Что означает слово подметка в рассказе распутина уроки французского

Нравственное значение рассказа в. распутина уроки французского в. г. распутин один из крупнейших современных писателей. в своих произведениях он

Нравственное значение рассказа В. Распутина «Уроки французского»
В. Г. Распутин — один из крупнейших современных писателей. В своих произведениях он проповедует вечные жизненные ценности, на которых держится мир.
Рассказ «Уроки французского» — произведение автобиографичное. Герой рассказа — простой деревенский мальчик. Нелегко живет его семья. Мать одна воспитывает троих детей, которые хорошо знают, что такое голод и лишения. Тем не менее она все же решается отпустить своего сына в район на учебу. Не потому что не ведает, что там ему будет тяжело, не потому что бессердечна, а потому, что «хуже уже не будет». Мальчик и сам соглашается уехать учиться. Несмотря на возраст, он достаточно целеустремлен и имеет тягу к знаниям, да и природные задатки у него неплохие. «Башковитый у тебя парень растет,— говорили все в селе его матери. Вот и пошла она «наперекор всем несчастьям».
Оказавшись среди чужих людей, обездоленный мальчик вдруг осознает, как одиноко ему, как «горько и постыло», «хуже всякой болезни». Тоска по дому одолевает его, по материнской ласке, по теплу, по родному углу. От душевной тоски он и физически ослабевает, худеет так, что это сразу бросается в глаза прие хавшей к нему матери.
Материных передачек мальчику не хватает, он по-настоящему голодает. Проявляя душевную чуткость, он не берется искать, кто ворует у него небогатые запасы — измотанная тяжелой долей тетя Надя или кто-то из ее таких же полуголодных, как и он сам, детей.
Маленький человек осознает, как тяжело достаются матери и эти жалкие куски, он понимает, что она отрывает последнее от себя и от его брата с сестрой. Изо всех сил он старается учиться, и все ему дается легко, кроме французского.
Вечное недоедание и голодные обмороки толкают героя на путь поиска денег, и находит он его довольно быстро: Федька приглашает его играть в «чику». Смышленому мальчику ничего не стоило разобраться в игре, и, довольно быстро к ней приноровившись, он скоро начал выигрывать.
Сразу понял герой некую субординацию в компании ребят, где все относились со страхом и заискиванием к Вадику и Птахе. Вадик и Птаха брали верх не только тем, что были взрослее и физически развитей остальных, они не гнушались пускать в ход кулаки, открыто хитрили, мошенничали в игре, вели себя развязно и нагло. Герой не намерен потакать им в их недобрых поступках и незаслуженно терпеть обиды. Открыто говорит он о замеченном обмане и, не умолкая, твердит б этом, все время, пока его за это избивают. Не сломить этого маленького, честного человека, не растоптать его нравственные принципы!
Игра на деньги для героя не средство наживы, а путь к выживанию. Он заранее устанавливает для себя порог, за который никогда не заходит. Мальчик выигрывает ровно на кружку молока и удаляется. Ему чужд агрессивный азарт и страсть к деньгам, которые управляют Вадиком и Птахой. Он крепко владеет собой, имеет твердую и несгибаемую волю. Это стойкий, смелый, самостоятельный, упорный в достижении цели человек.
Впечатлением, оставшимся на всю жизнь, стала в его жизни встреча с учительницей французского, Лидией Михайловной. По праву классного руково­дителя она больше других интересовалась учениками того класса, где учился герой, и скрыть от нее что-либо было трудно. Увидев первый раз синяки на лице мальчика, она спросила его о случившемся с доброй иронией. Конечно, он соврал. Рассказать все значит подставить под удар всех, кто играл к деньги, и это неприемлемо для героя. А вот Тишкин, не колеблясь, сообщает, кто и за что избил его одноклассника. В своем предательстве он не видит ничего предосудительного.
После этого герой уже не ожидал ничего хорошего. «Пропал!» — думал он, ведь за игру в деньги его легко могли исключить из школы.
Но Лидия Михайловна оказалась не таким человеком, чтобы ни в чем не разобравшись, поднимать шум. Она строго пресекла насмешки Тишкина, а с ге­роем решила поговорить после уроков, один на один, так, как это и должен был сделать настоящий учитель.
Узнав, что ее ученик выигрывает только рубль, который тратится на молоко, Лидия Михайловна мноroe поняла о его не по-детски тяжелой многострадальной жизни. Прекрасно понимала она и то, что игра в деньги и такие вот драки не доведут мальчика до добра. Она стала искать для него выход и нашла его, решив назначить ему дополнительные занятия по французскому, с которым у него не ладилось. План Лидии Михайловны был незатейлив — отвлечь мальчика от походов на пустырь и, приглашая его к себе в гости, подкармливать. Такое мудрое решение приняла эта неравнодушная к чужой судьбе женщина. Но совладать с упрямым мальчишкой было не так-то легко. Он чувствует огромную пропасть между собой и учительницей. Не случайно автор рядом рисует их портреты. Ее — такой умной и красивой, пахнущей духами и его, неопрятного без матери, тощего и жалкого. Оказавшись у Лидии Михайловны в гостях, мальчик чувствует себя неуютно, неловко. Самым страшным испытанием для него становятся не занятия по французскому языку, а уговоры учительницы сесть за стол, от которых он упорно отказывается. Сесть за стол рядом с учительницей и утолять свой голод за ее счет и на ее глазах для мальчика страшнее смерти.
Лидия Михайловна старательно ищет выход из этой ситуации. Она собирает нехитрую посылку и направляет ее герою, который быстро догадывается, что его бедная мать не могла прислать ему ни макарон, ни тем более яблок.
Следующий решительный шаг учителя — игра на деньги с мальчиком. В игре мальчик видит ее совсем другой — не строгой тетенькой, а простой девчонкой, не чуждой игре, азарту, восторгу.
Все рушит внезапное появление в квартире Лидии Михайловны директора, заставшего ее в самый разгар игры с учеником на деньги. «Это преступление. Растление. Совращение»,— кричит он, не намереваясь ни в чем разбираться. Достойно ведет себя Лидия Михайловна в разговоре с начальником. Она проявля­ет смелость, честность, чувство собственного достоинства. Ее поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость, но Василий Андреевич не захотел увидеть этого.
Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что пронзает сердце навсегда и светит чистым, простодуш­ным светом естественного примера,… перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя».
Нравственное значение рассказа Распутина — в воспевании вечных ценностей — доброты и человеколюбия.

Прежде всего отмечу, неназванный по имени мальчик из сибирской глубинки уже имеет понятие о нравственности.
Первый из деревни, которого мать смогла отправить учиться “в район” после начальной школы, понимает свою ответственность за успешную учёбу. Продолжает учиться отлично, придти с невыученными уроками для него невозможно.
Бежит со слезами за отъезжающей машиной с мамой, но когда она, сжалившись, хочет забрать его в деревню, мальчик убегает, вернуться к односельчанам неучем, ему стыдно и невозможно. Он готов терпеть, но не опозорить себя и маму.
Мальчику трудно и голодно, как всем в послевоенные годы. Его положение осложняется оторванностью от семьи, а в той семье, где он получил приют, даже присланные мамой продукты кто -то подворовывает. Он не смеет жаловаться, иначе где ему жить? Единственное, что мальчик допускает – прячет часть картошки в заброшенной сараюшке, берёт понемногу и печёт за посёлком на костре.
Голод толкает его начать играть на деньги, где он сталкивается с завистью, нечестностью, подтасовками, унижением и наконец, с откровенным предательством одноклассника Тишкина.
Учительница французского понимает тяжёлое положение ученика, видит его стремление вопреки всему учиться на пятёрки, пытается отвлечь от неподобающего занятия (азартной игрой в чику), в меру своих возможностей пробует подкормить или передать ему продукты.
Гордость мальчика, понятие о чести не позволяют ему принимать такую помощь.
Тут классная руководительница переступает определённую нравственную грань, склоняет мальчика к игре на деньги, только в своей квартире, чтобы никто не знал. Умышленно поддаётся, старается проиграть, мальчик ловит Лидию Михайловну на мухляже, требует играть честно.
То есть мальчик уступил в одном, согласился играть, только в другом уступить ему невозможно, нравственные установки сдерживают.
Герой получает ещё несколько уроков:
-учительницу французского увольняют, детский ум понимает формальную объективность и моральную несправедливость ситуации,
-Лидия Михайловна честно берёт вину на себя, обиды не держит,
-позже посылает ему привет – посылку с макаронами и яблоками, которые герой никогда не пробовал.
Уроки нравственности от учительницы французского запомнятся мальчику навсегда.

