Что попросила средняя дочь в сказке аленький цветочек

Литературная викторина по сказке с. аксакова аленький цветочек. 1. кто написал сказку аленький цветочек? 2. кто рассказал аксакову сказку

Литературная
викторина по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек».

1. Кто написал 
сказку «Аленький цветочек»?  ___________________________________________________

2. Кто рассказал
Аксакову сказку про аленький цветочек?  _________________________________________

3. Какими словами
начинается эта сказка? _______________________________________________________

4. Как звали отца
сестёр из сказки «Аленький цветочек»? __________________________________________

5. Кем по роду
занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»?
____________________________

6. Каким видом
транспорта пользовался отец для своих торговых дел?
______________________________

___________________________________________________________________________________________

7. Какими чисто
российскими товарами торговал отец? ___________________________________________

___________________________________________________________________________________________

8. Как звали
старшую дочь? __________________________________

9. Как звали
среднюю дочь? __________________________________

10. Как звали
младшую дочь? _________________________________

11. Где достал
купец подарки средней и старшей дочери? Какие? ___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Какая из
дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек?
_________________

13. Что было особенного
в аленьком цветочке? __________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

14. Как она узнала
о существовании аленького цветочка? __________________________________________

___________________________________________________________________________________________

15. Что случилось
с купцом в дороге? __________________________________________________________

16. Назовите
полное имя хозяина аленького цветочка. 
____________________________________________

17. Опишите
внешний вид чудища. 

Страшен
был зверь ________________, чудо ___________________: руки ______________, на
руках когти ____________________, ноги _______________, спереди – сзади горбы
великие _________________, весь __________________ отверху донизу, изо рта
торчали ________________________, нос ___________, как у  _________________ а,
а глаза были _____________________.

18. Какими
положительными качествами обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей?

___________________________________________________________________________________________

19. Чем прогневал
отец чудище, когда находился у него в гостях?
___________________________________

___________________________________________________________________________________________

20. Где рос
аленький цветочек? ________________________________________________________________

21. С каким
условием чудище мохнатое отпустило купца? _________________________________________

___________________________________________________________________________________________

22. Какой
волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро
очутиться дома?

___________________________________________________________________________________________

23. «Долго купец
думал думу крепкую и придумал… Фальши у него на уме не было, а потому он
рассказал, что у него было на мыслях. Зверь лесной, чудо морское и без того их
знал; видя его правду, он и записи с него заручной не взял…». Объясните, что
такое «запись заручная»? ________________________

24. На какой палец
надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского,
зверя лесного? ______________________________________________________________________________

25. Что стало с
сорванным аленьким цветочком?  _________________________________________________

26. Вспомни и
вставь пропущенные слова.

            «Очутилась
она во дворце зверя ___________________________, чуда  ________________________,
во палатах высоких,  _________________________,   на кровати из резного золота
со ножками  _____________________, на пуховике пуха  ________________________,
покрытом золотой камкой…». Что такое «камка»?
__________________________________________________________________________

27. Как жилось
девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского?
_________________________________

___________________________________________________________________________________________

28. Какой наряд
выбрала Настенька из тех, которые предложило ей чудо – зверь?
_____________________

___________________________________________________________________________________________

29. Какие животные
и птицы встретили Настеньку в саду чудища? __________________________________

___________________________________________________________________________________________

30. Какие птицы
доставили Настеньку во дворец к чудищу?
________________________________________

31. Чем занималась
Настенька во дворце чудища? ________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

32. Какое
волшебное приспособление показало Настеньке чудеса земные, глубины морские?

___________________________________________________________________________________________

33. Что удивило
Настеньку в увиденном ею морском царстве? _____________________________________

34. Через какое
время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь? _______________________________

___________________________________________________________________________________________

35. Что привезла
Настенька в подарок своим сёстрам, когда приехала в родительский дом в гости?

___________________________________________________________________________________________

36. Дочь купца
вернулась во дворец с опозданием, потому что, _____________________________________

___________________________________________________________________________________________
37. Что произошло во дворце чудища, когда Настенька не
приехала к назначенному сроку?
___________________________________________________________________________________________

38. Где нашла
Настенька своего друга милого, господина любимого?
________________________________

___________________________________________________________________________________________

39. Как выдумаете,
почему умер зверь лесной? ___________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

40. Кем оказался
зверь лесной, чудо морское? ___________________________________________________

41. Какой по счёту
пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь? _________________________

42. Сколько лет
провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского?  ______________________________

43. Какое чувство
руководило сестрами, когда они переводили стрелки на час назад? __________________

44. Как вы думаете,
что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литературная
викторина по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек». (ответы)

1. Кто написал 
сказку «Аленький цветочек»?  Сергей Тимофеевич Аксаков

2. Кто рассказал
Аксакову сказку про аленький цветочек? Ключница Пелагея

3. Какими словами
начинается эта сказка?  «В некотором царстве, в некотором государстве …»

4. Как звали отца
сестёр из сказки «Аленький цветочек»? Степан

5. Кем по роду
занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»? Купец, торговый
человек

