Что означает дотоль в сказке спящая царевна

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страницы 82-83размышляем о прочитанном.1. вы прочитали сказку жуковского спящая царевна.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

AVvXsEj0uljsnYhx vvbl6xoulmr0n gycJHpK7xOZcrdmxSdDHartpsBg1qMJgF8K49GCy8LU8qM8FFQI2fzcwy968thnYzoEfWlJcL5Pnc c8UutLXEuVMnQ8ipbMa9JEbcOFspwn3 vw Xg5af1JV8Xp5lJppoRV1vQLSY3J88AuOCxEBNc Bn84rOy fdg=w400 h351

Что означает дотоль в сказке спящая царевна

20210413 vu tg sbscrb2

Avatar

22.12.2021.
Тест. Литература, 5 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Ребята, можно работать по учебнику! За работу можно получить 5, только нужно внимательно поработать!

Вопрос 1

Отметьте жанры ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА.

Варианты ответов
  • Пестушки
  • Заклички
  • Рассказ
  • Загадка
  • Стихотворение
  • Колыбельная песня
Вопрос 2

Традиционно сказки подразделяют на три вида:

Варианты ответов
  • юмористические
  • бытовые
  • фантастические
  • волшебные
  • сказки о животных
Вопрос 3

 Какими словами начинается русская народная сказка «Царевна-лягушка»?

Варианты ответов
  • а) В некотором царстве, в некотором государстве…;
  • б) Жил да был царь…;
  • в) В старые годы у одного царя… .
Вопрос 4

На вершине какого дерева находится волшебный ларец со смертью Кощея Бессмертного? Сказка «Царевна- лягушка»

Варианты ответов
  • а) сосны;
  • б) дуба;
  • в) ели.
Вопрос 5

В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Царь и все гости диву дались». Что означает подчеркнутое выражение?

а) сильно удивились; б) с ума сошли; в) испугались.

Варианты ответов
  • а) сильно удивились;
  • б) с ума сошли;
  • в) испугались.
Вопрос 6

Почему Ивану одному пришлось с Чудом-Юдом биться? Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»

Варианты ответов
  • Иван один был, кто знал, как Чудо-Юдо победить
  • Братья Ивана испугались чудища невиданного и бежали прочь
  • Братья Ивана так крепко спали, что ничего не слышали, да не видели
Вопрос 7

Как Иван змеиху победил? Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»

Варианты ответов
  • Поднял ее, да со всего размаху о сыру землю ударил
  • Срубил ей голову, да в речке утопил
  • Отразил ее пламя щитом волшебным, да так, что змеиха сама от него сгорела
Вопрос 8

Укажи, к какому виду сказок относится сказка «Журавль и цапля».

Варианты ответов
  • Волшебная
  • Бытовая
  • О животных
Вопрос 9

Укажи, к какому виду сказок относится сказка «Солдатская шинель».

Варианты ответов
  • Волшебная
  • Бытовая
  • О животных
Вопрос 10

» Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» — это произведение относиткся к 

Варианты ответов
  • устному народному творчеству
  • древнерусской литературе
Вопрос 11

В чём состояла хитрость воеводы Претича?

Варианты ответов
  • 1) Претич сказал печенежскому князю, что он и есть князь Киевский.
  • 2) Воевода обманом вывел Ольгу и княжичей.
  • 3) Воевода Претич сказал печенежскому князю, что за ним идёт бесчисленный полк с самим князем Киевским.
Вопрос 12

Укажите автора стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру»

Варианты ответов
  • Михаил Васильевич Ломоносов
  • Иван Андреевич Крылов
  • Василий Андреевич Жуковский
Вопрос 13

«Волк на псарне», «Свинья под дубом», Ворона и лисица»- укажите автора и жанр произведений.

Варианты ответов
  • Сказка
  • Иван Андреевич Крылов
  • Басня
  • Александр Сергеевич Пушкин
Вопрос 14

Царь Матвей жил со своей царицей в полном согласии и любви. И лишь одно печалило супругов – не было у них детей, о которых они давно мечтали. Однажды царица сидела у ручья и горько плакала над своей судьбой. Ее плач услышал рак, который утешил ее и пообещал, что вскоре она родит красавицу-дочь. Как оказалось, рак, «конечно, был пророк; Что сказал – сбылося в срок: Дочь царица родила». О какой литературной сказке идет речь?

Варианты ответов
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
  • «Спящая царевна!»
Вопрос 15

У царя растет красавица-дочь. Мачеха считается самой красивой женщиной царства, о чем ей постоянно говорит волшебное зеркало, но, когда царевна подрастает, зеркало сообщает, что царевна красивее.

