Что означает фразеологизм бабушкины сказки

18.09конспект урока русского языка изобразительно-выразительные средства языка цели и задачи урока:цели: образовательные: - повторить, обобщить и систематизировать знания об основных

18.09

Конспект урока русского языка

 «Изобразительно-выразительные средства языка»

 Цели и задачи урока:

Цели:  

Образовательные:

   — повторить, обобщить и систематизировать знания об основных видах изобразительно-выразительных средств языка;

— совершенствовать  навыки  и умения различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы;

-уметь применять знания, умения и навыки   на практике при решении тестовой части ОГЭ;

Развивающие:

— развивать умение работать как самостоятельно, так и в группе;

 развивать и совершенствовать  у учащихся языковое чутье ;

Воспитывающие: 

— воспитывать любовь к  русскому языку;

— формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Задачи:

— повторить теорию по средствам  выразительности языка;

— используя различные приёмы и методы, отработать  навыки выполнения тестовых заданий в форме ОГЭ;

— формировать психологическую установку на успешное решение тестовой части ОГЭ.

Тип урока урок-практикум

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, оценочные листы для уч-ся в двух вариантах

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня у нас соревнуются две команды. Задача игроков – правильно выполнить как можно больше заданий. Каждая команда получает оценочный лист, куда нужно вносить правильные ответы. Работу команд оценивает компетентное жюри.

Задачи членов жюри:

  • внимательно следить за ходом игры;
  • после каждого задания оценивать участников игры;
  • определить победителя.

Правила для участников:

  • Принимать активное участие в игре;
  • соблюдать культуру речи и тактичность;
  • соблюдать регламент;
  • работать дружно, согласованно;
  • уметь слушать другого;
  •  за другую команду не отвечать;
  •  выслушать задание до конца;
  • отвечать громко, но не хором.

II. Изучение нового материала.

Сообщение учащимся темы и цели занятия, актуальности изучаемой темы.

  Чтобы успешно сдать ОГЭ, мы сегодня повторим основные виды изобразительно — выразительных средств языка.
— При решении какого задания ОГЭ нам понадобится знание стилистических средств языка?

— Знание каких именно изобразительно — выразительных средств языка на потребуется при выполнении этого задания?

  1. Эпитет        

Перед вами фрагмент стихотворения С.А. Есенина:

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.
Какими средствами выразительности являются выделенные слова?

(Балл получает та команда, которая первой назовет средство выразительности)

— Что такое эпитет?  (ЭПИТЕТ — это образное определение)

(Балл получает та команда, которая первой назовет определение эпитета)

— Чем чаще всего выражены эпитеты? (Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь), глаголом («желание забыться»).

(Балл получает та команда, которая первой  правильно ответит на вопрос)

— Прочитайте текст, вставьте вместо прочерков эпитеты. Что изменилось?                                                                                     

Был —- — день, но вдруг набежала ——тучка. Из нее посыпался —— дождь, а солнце продолжало светить. — капли падали на землю. Скоро —- дождь кончился, и через все небо протянулась —— радуга

(За каждый эпитет команда получает один балл)

— Каковы же функции эпитета? (балл получает та команда, которая наиболее полно ответит на вопрос

-Усиливают выразительность, образность языка произведения;
-Придают художественную, поэтическую яркость речи;
-Обогащают содержание высказывания;
-Выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
-Создают живое представление о предмете;
-Оценивают предмет или явление;
-Вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
-Помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

2.Олицетворение

(Балл получает та команда, которая первой  правильно ответит на вопрос)

— Вашему вниманию предлагается иллюстрация по произведению Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» и предложение к ней«Месяц величаво поднялся на небо…»                          

Почему автор использовал именно это слово?  Что это за средство выразительности? (эпитет)

-Как называется приём, использованный в этом предложении? (олицетворение)

-Что такое олицетворение? (перенесение свойств
одушевленных предметов на неодушевленные,
наделение предметов признаками и свойствами человека),

— Найдите олицетворения:                                                      

1. Ты вел мечи на пир обильный

2. Как чайка, парус там белеет в вышине.

3. Ярким солнцем в саду пламенеет костер.

4. Улыбнулись сонные березки

5. Плачет дождь, воет вьюга.

