Что объединяет сборник и с тургенева записки охотника в состав которого входит рассказ бежин луг

бежин луг входит в сборник рассказов под названием записки охотника. и.с. тургенев был любителем охоты, и все лето, предшествующее написанию

«Бежин луг» входит в сборник рассказов под названием «Записки охотника». И.С. Тургенев был любителем охоты, и все лето, предшествующее написанию сборника, провел в деревне, занимаясь любимым увлечением и общаясь с другими охотниками.

Анализ произведения «Бежин луг» (И.С. Тургенев)

Анализ рассказа Бежин луг

Красота природы и жизнь простого народа вдохновили его на написание рассказа «Бежин луг». Рассказ основан на реальном случае, произошедшем с Тургеневым на одноименном лугу.

Жанром данного произведения соответственно является рассказ. Направление рассказа –  реализм с элементами романтизма. Эмоции главных героев автор выражает в описании природных явлений. Кроме того, в рассказах мальчиков можно заметить нотки сказочности, на основе народных мифов.

Композиция рассказа классическая, но многослойная по структуре. Она включает в себя описание природы, окружающей охотника, подробные портреты мальчиков и их рассказы.

Герои рассказа –  деревенские мальчишки. У каждого из детей свой характер и свои особенности. Павлушу Тургенев описывает как не очень красивого, с неправильными чертами лица, бедно одетого мальчика.

Однако заметен его сильный характер, который сквозит во взгляде и голосе. Характер Павлуши раскрывается в эпизоде, где он немедля бежит за собаками, не боясь волка. Он не верит в суеверия даже после голоса водяного, но верит в судьбу, от которой не уйти. К концу рассказа автор сообщает о смерти мальчика.

Самый старший паренек – Федя, судя по всему из богатой семьи. Он хорошо одет, красив и ведет себя важно, как будто осознавая превосходство над другими. Скорее всего, он пошел охранять скот ради забавы. Федина речь отрывистая, потому, что он опасается сказать лишнее, недостойное по статусу.

Илюша, несмотря на юный возраст, уже работает на бумажной фабрике и знает много поверий. У него вытянутое лицо, нос с горбинкой, сжатые губы и сведенные брови. Илюша опрятно одетый, трудолюбивый паренек.

Маленького Костю автор сравнивает с белкой – у него заостренные черты лица и большие черные глаза. Он тоже одет в бедную одежду, худощав, а лицо его украшают веснушки. Костя кажется печальным и задумчивым, автор рисует его как боязливого паренька.

Самый маленький и тихий Ваня все время лежит под рогожей и любуется звездами на ночном небе. Ему не больше семи лет и у него кудрявые волосы. Присутствие Вани почти незаметно в рассказе.

Тема рассказа – это гармония человека и природы. Не случайно автор включает в рассказ детей, если взаимодействие с природой — это основа жизни, то дети – это будущее.

Проблематика рассказа поднимает вопросы жизни простых людей и отношения человека к природе. Тургенев подчеркивает, насколько важно научить детей бережно относиться к природе, любить труд и быть в ладу с окружающими.

Главная мысль рассказа призывает ценить жизнь во всех проявлениях и быть благодарным за все, что имеешь, ощущать себя частью природы.

Рассуждение про Бежин луг

В своём рассказе “Бежин луг” Тургенев описывает жизнь крестьянских детей в крепостнической России. Он показывает, как нелегко жилось им в это время, как им приходилось трудиться наравне со взрослыми, получая при этом жалкие гроши.

Рассказ ведется от имени охотника Пётра Петровича. Он охотился в лесу и уже собирался идти домой, но в темноте сбился с дороги и вышел к Бежину лугу. Там горел костёр, а рядом сидели деревенские мальчики: Федя, Илья, Павлуша, Ваня и Костя.

Они варили картошку и рассказывали друг другу о нечисти и её проделках. Ребятам было от 8 до14 лет, они выгнали на ночь лошадей на выпас и в разговорах коротали время. В их историях реальность переплеталась с суевериями и необразованностью.

