Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека
ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:
1) Что человек ищет в путешествиях?
2) Почему люди хотят путешествовать?
3) Как путешествия развивают личность?
4) Что человек ищет на своем жизненном пути?
5) Куда ведет жизненный путь человека?
6) Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
7) Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
9) Дорога к счастью — какая она?
10) Можно ли идти к цели «по головам»?
11) Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
12) Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
13) Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
14) Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
15) Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
16) Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
17) Как не сбиться с жизненного курса?
18) Что означает фраза «сбился с пути»?
19) Что направляет человека на жизненном пути?
20) Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
21) Какие качества необходимы для первооткрывателя?
22) Какие качества необходимы для путешественника?
23) Чему человек может научиться в путешествии?
24) Как определить свой путь в жизни?
25) Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
26) Как не потерять свою дорогу в жизни?
27) Для чего люди путешествуют?
28) Как путешествовать, не выходя из дома? Что мешает человеку двигаться вперед?
29) Можно ли утверждать, что жизненный путь – это постоянный выбор?
30) Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденную дорогу?
31) Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
32) Какой может быть «дорога к себе»?
33) Почему важно самому выбрать жизненный путь?
34) Дорога к себе: взлёты и падения
35) Что значит идти по жизни своей дорогой?
36) Выбор пути как жизненная проблема.
37) Как путешествия обогащают человека?
38) Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
39) Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
40) Какие цели важно преследовать на жизненном пути?
41) Как характер человека влияет на его жизненный путь?
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред.
Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:
1) Технический прогресс — зло или благо?
2) Чем опасен технический прогресс?
3) Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
4) Что такое технический прогресс?
5) Как развитие технологий влияет на общество?
6) Как развитие технологий влияет на человека?
7) Как развитие технологий влияет на экологию?
Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
9) Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
10) Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
11) Почему люди отстают от цивилизации?
12) Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
13) Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
14) Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
15) Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
16) В чем заключается опасность технократии?
17) Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
18) Для чего необходим прогресс?
19) В чем заключается личностное развитие?
20) Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
21) Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
22) Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
23) Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
24) Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
25) Почему обществу необходим прогресс?
26) Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
27) Какие люди способны стать двигателями прогресса?
28) Как научные открытия влияют на современное поколение?
29) Какие опасности таит в себе технический прогресс?
30) Как повлияло развитие технологий современного человека?
31) Можно ли жить лишь сегодняшним днем?
32) Какие возможности появляются у человека с развитием технологий?
33) С какими вызовами сталкивается человек в современном мире?
34) Когда технический прогресс может стать трагедией для человечества?
35) Что значит «разумное использование технологий?»
36) Можно ли утверждать, что с развитием технологий у людей появляется больше времени?
37) Почему человечество так стремится развивать технологии?
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:
1) Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
2) Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
3) Может ли преступление иметь законное основание?
4) Можно ли оправдать преступление?
5) Какое преступление никак нельзя оправдать?
6) Достоин ли преступник сочувствия?
7) Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
Месть — это преступление или восстановление справедливости?
9) Может ли преступление быть справедливым?
10) Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
11) Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
12) Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
13) Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
14) Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
15) Почему люди совершают преступления?
16) Какие преступления нельзя простить?
17) Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
18) Почему люди становятся преступниками?
19) Что мешает человеку преступить закон?
20) Какое наказание для преступника является самым страшным?
21) Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
22) Можно ли оправдать убийство человека?
23) Жестокость по отношению к животным — это преступление?
24) Может ли преступник исправиться?
25) Как бороться с преступностью в обществе?
26) Какие преступления нельзя прощать?
27) Может ли справедливость быть жестокой?
28) Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
29) Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
30) Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
31) Чувство вины — это хорошо или плохо?
32) Что толкает людей на преступления?
33) В чём разница между ошибкой и преступлением?
34) Какую роль играет совесть в жизни человека?
35) Важно ли анализировать свои поступки?
36) Может ли совесть лгать?
37) Возможно ли всегда поступать по совести?
38) К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?
39) Всегда ли можно исправить ошибку?
40) Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
41) Можно ли заслужить прощение?
42) Можно ли искупить свою вину?
43) Какие поступки можно считать непоправимыми?
44) Раскаяние в жизни человека.
45) Свобода и ответственность в жизни человека
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:
1) С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
2) Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
3) Как искусство влияет на личность?
4) Способно ли искусство врачевать душевные раны?
5) Магия классической музыки — в чем она заключается?
6) Какой вид искусства Вам ближе и почему?
7) Что лучше: книга или фильм?
В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
9) Как музыка влияет на людей?
10) Может ли кино заменить литературу?
11) Может ли кино заменить театр?
12) В чем разница между спектаклем и фильмом?
13) Может ли творчество помочь человеку найти себя?
