- Авторы
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Петрунин Г.Р.
1
1 МБОУ Нерастанновская СОШ
старинные меры длины
литературные произведения
перевод современных мер
сравнительные характеристики
1. Виленкин Н. Я. «Математика 5», учебник для пятого класса общеобразовательных учреждений. Москва «Сайтком», 2000.
2. Депман И. Я. «За страницами учебника математики». Москва «Просвещение»,1989.
3. Маяковский В. В. Собрание сочинений в 12 томах. Том 8. М.: Правда, 1978.
4. Романовский Б. В. « С метром по векам». Л. : Детская литература, 1985.
5. Шарыгин И. Ф. «Наглядная геометрия 5–6», пособие для общеобразовательных учебных заведений. Москва «Дрофа», 2002.
6.Бирюкова А. А., Синицина Е. И. Справочник школьника для начальных классов: Математика. Русский язык. Чтение и развитие речи. Природоведение. – М.: СЛОВО, Эксмо, 2018. – 608 с.
7.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений – 4 –е изд., дополненное, — М.: Азбуковник, 2005 – 944 с.
8.Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 224 с., ил.
9.Русские народные пословицы и поговорки. Составил А.М. Жигулев. – М.: «Московский рабочий», 2003. — 359 с.
10 .Большая детская энциклопедия. М.: Махаон, 2019. – 337с.
Введение
« Измерь самого себя – и ты станешь настоящим геометром!»
Марсилио Сичино.
Идея исследовательской работы возникла после того, как мы столкнулись на занятиях по внеурочной деятельности с интересными математическими заданиями со старинными русскими мерами, а на уроках литературы мы изучаем классические произведения, в которых встречаются старинные слова, а на уроках математики — различные единицы измерения. В этом учебном году в нашем классе появились новые направления внеурочной деятельности: математическая грамотность и читательская грамотность. Современный школьник сегодня должен уметь выполнять практико–ориентированные задачи, грамотно работать с текстом. Часто читая текст, мы не понимаем, как та или иная единица измерения характеризует героя, описывает расстояние и т.д. Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений. Измеряют строители, архитекторы, портные, мы, обучающиеся, часто выполняем различные измерения.. В повседневной жизни мы сталкиваемся с математическими величинами ежедневно. Не задумываясь, производим различные вычисления. С современными единицами измерения длины мы знакомы. Они удобны и понятны. А как быть с старинными мерами измерениями?
Так в этом году на уроках литературы мы изучали «Му-Му» И.С. Тургенева. Автор своего героя в начале рассказа описывает так: «Из числа всей ее (барыни) челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения».
Из произведения мы знаем, что Герасим – богатырь, но меня заинтересовало: какого он все-таки был роста? Что означают слова «двенадцати вершков роста»? Что такое вершок?
Мы часто слышим пословицы, в которых используются старинные слова. Например:«От горшка два вершка, а уже указчик», «Семь пядей во лбу», «Каждый купец на свой аршин меряет», «Косая сажень в плечах», «Коломенская верста».
Стало интересно, что означают новые слова, как выглядел Герасим, да и сказочные герои : Конек – Горбунок, Подземные Жители, как понять некоторые поговорки.
Мы провели анкетирование и узнали:
Анкета
1. Знакомы ли Вы со старинными мерами длины?
2. Какие старинные меры длины Вы знаете?
3. Хотели бы Вы узнать о старинных мерах длины на Руси?
Актуальность работы обусловлена моим большим интересом к теме данного исследования в математике.
Гипотеза: люди не могут существовать без системы мер, которая в процессе развития человечества развивается и совершенствуется.
Предмет исследования: старинные русские меры длины.
Цель исследования:
1. Изучить старинные меры длины.
2. Сравнить с новой измерительной системой.
3. Найти отражение старинных мер в пословицах и поговорках.
4. Измерить рост обучающихся 5 класса и перевести его в старинные русские меры, сделав сравнительный анализ с ростом обучающихся в 1 классе.
5. Разработать сборник фразеологизмов для учителей русского языка и литературы.
Задачи исследования:
— провести анализ литературы по проблеме исследования;
— изучить измерительную систему, которая существовала ранее;
— исследовать взаимосвязь между старой измерительной системой и новой;
-показать отражение старых мер в русском фольклоре.
-сделать сравнительный анализ роста обучающихся 5 класса , используя различные меры длины.
Методы исследования:
-проанализировать, что мы знаем о современных и старинных мерах длины;
— анализ и изучение художественной и специальной литературы, интернет – ресурсов;
— провести эксперимент: попробовать измерить рост одноклассников, используя старинные и современные единицы измерения.
Практическая значимость:
— рассказать одноклассникам сведения о старинных мерах длины;
— составить таблицу преобразований, научить их пользоваться ею;
— составить словарь старинных русских мер длины для учителей математики;
— словарь фразеологизмов для обучающихся и учителей русского языка и литературы.