Мачеха, завидуя, приказывает служанке оставить девушку в лесу на съедение волкам, но служанка жалеет госпожу и не связывает ее. Царевна находит дом богатырей и живет с ними. Царица приходит к ней в образе старухи и дает отравленное яблоко.

Царевна засыпает мертвым сном. Елисей находит девушку и пробуждает. Они женятся, а царица умирает от злости. 

О какой литературной сказке идет речь?

Варианты ответов
  • «Спящая царевна»
  • «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Вопрос 16

Укажите автора повести — сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»

Варианты ответов
  • Алексей Алексеевич Перовский
  • Александр Сергеевич Пушкин
  • Михаил Юрьевич Лермонтов
Вопрос 17

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Борода!

Из какого стихотворения этот отрывок?

Варианты ответов
  • «Бородино»
  • «Смерть поэта»
Вопрос 18

«Заколдованное место»- это произведение, которое принадлежит 

Варианты ответов
  • Николаю Васильевичу Гоголю
  • Александру Сергеевичу Пушкину
  • Михаилу Юрьевичу Лермонтову

icon visionoff

icon visionon

                        Конспект урока по
литературе в 5 классе.

 Тема: « В.А.
Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».


Цели
урока:

·        
познакомить
учащихся с началом творческой биографии В. А. Жуковского, с историей создания
сказки « Спящая царевна»;

·        
сопоставить
эту сказку с народными сказками;

·        
проследить
по тексту, как проявляются качества характера героев сказк

                                         
— 1-

 Василий Андреевич Жуковский.

 Жизнь этого человека была так же необычна и
удивительная, как его творчество. Поэт-романтик, представитель «золотого
века» русской литературы, он был воспитателем царя Александра II,
который в 1861 году отменил крепостное право и вошел в историю с именем
Освободитель. Он дружил с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым. Он переводил стихи
известных на весь мир европейских поэтов — Гёте, Шиллера, Байрона свои.
Пушкин считал его
своим учителем. Он был верным другом, не раз
выручал из беды лучших людей своего века, очень смелым и мудрым человеком.

Василий Жуковский родился в 1783 году, в Тульской губернии,
в семье состоятельного помещика Афанасия Бунина. Матерью его была
молодая турчанка по имени Сальха, которую русские взяли в плен в
ходе Русско-Турецкой войны и привезли в подарок помещику Бунину.  Афанасий
Бунин не стал давать сыну собственных отчества и фамилии, а попросил об этом
крестного маленького Васи — разорившегося помещика Андрея Жуковского, который
жил «на хлебах», в именье Буниных.

 Несмотря на то, что отец, по сути, отказался от своего
сына, дворянское звание ему все же выхлопотали. Это позволило Василию получить
хорошее образование. Но интересен такой факт: в 11 лет мальчика
исключили из Главного народного училища Тулы «за неспособность«.
Его перевели в частный пансион, и уже совсем скоро у «неспособного»
Жуковского открылся литературный дар. В 11 лет он написал свои первые
пьесы (вспомним: что такое пьесы
 Пье́са — вид произведений
драматургии, предназначенных для исполнения со сцены, а также для теле- и
радиоспектаклей
           
)
.

С 14 до 17 лет Жуковский учился в Московском
университетском благородном пансионе и за успехи в учебе получил именную
серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в
списке отличников разных лет.

 Жуковский известен русскому читателю прежде всего как
поэт и переводчик европейских авторов. Началом своей литературной карьеры сам
он считал переведенное в 1802 году с английского стихотворение «Сельское
кладбище». Было тогда поэту 19 лет.

— Кроме того, что Жуковский сам был
необыкновенно талантливым человеком, он умел замечать и ценить талант других.
Однажды в 1815 году. он посетил Царскосельский лицей, где учился юный Пушкин,
которому на тот момент шел шестнадцатый год, и в письме к своему другу написал:

 «Это надежда нашей
словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему
гиганту, который всех нас перерастет» «Вот у нас настоящий
поэт!»

— Еще через пять лет , на квартире у Жуковского, Пушкин
читал отрывки из своей новой поэмы «Руслан и Людмила». По окончании
чтения Жуковский достал свой портрет с надписью «Победителю-ученику от
побежденного учителя» и вручил Пушкину. А критик Белинский однажды
написал: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

— То есть , ребята, как вы уже поняли, Пушкин и
Жуковский
дружили не только в жизни, но и в творчестве.