В. Г. Распутин — один из крупнейших современ­ных писателей. В своих произведениях он проповеду­ет вечные жизненные ценности, на которых держится мир.
Рассказ «Уроки французского» — произведение автобиографичное. Герой рассказа — простой дере­венский мальчик. Нелегко живет его семья. Мать одна воспитывает троих детей, которые хорошо зна­ют, что такое голод и лишения. Тем не менее она все же решается отпустить своего сына в район на учебу. Не потому что не ведает, что там ему будет тяжело, не потому что бессердечна, а потому, что «хуже уже не будет». Мальчик и сам соглашается уехать учиться. Несмотря на возраст, он достаточно целеустремлен и имеет тягу к знаниям, да и природные задатки у него неплохие. «Башковитый у тебя парень растет,— гово­рили все в селе его матери. Вот и пошла она «напере­кор всем несчастьям».
Оказавшись среди чужих людей, обездоленный мальчик вдруг осознает, как одиноко ему, как «горь­ко и постыло», «хуже всякой болезни». Тоска по дому одолевает его, по материнской ласке, по теплу, по род­ному углу. От душевной тоски он и физически ослабе­вает, худеет так, что это сразу бросается в глаза прие хавшей к нему матери.
Материных передачек мальчику не хватает, он по-настоящему голодает. Проявляя душевную чут­кость, он не берется искать, кто ворует у него небога­тые запасы — измотанная тяжелой долей тетя Надя или кто-то из ее таких же полуголодных, как и он сам, детей.
Маленький человек осознает, как тяжело достают­ся матери и эти жалкие куски, он понимает, что она отрывает последнее от себя и от его брата с сестрой. Изо всех сил он старается учиться, и все ему дается легко, кроме французского.
Вечное недоедание и голодные обмороки толкают героя на путь поиска денег, и находит он его довольно быстро: Федька приглашает его играть в «чику». Смышленому мальчику ничего не стоило разобраться в игре, и, довольно быстро к ней приноровившись, он скоро начал выигрывать.
Сразу понял герой некую субординацию в компа­нии ребят, где все относились со страхом и заискива­нием к Вадику и Птахе. Вадик и Птаха брали верх не только тем, что были взрослее и физически развитей остальных, они не гнушались пускать в ход кулаки, открыто хитрили, мошенничали в игре, вели себя раз­вязно и нагло. Герой не намерен потакать им в их не­добрых поступках и незаслуженно терпеть обиды. От­крыто говорит он о замеченном обмане и, не умолкая, твердит б этом, все время, пока его за это избивают. Не сломить этого маленького, честного человека, не растоптать его нравственные принципы!
Игра на деньги для героя не средство наживы, а путь к выживанию. Он заранее устанавливает для себя порог, за который никогда не заходит. Мальчик выигрывает ровно на кружку молока и удаляется. Ему чужд агрессивный азарт и страсть к деньгам, ко­торые управляют Вадиком и Птахой. Он крепко вла­деет собой, имеет твердую и несгибаемую волю. Это стойкий, смелый, самостоятельный, упорный в дос­тижении цели человек.
Впечатлением, оставшимся на всю жизнь, стала в его жизни встреча с учительницей французского, Лидией Михайловной. По праву классного руково­дителя она больше других интересовалась ученика­ми того класса, где учился герой, и скрыть от нее что-либо было трудно. Увидев первый раз синяки на лице мальчика, она спросила его о случившемся с доброй иронией. Конечно, он соврал. Рассказать все значит подставить под удар всех, кто играл к деньги, и это неприемлемо для героя. А вот Тишкин, не колеблясь, сообщает, кто и за что избил его одно­классника. В своем предательстве он не видит ничего предосудительного.
После этого герой уже не ожидал ничего хорошего. «Пропал!» — думал он, ведь за игру в деньги его легко могли исключить из школы.
Но Лидия Михайловна оказалась не таким челове­ком, чтобы ни в чем не разобравшись, поднимать шум. Она строго пресекла насмешки Тишкина, а с ге­роем решила поговорить после уроков, один на один, так, как это и должен был сделать настоящий учи­тель.
Узнав, что ее ученик выигрывает только рубль, ко­торый тратится на молоко, Лидия Михайловна мноroe поняла о его не по-детски тяжелой многострадаль­ной жизни. Прекрасно понимала она и то, что игра в деньги и такие вот драки не доведут мальчика до доб­ра. Она стала искать для него выход и нашла его, ре­шив назначить ему дополнительные занятия по фран­цузскому, с которым у него не ладилось. План Лидии Михайловны был незатейлив — отвлечь мальчика от походов на пустырь и, приглашая его к себе в гости, подкармливать. Такое мудрое решение приняла эта неравнодушная к чужой судьбе женщина. Но совла­дать с упрямым мальчишкой было не так-то легко. Он чувствует огромную пропасть между собой и учитель­ницей. Не случайно автор рядом рисует их портреты. Ее — такой умной и красивой, пахнущей духами и его, неопрятного без матери, тощего и жалкого. Ока­завшись у Лидии Михайловны в гостях, мальчик чув­ствует себя неуютно, неловко. Самым страшным ис­пытанием для него становятся не занятия по француз­скому языку, а уговоры учительницы сесть за стол, от которых он упорно отказывается. Сесть за стол рядом с учительницей и утолять свой голод за ее счет и на ее глазах для мальчика страшнее смерти.
Лидия Михайловна старательно ищет выход из этой ситуации. Она собирает нехитрую посылку и на­правляет ее герою, который быстро догадывается, что его бедная мать не могла прислать ему ни макарон, ни тем более яблок.
Следующий решительный шаг учителя — игра на деньги с мальчиком. В игре мальчик видит ее совсем другой — не строгой тетенькой, а простой девчонкой, не чуждой игре, азарту, восторгу.
Все рушит внезапное появление в квартире Лидии Михайловны директора, заставшего ее в самый раз­гар игры с учеником на деньги. «Это преступление. Растление. Совращение»,— кричит он, не намерева­ясь ни в чем разбираться. Достойно ведет себя Лидия Михайловна в разговоре с начальником. Она проявля­ет смелость, честность, чувство собственного достоин­ства. Ее поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость, но Ва­силий Андреевич не захотел увидеть этого.
Слово «урок» в названии рассказа имеет два зна­чения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучи­тельное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уро­ки доброты и сердечности, преподанные Лидией Ми­хайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что прон­зает сердце навсегда и светит чистым, простодуш­ным светом естественного примера,… перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя».
Нравственное значение рассказа Распутина — в воспевании вечных ценностей — доброты и человеко­любия.

