Что понравилось сказка о потерянном времени

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 252 сказка о потерянном времени урок по литературному чтению учитель начальных классов устинова

Государственное
бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя
общеобразовательная школа №252

image001

«Сказка о потерянном времени»

(урок по литературному чтению)

учитель начальных классов

Устинова Татьяна Федоровна

Санкт-Петербург

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО
ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

«СКАЗКА О
ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ» Е.Л.ШВАРЦА

(2 УРОК)

Цели:  

Совершенствовать
навык выразительного чтения, выборочного чтения.

Совершенствовать
навыки работы с текстом.

Обогащение
словарного запаса.

Развивать
внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.

Раскрыть
нравственный смысл произведения.

Научить
учащихся мыслить критически, ответственно относится к учёбе.

Формирование
литературоведческих понятий, умения выполнять литературоведческий анализ
произведения;

Развитие
монологической речи, обогащение, уточнение и активизация словаря;

совершенствование
навыка чтения.

Через
работу над произведением подвести детей к выводу о ценности времени.

Оборудование:

Литературное
чтение. Учебник для 4 класса. Ч. 2 (Сост. Л. Ф. Климанова и др.),

портрет
автора, презентация.

Карточки
для групповой работы.

Компьютер,
проектор, интерактивная доска.

I.       Постановка
целей урока

— Послушайте,
о чём идёт речь в загадке?

Оно
длиннее всего на свете – и короче.

Быстрее
всего – и медленнее.

Самое
доброе – и самое неразрывное.

Его
больше всего ценят,

Но
больше всего сожалеют о его отсутствии.

Без
него ничего не может быть сделано.

Когда
его мало, оно пожирает всех и без следа,

А
когда много – даёт возможность вздохнуть спокойно.

Что
это? (ВРЕМЯ)

II. Проверка
домашнего задания.


Что было задано на дом? (Дочитать сказку, с которой начали знакомиться на
предыдущем уроке, написать пословицы о времени)

Делу – время, потехе – час. Минута час бережет. Не откладывай на завтра то, что можно
сделать сегодня. Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток. Пропущенный
час годом не нагонишь. Порядок время бережет.
Время
красит, безвременье старит.
Что хорошо для вторника, не
всегда можно использовать в среду.
Время дороже золота..Всему свое время. Упустишь минуту — потеряешь часы. Не теряй напрасно
времени в молодости, в старости его останется очень мало.


Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают
дополнительную возможность творить и познавать. Чем больше мы учимся экономить
время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен
каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить
время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедились, прочитав
сказку «Сказка о потерянном времени».


А кто автор этой сказки? (Е.Л.Шварц) (портрет писателя на доске) Слайд1.

image002


Сегодня мы продолжим работу над этой сказкой.

-Сегодня
мы будем самостоятельно работать с текстом, анализировать поступки героев,
учиться давать им оценку, постараемся определить главную идею сказки, будем
стараться беречь и ценить время.

III.
Словарно-орфографическая работа. Слайд 2-5


В сказке вам  встретились слова, значение которых вы объясните.

(Окладистая
борода
– широкая и густая; керосиновая лампа – керосинка-
керосиновый нагревательный прибор с фитилями; ходики – небольшие стенные
часы упрощенного устройства с гирями; счеты
простое
механическое устройство для произведения арифметических расчетов;
пола, полы – нижняя
часть раскрывающейся спереди одежды, например полы пиджака, пальто)

image003  image004  image005  image006

IV. Беседа о
сказках.


Как называется произведение, над которым мы сегодня будем работать? («Сказка о
потерянном времени»)


К какому литературному жанру относится это произведение?  (к сказкам)


С какими жанрами вы познакомились на уроках литературы? (рассказы, басни,
стихотворения, песни, баллады, пословицы, поговорки, загадки и т.д.)


Итак, что же такое сказка и чем отличается сказка от других литературных произведений?

(Сказка — жанр
литературного творчества; произведение о вымышленных лицах и событиях,
преимущественно с участием волшебных, фантастических лиц)


Какие виды сказок вы знаете? (
Сказка народная. Сказка литературная) 

 —
К каким сказкам относится «Сказка о потерянном времени»? и обоснуйте свое
утверждение. (к литературным, у сказки есть автор)


Почему это произведение автор Е.Шварц назвал сказкой? (есть элементы
волшебства)

V.
Инсценировка сказки.

И вот
однажды пришел Петя Зубов в школу, как всегда с опозданием. Вбежал в
раздевалку. Шлепнул портфелем по загородке и крикнул:

– Тетя Наташа! Возьмите мое пальтишко!

– Кто
меня зовет?

– Это я. Петя Зубов.

– А
почему у тебя сегодня голос такой хриплый?

 – А я и сам удивляюсь. Вдруг охрип
ни с того ни с сего.

– Ой!

– Тетя Наташа, что с вами?

– Как
что?
  Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно
быть, его дедушка.

– Какой
же я дедушка?
  Я – Петя, ученик третьего
класса.

– Да
вы посмотрите в зеркало!
 

 Взглянул
мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в
высокого, худого, бледного старика. Морщины покрыли сеткою лицо.

Смотрел
на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода.

– Мама! 

 «Ну, уж если и мама меня не узнает, тогда все пропало».

Прибежал
Петя домой и позвонил три раза. Мама открыла ему дверь.

Смотрит
она на Петю и молчит. И Петя молчит тоже. Стоит, выставив свою седую
бороду, и чуть не плачет.

– Вам кого, дедушка? 

– Ты меня не узнаешь? 

– Простите, нет.

Отвернулся
бедный Петя и пошел куда глаза глядят.

VI. Работа
над содержанием сказки (беседа и выборочное чтение).

— Узнали ли вы мальчика? Что вы о нем
узнали?  (
Мальчик, по имени Петя Зубов, учился он в
третьем классе четырнадцатой школы и все время отставал, и по русскому письменному,
и по арифметике, и даже по пению)

Почему ни мама, ни тетя Наташа не узнали  Петю? Заметил ли сам Петя, что он
постарел? (Нет, все произошло неожиданно)

Огорчился,
расстроился ли Петя от того, что с ним случились перемены? Какие слова говорят
об этом? (
Какой я одинокий,  несчастный старик. Ни
мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться.
Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А
кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не
дадут – ведь я всего только три года работал. Да и как работал – на двойки да
на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик!)

-Куда
пошел Петя после того, как мама не узнала его? (Шел куда глаза глядят)


Что это значит? (Шел в никуда)


Куда попал Петя? (В лес, в избушку злых волшебников)

— Как выглядели
волшебники, когда их увидел Петя, проснувшись? Найдите отрывок, который
подходит к данной иллюстрации. (
 Просыпается
Петя — в комнате светло, керосиновая лампа горит под
стеклом.  А вокруг стола сидят ребята  — 
два мальчика и две девочки
.Слайд 6.

image007

— Кем же были эти
ребята, которых увидел Петя в избушке в лесу
 (Не мальчики и девочки, а злые волшебники и злые
волшебницы сидели  за столом!  И злые волшебники
разведали о том,  что школьники понапрасну теряют время и давай ловить
этих ребят)


Как Петя узнал, что все в его руках? (Услышал разговор злых волшебников)


О чем же они говорили? (
Если ребята, которых мы превратили в
стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда
к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети
снова станут детьми, а мы погибнем.)


