Что остается от сказки потом после того как ее рассказали

наталья гредина 21 дек 2021, 08:29трое мужчин, содержащихся в новосибирском сизо-1, пожаловались на издевательства. один рассказал, что сотрудники повредили

© Наталья Гредина

«Жить хочешь — молчи»: заключенные новосибирского СИЗО рассказали об издевательствах

21 Дек 2021, 08:29

Трое мужчин, содержащихся в новосибирском СИЗО-1, пожаловались на издевательства. Один рассказал, что сотрудники повредили ему руку после жалоб на плохое самочувствие, другой заявил, что его избили заключенные, а администрация учреждения грозилась «оборвать его жизнь в любой момент», третий — объявил голодовку и вскрыл вены после неоказания ему медпомощи.

В декабре 2021 года трое заключенных новосибирского СИЗО-1 написали обращения о пыточных условиях содержания в учреждении. Родственники одного из них предоставили Тайге.инфо копии писем. Редакция рассказывает о жалобах арестованных.

Голодовка и члены ОНК

Заключенный новосибирского СИЗО-1 Сергей Кобец объявил голодовку и вскрыл вены в знак протеста, сообщили Тайге.инфо его родственники.

В качестве причин голодовки Кобец указал ограничение доступа к личным вещам, подделку документов администрацией учреждения, подписанных якобы самим заключенным, отказ в назначении курса лечения травмы грудного отдела и другие. Он отказался принимать пищу, пока к нему не приедет прокурор Новосибирска Роман Сивак.

«По вполне понятным основаниям регистрация письменного заявления [о голодовке] в журнал не занесена», — рассказал заключенный в обращении, подписанным им и еще двумя заключенным.

14 декабря Кобеца перевели в одиночную камеру и дали ему подписать рапорт, в котором говорилось, что он якобы дал устные показания о голодовке из-за «несогласия с режимом содержания».

«Таким методом администрация СИЗО в очередной раз скрывает истинные причины голодовки, приходится идти на крайние меры», — уточнил Кобец.

Тайга.инфо уже писала о Сергее Кобеце, который весной 2021 года жаловался на избиение и издевательства со стороны сотрудников СИЗО-1. В знак протеста он несколько раз объявлял голодовку, дважды «вскрывался» и зашивал себе рот, но не получил медицинской помощи. Мужчина обращался в службу собственной безопасности ФСИН и к уполномоченной по правам человека. Он жаловался на неоказание помощи и незаконную принудительную госпитализацию в туберкулезный диспансер.12 октября в СИЗО-1 приезжали члены ОНК Новосибирской области вместе с прокурором по надзору, которые проверяли «информацию о нарушении прав» Кобеца. По словам родственницы Сергея, комиссия попросила разрешения у сокамерников сфотографировать их кровати, потому что «красиво заправлены». Однако ни одного вопроса про невыдачу лекарств заключенному не задали. Позже прокурор и председатель ОНК Евгений Анисимов пригласили его побеседовать в присутствии начальства СИЗО. На его рассказы Анисимов ответил: «Мы вам поможем, пожалуйста, всегда пишите нам, не режьтесь только»

«Анисимов забыл подписать мое согласие на обработку персональных данных. То есть моего личного дела Анисимов даже не касался, так как не имел на это права. После проверки ОНК отчиталась, что содержащихся под стражей хорошо кормят, а медпомощь — высший класс», — передали слова Кобеца родственники.

Материалы проверки направили в отдел Следственного комитета по Дзержинскому району, которые рассматривал следователь Чеботарев. Он, по словам заключенного, даже не опросил его и свидетелей, не потребовал журнал регистрации травм у СИЗО и медсанчасти и вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела

«После вынесения указанного постановления следователем Чеботаревым через 10 суток замруководителя следственного отдела Латыпов передал мне документ, в котором указал, что по моему заявлению все еще ведется проверка. Интересно получается: следователь отказывает в возбуждении дела, а его начальник даже не знает об этом», — возмутился Кобец.

Из ответа ФСИН 17 ноября и Минздрава 29 октября заключенному следует, что лечат его в стационаре МСЧ-11 и туберкулезной больнице ЛИУ-10, куда Кобеца якобы поставили на учет с 6 июля 2018-го «с хроническими заболеваниями».

«Вот только МСЧ-54 ФСИН предоставили ложные сведения для проверки, потому что хронических болезней у меня никогда не было, а в тубдиспансер меня увезли в недобровольном порядке абсолютно здоровым, — рассказал заключенный. — В МСЧ-11 же вообще отсутствуют стационарные условия. И если бы они тут были, страшно представить, сколько бы заключенных оставили тут свои жизни с такими начальниками как [врио начальника медсанчасти Зоя] Кречетова, но зато точно знаю, что первый в этом списке был бы я. Без реагирования Москвы тут не разберешься. Как процветал беспредел, прикрывающийся формальными отписками, так и будет. Надеюсь, это не закончится для меня летальным исходом в стенах СИЗО».

«Будешь писать жалобы — тебя поместят в карцер»

Второй заключенный, заявивший об издевательствах в СИЗО-1 — 34-летний Дмитрий Клементьев. Утром 22 апреля 2021-го его собирались этапировать в суд. Перед этим он сказал сотруднику СИЗО Железнову, что плохо себя чувствует, и попросил вызвать медика. За три с половиной часа никакой помощи мужчина не получил, рассказали родственники Кобеца.

«Железнов пригласил других сотрудников СИЗО, которые применяли ко мне необоснованную физическую силу, заломали мне руки за спиной в разные стороны, хотя я даже не сопротивлялся. Надели наручники, специально застегнули их слишком жестко, отчего я испытал сильную физическую боль. В спецмашине меня посадили в одиночный отсек — „стакан“», — рассказал в письме Клементьев.

По словам заключенного, сотрудники, когда заталкивали его в «стакан», видели, что он зацепился левым предплечьем за замок камеры и получил рваную рану. Клементьев сказал об этом Железнову, но тот ответил, что ему **** [наплевать], и он «отпишется», после чего пнул заключенного по копчику.

Только после того, как Клементьева привезли в Новосибирский областной суд, сотрудники конвоя вызвали скорую. Больше четырех часов у него шла кровь из раны. Когда заключенный вернулся в СИЗО, то обратился к администрации, но сотрудники пригрозили ему: «Будешь писать жалобы — тебя поместят в карцер, подумай над этим хорошо, ведь тебе еще отбывать срок».