6. Забормотал спросонок гром

(Ответ:4,5,6. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

—  Каковы функции олицетворения? (делают речь более образной и интересной)

3.Метафора

(Балл получает та команда, которая первой  правильно ответит на вопрос)

-Какое средство выразительности иллюстрирует данный

В саду горит костер рябины красной… (С.А.Есенин)

-Что такое метафора? (перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основании какого-либо сходства между ними).                                                           

Алгоритм, который поможет найти метафору в тексте

1. Найдите в тексте слова, имеющие переносное значение.

2. Какую ассоциацию они у Вас вызывают?

3. Вспомните, прямое ли это значение образа или символа?

4. Если Вы легко это сделали, то перед Вами метафора.

— Найдите метафору:                                                            

1.Солнце смеется.

2.Бродячая толпа облаков…

      3.Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

   4. В багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)

5.Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А.Пушкин)

6. Ночь тихо опустилась на землю; Земля окутала всё белым покрывалом.

 (Ответ:2,3,4,6. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

— Какова функция метафоры в речи? (служит для создания яркого, образного описания)

— В жизни мы часто сталкиваемся с метафорой, порою этого даже не замечая.  Пример тому – привычная и надоевшая телевизионная реклама:                                                                                      

Nestle for men. Нежность в тонком переплете.

-«Мотиллиум» – мотор для вашего желудка.

-Chibo. Из самого сердца Бразилии.

-«Лада» — ключ к дорогам России.

-Майонез «Ряба» – вкусная сказка

4. СРАВНЕНИЕ

(Балл получает та команда, которая первой  правильно ответит на вопрос)

Был он рыжий, как из рыжиков рагу, рыжий, словно апельсины на снегу

— Какое средство выразительности здесь  используется?

-Что такое сравнение?

-Найди сравнение:

1.Как лань лесная, боязлива.

2.Город стреляет в ночь дробью огней.

3. И листочки бегут по дорожке, словно желтые мышки от кошки.

4. Здесь даже камни плачут…

5. Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.

6. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка.

— Попробуйте придумать сравнения по заданному началу. Лучшими окажутся те сравнения, которые помогут точно представить предмет, будут отличаться точностью и неожиданностью.       

1. Он бежал так быстро,   …….

2. Звук был такой громкий,   …

(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

-Какова функция сравнения в речи?(служат для выделения важного признака и эмоционального воздействия)

5. Лексические средства языка. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

(Балл получает та команда, которая первой  правильно ответит на вопрос)

-Что такое фразеологизм?                                     

1.Задание: отгадайте фразеологизм по картинке и объясните его значение. (За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

2. Подберите синонимы.                                  

1) хоть пруд пруди                                

1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд                              

2) в двух шагах

3) как снег на голову                            

3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо                              

4) кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать                            

5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут  

6) ни то ни сё

7)  ни кровинки в лице                      

7) приводить в бешенство

8) доводить до белого каления            

8) как мел

(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

ПРОВЕРКА       

3.Выбери нужное слово и объясни значение фразеологизмов. (Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл)                                   

(Заяц, кот, козёл) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, лиса, собака) чьё мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стену, дверь);

4.Творческий диктант. (Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл)                     

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми  …; водить за …; не разольёшь …;  вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …;  ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …;  гроша медного не …;  днём с огнём не …;   палец о палец не … .

5. Отгадай фразеологическую загадку. (Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

Она может болеть, если кто-то испытывает тревогу, страдания; может быть не на месте, если кто-то чувствует себя неспокойно; с нее может камень свалиться, если кто-то почувствует облегчение; на ней могут кошки скрести, если кто-то тоскует, грустит; в нее можно плюнуть, если кого-то оскорбить; наконец она может уйти в пятки, если кто-то испытает сильный страх.  (Душа.)

«Она может быть садовой у несообразительного, невнимательного, медлительного человека; у умного, сообразительного она будет на плечах; она может пойти кругом, если у кого-либо теряется способность ясно соображать от множества дел, забот; ее можно повесить, если прийти в сильное уныние, в отчаяние; наконец она может быть ветреной у легкомысленного, ненадежного человека» (Голова.).