14) Чему учит читателя классическая литература?
15) Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
16) Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
17) Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
18) Может ли книга помочь разобраться в себе?
19) Может ли чтение быть опасным?
20) Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
21) Какие качества помогает воспитать в себе литература?
22) Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
23) Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
24) Верно ли, что музыка — это язык чувств?
25) Почему люди в 21 веке не перестают читать?
26) Могут ли новые технологии заменить искусство?
27) Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
28) Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
29) Зачем человек слушает музыку?
30) Зачем человек читает книги?
31) Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
32) Может ли книга помочь в минуту отчаяния?
33) Какое произведение искусства Вы можете назвать великим?
34) Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
35) Какое произведение вы бы хотели экранизировать?
36) Какие произведения искусства делают вас счастливым?
37) Какую книгу вы бы прочитали своим детям?
38) Кто из современных писателей Вам особенно близок?
39) Какое место литература занимает в Вашей жизни?
40) Чего я жду от новой книги?
41) Книги моего детства.
42) Способна ли книга сделать человека лучше?
43) Какую книгу Вам хотелось бы перечитать?
44) Какая тема в литературе кажется Вам вечной?
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:
1) Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
2) Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
3) Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
4) Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
5) Кто счастлив на Руси?
6) Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
7) Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
Кому на Руси жить плохо и почему?
9) Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
10) В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
11) Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
12) Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
13) Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
14) Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
15) Что значит «любить Родину»?
16) Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
17) Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
18) Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
19) Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
20) Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства
состоит в сохранении и размножении русского народа»?
21) Верите ли Вы в то, что сказал когда-то Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
22) Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
23) Как научиться ценить свою Родину?
24) Как сделать Россию лучше?
25) Чего не хватает на Руси для полного счастья?
26) Кто виноват в бедах русского человека?
27) Почему люди на Руси страдают?
28) Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
29) Что мешает нам найти счастье на Руси?
30) Какого человека можно назвать патриотом?
31) Что объединяет нас в одну страну?
32) Как нужно относиться к своей Родине?
33) В чем польза и опасность патриотизма?
34) В чем польза и опасность критики России?
35) Какими качествами обладает русский человек?
36) Какими вопросами должен задаваться настоящий гражданин своей страны?
37) Может ли государство быть справедливым ко всем?
38) Возможно ли всеобщее счастье?
39) Какие социальные пороки влияют на общество, на жизнь людей?
40) Возможно ли абсолютная справедливость?
41) Почему важно помогать тем, кому трудно?
42) Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
43) Какие противоречия народной жизни и народного сознания отразил Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо»?
Источник: vk.com
Многомудрый Литрекон знает, какие герои сбились с жизненного пути, и представляет итоговое сочинение на тему: Что значит «сбился с жизненного пути»? Аргументы, тезисы, выводы и все остальное он написал в двух вариациях. Приятного просвещения!
Вариант 1
(429 слов) Мы так часто слышим, как кто-то сбился с жизненного пути, что начинаем питать живейший интерес к истинному значению этой фразы. На мой взгляд, она отражает негативную перемену человека и его курса. Он шел к одной цели, но не выдержал, сломался и сошел с дистанции. Чтобы точнее раскрыть смысл данного выражения, вспомним соответствующие литературные примеры.
Так, с жизненного пути сбился Раскольников, герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион был добрым и отзывчивым юношей: спас двух детей из горящего дома, отдавал последние деньги бедным, стремился помочь даже незнакомцам. Но в какой-то момент нищета надломила его. Себя он даже называл «угнетенным бедностью», и это точная формулировка без прикрас. Раскольников устал от безнадежности своего положения и лишений, поэтому скрасил свои дни теорией, согласно которой он мог принадлежать к высшей касте людей. Этим первопроходцам можно было все простить, ведь они двигали мир вперед. Из безобидной юношеской идеи эта мысль выросла в чудовищное наваждение, которое побудило героя совершить убийство. С этого поступка жизнь Родиона изменилась навсегда: он не смог общаться с горячо любимой семьей, потерял покой и едва не сошел с ума от чувства вины. После знакомства с Соней Мармеладовой он переосмыслил свое положение и признался в содеянном. Затем последовали годы на каторге. Разумеется, такого будущего для Родиона не мог предположить никто, его судьба была совсем иной. Можно с уверенностью сказать, что он сбился с пути.
