Что означает слово бирюк в названии рассказа и с тургенева

Урок литературы в 7 классе на тему мастерство и.с. тургенева в раскрытии образа бирюка по рассказу и.с.тургенева бирюк. цель урока:

Урок литературы в 7 классе
на тему «Мастерство И.С. Тургенева в раскрытии образа Бирюка
 (по
рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»).

Цель
урока
: смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате
исследовательской деятельности учащиеся придут к решению проблемного вопроса: в
чём проявилось писательское мастерство И.С. Тургенева при создании
противоречивого образа Бирюка, героя одноимённого рассказа?

Задачи:
формирование исследовательских навыков обучающихся, умения работать с
информацией, представляя результаты в различных формах; развитие
интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.

Организационные
формы
: самостоятельная групповая деятельность с опорой на результаты
перспективного домашнего задания; исследовательская работа. Главной формой
организации учебной деятельности учащихся является работа в малых группах,
преобладают активные и интерактивные методы и приемы обучения.

Ожидаемые
результаты
:

Личностные:

• развитие
морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
воспитание доброты и милосердия, умения понять другого человека;

• формирование
толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому
человеку.

Метапредметные:

• умение
планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и
средств их достижения;

• формирование
умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия
одноклассников;

• умение
строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных
связей, делать умозаключения;

·        
умение работать в группе — владение навыками самопрезентации,
умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации
различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;
умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

·        
умение видеть культурологические связи

Предметные:

• понимание
литературы как особого способа познания жизни,

• формирование
потребности в диалоге с текстом, способности к сотворчеству с писателем в
процессе читательского восприятия, умения в процессе чтения вставать на позицию
другого;

• воспитание
квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые монологические
(устные и письменные) высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного

Тип
урока
: урок- исследование.

Межпредметные
связи
: история, мировая художественная культура, изобразительное
искусство.

Оборудование: портрет
И.С. Тургенева; раздаточный материал, электронная презентация; фрагмент
художественного фильма «Бирюк» (1977 г.), «Толковый словарь русского
языка» под редакцией С.И. Ожегова.

Ход урока

I.
Организация внимания учащихся

II.
Актуализация опорных знаний учащихся.


В 6 классе вы читали рассказ И.С. Тургенева … («Бежин луг»). 
Слайд
1.

 
 —  Прежде чем перейти к анализу рассказа «Бирюк», который вы
прочитали дома, мы напишем небольшую проверочную работу.

Приём
«Недописанный тезис».

Дети
получают листочки с текстом, в котором нужно заполнить пробелы — приложение
1.

В
1847 году Тургенев начинает работать над сборником ………….(«Записки
охотника
«), который был опубликован в ………………(1852 г.)
. В сборник вошло ……….. (25) рассказов.
Во всех произведениях присутствует один и тот же герой — ……… (Петр
Петрович). Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях,
произошедших с ним во время ……………….. (охоты). Поэтому
сборник назван «Записки охотника».
Создавая его, Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни
……………… (крестьян) в …………………….. (Орловской)
губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору.

III.
Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слово
учителя.

 
    — 
Многие герои, упоминаемые в
рассказах, были знакомы автору. В том числе и герои рассказа «Бирюк».

Рассказ
«Бирюк» был написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала
«Современник» в 1848 году. Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки
охотника», Тургенев опирался на собственное впечатление от родных ему мест, от
жизни крестьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Тургенева, а
впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили
мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а
списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай…, был Бирюк,
которого в лесу убили свои же крестьяне…»

IV.
Вопрос на восприятие прочитанного.


Ребята, какое впечатление произвел на вас рассказ И.С.Тургенева «Бирюк»? Что
удивило, а может быть, даже и поразило?

(Ответ: «Удивил
финал рассказа. Не ожидали, что Бирюк отпустит вора»)

Учитель:


Давайте ещё раз перелистаем страницы рассказа и постараемся понять мотивы
такого неожиданного для нас поступка.

V.
Изучение нового материала.

Беседа
с классом

Вопрос. В
каком жанре написано произведение, которое мы с вами сегодня будем
рассматривать?