— сделать сравнительный анализ роста обучающихся 5 класса в различных единицах измерения.
Как измеряли в древности.
Старинные единицы измерения.
Без измерений нельзя ни сшить платье, ни выточить на токарном станке деталь, ни узнать, который час. Так что измерения – одно из важнейших дел в современной жизни. Но не всегда было так. Когда первобытный человек убивал медведя, он радовался, если тот оказывался достаточно большим. Однако не было необходимости определять вес медведя, в то время никаких весов не было. Не было особой нужды в измерениях, и когда этот человек делал каменный топор. Позднее люди стали жить большими группами. Начался обмен товарами, перешедший потом в торговлю, возникли первые государства. Тогда появилась нужда в измерениях. Царские писцы должны были знать, какова площадь поля у каждого крестьянина. Этим определялось, сколько зерна он должен отдать царю. Надо было знать при продаже льняного масла объём проданного товара. Когда начали строить корабли, нужно было заранее наметить правильные размеры: иначе корабль затонул бы. Не могли обойтись без измерений древние строители пирамид, дворцов и храмов, до сих пор поражающих нас своей соразмерностью и красотой.
Любые измерения производят в каких – то единицах: длину измеряют в единицах длины, вес – в единицах веса, время – в единицах времени.
За свою историю человечество придумало огромное количество всевозможных единиц, причём каждый народ имел свои.
Первые единицы для измерения величин были не слишком точными. Например, расстояния измерялись шагами. У разных людей величина шага различна, поэтому брали некоторую среднюю величину.
Для измерения больших расстояний служила миля – путь в тысячу двойных шагов. А ещё большие расстояния измеряли переходами или днями передвижения.
Однако шаги, мили, переходы – всё это было хорошо для измерения расстояний на земле. Ни рост человека, ни рулон ткани шагами не измеришь.
Одной из самых распространённых единиц длины был локоть – расстояние от локтя до конца среднего пальца. Эти расстояния были различны. Поэтому царь издавал указ, каким локтем должны пользоваться все его подданные.
Наряду с локтем применяли сажень. Она примерно равна расстоянию от подошвы до концов пальцев поднятой вверх руки. В России долгое время существовало множество различных саженей — мерная, малая, морская, косая, маховая.
Для измерения меньших расстояний употреблялась ладонь – ширина кисти руки. Ещё меньшей единицей длины является дюйм – длина сустава большого пальца.
Фут – это средняя длина ступни человека.
За основную в английском обиходе меру длины – ярд – указом короля Генриха 1 было определено расстояние от носа короля до конца среднего пальца вытянутой его руки. В настоящее время длина ярда примерно равна 0,91 метра.
В Вавилоне, как и в других странах, меры были согласованы друг с другом.
Начиналось всё с единиц для измерения длин. Основной из них был локоть. Локтями мерили ткани, но для измерения земельных участков применяли единицы длины в 12 локтей (примерно 6 м)
Дороги измеряли даннами – 3600 локтей (примерно 1,8 км).
А когда надо было измерять малые предметы, пользовались пальцами, составлявшими 1/30 локтя или линиями – 1/60 локтя.
С локтями была связана ещё одна единица длины, содержавшая 18 пальцев, то есть 0,6 локтя. Она примерно равнялась футу, то есть длине ступни взрослого человека.
Старинные русские меры длины
Русский народ создал свою собственную систему мер.
Древнейшими русскими мерами длины являются локоть и сажень. Точной первоначальной длины той и другой меры мы не знаем; некий англичанин, путешествующий по России в 1554 году, свидетельствует, что русский локоть равнялся половине английского ярда. Согласно «Торговой книге», составленной для русских купцов на рубеже XV1 и XV11 веков, три локтя были равны двум аршинам. Название «аршин» происходит от персидского слова «арш», что значит локоть.
Первое упоминание сажени встречается в летописи X1 века, составленной киевским монахом Нестором.
В более поздние времена установилась мера расстояний верста, приравненная к 500 саженям. В древних памятниках верста называется поприщем и приравнивается к 750 саженям.
В XV и XV1 веках происходит объединение русских земель вокруг Москвы. Мера аршин, возникшая при торговле с восточными народами, входит в употребление.
В XV11 веке меры уточнялись. Русская система мер длины стала иметь вид:
Миля = 7 верстам (7,47 км);
Верста = 500 саженям ( 1,07 км);
Сажень = 3 аршинам = 7 футам ( 2,13 м);
Аршин = 16 вершкам = 28 дюймам ( 71,12 см);
Фут = 12 дюймам (30,48 см);
Дюйм = 10 линиям ( 2,54 см);
Линия = 10 точкам ( 2,54 мм).
Когда говорили о росте человека, то указывали лишь, на сколько вершков он превышает 2 аршина. Слова «человек 12 вершков роста» означали, что его рост равен 2 аршинам 12 вершкам, то есть 196 см.