Как Петя сидел в это время? (Как мышка)


Что это значит? (Не шевелясь, не привлекая к себе внимания)


Что говорил главный из волшебников своим товарищам? Как себя вести?  (
Так-то оно
так, – ответил Сергей Владимирович. – А все-таки пока что держите ухо
востро. Если доберутся ребята до ходиков, тронут стрелки – нам тогда и с места
не сдвинуться.
Держите ухо востро)


Что это значит? (Быть очень внимательным, на стороже, на чеку)


Достаточно ли одного Петиного желания, чтобы повернуть стрелки? (Нет, надо еще
найти троих детей старичков. Важно было вместе захотеть вернуться в детство
и научиться ценить время
)

— Прочитайте отрывки, с помощью которых
автор показывает, что все люди вокруг трудятся. (Но вот забрезжил рассвет.
Зазвенели первые трамваи.;  А город уже совсем проснулся. Летят трамваи, спешат
на работу люди. Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в
магазины, на заводы, на железную дорогу. Дворники счищают снег, посыпают панель
песком, чтобы пешеходы не скользили, не падали, не теряли времени даром.; Бегут
по улицам старики, но сразу видно – настоящие, не третьеклассники.
Вот старик с портфелем. Наверное, учитель. Вот старик с ведром и кистью – это
маляр. Вот мчится красная пожарная машина, а в машине старик – начальник
пожарной охраны города. Этот, конечно, никогда в жизни не терял времени
понапрасну.)
— Найдите и прочитайте отрывки, где говорится о том, как Петя Зубов искал
остальных ребят, превращенных злыми волшебниками в стариков. (Ровно в полдень
зашел Петя в маленький скверик и сел на скамеечку отдохнуть. И вдруг вскочил.
Увидел он – сидит недалеко на другой скамеечке старушка и плачет. Хотел
подбежать к ней Петя, но не посмел.
– Подожду! – сказал он сам себе.– Посмотрю, что она дальше делать
будет.
А старушка перестала вдруг плакать, сидит, ногами болтает. Потом достала из
одного кармана газету, а из другого кусок ситного с изюмом. Развернула старушка
газету, – Петя ахнул от радости: «Пионерская правда»! – и принялась
старушка читать и есть. Изюм выковыривает, а самый ситный не трогает.
Кончила старушка читать, спрятала газету и ситный и вдруг что-то увидала в
снегу. Наклонилась она и схватила мячик. Наверное, кто-нибудь из детей,
игравших в сквере, потерял этот мячик в снегу.
Оглядела старушка мячик со всех сторон, обтерла его старательно платочком,
встала, подошла не спеша к дереву и давай играть в трешки.
Бросился к ней Петя через снег, через кусты. Бежит и кричит:
– Бабушка! Честное слово, вы школьница!
Старушка подпрыгнула от радости, схватила Петю за руки и отвечает:
– Верно, верно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. А вы
кто такой?
Рассказал Петя Марусе, кто он такой. Взялись они за руки, побежали искать
остальных товарищей. Искали час, другой, третий. Наконец зашли во второй двор
огромного дома. И видят: за дровяным сараем прыгает старушка. Нарисовала мелом
на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек.
Бросились Петя и Маруся к ней.
– Бабушка! Вы школьница?
– Школьница, – отвечает старушка. – Ученица третьего класса, Наденька
Соколова
. А вы кто такие?
Рассказали ей Петя и Маруся, кто они такие. Взялись все трое за руки, побежали
искать последнего своего товарища.
Но он как сквозь землю провалился. Куда только ни заходили старики – и во
дворы, и в сады, и в детские кино, и в Дом Занимательной Науки – пропал
мальчик, да и только.
А время идет. Уже стало темнеть. Уже в нижних этажах домов зажегся свет.
Кончается день. Что делать? Неужели все пропало?
Вдруг Маруся закричала:
– Смотрите! Смотрите!
Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: летит трамвай, девятый номер. А
на «колбасе» висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по
ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он
катается себе по всему городу и в ус не дует!
Бросились ребята за трамваем вдогонку. На их счастье, зажегся на перекрестке красный
огонь, остановился трамвай.
Схватили ребята «колбасника» за полы, оторвали от «колбасы».
– Ты школьник? – спрашивают.
– А как же? – отвечает он. – Ученик второго класса, Зайцев
Вася
. А вам чего?
Рассказали ему ребята, кто они такие.)  Слайд 7.

image008

— Какая новая беда ждала их в лесу?
(Заблудились они в лесу. Наступила ночь, темная, темная. Бродят старики по
лесу, падают, спотыкаются, а дороги не находят.)

Физминутка


Почему они заблудились? Что сказал об этом Петя? (Ах, время, время! –
говорит Петя. – Бежит оно, бежит. Я вчера не заметил дороги обратно к
домику – боялся время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить
немножко времени, чтобы потом его сберечь.)

— Прочитайте отрывок о превращении ребят в
стариков. (Тихо-тихо открыли ребята дверь и поползли к ходикам. Без одной
минуты двенадцать встали они у часов. Ровно в полночь протянул Петя руку к
стрелкам и – раз, два, три – закрутил их обратно, справа налево.
С криком вскочили волшебники, но не могли сдвинуться с места. Стоят и растут,
растут. Вот превратились они во взрослых людей, вот седые волосы заблестели у
них на висках, покрылись морщинами щеки.
– Поднимите меня, – закричал Петя. – Я делаюсь маленьким, я не
достаю до стрелок! Тридцать один, тридцать два, тридцать три!
— Они снова стали детьми.

 — Как почувствовали себя дети в этот
момент?
(Были счастливы, смеялись от радости)
 


Как вы думаете, почему ребята смогли победить волшебников?


Какой момент в сказке самый захватывающий? Где волнение возрастает до предела?
(Эпизод в избушке у волшебников, у часов)


В чем сила волшебных часов? (Придя вовремя и повернув стрелки часов назад,
можно повернуть время назад, вспять и тем вернуть молодость)

VII. Работа с
интерактивной доской.

— В
сказке автор использовал фразы, чтобы мы яснее, чётче могли представить
события, душевные состояния героев. Они называются устойчивые обороты речи
или фразеологизмы. Правильно ли вы запомнили значение фразеологизмов, узнаем,
,когда выполните эту работу.


пошёл
куда глаза глядят                       
В неопределённом
направлении, неизвестно куда

терять
время понапрасну                     
Бездельничать 
 держать ухо востро
                             Быть очень осторожным,
осмотрительным

как
сквозь землю провалился            
Исчез, скрылся
куда-то

и в ус не дует                                      
Не
обращает никакого внимания

VIII. Работа на
карточках.

 Перед вами карточки, на которых написаны
слова, определяющие качества человека.

1.Выберите и подчеркните из них те, которые больше
всего характеризуют Петю Зубова. Продолжите предложение, обосновывая
(доказывая) свое утверждение.

Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый,
несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный,
непоседливый,добросовестный, безответственный, целеустремлённый, неряшливый, организованный.

— Я считаю, что Петя был … , потому что…

 2.
 Если бы вы оказались на месте Пети Зубова, какие бы выбрали 3 самых
важных действия, направленных на то, чтобы снова стать мальчиком? (отметь
карандашом)

— быть настойчивым

— быть решительным

— не расстраиваться при неудаче, ошибке

— не торопиться

— не ждать быстрого результата

— верить в успех

— верить в то, что всему можно научиться

— поддерживать друзей в трудную минуту

— не унывать

— не сдаваться

— не пасовать перед неудачей или трудностями

— не стесняться попросить помощи

— не бросать начатое дело

IX. Итог
урока.


Понравилась ли вам сказка? Чем? Чему она учит?


Как понимаете название сказки?


Как вы думаете, почему ребята смогли победить волшебников?

— Важна ли в наше время проблема, о которой
рассказал Е.Л.Шварц в 20-ом веке? Почему?

— В каком предложении раскрывается основная мысль
сказки?

На интерактивной
доске предложения:


 
                     
               Петя Зубов всегда
опаздывал на уроки.
                     
                 Петя Зубов не
ценил своё время.
             
                     
  Не надо терять понапрасну время.

                     
              От любого несчастья может
спастись человек.
                     
               Петя Зубов научился не
терять время зря.


