Что отличает авторскую сказку от народной

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страницы 82-83размышляем о прочитанном.1. вы прочитали сказку жуковского спящая царевна.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

AVvXsEj0uljsnYhx vvbl6xoulmr0n gycJHpK7xOZcrdmxSdDHartpsBg1qMJgF8K49GCy8LU8qM8FFQI2fzcwy968thnYzoEfWlJcL5Pnc c8UutLXEuVMnQ8ipbMa9JEbcOFspwn3 vw Xg5af1JV8Xp5lJppoRV1vQLSY3J88AuOCxEBNc Bn84rOy fdg=w400 h351

Сегодня в обществе принято выделять три основных формы культуры: народную, массовую и элитарную. В этой статье мы изучим специфику народной культуры, узнаем в чём её особенности. Рассмотрим примеры.

Что такое народная культура?

Народная культура — форма культуры, созданная неизвестными и непрофессиональными авторами. В произведениях народного характера демонстрируется особенный, уникальный национальный опыт, раскрываются менталитет, нормы и ценности морали, нравственности, религии. Благодаря существующим традициям народная культура передается в бесписьменной форме от одного поколения к другому. В качестве наиболее распространенных примеров можно назвать сказки, танцы, обряды.

Отличительная черта народной культуры – отсутствие автора. Ее автором считается народ. Поскольку такая культура имеет в основном устную форму, народной культурой можно не только сказки, легенды, танцы, но и анекдоты, былины, рецепты национальных блюд. Для народной культуры характерна уникальность. Она возникает на основе специфики прошлого исторического периода населения страны, своеобразия природного мира, климата, географического местоположения, менталитета.

Для содержания традиционной культуры характерны такие черты, как простота, доступность, понятность и наглядность. В ней иррациональные ценности и действия преобладают над рациональными, доминируют принципы естественности, глубины, основательности, древности, низких индивидуальных притязаний личности. В отличие от других культурных форм ее можно заметить в каждой жизненной сфере народа. Например, в воспитании детей, домашнем хозяйстве.

Признаки и примеры народной культуры

Рассмотрим основные признаки народной культуры, и приведём соответствующие примеры.

  • Культура базируется на народных традициях, обычаях, ценностях (сжигание чучела на «масленицу);
  • Для нее характерны коллективность процессов творчества, анонимность создателей (например, пословицы и поговорки — мало кому известны их действительные авторы);
  • Сохранение созданных культурных продуктов, их передача происходит из поколения в поколение (например, народные костюмы);
  • Ее передача осуществляется в основном устно (анекдоты, сказки);
  • Демонстрирует национальный характер (национальные костюми и национальные блюда);
  • Базируется на идее самобытности развития конкретного государства, народа (былины и легенды, которые раскрывают историю становления народа, его прошлое);
  • Традиционность и пассивность (народные танцы передаются из поколения в поколение в неизменном виде);

Как появляется народная культура?

Корни народной культуры берут свое начало в далеком прошлом. В ее состав входят элементы, структуры, имеющие этническую особенность, осуществляющие этно-интегрирующую функцию народа.

Классическую культуру формируют люди, которые существуют в закрытом общественном и географическом пространстве, связанные происхождением, экономической деятельностью. Реализация культурной коммуникации происходит за счет активных контактов в рамках общества, обыденного воспитания детей в семье, общине. Познания, навыки, общий культурный опыт дети получают непосредственно от родителей, ученики – от мастера, прихожане – от священника без участия прочих институционально-организационных форм. Им не нужны особенная подготовка для восприятия, технические средства для хранения и воспроизводства культурного наследия.

Для народной культуры характерны непрофессиональность и анонимность. У нее нет точной специализации, конкретных авторов. Она считается творческим продуктом коллектива людей, в котором роль отдельной личности весьма мала. Поэтому нельзя сказать, кто именно придумал определенную песню, легенду и т.д. При наличии в культуре специализации она обладает довольно слабым фрагментарным уровнем. Человек, который выполняет роль гармониста, может быть плотником и торговцем. В некоторых случаях профессионализм все-таки существует, если во внимание берутся сложные области деятельности, но это чаще исключение, чем правило.

