Что означает фраза сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок

литературный бой фантазия сказок пушкина викторина по произведениям а.с.пушкина 4 класс подготовила учитель начальных классов расуева саида исаевна могилевской

                                           
Литературный бой

                                   
«Фантазия сказок Пушкина»

                    
Викторина по произведениям А.С.Пушкина

4
класс

                                              
Подготовила учитель   начальных классов

                                                                
Расуева Саида Исаевна

                                             
Могилевской СОШ им.Н.У.Азизова

Цели:

 1.Учебные:
закрепить знания сказок А.С.Пушкина; помочь учащимся в воспроизведении отрывков
из сказок.

2.Развивающие:
развивать внимание детей на уроке литературного чтения; развивать память.

3. 
Воспитательные: воспитывать любовь к литературному творчеству А.С.Пушкина; 
воспитывать чувство дружбы и товарищества в соревновании.

Оборудование:
портрет А.С.Пушкина; карточки с текстами викторины; компьютер ;интерактивная
доска.

                                             
                  Ход урока

1.    
Организационный
момент

Положительный  настрой на работу.

Учитель:

Викторина- викторина-

Наша детская игра,

Даже каверзных вопросов

С нетерпеньем ждем всегда.

Ну, а если это Пушкин!

Что об этом говорить!

Надо нам его все сказки

Очень быстро повторить.

Чтоб ответить на вопросы ,

Помни: сказки надо знать.

Для того чтобы команда

Сумела снова вы-и-грать!

2.    
Подготовительный
этап

Учитель:

«Сказка ложь, да в ней намек.

Добрым молодцам урок».

Кому принадлежат эти слова? (А.С. Пушкину)

Учитель:

Да, эти слова принадлежат великому русскому поэту и писателю
А.С.Пушкину. Он родился в 1799 году  и умер в 1837 году. За короткий жизненный
путь А.С. Пушкин оставил огромное наследие в прозе и в стихах для будущего
поколения всего мира. И  сегодняшний наш урок будет посвящен творчеству
А.С.Пушкина, особенно его сказкам.

А проведем урок в форме литературного боя двух команд. Первая
команда  «Фантазеры», вторая команда «Сказочники». Игра будет проходить в три
раунда, с подведением итогов после каждого раунда.

3.    
  Литературный
бой

                                                         1-й
раунд

Учитель:

В первом раунде   команды будут отвечать на мои
вопросы. За каждый правильный ответ команда получит 1 балл.

                                Вопросы
команде «Фантазеры»

1.    
В каком
городе родился А.С.Пушкин ? (В Москве)

2.    
Кто
оказал огромное влияние на сказочное творчество А.С.Пушкина? (Няня Арина Родионовна)

3.    
Какое
любимое время года было у А.С. Пушкина? (Осень)

4.    
«У
лукоморья дуб зеленый…»- откуда эти строчки ?  (Пролог к поэме «Руслан и
Людмила»)

5.    
«Унылая
пора ! Очей очарованье…» Прочти эти  чудесные пушкинские строчки.

(Унылaя пoра! Очей очaрованье!
Приятн
a мне твoя прoщальнaя крaсa
Люблю я пышное прир
oды увядaнье,
В б
aгрец и в зoлoтo одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небес
a,
И редкий солнц
a луч, и первые морозы,
И отд
aленные седой
зимы угрозы.)

6.    
Какой
фразеологизм вышел из «Сказки о рыбаке и рыбке?» (Остаться у разбитого корыта,)

7.    
Перечислите
все сказки Пушкина. (Их пять: «Сказка о попе и о разбойнике его Балде»:

«Сказка о медведихе»:

«Сказка о царе Салтане..»:

«Сказка о рыбаке и рыбке»:

«Сказка о мертвой царевне..»

«Сказка о золотом петушке».

8.    
Какая
сказка  Пушкина заканчивается словами : «Сказка ложь, да в ней намек . Добрым
молодцам урок»?  (Сказка о золотом петушке»)

9.    
Какая
сказка Пушкина начинается словами:

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл по базару

Посмотреть кой-какого товару? («Сказка о попе и о
работнике его Балде»)

10.Какая сказка начинается такими
словами:

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон? («Сказка о золотом
петушке»)

                                    Вопросы
команде «Сказочники»

1.    
В каком
учебном заведении учился А.С.Пушкин? (В Царскосельском лицее)

2.    
Назовите
хоть одно стихотворение А.С.Пушкина , посвященное Арине Родионовне . (Няне,
«Зимний вечер»)

3.    
Какое
крупное историческое событие 1812 года нашло патриотическое отражение в
творчестве А.С.Пушкина? (Война России с Наполеоном Бонапартом).

4.    
Что такое
«Лукоморье «, где стоял могучий дуб? (Изгиб берега реки)

5.    
«Мороз и
солнце ; день чудесный !…» продолжите эти строки .

(Мороз и солнце ; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!)

6.    
В одной
сказке употребляется выражение «варёная полба». Что такое полба? (Это особый
сорт пшеницы).

7.    
С какой
надписью подарил свой портрет Жуковский двадцатилетнему Пушкину в день
окончания  Пушкиным произведения «Руслан и Людмила»? («Победителю ученику  от
побежденного учителя»)

8.    
В каком
произведении Пушкина на берегу моря находятся сразу несколько сказочных героев?
(Пролог к поэме «Руслан и Людмила»  У лукоморья дуб зелёный…)

9.    
Какие
сказки Пушкина заканчиваются словами:

Я там был, мёд, пиво пил,

Да усы лишь обмочил?  («Сказка о мёртвой царевне …»,
«Сказка о царе Салтане..»)

10.Какая сказка Пушкина заканчивается
словами:

«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»?  (Сказка о
попе и о работнике его Балде»)

 Учитель:

Подводим итоги 1-го раунда соревнования команд
«Фантазёры» и «Сказочники». (Объявляются результаты в баллах).