6. Конкурс художников. Проиллюстрировать фразеологизм так, чтобы соперники «узнали» его. (1 балл – если узнали)

 Команде соперников – объяснить значение фразеологизма.

7. Вспомните как можно больше фразеологизмов со словами «УШИ» и «Руки». за каждый фразеологизм команда получает 1 балл)

УШИ: Держать ушки на макушке, Держать ухо востро, В одно ухо влетает, в другое вылетает, Медведь на ухо наступил, Режет ухо, Вешать лапшу на уши, Тугой на ухо, До ушей краснеть, Слушать вполуха (одним ухом), По уши в грязи, За уши не оттащишь, Влюблен по уши, За ушами трещит, Уши вянут, Не видать, как своих ушей ,Навострить ухо, Греть уши, Прожужжать все уши и др.

РУКИ: Золотые руки, Рукой подать, Горит в руках, С протянутой рукой, Нечист на руку, Умывать руки, Чужими руками загребать жар, Сходить с рук, Махнуть рукой, На скорую руку, Опускать руки, Положа руку на сердце, Сидеть, сложа руки, Отбился от рук, Руки чешутся, Подвернуться под руку ,Не покладая рук, Рука не поднимается, С пустыми руками, Разводить руками и др.

III. Подведение итогов

  1. Задание: Укажите
  2. соответствие между теоретическими понятиями и их определениями.                                       

1.МетАфора

Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении.

2.ФразеологИзм

Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении.

3.ЭпИтет

Резкое преувеличение

4.СравнЕние

Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого

5.ОлицетворЕние

Скрытое сравнение, перенесение значения по сходству

6. Гипербола

Скрытое сравнение, перенесение значения по сходству

  1. Проверка задания
  2.  Произведите анализ средств изобразительности в тексте. 
  3. Символ моей родины.

          Я хочу описать чудесный цветок – ромашку. Говорят, эти цветы похожи на солнце. Ее белоснежные лепестки точно солнечные лучики, собранные вокруг желтой середины, похожей на бархат. Нельзя пройти мимо этих цветов, они словно выглядывают из травы, как любопытные мышата из норки.

           Хороша ромашка ранним утром, когда роса, как россыпь бриллиантов, переливается от первых солнечных лучей. А завороженные насекомые кружат вокруг цветка, будто танцуют. Эти цветы стройные, высокие, нарядные, скромные, как девочки-первоклассницы.

          Ромашки словно смотрят в небо, шевеля от ветра белыми густыми ресничками. Пахнут они летом, утром, хорошим настроением. Хочется собрать целую охапку цветов, они как будто тянутся к тебе. Но нельзя, такую красоту должны видеть все.

          Ромашка – символ чистой России, а значит символ моей родины, любимой и неповторимой.

4.Вывод: Для чего в нашей речи служат средства художественной выразительности?

Лист ответов

Команда _____________________________________

Задание 1.

Был ____________  _____________ день, но вдруг набежала _____________ тучка.  Из нее посыпался _____________ дождь,  а солнце продолжало светить.  _____________капли падали на землю.  Скоро __________  дождь кончился, и через все небо протянулась ________________радуга.

Задание 2.

1. Он бежал так быстро, __________________________________________.

2. Звук был такой громкий,  _______________________________________.

Задание 3.

Соедини линией фразеологизмы-синонимы.

1) хоть пруд пруди                                

1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд                              

2) в двух шагах

3) как снег на голову                            

3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо                              

4) кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать                            

5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут  

6) ни то ни сё

7)  ни кровинки в лице                      

7) приводить в бешенство

8) доводить до белого каления            

8) как мел

Задание 4.

Придумайте как можно больше фразеологизмов со словом «УШИ».__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

Проиллюстрируйте фразеологизм «Сесть в лужу»

Задание 6.

 Укажите соответствие между теоретическими понятиями и их определениями.

1.МетАфора

Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении.

2.ФразеологИзм

Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении.

3.ЭпИтет

Резкое преувеличение

4.СравнЕние

Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого

5.ОлицетворЕние

Скрытое сравнение, перенесение значения по сходству

6. Гипербола

Скрытое сравнение, перенесение значения по сходству

Задание 7.

Символ моей родины.