6. Каким видом
транспорта пользовался отец для своих торговых дел? Торговыми кораблями,
потому что вёл торговлю он со странами, до которых можно только добраться по
воде

7. Какими чисто
российскими товарами торговал отец? Сибирские меха, уральские самоцветы и
камни, жемчуг и многое другое

8. Как звали
старшую дочь? Прасковея

9. Как звали
среднюю дочь? Марфа

10. Как звали
младшую дочь? Настенька

11. Где достал
купец подарки средней и старшей дочери? Какие? Средней — золотой венец из
каменьев самоцветных — у заморской королевишны в темнице каменной, за тремя
дверями железными, за тремя замками немецкими; старшей — «тувалет» из хрусталя
восточного — у дочери короля персидского в терему каменном, на горе каменной,
за семью дверями железными, за семью замками немецкими, а ключи носит
королевишна на поясе.

12. Какая из
дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек? Младшая

13. Что было
особенного в аленьком цветочке? Аленький цветочек был такой, краше которого
не было больше цветка на свете

14. Как она узнала
о существовании аленького цветочка? Она увидела его во сне и была поражена
его красотой

15. Что случилось
с купцом в дороге? На его караваны напали разбойники

16. Назовите
полное имя хозяина аленького цветочка.  Зверь лесной, чудо морское

17. Опишите
внешний вид чудища.  Страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на
руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжие,
весь мохнатый отверху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у
беркута, а глаза были совиные.

18. Какими
положительными качествами обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей?
Доброе сердце, гостеприимство, речи ласковые и толковые.

19. Чем прогневал
отец чудище, когда находился у него в гостях? Он самовольно сорвал любимый
цвкток хозяина

20. Где рос
аленький цветочек? В саду, на зелёном пригорке

21. С каким
условием чудище мохнатое отпустило купца? Если он пришлет вместо себя одну
из дочерей

22. Какой
волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро
очутиться дома? золотой перстень

23. «Долго купец
думал думу крепкую и придумал… Фальши у него на уме не было, а потому он
рассказал, что у него было на мыслях. Зверь лесной, чудо морское и без того их
знал; видя его правду, он и записи с него заручной не взял…». Объясните, что
такое «запись заручная»? Расписка

24. На какой палец
надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского,
зверя лесного? На правый мизинец

25. Что стало с
сорванным аленьким цветочком?  Прирос к прежнему стеблю

26. Вспомни и
вставь пропущенные слова.

            «Очутилась
она во дворце зверя лесного, чуда  морского, во палатах высоких, 
каменных,   на кровати из резного золота со ножками  хрустальными,
на пуховике пуха  лебяжьего, покрытом золотой камкой…». Что такое
«камка»? Шелковая цветная ткань с узорами

27. Как жилось
девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского? Исполнялись все ее желания

28. Какой наряд
выбрала Настенька из тех, которые предложило ей чудо – зверь? Свой
собственный сарафан

29. Какие животные
и птицы встретили Настеньку в саду чудища? Олени, козлёнок, павлины, райские
птицы

30. Какие птицы
доставили Настеньку во дворец к чудищу? Белоснежные лебеди

31. Чем занималась
Настенька во дворце чудища? Вышивала, гуляла по саду, каталась на лодке по
пруду, пела песни.

32. Какое
волшебное приспособление показало Настеньке чудеса земные, глубины морские?  Блюдечко
с катающимся по нему наливным яблочком

33. Что удивило
Настеньку в увиденном ею морском царстве? Морские коньки

34. Через какое
время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь? За час до истечения 3 дней
и 3 ночей, на вечерней заре.

35. Что привезла
Настенька в подарок своим сёстрам, когда приехала в родительский дом в гости? Сундуки
с богатыми нарядами.

36. Дочь купца
вернулась во дворец с опозданием, потому что, сестры перевели часы назад, а
чтобы никто не заметил этого, закрыли ставни.

37. Что произошло
во дворце чудища, когда Настенька не приехала к назначенному сроку? Всё
погибло там, замерло, затихло, свет небесный погас.

38. Где нашла
Настенька своего друга милого, господина любимого? На пригорке, в саду,
обнимающим аленький цветочек.

39. Как выдумаете,
почему умер зверь лесной? От тоски, от любви к Настеньке, потому что
подумал, что она больше не вернётся.

40. Кем оказался
зверь лесной, чудо морское? Заколдованным принцем

41. Какой по счёту
пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь? Двенадцатой

42. Сколько лет
провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского?  30 лет

43. Какое чувство
руководило сестрами, когда они переводили стрелки на час назад? Зависть

44. Как вы
думаете, что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами? Верность
данному слову; преданность; бескорыстная, искренняя любовь

Заполненный читательский дневник по произведению здесь

Другие читательские дневники здесь

Иллюстрации к произведению вы можете посмотреть здесь (большая подборка иллюстраций, 16 иллюстраторов)

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Купец сорвал аленький цветочек в саду чудища в подарок младшей дочери, она вместо отца отправляется к чудищу в наказание, влюбляется в чудище, которое оказалось заколдованным человеком.

