Что объединяет стихотворение бунина и фрагмент рассказа кумова

Нравственная проблематика рассказа и.а.бунина лапти урок в 7 классе умк в.я. коровиной, в.п.журавлва, в.и.коровина учитель мбоу оош р.п.сосновоборск данилина с.в.

Нравственная
проблематика  рассказа И.А.Бунина «Лапти»

Урок в 7
классе

УМК В.Я.
Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина

Учитель
МБОУ ООШ р.п.Сосновоборск  Данилина С.В.

Цель
урока:

  • проанализировать
    рассказ и соотнести его с понятием «самопожертвование»

Образовательная:

·       
сформировать
умение выделять наиболее важные смысловые части произведения и понимать
авторский замысел;

·       
продолжить
работу по формированию навыков сравнительного анализа произведений, близких
тематически.

Развивающая:

·       
развить
творческие способности и читательскую наблюдательность через анализ
художественного произведения.

Воспитательная:

  • через
    погружение   в текст воспитывать дух/нравственные  качества личности 

Задачи:

·       
рассмотреть
поведение человека в ситуации выбора;

·       
воспитывать
милосердие, доброту, умение сострадать.

Прогнозируемые
результаты:

Предметные: воспитание квалифицированного читателя,
владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение
и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развернутые монологические высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного.

Метапредметные:
самостоятельное формулирование
темы и цели урока, формирование умения осознавать значимость чтения, понимания
цели чтения, формирование умения аргументировать свой ответ, умения
договариваться, слушать и слышать других.

Личностные: ученик получит возможность научиться вести
коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности
и её мотивом; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам.

Тип урока: урок —
размышление

Методические
приёмы
:
чтение с остановками, прогнозирование, опережающее задание, обращение к личному
опыту, «сундучок мудрости», корзина идей, кластер.

Оборудование:

Ход урока:

I.                  
Оргмомент.

Цель:
мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте,
ребята. Друзья мои, сегодня мне как никогда нужна  ваша помощь.  Я хочу
разобраться: способны ли мы на благородные поступки.

II.               
Вызов

Цель: пробудить
познавательный интерес к изучаемому    материалу;

помочь
учащимся самостоятельно определять направление в изучении темы и самостоятельно
решать

проблемы

Я предлагаю размышление  начать с 
просмотра фрагмента фильма

Фрагмент
мультфильма «Счастливый принц»

  • О чём
    данный сюжет? (о самопожертвовании,  сострадании, милосердии и т.д)
  • Чем
    жертвует счастливый принц? (своей жизнью)
  • Он
    мог этого не делать? (да, помощи у него никто не просил)
  • image001А что для вас значит «самопожертвование»?

                                                                                                Кластер
(на партах)

  • Как
    вы думаете, как  это понятие будет соотноситься с нашим уроком
    литературы?   (прогнозирование)

(у: постараемся рассмотреть данную
проблему в произведении, будем размышлять,  анализируя поступки героев)

III.           
Осмысление.

1)     Целеполагание

Вы правы. Сегодня
мы поговорим о том, как важно протягивать руку помощи, порой жертвуя самым
дорогим в своей жизни. Рассматривать эту проблему мы будем на основе
произведения И.Бунина «Лапти». Но читать мы будем этот

необычно —  с остановками.

2)     Чтение с
остановками

·       
Пятый
день несло непроглядной вьюгой……. Где ж в такой ужас дойти!.. 

1-я остановка

— в какое время года  происходит действие
рассказа?

      — а какая
стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.

— почему это так важно знать?

— у вас было домашнее задание по
заполнению таблицы:

·        
кто
может помочь больному?

·        
как
можно это сделать? (прогнозирование — карточки)

Прогнозирование

Реализация в тексте

 кто
может помочь заболевшему?

Кто
помогает в произведении?

Как
можно это сделать?

Что
может помочь выздороветь?

— давайте ещё раз обратимся к тексту и
посмотрим на сложившуюся ситуацию (отец в отъезде, мальчик просит красные
лапти) Отметим в карточке

— Кто в минуты беспомощности оказывается
рядом с барыней?  (Нефёд,  показывает единственного человека, который сможет
помочь).

— Каким вы его себе представляете, услышав
диалог?

(устное
словесное рисование)

— Какие отношения были у Нефёда и барыни?
Почему вы так решили?

— Как вы думаете, пойдёт ли Нефёд в Новосёлки,
до которых шесть вёрст?

(Ответы детей.)

— Об этом узнаем из следующего отрывка.

·       
…Еще
подумал. …, куда-то бешено несущемся степном море… 

2остановка.

— Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки?
(Да.)

— Что взял с собой Нефёд? Для чего? (Он
взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки,
собаки.)

— Знал ли Нефёд, что в такую погоду может
не добраться до Новосёлок? (Догадывался.)


Но почему это его не остановило? (человек слова: раз ребёнок просит, значит,
надо выполнить, надо добывать, душа просит)

— Ребята, как вы думаете, что происходило
в доме в отсутствие Нефёда? (Ответы детей.)

— Об этом мы узнаем в следующем отрывке.