          Я хочу описать чудесный цветок – ромашку. Говорят, эти цветы похожи на солнце. Ее белоснежные лепестки точно солнечные лучики, собранные вокруг желтой середины, похожей на бархат. Нельзя пройти мимо этих цветов, они словно выглядывают из травы, как любопытные мышата из норки.

           Хороша ромашка ранним утром, когда роса, как россыпь бриллиантов, переливается от первых солнечных лучей. А завороженные насекомые кружат вокруг цветка, будто танцуют. Эти цветы стройные, высокие, нарядные, скромные, как девочки-первоклассницы.

          Ромашки словно смотрят в небо, шевеля от ветра белыми густыми ресничками. Пахнут они летом, утром, хорошим настроением. Хочется собрать целую охапку цветов, они как будто тянутся к тебе. Но нельзя, такую красоту должны видеть все.

          Ромашка – символ чистой России, а значит символ моей родины, любимой и неповторимой.

белоснежные лепестки   __________________________________________

 лепестки точно солнечные лучики       ______________________________

середины, похожей на бархат  _____________________________________

они (цветы) выглядывают из травы   _______________________________

выглядывают из травы, как любопытные мышата из норки______________

роса,  как россыпь бриллиантов   ____________________________________

Лист ответов

Команда _____________________________________

Задание 1.

Был _________    _____________ день, но вдруг набежала _____________ тучка.  Из нее посыпался _________ дождь,  а солнце продолжало светить.  _____________капли падали на землю.  Скоро __________  дождь кончился, и через все небо протянулась ________________радуга.

Задание 2.

1. Он бежал так быстро, __________________________________________.

2. Звук был такой громкий,  _______________________________________.

Задание 3.

Соедини линией фразеологизмы-синонимы.

1) хоть пруд пруди                                

1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд                              

2) в двух шагах

3) как снег на голову                            

3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо                              

4) кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать                            

5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут  

6) ни то ни сё

7)  ни кровинки в лице                      

7) приводить в бешенство

8) доводить до белого каления            

8) как мел

Задание 4.

Придумайте как можно больше фразеологизмов со словом «РУКИ».__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

Проиллюстрируйте фразеологизм «Смотреть на мир сквозь розовые очки»

Задание 6.

 Укажите соответствие между теоретическими понятиями и их определениями.

1.МетАфора

Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении.

2.ФразеологИзм

Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении.

3.ЭпИтет

Резкое преувеличение

4.СравнЕние

Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого

5.ОлицетворЕние

Скрытое сравнение, перенесение значения по сходству

6. Гипербола

Скрытое сравнение, перенесение значения по сходству

Задание 7.

Символ моей родины.

          Я хочу описать чудесный цветок – ромашку. Говорят, эти цветы похожи на солнце. Ее белоснежные лепестки точно солнечные лучики, собранные вокруг желтой середины, похожей на бархат. Нельзя пройти мимо этих цветов, они словно выглядывают из травы, как любопытные мышата из норки.

           Хороша ромашка ранним утром, когда роса, как россыпь бриллиантов, переливается от первых солнечных лучей. А завороженные насекомые кружат вокруг цветка, будто танцуют. Эти цветы стройные, высокие, нарядные, скромные, как девочки-первоклассницы.

          Ромашки словно смотрят в небо, шевеля от ветра белыми густыми ресничками. Пахнут они летом, утром, хорошим настроением. Хочется собрать целую охапку цветов, они как будто тянутся к тебе. Но нельзя, такую красоту должны видеть все.

          Ромашка – символ чистой России, а значит символ моей родины, любимой и неповторимой.

кружат вокруг цветка, будто танцуют  _________________________________

цветы стройные, высокие, нарядные, скромные   ________________________

скромные, как девочки-первоклассницы  ______________________________

Ромашки словно смотрят в небо,  шевеля от ветра белыми густыми ресничками  ______________________________________

хорошим настроением  ______________________________________________

они как будто тянутся к тебе _________________________________________

На чтение 10 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Достоянием русского языка можно считать фразеологизмы. У этих устойчивых речевых выражений нет автора. Они неделимы по смыслу и являются единым целым.

В своей речи каждый из нас применяет их часто, хотя и не замечает. С помощью фразеологизмов показывают свое отношение, речь становится яркой и образной.