Значение народной культуры

Говоря о значении народной культуры, необходимо понимать, что пару десятков назад у людей были совершенно иные моральные ценности, и другой жизненный уклад, что нашло свое отражение в массовых продуктах прошлого времени. Культура – то, что мы совершаем ежедневно, наши мысли, действия. И в этом плане народная культура помогает человеку прикоснуться к прошлому своего народа, почувствовать самобытность и уникальность предыдущих поколений, где каждый очень серьезно относился к тому, чтобы любой человек был личностью, его действия имели конкретный смысл.

Народная культура подразумевает уважение к человеку. Ее авторами стали обыкновенные люди, которым приходилось сталкиваться с несчастьями, пороками. Они понимали реальную стоимость труда, с презрением относились к бездеятельности. В примерах народной и элитарной культуры можно было увидеть морально-нравственные посылы, о которые представители предыдущих поколений пытались поведать доступным и простым языком.

Отличия народной от национальной культуры

Как мы уже сказали, народная культура появляется и передаётся преимущественно в устной речи — принадлежность к ней не означает наличие познаний в области письма, чтения. В данном смысле безграмотность не является тождественным понятием бескультурья. В народной культуре почти нет текстов. Поэтому ее исследование осуществляют этнология, этнография и другие аналогичные науки. Можно утверждать, что народная культура — коллективная личность, за пределами которой находится отдельный человек.

Что же касается конкретно «нации», то она раскрывает свое существование именно благодаря межкультурным связям, возникшим у него с остальными нациями, тем самым обретая свою уникальность. Этого удается добиться за счет принадлежности к единой цивилизации. Нация не способна существовать изолирована — она входит в состав культурной коммуникации с другими нациями. Таким образом, базисом национальной культуры считается персональное, авторское творчество, и это решительно отличает национальную культуру от народной, которая считается анонимной. В этом плане, например, Есенин считается именно национальным поэтом, а не народным, поскольку все его произведения являются исключительно авторскими, а так же выпускаются в письменном виде.

Заключение

Сегодня в обществе в рамках социальных и культурных изменений происходит естественная потеря народной культурой своей сущности. Имитацией ее форм, методов и механизмов функционирования занимается теперь массовая культура. Однако, при изучении указанного вопроса наибольшее количество ученых делает вывод, что подлинно народная культура не имеет ничего общего с массовой культурой. Напротив, массовая культура относится враждебно к настоящей народной культуре.

Важно учесть тот факт, что сейчас в мире происходит смешивание различных культурных форм. Они оказывают непосредственное влияние друг на друга. В качестве примера можно привести классическую музыку, которая подвергается современной аранжировке и обретает «второе дыхание».

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (5 класс)

В.А. Жуковский

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    В.А. Жуковский

    Описание слайда:

    В.А. Жуковский

  • 2 слайд

    Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого детства: сначала

    Описание слайда:

    Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книжки. Первые книжки, которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир полный волшебства. И став взрослыми, мы не перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца.

  • 3 слайд

    Что такое сказка?Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто ф

    Описание слайда:

    Что такое сказка?
    Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

  • 4 слайд

    Кто может сочинять сказки?Народ (народные сказки)Автор (литературные сказки)

    Описание слайда:

    Кто может сочинять сказки?
    Народ
    (народные сказки)
    Автор
    (литературные сказки)

  • 5 слайд

    «Литературная сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическо

    Описание слайда:

    «Литературная сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное.» Это «произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев».
    Л. Ю. Брауде

  • 6 слайд

    Что отличает авторскую сказку от народной

  • 7 слайд

    Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852)

    Описание слайда:

    Василий
    Андреевич Жуковский
    (1783 – 1852)

  • 8 слайд

    Жуковский одним из первых обратил внимание на незаурядный талант молодого лиц

    Описание слайда:

    Жуковский одним из первых обратил внимание на незаурядный талант молодого лицеиста. Лицеист Пушкин высоко оценил дружескую поддержку поэта. В своем стихотворении «К портрету Жуковского» А.С. Пушкин писал:
    «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль…»