Краткое содержание произведения «Аленький цветочек» можно прочитать ниже

В одном царстве-государстве жил богатый купец. Было у него три дочери-красавицы. Очень любил купец дочерей, но младшую – больше всех, так как была она к отцу самой ласковой.

Как-то раз собрался купец за море торговать, позвал дочерей и спросил, каких гостинцев они хотят, чтобы он им привез из путешествия.

Отец сказал, что привезет старшей дочери такой венец.

Средняя дочь попросила отца привезти ей хрустальный туалет, чтобы смотрелась она в него и не старилась, а только красивее становилась.

И средней дочери купец пообещал привезти такой гостинец.

Младшая дочь попросила отца привезти самый красивый на свете цветочек аленький.

Отец не смог пообещать найти такой цветок, но сказал, что постарается.

Долго ездил купец, торговал. Отыскал венец для старшей дочери, туалет для средней дочери, а цветочка аленького не мог найти.

Однажды напали на купца разбойники. Бросил все товары купец и побежал спасаться от плена. Забрел он в лес дремучий. Долго ходил, не мог найти дороги. Вдруг увидел купец зарево. Испугался, но пошел вперед и вышел ко дворцу, сияющему драгоценными камнями.

Из окон дворца играла красивая музыка, вокруг фонтаны, богатство невиданное, но хозяина нигде не было.

Захотелось купцу поспать, и увидел он кровать из чистого золота, лег и подумал увидеть дочерей своих во сне. Уснул купец и видел во сне, что старшая и средняя дочери были веселые, с женихами, а младшая одна и грустила по отцу.

Встал купец, нашел одежду, приготовленную для него, еду вкусную. Умылся, оделся, поел угощение и отправился дальше дворец смотреть.

Из окон увидел он сад с разными необычными цветами. Долго ходил купец, любовался. Потом увидел на пригорке цветочек аленький, который просила младшая дочь, и сорвал его.

Вдруг раздался гром, и появилось чудище, заревело страшным голосом на купца, что тот сорвал его любимый цветок, и решило убить его.

Испугался купец, стал просить чудище простить его. Рассказал купец про дочерей и сказал, что сорвал цветок для любимой младшей дочери. Попросил купец отпустить его домой и подарить цветочек аленький.

Чудище не согласилось, но сказало, что отпустит купца, если тот пообещает прислать к нему одну из дочерей. Только должна дочь приехать по своему желанию, или купец должен вернуться на казнь к чудищу.

Дал зверь лесной купцу перстень волшебный, и очутился купец дома. Дочери выбежали встречать отца. Но отец был очень печальный. Старшие дочери стали спрашивать, не потерял ли он своего богатства, а младшая попросила рассказать, что случилось.

 Отдал отец гостинцы дочерям.  Старшие убежали их разглядывать, а младшая заплакала, увидев цветочек аленький.

Сели пировать отец с дочерьми, приехали гости.

Утром позвал купец старшую дочь, рассказал о своем приключении и спросил, хочет ли она поехать к чудищу. Старшая дочь отказалась. Средняя тоже. Только младшая дочь пожалела отца, так как для нее он сорвал цветочек аленький.

Отец сильно расстроился, но отпустил младшую дочь.

Очутилась девушка во дворце у чудища. Пошла она осматривать дворец. Зашла в сад, нашла пригорок и хотела посадить на место цветочек аленький, но он сам вырвался у нее из рук и прирос.

Вернулась девушка во дворец, увидела накрытый стол, а на стене послание от чудища. Чудище обещало исполнять все ее желания.

Захотела девушка написать письмо отцу. Всё тут же исполнилось. Написала она, что чудище исполняет все ее желания.

Стала девушка жить во дворце и общаться с чудищем через надписи на стене.

Потом захотела девушка услышать голос чудища. Сначала он побоялся испугать ее, потом согласился. Девушка испугалась, но потом привыкла. Стали они разговаривать каждый день.

Попросила девушка увидеть чудище. Отказался он, но потом согласился.

Сильно испугалась девушка. Чудище расстроилось. Потом девушка пересилила себя, и стали они с чудищем общаться.

Приснился как-то сон девушке, что ее отец заболел. Загрустила девушка, стала проситься навестить семью. Чудище отпустило ее, но сказало, что если она не вернется вовремя, то он умрет.

 Дома все обрадовались. Но старшие сестры позавидовали младшей сестре, стали ее уговаривать не возвращаться к чудищу, чтобы он умер. Младшая сестра не согласилась. Отец похвалил ее. Тогда старшие сестры обманули младшую, перевели часы на час назад. Опоздала девушка к чудищу.

Когда вернулась она во дворец к зверю, долго его искала. Он умирал. Но девушка сказала, что любит его, и зверь ожил.

          Оказался зверь заколдованным принцем и женился на дочери купца.

Краткое содержание произведения «Аленький цветочек» для читательского дневника

Поехал купец за море торговать.     Нашел он подарки для своих старших дочерей, а цветочка аленького для младшей не нашел.

Напали на купца разбойники. Он побежал в лес и вышел ко дворцу. В саду он сорвал цветочек аленький.

