Что подгонял ветер на море в сказке о царе салтане

Образовательная область познавательное развитиетема свойства воздухацель. обобщить представления детей о воздухе.систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема «Свойства воздуха»

Цель. Обобщить представления детей о воздухе.

Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком. Формировать основы экологического сознания.

Развивать умение устанавливать связи между явлениями природы и делать выводы.

Развивать интеллектуальные способности, художественное восприятие произведений поэтов и художников, изображающих явления природы.

 Оборудование: сосуд с водой, пакет, стеклянная банка, кубики, соломинка (коктейльная трубочка), резиновый шар, мяч, веер, веточка с листочками; сюжетная картина «Охрана воздуха от загрязнения». Аудиозаписи «Старинная французская песня» П.И.Чайковского, шума ветра. Репродукции картин, изображающих море, суда. ( И. Айвазовский «Радуга», Н.Н.  Дубовской  «Притихло», А. Рылов «В голубом просторе»). Отрывки из сказки А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Стихотворение Г.Долженко «Гладь морская». Немецкая песенка «Ветряная мельница».  Загадки.

Словарная работа: «порывистый», «резкий», «ураганный», «разрушительный».

  I . Беседа о воздухе, значении воздуха для жизни.         

Воспитатель: Давайте с вами закроем глаза и скажем волшебные слова: «Крабле, крибле, бумс!» Сейчас мы с вами находимся в волшебной лаборатории.

Посмотрите внимательно и подумайте, что нельзя раскрасить? (воздух)

Вокруг нас есть воздух, но мы его не замечаем: он невидим. Воздухом мы дышим, без него невозможно жить. Давайте задержим дыхание, зажмем нос, пока я сосчитаю до 5. Вот видите, даже на такое короткое время  тяжело задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть. А если бы вообще не было воздуха, мы бы просто задохнулись. Но, к счастью, у нас воздуха много, на всех хватит, он везде. Хотя воздух и невидим, его можно обнаружить.

II.  Обнаружение воздуха в различных предметах, свойства воздуха.

1. Игра  — поиск «Где живет воздух?»  (Воспитатель показывает стеклянную банку с кубиками)

Посмотрите, что это? (Стеклянная банка.) Что в ней находится (кубики). Если уберём кубики, что останется в банке? (воздух) Какого цвета воздух? (бесцветный, прозрачный). (перед каждым ребенком на столе прозрачный  пакет).

Воспитатель предлагает взять  пакет в руки, встряхивает его, закручивает его со стороны отверстия. По мере скручивания мешочка что происходит? (мешочек надувается) Что же надуло пакет? (воздух)

2. Опытно — экспериментальная деятельность «Воздух есть в воде».

(перед каждым ребенком на столе стоит чашка с водой и соломинкой)

Воспитатель. Дети, возьмите палочку для коктейля, один конец опустите в чашку с водой, другой конец возьмите в рот и осторожно подуйте в воду через палочку. Что вы видите?  (пузырьки) Что это значит? (в воде есть воздух).

«Воздух есть в сахаре».

(перед каждым ребенком на столе чашка с водой, кусочек сахара)

Воспитатель. Возьмите кусочек сахара и осторожно опустите в воду. Что вы заметили? (Из сахара кверху побежали пузырьки ) Воспитатель. Что это значит? (В сахаре есть воздух)

 Вывод. Воздух есть везде: в комнате, на улице, в банке, в пустом пакете, в сахаре.

Сенсорное упражнение «Сжатый воздух»

Воспитатель. (Достает не надутый воздушный шар) Дети, что это такое? (шарик) Какой шарик? (Красный, резиновый, тянется, худенький) Шарик просит меня, чтобы я его надула. (воспитатель надувает шар)

Чем наполнили шар? (воздухом). Каким стал шар? (большим, прозрачным). Тяжелее стал шарик или легче? (тяжелее). Что случится, если шарик заполнить большим количеством воздуха (он лопнет). (Воспитатель отпускает шар, не завязав его).

Воздух с силой вырвался из шарика: он был сжат там. Где еще находится сжатый воздух? (в резиновом мяче, в шинах велосипеда) (показывает резиновый мяч)

III.  Движение воздуха

Воспитатель. Дети, какие поделки вы смастерили на занятиях? (веер, веточку с листочками, вертушку, ветряную мельницу) Воспитатель. Что общее между этими поделками? (перед каждым ребенком на столе веер)

Помашем веером у лица. Какое при этом возникает ощущение? (У лица движется воздух)

Вывод. Воздух может перемещаться с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер. (Звучит аудиозапись шума ветра)

Воспитатель. Дети, какие загадки вы знаете про ветер? (Дети загадывают загадки)

Неизвестно, где живет.

Налетит — деревья гнет.

Засвистит — по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь

                              Без рук, без ног стучит-

                              В избу просится.

                                                                         Рукой махнул,

                                                                         Дерево погнул.

Дети, почему вы думаете, что эти загадки про ветер? Что делает ветер? (гнет деревья, летит, свистит, стучит) Вывод. Ветер заставляет двигаться другие предметы.

Сенсорное упражнение «Ветер, ветер, ты какой?»

(перед каждым ребенком на столе веточка с листочками)

Воспитатель. Подуем на веточку с листочками тихо и сильно. Что происходит с веточкой и листочками? (От дуновения тихого ветра листья колышутся. А когда дует резкий ветер качаются веточки.)

IV. Физкультминутка

Я ветер сильный, я лечу, лечу, куда хочу. (Плавные движения рук вверх, вниз)

Хочу налево посвищу, (наклон влево)

Могу подуть направо, (наклон вправо)

Могу подуть вверх — в облака, (Медленно поднимают руки вверх — наклоны)

А пока — я тучи разгоняю. (Кружатся на месте)

V. Поэты и художники о ветре. 

 Воспитатель. Сравним, как одно и тоже явление природы воспринимают поэт и художник. Ребята, послушайте строфы о ветре А.С.Пушкина.

Ветер, ветер! Ты могуч,                                      

Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море

Всюду веешь на просторе.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

на раздутых парусах.