 Однажды они устроили своеобразное состязание на лучшую
обработку сказки «в народном духе», то есть взялись написать такие
сказки, которые были бы похожи на народные. Оба решили писать в стихах, сюжеты
тоже взяли одинаковые. В результате на свет родились четыре сказки:
«Сказка о царе
Салтане» у Пушкина

и соответствующая ей
«Сказка
о царе Берендее» у Жуковского
; «Сказка
о мертвой царевне и семи богатырях» у Пушкина
» и «Спящая царевна» у Жуковского.

                                            -2-

                                                       (     
 Дети  читают сказку)

— Сюжет сказок о спящей царевне Пушкин и Жуковский
позаимствовали у зарубежных, европейских коллег. Попробуйте вспомнить
зарубежные сказки, похожие на сказку о спящей царевне («Спящая
красавица Шарля Перро, «Белоснежка и семь гномов» Братьев Гримм)

   — Пушкин, Жуковский, Шарль Перро, братья
Гримм — как одним словом можно назвать всех этих людей? — (писатели,
литераторы, сочинители, авторы)

— Значит, сказки, которые они написали, можно назвать
какими? — (авторскими или литературными).

— А с какими сказками мы знакомились с вами в начале
четверти? — (с народными).

— Давайте же подумаем, чем отличаются литературные сказки
от народных. — (народные- созданы народом).

                                    -3-

                                        
 Словарная работа
 ;(можно по ходу чтения)
 —
Какие
слова и выражения вам показались старинными, непонятными?

Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
Дотоле — до сих пор, до этого времени.
Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.


Свита
— сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.

 — Что означает
выражение «Сном пресекся разговор»? (Найти в тексте, чей же разговор.)

Сном
пресекся разговор
— разговор прервался из-за наступившего
внезапно сна.


Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
Ланиты — щеки.

 — Поскольку
создавалась «Спящая царевна» как соревнование с А.С.Пушкиным на лучшую
обработку народной сказки, то важно сопоставить эту сказку с русскими
народными:

— есть ли в
сказке Жуковского зачин, присказка, концовка, повторы? Что сближает ее с
народными и что отличает от народных сказок?


 Русскую народную волшебную сказку
напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…»,
концовка: «Свадьба, пир, и я там был…»
)

— Что отличает «Спящую царевну» от них?

 (Отличие — в сказке Жуковского есть
чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который
рассказывает царскому сыну о спящей царевне. Отличает эту сказку от
народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор. В сказке
присутствует авторская позиция, особый язык сказок (поэтичный, много сравнений,
особый ритм и рифма.
)

                              
-4-

                  Работа над содержанием:
— Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она
отомстила? (Докажите текстом) стр.49

— Каким изображает автор
царя Матвея?    Стр.49,50

Найдите в тексте эпитеты.(  Эпитет это образное, художественное определение. Эпитет выразительно описывает признак предмета, его
качество или свойство).


 — Можно ли сказать, что двенадцатая чародейка спасла
царевну от смерти? Почему?

 Зачитайте описание того, как дворец погружался в сон.

(стр.53)
 — Кто пробудил царевну от волшебного сна?(стр.57)

— В.А.Жуковский сравнивает красоту царевны с «майским
цветком». Почему? 

— Сколько лет было царевне, когда она уснула? (15)
— Сколько было лет царевне, когда она проснулась? (315)
— Какой царевну увидел принц? ( Как дитя, лежит она./
Распалилась ото сна./ Молод цвет её ланит./…) 

— Найдите строки пробуждения царевны?стр.58

 Зачитайте, как изменился неприступный лес с появлением
принца.(стр.56)

                                       -5-

 Подведение
итогов.

-Представьте, что  у вас в руках  микрофон и вы можете сказать в него все, что
вам запомнилось из сегодняшнего урока. Начните свои высказывания следующими
фразами:

— Больше всего в биографии Жуковского меня
поразило, что…

— Теперь я знаю, что сказка Жуковского
«Спящая царевна» появилась в результате…

— Я запомнил: отличия народной сказки от
литературной в том, что…

— Самый интересный эпизод в сказке
«Спящая царевна» — это…

                                        
-6-

Домашнее задание;

Подготовить
выразительное чтение особенно понравившегося отрывка сказки;

-Ответить устно на вопрос № 1 раздела
«Размышляем о прочитанном», учебника на стр.60.

Сочинение на тему: Что помогло Елисею в поисках невесты

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

В «Сказке о мертвой княгине и семи богатырях» А.С. Пушкина невеста бесследно исчезает от царицы Елисея. Разгневанный жених немедленно отправляется на поиски. Но куда идти и где ее искать?