Появилось чудище и сказало, чтобы купец прислал во дворец дочь или вернулся сам.

Младшая дочь попала во дворец.

Чудище стало исполнять ее желания. Они стали разговаривать. Потом увидела девушка чудище и полюбила.

Чудище отпустило девушку домой погостить.

Дома старшие сестры обманули младшую.

Когда она вернулась, чудище умирало. Девушка заплакала, сказала, что любит его. Зверь ожил и стал принцем. Они поженились.

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Тема урока: «Герои сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»»

Метапредметные: создать условия для формирования УУД.

Воспитательные: воспитать интерес к миру русской поэзии и жизни талантливых людей.

Средства: проектор, ноутбук, экран, мультимедийная презентация.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Мотивация

Закончилась перемена,

Прозвенел звонок.

И мы начинаем

Чтения урок.

— Добрый день, ребята! Меня зовут Мария Максимовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Тихонько садимся.

— Перед началом нашего урока давайте проведём речевую разминку.

— Вспомним правила посадки за столом.

1. Сидим ровно.

2. Ноги стоят ровно.

3. Спинка прижата к стулу.

4. Расстояние между вами и партой должна быть одна ладошка.

— На слайде вы видите небольшое четверостишие, прочитайте его про себя.

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

— Теперь читаем вместе в среднем темпе (в быстром темпе, в медленном темпе)

— Молодцы!

Приветствуют учителя, выполняют речевую разминку.

Регулятивные: 

  • формулировать учебную задачу урока;
  • читать в соответствии с целью чтения;
  • оценивать свои достижения. 

Коммуникативные: 

  • понимать цель своего высказывания;
  • участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.

Предметные: 

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • задавать вопросы по прочитанному, находить на них ответы в тексте. 

Целеполагание

— Давайте вспомним, над каким произведением мы работали на прошлом уроке?

— Кто автор этого произведения?

— А к какому жанру относится это произведение? 

— Вспомните, что такое сказка?

— Верно. Сказка – один из жанров фольклора, в котором есть сказочные герои, предметы и происходят волшебные события.

— Сегодня мы с вами продолжим работу над этой замечательной сказкой и постараемся разобрать каждого героя.

— Попробуем сформулировать тему и цель урока.

— Аленький цветочек.

— Сергей Тимофеевич Аксаков.

— К сказке.

Ответы учащихся.

— Тема: герои сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

Цель: дать характеристику героям сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

Личностные:

  • проявлять интерес к учебному материалу;
  • стремиться к приобретению и углублению знаний;
  • управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Коммуникативные: 

  • понимать цель своего высказывания;
  • участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.

Открытие нового знания, актуализация знаний.

— Откройте свои тетради, запишите число.

— Давайте вспомним сюжет сказки. Расставьте сюжетные картинки в правильном порядке.

Что попросила средняя дочь в сказке аленький цветочек

— Вспомните, какие герои встретились вам в этой сказке?

— Перечислите их в ваших

тетрадях (купец, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, чудище).

Физминутка «Цветок»

Спал цветок…

И вдруг проснулся. (Дети встают)

Больше спать не захотел. (Туловище влево, вправо)

Шевельнулся, потянулся, (Встали на носочки, потянулись)

Взвился вверх и полетел, (Руки влево, вправо) Солнце утром лишь проснется (Потянулись вверх)

Бабочка кружится, вьется. (Дети садятся)

Открывают тетради, записывают число.

Учащиеся расставляют картинки в правильной последовательности.

Записывают: купец, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, чудище.

Личностные:

  • проявлять интерес к учебному материалу;
  • стремиться к приобретению и углублению знаний;
  • управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Познавательные: 

  • анализировать литературный текст.

Коммуникативные: 

  • понимать цель своего высказывания;
  • участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.

Включение нового знания в систему знаний и повторение

— Давайте выясним, каким характером обладают герои этой сказки: купец, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, чудище.

— Для этого нам нужно составить таблицу характеристику героев сказки. У меня вы можете наблюдать её на слайде. 

— Перечертите таблицу к себе в тетрадь.

Герой сказки

Характеристика героя

Купец

Старшая дочь

Средняя дочь

Младшая дочь

Чудище

Первый герой, которого мы будем характеризовать, будет купец.

— Каким чертами характера обладает купец? Подтвердите примерами из текста.

— Следующий герой старшая дочь.

— Как вы можете её охарактеризовать? Заносим характеристику в таблицу.

— Следующий герой средняя дочь.

— Какая она? Подтвердите примерами из текста.

— Следующий герой младшая дочь?

— Что мы можем сказать о младшей дочери? Подтвердите примерами из текста.

— И последний наш герой чудище?

— Какими чертами он обладает? Подтвердите примерами из текста.

— На какие две группы можно разделить героев?

— Каких героев можно отнести к положительной группе? А каких к отрицательной?

— Вот мы с вами и выяснили какими характерами обладают герои этой сказки.

Перечерчивают таблицу.

Герой сказки

Характеристика героя

Купец

Добрый, щедрый, любит своих дочерей, честный, верен своему слову.

Старшая дочь

Злая, завистливая, коварная.

