Что обозначает слово срок родин в сказке о царе салтане

Авторы файлы ключевые слова литература петрунин г.р. 1 1 мбоу нерастанновская сош старинные меры длинылитературные произведенияперевод современных мерсравнительные характеристики 1.
  • Авторы
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Петрунин Г.Р.

1


1 МБОУ Нерастанновская СОШ

старинные меры длины

литературные произведения

перевод современных мер

сравнительные характеристики

1. Виленкин Н. Я. «Математика 5», учебник для пятого класса общеобразовательных учреждений. Москва «Сайтком», 2000.

2. Депман И. Я. «За страницами учебника математики». Москва «Просвещение»,1989.

3. Маяковский В. В. Собрание сочинений в 12 томах. Том 8. М.: Правда, 1978.

4. Романовский Б. В. « С метром по векам». Л. : Детская литература, 1985.

5. Шарыгин И. Ф. «Наглядная геометрия 5–6», пособие для общеобразовательных учебных заведений. Москва «Дрофа», 2002.

6.Бирюкова А. А., Синицина Е. И. Справочник школьника для начальных классов: Математика. Русский язык. Чтение и развитие речи. Природоведение. – М.: СЛОВО, Эксмо, 2018. – 608 с.

7.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений – 4 –е изд., дополненное, — М.: Азбуковник, 2005 – 944 с.

8.Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 224 с., ил.

9.Русские народные пословицы и поговорки. Составил А.М. Жигулев. – М.: «Московский рабочий», 2003. — 359 с.

10 .Большая детская энциклопедия. М.: Махаон, 2019. – 337с.

Введение

« Измерь самого себя – и ты станешь настоящим геометром!»

Марсилио Сичино.

Идея исследовательской работы возникла после того, как мы столкнулись на занятиях по внеурочной деятельности с интересными математическими заданиями со старинными русскими мерами, а на уроках литературы мы изучаем классические произведения, в которых встречаются старинные слова, а на уроках математики — различные единицы измерения. В этом учебном году в нашем классе появились новые направления внеурочной деятельности: математическая грамотность и читательская грамотность. Современный школьник сегодня должен уметь выполнять практико–ориентированные задачи, грамотно работать с текстом. Часто читая текст, мы не понимаем, как та или иная единица измерения характеризует героя, описывает расстояние и т.д. Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений. Измеряют строители, архитекторы, портные, мы, обучающиеся, часто выполняем различные измерения.. В повседневной жизни мы сталкиваемся с математическими величинами ежедневно. Не задумываясь, производим различные вычисления. С современными единицами измерения длины мы знакомы. Они удобны и понятны. А как быть с старинными мерами измерениями?

Так в этом году на уроках литературы мы изучали «Му-Му» И.С. Тургенева. Автор своего героя в начале рассказа описывает так: «Из числа всей ее (барыни) челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения».

Из произведения мы знаем, что Герасим – богатырь, но меня заинтересовало: какого он все-таки был роста? Что означают слова «двенадцати вершков роста»? Что такое вершок?

Мы часто слышим пословицы, в которых используются старинные слова. Например:«От горшка два вершка, а уже указчик», «Семь пядей во лбу», «Каждый купец на свой аршин меряет», «Косая сажень в плечах», «Коломенская верста».

Стало интересно, что означают новые слова, как выглядел Герасим, да и сказочные герои : Конек – Горбунок, Подземные Жители, как понять некоторые поговорки.

Мы провели анкетирование и узнали:

Анкета

1. Знакомы ли Вы со старинными мерами длины?

2. Какие старинные меры длины Вы знаете?

3. Хотели бы Вы узнать о старинных мерах длины на Руси?

image001image002

image003

Актуальность работы обусловлена моим большим интересом к теме данного исследования в математике.

Гипотеза: люди не могут существовать без системы мер, которая в процессе развития человечества развивается и совершенствуется.

Предмет исследования: старинные русские меры длины.

Цель исследования:

1. Изучить старинные меры длины.

2. Сравнить с новой измерительной системой.

3. Найти отражение старинных мер в пословицах и поговорках.

4. Измерить рост обучающихся 5 класса и перевести его в старинные русские меры, сделав сравнительный анализ с ростом обучающихся в 1 классе.

5. Разработать сборник фразеологизмов для учителей русского языка и литературы.

Задачи исследования:

— провести анализ литературы по проблеме исследования;

— изучить измерительную систему, которая существовала ранее;

— исследовать взаимосвязь между старой измерительной системой и новой;

-показать отражение старых мер в русском фольклоре.

-сделать сравнительный анализ роста обучающихся 5 класса , используя различные меры длины.

Методы исследования:

-проанализировать, что мы знаем о современных и старинных мерах длины;

— анализ и изучение художественной и специальной литературы, интернет – ресурсов;

— провести эксперимент: попробовать измерить рост одноклассников, используя старинные и современные единицы измерения.

Практическая значимость:

— рассказать одноклассникам сведения о старинных мерах длины;

— составить таблицу преобразований, научить их пользоваться ею;

— составить словарь старинных русских мер длины для учителей математики;

— словарь фразеологизмов для обучающихся и учителей русского языка и литературы.

— сделать сравнительный анализ роста обучающихся 5 класса в различных единицах измерения.

Как измеряли в древности.

Старинные единицы измерения.

Без измерений нельзя ни сшить платье, ни выточить на токарном станке деталь, ни узнать, который час. Так что измерения – одно из важнейших дел в современной жизни. Но не всегда было так. Когда первобытный человек убивал медведя, он радовался, если тот оказывался достаточно большим. Однако не было необходимости определять вес медведя, в то время никаких весов не было. Не было особой нужды в измерениях, и когда этот человек делал каменный топор. Позднее люди стали жить большими группами. Начался обмен товарами, перешедший потом в торговлю, возникли первые государства. Тогда появилась нужда в измерениях. Царские писцы должны были знать, какова площадь поля у каждого крестьянина. Этим определялось, сколько зерна он должен отдать царю. Надо было знать при продаже льняного масла объём проданного товара. Когда начали строить корабли, нужно было заранее наметить правильные размеры: иначе корабль затонул бы. Не могли обойтись без измерений древние строители пирамид, дворцов и храмов, до сих пор поражающих нас своей соразмерностью и красотой.

Любые измерения производят в каких – то единицах: длину измеряют в единицах длины, вес – в единицах веса, время – в единицах времени.

За свою историю человечество придумало огромное количество всевозможных единиц, причём каждый народ имел свои.

Первые единицы для измерения величин были не слишком точными. Например, расстояния измерялись шагами. У разных людей величина шага различна, поэтому брали некоторую среднюю величину.