В своем возрасте эти ребята уже многое умели делать: пасти лошадей, работать в поле и дома, собирать грибы и ягоды. К примеру, мальчикам 12 лет уже приходилось работать на фабрике. При этом их жестко эксплуатировали, потому что надсмотрщик даже не разрешил детям на ночь уйти домой. В то время широко применялись телесные наказания, как ко взрослым, так и к детям.

Особенно Тургенев выделил Павла, мальчика из бедной семьи. У него был сильный голос, умный взгляд, спокойствие и уверенность. Пока все сидели, Паша следил за костром, варил картошку и даже бросился спасать лошадей от волка. Этот мальчик говорил не много, но был мудр не по годам.

Автор очень точно передал искренность, доброту и непосредственность деревенских детей. Описывая красоту окружающей природы, он также раскрыл проблемы простого народа: необразованность, нищету, жестокость помещиков и т.д. Описания русской земли и детей пробирают до глубины души.

Заканчивает свое произведение Тургенев описанием рассвета, который служит как бы финальным аккордом. Мастерство писателя дает читателям возможность ощутить красоту родной природы, заметить то, что происходит в ней ежесекундно, дарит надежду на лучшее.

Сочинение по рассказу Тургенева

Рассказ «Бежин луг» входит в знаменитый цикл «Записки охотника» И. С. Тургенева. У Тургенева в этом цикле в большинстве главные герои обычные крестьяне, в этом и есть уникальность этих рассказов. В произведении «Бежин луг» главные герои, кроме автора, это простые крестьянские мальчишки.

Также в этом произведении есть такой прием как рассказ в рассказе, что делает это произведение особенным. Этот прием можно сравнить с русской матрешкой. Это когда внутри произведения идет повествование от его героев о случившемся, так сказать, история внутри истории.

Автор в начале произведения описывает русскую природу и все, что его окружает во время того как он возвращается с охоты. Тургенев уделял особое внимание пейзажам русской природы. Но выходя на знакомый холм, автор видит не то, что ожидал, он видит незнакомую для него местность, после чего пытается сориентироваться и все-таки, найти дорогу домой. Но понимает, что заблудился окончательно.

Но вдруг видит огоньки и направляется к ним. Сначала автора встречают две собаки, а потом прибегают крестьянские мальчишки. Действие происходит летом, и лошадей выводили по ночам, чтобы их в жаре днем не мучили оводы и другие насекомые.

А за лошадьми следить отправляли мальчиков, для них же это было желаемым времяпрепровождением. Автор остается с мальчиками, чтобы переночевать, ведь от усталости он не мог продолжить свой путь.

Мальчиков было пятеро. Федя был самым старшим из них, ему было на вид лет четырнадцать, по виду можно было сказать, что он из богатой семьи. Стройный, кудрявый, белокурый со светлыми глазами.

Павел или Павлуша с черными волосами и серым глазами, большой головой и неуклюжим телом, около двенадцати лет как и Ильюше. Ильюша, светловолосый, постоянно натягивал на свои уши шапочку, горбоносый и постоянно щурится. Костя, мальчик лет десяти, с веснушками и глубокими, задумчивыми глазами.

Мальчики рассказывали друг другу истории о сверхъестественных ситуациях, о которых слышали или же сами на себе прочувствовали. В рассказе есть тема народных поверий. Мальчики говорят о приведениях, домовом, водяном, русалке и о родительском дне, в который можно увидеть призрака или же человека который умрет в последующий год.

Павлуша же отличается от других мальчишек и не очень верит в нечистую силу. Но когда идее за водой к реке, слышит голос мальчика, который утонул в этой реке, и мальчик этот звал его. И в конце автор сообщает нам, что Павел в этот год разбивается, упав с лошади.

Также в этом произведении есть тема природы и человека. Тема детей, детей и труда. Как уже сказано, Тургенев придавал большое значение природе. Через описание видов автор передает отношение, настроение, чувства героев. И как же важно, как человек относится к окружающей его среде, надо уважать природу вокруг нас и беречь ее.