Тем же вечером Клементьев написал две жалобы и передал их дежурному корпуса. К заключенному вызвали сотрудника оперативного отдела СИЗО, но тот сказал, что заявление не примет, и ушел.

23 апреля перед очередным этапом в суд Клементьева досматривал Железнов. Он нашел у заключенного документ с жалобой, разозлился и дважды ударил его кулаком в висок. В суде Клементьеву снова вызвали скорую, медики зафиксировали ушиб. Сотрудники СИЗО снова заявили ему: «Мы-то отпишемся, что бы ни случилось, а тебе будет еще хуже».

Очередное написанное Клементьевым на Железнова заявление «о превышении должностных полномочий» дежурный сотрудник ему вернул и предложил отправить через ящик для писем, а также «наотрез отказался» регистрировать документ в журнале.

«Все заявления о противоправных действиях сотрудников администрации так и не дошли до адресатов, так как не покинули территорию СИЗО и исчезли бесследно», — отметил Клементьев в письме.

После жалоб к заключенному приехал тот же следователь из Дзержинского райотдела С К Чеботарев, который отказался возбуждать дело по заявлению Сергея Кобеца. Он опросил заключенного и вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Но следователь, по словам Клементьева, не стал смотреть записи с камер наблюдения и с регистраторов сотрудников ФСИН.

«Постановление Чеботарева об отказе в возбуждении дела находится в обжаловании. Зато вместо приобщения справки от „скорой“ и рапорта конвоя суда о ране он [следователь] приложил справку от МСЧ-11 с ложной информацией о якобы самопорезах», — считает заключенный.

После допроса Клементьева администрация СИЗО поставила его на профилактический учет как «склонного к членовредительству и суициду».

Насилие в кабинете администрации

12 ноября сотрудники СИЗО-1 вызвали в кабинет 25-летнего Михаила Семенова «для проведения беседы». В помещении оказались еще трое заключенных, с которыми у него были конфликты. Семенов пытался уйти, но сотрудники перегородили ему выход и оттолкнули от двери, говорится в письме.

«Далее заключенные начали оказывать на меня психологическое и моральное давление, с периодичностью нанося мне удары по разным частям тела, лица и ног, отчего я испытывал сильную физическую боль на протяжении 20−30 минут, в то время когда сотрудники администрации молча наблюдали за всем происходящим в кабинете, даже не пытаясь вмешаться», — рассказал Семенов.

При этом оперативники просили заключенных бить мужчину так, чтобы не осталось синяков, уточнил Семенов. После нападения сотрудники администрации предупредили заключенного, что он может умереть в СИЗО: «Хочешь жить — молчи».

Семенова вернули в камеру, а всех, кто с ним содержался, перевели в другую. Он попытался вызвать фельдшера из МСЧ-11, но медик отказался, потому что врио начальника медсанчасти Зоя Кречетова якобы дала указание «ничего у него не регистрировать».

«Фельдшер закрыл форточку на дверях моей камеры и ушел, оставив меня мучиться с острой болью в левой части тела. Ко мне не приходили врачи, сколько бы я ни пытался вызвать их в камеру», — пожаловался заключенный.

15 ноября Семенова этапировали в суд, туда же вызвали и скорую помощь. Медики диагностировали ссадины за ушами и перелом ребра. Заключенного хотели отвезти в больницу, но судья отказала, потому что «нужно провести заседание». Мужчина рассказал обо всем супруге.

«После того, как меня вернули в СИЗО, конвой высказал администрации, что те скрыли мои травмы. Также конвой написал рапорт о том, что „скорая“ всё зафиксировала, — уточнил Семенов. — Тут же сбежались работники медсанчасти и стали уговаривать меня подписать бумагу, якобы я сломал ребро, потому что выпал из окна. Я не стал подписывать. Врачи психанули и ушли, бросая мне разные угрозы».

Несколько жалоб «в разные инстанции» написала и жена заключенного. После этого, по словам Семенова, на него начал давить «спецконтингент черной масти». Мужчину якобы заставляли писать «нужные» показания, иначе с ним «произойдет несчастный случай».

«Некоторое время я отказывался, но после разговора с управлением, когда осознал, что они все заодно и далеко не шутят, начал делать так, как они хотят. Единственное, чего я не выполнил — оговор своей супруги. Позже я понял, что они хотели напугать ее уголовной ответственностью за дачу якобы ложных показаний», — добавил заключенный.

Перед тем как давать «нужные» показания, Семенова снова увезли в суд, где он попросил жену записать видео с его рассказом, но конвой запретил. Заключенному все же удалось передать запись своему адвокату.

«Всё может быть по справедливости, если материалы проверки направить не в отдел СК по Дзержинскому району, а в другой правоохранительный орган, не относящийся к территории СИЗО», — подчеркнул Семенов.

Семенов утверждает, что в отделе СК по Дзержинскому району, все дела о «превышении должностных полномочий» сотрудниками СИЗО-1 остаются «без выявленных нарушений», после чего выносится постановление об отказе в возбуждении.

«В основном, следователем Чеботаревым почему-то», — отметил заключенный.

Тайга.инфо обратилась за комментарием в ГУФСИН по Новосибирской области.

Ирина Беляева

А вы любите читать детям сказки? Увлекательно? Или вам кажется, что все сказки похожи? А как вам сказочные герои? Переживаете за принцесс, ненавидите ведьм? Кому-то вы сочувствуете, кого-то осуждаете? Чувствуете, что сказки связаны с реальной жизнью? Или вам уже приелось это глуповатое детское развлечение? И сказки вас больше не удивляют?

Тогда самое время открыть книгу «Феномены Тени и зла в волшебных сказках», написанную Марией-Луизой фон Франц, ученицей и сотрудницей Карла Густава Юнга.

255 468
В известной аудиоверсии «Алисы в Стране чудес» ископаемый дронт Додо спрашивает: «Что остается от сказки потом, после того как её рассказали?» Вопрос, которым задаются и дети, и взрослые. И хотя мы не можем вернуться в детство с его простодушной цельностью восприятия, сказка ближе к нам, чем мы думаем.

М.-Л. фон Франц постепенно раскрывает связь сказки с сутью человеческой души, с её бессознательным содержанием.