Для измерения больших расстояний служила миля – путь в тысячу двойных шагов. А ещё большие расстояния измеряли переходами или днями передвижения.

Однако шаги, мили, переходы – всё это было хорошо для измерения расстояний на земле. Ни рост человека, ни рулон ткани шагами не измеришь.

Одной из самых распространённых единиц длины был локоть – расстояние от локтя до конца среднего пальца. Эти расстояния были различны. Поэтому царь издавал указ, каким локтем должны пользоваться все его подданные.

Наряду с локтем применяли сажень. Она примерно равна расстоянию от подошвы до концов пальцев поднятой вверх руки. В России долгое время существовало множество различных саженей — мерная, малая, морская, косая, маховая.

Для измерения меньших расстояний употреблялась ладонь – ширина кисти руки. Ещё меньшей единицей длины является дюйм – длина сустава большого пальца.

Фут – это средняя длина ступни человека.

За основную в английском обиходе меру длины – ярд – указом короля Генриха 1 было определено расстояние от носа короля до конца среднего пальца вытянутой его руки. В настоящее время длина ярда примерно равна 0,91 метра.

В Вавилоне, как и в других странах, меры были согласованы друг с другом.

Начиналось всё с единиц для измерения длин. Основной из них был локоть. Локтями мерили ткани, но для измерения земельных участков применяли единицы длины в 12 локтей (примерно 6 м)

Дороги измеряли даннами – 3600 локтей (примерно 1,8 км).

А когда надо было измерять малые предметы, пользовались пальцами, составлявшими 1/30 локтя или линиями – 1/60 локтя.

С локтями была связана ещё одна единица длины, содержавшая 18 пальцев, то есть 0,6 локтя. Она примерно равнялась футу, то есть длине ступни взрослого человека.

Старинные русские меры длины

Русский народ создал свою собственную систему мер.

Древнейшими русскими мерами длины являются локоть и сажень. Точной первоначальной длины той и другой меры мы не знаем; некий англичанин, путешествующий по России в 1554 году, свидетельствует, что русский локоть равнялся половине английского ярда. Согласно «Торговой книге», составленной для русских купцов на рубеже XV1 и XV11 веков, три локтя были равны двум аршинам. Название «аршин» происходит от персидского слова «арш», что значит локоть.

Первое упоминание сажени встречается в летописи X1 века, составленной киевским монахом Нестором.

В более поздние времена установилась мера расстояний верста, приравненная к 500 саженям. В древних памятниках верста называется поприщем и приравнивается к 750 саженям.

В XV и XV1 веках происходит объединение русских земель вокруг Москвы. Мера аршин, возникшая при торговле с восточными народами, входит в употребление.

В XV11 веке меры уточнялись. Русская система мер длины стала иметь вид:

Миля = 7 верстам (7,47 км);

Верста = 500 саженям ( 1,07 км);

Сажень = 3 аршинам = 7 футам ( 2,13 м);

Аршин = 16 вершкам = 28 дюймам ( 71,12 см);

Фут = 12 дюймам (30,48 см);

Дюйм = 10 линиям ( 2,54 см);

Линия = 10 точкам ( 2,54 мм).

Когда говорили о росте человека, то указывали лишь, на сколько вершков он превышает 2 аршина. Слова «человек 12 вершков роста» означали, что его рост равен 2 аршинам 12 вершкам, то есть 196 см.

Старинные русские названия мер длины встречаются в пословицах и образных выражениях: ни пяди земли; мерить на свой аршин; косая сажень в плечах; ты от дела ни на пяденьку, а оно от тебя на саженьку.

Метрическая система мер

Потребности практики заставили начать поиски единой системы мер. При этом было ясно, что надо отказаться от установления связей между единицами измерения и размерами человеческого тела. И шаг у людей бывает разный, и длина ступни у них неодинакова, и пальцы у них разной ширины. Поэтому надо было искать новые единицы измерения в окружающей природе.

Метрическая система мер была введена впервые во Франции в 1795 году. В 1792 году Парижская академия наук решила измерить длину земного меридиана, проходящего через Париж. Отдельные части этого меридиана были измерены. Длины других частей были вычислены на основе этих измерений. В результате большой работы была найдена длина парижского меридиана в существовавших тогда французских мерах длины – туазах (1м 95 см).

На Всемирной выставке 1867 года в Париже в организованном там международном комитете мер, весов и монет русский академик Б. С. Якоби выступал с докладом. В нём он сформулировал преимущества метрической системы как экономически самой выгодной вследствие её десятичной основы.

Основная единица системы мер должна быть определена посредством материального эталона, который наиболее точно воспроизводит длину архивного метра. Комиссия утвердила эталон метра, изготовленный из сплава платины ( 90%) и иридия ( 10%).

К 1875 году метрическую конвенцию подписали уже 17 государств, включая Россию, где применение новой системы было разрешено, но не стало законом.

В 1889 году международные прототипы метра и килограмма были сданы в Бретейльский павильон (здание во Франции). С этого момента метр и килограмм стали определяться как длина и вес международных эталонов.

В России учёные с начала X1X века поняли значение метрической системы и пытались её широко внедрить в практику. Окончательное решение вопрос о метрической системе в России получил уже после Великой Октябрьской социалистической революции. С 1 января 1927 года, когда переход промышленности и транспорта на метрическую систему был подготовлен, метрическая система стала единственно допускаемой в СССР системой мер и весов. Большие заслуги во введении и распространении метрической системы мер в нашей стране принадлежит Дмитрию Ивановичу Менделееву, великому русскому химику.

К 1972 году метрическую конвенцию подписало уже 41 государство. Творцы этой универсальной системы мер написали на талоне метра: «На все времена всем народам!».

Для популяризации новых мер поэт В.В.Маяковский написал стихотворные тексты, посвящённые новым мерам.

Старинные меры измерения в литературе

«Словарь С.И. Ожегова о старинных мерах длины

А вот как толкует С.И. Ожегов старинные меры длины.

А

Аршин – старая русская мера длины, равная 0,71м; или линейка, планка такой длины для измерения.

В

Верста — старая русская мера длины, равная 1,06км.

Вершок — старая русская мера длины, равная 4,4см.

Д

Дюйм — единица длины, одна двенадцатая фута, равная 2,54 см.

К

Косая сажень в плечах — о широкоплечем высоком человеке (косая сажень — расстояние от пятки до конца поднятой с другой стороны руки)

Л

Линия – старая русская мера длины, равная 1/10 дюйма

Локоть — старая русская мера длины, равная приблизительно 0,5м.

М

Маховая сажень – размах обеих рук

Миля — путевая мера длины, различная в разных странах.

Морская миля – 1852м. или 1853м.