Также обратим внимание на то, что нужно приучать детей к труду и любви к природе – это одна из основных тем рассказа «Бежин луг». И на примере обычных крестьянских мальчишек Тургенев и показывает, какими дети могут быть трудолюбивым и с каким уважением они могут относится ко всему, что их окружает.

О чем рассказ – сюжет произведения

Герой рассказа, Пётр Петрович, охотясь, заблудился в лесу и вышел к месту, которое местные жители называли Бежиным лугом. Здесь он заметил костёр, рядом с которым сидели люди. Подойдя поближе, он увидел мальчиков, которые стерегли табун лошадей.

Они приняли Петра Петровича как доброго путешественника, а не как конокрада, которых сторожи лошадей всегда опасаются. Видно, было в его внешности что-то притягивающее и доверительное. Они по-братски пригласили его к огню и переночевать.

Мальчиков было пять. Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Павел — немного неказист, но в нём чувствовалась железная воля. У Кости было необычное лицо, похожее на лицо белки, с задумчивым взором. Ваня был самый тихий, неразговорчивый мальчик лет семи.

А у Ильюши было неприметное лицо, но зато он знал много прибауток, легенд. Мальчики стали рассказывать друг другу разные поверья, связанные с нечистой силой. Конечно, все эти истории – выдумка, но ребята верят всему, ни в чём не сомневаясь. Для них это — развлечение, детские забавы.

Тургенев душой проникся во внутренний мир крестьянских детей и понял их проблемы, радости, тревоги. Он сумел создать в своём повествовании несколько мальчишеских характеров и наделил этими характерами именно детей потому, что они более свободны в своих мыслях, чем взрослые. Их тоже ждёт взрослая трудная крестьянская жизнь с заботами и невзгодами, когда некогда балагурить и сочинять сказки.

В этом рассказе И. С. Тургенев создал также великолепные пейзажи, любовно описывая лучезарное солнце, воздушные облака, знойные запахи лета.

Писатель подробно описывает летнюю ночь, все движения в природе накануне утра. Он как бы связывает воедино детей и природу, показывая мальчиков в их естественности и простоте. В этих описаниях мы видим мастерство писателя, любовь к родной земле и людям.

Художественное своеобразие Бежина луга

Тема красоты русской природы неоднократно отражалась в творчестве писателей и поэтов России. Каждый из них, словно художник, рисовал художественным словом картинку живого уголка природы. Особенно красивыми языковыми оборотами описывается картина русской природы в произведениях И.С.Тургенева.

Каждое его творение – творческий пейзаж окружающего его живого мира. Великий русский писатель, тонко чувствуя психологию человеческой души, повествует о простых вещах в свойственно только ему форме — связи человека с природой.

Особенно ярко просматривается она в его произведении «Записки охотника»- цикле рассказов, посвященных жизни и быту крестьянской деревни.

Одно их произведений сборника рассказ «Бежин луг». Это первое произведение, в котором И.С.Тургенев обращается к образу крестьянской детворы. Они главные действующие лица повествования. В рассказе из пять. Все они собрались на лугу, в народе прозванном Бежин, и у костра вели беседу. Автор становится очевидцем происходящего.

Каждый мальчик в рассказе – это прежде всего личность, со своим характером, отношением к жизни. Одни из них мальчуган, которого зовут Павлуша. Мальчик не красив внешне, по одежде можно судить о бедности семьи, но сильный характер просматривается уже в детском возрасте. Он варит похлебку, рассуждая о звездах, рыбе, воде.

Мальчик не верит в суеверие, он храбрый и полагается только на свою судьбу. Он не самый старший в компании (ему 12 лет), но приятели его уважают и к нему прислушиваются. Впоследствии автор узнает, что Павлушка погибает от падения с лошади.

Старший по возрасту в компании мальчишек тринадцатилетний Федя. Тонкие черты лица, кудрявые светлые волосы, выразительные глаза привлекают внимание автора к персонажу. Мальчик из богатой семьи выехал в поле не для работы, а скорее для общения. Ведет себя как старший, держится достойно.