                                     
                             2-й раунд

Учитель:

На столе разложены карточки с цитатами из сказок
Пушкина. Из каждой команды выходят по одному человеку, берут карточку  и
отвечают на вопрос. За каждый верный ответ получают по 1 баллу. Если ученик
затрудняется ответить, то может помочь команда, но в этом случае  команде
засчитывается только половина балла. За выразительность чтения жюри может
добавлять ещё половину балла.

                                  Вопросы
для карточек команде «Фантазёры»

1.- «Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря». («Сказка о царе Салтане..»)

2. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года. («Сказка о рыбаке и
рыбке»)

3.«Свет мой, зеркальце! Скажи

         
Да всю правду доложи:

        
Я ль на свете всех милее,

  Всех румяней и белее?»  («Сказка о мёртвой
царевне…»)

4.    
Петушок 
с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож , как со сна,

Шевельнется ,встрепенётся ,

К той сторонке обернется

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй , лежа на боку!  («Сказка о золотом петушке»)

5.    
В палатах
видит свою старуху,

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины:

Заедает она пряником печатным;

Вкруг её стоит грозная стража.  («Сказка о рыбаке и рыбке»)

6.    
Сколько
богатырей выходят из моря в сказке Пушкина о царе Салтане?   Кто вспомнит
отрывок?

  Там ещё другое диво;

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

7.    
Жил-был
славный царь Дадон,

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело. («Сказка о золотом петушке»)

8.    
Какое
первое произведение написал А.С.Пушкин?  (Поэму «Руслан и Людмила»)

9.    
Как звали
жениха царской дочери из сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях ? 
(Королевич Елисей)

                         Вопросы  для
карточек команде «Сказочники».

1.    
Пошёл он
ко своей землянке,

А землянки нет уж и следа;

Перед ним изба со светёлкой,

С кирпичною ,белёною трубою,

С дубовыми, тесовыми вороты.  («Сказка о рыбаке и рыбке»)

2.    
Назовите
полное название сказки о царе  Салтане. ( «Сказка о царе Салтане ,о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди»)

3.    
Со
второго щелка

Лишился поп языка,

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика. («Сказка о попе и о работнике его
Балде»)

4.    
Кто с кем
так разговаривает:

      «Месяц, месяц, мой дружок,

        Позолоченный рожок!

        Ты встаешь во тьме глубокой,

        Круглолицый, светлоокий,

        И, обычай твой любя,

        Звезды смотрят на тебя».

(Это разговаривает королевич Елисей с месяцем.)

5.    
Кто и где
так «поёт при честном при всем народе:

«Во саду ли в огороде…»? (Это поёт белочка в «Сказке о Царе
Салтане….».)

6.    
Какой
герой сказки Пушкина превращался в разных насекомых и в какой
последовательности? (В «Сказке о царе Салтане…» князь Гвидон, желая навестить
отца превращался в комара, муху, шмеля.)

7.    
Вот
мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

«Посади ты эту птицу,-

Молвил он царю,- на спицу.

(«Сказка о золотом петушке»)

8.    
Какая
сказочная героиня 4 выполняла просьбу своего повелителя, а на пятый раз всё
отняла?(Золотая рыбка в одноименной сказке А.С.Пушкина.)

9.    
Кто и
кому говорил:

    «Братец мой любимый,

     Устал, бедняжка,

     Отдохни, родимый»?

(Так говорил Балда зайке в «Сказке о попе и о работнике его
Балде».)

Учитель:

Закончен
второй раунд. Подводим итоги.

Итоги
двух раундов вместе.

                            
                                        3-й раунд

Учитель: 
Третий раунд мы проводим в форме игры «Ты-мне, я-тебе». Каждый член одной
команды задает вопрос противоположной команде.

                             
        Вопрос команде «Фантазёры».

1.    
Кому
принадлежат эти слова:

«Ты, царевич, мой спасатель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня…?   (Царевне-лебеди из «Сказки о
царе Салтане…»)

2.    
Кому
принадлежат эти слова:

— «Да вот верёвкой хочу море морщить

Да вас, проклятое племя,корчить»? (Балде из «Сказки о попе…)

3.    
Кто и к
кому так обращался:

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось»?  (Старуха обращается к старику в
«Сказке о рыбаке…»)

4.    
О какой
царевне идет речь:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла ;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива?  (О царевне мачехе из «Сказки о мертвой
царевне…»)

5.    
Как звали
собаку в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?   (Собаку звали
Соколко)

6.    
Из какого
произведения эти строки:

И девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя?   («Сказка о золотом петушке»)

7.    
О ком эти
слова:

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает будто пава?   (Царевна-лебедь из «Сказки о царе
Салтане…»)

8.    
Кто так
усердно работал:

Живёт…в поповом доме,

Спит     себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До светла всё у него пляшет,

Лошадь запряжёт, полосу вспашет.

Печь затопит, всё  заготовит, закупит,

Яичко испечёт, да сам и облупит»?  (Балда из «Сказки о
попе…»)

9.    
Как
менялось море в «Сказке о рыбаке и рыбке» в соответствии с требованиями
старухи?

(Слегка разыгралось;

Помутилося синее море;

Не спокойно синее море;

Почернело синее море;

На море чёрная буря;)

10.За какую плату согласился работать
Балда у попа?

(«Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай варёную полбу»)

                            Вопросы команде «Сказочники»

1.     Кому принадлежат эти слова:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее»?

(Эти слова зеркальца в «Сказке о
мёртвой царевне…»)

2.     С кем произведена расправа 
следующим образом:

И в глазах у своей столицы

Петушок спорхнул со спицы,

К колеснице подлетел

И царю на темя сел,

Встрепенулся , клюнул в темя

И взвился .. и в то же время

 С колесницы пал…-

Охнул раз, — и умер он?

