Что обозначает фразеологизм бабушкины сказки

Описание разработки урока русского языка в 6 классе на тему: фразеологизмы форма учебной работы: классно урочная. приобретаемые навыки детей:

Описание
разработки урока  русского языка в 6 классе на тему: «Фразеологизмы»

Форма
учебной работы:
классно – урочная.

Приобретаемые
навыки детей:
учащиеся научаться  распознавать
устойчивые выражения, будут стараться их запомнить, чтобы обогатить свою речь,
чтобы их речь была эмоциональной, логичной, лаконичной.

Особенности
роли педагога
заключаются в том, что учитель должен
быть ярким образцом и примером для своих учеников, речь которого должна быть
богатой, насыщенной, разнообразной, эмоциональной, грамотной и интересной.

Формы
организации работы детей:
индивидуальная и
коллективная.

Технологические
особенности
: на уроке использовать компьютер и интерактивную доску, так как
для этого есть все необходимые технические условия в школе.

В
связи с тем, что в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов мною не
был найден материал по фразеологизмам, я предлагаю использовать рисунки
учащихся, предварительно отсканированные и помещённые в презентации к уроку.

 Ход
урока

I
Проверка домашнего задания.

II
Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся
записывают предложение, подчёркивают главные члены, составляют схему
предложения.
Ночь темна и тепла,
Благодатная мгла
На долины легла.
Найдите в толковом словаре значение выделенных слов.

III   Объяснение
нового материала.

А)
Сегодня мы узнаем значение нового слова фразеологизмы, что же это такое?
Разумеется, это устойчивые сочетания слов.
Я хочу рассказать интересную историю о том, как появились фразеологизмы.
Однажды в мастерской две дужки и стержень, которые использовали  и вместе
и по отдельности.  Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в
одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф.
Подобное же мы видим в жизни слов. Живут – поживают слова – детали, ими
пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой- то
момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые
сочетания – фразеологизмы. Например, существуют слова: вода, не, разлить
и  фразеологизм водой не разольёшь; как, провалить, земля, сквозь – как
сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается
большинство фразеологизмов. Русский язык очень богат фразеологическими
оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие яркие выражения,
ставшие крылатыми.
Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе
наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега –
много хлеба); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями
(пусто, словно Мамай прошёл); третьи вышли из песен, сказок, загадок,
литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).
Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем
богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
Предлагаю вам сегодня на уроке отправится в путешествие, окунутся в мир слов и
вы, несомненно, повысите уровень своих знаний, обогатите свой словарный запас,
проникните в тайны истории и происхождении слов. Итак, отправимся в путешествие
за меткими словами и крылатыми выражениями.
Во – первых, сегодня  мы побываем «В гостях у слов» и узнаем
значение  и возникновение следующих выражений: Спустя рукава и время
истекло. Теперь мы с уверенностью можем сказать, что каждый фразеологизм имеет
свой смысл и историю возникновения.

·        
Спустя рукава.

Рукавицы
и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены
длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда засучив рукава –
значит, усердно принявшись за
дело.         После работы зимой рукава
опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо,
так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава – значит
небрежно, кое – как
.

·        
Время истекло.

Почти
три тысячи лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные
часы, Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время
измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло.

Отсюда же произошли выражения: сколько воды утекло с тех пор (как давно это
было, текущий год).

Ребята, сегодня наш урок, посвящённый теме « Фразеологизмы» будет проходить
в необыкновенной форме, в виде путешествия по страничкам, изображённым на
интерактивной доске. Итак, внимание на экран, нам предстоит преодолеть первую
преграду нашего сложного пути, выполнить задание.

Б) Устное
словесное рисование
. Задание: составить рассказ по иллюстрации, на которой
изображён Боб.

В)
Ну а сейчас мы обязательно посетим фразеологический зверинец, где вы,
несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов, чтобы продолжить свой путь
дальше.
Хитёр как лиса
Труслив как заяц
Голоден как волк
Здоров как бык
Изворотлив как уж
Надут как индюк
Нем как рыба
Грязный как свинья
Упрям как осёл
Болтлив как сорока
Колючий как ёж.

Г)
Окунёмся в мир сказок и выполним следующее задание: отгадаем сказочные
фразеологизмы,
…закончите фразеологизмы, взятые из сказок:
Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Это всё присказка, сказка будет впереди.
В какой сказке А.С.Пушкина встречается следующее выражение:

·        
В путь дорогу снарядился

·        
Глаз не сводит, день и ночь

Из
какого известного произведения взяты эти строки:

·        
Есть разгуляться, где на воле, ушки на макушке.

·        
Тут как тут, постоим мы головою.

Д) И
снова в путь. Для  того чтобы мы научились и овладели навыками рифмовки,
нам необходимо  подобрать нужные слова и добавить их в загадки.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят
 Водой не разольёшь.

Мы
исходили городок
Буквально вдоль и поперёк,
И так устали мы в дороге,
Что еле волочили ноги.

Товарищ
твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо, ведь этим ты другу,
Окажешь медвежью услугу.

Фальшивят,
путают слова,
Поют кто в лес, кто по дрова,
Ребята слушать их не станут,
От этой песни уши вянут.

Ну а
сейчас самое интересное на экране вы увидите рисунки подсказки  и среди
них, конечно, есть работы учеников, находящихся в классе и выполнивших домашнее
задание по русскому языку. С помощью рисунков – подсказок вы должны отгадать
фразеологизм. ( Ответы: на воре шапка горит, как рыба в воде, как сельдь в
бочке, вставлять палки в колёса, окунуться в работу, вешать лапшу на уши,
снимать лапшу с ушей, язык длинный, грязный как свинья, кот наплакал, куры не
клюют, тертый калач, с больной головы на здоровую,)

Е)
Впереди нас ожидает ещё одна преграда это стихотворение В.Суслова «Как работает
слово?» Из которого нужно выписать как можно больше фразеологизмов
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки-сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт-
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!… Что скажут потом?
На дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».

Далее
вам предстоит выполнить работу по вариантам. Необходимо подобрать
фразеологизмы, в которых имеются слова голова, глаз, ноги. Задание называется
«С головы до ног».