Нравственное значение рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Рассказ Валентина Распутина «Уроки француз­ского», на мой взгляд, является одним из самых не­однозначных в творчестве этого замечательного рус­ского писателя.
В нем нет четких и ясных акцентов, нет однознач­но положительных или отрицательных персонажей. В каждом герое множество различных черт и ка­честв.
Добрый, умный, талантливый парень, а играет на деньги. Но это ему необходимо, чтобы выжить в го­лодные послевоенные годы «…Я только рубль выиг­раю, — объясняет герой, — покупаю молоко…».
Учитель, педагог, воспитатель Лидия Михайлов­на играет со своими учениками на деньги. Что это: преступление против морали или акт доброты и ми­лосердия? Однозначно не ответишь. Зачастую жизнь ставит задачи намного сложнее, чем человек может решить. И нет только белого и черного, хорошего и плохого. Мир многоцветен, в нем масса оттенков.
Лидия Михайловна — необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все «чест­ные» способы помочь своему талантливому ученику: и кормить хотела как бы невзначай, мол, к обеду по­спел, и посылку посылала, да не хочет наш герой полу­чать помощь. Он считает это унизительным для себя, а вот зарабатывать не отказывается. И тогда учитель сознательно идет на «преступление» с точки зрения педагогики — играет с ним на деньги.
Лидия Михайловна точно знает, что он обыграет ее, получит «свой заветный рубль, купит молоко», которое так необходимо ему. Вот и получается, что вовсе не преступление это, а хороший поступок. По­чему же директор школы ничего не понял? Скорее всего, Лидия Михайловна не стала ничего объяс­нять, оправдываться, у нее есть гордость. «Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встре­тила меня после школы и проводила до дому.
— Поеду к себе на Кубань, — сказала она, проща­ясь. — А ты учись спокойно, никто тебя за этот ду­рацкий случай не тронет… Тут виновата я…
Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я их ви­дел только на картинке, но догадался, что это они».
Мы понимаем, что герой до конца своей жизни про­несет благодарное воспоминание об этой учительни­це. И как бы тяжело ни приходилось ему в дальней­шем, наверняка зерно доброты, зароненное в его душу, дало свои благодатные ростки.
«Уроки французского» — замечательный рассказ, из тех, которые не забываются.

Введение

Конспект
урока будет удобен на уроке литературы для 6 класса в феврале, здесь есть цель
и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к
учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, эпиграф, проверка
домашней работы, работа со словарем,  физкультминутка, закрепление, кроссворд,
вопросы,  вывод, обобщение, итог, домашнее  задание.

Конспект
урока по литературе для 6 класса на тему: В. Г. Распутин. «Уроки французского»

Цель: Познакомить
учащихся с некоторыми чертами личности писателя,

главными темами
его творчества, историей создания рассказа.

Задачи
урока:

1.Познакомить учащихся с некоторыми чертами личности
писателя,

главными темами его творчества, историей создания рассказа.

2.Помочь раскрыть духовные ценности, которые делают
человека богаче и добрее.

3.Воспитывать наблюдательность, отзывчивость, доброту.

Ход урока:

I.Организационный
этап. Мотивация к учебной деятельности
.

  Учитель: — 
Учебник на столе у вас?

                             
А ручки и тетрадки?

                             
Тогда урок начнём сейчас,

                             
Раз всё у вас в порядке.

                             
Будьте внимательны,

                              Послушны,
наблюдательны.

                             
Чтобы литературные тайны познавать,

                             
Нужно всё серьёзно изучать.

    — отчёт 
дежурного;

    — проверка 
готовности  класса  к  уроку:

                Я 
рада  новой  встрече  с  вами,

               
Приятно  ваше  общество, друзья!

               
Ответы  ваши  вы  готовьте  сами,

               
Их  с  интересом  буду  слушать  я.

                Мы 
сегодня  снова  будем  читать,

               
Выводы  делать  и  рассуждать.

                А 
чтобы  урок  пошёл  каждому  впрок

               
Активно  включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои
друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

II. Актуализация
знаний учащихся.

Объявление
темы урока, определение его целей.            
         

  • Ребята, 15 марта исполнилось 80 лет писателю Валентину
    Григорьевичу Распутину, автору повестей «Деньги для Марии», «Последний
    срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой».  За повесть «Живи и
    помни» писатель удостоен Государственной премии.  Распутин живёт в
    Иркутске и продолжает писать. В этом году мы познакомились с рассказом
    «Уроки французского». Сам Распутин впоследствии назвал эти уроки «уроками
    доброты». Разберёмся, о каких уроках говорит писатель.

Эпиграфом
урока стали слова Валентина Распутина:

 «Мне нужно было вернуть людям то добро,

которое в свое время они сделали для меня».

III.
Работа по новой теме

Работа
с эпиграфом.

  • Обратите внимание на эпиграф  урока. Прочитайте его:
    «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время
    они сделали для меня». ( В.Распутин.)
  • Как вы понимаете эти слова? Назовите
    ключевое слово эпиграфа.

Проверка домашнего задания.    
                     
                   

Каков
сюжет рассказа? ( ученики пересказывают коротко рассказ)

1948
год. Сибирь. Маленький герой рассказа «Уроки французского» —  11-ий
мальчик- сталкивается с жестокой нуждой, испытывая тягостные муки голода.
Находясь на грани отчаяния, он в одиночку борется за свое существование, не
принимая милостыни и помощи от окружающих. Лишь молоденькой учительнице удалось
обмануть его бдительность, проигрывая ему небольшие деньги в азартные и
запрещенные в послевоенной школе игры. Учительница за этот  поступок была
с позором изгнана из школы, напомнив мальчику о последнем уроке доброты посылкой
с яблоками, которых он никогда не видел.

  •  В качестве домашнего задания
    вам было предложено составить простой и цитатный план рассказа. ( Ученики
    читают планы)

Словарь

        Что
такое автобиография? (ответы учащихся)

Автобиография — последовательное изложение
самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.

Почему рассказ «Уроки французского»
является автобиографическим?

         Кому
посвящает Распутин свой рассказ? Кто является прототипом учительницы
французского языка?

Словарь

Прототип — первоначальный образец,
 человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ.  

Маленький герой рассказа «Уроки
французского» —  11-ий мальчик — начинает самостоятельную жизнь вдали от
дома. С кем его сталкивает жизнь?

— Хозяйка – зачитываем характеристику.

— Вадик — зачитываем характеристику.

— Птаха — зачитываем характеристику.

— Тишкин — зачитываем характеристику.

С этими образами связано зло, суровые
уроки жизни.

Какие они?

Но рядом со злом в жизни обязательно
существует добро.

Добро — нечто положительное, хорошее,
полезное, противоположное злу.

Словарь

Доброта — отзывчивость, душевное
расположение к людям, стремление делать добро другим.

С чьим образом связаны уроки доброты?

— Лидия Михайловна – характеристика.

Как она ведёт себя с мальчиком? (первый
разговор)

Почему Лидия Михайловна пригласила
мальчика к себе домой?

Как учительница пыталась помочь мальчику?
(посылка)

Почему Лидия Михайловна предложила играть
в «пристенок»?

Кто противопоставлен в рассказе
 Лидии Михайловне?

— Директор — зачитываем характеристику.

Как называется такой приём в литературе? –
Антитеза.

Как характеризует директор поступок
учительницы?

Можем мы с этим согласиться?

— В статье «Уроки доброты» автор говорит о
законах доброты

а) Истинное добро со стороны того, кто его
творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает;

б) добро бескорыстно, и в этом его
чудодейственная сила;

в) добро возвращается добром.

Закончить урок хочется небольшим
стихотворением (подготовленный ученик):          
                     
                     
                     
     

 Как хорошо, что доброта

 Живет на свете вместе с нами.