«…можно увидеть, как рождаются сказки: всегда существует ядро парапсихологического переживания или сновидения… Если такая теория происхождения сказки правильная, то волшебные сказки должны отражать основные психологические структуры человека гораздо больше, чем мифы и литературные произведения».

В сказках выражает себя та часть души, которая лежит за пределами рационального сознания, её глубинная природа, оживающая в «алхимической реторте» психоанализа.

«Можно сказать, что по форме архетип состоит из двух частей, одна из которых светлая, а другая тёмная. В архетипе духа сочетаются мудрый старец и деструктивный или демонический колдун, который присутствует в очень многих сказках… Герой должен нести с собой обновление — или же быть великим разрушителем, и притом он может совмещать в себе оба эти качества. Любая архетипическая фигура имеет свою Тень…».

Автор рассматривает сказочное зло во всех его видах и сознательные установки человека, преодолевающие это темное начало или, наоборот, ему содействующие. Всё, что мешает свободному проявлению психической энергии, энергии жизни — это зло. «Когда основной поток энергии при психическом развитии человека блокирован, вы можете употребить метафору, что вода течёт по другим каналам… при полной блокировке потока она порождает в человеческой психике болото, в котором живут змеи… ибо этот поток не достигает своей истинной цели». Используя другую метафору, автор говорит, что «Зло — это скелет, это дух, в котором нет «ни жизни ни любви»… Это деструктивность ради самой деструктивности, которая в какой-то мере существует у каждого человека… Этот вид смерти-духа чаще всего бывает до смерти голодным». Питаясь психической энергией человека, он «протягивает руку скелета для смертельного рукопожатия, от которого не горячеет кровь, не бурлит жизнь…»

Зло многолико, и в борьбе с ним люди готовы продать собственных детей, как в сказках, где герою приходится расставаться с тем, чего он «не знает дома», в обмен на избавление от смерти. Так дети часто становятся заложниками нерешённых родительских проблем и вынуждены сами вырываться из пут зла, в которые попали по вине родителей.

255 469
Бороться со злом или преодолеть его не так-то просто, ибо зло, согласно учению психоанализа, не вне человека, а внутри. Вышедший на борьбу должен осознавать, что он сражается прежде всего с собой. «Как когда-то сказал Платон, если что-то человеку кажется злом, значит, какое-то зло попало в его собственную душу». Ещё одна опасность состоит в могущественной притягательности зла. «Нельзя смотреть на зло так, чтобы в ответ не возбуждалась собственная внутренняя струна, ибо зло — это архетип, а каждый архетип оказывает на людей завораживающее действие. Посмотреть на него — значит оказаться подверженным его воздействию». Проблему зла нельзя решить — можно лишь приблизиться к центру собственной личности, «находящемуся вне дуализма добра и зла и борьбы, разворачивающейся между ними».

Зло нельзя победить, говорит Мария-Луиза фон Франц, ставя под сомнение всю многовековую европейскую традицию героического сражения с драконами, от зла можно лишь самоустраниться.

«Существует известная индийская легенда, в которой Марра, властелин демонов, в конце концов решил расправиться с Буддой и его учением, которое ослабляло его власть над человеком. Он решил обратить против него все силы зла и призвал к этому миллионы демонов подземного мира. Вооружённые до зубов и тщательно организованные, они отправились к Будде, чтобы погубить его. Но Будда не дал себя распять… и не стал с ними сражаться… Его просто там не было. В буддийских храмах вы можете увидеть известные скульптуры с изображением пустого лотоса, трона Будды, и двадцати тысяч демонов, размахивающих оружием, но весьма разочарованных тем, что Будды нет дома и они нигде не могут его найти…»

Вместе с тем поток жизни или психической энергии настолько силён, что способен преодолеть или разрушить те уродливые преграды, которые зло воздвигает внутри человеческого существа. Однако он должен быть направлен в подходящее русло, для чего и требуется работа психоаналитика, который обучает своего пациента непротивлению злу.

М.-Л. фон Франц отлично ориентируется в мировом мифологическом наследии, интерпретирует символы легко и разнообразно, тонко чувствует психологический контекст. И для примеров выбраны сказки, от которых захватывает дух, — магические сказки и развернуто-сюжетные: индейские «Дух леса, которого перехитрили» и «Ноги-копья», китайская «Дух лошадиной горы», норвежская «Великан, у которого не было сердца», а ещё «Башмачник и портной», «Верный Иоганн» и «Два брата» из собрания братьев Гримм, «Василиса Премудрая» из собрания русских народных сказок Н. Афанасьева и т.д.

«Миф оказывает магическое воздействие на те области психики, которые не затрагивает интеллектуальная беседа, — пишет автор. — Он придает ощущение deja entendu [уже слышанное (фр.)] и, вместе с тем, всегда

чего-то

нового и бодрящего».

М.-Л. фон Франц показывает, что все сказочные сюжеты архетипичны, то есть присущи человечеству в целом, а потому могут служить путеводной нитью для самопознания и исцеления любого человека. Потому что после того, как сказку рассказали, от неё много чего остаётся.

Для артистов предновогодний период – это гастроли, съемки, остается мало свободного времени. Но Екатерина и Александр не забывают о важности проведения его с семьей. Более того, они с удовольствием погружаются в праздничную суету.

Это интересно Геннадий Витер перепутал выступления на новогоднем корпоративе: курьезная история

В декабре Ваш рабочий график очень насыщенный. Когда успеваете приготовиться к новогодним праздникам? Ведь в вашем доме всегда царит сказочная атмосфера.

Екатерина: мы начинаем подготовку к праздникам еще в начале декабря. Потому что дети ежедневно просят, чтобы мы украсили елку и дом.

У большинства из нас перед Новым годом похожие задачи: украсить елку, купить подарки и тому подобное. Мы все это выполним в любом случае. Однако самое главное – в каком настроении! Для меня эта суета – всегда огромное удовольствие! От самого процесса подготовки к празднику я получаю море положительных эмоций.

Александр: Пытаемся заранее подготовить все подарки, распланировать рабочие и бытовые процессы до того, как начнутся гастроли. К примеру, в этом году мы две недели выступаем в Сиэтле, а затем с 25 по 30 декабря выступаем с «Щелкунчиком» на сцене Октябрьского дворца, а вечером в последний день года, традиционно, танцуем в Национальной опере.