  • 9 слайд

    Жуковский родился в 1783 году 9 февраля в Тульской Губернии, село Мишенское.Н

    Описание слайда:

    Жуковский родился в 1783 году 9 февраля в Тульской Губернии, село Мишенское.
    Несмотря на то, что Василий Андреевич Жуковский относится к знатному роду, его происхождение отнюдь не считалось благородным. Его отцом был помещик Афанасий Иванович Бунин, а матерью стала турчанка Сальха, пленённая во время русско-турецкой войны.
    Мальчик родился незаконно – вне брака, что для того времени было очень серьёзно. Даже усыновление не давало право получить дворянский титул родителей. Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший дворянин из Беларуси, стал крёстным отцом. От него же мальчику досталась фамилия и отчество.

  • 10 слайд

    Из-за внебрачного рождения мальчик не мог рассчитывать на что-либо от своих р

    Описание слайда:

    Из-за внебрачного рождения мальчик не мог рассчитывать на что-либо от своих родителей, включая дворянский титул. Но родной отец подсуетился, чтобы мальчика фиктивно зачислили на военную службу. В результате в 6 лет он был внесён официально в дворянскую родословную книгу.
    Согласно законам 18-го века внебрачные дети не могли получить наследство дворян, даже если были бы внесены в завещание.

  • 11 слайд

    Несмотря на своё положение, молодой человек получил хорошее образование. В юн

    Описание слайда:

    Несмотря на своё положение, молодой человек получил хорошее образование. В юном возрасте он исключён из Главного народного училища. Тем не менее, впоследствии он поступил в Благородный пансион при Московском университете, где изучал языки.

  • 12 слайд

    В университете он с огромным старанием и удовольствием изучал французский и н

    Описание слайда:

    В университете он с огромным старанием и удовольствием изучал французский и немецкий языки, а также различные гуманитарные науки. Он стал одним из лучших учеников, его карьера началась с переводов. Он внёс нечто новое в профессию переводчика, а знаменитые европейские стали более литературными и интересными для русскоговорящей публики.

  • 13 слайд

    В Благородном пансионе при Московском университете возникло литературное сооб

    Описание слайда:

    В Благородном пансионе при Московском университете возникло литературное сообщество, куда входили Дмитрий Дашков и государственные деятели Андрей и Александр Тургеневы. Василий Жуковский участвовал в написании устава и стал первым председателем.

  • 14 слайд

    В 1797 году под впечатлением от смерти В. А. Юшковой он написал "Мысли при г

    Описание слайда:

    В 1797 году под впечатлением от смерти В. А. Юшковой он написал «Мысли при гробнице». Произведение 14-летнего автора дебютировало в печати.

  • 15 слайд

    Известность постепенно привела его к Императорскому двору. В 1816 году он ста

    Описание слайда:

    Известность постепенно привела его к Императорскому двору. В 1816 году он стал чтецом при императрице Марии Фёдоровой, а несколько позже Александр I назначил ему пенсию 4 000 рублей в год.

  • 16 слайд

    Находясь при дворе, Жуковский много раз пытался добиться возвращения Пушкина,

    Описание слайда:

    Находясь при дворе, Жуковский много раз пытался добиться возвращения Пушкина, пока тот находился в ссылке.

  • 17 слайд

    Большое влияние в политических и литературных кругах позволило ему добиться с

    Описание слайда:

    Большое влияние в политических и литературных кругах позволило ему добиться смягчения участи некоторых декабристов.

  • 18 слайд

    Начиная с 1817 года, известный литератор и публицист назначен наставником буд

    Описание слайда:

    Начиная с 1817 года, известный литератор и публицист назначен наставником будущего императора.

  • 19 слайд

    Произведения автора часто уходили в народ, поэтому легко принимались даже в к

    Описание слайда:

    Произведения автора часто уходили в народ, поэтому легко принимались даже в качестве гимна.