 Без доброты –ты сирота,

 Без доброты – ты серый камень.

Физминутка

 Потягушки

Мы на цыпочки
привстали,

Ручки кверху мы
подняли,

Мы вздохнули,
потянулись

И друг другу
улыбнулись.

Выдохнули, руки
вниз,

Повторим теперь на
«бис»!

— А теперь все
тихо встали,

Дружно руки вверх
подняли,

В стороны, вперёд,
назад,

Повернулись
вправо, влево

Тихо сели, вновь
за дело.

«…Рассказ, героиней которого стала Лидия
Михайловна, я посвятил другой учительнице — Анастасии Прокопьевне Копыловой…

Рассказ „Уроки французского» был
впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете
„Советская молодёжь» в номере, посвящённом памяти Александра Вампилова.
Анастасия Прокопьевна — его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не
старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что
детям было хорошо и с той и с другой».

В. Г. Распутин

IV. Закрепление

Кроссворд

1.
Что прислала учительница в обеих посылках?

2.
Из чего были перешиты штаны героя?

 3.
Назовите реку, на которой жил герой произведения.

4.Название
игры.

5.
Что помогло узнать отправителя первой посылки? (по горизонтали).

5.
Какое чувство постоянно испытывал герой?  ( по вертикали)

6.
Что во второй посылке герой никогда не видел в реальной жизни?

7.
Кто нанёс первый удар мальчику?

8.
Что покупал герой на выигранные деньги?

9.
Назовите главного игрока в деньги.

Где
границы добра?_________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Почему
надо помогать людям?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Как
понимаете слово «добро»?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Размышляем о прочитанном

1. Осуждает или оправдывает автор своего
героя?

2. Чем интересен для вас этот рассказ?

3. Когда и как началась у героя
самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его? Что означает признание
мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?

4. Почему герой рассказа стал играть в
«чику»? Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?

5. Прочитайте приведённые ниже пейзажные
зарисовки:

а)
«Осень стояла тёплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало так, что можно было
ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком
занесёнными откуда-то из непогодья слабым попутным ветерком. Небо синело совсем
по-летнему, но стало словно бы уже, и солнце заходило рано…»;

б)
«Минут пять я стоял и, всхлипывая, смотрел на полянку, где снова началась игра,
затем спустился по другой стороне холма к ложбинке, затянутой вокруг чёрной
крапивой, упал на жёсткую сухую траву и, не сдерживаясь больше, горько, навзрыд
заплакал».

Вспомните, какие события в жизни героя
произошли в это время. Чем и почему отличаются эти картины природы друг от
друга? Как они связаны с настроением и состоянием рассказчика?

6. Прочитайте разговор Лидии Михайловны и
героя рассказа после уроков. Обратите внимание на их портреты. Почему эти
описания автор поставил рядом? Как называется этот приём?

7. «И почему меня одного? В школе сколько
угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я,
однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался
один за всех». Как вы думаете, почему именно рассказчика выбрала Лидия
Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Постарайтесь вспомнить, как
сама учительница объясняет это своему ученику.

 8. Почему Лидия Михайловна решилась
на игру в «заме- ряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок?
Что выдавало её во время игры? Почему так пристально следил за игрой
рассказчик? Чего он боялся? Как это его характеризовало?

 Будьте внимательны к слову

1. Обратите внимание на портреты героев
рассказа:

а)
«Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного — рослого и крепкого,
заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей чёлкой»;

б)
«Перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом,
неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых
плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в
перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло- зелёных
штанах со следами вчерашней драки».

Какую роль играют эпитеты в создании
каждого конкретного портрета?

2 Объясните значение приведённых ниже слов
и выражений: «притайка», «не зариться», «ненароком», «так просто не попущусь»,
«плашмя», «французский скоро к зубам приберу», «несчитово». Подберите к ним
синонимы.

 Учимся читать выразительно

Подготовьте одну из сцен в рассказе для
выразительного чтения (или исполнения в лицах). Подумайте, какие интонации
требуются для чтения реплик каждого из героев.

Сделаем
выводы

1. Когда герой рассказа понял истинный
смысл игры, которую придумала учительница?

2. Расскажите о герое по следующему
примерному плану:

а)
Почему мальчик оказался в райцентре?
б) Как он чувствовал себя на новом месте?
в) Почему он не убежал в деревню?
г) Какие отношения сложились у него с товарищами?
д) Почему он ввязался в игру на деньги?
е) Как характеризуют его отношения с учительницей?

3. Попробуйте самостоятельно составить
цитатный план к рассказу о герое. Напишите сочинение «Портрет героя».

4. Почему рассказ называется «Уроки
французского»? В чём смысл этого произведения?

 Литература и другие виды
искусства

1. Обратите внимание на иллюстрации к
рассказу «Уроки французского». Какие эпизоды выбрал художник? Озаглавьте их.

2. Рассказ «Уроки французского»
иллюстрировали разные художники. Если вы найдёте различные издания книги В.
Распутина, то сможете рассмотреть, каким каждый из художников изобразил
главного героя. Кто, по-вашему, точнее и глубже раскрывает его характер?

3. По рассказу В. Распутина «Уроки
французского» поставлен телевизионный фильм. Какие сцены вам показались
особенно удачными? Какое впечатление произвёл главный герой? Таким ли вы его
себе представляете?

V. Подведение
итогов урока.

     — Какие
задачи ставили перед собой в начале урока?

     —
Выполнили эти задачи?

-О ком мы сегодня
с вами говорили?

Продолжите фразу:

  • На
    уроке я узнал….
  • Осталось
    непонятным…
  • Было
    интересно….

Домашнее
задание

Ответить на
вопросы, которые вам предложены

1. Помогло ли вам чтение актёра более
зримо представить героев рассказа?

2. Какие черты характера Лидии Михайловны
и директора стали для вас понятнее после прослушивания фонозаписи? Почему?

3. Подготовьте пересказ событий, описанных
в рассказе, от лица Лидии Михайловны, передав её переживания, сомнения,
объяснения поступков, которыми она пыталась помочь ученику.

Спасибо за урок!

Краткое содержание рассказа «Уроки французского», который написал Валентин Григорьевич Распутин в 1948 году, помогает сократить время на прочтение произведения. Команда Литеровед.ру подготовила материал, благодаря которому вы сможете познакомиться с главными героями и понять основные моменты произведения.

Главные герои

  • Мальчик-повествователь — ребёнок одиннадцати лет, от его лица ведётся повествование в рассказе; способный ученик, не по годам самостоятельный и сильный духом
  • Лидия Михайловна — учительница французского языка, молодая, около двадцати пяти лет, с коротко остриженными чёрными волосами; всячески старалась помочь своему одинокому и голодному ученику.

Краткое содержание

Рассказ ведет мальчик одиннадцати лет. Рассказывает он о событиях, которые произошли сразу после войны в 1948 году. Мальчику приходится переехать в райцентр, чтобы продолжить свое образование. Дело в том, что в его деревеньке имеется только младшая школа. Его мама и младший братик с сестренкой остаются в деревне. Папы у мальчика нет, поэтому живут они очень бедно. Обучение дается ребенку легко, и он делает большие успехи. Только вот французский язык ему никак не удается освоить, потому что у него хромает произношение.

Мальчик очень тоскует по дому и родным. Мама регулярно отправляет ему посылки с едой, которые ему привозит водитель дядя Ваня. Но того, что передает мама, ему не хватает. Все дело в том, что ребята, с которыми он живет, постоянно берут его и так скудные продукты. Ребенок постоянно голодный. Он понимает, что в своей родной деревне он всегда мог что-то найти и утолить чувство голода. Здесь же искать нечего и негде. Поэтому ему остается только страдать от голода и тоски по дому.