Как вы теперь будете относиться ко времени?

X. Рефлексия.

Синквейн

Время

Быстрое,
стремительное

Идет, бежит,
мчится.

Время как воробей:
упустишь – не поймаешь.

Часы.

XI. Домашнее
задание.  

Дома:
Подумайте, что можно сделать полезного за 1 минуту (подготовить сообщение или
презентацию).

На чтение 21 мин. Просмотров 6 Опубликовано

«Сказка о потерянном времени» – увлекательная и очень поучительная история о том, как ленивые дети, впустую тратившие свое время, превратились в старичков.

skazka-o-poteryannom-vremeni-chitatelskiy-dnevnik-64377.jpg

Краткое содержание «Сказка о потерянном времени» для читательского дневника

ФИО автора: Шварц Евгений Львович

Название: Сказка о потерянном времени

Число страниц: 224. Шварц Е. Л. «Сказка о потерянном времени». Издательство «Эксмо». 2016 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1940 год

Главные герои

Петя Зубов – третьеклассник, лентяй и ротозей.

Маруся Поспелова – ученица 3 класса, также большая лентяйка.

Наденька Соколова – ученица 3 класса, лентяйка и прогульщица.

Вася Зайцев – второклассник, легкомысленный, проказливый, ленивый мальчик.

Сергей Владимирович, Пантелей Захарович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна – злые волшебники, пожилые люди, отобравшие у детей их время, чтобы самим стать молодыми.

Сюжет

Петя Зубов был одним из самых слабых учеников в своем классе, которые обещал нагнать ребят по всем предметам, но никогда не сдерживал свое обещание. Однажды Петя, как обычно, опоздал в школу. Он протянул пальто гардеробщице, но та приняла третьеклассника за старичка. Посмотрев на себя в зеркало, Петя увидел седину и бороду.

Петя очень испугался и бросился домой, но даже родная мама не признала в нем своего сына. Тогда постаревший мальчик ушел, куда глаза глядят. Так он оказался в лесу, где набрел на пустой домик. Уставший Петя лег на сено в углу и уснул. Проснулся он от голосов: за столом сидели два мальчика и две девочки, которые разговаривали старческими голосами и называли друг друга по имени-отчеству.

Петя узнал, что это были злые волшебники, которые ловили ленивых детей, теряющих время понапрасну. Им удалось поймать не только Петю Зубова, но и еще трех детей, ставших стариками. Один из волшебников, Сергей Владимирович, проговорился, что заколдованные ребята вновь смогут стать детьми, если в полночь повернут стрелки часов на 77 оборотов назад.

Когда волшебники ушли, Петя отправился на поиски других заколдованных детей. Однако на его пути встречались только настоящие старики: маляры, учителя и даже начальник пожарной охраны. Когда Петя увидел плачущую старушку с булкой и газетой «Пионерская правда», он понял, что перед ним заколдованная школьница. Она представилась Марусей Поспеловой, и товарищи по несчастью пошли искать остальных ребят. Во дворе они увидели старушку, играющую в классики – это была Наденька Соколова. Последнего старичка, Васю Зайцева, они нашли только поздно вечером.

Ребята поспешили к лесной избушке, где, дождавшись полночи, принялись откручивать назад стрелки часов. В этот миг проснулись волшебники, которые стали стареть буквально на глазах. На последнем обороте стрелок злые волшебники исчезли, а старички вновь стали детьми.

План пересказа

  1. Петя Зубов превращается в старичка.
  2. Мама не узнает Петю.
  3. Лесная избушка.
  4. Тайна злых волшебников.
  5. Поиски заколдованных детей.
  6. Встреча с Марусей, Наденькой и Васей.
  7. Стрелки часов.
  8. И снова детство!

Главная мысль

Если впустую тратить время, то можно не заметить, как прошла вся жизнь.

Чему учит

Сказка учить ценить не только свое время, но и время окружающих людей. Она учит тратить драгоценное время только на добрые, полезные дела.

Отзыв

Сказка очень поучительная, и напоминает о том, что если не ценить свое время, то можно не заметить, как пришла старость, и изменить уже ничего нельзя. Хорошо, что ребята вовремя спохватились, и исправили свои ошибки.

chitatelskiy-dnevnik-64377-risunok-illyustraciya-k-skazke-o-poteryannom-vremeni.jpg

Рисунок-иллюстрация к Сказке о потерянном времени.

Пословицы

  • Время как воробей – упустишь, не поймаешь.
  • Упустишь минутку, потеряешь час.
  • Потерянную вещь можно найти, потерянное время никогда.

Что понравилось

Понравилось, как Петя не отчаялся, не испугался, что стал старичком, а постарался все исправить и помочь другим лентяям вернуть свой прежний облик.

Замечательные сказки Евгения Шварца – ярчайшей пример литературы, которая одинаково хороша как для взрослых, так и для детей. Но «Сказку о потерянном времени» мы изучаем в школе, по ней снят отличный детский фильм – еще в советские времена. А мы бы посоветовали и взрослым перечитывать ее как можно чаще. Потому что смысл и нравственный урок в ней заложенный, близки человеку любого возраста. И в чем же состоит этот смысл?

О чем сказка о потерянном времени

Шварц писал свою «Сказку о потерянном времени» в годы войны и предполагалось, что пьесу будут ставить в кукольном театре. Начинается пьеса с рассказа о Пете Зубове, откровенном балбесе, который учится в школе, но вместо того, чтобы грызть гранит науки, просто слоняется по улицам и вообще – проводит время зря, тратит его бессмысленно. Как и все дети (и люди) такого склада, Петя думает, что учиться на «хорошо» и «отлично» совсем необязательно. Ну, может быть, когда-нибудь потом он все выучит, наверстает, а пока…

И вот однажды Петя приходит в школу, и гардеробщица обращается к нему, как к старичку. Петя удивлен, но еще больше удивляется, увидев себя в зеркале – да, он превратился в старого человека, седого и с бородой! Как это могло случиться с обычным советским мальчиком? Петя потрясен. Бедный парень понимает, что даже домой ему нельзя теперь идти – родная мама не узнает в пожилом дядечке своего Петечку. Несчастный троечник слоняется по окрестностям, пока совершенно случайно не заходит в отдаленный домик, маленькую избушку, и не засыпает. А когда просыпается, видит странных девочек и мальчиков за столом: выглядят они как обычные ребята, но вдут себя странно и разговаривают старческими голосами. Даже обращаются друг к другу по имени и отчеству!

И тут Петя все узнал. Оказывается, это никакие не ребята, а злые волшебники. Они старые, но выглядят молодо, потому что воруют у ленивых и разболтанных ребят время, которые те тратят ни на что, понапрасну. Более того, не один Петя стал их жертвой, а еще трое ребят. И еще он узнал, что если ровно через день все эти ребята, пострадавшие от злого волшебства, соберутся вместе в этой избушке и переведут стрелки циферблата назад 7 раз, то они вернут себе детство и злые чары рассеются.

Теперь Петя знает, что делать: нужно срочно искать в городе старушек и старичка, которые ведут себя как дети. Не сразу, но это ему удалось. Последнего мальчика в обличье старика он поймал, когда тот катался на подножке трамвая. И теперь им, таким стареньким, нужно бежать, чтобы успеть развеять чары. И они успевают почти перед самой полночью. Пробираются в избушку и начинают переводить стрелки назад. Злые волшебники просыпаются и пытаются помешать ребятам, однако волшебство потихоньку начинает работать. Увы, это детям не на руку: Петя становится таким маленьким, что уже не дотягивается до стрелок. Тогда другие ребята поднимают его на руках, и Петя докручивает стрелки. И тут же волшебники превращаются в стариков, а дети – это снова дети, обычные школьники.