  • 20 слайд

    К 1808 в творчестве Жуковского появляются первые баллады: "Людмила" (1808), "

    Описание слайда:

    К 1808 в творчестве Жуковского появляются первые баллады: «Людмила» (1808), «Кассандра» (1809), «Светлана» (1808 — 1812) написаны на основе иностранных литературных источников.

  • 21 слайд

    В 1831 году Пушкин приезжает в Царское село с практически готовой "Сказкой о

    Описание слайда:

    В 1831 году Пушкин приезжает в Царское село с практически готовой «Сказкой о попе…» и множеством конспектов сказок.

  • 22 слайд

    Интерес к русской народной сказке к тому времени у поэта был столь велик, что

    Описание слайда:

    Интерес к русской народной сказке к тому времени у поэта был столь велик, что он заражает им и Жуковского. Тогда же в Царском селе оба поэта вступают в некое шуточное соревнование на тему: «Пишем сказки в народном стиле».

  • 23 слайд

    Свидетелем этого состязания стал ещѐ один будущий гений русской литературы -

    Описание слайда:

    Свидетелем этого состязания стал ещѐ один будущий гений русской литературы — Николай Васильевич Гоголь, который писал: «Все лето я прожил в Павловске и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. О, сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей. …У Пушкина … сказки русские народные.. у Жуковского тоже русские народные сказки…Чудное дело! Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский».

  • 24 слайд

    Именно тогда на свет появились великолепные пушкинские сказки «Сказка о Попе

    Описание слайда:

    Именно тогда на свет появились великолепные пушкинские сказки «Сказка о Попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане»,
    «Сказка о рыбаке и рыбке»,
    «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».
    И сказки В.А.Жуковского «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна» и т.д.

  • 25 слайд

    А.С. Пушкин считал В.А.Жуковского своим другом и учителем.В 1820 году Жуковск

    Описание слайда:

    А.С. Пушкин считал В.А.Жуковского своим другом и учителем.
    В 1820 году Жуковский, прочитав поэму Пушкина «Руслан и Людмила», дарит поэту свой портрет с надписью:
    «Победителю — ученику
    от побежденного — учителя».

  • 26 слайд

    Что отличает авторскую сказку от народной

  • 27 слайд

    Подумаем над прочитанным? Понравилась вам сказка? Кто главные герои сказки?

    Описание слайда:

    Подумаем над прочитанным?
    Понравилась вам сказка?
    Кто главные герои сказки?
    Какой эпизод вам больше всего запомнился? Почему?
    Какие чувства вызвала у вас прочитанная сказка?
    — За какого героя вы переживали больше всего?

  • 28 слайд

    С чего начинается сказка? Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как

    Описание слайда:

    С чего начинается сказка?
    Почему не пригласили двенадцатую колдунью?
    Как она отомстила?
    — Кто пробудил царевну от многовекового сна?
    Найдите кульминацию в сказке. Зачитайте.
    Если бы сказка была народной, к какому виду сказок вы бы ее отнесли?
    — Что в сказке напоминает народную сказку, а что отличает?

  • 29 слайд

    Пословицы, поговорки, народные речения и выражения – все вводит Жуковский в с

    Описание слайда:

    Пословицы, поговорки, народные речения и выражения – все вводит Жуковский в сказку. Однако поэт не всегда выдерживает дух народной речи. Мы часто встречаем в сказке книжные выражения: «Блещут розы по кустам», «Зданье – чудо старины», «Молод цвет ее ланит» и пр.

  • 30 слайд

    Домашнее задание: Ответить на вопросы и выполнить задания 2 рубрики «Размышля

    Описание слайда:

    Домашнее задание:
    Ответить на вопросы и выполнить задания 2 рубрики «Размышляем о прочитанном», рубрик «Литература и изобразительное искусство»:
    Сделать иллюстрации к сказке.