Воспитатель. Кто скажет, эти строфы, которые вы сейчас услышали, из какой сказки А.С. Пушкина? (Сказка о Царе Салтане)

Что делает ветер в сказке А.С. Пушкина? (гоняет стаи туч, волнует сине море, веет на просторе, гуляет по морю, подгоняет кораблик, бежит в волнах)

(воспитатель выставляет на доску картину И.Айвазовского «Радуга», картину А. Рылова «В голубом просторе», картину Н.Н. Дубовского «Притихло»)

Что общее на трех картинах? (Художники изобразили море и корабли.)

Какой ветер изобразил художник А.Рылов? (легкий, приятный, ласковый)

На какой картине изображен разрушительный, ураганный, холодный ветер? (На картине И.Айвазовского «Радуга») Какие волны поднимает такой ветер (огромные)

Какой ветер изобразил художник Н.Н. Дубовской (слабый, теплый)

VI. Обобщающая беседа по картине «Охрана воздуха от загрязнения»

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.

Это что за потолок

То он низок, то высок

То он сер, то беловат

То чуть, чуть голубоват

А порой такой красивый

Кружевной и синий, синий. (небо)

Что такое небо? (Небо-толстый слой воздуха. )

(Показывает картину с изображением природы и завода)

Воспитатель. Дети, внимательно посмотрите на картину. Какие слова можно подобрать для описания неба? Что виднеется вдали, за лесом? (Завод. Трубы выбрасывают в воздух дым, сажу)

Почему мы не задыхаемся? (Зеленые растения очищают воздух.) Что можете рассказать о лесе? ( Чем больше растений, тем чище воздух. Растения — это зеленый наряд планеты. Лес — это земляная лаборатория, которая вырабатывает кислород и поглощает пыль, ядовитые газы.)

Воспитатель. Как охраняют воздух от загрязнения? (Над трубами заводов устраивают уловители дыма.) Что можно делать для леса? (Сажать и выращивать молодые деревья. Нельзя жечь костры рядом с деревьями) О чем эта картина? (Человеку природа дала воздух и он должен не только брать, но и беречь, охранять воздух от загрязнения.

Воспитатель: Давайте лес любить, оберегать

                        Природе в этом деле помогать.

                        Беречь леса, поля и реки,

                        Чтоб сохранилось все на веки!

VII. Игра «Летающие шары»

(Звучит «Старинная французская песенка» П.И.Чайковского )

Дети подбрасывают шары вверх и ловят.

Воспитатель. Что это за невидимка, который нам нужен? (воздух) Воспитатель. Что такое лес? (Лес — это не только украшение земли, но и источник здоровья)

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 303»

Викторина по сказкам А. С. Пушкина

«Наши любимые сказки»

 (группа № 12 «Одуванчики»)

    Воспитатель:

Т.С.Косолапова  

Новосибирск 2021

Цель: формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина.

Задачи:

1. Проверить знание детьми сказок А. С. Пушкина.

2. Расширить кругозор воспитанников.

3. Развивать внимание, память, речь и мышление.

4. Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

5. Развитие коммуникативных способностей.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, диск с записью мультфильма, разрезные картинки, красивый мешочек, зеркальце, яблоко, веревка.

Ход викторины:

1. Предварительный этап.

Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок, великого русского поэта, А. С. Пушкина (показ портрета). А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года, в Москве. С раннего детства Александр Сергеевич был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно о нем заботилась его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий. Ведь она была простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл ее мамушкой. А вы, дети, помните как ее звали? (Арина Родионовна) Начнет Арина Родионовна рассказывать сказки, так он не шелохнется, боится слово пропустить. Её исполнение очаровало будущего великого поэта. На основе этих сказок Пушкин создал свои произведения, которые вы все знаете. В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений. И сейчас мы с вами поговорим о творчестве этого великого поэта. Вспомним его сказки. С ними вас знакомили ваши родители и в детском саду мы тоже слушали сказки и стихи Пушкина.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо-песнь заводит,

Налево-сказку говорит;

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках,

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

2. Викторина.

1 конкурс: «Назови сказку правильно»

Ведущий: Давайте вспомним названия сказок А. С. Пушкина.

— «Сказка о рыбаке и ….» (рыбке)

— «Сказка о царе Салтане и …» (сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче)

— «Сказка о Золотом …» (петушке)

— «Сказка о попе и …» (о работнике его Балде)

— «Сказка о спящей царевне и…» (семи богатырях)

2 конкурс «Подбери рифму»

Ветер весело шумит

Судно весело (бежит)

Мимо острова Буяна

В царство славного (Салтана)

Месяц,месяц,мой дружок,

Позолоченный (рожок)

И молва трезвонить стала

Дочка царская (пропала)

3 конкурс«Из какой сказки отрывок?»

Ведущий: Сейчас я буду читать вам отрывки из сказок, а вы отгадывайте, из какой сказки этот отрывок.

1. Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане…»)

2. «Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи…» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях».)

3. «Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно». («Сказка о золотом петушке».)

4. «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто». («Сказка о рыбаке и рыбке»)

5. «Жил-был поп, толоконный лоб». («Сказка о попе и его работнике Балде»)

6. «В тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон» («Сказка о золотом петушке».)

7. Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. («Сказка о царе Салтане».)

8. «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Не видал ли где царевны?» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)

9. Вот пошел он к синему морю;

Видит,  — море слегка разыгралось

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка, спросила

«Чего тебе надобно, старче?» (Сказка о рыбаке и рыбке)

9 .Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто

Будто медом налилось!

Видно семечки насквозь. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

4 конкурс «Знайки»

Кто так говорил : «Чего тебе надобно старче?» (золотая рыбка)

Кого подарил царю Дадону Мудрец? (золотого петушка)

Назови героя, который вместе со своей матерью, попал на необитаемый остров в бочке (князь Гвидон)

5 конкурс«Кто лишний?»

Ведущий: Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названный герои не относятся к произведениям Пушкина – топнуть ногой. Приготовились…

Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.