Смысл сказки о потерянном времени

Главная идея сказки выражена Шварцем так: человек, напрасно тративший время, не замечает, как стареет. И автор многократно подчеркивает это, описывая Петю и его переживания. Во-первых, человека, прожившего бессмысленную, ленивую жизнь, ожидает несчастная одинокая старость. Именно это случилось с Петей, когда он стал стариком: его не узнает родная мать, ему не прийти в школу, друзей у него нет. Петя с ужасом думает о том, что ему даже пенсии не полагается, ведь он не работал, проучился три класса на двойки и тройки. И он ничему не смог научиться! На что он годен?

И без всякого волшебства понятно, что, проводя дни в праздности и безделье, мы «проглатываем» год за годом, не замечая, как течет время. Просто Шварц прибег к очень сильной метафоре, усилив, тем самым, эффект своего поучения. Когда Петя бегает по городу и ищет собратьев и сестры по несчастью, у него впервые в жизни появляется жизненно важная задача, желание успеть что-то. А раньше он только удивлялся тому, что люди вечно куда-то спешат. Теперь-то ты, Петя, понимаешь куда? Теперь Петя понимает.

Когда дети спешат к избушке, они вдруг понимают, как тяжело быть пожилым человеком. Силы уже не те, что в детстве. Ну и как они распоряжались этими силами раньше? Да просто безобразно. В трамвае четырем пожилым людям все уступают места, вот тут ребятам становится по-настоящему стыдно: они явно не заработали себе на почтенную старость.

Также сказка Шварца учит нас дружбе. Тому, что в одиночку вам ничего не исправить. Если бы наши «старички» не нашли друг друга, и главное, если бы они не помогли друг другу в ту минуту, когда нужно было повернуть стрелки, навеки бы остались никому не нужными стариками.

Еще одна мораль – никогда не поздно взяться за ум и изменить свою жизнь. Вы можете наверстать потерянное, если соберетесь и перестанете лениться, бить баклуши и тратить свое время самым неразумным образом. Дети в сказке понимают это и исправляются. Чего автор желает и всем нам, читателям.

Шварц Е. «Сказка о потерянном времени» Жанр: литературная, авторская волшебная сказкаГлавные герои «Сказки о потерянном времени» и их характеристики

  1. Петя Зубов, ученик 3 класса, ротозей и лодырь, даром тратил время и чуть не остался старичком.
  2. Маруся Поспелова, ученица 3 класса, также лентяйка.
  3. Наденька Соколова, ученица 3 класса, тоже лентяйка и прогульщица
  4. Вася Зайцев, ученик 2 класс, лентяй, лодырь, проказник, легкомысленный человек.
  5. Сергей Владимирович, Пантелей Захарович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна — злые волшебники, которые отбирали у детей время, чтобы самим стать молодыми.

План пересказа «Сказки о потерянном времени»

  1. Лентяй Петя Зубов
  2. Пальто и гардеробщица
  3. Мама не узнает Петю
  4. Лес и домик
  5. Подслушанная тайна волшебников
  6. Старушка с корзиной
  7. Как много вокруг стариков
  8. Старушка играет в мячик
  9. Старушка прыгает в классы
  10. Старик на колбасе
  11. Блуждания в темноте
  12. Домик волшебников
  13. Петя крутит стрелки
  14. Возвращение молодости.

Кратчайшее содержание «Сказки о потерянном времени» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Петя Зубов вдруг превращается в старика и его никто не узнает
  2. Он спит в домике волшебников в лесу и узнает, как детям вернуть свою молодость.
  3. Петя ищет других детей-старичков и находит Марусю.
  4. Петя и Маруся находят Наденьку, а потом все вместе снимают с колбасы Васю
  5. Дети-старики проникают в дом волшебников и откручивают стрелки часов
  6. Злые волшебники исчезают, а старики вновь становятся детьми.

Главная мысль «Сказки о потерянном времени» Если человек напрасно теряет свое время, он сам не замечает, как стареет.Ответы на вопросы учебника Климановой «Литературное чтение. 3 класс 2 часть» смотрите по ссылке.Чему учит «Сказка о потерянном времени» Эта сказка учит ценить и дорожить не только свое время, но и время всех остальных людей. Учит тратить время только на полезные, нужные дела, учит хорошо учиться, быть примерным и послушным.Отзыв на «Сказку о потерянном времени» Мне очень понравилась эта милая и добрая сказка. В ней говорится о том, что дети, которые не берегли свое время, вдруг стали стариками и старушками. Они вовремя спохватились, и главный герой — мальчик Петя узнал, как им вернуть молодость. Он понял, что временем надо дорожить и потому у детей все получилось.  Я советую всем прочитать эту сказку, чтобы научиться ценить и свое собственное время и не стареть раньше срока.Пословицы к «Сказке о потерянном времени» Время как воробей — упустишь, не поймаешь. Упустишь минутку, потеряешь час. Потерянную вещь можно найти, потерянное время никогда.Краткое содержание, пересказ «Сказки о потерянном времени» В третьем классе 14 школы учился мальчик Петя Зубов, который всегда отставал по всем предметам. Он обещал нагнать, но так и нагонял отставание. Однажды он как обычно опоздал на занятия, и вбежав в школу протянул пальто гардеробщице. Та удивилась хриплому голосу, а потом приняла Петю за его дедушку. Она предложила мальчику посмотреть на себя в зеркало и Петя увидел бороду и седину. Испуганный Петя бросился домой, надеясь, что его узнает мама. Но мама не признала старика. Унылый Петя пошел куда глаза глядят и пришел в лес. Темнело и Петя набрел на какой-то домик. Он зашел внутрь, увидел табуретки, часы и в углу сено. Он зарылся в сено и уснул. Проснулся он от голосов. За столом сидели два мальчика и две девочки, кряхтели, охали и называли друг друга по имени-отчеству. Петя услышал, что это злые волшебники, которые ловят детей теряющих время понапрасну. Так они поймали Петю Зубова и еще трех детей, которые тоже стали стариками. Один из волшебников, Сергей Владимирович, признался, что ребята-старики могут снова помолодеть, если ребята придут завтра в полночь и повернут стрелки часов на 77 оборотов назад. Остальные волшебники сказали, что ребята точно не придут, а Сергей Владимирович предложить быть осторожнее. Волшебники ушли, а Петя Зубов побежал искать других детей, превращенных в стариков. Он увидел старушку с корзиной и спросил, не школьница ли она. Но старушка замахнулась корзиной. Вокруг мальчика бежали настоящие старики — учителя, маляры, начальник пожарной охраны. В полдень Петя зашел в парк и сел на скамейку отдохнуть. Вдруг видит, старушка сидит и плачет. Потом вдруг достает булку с изюмом и газету «Пионерская правда». А затем начинает в мячик играть. Петя подбежал к ней, сказал, что она школьница и старушка обрадовалась. Точно, отвечает, я Маруся Поспелова, ученица 3 класса. Пошли Петя и Маруся остальных ребят искать. Зашли во двор, а там старушка в классики прыгает. Оказалось, что это Наденька Соколова. Пошли ребята вместе последнего мальчика искать, а того нигде нет. Уже темнеть начало. Вдруг видят они на колбасе трамвая старичок едет, посвистывает. Оторвали его ребята от колбасы, оказалось это ученик 2 класса Вася Зайцев. Сели старички в трамвай, а им школьники место уступают. Смутились старички, но тут как раз лес показался. Выскочили они из трамвая и к избушке бегом. Долго ходили по лесу, заблудились, но тут луна выглянула, нашли ребята домик. В окно смотрят — спят волшебники. Прокрались ребята к ходикам. Ровно в полночь Петя начал стрелки часов обратно откручивать. Проснулись волшебники, а сдвинутся не могут, стареют прямо на глазах. На 77 обороте вскрикнули волшебники и пропали, словно их и не было, а старички снова стали детьми и весело засмеялись.Рисунки и иллюстрации к «Сказке о потерянном времени»

Шварц «Сказка о потерянном времени» главная мысль

«Сказка о потерянном времени» главная мысль

Основная мысль произведения Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени» в том, что человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет.