Но прежде давайте немного отдохнём —
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

·       
…Пообедали,
стало смеркаться, смерклось …. Стук в окно

3-
я остановка


Переживали ли домашние о Нефёде? (да, конечно, и от этого ночь казалась ещё
страшней; думали, что он остался ночевать в Новосёлках, что придёт только к
обеду завтрашнего дня)


Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно? Найдите в
тексте подтвеждение моим словам. (весь дом гудел, ужасала одна мысль, что
теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака
)


Ещё одна деталь: Бунин называет стук в дверь «зловещим». Почему?  (он
предвещает что-то недоброе, беду
)


Значит что-то должно произойти… Об этом мы узнаем из последнего фрагмента.

4-я
остановка


А вот теперь ответьте, что означает  «зловещий» стук? (привезли мёртвое тело
Нефёда
)


Кто его привёз? (мужики, раскопав Нефёда, они  поняли, что жильё близко)


А случает ли выбран цвет лаптей – красный (нет, цвет жизни, опасности,
рассуждение детей о цветовой гамме)


Кого спас Нефёд?(ребёнка, мужиков) А свою душу? (да, барыня полагалась
только на его помощь)

— Мог ли выжить Нефед? ( Да, если бы
остался в Новоселках)

— Но почему он не остался у знакомых?


Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (предположения
детей, народные поверья
)

— А что вы вообще можете сказать о финале?

IV. Итог урока,
домашнее задание

Цель: обобщение изученного материала и
соотнесение его со своими жизненными принципами

1) — Вернёмся к началу урока, к сюжету 
мультфильма. Что между ними общего?

   — А жертвовать собой
или чем-то дорогим для тебя это оправдано? Ведь у нас всегда есть выбор …

2) Я прошу дома вас об этом
порассуждать (на выбор):

  • напишите
    письмо Нефёду
  • прокомментируйте
    стихотворение Т.Кузовлёвой, соотнеся его с произведением И.Бунина

Краткое содержание рассказа «Грамматика любви»

Данное произведение было написано в 1915 году на излюбленную автором тему, тему любви. Он мастерски умел показать все многообразие и многогранность этого светлого чувства. Краткое содержание рассказа Бунина «Грамматика любви» познакомит читателя с необычной историей любви помещика к своей горничной, после смерти которой он сошел с ума. Роковое чувство, обрушившееся внезапно, накрыло его с головой, перевернув судьбу и захватив его целиком.

Главные герои

  • Ивлев – мужчина среднего возраста. До глубины души проникся историей Хвощинского.
  • Хвощинский – старый помещик. Однолюб. В жизни любил одну женщину и умер с мыслями о ней.
  • Лушка – горничная. Любовница помещика. Если верить слухам, утопилась много лет назад сразу после рождения первенца.

В начале июня на пыльном тарантасе ехал некто Ивлев, направляющийся в свой уезд. Тройкой лошадей управлял парнишка лет восемнадцати, интереса к общению не проявляющий. Вид у него был недовольный и обиженный. Денек с утра был хороший. Птички распевали на все лады. Цветущие поля радовали глаз. Легкий, сладковатый ветерок щекотал ноздри. К концу дня погода испортилась. Небо затянуло тучами, начал накрапывать мелкий дождь. Решено было заехать к графу. Благо его деревня была по пути. Старик, работающий в полях, сообщил, что дома только графиня, но планы из-за этого менять не стали.

Графиня была дамой разговорчивой. Вот только тема ее бесед всегда была одна – любовь. На этот раз центральным персонажем очередного любовного сюжета являлся соседский помещик Хвощинский, потерявший голову от любви к своей горничной Лушке. Еще в детстве Ивлев впервые услышал об этом мужчине, рано оставшимся вдовцом. Его любимая утопилась. С тех пор старик прекратил всякое общение с миром, запершись в комнате, где жила его Лушка. Только их сын давал ему силы жить дальше.

Дождь лил как из ведра. Похолодало. Ивлев до сих пор находился под впечатлением от услышанного. Он все время думал об этом человеке. Кем он был, сумасшедшим или заложником собственной страсти. До встречи с Лушкой, Хвощинский считался редким умницей, но влюбившись, вся его жизнь пошла прахом. Ивлев решает взглянуть на усадьбу помещика. На крыльце неприметного дома его встретил юноша в гимназической форме. Это был сын знаменитой Лушки. После смерти старика он остался совсем один.

Ивлев сказал, что его интересует отцовская библиотека, и он хочет ее купить. Коллекция книг состояла из романов и сонников. Названия книг отдавали мистикой и магией. Лишь одна из них привлекла его внимание. Небольшая книжица лежала отдельно на одной из полок рядом с потемневшей от времени шкатулкой, в которой хранилось ожерелье покойной. Хотя назвать эти дешевые на вид каменные шарики голубого цвета на затертом шнурке ожерельем было бы слишком громко. Книга называлась «Грамматика любви» и состояла из маленьких глав. Некоторые были отмечены пером. На последней, чистой странице резко выделялось четверостишие, написанное рукой хозяина и придуманное им самим. Ивлев из всей коллекции решил прикупить только эту книжку, несмотря на слишком высокую цену, запрошенную за нее.

Через полчаса Ивлев довольный покупкой, попрощался с молодым хозяином дома. Всю обратную дорогу он молчал, думая о Лушке и ее ожерелье. Подобное чувство ему приходилось испытывать лишь однажды, в одном итальянском городке, когда он смотрел на реликвии одной святой. Достав книжку, он еще раз медленно перечитал то самое четверостишие, написанное в конце на последней странице. В этих четырех строчках заключалась вся сила любви, драматичная и трагичная, воистину крепкая как смерть.