Старинные русские названия мер длины встречаются в пословицах и образных выражениях: ни пяди земли; мерить на свой аршин; косая сажень в плечах; ты от дела ни на пяденьку, а оно от тебя на саженьку.
Метрическая система мер
Потребности практики заставили начать поиски единой системы мер. При этом было ясно, что надо отказаться от установления связей между единицами измерения и размерами человеческого тела. И шаг у людей бывает разный, и длина ступни у них неодинакова, и пальцы у них разной ширины. Поэтому надо было искать новые единицы измерения в окружающей природе.
Метрическая система мер была введена впервые во Франции в 1795 году. В 1792 году Парижская академия наук решила измерить длину земного меридиана, проходящего через Париж. Отдельные части этого меридиана были измерены. Длины других частей были вычислены на основе этих измерений. В результате большой работы была найдена длина парижского меридиана в существовавших тогда французских мерах длины – туазах (1м 95 см).
На Всемирной выставке 1867 года в Париже в организованном там международном комитете мер, весов и монет русский академик Б. С. Якоби выступал с докладом. В нём он сформулировал преимущества метрической системы как экономически самой выгодной вследствие её десятичной основы.
Основная единица системы мер должна быть определена посредством материального эталона, который наиболее точно воспроизводит длину архивного метра. Комиссия утвердила эталон метра, изготовленный из сплава платины ( 90%) и иридия ( 10%).
К 1875 году метрическую конвенцию подписали уже 17 государств, включая Россию, где применение новой системы было разрешено, но не стало законом.
В 1889 году международные прототипы метра и килограмма были сданы в Бретейльский павильон (здание во Франции). С этого момента метр и килограмм стали определяться как длина и вес международных эталонов.
В России учёные с начала X1X века поняли значение метрической системы и пытались её широко внедрить в практику. Окончательное решение вопрос о метрической системе в России получил уже после Великой Октябрьской социалистической революции. С 1 января 1927 года, когда переход промышленности и транспорта на метрическую систему был подготовлен, метрическая система стала единственно допускаемой в СССР системой мер и весов. Большие заслуги во введении и распространении метрической системы мер в нашей стране принадлежит Дмитрию Ивановичу Менделееву, великому русскому химику.
К 1972 году метрическую конвенцию подписало уже 41 государство. Творцы этой универсальной системы мер написали на талоне метра: «На все времена всем народам!».
Для популяризации новых мер поэт В.В.Маяковский написал стихотворные тексты, посвящённые новым мерам.
Старинные меры измерения в литературе
«Словарь С.И. Ожегова о старинных мерах длины
А вот как толкует С.И. Ожегов старинные меры длины.
А
Аршин – старая русская мера длины, равная 0,71м; или линейка, планка такой длины для измерения.
В
Верста — старая русская мера длины, равная 1,06км.
Вершок — старая русская мера длины, равная 4,4см.
Д
Дюйм — единица длины, одна двенадцатая фута, равная 2,54 см.
К
Косая сажень в плечах — о широкоплечем высоком человеке (косая сажень — расстояние от пятки до конца поднятой с другой стороны руки)
Л
Линия – старая русская мера длины, равная 1/10 дюйма
Локоть — старая русская мера длины, равная приблизительно 0,5м.
М
Маховая сажень – размах обеих рук
Миля — путевая мера длины, различная в разных странах.
Морская миля – 1852м. или 1853м.
П
Перст – в словаре С.И.Ожегова нет
Пядь — старая русская мера длины, равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательным пальцами.
С
Сажень — старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м.)
Стадий- в словаре С.И.Ожегова нет
Сухопутная миля – 1609м.
Ф
Фут – английская и старая русская мера длины, равная 30,48см.
Ш
Шаг – движение ногой при ходьбе, беге, а также расстояние от ноги до ноги при таком движении.
Старинные меры длины в литературе
Писатели в своих произведениях часто используют старинные меры длины. Вот некоторые из них, которые встретились на страницах прочитанных мною книг:
Автор | Произведение | Мера длины | Преобразование |
Д. Мамин-Сибиряк | Сказка «Серая шейка» | «Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен». | 15 сажень= 31м 95см |
Г.Х.Андерсен | Сказка «Дюймовочка» | «…на зеленом пестике, сидела хорошая крошечная девочка ростом не больше дюйма». | 1дюйм =2,54см |
П.П.Ершов | «Конек Горбунок» | Да игрушечку-конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами» | 3 вершка =12,12см 1 аршин = 0,71м |
А.Погорельский | Сказка «Черная курица, или подземные жители» | «…отворилась боковая дверь… и вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина…» | 1/2 аршина- 35,5см |
А.С.Пушкин | Сказка о Царе Салтане…. | «..наступает срок родин Сына Бог ей дал в аршин…» | 1 аршин- 71см |
В.М.Гаршин | Сказка «Лягушка-путешественница» | «..тащить хотя и легкую лягушку три тысяч верст, не бог знает какое удовольствие…» | 3000 верст=3000км |
А.И. Куприн | Слоновья прогулка | «…насторбучив свои аршинные уши…» | 1 аршин – 71см |
Великорусские сказки Сборник Д.К.Зеленина | Сказка «Кожа медвежья-лицо человечье и сам с ноготок, борода с локоток» | «Прибегает, сам с ноготок – борода с локоток, а усы семь четвертей и давай рвать за дудочку» | 1 ноготок- 1 локоток- 0,5м 7 четвертей — |
Устное народное творчество | Считалка | «…молодиченька –невеличенька Сама с вершок, голова с горшок» | 1 вершок- 4,4см |
Старинные меры в пословицах и поговорках
Я собрала пословицы и поговорки, стихи, в которых встречается русская мера длины
Пословицы
Вашего брата по тринадцати на дюжину кладут, да и то не берут — обидная характеристика ленивого, малоспособного работника. Таких даже 13 человек вместо 12 и то никому не надо.