Обратите внимание Новогодняя сказка от Екатерины Кухар и Александра Стоянова: где посмотреть балет «Щелкунчик»

Лускунчик

Афиша спектакля «Щелкунчик» со Стояновым и Кухар / Фото пресс-службы

Сейчас идут множество дискуссий относительно того, какую елку стоит покупать на праздники: живую или искусственную. А какую для себя выбираете вы?

Александр: Уже много лет в нашем доме есть искусственная елка: я ее ставлю, а Катя с детьми украшают.

Екатерина: у нас большая коллекция елочных украшений, потому что мы со Стояновым из каждой поездки обязательно привозим новогоднюю игрушку. Это наша небольшая семейная традиция.

Новий рік.

Елочная игрушка Екатерины Кухар / Фото пресс-службы

Александр: даже есть Санта Клаус, который в плавках «рассекает» океанские волны. Его мы приобрели в Майами.

Екатерина: Есть игрушки из разных музеев мира, одна из моих любимых – из музея Винсента ван Гога. Но в этом году, к сожалению, дети украшали елку без нас, пока мы были на гастролях в Соединенных Штатах. Не смогли дождаться.

Новий рік

Елка в доме Кухар и Стоянова / Фото пресс-службы

Многие артисты в новогоднюю ночь работают, поэтому встречают Новый год на сцене. А как вы встретите 2022?

Екатерина: сначала на сцене, а потом со всей семьей. Вечером 31 декабря выступаем в Национальной опере Украины.

Александр: а еще, ровно в полночь будем распаковывать подарки, которые тайком кладем друг другу под елку.

Один из самых светлых и лучших дней детства – Рождество. Какая Рождественская история запечатлелась в вашей памяти больше всего?

Кухар: для меня Рождество – особый праздник, потому что мы всегда отмечали его большой семьей. Ходили в гости к родным или крестным родителям. Готовили, потом ели 12 рождественских блюд, пели песни, встречали колядующих.

Александр: А я обожал фейерверки, которые были слышны отовсюду. Мы также с ребятами покупали и взрывали петарды.

Новий рік

Екатерина Кухар у елки / Фото из инстаграма примы-балерины

А когда вы празднуете Рождество, 25 декабря или 7 января?

Екатерина: обычно 25 декабря мы гостим у наших друзей в Сиэтле и начинаем праздновать с ними: готовим рождественскую утку, покупаем красные цветы – пуансеттию. За границей на Рождество все в отличном настроении, дарят друг другу подарки, елочные игрушки, в магазинах – огоньки, Санты, шарики – невероятная красота! В этом году мы вернулись в Киев как раз 25 декабря, чтобы танцевать «Щелкунчик» и дарить праздничное настроение.

7 января утром первым делом едим кутью – мама готовит ее вечером, мы идем в церковь, и утром она у нас уже свячена. А потом происходит обязательный семейный ужин. Правда, в этом году мы Рождество будем праздновать во Франции.

Александр: чем становлюсь старше, тем более важным праздником становится для меня Рождество. В моей семье все верующие: два брата мамы – священники, ее сестра – монахиня, мои дяди по большей части приближены к церкви, дедушка работал при церкви. Да и я в детстве много времени проводил в монастыре, даже прислуживал при алтаре. Поэтому Рождество для нас является очень важным праздником. Моя семья всегда соблюдает рождественский пост. Конечно, меня всегда жалели, говорили: «Ты же танцуешь, тебе надо есть».

Новий рік

Кухар и Стоянов с сыном / Фото пресс-службы

На сочельник обычно готовят 12 постных блюд, а уже в день Рождества лакомятся всем, чего душа пожелает. Какие блюда есть на вашем праздничном столе?

Екатерина: У нас очень насыщенный график, поэтому готовит мама. Все зависит от того, что она успеет приготовить. Сама я очень люблю готовить, особенно печь. Любимые блюда моей семьи – творожная запеканка с грушей, марокканский пирог с кедровыми орешками. Дочка любит выпекать со мной печенье.

Рецепт пирога здесь Эксклюзивный рецепт от Екатерины Кухар: готовим марокканский пирог с кедровыми орешками

Если в юности для многих людей очень важен Новый год, то со временем Рождество все-таки преобладает. Отличаются ли празднования этих двух дней в вашей семье?

Александр: по-моему, это очень разные праздники. С детства мы встречали Новый год громко и ярко, а вот Рождество – тихо и по-семейному, как положено церковным праздникам.

На рождественские праздники в вашем доме звучат колядки?

Александр: конечно, ни одно Рождество не обходится без «Щедрика». Это говорю вам как настоящий фан фильма «Один дома».

А в детстве колядовали, участвовали в вертепе?

Александр: Я всегда колядовал с друзьями. Вертепа у нас не было, скорее это был небольшой стартап (смеется). Все соседи обычно давали нам конфеты или какие-то копейки. Но в доме, где жил известный на весь наш поселок стоматолог, который ездил на японском автобиле, каждый получал собственную купюру. И однажды он каждому дал по доллару. Мне казалось, что я стал миллионером. Потому что в 1992 году это был значительный для ребенка капитал (смеется).

После всех новогодних гастролей артисты по большей части отправляются на отдых, чтобы восстановиться, наполниться энергией. А где любите отдыхать вы?

Екатерина: впервые за много лет нам удалось отдохнуть на новогодние праздники только в прошлом году. Все гастроли отменили из-за COVID-19, поэтому мы с детьми полетели на Мальдивы.

Александр: а в 2022 году 2 января будем выступать в Одессе, 3 – в Харькове, а с 4 января будем танцевать во Франции.

Новий рік

Елочная игрушка Екатерины Кухар / Фото пресс-службы

Пусть в Новом году осуществляются ваши мечты. Помните, что мы сами для себя и своей жизни Санта Клаусы! Каждый день делайте хотя бы один шаг к своей мечте и она обязательно осуществится!
– обратились к украинцам Кухар и Стоянов.

С наступающим Новым годом и Рождеством Христовым!

Что останется от сказки потом,
После того, как ее рассказали?
В.Высоцкий.
История многолетней давности. Восстановлена летом 2014 г.

Пианино, пальма и еще раз 14 чемпионов мира

(Отрывок из романа «Пять минут», Глава -3. Минута третья)

Дедушка
внимательно посмотрел на свою ладонь с двумя загнутыми пальцами и убедился, что
часы его работают исправно — до победы по просрочке времени оставалось ровно
три минуты.