Краткое содержание Грамматика любви Бунина

В начале июня помещик Ивлев появляется в своем уезде. Сначала его сопровождает хорошая погода, затем небо заволакивают тучи. В связи с этим Ивлев решает заехать в имение к знакомому графу. Но графа не оказывается дома, там только его жена. Графиня может говорить только о любви. В качестве примера она рассказывает ему историю о помещике Хвощинском, который был влюблен в свою горничную Лушку.

Рассказ о Хвощинском заинтересовал Ивлева, поэтому он постоянно думает о нем. Помещики рассказывали, что со дня смерти Лушки Хвощинский не покидал ее комнаты и сильно горевал.

Между своих дум Ивлев приезжает в Хвощинское. На пороге его встречает молодой барин – сын Хвощинского и покойной Лушки. Ивлев придумывает оправдание, зачем он заехал в имение, а именно он сказал, хочет купить библиотеку Хвощинских. Молодой человек согласен на продажу. Пока они идут в библиотеку, Ивлев видит на темном образе венчальные свечи. Молодой барин поясняет, что это старый барин купил их и в придачу носил обручальное кольцо.

Наконец Ивлев видит и саму библиотеку, которая состоит в основном их мистических романов и сонников. Самая ценная книжка для сына Лушки здесь – это «Грамматика любви». Ивлев перелистывает страницы книжки и видит наименования глав: «О красоте», «О сердце», «Об уме», «О знаках любовных» и т.д. На последней пустой странице взору Ивлева является написанное мелким почерком четверостишие. Его написал Хвощинский. Ивлев решает купить только эту книгу и отдает за нее большие деньги.

Ивлев уезжает из имения. По дороге кучер рассказывает ему, что молодой Хвощинский сожительствует с женой дьякона. А Ивлев думает о Лушке, о ее ожерелье. Он возвращается ко своим итальянским воспоминаниям, ибо только их возбудило в нем посещение дома Хвощинских. Он едет молча, не слушает болтовню кучера и в который раз перечитывает стихотворение, написанное в конце книжки. Данный эпизод из сборника рассказов лишний раз заставляет задуматься над тем, что настоящая любовь способна сжигать сердца.

Истинная любовь заставляет двигаться вперед и делает людей счастливее.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Бунин. Все произведения

Грамматика любви. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Рамерия – планета, где живут арзаки и менвиты. Арзаки – невысокие люди, которые очень трудолюбивы. Менвиты – красивые и высокие люди, с хорошим физическим развитием. Верховный правитель менвитов Гван-Ло обладает способностью заколдовывать людей

В поместье на краю Москвы живет богатый старый купец Каркунов со своей семьей. Он много гуляет, разъезжает по клубам и трактирам и ведет разгульный образ жизни, при этом жутко ревнует свою жену и не позволяет ей покидать пределы своего поместья

Дома у Стреса проходила игра в карты. Одним из игроков являлся мужчина по имени Томас Гарвей, который остался в Лиссе по причине серьезного заболевания. За игрой Гарвею четко послышался голос женщины

События происходят на окраинах Нижнего Новгорода в XV веке. Всему городу стало известно, что на другом берегу Оки проживает молодая красивая вдова Настасья, которая прекрасно принимает гостей

Рассказ начинается с крестовых битв в 12 столетий. Крестоносцы проиграли в битве и подписали мирный договор с султаном Саладином, который правил Иерусалимом. В Иерусалим прибыли военнопленные

Иван Бунин — Грамматика любви:
Краткое содержание

Начало лета. Ивлев держит путь в отдаленный край своего уезда. Тарантасом управляет хмурый парень. Под накрапывающий дождь решено было заехать в графскую усадьбу. Хозяина дома не было, а вот молодая графиня приняла гостя радушно. В разговоре она упомянула, что этой зимой умер помещик соседнего имения Хвощинский. В округе его считали сумасшедшим. Хотя один его приятель уверял, что Хвощинский был вполне в своем уме.

Ивлев с детских лет знал историю его невероятной любви к горничной Лушке, умершей молодой. И даже сам в юности был немножечко очарован этой таинственной Лушкой. Хотя, по слухам, красавицей она не была. Продолжая путь, Ивлев припоминает рассказы старых помещиков. Хвощинский был умен и подавал блестящие надежды. И «вдруг свалилась на него эта любовь», а после и ранняя смерть девушки. Хвощинский стал отшельником, и лет двадцать провел в комнате Лушки. Все в мире он подчинял влиянию девушки: от внезапной грозы до неурожая.

Ивлева потянуло взглянуть на опустевший дом, где случилась когда-то такая любовь. Тем более что парень-кучер решил везти его дорогой мимо усадьбы Хвощинского. На крыльце неухоженного дома стоял симпатичный юноша – сын той самой Лушки. Предлогом попасть в дом Ивлев выбрал покупку книг после покойного Хвощинского.

Дом внутри был неуютный и холодный. Ивлев примечает венчальные свечи возле иконы. Удивленному гостю юноша объясняет, что свечи вместе с обручальным кольцом батюшка после «ее смерти» приобрел. И что он вовсе не был болен – просто жил в спальне и много читал.

Через череду сумрачных неубранных помещений они проходят в комнату Лушки. И там все просто: железная кровать, два шкапа книг. Они – о тайнах мирозданья, снов, путешествиях в волшебный край.