Только мачеха знает, что ее падчерица все еще жива, потому что это была королева, которая была ответственна за то, чтобы съесть отравленное яблоко. Но женщина никогда не призналась бы в этом. Она была единственной, кто был доволен ее состоянием. Ведь теперь, когда королева избавилась от соревнований, она «автоматически» стала самой красивой во всем «белом свете».

В поисках принцессы молодой человек помогает всем силам природы. Королева вынуждена обратиться к месяцу в небе и солнечному свету. Солнце не разбудило надежд юноши и не сказало ему, что принцесса, скорее всего, больше не жива. Месяц тоже не помог человеку, но посоветовал ему встретиться с ветром.

Ветер, пронесшийся над землей, нашел юную принцессу. Он сказал королеве, что она отдыхает в хрустальном гробу, и что она ничего не может сделать.

Когда он услышал трагическую новость, Элиза закричала. Его жизнь потеряла всякий смысл. Ведь он действительно любил девушку, и если бы нужно было обойти всю землю или найти край земли, он бы обязательно поехал туда ради нее. Королева, он решил, что должен пойти в последнее прибежище своей возлюбленной. Он должен был убедиться, что не было никакой ошибки, и если девочка действительно была похищена «старухой с косами», то хотя бы попрощаться с ней.

Когда он вошел в пещеру и увидел мертвую невесту, юноша отчаянно ударил по хрустальному гробу. Гроб не встал и не раскололся, девушка ожила. Она не помнила, что с ней случилось. Она не знала, зачем она здесь. Похоже, она проснулась после долгого сна.

Чувство, которое молодые люди испытывали друг к другу, помогло вернуть девушку к жизни. Ибо любовь и вера могут творить чудеса, и автор напоминает об этом читателю.

Воскресение молодой принцессы и ее возвращение домой с женихом стали роковой новостью для жены царя. Царица в ярости разбила ненавистное зеркало, которое в очередной раз стало восхвалять девушку. Она встретила молодых людей на пороге и внезапно умерла от тоски. За то, что сделала мачеха, ненавистная падчерица сумела остаться в живых и превзойти по красоте.

По возвращении домой молодые люди сразу же поженились. Они решили больше не испытывать судьбу и не хотели расставаться даже на короткое время.

Автор наградил обоих героев за все испытания, через которые они прошли. Таким образом, он показывает читателю, что никогда нельзя сдаваться и верить только в лучшее. Ведь только это может дать человеку силы для продолжения борьбы. И неважно, есть ли победитель или побежденный человек в этой битве, главное, что он ожесточает персонаж. В конце концов, из всего можно получить положительные моменты.

Заревна познакомилась с семью героями, ее мачеха умерла, а Елиса нашла настоящую любовь всей жизни. Каждый из героев понимал свою веру, свое мышление и свое отношение к другим.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Сочинение на тему “Что помогло Елисею в поисках невесты?”

В «Сказке о мертвой Царевне и семи богатырях» Пушкина, у королевича Елисея бесследно исчезает невеста. Расстроенный жених немедленно отправляется на ее поиски. Но в какую сторону ехать и где отыскать?

Лишь одной мачехе известно, что ее падчерицы уж нет в живых, ведь именно царица стала виновницей того, что та съела отравленное яблоко. Но женщина никогда бы не созналась в этом. Ведь только ее устраивало такое положение вещей. Ведь теперь, избавившись от конкурентки, царица «автоматически» становилась самой красивой во всем «белом свете».

В поиске царевны, молодому человеку помогают все силы природы. Королевич вынужден обращаться и к месяцу на небе, и к солнечному свету. Солнце не стало обнадеживать молодого человека, сообщив ему, что, скорее всего царевны уже нет в живых. Месяц так же не смог помочь мужчине, но посоветовал обратиться к ветру.

Ветер, облетевший всю землю, нашел молодую царевну. Он сообщил королевичу, что та покоится в хрустальном гробу и ей уже ничем нельзя помочь.

Услышав трагическую новость Елисей разрыдался. Его жизнь потеряла всякий смысл. Ведь он по-настоящему любил девушку, и если бы нужно было объехать всю землю или найти край земли, он бы непременно туда отправился ради нее. Королевич, решил, что обязательно должен отправиться к последнему пристанищу свой возлюбленной. Он должен убедиться, что нет никакой ошибки, а если, на самом деле девушку забрала «старуха с косой», то хотя бы проститься с ней.