Главная мысль — цените каждое мгновение жизни, нельзя ничего откладывать на завтра.

Главная мысль заключена в таких словах сказки: «Человек, который теряет понапрасну время, сам не замечает, как стареет».

Время является величайшей ценностью человека. Время невозможно остановить и вернуть назад, его только кажется, что много, а на самом деле его всегда не хватает, если человек занят каким-либо делом. Поэтому эта сказка Евгения Шварца учит нас беречь время, относится с ответственностью к своей жизни, с молодых лет делать что-то полезное, что-то такое, благодаря чему, человек может оставить после себя добрую память и его будут ценить и уважать другие люди.

В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и экономить время, не растрачивать его понапрасну.

Содержание:

Краткая история, посыл автора

Произведение было опубликовано в 1940 году. То время было крайне тяжёлым для страны, люди нуждались в добрых, незатейливых и понятных сказках, дарующих надежду на всё лучшее. Это яркий пример детского литературного произведения советского времени. Стоит также отметить, что изначально сказка писалась для кукольного театра.

Своим произведением Шварц намеревался достучаться до людей и напомнить им, что время драгоценно и его нельзя тратить попусту. Критики считают, что писатель замечательно справился со своей задачей. Сказка пришлась по душе многим людям, среди которых были не только взрослые. В конце произведения главные герои сумели осознать ценность времени, а негативные персонажи получили по заслугам.

Превращение мальчика в дедушку

Произведения Шварца обычно читаются на одном дыхании. Это и неудивительно: в них одновременно присутствует и увлекательный сюжет, и глубокий смысл. Рассматриваемая сказка учит ценить каждый миг жизни, ведь сложно вернуть потерянное время. Произведение повествует о приключениях детей, которые ничего не хотели учить и не ценили ни своё, ни чужое время.

Школьник по имени Петя Зубов привык всё откладывать на потом. У него низкая успеваемость, однако он нисколько не переживает по этому поводу, ведь, по его мнению, можно нагнать одноклассников в будущем.

У мальчика плохие отметки:

  • по арифметике;
  • по русскому;
  • по письменному;
  • по пению.

Когда первая четверть подходит к концу, он надеется на вторую, однако так и не нагоняет программу. Тогда школьник успокаивает себя, что ещё будет время всё исправить.

Однажды он опаздывает в школу, вбегает в раздевалку, бросает портфель и зовёт тётю Наташу, чтобы она повесила его верхнюю одежду. Однако женщина не узнаёт мальчика по голосу, потому что он охрип. Петя и сам не понимает, что произошло. Когда она выходит из-за вешалок и видит парня, то пугается и предлагает Пете посмотреть на своё отражение. В зеркале мальчик видит не себя, а покрытого морщинами старика с усами и бородой.

Переживания Пети

Школьник шокирован увиденным, он с криком выбегает на улицу. Теперь у него единственная надежда на то, что его узнает мать. Однако когда она открывает ему дверь, то видит дедушку. Мальчик отправляется куда глаза глядят, ощущая себя несчастным. Он бредёт по дороге, думая о том, какой же он одинокий, ведь у него нет ни приятелей, ни матери, ни детей, ни внуков.

Он жалеет о том, что так и не успел чему-то научиться в жизни. Куда ему до тех стариков, которые стали докторами, академиками или хотя бы учителями! Петя размышляет о том, что ему даже пенсию не получить, ведь он «работал» лишь 3 года, да и то на двойки. Он попадает в лес. На улице уже темно, Петя устал и хочет отдохнуть. На счастье, перед глазами возникает домик. Внутри него пусто, и мальчик остаётся там на ночлег.

Происки злых волшебников

В центре находится стол со стульями, чуть выше — керосиновая лампа, на стене — часы. Петя видит в углу комнаты сено и ложится прямо туда. Немного поплакав, мальчик засыпает крепким сном. Когда он просыпается, в доме светло, так как горит керосиновая лампа. За столом сидят четверо ребят, а перед ними лежат огромные счёты, окованные медью. Дети хмурые и что-то бормочут себе под нос. Петю удивляет то, что они:

  • обращаются друг к другу по имени отчеству;
  • вздыхают и охают, будто бы уже не молодые.

Всё это очень странно. Лампа горит тускло, поэтому они не видят Петю. Он вслушивается в их разговоры и понимает, что это злые волшебники.

Как оказалось, когда человек не умеет правильно распорядиться своим временем, то начинает медленно стареть незаметно для себя самого. Волшебники узнали об этом. Они решили забрать молодость у школьников, которые теряли время понапрасну. Они поймали бедных ребят и превратили их в старцев, а сами помолодели.

Волшебники долго что-то считают на счётах, а потом прячут их, и самый главный подходит к часам. Он объясняет, что у ребят ещё есть шанс вернуть свою молодость, но для этого им необходимо завтра друг друга найти, прийти в полночь в избушку и повернуть стрелку ходиков ровно на семьдесят семь кругов обратно. Волшебники всё выслушивают, но не верят, что детям удастся всё это сделать.

В поиске школьников-стариков

В полдень он видит рыдающую бабушку. Немного поплакав, она начинает выковыривать из хлеба изюм, а затем принимается читать газету. Далее старушка лихо играет в мяч, будто молодая. Мальчик подходит к ней и узнаёт, что она — одна из состарившихся детей. На поиски остальных ребят они уже отправляются вместе.

Спустя некоторое время отыскивается ещё одна девочка-бабушка. Это третьеклассница Маруся Поспелова. Когда Петя её замечает, она играет в классики. У детей уже остаётся совсем немного времени, а им надо отыскать ещё одного ребёнка, которому также не повезло.

Пока ребята ищут последнего мальчика-дедушку, солнце садится. Наконец ребята видят пожилого человека, катающегося на подножке трамвая. Это Вася Зайцев, четвёртый превращённый ребёнок. Дети торопятся в лес. Чтобы не опоздать, они садятся на трамвай. Там им уступают места другие школьники, что заставляет ребят смущаться и краснеть.

В лесу дети сбиваются с пути. На этот раз Петя осознаёт, что не всегда нужно бездумно спешить, сломя голову. Он понимает, что порой лучше немного помедлить, чтобы потом сэкономить ценное время. Ведь если бы он вчера был внимательней и не торопился, то ему бы удалось запомнить дорогу к избушке.

Сила в дружбе

Дети-старички чувствуют себя уставшими. Внезапно на небе появляется полная луна, и вокруг становится светло. Петя вскарабкивается на берёзу и видит домик, который они так долго не могли отыскать. Так, заветная хижина найдена, она находится всего лишь в нескольких шагах от детей.

Приближается полночь. Ребята аккуратно пробираются в избушку. Волшебники уже крепко спят в стогу сена. Как только Петя касается рукой часов, они просыпаются, однако тут же застывают на месте, и уже не могут помешать мальчику. Ребята медленно начинают превращаться в тех, кем они были до колдовства.

Когда Петя трогает стрелку тридцатый раз, он перестаёт доставать до часов, так как уменьшается в росте. Тогда он просит друзей, чтобы они его подняли. На сороковом обороте волшебники превращаются в дряхлых стариков, их лица покрываются морщинами, а на висках возникает седина. Мальчик поворачивает стрелку требуемое количество раз. После этого волшебники испаряются, будто бы их вообще никогда не существовало.

Дети смотрят друг на друга и весело хохочут. К счастью, ребятам удалось вернуть себе потерянное время. Они поняли, что надо ценить каждое мгновение.