(Ответ. «Это
рассказ.
 Слайд 2. Рассказ – небольшое
эпическое произведение, в котором повествуется только об одном поступке героя,
об одном событии. В рассказе минимальное количество героев: один, два, реже
три.)

Вопрос. Почему
книга, в которую включён рассказ, называется «Записки охотника»?
 Слайд
3.

(Ответ. «Во-первых,
в каждом из 25 рассказов появляется охотник-рассказчик, близкий самому
писателю. Во-вторых, мы знаем, как страстно любил Тургенев охоту, и образ
охотника, скитающегося с ружьём по Орловской губернии, позволяет ему наблюдать
жизнь этого уголка России. В своих героях-крестьянах писатель разглядел
личности с глубоким внутренним содержанием и смыслом.»)

Учитель.

— Правильно,
скитаясь с ружьём, Тургенев накапливал наблюдения за окружающей жизнью.

«Вы
ожидаете сейчас выстрела – ничуть не бывало! Успокойтесь… Вы этого выстрела
не дождётесь… охотник никуда не стреляет… Он следит не за полётом птицы, а
за… золотисто-серыми с белыми краями облаками, он смотрит на стальные
отблески воды… Ничто в природе не ускользает от его верного, поэтического и
пытливого взгляда», – писал современник.

А
сейчас, ребята, нам предстоит интересная работа! Мы будем учиться давать
характеристику литературному герою. О каком герое пойдет речь сегодня на уроке?
(О Бирюке). Формулируем тему урока: 
«Мастерство
И.С. Тургенева в раскрытии образа Бирюка
 (по
рассказу И.С.Тургенева «Бирюк» ) 
Слайд 4. 
запись в тетрадь.
 Мы заглянем  в
творческую лабораторию Тургенева с тем, чтобы понять, какую роль играют
художественные описания в раскрытии характера героя.

-Чем
же мы будем заниматься сегодня на уроке? (Работать с текстом, анализировать
его, находить описание героя).


благодаря каким деталям можно раскрыть характер героя рассказа «Бирюк?»
(Благодаря портретному описанию, описанию природы, описанию помещения,
отношению к людям, к своему делу, отношению людей к герою).

-Ребята,
а название произведения может охарактеризовать героя?

Как
вы понимаете значение слова «бирюк»? Нам поможет «Толковый
словарь русского языка» С.И. Ожегова.

2.
  1.Волк-одиночка (обл.).

2. перен. Нелюдимый
и угрюмый человек (разг.)
 Смотреть ~бирюком.
исподлобья; жить бирюком, одиноко, ни с кем не знаться. 

-Каким
вы представляете себе героя?

Может,
таким, как на картине И. Крамского «Полесовщик»? 
Слайд
5.
 Иван Николаевич Крамской (1837—1887) — русский
живописец, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный
критик. В картине «Полесовщик» (1874) художник обращается к теме русского
крестьянства, однако его интересуют «не глубины и сложности» народного
характера, а эмоциональные состояния и душевные движения. В «народной теме» он
остается портретистом, исследующим прежде всего человека. Посмотрите на этого
крестьянина. Каким изобразил его художник?

Работа
с картиной.

-Это
наше с вами представление о герое, а как нам показывает Тургенев своего героя,
мы проследим с вами по тексту. Мы поработаем сейчас как литературоведы,
рассмотрим все художественные описания в рассказе. Трудную задачу легче решать
сообща, поэтому работать будем в группах. Для того, чтобы мы смогли дать полную
характеристику герою, смогли полнее увидеть детали, при помощи которых Тургенев
раскрывает нам характер героя, я предлагаю вам поработать с эпизодами и
заданиями к ним, а потом, во время ответа, вы должны будете выделить главное,
чтобы занести в таблицу ключевые слова. В конце урока мы попробуем составить
полную характеристику героя.

Итак,
у вас на столах карточки с заданиями. Можете приступить к работе.

1 группа

1.       Что
такое интерьер? Какую роль он играет в художественном произведении?