6 конкурс«Собери картинку»

Ведущий: На столах лежат разрезанные картинки, вам необходимо их собрать и отгадать из какой сказки, изображенный на них герой.

7 конкурс«Вопрос – ответ?»

Ведущий: Сейчас я буду задавать вопросы. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать из них один правильный.

1. Героем кaкoй пушкинской скaзки, является цaрь Дaдoн?

А. «Сказки о рыбаке и рыбке».

Б. «Сказки о золотом петушке».

В. «Сказки о попе и о работнике его Балде».

2. Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке?

А. В землянке.

Б. В избушке.

Г. В шалаше.

3. В кого превращался князь Гвидон в сказке о царе Салтане?

А. В медведя

Б. В воробья

В. В комара

4. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?

А. Мудрец

Б. Старик

В. Царица

5. За какую плату согласился работать Балда у попа?

А. Бесплатно

Б. За три щелчка по лбу

В. За 3 рубля

6. Что сделал старик, поймав золотую рыбку?

А. Поместил в аквариум.

Б. Отпустил в море.

В. Сварил уху.

7. Кто помог королевичу Елисею отыскать царевну-невесту?

А. Волшебник

Б. Ветер

В. Комар

8. С кем наперегонки бегал бесёнок вокруг моря из «Сказки о попе и работнике его Балде»?

А. С зайкой

Б. С мышкой

В. С Балдой

9. Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?

А. Три.

Б. Четыре.

В. Пять.

10. Как звали предводителя 33 богатырей из сказки Пушкина о царе Салтане?

А. Старшина

Б. Илья Муромец

В. Дядька Черномор

8 конкурс «Волшебный мешочек».

Ведущий: Сейчас вам предстоит достать из «Волшебного мешочка» по одному предмету, и назвать из какой сказки этот предмет.

Предметы:

Яблоко («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)

Зеркало («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)

Веревка («Сказка о попе и его работнике Балде»)

3. Подведение итогов.

Ведущий: Наша викторина подошла к концу!

Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя викторина? (ответы детей)

Что вам больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей)

И мне понравилось проводить эту викторину для вас. Вы большие молодцы, хорошо знаете сказки А. С. Пушкина и отлично справились со всеми заданиями. До скорой встречи!

«Щелкунчик», «Двенадцать месяцев», «Морозко»: что посмотреть с детьми в театрах в новогодние праздники

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Зрители смогут посмотреть балет и послушать оперу, а также вспомнить любимые праздничные сказки.

В новогодние праздники взрослых и детей ждут в московских театрах. Гости смогут послушать шедевры итальянской и русской музыки, отправиться в сказочное путешествие и увидеть магические превращения.

Космическая музыка, балет и опера

Поход на балет «Щелкунчик» стал для многих новогодней традицией. В спектакле на музыку Петра Чайковского и либретто Мариуса Петипа исполняется хореография балетмейстера Василия Вайнонена. За рождественской сказкой можно отправиться 2 и 3 января в Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Там же 6 и 7 января в 14:00 можно посмотреть оперу по произведению Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане». Всех персонажей в царстве Тмутаракани и на острове Буяне — от ангелов, рыб и коров до деревьев и самого города — играют артисты хора и миманса. Билеты можно купить по Пушкинской карте.

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Отправиться в космическое путешествие можно с помощью постановки «Волшебный оркестр» 3 и 4 января в 12:00, 15:00 и 18:00 в концертном зале «Зарядье». Юных исследователей галактики приглашает театр «Странствующие куклы господина Пэжо» и Московский государственный симфонический оркестр под руководством пианиста и дирижера Ивана Рудина. Прозвучат фрагменты произведений Сергея Прокофьева, Йозефа Гайдна, Клода Дебюсси, Петра Чайковского и других композиторов. Постановку можно посетить по Пушкинской карте.

Кукольные театры: сказки Гофмана и Андерсена

Спектакль «Волшебный орех. История Щелкунчика» по сказке Эрнеста Теодора Амадея Гофмана покажут 4 и 8 января в 11:00, 13:30 и 16:00 в Московском театре кукол. Там же можно увидеть новогоднее представление по сказочным историям Андрея Усачева «Школа снеговиков» 6 и 9 января в 11:00, 13:30 и 16:00. Дети побывают в уютном домике Деда Мороза и узнают, где живет северное сияние.

Московский театр кукол

А на сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» можно пойти в Московский детский камерный театр кукол5 и 6 января. Одну из самых пронзительных историй писателя покажут в 12:00 и 15:00.

Мексика, фокусы и танцы

Любители фокусов могут посетить мистическое шоу лучших иллюзионистов России «Лига волшебников: Новый год — время чудес». Показы пройдут 3 и 5 января в 15:00 и 19:00 в московском театре «Школа современной пьесы».

Театр «Школа современной пьесы»

Музыкально-танцевальную фантазию «Вредные советы» по стихам Григория Остера можно увидеть в этом же театре 8 января в 15:00. Хореографию создал Егор Дружинин, а костюмы и декорации — художница Мария Трегубова, обладательница театральной премии «Золотая маска».

Прекрасный подарок на Новый год — постановка «Двенадцать месяцев» в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой. В основе сюжета — известная сказка Самуила Маршака о капризной принцессе, потребовавшей декабрьским днем подснежников. Постановку можно увидеть 5, 6 и 7 января в 12:00 и 15:00.

«Театриум на Серпуховке»

Отправиться из зимы в лето предлагают создатели постановки «Однажды в Мексике: Кукурузный человечек». Действие происходит в деревушке Маисета среди кукурузных полей. Главная героиня отмечает 15-летие, но праздник омрачен — ее младший брат попал в беду. Как ему помочь, можно узнать 3, 4, 8 и 9 января в 12:00 и 15:00.

Билеты на постановки можно приобрести по Пушкинской карте.

«Морозко», парижские страсти и русские сказки

Перенестись в Париж и окунуться в атмосферу творческой богемы можно в Московском театре оперетты. Постановку «Фиалка Монмартра» покажут 4 января в 13:00 и 19:00. Действующие лица самой романтичной оперетты венгерского композитора Имре Кальмана — актеры, художники и поэты. В мелодиях автора знаменитых оперетт «Сильва» и «Принцесса цирка» можно услышать и традиции французского мюзик-холла, и классические венские каноны.