Более обыденный и знакомый нам пример описал А.П. Чехов в рассказе «Ионыч». Дмитрий из амбициозного и талантливого врача превратился в унылого и обрюзгшего дельца, который на медицине лишь зарабатывал, чтобы потом сыграть в вист за сытным обедом. Как это произошло? Почему умные молодые люди забывают о юношеских идеалах и проникаются жаждой наживы, пошлостью, мещанскими страстишками? На Дмитрия так повлияло новое окружение. Герой перенял нравы и интересы той глубокой провинциальной тины, куда он попал после окончания университета. Сначала он пытался поддержать свой уровень эрудиции и духовных нужд в общении с Туркиными. Но позже разочаровался и в них, поняв, что эти персонажи застыли в своей пародии на развитие. Старцеву просто негде и не с кем было удовлетворять свои интеллектуальные потребности. Он подавал надежды, мог бы стать тем, кем хотел быть в начале произведения, но не выдержал давления окружения и подделался под мир, который презирал. Он сбился с пути, ведь шел совсем не туда, где оказался.
Таким образом, люди сбиваются с жизненной дороги, когда предают свои принципы и взгляды, совершая нечто такое, за что не могут больше себя уважать. В результате они доходят до того, что презирали, а не туда, где хотели бы бы быть. Поэтому так важно придерживаться своего мнения и идти на зов внутреннего голоса.
Вариант 2
(433 слова) Когда мы говорим о ком-то фразу «он сбился с жизненного пути», мы подразумеваем, что человек предал свои убеждения и отказался от той цели, которую поставил перед собой. Иногда это оправданный поступок, который был продиктован обстоятельствами, но чаще всего люди просто ленятся и утрачивают веру в себя, а потому сходят с дистанции до финиша. Чтобы лучше разобраться в их дезориентации, разберем подходящие примеры из литературы.
Читатель помнит, что в романе И.А. Гончарова «Обломов» главный герой сбился с пути из-за своей лени, избалованности и неподготовленности к самостоятельной жизни. С детства за него все делали слуги, и родители потворствовали развитию его пороков. Они сами не позволяли ему обслуживать себя и учиться полноценно. Зато в семье он видел лишь праздность, обжорство, безответственность. Конечно, именно такую модель поведения он перенял от мамы и папы. Однако в юности он все еще имел определенные амбиции и стремился к чему-то. Он окончил высшее учебное заведение и даже пошел на службу. Именно там его личность претерпела такое давление, с которым не справилась. Илья Ильич совершил ошибку, получил соответствующую реакцию от начальства и понял, что не создан для работы. Первое же испытание надломило его, и он вышел в отставку. После этого он уже плыл по течению и ничего не предпринимал для того, чтобы измениться в лучшую сторону. Только любовь к Ольге ненадолго пробудила его ото сна, но потом он все равно вернулся в прежнее русло. Обломов сбился с жизненного курса, стал лишним и потерянным человеком в обществе, потому что не работал над собой.
Сбилась с жизненного пути и Соня Мармеладова, но совсем по другой причине. Героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» была добродетельной верующей девушкой. Она росла в семье чиновника и могла рассчитывать на приличное место в обществе, но вся ее жизнь круто изменилась, когда отец запил и бросил работу. Денег стало не хватать даже на еду. Голодали маленькие дети ее мачехи, а сама Катерина Ивановна была неизлечимо больна. Соня не могла допустить, чтобы эти несчастные люди умерли у нее на руках. Она продала себя и стала жить «по желтому билету». Конечно, судьба продажной женщины — это вовсе не то, к чему стремилась героиня. Порок был ей противен. Но как выжить иначе, если других способов заработать нет, помочь некому? Да, героиня сбилась с пути, но едва ли ее можно осуждать за то, что ей пришлось предать свои убеждения ради спасения семьи.
Таким образом, человек сбивается с пути, когда меняет свои взгляды на те, которые ему претили ранее. Также эта фраза применима к тому, кто предается явным порокам и идет по пути деградации. Ведь под «дорогой» в данном случае мы подразумеваем направление, ведущее к раскрытию своего потенциала и успеху.
Автор:
Самый Зелёный
·
Многомудрый Литрекон наконец-то дождался чудного мгновения, и к нему явились направления итогового сочинения 2021-2022 года. Темы, которые будут на экзамене, пока не знает никто, но Литрекон опытен в таких делах: каждый год он угадывает минимум 35% реальных тем. По другим меняются формулировки, но аргументы попадают в цель. Поэтому давайте готовиться дружно и сообща, чтобы наши усилия увенчались всеобщим триумфом и допуском к ЕГЭ. Перед Вами список тем для наиболее эффективной подготовки к экзамену. Все эти формулировки повторяют закономерности прошлых лет, которые не меняются год от года. По ним и сочиняются темы. Приятного просвещения!
«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Какие темы будут по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»? Скорее всего, Вы увидите именно эти:
- Что человек ищет в путешествиях?
- Почему люди хотят путешествовать?
- Как путешествия развивают личность?