П

Перст – в словаре С.И.Ожегова нет

Пядь — старая русская мера длины, равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательным пальцами.

С

Сажень — старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м.)

Стадий- в словаре С.И.Ожегова нет

Сухопутная миля – 1609м.

Ф

Фут – английская и старая русская мера длины, равная 30,48см.

Ш

Шаг – движение ногой при ходьбе, беге, а также расстояние от ноги до ноги при таком движении.

Старинные меры длины в литературе

Писатели в своих произведениях часто используют старинные меры длины. Вот некоторые из них, которые встретились на страницах прочитанных мною книг:

Автор

Произведение

Мера длины

Преобразование

Д. Мамин-Сибиряк

Сказка «Серая шейка»

«Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен».

15 сажень=

31м 95см

Г.Х.Андерсен

Сказка «Дюймовочка»

«…на зеленом пестике, сидела хорошая крошечная девочка ростом не больше дюйма».

1дюйм =2,54см

П.П.Ершов

«Конек Горбунок»

Да игрушечку-конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами»

3 вершка =12,12см

1 аршин = 0,71м

А.Погорельский

Сказка «Черная курица, или подземные жители»

«…отворилась боковая дверь… и вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина…»

1/2 аршина- 35,5см

А.С.Пушкин

Сказка о Царе Салтане….

«..наступает срок родин

Сына Бог ей дал в аршин…»

1 аршин- 71см

В.М.Гаршин

Сказка «Лягушка-путешественница»

«..тащить хотя и легкую лягушку три тысяч верст, не бог знает какое удовольствие…»

3000 верст=3000км

А.И. Куприн

Слоновья прогулка

«…насторбучив свои аршинные уши…»

1 аршин – 71см

Великорусские сказки Сборник Д.К.Зеленина

Сказка «Кожа медвежья-лицо человечье и сам с ноготок, борода с локоток»

«Прибегает, сам с ноготок – борода с локоток, а усы семь четвертей и давай рвать за дудочку»

1 ноготок-

1 локоток- 0,5м

7 четвертей —

Устное народное творчество

Считалка

«…молодиченька –невеличенька

Сама с вершок, голова с горшок»

1 вершок- 4,4см

Старинные меры в пословицах и поговорках

Я собрала пословицы и поговорки, стихи, в которых встречается русская мера длины

Пословицы

Вашего брата по тринадцати на дюжину кладут, да и то не берут — обидная характеристика ленивого, малоспособного работника. Таких даже 13 человек вместо 12 и то никому не надо.

За семь верст комара искали, а комар на носу.

Каждый купец на свой аршин меряет, каждый судит о любом деле односторонне, исходя из собственных интересов.

Любовь не верстами меряется. Сто верст молодцу не крюк — расстояние не может быть препятствием для любви.

Мал золотник, да дорог — так говорят о чем-нибудь незначительном на вид, но очень ценном.

Москва верстой далека, а сердцу рядом — так русские люди характеризовали свое отношение к столице.

На аршин борода, да ума на пядь — о взрослом, но глупом человеке.

На версту отстанешь — на десять догоняешь — даже небольшое отставание очень трудно преодолевать.

От горшка два вершка, а уже указчик — молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.

Пудовое горе с плеч свалишь, а золотником подавишься — не следует пренебрегать даже ничтожной опасностью.

Сам с ноготок, а борода с локоток — о человеке незавидной внешности, но пользующемся авторитетом благодаря своему уму, социальному положению. До Петра I борода считалась почетной принадлежностью мужчины. Длинная, холеная борода служила признаком богатства, знатности.

Для учащихся, учителей русского языка и литературы составила словарь фразеологизмов. Его могут применять на своих уроках и учителя начальных классов.

Заключение

В данной работе была изучена и проанализирована литература по теме измерения в древности, старые русские меры и метрическая система мер.

В своей работе мы выполнили следующие :

· проанализировали рост обучающихся при поступлении в первый класс и рост детей на данный момент времени;

· выразили его в сантиметрах, саженях, аршинах, футах, ярдах;

· нашли средний рост ученика за первый и пятый класс;

· провели сравнительный анализ изменения среднего роста обучающегося за четыре года в различных единицах длины.

· составили фразеологический словарь для учителей русского языка и литературы.

В результате мы пришли к следующим выводам:

1. для измерения длин можно использовать различные единицы измерения длины;

2. установлена связь между различными единицами длины;

3. доказано, что каждая из единиц длины может быть представлена через общепринятую метрическую систему мер, а, следовательно, становится понятной для любого человека.


Библиографическая ссылка

Петрунин Г.Р. НЕ ИМЕЛИ НАШИ ПРЕДКИ…НИ РУЛЕТКИ, НИ ЛИНЕЙКИ… // Старт в науке. – 2021. – № 2.
;

URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2011 (дата обращения: 09.01.2022).


banner062021

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Плеоназм — это рече­вое изли­ше­ство, упо­треб­ле­ние соче­та­ния слов, в кото­ром смысл одно­го сло­ва уже зало­жен в зна­че­нии дру­го­го. Плеоназм в рус­ском язы­ке — это лек­си­че­ская ошибка.

В пись­мен­ной и раз­го­вор­ной речи незна­ние точ­но­го зна­че­ния сло­ва, осо­бен­но заим­ство­ван­но­го рус­ским язы­ком, часто сопро­вож­да­ет­ся допу­ще­ни­ем лек­си­че­ских оши­бок, одной из кото­рых явля­ет­ся плео­назм. В линг­ви­сти­ке этот тер­мин вос­хо­дит к гре­че­ско­му сло­ву pleonasmos, что бук­валь­но зна­чит «пере­из­бы­ток».

Что такое плеоназм в русском языке

Узнаем, что такое плео­назм в рус­ском язы­ке. Разберемся, в чем состо­ит суть этой рече­вой ошиб­ки, исполь­зуя кон­крет­ные при­ме­ры словосочетаний.

В раз­ных сфе­рах нашей жиз­не­де­я­тель­но­сти нам часто встре­ча­ет­ся сло­во­со­че­та­ние «сер­вис­ное обслу­жи­ва­ние». Его упо­треб­ля­ют для обо­зна­че­ния каче­ствен­но­го обслу­жи­ва­ния. Давайте заду­ма­ем­ся, насколь­ко пра­во­мер­но объ­еди­ня­ют­ся эти сло­ва с точ­ки зре­ния лек­си­че­ских норм рус­ско­го лите­ра­тур­но­го языка?

Прилагательное «сер­вис­ное» обра­зо­ва­но от сло­ва «сер­вис», заим­ство­ван­но­го из англий­ско­го язы­ка, в кото­ром service зна­чит «быто­вое обслу­жи­ва­ние».