Московский театр оперетты

За еще одной парижской историей можно отправиться на оперетту-мюзикл «Фанфан-тюльпан» 5 января в 13:00 и 19:00. В основе авантюрного сюжета — история о молодом парижском повесе Фанфане, который, спасаясь от преследования родственников соблазненной им девушки, записывается в армию.

Билеты на представления можно приобрести по Пушкинской карте.

Зимнюю сказку «Морозко» можно посмотреть в Московском новом драматическом театре. Музыкальную историю по мотивам сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович» покажут 7 января в 11:00 и 8 января в 12:00.

Новый московский драматический театр

Героев русских сказок можно увидеть в музыкальном представлении «Бабкины сказки. Возвращение чудес». Артисты московского государственного академического театра «Русская песня» подготовили новогоднее интерактивное шоу.

Московский международный дом музыки: котики и козлики

Самых маленьких зрителей в праздники порадуют котики — в новогоднем спектакле Театра кошек Юрия Куклачева «Кошки против Барабаса» помимо Буратино и Мальвины они увидят и четвероногих актеров. Детей ждет разгадка тайны золотого ключика и интерактив с артистами. Постановка рассчитана на зрителей любого возраста и пройдет 3, 4, 5, 6, 7 января в 11:00, 14:00, 17:00, а также 8 января в 11:00 и 14:00.

Театр кошек Юрия Куклачева

Музыкальная сказка «Волк и семеро смелых» тоже понравится малышам. В постановке на музыку Алексея Рыбникова, автора киномюзиклов про Буратино и Красную Шапочку, детей ждут танцы и акробатические номера. Роли исполнят ведущие артисты театра, в том числе участники телевизионного проекта «Голос». Спектакль пройдет 3, 4, 5, 6, 7 и 8 января в 11:00, 14:00, 17:00.

Похороны Петра Столыпина в Киеве, 5 (18) сентября 1911 года

© Public Domain/Wikimedia Commons

Киев, 1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1911 года. Опера «Сказка о царе Салтане». Император просил дать именно ее. Антракт. Два выстрела, второй — в живот. Спустя 110 лет родственница присутствовавшей в тот вечер в театре женщины обнаружила и передала нам письмо своей прабабушки, в котором она подробно описывает последнее покушение на большого политика

Личный архив писем Наталии Оржевской (урожденной княжны Шаховской) до 1919 года не сохранился — ее имение находилось недалеко от Житомира, бесконечно переходившего из рук в руки во время гражданской войны. Кто именно похозяйничал в имении — неизвестно, но погибло все, даже годами ревностно оберегаемая шкатулка с самой ценной корреспонденцией и воспоминаниями. А вспоминать было что: годы в фрейлинах сначала у императрицы Марии Александровны, затем — у Марии Федоровны. Балы и светские развлечения. Работа сестрой милосердия в одном из госпиталей во время войны 1876-1877 года, создание на собственные средства амбулатории, госпиталя и больницы, руководство отделением Красного Креста…

На протяжении многих лет ее постоянным корреспондентом был Иван Балашов — известный благотворитель и покровитель искусств. Он не раз просил ее описывать крупные политические и светские события, свидетельницей которых она становилась в силу высокого положения. Попросил он рассказать и о последнем покушении на Петра Столыпина.

Наталия Оржевская Личный архив Елены Старостенковой

Письмо правнучатая племянница Оржевской Елена Старостенкова обнаружила почти случайно. Прочитать его было непросто, два года ушли только на расшифровку — почерк очень неразборчив. Но труд не напрасен — письмо об убийстве Петра Столыпина, переписывавшееся в высшем обществе и передававшееся из рук в руки столетие назад, теперь можно прочитать и нам.

Знала ли автор письма Столыпина лично — неизвестно (хотя ее брат точно был с ним знаком). Но о поступках и решениях этого человека в то время знала вся Россия.

Взлеты

Дорогой Иван Петрович, Совесть жестоко корит меня в неисполнении моего обещания описать Вам, насколько возможно подробно и точно мои личные впечатления о горестном событии 1-го сентября 1911 года в Киеве, но жизнь моя так всегда складывается, что не только мне самой, но и мысли моей приходится подчиняться окружающим меня людям и обстоятельствам. К тому же, по возвращении моем из Петербурга я заболела сильной инфлюэнцией, которую перенесла хотя и на ногах, но с тем  очень неприятным самочувствием, когда каждое усилие — мука, а и каждое движение болевое ощущение

из письма Наталии Оржевской

Столыпин — человек, чья карьера складывалась действительно блестяще с самого начала. Естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета. Специальность — агрономия. Выбор для дворянина весьма небанальный. Выпустился сразу кандидатом и получил небывало высокий для выпускника чин коллежского секретаря — X класс в табели о рангах. За следующие три года поднялся до V класса.

После 13 лет работы в литовском Ковно Столыпина назначили губернатором Гродно, где он распоряжался о подавлении восстаний, развивал сельское хозяйство и заботился об образовании крестьян. Первая русская революция застала его в Саратове — одном из центров подполья, бунтовавшего страшно и кроваво. В 1906 году произошел очередной невероятный карьерный скачок.

Петр Столыпин в 1906 году Карл Булла/Public Domain/Wikimedia Commons

«Следует отметить уникальность бюрократической карьеры Столыпина. Существовали в Российской империи довольно жесткие правила службы. Человек определенное количество лет находился на определенной должности и в определенном чине. По бюрократической традиции, негласным правилам было принято делать так: перспективный чиновник — губернатор или вице-губернатор, претендующий, скажем, на должность министра в будущем, после губернии какое-то время служил в должности главы какого-нибудь ключевого департамента в Петербурге или на должности товарища (то есть заместителя) министра. Столыпин эту службу в Петербурге минует, сразу назначается министром внутренних дел», — рассказывает кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России с древнейших времен до XX века СПбГУ Денис Янченко.