На одной из полок Ивлев нашел шкатулку и маленькую книжечку, напоминающую молитвенник. В шкатулке оказались дешевые голубые бусы Лушки. У Ивлева вдруг забилось сердце – от близости к далекому прекрасному образу возлюбленной Хвощинского.

Любимую книжечку отца «Грамматика любви, или искусство любить и быть взаимно любимым» юноша отказался продавать. Ивлев лишь пролистнул ее страницы. Там было толкование языка цветов и афоризмы о любви, красоте, о «женщине милой», которая выше «женщины прекрасной». В конце книги рукой Хвощинского было вписано четверостишие:

Тебе сердца любивших скажут
«В преданьях сладостных живи!»
И внукам, правнукам покажут
Сию Грамматику Любви.

Ивлев увозит книгу с собой, отдав за нее большие деньги. В пути он едва слышит сплетни кучера о том, что юноша этот живет с чужой женой. История Лушки навсегда вошла в жизнь Ивлева, поселилась в сердце.

Читательский дневник по рассказу «Грамматика любви» Бунина

Сюжет

С юности помещик Ивлев очарован историей великой любви помещика Хвощинского к горничной Лушке, умершей в молодости. Ивлев заезжает в усадьбу Хвощинского, видит комнату Лушки, где Хвощинский отшельником прожил лет двадцать, знакомится с сыном Лушки, выкупает у него любимую книжицу отца «Грамматика любви», в которой милая женщина ценится выше прекрасной.

Отзыв

Рассказ о быстротечности времени, мимолетности жизни. Однако над любовью время и даже смерть не властны, как и социальное неравенство, общественное мнение. Тайна двух сердец, родственных душ. Книга – как вещественная память о чувстве. Люди много говорят о вечной любви, но мало кто ее испытывал, да и вообще всерьез хотел бы испытать.

На чтение 6 мин. Просмотров 1 Опубликовано

анализ стихотворения бунина не видно птиц

Analiza-stihotvoreniya-Bunina-Ne-vidno-ptic-2.jpg

анализ стихотворения бунина не видно птиц

Иван Бунин вошел в историю русской литературы, как талантливый прозаик и публицист. Однако мало кто знает о том, что первые свои произведения он создавал в стихотворной форме, стесняя своего увлечения поэзией, которой в семье Буниных не придавали особого значения. К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение Не видно птиц. Покорно чахнет, написанное в 1889 году, когда Бунину едва исполнилось 19 лет. Он считает себя вполне самостоятельным человеком и зарабатывает на жизнь корректором в одной из газет Орловской губернии. А все свободное время проводит на охоте, обожая бродить по осеннему лесу в поисках дичи. Именно одна из таких прогулок описана в стихотворении Не видно птиц. Покорно чахнет, которое словно бы переносит читателей в мир живой природы, представленные без прикрас. Бунин отмечает, что глубокой осенью лес покорно чахнет, наделяя его такими эпитетами, как больной и опустевший. Автор не восторгается его красотой, цепко подмечая каждую мелочь, которая лишь добавляет новые штрихи к унылой и безрадостной картине. Это и свалявшаяся трава, и черные подгнившие листья деревьев, припудренные первыми заморозками, и грибная сырость, которая наполняет осенний воздух. Также поэт отмечает, что день угрюм и свеж, и кругом не видно птиц, что свидетельствует о приближающейся зиме. Однако природные метаморфозы нисколько не угнетают Бунина, который мечтает об одиночестве, поэтому целый день скитается в степи свободной, вдали от сел и деревень.

Его единственным спутником является ветер однотонный, который гудит-поет в стволы ружья, и это завывание вызывает у поэта отрадную грусть. У него есть время не только подумать о своей будущей жизни, но и почувствовать единение с природой, неприветливость и мрачность которой автора ничуть не смущают. Наоборот, вид умирающего леса настраивает Бунина на философский лад и позволяет безболезненно расстаться с юношескими иллюзиями, которые порождали в душе поэта волнения и чрезмерные амбиции. Ему не суждено стать ученым или же военным, как того хотели его родители, он не может привести в дом свою избранницу, девушку более низкого происхождения, с которой он впоследствии уедет в Полтаву. Но именно с этого времени осень становится одним из самых любимых времен года автора, и ей он посвящает не только многочисленные стихи, но и прозу, наполненную светлой грустью и предвкушением новых впечатлений.

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет. »

«Не видно птиц. Покорно чахнет. » – одно из первых стихотворений поэта. Оно было написано осенью 1889 года. Ивану Бунину тогда в октябре исполнилось девятнадцать. Тем не менее сочинение производит впечатление завершённости, конкретности пережитого состояния, вкушается как бокал выдержанного коллекционного вина. Во вступительных строках про покорно чахнущий уставший пустой лес автор как будто смиренно принимает естественное завершение периода (ассоциируя лес с душевным состоянием), со светлой печалью отпускает эмоциональные пережитки пошлого. Несомненно, в этой печали есть доля глубокого наслаждения, звенящей в глубине разума радости свежих предвкушений.

Вообще, осень – пора мистическая. Едва ли кто-то вправе не поддаться её пьянящей эйфории. Одни называют сезон умирающего лета депрессивным и всячески отвлекаются от предчувствия холодов, другие наслаждаются каждым осенним закатом, запахом влажного таинственного леса, душистым вечерним чаепитием в холодеющих с каждым днём сумерках.