- Что человек ищет на своем жизненном пути?
- Куда ведет жизненный путь человека?
- Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
- Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
- Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
- Дорога к счастью — какая она?
- Можно ли идти к цели «по головам»?
- Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
- Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
- Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
- Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
- Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
- Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
- Как не сбиться с жизненного курса?
- Что означает фраза «сбился с пути»?
- Что направляет человека на жизненном пути?
- Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
- Какие качества необходимы для первооткрывателя?
- Какие качества необходимы для путешественника?
- Чему человек может научиться в путешествии?
- Как определить свой путь в жизни?
- Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
- Как не потерять свою дорогу в жизни?
- Для чего люди путешествуют?
- Как путешествовать, не выходя из дома?
- Что мешает человеку двигаться вперед?
«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
А теперь подумаем, какие темы будут по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»? Вот наиболее вероятные варианты:
- Технический прогресс — зло или благо?
- Чем опасен технический прогресс?
- Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
- Что такое технический прогресс?
- Как развитие технологий влияет на общество?
- Как развитие технологий влияет на человека?
- Как развитие технологий влияет на экологию?
- Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
- Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
- Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
- Почему люди отстают от цивилизации?
- Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
- Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
- Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
- Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
- В чем заключается опасность технократии?
- Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
- Для чего необходим прогресс?
- В чем заключается личностное развитие?
- Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
- Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
- Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
- Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
- Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
- Почему обществу необходим прогресс?
- Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
- Какие люди способны стать двигателями прогресса?
«Преступление и Наказание — вечная тема»
Разумеется, каждому выпускнику хочется знать, какие темы будут на итоговом сочинении 2021-2022? Вот наиболее вероятные формулировки:
- Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
- Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
- Может ли преступление иметь законное основание?
- Можно ли оправдать преступление?
- Какое преступление никак нельзя оправдать?
- Достоин ли преступник сочувствия?
- Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
- Месть — это преступление или восстановление справедливости?
- Может ли преступление быть справедливым?
- Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
- Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
- Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
- Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
- Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
- Почему люди совершают преступления?
- Какие преступления нельзя простить?
- Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
- Почему люди становятся преступниками?
- Что мешает человеку преступить закон?
- Какое наказание для преступника является самым страшным?
- Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
- Можно ли оправдать убийство человека?
- Жестокость по отношению к животным — это преступление?
- Может ли преступник исправиться?
- Как бороться с преступностью в обществе?
- Какие преступления нельзя прощать?
- Может ли справедливость быть жестокой?
- Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
- Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
- Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
- Чувство вины — это хорошо или плохо?
- Что толкает людей на преступления?
«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
Самое таинственное и непонятное направление года — это «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Посмотрим, какие темы итогового сочинения 2021-2022 нас ждут (скорее всего):
- С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
- Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
- Как искусство влияет на личность?
- Способно ли искусство врачевать душевные раны?
- Магия классической музыки — в чем она заключается?
- Какой вид искусства Вам ближе и почему?
- Что лучше: книга или фильм?
- В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
- Как музыка влияет на людей?
- Может ли кино заменить литературу?
- Может ли кино заменить театр?
- В чем разница между спектаклем и фильмом?
- Может ли творчество помочь человеку найти себя?
- Чему учит читателя классическая литература?
- Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
- Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
- Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
- Может ли книга помочь разобраться в себе?
- Может ли чтение быть опасным?
- Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
- Какие качества помогает воспитать в себе литература?
- Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
- Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
- Верно ли, что музыка — это язык чувств?
- Почему люди в 21 веке не перестают читать?
- Могут ли новые технологии заменить искусство?
- Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
- Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
- Зачем человек слушает музыку?
- Зачем человек читает книги?
«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Напоследок подумаем о том, какие темы итогового сочинения 2021-2022 года ждут нас по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»?
- Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
- Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
- Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
- Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
- Кто счастлив на Руси?
- Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
- Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
- Кому на Руси жить плохо и почему?
- Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
- В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
- Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
- Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
- Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
- Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
- Что значит «любить Родину»?
- Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
- Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
- Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
- Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
- Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?
- Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
- Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
- Как научиться ценить свою Родину?
- Как сделать Россию лучше?
- Чего не хватает на Руси для полного счастья?
- Кто виноват в бедах русского человека?
- Почему люди на Руси страдают?
- Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
- Что мешает нам найти счастье на Руси?
- Какого человека можно назвать патриотом?
- Что объединяет нас в одну страну?
- Как нужно относиться к своей Родине?
- В чем польза и опасность патриотизма?
- В чем польза и опасность критики России?
- Какими качествами обладает русский человек?
Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениенаправлениятемы ИС
Читайте также:
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: Человек пÑÑеÑеÑÑвÑÑÑий: доÑога в жизни Ñеловека.