         
Голова:                

Человек с головой
Морочить голову
Вскружить голову
Потерять голову
Не сносить головы
Отвечать головой
Как снег на голову
Голова идёт кругом
Сломя голову.

Глаз.
Мозолить глаза
Хлопать глазами
Говорить в глаза
Пускать пыль в глаза
Глазом не моргнуть
С глазу на глаз
Хоть глаз выколи
Открыть глаза
Как бельмо в глазу.

Ноги.
Со всех ног
Встать на ноги
Встать с левой ноги
Падать с ног
Потерять почву под ногами
Сбиться с ног
Идти в ногу
Путаться под ногами
Ног под собой не чуять.

Чтобы
выполнить это  задание необходимо вспомнить, что такое синонимы и антонимы
и распределить фразеологизмы в два столбика, записав в первый столбик
фразеологизмы, состоящие из синонимов, а во второй из антонимов.
Нет худа без добра, ум за разум заходит, из огня да в полымя, всеми правдами и
неправдами, вопрос жизни и смерти, и стар и млад, ни сыт, ни голоден,
переливать из пустого в порожнее, чёрным по белому, с больной головы да на
здоровую, ни конца, ни краю, вокруг да около, цел и невредим, от мала до
велика.

IY.Я
вам прочитаю сказку, а вы должны найти и выписать 10 фразеологизмов
.

Кашу маслом не испортишь.

Саша,
не стучи: уже поздно, соседи спят, — сказала мама. А Саша стучит. Прекрати
стук! – сказал папа. А Саша стучит. Как об стенку горох, — говорит бабушка. Ему
хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано –
сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. Отдай! Завтра. А сейчас
молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал. Я машину чиню. А бабушка:
Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как
с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Не все: мы не
спим. Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал: Какая живая
у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица
или поговорка. А бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.

 (
Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши,
сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а
он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.)
В рассказе нужно найти 10 фразеологизмов, употреблённых в переносном
значении, и объяснить их смысл.

Попались
на удочку.
Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим,
поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову
потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим,
из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да поёдём! Говорят
он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он
ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А
нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал
рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля,- возмутился дед, — всё
время кому – нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего,
ребятишки,- успокоил нас дед, со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была — ни в сказке сказать, ни
пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Ответ: (В рассказе встретились следующие выражения, употреблённые в переносном
смысле: пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним
духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в
сказке сказать, ни пером описать).

Подберите
подходящий по смыслу фразеологизм
. ( Заполните
кроссворд, проверив свои знания, или составьте свой).

О
том кто часто меняет свои решения.
О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём –
нибудь.
О кротком и безобидном человеке.
Об излишней вежливости.
О болтливом человеке.
О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

Ответы:
У него семь пятниц на неделе.
Фома неверующий.
Мухи не обидит.
Китайские церемонии.
У него язык без костей.
Между двух огней.

Y.Итог
урока. Что интересного вы узнали на уроке?

Несомненно,
это лишь малая часть фразеологических единиц, существуют и такие, которые своим
происхождением обязаны античной мифологии и библейским преданиям. Это, например
такие как: авгиевы конюшни, нить Ариадны, ахиллесова пята, вавилонское
столпотворение, всемирный потоп, ганнибалова клятва, геркулесов труд, слава
Герострата, гордиев узел, гомерический хохот, дамоклов меч, бочка Диогена
золотое руно, золотой дождь, лавровый венок, панический страх, пиррова победа,
прометеев огонь, рог изобилия, сизифов труд, танталовы муки, эзопов язык,
яблоко раздора, ящик Пандоры и другие. С ними мы обязательно познакомимся,
изучая русский язык в старших классах.

Исследовательский проект «Происхождение и значение фразеологизмов в русском языке»

Автор: Васильев Данзан

Руководитель: Васильева Лариса Николаевна

Учреждение: МКОУ «Березовская СОШ»

Яшалтинский район Республика Калмыкия

Оглавление

Введение
1. Что же такое фразеологизмы?
2. Происхождение фразеологизмов в русском языке.
3. Значение фразеологизмов.
4. Антонимы.
5. Анкетирование учащихся по фразеологизмам.
Заключение
Литература

Введение


Актуальность: данный проект расширит мои знания по русскому языку и литературе.

Цель: развитие исследовательских навыков, воспитание внимания к языку, способности задумываться над значением слов и выражений и повышению речевой культуры.

Задачи:

  1. Изучить теоретическую литературу по теме проекта;
  2. Научиться выделять и распознавать фразеологизмы в тексте, правильно их трактовать, подобрать картинки к выражениям;
  3. Создать сборник устойчивых сочетаний слов «Удивительный мир фразеологизмов»

Что же такое фразеологизмы?

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.

Слово фразеология произошло путем сложения двух греческих слов: phrasis (фрасис) – выражение, оборот речи и logos (логос) – слово, понятие, учение.

Из этимологии этого слова следует, что оборот речи выступает как слово, имеющее единое значение.

Фразеологи́зм — это свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. Из-за того, что фразеологизм невозможно перевести дословно (теряется смысл), часто возникают трудности перевода и понимания.

С другой стороны, фразеология отличается замечательными достоинствами: она придает нашей речи образность, эмоциональность, лаконичность, ярко выражает национальное своеобразие языка. Именно поэтому фразеологизмы так широко используются в художественных произведениях мастеров слова, в публицистике как яркое стилистическое средство.

Часто грамматическое значение идиом не отвечает нормам современного языка, а являются грамматическими архаизмами. Пример таких выражений в русском языке: «остаться с носом», «бить баклуши», «дать сдачи», «дурака валять», «точка зрения» и т. п.