(С царем Дадоном из «Сказки о золотом
петушке»)

3.     Кто имел такое приданое:

Семь торговых городов

Да сто сорок теремов?

(Царевна в «Сказке о мертвой
царевне..)

4.     В какой сказке придумано
такое испытание матери с ребёнком:

… бочка по морю плывёт.

Словно горькая вдовица,

Плачет,бьётся в ней царица;

И растёт ребёнок там

Не по дням , а по часам  ?

(Царица с сыном в «Сказке о царе
Салтане…»)

5.     Кто обращался так со своим
мужем:

На него старуха не взглянула,

Лишь с очей прогнать его велела?

(Старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»)

6.     Кто обращался к солнышку с
такими словами:

«Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу ,сводишь

Зиму с теплою весной ,

Всех нас видишь под собой»?

(Королевич Елисей  в «Сказке о
мёртвой царевне…»)

7.     Кто отравил царевну в «Сказке
о мёртвой царевне …?  (Сенная девушка Чернавка)

8.     Из какого произведения эти
строчки:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах…?

(«Сказка о царе Салтане…)

9.     Кем хотела стать
привередливая старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке «?

(Столбовою дворянкой: царицей;
владычичей морскою)

10.Из какой сказки эти строки:

Смотрит: коршун в море тонет

И не птичьим криком стонет,

Лебедь около плывет,

Злого коршуна клюёт?

(«Сказка о царе Салтане..»)

                            4  
Подведение итогов урока

Учитель:

Команды подсчитывают количество
баллов, заработанных в  ходе викторины . Члены жюри выявляют победителя игры.

-Чем понравился урок?

« Cказка - ложь, да в ней намёк , добрым молодцам урок ! »...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    « Cказка - ложь, да в ней намёк , добрым молодцам урок ! »

    Описание слайда:

    « Cказка — ложь,
    да в ней намёк ,
    добрым молодцам урок ! »
    Любовская О.Г.

  • 2 слайд

    «Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок!»

    Описание слайда:

    «Сказка – ложь, да в ней намек.
    Добрым молодцам урок!»
    А.С. Пушкин

  • 3 слайд

    Что такое «СКАЗКА»Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизн

    Описание слайда:

    Что такое «СКАЗКА»
    Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок.

    «Скоро сказка сказывается…» ─ отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ.

    Если подобрать к слову сказка однокоренные слова, то получим ряд слов, который раскроет нам его смысл:
    сказка
    сказывать
    рассказывать.
    То есть сказка — это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателей.

  • 4 слайд

    Сказка - это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувст

    Описание слайда:

    Сказка — это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка — это чудо!
    Сказка — это выдуманный сюжет, обязательно со счастливым концом! Сказка — это мостик в детство для каждого взрослого!
    Сказка — наша верная спутница в жизни. Сказки возникли очень давно (более1000 лет назад).
    Сказки – это энциклопедия прошлого, настоящего, и даже будущего.

  • 5 слайд

    Где живет сказка?В книгах ( различные печатные издания) В театре В скульпту

    Описание слайда:

    Где живет сказка?
    В книгах ( различные печатные издания)
    В театре
    В скульптурах
    В картинах (живопись)
    В фильмах, мультфильмах
    В фантазиях человека

  • 6 слайд

    Классификация сказок Народные

    Описание слайда:

    Классификация сказок

    Народные

    Литературные
    (авторские)
    о животных
    (герои: медведь, волк, кот,
    лиса, коза, петушок, курочка)

    бытовые (герои: мужик, барин, муж, жена)
    волшебные (герои: Иван-Царевич, Иванушка-дурачок,
    Змей Горыныч, Баба-Яга, Кощей-Бессмертный)

    СКАЗКИ
    Сказки народов России
    Сказки народов мира

    Сказки русских писателей

    Сказки зарубежных писателей

  • 7 слайд

    Виды сказок: сказки о животных волшебные бытовые

    Описание слайда:

    Виды сказок:

    сказки о животных
    волшебные
    бытовые

  • 8 слайд

    СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ

    Описание слайда:

    СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ

  • 9 слайд

    В сказках о животных героями могут быть не только люди, но и животные, кот

    Описание слайда:

    В сказках о животных героями могут
    быть не только люди, но и животные,
    которые умеют разговаривать,
    одеваются, как люди.
    Например: «Лисичка со скалочкой»,
    «Лиса и собаки»,
    «Петушок – золотой гребешок» и др.

  • 10 слайд

    Сказки о животных В сказках о животных говорится о повадках, проделках и з

    Описание слайда:

    Сказки о животных

    В сказках о животных говорится о повадках, проделках и
    зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь — глуповат, заяц — трусоват, волк — жаден, а Лиса Патрикеевна — хитрее хитрых, обманет кого хочешь.

  • 11 слайд

    Бытовые сказки

    Описание слайда:

    Бытовые сказки

  • 12 слайд

    Бытовые сказки – это сказки о жизни, о быте сельского или городского жителя,

    Описание слайда:

    Бытовые сказки – это сказки о жизни,
    о быте сельского или городского жителя, это смешные,
    порой даже нелепые истории, которые могут произойти
    с человеком (с людьми).
    Например: «Каша из топора», «Как мужик гуся делил»,
    «Дурак и берёза» и другие.

  • 13 слайд

    В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный.