Словно противоположность Федора писатель описывает Илью. Ему как и Павлуше двенадцать лет. Он из бедной семьи, работает на фабрике вместе с братом. Болезненное лицо, мальчик верит во все народные приметы.

С маленьким личиком, покрытым веснушками описывает рассказчик мальчика по имени Костя. Бедно одетый, маленького роста парню на вид лет десять. Он трусоват, но переборов страх каждую ночь выходит на работу вместе с друзьями пасти табун.

Душа компании младший Ваня. О нем Тургенев пишет немного, но из нескольких фраз можно сделать вывод, что мальчик любознательный, с широко открытой душой.

В таких трудолюбивых, красивых душой крестьянских детях видит автор будущее России. Он любит своих героев и с пониманием относится к каждому слову, сказанному мальчишками.

Рассказ «Бежин луг»- выдержан в жанровой манере рассказа: небольшой по объему, одно сюжетная линия. Композиционно произведение состоит из четырех разделов. Начало рассказа — экспозиция, повествует о летнем дне, красоте окружающей природы. Плавно писатель подводит к завязке — скитание в лесу охотника — рассказчика повествования.

Основная часть рассказа — кульминация, встреча героя с крестьянскими мальчиками, их рассказы при ночном костре. Завершает повествование — эпилог, повествование о несчастной судьбе Павла.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь – сочинение.

Тему рассказа можно определить, как единение человека и природы. Автор психологически тонко подводит к мысли ценности бытия. Человек должен ценить каждый прожитый день. Несмотря на суеверие и безграмотность крестьянских детей Тургенев видит в них продолжение будущего России.

Анализ рассказа И. Тургенева «Бежин луг»

Время на чтение: 11 минут

История написания

Сборник «Записки охотника» объединил несколько очерков, в том числе рассказ «Бежин луг». История создания сборника «Записки охотника» началась со знакомства Тургенева со знаменитым критиком Виссарионом Белинским В 1843 г.

Именно он вдохновил писателя на написание этих произведений. В 1845 году Иван понял, что теперь хочет заниматься исключительно литературной деятельностью. Лето того года он провел в селе, где в свободное время общался с крестьянами и их детьми, а также охотился.

Вернувшись домой, он с головой окунулся в творческую работу.

Первые идеи о написании произведения стали появляться у Ивана Сергеевича в конце лета 1850 года. Тогда появились первые рукописные заметки в черновике с планом повествования. Уже в начале 1851 года работа над рассказом была закончена и в феврале Тургенев опубликовал его в журнале «Современник».

Автор недолго думал над названием рассказа и не вкладывал в него глубокого смысла. Он лишь подыскал нечто особое, за счет чего произведение, в котором описывались чудесные русские пейзажи, будет мелодично называться и запомниться публике.

Литературоведы, исследовавшие творчество писателя, выяснили, что подобного названия не существует. По всей видимости, Тургенев выбрал выдуманное название вместо существовавшего в действительности рядом с его деревней луга Рудинское болото — это звучало не слишком красиво.

Жанр произведения

«Бежин луг» по жанру относится к рассказу. Произведению присущи все характерные для него черты:

  • маленький объем;
  • повествовательное содержание;
  • одна сюжетная линия.

По направлению оно относится к литературе реализма, хотя и рассказу и присущи черты романтизма — легенды, переплетающиеся с реальной жизнью героев и поэтичные описания пейзажей.

Тема и проблематика

Основной темой произведения является природа и ее единение с людьми, их тесная взаимосвязь. Описанию мест, где разворачиваются события, Тургенев уделяет особое внимание. Настроения природы глубже раскрывают чувства и эмоции персонажей.

В рассказе писателем была поднята тема проблема жизни простого люда. Ведь дети крестьян, казалось бы, должны были наслаждаться беззаботным детством, а вместо этого они обязаны работать не меньше взрослых.

Мальчики ночами пасут лошадей и следят, как бы на табун ни напали волки. Но несмотря на такие тяготы жизни, ребята радуются каждому дню и не унывают.

И даже на работе они всегда находят как развлечься, и часто рассказывают друг другу невероятные истории.