Происхождение фразеологизмов в русском языке

  1. Большинство фразеологизмов пришло из песен, сказок, притч, пословиц русского народа, народной речи: во весь дух, куда глаза глядят, поплатиться головой, горючими слезами обливаться …
  2. Часть оборотов из речи людей разных профессий: как рукой сняло (доктор), смотреть во все глаза (пограничник), слюнки текут (повар)…
  3. Часто фразеологизмы связаны с названием животных (кот наплакал, куры не клюют).
  4. Многие фразеологизмы родились в художественной литературе, библейских сказаниях, мифологии и уже потом пришли в язык. Например, «мартышкин труд» (бесполезный труд).
  5. Их называют крылатыми выражениями или афоризмами.
  6. Богатство русской фразеологии представлено в словарях и в справочниках.
  7. Среди фразеологизмов русского языка, как и между словами, бывают антонимы:
  • Возносить до небес – втаптывать в грязь.
  • Ни зги не видно – хоть иголки собирай.
  • Кот наплакал – куры не клюют.

Значение фразеологизмов

Будь, что будет – что бы ни случилось…(это выражение полной решимости что-либо сделать, сказать.)

Висеть на волоске — находиться в опасности. (Больной находился в тяжелом состоянии, жизнь его висела на волоске. Реч.)

Во весь дух — очень быстро, с большой скоростью, стремительно.

Глаз не спускать — очень внимательно, неотрывно наблюдать, следить за кем-то или чем-то.

До слёз — очень сильно, чрезвычайно. О сильных чувствах, желаниях. Смеяться до слёз.

Душа ушла в пятки — кто-либо испытывает сильный страх от страха, от волнения…

Как две капли воды — очень сильно похож, схож. Говорится о полном, обычно внешнем, сходстве лиц, предметов, явлений.

Как за каменной стеной – быть; жить, чувствовать себя в полной безопасности, под покровительством, под надёжной защитой.

Как ни в чем не бывало – не замечая того, что произошло или делая вид, что ничего не произошло, не случилось.

Как рукой сняло — быстрое излечение от болезни, усталости или тяжелых душевных травм.

Куда глаза глядят – пойти в неопределенном направлении, неизвестно куда, куда захочется.

Не верить глазам своим — сильно удивляться, поражаться увиденному, обычно чему-то неожиданному.

Ни жив ни мёртв — сильно испуган (о человеке, который находится в состоянии оцепенения от сильного страха, ужаса.)

Остановился как вкопанный – стоял неподвижно, замерев на месте от удивления, страха (или ужаса).

Побелел как полотно – от страха, от волнения.

Поговорить по душам — откровенно, ничего не скрывая. Всё друг другу рассказать.

Попасть впросак – из-за незнания чего-либо оказываться в неприятном, неловком, невыгодном для себя положении; ошибаться, обманываться в чем-либо.

Поплатиться головой — погибнуть, делая что-либо опасное

Портить кровь — доставлять множество неприятностей, лишних хлопот кому-то.

Смотреть во все глаза — быть очень внимательным, бдительным, настороже (ничего не упуская из вида). Часто употребляется как предупреждение, наставление.

Сразить наповал – чем-то очень сильно удивить. (перен.) Убить наповал, то есть сразу насмерть.

Стоять горой — защищать, отстаивать кого-либо или что-либо. (Например, за друга, за правду. Друг за друга горой.)

Шаг вперёд, два шага назад – медленно, осторожно, нехотя.

Антонимы

1. Возносить до небес – непомерно расхваливать, восхвалять кого-либо, что-либо.

Втаптывать в грязь — жестоко унизить, очернить (оскорбить) кого-либо.

2. Ни зги не видно – так обычно отзываются о непроглядной, густой тьме. Очень темно.

Хоть иголки собирай — достаточно светло в ночное время суток, чтобы что-то делать.

3. Кот наплакал – совсем мало.

Куры не клюют — очень много (часто про деньги).

Анкетирование учащихся по фразеологизмам

К сожалению не все учащиеся знают и употребляют в речи фразеологизмы. Я решил выяснить, каков уровень владения фразеологическими единицами у моих одноклассников. В ходе исследования было проведено анкетирование среди учащихся 2 — 4 классов, в количестве 20 человек с помощью специально разработанных вопросов.

Цель анкетирования – выяснить, знают ли школьники, что такое фразеологизмы; понимают ли значение фразеологизмов; как часто школьники употребляют фразеологизмы в повседневной речи.

Учащимся были предложены вопросы:

1. Знаете ли Вы, что такое фразеологизмы? (Да, нет)

Я выяснил, что не все опрошенные дети знают, что такое фразеологизмы. Двенадцать из опрошенных детей, знают, что такое фразеологизмы, восемь человек не знают

2. Используете ли Вы фразеологизмы в своей речи? (Да, нет, иногда)

Анализ ответов показал, что 10 учащихся используют фразеологизмы в своей речи, 4 учащихся — иногда, 6 человек – никогда не использовали в своей речи фразеологизмы.

Заключение

  1. Русский язык богат фразеологическими оборотами, они очень украшают речь, делают ее выразительной, образной.
  2. Главный признак фразеологизмов – это значение целого выражения, а не входящих в него слов.

Итоги:

  1. Научилась находить фразеологизмы в тексте и понимать значение
  2. Закрепила полученные в ходе проекта знания, выполнив тест (приложение).

Литература

  1. Википедия.
  2. В. В. Виноградов. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке // Виноградов В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. — М., 1977. — С. 140—161. Архивировано из первоисточника 27 ноября 2012.
  3. Словари и энциклопедии на академике.

На этой странице учащимся 5-11 классов предлагается выбрать темы проектов или исследовательских работ по русскому языку, которые можно изменить и дополнить на своё усмотрение.

Темы проектов по русскому языку для 1, 2, 3 и 4 классов на ЭТОЙ СТРАНИЦЕ.