ÐизненнÑй пÑÑÑ â ÑÑо доÑога, коÑоÑÑÑ Ð¿ÑоÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñй Ñеловек на пÑоÑÑжении вÑей Ñвоей жизни. ÐаждÑй Ð½Ð°Ñ Ð²ÑÐ±Ð¾Ñ Ð¸Ð»Ð¸ дейÑÑвие влиÑÐµÑ ÐºÐ°ÐºÐ¸Ð¼ пÑÑем Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð¹Ð´ÐµÐ¼ далÑÑе. ÐÑбой Ñеловек Ñам вÑбиÑÐ°ÐµÑ Ð¸ ÑÑÑÐ¾Ð¸Ñ ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÑÑ Ð¸ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ð° него повлиÑÑÑ ÑолÑко он Ñам.
ÐапÑимеÑ, главнÑй геÑой из Ñомана Ð.Ð.ÐонÑаÑова «Ðбломов» пÑоÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ñвой жизненнÑй пÑÑÑ. С Ñамого деÑÑÑва он пÑивÑк, ÑÑо мама и нÑÐ½Ñ Ð·Ð°Ð±Ð¾ÑÑÑÑÑ Ð¾ нем, оÑÐµÑ ÑÐ¸Ð´Ð¸Ñ Ñ Ð¾ÐºÐ½Ð°, ниÑего не делаÑ, а днем вÑе ÑпÑÑ. УÑаÑÑ Ð² Ñколе, он ÑаÑÑо оÑÑаеÑÑÑ Ð´Ð¾Ð¼Ð°, вмеÑÑо Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑÑиÑÑÑÑ. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾ взÑоÑлой жизни он ÑÑановиÑÑÑ Ð»ÐµÐ½Ð¸Ð²Ñм, не лÑбил ниÑего делаÑÑ, не Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ñели в жизни, а лÑбимÑм занÑÑием Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ бÑло лежание на диване. Ðн ниÑего не Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð´Ð»Ñ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñвоей жизни, а наобоÑÐ¾Ñ Ð²Ñе болÑÑе погÑÑжаеÑÑÑ Ð² Ñакой обÑаз жизни. ÐÐµÐ´Ñ Ð´Ð°Ð¶Ðµ лÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ð½Ðµ Ñмогла пÑобÑдиÑÑ Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ðµ измениÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ, и он оÑказÑваеÑÑÑ Ð¾Ñ ÑвоиÑ
ÑÑвÑÑв. ÐÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваеÑ, ÑÑо ÑолÑко Ñеловек впÑаве измениÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ ÑÑдÑбÑ.
ÐÑоблема жизненного пÑÑи заÑÑагиваеÑÑÑ Ð¸ в пÑеÑе Ð.Ð.ÐÑÑÑовÑкого «ÐÑоза». ÐаÑеÑина вÑÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¼Ñж и Ð¿Ð¾Ð¿Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ð² ÑÐ¾Ñ Ð´Ð¾Ð¼, в коÑоÑом Ð½ÐµÑ Ð¼ÐµÑÑа ÑвеÑлÑм ÑÑвÑÑва, ÑазнообÑÐ°Ð·Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¾Ð±ÑÐ°Ð·Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ и вÑе ÑÑо ÑгнеÑÐ°ÐµÑ ÐµÐµ. Ðозже она влÑблÑеÑÑÑ Ð² ÐоÑиÑа и оказÑваеÑÑÑ Ð¿ÐµÑед вÑбоÑом: ÑаÑÑказаÑÑ Ð²Ñе ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¼ÑÐ¶Ñ Ð¸Ð»Ð¸ ÑÑаиÑÑ ÑÑо Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾. ÐÑкоÑе ÐаÑеÑина пÑблиÑно пÑизнаеÑÑÑ Ð² измене и не Ð½Ð°Ð¹Ð´Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð´ÐµÑжки и заÑиÑÑ Ð¾Ð½Ð° не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½ÐµÑÑи ÑÑÐ¾Ñ ÑÑжкий гÑÑз и Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñ ÐµÐ´Ð¸Ð½ÑÑвеннÑй вÑÑ
од ÑолÑко в ÑмеÑÑи. Ðногда пÑинÑÑое ÑеÑение Ñеловеком Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи к ÑÑагедии.
Таким обÑазом можно ÑделаÑÑ Ð²Ñвод, ÑÑо каждÑй Ñеловек впÑаве поÑÑÑпаÑÑ Ñак, как он ÑÑиÑÐ°ÐµÑ Ð¿ÑавилÑнÑм. ÐÐµÐ´Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ñй пÑÑÑ ÑкладÑваеÑÑÑ Ð¸Ð· пÑинÑÑÑÑ
нами ÑеÑений, коÑоÑÑй можно поменÑÑÑ Ð² лÑбой моменÑ.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ÐаÑа!