2.       Найдите
в тексте и выразительно прочитайте описание избы лесника. Устно нарисуйте
картину, которая вам представилась во время чтения.(Художественный пересказ)

3.       Как
это описание помогает понять характер главного героя? С каким чувством охотник-рассказчик
описывает место жительства Бирюка?

4.       Какие
слова в описании являются ключевыми?

5.       Сделайте
вывод, для чего нужно в этом рассказе описание избы?

6.       Слайд
6.
Разделяете ли вы чувства рассказчика, который с горечью отмечает:
«Я посмотрел кругом, — сердце во мне заныло»?

2
группа

1.Что
такое портрет? Какую роль он играет в художественном произведении?

2.
Найдите в тексте и прочитайте выразительно, что автор выделяет во внешности
Бирюка. Устно нарисуйте, каким вы его представляете.(Художественный пересказ)

3.
Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять
характер героя?

3
группа

 1.
Что говорят в деревне о Бирюке?
2. Найдите и приготовьте чтение по ролям диалогов: лесник –
охотник, лесник – мужик-«вор».
3. Что такое диалог? Какую роль он играет в художественном произведении?
4. Что узнали о герое по его речи?
5. Какие поступки совершает Бирюк? Как в этом сказывается его характер

4
группа.

1.
Что такое пейзаж? Какое значение он имеет в художественном произведении?
2. Найдите и выразительно прочитайте описание природы. Какой
образ главный? Как он соотносится с образом главного героя?
3. Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа? Какие чувства и как
передаёт И.С.Тургенев через описание природы?

— Какая
сцена в рассказе является самой острой, кульминационной?

(Дождь
в этом рассказе помогает понять происходящее, особенно конфликт,
разворачивающийся между мужиком и лесником, и позицию рассказчика. Гроза и
дождь показывают не только явление природы, но и внутреннее состояние героев.
Гроза – символ конфликта. Пейзаж помогает понять нам характеры героев, проблемы
взаимоотношения людей).

Чтение
по ролям диалога Бирюка с пойманным в лесу мужиком.
 Обращаем
внимание на слова автора, сопровождающие реплики мужика: «заговорил
…голосом глухим и разбитым», «твердил», «повторял с унылым
отчаянием».

Беседа.


Чем объяснить перемену в поведении мужика: поначалу «бедняк
потупился», а некоторое время спустя «внезапно выпрямился»,
«глаза загорелись, и на лице выступила краска»? Почему меняется не
только тон, но и лексика: «душегубец окаянный», «азиат,
кровопийца», «зверь»? Конфликт достигает своей остроты.

(Озлобленность
мужика вызвана отчаянием положения, в котором он оказался).


Ожидали ли вы такой развязки?

Просмотр
фрагмента художественного фильма «Бирюк»
 (режиссёр
Роман Балаян, 1977 г.).


Почему ни жалкие и униженные просьбы мужика, ни заступничество барина не
тронули Бирюка? (Здесь ученики должны еще раз вспомнить о том, каким
замечательным работником зарекомендовал себя Фома).

— Почему
лишь гневный взрыв отчаяния мужика достиг цели?

(Бирюк
не может не пожалеть мужика, понимая, что эта озлобленность и отчаяние – от
нищеты и безысходности. «Пришиби — один конец; что с голоду, что так – все
едино». К крайнему изумлению рассказчика, Бирюк отпускает вора).


Какие лучшие человеческие качества русского крестьянина отразились в рассказе?

(Исправно
несущий свою службу («Я тоже человек подневольный; с меня взыщут«),
угрюмый и нелюдимый, Фома, оказывается, может и пожалеть, и посочувствовать, и
простить отчаявшегося мужика).

Вот
такой неоднозначный получился у нас персонаж, так как в образе этого героя
можно отметить черты, вызывающие симпатию, а также качества, за
которые его можно осудить
.

С
одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий,
мужественный, добросовестный работник
.

Но
с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.

VI.
Рефлексия. Тестирование с последующей взаимопроверкой.

Ученики
выполняют тест на выявление уровня знания текста (взаимоконтроль).