Все фразеологизмы появились для выражения определенного события или явления. Позднее по различным причинам их стали применять в переносном смысле, но сходном с первоначальным значением. Фразеологизмы бывают как однозначными, так и многозначными, могут иметь синонимы и антонимы.

В предложении выражаются одним членом.

Фразеологизмы можно разделить на четыре вида. К первому относятся устойчивые сочетания, имеющие отношение к историческому прошлому народа. Второй вид – это образные речевые обороты, в которых отражаются народные традиции.

К следующему виду принадлежат появившиеся от разнообразных ремесел устойчивые комбинации слов. И наконец, последний вид – это крылатые выражения. Устойчивые обороты, входящие в каждую группу, имеют свою уникальную историю происхождения.

Например, речевой оборот “рукой подать” означает “недалеко”, а фразеологизм “поставить в тупик” заменяет выражение “привести в замешательство”.

Таким образом, без фразеологизмов, которые мы используем с самого детства, невозможно представить повседневной речи. Фразеологизмы можно назвать “золотым резервом” русского языка за их эмоциональную окраску и меткость.

Сочинение на тему “Фразеологизмы”« Сборник “На ранних поездах”Дома и стены помогают (1) »

Фразеологизмы

Иногда мы даже не замечаем, насколько прочно вошли в нашу жизнь и наш язык, особые устойчивые словосочетания, которые воспринимаются как неразрывные высказывания и воспроизводятся в виде целостной конструкции, которая приравнивается в смысловом отношении до одного слова. Эти словосочетания получили название «фразеологизмы».Фразеологизмы возникают в процессе речи совсем не за общими грамматическими закономерностями, а иногда даже вопреки этим закономерностям и правилам построения предложения. А все потому что эти выражения устоявшиеся, сформированные носителями языка в течение многих лет (а иногда и столетий), и эти же носители (то есть, обычные люди, мы с вами) используют фразеологизмы в бытовом общении, в художественном и эпистолярной речи так непринужденно и живо, как будто родились с ними на устах. Иностранцу, который пытается выучить язык любой страны (а устоявшиеся выражения есть во многих языках мира) труднее всего понять и перевести именно фразеологизмы — потому что иногда первоначальное значение выражения спрятано где-то очень глубоко, за кучей проволочек слов. И зависит этот смысл от культурных особенностей быта народа, именно поэтому мы понимаем свои фразеологизмы, а иностранцы обычно могут только заучить содержание определенной фразы. Возникает вопрос: а зачем нам они, эти фразеологизмы? Ведь без них будто меньше путаницы, и часто густо фразеологический оборот лишь усложняет форму предложения, заменяя одно слово целой конструкцией. Например, выражение «заткнуть за пояс» можно заменить одним словом — «превзойти». На этот вопрос есть несколько вариантов ответа. Во-первых, без фразеологизмов (как и без других средств вещания) речь была бы сухой и слишком официальной. Эти высказывания придают нашей речи образности, выразительности и яркости, позволяя говорящего выразить свое отношение к тому, о чем он говорит. А с помощью фразеологизмов сделать это бывает значительно проще. Например, выражение «сесть на голову» передает гораздо больше эмоций, чем простое слово «обнаглеть». А фразеологизм «искать вчерашний день» раскрывает всю глубину тоски по тому, чего тщетно ищешь, чего уже нет. Во-вторых, слушатель или читатель тоже воспринимает услышанное или прочитанное совсем иначе — подключая свое воображение и улавливая весь спектр образов и эмоциональных единиц, которые заложены в выражении. А это способствует более сильному сопереживанию. Именно поэтому читать текст, окрашенный фразеологизмами значительно приятнее и легче, чем просто сухой и логичный текст. В-третьих, правильное и точное использование фразеологических оборотов дает возможность проявить свой ум, умение остроумно и точно высказываться, избегать штампов и выбирать среди многих устойчивых выражений один, наиболее целесообразный. Умение использовать фразеологизмы можно воспринимать как игру, где победитель — тот, кто смог наиболее коротким путем добраться до цели, то есть выразить весь спектр эмоций и содержания, использовав лишь несколько метких фраз. Именно фразеологизмы временем порождают наиболее нетривиальные образы, становясь неисчерпаемым источником шуток и анекдотов. Что касается писателей, то трудно вообще представить их деятельность без использования фразеологических оборотов. Поэтому хочется пожелать каждому, кто считает себя интеллектуальным человеком, овладеть фразеологией, ибо она дает грандиозные возможности по использованию языка и выражения собственных чувств.Ответы (2)Знаешь ответ?Не уверен в ответе? Найди верный ответ на вопрос ✅ «Написать короткое сочинение-рассуждение роль фразеологизмов в русском языке …» по предмету ? Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Новые вопросы по русскому языкуДанные слова разбери по составу и раздели их по группам: Ветер, книжка, города, красный, окунь, гора, горный, погрузка, побег, переход, холод, нагрузка, лисица.Ответы (2)Расцвела, сирень, душистая. Морфемный разбор.Ответы (1)1 Какие города Молдовы и России вы знаете? 2 Какие реки Молдовы и России вы знаете?Ответы (2)Сочинение мой любимый праздник план тоже 2 классОтветы (1)Морфологический разбор слово ярокОтветы (1)