    Описание слайда:

    В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный.
    Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, высмеивает
    лодырей.
    Самый любимый герой сказки — солдат. Ловкий, находчивый и в слове, и в деле, смелый, все знающий, все умеющий, веселый, неунывающий.
    Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит,
    кто окажется сообразительнее.
    Бытовые сказки

  • 14 слайд

    Волшебные сказки

    Описание слайда:

    Волшебные сказки

  • 15 слайд

    В волшебных сказках героям помогают волшебные силы: Волшебная пало

    Описание слайда:

    В волшебных сказках героям помогают волшебные силы:
    Волшебная палочка;
    Ковёр-самолёт;
    — Шапка-невидимка;
    Волшебный клубок
    Скатерть-самобранка и другие
    (например: «Марья-Моревна», «Царевна-лягушка»)
    Многие волшебные сказки рассказывают о воинском подвиге.
    Но сказочные герои сражаются не за Русь,
    не за Русскую землю. Они добывают для царя какое-либо диво дивное,
    чудесный предмет.
    Многие волшебные сказки рассказывают о воинском подвиге.
    Сказочные герои добывают для царя какое-либо диво дивное, чудесный предмет.

  • 16 слайд

    Сказочные композиционные элементыприсказкизачиныконцовкиЦель присказки и зачи

    Описание слайда:

    Сказочные композиционные элементы
    присказки
    зачины
    концовки
    Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить к слушанию сказки, заинтересовать ею, подчинить воле рассказчика.
    Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности.

  • 17 слайд

    ПРИСКАЗКА

    Описание слайда:

    ПРИСКАЗКА

  • 18 слайд

    ПрПРИСКАЗКАисказкиБыло это на море, на океане… В то давнее время, когда жил-б

    Описание слайда:

    ПрПРИСКАЗКАисказки
    Было это на море, на океане…
    В то давнее время, когда жил-был царь по имени Горох…
    Вы хотите сказочку? …
    Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
    Будет сказка занимательна… Слушайте её внимательно… .
    А кто мою сказку будет слушать…

  • 19 слайд

    ЗАЧИН

  • 20 слайд

    ЗачиныЗа далёкими полями, за глубокими морями… В некотором царстве, в некотор

    Описание слайда:

    Зачины
    За далёкими полями, за глубокими морями…
    В некотором царстве, в некотором государстве…
    В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
    Жили-были…
    В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
    В тридесятом царстве, небывалом государстве…

  • 21 слайд

    КОНЦОВКА

    Описание слайда:

    КОНЦОВКА

  • 22 слайд

    КонцовкиУстроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а

    Описание слайда:

    Концовки
    Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
    Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
    Стали жить-поживать – добра наживать.
    Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

  • 23 слайд

    Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к не

    Описание слайда:

    Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.

  • 24 слайд

    Русская народная сказка «Колобок» Колобок сбежал от бабы и деда. Он не знал,

    Описание слайда:

    Русская народная сказка «Колобок»
    Колобок сбежал от бабы и деда. Он не знал, что его ждут большие опасности. Вся история Колобка закончилась тем, что его съела хитрая лиса.
    Непослушание Колобка привело его к гибели. Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним людям .

  • 25 слайд

    Русская народная сказка «Гуси лебеди» Не послушание родительскому наказу, пр

    Описание слайда:

    Русская народная сказка «Гуси лебеди»
    Не послушание родительскому наказу, привело к беде. «… Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях…»
    В этой сказке девочке помогли упорство, трудолюбие, вежливое обращение и помощь другим. Когда девочка стала обращаться к тем, кто ей встретился по дороге, ласково и уважительно: печка – матушка, речка –матушка, все персонажи девочке помогли.

  • 26 слайд

    Русская народная сказка «Морозко» За свое трудолюбие и ответственность, за у

    Описание слайда:

    Русская народная сказка «Морозко»

    За свое трудолюбие и ответственность, за уважительное отношение к старшим старикова дочь была вознаграждена.

  • 27 слайд

    Русская народная сказка «Маша и медведь» Девочке помогли выбраться из сложной

    Описание слайда:

    Русская народная сказка «Маша и медведь»
    Девочке помогли выбраться из сложной ситуации и вернуться домой смекалка и трудолюбие.

  • 28 слайд

    Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый» Каждый должен делат

    Описание слайда:

    Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»

    Каждый должен делать ту работу, которую он умеет делать лучше всего, а заниматься «не своим делом» опасно для жизни и здоровья. 

  • 29 слайд

    Как хорошо, что есть на Земле Сказки чудесные эти!  Сказку возьмём, вместе пр

    Описание слайда:

    Как хорошо, что есть на Земле
    Сказки чудесные эти! 
    Сказку возьмём, вместе прочтём
    И про неё пропоём!
    Пусть живут вечно сказки,
    Пусть они дарят людям
    Волшебство, справедливость,
    Красоту и добро!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Что означает фраза сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок

  • Сейчас обучается 940 человек из 79 регионов

Что означает фраза сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок

  • Сейчас обучается 894 человека из 81 региона

Что означает фраза сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок

  • Сейчас обучается 569 человек из 77 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Внеурочное мероприятие « Поможем матушке природе»

  • Классный час на тему » 75 лет Победе в ВОВ»

  • Внеклассное мероприятие «Веселая ярмарка»

  • Конструкт игра соревнование с учащимися 3 классов по теме «Дорога, транспорт, пешеход и пассажир».