Темы проектов по русскому языку 5 класс

  • Алгоритм создания лингвистической сказки
  • Антонимы в пословицах
  • В мире вежливых слов
  • В мире синонимов
  • Весёлая орфоэпия
  • Всегда ли глагол – сказуемое?
  • Диалектизмы нашего села
  • Диалектные слова
  • Для чего нужны правила орфографии?
  • Достойные внимания знаки препинания
  • Знаки препинания – ноты при чтении
  • История письма
  • История фамилий учащихся моего класса
  • Исчезнувшие буквы русского алфавита
  • Какая морфема главная?
  • Категория одушевлённости и неодушевлённости существительных
  • Корень и его значение
  • Лексика современного подростка
  • Какая морфема главная?
  • Омонимы: происхождение и особенности
  • Орфоэпия: зачем говорить правильно?
  • Особенности происхождения фразеологизмов
  • Падежи и падежные окончания имён существительных
  • По правилам орфоэпии
  • Портрет имени прилагательного
  • Пословицы и поговорки в речи современного ученика
  • Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах
  • ПРЕмудрости ПРИставки
  • Прямое и переносное значение слов
  • Род имён существительных
  • Роль знаков препинания в тексте
  • Сборник ребусов по русскому языку для 5 класса
  • Себялюбивое местоимение
  • Синонимы и антонимы в просторечной лексике
  • Синтаксическая роль имён существительных в предложении
  • Слова-синонимы
  • Создай свой словарик!
  • Суффикс – значимая часть слова
  • Фонетическая транскрипция
  • Эта удивительная морфемика!
  • Эти удивительные собственные и нарицательные имена существительные
  • Этимология волшебных слов и их лексическая характеристика

Тематика проектов 6 класс

  • В мире словообразования
  • Влияние социальных сетей на речь школьников
  • Глаголю о глаголе
  • Занимательная орфоэпия
  • Из истории буквы Ё
  • Из истории фразеологизмов
  • Изучение грамотности моих одноклассников
  • Имена прилагательные в названиях литературных произведений
  • Имя существительное и его роль в предложении
  • Использование имён прилагательных
  • Имя числительное в нашей жизни
  • История знаков препинания
  • Имя числительное и работа с ним
  • Какими бывают прилагательные?
  • Красная книга русского языка
  • Краткий электронный словарь неологизмов
  • Лексикон учащихся моей школы
  • Местоимения: виды, правила, примеры
  • Морфемный и словообразовательный разбор слова
  • Неологизмы
  • Новые значения старых слов
  • О чём говорят устаревшие слова?
  • Особенности овладения орфоэпическими нормами современными школьниками
  • Отличия исконно русских слов от заимствованных
  • Правильно ли мы говорим?
  • Путешествие в мир лексики и фразеологии
  • Речевые способы приветствия в школьной жизни
  • Связь этимологии и топонимии
  • Словообразовательные инновации в речи подростков
  • Указательные местоимения
  • Устаревшие слова конца ХХ века
  • Фразеологизмы с числовыми категориями
  • Фразеологический зоосад
  • Этимологический “сюрприз”
  • Этимология имён и фамилий моих друзей
  • Энциклопедия одного слова
  • Этимология на службе у орфографии
  • Эти занимательные числительные
  • Этимология родственных слов

Темы исследовательских работ 7 класс

  • Бессмысленные слова в речи учащихся
  • Виды предлогов и их правописание
  • Деловые бумаги школьника
  • История наречия
  • Как пишутся приставки в наречиях?
  • Какова роль причастия?
  • Культура электронного общения
  • Математика в русском языке
  • Междометие как особый разряд слов
  • Молодёжный жаргон в речи современных школьников
  • НЕ с деепричастиями: слитно или раздельно?
  • О словах разнообразных, одинаковых и разных
  • Орфоэпия – это актуально!
  • Правила ведения диалога
  • Правописание НЕ и НИ с разными частями речи
  • Зачем нужны предлоги?
  • Причастие и деепричастие как особые формы глагола
  • Причастный и деепричастный обороты
  • Происхождение имён и фамилий в разных языках мира
  • Публицистический стиль – ведущий стиль в современной печати
  • Секреты газетных заголовков
  • Сила слова или яд сквернословия?
  • Сленг нашей школы
  • Словари – наши друзья и помощники
  • Словарь диалектных слов моего района
  • Эстетическая функция деепричастий и деепричастных оборотов в художественном тексте
  • Поговорим о союзах
  • Союзные и бессоюзные сложные предложения
  • Союзы в русском и английском языках
  • Текст, его признаки и типы
  • Устаревшие слова: историзмы и архаизмы
  • Учебно-научная речь
  • Фразеологизмы в нашей жизни
  • Хочу научиться говорить красиво
  • Что в имени моём?                                                  
  • Экскурсия по фразеологии
  • Эти удивительные наречия
  • Язык рекламы

Учебные проекты по русскому языку 8 класс

  • Аббревиатуры в названиях торговых брендов
  • Большая роль маленькой запятой
  • Влияет ли память на грамотность?
  • Влияние современной музыки на речевую культуру подростков
  • Деловое письмо в школе
  • Для чего нужны правила?
  • Зачем нужны псевдонимы?
  • Имена собственные в пословицах и поговорках
  • Использование фразеологических единиц в газетных заголовках
  • Исследование односоставных предложений
  • Лексикон учащихся 8-11 классов
  • Лингвистические сказки “В стране Синтаксис”
  • Логотипы в нашей жизни
  • Междометия в предложении
  • Назывные или номинативные предложения
  • Невербальные средства общения современных школьников
  • Нужны ли нам фразеологизмы?
  • Об орфографических ошибках
  • Однородные члены предложения
  • Односоставные и двусоставные предложения
  • Определённо-личные предложения
  • Откуда родом наши имена?
  • Поздравление как жанр в письменной речи современников
  • Пословицы и поговорки малых народов Сибири
  • Предложения с вводными и вставными конструкциями
  • Проблемы речи современного подростка
  • Есть ли польза от междометий?
  • Русская военная лексика в годы ВОВ
  • Сказуемое и его типы
  • Слово о слове ________
  • Старославянизмы в лирических произведениях А.С. Пушкина
  • Стилистическое использование синтаксических конструкций
  • Тире между подлежащим и сказуемым
  • Топонимы родного края
  • Употребление обращений в художественных текстах
  • Что такое обращение?
  • Этимология – наука о происхождении слов
  • Язык и культура моего края