Так Иван Сергеевич хотел выделить основную идею произведения — человек обязан ценить жизнь во всех ее проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь.

Писатель также поднял тему народных верований и легенд. На примере мальчишек, что так любили их пересказывать друг другу по ночам, автор продемонстрировал, как сильно необразованные деревенские жители больны верой в существование чего-то мистического.

Как пример, плотник Гаврила, который увидел русалку из-за своей буйной фантазии, потом становится мрачным и много думает о своем будущем и этом знаке. А Ульяна, которая случайно встретила своего «двойника», стала ждать своей скорой смерти.

Ее бесконечные мысли о приближавшейся кончине действительно стали причиной ранней смерти. Сельская девушка Акулина, которой показался водяной, сошла с ума. С тоской и печалью Тургенев понимает, что причиной этого всего является элементарное отсутствие образования у сельских жителей.

А вера в приметы делает их рабами своих страхов.

Еще одна затронутая в произведении проблема — это хрупкая детская душа, психология и мировосприятие ребенка. Тургенев хотел пробудить в читателях желание относится к крестьянским детям с нежностью и пониманием, думать о них и их судьбе. На примере пятерых мальчишек Иван Сергеевич показал как богат внутренний мир деревенских детей и как тонко они порой чувствуют природу.

Характеристика главных героев

Рассказ Тургенева примечателен тем, что его события разворачиваются вокруг простых людей. Писатель в основном повествует о крестьянских детях — описывает их внешний облик, жизнь и мысли. Каждый герой по-своему примечателен и индивидуален.

  1. У Павлуши не совсем привлекательная внешность, но его умные серые глаза и властный, сильный голос компенсируют внешние недостатки мальчика. Парню 14 лет и друзья уважают его. Павлуша родился в бедной крестьянской семье и ходил в одежде с латками. При этом он довольно умен и рассказывает товарищам о разных явлениях природы. Он реалист и не верит во всяческие сказания и приметы, а также парень очень храбрый и решительный. В развязке произведения автор рассказал, что мальчишка разбился насмерть, когда упал с лошади.
  2. Федор был самым старшим среди мальчишек. Его семья была обеспеченной, а потому он сразу выделялся на фоне других хорошей, красивой одеждой. Ночная поездка была для него способом развлечь себя, а не заработать денег. У него светлые волосы и красивая внешность. Он мало говорит и по большей части слушает других мальчишек. Федя ощущает свое классовое превосходство, а потому ведет себя покровительственно. У Феди добрая душа, он спрашивает о том, как здоровье младшей сестры мальчика Вани и приглашает ее к себе. Он знает, что их семья бедная, а потому обещает вкусные угощения.
  3. Илье, кажется, лет двенадцать. Парень одет в чистую, аккуратную одежду и внешне он ничем не примечателен. Мальчишка работает вместе со старшим братом на предприятии по производству бумаги и знает, откуда берутся деньги. Он горд тем, что относится к рабочему классу, но не хвастается этим. Илюша слишком суеверный, а потому боится того, о чем предупреждают народные верования.
  4. Косте с виду лет десять, он добр и ласков. Этот мальчишка выглядит болезненно, совсем маленький и хиленький. Его семья очень бедная, и ребенок плохо одет. Его острое лицо напоминает белку, а большие, черные глаза выглядят грустными и вдумчивыми не по годам. Он немного трусливый, но Косте все равно нравится ходить в ночное и слушать рассказы друзей.
  5. Ванечка был самым неприметным и маленьким, с виду ему было лет семь. На его нежное детское лицо спускались кудрявые русые волосы. Он всю ночь лежал под рогожкой и промолвил всего пару слов. Но и из них было понятно, что у него отзывчивая и великодушная натура, а также он слегка картавит. Было заметно, что мальчик очень любит свою младшую сестру, почему и отказывается от обещанных Федей гостинцев в ее пользу. У Вани добрые глаза.

Характеристика самого охотника в рассказе практически не раскрывается. Но по совпадениям с Тютчевым становится понятно, что образ автобиографичен.

Композиция изложения

У рассказа сложная многослойная композиция. Он состоит из таких частей:

  • экспозиция — описание красоты природы днем;
  • завязка — образ охотника, рассказ про его скитания по лесу.
  • кульминация — встреча у костра с крестьянскими детьми.
  • эпилог — повествование о судьбе мальчишки по имени Павлуша.

Повествование ведется первого лица, любителя охоты. Если кратко, то он однажды июльским вечером охотился за тетеревами и заблудился. Герой увидел свет костра и пошел на него, тогда он оказался на большом луге, который местные прозвали Бежиным. Вокруг огня сидели пять деревенских мальчишек. Мужчина попросился у них на ночлег, и лежа, стал наблюдать за ними.

Рассказ о мальчиках начинается с портретной характеристики каждого из них. На смену ним поочередно приходят монологи мальчишек.

Их яркие, ни на что не похожие характеры отпечатываются на манере их повествования. Как результат, история каждого крестьянина приобретает свои уникальные оттенки интонации.

Между монологами мальчиков охотник вставляет собственные рассуждения, оценки их поведения и наблюдения за ними.

Ключевой особенностью композиции являются описания пейзажей, которым Тургенев уделил много внимания.

Все события в рассказе непрерывно переплетаются с окружающей людей природой, ее изменениями, что происходят в течение дня.

Сюжет произведения становится еще более насыщенным за счет включения писателем в композицию монологов, пейзажных зарисовок, портретов и своих кратких примечаний к событиям рассказа.

Роль пейзажа в рассказе

Иван Сергеевич страстно любил природу, а потому во многие повести и рассказы из «Записок охотника» включил очерки пейзажей. Он относился к природе с особым трепетом и считал, что она живет своей не зависимой ни от кого жизнью.

В тексте Тургенева пейзажи описываются конкретно, во всех деталях, но в то же время они окутаны переживаниями творца и всех героев рассказа.

Он написал «Бежин луг» так, что природа в рассказе не просто фон, а инструмент, через который можно раскрыть чувства и переживания героев.

В своем рассказе Тургенев использует множество эпитетов, таких как: «заря… разливается кротким румянцем», «солнце — не огнистое, не раскаленное», «лиловый… туман». Автор также не скупится на метафоры: «солнце… мирно всплывает», «краски все смягчены» и сравнения — «облака исчезают… как дым».

Каждая смена пейзажа передает и меняющееся настроение заказчика, его тревогу. С появлением у охотника таких эмоций яркий летний день приобретает темные и черные цвета.

Иван Сергеевич мастерски передает красоту, что таится в природе, и читатель словно сам становится участником, описываемых им событий.

Писатель словно учит своего читателя наслаждаться окружающей красотой, замечать ее и ценить.

«Бежин луг» анализ рассказа Тургенева – план, тема, жанр, история создания произведения – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

В своих произведениях Иван Сергеевич Тургенев всегда с большой любовью описывал картины русской природы, крестьянский быт. Свой рассказ «Бежин луг» писатель посвятил простым крестьянским детям, мастерски передав тонкости детской психологии. Литературный анализ рассказа по плану будет полезен при подготовке к уроку по литературе ученикам 6 класса.

Содержание

  • Краткий анализ
  • История создания
  • Тема
  • Композиция
  • Главные герои
  • Жанр

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бежин луг.
  • Год написания – 1851 год.
  • История создания – Рассказ «Бежин луг» стал частью цикла «Записки охотника», в котором Тургенев описал непередаваемое очарование русской природы и незамысловатой крестьянской жизни.

Тема – Гармония человека и природы – центральная тема произведения. Также автор поднимает тему суеверия в жизни необразованного темного керстьянства.

Композиция – Композиция рассказа достаточно сложная, многослойная. Она включает в себя речевые и портретные характеристики мальчиков, их рассказы, обрамленные воспоминаниями рассказчика, а также лирические пейзажные зарисовки.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ Тургенева «Бежин луг», написанный в 1851 году, стал частью сборника под названием «Записки охотника». Он был примечателен тем, что впервые в русской литературе главными персонажами стали обычные крестьяне, описанные автором с большой любовью и теплотой.

Большое влияние на Ивана Сергеевича оказал известный литературный критик В. Г. Белинский, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». Писатель все свободное время проводил на охоте, общался с крестьянами и их детьми, благодаря чему его произведения отличались большой натуралистичностью.

К работе над рассказом «Бежин луг» Тургенев приступил осенью 1850 года, и уже в начале 1851 года он был готов, и опубликован в популярном журнале «Современник».

Автор не придал особого смысла названию своего произведения – он просто подыскал звучное название рассказу, фоном которому послужили прекрасные пейзажи.

Более того, этого названия нет ни на одной топографической карте, и, как позже выяснили исследователи творчества Тургенева, он заменил неблагозвучное наименование реально существовавшего луга «Рудинское болото» на более поэтическое – «Бежин луг».

Тема

Будучи непревзойденным мастером описания красоты русской природы, Иван Сергеевич в очередной раз затронул свою любимую тему – взаимосвязи человека и природы, их гармоничного дополнения друг другом.

В своем произведении автор поднял проблематику жизни простых людей. Даже дети, которым по возрасту не пристало думать о жизненных тяготах, вынуждены работать почти наравне со взрослыми.

Крестьянские мальчишки всю ночь должны пасти табун лошадей, следя за тем, чтобы к ним не подобрались волки. Однако вся неустроенность и сложность их жизни не является поводом для уныния. Напротив, каждый день для этих ребят – счастье, возможность прожить яркую и интересную жизнь. И даже во время работы они находят способ себя развлечь, рассказывая друг другу всякие небылицы.

Таким образом, автор хотел выделить основную мысль своего произведения – необходимо ценить жизнь во всех ее проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь. Счастье – чувствовать себя частью природы, ощущать на себе ее милость и бесконечную щедрость. Нужно лишь прислушиваться к тому, чему учит природа, чтобы ощущать себя целостной личностью.

В рассказе Тургенев не зря поднял тему народных легенд и сказаний, которые с таким увлечением пересказывали друг другу мальчики. На их примере автор показал, насколько сильно могут быть порабощены простые, необразованные люди идеей мистицизма.

Разыгравшееся воображение плотника Гаврилы, «увидевшего» русалку, становится причиной его затянувшегося мрачного настроения и бесконечных тревожных дум о будущем.

Баба Ульяна, случайно заметившая своего «двойника», не сомневается в своей скорой кончине. Ее непрестанные мысли о неизбежной смерти действительно становятся причиной раннего ухода из жизни.

Красавица-селянка Акулина, которой почудился водяной, не выдерживает этого и сходит с ума.

С грустью и сожалением Тургенев приходит к выводу, что причиной всех этих зол является невежество деревенских жителей, погрязших в пучине дикого суеверия. «Зовущие» голоса, таинственные существа, предчувствия, бесчисленное количество примет – все это тяжелым грузом лежит на необразованном человеке, делая его рабом собственных страхов.

Композиция

Проводя в рассказе «Бежин луг» анализ, следует отметить, что для него характерно сложное, многослойное композиционное построение.

  • Экспозиция – описание дневного пейзажа.
  • Завязка – появление в рассказе образа охотника, его скитания в лесу.
  • Кульминация – встреча с крестьянскими детьми, сидящими у костра.
  • Эпилог – рассказ о судьбе одного из мальчиков – Павлуши.

Повествование о мальчиках начинается с их развернутых портретов, которое уступает место монологам каждого из них. Их яркие и самобытные характеры накладывают отпечаток и на манеру их повествования. В результате каждая история приобретает уникальную интонацию.

Между монологами мальчиков охотник вставляет собственные суждения, оценки, наблюдения.

К особенностям композиции следует отнести пейзажные зарисовки, которым автор уделил особое внимание. Все происходящее в рассказе неразрывно связано с окружающей природой, с ее изменениями, происходящими в течение суток.