Сам Столыпин замечал, что его быстрое продвижение по службе вызывало недовольство и кривотолки, поскольку карьерный этап, который ему удалось перескочить, у многих занимал десятилетие.

В  том же году он был назначен на пост председателя Совета министров, на котором находился до конца жизни.

Слово и дело

Я размышляла о неудачном выборе пьесы, хотя мне объясняли перед тем, что сам Государь пожелал, чтобы была поставлена опера «Царь Салтан», сюжет ее совершенно не подходил к торжественному спектаклю, во время которого все чувствовали себя в каком-то особенно приподнятом и радостном настроении, все дни прошли так прекрасно, все страхи оказались напрасными, а любовь к Царю Его народа выразилась так наглядно и восторженно. Вдруг послышались два сухих удара, похожие на щелчки. Я поняла, что это выстрелы, но они были до того глухи, что я была уверена, что стреляют на сцене и сейчас подымется занавес: «Как глупо», подумала я, но в ту же минуту услыхала пронзительный крик: «Убили»!

из письма Наталии Оржевской

В отличие от большинства других, даже очень успешных чиновников того времени, Столыпин действительно умел выступать на публике и удерживать внимание толпы. 

«Столыпин стал первым нашим политиком, о котором точно известно, что он использовал спичрайтеров. Грамотная речь и умение держать аудиторию — это не все. Необходимо еще подготовить документ, который произведет впечатление, тем более что Столыпин часто зачитывал текст. Делал он это очень умело. Спичрайтеров и редакторов было несколько, но один из самых известных — иудей по происхождению Илья Яковлевич Гурлянд, профессор Демидовского лицея в Ярославле, дослужившийся благодаря министерской работе до действительного статского советника, то есть «гражданского генерала», — рассказывает Денис Янченко. Именно этому помощнику приписывают некоторые знаменитые цитаты из выступлений Столыпина, например «Не запугаете!» и «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Речь Столыпина — в интервью или за трибуной — в принципе изобиловала яркими и запоминающимися фразами.

Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России

Столыпин серьезно воспринимал свою роль публичного политика. В противовес оппозиционным партиям он опубликовал программу действий правительства, следил и корректировал работу ежедневной газеты «Россия», пытаясь (не всегда успешно) с ее помощью повлиять на общественное мнение.

«Столыпин — фигура, во многом созданная пиаром. Сейчас это показалось бы очевидным, но тогда было непривычно русскому обществу, — объясняет Денис Янченко. — Среди бюрократии людей, умевших общаться с большой аудиторией, с толпой, с обыкновенными крестьянами, а не только с представителями интеллектуальной элиты, практически не было. Столыпин же неоднократно демонстрировал этот редкий для чиновника навык и при работе в Ковно, и при работе в Гродно в качестве губернатора, и особенно в Саратове в годы революции».

Петр Столыпин (в центре) в Киеве, 1910 год ТАСС

Петр Столыпин (в центре) в Киеве, 1910 год

© ТАСС

Столыпинская эпоха началась с издания закона о военно-полевых судах, который должен был противостоять революционному террору. Глава Совета министров провел целый перечень законопроектов, которые позже получили название Столыпинской аграрной реформы, формируя новый слой богатых крестьян-фермеров и уничтожая сельскую общину. Многие проведенные им реформы, как, например, ограничение автономии Великого княжества Финляндского, готовились за долгие годы до прихода Столыпина и были в некотором смысле неизбежными, но именно его яркая фигура стала для огромного количества людей символом изменений и объектом ненависти или восторженного поклонения.

Монарх

Первые ряды кресел были почти пусты, и я увидела высокую мощную фигуру Столыпина. Он стоял ко мне спиной, с него уже сняли сюртук, но лицо его было обращено к царской ложе, и я ясно видела его профиль. Он был очень бледен, но в выражении его было столько восторга, что я решила: «Убийца промахнулся». Государь стоял, свесившись над перилами ложи, и две эти фигуры составляли, для меня, по крайней мере, как бы один центр, на котором было сосредоточено все мое внимание. Я видела, как Столыпин левой рукой стал делать какие-то знаки, как бы желая успокоить Государя, и прося его удалиться, и когда Государь действительно углубился в ложу, Столыпин два раза левой рукой сделал ему вслед широкое крестное знамение, затем он обессилел, опустился в кресло и его вынесли из театра

из письма Наталии Оржевской

«Единственное, на что Столыпин мог всерьез опираться, — доверие монарха. Сам Николай строил свои отношения с министрами таким образом, чтобы обеспечить себе их лояльность, что, впрочем, ему удавалось далеко не всегда. Для Николая самым страшным кошмаром было не столько появление Думы с законодательными правами, сколько возможность объединенной оппозиции со стороны министров. <…> Система власти, управления страной даже после 1906 года строилась на индивидуальных докладах отдельных министров императору и его личных решениях», — рассказывает Денис Янченко.

На протяжении практически всего срока своей службы Столыпин пользовался расположением и доверием Николая II, получая от него множество привилегий, начиная с придворных чинов, финансовой помощи и государственных наград и заканчивая разрешением использовать один из императорских дворцов в качестве резиденции. 

«Столыпинские реформы были невозможны без одобрения Николая II. Царь не мог открыто высказать все, что он думал о революции и вынужденных государственных преобразованиях… Так же, как современные монархи, Николай уже во многом являлся заложником своего положения, обязанностей, придворного церемониала. В этом смысле председатель Совета министров Столыпин находился на острие атаки, под ударом со стороны думской оппозиции, со стороны революционеров, всех, кто открыто выступал против монархии. Важная и неблагодарная задача, — говорит Денис Янченко. — Безусловно, Николай II и Александра Федоровна это осознавали, и он был полезен для них. В 1909 году Столыпин серьезно заболел гриппом, что вызвало озабоченность царя. Он беспокоился не только из сочувствия, безусловно, ему присущего, но и из чисто прагматических государственных соображений, конечно. Заменить-то некем! Не было человека, настолько глубоко погруженного в государственные дела». 