  • Конспект воспитательного мероприятия. «Божественная версия становления мира»

  • Внеклассное мероприятие “Путешествие в лес”

  • Конспект воспитательного мероприятия для 3 класса «Калейдоскоп национальных традиций»

  • Воспитательное мероприятие «Космическое путешествие»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5456468 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» – эти слова мы знаем с детства. Сказка – неизменный спутник детства. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром.
Развивать фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки. С этой целью мы с детьми решили сочинять сказки. Придумывая собственные экологические сказки, дети упражняли свою способность к экологическому мышлению, уясняли для себя природные взаимосвязи связи человека с окружающей средой. Эти сказки знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязями, с некоторыми проблемами влияния человека на природу и многими другими.
Создание сказок – увлекательное занятие. Это мы увидели, проделав лишь небольшую часть работы. А проходило всё очень непосредственно.
Часто по вечерам, усевшись на ковёр, и предложив для сочинения сказок несколько персонажей на выбор, придумывали сюжет, раскрывали линию произведения. Участие принимала вся группа: кто-то помогал в выборе героев, кто-то – в сочинении сюжета. И вот так шаг за шагом появлялись сказки. Сказки небольшие, но каждая со своим смыслом, каждая описывает какой-то случай из жизни животных, помогает видеть взаимосвязь живого и неживого.
В конце каждого занятия мы с детьми прочитывали сказку, придумывали названия, прослушав несколько вариантов и выбирали название. Какова же была радость, гордость у детей, что они сами смогли сочинить сказку. А ведь до этого они лишь слушали известные всем произведения, а тут сочинили сами. И все, вся группа принимала в этом участие. Представьте, что вскоре они увидят и услышат сочинённые ими сказки от родителей, от других взрослых. Это не ли радость, счастье для детей-писателей.
В это увлекательное занятие вовлекли и родителей. Мы попросили детей сочинить небольшие сказки на новогоднюю тематику. Все хорошо постарались. Получились интересные сюжеты. Думаем, что и для родителей был интересный опыт сочинения.

Путешествие друзей

Жили – были петушок, кошка и собака. Они были хорошими друзьями. Каждое утро девочка Даша кормила их. Петушку давала зёрна, кошке – молоко, собаке – косточку. Друзья всегда её благодарили, но каждый по – своему: петушок – «ку-ка-ре-ку», кошка – «мяу-мяу», собака – «гав-гав». Покормив всех, Даша уходила домой. Однажды друзья решили погреться на солнышке. Вдруг петушок сказал: «А давайте пойдём в гости». Кошка и собака согласились. Сначала они пошли к свинье и поросятам, они купались в луже. Затем увидели лошадь с жеребёнком, они жевали траву. По пути встретили корову с телёнком, которые пили воду из реки. К концу дня друзья устали и побрели все к своему жилищу.
Яша Кудрявцев, 6 лет, Ваня Зенцов, 7 лет

Петушок

Жил – был на свете Петушок – золотой гребешок. Каждое утро он пел песни и будил всех в округе. Однажды утром к нему пришли кошка Мурлыка и собака Щенок. Они хотели поиграть с Петушком. Но он, высоко задрав голову, прокукарекал: «Я не хочу с вами ни играть, ни дружить. Ведь вы поёте не как я, красиво и звонко». Щенок и Мурлыка обиделись и ответили, что не важно кто как поёт, а важно какие мы хорошие. И ушли.
Однажды утром, когда Петушок проснулся, шёл сильный дождь, но «певец» всё равно решил исполнить свою песенку. И вот беда: у него заболело горлышко. После этого Петушок не мог каждое утро будить всех в округе.
А Щенок и Мурлыка напевали свои песенки, Петушку было обидно и ему казалось, что они смеются над ним. Но это было не так. Собака и Кошка решили помочь Петушку. Они намазали ему горлышко маслом и он поправился.
Понял тогда Петушок свою ошибку и ему стало стыдно.
Полина Захарова, 6 лет, Соня Рыбакова, 6 лет

Самый быстрый в лесу

В одном сказочном лесу жил медвежонок. Звали его Топтыжка. Каждое утро он ходил к зайцу, учиться бегать. После нескольких занятий, заяц предложил Топтыжке побежать наперегонки.
Вот началось соревнование. Зайчик, конечно, быстро побежал, а Топтыжка догонял его. По дороге он встретил волка, который поинтересовался, куда это ты, Топтыжка, торопишься. Медвежонок всё и рассказал, что они с зайцем бегут наперегонки. Волк спросил: «А где же заяц?» «Так он уже убежал, я его догоняю»,- ответил Топтыжка. Волк, услышав это, решил догнать зайца и съесть его. «Ну, беги, беги, а я пошёл дальше»,- сказал волк и побежал. А медвежонок ни о чём не догадывался. Топтыжка бежал, но никак не мог догнать зайца. Вдруг прилетел воробей и рассказал ему, что волк догоняет зайца и хочет его съесть. Медвежонок со всей силы побежал и догнал зайца и всё рассказал ему. Так он помог своему другу. Заяц поблагодарил Топтыжку и сказал, что он теперь самый быстрый в лесу.
Василина Волкова, 6 лет, Азалия Мингазова, 7 лет

Письмо

Жил – был почтальон Печкин. С ним жил кот Матроскин. Недалеко от их дома был лес, в котором жил Зайчишка – трусишка. Однажды он попросил Печкина отнести письмо в другой лес для своего брата Зайчика – Побегайчика. Почтальон согласился. Пошёл Печкин в лес и долго искал Зайца. Вдруг увидел на снегу чьи-то следы и он пошёл по следу. Так он нашёл Зайчика-Побегайчика и отдал ему письмо, рассказал все новости о его брате.Обратно Печкин шёл с другим письмом для Зайчика – Побегайчика.
Саша Казанцев – Емелин, 7 лет, Данил Глушков, 6 лет

Вини-Пух, Шарфик, Ёжик

В Африке жил Жираф, которого звали Шарфик. Однажды к нему в гости пришёл Вини-Пух. Решили они поиграть: Вини-Пух залез на шею Жирафа и спустился с него как с горки. Было весело. Но что-то хотелось есть. Тогда Шарфик достал бананы. В это время пришёл ёжик и они все вместе пошли загорать на пляж и купаться в море. Усталые, но весёлые и довольные они пришли домой и сразу же уснули. А во сне они снова купались, загорали, ели бананы…
Андрей Харченко, 6 лет