  • 31 слайд

    Жуковский сделал очень важный шаг вперед в литературной обработке сказки. За

    Описание слайда:

    Жуковский сделал очень важный шаг вперед в литературной обработке сказки.
    Закончить наш урок хочется словами А.С.Пушкина о своем учителе В.А.Жуковском:
    Его стихов пленительная сладость
    Пройдѐт веков завистливую даль,
    И, внемля им, вздохнет о славе младость,
    Утешится безмолвная печаль,
    И резвая задумается радость.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Тема:
В. А. Жуковский

Похожие материалы

  • Презентация по литературе к уроку 93 в 9 классе по теме «ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА АЛЕКСАНДРА ТРИФОНОВИЧА ТВАРДОВСКОГО. СТИХОТВОРЕНИЯ О РОДИНЕ И ПРИРОДЕ».

  • Презентация по литературе «Биография Жуковского (5 класс)

  • А.Т.Твардовский. Урок 93. «ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА АЛЕКСАНДРА ТРИФОНОВИЧА ТВАРДОВСКОГО. СТИХОТВОРЕНИЯ О РОДИНЕ И ПРИРОДЕ».

  • Рабочая программа по литературному чтению

  • Образец итогового сочинения по теме «Чем путешествия обогащают личность?» (Направление «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»)

  • Конспект интегрированного урока в 10 кл. «Поэзия Роберта Бернса в русской и английской (шотландской) литературе»

  • Особенности изображения национального характера в очерке В.Г. Распутина «Изба»

  • Соединение бытовой реальности и аллегории, социальной проблематики и притчи в рассказе В.С.Маканина «Ключарев и Алимушкин»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5456468 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

Актуализация
знаний

Работа
со словарем

Определение
цели и задач урока

Чтение
по ролям (сценка)

Сравнение

Физкульт-минутка

Выборочное
чтение

С
творчеством какого писателя мы начали знакомиться на прошлом уроке? Что вы о
нем знаете?


каким его произведением мы начали знакомиться на прошлом уроке?

Почему
данное произведение является сказкой?

К
какой сказке её можно отнести? Почему?

-Верно.
А где мы с вами можем найти подсказку при определении главной мысли этой
сказки?


что такое эпиграф? Где мы можем найти точное определение?

Прочитайте
эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не дается,-недаром исстари
пословица ведется». Что нам помогают понять эти слова? Какова главная мысль
сказки?

-Отлично.
А кто мне может ответить с какой сказкой схожа сказка «Мороз Иванович»?

-Назовите
автора этой сказки.

Верно.

-Кто
уже догадался, какую цель мы с вами поставим на этот урок?

А
что мы должны с вами для этого сделать? Какие задачи поставить перед собой?

Ребята,
в сказках происходит волшебство, вот и у нас с вами оживает сказка.

Догадались
кто это? Из каких сказок эти герои?

Почему
автор назвал девочку Рукодельницей, от каких корней образовано это имя?

Почему
же тогда Одо’евский другую девочку назвал Ленивицей?

А
кто такая падчерица? Кого так называют?

Где
мы можем найти подсказку при определении значения данного слова?

Верно.

Давайте
послушаем наших героев сказок.

-Одинаково
ли вели себя девочки? Почему?

Работая
в парах, подчеркните черты характера падчерицы синей ручкой, а черты
характера рукодельницы карандашом.

ПРИЛОЖЕНИЕ
(задание 1)

Некоторые
черты характера могут подходить как к падчерице, так и к рукодельнице.

Сверьте
свои ответы с ответами на доске.

Молодцы!

А
кто мне скажет, отличается ли Морозко от Мороза Ивановича?

Первый
вариант подберите изображение, которое подходит под описание Мороза
Ивановича, а второй вариант к описанию Морозко. ПРИЛОЖЕНИЕ (задание 2)

Объясните
в парах друг другу почему вы выбрали то или иное изображение.

Давайте
проверим.

Посмотри
в окошко: (Имитация)
Белая дорожка, (Волнистые движения кистями рук)
Занесло качели,  (Вращение руками)
Спят под снегом ели. (Приседание с закрытыми глазами)
В небе желтая луна. (Подтягивание на носочках)
Лишь одна не спит она. (Круговые движения головой)

Чем
ещё отличаются эти сказки?