За семь верст комара искали, а комар на носу.
Каждый купец на свой аршин меряет, каждый судит о любом деле односторонне, исходя из собственных интересов.
Любовь не верстами меряется. Сто верст молодцу не крюк — расстояние не может быть препятствием для любви.
Мал золотник, да дорог — так говорят о чем-нибудь незначительном на вид, но очень ценном.
Москва верстой далека, а сердцу рядом — так русские люди характеризовали свое отношение к столице.
На аршин борода, да ума на пядь — о взрослом, но глупом человеке.
На версту отстанешь — на десять догоняешь — даже небольшое отставание очень трудно преодолевать.
От горшка два вершка, а уже указчик — молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.
Пудовое горе с плеч свалишь, а золотником подавишься — не следует пренебрегать даже ничтожной опасностью.
Сам с ноготок, а борода с локоток — о человеке незавидной внешности, но пользующемся авторитетом благодаря своему уму, социальному положению. До Петра I борода считалась почетной принадлежностью мужчины. Длинная, холеная борода служила признаком богатства, знатности.
Для учащихся, учителей русского языка и литературы составила словарь фразеологизмов. Его могут применять на своих уроках и учителя начальных классов.
Заключение
В данной работе была изучена и проанализирована литература по теме измерения в древности, старые русские меры и метрическая система мер.
В своей работе мы выполнили следующие :
· проанализировали рост обучающихся при поступлении в первый класс и рост детей на данный момент времени;
· выразили его в сантиметрах, саженях, аршинах, футах, ярдах;
· нашли средний рост ученика за первый и пятый класс;
· провели сравнительный анализ изменения среднего роста обучающегося за четыре года в различных единицах длины.
· составили фразеологический словарь для учителей русского языка и литературы.
В результате мы пришли к следующим выводам:
1. для измерения длин можно использовать различные единицы измерения длины;
2. установлена связь между различными единицами длины;
3. доказано, что каждая из единиц длины может быть представлена через общепринятую метрическую систему мер, а, следовательно, становится понятной для любого человека.
Библиографическая ссылка
Петрунин Г.Р. НЕ ИМЕЛИ НАШИ ПРЕДКИ…НИ РУЛЕТКИ, НИ ЛИНЕЙКИ… // Старт в науке. – 2021. – № 2.
;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2011 (дата обращения: 09.01.2022).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Плеоназм — это речевое излишество, употребление сочетания слов, в котором смысл одного слова уже заложен в значении другого. Плеоназм в русском языке — это лексическая ошибка.
В письменной и разговорной речи незнание точного значения слова, особенно заимствованного русским языком, часто сопровождается допущением лексических ошибок, одной из которых является плеоназм. В лингвистике этот термин восходит к греческому слову pleonasmos, что буквально значит «переизбыток».
Что такое плеоназм в русском языке
Узнаем, что такое плеоназм в русском языке. Разберемся, в чем состоит суть этой речевой ошибки, используя конкретные примеры словосочетаний.
В разных сферах нашей жизнедеятельности нам часто встречается словосочетание «сервисное обслуживание». Его употребляют для обозначения качественного обслуживания. Давайте задумаемся, насколько правомерно объединяются эти слова с точки зрения лексических норм русского литературного языка?
Прилагательное «сервисное» образовано от слова «сервис», заимствованного из английского языка, в котором service значит «бытовое обслуживание».
Значит, значение слова «сервисный» уже входит в семантику русского слова «обслуживание» и является лишним в этой паре лексем.
Рассмотрим словосочетание «меню блюд». Французское слово «меню» обозначает «подбор блюд для завтрака, обеда и т. д.», а также «лист с перечнем предлагаемых блюд, напитков в ресторане, кафе, столовой». И в этом сочетании слов допущена речевая ошибка — плеоназм.
Как видим, эта ошибка возникает тогда, когда говорящий или пишущий не вникает в значение слов или не знает точного их значения и вкрапляет в свою речь лишние с точки зрения смысла слова.