«Глушь стала тише и светлее, в кустах свалялася трава, и под дождём осенним тлея, чернеет тёмная листва»- Бунин принимает собственную зрелость. Легко ли, с трудом ли. Наболевшие раны больше не ноют, душа не рвётся в бегство. Поэт просто стоит в сторонке и с отчаянной лёгкостью наблюдает, как осенний ливень заливает и уносит листву прежней юности.

Предпоследние строки сочинения: полевой стихийный ветер, холодный, угрюмый день. Свежий вольный день автор проводит в степи свободной, вдалеке от заполненных людьми сёл и деревень. И вот что приходит в итоге – свобода. Свежесть угрюмого дня иллюстрирует внутреннюю чистоту, открытый сияющий разум, готовность принять что бы там ни было впереди, что бы не поджидало в будущем. Одинокое скитание в свободной степи – ещё одно напоминание, что человек проходит всё предначертанное ему и, в итоге, неизбежно возвращается к самому себе. К свободе.

Написать комментарий

Темы соседних сочинений

← Настанет день исчезну я↑ БунинНебо →

Послушайте стихотворение аБунина Не видно птиц


Конспект урока по Литературе «Мир природы и человека в поэзии И.А. Бунина» 6 класс

Analiza-stihotvoreniya-Bunina-Ne-vidno-ptic-3.jpg

«Мир природы и человека в поэзии И.А. Бунина»

Класс. 6, общеобразовательный.

Научить устанавливать связи между литературой, музыкой, живописью.

● Развивать образное мышление обучающихся.

● Формировать исследовательские навыки.

● Познакомить с произведениями искусства (музыки и живописи), созвучными бунинским стихам.

● Создать условия, чтобы ученики могли почувствовать единство с миром природы.

● Прививать гуманистические взгляды учащимся, помочь им полюбить родной край.

Оборудование: ПК, проектор, презентации, музыкальные композиции, видеоотрывок, учебник.

Вступительное слово учителя. Целеполагание.

Чтение статьи учебника об И.А. Бунине. Презентация «И.А. Бунин»

Назовите известные вам произведения И.А. Бунина.

О каких особенностях творческой манеры И.А. Бунина рассказал К.Г. Паустовский? Найдите ответ на вопрос в тексте статьи.

На что советует обратить внимание К.Г. Паустовский при чтении бунинских произведений?

Выразительное чтение учащимися стихотворения И.А. Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет. » (под классическую музыку).

Выявление первоначальных впечатлений.

Какое время года изображено в стихотворении?

Какое настроение преобладает в стихотворении? Найдите слова, дающие ответ на вопрос.

Какими размышлениями может быть вызвано такое настроение? (Глубокая осень. Лирический герой «скитается в степи свободной, вдали от сел и деревень». Он слушает музыку осени, с грустью отмечает, как «покорно чахнет» лес, думает о неизбежности приближающейся зимы. В то же время он понимает, что порядок вещей нарушить никто не в силах Это постоянство и повторяемость – закон мудрого бытия природы.)

5.Прослушивание «Осенней песни» П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

Сообщение учащегося об истории создания цикла «Времена года».

Каким настроением проникнута эта музыка?

Октябрь – это уже настоящая осень, с короткими серыми днями, тихим плачем осеннего дождя, печалью опустевших полей. Бесконечные дали открылись – ничто не мешает свободному взору. Природа засыпает. В такие дни грусть – частая гостья.

Красотой осени восхищались поэты, музыканты, художники.

Как вы думаете, как могла бы эта музыка отразить настроения, которыми проникнуто стихотворение Бунина?

6.Обращение к картинам русских художников. Экскурсия повыставке репродукций: И.И. Левитан «Октябрь», М.В. Нестеров «Осенний пейзаж», К.К. Первухин «Осень на исходе» (презентация).

• Выразительное чтение учащимся отрывка из очерка К.Г. Паустовского «Исаак Левитан».

7. Анализ стихотворения «Не видно птиц. Покорно чахнет. ». Беседа.

• Прочитайте стихотворение так, как это советовал делать К. Паустовский, обращая внимание на ритм, краски. Можно ли отметить общие черты в звучании стихотворения, музыки, в красках полотен художников?

Исследовательская работа с текстом.

1 группа. Запишите в левую часть таблицы слова, характеризующие

звуки, запахи, цвета осеннего леса.

Не видно птиц покорно чахнет

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА
РАССКАЗА И.А. БУНИНА «ГРАММАТИКА ЛЮБВИ» И ОДНОИМЕННОГО КИНОФИЛЬМА Л.
ЦУЦУЛЬКОВСКОГО НА УРОКЕ

ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ*

Раскрывается проблема взаимосвязи литературы и
кинематографа в процессе сравнительного анализа рассказа И.А. Бунина
«Грамматика любви» и одноименного кинофильма Л. Цуцульковского,

снятого по мотивам данного произведения.
Показана методика сравнительного анализа художественного текста и произведения
киноискусства

на уроке литературы в выпускном классе.

Ключевые слова: сравнительный анализ,
кинематограф, литература, восприятие, сюжет, кинообраз.