Как они спасли зайца

Жил-был в лесу заяц. Однажды к нему в гости пришла девочка Настя и пригласила его поиграть. Кошка Мурка потеряла Настю и пришла за ней следом. Так их стало трое, и они стали играть. Услышав шум, прибежала на поляну лиса, посмотреть, кто там так громко кричит. Увидев зайца, она схватила его и побежала в свою нору. Настя с Муркой побежали за лисой. Но лиса так торопилась, что упала в норку крота, который спас зайца. А лиса убежала. Тут добежали Настя и Мурка и вытащили зайца.
Настя Якимова, 7 лет, Яна Беленкова, 6 лет

Новый друг

В одном лесу жил-был волк. Он был злым, всех кусал и пугал. Все от него убегали и никто не хотел с ним дружить. В этом же лесу жили два друга лиса и заяц. Они были хорошими и все хотели с ними дружить.
Однажды с волком случилась беда. В лес пришли охотники и хотели убить злого волка. Лиса и заяц узнали об этом и решили помочь ему, рассказав всё. Вместе решили, что нужно обмануть охотников.
Когда в лес пришли охотники, волк вышел к ним навстречу, а потом и лиса, и заяц выбежали из-за деревьев. Пока охотники смотрели на них, звери уже спрятались в лесу. С тех пор волк стал добрее, и все дружили с ним в лесу.
Вика Орехова, 6 лет, Аня Братчикова, 6 лет

Как Дружок заблудился в лесу

Это пёс. Зовут его Дружок. Однажды решил он побегать и заблудился. Дружок плакал и скулил, ему было очень страшно в лесу.
Вдруг прибежала лиса и сказала: «Давай я тебя отведу домой?». Дружок согласился и пошёл за ней по дремучему лесу.
Пролетела какая-то птица, пёс испугался, но лиса успокоила его: «Это сова. Она ночью не спит, а только днём. Ты её не бойся, она охраняет.
Кто-то завыл в лесу. Дружку стало страшно. «Это волк, он съест нас»,- сказал пёс, но лиса ответила, что они пойдут по другой дороге. Так они дошли до деревни. Собаки, учуяв лису, громко залаяли, теперь испугалась лиса. Но Дружок сказал:
«Не бойся. Пойдём ко мне в будку, поспишь, а утром уйдёшь в лес. Ведь должен же я тебя поблагодарить».
Наступило утро. Лиса попрощалась с Дружком и убежала в лес.
Даша Новосёлова, 7 лет

Лесное происшествие

В одной деревне, рядом с лесом, жила девочка Катя. Много было у неё друзей и в деревне, и в лесу. Однажды утром она отправилась в гости в лес к зайке. Решили они погулять по лесу. Вдруг на земле увидели два бугорка: большой и маленький. Они стояли и думали, что же это может быть? И тут случилось неожиданное. Бугорки зашевелились и из маленького вылез крот Федя, а из большого медведь Топтыжка. Посмотрели все друг на друга и засмеялись. Ведь Катя и зайка Даша совсем забыли, что их друзья: медведь Топтыжка живёт в берлоге (большой бугорок), а крот Федя под землёй (маленький бугорок). И ты это запомни, дорогой друг.
Катя Рокина, 7 лет, Галя Царегородцева, 7 лет

Как Лиса повадилась в курятник

В одной деревне, в одном доме жили два друга: кошка Мурка и собачка Дружок. Каждое утро после завтрака, они гуляли по двору. И вот однажды, проходя мимо курятника, они услышали голос петуха Пети. Он предупреждал всех жителей курятника о том, что в деревню поводилась ходить лиса Юля и поэтому все должны быть очень осторожными. Услышав это, друзья решили, что весь день они проведут у курятника и проучат лису.
Прошёл день, наступила ночь. И вот пришла лиса Юля. Она шла тихо, но всё-таки друзья услышали её шаги. Когда лиса приблизилась к курятнику, они залаяли и замяукали. Так они разбудили весь двор. Услышав шум, лиса испугалась и убежала в лес. А друзья довольные своим поступком пошли в дом спать.
Аня Жукова, 6 лет

Сказки, сочинённые с родителями.

Снежная печка

Сделала я однажды снежную печку. Вставила трубу и заслонку. Дощечек, веток подбросила в неё…Раз, два, три – снежная печка гори! Ветер разметнул над трубою дымок и замерцал в очаге огонёк. Смогут теперь обогреться у печки снежные маленькие человечки.
А утром я своей печки не нашла. Ночью буран её снегом замёл. Хворост погас, а печёные ледышки съели, наверное, снежные мыши.
Ксюша Лобанова, 7 лет.

Зимний рассказ

Снегурочка послала зайчика отнести письмо Деду Морозу. По дороге ему встретилась лиса и волк. Они спросили зайчика, что ты несёшь. Он ответил, что несёт письмо деду Морозу. Когда он прочитает его, он даст подарки. Позавидовали волк и лиса да отобрали письмо у зайчика и побежали к Деду Морозу, чтобы самим получить подарки. Дед Мороз прочитал письмо и понял, что его хотят обмануть, так как письмо должен был принести зайчик. Дед Мороз разозлился на волка и лису. Отругал их, что им стало очень стыдно и они убежали. Потом пришёл зайчик весь в слезах. Дед Мороз его успокоил и отдал ему подарки, зайчик был очень рад.
Настя Алметева, 6 лет.

Чудо

Однажды в студёную, зимнюю пору
Я из дому вышла, был сильный мороз!
Смотрю весь народ, направлялся на площадь.
И мы побежали на площадь бегом.
А там, я глазам своим не поверила,
На площади ёлка стоит: «Красота!»
Там зайчики, лисы, волчата, тигрята.
Они с Дед Морозом ведут хоровод.
Меня поздравляют, подарки мне дарят.
О чудо!Ведь это пришёл Новый год!
Софья Рыбакова, 6 лет

В ГУЗ ТО «Тульская областная детская психоневрологическая больница» (г. Тула, ул. Бундурина, д. 43) в рамках занятий по арт-терапии прошло импровизированное театральное представление по мотивам известной сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».