Темы индивидуальных проектов по русскому языку 9 класс

  • Авторские знаки препинания
  • Антитеза как стилистическая фигура
  • Бессоюзное сложное предложение
  • Грамматическая природа бессоюзного сложного предложения и его роль в художественных произведениях (на примере произведений А.С. Пушкина и А.А. Блока)
  • Древнерусские слова и выражения в современном русском языке
  • Запятая, двоеточие или тире?
  • Из истории числительных
  • Изучение влияния СМИ на речь современного школьника
  • Имена и ники в компьютерном общении
  • История знаков препинания
  • Как говорит современный подросток?
  • Компьютерные слова – неологизмы
  • Красноречие пословиц
  • Лексикографический портрет слова
  • Морфема и её признаки
  • О словах-паразитах в нашей речи
  • О сложном предложении
  • Односоставные предложения в поэзии ______
  • Особенности употребления многозначных слов и слов с переносным значением в речи
  • Письмо: прошлое, настоящее, будущее…
  • Публичная речь в современном мире
  • Речевой этикет в деловом стиле общения
  • Речевой этикет как показатель культуры человека
  • Сборник тезисов для подготовки к ОГЭ по русскому языку
  • Синонимия сложных предложений
  • Синтаксическая синонимия бессоюзных сложных, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений
  • Сложноподчинённые предложения
  • Сложноподчинённые предложения и их основные группы
  • Сложносочинённые предложения
  • Сложные предложения с различными видами связи
  • Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении
  • Способы выражения подлежащих в русских пословицах
  • Старославянизмы
  • Тезисы и конспект как способы сжатого изложения содержания текста
  • Тире в сложноподчинённом предложении
  • Топонимия и микротопонимия моего села
  • Употребление антонимов в речи школьников
  • Языковые средства выразительности

Темы исследовательских проектов по русскому языку 10 класс

  • Буквы – знаки, передающие фонемы
  • Влияние интерактивного общения на письменную речь
  • Все способы словообразования
  • Диалектическая фразеология, её особенности и отличия от общенародной
  • ЕГЭ и его роль в жизни выпускников
  • Естественные и искусственные языки в повседневной и научной деятельности человека
  • Знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании
  • Из истории русской графики
  • Иноязычные заимствования в лексике современных СМИ
  • Информационная переработка текстов разных стилей и жанров
  • История возникновения письменности на Руси
  • Комплексный анализ текста
  • Комплементы вчера и сегодня
  • Культура ведения спора
  • Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления
  • Мода на имена
  • Моё имя в мире имён
  • Научный стиль, его разновидности и особенности
  • Нормы ударения и их нарушение в лексиконе подростка
  • Нужна ли нам буква  Ё?
  • Об истории публицистического стиля
  • Омонимы и паронимы
  • Особенности паронимии
  • Особенности согласования подлежащего и сказуемого
  • Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи
  • Речевой этикет как показатель культуры общения
  • Роль фразеологизмов в современной рекламе
  • Синтаксический анализ словосочетания
  • Сказуемое и его типы
  • Слово в лексической системе
  • Согласование главных и второстепенных членов предложения
  • Текст как продукт речевой деятельности
  • Текст как речевое произведение
  • Типы фразеологизмов по степени слитности их компонентов
  • Учим новые слова на продуктах питания
  • Фразеологизм и его отличия от слова
  • Экзотизмы и варваризмы в современных текстах СМИ
  • Языковой портрет ученика нашей школы

Темы научно-исследовательских работ по русскому языку 11 класс

  • Актуальность естественных и искусственных языков в современном мире
  • Архаизмы и историзмы
  • Великие русские лингвисты в области фонетики
  • Всё о причастии
  • Всё об имени существительном
  • Диалектная фразеология, её особенности и отличия от общенародной
  • Диалекты и говоры моей деревни
  • Жаргонизация лексикона и общая культура человека
  • Из истории русских имён
  • Интервью как особый жанр журналистского произведения
  • Искусство публичного выступления
  • Использование глаголов и особых глагольных форм в речи
  • Использование устаревших слов в современной жизни
  • Лексико-грамматические разряды прилагательных на страницах газет
  • Лингвистические ошибки вокруг нас
  • Мёртвые языки: миф или реальность?
  • Метафора в публицистическом тексте
  • Мы в зеркале пословиц
  • Никнеймы в виртуальной жизни школьников
  • Образные средства (метафоры и эпитеты) в поэзии Ф.И. Тютчева
  • Обращение и знаки препинания при нём
  • Орфография – страна правописания
  • Основные функции эргонимов
  • Ошибки при использовании имён числительных в речи школьников
  • Популярность жанра интервью в местных печатных СМИ
  • Пословицы и поговорки в речи  школьников и их аналог на современном языке
  • Разговорная речь современной молодёжи: влияние времени, дань моде или необходимость?
  • Речевой портрет моего класса
  • Речевые средства выразительности в политических текстах
  • Связь юмора с языком
  • Секреты невербального общения
  • Сказуемое и его типы в рассказах В. Бианки
  • Словарь языка А.С. Пушкина
  • Современная языковая ситуация в России
  • Стилистические фигуры как одно из средств выразительности
  • Тропы и их использование мастерами художественного слова
  • Феминитивы в современном мире
  • Этимология фразеологизмов и крылатых выражений

ПОЛНЫЙ СПИСОК ТЕМ В ФАЙЛЕ:

СКАЧАТЬ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Фразеологизмы, их лексическое значение. Употребление фразеологизмов в речи

Цель:  углубить знание учеников о фразеологизмах, их особенностях и выразительных      

            возможностях;

           сформировать умение использовать фразеологизмы в речи, находить их  в  тексте;

           воспитывать учеников в духе народной мудрости, развивать социальную и      

           коммуникативную  компетентности.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебники, фразеологические словари.

Ход урока

I.Организационная часть

     II.   Мотивация учебной деятельности учеников

           Объявление темы и задач урока

    III.  Актуализация опорных знаний учеников

          1.  Проверка домашнего задания.

          2.  Эвристическая беседа.

         —  Какие понятия изучаются в разделе «Лексикология»?

         —  Какая языковая единица является предметом изучения «Лексикологии»?

         —  Что такое лексическое значение слова?

         —  Как делятся слова по количеству лексических значений?

         —  Расскажите о группах слов по значению и объясните их роль в речи.

          3. Лексическая работа

             Найти антонимы и записать их парами.

            Доказать, что это действительно антонимы.