Использование наглядных пособий на уроках
литературы активизирует восприятие учениками художественного текста, поскольку
в процессе познания задействуются такие органы чувств, как ося- зание, слух и
зрение. Особое место мы уделяем экранизации – авторскому, оригинальному
экранному прочтению литературного произведения. «Достаточно часто интерпретации
режиссёра и актёров по- могают школьникам взглянуть на хорошо известный текст с
иной точки зрения, преодолеть временные барьеры, отделяющие нас от эпохи
создания литературного произведения, ощутить глубину замысла и вневременную
актуальность художественных произведений» [3, с. 64]. Взаимосвязь
литературы      и киноискусства основана на слове, движении, изображении,
звучании. Общеизвестно, что большая часть фильмов представляет собой зрительный
ряд, соответствующий фабуле определённого литера- турного произведения.

В процессе сравнительного анализа ученики
выявляют сходство и различие режиссёрской вер- сии и исходного произведения, в
результате чего у них «повышается уровень теоретико-литературной подготовки,
аудиовизуальной грамотности, развивается интерес к урокам литературы в целом,
совер- шенствуется навык анализа и интерпретации художественного текста» [5, с.
16]. «Сочетание подвиж- ного изображения и звука создает иллюзию присутствия в
виртуальном мире и вызывает у школьни- ков эмоциональные реакции более сильные,
чем при чтении» [4, с. 65].

В качестве примера обратимся к рассказу И.А.
Бунина «Грамматика любви» (1915 г.) и одноимен- ному фильму Л. Цуцульковского.
Сравнительный анализ этих произведений мы проводили в рамках изучения
творчества писателя в 11 классе. В начале занятия, используя приём устного словесного
ри- сования, попросим учащихся создать словесный портрет Ивлева. Варианты
ответов могут отличаться разнообразием, т. к. в рассказе отсутствует описание
внешности этого героя, сказано только, что «не- кто Ивлев ехал однажды в начале
июня в дальний край своего уезда» [1, с. 234]. Далее предлагаем по- смотреть
фрагмент из кинофильма Л. Цуцульковского «Грамматика любви», снятого в 1988 г.
по мо- тивам рассказов И.А. Бунина, и сравнить образ, созданный на экране, с
тем, что возник в читательском воображении.

Обратим внимание и на роль пейзажных зарисовок
в рассказе и фильме. Именно картины при- роды в соответствии с принципом
психологического параллелизма помогают передать душевное состояние человека.
Вспомним, что сначала поездка для Ивлева является истинным наслаждени-    ем:
«Ехать … было приятно: теплый, тусклый день, хорошо накатанная дорога, в полях
множество цве- тов и жаворонков» [Там же, с. 235]. Однако, когда герой рассказа
подъехал к дому графини, ему стало

* Работа выполнена под руководством Савиной
Л.Н., доктора филологических наук, профессора кафедры литературы и методи- ки
её преподавания ФГБОУ ВО «ВГСПУ».

не по себе: «погода поскучнела, со всех сторон
натянуло линючих туч и уже накрапывало – эти скром- ные деньки всегда
оканчиваются окладными дождями» [1, с. 235]. Покидая поместье, Ивлев погрузил-
ся в грустные размышления, «он все думал о Лушке, о её ожерелье, которое
оставило в нём чувство сложное, похожее на то, какое испытал он когда-то в
одном итальянском городке при взгляде на ре- ликвии одной святой» [Там же, с.
244]. Л. Цуцульковский исключает пейзажные зарисовки из своего кинофильма, для
раскрытия идеи произведения режиссёр большее внимание уделяет эпизоду в доме
покойного.

Обратимся к фрагменту пребывания Ивлева в
имении Хвощинского, сравним, как это сцена по- казана в кинофильме и в
рассказе? В произведении И.А. Бунина описывается старый запустевший дом
покойного, где когда-то произошла трагическая история любви. На пороге главный
герой встре- чает сына Лушки и помещика. Молодой человек ведет себя скованно и
застенчиво, Ивлев пытается разглядеть юношу и сумрачную обстановку дома,
которая переносит героя и читателя в другой мир, где когда-то царила любовь.
«Так вот это и есть сын знаменитой Лушки!» – подумал Ивлев, окиды- вая глазами
всё, что было на пути, и, часто оглядываясь и говоря, что попало, лишь бы
лишний раз взглянуть на хозяина, который казался слишком моложав для своих лет.
Тот отвечал поспешно, но односложно, путался, видимо, и от застенчивости, и от
жадности; что он страшно обрадовался воз- можности продать книги и вообразил,
что сбудет их недешево, сказалось в первых же его словах,       в той неловкой
торопливости, с которой он заявил, что таких книг, как у него, ни за какие
деньги нельзя достать» [Там же, с. 237]. В кинофильме сцена встречи Ивлева и
молодого человека изображе- на средним планом. По мимике и жестикуляции юноши,
зритель может судить о застенчивости и ро- бости этого персонажа.