Главная мысль, читательский дневник

Время — дар, который нужно потратить с пользой. Если им не дорожить, то можно не заметить, как подкралась старость. В этом заключается главная мысль и мораль произведения. Сказка очень поучительна для людей любого возраста, она просто не может не понравиться, так как имеет увлекательный сюжет. Произведение показывает, что, если человек осознает свои ошибки, то сумеет возвратить даже утерянные годы.

Если нужно заполнить читательский дневник, «Сказку о потерянном времени» лучше читать в сокращении. Обычно требуется указать:

  • автора и название произведения;
  • историю его создания;
  • литературный жанр.

Также надо написать аннотацию, отметить, сколько страниц, какая основная тема, составить план. При необходимости написать сочинение. Изучение краткого пересказа тоже позволит упростить задачу. Конечно, если есть возможность, лучше прочесть оригинальную версию «Сказки о потерянном времени». Краткое содержание всё же не позволит получить столько удовольствия от ознакомления.

При заполнении читательского дневника можно нарисовать старинные часы с кукушкой. Подобная иллюстрация окажется отличным решением. Можно дополнить рисунок, изобразив на нём четверых школьников. Во время чтения рекомендуется делать записи, чтобы отметить наиболее важные моменты.

Отзывы читателей

Книги Шварца мы знаем с самого детства, но их смысл открывается нам лишь с годами. Так случилось и со мной. Родственники подарили эту сказку дочке, и мама оказалась невольным слушателем. Это чудесное произведение с глубоким смыслом.

Чудесные сказки Шварца очень поучительны, я считаю, что такую литературу обязательно нужно давать малышам. Прочитав анализ этого произведения, я поняла, что это отличная книга для деток. Например, наши ребятишки остались в восторге. Главное — не забыть обсудить прочитанное, это тоже важно.

Мой сынок обожает читать, особенно если в книге много красочных иллюстраций. Мы с мужем купили для него «Сказку о потерянном времени» Шварца. Многие знают этого писателя по известному детскому литературному произведению «Кот в сапогах». Наш сыночек остался доволен. Всем деткам рекомендую эту книжку.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/skazka-o-poteryannom-vremeni.html
  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/nravstvennyj-smysl-proizvedenija-skazki-o-poterjannom-vremeni-evgenija-shvarca/
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/06/blog-post_31.html
  • https://kratkoe.com/skazka-o-poteryannom-vremeni-glavnaya-myisl/
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/skazkа-o-poteryannom-vremeni.html

О себе он говорил: «Писать могу всё, кроме доносов». И действительно, писал сказки, пьесы, стихи, фельетоны, киносценарии, новеллы, сатирические репризы для Аркадия Райкина и кукольные представления для Сергея Образцова, балетные либретто и смешные подписи к картинкам в детских журналах.

Обладал уникальным чувством юмора, мог рассмешить таких искушённых острословов как Михаил Зощенко и Даниил Хармс. И в то же время он выглядел человеком очень закрытым: было в его судьбе такое, о чём особенно не поговоришь. Например, у него, преуспевающего советского писателя и драматурга, было белогвардейское прошлое.

Настоящая слава пришла к нему посмертно, через 25 лет. Его пьесы-сказки были экранизированы. Нет, пожалуй, сегодня в России такого человека среднего и зрелого возраста, который не помнил бы и не любил фильмы «Золушка», «Сказка о потерянном времени», «Тень», «Убить дракона», «Обыкновенное чудо», «Снежная королева». Эти фильмы сняты по мотивам произведений Евгения Шварца.

Будущий писатель и драматург Евгений Львович Шварц родился в 1886 году в Российской империи, в Казани. Его отец, медик по профессии, был большим любителем театра. Лев Шварц играл на скрипке, хорошо пел, играл в любительском театре. Отец репетировал роли дома, мать подавала реплики, маленький сын с восхищением наблюдал за чудесными превращениями отца то в римлянина, то в русского купца.

Сын Евгений очень рано почувствовал вкус литературного слова. Слово «писатель» до конца жизни было для него священным. Уже, будучи известным литератором, в свои зрелые годы он признавался, что у него язык не поворачивается называть себя писателем. Шутил, что драматургом уже можно.

Мать запомнила эпизод из детства сына: маленького Женю как-то спросили, кем он будет, когда вырастет. Сын долго молчал, потом лёг у маминых ног на ковёр и чуть слышно прошептал: «Романистом». Уже знал такое слово.

Однако до поры до времени это признание считалось в семье просто шуткой, и повзрослевший юноша Евгений Шварц поступил на юридический факультет Московского университета.

Началась Первая мировая война, и стало не до учёбы. После революции молодой человек воевал против новой власти в рядах корниловской армии. Участвовал в легендарном Ледяном походе. Был контужен.

Ещё до октябрьского переворота Евгений Шварц набирался опыта театральной жизни в любительских спектаклях, а в 1921 году с труппой маленького ростовского театрика приехал покорять Петроград.

Театрик сгинул, актёры разъехались по домам, а Шварц остался в этом городе, как он сам выражался «на цыпочках, с робкой улыбочкой» потихоньку подбираться к миру литературы. У него уже появились друзья среди писателей и поэтов. Первыми, кто поддержал его на новом поприще, были Корней Чуковский и Самуил Маршак. Правда, для начала, начинающему литератору пришлось писать фельетоны в газетах и журналах шахтёрского Донецка.

Только с 1924 года Шварц становится сотрудником уникального авторского коллектива редакции детской литературы Госиздата под руководством С. Маршака. Коллектив авторов создал подлинные шедевры детской литературы, которые и сегодня веселят и развлекают маленьких читателей. Тем более, что даже дедушки и бабушки, а также прабабушки и прадедушки помнят многие стихи и шутки-прибаутки наизусть.

Евгений Шварц очень быстро стал популярным автором не только детских стихотворений, но и детских пьес. Например, «Сказки о потерянном времени».

Жизнь, казалось бы, удалась. Но уникальный талант Шварца требовал дальнейшего развития. В начале 30-х годов в Ленинграде был создан новый театр — Театр комедии, главный режиссёр которого, Николай Акимов, заказал молодому драматургу пьесу на современную тематику по мотивам классических европейских сказок. Замысел был непростой. Но талант, мировоззрение Шварца и особенности личности дали уникальный результат.

Одна за другой были созданы пьесы-шедевры: «Голый король», «Тень», «Дракон» и «Обыкновенное чудо». Перемешивая фабулы классических европейских сказок, драматург создал аллегории и символы современных ему проблем. Да и сегодня пьесы живы и не сходят со сцены. Можно каждый год пересматривать замечательные фильмы Марка Захарова, снятые по мотивам пьес Шварца, и находить аналогии с сегодняшним днём. А цитировать Шварца можно сегодня тоже вполне уместно.

Шварц доказал своим современникам и далёким потомкам, что сюжеты, испытанные веками, содержат в себе вечные нравственные проблемы.

Для кого писал Евгений Шварц: для взрослых или для детей? Режиссёр Акимов, который сподвиг драматурга на создание таких оригинальных произведений, очень верно подметил, что написанная для взрослых пьеса «Обыкновенное чудо», имеет большой успех и на утренних спектаклях для детей. Такое очень редко бывает в жизни театров.

Что характерно, детским драматургом себя Шварц никогда не считал и шутливо гневался на своего режиссёра:

«Вы меня три раза обозвали детским драматургом, сами Вы детский драматург, милостивый государь!»

Конец 30-х в истории страны были очень непростыми. Многие друзья Евгения Шварца бесследно исчезли в ходе репрессий. Угроза ареста не раз висела и над ним.

Чтобы «остаться в строю» и просто выжить в это опасное время, Евгений Львович стал писать без опасных сказочных аллюзий. Пьесы «Тень» и «Дракон» в сороковые годы были сняты с репертуара театра.