Средняя дочь

Жестокая, жадная, корыстная.

Младшая дочь

Красивая, добрая, любит отца и сестер, бескорыстная, способная полюбить за душу и доброе сердце, честная, верна своему слову.

Чудище

Огромное, мохнатое, страшное, но с нежным любящим сердцем.

— На положительные и отрицательные.

— К положительной группе можно отнести купца, младшую дочь и чудище. К отрицательной – среднюю и старшую дочь.

Регулятивные: 

  • формулировать учебную задачу урока;
  • читать в соответствии с целью чтения;
  • оценивать свои достижения.

Познавательные: 

  • анализировать литературный текст;
  • осознают сущность произведений Л.Н. Толстого, великого классика литературы, как часть русской национальной культуры.

Коммуникативные: 

  • понимать цель своего высказывания;
  • участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.

Рефлексия

— Наш урок подошел к концу.

— Какова же была главная цель нашего урока?

— Достигли ли мы её?

— Чему нас учат герои сказки?

— Какие качества вы бы хотели перенять у героев сказки?

— Оцените свою работу на уроке.

Цветовой сигнал

Зеленый – мне было легко работать.

Желтый – испытывал затруднения.

Красный – мне было сложно работать.

Дать характеристику героям сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

— Да.

Ответы учащихся.

Оценивают свою работу на уроке при помощи приема «цветовой сигнал».

Регулятивные: 

  • формулировать учебную задачу урока;
  • читать в соответствии с целью чтения;
  • оценивать свои достижения.

Коммуникативные: 

  • понимать цель своего высказывания;
  • участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.

На чтение 8 мин Просмотров 82
Обновлено

Самым юным гостям сайта советуем читать краткое содержание сказки «Аленький цветочек» – популярного произведения С. Т. Аксакова. Схожий сюжет встречается в фольклоре многих западноевропейских народов. В Европе эта волшебная история известна под названием «Красавица и чудовище».

Главные герои

Лесное чудовище – заколдованный ведьмой прекрасный царевич.

Купеческая дочь – очень красивая добрая девушка, полюбившая чудище и снявшая с него заклятие.

Краткое содержание

Давным-давно в некотором царстве жил очень богатый купец. Он был вдов. От умершей жены у купца осталось три прекрасных дочери, среди которых он больше всего любил младшую.

Однажды купец собрался по торговым делам в долгую поездку «за тридевять земель». Он позвал к себе дочерей и попросил пригожих девушек сказать, какие им привезти подарки, дав на размышление три дня.

В назначенный срок дочери пришли к отцу и изложили свои просьбы. Старшая попросила купца привезти ей из дальних краев золотой венец. Купец задумался, а потом сказал, что знает, где можно раздобыть такой гостинец. Он хранится у одной заморской королевны в глубокой кладовой за крепкими запорами. Завладеть венцом будет нелегко, но купец надеялся, что богатство ему поможет сделать это.

Средняя дочь сказала, что хочет получить в подарок хрустальный туалетный столик. Купец задумался покрепче, а потом ответил, что таким столиком владеет персидская принцесса. Она хранит его на высокой горе в каменной башне, которую охраняет множество воинов. Добыть столик будет сложно, но купец знал человека, который за большие деньги выполнит эту работу.

Младшая дочь попросила отца привезти ей самый прекрасный на свете аленький цветочек. Купец долго думал, а потом сказал, что эта задача гораздо сложнее предыдущих, но он постарается ее выполнить.

Наконец, купец отправился в путешествие. Он побывал во многих странах, выгодно занимаясь торговлей и отправляя домой груженые золотом корабли. Купцу удалось добыть драгоценный венец и хрустальный столик для старших дочерей, но выполнить просьбу младшей он до сих пор не мог. В садах разных заморских повелителей купец часто видел очень красивые аленькие цветочки, но не был уверен, что какой-то из них самый прекрасный на свете.

Однажды в дороге на купеческий богатый караван напали разбойники. Купец, бросив все имущество, скрылся в глухом лесу и решил идти, куда глаза глядят.

Купец с удивлением заметил, что непролазные кусты и деревья словно расступаются перед ним, указывая дорогу. По этому пути он шел весь день. В полночь купец увидел впереди яркий свет и сперва подумал, что это пожар. Остановившись в нерешительности и подумав, он все же решил идти дальше.

Купец вышел на огромную поляну, посреди которой стоял чудесный дворец, полностью покрытый золотом, серебром и драгоценными камнями. От него и исходило яркое сияние. Где-то в глубине дворца раздавалась прекрасная музыка.

Купец зашел во дворец и стал ходить по роскошным покоям в поисках хозяина, но внутри никого не было. Он долго любовался на богатое убранство дворца, а потом подумал, что было бы неплохо перекусить. Перед купцом тут же возник стол, уставленный разными яствами. Удивившись новому чуду, он уселся и хорошо подкрепился.

Наевшись, купец вновь стал осматривать дворец, почувствовал усталость и захотел поспать. При мысли о сне перед ним появилась пышная кровать. Купец улегся и тотчас же заснул, пожелав увидеть во сне любимых дочерей.