Зайдя в пещеру, и увидев мертвую невесту, молодой человек с отчаяния ударил по хрустальному гробу. Гроб не выстоял и раскололся, девушка ожила. Она не помнила, что с ней произошло. Не знала, почему здесь. Все выглядело так, как будто бы она пробудилась после долгого сна.

Чувство которые молодые люди испытывали друг к другу, помогли воскресить девушку. Ведь любовь и вера способны творить чудеса, и автор напоминает об этом читателю.

Воскрешение молодой царевны и возвращение ее домой с женихом, стали роковой новостью для супруги царя. Царица от злости разбила ненавистное зеркальце, которое в очередной раз стало восхвалять девушку. Она встретила молодежь на пороге и от нахлынувшей вдруг тоски, умерла. Ведь что бы ни делала мачеха, ненавистной падчерице удавалось остаться в живых и превосходить ее по красоте.

По возвращению домой, молодые сразу же поженились. Они решили больше не испытывать судьбу, да и расставаться даже ненадолго уже не хотелось.

Автор вознаградил обоих героев, за все пережитые испытания. Этим, он показывает читателю, что никогда нельзя сдаваться, и верить только в лучшее. Ведь только это способно придать человеку сил на дальнейшую борьбу. И не важно, будет ли в этой борьбе победитель или побежденный, главное, что это закаливает характер. Ведь из всего можно вынести положительные моменты.

Царевна повстречала семи богатырей, мачеха умерла, а Елисей обрел настоящую любовь всей жизни. Каждому из героев досталось по его вере, мышлению и отношению к окружающим.

«В чём превосходство царевны над царицей?» − сочинение

Вариант 1

У Александра Сергеевича Пушкина много сказок, поэм и стихов. Одна из них «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сказка повествует о вражде царевны и царицы. Как и во всех сказках, здесь добро побеждает зло. Царица олицетворяет зло, а царевна добро.

Царевна очень добрая. Она старается во всём угодить злой царице, прислуживает ей. Царевна скромная и тихая, потому что росла сиротой и ей приходилось много трудится.

Отец царевны выбрал себе в жёны злую и жадную женщину. Мачеха царевны ленивая, у неё много слуг, и она ничего не делает. Она завидует молодости и красоте царевны и хочет убить её только потому, что говорящее зеркало считает царевну лучше неё. Царица дважды пытается избавится от царевны. Во второй раз страшный замысел царицы осуществился и зло восторжествовало. На самом деле всё произошло иначе.

Я рада, что и у этой сказки счастливый конец. Все попытки царицы оказались напрасными. Мне очень нравится эта сказка, она интересная и поучительная. В сказке порицаются такие отрицательные качества как жадность, злоба и зависть. Из-за зависти многие пострадали: царевна, королевич Елисей, царь, да и сама царица.

Вариант 2

Среди множества великих произведений А.С. Пушкина нельзя не выделить “Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях”. На мой взгляд, это одно из лучших творений великого писателя. В этой сказке повествуется о царице и царевне. Царица стоит на стороне зла. Она жадная, злая и завистливая. Царица очень ленивая, у нее много слуг, которые за нее делают всю работу. А на стороне добра стоит Царевна. Она очень милая, красивая, добрая и трудолюбивая. Она выполняет все поручения злой мачехи. Царица пыталась избавиться от Царевны только из-за того, что ее зеркало считало Царевну милее и красивее.

При второй попытке Царице все же удалось убить Царевну. Но судьба все равно сложилась иначе. И в итоге добро все равно победило зло. Эта сказка является поучительной во все времена. В ней Пушкин порицает такие ужасные черты людей как злоба, ненависть, жадность и зависть. Все эти качества не приводят ни к чему хорошему, а только вредят окружающим, да и самому себе. Так Царица поняла, что из-за зависти ее пострадали очень многие люди.

Итак, превосходство Царевны над Царицей заключается в ее великодушии, трудолюбии, милосердия и, конечно же, в любви к окружающим.