Как-то раз Федька спросил у мальчика, не страшно ли ему сыграть в «чику». Это была такая игра, но играют в неё на деньги. Он предложил мальчику поиграть, если конечно у него есть что поставить на кон. Он провел мальчика на полянку, которая была так расположена, что сразу и не увидишь. Там другие мальчишки играли в «чику». Самого главного мальчика там звали Владик. Ему очень не понравилось то, что Федька привел к ним незнакомого мальчика. Владик попросил его никому ничего не рассказывать, тогда он сможет понаблюдать за процессом.

Мальчик очень быстро разобрался в правилах, даже заметил, что Вадик жульничает. Он решил, что смог бы играть ничем не хуже, но у него не было для этого денег. Мама присылала ему иногда деньги, чтобы он мог купить себе молока от малокровия. Когда он очередной раз получил деньги, то решил рискнуть сыграть. Изначально удача была не на его стороне, но немного позже мальчик начал выигрывать. Мальчик контролировал свои расходы, поэтому дал себе слово каждый день выигрывать по рублю, не рискуя больше.

На выигранные деньги он покупал себе молоко, чем утолял свой голод. После чего он принимался за учебу.

В скором времени Вадика перестали устраивать регулярные выигрыши мальчика. Так же ему пришлось не по душе, что получив желаемое, мальчик быстро уходил. Мальчик не знал, что так вести себя было не принято. Поэтому когда он очередной раз выиграл, его побили Вадик и Птаха.

На следующий учебный день первый урок был французский. Их преподаватель Лидия Михайловна была по совместительству их классным руководителем. Она всегда замечала даже самые мелочи. От её внимания не скрылся синяк и ссадина, которые украшали лицо мальчика. Лидия Михайловна тут же поинтересовалась о происхождении данных вещей. Мальчик пытался выкрутиться, сказав, что упал в темноте. Но Тишкин вмешался в разговор, рассказав правду. Мальчик очень испугался, потому что за подобный проступок его вполне могли исключить. Учитель оставила мальчика после уроков, чтобы выяснить интересующие её нюансы. После разговора, она взяла с мальчика слово, что он больше играть не будет.

Посылок с деревни не было, поскольку дядя Ваня не ездил в райцентр. Он знал, что мама очень переживает по этому поводу. Мальчику есть было нечего, поэтому он начал искать новую компанию для игр. Он обошел все окрестности, но поиски его не увенчались успехом. В отчаянии он решил вернуться к старой компании. Это очень унижало его, но так же он не мог смириться с тем, что его побили и выгнали. Его приходу не очень обрадовались, но к игре допустили. На этот раз он был очень осторожен, но, когда выиграл в очередной раз – его снова побили и на этот раз повредили губу.

На следующий день учитель французского вызвала его к доске, где он должен был читать текст на французском. Губа у него очень болела, поэтому нормально читать он не мог. Лидия Михайловна сказала, что ему необходимы дополнительные занятия.

Учитель начала понимать, что в школе они заниматься не могут, поскольку им не хватало для этого времени. Она сказала, что теперь уроки будут проходить у неё дома. Мальчику было очень неловко приходить к учителю домой, поэтому он очень нервничал и переживал. На занятие французским языком уделялось очень мало времени. В основном Лидия Михайловна рассказывала истории из своей жизни, а так же спрашивала о жизни мальчика. Она даже пыталась оставить мальчика, чтобы поужинать, но он тут же прощался и уходил. Ему было настолько неловко находиться у неё дома, что ему бы кусок в горло не полез. Предложив пару раз, учитель оставила эти попытки.

Как-то раз для мальчика в школе была посылка. В ней лежали продукты и гематоген. Он догадался, что посылку передала не его мама, потому что такие продукты она в деревне купить просто не могла. Он тут же взял посылку и отправился к Лидии Михайловне, чтобы уточнить, зачем она передала ему продукты. Она начала все отрицать, не понимая, почему он решил, что это её рук дело. Мальчик рассказал ей, что в его деревне попросту нет таких продуктов. Удивление учителя выдало её.

Лидия Михайловна рассказала, что в это время на Кубани полно яблок. Так же она поведала, что живет одна. Зарабатывает она достаточно, а тратить деньги ей совершенно некуда. А мальчику необходимо хорошее питание, поскольку у него очень хорошие способности к учебе. Он не может бросить школу. Мальчик все это выслушал, но посылку оставил у учителя.

Независимо от случившегося, они продолжали заниматься французским языком. Мальчик начал проявлять большой интерес к языку, что он начал заглядывать вперед программы. Учитель не могла нарадоваться его успехам, постоянно хвалила его, говоря, что в следующей четверти он обязательно получит пять.

Однажды она проявила интерес, продолжает ли он играть? А так же попросила рассказать смысл игры. После того, как мальчик посвятил её в правила игры, она так же поделилась тем, что в детстве так же любила играть в азартные игры. У них они назывались «пристенок» или «замеряшки». Она начала объяснять мальчику правила игры, а после предложила сыграть вместе на деньги. Мальчик был настолько поражен услышанным, что не поверил своим ушам. Он постарался напомнить Лидии Михайловне, что она все-таки учитель. Но она ответила, что порой необходимо забывать о том, кем ты работаешь, чтобы не стать занудой. По её мнению, учитель не всегда должен относиться к себе серьезно, осознавая, что научить она может не так и многому.

Вот таким образом они и начали играть на деньги после каждого занятия. Изначально выигрывала Лидия Михайловна, но потом она начала уступать мальчику. Мальчик не собирался с этим мириться. Спустя некоторое время он начал всё чаще выигрывать, у него стали появляться деньги, которые он тратил на молоко.

Как-то раз они настолько вошли в раж во время игры, что не услышали прихода директора школы. Так получилось, что Василий Андреевич проживал за стеной от учительницы французского. Он спросил, что здесь происходит? Лидия Михайловна начала ему объяснять, что они с мальчиком играют в «замеряшки». Возмущению директора не было предела. Он начал кричать и обвинять учителя в преступлении, растлении, совращении и ещё много в чем. Он заявил, что за двадцать лет работы никогда не видел подобного.

После этого случая Лидия Михайловна была вынуждена уехать обратно на Кубань и впредь с мальчиком никогда не виделась. После зимних каникул мальчик получил посылку, в которой были продукты и красные яблоки, которые до этого мальчику пробовать не доводилось.

на тему: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Тема урока: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Дата проведения: 12.02.2019г.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний..

Технология урока: развитие критического мышления, технология проблемного обучения.

   1. Образовательная – научить понимать, в чем заключается нравственная проблематика рассказа;

   2. Развивающая – развивать творческие способности, воображение учащихся; развивать речевую культуру учащихся;

        3. Воспитательная – способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.

 Личностные.

— сформированность гуманистических ценностных ориентаций; сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные.

познавательные: сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации для выполнения учебных заданий; сформированность устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя; сформированность умения строить логическое рассуждение;

регулятивные: сформированность умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

коммуникативные: сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя; сформированность умений формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-приемлемые способы поведения, координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; сформированность умений в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Предметные: определить смысл названия рассказа; определить, какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика; повторение и систематизация изученного.

Основные термины, понятия: нравственность, доброта, сострадание, душевная щедрость, бескорыстие, гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, упрямство в достижении цели, самолюбие, благородство.

Оборудование компьютер, мультимедийный проектор, презентация; портрет В. Г. Распутина, эпиграф — высказывание В. Г. Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств, и прежде всего доброты, чистоты, благородства».

