную жизнь.
Смысл эпиграфов в «Капитанской дочке»
В конце двадцатых – начале тридцатых годов А.С. Пушкин обращается к изучению русской истории. Его интересуют великие личности, их роль в становлении государства. Писатель обращается к актуальной теме крестьянских выступлений. Результатом его трудов стали произведения – «История Пугачева», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник».
«Капитанская дочка» — итоговое произведение Пушкина.
Судьба Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Самый романтический образ повести — образ дочери коменданта Белогорской крепости Маши Мироновой. Доброта, совесть, душевная щедрость – вот основные качества, которые видим мы в этой героине.
Маша выросла и повзрослела рядом со своими скромными и добрыми родителями, в стенах Белогорской крепости.
Изображение народа и Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
В исторической повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкин обращается к XVIII веку, к крестьянскому восстанию под предводительством Емельяна Пугачева. Действие в произведении происходит в 1772-1775 годах. Пушкин считал, что в повести должна быть “историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании”.
Сочинение на тему Капитанская дочка
«Капитанская дочка» одно из самых замечательных произведений Александра Сергеевича Пушкина. Оно написано в 1836 году и до сих пор передает те события так красочно и не забываемо.
Читая повесть, невозможно не восхищаться характером Петра Андреевича Гринева. Будучи взрослым человеком он честно признавался в том, что в отроческие годы жил как босый пацан, бегал за птицами и играл в игры с другими босыми мальчишками. В семнадцать лет по велению родного отца поехал в Белогорскую крепость. По пути Петруша с своим слугой Савельичем заехали в Симбирск. Там, будучи чрезмерно самоуверенным и легкомысленным, Петруша проиграл 100 рублей в снукер Зурину. Усвоив, что долг платежом красен, он грубо разговаривает с Савельичем, чтоб тот выдал ему нужную сумму. Но Петр умеет прислушиваться к совести и признавать себя неправым; поэтому он позже извиняется перед Савельичем. Молодежный, с отсутствием мало хоть маломальского опыта и наивный, он страшно мечтает поскорей повзрослеть. Однако для этого он часто выбирает не те способы. И хотя в душе он добр и стыдиться плохих поступков, которые совершает по неопытности, все равно не перестает экспериментировать со своим поведением.
Встретившись во время бурана с путником, который вывел их к настоящему двору, Петруша одаривает его заячьим тулупом, поступая благородно.
Первые впечатления Петруши от Белогорской крепости сразу были не лучшими. Он скучает. Он начал увлекаться написанием стихов и постепенно влюбляется в Машу Миронову. Из-за любви к Маше он решается на дуэль с Швабриным. Ну и Петруша показывает себя с другой стороны как защитник, благодетель и отважный человек. Он уже не дворянский мальчишка, он умеет постоять за свою честь, умеет обращаться со оружием.
Большое влияние на характер Петруши сыграла любовь его к Марии. Мы видим, что Петруша не просто влюблен, он готов сделать все для своей возлюбленной. Взросление Петра и готовность к самопожертвованию проявляются во время казни Петруши, когда он вел себя спокойно и смело смотрел в глаза Пугачеву.
Предложение Пугачева перейти к нему Петруша отверг и остался верен присяге, не изменил своей чести.
Любовь к Маше заставила Петрушу нарушить воинскую дисциплину. Спасая Савельича, Петруша вновь проявляет доброту и смелость. Смело и правдиво он разговаривает с Пугачевым, чем вызывает доверие и тем самым спасает и себя и свою возлюбленную Марию.
Петруша все же не задумывается как со стороны он выглядит, когда принимает помощь Пугачева. Но все же попав в тюрьму, Петруша даже и не пытался защищать себя, не желая впутывать в судебный процесс Марию.
В повести мы видим постепенно взрослеющего Петра, свято соблюдающего данную присягу и завет отца. Его характер, порой юношеский, но добрый и стойкий. Умение платить добром за добро и быть благородным не может не вызывать восхищение.