 «В дорогу, девчонки! В дорогу, мальчишки!

По лесенке знаний шагайте смелей!

Чудесные встречи и добрые книжки

Ступеньками будут на ней».

При поддержке персонала больницы и по инициативе сотрудников отдела по благотворительности и социальному служению Тульской епархии маленькие пациенты вместе с мамами и бабушками побывали на «островке» вдохновения и позитивных эмоций.

В последнее время популярные издания, посвященные проблемам развития детей, активно предлагают воспитателям и родителям обратить внимание на сделанные французскими учеными в ходе недавних научных исследований выводы: «Если вы хотите чему-то быстро обучить своего ребенка, то заставьте его смеяться». –

Таким образом, в очередной раз подтверждается мнение о том, что все новое – это хорошо забытое старое. В связи с этим давайте вспомним популярную еще в советские времена детскую песенку о том, что «учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!» Эффективность данного утверждения наверняка смогут подтвердить многие взрослые, которым посчастливилось познакомиться с талантливыми и мудрыми педагогами, встречи с которыми неизменно ассоциировались с ощущением праздника, а уроки, проходившие в душевной и комфортной обстановке, запомнились на всю жизнь!

Со стороны взрослых требуются значительные усилия, направленные на вовлечение ребенка в постоянную деятельность – учебную, трудовую, в организованные развлечения. Учитывая индивидуальные особенности детской психики, необходима стимуляция активности, чаще дозированной. В больничных условиях с помощью воспитателей, инструкторов, методистов-психологов проводится разнообразная работа по организации игр, досуга и развлечений.

Ребенок, проходящий лечение, так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их и в будущем приносить с их помощью пользу обществу, не под силу маленькому человеку самостоятельно. Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, обладающий разносторонними социальными потребностями – в познании (в том числе и духовном), общении, творчестве.

При становящемся в наши дни массовым отрицательном отношении к учебе и труду, в качестве «ключа» к началу реабилитационного процесса можно попытаться использовать различные увлечения и хобби. И задача взрослых – подыскать занятия, к которым ребенок или подросток проявляет искренний интерес (книги, рисование, лепка, спортивные игры, турпоходы и др.).

Особое значение в воспитании традиционно имеет книга, и это неслучайно. Первая строка Евангелия от Иоанна гласит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Даже в самые тяжелые времена, даже самые необразованные русские люди стремились внимать словам Священных текстов, осознавая, что воистину «без Бога – не до порога!» Именно вера помогает человеку обретать самого себя, не утрачивая при этом связь с национальными традициями.

За последние десятилетия русская самобытность подверглась серьезному испытанию. Согласно социологическим опросам, россияне перестают читать не только классическую литературу, отсутствует интерес к чтению как таковой. Но ведь именно в языке заложен некий генетический код русской культуры, само понятие «русскости».

Многие священники рекомендуют и детям, и взрослым чтение сказок, появляющихся в жизни каждого человека, как правило, с раннего детства. Их рассказывают мамы, бабушки. Дети вырастают, и уже сами, своим детям, пересказывают эти же сказки.

В сказках отражается дух нашей Родины. Православная Русь всегда жила верой в Бога и учила свой народ соблюдать заповеди Божии, запечатленные мудрыми сказками. Великий русский поэт А.С. Пушкин, день рождения которого отмечается в июне, дал напутствие, сохранившее свою актуальность: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Урок добра и справедливости солнечным июньским днем в игровой форме получили малыши, находящиеся на лечении в «Тульской областной детской психоневрологической больнице». Сюжет инсценированной сказки знаком всем: всети бедного рыбака однажды попалась золотая рыбка, неожиданно заговорившая человеческим голосом и обещавшая выполнить любое его желание. Но старик сжалился над ней и отпустил, ничего не попросив для себя: «Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово: Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо, ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе…»

В противовес злобной и жадной старухе характер старика отличается смирением и кротостью: он не спорит и не противоречит жене, когда та вновь и вновь отправляет его к золотой рыбке со своими требованиями.

Само слово «смирение» означает – стараться быть в мире со всеми. Церковь учит, что смирение привлекает к нам милосердие Божие. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». В Евангелии Христос говорит: «Научитесь от Меня, так как Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». (Мф. 11, 29)

От смирения рождается и благодарность за все, происходящее в нашей жизни. С радостью и благодарностью восприняли малыши этот маленький спектакль!

Как известно, дети должны общаться друг с другом, иначе их социальная адаптация будет неполной. Однако этим общением необходимо руководить. В подборе товарищей для игр нужно, по возможности, учитывать взаимные симпатии и антипатии, сходство интересов.

В импровизированной театральной труппе сделать это, конечно же, было непросто. Обусловлено это спецификой больничных условий: отсутствие традиционных репетиций с плановым распределением ролей, заучивание текста наизусть и т.п.

Пытаясь, по возможности, сохранить заявленную тематику встречи – «Сказки Пушкина», в ходе действа организаторам пришлось вводить в постановку и новых участников. Так, в «Сказку о золотой рыбке» органично влился образ Кота Ученого, талантливо представленного юной Ангелиной; персонаж всезнающего автора-рассказчика, озвученный Верочкой и ее мамой; появилась и сцена приветствия мудрой и горячо любящей всех своих праправнуков и праправнучек няни поэта – Арины Родионовны в исполнении замечательной сотрудницы больницы Натальи Аркадьевны.