Определение
Укажем, какое определение этой речевой ошибке дает Википедия.
Определение
Плеоназм (от др.-греч. πλεονασμός — излишний, излишество) — оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла; наличие некоторых языковых форм, выражающих одного и тоже значение в пределах законченного отрезка речи или текста, а также языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование.
Таким образом, плеоназм — это более широкое понятие, которое включает не только употребление отдельных лишних слов, а целых оборотов речи и даже фраз, которые можно упростить или изъять из текста вообще.
Примеры плеоназмов
Чаще всего указанной речевой ошибкой страдают сочетания прилагательных с существительными, причем значение прилагательного дублирует смысл определяемого им слова:
- главный приоритет;
- первый дебют;
- ценные сокровища;
- наружная внешность;
- необычный феномен;
- пернатые птицы;
- полное фиаско;
- равная половина;
- неожиданный сюрприз;
- памятный сувенир;
- сегодняшний день;
- ответная реакция;
- предельный лимит;
- начальные азы;
- ладонь руки;
- государственный чиновник;
- уникальный раритет;
- взаимная помощь;
- передовой авангард;
- утренний рассвет;
- полный аншлаг;
- эмоциональные чувства.
В качестве главного слова в сочетании выступает глагол, в значении которого уже заложен смысл лишнего слова:
- упасть вниз;
- подпрыгнуть вверх;
- впервые познакомиться;
- вернуться обратно;
- сжать кулак;
- импортировать из-за рубежа;
- госпитализировать в стационар;
- предупредить заранее.
Плеоназм и тавтология. Отличия
В лексикологии разновидностью плеоназма считается тавтология (греч. tauto «то же самое» + logos «слово»).
Тавтология — это непреднамеренное употребление однокоренных слов в словосочетании или в одной фразе, а также необоснованный повтор одного и того же слова.
Все спортсмены должны сгруппироваться в небольшие группы по трое.
Ему надо прыгнуть прыжок прямо сейчас.
Петр озадачил всех сотрудников этой трудной задачей.
Авторская речь — это речь автора.
Исходя из того, что в плеоназме дублируется смысл языковых единиц, составляющих словосочетание, но лексемы не являются однокоренными, можно утверждать, что плеоназм — это скрытая смысловая тавтология.
Наше совместное сотрудничество было плодотворным.
Сотрудничество — это действие, работа вместе, участие в общем деле.
Плеоназм создается в речи, когда другим словом обозначается одно и то же понятие, уже названное лексемой, составляющей с ним сочетание или фразу.
Тавтология же является речевой ошибкой, где явно употребляются однокоренные слова, создающие излишний назойливый повтор лексем с одинаковым или похожим смыслом. С этой точки зрения тавтология — это открытое языковое излишество в речи.
Примеры тавтологии
- спросить вопрос;
- заработанная зарплата;
- проливной ливень;
- звонок звонит;
- дымится дымом;
- вновь возобновить;
- городской градоначальник.
Тавтология бывает оправдана только в текстах, написанных в официально-деловом или научном стиле, где повтор одного и того же слова необходим по смыслу высказывания.
Размещение недоброкачественной рекламы с данным содержанием в данном месте данным способом запрещено законодательством страны.
В отличие от плеоназма в поэтическом языке тавтология используется как один из видов повторов, усиливающих эмоциональность и выразительность речи. Повторяются либо однородные по своему звучанию и по смыслу слова (греет — погревает, веет — повевает), либо повторяются слова, разные по звучанию, но близкие по смыслу (знает — ведает, плачет — тужит, море-океан, тоска-печаль).
Если в рифме повторяется одно и то же слово в изменённом его значении, такую рифму называют тавтологической:
Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости.
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане
Уровень культуры человека неразрывно связан с культурой речи и мышления. Культура речи определяет любовь к своему родному языку, который постараемся не засорять излишествами, жаргоном и просторечными словами.
Словарик плеоназмов
Примечание
Лишнее слово в словарике осталось невыделенным.