     Иметь, война, медленно, за, черный, мир, начало, далекое, холодный, под, вверх, отдыхать, радоваться, здоровье,  вниз, горячий, много, болезнь, работать, умирать, над, грустить, быстро, против, белый, жить, близкое, мало, потерять, конец.

      IY. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

           1.  Упражнения на закрепление.

    Укажите, какие ошибки допущены при употреблении устойчивых выражений:

     Сразу же  после приезда Базарова жизнь в имении Кирсановых начала бить другим ключом. Во всём произведении красной нитью лежит мысль о будущем России.

У Плюшкина крестьяне помирают как мухи.

         2.  Объяснительный диктант.

Записать фразеологизмы. О ком, о чем так говорят?

     Говорит одно,             а думает другое;          чем дальше в лес,       тем больше дров;  вертит языком,                как корова хвостом;    мелет, как пустая мельница;

золотые горы обещает;     языком клепает;                    делить шкуру неубитого медведя; гав ловить,                         горло дерет.

     3.  Диктант-задание

      Работа в группах:

      1 группа

       Из представленных фразеологизмов выписать в две колонки те, что касаются трудолюбивых и те, что касаются бездельников.

Образовать из них пары антонимов.

Бить баклуши;                    без задних ног спать;                   откладывать в длинный ящик;                           горит в руках;                     горька работа, да сладок хлеб;    собственным горбом;

  дыхнуть некогда;             волоком не затянешь;                   ждать возле моря погоды;           за уши тянуть;                    дело мастера боится;                                                                     если хорошо заботишься, то и хорошо имеешь.

2 группа

      Найдите синонимические фразеологизмы:

   Во что бы то ни стало;   как в воду канул;    хоть караул кричи;       игра не стоит свеч,

   кровь из носу;                 себе дороже;            ни слуху ни духу;         хоть волком вой.

3 группа

    Охарактеризуйте человека по представленным фразеологизмам:

     Делать из мухи слона,  разбить морду,  набить руку,  как с гуся вода, извиваться ужом.

4 группа

     К представленным русским фразеологизмам подобрать украинские соответствия.

      Кричать во всю глотку;    втирать очки;    не в своей тарелке;    дать стрекача;

     вывести на чистую воду;  средь бела дня;  добро пожаловать;     как белка в колесе.

     Подберите несколько фразеологизмов со словами: нос, глаз, рука.

 5 группа

        Раскройте смысл фразеологизма: «Птицу видно по полёту, а человека по языку».

 6 группа

       Какие фразеологизмы могут быть синонимами устойчивому сочетанию

     «и след пропал»? 

        Как ветром сдуло;      и след остыл;     и след простыл;       как корова языком слизала;

        и следа не осталось;   только и видели;    как водой смыло;     как в воду канул.

  7 группа

      Передайте одним словом значения приведенных фразеологических оборотов.

      Надуть губы; повесить нос; беречь как зеницу ока; засучить рукава; на седьмом небе; взять себя у руки; сломя голову; стереть в порошок; закипеть от злости; прикусить язык.

   V. Закрепление изученного материала

        Выполнение разноуровневых тестовых заданий.

        Низкий и средний уровни

          (Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)

Укажите верное утверждение

      Фразеология — это:

                а)  раздел науки о языке;

          б)  учение о стойких словосочетаниях и оборотах языка;

                в)  учение о грамматическом строении слова;

                г)  учение о звуковом строении слова.

    2.  Найдите  русское соответствие  украинскому фразеологизму

        «ускочити в халепу»:

               а)   не в бровь, а в глаз;

               б)  бить баклуши;

               в)  попасть в переплет;

               г)  точить лясы.

3. Найдите  украинское соответствие  русскому фразеологизму

 «два сапога пара»:

              а)  з пустого в порожнє;

              б)  ходити ходором;

              в)  чорна кішка пробігла;

              г)  обоє рябоє. 

4. Найдите  соответствие  фразеологизму «заметать следы»:

              а)   критиковать;

              б)  одурачивать;

              в)  скрывать;

              г)  убегать.

5. Найдите фразеологизм, который обозначает «запомнить»:

             а)  не сунуть носа;

             б)  остаться с носом;

             в)  зарубить на носу;

             г)  за нос водить. 

6. Найдите антонимические фразеологизмы:

             а)  заячья душа;                                     д) чёрная дыра;

             б)  дойная корова;                                 е)  не робкого десятка;

             в)  олух царя небесного;                      ж) семи пядей во лбу;

             г)  проще пареной репы;                      з)  китайская грамот

Достаточный уровень

(Правильный ответ оценивается в 3 балла)

1.  Установите соответствие, подобрав к фразеологизмам

 синонимы-фразеологизмы:

1. одного поля ягода;                                        а) не покладая рук;

2. ни за какие блага;                                         б) в чём мать родила;

3. сломя голову;                                                в) два сапога пара;

4. на седьмом небе;                                           г) ни за какие коврижки;

5. в поте лица;                                                   д) без задних ног;

6. в костюме Адама;                                         е) отдать Богу душу;

7. отправиться к праотцам;                             ж) на верху блаженства.

Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:

1)  человек в футляре;                                  а)  И. Крылов

2)  вернуться к разбитому корыту;             б)  Н. Гоголь;

3)  подковать блоху;                                     в)  А. Чехов;

4)  есть ещё порох в пороховницах;           г)   А. Пушкин.

Объясните значение следующих фразеологизмов:

а)  тоска грызёт;                                               д)  нос повесить;

б)  гвоздь программы;                                     е)  кот наплакал;

в)  на деревню дедушке;                                 ж) не ударить лицом в грязь;

г)  валять дурака;                                             з)  точить лясы.

Высокий уровень

(Правильный ответ оценивается в 3 балла)

Сделайте лексическо-фразеологический разбор слова.

    А ларчик просто открывался.

   Свежо предание, да верится с трудом.

( Во время выполнения тестовых заданий учащиеся используют пособие    «Школьный фразеологический  словарь русского языка» (В. П. Жуков, А. В. Жуков

М. «Просвещение», 1989 г.)

Пример:

Анализируется слово СКАЗКА.

Лексическое значение:

     СКАЗКА — повествовательное (большей частью народнопоэтическое) произведение о выдуманных лицах, событиях, преимущественно с участием фантастических сил.