1. Тема
произведения: а) жизнь Бирюка; б) взаимоотношения отца и дочери;  в)
тяжелая жизнь русских крепостных людей.

2. Главным
героем произведения является: а) сам автор; Б) лесник;  в) пойманный
крестьянин.

3. Что
висело на стене в избе лесника? А) ружье; б ) икона;  в) сухие грибы;
 

г)
изорванный тулуп.

4.
Как звали дочь лесника? А) Ася,   б) Улита,    в) Анфиса,  
 г) Агафья.

5. По
какой причине мужик стал рубить дерево?

А)
на дрова; б) чтобы продать;  в) мешало расти другим деревьям.

6. Что
попросил забрать мужик после того, как связал Бирюк?

А)
вилы,   б) топор,  в) сумку,   г) грабли.

7.
Как во время сцены в лесу обращается к главному герою провинившийся мужик?

а)Бирюк;
б) кровопийца; в) Фома; г) Фома Кузьмич.

8. Кульминационная
сцена произведения: а) описание избы лесника;

б)
рассказ пойманного мужика о своей жизни; в) неожиданный гнев крестьянина.

9.
Суровый и нелюдимый характер Бирюка объясняется: а) отношением к нему
окружающих; б) обманом жены;   в) пониманием истинных мотивов,
заставляющих мужиков воровать.

10.
Бирюк отпустил провинившегося мужика, так как: а) понял, что нищета и отчаяние
крестьянина достигли своего предела; б) испугался мести крестьян; в) ему стало
стыдно перед барином за свою жестокость.

Ключ
к тесту. 1 — в, 2 — б, 3 — г, 4 — б, 5 — б, 6 — б, 7 — г, 8 — в, 9 — в, 10 — а.

VII.
Заключение.

Слово
учителя

В
1852 году по приказу Николая 1 Тургенев был арестован в Петербурге и сослан в
имение Спасское-Лутовиново, перешедшее в его владение после смерти матери. Как
известно, поводом для ареста и ссылки послужила статья на смерть Н.В. Гоголя,
но в действительности, всероссийский самодержец разгневался на Тургенева из-за
антикрепостнического духа «Записок охотника».

Известно,
что в решении царя Александра II освободить крестьян, «Записки
охотника» сыграли большую роль. Сам И.С. Тургенев желал, чтобы после
смерти на его памятнике были написаны слова о том, что его книга «Записки
охотника» послужила делу освобождения крестьян.


Почему же такое влияние имела на умы, настроения в обществе эта книга? И какую
роль, по-вашему, сыграл рассказ «Бирюк» в деле отмены крепостного
права?

Рассказ
не содержит прямого протеста против крепостного права, однако он интересен тем,
что писатель сумел разглядеть и показать нам духовную силу русского мужика.

И.С.
Тургенев посвятил свой рассказ простому крестьянину. 
Слайд 8. «Но
что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» – спрашивал В.Г.
Белинский и сам же отвечал на этот вопрос: «Как что? Его душа, ум, сердце,
страсти, склонности, – словом, всё то же, что и в образованном человеке».

Слова
великого русского критика подсказывали прогрессивным русским писателям путь их
творчества. По этому пути шёл и И.С.Тургенев.

V.
Выставление оценок за урок

VI.
Домашнее задание. 
Слайд 9.

Написать
сочинение- рассуждение на тему: «Мое отношение к главному герою рассказа
«Бирюк». 

Приложения.

Приложение
1
. Приём «Недописанный тезис». Дети получают листочки с
текстом, в котором нужно заполнить пробелы.

В
1847 году Тургенев начинает работать над сборником
…………………………………………, который был опубликован в
…………….году. В сборник вошло ……….. рассказов.
Во всех произведениях присутствует один и тот же герой —
…………………………………….. Это дворянин из села Спасское. Он
рассказывает о случаях, произошедших с ним во время ……………….. .
Поэтому сборник назван «Записки охотника».
Создавая его, Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни
……………………. в …………………………губернии. Многие
герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору.

Приложение
2
Тест.

1. Тема
произведения: а) жизнь Бирюка; б) взаимоотношения отца и дочери;  в)
тяжелая жизнь русских крепостных людей.