Купцу действительно приснились дочери. Старшие были счастливы и собирались выйти замуж, не дожидаясь возвращения отца. Младшая же тосковала по батюшке и думала только о нем.

Купец поднялся с кровати и оделся. Его уже не удивил приготовленный кем-то завтрак. Поев, купец решил осмотреть окружавшие дворец сады. Он долго любовался на увешанные сочными плодами деревья, многочисленные фонтаны, диковинных птиц. Блуждая в восхищении по садам, купец увидел прекрасный аленький цветочек и сразу же понял, что наконец-то нашел то, о чем просила младшая дочь.

Купец, не раздумывая, сорвал цветочек. Внезапно в саду потемнело, блеснула молния и ударил гром. Перед перепуганным купцом появилось какое-то мохнатое чудовище. Оно громким голосом обвинило купца в черной неблагодарности. Чудище заявило, что является хозяином чудесного дворца. Оставаясь невидимым, оно позаботилось о госте, а он в ответ решил похитить аленький цветочек – главное украшение сада. Чудовище велело купцу готовиться к смерти.

Купец встал на колени и рассказал о своей поездке и просьбах дочерей. Он признался, что сорвал цветочек, выполняя пожелание своей младшей дочки. Купец умолял отпустить его и позволить взять подарок с собой, обещая щедро вознаградить хозяина.

Чудовище ответило, что не нуждается в золоте. Оно согласилось отпустить купца вместе с цветочком, если взамен себя он пришлет одну из своих дочерей. Попасть во дворец можно с помощью волшебного перстня. Если ни одна из девушек не согласится добровольно отправиться к чудищу, купец должен через три дня вернуться сам и принять лютую смерть.

Подумав, купец принял условия чудища. Взяв перстень и надев его на правый мизинец, он тотчас же очутился у ворот своего дома. В это же время прибыли его богатые караваны.

Купец встретился с дочками и роздал им гостинцы. Старшая и средняя дочери, получив венец и хрустальный столик, обрадовались и убежали любоваться подарками. Младшая же, только увидев аленький цветочек, горько заплакала.

Купец созвал множество гостей и пышно отпраздновал свое возвращение. На следующий день он стал поочередно вызвать к себе дочек и рассказывать им о своей беде. Старшая и средняя наотрез отказались отправляться к чудищу, заявив, что цветочек просила их сестра.

Младшая дочь, выслушав отца, сразу же согласилась избавить его от лютой смерти. На третий день она простилась с отцом и сестрами, взяла в кувшине цветочек и надела на правый мизинец перстень.

Девушка моментально очутилась в чудесном дворце, где уже было все приготовлено к ее прибытию. Отдохнув на пуховой кровати, она пошла осматривать дворец и сады. Вскоре купеческая дочка нашла место, где отец сорвал для нее гостинец. Цветочек сам вылетел из кувшина и вернулся в землю.

Вернувшись во дворец, девушка увидела на стене огненную надпись – послание от чудища. Оно сообщало, что считает себя преданным рабом гостьи и будет исполнять все ее пожелания.

Чтобы девушка не скучала, чудище доставило во дворец ее верную служанку. Жизнь купеческой дочери была обставлена со всеми удобствами. В ее распоряжении были самые лучшие наряды и украшения. Невидимый хозяин по-прежнему общался с ней с помощью надписей на стене.

Со временем девушка пожелала поближе познакомиться с хозяином дворца. Уступая просьбе, чудище велело ей прийти в сад. Сев на скамейку, купеческая дочь услышала «дикий и зычный» голос, напоминающий звериный рев. Скрывая страх, она заговорила с незримым чудищем. С тех пор девушка каждый день подолгу беседовала с ним, привыкнув мало-помалу к страшному голосу.

В конце концов девушке захотелось увидеть своего невидимого друга. Чудище долго не соглашалось уступить ее просьбам. Страшилище опасалось, что купеческая дочь возненавидит его за безобразный вид. Девушка уверяла, что ничто не повлияет на ее дружеские чувства к хозяину дворца.

Наконец, чудище велело девушке выйти в сад и в сумерках прошло перед нею. Купеческая дочь потеряла от страха сознание, увидев ужасное мохнатое существо с «ногами лошадиными», «горбами верблюжьими» и «глазами совиными».

Очнувшись, девушка услышала горький плач чудища. Она стала уверять его, что сможет побороть свой страх, и просила вновь показаться. Мохнатый зверь опять предстал перед купеческой дочкой. Постепенно девушка привыкла к его ужасному виду. С этого времени страшилище уже не скрывалось от своей гостьи.

Однажды девушка увидела во сне смертельно больного отца и захотела повидаться с ним. Она рассказала об этом чудищу. Хозяин дворца разрешил ей воспользоваться волшебным перстнем и побывать дома. Он лишь просил купеческую дочь вернуться назад по истечении трех дней. Чудище сказало, что если девушка не воротится в назначенный срок, оно умрет от тоски.

Девушка надела перстень и тотчас же оказалось в родном доме. Отец действительно тяжело болел, переживая за судьбу любимой дочери. Он очень обрадовался ее неожиданному появлению. Девушка рассказала о своей привольной жизни во дворце, вызвав жгучую зависть сестер.