Николай многократно отказывался утвердить прошения Столыпина об отставке. Отчасти, вероятно, потому, что был убежден, что отправлять людей в отставку должен был он по собственному желанию, отчасти потому, что не мог придумать Столыпину замены. А причины просить об отставке были серьезнейшие: десять неудачных покушений на убийство, самое известное из которых вошло в историю под названием «Взрыв на Аптекарском острове», унесло жизни 24 человек и едва не привело к ампутации ног дочери политика; серьезные проблемы со здоровьем, поправить которые, учитывая темп жизни председателя Совета министров, было невозможно.

Опасность

Говорят, что Государь сам хотел идти к Столыпину, но его удержали дочери, они, уцепившись за него, не пускали его. Наполнившая к этому времени театр публика стала шумно требовать «Гимна». Занавес взвился; ничего подобного я никогда не видала. Актеры стали на коленях, не пели, а положительно кричали: «Боже, Царя храни», зрители пели, многие плакали, но мне было жалко Государя. Он стоял бледный, хотя очень спокойный и кланялся, но мне казалось, что ему это ликование должно быть очень тяжело, ведь думал же он, наверное, что жизнь его была спасена ценой другой, тоже драгоценной для России жизни и эти восторженные «ура», видимо резали ему слух и сердце. После второго повторения гимна Государь удалился и тут кто-то вдруг запел молитву <…> «Спаси, Господи, люди Твоя»! Все мигом подхватили эту молитву, которая одна соответствовала и настроению минуты, и потребностям души каждого из присутствующих

из письма Наталии Оржевской

«Чиновничья карьера Столыпина, учитывая многочисленные награды и пожалования, была блестящей, но сохранялись и риски. Существовало несколько должностей, что называется, «расстрельных». На бюрократов, их занимавших, регулярно совершали покушения. В правительстве это должности министра внутренних дел, министра народного просвещения, потому что образовательная политика касалась очень многих людей и многих национальностей. В 1911 году, когда было уже известно, что что-то готовится в Киеве, какое-то покушение, предполагали, что его целями могут стать либо Петр Аркадьевич Столыпин, либо крайне непопулярный министр народного просвещения Лев Аристидович Кассо», — рассказывает историк.

Опасной была не только должность Столыпина, но и время, в которое он ее получил. В 1905–1907 годах жертвами различных террористических акций стали около 9 тыс. человек. На протяжении всей своей карьеры Столыпин принимал жесткие меры для подавления революционных настроений.

Место покушения на Петра Столыпина на Аптекарском острове. Санкт-Петербург, 25 августа 1906 года Bundesarchiv/CC BY-SA 3.0 de/Wikimedia Commons

Место покушения на Петра Столыпина на Аптекарском острове. Санкт-Петербург, 25 августа 1906 года

© Bundesarchiv/CC BY-SA 3.0 de/Wikimedia Commons

Самой известной такой мерой стало введение на восемь месяцев закона о военно-полевых судах, в рамках которого человека, совершившего тяжкое преступление, могли казнить после двух дней, отведенных на разбирательства. В языке надолго закрепилось выражение «столыпинский галстук», означающее веревку висельника. Одни называли министра палачом, другие благодарили, третьи считали, что делается недостаточно. Столыпинские военно-полевые суды вынесли около 1100 приговоров, привели в исполнение не меньше тысячи. Это несопоставимо с масштабами советского Большого террора, но для общества начала XX века стало шоком.

На эту тему

Мать-основательница советского образования:

«В условиях свободы слова и открытой прессы каждая казнь, тюремные заключения обсуждались вплоть до Думы, что еще больше нагнетало обстановку. Концепция обуздания революции, которую провозгласил Столыпин: «Сначала успокоение, потом реформы», была в первые годы его «министерства» поддержана деятелями консервативного направления и ультраправого радикального движения. В дальнейшем он взял курс на их раздробление, строительство доминирующей «центристской» силы в Государственной думе, полностью лояльной правительству, чем заработал себе непримиримых врагов. Они впоследствии наряду с революционерами крайне негативно оценивали всю эпоху Столыпина. Для левых он однозначно сатрап и палач», — рассказывает Денис Янченко.

Столыпина критиковали за то, что он слишком уж стремился к личной власти — совмещал пост министра внутренних дел и председателя Совета министров, ограничивал полномочия губернаторов, прежде обладавших даже правом заключать предварительные международные договоры, проводя бюрократическую централизацию вопреки интересам местных властей и, что важнее, местных жителей. Одним из последствий этой позиции стало, к примеру, Среднеазиатское восстание 1916 года. В любом случае, настроения в обществе начинали меняться, и дальнейшие события не привели к успокоению.

«Идет Первая русская революция. Даже в художественной литературе описано, как сложно найти палача, практически невозможно, отношение крайне негативное и в народе, и у образованных слоев общества. Проходит всего десять лет, и в 1917 году это вообще не задача — выйди на улицу, и найдешь. То есть за годы Первой мировой люди очень сильно ожесточились».

Смерть

Это ужасное преступление, омрачившее счастливые дни пребывания Царской семьи в Киеве все же оставило в воспоминаниях моих, несмотря на всю скорбь им вызванную, какой-то светлый луч веры в человечество и уважения к людям. Я положительно утверждаю, что не только сам Столыпин вел себя как истинный русский витязь, но мне кажется, что ни один человек в театре не думал в эту минуту «о себе», все были вырваны из узкого круга самолюбивых и себялюбивых чувств; все сердца трепетали одним чувством ужаса и восторга, и даже злоба, проявленная многими к убийце, носила какой-то благородный порыв самозабвения и бесстрашия

из письма Наталии Оржевской

В 1911 году Николай II с семьей и приближенными отправился в Киев, чтобы побывать на открытии памятника Александру II. 1 сентября в киевском городском театре в антракте оперы «Сказка о царе Салтане» секретный осведомитель охранного отделения Дмитрий Богров дважды выстрелил в Столыпина. Рана оказалась смертельной.