Значит, зна­че­ние сло­ва «сер­вис­ный» уже вхо­дит в семан­ти­ку рус­ско­го сло­ва «обслу­жи­ва­ние» и явля­ет­ся лиш­ним в этой паре лексем.

Рассмотрим сло­во­со­че­та­ние «меню блюд». Французское сло­во «меню» обо­зна­ча­ет «под­бор блюд для зав­тра­ка, обе­да и т. д.», а так­же «лист с переч­нем пред­ла­га­е­мых блюд, напит­ков в ресто­ране, кафе, сто­ло­вой». И в этом соче­та­нии слов допу­ще­на рече­вая ошиб­ка — плеоназм.

Как видим, эта ошиб­ка воз­ни­ка­ет тогда, когда гово­ря­щий или пишу­щий не вни­ка­ет в зна­че­ние слов или не зна­ет точ­но­го их зна­че­ния и вкрап­ля­ет в свою речь лиш­ние с точ­ки зре­ния смыс­ла слова.

Определение

Укажем, какое опре­де­ле­ние этой рече­вой ошиб­ке дает Википедия.

Определение

Плеоназм (от др.-греч. πλεονασμός — излиш­ний, изли­ше­ство) — обо­рот речи, в кото­ром про­ис­хо­дит дуб­ли­ро­ва­ние неко­то­ро­го эле­мен­та смыс­ла; нали­чие неко­то­рых язы­ко­вых форм, выра­жа­ю­щих одно­го и тоже зна­че­ние в пре­де­лах закон­чен­но­го отрез­ка речи или тек­ста, а так­же язы­ко­вое выра­же­ние, в кото­ром име­ет­ся подоб­ное дублирование.

Таким обра­зом, плео­назм — это более широ­кое поня­тие, кото­рое вклю­ча­ет не толь­ко упо­треб­ле­ние отдель­ных лиш­них слов, а целых обо­ро­тов речи и даже фраз, кото­рые мож­но упро­стить или изъ­ять из тек­ста вообще.

Примеры плеоназмов

Чаще все­го ука­зан­ной рече­вой ошиб­кой стра­да­ют соче­та­ния при­ла­га­тель­ных с суще­стви­тель­ны­ми, при­чем зна­че­ние при­ла­га­тель­но­го дуб­ли­ру­ет смысл опре­де­ля­е­мо­го им слова:

  • глав­ный приоритет;
  • пер­вый дебют;
  • цен­ные сокровища;
  • наруж­ная внешность;
  • необыч­ный феномен;
  • пер­на­тые птицы;
  • пол­ное фиаско;
  • рав­ная половина;
  • неожи­дан­ный сюрприз;
  • памят­ный сувенир;
  • сего­дняш­ний день;
  • ответ­ная реакция;
  • пре­дель­ный лимит;
  • началь­ные азы;
  • ладонь руки;
  • госу­дар­ствен­ный чиновник;
  • уни­каль­ный раритет;
  • вза­им­ная помощь;
  • пере­до­вой авангард;
  • утрен­ний рассвет;
  • пол­ный аншлаг;
  • эмо­ци­о­наль­ные чувства.

В каче­стве глав­но­го сло­ва в соче­та­нии высту­па­ет гла­гол, в зна­че­нии кото­ро­го уже зало­жен смысл лиш­не­го слова:

  • упасть вниз;
  • под­прыг­нуть вверх;
  • впер­вые познакомиться;
  • вер­нуть­ся обратно;
  • сжать кулак;
  • импор­ти­ро­вать из-за рубежа;
  • гос­пи­та­ли­зи­ро­вать в стационар;
  • пре­ду­пре­дить заранее.

Плеоназм и тавтология. Отличия

В лек­си­ко­ло­гии раз­но­вид­но­стью плео­назма счи­та­ет­ся тав­то­ло­гия (греч. tauto «то же самое» + logos «сло­во»).

Тавтология — это непред­на­ме­рен­ное упо­треб­ле­ние одно­ко­рен­ных слов в сло­во­со­че­та­нии или в одной фра­зе, а так­же необос­но­ван­ный повтор одно­го и того же слова.

Все спортс­ме­ны долж­ны сгруп­пи­ро­вать­ся в неболь­шие груп­пы по трое.

Ему надо прыг­нуть пры­жок пря­мо сейчас.

Петр оза­да­чил всех сотруд­ни­ков этой труд­ной зада­чей.

Авторская речь — это речь авто­ра.

Исходя из того, что в плео­назме дуб­ли­ру­ет­ся смысл язы­ко­вых еди­ниц, состав­ля­ю­щих сло­во­со­че­та­ние, но лек­се­мы не явля­ют­ся одно­ко­рен­ны­ми, мож­но утвер­ждать, что плео­назм — это скры­тая смыс­ло­вая тавтология.

Наше сов­мест­ное сотруд­ни­че­ство было плодотворным.

Сотрудничество — это дей­ствие, рабо­та вме­сте, уча­стие в общем деле.

Плеоназм созда­ет­ся в речи, когда дру­гим сло­вом обо­зна­ча­ет­ся одно и то же поня­тие, уже назван­ное лек­се­мой, состав­ля­ю­щей с ним соче­та­ние или фразу.

Тавтология же явля­ет­ся рече­вой ошиб­кой, где явно упо­треб­ля­ют­ся одно­ко­рен­ные сло­ва, созда­ю­щие излиш­ний назой­ли­вый повтор лек­сем с оди­на­ко­вым или похо­жим смыс­лом. С этой точ­ки зре­ния тав­то­ло­гия — это откры­тое язы­ко­вое изли­ше­ство в речи.

Примеры тавтологии

  • спро­сить вопрос;
  • зара­бо­тан­ная зарплата;
  • про­лив­ной ливень;
  • зво­нок звонит;
  • дымит­ся дымом;
  • вновь воз­об­но­вить;
  • город­ской градоначальник.

Тавтология быва­ет оправ­да­на толь­ко в текстах, напи­сан­ных в официально-деловом или науч­ном сти­ле, где повтор одно­го и того же сло­ва необ­хо­дим по смыс­лу высказывания.

Размещение недоб­ро­ка­че­ствен­ной рекла­мы с дан­ным содер­жа­ни­ем в дан­ном месте дан­ным спо­со­бом запре­ще­но зако­но­да­тель­ством страны.

В отли­чие от плео­назма в поэ­ти­че­ском язы­ке тав­то­ло­гия исполь­зу­ет­ся как один из видов повто­ров, уси­ли­ва­ю­щих эмо­ци­о­наль­ность и выра­зи­тель­ность речи. Повторяются либо одно­род­ные по сво­е­му зву­ча­нию и по смыс­лу сло­ва (гре­ет — погре­ва­ет, веет — пове­ва­ет), либо повто­ря­ют­ся сло­ва, раз­ные по зву­ча­нию, но близ­кие по смыс­лу (зна­ет — веда­ет, пла­чет — тужит, море-океан, тоска-печаль).