Вариант 3

Теперь необходимо сделать характеристику героев сказки о мертвой царевне и семи богатырях, ответив на вопрос, в чем превосходство молодой девушки над ее мачехой. Сказка о мертвой царевне: царица Для того, чтобы ответить на вопрос в чем же превосходство царевны над царицей, сделаем характеристику обеих героинь. В сказке Пушкина царица описывается нам, как женщина красивая, стройная, но очень гордая, да еще и ревнивая и с больным самолюбием. Вот хочется ей быть единственной красавицей во всем мире и все тут. Готова она на все, чтобы так и было. Решается даже на убийство царевны, чьей мачехой она является. Она не задумываясь, приказывает отдать девушку на растерзания зверям. Не добившись желаемого, собственноручно относит отравленное яблоко, съев которое молодая героиня умирает. Но в сказке всегда добро побеждает, вот и явился к царевне ее жених и своей любовью исцелил девушку. А вот сама царица, узнав, что и в этот раз ее замысел не удался, умирает от злости, гнева и от отчаяния. Царевна же была противоположностью своей мачехе. Она была тоже красивая девушка, но на этом их сходство заканчивалось, ведь в противовес царице, девушка была доброй, милой, трудолюбивой и скромной. Ей было все равно единственной ли красавицей будет она или нет. Для царевны важнее всего быть красивой душой, а своей внешней красоте она не придает никакого значения. В чем же превосходство девушки над царицей в сказке Пушкина? Конечно же, превосходство в молодости, в доброте душевной, в человеческих качествах, а не в зверских намерениях. И я очень рада, что героиня выжила, еще и вышла замуж за любимого человека, а вот царица получила по заслугам и мне ее совершенно не жалко.

Вариант 4

Царица-мачеха и царевна представляют в этой сказ­ке два противоположных человеческих характера. Ца­рица — красавица с отвратительным характером и бо­лезненным самолюбием. Она считает себя лучше всех на свете и хочет, чтобы все ей поклонялись. Отмечая красоту царицы, поэт считает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свое право быть первой краса­вицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой жизни другого человека. Совершенно другой, противоположный характер у царевны-падчерицы. Она красива не менее, чем царица, но при этом еще скромна и добра. Царевна нисколько не похваляется своей внешностью, не придает ей особого значения. Она не считает, подобно царице, что весь мир должен признавать ее первой красавицей.

Царевна «нраву кроткого такого». Она никогда не смогла бы причинить зло другому человеку, только ра­ди того, чтобы считаться первой красавицей. Для нее главное — душа человека. Когда волшебное зеркальце говорит, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», мачеха, «черной зависти полна», повелевает отдать царевну «на съеде­ние волкам». Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней, что ее ждет мучительная смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранична. «Царица злая» одерживает наконец победу — царевна умирает.

Но автор утверждает, что добро, в конце концов, всегда побеждает зло. Любовь царевича Елисея возвращает царевну к жизни. Ее верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все заканчивается свадьбой и роскошным пиром. А злая мачеха, увидев, что все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы. Твори добро, и оно к тебе вернется, хочет сказать поэт. А зло порождает только зло и оборачивается против злого человека.

Тест с ответами: “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкин

1. Кто является автором «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»: а) Пушкин + б) Некрасов в) Толстой

2. Царица родила дочь: а) на пасху б) в сочельник + в) в рождество

3. Царица умерла, потому что: а) не снесла радости б) не вынесла горя в) не снесла восхищенья +

4. Царь женился второй раз: а) через год + б) через три года в) через два года

5. У новой царицы было: а) волшебная палочка б) трюмо в) зеркальце +

6. Жениха царевны звали: а) Алексей б) Елисей + в) Моисей

7. Какое свойство имело зеркальце у новой жены царя: а) умело выполнять желания б) умело светиться ярким светом в) умело говорить +

8. Из-за чего злая царица так сильно рассердилась на зеркало: а) оно похвалило не её, а царевну + б) оно промолчало в ответ в) оно похвалило её не слишком броско

9. Приданое царевны – это: а) полцарства б) три губернии в) семь торговых городов да сто сорок теремов +

10. Как обзывает царица своё зеркало: а) Ах ты, грязная стекляшка! б) Ах ты, мерзкое стекло! + в) Ах ты, гадкое стекло!

11. Какое слово пропущено в строке «Мать … сидела Да на снег лишь и глядела»: а) брюхатая + б) пузатая в) весёлая

12. Рассердившись, царица бросила зеркальце: а) Белавка б) Чернавка + в) Желтавка

13. Что решила злая царица сделать с царевной: а) отправить её в лес и связать на съедение волкам + б) изуродовать ей лицо в) тайно сбросить её в бездну вод

14. Как поступила Чернавка с царевной при её просьбе помиловать её: а) отпустила, не связала + б) отвезла её за тридевять земель в) всё-таки связала её

15. На что набрела царица, до зари в лесу гуляя: а) на терем + б) на дворец в) на город

16. Кто нагрянул в терем, после как царевна прибралась и тихонько улеглась: а) семь гномов б) семь богатырей + в) злая старица

17. Почему царевна отказалась идти в жёны к одному из семи богатырей: а) не могла выбрать одного, все были равны по могучести своей б) ей совершенными не казались в) уже была невестой +

18. Как злая царица узнала о том, что Чернавка её обманула: а) Чернавка ей об этом рассказала б) зеркальце доложило ей правду о том, что по-прежнему не она на свете всех милее + в) она сама пошла в лес и обнаружила там царевну

19. Почему собака не хотела подпускать к терему нищую черницу: а) она же всё-таки собака, посторонних в терем не пускала б) защищала царевну от чужих и нищих в) чтобы та не передала царевне яблоко, наполненное ядом +

20. Что стало с царевной, после как поела яблоко: а) бросив терем наутёк, молвила, что дар не впрок б) головой на лавку пала, тиха, неподвижна стала + в) за горло ухватилась, пала, еле шевелилась

21. Как богатыри поступили с царевной, обнаружив её мёртвой: а) положили в хрустальный гроб и отнесли на пустую гору + б) похоронили под землёй в) никуда не отнесли и молились, не переставая

22. Как ответило зеркальце злой мачехе в очередной раз: а) что по-прежнему царевна всех милее, румянее, белее б) что теперь она на свете всех милее, румянее, белее + в) ничего не ответило

23. Как ответило красно солнце Елисею на вопрос о его невесте: а) оно царевну видело живой б) оно царевну видало, но не слыхало в) что оно царевны не видало +

24. Что ответил месяц Елисею о царевне: а) он её увидел, но не помнит, где б) он её не видел + в) он подсказал Елисею, где находится царевна

25. Как царевичу ответил ветер насчёт невесты: а) ничего не ответил, пронёсся мимо б) сказал, что её не встречал в) он точно подсказал ему местоположение невесты +

26. Как догадались хозяева дома, что это была царевна: а) по осанке б) по речи + в) по одежде

27. От какого угощения отказалась царевна: а) от вина + б) от медовухи в) от водки

28. Царевна жила у хозяев терема: а) в передней комнате б) в темнице в) в светлице +

29. Старушонка отдала царевне: а) яблоко + б) апельсин в) грушу

30. Что сделали тотчас королевич с невестой после похоронения умершей царевны: а) стали скорбить по умершей царевне б) свадьбу учинили + в) разошлись по домам и жили они долго и счастливо

Помогите написать сочинение на тему Что помогло Елисею в поисках невесты. по сказке А.C. Пушкина сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. очень надо пж .

В «Сказке о мертвой царевне» , как и во многих других сказках, достаточно чудес и волшебства. Говорящее зеркальце честно и бесстрашно разговаривает с завистливой царицей, вызывая ее гнев и злобу. Влюбленный, но потерявший невесту королевич расспрашивает о ее судьбе и Солнце, и Месяц, и Ветер, и они отвечают ему, дают советы, сочувствуют. Только чудо, кажется, спасло юную царевну от верной смерти. Но, на мой взгляд, гораздо больше, чем чудес волшебных, в этой сказке чудес, сотворенных руками самих героев. Так, найти свою суженую королевичу Елисею помогли не только подсказки Ветра, но и, в первую очередь, любовь и надежда, живущие в его сердце. Увидеть красоту своей падчерицы и ее замечательные душевные качества ревнивая мачеха могла и без волшебного зеркальца. И только благодаря собственным заслугам молодая царевна нашла приют в лесном тереме и верных и надежных друзей в лице братьев-богатырей.