— Разговороворное —  выдумка, неправда.

— Переносное —  волшебная картина (сказка зимнего леса).

     Слово общеупотребительное, многозначное, может рассматриваться как конкретное с лексическим значением и как переносное. Могут иметь синонимы: сказ, сказание, фантазия, басня, присказка; антоним — суровая реальность и пароним – сказка.

Слово СКАЗКА эмоционально окрашено, фразеологически не связано.

 VI.  Итоги урока. Оценивание.

VII. Домашнее задание: Выбрать из словаря по десять фразеологизмов, перешедших в русский литературный язык из античной культуры, из Библии, из литературных произведений.

ПОДЕЛИТЬСЯ

3 новых тренировочных варианта ОГЭ 2021 по русскому языку 9 класс с ответами и критериями для подготовки к экзамену, официальная дата проведения пробного ОГЭ 2021: 17.04.2021 (17 апреля 2021 год).

Тренировочный вариант №1 ОГЭ 2021: скачать задания

Тренировочный вариант №2 ОГЭ 2021: скачать задания

Тренировочный вариант №3 ОГЭ 2021: скачать задания

Ссылка для скачивания аудио изложения: скачать

Решать онлайн тренировочный вариант №1 ОГЭ 2021 по русскому языку:

Решать онлайн тренировочный вариант №2 ОГЭ 2021 по русскому языку:

Решать онлайн тренировочный вариант №3 ОГЭ 2021 по русскому языку:

Текст изложения:

Что такое хорошая книга? Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной. После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку. Речь идёт о книгах, заставляющих нас задуматься, выразить эмоции. Во-вторых, книга должна быть написана богатым языком. В-третьих, она должна нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной.

Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром или родом литературы. Так, увлечение только лишь жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов, знающих дорогу в Эвалон гораздо лучше, чем путь домой. Если вы не читали книг из школьной программы или читали их в сокращённом виде, следует начать именно с них. Классическая литература – это обязательная база для каждого человека. В великих произведениях есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. Они научат вас быть чуткими, эмоциональными, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей.

Естественно, читайте научно-популярную литературу. Она расширит ваш кругозор, сформирует знание о мире, поможет вам определить свой путь в жизни, даст возможность самораз­витию. Надеемся, что эти доводы, приведённые в пользу чтения, сделают книгу вашим лучшим другом.

Сложные задания и ответы с 1 варианта:

1)(1) Медведь — хозяин леса, это знают все. (2)Но не всем известно, что обитают эти создания не только на севере, в южном полушарии нашей планеты они тоже водятся, правда, другие их виды. (3)Всего сейчас насчитывается восемь видов медведей, и все они удивительны, по-настоящему уникальны. (4)Умные, сильные, хитрые и невероятно выносливые, эти звери действительно прекрасны. (5) Ближайшими родственниками медведей, с биологической точки зрения, являются собаки, волки и, как ни странно, лисы.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов. 1) Предложение (1) бессоюзное сложное. 2) Предложение (2) сложное, состоит из четырёх основ. 3) Предложение (3) включает две грамматические основы, связанные сочинительным союзом. 4) Грамматическая основа предложения (4) – звери действительно прекрасны. 5) Грамматическая основа предложения (5) – собаки волки лисы являются.

Правильный ответ: 13

3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должна стоять запятая. В бричке сидел господин (1) не красавец (2) но и не дурной наружности (3) ни слишком толст (4) ни слишком тонок; нельзя сказать (5) чтобы стар (6) однако ж (7) и не так чтобы слишком молод.

Правильный ответ: 123456

4)Замените словосочетание «родные просторы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Правильный ответ:  просторы Родины

5)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ВЫКОСИТЬ (траву) – в корне чередующаяся гласная. 2) ПОДКРАШЕНЫ – в кратком причастии пишется одна буква Н. 3) ПАУЧОК – в окончании имени существительного после шипящей пишется буква О. 4) ПРИУКРАСИТЬ – приставка определяется её значением «неполнота действия». 5) НЕВТЕРПЁЖ – на конце наречий после шипящих не пишется Ь.

Правильный ответ: 24

6)Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Веня решил съездить к Пашке в больницу сам, потому что хорошо понимал, что значит быть одному. 2) В третьем классе Венька подрался со Славкой Никоненко. 3) Венька принёс Пашке папину ручку, хотя она ему была дорога. 4) Ребята передали для Пашки булочки с клюквенной начинкой. 5) Когда Пашку выписали из больницы, ребята были недовольны, что он вновь пришёл в класс.

Правильный ответ: 13

7)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот. 1) Со второго класса с ним никто не садился после того, как он подрался со Славкой Никоненко. 2) Но не станешь же объяснять маме, что это его раздражает и звук этого «Веника» для него всё равно что скрежет железа по стеклу. 3) Венька даже не мог себе представить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого. 4) Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом. 5) Он просто был не таким, как все, был особенным…

Правильный ответ: 35

8)Среди предложений 23-28 найдите слово со значением «гостинец, подарок». Запишите это слово.

Правильный ответ:  передача

9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста А.А. Реформатского: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки»  выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова»

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Пашка сел рядом – Венька боялся даже дышать. Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни».

9.3)Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит – быть добрым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. 

Сложные задания и ответы с 2 варианта:

(1) Сказка Петра Ершова «Конёк — горбунок» о приключениях Ивана-дурака навеяна сибирскими сказаниями. (2)Отец Ершова часто менял место службы, и маленький Петруша, путешествуя по Сибири, на всю жизнь запомнил ямские станции и бесконечные рассказы. (3)Детские впечатления стали поэмами, либретто и пьесами. (4) «Конек-Горбунок» только при жизни автора выдержал семь публикаций, а за годы существования сказки – более ста семидесяти. (5) Книга – одна из самых издаваемых в мире, впервые отрывки из сказки напечатаны в журнале «Библиотека для чтения» в 1834 году.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов. 1) Грамматическая основа предложения (1) – сказка навеяна сказаниями. 2) Вторая часть предложения (2) осложнена деепричастным оборотом. 3) Предложение (3) осложнено однородными определениями. 4) Предложение (4) сложносочинённое. 5) Предложение (5) сложное бессоюзное, состоит из двух грамматических основ

Правильный ответ: 25

3)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должна стоять запятая. В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка (1) в какой ездят холостяки (2) отставные подполковники (3) штабс-капитаны (4) помещики (5) имеющие около сотни душ крестьян (6) — словом (7) все те (8) которых называют господами средней руки.

Правильный ответ: 1345678

4)Замените словосочетание «народная мудрость», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Правильный ответ: мудрость народа

5)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) РАСПИСАТЬСЯ – неизменемая приставка РАС, всегда пишется буква А. 2) ВОВСЕ НЕ ДАЛЕКО – частица НЕ пишется раздельно, так как входит в состав усилительного отрицания ВОВСЕ НЕ. 3) МЕДВЕЖОНОК – в суффиксе -ОНОК имени существительного после шипящей под ударением пишется буква О. 4) ИЗДАВНА – на конце наречий всегда пишется буква А. 5) ПОИГРАТЬ – после приставки, оканчивающейся на гласную букву, начальная И не переходит в Ы.

Правильный ответ: 235

6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Ребята прозвали Аниску Косулей, потому что она была так же грациозна, как этот зверь. 2) Аниску не любили, потому что она постоянно дралась с детьми. 3) Аниска била ребят просто так, они казались ей нехорошими, злыми, не хотели играть с ней. 4) Светлана с пониманием отнеслась к Аниске, заступилась за неё перед ребятами. 5) Светлана вышла во двор в длинном красном платье.

Правильный ответ: 24

7)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. 1) И среди них Аниска увидела чужую девочку: она была в коротком красном платье, аккуратно заплетенные косички с большими бантами лежали на плечах. 2) Аниска вдруг почувствовала, что сердце у неё большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и тёплое. 3) А она же у нас косая, – объяснила Лиза, – у неё один глаз к носу забегает. 4) Тут же лепился и Прошка Грачихин, белый с белыми ресницами, коренастый и по виду настырный. 5) Лиза кружилась возле неё, щупала её платье, разглядывала пуговки на груди.

Правильный ответ: 234

8)Замените слово «влепить» из предложения 11 стилистически нейтральным синонимом. Запишите это слово.

Правильный ответ: ударить

9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания поэта Андрея Белого: «Главная задача речи — творить новые образы, вливать их сверкающее великолепие в души людей». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 59: «Аниска вдруг почувствовала, что сердце у неё большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и тёплое».

9.3)Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Все ли люди способны испытывать сострадание ко природе?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Сложные задания и ответы с 3 варианта:

(1) В лесных зонах произрастает огромное количество разнообразных видов растений, многие из которых очень интересны и необычны. (2)Лес – настоящий, дикий, не испорченный человеком – это настоящая природная сокровищница с кипящей в ней жизнью. (3)И не нужно в неё вторгаться со своими намерениями, ведь мы не хозяева там, а всего лишь гости, и нам дозволено лишь смотреть, а не разрушать то, к чему мы прикасаемся. (4) Наиболее «целебным» деревом, да и растением в целом, считается сосна. (5)Недаром санатории обычно располагаются в сосновых лесах – воздух в таких местах всегда очень чистый и здоровый.

1)Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов. 1) Грамматическая основа второй части предложения (1) – многие интересны. 2) Предложение (2) осложнено вставной конструкцией. 3) Предложение (3) состоит из шести грамматических основ. 4) Грамматическая основа предложения (4) – сосна считается. 5) Предложение (5) сложное бессоюзное, состоит из двух грамматических основ.

Правильный ответ: 25

3)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должна стоять запятая. На следующий день (1) когда наступило некоторое затишье (2) Пастухову удалось связаться с санбатом (3) но оттуда ответили (4) что Звягинцева переправили в армейский госпиталь (5) требовалась сложная операция

Правильный ответ: 1234

4)Замените словосочетание «подарок для меня», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Правильный ответ: мой подарок

5)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) РАЗДИРАТЬ – в корне чередующаяся гласная. 2) ЗАБИНТОВАННЫЙ – в страдательном причастии прошедшего времени всегда пишутся две буквы Н. 3) ЕЖОВЫЙ – в суффиксе имени прилагательного после шипящей под ударением пишется буква О. 4) НЕОТКУДА – приставка определяется ударением в слове. 5) ОТРЕЖЬ – на конце глаголов в изъявительном наклонении после шипящих пишется Ь.

Правильный ответ: 134

6)Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Мама рассказчика отправила его зарабатывать славу на огород. 2) Коля написал историю создания родной деревни Тыжи. 3) Рассказчик хотел написать летопись деревни на основе рассказов своего дедушки Саввы. 4) Пашка мечтал выбиться в люди, чтобы никогда не работать на огороде. 5) По мнению рассказчика, трудно открывать новые страны, когда уже всё пройдено.

Правильный ответ: 135

7)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является противопоставление. 1) Да, мы могли бы удивить мир, но пока не знали чем. 2) Он построил машину, чтобы наливать воду в колоду для коровы. 3) Он тут же изломал Пашкину «механику» и задал бы самому изобретателю, да тот убежал. 4) Или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк! 5) Дед Савва, к которому я пристал с расспросами, отмахнулся.

Правильный ответ: 13

8)Среди предложений 1-5 найдите фразеологизм со значением «повсюду, во всех направлениях». Запишите этот фразеологизм.

Правильный ответ: вдоль и поперёк

9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Игоря Григорьевича Милославского: «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью „маленьких” слов, слов, которые принято считать служебными, – частиц и союзов».

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Да, мы могли бы удивить мир, но пока не знали чем». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

9.3)Как Вы понимаете значение слова СЛАВА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как можно прославиться?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Новые тренировочные варианты ОГЭ по русскому языку для 9 класса:

Тренировочные варианты ОГЭ по русскому языку 9 класс задания с ответами

  • Что общего в концовке баллады светлана с концовками народных сказок
  • Что общего между былинами и сказками
  • Что общего в сказках пушкина и русских народных
  • Что общего между басней и сказкой 2 класс литературное чтение
  • Что обозначает слово указ в сказке о царе салтане