Если в риф­ме повто­ря­ет­ся одно и то же сло­во в изме­нён­ном его зна­че­нии, такую риф­му назы­ва­ют тавтологической:

Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости.

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане

Уровень куль­ту­ры чело­ве­ка нераз­рыв­но свя­зан с куль­ту­рой речи и мыш­ле­ния. Культура речи опре­де­ля­ет любовь к сво­е­му род­но­му язы­ку, кото­рый поста­ра­ем­ся не засо­рять изли­ше­ства­ми, жар­го­ном и про­сто­реч­ны­ми словами.

Словарик плеоназмов

Примечание

Лишнее сло­во в сло­ва­ри­ке оста­лось невы­де­лен­ным.

А
авто­ма­ти­че­ский рефлекс аква­то­рия вод­ных объектов
актив­ная дея­тель­ность анта­го­ни­сти­че­ская борь­ба
аре­ал оби­та­ния аро­мат­ные духи
арсе­нал оружия  атмо­сфер­ный воз­дух
Б
бес­по­лез­но про­па­да­ет бес­плат­ный пода­рок
бест­сел­лер продаж био­гра­фия жизни
боль­шое и вид­ное место боль­шое чело­ве­че­ское спасибо
быв­ший экс — чемпион букет цветов
В
вза­и­моотно­ше­ния меж­ду супругами вза­им­ный диа­лог
вод­ная аква­то­рия воз­об­но­вить­ся вновь
веду­щий лидер вер­нуть­ся назад
взле­тать вверх видел сво­и­ми глазами
визу­аль­ное изоб­ра­же­ние все­на­род­ный рефе­рен­дум
VIP-пер­со­на воз­вра­щать­ся обрат­но
вос­по­ми­на­ния о былом в конеч­ном ито­ге
внут­рен­ний инте­рьер впер­вые дебю­ти­ро­вал
впер­вые знакомиться впе­ре­ди лиди­ру­ет
вре­мен­ная отсроч­ка все и каж­дый
выпла­чен­ная (зара­бот­ная) плата
Г
геро­и­че­ский подвиг гибель чело­ве­че­ских жертв
гигантский/огромный испо­лин глав­ная суть
глав­ный лейт­мо­тив глав­ный при­о­ри­тет
гнус­ная ложь голу­бая синева 
гос­пи­та­ли­за­ция в больницу
Д
депи­ля­ция волос демо­би­ли­зо­вать­ся из армии
дей­ствия и поступ­ки (одно сло­во лиш­нее) дей­ству­ю­щий акт дви­жу­щий лейт­мо­тив
дол­гий и про­дол­жи­тель­ный (одно лиш­нее) допол­ни­тель­ный бонус допол­ни­тель­ный овер­тайм
дру­гая аль­тер­на­ти­ва
Е
еди­но­глас­ный кон­сен­сус
Ж
жести­ку­ли­ро­вал руками живут скуч­ной жизнью
З
задан­ные дан­ные заве­до­мая кле­ве­та
заез­жий гастар­бай­тер зло­упо­треб­ле­ние пьянством/алкоголизмом/наркоманией
зануд­ный и скуч­ный (одно сло­во лишнее) захва­ты­ва­ю­щий трил­лер
И
изби­тая банальность изоби­ло­вал боль­шим количеством
име­ет место быть импор­ти­ро­вать из-за рубежа
инкри­ми­ни­ро­вать вину  интер­вал перерыва
интер­ак­тив­ное вза­и­мо­дей­ствие инфор­ма­ци­он­ное сооб­ще­ние
исклю­чи­тель­но экс­клю­зив­ный истин­ная подо­плё­ка
истин­ная прав­да истин­ная реаль­ность
IT — технологии
К
кара­тель­ная репрес­сия кив­нул головой
кол­ле­га по работе/по профессии ком­му­ни­ка­тив­ное общение
кон­сен­сус мнений корот­кое мгно­ве­ние
кор­рек­ти­вы и поправ­ки (одно сло­во лишнее) крайне экс­тре­мист­ский
крат­кое резю­ме круг­ло­су­точ­ный нон – стоп
Л
ладо­ни рук ледя­ной айс­берг
линия ЛЭП лич­но я
лицо в анфас локаль­ные места
М
марш­рут движения меж­ду­на­род­ный интер­на­ци­о­на­лизм
мемо­ри­аль­ный памят­ник меню блюд
мест­ный або­ри­ген мёрт­вый труп
моло­дая девуш­ка моло­дой юно­ша
мону­мен­таль­ный памят­ник мораль­но — эти­че­ский (одно сло­во лишнее)
морг­нул глазами мол­ча­ли­вая пау­за
моя авто­био­гра­фия мизер­ные мело­чи
минус три гра­ду­са моро­за ниже нуля мину­та вре­ме­ни
мими­ка лица  муже­ствен­ный и сме­лый (одно сло­во лишнее)
Н
на высо­ком про­фес­си­о­наль­ном уровне нагляд­но демон­стри­ро­вать
надо закончить/завершить нача­тую рабо­ту наи­бо­лее опти­маль­ный
на сего­дняш­ний день = на сего­дня насле­дие прошлого
народ­ный фольк­лор на удив­ле­ние стран­но
началь­ные азы него­до­вать от возмущения
неза­кон­ные банд­фор­ми­ро­ва­ния неис­поль­зо­ван­ные резер­вы
необос­но­ван­ные выдум­ки необыч­ный фено­мен
немно­го при­от­крыть непод­твер­ждён­ные слу­хи
непри­ят­но резать слух нерв­ный тик
неустой­чи­вый дисбаланс носталь­гия по тебе
носталь­гия по родине 
О
объ­еди­нён­ный союз объ­еди­нить­ся воеди­но
огром­ная махина оско­лок сло­ман­ной (вещи)
онлайн – веби­на­ры в Интернете опыт­но – экс­пе­ри­мен­таль­ный (одно лишнее) 
опыт­ный экс­перт основ­ной лейт­мо­тив
ота­ра овец ответ­ная контр­ата­ка
ответ­ная реак­ция отсту­пать назад
очень кро­хот­ный
П
памят­ный суве­нир пат­ри­от родины
пер­вая пре­мье­ра пере­жи­ток про­шло­го
пери­од времени пер­на­тые пти­цы
пер­ма­нент­ное посто­ян­ство пер­спек­ти­ва на буду­щее
печат­ная прес­са пись­мен­ное дело­про­из­вод­ство
повто­рить снова под­вод­ный дай­винг
под­нять­ся вверх по… повсе­днев­ная обы­ден­ность
пожи­лой ста­рик пол­ное пра­во
пол­ный карт-бланш пол­но­стью уни­что­жен
по направ­ле­нию к (место) пла­ны на будущее
помог и поспо­соб­ство­вал (одно сло­во лишнее) по мое­му лич­но­му мнению
попу­ляр­ный шля­гер посетить/побывать с визитом
посту­па­тель­ное дви­же­ние вперед пред­ва­ри­тель­ное пла­ни­ро­ва­ние
пред­ва­ри­тель­ная пред­опла­та пред­ва­ри­тель­ный анонс
пред­чув­ство­вать заранее пре­ду­пре­дить заранее
прейс­ку­рант цен, тарифов при­сни­лось во сне
про­из­вод­ство работ  про­ста­и­вать без дела
про­лив­ной ливень про­мыш­лен­ная инду­стрия
про­шлый опыт пол­ный аншлаг
пол­ное фиа­ско попыт­ка поку­ше­ния
попу­ляр­ный шля­гер потря­са­ю­щий шок
поч­то­вая кор­ре­спон­ден­ция путе­вод­ная нить Ариадны
пять руб­лей (любой дру­гой вари­ант) денег
Р
рав­ная поло­ви­на рас­сказ­чик рас­ска­зы­вал (дру­гой глагол)
реаль­ная дей­стви­тель­ность рево­лю­ци­он­ный пере­во­рот
реги­стра­ци­он­ный учет реор­га­ни­за­ция организации
рыб­ная уха
С
само­воль­ный прогул самое бли­жай­шее вре­мя
самое выгод­ней­шее сам­мит на выс­шем уровне
самый лучший сати­ри­че­ская кари­ка­ту­ра
сво­бод­ная вакан­сия сек­рет­ный шпи­он
сен­сор­ный дат­чик сер­вис­ная служ­ба
сер­вис­ные услу­ги сжа­тый кулак
СD — диск  систе­ма СИ
систе­ма GPS ско­рост­ной экспресс
скрин­шот с экра­на мони­то­ра сме­ши­вать вместе
SMS — сообщение сов­мест­ная встре­ча
сов­мест­ное согла­ше­ние сов­мест­ное сотруд­ни­че­ство
соеди­нить воедино спу­стить­ся вниз по …
стран­ный пара­докс страсть к графомании
стро­гое табу суе­вер­ная вера
суще­ствен­ная разница счёт на оплату
Т
так, напри­мер (одно сло­во лишнее) тай­ный ано­ним
тем не менее, одна­ко (одно сло­во лишнее) тем­но­ко­жая негри­тян­ка
тесто­вые испы­та­ния тём­ный мрак
тол­па людей толь­ко лишь (одно из слов лишнее)
топ­тать ногами трав­ма­ти­че­ское повре­жде­ние
трид­цать чело­век стро­и­те­лей (и дру­гие варианты) тру­до­устрой­ство на рабо­ту
тор­же­ствен­ная цере­мо­ния инаугурации
У
уви­деть сво­и­ми глазами уви­деть соб­ствен­ны­ми глазами
уже име­ю­щий­ся уже суще­ство­вал
умно­жить во мно­го раз услы­шать сво­и­ми ушами
упал вниз уста­нов­лен­ный факт
устой­чи­вая ста­би­ли­за­ция утрен­ний рассвет
Ф
финаль­ный конец фор­си­ру­ет уско­рен­ны­ми темпами
Х
храб­рый герой хро­но­мет­раж вре­ме­ни
Ц
цели­ком и пол­но­стью (одно лишнее) цен­ные сокровища
цейт­нот времени
Ч
чело­ве­че­ское обще­ство чело­ве­че­ское спасибо
често­лю­би­вые амбиции чрез­вы­чай­но громадный
Ш
шоу – показ (одно сло­во лишнее)
Э
экс­по­на­ты выставки эмо­ци­о­наль­ные чув­ства
энер­гич­ная дея­тель­ность эпи­центр событий
Ю
юная моло­дёжь
Я
я знаю, что январь (и любой дру­гой) месяц