Старшая и средняя дочери купца стали уговаривать сестру остаться дома. Девушка решительно отклонила их настойчивые просьбы, заявив, что вернется к чудищу ровно за час до истечения срока. Коварные сестры перевели все часы в доме на час назад.

Дождавшись нужного часа, девушка простилась со всеми и надела перстень. Очутившись во дворце, она стала звать своего друга, но ей никто не откликался. Почувствовав беду, девушка бросилась на поиски и нашла чудище мертвым. Оно лежало в саду, обнимая аленький цветочек.

Девушка бросилась к страшилищу, назвала его своих женихом и умоляла пробудиться от смертельного сна. В этот момент ударила молния, и купеческая дочь лишилась чувств.

Придя в себя, девушка с удивлением увидела, что сидит на золотом престоле рядом с прекрасным юношей. Перед ними стояли отец, сестры и многочисленная свита.

Молодой человек был сыном могущественного царя. В детстве его похитила злая колдунья и превратила в страшилище. Заклятье могла снять лишь девушка, которая бы полюбила чудовище и согласилась стать его женой.

Купеческая дочь и спасенный ею царевич тут же обвенчались и «стали жить да поживать, добра наживать».

Что попросила средняя дочь в сказке аленький цветочек

20210413 vu tg sbscrb2

Avatar

17.12.2021.
Тест. Начальные классы, 4 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Тест на проверку знания содержания сказки «Аленький цветочек» Сергея Тимофеевича Аксакова

Вопрос 1

Что попросила средняя дочь в сказке аленький цветочек

Укажи значение слова «парча»

Варианты ответов
  • шёлковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями
  • плотная шёлковая ткань с мягким гладким и густым ворсом
  • шёлковая гладкая блестящая ткань
Вопрос 2

Укажи значение слова «тувалет»

Варианты ответов
  • комплект дорогой одежды
  • стол с зеркалом и всеми принадлежностями
  • набор украшений
Вопрос 3

Укажи значение выражения «паче зеницы ока»

Варианты ответов
  • беречь больше, чем глаза
  • беречь больше, чем жизнь
  • беречь больше, чем имущество
Вопрос 4

Укажи значение  выражения «пригорок муравчатый»

Варианты ответов
  • глинистый или каменистый, на котором почти ничего не растёт
  • небольшой, еле заметный среди высокой травы
  • поросший мягкой и сочной травой
Вопрос 5

Укажи значение выражения «дворовая челядь»

Варианты ответов
  • охранники
  • воры
  • прислуга
  • соседи
Вопрос 6

Кого любил купец ольше всего своего богатства?

Варианты ответов
  • меньшую дочь
  • дочерей
  • старшую дочь
  • себя
  • свой народ
Вопрос 7

Куда собрался купец?

Варианты ответов
  • в тридесятое царство, тридевятое государство
  • в Индию
  • в путешествие по всему миру
  • в тридевятое царство, тридесятое государство
Вопрос 8

Зачем он туда отправился?

Варианты ответов
  • на поиск Жар-птицы и птицы Счастья
  • отвезти подарки заморскому царю
  • с научно-познавательной целью
  • по торговым делам
Вопрос 9

Какой наказ купец дал  своим дочерям?

Варианты ответов
  • жить дружно и весело
  • жить в учёбе и трудах
  • жить честно и смирно
Вопрос 10

Какой гостинец попросила старшая дочь?

Варианты ответов
  • наряд из золотой парчи и мехов чёрного соболя
  • тувалет из хрусталю восточного
  • ожерелье из жемчуга бурмицкого
  • цветочек аленький, краше которого нет на белом свете
  • золотой венец из каменьев самоцветных
Вопрос 11

Какой гостинец попросила средняя дочь?

Варианты ответов
  • цветочек аленький, краше которого нет на белом свете
  • золотой венец из каменьев самоцветных
  • ожерелье из жемчуга бурмицкого
  • тувалет из хрусталю восточного
  • наряд из золотой парчи и мехов чёрного соболя
Вопрос 12

Каким должен был быть аленький цветочек для младшей дочери?

Варианты ответов
  • сияющим всеми цветами семицветной радуги
  • горящими огнями золотыми, серебряными
  • умеющим выполнять желания
  • самым красивым на свете
Вопрос 13

Почему просьба младшей дочери была самой трудной?

Варианты ответов
  • купец знал, что цветок находится в очень труднодоступном месте
  • купец знал, что цветочек очень хорошо охраняют
  • купец не знал, как опредлить что найденный цветочек — самый красивый на свете
  • купец не знал, как довезти цветочек до дома
Вопрос 14

Почему купец  мог идти по дремучему лесу только вперёд?

Варианты ответов
  • сзади слышался шум догонявших его грабителей
  • сзади и по сторонам светились волчьи глаза
  • перед ним деревья и кусты расступались, а за ним и по сторонам — смыкались
  • у него был волшебный клубочек который дорогу указывал
Вопрос 15

Что купец  увидел на поляне?