Драматург правильно понял это предупреждение. Шварц стал писать сценарии к мультфильмам и к художественным фильмам. Это была тоже высококлассная работа: «Золушка», «Первоклассница», «Дон-Кихот», «Марья-искусница».

В послевоенные годы в драматургии Шварца стали усиливаться психологические мотивы. В это время появилась пьеса «Повесть о молодых супругах». Евгений Львович сам имел опыт неудачного первого брака, и в своей пьесе он попытался дать некоторые советы молодожёнам.

Автор серьёзно размышляет о том, как в бытовой круговерти буден не растерять тех драгоценных чувств, которые объединили людей в семью. Сегодня мы видим, что эта проблема стала даже актуальнее, чем в 50-е годы прошлого века.

Есть в творческом наследии драматурга ещё одна книга, над которой он работал последние годы своей жизни. Многие исследователи творчества Шварца считают её важнейшей. Как её назвать? Мы в затруднении.

Слова «дневник» и «мемуары» Евгений Львович не любил. Книга большая. 700 страниц документально-мемуарной прозы. Эта книга без иносказаний и аллегорий. Это откровенные мысли о прошлом и современном. За четыре года до смерти Шварц писал о себе в третьем лице:

«Без людей он жить не может… Всегда преувеличивая размеры собеседника и преуменьшая свои, он смотрит на человека как бы сквозь увеличительное стекло… И в этом взгляде… нашёл точку опоры. Он помог ему смотреть на людей как на явление, как на созданий Божьих».

Такая жизненная позиция и объясняет, вероятно, особенности его неповторимого творческого метода. Неслучайно в сказке «Обыкновенное чудо», которую драматург считал самой главной в своём творчестве, герой говорит такие слова:

«Сказка рассказывается… для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».

Когда-то Бунин сказал о Чехове:

«До самой смерти росла его душа».

Эти же слова, наверно, можно сказать и о Шварце.

Какие бы проблемы драматург не ставил перед положительными героями своих пьес, с какими бы трудностями их не сталкивал, его герои всегда побеждают зло. И это вдохновляет по сей день режиссёров, актёров, зрителей и читателей.

Под конец жизни Шварц был признан классиком отечественной драматургии. Но он никогда не обольщался на свой счёт и знал, что официальному славословию доверять нельзя. Однажды он подарил другу свою книгу и подписал так: «Шварц, человек, тень».

Писатель Леонид Пантелеев оставил воспоминания о дружеских отношениях с Евгением Львовичем. Пантелееву был памятен их последний разговор.

«Испытываю судьбу, — говорил он со смущённой и даже какой-то виноватой усмешкой. — Подписался на тридцатитомное собрание Диккенса. Интересно, на каком томе это случится».

Драматург Евгений Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде.

Афоризмы и цитаты Евгения Шварца

  • Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал.
  • Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники.
  • Связи связями, но надо же и совесть иметь.
  • Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь.
  • Когда-нибудь спросят, а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогу тебе сделать тебе ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым.
  • Эх, жалко — королевство маловато, разгуляться негде. Но ничего, я с соседями поссорюсь.
  • Я встречал множество людей, которые не могут не писать, не могут не играть — и не писатели они, и не актёры.
  • Лучшее украшение девушки — скромность и прозрачное платьице.
  • Никому и ничему не верить — это смерть. Всё понимать — тоже смерть. А безразличие — хуже смерти.

Вниманию зрителей будет представлен уникальный цирковой проект «Новогодняя сказка о потерянном времени» всемирно известной династии Филатовых-Клыковых, которая на протяжении почти двух столетий работает с дикими и экзотическими животными. Шестое поколение династии, Анастасия и Михаил Филатовы-Клыковы, выступают режиссерами и постановщиками шоу, которое позволит взрослым и детям окунуться в волшебный мир чудес.

Захватывающие новогодние приключения начинаются с первых минут представления. Исполнится ли заветное желание девочки Леры побывать на волшебном балу? Ведь неприступная Ледяная Королева заморозила время и всех героев сказки! Наступит ли Новый год? Чем закончится путешествие девочки в поисках Деда Мороза? Кто придет Лере на помощь, чтобы вернуть людям праздник? Ну, конечно же, любимые и узнаваемые сказочные персонажи, которых играют артисты, исполняя при этом сложнейшие цирковые трюки.

Обаятельный хвастунишка Сказочник и весёлая Баба- яга в исполнении клоунского дуэта «No comments» превращают улыбку в искренний смех.

Забавные обезьяны-джигиты, яркие попугаи, пони, питоны, веселые собачки, грациозные кошечки вызывают зрительскую симпатию с первого взгляда (руководитель заслуженная артистка России Юлия Филатова).

Уникальная дрессура в исполнении Деда Мороза (заслуженный артист России Андрей Клыков) и его партнёры — бурые медведи приводят публику в восторг.

Артисты — акробаты на дорожке под руководством Семена Крицкого демонстрируют физические возможности человека и свое профессиональное мастерство.

Воздушные гимнасты Екатерина и Сергей Остудины покоряют зрителя зрелищными и захватывающими трюками под куполом цирка.

Эквилибристы Михаил и Андрей Карлагины радуют и удивляют исполнением не только классического степа, но и степа на руках.

Уникальное соединение разных направлений в жанре акробатики в исполнении артистов под руководством Вячеслава Лебедькова никого не оставляют равнодушным.

Смелые и храбрые наездники номера «Русские казаки» под руководством Виолетты Александровой-Серж виртуозно выполняют гимнастические и акробатические трюки на лошадях в жанре джигитовки.

Вячеслав Остудин знакомит с вершинами своего мастерства в жонглировании.

Вместе с героями сказки на манеже — шоу балет «Помпадур» под руководством Анастасии Филатовой — Клыковой. Пластика тела, красота и эстетика танца органично вплетаются в сюжетную линию новогодних приключений.

В программе использованы эксклюзивные дизайнерские костюмы от владельца коллекции — Надежды Карлагиной.

Создадим вместе атмосферу зимнего праздника, чуда и волшебства! Трогательная новогодняя история, красочность и шоу-эффекты, динамичные трюки, море смеха, авторские песни, многообразие животных подарит долгий заряд позитивного настроения! Ждем вас на главной новогодней сказке города!

Уважаемые зрители!

Ивановский цирк заботится о здоровье каждого из вас! Наши сотрудники соблюдают все меры санитарных требований защиты. И мы, в свою очередь, очень просим вас беречь свое здоровье и здоровье других зрителей!

Пожалуйста, при входе в цирк надевайте защитную маску на себя и ребенка, обрабатывайте руки специальными средствами, а также проходите бесконтактную термометрию.

Во время представления не снимайте маску, ведь она является основным средством защиты вашего здоровья и здоровья членов вашей семьи, соблюдайте дистанцию и занимайте места согласно купленным билетам.

Мы приложили все усилия, чтобы ваше пребывание в цирке было максимально безопасным, и разработали несколько новых правил посещения представлений:

1. При посещении представлений необходимо иметь с собой маску, перчатки и носить их в течение всего периода пребывания в здании цирка.

2. Граждан в возрасте 65 лет и старше, а также граждан с признаками ОРВИ и/или имеющих хронические заболевания (Постановления №272 от 05.04.2020 г. (Приложение №2)) просьба воздержаться от посещения представлений ради вашего здоровья и безопасности.

3. Все зрители, посещающие представления, перед прохождением билетного контроля должны измерить температуру тела. В случае обнаружения повышенной температуры (свыше 37,2°) зритель будет направлен к штатному врачу Ивановоского государственного цирка, который после осмотра примет решение о возможности посещения представления.

4. Для вашей безопасности в зоне контроля и у входов в зал будут расположены антисептики для рук.

5. Просим соблюдать социальную дистанцию 1,5 метра и не объединяться в группы.