Царь уезжает, а во время его отсутствия у ца­рицы родилась дочь. Но царица умирает, едва возвратился ее муж. Царь долго горюет, но прохо­дит год, и во дворце появляется новая царица. Эта женщина очень красива, но нрав у нее тяжелый: она завистлива, жестока и своенравна. У царицы есть волшебное зеркало, которое умеет говорить: каждый день царица любуется на свое отражение и всякий раз спрашивает зеркало, она ли самая красивая женщина в мире. И долгие годы зеркало правдиво отвечает, что прекраснее ее нет никого на свете. Но незаметно вырастает ее падчерица. У царевны появляется жених. Царица, наряжа­ясь перед зеркалом, как обычно, спрашивает, она ли самая красивая женщина в мире, ожидая услышать привычное: «Ты, царица, всех милее». Но на этот раз она слышит, что не она, а царевна, ее падчерица, прекраснее всех в мире. Тут и про­является завистливая и злобная натура царицы: она зовет свою служанку и приказывает ей во что бы то ни стало погубить царевну: отвести ту в лес и бросить на съедение волкам. Чернавка, служанка царицы, действительно заманивает царевну в лесную глушь, исполняя волю своей жестокой госпожи. Царевна догады­вается, что Чернавка замыслила ее погубить, и умоляет отпустить, обещая наградить ее, когда станет царицей. Чернавка на самом деле не ис­пытывает к царевне злых чувств: она лишь вы­полняла приказание хозяйки, которое ей самой не по душе, поэтому она охотно отпускает царе­вну и возвращается к царице. Царица спрашива­ет, исполнено ли ее приказание, и Чернавка об­манывает ее, уверяя, что связала царевну и оставила на съедение диким зверям. Царь горюет о пропавшей дочери, а Елисей, жених царевны, отправляется на поиски про­павшей невесты. Царевна, блуждая по лесу, выходит к большо­му дому, скрытому в чаще. Через некоторое вре­мя появляются и хозяева — семеро братьев-богатырей. Царевна остается в их доме, ведет хозяй­ство, но вскоре богатыри предлагают ей выбрать одного из них в мужья. Царевна отказывается, потому что у нее уже есть жених. Между тем царица, полагая, что ее падчерицу давно разорвали волки, вновь заводит беседу с волшебным зеркалом и узнает, что царевна жи­ва. Царица угрозами добивается правды от своей служанки и решает сама погубить падчерицу. Для этого она переодевается старухой нищен­кой и идет в лес, к дому семи богатырей, назва­ных братьев царевны. Царевна, ничего не подо­зревая, радушно принимает странницу; лишь сторожевой пес, почуяв зло, громко лает на пере­одетую царицу и рвется с привязи. Царевна по­дает мнимой нищей милостыню, а та дарит ей красивое яблоко. Но на самом деле оно пропита­но ядом, и едва царевна откусывает кусочек, как падает бездыханной. Возвращаются богатыри. Пес на их глазах проглатывает отравленное яб­локо и умирает. Братья понимают, что царевна погибла из-за чей-то злобы и зависти. Сначала они собираются похоронить ее, но царевна ка­жется не мертвой, а спящей: поэтому братья кладут ее в хрустальный гроб и подвешивают его в горной пещере. Злая царица наконец слышит от зеркала дол­гожданный ответ, что она прекраснее всех на свете. Жених царевны ищет ее по всему свету, но ни­где не находит пропавшую невесту. Наконец он спрашивает о ней у тех, кто видит все — у солнца, месяца и ветра. Солнце и месяц ничего не знают о судьбе царевны; и лишь ветер, вечный стран­ник, рассказывает королевичу Елисею о горной пещере, в которой на шести цепях висит хрус­тальный гроб. В нем, говорит ветер, твоя невеста. Опечаленный королевич идет к горе, чтобы еще раз взглянуть на свою невесту. От отчаяния он разбивает гроб, и царевна внезапно оживает. Королевич и царевна возвращаются к ее отцу. В это время царица в очередной раз беседует с зеркалом и снова слышит о том, что царевна прекраснее ее. В приступе ярости царица разби­вает зеркало. При встрече с царевной царица умирает от злобы и зависти. Сказка заканчива­ется свадьбой царевны и королевича. Сюжет, взятый Пушкиным за основу сказки, имеет глубокие корни. Сходный сюжет можно найти в балладе Жуковского «Спящая царевна» и в народной немецкой сказке, которая в литера­турной обработке братьев Гримм в разных перево­дах называется «Снегурочка» или «Белоснежка». Хотя и существует ряд отличий пушкинской «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» и других произведений, в которых использовался тот же сюжет, смысл этих произведений от них практически не меняется. Как и в большинстве сказок, в конце добро торжествует над злом: царе­вна выходит замуж за любимого, а ее мачеха уми­рает. Но в сказке Пушкина ярче, чем в сказке бра­тьев Гримм, проявляются моральные качества героев: верность царевны своему избраннику, стремление королевича отыскать свою любимую и преданность сторожевого пса, умирающего от отравленного яблока. Кроме того, в сказке Пуш­кина злая мачеха умирает по неизвестной причи­не, то есть в результате высшего суда. То, как она оканчивает жизнь в «Белоснежке», подсказывает, что королеву настигает месть падчерицы, ее мужа и приютивших девушку гномов, которые застав­ляют ее плясать в раскаленных железных туфлях.

  • Что означает слово пионер в рассказе гагарина вижу землю
  • Что означает название сказки ашик кериб м ю лермонтова 4 класс
  • Что означает мертвая вода в русских народных сказках
  • Что обозначает слово терем из сказки о царе салтане
  • Что обозначает фразеологизм сказка про белого бычка