ÐÑбÑÐ°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð²Ð°Ð¼Ð¸ Ñема ÑооÑвеÑÑÑвÑÐµÑ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑавлениÑ, пÑÐ¸Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ñ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑнÑе аÑгÑменÑÑ, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾ Ð1 и Ð2 Ð²Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑаеÑе по 1 баллÑ.
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме)+ 1 балл
Ð2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл
ÐаÑа, обÑаÑиÑе внимание на ÑаÑÑÑ Ð¿ÑÐµÐ´Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² пеÑвом аÑгÑменÑе, коÑоÑое не неÑÐµÑ ÑмÑÑловой нагÑÑзки. Ðез него можно обойÑиÑÑ.
С Ñамого деÑÑÑва он пÑивÑк, ÑÑо мама и нÑÐ½Ñ Ð·Ð°Ð±Ð¾ÑÑÑÑÑ Ð¾ нем, оÑÐµÑ ÑÐ¸Ð´Ð¸Ñ Ñ Ð¾ÐºÐ½Ð°, ниÑего не делаÑ, а днем вÑе ÑпÑÑ.
Ðажно!!! ÐÑопиÑÑваÑÑ Ð¸Ð¼Ñ Ð³ÐµÑоÑ. ÐÑ Ð½Ð¸ ÑÐ°Ð·Ñ ÐµÐ³Ð¾ не назвали по имени. РпеÑвом аÑгÑменÑе не ÑпомÑнÑли клÑÑевое Ñлово ÑÐµÐ¼Ñ — вÑбоÑ. Ðе ÑвлекайÑеÑÑ Ð¿ÐµÑеÑказом! ÐÑдÑÑе внимаÑелÑнÑ!
Ðо вÑоÑом аÑгÑменÑе Ð²Ñ Ð¿Ð¸ÑеÑе о пÑоблеме жизненного пÑÑи. РиÑоговом ÑоÑинении не нÑжно пиÑаÑÑ Ð¾ пÑоблеме.
ÐÑоблема жизненного пÑÑи заÑÑагиваеÑÑÑ Ð¸ в пÑеÑе Ð.Ð.ÐÑÑÑовÑкого «ÐÑоза».
ÐÑÑÑе наÑаÑÑ Ñак: Ðак вÑбÑаÑÑ Ð¿ÑавилÑнÑй пÑÑÑ Ð² жизни? Ðад ÑÑим вопÑоÑом ÑазмÑÑлÑÐµÑ Ð.Ð.ÐÑÑÑовÑкий в пÑеÑе «ÐÑоза».
Ð3 (логика и композиÑиÑ)+ 1 балл
Ð4 (ÑеÑÑ)+1 балл
ÐеопÑавданнÑй повÑÐ¾Ñ Ð¼ÐµÑÑоимений. РеÑÐµÐ²Ð°Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑказанноÑÑÑ:…влиÑÐµÑ ÐºÐ°ÐºÐ¸Ð¼ пÑÑем Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð¹Ð´ÐµÐ¼ далÑÑе. ÐлиÑÐµÑ Ð½Ð° ÑÑо? ÐлиÑÐµÑ Ð½Ð° наÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¸Ð»Ð¸ на Ð½Ð°Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ñй пÑÑÑ.
ÐизненнÑй пÑÑÑ â ÑÑо доÑога, коÑоÑÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñй Ñеловек на пÑоÑÑжении вÑей Ñвоей жизни. ÐаждÑй Ð½Ð°Ñ Ð²ÑÐ±Ð¾Ñ Ð¸Ð»Ð¸ дейÑÑвие влиÑÐµÑ ÐºÐ°ÐºÐ¸Ð¼ пÑÑем Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð¹Ð´ÐµÐ¼ далÑÑе. ÐÑбой Ñеловек Ñам вÑбиÑÐ°ÐµÑ Ð¸ ÑÑÑÐ¾Ð¸Ñ ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÑÑ Ð¸ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ð° него повлиÑÑÑ ÑолÑко он Ñам.
РпеÑвом ÑлÑÑае можно меÑÑоимение ÑбÑаÑÑ ( каждÑй), во вÑоÑом оÑÑавиÑÑ.Слово» ÑÑÑоиÑÑ» лÑÑÑе взÑÑÑ Ð² кавÑÑки, ÑÑÑоиÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ маÑÑÑÑÑ, доÑогÑ.
УказаÑелÑное меÑÑоимение «ÑÑоѻ лÑÑÑе замениÑÑ Ð½Ð° меÑÑоимение «Ñвой».