Фразеологизмы в такой степени вошли в нашу жизнь, что мы, не задумываясь употребляем, то или иное выражение. В тот момент, когда наши уста произносят фразеологизм, мы четко осознаем, что оно значит в общем, а не отдельные слова. Например, устойчивое выражение «сложа руки», не означает в буквальном сложить руки, а выражает степень бездельничества. Фразеологизм усиливает значение слова, выражает смысл более ярко, чем одно слово.

Множество таких фраз пришли к нам из прошлых веков. Когда мы произносим словосочетание «играть в бирюльки», то имеет в виду, что человек несерьезно относится к проблеме и занимается пустяками. А пошло оно от старинной игры, в которой требовалась вытаскивать специальным крючком разбросанные мелкие предметы, не задевая их. Эта игра довольно проста и в нее играли, когда следовала развлечься. Со временем это выражение стало крылатой фразой.

Фразеологизмы помогают нам в жизни получить больший эффект от своих слов. Они усиливают эмоциональный посыл. В пример, «мамаево побоище» означает большая ссора или битва. Эффект от такой фразу будет более явным, чем от «произошла большая ссора».

Все это говорит от том, что русский язык очень многогранен и щедр, а фразеологизмы придают ему особый шарм. Они делают наш родной язык очень ярким и более разнообразным.

<glav>Другие темы:</glav>← Взаимоотношения людей↑ На свободную темуИмя существительное как часть речи → `

Фразеологизмы

frazeologizmy.jpg

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание картины Осень. Веранда Жуковского (6 класс)

    По мнению многих художников, осенняя пора – романтичное время года. При этом у одних оно вызывает желание раствориться в природе, получив порцию умиротворения. Других располагает к созданию шедевров.

  • Сочинение Танцы (я занимаюсь танцами) мой любимый кружок

    В моей школе довольно много интересный и не очень кружков: программирование, шахматы, баскетбол и т.д. Но меня больше всего привлек кружок по танцам. Его и по сей день преподает нам учитель из частной школы

  • Сочинение-описание по картине Кожина Церковь Покрова на Нерли (8 класс)

    На картине Кожина Семёна Леонидовича «Церковь Покрова на Нерли», изображена белокаменная церковь 12-го века. Многие художники изображали эту церковь на своих картинах. Даже у данного автора написано

Опубликовано 04.01.2017 — 6:29 —

Данный материал поможет девятиклассникам при подготовке к экзамену по русскому языку. Образец сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С 15.1)

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngnuzhny_li_frazeologizmy_v_russkoy_rechi.docx 15.43 КБ

Предварительный просмотр:

Нужны ли фразеологизмы в русской речи?

             Нужны ли фразеологизмы в русской речи? Ответ на этот вопрос очевиден. Конечно, нужны. Их использование в речи человеком издавна неоспоримо дает ответ на этот вопрос. Попробуем разобраться почему.