6. Просим не пересаживаться в зрительном зале без разрешения администратора.

Проход билетного контроля начинается за 45 минут до начала представления. Вход в зрительный зал за 30 минут до начала.

Берегите себя и своих близких!

Также обращаем внимание на то, что, согласно пункту 7.6 «Положения о порядке продажи билетов на зрелищные мероприятия и посещения филиалов ФКП «Росгосцирк», право бесплатного прохода на представление в сопровождении взрослого имеют дети возрастом до 3-х лет.

Внимание! Детям до 3 лет вход бесплатный, при наличии свидетельства о рождении. С 3 лет приобретается полный билет. Важно! В сопровождении одного взрослого может пройти только ОДИН ребенок до 3 лет.

Отзыв на произведение Е Шварца

Отзыв
на прочитанное произведение.

1. Вступление (1 — 2 предложения)
Я познакомился с произведением Е. Шварца «Сказка о потерянном
времени».
Мне понравилось произведение Е. Шварца «Сказка о потерянном
времени».
2. Основная часть
(4 -5
предложений, но можно и больше) 

Понравилось ли тебе
произведение?

Кто герои? Что с ними
произошло?

Какие испытания прошли?
Чем закончилась история?

3. Вывод (2-3 предложения)

0 чём нам предлагает
задуматься автор? 

Сформулируй главную идею этого произведения.

Подсказка!
Тема рассказа —   О чем?
Идея (основная мысль) рассказа —
                 
     Ради чего пишет автор?

                 
    Над чем или о чем предлагает задуматься?

4. К
произведению Е. Шварца «Сказка о потерянном времени»
подходят пословицы: (2 пословицы)

Рабочие тетради на 5 класс

1. Русский язык — — тетради в широкую линейку однотонные с плотной обложкой без рисунков, с белыми листами  

  • для контрольных работ — по 18 листов — 35 штук
  • для развития речи — по 12 листов — 35 штук
  • для работы в классе (можно с картинками) — по 12 листов — 2 пачки по 35 штук — итого 70 шт 
  • обложки на все тетради — 140 шт

2. Математика — 

  • для контрольных работ (однотонные с плотной обложкой без рисунков, с белыми листами) — по 18 листов — 35 штук
  • для работы в классе (можно с картинками)— по 18 листов — 2 пачки по 35 штук — итого 70 шт 
  • обложки на все тетради — 105 шт

3. Литература —  тетрадь в широкую линейку (каждый покупает сам) —  24 листа

4. Музыка — 

  • тетрадь 48 листов в клетку (с обложкой, подписанная) — сами покупаете
  • тетрадь на печатной основе за 4 класс не выкидывать, в начале года нужна
  • Е. Д. Критская Г. П.Сергеева Творческая тетрадь Музыка, 5 класс

5 .Биология — О. А. Корнилова, И. В. Николаев Рабочая тетрадь по биологии, 5 класс

6. География 

  • Контурные карты 5 класс
  • Атлас 5 класс

7. Немецкий язык — Аверин, Горизонты 5 класс

8. Английский язык — М. В. Вербицкая Forward Рабочая тетрадь 5 класс

9.Француский язык — Е. Береговская Рабочая тетрадь 5 класс

10. Технология — ( в начале учебного года будет известно)

11. История — Ф. А. Михайловский, Рабочая тетрадь  Всеобщая история. История Древнего мира  5 класс 

Воспоминания юнги Захара Загадкина.

                                                                         Ребята!

143204?r=1492544312

Книга, которую я вам предлагаю прочитать, не совсем обычная. Во-первых, это научно-популярная литература, во-вторых, она полна  тайн и загадок, посвящённых различным географическим казусам и природным явлениям.


Подробнее: https://www.labirint.ru/books/640312/

Обратите внимание на то, что в книге   две части — загадки и пояснения к ним. 

Некоторые загадки могут быть вам не совсем понятны, но очень многие — точно вызовут удивление. 

Например, как это — потерять целый день? Или — что за строители строят острова в океанах, разве это возможно? Или — какая река является «печкой» для многих государств, да к тому же еще и не имеет привычных нам берегов и дна? Или — неужели есть море, в котором нельзя утонуть?

Читать такую книгу надо не только с интересом и удивлением, но еще и с картой в руках. 

А еще можно искать наиболее заинтересовавшие вас факты, например, здесь.

Задание на каникулы: 

1. Прочитать любых 15-20 рассказов.

2. На листе А4 заполнить данные, согласно образцу. Если вы узнали больше слов, добавляйте облачка. Пишем сами, от руки. На обратной стороне листа пишем толкования слова.

3.В тетради по Окружающему миру составьте 1-2 толстых  вопроса («Почему? Как думаете?) и 2-3 тонких вопроса по рассказам.  

Интересных и удивительных вам открытий, ребята!

Отзыв на исследовательскую работу

Рябата, заканчивается февраль и у нас начинается научно — практическая  конференция «Мое исследование».

Вы изучали, опрашивали, исследовали, приобрели много знаний. Настало время поделиться ими с одноклассниками. Вы будете рассказывать, чтобы всех убедить: ваши исследования верные, ваши выводы правильные. Вы будете защищать то, что сделали.

Для каждого  из вас наступает волнительный момент — выступление.  

К выступлению надо готовиться!

Чтобы уверенно  выступить вам необходимо:

  1.  Выступление должно быть эмоциональное и короткое по времени (не более 7-10 минут)
  2. Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания работы, которая, прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку
  3. Следует помнить, что хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.
  4. Четкая логика изложения материала
  5. Проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками.

Для каждого выступающего важна обратная связь или отклик слушателей. 

На листе А4 — пишем отзыв и дополняем его  рисунком.

Отзыв 

на исследовательскую работу

по теме «……» (темы здесь)

  1. Что именно в этой работе тебе понравилось?  (см критерии защиты проекта)

     2. Что тебя особенно заинтересовало?

     3. Что нового ты узнал?

4. Пожелание

Немного о войне… Художественный фильм «Улица младшего сына»

 Немного о  фильме и месте съемок.

Этот фильм снимали в 1961 году в Аджимушкайских каменоломнях под Керчью.
Сотни лет в Аджимушкае  добывали известняк-ракушечник, из которого строили город. В местах добычи образовались подземные лабиринты. Они и стали убежищем для местных жителей, бригад народного ополчения. 
История Володи Дубинина произошла в период первой короткой оккупации Керчи с 16 ноября по 30 декабря 1941 года, когда численность отряда составляла 95 человек. 4 января 1942-го Володя погиб.
После второго захвата Керчи немцами в мае 1942-го состоялся массовый уход населения и оставшегося ополчения в штольни на 170 дней — с мая до конца октября 1942 года. Каменоломни не были подготовлены для проживания более чем 13 тыс. человек. Из них спаслись всего 48 человек. 
После войны там прибрали, где смогли, но завалы в штольнях не разбирали до середины 1960- х.
 Художественный фильм «Улица младшего  сына», снят на  выпущен в прокат в 1962 году на  киностудии Буларусьфильм.

Задания:

1. Просмотрите  фильм. 

2. Запишите в тетрадь 2-3 тонких вопроса и   1-2 толстых вопроса по сюжету фильма («Почему? Как думаете?). Толстые вопросы — заставляют рассуждать. В толстых вопросах можно сравнивать события или героев, проводить параллели.

Самый большой орган чувств

Задание:

Внимательно просмотри видеоурок № 2 до 3.30 мин  

Составь правила гигиены кожи. Запиши в тетрадь.

  • Что послушать на ночь чтобы уснуть взрослым рассказ
  • Что попросила средняя дочь в сказке аленький цветочек
  • Что попросил кот у своего хозяина в сказке кот в сапогах
  • Что попало каю в глаз в сказке снежная королева
  • Что послужило основой сюжета спектакля ревизская сказка