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащегося

Формируемые                      УУД

1. Орг. момент

— Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Ребята, я думаю, вы легко ответите на вопрос: без чего или без кого не может существовать школа?

 — Действительно, школа не может существовать без учителей и учеников. Они взаимосвязаны, необходимы друг другу. Вот и для проведения сегодняшнего урока мне необходима ваша помощь. Давайте договоримся помогать друг другу и поддерживать в трудную минуту. Согласны?

— А на урок сегодня я пришла не с пустыми руками, а с ЯБЛОКОМ.

Вспоминая последнее произведение, которое мы с вами читали, о чем оно вам говорит?

— Я предлагаю сделать яблоко символом нашего урока!

Учитель, ученик.

Яблоко – это скрытая мечта главного героя. Он смог увидеть и попробовать их лишь в конце произведения

Коммуника-тивные: конструктивное общение

2.Целеполагание и мотивация

-Писатель как-то сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств, и прежде всего доброты, чистоты, благородства».(Слайд №1)

-Как вы понимаете эти слова?

-Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»?

-Как одним словом можно назвать эти чувства?

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-Запишите тему урока «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»(Слайд №2)

-А почему уроки?  Какие ассоциации у вас вызывает это слово?

-Посмотрите еще раз на тему урока и подумайте, в чем нам предстоит разобраться, какие цели мы поставим на уроке?

Итак, цель нашего урока – понять какие уроки нравственности несет произведение Распутина «Уроки французского».

(Несколько человек высказывают свое мнение.)

-На примерах поступков героев мы учимся хорошему поведению, пониманию друг друга, воспитываем в себе положительные качества характера.

-Доброты, сострадания, душевной щедрости, бескорыстия.

-Нравственность.

-О нравственности.

-Школа, учебный предмет, знания, воспитание.

-В чем состоят уроки нравственности? Кто дает эти уроки? Кому?

Личностные: формирование познаватель-ных мотивов, интереса к новому, иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах;

уровень развития моральных суждений.

Регулятивные

умение ставить перед собой цель, выстраивать алгоритм действий

3.Актуализация знаний.

-Кого вы считаете главным героем рассказа?

Давайте вспомним, что мы знаем о мальчике.  

1. Почему мальчик оказался в райцентре? (слайд №3)

2. Как он чувствует себя на новом месте? (слайд №4)

3. Почему он не убежал в деревню? (слайд №5)

4. Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? (слайд №6)

5. Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги?

(слайд №7)

-Нарисуйте в тетрадях таблицу из двух колонок. Первую обозначьте «мальчик». Впишите в таблицу черты характера главного героя. Зачитайте.

-Я тоже наблюдала за героем. Вот что у меня получилось.

Вы согласны с тем, что все эти качества присутствуют в характере мальчика.

(Слайд №8). Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, любовь к игре, упрямство в достижении цели, благородство, беззаботность.

(Прием «ловушки»: среди перечисленных черт характера есть несвойственные мальчику черты).- Если желаете, допишите не отмеченные вами черты характера.

-Молодцы!

-Мальчика, Лидию Михайловну.

(Цитатный план)

1.«Чтобы учиться дальше… мне пришлось снаряжаться в райцентр».

2.«Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни».

3. «Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел…»

4. «…ни с кем из ребят я тогда не сошелся.»

5. «Получив его (рубль), …я покупал баночку молока».

-Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, упрямство в достижении цели, самолюбие, благородство.

(Дети замечают ошибки: любовь к игре, беззаботность.)

Регулятивные

находить нужную информацию с помощью текста.

Познаватель-ные: осуществлять поиск информации, анализировать, сравнивать, отбирать нужное

Коммуника-тивные: строить понятные для собеседника высказывания

4. Постановка учебной задачи

(роль Лидии Михайловны в судьбе ребенка).

5.Построение проекта действий.    (Осмысление дальнейшего содержания)

5.Реализация построенного проекта

6.Решение проблемной ситуации.

Просмотр эпизода «Игра в «пристенок»

7. Первичное проговаривание во внешней речи.

-Вы сказали, что главным героем рассказа является и учительница французского Лидия Михайловна. Почему?

-Когда она появляется в рассказе? После какого события?

-Какие черты Лидии Михайловны запомнились мальчику?

-Подтвердите текстом.

-Обозначим вторую часть таблицы «Лидия Михайловна» и постепенно заполняем ее также чертами характера.

-Почему Лидия Михайловна среди других отстающих по ее предмету учеников выбрала именно главного героя, а не Тишкина, например?

-Как Лидия Михайловна сама объясняет причину ребенку?

-Какие шаги предпринимает учительница, чтобы выполнить задуманное?

-Почему  попытка помочь не удается?

-Сумела ли учительница найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости?

Давайте мы свами сейчас посмотрим как это происходило.

(Показ фрагмента фильма)

-Знала ли Лидия Михайловна, чем является ее последний шаг — игра в «пристенок» или «замеряшки»?

-Да. Азартные игры , да еще на деньги, учителя с учеником считались безнравственным поступком. За подобное поведение  беспощадно увольняли учителя из школы. Она не могла этого не знать.

-Почему же она решается на запрещенную игру? Может, у нее был выбор – не играть?

— Как вы относитесь к поступку Лидии Михайловны?

Давайте посмотрим еще один фрагмент

(Фрагмент фильма, где директор)

-Может быть, все-таки согласитесь с мнением Василия Андреевича? Он же директор?

-Какой художественный прием использует автор при изображении характеров Лидии Михайловны и директора школы, портретов учительницы и ученика?

-Чем заканчивается история игры в «пристенок?»

-Попробуйте представить, как чувствовал себя герой после отъезда Лидии Михайловны.

-В начале рассказа автор говорит как раз о чувстве вины перед учителями, которую, очевидно, ученики ощущают, когда взрослеют.

-Почему Лидия Михайловна снова присылает посылку мальчику?

-Какую же роль в жизни мальчика сыграла Лидия Михайловна?

-Она играет немаловажную роль в судьбе мальчика.

-После драки мальчика с Вадиком и Птахой.

-Ум, красота, молодость, отсутствие жесткости в лице.

-«Она сидела передо мной аккуратная…, запах духов, который я принимал за самое дыхание»; «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять… что я здесь делаю?»

(Учащиеся в ходе урока записывают слова, обозначающие черты характера героини).

-Лидия Михайловна прониклась пониманием и сочувствием к голодающему, но способному  ученику. Она оценила его целеустремленность, порядочность и решает дополнительно заниматься, чтобы не только помочь в произношении французских слов, но и просто покормить ребенка.

(Заполнение таблицы)

-«Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться…ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».

-Она приглашает ученика к себе домой, предлагает ему ужин, отправляет посылку с макаронами.

-Ученик не мог принять от Лидии Михайловны приглашение к столу и посылку из-за гордости.

А Лидии Михайловне не хватило хитрости, чтобы учесть «деревенский» набор продуктов.

(Заполнение таблицы).

-Да. Она предложила играть на деньги в «пристенок».

-Знала, что это является нарушением общепринятых моральных норм, этики отношения учителя и ученика.

-Нет, не могла она не играть, потому что учительница поставила цель – помочь ученику, и добивается намеченного любыми средствами. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И она счастлива, что ей удаётся этот обман.

(Заполнение таблицы).

-Положительно.

-Нет, директор не мог понять ситуацию, ВОв ожесточила его сердце, он не стал разбираться в причине поступка Лидии Михайловны. Он выполнял свои обязанности.

-Прием антитезы.

— Увольнением Лидии Михайловны из школы.

-Наверное, очень переживал, считал себя виноватым в судьбе учительницы.