Видео «ПЛЕОНАЗМ. ЕГЭ по русскому языку. Как исправить лексическую ошибку?»

ava author

Слайд 1

Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о царе Салтане»Выполнила:учитель начальных классовМБОУ СОШ № 19г. Мичуринска Тамбовской областиАнаньева Юлия Александровна

Текст слайда:

Александр Сергеевич Пушкин
«Сказка о царе Салтане»

Выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 19
г. Мичуринска Тамбовской области
Ананьева Юлия Александровна


Слайд 2

185 лет со дня написания сказки

Текст слайда:

185 лет
со дня написания
сказки


Слайд 3

Благословен и день , и час,Когда с теплом родного крова,Впервые к каждому из насПриходит пушкинское слово.

Текст слайда:

Благословен и день , и час,
Когда с теплом родного крова,
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово.


Слайд 4

Имя А. С. Пушкина, черты его лица мы знаем с самого раннего детства. А впервые услышанные его

Текст слайда:

Имя А. С. Пушкина, черты его лица мы знаем с самого раннего детства. А впервые услышанные его стихи или сказки мы проносим с собою через всю жизнь.


Слайд 5

6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать

Текст слайда:

6 июня 1799 года
в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.


Слайд 6

Надежда ОсиповнаСергей Львович

Текст слайда:

Надежда Осиповна

Сергей Львович


Слайд 7

Воспитанием маленького Пушкина занималась его бабушка Мария Алексеевна Ганнибал. Она научила мальчика любить русскую речь, народные традиции,

Текст слайда:

Воспитанием маленького Пушкина занималась его бабушка Мария Алексеевна Ганнибал. Она научила мальчика любить русскую речь, народные традиции, историю Отечества.


Слайд 8

Маленький Саша очень любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня Яковлева Арина Родионовна.Вот как он писал о

Текст слайда:

Маленький Саша очень любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня Яковлева Арина Родионовна.
Вот как он писал о своих детских впечатлениях: «И шёпотом рассказывать мне станет о мертвецах, о подвигах Бовы… От ужаса не шелохнусь бывало, едва дыша, прижмусь под одеяло, не чувствуя ни ног, ни головы».


Слайд 9

«Сказка о царе Салтане» была написана сразу после женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой и является своеобразным величанием

Текст слайда:

«Сказка о царе Салтане» была написана сразу после женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой и является своеобразным величанием невесты-красавицы.