В отличие от взрослых, поначалу выражавших удивление по поводу некоторых несоответствий с оригиналом, дети сразу же влились в атмосферу творчества и фантазии. Захватывающим моментом сюжетной линии для детского восприятия стало забрасывание стариком Димитрием невода в синее море в надежде поймать хотя бы одну из трех весело плещущихся живых золотых рыбок (Вадим, Ярослав, Матвей), каждая из которых обладала своим особенным и неповторимым характером.

В отличие от сказки Пушкина, персонаж маленькой Юлии – вредная старуха – получился несколько иным: девочке очень понравилось «прясть пряжу»! «Заразившись» духом трудолюбия и общего радостного настроения, «старуха» вместе со всеми отправилась к морю и стала помогать старику тянуть невод!

В завершение представления все участники дружно и весело «испекли каравай», но непростой, а в виде «пряников печатных», которые так любила сказочная старуха.

Вот таким вечным христианским ценностям незаметно для себя учились в процессе игры малыши, и, кто знает, может быть, и взрослые тоже.

Известный исследователь творчества Александра Сергеевича Пушкина, Валентин Семенович Непомнящий – писатель, доктор филологических наук, однажды отметил: «Пушкин – мой учитель и поводырь в жизни, помогший мне, уже взрослому человеку, воспитанному атеистическим режимом, обратиться к вере, вспомнить о Христе. Отсюда мой постоянный интерес к религиозным основаниям пушкинского гения и пушкинского художественного мира…»

Информационная служба отдела по благотворительности и социальному служению

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для родителей

«Сказка ложь — да в ней намек, добрым молодцам урок»

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала — колыбельными, затем — пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: «Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории «из жизни»? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.

Реальность сказочной жизни

Любая сказка — это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности — умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение — основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.

Какой должна быть сказка?

Мир сказки пластичен, он позволяет в считанные секунды строить и разрушать, стать на миг мудрым правителем или страшным тираном. Как тут не потеряться, да еще и себя самого найти – то есть смысл жизни?

Тут поможет путеводный клубочек – чувство собственной значимости, необходимости, удовлетворения собой и своими поступками, которое очень важно для каждого ребенка. И не важно, что, может быть, пока поступков, вызывающих гордость, не случилось – они обязательно будут. И ребенку очень надо в это поверить, как и в то, что он кому-то нужен – например, самым близким и любимым людям, вам родителям.

И в этом тоже поможет сказка. Но не любая. Она должна помочь ребенку понять самого себя, свои цели и устремления, возбудить любопытство, интерес к жизни и происходящим вокруг процессам. Она должна развивать интеллект, давать пищу для ума, и при всем этом не подавлять ребенка, а вызывать уверенность в себе, в собственных силах и своем будущем.

И все это – не обращаясь к реальному миру с его жесткими рамками и неразрешимыми вопросами. Нелегкая задача. При использовании рассказа из реальной жизни (или вымышленного, приближенного к жизненной ситуации), результат оказался и вовсе потрясающим – ребенок просто его не понимает! Для ребенка, особенно маленького ребенка, реальный рассказ с объяснением причин и следствий какого-либо события, поступка, явления, психологически неправдоподобен. Он дает ребенку информацию – и только.

Говоря проще, если сказка, предлагая ребенку и вымышленный мир, и вымышленные действия вымышленных героев осознается ребенком именно как сказка, то рассказы из реальной жизни вполне могут обернуться обыкновенной ложью. Ведь если взрослый может описывать некую вымышленную ситуацию, почему ребенок не может ответить тем же?

По мнению Б. Бетельхейма, всем приведенным выше требованиям удовлетворяет исключительно народная сказка. Она дает информацию, учит – но очень мягко, исподволь, она всегда ведет к хорошему концу – зло побеждено, а героя ждет награда, она предлагает ситуации, в которых ребенок может оценить себя, свои устремления, лучше понять их и то, к чему они ведут. Она дает так необходимое чувство удовлетворения и гордости – от сопереживания герою, который побеждает, спасает, помогает и обязательно получает награду.

Именно с сопереживания начинается собственная внутренняя жизнь человека, как сказал испанский писатель и философ Ф. Саватор: «В будущем сила характера ребенка и выбор, который ему предстоит сделать и от которого зависит его дальнейшая судьба — пассивное подчинение обстоятельствам или активная борьба, — в значительной степени будут зависеть от того, насколько вымысел и фантазия смогли научить его доброте и смелости». И конечно, что может научить лучше хорошей доброй волшебной сказки!

Сочиняем сказку сами.

Сейчас звучит много споров о сказках. Некоторые считают, что народные сказки временами излишне жестоки, что может подавлять ребенка или же наоборот, показывать, что насилие – неотъемлемая и нормальная часть жизни. Если и вам так кажется, сочините сказку для ребенка сами!

Ведь вполне можно, и даже совсем несложно, следуя основным канонам (к примеру, те самые «жили-были») написать сказку не о битве Героя с Кащеем, а об… изобретении лодки или приручении огня! Такие сказки тоже вполне могут помочь ребенку справиться с какими-то проблемами (боязнью темноты или воды, например…), почувствовать сопереживание герою, удовлетворение и гордость – от изобретения они ничуть не меньше, чем от победы в бою. А еще пробудят интерес к окружающему миру и знаниям, ведь это так увлекательно – учиться! А может быть, именно такие сказки помогут ребенку стать великим изобретателем. Кто знает…

У доброты есть лицо.

Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: «Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно». Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

Воспитание чувств.

В некоторых семьях родители очень рано начинают обучать малыша, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он, часто, не готов ни физически, ни морально. Тогда как для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств.

Детская сказка — одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные знания, не должны опережать нравственного развития ребенка!

  • Что означает слово срок родин из сказки о царе салтане
  • Что означает фразеологизм бабушкины сказки
  • Что означает фразеологизм ни в сказке сказать ни пером описать
  • Что означает фраза сбился с пути сочинение аргументы из литературы
  • Что означает слово латы из сказки о царе салтане