— Учительница бескорыстная, добрая, способная к самопожертвованию.

(Заполнение таблицы).

 — Лидия Михайловна открыла ему другой мир, показала другую, новую жизнь. В её квартире даже воздух был пропитан «легкими и незнакомыми запахами другой жизни», где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Теперь он узнал, что не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть «духовные ценности».

Регулятивные

прогнозировать и оценивать поступки героев  художественного произведения в соответствии с ситуацией;

устанавливать последователь-ность событий в тексте.

Познаватель-ные: осуществлять поиск информации.

Регулятивные

прогнозировать и оценивать поступки героев  художествен-ного произведения в соответствии с ситуацией;

классифициро-вать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, общие признаки.

Познаватель-ные: находить нужную информацию с помощью текста; создавать произвольное и осознанное высказывание в устной форме.

Личностные: оценка действий субъекта с точки зрения нарушения/соб-людения моральной нормы; уровень развития моральных суждений;

Коммуника-тивные: понимать смысл текста, поступки героев, авторскую позицию; умение участвовать в продуктивном  диалоге, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Познаватель-ные: создавать осознанное высказывание в устной форме.

8.Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону

-Назовите черты характера Лидии Михайловны, которые вы заметили в ходе урока.

-А у меня так. (Слайд № 9). Ум, красота, деликатность, доброта, понимание другого человека, милосердие, искренность, гордость, способность на самопожертвование, склонность к азартным играм, ответственность, упрямство в достижении целей, бескорыстие, душевная щедрость, эгоизм.

(Прием «ловушки»).

Согласны?

-Посмотрите на таблицу.(Слайд № 10). Что вы замечаете?

(Учащиеся называют, дополняют свои записи).

(Учащиеся находят ошибки на экране: склонность к азартным играм, эгоизм).

-У героев есть сходства в характере. (Отмечают общие черты).

Познаватель-ные: классифициро-вать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументиро-вать общие признаки.

9.Включение в систему знаний и повторение

А теперь мы немного вернемся назад и попробуем представить, как и почему Лидия Михайловна пришла к решению помочь мальчику? А для этого я попрошу первую группу составить личный дневник Лидии Михайловны. Напишите ее от первого лица с момента, когда она узнала, что мальчик играет на деньги.

А вторая группа напишет монолог директора после увольнения Лидии Михайловны (его мысли, думы, переживание, состояние).

Третья группа напишет, что символизируют такие детали как яблоко, макароны, молоко…(возможны другие детали)

На это я вам даю 3 минуты.

-Теперь мы можем ответить на вопрос, какие уроки нравственности получил автобиографический герой В. Г. Распутина от всех событий и благодаря учительнице? (Слайд № 11)

-Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Слайд № 12)

— Мальчик научился жить среди чужих людей, прощать обиды, заставил себя смириться с голодом, заботиться о матери.

— Герой старается понять поведение Владика, Птахи, Тишкина.( «Никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывался вперед». «Не жди пощады, не ищи заступничества». «Остолбенел от предательства»).

— Он понял, что унижение оскорбляет человека. («Горько, навзрыд заплакал», «не было человека несчастнее меня». «Обида перехлестнула во мне страх, ничего на свете я больше не боялся»).

— Он учится преодолевать свои слабости. («Когда что – то не выходит, все сделаешь для  того, чтобы вышло, так просто не отступишься»).

— Можно сказать, что он приобрел опыт общения, «научился держать себя», «справился с диковатостью», начал задавать вопросы, вступать в спор.

— Он приобрел духовный опыт выхода из драматических ситуаций при ощущении внутренней правоты.

— Мальчик получил урок бескорыстной доброты и заботы, благодарную память о которой сохранил на всю жизнь.

-Приобрел урок духовной памяти, что позволило ему, став взрослым, посвятить свое произведение учительнице.

(Ученики записывают, потом зачитывают.)

Познаватель-ные: создавать  осознанное высказывание в письменной форме.

Регулятивные оценивать поступки героев  художествен-ного произведения.

Коммуника-тивные: умение аргументиро-вать свою точку зрения с помощью фактов и дополнитель-ных сведений, строить понятные для собеседника высказывания.

10. Рефлексия

Теперь,  пусть каждый из вас выберет свой — нужный ему в этот момент жизни урок.

Продолжите предложения:

-Я научился (-лась)…

-Я понял(а)…

-Я рад(а)…

-Мне не понравилось…

-Я хочу…

-А я хочу закончить урок словами  В. Г. Распутина: «Хорошего сердца и    правильной  души так не достает нам, что чем  больше наши герои и мы будем жить, тем лучше для нас будет».

А теперь каждый себе сам поставьте оценки

Да, мы говорили о добре, самопожертвовании, о моральных, нравственных качествах человека. Моральный человек – высоконравственный Учитель.

О школе, об учениках, учительнице, директоре, но в большей степени – о совестливой памяти, о благодарности учителю и вообще учителям.

 Распутин пишет о том, что добро бескорыстно, оно не требует награды, не ищет прямой отдачи. Оно бескорыстно, а потому бесценно.

Главная мысль автора — это мысль о любви к детям, готовность заслонить их собой от беды. Ибо нет большего счастья, чем творить добро.

Коммуника-тивные: адекватно воспринимать  предложения и оценку учителя, одноклассни-ков.

Личностные: формировать познавательную и социальную мотивацию;

стремиться к самосовершен-ствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности.

Формы контроля и оценки результатов урока: опрос.

Информация о домашнем задании.        — Домашнее задание на выбор (Слайд № 13).

Написать заметку в стенгазету «Советую прочитать рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского».

Автор:
Самый Зелёный
·

Что такое «доброта»? Какого человека можно назвать добрым? Сразу сложно ответить на подобные вопросы. Тема «Доброта» очень часто встречается на экзамене, поэтому каждый должен знать несколько произведений, подходящих к этой теме. Так что Многомудрый Литрекон уже спешит к тебе на помощь с 10 литературными аргументами для сочинений 9.3. Это было нелегко, но мы справились и всегда готовы помочь Вам!