Слайд 10

Сюжетом послужила русская народная сказка, которую рассказывала поэту его няня. Сказка А. С. Пушкина – прекрасный образец

Текст слайда:

Сюжетом послужила русская народная сказка, которую рассказывала поэту его няня. Сказка А. С. Пушкина – прекрасный образец идеального мира, где главные ценности – дом, любовь, семья. Известно, что сначала Пушкин хотел при написании произведения чередовать стихи с прозой, по затем отказался от этой идеи.


Слайд 11

Полное название «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и

Текст слайда:

Полное название «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».


Слайд 12

«Три девицы под окномПряли поздно вечерком.» – так начинается сказка. Сёстры мечтают о том, что

Текст слайда:

«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.» – так начинается сказка.
Сёстры мечтают о том, что бы сделала каждая из них, если бы стала царицей.
Первая обещает устроить пир на весь мир, вторая – наткать полотна, а третья – «для батюшки-царя» родить богатыря.
Вдруг в светлицу входит сам царь Салтан. Он подслушал разговор сестёр. Больше всего ему понравилась последняя из них. Именно ей Салтан предлагает стать царицей и родить ему сына. Остальным сёстрам он предлагает жить у него во дворце в качестве поварихи и ткачихи.


Слайд 13

Старшие сёстры затаили обиду. Царь вынужден покинуть молодую жену. Он на войне

Текст слайда:

Старшие сёстры затаили обиду.
Царь вынужден покинуть молодую жену. Он на войне «бьётся долго и жестоко».
Между тем
«Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин…»
Старшие сёстры пишут царю письмо, что царица родила ему «неведому зверюшку».
Саму царицу и родившегося младенца замуровывают в бочку и сбрасывают в море яко-бы по приказу Салтана.

«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».


Слайд 14

Но вскоре бочку выносит на необитаемый остров. Из неё на берег царица выходит с

Текст слайда:

Но вскоре бочку выносит на необитаемый остров. Из неё на берег царица выходит с уже повзрослевшим сыном. Это Гвидон.
Для того, чтобы прокормить себя и мать, царевич мастерит стрелу и лук и идёт к морю. Там он
«… видит дело лихо
Бьётся лебедь средь зыбей
Коршун носится над ней…»
Гвидон убивает коршуна.


Слайд 15

В благодарность за спасение жизни лебедь обещает царевичу свою помощь. На пустом острове появляется

Текст слайда:

В благодарность за спасение жизни лебедь обещает царевичу свою помощь. На пустом острове появляется город, правителем которого становится Гвидон.

«И дивясь перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей».


Слайд 16

Мимо острова проплывают морские купцы. Они восхищены красотой города. Князь спрашивает, куда купцы направляются.

Текст слайда:

Мимо острова проплывают морские купцы. Они восхищены красотой города. Князь спрашивает, куда купцы направляются. И слышит в ответ:
« А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана…»
Гвидон хочет видеть отца. Лебедь превращает его в комара. Так он попадает во дворец Салтана.


Слайд 17

Купцы рассказывают царю о необычном городе. Царь хочет посмотреть на него. Но одна из

Текст слайда:

Купцы рассказывают царю о необычном городе. Царь хочет посмотреть на него. Но одна из сестёр, повариха, рассказывает Салтану о новом чуде.

«Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт,
И орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».

Царь Салтан, услышав о белке, отказывается от поездки.


Слайд 18

После возвращения князь Гвидон просит лебедь подарить ему это чудо. Под елью у него появляется белка, для

Текст слайда:

После возвращения князь Гвидон просит лебедь подарить ему это чудо. Под елью у него появляется белка, для которой князь строит хрустальный дом.


Слайд 19

В следующий раз купцы рассказывают царю Салтану о поющей белке и передают новое приглашение

Текст слайда:

В следующий раз купцы рассказывают царю Салтану о поющей белке и передают новое приглашение от князя. Сам царевич, которого лебедь превратила в муху, слышит разговор. Ткачиха рассказывает о тридцати трёх богатырях, выходящих из моря, во главе с дядькой Черномором.
Салтан снова отказывается от путешествия. За это муха жалит тётку в левый глаз.


Слайд 20

Дома князь Гвидон рассказывает белой лебеди о тридцати трёх богатырях и они появляются на

Текст слайда:

Дома князь Гвидон рассказывает белой лебеди о тридцати трёх богатырях и они появляются на острове.
Окиян подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплескнётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.


Слайд 21

И вновь купцы рассказывают Салтану о чудесах на острове. Сам царевич, которого на этот

Текст слайда:

И вновь купцы рассказывают Салтану о чудесах на острове. Сам царевич, которого на этот раз лебедь в шмеля слышит рассказ бабы Бабарихи о прекрасной царевне:
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит».
Услышав о новом чуде Салтан, в третий раз отказывается от приглашения князя. За это шмель жалит Бабариху в нос.
После возвращения Гвидон рассказывает лебеди о царевне. Лебедь снова исполняет желание Гвидона. Ведь царевна – это она и есть.


Слайд 22

В конце концов царь Салтан отправляется в путь к чудному острову. Сойдя на берег,

Текст слайда:

В конце концов царь Салтан отправляется в путь к чудному острову.
Сойдя на берег, он узнаёт в царице свою жену, а в молодых князе с княгиней – своего сына и невестку.
На радостях он прощает злых сестёр.
Сказка заканчивается весёлым пиром. Все живут счастливо и богато.


Слайд 23

О себе автор рассказывает:«Я там был; мёд, пиво пил – И усы лишь обмочил».

Текст слайда:

О себе автор рассказывает:

«Я там был; мёд, пиво пил –
И усы лишь обмочил».


Слайд 24

Умер А. С. Пушкин 10 февраля 1837 года после того как получил смертельное ранение

Текст слайда:

Умер А. С. Пушкин 10 февраля 1837 года после того как получил смертельное ранение на дуэли. Он защищал честь своей жены.
Прошло почти 170 лет, а стихи его читают, учат наизусть, над ними плачут…
Слово Пушкина волнует, вселяет радость, будит надежду.


Слайд 25

Сказка – ложь , да в ней – намёк, Добрым молодцам урок!

Текст слайда:

Сказка – ложь , да в ней – намёк,
Добрым молодцам урок!


Слайд 26

Спасибо за внимание!

Текст слайда:

Спасибо
за
внимание!