2. Главным
героем произведения является:

а)
сам автор; Б) лесник;  в) пойманный крестьянин.

3. Что
висело на стене в избе лесника?

А)
ружье; б ) икона;  в) сухие грибы;  г) изорванный тулуп.

4.
Как звали дочь лесника? А) Ася,   б) Улита,    в) Анфиса,  
 г) Агафья.

5. По
какой причине мужик стал рубить дерево?

А)
на дрова; б) чтобы продать;  в) мешало расти другим деревьям.

6. Что
попросил забрать мужик после того, как связал Бирюк?

А)
вилы;   б) топор;  в) сумку;   г) грабли.

7.
Как во время сцены в лесу обращается к главному герою провинившийся мужик?

а)
Бирюк; б) кровопийца; в) Фома; г) Фома Кузьмич.

8. Кульминационная
сцена произведения: а) описание избы лесника;

б)
рассказ пойманного мужика о своей жизни; в) неожиданный гнев крестьянина.

9.
Суровый и нелюдимый характер Бирюка объясняется: а) отношением к нему
окружающих; б) обманом жены;   в) пониманием истинных мотивов,
заставляющих мужиков воровать.

10.
Бирюк отпустил провинившегося мужика, так как: а) понял, что нищета и отчаяние
крестьянина достигли своего предела; б) испугался мести крестьян; в) ему стало
стыдно перед барином за свою жестокость.

1.в

2.б

3.г

4.б

5.б

6.б

7.г

8.в

9.в

10.а

Используемая
литература:

Диденко
Инна Валерьевна, ГБОУ СОШ № 451 Колпинский район. Конспект урока по рассказу И.
С. Тургенева «Бирюк»
2. Зайцева Л. А. Конспект урока литературы по рассказу И. С. Тургенева
«Бирюк» 7 класс.
3. Покровкова Наталья Николаевна, заместитель директора по УВР Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 им.
Е. В. Камышева».
4. Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с
приложением на электронном носителе/В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И.
Коровин. – М.: Просвещение, 2014.

КГБОУ
«Минусинская школа-интернат»

Сборник отзывов на прочитанные произведения

Выполнили
учащиеся 8 «Б»

Минусинск,
2020 г.

Аннотация

Что такое отзыв?
Отзыв – это личное мнение о прочитанном, оценка книги.
И мнение это должно быть обоснованным. Очень сложно  написать настоящий отзыв,
не сбиваясь на пересказ сюжета произведения.  Главная цель отзыва —  рассказать
о произведении так, чтобы слушателям (читателям) захотелось причитать это
произведение. В  этом сборнике представлены наши отзывы на прочитанные
произведения.

Авторы: Белов М., Малкова Т., Май Д.,
Матсапаева Н.

Подборка иллюстраций: Малкова Т.,
Матсапаева Н.

Редактор: Калинина Т.Н.

Оглавление

Отзыв на произведение А.С. Пушкина
«Станционный смотритель» (Белов М.)……4

Отзыв на произведение А.С. Пушкина
«Станционный смотритель» (Май Д.)………5

Отзыв на произведение М.Ю. Лермонтова «Песня
про купца Калашникова…» (Май Д.)………………………………………………………………………………………….6

Отзыв на произведение И.С. Тургенева  «Бирюк»
(Малкова Т.)……………………..7

Отзыв на произведение И.С. Тургенева  «Бирюк»
(Матсапаева Н.)………………… 8

Белов
Максим.

Отзыв на произведение
А.С. Пушкина

«Станционный
смотритель».

    «Станционный
смотритель»  — одна из повестей, вошедших в известное произведение А. С.
Пушкина “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”. С этим произведением я
познакомился на уроках литературы.

     В «Станционном смотрителе»  автор
знакомит нас с тяжелой, безрадостной жизнью простых людей, а именно —
станционных смотрителей, во времена крепостного права. Пушкин обращает наше  внимание
на то, что  работа смотрителя очень тяжёлая, а люди не понимают этого, всегда
ругают смотрителей.  