  1. А. И. Куприн «Чудесный доктор». А. И. Куприн в произведении «Чудесный доктор» касается темы доброты. Семья Мерцаловых живёт бедно. Невероятным горем для всех членов семьи была болезнь Машутки, ей требовались дорогие лекарства, на которые у них не хватало средств. Емельян на улице познакомился с мужчиной, который оказался профессором Пироговым. Мерцалов рассказал ему свою историю, тогда врач решил помочь семье. Он дал Мерцалову деньги на лекарства, самостоятельно осмотрел Машутку. Через несколько дней состояние девочки улучшилось, после и дела семьи наладились: отец нашёл работу, Гришка и Володя были приняты в гимназию. Так, мы пониманием, как в жизни человека важна доброта. Именно благодаря отзывчивости профессора Пирогова жизнь целого семейства была спасена.
  2. А. И. Солженицын «Матрёнин двор». А. И. Солженицын в произведении «Матрёнин двор» затрагивает тему доброты. Главной героиней произведения является Матрёна — одинокая женщина, потерявшая мужа и всех своих детей. Матрёна всегда помогала жителям деревни, никогда не просила вознаграждения за свой труд. Женщина погибла, пытаясь помочь мужчинам перевести через железнодорожный переезд часть её же горницы в подарок воспитаннице Кире. Так, Матрёну можно назвать по-настоящему добрым человеком. Она, несмотря на все жизненные трудности, которые ей пришлось преодолеть, сохранила теплоту в сердце, готовность в любой ситуации прийти на помощь окружающим.
  3. И. С. Тургенев «Отцы и дети». И. С Тургенев в романе «Отцы и Дети» затрагивает тему доброты. Героиня произведения, Фенечка, влюблена в Николая Петровича. Девушка уже растит его сына, но она не просит Николая взять её в жёны, понимая то, что мужчина не может этого сделать без согласия Аркадия и Павла Петровича. Когда приезжает сын Николая, Аркадий Кирсанов, она не спешит встретиться с ним, чтобы не поставить его в неловкое положение. Фенечка – добрая, скромная, искренняя девушка, она готова поставить интересы других людей выше своих. Именно Фенечка смогла подарить Николаю Кирсанову жизнь, наполненную любовью, приятными моментами, которую он заслужил. Так, доброта способна повлиять на отношения между людьми, сделать их ближе друг к другу.
  4. М. А. Шолохов «Судьба человека». М. А. Шолохов в произведении «Судьба человека» затрагивает тему доброты. Главным героем является Андрей Соколов. Во время войны мужчина работал шофёром, был взят в плен немцами. После двух лет жизни в невероятно сложных для человека условиях в немецком лагере, ему удалось сбежать, взяв в заложники немецкого инженера. За годы войны он потерял всю свою семью: жену и троих детей. Окончив службу, он уехал в Урюпинск, где продолжил работать водителем. В городе он встретил мальчика Ваню, ставшего для него приемным сыном. Так, Андрей был действительно добрым человеком, он смог найти в себе силы полюбить маленького ребенка, несмотря на все испытания, которые были приготовлены для него жизнью. Благодаря его щедрому сердцу Ваня получит шанс на благополучное детство.
  5. Л. Н. Толстой «Война и Мир». Л. Н. Толстой в произведении «Война и Мир» затрагивает тему доброты. Марья Болконская — умная, добрая девушка. Она живёт вместе со своим отцом, Николаем Болконским, обладающим невероятно тяжёлым характером. Он плохо отзывается о дочери, ругает её. Маша всегда готова помочь окружающим: во время отсутствия дома своего отца, она позволяет останавливаться странникам в комнатах имения. Она по-настоящему жалела Лизу Болконскую, жену своего брата, понимала, насколько тяжело ей было находиться в доме, старалась ей помочь. Марья Болконская согласилась самостоятельно воспитывать племянника Николая. Так, княжна Болконская является доброй девушкой, она готова в ущерб собственным интересам помочь окружающим, она, несмотря ни на что, любит всех окружающих её людей.
  6. А. Грин «Алые паруса». А. Грин в произведении «Алые паруса» затрагивает тему доброты. Главной героиней произведения является мечтательная девушка Ассоль. Она жила в небольшом городе Каперне, её мать рано умерла, и её воспитанием занимался отец, который делал игрушки. Девочка взвалила на себя все заботы о хозяйстве. Она сама продавала игрушки, сама обеспечивала уют в доме и во всем помогала отцу. В этом поведении проявляется ее природная доброта. Когда девушка была ещё ребёнком, она встретила старика, который сказал, что через несколько лет она увидит настоящий корабль с алыми парусами и принцем на борту. Девочку заинтересовали слова старика, и она рассказала об этом другим детям. Все посчитали Ассоль сумасшедшей и часто обзывали девушку. Но прошло время, и предсказание действительно исполнилось, Ассоль встретилась с принцем Греем и влюбилась в молодого человека. Так, только по-настоящему добрые люди способны, несмотря на слова окружающих, настолько искренне верить в исполнение своей мечты.
  7. А. П. Чехов «Тоска». А. П. Чехов в произведении «Тоска» касается темы доброты. Главным героем произведения является Иона Потапов, работающий извозчиком. Лишь несколько дней прошло после смерти его сына, он хотел рассказать о своём горе людям, которых он подвозил. Он искал в них поддержку, хотел рассказать, насколько сильно скучает по нему, как проходили похороны. Но люди были слишком заняты собственным мыслями, делами. Они эгоистичны, зацикленны на себе. Они не способны услышать того, что пытается рассказать им извозчик. Люди не проявляют свою доброту к мужчине, не способны поддержать его и хотя бы чуть-чуть облегчить его страдания. Лишь лошадь Ионы проявляет отзывчивость и смотрит на него понимающим взглядом. А старик не находит в обществе людей того, что должно быть главным содержанием любой беседы.
  8. В. Г. Распутин «Уроки французского». В. Г. Распутин в произведении «Уроки французского» затрагивает тему доброты. Главным героем повести является мальчик, приехавший учиться в город из деревни. Мама присылала сыну продукты, но их было недостаточно, поэтому мальчик после школы начал играть в Чику, так ему удалось получить какие-то средства. Но после нескольких удачных для него игр, успех героя произведения начал возмущать одноклассников, поэтому они избили мальчика. Синяки заметила учительница Лидия Михайловна, и позвала мальчика к себе домой, чтобы дополнительно позаниматься с ним французским. Только с помощью азартной игры Лидии Михайловне удалось передать мальчику немного денег. О поступке учительницы узнал директор школы, он уволил её. Но даже после своего отъезда из города Лидия Михайловна не забыла ученика и отправила ему посылку, наполненную едой. Так, Лидия Михайловна является по-настоящему доброй женщиной. Она постаралась помочь мальчику, жертвуя своими интересами. Доброта Лидии Михайловны помогла герою не пойти дурным путём и дала шанс на счастливое будущее.
  9. О. Генри «Последний лист». О. Генри касается темы доброты в рассказе «Последний лист». Девушки, Джонси и Сью, жили вместе. Джонси заболела пневмонией, тогда Сью вызвала врача, который сказал, что больной способен выздороветь только тогда, когда сам этого хочет. Но состояние Дожнси всё ухудшалось, ведь она решила, что умрёт, как только с плюща, растущего под её окном, упадёт последний лист. Сью нужно было нарисовать картину, чтобы заработать денег на лекарство для подруги, и она позвала соседа Бермена в качестве натурщика. Он, узнав о мыслях больной, ночью нарисовал тот самый лист на плюще. Утром, когда Джонси проснулась и увидела, что даже ливень и сильный ветер не смогли оторвать этот лист, она поняла, что была неправа и снова захотела жить, смогла справиться с болезнью. Так, поступок Бермена является добрым и самоотверженным. Он вернул девушку к жизни своим искусством.
  10. О. Генри «Дары волхвов». О. Генри касается темы доброты в рассказе «Дары волхвов». Молодые супруги, Дэлла и Джим, живут бедно, но искренне любят друг друга. Главным сокровищем Джима были часы, которые достались ему от отца. Длинные волосы Дэллы также имели большую ценность для неё. Перед Рождеством молодые люди хотели осчастливить друг друга, но денег на подарок не хватало. Поэтому Дэлла продала свои длинные волосы и купила цепочку для часов мужа, а Джим отдал свою единственную ценную вещь и купил гребни жене. Так, супруги готовы пожертвовать самым дорогим, для того чтобы сделать любимого человека счастливее. Они добры друг к другу. Для них гораздо большую ценность имеют счастье и благополучие друг друга, чем какие-либо материальные ценности. Потому они и счастливы.

Каких еще аргументов не хватает? Пишите в комментариях, и Литрекон добавит)

Автор: Анастасия Казарина

Метки: 9 классаргумент из литературыОГЭ по русскому языкупример из литературысочинение 9.3сочинение-рассуждениесписок

Читайте также:

  • Что означает слово инда в сказке пушкина
  • Что означает слово дух в нем занялся из сказки о царе салтане
  • Что означает слово грамота из сказки о царе салтане
  • Что означает привальный остров в сказке о царе салтане
  • Что означает слово бирюк в названии рассказа и с тургенева