Слайд 27

Информационные ресурсы:http://infourok.ru http://studbooks.net http://ru.wikipedia.org ИнформацияКартинкиhttp://businesspskov.ru/pictures/161027112715.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/39/356/39356888_skanirovanie0011.jpg http://1.bp.blogspot.com/_JKXZ1ZVSyQA/TOH8T4UrfHI/AAAAAAAACmE/K3Bub1smW3c/s1600/4p.jpg http://cp12.nevsepic.com.ua/65-1/1354567873-0374911-www.nevsepic.com.ua.jpg http://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/c/c/a/150522215343.jpeghttp://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/84/302/84302173_large_002.jpg http://knizhnayaraduga.ru/admin/pictures/5944bb.jpghttp://map.gcbs-buzuluk.ru/images/%D0%98%D0%9B%D0%9B%D0%AE%D0%A1%D0%A2%D0%A0%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%98/%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%86%D1%8B/pushkin-a.jpg https://otvet.imgsmail.ru/download/4559904_8f99f549e6e6fa8ab975f269cf1b2f97_800.jpg http://s016.radikal.ru/i336/1010/33/806fca993f1a.jpg http://sadik14orel.ru/files/uploads/images/pushkin.jpg http://uistoka.com/public/album_photo/03/0d/0cf6_46cc.jpg?c=ce9f

Текст слайда:

Информационные ресурсы:

http://infourok.ru
http://studbooks.net
http://ru.wikipedia.org

Информация

Картинки

http://businesspskov.ru/pictures/161027112715.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/39/356/39356888_skanirovanie0011.jpg
http://1.bp.blogspot.com/_JKXZ1ZVSyQA/TOH8T4UrfHI/AAAAAAAACmE/K3Bub1smW3c/s1600/4p.jpg
http://cp12.nevsepic.com.ua/65-1/1354567873-0374911-www.nevsepic.com.ua.jpg
http://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/c/c/a/150522215343.jpeg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/84/302/84302173_large_002.jpg
http://knizhnayaraduga.ru/admin/pictures/5944bb.jpg
http://map.gcbs-buzuluk.ru/images/%D0%98%D0%9B%D0%9B%D0%AE%D0%A1%D0%A2%D0%A0%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%98/%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%86%D1%8B/pushkin-a.jpg
https://otvet.imgsmail.ru/download/4559904_8f99f549e6e6fa8ab975f269cf1b2f97_800.jpg
http://s016.radikal.ru/i336/1010/33/806fca993f1a.jpg
http://sadik14orel.ru/files/uploads/images/pushkin.jpg
http://uistoka.com/public/album_photo/03/0d/0cf6_46cc.jpg?c=ce9f


Слайд 28

Информационные ресурсы:https://filed16-9.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fimg1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fb%2F3%2F26%2F596%2F26596075_121275 https://godliteratury.ru/wp-content/uploads/2016/05/pushkin4.jpg http://www.netsmol.ru/wp-content/uploads/2012/01/111570.jpg http://www.playing-field.ru/img/2015/051908/4032206 http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2016/06/Sergey-Lvovich-Pushkin.jpg http://www.ruskniga.com/media/catalog/product/7/0/70119_1.jpg http://www.udmrbdu.ru/knigi-yubilyary/skazka-o-sultane/paleha http://www.volgogradru.com/accel/content/poster/406320_skazka_o_tsare_Saltane.jpg http://ритаколесник.рф/wp-content/uploads/2016/02/pu.jpg КартинкиКартинки на прозрачном фонеhttp://4.bp.blogspot.com/-5fHWKyV6Jk4/U6KEcdaJOKI/AAAAAAAAOFw/afze0BDVP_c/s1600/j56918_1305740307.png http://bodybuilding-club.com/wp-content/uploads/2015/09/Monday.gif http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/89/904/89904378_AstrayaDesigns_Forest_story_el23.png http://img-fotki.yandex.ru/get/6508/16969765.26/0_67745_8d2d5ad7_L.png

Текст слайда:

Информационные ресурсы:

https://filed16-9.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fimg1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fb%2F3%2F26%2F596%2F26596075_121275
https://godliteratury.ru/wp-content/uploads/2016/05/pushkin4.jpg
http://www.netsmol.ru/wp-content/uploads/2012/01/111570.jpg
http://www.playing-field.ru/img/2015/051908/4032206
http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2016/06/Sergey-Lvovich-Pushkin.jpg
http://www.ruskniga.com/media/catalog/product/7/0/70119_1.jpg
http://www.udmrbdu.ru/knigi-yubilyary/skazka-o-sultane/paleha
http://www.volgogradru.com/accel/content/poster/406320_skazka_o_tsare_Saltane.jpg
http://ритаколесник.рф/wp-content/uploads/2016/02/pu.jpg

Картинки

Картинки на прозрачном фоне

http://4.bp.blogspot.com/-5fHWKyV6Jk4/U6KEcdaJOKI/AAAAAAAAOFw/afze0BDVP_c/s1600/j56918_1305740307.png
http://bodybuilding-club.com/wp-content/uploads/2015/09/Monday.gif
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/89/904/89904378_AstrayaDesigns_Forest_story_el23.png
http://img-fotki.yandex.ru/get/6508/16969765.26/0_67745_8d2d5ad7_L.png
http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/08/geroi-russkih-skazok-Gvidon.png


Слайд 29

Информационные ресурсы:http://publekc.ru/chem-boleshe-znaeshe-tem-interesnee-jite-k-g-paustovskij-1-raz/615348_html_m39c758a9.png http://www.lukomorie-musical.ru/multimedia/eskizi/lebed.pnghttps://filed16-9.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fimg1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fb%2F3%2F26%2F596Картинки на прозрачном фонеОформление слайдовhttp://i048.radikal.ru/0804/c7/373c48d1c401.png http://img-fotki.yandex.ru/get/6507/16969765.4 http://s01.yapfiles.ru/files/1274163/0018025VladimirKusch.png http://www.playcast.ru/uploads/201 https://avatanplus.com/files/resources/original/5792375ccc5e9156132842a5.png

Текст слайда:

Информационные ресурсы:

http://publekc.ru/chem-boleshe-znaeshe-tem-interesnee-jite-k-g-paustovskij-1-raz/615348_html_m39c758a9.png
http://www.lukomorie-musical.ru/multimedia/eskizi/lebed.png
https://filed16-9.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fimg1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fb%2F3%2F26%2F596

Картинки на прозрачном фоне

Оформление слайдов

http://i048.radikal.ru/0804/c7/373c48d1c401.png
http://img-fotki.yandex.ru/get/6507/16969765.4
http://s01.yapfiles.ru/files/1274163/0018025VladimirKusch.png
http://www.playcast.ru/uploads/201
https://avatanplus.com/files/resources/original/5792375ccc5e9156132842a5.png


  • Что обозначает слово чауши из сказки ашик кериб
  • Что обозначает слово дремучий из сказки дремучий медведь
  • Что обозначает слово клев в сказке о царе салтане
  • Что нужно делать чтобы прожить долгую жизнь сочинение
  • Что нужно прочитать чтобы сдать итоговое сочинение