А | |
автоматический рефлекс | акватория водных объектов |
активная деятельность | антагонистическая борьба |
ареал обитания | ароматные духи |
арсенал оружия | атмосферный воздух |
Б | |
бесполезно пропадает | бесплатный подарок |
бестселлер продаж | биография жизни |
большое и видное место | большое человеческое спасибо |
бывший экс — чемпион | букет цветов |
В | |
взаимоотношения между супругами | взаимный диалог |
водная акватория | возобновиться вновь |
ведущий лидер | вернуться назад |
взлетать вверх | видел своими глазами |
визуальное изображение | всенародный референдум |
VIP-персона | возвращаться обратно |
воспоминания о былом | в конечном итоге |
внутренний интерьер | впервые дебютировал |
впервые знакомиться | впереди лидирует |
временная отсрочка | все и каждый |
выплаченная (заработная) плата | |
Г | |
героический подвиг | гибель человеческих жертв |
гигантский/огромный исполин | главная суть |
главный лейтмотив | главный приоритет |
гнусная ложь | голубая синева |
госпитализация в больницу | |
Д | |
депиляция волос | демобилизоваться из армии |
действия и поступки (одно слово лишнее) действующий акт | движущий лейтмотив |
долгий и продолжительный (одно лишнее) дополнительный бонус | дополнительный овертайм |
другая альтернатива | |
Е | |
единогласный консенсус | |
Ж | |
жестикулировал руками | живут скучной жизнью |
З | |
заданные данные | заведомая клевета |
заезжий гастарбайтер | злоупотребление пьянством/алкоголизмом/наркоманией |
занудный и скучный (одно слово лишнее) | захватывающий триллер |
И | |
избитая банальность | изобиловал большим количеством |
имеет место быть | импортировать из-за рубежа |
инкриминировать вину | интервал перерыва |
интерактивное взаимодействие | информационное сообщение |
исключительно эксклюзивный | истинная подоплёка |
истинная правда | истинная реальность |
IT — технологии | |
К | |
карательная репрессия | кивнул головой |
коллега по работе/по профессии | коммуникативное общение |
консенсус мнений | короткое мгновение |
коррективы и поправки (одно слово лишнее) | крайне экстремистский |
краткое резюме | круглосуточный нон – стоп |
Л | |
ладони рук | ледяной айсберг |
линия ЛЭП | лично я |
лицо в анфас | локальные места |
М | |
маршрут движения | международный интернационализм |
мемориальный памятник | меню блюд |
местный абориген | мёртвый труп |
молодая девушка | молодой юноша |
монументальный памятник | морально — этический (одно слово лишнее) |
моргнул глазами | молчаливая пауза |
моя автобиография | мизерные мелочи |
минус три градуса мороза ниже нуля | минута времени |
мимика лица | мужественный и смелый (одно слово лишнее) |
Н | |
на высоком профессиональном уровне | наглядно демонстрировать |
надо закончить/завершить начатую работу | наиболее оптимальный |
на сегодняшний день = на сегодня | наследие прошлого |
народный фольклор | на удивление странно |
начальные азы | негодовать от возмущения |
незаконные бандформирования | неиспользованные резервы |
необоснованные выдумки | необычный феномен |
немного приоткрыть | неподтверждённые слухи |
неприятно резать слух | нервный тик |
неустойчивый дисбаланс | ностальгия по тебе |
ностальгия по родине | |
О | |
объединённый союз | объединиться воедино |
огромная махина | осколок сломанной (вещи) |
онлайн – вебинары в Интернете | опытно – экспериментальный (одно лишнее) |
опытный эксперт | основной лейтмотив |
отара овец | ответная контратака |
ответная реакция | отступать назад |
очень крохотный | |
П | |
памятный сувенир | патриот родины |
первая премьера | пережиток прошлого |
период времени | пернатые птицы |
перманентное постоянство | перспектива на будущее |
печатная пресса | письменное делопроизводство |
повторить снова | подводный дайвинг |
подняться вверх по… | повседневная обыденность |
пожилой старик | полное право |
полный карт-бланш | полностью уничтожен |
по направлению к (место) | планы на будущее |
помог и поспособствовал (одно слово лишнее) | по моему личному мнению |
популярный шлягер | посетить/побывать с визитом |
поступательное движение вперед | предварительное планирование |
предварительная предоплата | предварительный анонс |
предчувствовать заранее | предупредить заранее |
прейскурант цен, тарифов | приснилось во сне |
производство работ | простаивать без дела |
проливной ливень | промышленная индустрия |
прошлый опыт | полный аншлаг |
полное фиаско | попытка покушения |
популярный шлягер | потрясающий шок |
почтовая корреспонденция | путеводная нить Ариадны |
пять рублей (любой другой вариант) денег | |
Р | |
равная половина | рассказчик рассказывал (другой глагол) |
реальная действительность | революционный переворот |
регистрационный учет | реорганизация организации |
рыбная уха | |
С | |
самовольный прогул | самое ближайшее время |
самое выгоднейшее | саммит на высшем уровне |
самый лучший | сатирическая карикатура |
свободная вакансия | секретный шпион |
сенсорный датчик | сервисная служба |
сервисные услуги | сжатый кулак |
СD — диск | система СИ |
система GPS | скоростной экспресс |
скриншот с экрана монитора | смешивать вместе |
SMS — сообщение | совместная встреча |
совместное соглашение | совместное сотрудничество |
соединить воедино | спуститься вниз по … |
странный парадокс | страсть к графомании |
строгое табу | суеверная вера |
существенная разница | счёт на оплату |
Т | |
так, например (одно слово лишнее) | тайный аноним |
тем не менее, однако (одно слово лишнее) | темнокожая негритянка |
тестовые испытания | тёмный мрак |
толпа людей | только лишь (одно из слов лишнее) |
топтать ногами | травматическое повреждение |
тридцать человек строителей (и другие варианты) | трудоустройство на работу |
торжественная церемония инаугурации | |
У | |
увидеть своими глазами | увидеть собственными глазами |
уже имеющийся | уже существовал |
умножить во много раз | услышать своими ушами |
упал вниз | установленный факт |
устойчивая стабилизация | утренний рассвет |
Ф | |
финальный конец | форсирует ускоренными темпами |
Х | |
храбрый герой | хронометраж времени |
Ц | |
целиком и полностью (одно лишнее) | ценные сокровища |
цейтнот времени | |
Ч | |
человеческое общество | человеческое спасибо |
честолюбивые амбиции | чрезвычайно громадный |
Ш | |
шоу – показ (одно слово лишнее) | |
Э | |
экспонаты выставки | эмоциональные чувства |
энергичная деятельность | эпицентр событий |
Ю | |
юная молодёжь | |
Я | |
я знаю, что | январь (и любой другой) месяц |
Видео «ПЛЕОНАЗМ. ЕГЭ по русскому языку. Как исправить лексическую ошибку?»