Найдите
эти отрывки в сказках. Первый вариант ищет концовку в сказке «Мороз Иванович»
, а второй вариант в сказке «Морозко».

Как
вы думаете, почему авторская сказка «Мороз Иванович» добрая, а сказка
«Морозко» жестокая? С чем это может быть связано?

Владимира
Федоровича Одо’евского.

Одоевский
был превосходным музыкантом, изучал старинную и современную музыку, изобрёл
музыкальный инструмент «Себастианон» и подарил его Петербургской
консерватории.

-Со
сказкой «Мороз Иванович»


Так как в ней представлены вымышленные герои и события. С использованием
волшебства.


Литературной (авторской)

У
неё есть автор.

В
эпиграфе. 

2-3
учащихся ищут значение слова.


толковом словаре.

Эпиграф-
высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его
главный смысл.

Без
труда ничего не получишь.


Морозко.


сказки нет автора, это народная сказка.

-Сравнить
народную сказку «Морозко» и авторскую сказку «Мороз Иванович».


Проанализировать характеры героев, посмотреть на сюжетную линию героев,
обратить внимание на конец сказки.

Выходят
учащиеся для сценки.


Падчерица и Морозко, Рукодельница и Мороз Иванович.


рук и –дел, то есть всё умеет делать руками.

-Она
постоянно ленилась.

Разыгрывают
сценку.

Падчерица-
неродная дочь для одних из супругов.


словаре в конце учебника.

-Нет.
У них разные характеры.

Выполняют
задание на карточках.

Рукодельница
– любознательная, общительная, добрая, трудолюбивая, отзывчивая,
сострадательная.

Падчерица-
скромная, спокойная, добрая, трудолюбивая.

-Да.

Мороз
Иванович – мудрый, справедливый, добрый.

Морозко
– суровый, справедливый, жестокий.

2-3
учащихся отвечают у доски.


Концовками.


Жизнь у народа была тяжелая, ничего хорошего от жизни не ждали.

А
у автора свое виденье жизни, поэтому он решил написать добрый конец.

Умение
отвечать на вопросы и слушать извлечение необходимой информации из
прослушанно-го текста.

Умение
формулиро-вать значение слов и выражений, Уточнение значений незнакомых слов.

Умение
анализировать и делать вывод,

Развиваем
умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Оценивать
поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Осознание
ценности совместной деятельности.

Умение
работать самостоятель-но и в паре, помогать друг другу, проверять и оценивать
работу соседа, находить и исправлять ошибки, договаривать-ся, распределять
работу.

Умение
выступать публично, доказывать свою позицию. Визуализация
причинно-следственных связей.

Подведение
итогов

Сегодня
на уроке мы с вами сравнили две сказки, народную и авторскую, исходя из
этого, какой вывод мы можем сделать?


Какие пословицы подходят к сказкам?

«Мало
хотеть – надо уметь»,

«Семь
раз примерь, один раз отрежь».

 «Сделав
худо, не жди добра»,

«Что
испёк, то и кушай»,

«За
двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь».

Проверка
правильности.

Выставление
оценок.

Несмотря
на то, что они отличаются, они обе несут в себе одну и ту же главную мысль.

«Мало
хотеть – надо уметь»,

«Сделав
худо, не жди добра»,

«Что
испёк, то и кушай».

skaz4266

У каждого ребенка есть своя любимая сказка. Кто-то не может заснуть без истории о Русалочке, кто-то требует рассказ о Колобке, а кто-то просто любит слушать о захватывающих приключениях сказочных героев. Будучи маленькими, Вы не интересовались, кто написал эту сказку. Но время бежит, и рано или поздно приходится столкнуться с этим вопросом: чем авторская сказка отличается от народной? Почему герои поступают именно так, а не иначе?

Герои любой сказки проживают свою маленькую жизнь на страницах книг. Описанные приключения, действия и решения отображают индивидуальность персонажа. Но, если задуматься, то есть персонажи, которые повторяют одни и те же действия, кочуя из истории в историю. Но есть те, кому необходимы необычные обстоятельства для начала приключений.

Народные сказки – передаются из уст в уста не одно поколение. Они являются наследием, несущим в себе понятия о добре и зле, порядочности и взаимопомощи. Рассказывая их детям, наши предки учили детей жить в гармонии с собой и миром.
Различают несколько видов народных сказок:

  1. Былинные.
  2. Богатырские.
  3. Бытовые.
  4. Сатирические.
  5. Волшебные.

Благодаря именно этим сказкам, дети знают о Бабе Яге, змее Горыныче, Кощее Бессмертном. Многие из этих персонажей стали прототипами других героев.
Сказка народная

Авторские сказки написаны по мотивам народного фольклора. Такой жанр в литературе появился в конце восемнадцатого века. Самыми известными сказочниками того времени были братья Гримм. Они любили национальные традиции, собирали интересные истории, которыми пугали маленьких детей. Немного «облагородив» эти рассказы, лингвисты опубликовали свою книжку сказок.
Авторская сказка

Более популярной, авторская сказка стала с развитием романтизма в художественной литературе и живописи. Поэты, писатели, художники поняли, что основой всего культурного наследия является именно народный фольклор. А труды знаменитых немцев легли в основу этого течения.

Чем отличаются народные сказки от авторских?

Самым главным отличием является авторство:

  • Народные сказки сложил и передал народ;
  • Авторские сказки имеют единственного автора, имеющего законные права на эти работы.

Различное описание происшествий, действий героев, их одежды:

  • Народные сказки не имеют точных описаний мелких деталей.
  • Авторская сказка передает красочно мельчайшие подробности всех событий, достоверно показывая читателю реалистичность происходящего.

Только в авторской сказке можно найти описание психологического состояния героя. До читателя доносятся переживания, ощущения персонажа в определенный момент.

Различие в характерах персонажей:

  • Народные сказки показывают одинаковых, безликих не отличающихся между собой героев.
  • Авторы передают индивидуальность каждого героя. Создавая продуманные образы, переносят читателей в совершенно новый незабываемый мир. Каждый персонаж показан, как живое, думающее и чувствующее существо.

Авторское отношение к персонажам. Читая произведение любого писателя, можно с точностью определить в считанные минуты, кто должен стать положительным героем. Кого хочет видеть автор добрым, отзывчивым существом, а кто неисправимый злодей. Чьи поступки должны вызывать восторг, а кто своим появлением должен навевать неосознанный страх и переживание за других персонажей.

Понимание и восприятие жизни:

Четкое разделение на положительных и отрицательных героев, понимание добра и зла. Рыцарь и дракон. Такой подход прослеживается в фольклорных рассказах.

Создавая своих персонажей, продумывая свою историю, автор пытается показать многогранность человеческого характера. Рассказывает не только о черном и белом, но и старается стереть четкую черту, пытаясь показать, что существует еще и серое.
Авторская сказка всегда несет в себе отголоски народных сказаний и легенд. Не стоит забывать, что даже Александр Сергеевич Пушкин написал свои незабвенные творения под впечатлением от рассказов нянюшки Арины Родионовны.

В классической литературе множество авторов писавших произведения, основанные на народных сказках услышанных еще в детстве. Но каждое из них несет в себе отголосок исторического прошлого. Прототипы героев, исполняющих (обладающих) присущими только им особенностями. Использование давно известной сюжетной линии. А также словесные обороты, пословицы, поговорки присущие только просторечью.

Очень часто можно встретить различные атрибуты, некие ритуалы или действия связанные с язычеством. Читая такую литературу, не всегда можно с уверенностью сказать были ли эти моменты позаимствованы или придуманы автором. Изучая классическую литературу, дети учатся понимать и различать авторскую и народную сказу. Развивая логику и мышление, тренируют навыки столь необходимые в дальнейшей жизни.

  • Что пела коза своим козлятам в сказке
  • Что остается от сказки потом после того как ее рассказали
  • Что означало имя ларра в рассказе м горького старуха изергиль
  • Что писать в тезисе итогового сочинения
  • Что оленька называет единственным местом где можно стать образованным и гуманным рассказ душечка