РеÑевÑе повÑоÑÑ+ ÑÑезмеÑное ÑпоÑÑебление меÑÑоимений
С Ñамого деÑÑÑва он пÑивÑк, ÑÑо мама и нÑÐ½Ñ Ð·Ð°Ð±Ð¾ÑÑÑÑÑ Ð¾ нем, оÑÐµÑ ÑÐ¸Ð´Ð¸Ñ Ñ Ð¾ÐºÐ½Ð°, ниÑего не делаÑ, а днем вÑе ÑпÑÑ. УÑаÑÑ Ð² Ñколе, он ÑаÑÑо оÑÑаеÑÑÑ Ð´Ð¾Ð¼Ð°, вмеÑÑо Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑÑиÑÑÑÑ. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾ взÑоÑлой жизни он ÑÑановиÑÑÑ Ð»ÐµÐ½Ð¸Ð²Ñм, не лÑбил ниÑего делаÑÑ, не Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ñели в жизни, а лÑбимÑм занÑÑием Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ бÑло лежание на диване. Ðн ниÑего не Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð´Ð»Ñ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñвоей жизни, а наобоÑÐ¾Ñ Ð²Ñе болÑÑе погÑÑжаеÑÑÑ Ð² Ñакой обÑаз жизни. ÐÐµÐ´Ñ Ð´Ð°Ð¶Ðµ лÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ð½Ðµ Ñмогла пÑобÑдиÑÑ Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ðµ измениÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ, и он оÑказÑваеÑÑÑ Ð¾Ñ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ ÑÑвÑÑв.
ÐÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваеÑ, ÑÑо ÑолÑко Ñеловек впÑаве измениÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ ÑÑдÑбÑ.
Ð ÑÑÐ¸Ñ Ð¿ÑедложениÑÑ Ð½ÐµÑ ÐºÐ¾Ð½ÐºÑеÑики, Ñакое ÑÑвÑÑво,ÑÑо Ð²Ñ Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾ Ð·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ñ Ð¿Ñоизведением. ÐÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑоÑÑеÑе Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¸ ÑÑ Ð¶Ðµ мÑÑлÑ: он ниÑего не лÑбил делаÑÑ.ÐÑÑÑ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑказанноÑÑÑ: в какой обÑаз жизни погÑÑжаеÑÑÑ?
ФакÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ñибка: он ÑÑилÑÑ Ð² панÑионе, а не в Ñколе
ТавÑологиÑ: ÑÑаÑÑ — ÑÑиÑÑÑÑ, Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ — измениÑÑ.
ÐÑÑÑе пеÑеÑÑÑоиÑÑ Ð¿ÑедложениÑ: С Ñамого деÑÑÑва ÐлÑÑ Ð¿ÑивÑк, ÑÑо о нем забоÑилиÑÑ Ð²Ð·ÑоÑлÑе. Ðн не имел Ñели в жизни, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð¸ к ÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ðµ ÑÑÑемилÑÑ, даже лÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ðº ÐлÑге ÐлÑинÑкой не пÑобÑдила в нем Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¶Ð¸ÑÑ Ð¿Ð¾ — дÑÑгомÑ.
РеÑевой повÑоÑ
ÐÐµÐ´Ñ Ð´Ð°Ð¶Ðµ лÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ð½Ðµ Ñмогла пÑобÑдиÑÑ Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ðµ измениÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ, и он оÑказÑваеÑÑÑ Ð¾Ñ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ ÑÑвÑÑв.
ÐÐµÐ´Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ñй пÑÑÑ ÑкладÑваеÑÑÑ Ð¸Ð· пÑинÑÑÑÑ Ð½Ð°Ð¼Ð¸ ÑеÑений, коÑоÑÑй можно поменÑÑÑ Ð² лÑбой моменÑ.
ÐеÑдаÑное ÑпоÑÑебление меÑÑоимений
ÐаÑеÑина вÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¼Ñж и Ð¿Ð¾Ð¿Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ð² ÑÐ¾Ñ Ð´Ð¾Ð¼, в коÑоÑом Ð½ÐµÑ Ð¼ÐµÑÑа ÑвеÑлÑм ÑÑвÑÑва, ÑазнообÑÐ°Ð·Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¾Ð±ÑÐ°Ð·Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ и вÑе ÑÑо ÑгнеÑÐ°ÐµÑ ÐµÐµ.
Ðозже она влÑблÑеÑÑÑ Ð² ÐоÑиÑа и оказÑваеÑÑÑ Ð¿ÐµÑед вÑбоÑом: ÑаÑÑказаÑÑ Ð²Ñе ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¼ÑÐ¶Ñ Ð¸Ð»Ð¸ ÑÑаиÑÑ ÑÑо Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾.