    Главный герой произведения станционный
смотритель – Самсон Вырин.  У него есть дочь Дуня, которую он очень любит. Отец
и дочь живут вдвоём. Мама Дуни умерла. Вырин очень гордится дочерью.  Но
однажды спокойная, счастливая жизнь этих людей меняется. Дуню увозит ротмистр Минский.
Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет автор,
встретившись с Самсоном, видит перед собой старика, неухоженного, склонного к
пьянству. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с
малознакомым гусаром. Причем не с отцовского благословения, как это принято у
честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его
Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним. Пушкин
сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона
превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого
человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь,
как поступок горячо любимой дочери.

   Я считаю, что Пушкин своим произведением
призывает нас любить, уважать родителей сейчас. Дуня, конечно, поняла, что
плохо поступила с отцом, но было уже поздно – Самсон Вырин умер, так и не
увидев и не поговорив с дочерью.

   Это произведение заставляет задуматься
о своём отношении к родителям и изменить своё отношение к ним, пока не поздно.

                                            
4              
https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=800fac6b19922b8d62230d7c83285804-srl&n=13

Май
Данила.

Отзыв на
произведение А.С. Пушкина

«Станционный
смотритель».

  В этом году на уроках литературы мы
прочитали произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель».  Эта повесть о
взаимоотношениях отца и дочери, о бесправии маленького человека, который
представлен в лице станционного смотрителя Самсона Вырина.

   Главный смысл повести «Станционный
смотритель»,  по моему мнению,  состоит в том, что, человек, совершая какой-то
серьёзный поступок,  своими действиями влияет на судьбы близких людей. Дуня, которая
была красивой и решительной, захотела жить лучше, чем её отец, и уехала от отца
с проезжим гусаром. Она стала жить лучше, но своим поступком она сделала отца
несчастным человеком до конца его жизни.

     В рассказе мне понравился
смотритель почтовой станции Самсон Вырин.  Это тихий, скромный человек, очень
любящий свою дочь. Узнав об её исчезновении, он решился на то, чтобы
отправиться на ее поиски в далекий Петербург. И он сумел найти и человека,
который увез Дуню, и саму Дуню он тоже сумел разыскать. Вот только, увидев
дочь, он понял, что Дуне не нравится  её  нынешняя жизнь и возвращаться к отцу
на почтовую станцию она не хочет. Самсон Вырин с пониманием относился к дочери,
не стал настаивать на ее возвращении, предоставив дочери право  выбора своей
судьбы. Однако такое решение ему было трудно принять, и станционный смотритель
остался несчастным человеком до конца жизни. К сожалению, отец к изменениям
готов не был.

    Мне очень жалко Самсона Вырина. Я
осуждаю Дуню, считаю, что она довела отца до такой жизни, до ранней смерти. Но
дочь смотрителя всё-таки поняла, что поступила плохо, приехала к отцу, но
поговорить с ним не получилось. Самсон Вырин умер.

   Вот такое грустное окончание
повести. Автор даёт нам возможность посмотреть на себя со стороны и не обижать
своих родителей.

                           
                           5     https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a89a44fa41fb52dc46c1f444a93d26b5-l&n=13

Май
Данила.

Отзыв на
произведение М.Ю. Лермонтова

«Песня про
купца Калашникова…».

  Совсем недавно я прочитал
произведение М.Ю. Лермонтова « Песня про купца Калашникова.
Главные
герои поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова» — купец Степан Парамонович Калашников и
царский опричник Кирибеевич. Действие поэмы происходит во времена правления
царя Ивана Грозного.

   В песне М. Ю. Лермонтова
«Песня про купца Калашникова» рассказывается о том, как царский
опричник Кирибеевич  встретил жену купца Калашникова, обнимал и целовал её. Алёна
Дмитриевна рассказала всё мужу. Калашников принял решение защитить  честь жены.
 Затем  у царского двора произошёл поединок, в котором Калашников убил
Кирибеевича.  Царь велел казнить купца, ведь он убил лучшего царского бойца, но
при этом царь обеспечил его жене и братьям безбедную жизнь.