    Во-первых, фразеологизмы в  русском языке служат для создания образности и выразительности речи. Они богаты и разнообразны по своему составу, насыщены смыслом, эмоциональны, оценочны и субъективны.  Как правило, фразеологизм  можно заменить одним словом (зарубить на носу-запомнить, бить баклуши-бездельничать, вставлять палки в колеса-мешать).  Интересно и то, что фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы, что делает их еще более необходимыми в речи каждого человека  (овчинка выделки не стоит-игра не стоит свеч, семи пядей во лбу- пороха не выдумает). Они сложны по составу, состоят из нескольких слов, которые не могут употребляться самостоятельно или принимают другое значение, нельзя включать в их состав новые слова или менять грамматические формы слов, переставлять слова местами.

    Во-вторых, сфера их употребления достаточно широка.  Фразеологизмы могут употребляться и в разговорной речи, и в книжной.  Могут быть ярко и эмоционально окрашены, а могут быть  и лишены экспрессивной окраски. Это позволяет использовать их в самых различных ситуациях, от самых обыденных до самых неординарных. Фразеологизмы можно встретить и в научных статьях, и в заурядных разговорах на бытовые темы. Многие так прочно вошли в нашу жизнь, что мы даже не замечаем, когда употребляем их. « Крутимся, как белка в колесе» целый день, а можем и «работать спустя рукава»,  злимся,  грозим «показать кузькину мать». Пропускаем  информацию  «мимо ушей», потом « в глубине души» жалеем, хотим «заморить червячка» или  даже  «забить стрелку».  

    В-третьих, если человек использует в своей речи фразеологизмы, то это и характеризует его особым образом. Это говорит о том, что он начитан и образован, ведь речь указывает на интеллектуальный потенциал человека. Именно по тому, как человек говорит и как пишет, мы можем многое узнать о нем. И чем богаче словарный запас , тем более развит его ум. Человека образованного и начитанного выдает богатство  речи, и немалую роль в ней играют фразеологизмы.

      Таким образом, широкое применение фразеологизмов в речи делает ее красивой и эмоциональной, фразеология давно и прочно вошла в нашу жизнь, вошла в жизнь каждого человека. А если он еще образован и начитан  и фразеологизмами насыщена его речь, то такого человека приятно слушать. Такая речь раскрывает характер собеседника, привлекает слушателей, делает общение живым и интересным. Фразеологизмы в русской речи нужны, потому что обогащают словарный запас образными выражениями, повышают культуру речи, помогают в освоении языка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-374857-1388665549.jpg

Дифференцированный урок по теме «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ в русском и немецком языках»

Дифференцированный урок по теме«ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ в русском и немецком языках»…

picture-377045-1389360651.jpg

Сборник «Фразеологизмы в русском языке»

Учебное пособие для учителей русского языка…

picture-351749-1387913080.jpg

Фразеологизмы в русском языке

Презентация к уроку изучения темы «Фразеологизмы» в разделе «Лексика» 6 класс….

Фразеологизмы — жемчужины русского языка

Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках «Недели русского языка и литературы» При изучении фразеологических оборотов эффективными формами  внеклассных занятий на мой взгляд, я…

picture-103202-1358082920.jpg

Сравнительно-сопоставительный анализ фразеологизмов немецкого, русского и татарского языков

Данная учебно-исследовательская разработка предназначена для выступления на научно-практической конференции школьников. В ней содержится анализ с элементами исследования фразеологизмов, представленных…

picture-993930-1515668399.jpg

Фразеологизмы в русском языке

В данной презентации рассматриваются фразеологизмы русского языка. Презентация состоит из следующих разделов:ТеорияПрактика (закрепление изученного материала)….

picture-1078825-1542548324.jpg

Фразеология. Истоки возникновения фразеологизмов в русском языке.

В работе представлены источкини возникновения науки фразеология….

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-na-temu-frazeologizmy/
  • https://www.lang-lit.ru/2017/02/chto-takoe-frazeologizmy.html
  • https://urokam.net/russkij-jazyk/3361644.html
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/na-svobodnuyu-temu/frazeologizmy
  • https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/01/04/nuzhny-li-frazeologizmy-v-russkoy-rechi

  • Что означает фраза сбился с пути сочинение аргументы из литературы
  • Что означает слово латы из сказки о царе салтане
  • Что означает слово лук из сказки о царе салтане
  • Что означает слово престол в сказке о царе салтане
  • Что означает слово подметка в рассказе распутина уроки французского