Варианты ответов
  • замок
  • чертог
  • дворец
  • терем
Вопрос 16

Что попросила средняя дочь в сказке аленький цветочек

Что нашёл купец в саду?

Варианты ответов
  • скатерть-самобранку
  • аленьких цветочков видимо-невидимо
  • аленький цветочек
  • яблоню с молодильными яблоками
Вопрос 17

Чем пригрозил купцу хозяин сада?

Варианты ответов
  • пожизненным заточением
  • ослеплением
  • смертью
Вопрос 18

Что должен был сделать купец в обмен на свою свободу?

Варианты ответов
  • прислать вместо себя самую красивую из дочерей
  • отдать всё своё имущество
  • прислать вместо себя всех своих дочерей
  • прислать вместо себя самую любимую из всех дочерей
  • прислать вместо себя одну из своих дочерей
Вопрос 19

Что попросила средняя дочь в сказке аленький цветочек

Как купец оказался дома?

Варианты ответов
  • надел волшебный перстень на левый мизинец
  • надел волшебный перстень на правый указательный палец
  • надел волшебный перстень на правый мизинец
  • надел волшебный перстень на левый указательный палец
Вопрос 20

О чём спрашивали купца старшие дочери?

Варианты ответов
  • Что с ним случилось?
  • Где их подарки?
  • Не потерял ли он своего богатства?
  • Как шла торговля?
Вопрос 21

О чём спрашивала купца младшая дочь?

Варианты ответов
  • Как он быстро очутился дома?
  • Нашёл ли он аленький цветочек?
  • Какое у него горе сердешное?
  • Как шла торговля?
Вопрос 22

Что попросила средняя дочь в сказке аленький цветочек

Как обяснили старшие дочери почему они отказались выручить отца?

Варианты ответов
  • сказали, то сам виноват
  • сказали, что пусть выручает та дочь, ради кого он всё это затеял
  • сказали, что им всё равно
  • сказали, что боятся
Вопрос 23

Что девушка сделала с аленьким цветочком?

Варианты ответов
  • поставила в драгоценную вазу
  • положила на золотую полку
  • отнесла на прежнее место
  • засушила в старинной книге
Вопрос 24

Что попросила средняя дочь в сказке аленький цветочек

Как хозяин дворца общался с девушкой?

Варианты ответов
  • строго, но справедливо
  • учил работать по дому
  • исполнял все её желания
  • не обращал внимания
Вопрос 25

Почему хозяин дворца показался девушке?

Варианты ответов
  • решил приручить к себе
  • решил её испугать
  • решил её съесть
  • она его уговорила
Вопрос 26

Как после этого девушка общалась с хозяином дворца?

Варианты ответов
  • со скрытым страхом
  • пряталась от него
  • так же ласково
  • не разговаривала с ним
Вопрос 27

Почему девушка захотела побывать дома?

Варианты ответов
  • она затосковала по дому
  • приснился сон, что батюшка заболел
  • хотела отнести отцу и сёстрам гостинцы
  • задумала сбежать от хозяина дворца
Вопрос 28

О чём хозяин дворца предупредил девушку?

Варианты ответов
  • если она через три дня и три ночи не вернётся, она умрёт
  • если она через три дня и три ночи не вернётся, то больше никогда не вернётся
  • если она не вернётся через три дня и три ночи, то он умрёт
Вопрос 29

Что старшие сёстры предложили младшей?

Варианты ответов
  • пригласить чудище к ним в гости
  • не возвращаться
  • вернуться раньше срока
Вопрос 30

Что ответила им младшая сестра?

Варианты ответов
  • что она боится так поступать
  • что она не хочет проявлять неблагодарность
  • что она сама знает, что ей делать
Вопрос 31

Что сделали старшие сёстры?

Варианты ответов
  • выбросили перстень, чтобы сестра не вернулась назад
  • сломали часы
  • перевели стрелки на час вперёд
  • перевели стрелки на час назад
Вопрос 32

Почему младшая сестра вернулась во дворец раньше срока?

Варианты ответов
  • сёстры ей рассказали о часах
  • она догадалась о замысле сестёр
  • сердце не вытерпело
  • ей надоело сидеть дома
Вопрос 33

Что произошло после признания девушки в любви хозяину дворца?

Варианты ответов
  • всё окутал волшебный туман
  • всё осветило волшебное сияние
  • засверкали молнии и послышался гром
  • загрохотал гром и начался дождь
Вопрос 34

Сколько девушек не смогли полюбить чудище?

Варианты ответов
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
Вопрос 35

За что была вознаграждена младшая дочь? Отметь два верных ответа.

Варианты ответов
  • за умение быть послушной
  • за умение любить и верность
  • за красоту неописанную
  • за добрую душу

icon visionoff

icon visionon

  • Что попросил кот у своего хозяина в сказке кот в сапогах
  • Что попало каю в глаз в сказке снежная королева
  • Что послужило основой сюжета спектакля ревизская сказка
  • Что потребовала водяная крыса у оловянного солдатика проплывавшего под мостом в сказке андерсена
  • Что подносили богатыри царевне в сказке кроссворд ответы