РеÑÐµÐ²Ð°Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑаÑоÑноÑÑÑ
ЧÑо Ð²Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑазÑмеваеÑе под «ÑазнообÑазнÑм обÑазом жизни»? ЧÑо ее ÑгнеÑаеÑ? ЧÑо вÑÑ? ЧÑо ÑÑо?
ÐÑопиÑÑвайÑе конкÑеÑно, ÑкÑпеÑÑÑ Ð½Ðµ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ ÑомневаÑÑÑÑ, ÑÑо Ð²Ñ Ð·Ð½Ð°ÐµÑе пÑоизведение. ÐзбегайÑе обÑиÑ
ÑÑаз, они заÑÑÑднÑÑÑ Ð²Ð°ÑÑ ÑеÑÑ.
РеÑÐµÐ²Ð°Ñ ÑеÑÐ¾Ñ Ð¾Ð²Ð°ÑоÑÑÑ
Таким обÑазом можно ÑделаÑÑ Ð²Ñвод, ÑÑо каждÑй Ñеловек впÑаве поÑÑÑпаÑÑ Ñак, как он ÑÑиÑÐ°ÐµÑ Ð¿ÑавилÑнÑм.
ÐÑÑÑе: нÑжнÑм
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 1 балл
ÐÑÑогÑаÑиÑ
ÐÑибок не обнаÑÑжено
ÐÑнкÑÑаÑиÑ
ÐÑÑÑÑÑÑвие запÑÑÑÑ
ÐÑаммаÑика
ÐаÑÑÑение видо — вÑеменной ÑооÑнеÑенноÑÑи глаголÑнÑÑ
ÑоÑм
ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾ взÑоÑлой жизни он ÑÑановиÑÑÑ Ð»ÐµÐ½Ð¸Ð²Ñм, не лÑбил ниÑего делаÑÑ, не Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ñели в жизни, а лÑбимÑм занÑÑием Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ бÑло лежание на диване.
ÐÑÑÑе: ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾ взÑоÑлой жизни он бÑл ленивÑм, не лÑбил ниÑего делаÑÑ, не имел Ñели в жизни…
ÐаÑÑÑение ÑоглаÑованиÑ
ÐаÑеÑина вÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¼Ñж и Ð¿Ð¾Ð¿Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ð² ÑÐ¾Ñ Ð´Ð¾Ð¼, в коÑоÑом Ð½ÐµÑ Ð¼ÐµÑÑа ÑвеÑлÑм ÑÑвÑÑва, ÑазнообÑÐ°Ð·Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¾Ð±ÑÐ°Ð·Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ и вÑе ÑÑо ÑгнеÑÐ°ÐµÑ ÐµÐµ.
ÐÑавилÑно: ÑÑвÑÑвам
ÐевеÑнÑй поÑÑдок Ñлов
Ðногда пÑинÑÑое ÑеÑение Ñеловеком Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи к ÑÑагедии.
ÐÑавилÑно: Ðногда ÑеÑение, пÑинÑÑое Ñеловеком, Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи к ÑÑагедии.
ÐаÑÑÑение ÑоглаÑованиÑ
ÐÐµÐ´Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ñй пÑÑÑ ÑкладÑваеÑÑÑ Ð¸Ð· пÑинÑÑÑÑ Ð½Ð°Ð¼Ð¸ ÑеÑений, коÑоÑÑй можно поменÑÑÑ Ð² лÑбой моменÑ.
ÐÑавилÑно: коÑоÑÑе
ÐÑак, Ð²Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑаеÑе «Ð·Ð°Ñеѻ, но бÑдÑÑе внимаÑелÑнее, поÑабоÑайÑе над ÑеÑÑÑ Ð¸ пÑнкÑÑаÑией. УÑпеÑ
ов вам, ÐаÑа!
Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.
В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
- Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
- Преступление и наказание — вечная тема.
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
- Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.
Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.
По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:
- «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
- «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
- «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
- «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
- «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
- «Старуха Изергиль» М. Горького,
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.
Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?
Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:
- «Медный всадник» А. С. Пушкина,
- «Гроза» А. Н. Островского,
- «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
- «Мы» Е. М. Замятина,
- «Кысь» Т. Н. Толстой,
- «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.
3. Преступление и наказание — вечная тема
Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.
Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:
- «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
- «Война и мир» Л. Н. Толстого,
- «Старуха Изергиль» М. Горького,
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
- «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.
Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.
В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:
- «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
- «Ревизор» Н. В. Гоголя,
- «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
- «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.
Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.
Как писать сочинение
Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:
- привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
- тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.
Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.
Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.
Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).
При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.
Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:
- Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
- Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
- Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
- Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
- Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
- Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
- В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.
Источник: МЕЛ