Как же ведет себя Ивлев, находясь в комнате
Лушки? Как эту сцену воссоздаёт Л. Цуцульков- ский? Главный герой ожидал
увидеть большую библиотеку, но перед его взором предстаёт всего лишь несколько
полочек с книгами. «Ивлев увидел каморку в два окна; у одной стены ее стояла
железная голая койка, у другой – два книжных шкапчика из карельской березы»
[Там же, с. 238]. Пытаясь раз- гадать тайну любви Хвощинского и Лушки,
«раскрывал Ивлев толстые переплеты, отворачивал шер- шавую серую страницу и
читал» [Там же, с. 239]. Режиссёр, следуя за авторским текстом, активно
использует детали. Внимание главного героя привлекает старинная шкатулка, в
которой находилось украшение, принадлежавшее покойнице. Камера средним планом
останавливается на ожерелье, Ивлев внимательно рассматривает «заношенный
шнурок, снизку дешевеньких голубых шариков, похожих на каменные. И такое
волнение овладело им» [Там же, с. 240]. Однако больше всего героя заинтересо-
вала маленькая книжечка, именовавшаяся «Грамматика любви или Искусство любить и
быть взаимно любимым», содержащая небольшие рассуждения о любви. Какие-то
высказывания были подчеркну- ты рукой покойного помещика и его возлюбленной. По
словам сына, Хвощинский и Лушка держали эту книгу ночью под подушкой, так она
была им дорога.

Как вы думаете, почему именно это издание
заинтересовало Ивлева? Разумеется, главный герой понимает, что для помещика
Лушка стала святыней. Все события, которые происходили в мире, Хво- щинский
объяснял влиянием девушки: «гроза заходит – это Лушка насылает грозу, объявлена
война – значит, так Лушка решила, неурожай случился – не угодили мужики Лушке»
[Там же, с. 236]. Создается ощущение, что героиня умерла в очень далекие
временя, а книга «Грамматика любви» становится поч- ти молитвенником. В
кинофильме мы видим с каким трепетом главный герой держит это сокровище Он
«превозмогая неловкость, … стал медленно перелистывать “Грамматику любви”» [Там
же, с. 241]. И когда сын помещика забирает рукопись, руки Ивлева словно ещё
чувствуют её прикосновение. Зри- тель наблюдает выражение лица героя, отмечая
смену его эмоционального состояния.

Так какая же функция в произведении отводится
Ивлеву? В рассказе этот персонаж показан        в роли стороннего наблюдателя
чужой жизни – любви двух героев, которые уже умерли, поэтому чи- татель не
может их увидеть. А история Лушки и помещика воссоздаётся в памяти Ивлева,
который много слышал об этой любви и поэтому посещает имение покойного.
Присутствуют ли Лушка и Хво-

щинский в кинофильме? Нет, Л. Цуцульковский
идет вслед за автором, поэтому не воссоздаёт образы этих героев. Режиссёр, как
и И.А. Бунин, ведёт повествование от лица Ивлева.

Таким образом, через описание обстановки дома
и природы, которые даны в восприятии персона- жа, «достигается эффект
присутствия главных героев, оставленных в прошлом, за кадром повествова- ния, а
интериоризации ивлевского сознания преобразуют время, делают его гибким,
возвращая утра- ченное, умершее, забытое в виде хотя и нечеткого, но живого образа»
[2, с.13].

Удалось ли режиссёру раскрыть идею
литературного текста, использовав только сцены в поме- стье Хвощинского? Мы
считаем, что да, потому что Л. Цуцульковский в кинофильме «Грамматика любви»,
также, как и И.А. Бунин, подчеркивает, что любовь является великой ценностью.
Она пре- красна, бессмертна, волнительна, целомудренна и возвышенна.
Счастливого конца в произведениях писателя читатель не увидит, т. к. человек
может испытать счастье лишь на мгновение, но оно останет- ся в душе навсегда.

Итак, интеграция литературы и киноискусства на
уроках в старших классах обогащает анализ ху- дожественного текста, помогая
учащимся более глубоко воспринимать произведение.

Литература

1.            Бунин И.А. Полное собрание
повестей и рассказов о любви в одном томе. М.: ЭКСМО, 2016.

2.            Капинос Е.В. Формы и функции
лиризма в прозе И.А. Бунина 1920-х годов: автореф. дис. … д-ра филол. наук.
Ново- сибирск, 2014.

3.            Мачеева Е.Е. Методика
сравнительного анализа художественного текста и кинофильма на уроках литературы
в вы- пускном классе // Студен. электрон. журнал «СтРИЖ». 2018. № 6. С. 64–67.
[Электронный ресурс]. URL: http://strizh-vspu.ru/ files/publics/1542802789.pdf
(дата обращения: 16.10.2019).

4.            Савина Л.Н., Мачеева Е.Е. 
Эмоциональные  и рациональные аспекты сравнительного анализа рассказа И.А.
Буни-  на «Холодная осень» и фильма Льва Цуцульковского «Посвящение в любовь»
// Электрон. науч.-познават. журнал «Гра-   ни познания». 2018. № 1. С. 65–68.
[Электронный ресурс]. URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1519855184.pdf
(дата обраще- ния: 18.10.2019).

5.            Субботин Д.И. Методика изучения
прозы А.П. Чехова с использованием кинематографических трактовок в условиях
базового и профильного обучения в 10 классе средней школы: автореф. дис. …
канд. пед. наук. М., 2004.

24 марта 2015 — Саня

Тема любви – ведущая тема в творчестве И.А. Бунина. Его трактовка этого чувства оригинальна, она отличается от привычного, классического понимания. По Бунину, любовь – это всегда вспышка, «мимолетное виденье», которое не имеет будущего, но без которого жизнь не имеет смысла.
Любовь – это самое сильное потрясение в жизни человека. Это чувство приносит не только и не столько счастье человеку. Почти всегда оно окрашено трагическими и роковыми тонами, в итоге делает людей несчастными, оставляет одинокими. Но на момент этой «роковой вспышки» человеческая жизнь приобретает высший смысл, раскрашивается всеми красками. Никогда человек так тонко и глубоко не чувствует этот мир и эту жизнь, как в момент любви.
Для определения этого чувства сам Бунин подобрал яркие метафоры, ставшие названиями его рассказов, — «темные аллеи», «легкое дыхание», «солнечный удар». Рассказ «Солнечный удар» очень ярко отражает бунинское понимание любви. Герои этого произведения – мужчина и женщина. И это для писателя самое главное. В рассказе не даются даже их имена. Упоминаются лишь отдельные детали: герой – поручик, героиня – замужняя женщина, имеющая мужа и ребенка.
Портрет героини более важен. Она объект любви, объект всепоглощающей страсти. Важно заметить, что плотская сторона любви очень важна и значима для Бунина. Писатель подчеркивает, что у героини было загорелое тело, ведь она только что отдыхала в Анапе. Эта женщина похожа на ребенка: она мала ростом, ее «рука, маленькая и сильная, пахла загаром». Героиня легка в общении, «свежа, как в семнадцать лет». Все эти описания никак не передают нам внутреннего содержания этой женщины. Оно не столь важно ни для героя, ни для писателя. Важно то, какое чувство вызывает эта женщина в герое.
Поручик и прекрасная незнакомка провели вместе всего лишь ночь. Героиня из Анапы возвращалась домой, и ее случайным попутчиком оказался главный герой рассказа. Бунин не описывает нам знакомство героев, зарождение их страсти. Рассказ начинается в тот момент, когда герои уже увлечены друг другом: «После обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу и остановились у поручней». И чувство этих людей также накалено и «горячо освещено».
Поручик уговаривает свою спутницу сойти на берег в первом попавшемся им по дороге городе. Важно, что героиня очень легко соглашается. Она вообще легче относится к сложившейся ситуации. Недаром Бунин не показывает ее чувства, зато мы становимся свидетелями всепоглощающей страсти героя, его насыщенной внутренней жизни в эти несколько часов.
После проведенной ночи герои расстаются. Мы видим, что у «прекрасной незнакомки» очень легкое отношение ко всему произошедшему. Она «по-прежнему была проста, весела и – уже рассудительна». Героиня и говорит, что такого больше не повторится, потому что она замужем. Этот мимолетный роман совершенно неожидан для нее, он случился только благодаря «солнечному удару»: «на меня точно затмение нашло…».
Но мы видим довольно будничное отношение героини ко всему произошедшему. Мне кажется, что эта женщина не будет долго думать о смысле этого мимолетного романа, не будет испытывать сильных эмоций. Особенно заметно это становится в контрасте с чувствами героя.
Нельзя спокойно читать описание эмоций поручика. Вначале ему передалось легкое отношение к этой связи. Но после возвращения в пустой, уже бездушный номер, «сердце поручика сжалось»: «- Странное приключение! — сказал он вслух, смеясь и чувствуя, что на глаза его навертываются слезы. – «Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли подумать…» И уже уехала… Нелепая женщина!»
На протяжении всей второй части рассказа мы наблюдаем все увеличивающиеся душевные муки героя. Он не смог смотреть на еще неубранную, но уже пустую постель, ему были невыносимы звуки жизни города, людские голоса. Город, в котором жила «прекрасная незнакомка», стал казаться поручику каким-то особенным, заповедным. Мысль о возможности никогда больше не увидеть эту женщину оказалась невыносимой: «И он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяние».
Важно заметить, что воспоминания героя носят физический характер. Он помнил запах тела и платья героини, звук ее голоса, тепло ее кожи, «чувство только что испытанных наслаждений всей ее женской прелестью…» Поэтому и страдания поручика выходят на какой-то физический уровень. Герой испытывает практически физическую боль от воспоминаний и осознания невосполнимой потери. Забыться не помогала даже выпитая водка. Боль героя настолько сильна, что он не может нормально идти, а идет, «спотыкаясь, цепляясь шпорой за шпору»: «Он лежал, подложив руки под затылок, и пристально глядел в пространство перед собой. Потом стиснул зубы, закрыл веки, чувствуя, как по щекам катятся из-под них слезы, — и, наконец, заснул, а когда снова открыл глаза, за занавесками уже красновато желтело вечернее солнце».
Короткая фраза, завершающая рассказ, подводит итог всему произошедшему: «Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет».
Любовь, случившаяся между героями рассказа, подобна солнечному удару. Я думаю, что у этого чувства не было будущего. Спустя время прекрасная незнакомка превратилась бы в рядовую женщину, любовь потеряла свою остроту под гнетом быта.
В страсти этих людей было что-то болезненное, как есть много больного в солнечном ударе. Как от переизбытка солнца случается несчастье, так и от очень сильных и насыщенных чувств остается ощущение сильной душевной и физической боли, незаживающей раны. Но в этом, по Бунину, и состоит прелесть любви.

Комментарии ()

Нет комментариев. Ваш будет первым!

  • Что объединяет три рассказа а п чехова человек в футляре в трилогию
  • Что общего у сказки пушкина с народными сказками
  • Что общего у народной сказки и сказки пушкина о рыбаке и рыбке
  • Что общего у народных сказок и сказок пушкина 2 класс
  • Что объединяет персонажей сказки госпожу ахавзи короля казначея