Петр Столыпин встречает членов императорской семьи в Киеве, 1911 год ТАСС

Петр Столыпин встречает членов императорской семьи в Киеве, 1911 год

© ТАСС

Столыпин повернулся ко мне и благословил воздух левой рукой. Тут только я заметил, что у него на кителе кровь. Ольга и Татьяна увидели все, что произошло… На Татьяну произвело сильное впечатление, она много плакала, и обе плохо спали

В результате расследования, длившегося около полутора лет, виновными в «преступной халатности», благодаря которой 11-е покушение на жизнь Столыпина стало успешным, ответственные сенаторы назвали четырех высокопоставленных чиновников, отвечавших за безопасность политика. Среди них был Павел Курлов — правая рука Столыпина.

Киев оказался не готов к тому, чтобы одновременно принимать императорскую семью и важнейших политических сановников. Денис Янченко рассказывает о череде недочетов, приведших к трагическому финалу. Не были продуманы маршруты передвижения по городу. В Киеве не было людей, обычно отвечавших за охрану председателя Совета министров и практически не расстававшихся с ним. Но самое главное — Богров смог пройти в театр несмотря на то, что осведомителей не должны были подпускать к охраняемым государственным лицам.

Похороны Петра Столыпина в Киево-Печерской Лавре, 9 (22) сентября 1911 года ТАСС

Похороны Петра Столыпина в Киево-Печерской Лавре, 9 (22) сентября 1911 года

© ТАСС

Была ли это цепь роковых случайностей или преступный умысел — так и осталось неизвестным. Николай II отказался от открытого процесса по делу, что стало причиной сплетен о возможном заговоре.

Петр Столыпин завещал похоронить его там, где его убьют, что и было сделано. Его могила находится в Киево-Печерской лавре, недалеко от сподвижников Петра I — Искры и Кочубея.

Дорогой Иван Петрович, Совесть жестоко корит меня в неисполнении моего обещания описать Вам, насколько возможно подробно и точно мои личные впечатления о горестном событии 1-го сентября 1911 года в Киеве, но жизнь моя так всегда складывается, что не только мне самой, но и мысли моей приходится подчиняться окружающим меня людям и обстоятельствам. К тому же, по возвращении моем из Петербурга я заболела сильной инфлюэнцией, которую перенесла хотя и на ногах, но с тем очень неприятным самочувствием, когда каждое усилие — мука, а и каждое движение болевое ощущение. А нужно было еще подбадривать других и выслушивать многих и помогать, кому возможно.….. Третьего дня только уехала моя двоюродная сестра Челищева с ее прелестными детьми, а сегодня я должна ехать в Киев по разным делам. Пользуюсь маленьким затишьем в своем домострое перед отъездом, чтобы, наконец, исполнить Ваше желание, ставшее и моею мечтой. Для этого, прежде всего, переношусь почти за восемь месяцев назад и вспоминаю себя сидящей во время антракта в глубине ложи, находящейся как раз напротив той, где сидел Государь с двумя Великими Княжнами, Царевичем Болгарским и, кажется, нашими Великими князьями. 

Я размышляла о неудачном выборе пьесы, хотя мне объясняли перед тем, что сам Государь пожелал, чтобы была поставлена опера «Царь Салтан», сюжет ее совершенно не подходил к торжественному спектаклю, во время которого все чувствовали себя в каком-то особенно приподнятом и радостном настроении, все дни прошли так прекрасно, все страхи оказались напрасными, а любовь к Царю Его народа выразилась так наглядно и восторженно. Вдруг послышались два сухих удара, похожие на щелчки. Я поняла, что это выстрелы, но они были до того глухи, что я была уверена, что стреляют на сцене и сейчас подымется занавес: «Как глупо», подумала я, но в ту же минуту услыхала пронзительный крик: «Убили»! 

Я бросилась к барьеру ложи и с ужасом искала глазами Царя. Он тоже быстрыми шагами направлялся к барьеру своей ложи. Успокоившись на его счет, я взглянула в залу, там происходило большое смятение. Все оставшиеся во время антракта зрители и многие вбежавшие на выстрелы и крики были в страшном возбуждении. Дамы кричали и махали руками. Я опять услыхала крики: «Убить его, убить его». Мужчины некоторые перелезали через рампу ложи, стоявшие в партере все стремились к одному месту, офицеры обнажали сабли, а у одного из выходов бледного, с выражением ужаса на лице я видела какого-то человека, которого держали другие, затем его повалили, стали бить… топтать. Я с отвращением отвернулась от этого зрелища и стала искать, кого же собственно «убили». 

Первые ряды кресел были почти пусты, и я увидела высокую мощную фигуру Столыпина. Он стоял ко мне спиной, с него уже сняли сюртук, но лицо его было обращено к царской ложе, и я ясно видела его профиль. Он был очень бледен, но в выражении его было столько восторга, что я решила: «Убийца промахнулся». Государь стоял, свесившись над перилами ложи, и две эти фигуры составляли, для меня, по крайней мере, как бы один центр, на котором было сосредоточено все мое внимание. Я видела, как Столыпин левой рукой стал делать какие-то знаки, как бы желая успокоить Государя, и прося его удалиться, и когда Государь действительно углубился в ложу, Столыпин два раза левой рукой сделал ему вслед широкое крестное знамение, затем он обессилел, опустился в кресло и его вынесли из театра. Я видела, как Дедюлин перелез через царскую ложу в оркестр.

Говорят, что Государь сам хотел идти к Столыпину, но его удержали дочери, они, уцепившись за него, не пускали его. Наполнившая к этому времени театр публика стала шумно требовать «Гимна». Занавес взвился; ничего подобного я никогда не видала. Актеры стали на коленях, не пели, а положительно кричали: «Боже, Царя храни», зрители пели, многие плакали, но мне было жалко Государя. Он стоял бледный, хотя очень спокойный и кланялся, но мне казалось, что ему это ликование должно быть очень тяжело, ведь думал же он, наверное, что жизнь его была спасена ценой другой, тоже драгоценной для России жизни и эти восторженные «ура», видимо резали ему слух и сердце. После второго повторения гимна Государь удалился и тут кто-то вдруг запел молитву <одно слово неразборчиво> «Спаси, Господи, люди Твоя»! Все мигом подхватили эту молитву, которая одна соответствовала и настроению минуты, и потребностям души каждого из присутствующих. Долго, долго еще раздавались звуки молитвы, и никто не двигался с места. 

Наконец стали, однако, разъезжаться, мы вернулись в гостиницу, и все обступили Иосифа Потоцкого, который стоял рядом со Столыпиным во время убийства его и только что разговаривал с ним в то время, когда подошел Богров. До поздней ночи оставались мы в общей зале, все в надежде узнать какие-нибудь новые подробности. Все уже знали, что Столыпин ранен в руку и в бок, что он очень слаб, но врачи не считали его положение окончательно безнадежным. 

Это ужасное преступление, омрачившее счастливые дни пребывания Царской семьи в Киеве все же оставило в воспоминаниях моих, несмотря на всю скорбь им вызванную, какой-то светлый луч веры в человечество и уважения к людям. Я положительно утверждаю, что не только сам Столыпин вел себя как истинный русский витязь, но мне кажется, что ни один человек в театре не думал в эту минуту «о себе», все были вырваны из узкого круга самолюбивых и себялюбивых чувств; все сердца трепетали одним чувством ужаса и восторга, и даже злоба, проявленная многими к убийце, носила какой-то благородный порыв самозабвения и бесстрашия. 

Первые дни мы все еще жили в надежде на выздоровление Петра Аркадьевича, и чувствовалось, что страданиями своими он служит еще Царю и России, также как служил в расцвете своих сил и успеха. Тяжелая весть об ухудшении положения больного сковывала всех, пока трагическая и быстрая развязка не развязала опять замолкшие на время чувства: негодования, скорби и даже отмщения. 

Вот, дорогой Иван Петрович, как мне помнится событие 1-го Сентября, все остальное и больше того, что я могла рассказать Вам, Вы знаете из газет и рассказов других очевидцев. Я не успею перечитать это наскоро написанное письмо, но, пожалуйста, исправьте сами ошибки и поставьте знаки препинания. Мне очень, очень жалко, что я не могу приехать теперь в Москву. Тесно связана тоже в моих ранних воспоминаниях Москва с коронованием Имп. Александра III, освящением Храма Спасителя. И освящение его памятника, как бы завершило всю эту цепь воспоминаний. Хотелось бы тоже хоть издали видеть Имп. Марию Федоровну в эти дни и душой переживать с ней картины прошлого. 30-го Мая я уже буду обратно в Чартории, надеюсь. 

Дай Бог, чтобы у Вас прошло все благополучно и насколько возможно радостно, дружески, приятно. До свидания, надеюсь. Н. Оржевская

Продолжение

Благодарим за помощь в подготовке материала Елену Старостенкову

Алена Фокеева

3Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком. 

«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».

— «Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».

5

— «Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».

6

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица,-
Говорит он,- будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».

7

 В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой;
А потом честные гости
На кровать слоновой кости
Положили молодых
И оставили одних.

В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха —
И завидуют оне
Государевой жене.
А царица молодая,
Дела вдаль не отлагая,
С первой ночи понесла.

9В те поры война была. 

Царь Салтан, с женой простяся, 

На добра коня садяся, 

Ей наказывал себя 

Поберечь, его любя.

10

 Между тем, как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком,
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.

11


А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».

Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царева возвращенья
Для законного решенья».

13

 Едет с грамотой гонец
И приехал наконец.
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую —

14

И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».

15

 Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю —
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян —
Так велел-де царь Салтан.

16

 В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

17

 День.прошел — царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»

18

 И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.

19 Но из бочки кто их вынет?
Бог неужто их покинет?
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» — молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.

20

 Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле;
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.

21

 Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины.

22

 К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
Видно, на море не тихо:
Смотрит — видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клев кровавый навострил…

23

 Но как раз стрела запела —
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил.
Лук царевич опустил;

24

Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,

Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит —

25

 И царевичу потом
Молвит русским языком:
«Ты царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе — все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись».

Автор сказки Александр Сергеевич Пушкин

Художник В. Псарёв

28

Ветер на море гуляет 

И кораблик подгоняет; 

Он бежит себе в волнах 

На раздутых парусах. 

 Корабельщики дивятся, 

На кораблике толпятся, 

На знакомом острову 

Чудо видят наяву

28

Лебедь тут, вздохнув глубоко, 

Молвила: «Зачем далеко? 

Знай, близка судьба твоя, 

Ведь царевна эта — я». 

Тут она, взмахнув крылами, 

Полетела над волнами 

И на берег с высоты 

Опустилася в кусты…

11399521.cover

О  СКАЗКАХ  ПУШКИНА У каждого
возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей это сказки. Для десятилетних —
«Руслан». В двенадцать-тринадцать лет нам открываются пушкинская проза,
«Полтава», «Медный всадник». В юношеские годы — «Онегин» и лирика… Но пусть
сказки будут в каждой нашей семье наготове, пусть ждут они того времени, когда
ребёнок начнёт понимать их смысл или хотя бы любить их звучание…
Каждая строчка
сказок хранит частицу души поэта, как и его лирические стихи. Слова в них так
же скупы, чувства столь же щедры. Но, пожалуй, в сказках художественные
средства, которыми пользуется поэт, ещё лаконичнее и строже, чем в «Онегине»,
«Полтаве» и в лирических стихах…

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна 

Села ждать его одна.

Ждёт-пождёт с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись, глядючи… 

31

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

Старший молвил: «Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал…

67 skazka o mertvoy carevne i o semi bogatyryah

Перед мёртвою царевной

Братья в горести душевной

Все поникли головой

И с молитвою святой

С лавки подняли, одели

Хоронить её хотели

И раздумали…

  • Что означает эпитет дремучий лес в русских народных сказках
  • Что общего в рассказах акула и прыжок
  • Что обозначает слово латы в сказке о царе салтане
  • Что надумал царь в конце концов в сказке летучий корабль
  • Что мы знаем о себе у нас все начинается словом война приставкин сочинение