    Главная мысль поэмы Лермонтова
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова» заключается в том, что самое дорогое у человека – это его честь.
Купец Калашников хорошо знал эту истину, и он без раздумий  отправился на
защиту своей чести и чести своей жены, прекрасно зная, что царь накажет его.

   Поэма учит ценить и защищать честь
и достоинство, как свои, так и дорогих сердцу людей.

    В поэме мне понравился главный
герой, купец Степан Парамонович Калашников, который не побоялся пойти на смерть
ради защиты чести и достоинства своей семьи.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d5bc851cb267aaa2ef6e94576d9a6e11-l&n=13                              https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e03bdfd1ee556550706c0e6d0bdf06d5-l&n=13

6

Малкова
Татьяна.

Отзыв на произведение
И.С. Тургенева

«Бирюк».

    В этом году мы познакомились с
ещё  одним рассказом И.С. Тургенева – «Бирюк». Этот рассказ входит в сборник
«Записки охотника», главной целью которого  стала борьба с крепостным правом,
показ красоты русской души русского крестьянина.

   Главным героем рассказа Тургенева
«Бирюк» является лесник Фома, которого больше знают по кличке Бирюк.
Это суровый и даже угрюмый человек, который живет один с двумя маленькими
детьми в маленькой избёнке. Бирюк известен среди местных мужиков своим сложным
характером, как человек, который не знает жалости и всегда честно выполняет
свою работу.

   Но  автор описывает случай, когда  Бирюк
раскрывается совсем с другой стороны. Оказывается,  у него такое же
сострадательное сердце как у других, ему тоже жаль несчастных голодных и
запуганных крестьян, он тоже способен проявить сочувствие.

    Рассказ «Бирюк» мне
очень понравился, потому что у него счастливый конец, и потому что мне было
приятно, что автор, да и я сама, осуждали  Бирюка за его жестокость, а он  оказался
очень хорошим человеком.

                                                 
https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9888fee751312653a5ebd8a48b3d8fc1-srl&n=13

7

Матсапаева
Наталья.

Отзыв на
произведение И.С. Тургенева

«Бирюк».

   На уроках литературы мы познакомились с
рассказом И.С. Тургенева «Бирюк». Рассказ «Бирюк» входит в цикл
«Записки охотника», является одним из самых интересных  произведений
Тургенева. Само название необычное, но автор даёт ему объяснение. Почему
лесника Фому прозвали таким, казалось бы, обидным словом? Думаю, ничего в нём
нет обидного, просто оно отражает его характер одинокого угрюмого человека.
Почему же он такой нелюдимый? Во-первых, сама профессия лесника подразумевает одиночество.
Не каждый человек может работать в лесу. Во-вторых,  от него ушла жена,  оставив
ему двух маленьких детей. Поэтому он стал таким недоверчивым и даже злым. Фома честно
выполняет свою работу и не хочет замечать проблемы других людей. Но такой уж он
бирюк, каким считают его окружающие? Все-таки у этого человека есть место в
сердце для милосердия. Он отпускает вора, зная при этом, что за срубленное
дерево накажут его.
     В рассказе показано  непростое время крепостного права. Мы видим, как
крестьяне вынуждены идти на преступление из-за бедности.  Можно ли осуждать
человека за его проступок в этой ситуации или необходимо проявить сочувствие?

Бирюк сделал выбор не в свою пользу.

Интересный  рассказ, рекомендую прочитать.

               https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=17e4ec6060e22f3103d22529249ab3b7-srl&n=13

8

Муму анализ позволяет глубже проникнуться столь значимой темой и рассмотреть иные смыслы, затронутые автором произведения.

Краткий анализ «Муму»

  • Год создания и публикации: 1852 год.

  • Направления: реализм.

  • Жанровая составляющая: рассказ.

Основные раскрываемые темы и проблемы:

  • взаимоотношения человека и беззащитного животного;

  • важность любви в жизни человека;

  • значимость внутренней свободы человека в период расцвета крепостного права в дворянской России;

  • судьба «маленького человека».

Герои произведения:

  • Герасим — чуткий и покорный крепостной крестьянин, работающий в доме барыни дворником.

