Что означает название сказки ашик кериб м ю лермонтова 4 класс

Обельчак наталья юрьевна мбоу скалистовская сош учитель начальных классов методическая разработка по предмету литературное чтение, на тему: м. ю. лермонтов.

Обельчак
Наталья Юрьевна

МБОУ
«Скалистовская СОШ»

учитель
начальных классов

Методическая
разработка по предмету «литературное чтение», на тему:

М.
Ю. Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб».

2021
г.

Конспект по литературному
чтению в 4 классе.

УМК: «Школа России»

Тема: М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб».

Тип урока: обобщение изученного
материала.

Цели: завершить знакомство с
творчеством М. Ю. Лермонтова и его произведением «Ашиб – Кериб»;
научить детей видеть и различать добро и зло; понимать
глубину содержания произведения, воспитывать чувства сопереживания, сострадания
.

Планируемые результаты:

Предметные:

прогнозирование
содержания произведения, умения перечислять произведения М.Ю. Лермонтова,
оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством
учителя с точки зрения моральных ценностей;

Личностные:

— обучающиеся проявляют интерес к уроку
«литературное чтение»;

-высказывают и аргументируют своё отношение
к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из
прочитанного и почему).

— проявляют интерес к чтению;

— принимать следующие базовые ценности:
«добро», «терпение», «семья», «справедливость», и т.д.;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

— формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала
учебника и совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности
по изучению темы урока, оценивание своей рабо­ты на уроке.

Коммуникативные УУД:


ответы на во­просы на основе художественного текста учебника, осмысление правил
взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана
совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

Познавательные УУД:

 — понимание и осмысление нравственных уроков, которые дает
изучаемое произведение, умения работать с текстом, осуществлять поиск
необходимой информации в книге, ориен­тироваться в учебной и художественной
книге;

Методы и приёмы:монолог,диалог,выборочное
чтение.

Формы обучения:фронтальная,групповая,индивидуальная.

Средства обучения:

учебник
для 4 класса «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова
и др. часть 1, портрет М.Ю.Лермонтова
, карточки с планом
произведения,изображения главных героев.

Ход урока.

1.Организауионный
момент. Мотивация к учебной деятельности.

а) Быстренько
проверь, дружок:

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и
тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно
глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку
“пять”!

б) Вы любите играть? Я предлагаю вам поиграть в
игру «Доскажи словечко». У каждого на парте лежат карточки с
предложениями(Приложение 1), но эти предложения не закончены. Ваша задача на
протяжении двух минут закончить данное предложение, обратите внимание в конце
текста есть слова-подсказки.

Тексты будем мы … (читать,)

Информацию из текста … (извлекать.)

Точку зрения … (высказывать,)

На вопросы … (отвечать,)

Новое для себя… (узнавать.)

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом … (развивать!)

в) Дыхательная разминка
(гимнастика)

Поставьте ладошки около рта. И представьте
Что на ладошке у вас лежит листочек Подуйте так чтобы он улетел. (Дети дуют)
Молодцы. А теперь представьте что у вас на ладошках несколько листочков и вам
нужно их сдуть. (дети дуют) А теперь представьте что у вас полная горсть
листьев. Подуйте так чтобы их сдуть. (Дети дуют) Молодцы.

 2.Актуализация знаний.

— Послушайте о ком эти строки, о каком
писателе идет речь?

(Он был мастер делать из талого снега
человеческие фигуры в коллосальном виде; вообще он был счастливо одарен
способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и
лепил из окрашенного воску целые картины).

— Правильно, это М.Ю. Лермантов.

-Давайте вспомним, а какие факты из жизни и
творчества вы знаете.

Заранее подготовленные ученики читаю
сообщения о жизи и творчетве писателя.(Приложение 2).

1 ученик.

В январе 1837 г., в дни
трагической гибели А.С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому
суждено было стать преемником А.С. Пушкина в русской литературе. Это был
22-летний офицер Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший сти­хотворение «Смерть
Поэта» — скорбное, гневное и обличительное.

Погиб Поэт! — невольник
чести —

Пал, оклеветанный
молвой…

В этом стихотворении он
сказал, что руку убийцы Пушкина направляли вельможи, окружавшие императорский
трон, которых он назвал палачами Гения, Свободы и Славы России. Стихотво­рение
переписывалось и ходило по рукам, как прокламация. Так началась всенародная
слава М.Ю. Лермонтова.

Впервые М.Ю. Лермонтов
решил вынести свое творчество на суд публики, когда ему было 20 лет. Он сочинил
драму в стихах «Маскарад», в которой показал умного, независимого героя среди
праздного, пустого, жестокого великосветского общества.

2 ученик.

История создания сказки Запись сказки
«Ашик-Кериб» обнаружена среди бумаг М.Ю.Лермонтова после его смерти. Она представляет
собой только текст сказки, как предполагается, слышанной Лермонтовым в 1837
году. Лермонтовский «Ашик-Кериб» представляет азербайджанский вариант
восточного сказания, бытующего в многочисленных национальных версиях. Лермонтов
дал своему тексту подзаголовок «турецкая сказка». В основе сказания об
Ашик-Керибе лежит международный сюжет «возвращения мужа на свадебный пир жены».
Этот сюжет представляет собой завершение классического развития ситуации:
«любовь – разлука – верность (как правило, искушаемая) – счастливая встреча».

3.Проверка домашнего задания.

— Каким было у вас домашнее задание?

— Пересказать сказку по сотавленному плну,на
прошлом уроке.

-Совершенно верно.

-Сейчас я проверю, как вы усвоили содеражние
сказки «Ашик-Кериб».

-На доске закрепленны пункты составленного
вами плана. Вам нужно будет расставить в праильной последовательномти план, и
персказать каждый пункт плана.

image001 

План с
верной последовательность событий.

1. Зарок
Ашик-Кериба.

2. Отъезд
Ашик-Кериба.

3. Знакомство
с Пашой.

4. Наказ
Магуль-Мегери купцу.

5. Ашик-Кериб
возвращается домой.

6. Чудесный
помощник Ашик-Кериба.

7. Ашик-Кериб
в доме Магуль-Мегери.

 4. Работа
по теме урока

—  Кто главные герои
произведения?

—  Чем занимался
Ашик-Кериб? Почему люди уважали его?

—  Как он познакомился
со своей будущей невестой?

—  Молодые люди
полюбили друг друга, так почему же Ашик-Кериб загрустил? Какое сравнение
использует автор? (Стал грустен, как зимнее небо.)

—  Что предложила
девушка молодому человеку?

—  Почему же Ашик-Кериб
отказался от ее предложения, ведь приданого девушки могло хватить на безбедную
жизнь?

—  О каких чертах
характера говорит такой поступок?

—  Какое решение принял
Ашик-Кериб?

—  Добился ли
Ашик-Кериб того, чего хотел, за чем отправил­ся? Докажите.

—  Почему он не
вернулся к своей возлюбленной, хотя у него уже были деньги?

—  Охарактеризуйте
Ашик-Кериба. (Ашик-Кериб талантливый, честный, храбрый, добрый,
великодушный.)

—  Почему девушка
согласилась ждать Ашик-Кериба семь лет, ведь это так долго?

—  Какое главное
качество Магуль-Мегери помогло ей выдер­жать все испытания?

—  Какие еще черты
характера этой девушки вам нравятся?

—  Вспомните начало
сказки. Девушка обещала, что через семь лет выйдет замуж за Куршуд-бека. Почему
же она во время свадьбы хотела уйти из жизни? Вспомните этот момент.

(
Учащиеся зачитывают отрывок и объясняют действия девушки.)

—  С чем сравнивается
красота девушки? Как поет о ней по­друга?

—  А как обычно
говорится о девичьей красоте в русских сказках?

—  Охарактеризуйте эту
героиню. (Она умная, верная, трудо­любивая.)

Давайте
сейчас выполним интерактивные задания. (Коллективное выполнение)

При выполнении данного задания используется элетронный ресурс https://resh.edu.ru/subject/lesson/6029/train/184565/

Задание 1.

image002

Задание 3.

image003

Задание 4.

image004

5.
Видео-физкультминутка

Для проведения физкультминутки используем https://www.youtube.com/watch?v=CO0mUekg74U

6. Продолжение работы по теме
урока

—  Прочитайте о том,
что совершил Куршуд-бек.

—  Почему он так
поступил? Можете ли вы объяснить?

—  Прочитайте отрывок о
том, как мать приняла страшную весть. Почему она поверила Куршуд-беку, а
Магуль-Меге­ри сразу поняла, что это неправда? (Наверное, потому, что
девушка слишком хорошо его знала.)

—  Куршуд-бек —
положительный или отрицательный герой? (Это герой отрицательный, так как он
совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика,
ведь от слез она потеряла зрение.)

—  Почему
он совершил такой поступок? (Он тоже любил Ма­гуль-Мегери.)

—  Может ли это служить
ему оправданием? (Ответы учеников.)

—  Какие еще герои
присутствуют в сказке? Какие они? (По­ложительные: святой Хадерилиаз —
добрый, помогает людям, мать Ашик-Кериба
верная.)

—  Распределите
героев по группам.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6029/train/184565/

Задание 2.

image005

— Проверьте себя, на сколько, вы внимательно слушали на
уроке и на сколько вы знаете материал всех 4-х уроков.

А для этого нужно выполнить заданее на карточке.(Приложение
3).

image006

 7. Рефлексия

—  Оцените свою работу
на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

8.Подведение итогов
урока

А для подведения итогов
нашего урока хочу , что бы мы все вместе решили небольшой кроссворд.

Используется: https://resh.edu.ru/subject/lesson/6029/train/184565/

image007

(Оценивание)

9. Домашнее задание

(Заранее
на парты были разложены квадратики зелёного и красного цвета).

У
кого на парте квадратик зелёного цвета, те ученики выполняют задание 7 на с.
111 учебника.


У кого на парте квадратики красного цвета, те ученики пишут отзыв к сказке
«Ашик-Кериб.

Используемая литература:

1.Форощук А.А., Форощук Н.Е. Начальная школа.Справочник
для родителей и учителей. – К.: Основы знаний, 2003. – 416 с.

 2. Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2017 год./М-во
образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2014. – 33 с. –
(Стандарты второго поколения).

3. Литературное чтение: Программа. 1-4 классы /
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. –Москва: Просвещение, 2014.

Используемые электронные источники:

— https://resh.edu.ru/subject/lesson/6029/train/184570

Приложения
к уроку.

Приложение 1.

Тексты будем мы … (         ,)

Информацию из текста … (                  
.)

Точку зрения … (                            
,)

На вопросы … (                          ,)

Новое для себя… (                      .)

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом … (                       !)

Приложение 2

1 ученик.

В январе 1837 г., в дни
трагической гибели А.С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому
суждено было стать преемником А.С. Пушкина в русской литературе. Это был
22-летний офицер Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший сти­хотворение «Смерть
Поэта» — скорбное, гневное и обличительное.

Погиб Поэт! — невольник
чести —

Пал, оклеветанный
молвой…

В этом стихотворении он
сказал, что руку убийцы Пушкина направляли вельможи, окружавшие императорский
трон, которых он назвал палачами Гения, Свободы и Славы России. Стихотво­рение
переписывалось и ходило по рукам, как прокламация. Так началась всенародная
слава М.Ю. Лермонтова.

Впервые М.Ю. Лермонтов
решил вынести свое творчество на суд публики, когда ему было 20 лет. Он сочинил
драму в стихах «Маскарад», в которой показал умного, независимого героя среди
праздного, пустого, жестокого великосветского общества.

2 ученик.

История создания сказки Запись сказки
«Ашик-Кериб» обнаружена среди бумаг М.Ю.Лермонтова после его смерти. Она
представляет собой только текст сказки, как предполагается, слышанной
Лермонтовым в 1837 году. Лермонтовский «Ашик-Кериб» представляет
азербайджанский вариант восточного сказания, бытующего в многочисленных
национальных версиях. Лермонтов дал своему тексту подзаголовок «турецкая
сказка». В основе сказания об Ашик-Керибе лежит международный сюжет
«возвращения мужа на свадебный пир жены». Этот сюжет представляет собой
завершение классического развития ситуации: «любовь – разлука – верность (как
правило, искушаемая) – счастливая встреча».

Приложение 3

image008

План урока:

Краткий рассказ о жизни Лермонтова

Краткий пересказ сказочного сюжета

Образ главного героя

Значение восточной мудрости, заложенной в поучительной сказке «Ашик-Кериб»

Краткий рассказ о жизни Лермонтова

Влияние Кавказа на творчество поэта. История написания произведения «Ашик-Кериб», стилизованного под восточную сказку-легенду

Жизнь Лермонтова была яркой, но короткой: он прожил всего неполных 27 лет. В Москве 3 октября 1814 г. в семье Юрия Петровича Лермонтова, отставного военного и небогатого помещика, родился мальчик, которому было суждено стать великим поэтом. Его мать, принадлежавшая к знатному и богатому роду, скончалась от чахотки, когда сыну Мише не исполнилось еще и трех лет. Мальчик остался в имении Тарханы на воспитании у бабушки, которая уделяла воспитанию и домашнему образованию внука много внимания, не жалея средств на учителей.Михаил великолепно владел немецким и французским языками, проявил способности в живописи, игре на скрипке, флейте, фортепиано. Когда ему пошел 14 год, продолжил образование в Московском университетском благородном пансионе, после в самом университете на нравственно-политическом и словесном отделениях, но спустя два года перевелся в Школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, которую окончил в 1834 г. и поступил на службу в Гусарский полк.

С Кавказом Лермонтов был знаком с десятилетнего возраста.Он был болезненным ребенком, бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева трижды возила Мишу на минеральные источники Северного Кавказа. Мальчик с первой поездки был поражен красотой гор, стал интересоваться культурой и обычаями местных народов, наследием кавказского фольклора. С тех пор кавказская тема нашла отражение в его поэзии и живописи.

2 risunok lermobtova kavkaz
Рисунок Лермонтова «Кавказ»

Посетить вновь Кавказ ему довелось уже офицером: туда поэт был сослан за стихотворение «На смерть поэта», которое он написал после гибели Пушкина на дуэли. Это обличительное стихотворение, быстро распространявшееся в списках в обществе, возмутило императора Николая I и его окружение. В течение нескольких дней были переписаны десятки тысяч экземпляров, стихотворение стало известно широкому кругу людей. На корнета[1] лейб-гвардии Гусарского полка Лермонтова было заведено дело о «непозволительных стихах», он был арестован. Поэта отправили служить в Нижегородский полк, который участвовал в боевых действиях на Кавказе. Так одно стихотворение принесло поэту не только славу, но и ссылку.

Сложно переоценить влияние Кавказа на творчество Лермонтова. Поэт,интересовавшийся различными культурными традициями, во многих своих произведениях отразил тему Востока и образы восточных преданий. Находясь на Кавказе, Лермонтов,чтобы лучше понимать местный фольклор, учил азербайджанский язык, который прозвали «татарским», т.к.азербайджанцев считали «закавказскими татарами». Сказка «Ашик-Кериб» была услышана поэтом и записана в 1837 г. Чтобы передать восточный колорит, Лермонтов сохранил азербайджанские слова, в скобках указывая их значение. Осенью того же года Лермонтов побывал в столице Грузии – Тифлисе. В этом городе, находившемся на перекрестке торговых путей между Востоком и Европой, сосуществовали культуры разных народов: грузин, турок, иранцев, армян, азербайджанцев, русских и пр. В этой пестрой и разнообразной многонациональной среде происходит часть событий сказочного повествования. Тифлис представлен Лермонтовым как воплощение мира Востока в целом.

3 kartina lermontova vid tiflisa
Рисунок Лермонтова «Вид Тифлиса»

Об этой сказке узнали случайно после гибели поэта в 1841 г. на дуэли. В Петербурге в его записях была найдена неизвестная рукопись, названная«Ашик-Кериб», которая, видимо, не предназначалась для публикации. Опубликована она была в 1846 г. Сказка Лермонтова представляет собой изложение одного из вариантов восточного сюжета, бытовавшего в нескольких национальных версиях. Поэт дал своему фольклорно обработанному произведению подзаголовок «турецкая сказка».

1 lermontov portret

Краткий пересказ сказочного сюжета

Универсальность сюжета сказки

Действие сказки начинается в Тифлисе, где проживал бедный музыкант, игравший на саазе[2]. Он влюблен в дочь турецкого богача Магуль-Мегери. Юноша был беден, но гордость не позволяла ему жениться на девушке из богатой семьи. Ему нечем было заплатить калым[3], и он не хотел быть всем обязан отцу жены. Ашик-Кериб решил отправиться на заработки, дав любимой обещание вернуться через семь лет. Девушка согласилась его ждать при условии, что спустя семь лет, если он не вернется, она станет женой другого. Куршуд-бек, влюбленный в Магуль-Мегери, напросился в попутчики к ее жениху. В пути он похитил одежду Ашик-Кериба, когда тот переплывал реку, и предъявил ее матери музыканта как доказательство, что ее сын утонул. С горя мать ослепла от слез. Но невеста не поверила в гибель любимого и продолжала его ждать.

Ашик-Кериб раздобыл одежду в одной из деревень, после скитался в поисках заработков. Со временем он добрался до сирийского города Халафа, там его искусство понравилось одному паше[4]. Став придворным музыкантом, он разбогател. Но в погоне за богатством молодой человек потерял чувство времени.Спустя шесть лет купец из Тифлиса отправился в странствие, Магуль-Мегери дала ему золотое блюдо с просьбой выставлять его во всех городах, чтобы найти человека, которому это блюдо знакомо. Тифлисский купец добрался до Халафа, музыкант увидел блюдо, принадлежавшее его возлюбленной. Торговец напомнил, что до возвращения в Тифлис осталось несколько дней. Ашик-Кериб, решив вернуться домой, скакал без отдыха и остановок, загнал лошадь в дороге. Ему пришлось идти пешком, и он осознал, что добраться к сроку не успевает.Отчаявшийся юноша хотел даже броситься в пропасть. Спасителем оказался чудесный всадник, который на своем белом коне помог быстро перенестись в Тифлис.Потом герой понял, что всадником был святой Георгий Победоносец.

4 kadry is filma ashik kerib
Кадр из фильма «Ашик-Кериб»

Спустя семь лет героя не узнали подросшая сестра и слепая мать. Магуль-Мегери отец выдает замуж за Куршуд-бека, но невеста готова уже покончить с собой: она приготовила для себя сосуд с ядом и острый кинжал. Неузнанный музыкант приходит на свадебное торжество и начинает петь. Девушка узнала голос любимого и кинулась в его объятия. Куршуд-бек был вынужден отступиться, покорившись судьбе. Он остановил своего брата, который бросился с кинжалом на влюбленных. Ашик-Кериб при помощи комочка земли, который дал ему святой Георгий, излечил свою мать, вернув ей зрение. Это чудо убедило присутствующих, что юноше помогают высшие силы.

Сюжет«Ашик-Кериба» универсален, подобные истории существовали в разные времена в фольклоре многих народов. В основе сюжета традиционная модель развития событий многих сказок: «любовь героев – разлука – верность – возвращение домой – счастливая встреча влюбленных и свадьба». Похожие сюжеты встречаются в таких произведениях, как «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера, русских былинах о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче и многих других шедеврах мировой литературы.

Образ главного героя

Романтическая история любви и коварства. Противостояние добра и зла в сказке

Образ бедного странствующего народного певца, вознагражденного за страдания, был близок Лермонтову, вызывал у него глубокую симпатию. Сам поэт тоже ощущал себя скитальцем на чужбине, его самого считали «певцом Кавказа», горцы его уважительно величали ашугом (ашиком), т.е. человеком, которому Всевышний дал поэтический дар.

Ашиком на Востоке называли музыканта, сочиняющего песни и аккомпанирующего себе на саазе. Такой исполнитель славился искусством рассказывать истории о любви, сочетая прозаическое повествование и пение. Именно мастерством пения и игры на саазе владел главный герой, которому «пророк[5] не дал ничего, кроме высокого сердца и дара песен». Ашик-Кериб способен на возвышенные чувства, он проявляет благородство характера, чистоту помыслов. Ему не хочется с легкостью получить богатство, женившись с выгодой. Бедный юноша выбирает иной путь: предпочитает честно заработать свое состояние, понимая, что на это уйдут годы.Он не держит зла на коварного Куршуда, в знак примирения готов отдать ему свою сестру в жены.

5 ashik kerib igra
Кадр из фильма «Ашик-Кериб»

Для героя и его невесты любовь стала смыслом всей жизни. Красавица турчанка Магуль-Мегери, несмотря на то, что была единственной и любимой дочерью богатого купца, выросла скромной, доброй и искренней девушкой. Она разумна и находчива, ей удалось найти способ напомнить Ашику о сроке возвращения. Образ героини является символом чистоты и верности.Она не поверила слухам о смерти возлюбленного и продолжала ждать его; была готова покончить с собой, но не жить с нелюбимым человеком. Автор сравнивает ее с «ангелом, живущим за звездами».

Противопоставлен талантливому и неунывающему Ашику-Керибу его соперник Куршуд-бек, притворявшийся другом музыканта. Он человек зажиточный и знатный, но злой и корыстный, готовый на подлог и ложь ради достижения своей цели. Он коварно решил жениться на возлюбленной своего друга,распространив слух о его гибели.Но в конце, поняв нравственное превосходство Ашика-Кериба и невозможность получить любовь девушки хитростью, покорно принимает свою участь.

Значение восточной мудрости, заложенной в поучительной сказке «Ашик-Кериб»

Небольшая восточная легенда стала известной в России благодаря интересу Лермонтова к кавказскому фольклору. Во всех народных сказках разных стран заложены определенные моральные или философские идеи. В сказке «Ашик-Кериб» отражены основы народной восточной мудрости. История бедного и доброго музыканта проникнута прославлением настоящей любви, для которой нет преград, ожиданием чуда, торжеством добра над злом. Сказка, как мудрая притча[6], учит, что путь к счастью бывает долгим и непростым, но все получается у человека, поверившего в собственные силы, с добрыми намерениями он всегда достигнет желаемого. Сама судьба помогает в начинаниях человеку верному, порядочному, умеющему держать свое слово. А злость, коварство, зависть не способствуют исполнению желаний. Главный герой, благодаря силе своей любви и чистой душе получил в награду чудеса через посланника свыше.

6 svadba ashik kerib
Кадр из фильма «Ашик-Кериб»

Словарь

Корнет – младшее офицерское звание.

Сааза – семиструнный музыкальный восточный инструмент, напоминающий балалайку.

Калым – восточный обычай платить выкуп за невесту ее родителям.

Паша – восточный правитель.

Пророк – провозвестник божественной воли, святой человек, посредник между высшими силами и человечеством.

Притча – небольшой рассказ с нравственным поучением.

На чтение 7 мин. Опубликовано

Михаила Юрьевича Лермонтова в отечественном литературоведении называют «певцом Кавказа», поскольку именно с этими местами связаны основные вехи его жизни. Природа этого знаменитого края и его культурное наследие вдохновляли Лермонтова на создание новых произведений и занимали особое место в творчестве этого многогранного, лирического поэта. Одним из таких является «Ашик Кериб». Анализ сказки позволяет наглядно видеть то, как очарован автор этими местами.

Восточная повесть

Мало кому известна такая грань творчества Лермонтова, как сказки. В «кавказский период» поэт живо интересуется местным фольклором и, услышав в Тифлисе народную сказку «Ашик Кериб», делает авторскую обработку прозаической турецкой сказки, а в 1838 году создает свою версию. Однако обнаружена рукопись произведения, не подготовленная к печати, была лишь в 1841 году после гибели поэта на дуэли, а спустя пять лет была впервые опубликована. Такова краткая история создания сказки «Ашик Кериб».

Поэма «Демон»

Гениального русского поэта М. Ю. Лермонтова, обладающего огромным литературным талантом и незаурядным чутьем языка, интересовали разнородные языковые пласты и культурные традиции. Примером служит поэма «Демон», созданная в жанре «восточной повести». Произведение, которое он писал в течение 10 лет, является визитной карточкой поэта, его главным замыслом, итогом многолетних рассуждений о вселенском противостоянии Добра и Зла.

Центральный персонаж — «печальный демон, дух изгнанья», падший ангел, отверженный дух, веками блуждающий «в пустыне мира без приюта», ненавидящий и презирающий весь мир «творенье Бога». В христианстве демон — сатана, полное противопоставление Богу, в мусульманстве — Аллаху. В произведении сделан акцент на двойственном восприятии мира, где человеческая душа находится в постоянной борьбе между Добром и Злом. Ведь человек двойственен по своей натуре — Ангел и Демон — две стороны одной души.

Автор придает человеческие черты романтическому образу демона, который желает исправиться, но жажда наслаждения и гордыня мучают его. И этот образ, и вся демоническая традиция романтизма, соответствующие философии мусульманских канонов и понятий, в разные периоды оказали влияние на российскую и европейскую литературную культуру.

В турецкой сказке четко вычерчивается линия трагического романтизма (борьбы в стихах) поэта. Предвосхищая Достоевского, Лермонтов размышлял над антитезой между мечтой о счастье и о несчастье в реальной жизни, между возвышенной любовью и единением душ с жестокой действительностью современного мира. К ключевым проблемам в истории относятся переживаемые героями потери, недостаток денег и бедность.

Анализ произведения

«Ашик Кериб» содержит в себе мусульманские народные сюжеты. Примечательно, что в книгах Лермонтова они не обладают философско-религиозными кодами, в которых заложен скрытый смысл текста. К тому же они не зависят от даты и места происхождения. В сказке на первый план выходит невероятное, мистическое перемещение героя и подробный рассказ о его возвращении. А развитие любовной линии и описание жизни уходят на второй план.

И если подойти к тексту с философской точки зрения и расшифровать текст произведения, то нетрудно понять, чему учит сказка. После рождения каждый человек как бы отправляется в путь, на время расставшись с единой мировой душой. И у каждого этот путь свой, со всеми его испытаниями и препятствиями. Важно не заблудиться на этом пути и точно знать, для чего он был начат, где его начало и конец.

Ученики анализируют произведение «Ашик Кериб»

Да, путь труден, но человек не оставлен один на один со Вселенной. «Высший Судия» расставляет путнику свои знаки, помогающие узреть пророков, прозреть, просветлеть душой и получить новое испытание с новыми чудесами в награду.

По исламским канонам каждый человек — гарип, чужестранец. Его характеризует нравственная чистота и соблюдение религиозных законов. Кто хранит «завет» — тому возвращение будет с почестями. Главный герой сказки чтил веру и вековые традиции ислама, соблюдал намаз, а оступившись, раскаялся и, значит, был чист перед Всевышним. За это в награду он получает пророческую встречу с Хадерилиязом (Георгием Победоносцем), чудесное исцеление матери от слепоты, которая трактуется, как слепота духовная.

Мусульманские мотивы и жанр сказки

Пребывание поэта на Кавказе наложило некоторый отпечаток на его творчество. Мусульманская тематика буквально сквозит в произведениях того периода, таких как — турецкая сказка «Ашик-Кериб», а также в стихах и поэмах:

«Кинжал» Лермонтова

  • «Кинжал»;
  • «Испанцы»;
  • «Жалобы турка»;
  • «Спор»;
  • «Хаджи Абрек»;
  • «Аул Бастунджи»;
  • «Две невольницы».

Мусульманские мотивы, можно представить, как некое сочетание философски-символических понятий. С одной стороны — это обобщенный мировоззренческий смысл — «Восток», «книга», «судьба», «странничество». С другой стороны, это конкретные поэтические иносказания и метафоры — мотивы неба и земли, сна, пути, игры, что весьма характерно для всего творчества Лермонтова.

Анализируя повесть «Ашик Кериб», как литературную сказку, стоит отметить, что в этой истории о любви передан восточный менталитет, который Лермонтов знал, благодаря кавказским войнам. Сюжет турецкой сказки — яркий пример азиатской поэзии жанра достан, напитанный, мусульманскими компонентами. Композицию сказки составляют традиционные мотивы, свойственные Ближнему Востоку и Средней Азии:

  • обещаний вечной любви;
  • нарушение их исполнения;
  • трагические обстоятельства;
  • волшебство;
  • странствия;
  • переодевания;
  • узнавания и возвращения.

Эта национальная сказка, широко известная в восточных странах, адаптированная Лермонтовым для отечественного читателя и является результатом стилизации произведения «под Восток» со множеством понятий, относящих к турецким традициям и культуре. Произведению свойственны особый стиль написания, обозначения, имена:

Девушка Магуль-Мегери

  • Магуль-Мегери;
  • ана — мать;
  • ага — господин;
  • гёрурсез — скоро узнаете;
  • сааз — балалайка;
  • восклицание «О Всемогущий Аллах!».

Однако восточные элементы не образуют самостоятельную системную структуру, с помощью которой можно выйти в философское и символическое пространство.

Основная мысль

Ключевая мысль сказки — большая любовь бедного парня-музыканта и очаровательной девушки Магуль-Мегери — дочери богатого купца, которые сберегли чувства, вопреки всем преградам. Эта удивительная история построена по принципу нарративной последовательности, которая свойственна основам восточной классической поэзии.

Однако в западном литературоведении построение таких композиционных схем считалось примитивизмом. Поскольку в произведении нет подробного описания любовных томлений и ожиданий, не акцентируется внимание на сознательном усилении воображения, которое действует положительно на образы возлюбленных, это делает любовную историю упрощенной.

Гордый музыкант

При разборе образа Ашик-Кериба стоит указать, что он — главный герой и гордый музыкант, живущий в бедности. Он не желает зависеть финансово от богатого турецкого купца — отца своей возлюбленной, даёт зарок разбогатеть за семь лет и отправляется в дальние страны, чтобы заработать деньги на свадьбу. Магуль-Мегери покорно соглашается ждать возлюбленного.

Влюбленные прощаются, но договариваются о том, что если Ашик-Кериб не вернется через семь лет, то Магуль-Мегери будет вправе выйти замуж за другого. В погоне за богатством молодой человек забывает про красавицу-невесту и обещании вернуться через семь лет. Но когда невеста отправляет ему через знакомого торговца, как знак, золотое блюдо, герой вспоминает все и с ужасом осознает, что времени почти нет. Но с верой в чудо он все-таки отправляется в обратный путь. И это чудо, как это и положено в волшебных сказках, происходит — мистический всадник на белом коне помогает герою добраться до дома и воссоединиться с любимой.

Мудрости мироустройства

Несмотря на простую сюжетную линию сказки, главный герой получился весьма интересным. Глубинная мысль произведения заключается в том, что собирательный образ в виде коранического мудреца помогает раскрыть смысл глубокой мудрости мироустройства и идеи двойного бытия — явного и скрытого. То, что поначалу в какой-то момент кажется злом для человека, впоследствии оборачивается великим благом.

Иллюстрация к сказке «Ашик Кериб»

Так, благодаря счастливому стечению обстоятельств и появлению чудесного святого посланника, благом и торжеством справедливости обернулись для главного героя и вынужденные многолетние странствия, и коварство врага Куршуд-Бека, и слепота матери. Знаковыми также оказались и слова, которые он произнес, останавливая своего брата, занесшего кинжал над влюбленными: «Успокойся и знай, что на лбу у человека при рождении уже написано то, что он не минует…»

Таков подробный анализ повести. Он будет полезен учащимся, которые проходят рассматриваемое произведение, согласно школьной программе. Они могут выписать на его основе в конспект примеры метафоры («за звёздами живут ангелы») и олицетворения («пыль вилась»), самостоятельно поискать после прочтения такие характерные особенности сказки, как зачин, концовка, троекратный повтор, провести сравнение с другими жанрами. Также изучение книг Лермонтова, как и других уважаемых представителей отечественной литературы, способствует обогащению словарного запаса.

  • Что означает мертвая вода в русских народных сказках
  • Что обозначает слово терем из сказки о царе салтане
  • Что обозначает фразеологизм сказка про белого бычка
  • Что обозначает слово восвояси в сказке о царе салтане
  • Что нужно было от пасечника братьям из сказки не любо не слушай