Растопырив веером оставшиеся незагнутыми
три пальца, наподобие короны примадонны, довольный старичок побрел к шахматному
столику, намурлыкивая под нос популярную мелодию:

Три минуты,
три минуты,

Это много
или мало?

Проходя мимо раскрытого пианино, шахматист ткнул
растопыренными пальцами в черно-белые клавиши. Инструмент в ответ жалобно застонал:
«Ой, блин, больна – а – а!»

— Да, тремя пальцами симфонию не сбацаешь, — стал оправдываться
шахматист.

— Браво, брависсимо! Бис! – в экстазе по театральному заныла на кухне бабушка. – Просимо
«Мурку»!
**

Воодушевленный такой реакцией зала, шахматист начал
елозить по черно-белым клавишам пианино столь же бездарно-бездумно
как и по черно-белым клеткам шахматной доски. Аккорды заполнили всю комнату, им
стало тесно в замкнутом пространстве и они принялись ломиться в окна и стены, в
потолок.

В ответ соседи с верхнего этажа стали стучать по
трубам, что обычно делают, когда хотят сказать нечто вроде «Умолкни ты,
наконец!»

— Труба солирует! – отметил музыкант.

Соседи справа стали барабанить в стену, дай, мол,
покоя.

— Барабан здесь очень кстати! – подумал дед и еще
сильнее напряг инструмент.

От ужаса завыла кошка и вскоре ее поддержали
соседские собаки с первого, шестого и девятого этажей.

Свежий
ветерок распахнул окно и дедушкина музыка сначала тоненькой струйкой, ручейком,
а затем уже могучей полноводной рекой устремилась в широкие просторы древнего
града. Она полилась по улицам и проспектам, заполнила набережные, стадионы и
площади города. Мелодию украсили звуки заводских и пароходных труб, клаксоны
автомобилей и сирены пожарных машин и карет скорой помощи.

Даже природа не осталась равнодушной – откуда ни возьмись налетели тучи и загремели раскаты грома: ба-а-бах !!

Солнышко, краешком глазика выглянув из-за тучки,
своими лучами, словно пальчиками по струнам, пробежалось по сосулькам, те
закапали валдайскими колокольчиками: дзинь-дзинь-дзинь.

Река зашуршала волнами, одна из них запрыгнула на
набережную и растеклась по ней: ш-ш-ш-ш.

Ветер благодарно захлопал форточками, как в
ладошки, аплодируя.

Эти аплодисменты перебил детский сад – вышел на
прогулку: га-га-га, вороны стали передразнивать воробьев: чик-чирик да чирик.

В спортклубе шахматные часы зазвонили
будильниками, дзюдоисты горохом посыпались на маты: хрясть-хруст-хлоп-ой,
блин…

Дедушка
еще раз нажал на белую клетку пианино, случайно не на ту. Бабушка сразу
почувствовала фальшь:
«…дирижер на
репетиции симфонического произведения прервала игру и с досадой произнесла:
«За седьмым пультом – бекар. Не слышите вы что ли, Бекар!»
Оказывается, в ключе стоял бемоль, но в одном такте требовалось чистое
«ля», а скрипач не заметил бекара (отказ) и взял «ля
бемоль». Сквозь ансамбль всех струнных инструментов дирижер (между прочим,
без партитуры) услышала за седьмым пультом первых скрипок разницу в
полтона!» *
**

Услышала
фальшь и кошка. Нервно вспрыгнув на пианино и поскользнувшись на его
девственной полированной поверхности, она захлопнула крышку…Дедушка взглянул на
свою часы-ладонь: трех оттопыренных пальцев на месте
не было.

— Ура! Победа! – вскричал от боли шахматист.

Прибежавшая на радостные стоны и вопли бабушка,
сделала примочку, поцеловала отшибленные пальцы-стрелки и часы пошли вновь как
новые, четко показывая, что осталось три минуты!

Затем восторженная слушательница вручила
исполнителю цветок, даже скорее не цветок, а с трудом выращенную в суровом
климате десятилетнюю пальму в треснутом горшке– красу
и гордость всей семьи.

Радостный музыкант в восторге переломил цветок у
самого корня и, помахав им по сторонам, словно отгоняя мух или приветствуя
переполненный зал, поставил его в треснутый стакан:

— Благодарю, благодарю! Я всех вас люблю! I love you –у-у-у!

Марк Тайманов оставляет автограф в
дедушкином «Учебнике…»

— Даже увлекшись, не бей руками по клавишам, рояль
– твой друг! ***
кажущеся
строго произнес выдающийся пианист и шахматист Марк Тайманов,
взирая на все происходящее из своей портретной рамки, как из ложи, и тихо
добавил: —
Случайно можно сыграть плохо, а
случайно хорошо – никогда! ***

Потом он улыбнулся своей мягкой интеллигентной
улыбкой и почти что потребовал:
— Судьба
артиста зависит от счастливого случая, но к нему нужно быть готовым всегда! ***

Бабушка,
как уже известно, в отличие от пианиста, в музыке разбиралась. Она даже знала
семь нот. Запомнить их было нетрудно, так как внучек-дзюдоист придумал
несложную скороговорку: «Дзю-до,
дзю-после, дзю-ре, дзю-ми, дзю-фа, дзю-соль, дзю-ля, дзю-си«. Правда, нот получалось восемь, но кто там
будет считать.

Горестно
склонившись над треснутым горшком, как над могилкой, где припорошенные землицей
мирно покоились корешки свежесорванной пальмы, бабушка
предалась таймановским размышлениям:
«Быть может, шахматы в прошлом были игрой, но
современные шахматы в своем развитии все в большей мере приобретают черты
подлинного искусства. Если искать аналогии среди искусств, то шахматы более
всего сходны с музыкой.» ***

…»Певцы» Тургенева, вагнеровские
«Нюрнбергские майстерзингеры«,
многочисленные конкурсы пианистов, певцов, скрипачей – все это соревнования, но
музыка от этого не становится спортом.

…Законы, определяющие связь амплитуды и частоты
колебаний с силой звука и высотой тона, тембры, обертоны…Да
что там! Даже материал струн, взаимодействие смычка, струны и дерева скрипки,
законы резонанса — чем это не наука? Но музыка не перестает быть искусством.» ***

В поисках поддержки в правильности своих выводов,
бабушка взглянула на кошку, — бестолочь, на деда – то же самое (кроме
похоронного марша «Бум-бум, бу-бу-бу, бу-бу, бум-бу-бум» ничего
толком исполнить не может), прошлась взглядом по портретам, столкнулась с Таймановым , — привет! – ой, его
знаменитое интервью!

«Марк Евгеньевич! Вы – шахматист и пианист, и
конечно, не раз задумывались о взаимосвязи этих, казалось бы, полярных жанров
искусства. А могли бы Вы через музыкальные ассоциации сравнить творческие
образы великих шахматистов с великими композиторами?»

Потом
был экспромт — блестящие ответы, бабушка мгновенно воспроизвела их в памяти.

«Итак, если начать издалека, то первый чемпион мира Вильгельм Стейниц – великий мыслитель, стратег, родоначальник различных
направлений в исторической эволюции шахмат сразу же вызывает в памяти образ
гениального
Иоганна Себастьяна Баха с его глубиной, возвышенным интеллектуализмом,
монументальностью и широтой этических и философских взглядов.

Другой классик – Эмануил Ласкер, развивший многие
из научных постулатов своего предшественника, — мыслитель и творец, уделявший
внимание психологическим аспектам борьбы, воскрешает в памяти масштабные,
насыщенные эпическим содержанием и яркие по звучанию опусы
Людвига ван Бетховена.

О несравненном Хозе Рауле Капабланке, словно излучавшем
и в жизни, и в партиях светлое мировосприятие, игравшем интуитивно,
непосредственно и филигранно, можно говорить еще более определенно. Это,
бесспорно,
Вольфганг Амадеус
Моцарт.

Проведенные параллели символизируют классические
тенденции и в музыке, и в шахматах.

Следующий чемпион мира Александр Алехин уже из
другого художественного направления. Он – романтик. И романтик русский. Его
партии – это стихия темпераментной фантазии, ярких образов, эмоционально
насыщенных сюжетов. Таким вошел в историю и его соотечественник
Сергей Рахманинов, чья
музыка исполнена романтического содержания, широкой русской напевности.

Не смог я тогда подобрать музыкальное сравнение
пятому чемпиону мира. Быть может потому, что
Макс
Эйве
был
профессиональным ученым, математиком, личностью рациональной — интеллектуальных
свойств и художественно-эмоциональных ассоциаций не будоражил. Хотя, уверен, уделив время и пофантазировав, найти музыкальную
параллель доктору Эйве, конечно же, вполне возможно.

Михаил Моисеевич Ботвинник – тоже человек науки и тоже прагматик в жизни. Но его
шахматный стиль выходит за рамки узкотехнических трафаретов и дает повод к
художественному восприятию. Партии Ботвинника насыщены масштабностью замыслов.
В них ощущается мощный интеллект творца, широкий арсенал используемых средств.
Здесь моя импровизация покажется и вовсе субъективной, но первое, что пришло на
ум, — это монументальные творения
Рихарда Вагнера.

Зато с Василием
Васильевичем Смысловым
дело обстоит куда
проще. Его гармоничный талант, кстати, охватывающий и шахматы, и музыку,
лирическая романтичность, художественная простота идей вызывают в памяти
чарующие звуки музыки
Петра Ильича Чайковского. Не случайно в репертуаре баритона Смыслова
романсы великого русского композитора занимают достойное место.

Гениальный Михаил
Таль
был многолик и в жизни, и в творчестве.
Ему в равной степени по душе как веселое
моцартианство, так и
демонизм и виртуозность
Николо Паганини. Порой, жертвуя на
алтарь атаки фигуры, Таль, подобно великому скрипачу, достигал дьявольской
выразительности, играя «на одной струне». Сам же Таль, как я где-то
прочел, оценивал себя скромнее: «Перед вами
Имре Кальман«.

В Тигране
Петросяне
разобраться не просто. Он, быть
может, единственный в истории чемпион, стиль и творчество которого остается
нераскрытым. И если в период становления на подходе к Олимпу главным девизом
Петросяна было: «Безопасность прежде всего»,
то в годы высших достижений в полной мере раскрылся и его художественный
потенциал. На музыкальном языке это прозвучало бы в диапазоне от сдержанно
скупых по выразительности, но безупречных по мастерству произведений
Карла Черни до масштабных
опусов композиторов-классиков.

Ясная, гармоничная логика игры Бориса Спасского сродни
мелодике
Фридерика Шопена. Та же пластичность
замыслов, совершенство формы и эмоциональная взрывчатость фантазии. Порой
пробивается, правда, и изысканная пикантность
Клода
Дебюсси
.

Роберт Фишер
фигура масштабная, полифоническая, со сдержанным, но бурлящим в глубине натуры
темпераментом, — эти свойства великого шахматиста я сполна испытал в трудных
поединках нашего многострадального матча. А потому слышу в содержательных
партиях одиннадцатого чемпиона могучую палитру музыки
Ференца Листа – красочность и
волевую неудержимость.

О творческой манере Анатолия Карпова, легкой по рисунку, но
глубокой и современной по содержанию, можно сказать словами Жана Кокто: «Стиль – это простой способ говорить сложные
вещи». Так создавал свои замечательные балеты
Сергей Прокофьев, вторым
«я» которого, по собственному признанию, были шахматы. Наслаждаясь
партиями Карпова, можно погрузиться в волшебный мир «Золушки»,
«Ромео и Джульетты»… И наоборот, слушая прозрачное звучание этих
шедевров, вспомнить творческие откровения двенадцатого чемпиона мира.

И наконец, о ярчайшем Гарри Каспарове, тринадцатом чемпионе мира. На нем и закрываю список,
поскольку личностей подобного масштаба шахматный мир пока больше не подарил.

…Гарри Каспаров – символ динамичного, бурлящего
века – отразил в шахматном творчестве и противоречивость своего времени, и
стремительность разворачивающихся на глазах событий, и сложность возникающих
глобальных проблем, и значимость новейших технических открытий. Каспаров –
Шостакович в шахматах. И
его творческий симфонизм сродни гениальным творениям величайшего композитора ХХ
века.» ***

Владимир Крамник,
четырнадцатый чемпион мира, – шахматист огромной практической силы,
припомнилось бабушке, не утвердился в сознании Марка Тайманова
в масштабе великой исторической фигуры, а потому
музыкальных ассоциаций не вызвал.

Примечания

**  О Мурке…

А при чем здесь «Мурка»-то?

Узнаешь здесь!

***  М.Тайманов.
«Вспоминая самых-самых»

Книга «Вспоминая самых-самых»
для ознакомления Здесь!

Семейное фото М.Тайманова – 85-летие!
С супругой и детьми
Всего одна диаграмма:
А.Карпов – М.Тайманов
Ленинград, 1977
1…Кg3 !!

Hosted by uCoz

                                                «Что остается от сказки потом,

                                                 После того, как ее рассказали?»

            12-летний мальчишка по имени Джон из городка Уиттер в штате Калифорния как-то летом 1969 г. прочитал книжку про Уолта Диснея. Она очень ему понравилась, как нравились и диснеевские фильмы, особенно «Меч в камне». Но вот, странное дело, больше всего ему в них нравились оживавшие по воле сказочника предметы. Конечно и настоящие сказочные принцессы, и говорящий сверчок, и Русалочка, и суматошные и всегда готовые придти на помощь птицы и мыши, и даже такой противный и злющий кот Люцифер. Но оживающие вещи его особенно удивляли и привлекали. Почему? «А? Э —  э! Так-то, дружок, в этом-то все и дело».Мама у него была учительницей рисования и то ли в процессе воспитания, то ли с генами передала ему пристрастие к рисунку, к рисованному миру.

             После школы он начал учиться в Пеппердинском университете, который был для него семейным, здесь в те или иные времена учились все-все его близкие. Но детская мечта стать художником-мультипликатором заставила его поменять учебное заведение, как только он услышал о новой программе обучения в Калифорнийском Институте Изобразительных Искусств. Его преподавателями были три сотрудника Диснея, а однокашниками студенты, чьими именами сейчас гордится кинематографическая Америка. На его студенческом счету две короткометражки, снискавшие награды Американской Киноакадемии за анимацию. Но свою самую первую награду в 15 долларов он получил в 5 лет на ярмарке в Уитье, штат Калифорния за рисунок карандашом  «Всадника без головы».

            Как я вернулся (хотя, в сущности, я его никогда не покидал) в любимый с очень давних времен мир мультипликации, в котором были, конечно, и Хитрук, и Котёночкин, и Бардин, и Норштейн, но который всё-таки был заполнен Диснеем? Диснеем, герои которого впервые поглядели на меня с рижских рождественских открыток моего детства, Диснеем, на которого я ходил по абонементам в «Иллюзион» неподалёку от кинотеатра «Ударник», Диснеем из множества телевизионных передач, которые демонстрировали фильмы с разоблачениями отрицательных героев и с рассказами о режиссере-волшебнике, о путешествиях художников студии по всему миру, где они рисовали диковинных животных и экзотические растения и где по их следам позже прошли фотографы National Geographic. Наверное, такие смешанные передачи примиряли ТВ с авторским правом. Видеомагнитофоны, быстро распространившиеся благодаря запретной до поры до времени порнухе, одновременно сделали доступными по-настоящему хорошие фильмы и в том числе диснеевскую мультипликацию. А дальше диски, Интернет, и каждый смотрит почти всё, что ему нравится.

Так как же я вернулся в сказку?

                               Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

«Они не испаряются, они не растворяются,

Рассказанные в сказке, промелькнувшие во сне,-

В страну чудес волшебную они переселяются.

Мы их, конечно, встретим в этой сказочной стране».

            На мною поЧитаемом сайте OPENSPACE.RU наткнулся я на конкурс: «Задайте свой вопрос Джону Лассетеру». Оказывается, что в связи с выходом у нас 21 июня нового пиксаровского фильма «Храбрая сердцем» (Brave, впервые с главной героиней, а не героем) и другими делами Джон вместе с женой Нэнси на пару дней приехал в Москву. Здесь среди прочих встреч ему предстояло провести мастер-класс для студентов и киностудийной молодежи, билетом на который и был приз для победителя конкурса. Я решил попробовать (не везет на ТБГ, может, повезет в любви – к анимационному кино?) и  в-ы-и-г-р-а-л. По завершении короткого срока конкурса милый голос, представившийся Марией, поймал меня где-то на Ярославском шоссе, сообщил радостную весть, пообещал по электронке прислать пригласительный и сообщил, куда и когда надо прибыть. Излишне упоминать, что часть пути следовало преодолеть на метле, часть – на Сером Волке, а явиться в шапке, которую примеряла легкомысленная Людмила. Что ж, «рядиться никогда не лень».

            Так для меня началось этот короткое сказочное приключение со сказочным и в то же время вполне реальным героем — креативным директором  Pixar Animation Studios и Walt Disney Animation Studios, близким в течение нескольких десятилетий другом и соратником недавно ушедшего Стива Джобса, сценаристом, режиссером и продюсером, дважды  оскаровским лауреатом, ставшим полгода тому назад обладателем 2453-й именной звезды на голливудской «Аллее славы», о котором я что-то попытаюсь вам рассказать и показать.

               Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

                                                                                                                                                         С сайта OPENSPACE.RU

            Ну, кто бы мог себе представить, что на неведомых дорожках, на 3-м этаже первой линии ГУМа есть зал на несколько сотен человек, который в этот вечер 29 мая оказался наполненным под завязку и даже несколько за ее пределами. Двусветный зал – образец архитектурной эклектики с рядами арочных окон – с круглыми арками внизу и готическими вытянутыми к потолку наверху. Для ампира не хватало вензелей и позолоты, которая, впрочем, присутствовала в оформлении люстры и бра. Стулья в белых полотняных чехлах до пола напоминали сокуровские сны о Горках Ленинских. Так случилось, что сидел я далеко от люстры, чему порадовался. После «Альтиста Данилова» у меня неприязненное отношение к большим люстрам.

                                          Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

            На снимке бархатный канат, поделивший места на «для белых» впереди и для «небелых» позади. «Вы можете сесть здесь и здесь, а там – нет» — расисты чертовы. Не говоря уж о том, что по пути трижды проверили приглашение (ей-богу, я в Министерство обороны раньше проще проходил) и выдали билет – чудо графического дизайна с мантрами «Класс мастера аниматора /лекция для понимающих/ и Культура отдыха отдохновение культур. Дева — хранительница «барьера» объявила мне при входе, что фотографировать нельзя. Правда, ее симпатичная коллега догнала меня и с улыбкой сказала, что десять минут можно фотографировать, превратив меня на время из Ворчуна в Весельчака. В помещении было десятка полтора киношников с камерами на плече и бессчетное число фотографов со штативами и трубами объективов разной длины. Я снимал напропалую из-за спин до и после начала (с 25-минутным опозданием) церемонии, пока не надоело. Далеко впереди на подиуме со сценой гостя ждало большое черное кожаное кресло и стол с большим блюдом вишни или черешни. Учитывая, что мероприятие проводила «Cinemotion» в рамках фестиваля «Черешневый лес», скорее последнее. Я еще сказал соседу по ряду, что, наверное, гость, как Джек Николсон в «Иствудских ведьмах», будет есть ягоды, а мы будем давиться косточками.

     Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

              Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

            Наконец из специального входа появились охранники и Джон Лассетер в сопровождении неувядающей, изящной и грациозной Ингеборги Дапкунайте, которая представила гостя публике и задала ему первый вопрос. И дальше начался праздник, которому все собравшиеся были обязаны жовиальному, т.е. бодрому, жизнелюбивому, неунывающему, жизнерадостному и моложавому, несмотря на свои 55 лет, Джону и организации встречи как матчу вопросов и ответов после небольшого вступления, в котором он рассказал о себе, о взглядах на анимационное кино и жизнь, которые для него, похоже, неразделимы. О своем приходе и работе в студии «Дисней», о непростых взаимоотношениях с сотрудниками студии, пережившими Мастера, об уходе к Джорджу Лукасу, о дружбе со Стивом Джобсом, об основании Pixar.

     Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

                             Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

            «Стив говорил мне: мы делаем компьютеры, сколько они живут – года 3, ну 5, а после этого ими можно подтыкать дверь, технология развивается так быстро. А вы, если постараетесь, делаете то, что дети и взрослые будут смотреть и через 10 лет и потом». «Мною руководит желание развлекать людей, как я сам развлекался в своем детстве. Мы хотим делать фильмы, на которых люди захотят вместе с нами прожить в этой истории полтора-два часа». «Мой любимый фильм – про длинноухого Дамбо. Когда я смотрю его, я смеюсь и испытываю глубокие эмоции. Люблю я и работы моего друга мультипликатора Хаяо Миядзаки». «Мы стремимся создать интересную, эмоциональную историю, досконально разобравшись в том, о чем рассказываем. Когда мы снимали «В поисках Немо», я заставил всех занятых сотрудников сдать на сертификат дайвера, мы ныряли в Сан-Франциско. Чтобы создать историю нам требуется 4 года».    Он рассказывал о себе и диснеевских стариках.  «Я шел по ногам», что наверно соответствует нашему «я шел по головам» или «я наступал на ноги». Ему пришлось уйти к Лукасу и вместе со Стивом Джобсом основать Pixar. Началась новая ветвь в истории мировой анимации.

                                     Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

«Добро и зло в стране чудес, как и везде, встречаются,

Но только здесь они живут на разных берегах,

Здесь по дорогам разным истории скитаются,

И бегают фантазии на тоненьких ногах».

                                             Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

            Когда он говорит, что считает других аниматоров не конкурентами, а друзьями, возможно, он несколько кривит душой. Большой, спокойный, энергичный в свои 55, отвечающий открыто, пространно и интересно на все вопросы, знающий в своем мире всё и всех симпатичный Джон Лассетер был гостем «Черешневого леса» и Москвы. Наибольшую кассу из его работ собрала «История игрушек», а мне из того, что видел, больше нравится Люксо Джуниор из жизни настольных ламп.  В Москву он привез старые короткометражки, современные фильмы двух студий и совсем новые в России «Луну» и «Рапунцель: Счастливы навсегда». Как это здорово, совершить путешествие в сказку.

                                    Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

            Я умудрился задать свой вопрос под конец, мой вопрос и его ответ были последними. Я спросил, было ли творчество Уолта Диснея началом или также и концом мировой анимации, и кому суждено и впредь завоевывать сердца малышни и взрослых – Мини и Микки Маусу, Золушке, Русалочке, Гуфи или ковбою Вуди, косморейнджеру Баззу Лайтьеру и муравьишке Флику. Он ответил, что, по его мнению, сердца детей и взрослых достаточно большие, чтобы вместить всех любимых героев. Что ему очень нравится, когда полюбившиеся зрителям персонажи фильмов продолжают жить в игрушках, играх, эмблемами на одежде, когда у них есть вторая, не экранная жизнь.

                             Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

            Я ехал домой в метро и подрёмывал, а перед глазами у меня был умирающий от смеха заяц, помогавший тонконогому олененку, пытавшемуся удержаться на скользком льду, зайчиха, причесывающая свои щеки под барабанную дробь зайчишкиного сердца, красавцы олени, сцепившиеся в битве рогами. Пожалуй, это было мое представление о первой части вопроса, на которую я так и не получил ответа.

                                     Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

«Все мне советуют наперебой:

«Почитай» — я сажусь и читаю,

«Поиграй» — ну, я с кошкой играю,-

И все равно я ужасно скучаю!

Сэр! Возьмите Алису с собой».

            Мы скучаем без путешествий, без морей и их обитателей, без экзотических стран, без сказок, без рисованных человечков и зверей и оживающих под руками аниматоров предметов, без встреч с людьми, умеющими видеть необычное  и рассказывать об этом истории, захватывающие всех, независимо от возрастных и других различий. Когда в поездках вижу  диснеевских и других мультгероев в магазинах игрушек, на рекламе, фантиках, одежде,  первая, ещё не осознанная реакция: откуда здесь наш пес, наша принцесса, наша баба-яга. Эти персонажи стали универсальным языком, близкими всем символами, частью каждого из нас.

   Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?       

            А вам какая часть пройденного анимацией пути больше по сердцу? Грубо говоря, диснеевская или пиксаровская? Симба или Базз Лайтьер, Русалочка или муравьишка Флик, Бемби или Тачки? И попадаются ли вам знакомые мультгерои в путешествиях?

            На встрече я снимал сам, какие-то кадры из фильмов нашел в сети. Спасибо Владимиру Семеновичу за стихи и блогерам qewd и superina за возможность уточнений.     

  • Что означало имя ларра в рассказе м горького старуха изергиль
  • Что писать в тезисе итогового сочинения
  • Что оленька называет единственным местом где можно стать образованным и гуманным рассказ душечка
  • Что означает фраза сбился с пути сочинение обломов
  • Что означает сочинение миниатюра