  • Барыня — равнодушная, эгоистичная и властная женщина, лишенная моральных принципов.

  • Татьяна — крепостная женщина и возлюбленная Герасима, отличающаяся нежностью характера.

  • Капитон Климов — пьяница, все свободное время проводящий за распитием алкогольных напитков.

  • Муму — маленький щенок, о котором заботился Герасим.

муму анализ произведения

История создания

Анализ произведения «Муму» стоит начинать с рассмотрения интересных фактов, касающихся истории создания рассказа. Впервые произведение Ивана Сергеевича было опубликовано в марте 1852 года, и оно с первых дней приобрело огромную популярность, объединив вокруг себя массу противоречивых чувств и эмоций. Кто-то оценил бесстрашие русского творца, кто-то, напротив, рассмотрел в изложенном тексте провокационные нотки. Впоследствии, рассказ убрали с печати из-за цензуры, и лишь спустя два года писатель смог добиться того, чтобы его творение вышло в мир.

Значимым звеном произведения стоит считать образ барыни, который был списан с характерных признаков и биографических сводок матери автора, Варвары Петровны. Она также была жестокой, безжалостной и непоколебимой женщиной, которая не считалась с трагичными судьбами своих поданных. Тургенев не раз наблюдал за ее решениями, понимая безрассудность и свирепость поступков.

Тема и проблематика

Тематика рассказа разнообразна:

  • Любовь в жизни человека — по мнению автора рассказа, такое светлое и яркое чувство как любовь имеет значимый вес в жизни каждого человека. Именно по этой причине Герасим стремился познать смысл дражайших ощущений.

  • Взаимоотношения человека и беззащитного животного — отношение человека к животному демонстрирует его истинность характера: Герасим с трепетом и теплотой относился к Муму, что заставило читателей сочувствовать горю и безрадостности главного героя; барыня на протяжении всего рассказа демонстрировала жестокость и заимела лишь неуважение к собственной персоне.

  • Судьба «маленького человека» — главный герой рассказа считается простым крестьянином, который не имеет власти над настоящим и будущим. Такова судьба любого человека, принадлежащего к низшему социальному слою в период дворянской России.

  • Одиночество как признак отчаяния — Герасим понимал, насколько ужасен его поступок по отношению к Муму, и он самолично обрек себя на затворнический образ жизни.

тургенев муму анализ

Проблематика позволяет читателю проникнуться атмосферой повседневной жизни «маленького человека», которая лишена свободы и радости:

  • Расцвет крепостного права в расцвет Российской империи — Тургенев мастерски изобразил столь яркую проблему через эгоистичность, властолюбие и жестокость барыни.

  • Наличие бесправия — крестьяне в произведении не имеют свободы выбора. Их можно назвать куклами в руках корыстной и безжалостной женщины, принадлежащей к высшему социальному сословию.

Композиция рассказа

Следующий этап анализа «Муму» Тургенева — композиция рассказа, которая в действительности не отличается особой оригинальностью, но остается трогательной и драматичной. Вначале автор повествует о переезде Герасима в Москву и начале работы в доме барыни. Завязкой произведения выступает развитие взаимоотношений главного героя с нежной и трепетной девушкой Татьяной, а завершающим звеном считаются следующие взаимосвязанные части:

  • разлука Герасима с возлюбленной;

  • убийство Муму, которое заставляет Герасима опустить руки и покинуть стены дома барыни ради внутренней свободы и поисков возможного счастья.

Жанровые особенности

Произведению Ивана Сергеевича присущи характерные черты рассказа, а именно: «Муму» изображает один конкретный эпизод из жизни главного героя, демонстрирует кратковременность событий, обладает небольшим количеством действующих лиц и отличается динамичностью сюжета, раскрывая реализм сопутствующих описываемых ситуаций.

  • Что означает пословица дружба заботой да подмогой крепка сочинение 4 класс
  • Что означает слово бает в сказке о царе салтане
  • Что означает сбиться с жизненного пути сочинение
  • Что означает пословица в радости знай меру в беде не теряй веру сочинение 7 класс
  • Что означает выражение сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок