Что означает литературная сказка

Страницы: 1 2 все вниз автор тема: отличие фэнтези от литературной сказки прочитано 8549 раз 0 пользователей и 1 гость

Страницы: [1] 2  Все   Вниз

Что означает литературная сказкаАвтор
Тема: Отличие фэнтези от литературной сказки  (Прочитано 8549 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Очередная неуклюжая попытка…

ИМХО: фэнтези отличается от сказки структурой мира произведения (мира как места, где действуют персонажи, а не мира как отражении текста в сознании читателя). Мир волшебной сказки принципиально незамкнут сам на себе. Когда в нем задается какое-либо описание, это означает что описываемый элемент отличается от его аналога в нашем мире или присутствует только в мире сказки. Все остальное по умолчанию так, как у нас. По этой причине никого не удивляют отсылки к реалиям, которые еще не были заданы: тут и «мама, которая все всегда разрешает» в «Муми-Тролле», и часы на каминной полке у Бильбо. Какие часы? кто их сделал? чем вообще занимается по жизни этот хоббит? — какая разница, сейчас нам важно только то, что выделяет героя из его (и, одновременно, из нашего) привычного пространства.
Литературная сказка может использовать в качестве первоосновы фольклорные архетипы, расширяя или изменяя их. Нередко сказочное пространство задается как вывернутое, ненормальное. Но оно задается именно на основе нормы.
В фэнтези все наоборот: наличие нормы игнорируется. Изначально мир пуст, он задается практически полностью. Сильмариллион — это наиболее полный вариант задания этого пространства, обозначения принципиально новых координат, в которых действуют герои. Кстати, это указывает на то, что фэнтези в отличие от волшебной сказки могло возникнуть только в XX веке: мысль о создании новых миров, не заданных социально-политическими или религиозными схемами (как различные утопии или духовидческие пространства Данте и Сведенеборга) появляется только тогда.
По мере написания большого количества фэнтези текстов сформировался условный фэнтези мир, который в какой-то степени соответствует былинному и сказочному миру фольклора. Описание характеристик этого мира (которое во многом отобразит сознание поклонников фэнтези) — это тема для отдельного большого исследования.

P.S. Я в этом наброске ограничился только сюжетным пространством и не стал обращаться к вопросу о роли аллегории в этих жанрах (в сказке она по вполне понятным причинам гораздо существеннее).

Что означает литературная сказка
Записан


  Не совсем поняла вашу мысль. Вы хотите сказать, что ВВ- лит.сказка, а Сильмариллион- фэнтази? А зачем вообще разделять на два жанра? Имхо, им хорошо вместе… :)
  Еще вопрос- а фантастику вы не хотите расмотреть в этом ключе?
  Лично я бы разделила лит.сказку на два вида: фэнтази и фантастику , а не отделяла бы ее от них..
 Кроме того, разделение по » структуре мира произведения» применительно к ВВ … У меня лично не сложилось ощущения, что все остальное там » по умолчанию, как у нас». Часы разные бывают….. ;)

Что означает литературная сказка
Записан


Хмм… скай-фай сказкой обычно не является…
(Если не брать «Сказки Роботов» Лема).
Сказка может быть в обрамлении фэнтези, в обрамлении скай-фай, в обрамлении совершенно реальной жизни (в любом сборнике «русских народных» вы найдёте немало историй, совершенно не имеющих ничего фантастичного… кроме того, что царь с солдатом беседовать будет), может быть «сказка о животных».

Сказка может использовать любые элементы различных жанров, отличаться она будет другим.

Сказка должна быть рассказываема: детям на ночь, оратором на нраодном собрании… немалую часть сказки создаёт narrator, сам рассказывающий.

Что означает литературная сказка
Записан


«Сказка» — от «сказание». Изначально, это то что было придумано кем-то а затем дополнялось и дописывалось и в результате обрело форму, которую кто-то записал. Впоследствии это приобрело иной смысл.

Но на мой взгляд в мире фэнтази есть определенные законы. Грубо говоря: хоббиты никогда не занимались магией и не займутся, если найдется подобный экземпляр — о нем будет написана целая история. Это закон.
В сказке нет закона — полностью полет фантазии — живая, мертвая вода, волшебники, способные на все, сила их безгранична.
Настоящее фэнтази — то, в котором все продумано, и читатель не задается вопосом: А что есть живая вода? Как она действует? Сколько сил тратит волшебник на заклинание? В фэнтази все предусмотрено, рассчитано на взрослого читателя. Сказка для детей — неточностей ребенок не заметит и не спросит :»А зачем звезда во лбу?».

Что означает литературная сказка
Записан


Цитата:
«Сказка» — от «сказание». Изначально, это то что было придумано кем-то а затем дополнялось и дописывалось и в результате обрело форму, которую кто-то записал. Впоследствии это приобрело иной смысл.

Вопрос о том, придумывал ли кто-нибудь изначальные сказания является спорным. Множество факторов намекает на то, что первоначального «автора» не существовало.

Цитата:
Вы хотите сказать, что ВВ- лит.сказка, а Сильмариллион- фэнтази?

Что такое ВВ? «Хоббит» — это сказка, а ВК — фэнтези.

Цитата:
Часы разные бывают….

Часы бывают механические и электронные. Оба типа предполагают уровень развития техники, на который в ВК даже намека нет.

Цитата:
Лично я бы разделила лит.сказку на два вида: фэнтази и фантастику , а не отделяла бы ее от них..

Это будет абсолютно непродуктивное разделение: фэнтези и фантастика это детища 20 века, а сказка и в устной и в письменной традиции имеет многовековую историю. Важно именно то, что отличает современные жанры от традиционных.

Цитата:
Сказка может быть в обрамлении фэнтези, в обрамлении скай-фай, в обрамлении совершенно реальной жизни (в любом сборнике «русских народных» вы найдёте немало историй, совершенно не имеющих ничего фантастичного… кроме того, что царь с солдатом беседовать будет), может быть «сказка о животных».

Элемент волшебного присутствует в сказке практически всегда. Хотелось бы каких-нибудь примеров сказок, где его нет.

Цитата:
Сказка должна быть рассказываема: детям на ночь, оратором на нраодном собрании…

Фольклорная сказка да, литературная (то есть изначально письменная) — нет. Уверен в том, что «Алиса в стране чудес» сильно различается в устном и письменном вариантах (хотя это и не так уж и важно: оксфордский профессор математики Кэррол был предельно далек от народной традиции, говорил и писал он почти одинаково). «Ветер в ивах» Кэннета Грэхема вообще никто никогда до написания никому не рассказывал.

Цитата:
(Если не брать «Сказки Роботов» Лема)

«Сказки роботов» — это абсолютно сознательный постмодерн, игра с привычными схемами и образами фантастики и сказок. К ним систему жанров применять нельзя.

Цитата:
Но на мой взгляд в мире фэнтази есть определенные законы.

Я вообще-то об этом написал. Можно как-нибудь соотносить свои посты с тем, что уже сказали?

Что означает литературная сказка
Записан


Цитата из: Вечер on 05-12-2003, 19:57:31

Цитата:
Часы разные бывают….

Часы бывают механические и электронные. Оба типа предполагают уровень развития техники, на который в ВК даже намека нет.

  А еще бывают песочные, водные…Да мало ли какие еще часы  могли стоять на том  камине. ;)  И указаний на наличие некоторой механики в книге много.

Цитата:
Лично я бы разделила лит.сказку на два вида: фэнтази и фантастику , а не отделяла бы ее от них..

Это будет абсолютно непродуктивное разделение: фэнтези и фантастика это детища 20 века, а сказка и в устной и в письменной традиции имеет многовековую историю. Важно именно то, что отличает современные жанры от традиционой
Цитата:

 Литературная сказка имеет гораздо более скромный возраст. Вы ведь говорили именно о литературной? Фантастика же детищем 20-го века никак не является.
  Может быть , мы просто по-разному определяем лит.сказку? Если мне не изменяет память, этим термином определяют авторскую сказку,а не любую записанную.

Что означает литературная сказка
Записан


Цитата:
Фантастика же детищем 20-го века никак не является.

Фантастика как элемент литературы — ровесница литературы, но фантастика как сознательный отрефлектированный жанр появилась только в конце 19-20 веках.

Цитата:
 Если мне не изменяет память, этим термином определяют авторскую сказку,а не любую записанную.

Я именно так ее и определяю. Фольклорную сказку от чего-либо отделить очень просто.

Что означает литературная сказка
Записан


Цитата из: Вечер on 06-12-2003, 23:37:50
Фантастика как элемент литературы — ровесница литературы, но фантастика как сознательный отрефлектированный жанр появилась только в конце 19-20 веках.

  Не поняла, честное слово. А до 20-го века фантастика была бессознательной? Или сейчас вся фантастика » отрефлексирована»?
  Сформулируйте свое утверждение, пожалуйста.
  Я, например, считаю, что существет литературная сказка, которая имеет два подвида:фэнтази и  фантастика. Есть еще подвид, но я затрудняюсь его сформулировать. Это чисто реалистическая проза при одном(!) нереалистичном допуске.  Я имею в виду  Дяченко, Громова….При том, что нереальность этого допуска, в общем, не факт. ;)

Что означает литературная сказка
Записан


Цитата:
Не поняла, честное слово. А до 20-го века фантастика была бессознательной? Или сейчас вся фантастика » отрефлексирована»?
  Сформулируйте свое утверждение, пожалуйста.

До 20 века фантастика не была самоцелью: не было книг, в которых фантастическое было бы не средством или приемом, а целью написания. Фантастика отражала мифологические представления, служила для дидактическх целей (как у Свифта, например), отражала нетипичное восприятие мира (Гоголевский «Нос») и т.д.

Цитата:
Это чисто реалистическая проза при одном(!) нереалистичном допуске.

При этом существенно важен именно этот допуск. У Гоголя в «Носе» важен был не столько сам факт самостоятельного путешествия части тела, сколько то, что бывший хозяин носа не может даже заикнуться о его возвращении: у носа теперь более высокий чин. То же и у Кафки. Проще говоря, речь идет об отражении нашей реальной жизни в реалиях фантастических. Современные фантасты же пишут о фантастических вещах, которые отражаются в нашей жизни, привычная структура которой становится фоном, отступает на второй план.

Цитата:
Я, например, считаю, что существет литературная сказка, которая имеет два подвида:фэнтази и  фантастика.

Во-первых, в таком случае причем здесь слово «сказка», и что оно означает. Во-вторых, как тогда различать фэнтези и фантастику.
Я не могу различить их в общем виде, можно различить только фентези и научную фантастику.

Что означает литературная сказка
Записан


Цитата из: Вечер on 07-12-2003, 17:32:17
До 20 века фантастика не была самоцелью: не было книг, в которых фантастическое было бы не средством или приемом, а целью написания. Фантастика отражала мифологические представления, служила для дидактическх целей (как у Свифта, например), отражала нетипичное восприятие мира (Гоголевский «Нос») и т.д.

  Я, например, не считаю заслуживающей внимания фантастику, в которой фантастическое является целью написания. :)
Цитата:

Цитата:
Это чисто реалистическая проза при одном(!) нереалистичном допуске.

При этом существенно важен именно этот допуск. У Гоголя в «Носе» важен был не столько сам факт самостоятельного путешествия части тела, сколько то, что бывший хозяин носа не может даже заикнуться о его возвращении: у носа теперь более высокий чин. То же и у Кафки. Проще говоря, речь идет об отражении нашей реальной жизни в реалиях фантастических. Современные фантасты же пишут о фантастических вещах, которые отражаются в нашей жизни, привычная структура которой становится фоном, отступает на второй план.

 А то, что я привела в пример современных авторов, вас не смущает?

Цитата:

Цитата:
Я, например, считаю, что существет литературная сказка, которая имеет два подвида:фэнтази и  фантастика.

Во-первых, в таком случае причем здесь слово «сказка», и что оно означает. Во-вторых, как тогда различать фэнтези и фантастику.
Я не могу различить их в общем виде, можно различить только фентези и научную фантастику.

  Лит.сказка в моем скромном понимании, направление в литературе. Имеет несколько жанров. Имхо, три. Фэнтази, науч.фантастику и то, что у нас называют социальной фантастикой, тот самый реализм с небольшим допуском.
  Может, в качестве ответной любезности, изложите ваше видение проблемы? :)

Что означает литературная сказка
Записан


Цитата:
А то, что я привела в пример современных авторов, вас не смущает?

Я их и охарактеризовал. Контраргументы?

Цитата:
Лит.сказка в моем скромном понимании, направление в литературе. Имеет несколько жанров. Имхо, три. Фэнтази, науч.фантастику и то, что у нас называют социальной фантастикой, тот самый реализм с небольшим допуском.

Характеристики всех жанров, пожалуйста.

Что означает литературная сказка
Записан


  Уважаемый Вечер, я  самого начала не поняла толком вашу точку зрения и неоднократно просила Вас ее мне изложить. Можно, я еще раз вас попрошу? :)
  На Ваши вопроы отвечу чуть позже, извините.

Что означает литературная сказка
Записан


Крисмейдж, Свенсин, и прочие.

Сказка — очень структурированное произведение. Очень глубоко. Почитайте Проппа. Или , наверное, Фрэзера. Литературная сказка в меру литературного чутья автора эту стркутуру имитирует. Например,  очень четко видна разница между сказочным зачином «Хоббита» и новеллистическим началом «Властелина Колец» Перед автором второго произведения не стояла необходимость имитирвоать сказку. Перед автором первого — да, более чем.

Поэтому так просто разделять литературную сказку на фантастику, фэнтези и социальную фантастику не представляется разумным. Форма — это то, что формует (с). Литературная сказка — вообще самостоятельный жанр, стилизация под сказку фольклорную. Например, кое-что о литературной сказке между делом роняет Сергей Другаль в цикле рассказов об ИРП ( на Мошкове доступен только один рассказ цикла) — «Тигр проводит вас до гаража», «Светлячковая поляна» и т.п. Все авторы, которые действительно занимаются сказкой, сходятся на том, что «сказка — дело серьезное» и ее не так просто придумать. Фэнтези и фантастика в этом смысле куда свободнее, их держат лишь жанровые ограничения жанров современного романа или рассказа. Какой-то намек на структурность сказки, у м е с т н о с т ь действия в общей череде событий дают, разве что,  «Маг Земноморья» (если убрать рефлексии, жанру сказки несвойственные), «Последний Единорог», и — вы будете смеяться — «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Некоторую пищу для размышлений в этом направлении можно получить, опять же, вы будете смеяться — в повести Успенского «Там, на неведомых дорожках» — ср. концовку этой сказки и типовую концовку романа фэнтези со схожим сюжетом.

Что означает литературная сказка
Записан


Цитата:
Литературная сказка — вообще самостоятельный жанр, стилизация под сказку фольклорную.

Почему обязательно стилизация?

Что означает литературная сказка
Записан


 [quote ]Литературная сказка — вообще самостоятельный жанр, стилизация под сказку фольклорную.
Цитата:

 Почему тогда сказки Одоевского считаются лит.сказкой?
 posadnik, может, вы сложите свою башенку из кубиков «лит.сказка», » фэнтази», » фантастика» и др.  ;) Мне правда интересно узнать еще чье-нибудь мнение, но мою постройку критикуют, а своих не делают…. ;)
                                                                             

                                                                         Свенсвен, если не возражаете.

Что означает литературная сказка
Записан


Я бы не стал вообще чего-то возводить из этих трех кубиков.

Лит. сказка — вполне определяемый лит. жанр, от Одоевского и Кэрролла до Даррелла. Законы сказки фольклорной соблюдаются избирательно, но именно они дают лит. сказке ту самую «сказочность», которая отличает «Мио мой, Мио» от «Мы все из Бюллербю». Часть законов сказки пеерчислены у Проппа в «Морфологии волшебной сказки» и в меньшей степени — «Исторические корни волшебной сказки». Как раз за верно увиденную жесткую структурность фольклорной сказки Проппа и пнул постмодернист Успенский.

Фэнтези — поджанр жанра романа XX века. В худших проявлениях это обычная пульп фикшн, читателю которой, в общем-то, «по фигу, о чем читать, лишь бы про войну», в типичных проявлениях это упражнение во вполне конкретной и определяемой ф о р м е, а лучшие проявления, не сговариваясь, заносятся критикой на ту же книжную полку, что и вся мировая классика прозы XX века.

С фантастикой чуть сложнее. она создавалась как расширенный рекламный ролик для пиара и рекламы технологических новинок (см. лекцию Бережного об истоках американской фантастики). Поэтому здесь литературное самоопределение постоянно приносится в жертву неким «идеям», «информации», «логике» и т.п. — что заметно, если стравить, например, любого представителя фэндома с «внешним» критиком — в ход тут же пойдут аргументы, что фантастика крута, потому что она двигает некие идеи, и т.п. — и нечего ее оценивать с общелитературных позиций. Поэтому, например, Андрей Валентинов, показав себя очень четким человековедом и подчас тонким психологом, как только переходит от литературного труда к «фэнской» критике, обретает ужасный примитивно-логический подход, теряет все ориентиры «хорошо-плохо» и оценивает в книге один только сюжет. См «Созвездье пса», собравшее под одну обложку и его роман, и его публицистику.

Но в лучших проявлениях и НФ — тоже поджанр жанра романа, еще одна разновидность художественной прозы. Так что, имхо, эти три кубика спокойно стоят себе, каждый сам по себе.

Что означает литературная сказка
Записан


Цитата из: posadnik on 10-12-2003, 13:29:11
Лит. сказка — вполне определяемый лит. жанр.

И как именно определяемый? И в чём отличие его от «поджанров жанра романа»?

Цитата из: posadnik on 10-12-2003, 13:29:11
Как раз за верно увиденную жесткую структурность фольклорной сказки Проппа и пнул постмодернист Успенский.

Про пинок, пожалуйста, подробнее.

Что означает литературная сказка
Записан


 posadnik, симпатичное построение, никто вас в кубиках не ограничивал… :)
  Не поняла, почему Даррел отнесен к лит.сказке. Может, я не все у него читала?
 

Что означает литературная сказка
Записан


Какой Даррел имеется ввиду, я знаю только одного, который к сказкам никак не относится…?

Что означает литературная сказка
Записан


Skazka dlja detej, Fantasy dlja vzroslyh i podrostkov.

Что означает литературная сказка
Записан


Страницы: [1] 2  Все   Вверх

Что такое Мажорик?

значение: богатый студент. синонимы: мажор.

Чем отличается обычный препарат от Форте?

Таблетки семи — таблетки со средней дозировкой и средне выраженным действием лекарственного вещества. Таблетки форте — таблетки с высокой дозировкой и сильно выраженным действием лекарственного вещества.

Что такое увертюра 3 класс?

Увертюра в переводе с французского — открытие, начало. По характеру увертюры складывается представление о спектакле в целом. Она, как зерно-интонация, в сжатой форме раскрывает замысел оперы и создаётся на основе её главных тем.

Что такое программное увертюра?

ouverture — вступление) в музыке — инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления оперы, балета, кинофильма и т. п., либо одночастное оркестровое произведение, часто принадлежащее к программной музыке.

Что такое либретто и увертюра?

Увертюра — это инструментальное вступление к музыкальному произведению. Либретто — литературная основа музыкального произведения (другими словами, литературное произведение, на сюжет которого (с некоторыми авторскими изменениями) положена музыка). Ария — вокальное произведение для голоса с аккомпанементом.

Что такое увертюра и программная увертюра?

Программная увертюра — оркестровая пьеса, являющаяся вступлением к опере, балету, драме, кинофильму). Главное открытие Мендельсона в симфонической области – его концертные программные увертюры – область, в которой он выступил смелым новатором. Первая романтическая концертная увертюра – «Сон в летнюю ночь».

Что такое либретто в музыке кратко?

libretto «книжечка») — текст музыкально сценического произведения, например, оперы, балета, оперетты и т. п. В истории русской оперы на собственное либретто писал, в частности, Александр Серов («Юдифь»). В издания либретто иногда включаются ноты с целью дать основные темы сочинения или лучшие его места.

Что такое увертюра и антракт?

Первое: перерыв между действиями, актами театрального спектакля, отделениями концерта, эстрадного или циркового представления. В этом значении термин «антракт» сходен по смыслу с «увертюрой», с той разницей, что увертюра является прологом всего спектакля в целом, антракт же предваряет последующие действия.

Что такое симфония и увертюра?

На рубеже XVI и XVII веков слово «симфония» встречается в названиях вокально-инструментальных композиций, например «Священные симфонии» Дж. Со временем инструментальные эпизоды, вынесенные за рамки спектакля, превратились в относительно развитое и завершённое произведение, предваряющее действие, — увертюру.

Зачем нужна увертюра в опере?

Увертюры хотя и исполняли чисто техническую роль, всегда слушались с интересом. Их главная цель была в том, чтобы создать праздничное настроение. Таким образом привлекалось внимание зрителей к будущему действию на сцене. Позже увертюра стала использоваться, как пересказ краткого содержания к предстоящему сюжету оперы.

Что означает термин антракт?

entracte от entre «между» + acte «действие») — перерыв между действиями, актами театрального спектакля, отделениями концерта, эстрадного или циркового представления. …

Когда наступает антракт?

1. Перерыв, промежуток между актами пьесы, отделениями концерта. Длинные антракты. Антракт в 15 минут.

Что такое музыкальный антракт чем он отличается от простого антракта?

Типы шумовых сценических эффектов. Механические и электронные шумовые устройства, принципы работы. Музыкальный антракт — музыкальная пьеса, являющаяся вступлением к одному из действий оперного или драматического спектакля. Обычно антракт исполняется после перерыва, непосредственно перед поднятием занавеса.

Как правильно пишется слово антракт?

Антракт, -a, мужской род1. Краткий перерыв между дейст Английский дома и без зубрежки!

Как правильно пишется слово аплодисменты?

Правильное написание слова «аплодисменты» необходимо запомнить, так как оно является словарным и к нему невозможно подобрать однокоренное проверочное слово. Слово «аплодисменты» обязательно к запоминанию в 10, 11 классе(ах). УДАРЕНИЕ.

Что такое антракт в опере?

Литературная энциклопедия АНТРАКТ — (франц. entr acte от entre между и acte действие),..1) перерыв между актами (действиями) сценического представления, отделениями концерта2)] Инструментальное вступление к какому либо акту (кроме 1 го) в опере, балете, драматическом спектакле … Большой Энциклопедический словарь

Какую роль играет хор в опере?

Анна: Хор в опере является могучим выразительным средством, позволяющим композитору использовать богатую палитру тембровых красок. В опереттах хор создает соответствующее жанру праздничное настроение и часто вторит солистам.

Что может быть положено в основу либретто?

Либретто с итальянского «книжечка» — краткое изложение сюжета оперы, оперетты, балета, мюзикла, рок-оперы. В основу либретто может быть положен исторический факт или литературное произведение (миф, легенда, поэма, сказка, роман, повесть).

Какую роль в опере играет оркестр?

Большую роль в опере играет оркестр. Он не только сопровождает пение, но и является активным участником всех событий. Многообразие красок оперного оркестра позволяет композитору создать более глубокие образы, раскрыть смысл происходящего действия.

Какой оркестр звучит в опере?

эстрадный джазовый

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»

«Волшебный мир Буримэ»

литературная игра с педагогами

Подготовила:

Харитонова О.В., музыкальный руководитель

г.п. Пойковский

2019 год

«Волшебный мир Буримэ»

История.

      Буриме как забаве, упражнению, состязанию в стихосложении уже более трех веков. «Рифмованные окончания» — таково название этой игры в переводе с французского. Любовь к поэзии в XVII-XIX веках отражалась в салонных развлечениях: модно было не только читать стихи, писать их в альбомах, но и играть в буриме. Образованные люди того времени должны были хорошо рисовать, танцевать и писать стихи. Шутливые или лирические поэтические строки в разных стихотворных размерах и формах, написанные несколькими людьми, — это буриме. Что такое буриме для начинающего поэта? Своего рода тренировка, проба своих сил в стихосложении, азы ритмических строф. Для школьников это один из активных способов запоминания правил русского языка в занятных стихах.

     Утверждают, что создателем этой игры был француз Дюло, поэт, который полагал, что у него украли 300 рифм, заготовленных для сонетов. Произошло это в XVII веке. С тех пор стало известно многим, что такое буриме. А в 1762 году термин этот был зафиксирован во французском академическом словаре. В 1864 году Александр Дюма организовал конкурс, результатом которого стали «Рифмованные концы» (сочинения 350 авторов).

     Увлекались буриме литераторы не только во Франции. Игра считалась приятным салонным развлечением во многих странах. И даже если сегодня смешные стишки забыты, сколько прекрасных поэтов научила основам стихосложения игра в буриме! В России любовью к рифмованным окончаниям известны были В. Л. Пушкин, А. А. Голенищев-Кутузов, Д. Д. Минаев. В 1914 году журнал «Весна» проводил массовый конкурс для любителей стихосложения такого типа.

Что такое буриме?

     Это игра в слова. Иногда ее называют литературной, но в сущности это забава, которая может рассмешить, развеселить, позволит скоротать время в поездке или при скучном ожидании чего бы то ни было. В нее можно играть в компании, а также всей семьей. Она объединяет несколько поколений за отличным развлечением. При правильном подходе буриме принесет несомненную пользу детям. Даже познакомить детей с новым словом легко при помощи такой игры. Буриме — это такое коллективное сочинение стихов, которое подчинено определенным законам. Базовых правил не так много: рифмы нельзя склонять, менять местами и они должны быть разнообразны, порой даже неожиданны. Далее условия игры варьируются от пожеланий участников и их навыков. Рифмы можно взять готовые или сочинить самим. Каждый следующий игрок может прочитать написанное перед ним, а может и не знать содержание предыдущей строки. Задать форму стихотворения, выбрать размер, определить тему или предложить фантазировать в каждой строке исходя их собственного настроя — выбор за участниками.

Рифмы везде.

     Подглядеть рифмы в интернете — пожалуйста. Есть сайты, на которых подобраны рифмы ко многим словам. И параллельно происходит сочинение стишков с выбранными для окончания строк словами. Кто-то хорошо помнит стихи классиков, их строки принесут пользу, если игроков для начала интересуют уже готовые рифмы. А не интереснее ли придумать окончание строки самому? Малыши любят Незнайку Николая Носова. Как здорово он сочинял под руководством Цветика: «Я — поэт, зовусь Незнайка. От меня вам — балалайка.» Примеры буриме можно найти на многих форумах. Участники игры в Сети поступают таким образом: задают друг другу две пары рифм. Очередной участник с их помощью сочиняет связное четверостишие. Например, даны рифмы для буриме «палитра — пюпитры, запястье — счастье». И у следующего игрока получилось милое стихотворение:

За окном дождей палитра,

В зале ноты на пюпитрах,

Лучик света на запястье,

Чтобы музыка в ненастье,

Приносила людям счастье.

(СЛАЙДЫ ПРИМЕРЫ ИГР).

Лучше раньше.

     Когда можно начинать играть в буриме? Чем раньше, тем лучше. У детей трех — семи лет замечательное чувство юмора. Они любят запоминать новые слова, изобретать их. Предложите для начала простейшие рифмы: «гол — футбол», «город — холод», «генерал — побеждал». Покажите на примере, как можно сочинить простой стишок. Рифмы малыши запоминают моментально. Один из надежных методов научить детей выучить наизусть стихи — просить подсказывать рифмы. Такое доступно даже совсем маленьким. Что такое буриме, дети поймут легко. После трех-четырех лет стоит подключать ребенка к сочинению стихов. Подражать дети любят всему: куклы, пистолеты, корабли и машины — все из мира взрослых. Книги и стихи — тоже.

     Разве не очевидна польза буриме для юных умов? Попробовать свои силы в стихосложении (даже шуточном) — это шаг к творчеству. Есть и более утилитарный подход: запоминание слов, их правописание и ударение. Здесь могут пригодится такие примеры рифм для буриме: «красивее — счастливее», «Фекла — свекла», «торты — корты», «споры — договоры» и так далее.

Тема

Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

Тип урока

урок открытия нового знания

Цель урока

выявить нравственные аспекты литературной сказки.

Задачи

познакомить с жизнью и творчеством А.Погорельского;

— систематизировать знания учащихся о фольклорной и литературной сказке;

— формирование нравственных ценностей учащихся.

УУД

Образовательные:

воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах и группах.

Формировать УУД: самоопределение, мотивация учения, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация, оценивание событий сказки, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее оценку героев и их поступков к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, уважение мнения, позиции и оценки товарища, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского языка.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные умения: характеризуют сюжет произведения, его тематику, сопоставляют сюжеты, персонажей литературных произведений, характеризуют героя литературного произведения.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Познавательные: осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Методы

Беседа по вопросам, презентация, беседа, самостоятельная работа.

Ресурсы

Учебник «Литература 5 класс» учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. — М.: Просвещение, 2014 г.

— рабочие тетради, раздаточный материал, листы оценки

— презентация к уроку

— фильм

— мультипликационный фильм

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа.

ЭОР

www.feb-web.ru, www.rubricon.ru

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1

2

3

4

1. Оргмомент

Самоопределение к деятельности

Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

— Здравствуйте, ребята!

— Какое сейчас время года? 1 слайд.

— Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились.

  • Изобразите, как вы лепите снеговика: ставите снежные комья друг на друга. Молодцы!

2 слайд. – Посмотрим, какой у нас получился снеговик?

  • желаю нам с таким же отличным, веселым, сказочным настроением поработать сегодня на уроке. А сопровождать нас будет сказочный снеговик. 3 слайд.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок, выполняют движения.

Ответы детей:

Красивый, добрый, веселый, сказочный.

Регулятивные:

Умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

2. Актуализация опорных знаний.

Беседа.

Скажите, с каким жанром литературы мы работали на предыдущих уроках? сказка

— Вспомним с вами, какой основной признак отличает фольклорную сказку от литературной? 4 слайд.

У фольклорной сказки нет автора, а литературная сказка принадлежит конкретному автору.

У вас на столах лежит лист оценивания, в котором вы на протяжении урока будете себе проставлять баллы.

6 слайд. – Снеговик принес к нам на урок викторину.

Вы хотите поиграть со снеговиком?

— Будьте внимательны!

Участвуют в беседе, знакомятся с листом оценивания.

Познавательные УУД:

выявлять сущность,

особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; устанавливать аналогии; обобщать и

классифицировать по

признакам

Викторина

Цель: подвести детей к теме урока, а также к целеполаганию.

Вопросы:

  1. Определите рифму в прологе к «Руслану и Людмиле»

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом… (перекрестная)

  1. Какой прием подразумевает наделение неодушевленных предметов одушевленными качествами? (олицетворение)
  2. Любимый жанр фольклора у детей и взрослых? (загадки)
  3. Как называется помещение для овец? (овчарня)
  4. Как звали няню А.С.Пушкина? (Арина)

6.В старину так называлась небольшая светлая комната в верхней части дома; обычно в таких комнатах жили девушки (светлица).

  1. Изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет? (аллегория)
  2. Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом? (мораль)
  1. Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (сказка )
  2. Известный русский баснописец (Иван Андреевич Крылов)
  3. Назовите любимого положительного героя русских народных сказок? (Иванушка)
  4. Кто автор строк:

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет как нет… (Василий Андреевич Жуковский)

Отвечают фронтально на вопросы викторины, дополняют и корректируют ответы.

Оценивают свое участие в викторине в ЛИСТЕ САМО-И ВЗАИМООЦЕНИВАНИЯ (1 балл)

Подходят к выводу: в ответах викторины зашифровано слово:

П

О

Г

О

Р

Е

Л

Ь

С

К

И

Й

Коммуникативные:

владение навыками аргументированного устного высказывания;

оформление своих мыслей в устной форме; ведение диалога с учителем, слушание и понимание речи других.

3. Целеполагание.

Цель: определение темы урока, целей и задач.

Прочитайте по выделенным буквам слово.

Антоний Погорельский.

— Знакомо вам это имя?

Да, летом и дома читали сказку «Черная курица, или Подземные жители».

7 слайд. Откроем тетради, запишем тему урока. Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

— Что вы хотите узнать на уроке?

— Какие ставим задачи?

Ставят перед собой задачи:

узнать биографию писателя;

отличие лит.сказ. от фольклор. характером героев;

чему учит, какие уроки мы можем усвоить для себя.

Формулируют тему и цель урока.

Работают в тетради.

Регулятивные:

учатся определять и формулировать цель деятельности на уроке.

4. Создание проблемной ситуации.

Цель: заинтересовать детей.

— Сейчас вы просмотрите информационный фильм о творчестве Антония Погорельского.

— Сделайте записи в тетрадях, отражающие значимые события в жизни писателя, используя план на доске.

8 слайд. Фильм о Погорельском.

Работают самостоятельно или в парах при просмотре фильма, делают записи, опираясь на заданный алгоритм действия.

Познавательные

( поиск информации).

Анализ (разрешение проблемной ситуации)

Цель: учить работать по заданному алгоритму, отыскивать только нужную информацию.

Вы посмотрели фильм, какие интересные моменты вам запомнились?

План

  1. Ф.И.О. писателя, годы жизни.
  1. Где провел детство?
  1. Где учился?
  1. Как был связан с Отечественной войной?
  1. В каком году начинает писать?
  1. Кому Антоний Погорельский посвятил свою сказку «Черная курица, или Подземные жители»?

7. Какой был псевдоним у А.Перовского? — С чем это связано?

8. С какими выдающимися людьми знаком писатель?

— Что такое псевдоним?

Псевдонимы бывают не только у писателей; псевдоним может взять себе актер, журналист, художник. В современном компьютерном мире мы встречаемся с псевдонимами очень часто, только называем их иначе: ник

Отвечают по алгоритму, дополняют ответы другу друга, корректируют связные высказывания.

Алексей Алексеевич Перовский, родился в 1787 году.

Детство прошло в родовом имении Разумовского на Украине.

Поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора философских и словесных наук.

Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.

В 1822 году.

Своему племяннику Алексею Константиновичу Толстому, знаменитому русскому писателю и поэту.

Антоний Погорельский. В честь села Погорельцы, где он жил.

С Пушкиным, Брюловым, Карамзиным, Вяземским, Жуковским.

Псевдоним — придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.

Познавательные:

учатся делать выводы в результате самостоятельной, совместной с учителем и одноклассниками работы.

Личностные: стремление к речевому совершенствованию.

Коммуникация (поиск новых знаний).

обогащение, преобразование прежнего опыта, конструирование нового опыта; побуждение эмоциональных переживаний.

Слово учителя.

Самостоятельная работа.

Дома вы прочитали сказку Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Она написана почти двести лет назад, но до сих пор ее с удовольствием читают дети, а родители считают, что в ней заключено очень много полезных мыслей. Постараемся и мы усвоить урок, который преподаст нам сказка.

Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки. Соотнесите последовательность событий по нумерации.

Проверяем. СЛАЙД

Упорядоченный ход событий.

1. Жизнь Алеши в пансионате.

2. Спасение Чернушки.

3. Алеша в подземном королевстве.

4. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.

5. Алеша проявляет необыкновенные способности.

6. Предательство.

7. Прощание с министром.

8. Болезнь и выздоровление.

Упорядочивают сведения, затем сличают с образцом, делают выводы, оценивают свою успешность.

Работают с листом оценивания:

У кого нет ошибок поднимите руку, обратимся к листу оценивания — поставьте себе 2 балла,

поднимите руку, кто допустил 1-2 ошибки – поставьте себе 1 балл.

Познавательные УУД:

выявлять сущность,

особенности объектов; на основе анализа объектов

делать выводы;

устанавливать аналогии;

обобщать и

классифицировать по

признакам;

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Уметь работать в паре, группе.

Регулятивные: самооценка.

Аналитическая беседа. Работа с текстом.

Работа в группах (четверках)

Цель: совместное открытие знаний.

— Поговорим о главном герое. Кто он ? (9-10 лет. мальчик Алеша)

— Снеговик предлагает нам поработать в группах. Он собирается на елку и просит нас о помощи, чтобы мы его нарядили. А для этого вы должны выбрать для себя задание по уровню сложности: слайд снеговик

У вас на столах лежат листочки с заданиями, выберите для себя задание

• Кто возьмет задание синего цвета?

• Кто возьмет задание зеленого цвета?

• Кто возьмет задание оранжевого цвета?

Даю время на выполнение задания, включаю слайд-музыка.

Дифференцированная

работа: выбирают для себя задание по уровню сложности:

задания синего цвета – самые простые:

задания зеленого – средней степени сложности;

задания оранжевого цвета – высокая степень сложности.

1 группа. (стр. 122-123) Найдите в тексте ключевые слова, которые помогают понять, каким был Алеша до получения зернышка. Дайте характеристику мальчику.

2 группа. (стр.139 (4 абзац)-140)(стр.139 (4 абзац)-140). Как изменилась жизнь Алеши после того, как ему подарили волшебное зернышко? Как чувствует он себя в первое время? Как ведет себя в последующие дни? Найдите ключевые слова, которые помогут вам при ответе.

3 группа. Какие советы дает Чернушка (стр.144 – 1абзац)? Совпадают ли эти советы с выводами учителя Алеши (стр.145 – предпоследний абзац)?

4 группа. (стр.147) Найдите ключевые слова, которые помогут вам ответить на вопросы: «Верит ли Чернушка, что Алеша исправится?», «Исправился ли мальчик на самом деле?»

5 группа. (Стр. 123 (последний абзац) -124) Охарактеризуйте эпизод «Спасение Чернушки».

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

ФИЗМИНУТКА.

Сядьте поудобнее, сейчас проведем физминутку для глаз, понаблюдайте за снежинкой глазами.

делают зарядку для глаз

Вернемся к сказке. Группы готовы. Слово предоставляется 1 гр.

— Что получил в награду Алеша за спасение Чернушки? — волшебное зернышко.

Ключевые слова для 1 группы «…умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили, ласкали», «часто скучно бывало,… грустно», «разлучен с родными», «стал привыкать», «чувствовал одиночество», «единственным утешением было чтение книг», «знал наизусть деяния славнейших рыцарей», «переносился в старинные века», «пристально смотрел в дырочки в заборе», «кормить курочек», «особенно любил… Чернушку»

Формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; формируем умение оценивать учебные действия

в соответствии с

поставленной задачей.

— Почему вначале Алеше не приносят радости его успехи?

Алеша нисколько не утруждается, поэтому похвала не приносят ему удовольствия.

Ключевые слова для 2 группы «Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он его гораздо лучше и умнее всех их».

«… он день ото дня становился хуже, и день ото дня товарищи менее его любили».

В первое время: «не принимал хвалу учителя с тем удовольствием, которое прежде чувствовал», «не заслуживает этой похвалы», «внутренне стыдился».

  • последующие дни: «мало-помалу стал привыкать к похвалам», «принимал похвалы, не краснея», «много стал думать о себе, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех» «нрав испортился», «сделался гордым, непослушным», «самолюбие… заглушало голос совести», «занимался шалостями», «праздность… портила его нрав», «давно отвык от занятий».

Познавательные УУД:

формируем умение

извлекать информацию текста,

ориентироваться в своей

системе знаний,

отличать новое от

изученного с помощью

учителя.

Ключевые слова для 3 группы:

Советы Чернушки Выводы учителя

«Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собой» «Чем более вы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Вам дан ум, чтобы вы во зло его употребляли»

Приходят к выводу:

Советы Чернушки совпадают с выводами учителя.

Оба они сходятся в том, что праздность развращает человека, труд — это условие нравственной красоты человека.

Уметь оформлять свои

мысли в устной форме,

слушать и понимать других,

формировать умение

представлять информацию в

виде схемы, таблицы.

Чернушка верит в исправление Алеши? Да, потому что любит его и потому что видит искреннее раскаяние мальчика.

Ключевые слова для 4 группы

«…я тебя прощаю», «… все тебя люблю», «не плачь, Алеша», «Одним только ты можешь меня утешить в моем несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком».

«Как раскаивался он в дурном поведении своем», «совесть его мучила», «стыдился открыть глаза», «Я знаю, что виноват перед тобой», «бросился целовать маленькие ручки министра», «всю ночь не мог он сомкнуть глаз», «старался быть послушным, добрым, скромным, прилежным».

Уметь проговаривать

последовательность

действий на уроке

— Как называется готовность человека пожертвовать собой, чем-то дорогим ему ради другого? (Самопожертвование).

— Отметим, что Алеша не знал, что спасает не курицу, а кого?

Министра подземного королевства.

Обобщают знания, полученные в течение урока, делают вывод, записывают в тетради

Уметь оценивать правильность выполнения действия.

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Просмотр мультипликационного фильма

Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма и попробуйте определить, есть ли разница в изображении спасения Чернушки Антонием Погорельским и создателями мультфильма?

В чем разница?

Вернемся к листу оценки поставим друг другу баллы от 1 до 3. Посчитаем баллы, выставим себе оценку. Поднимите руку, кто набрал 5-6 б., вы получили оценку «5», поднимите руку, кто набрал 4 б., вы получили оценку «4», есть кто набрал 3 б.?

Разница в том, что Антоний Погорельский в сказке показывает, как Алёша просит кухарку Тринушку не резать курицу.

В мультфильме сцена спасения представлена по-другому: неожиданно налетает коршун, Алёша смело бросается с палкой на него и отбивает Чернушку.

Работают с листами оценивания.

Уметь оценивать правильность выполнения действия.

Формируем умение определять успешность

выполнения своего задания в диалоге с учителем; формируем умение оценивать учебные действия

в соответствии с

поставленной задачей;

словарная работа

– Как вы считаете, почему Чернушка решила рассказать Алёше свою тайну?

Алёша был добрым мальчиком. Чернушка хотела отблагодарить мальчика за спасение её жизни.

Попробуем определить, как называется поступок человека, который, спасая себя, подвергает смертельной опасности других? Предательство.

— Какое отношение это имеет к Алеше?

  • спасая себя, забыл обещание, данное подземному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях.»(Стр.146 – 3 абзац). слайд

— Мысленно нарисуйте портрет Алеши, какие вы возьмете краски, чтобы передать характер героев. Объясните свой выбор.

У нас получилась черно-белая гамма. А ведь и то, и другое слово характеризует поступки Алеши. Так какой же он герой, положительный или отрицательный? (Противоречивый).

— Бывают ли такие герои в народных сказках?

(Нет, они или положительные, или отрицательные).

— Вспомним с вами, как называет Чернушка отрицательные качества, появившиеся в Алеше? (Пороки).

— Для обозначения положительных качеств есть слово добродетели.

— Как бы вы объяснили первокласснику, что такое добродетель?

(Это добро, это когда ты делаешь что-то хорошее другому).

— В словаре В.И. Даля дается такое определение: прочитайте его.

Добродетель – всякое похвальное качество души, деятельное стремление к добру, к избежанию зла.

— Мы сейчас выполним очень важную работу. Попробуем найти в тексте или вспомнить слова, которые помогут, оценить, понять героя и его поступки. И, конечно же, сделать выводы и для себя.

Проверим себя по слайду, что мы еще не назвали?

Делают выводы, что это слова САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ

ПРЕДАТЕЛЬСТВО.

Анализируют таблицу:

Добродетель Порок

скромность

послушание

сострадание

раскаяние

стыд

совесть

доброта

непослушание

нескромность

гордость

самолюбие

самонадеянность

праздность

неблагодарность

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные УУД:

умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания.

— Мы вспомнили внешние события жизни героя. Но для человека свойственна и внутренняя жизнь. Жизнь души. Внутри каждого из нас звучит колокольчик, подсказывающий нам, хорошо мы поступаем или плохо.

  • Как называется этот звоночек, колокольчик? (стр.146 – последний абзац совесть) Слайд колокольчик

— Когда вы поступает вопреки своей совести, как вы себя чувствуете?

Не по себе, мучает совесть.

— А если человек не обращает внимания на звоночек, то что происходит с звоночком? Он замолкает.

— Как говорят про таких, какой это человек? (бессовестный).

Систематизируют и обобщают, подходят к главному выводу о совести.

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

5. Рефлексия

Цель: обобщение и

систематизация

знаний

Я предлагаю построить пирамиду событий, происходящие во внутренней жизни героя сказки.

Слайд.

— Что положим в основание пирамиды? (одиночество)

— Что положим в середину пирамиды? (предательство, страдание)

— Что положим в вершину пирамиды? (раскаяние)

— Поразмышляйте, в своем духовном развитии,

куда движется герой, вверх или вниз?

Мысленно отразите это движение в виде стрелки. Слайд.

Вспомним, какие мы ставили задачи?

— узнать о писателе,

— характер героя, какой характер героя в литературной сказке- противоречивый ,

— какие уроки усвоили?

Слайд. Закончите предложение

— Какие уроки сказки усвоили вы?

Я узнал, что надо жить честно, быть скромным,

Я понял, что надо уважать других людей.

Надо быть трудолюбивым, преодолевать в себе лень.

Мне сегодня было интересно…

Волшебное зернышко я (хочу, не хочу) …

Регулятивные:

ориентирование в ситуации, коррекция, оценка.

6. Домашнее задание

Напишите развернутый ответ «Хочу ли я получить в подарок волшебное зернышко?» или составьте кластер.

Ребята, спасибо за работу на уроке.

Записывают дом.задание

1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2002.

2. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

3. Коровина В.Я., Журавлев В.П .,Коровин В.И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.

4. Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим…: 5 кл. — М.: Просвещение, 2014.

5. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 5 кл.: Метод. советы. — М.: Просвещение, 2014.

Автор: Анна Павловна Холоневская

Организация: ДОУ4 «Сказка»

Населенный пункт: Мурманская область, г. Заозерск

Вид деятельности: совместная познавательно — игровая деятельность педагога с детьми.

Цель: способствовать развитию у детей познавательных процессов и доброжелательного отношения к сверстникам.

Задачи:

  • Воспитывать в детях любовь к устному народному творчеству. Продолжать закреплять знания о русских народных и авторских сказках.

  • Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, поощрять исполнительское творчество.

  • Продолжать учить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы, пересказывать, сочинять, помочь в овладении средствами образной выразительности.

  • Способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, овладению коммуникативными навыками и развитию эмоциональной сферы, желанию принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.

  • Развивать память, связную речь, логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать, обобщать, анализировать.

Оборудование:

— атрибуты: таблички с названием туров, модель кроссворда (формат А3), цветные жетоны, набор строительного материала, пластмассовые корзины, наглядный материал к игре: «Угадай, из какой сказки?», медали для награждения по количеству детей.

— музыкальное оборудование: DVD диск Джеймс Ласт «Одинокий пастух».

Предварительная работа:

В течение месяца дети знакомились с русскими народными и авторскими сказками, рисовали иллюстрации к полюбившимся сказкам, в группах разыгрывали театрализованные представления.

ХОД.

Воспитатель: (дети стоят в кругу) Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда начинаем нашу литературную викторину «В гостях у сказки». Вначале – разминка. Кто быстрее даст ответ на мой вопрос?

Воспитатель: Каким бы сказочным героем вы хотели бы стать? Почему? (ответы детей).

Воспитатель: А знаете ли вы, что такое сказка? (ответы детей). Сказка – это живое, увлекательное, яркое, красочное, поучительное произведение искусства в виде устного поэтического рассказа.

Воспитатель: Сегодня мы узнаем, кто всех больше знает сказок и любит читать. Для этого разделимся на две команды, по пять человек в каждой, и придумаем сказочное название своей команде (дети занимают места за столиками, придумывают название и представляются).

Воспитатель: Я буду ведущей нашей викторины, которая состоит из пяти туров (макет). За правильный ответ вы будете получать один жетон. Победит та команда, у которой будет больше жетонов.

Воспитатель: Внимание, тур первый — «Отгадалкино» (показать на макете).

Игра «Отгадай загадку» (Взрослый загадывает загадки по очереди детям из разных команд, задача детей – отгадать о какой сказке идёт речь, правильно отгадавшему сказку ребёнку выдаётся цветной жетон)

ПРЕДЛАГАЮ СОКРАТИТЬ ЗАГАДКИ

1 команда

2 команда

Посадил дед в огороде

Чудо — овощ для еды,

Вот и лето уж проходит,

Дед идет смотреть труды. (Репка)

Был у деда он, у бабы,

Стало скучно на окне

Покатил через ухабы,

В лес дремучий вдалеке. (Колобок)

Ждали маму с молоком,

А пустиливолка в дом..

Кем же были эти

Маленькие дети?(Семеро козлят)

Домик этот уж не мал,

Стольких гостей он собрал.

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрёл. (Теремок)

В гости к бабушке пошла,

пироги ей принесла.

Серый волк за ней следил,

            обманул и проглотил.(Красная шапочка)

Лисичка – сестричка

Очень хитрая была.

Зайчика – трусишку

Из избушки прогнала. (Заюшкина избушка)

Воспитатель: Внимание, тур второй: «Кроссвордный» (показать на макете).

Игра «Разгадай кроссворд» (Взрослый задаёт вопросы, дети отвечают, после чего ответ вписывается в «клеточки» кроссворда. За каждый правильный ответ дети получают разноцветные жетоны).

1. Сказка, о девочке, вылепленной из снега и не любившей весну и особенно лето. Растаяв, превратившаяся в белое облачко. (Снегурочка)

2. Сказка о девочке — сиротке. Ее сводными сестрами были Одноглазка, Двуглазка, Триглазка. И была у нее любимая рябая коровушка, которая ей помогала. (Хаврошечка)

3. В сказке рассказывается о том, как жил — был поп с попадьею; у них была дочка Алёнушка. Уронила девица веретено в погреб и увидела там разбойника, который и похитил ее. Но в конце сказки отец ее спас. И стали они жить поживать и добра наживать. (Разбойники)

4. Сказка о мачехе и падчерице. Девочка и скотину поила — кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — еще до свету… Ничем старухе не угодишь — все не так, все худо. И отправили девушку в лес, где она встретила Мороза Ивановича, который за ее работу наградил ее. А мачехину дочь наказал (погубил) за ее леность и не желание работать. (Морозко)

5. Сказка о коллективной работе в огороде деда, бабы, внучки, Жучки, кошки, и мышки. (Репка)

6. Жил был паук, удалой добрый молодец. Однажды к нему в сеть попала муха, которую он отпустил. Муха же рассказала всем мошкам и блошкам о том, что в лесу появился паук – злодей. Но паук оказался умным и перехитрил всех насекомых. Как звали паука? (Мизгирь)

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились, а значит, мы можем отправляться дальше.

Воспитатель: Внимание, тур третий — «Строительный» (показать на макете).

Воспитатель: Ребята, здесь мы с вами превратимся в настоящих строителей, и будем сооружать постройки, в которых, возможно, захотят поселиться сказочные герои.

Подвижная игра «Построй дом». Дети сооружают постройку по предложенному воспитателем образцу. Команда, которая быстрее и качественнее выполнит задание, получает цветной жетон.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, я уверенна в построенных вами домах обязательно захотят поселиться сказочные герои!

Воспитатель: Двигаемся дальше!

Воспитатель: Внимание, тур четвёртый «Угадалкино» (показать на макете).

Игра: «Угадай, из какой сказки?» (Дети и воспитатель сидят на ковре, образовав круг. Перед ними перевёрнутые картинки с изображением предметов из разных сказок. Задача детей назвать сказку. За каждый правильный ответ даётся цветной жетон).

Золотое или простое яичко («Курочка Ряба»).

Соломенный домик («Три поросёнка»).

Берестяной короб («Маша и медведь»).

Красная шапочка («Красная шапочка»).

Репка («Репка»).

Мальчик («Мальчик с пальчик»).

Щука («По щучьему велению»).

Рыбка («золотая рыбка»).

Лягушка («Царевна лягушка»).

Тарелка с кашей и топор («Каша из топора»).

Дед мороз («Морозко»).

Сокол («Финист – ясный сокол»).

Воспитатель: Внимание, тур пятый «Театральный» (показать на макете).

Игра-драматизация: «Любимая сказка?» (Дети обыгрывают сценку из любой сказки)

Воспитатель: Отлично, ребята, вы действительно хорошо знаете сказки! Я горжусь вами! К сожалению, время нашей литературной викторины закончилось. Вам понравилось?

Дети: Да!

Воспитатель: Что запомнилось вам больше всего? (ответы детей).

Воспитатель: Главное, помните, что в сказках показана вся наша жизнь, отображаются все наши хорошие и плохие поступки. Ведь не зря в народе говорят: «Сказка — ложь, да в ней намёк –добрым молодцам урок».

Воспитатель: Итак, подошло время подвести итоги нашей литературной викторины и наградить победителей (проводиться подсчёт жетонов и выявляется команда победителей).

Литература:

  1. Материалы сайта: http://skazvikt.ucoz.ru/blog/.

  2. Материалы сайта: http://hyaenidae.narod.ru/.

  3. Дошкольная педагогика//Литературные викторины в старших группах детского сада/ № 1 январь 2008.

  4. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью ( старшая и подготовительная группы).

Приложения:

  1. file0.odt.. 17,0 КБ

Опубликовано: 27.11.2021

  • Что означает голубой звон в сказке козлова
  • Что означает закутанный и откутай в рассказе успенского
  • Что означает лукоморье в сказке пушкина
  • Что означает быть современным человеком сочинение
  • Что означает выражение высокое сердце из сказки ашик кериб