Александр Сергеевич Пушкин
«Сказка о царе Салтане»
Выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 19
г. Мичуринска Тамбовской области
Ананьева Юлия Александровна
185 лет
со дня написания
сказки
Благословен и день , и час,
Когда с теплом родного крова,
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово.
Имя А. С. Пушкина, черты его лица мы знаем с самого раннего детства. А впервые услышанные его стихи или сказки мы проносим с собою через всю жизнь.
6 июня 1799 года
в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.
Надежда Осиповна
Сергей Львович
Воспитанием маленького Пушкина занималась его бабушка Мария Алексеевна Ганнибал. Она научила мальчика любить русскую речь, народные традиции, историю Отечества.
Маленький Саша очень любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня Яковлева Арина Родионовна.
Вот как он писал о своих детских впечатлениях: «И шёпотом рассказывать мне станет о мертвецах, о подвигах Бовы… От ужаса не шелохнусь бывало, едва дыша, прижмусь под одеяло, не чувствуя ни ног, ни головы».
«Сказка о царе Салтане» была написана сразу после женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой и является своеобразным величанием невесты-красавицы.
Сюжетом послужила русская народная сказка, которую рассказывала поэту его няня. Сказка А. С. Пушкина – прекрасный образец идеального мира, где главные ценности – дом, любовь, семья. Известно, что сначала Пушкин хотел при написании произведения чередовать стихи с прозой, по затем отказался от этой идеи.
Полное название «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.» – так начинается сказка.
Сёстры мечтают о том, что бы сделала каждая из них, если бы стала царицей.
Первая обещает устроить пир на весь мир, вторая – наткать полотна, а третья – «для батюшки-царя» родить богатыря.
Вдруг в светлицу входит сам царь Салтан. Он подслушал разговор сестёр. Больше всего ему понравилась последняя из них. Именно ей Салтан предлагает стать царицей и родить ему сына. Остальным сёстрам он предлагает жить у него во дворце в качестве поварихи и ткачихи.
Старшие сёстры затаили обиду.
Царь вынужден покинуть молодую жену. Он на войне «бьётся долго и жестоко».
Между тем
«Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин…»
Старшие сёстры пишут царю письмо, что царица родила ему «неведому зверюшку».
Саму царицу и родившегося младенца замуровывают в бочку и сбрасывают в море яко-бы по приказу Салтана.
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
Но вскоре бочку выносит на необитаемый остров. Из неё на берег царица выходит с уже повзрослевшим сыном. Это Гвидон.
Для того, чтобы прокормить себя и мать, царевич мастерит стрелу и лук и идёт к морю. Там он
«… видит дело лихо
Бьётся лебедь средь зыбей
Коршун носится над ней…»
Гвидон убивает коршуна.
В благодарность за спасение жизни лебедь обещает царевичу свою помощь. На пустом острове появляется город, правителем которого становится Гвидон.
«И дивясь перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей».
Мимо острова проплывают морские купцы. Они восхищены красотой города. Князь спрашивает, куда купцы направляются. И слышит в ответ:
« А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана…»
Гвидон хочет видеть отца. Лебедь превращает его в комара. Так он попадает во дворец Салтана.
Купцы рассказывают царю о необычном городе. Царь хочет посмотреть на него. Но одна из сестёр, повариха, рассказывает Салтану о новом чуде.
«Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт,
И орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».
Царь Салтан, услышав о белке, отказывается от поездки.
После возвращения князь Гвидон просит лебедь подарить ему это чудо. Под елью у него появляется белка, для которой князь строит хрустальный дом.
В следующий раз купцы рассказывают царю Салтану о поющей белке и передают новое приглашение от князя. Сам царевич, которого лебедь превратила в муху, слышит разговор. Ткачиха рассказывает о тридцати трёх богатырях, выходящих из моря, во главе с дядькой Черномором.
Салтан снова отказывается от путешествия. За это муха жалит тётку в левый глаз.
Дома князь Гвидон рассказывает белой лебеди о тридцати трёх богатырях и они появляются на острове.
Окиян подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплескнётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
И вновь купцы рассказывают Салтану о чудесах на острове. Сам царевич, которого на этот раз лебедь в шмеля слышит рассказ бабы Бабарихи о прекрасной царевне:
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит».
Услышав о новом чуде Салтан, в третий раз отказывается от приглашения князя. За это шмель жалит Бабариху в нос.
После возвращения Гвидон рассказывает лебеди о царевне. Лебедь снова исполняет желание Гвидона. Ведь царевна – это она и есть.
В конце концов царь Салтан отправляется в путь к чудному острову.
Сойдя на берег, он узнаёт в царице свою жену, а в молодых князе с княгиней – своего сына и невестку.
На радостях он прощает злых сестёр.
Сказка заканчивается весёлым пиром. Все живут счастливо и богато.
О себе автор рассказывает:
«Я там был; мёд, пиво пил –
И усы лишь обмочил».
Умер А. С. Пушкин 10 февраля 1837 года после того как получил смертельное ранение на дуэли. Он защищал честь своей жены.
Прошло почти 170 лет, а стихи его читают, учат наизусть, над ними плачут…
Слово Пушкина волнует, вселяет радость, будит надежду.
Сказка – ложь , да в ней – намёк,
Добрым молодцам урок!
Спасибо
за
внимание!
Информационные ресурсы:
http://infourok.ru
http://studbooks.net
http://ru.wikipedia.org
Информация
Картинки
http://businesspskov.ru/pictures/161027112715.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/39/356/39356888_skanirovanie0011.jpg
http://1.bp.blogspot.com/_JKXZ1ZVSyQA/TOH8T4UrfHI/AAAAAAAACmE/K3Bub1smW3c/s1600/4p.jpg
http://cp12.nevsepic.com.ua/65-1/1354567873-0374911-www.nevsepic.com.ua.jpg
http://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/c/c/a/150522215343.jpeg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/84/302/84302173_large_002.jpg
http://knizhnayaraduga.ru/admin/pictures/5944bb.jpg
http://map.gcbs-buzuluk.ru/images/%D0%98%D0%9B%D0%9B%D0%AE%D0%A1%D0%A2%D0%A0%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%98/%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%86%D1%8B/pushkin-a.jpg
https://otvet.imgsmail.ru/download/4559904_8f99f549e6e6fa8ab975f269cf1b2f97_800.jpg
http://s016.radikal.ru/i336/1010/33/806fca993f1a.jpg
http://sadik14orel.ru/files/uploads/images/pushkin.jpg
http://uistoka.com/public/album_photo/03/0d/0cf6_46cc.jpg?c=ce9f
Информационные ресурсы:
https://filed16-9.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fimg1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fb%2F3%2F26%2F596%2F26596075_121275
https://godliteratury.ru/wp-content/uploads/2016/05/pushkin4.jpg
http://www.netsmol.ru/wp-content/uploads/2012/01/111570.jpg
http://www.playing-field.ru/img/2015/051908/4032206
http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2016/06/Sergey-Lvovich-Pushkin.jpg
http://www.ruskniga.com/media/catalog/product/7/0/70119_1.jpg
http://www.udmrbdu.ru/knigi-yubilyary/skazka-o-sultane/paleha
http://www.volgogradru.com/accel/content/poster/406320_skazka_o_tsare_Saltane.jpg
http://ритаколесник.рф/wp-content/uploads/2016/02/pu.jpg
Картинки
Картинки на прозрачном фоне
http://4.bp.blogspot.com/-5fHWKyV6Jk4/U6KEcdaJOKI/AAAAAAAAOFw/afze0BDVP_c/s1600/j56918_1305740307.png
http://bodybuilding-club.com/wp-content/uploads/2015/09/Monday.gif
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/89/904/89904378_AstrayaDesigns_Forest_story_el23.png
http://img-fotki.yandex.ru/get/6508/16969765.26/0_67745_8d2d5ad7_L.png
http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/08/geroi-russkih-skazok-Gvidon.png
Информационные ресурсы:
http://publekc.ru/chem-boleshe-znaeshe-tem-interesnee-jite-k-g-paustovskij-1-raz/615348_html_m39c758a9.png
http://www.lukomorie-musical.ru/multimedia/eskizi/lebed.png
https://filed16-9.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fimg1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fb%2F3%2F26%2F596
Картинки на прозрачном фоне
Оформление слайдов
http://i048.radikal.ru/0804/c7/373c48d1c401.png
http://img-fotki.yandex.ru/get/6507/16969765.4
http://s01.yapfiles.ru/files/1274163/0018025VladimirKusch.png
http://www.playcast.ru/uploads/201
https://avatanplus.com/files/resources/original/5792375ccc5e9156132842a5.png