Таким образом, пейзаж, портрет, авторские замечания и монологи являются теми художественными средствами, которые были мастерски использованы автором и включены в состав композиции произведения.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Бежина луга».

Жанр

«Бежин луг» написан в жанре рассказа, поскольку обладает всеми характерными для этого жанра чертами: небольшим объемом, одной сюжетной линией, повествовательным содержанием.

Произведение принадлежит литературному направлению реализм, однако в нем явственно проступают черты романтизма: поэтические описания природы, всевозможные поверья и легенды, тесно переплетающиеся с реальной жизнью героев.

ПредыдущаяСледующая

«Бежин луг» — читательский дневник по рассказу И. Тургенева

Рассказ Тургенева «Бежин луг» написан писателем в 1851 году и стал частью сборника «Записки охотника».

Описание книги для читательского дневника

  • Автор: Тургенев Иван Сергеевич
  • Название произведения: Бежин луг
  • Число страниц: 15.
  • Издательство: «Литера».
  • Год издания: 2017 год
  • Жанр: Рассказ
  • Год написания: 1851 год

Действие рассказа происходит в середине XIX века в крепостной России, в Тульской губернии, в Чернском уезде.

Блуждая по лесу, рассказчик выходит к месту под названием Бежин луг, где знакомится с крестьянскими ребятами и слушает их истории.

  1. Автор-рассказчик – барин, заядлый охотник, большой ценитель природы, всего прекрасного.
  2. Федя – любопытный мальчик четырнадцати лет, барчук, хорошо одетый.
  3. Павлуша – серьезный, черноволосый мальчик, двенадцать лет.
  4. Илюша – двенадцатилетний мальчик, светловолосый, прекрасный рассказчик.
  5. Костя – задумчивый, печальный мальчик десяти лет.
  6. Ваня – семилетний мальчуган, самый маленький в компании ребят.

Заблудившись во время охоты, автор долго плутал по лесу, пока к вечеру не вышел не обширную равнину, которая среди местных жителей имела название Бежин луг. Охотник заметил крестьянских ребятишек, сидевших у костра. Он подошел к ним, и узнал, что мальчики пасли лошадей, и всю ночь должны был сторожить их.

Расположившись у костра, рассказчик принялся рассматривать мальчиков, самому старшему из которых – Феде – было всего четырнадцать лет. Было видно, что он из богатой семьи, и выехал ночью в поле не по нужде, а лишь за компанию с другими ребятами.

Павлуша был одет гораздо хуже, но он притягивал внимание своими умными, честными глазами, и во всем его облике чувствовалась внутренняя сила. Илюше, как и Павлу, тоже было двенадцать лет, и непримечательное лицо его выражало какую-то болезненную озабоченность.

Четвертый мальчик – Костя – был отчего-то задумчив, и его узкое, заостренное личико, как у белки, было усеяно веснушками. Среди ребят был и самый маленький – семилетний Ваня, который лежал в траве и лишь изредка поднимал голову.

Чтобы не смущать ребят своим присутствием, рассказчик сделал вид, что заснул. Мальчики вновь разговорились, и Илюша продолжил, видимо, прерванный рассказ о домовом.

Он рассказал, как однажды с товарищами заночевал в старой рольне на бумажной фабрике. Неожиданно послышались чьи-то шаги наверху, само по себе закрутилось водяное колесо и тут же остановилось, стали подниматься крышки чанов.

Мальчишки не выдержали, и убежали прочь, а домовой громко кашлял им вслед.

В свою очередь, Костя рассказал ребятам, как однажды плотник Гаврила заблудился в лесу и увидел на ветвях русалку, которая завала его к себе. Словно околдованный, Гаврила пошел на зов, но в последний момент успел себя перекрестить. Русалка заплакала и исчезла, а Гаврила с тех пор ходит сам не свой.

Ребята перекусили сваренным на костре картофелем, и продолжили свои рассказы. Илюша поведал друзьям, как одного утопленника похоронили на прорванной плотине. Однажды ночью мимо этого места проходил псарь Ермила, и на могиле утопленника увидел барашка. Ермила взял на руки того барашка, принялся ласкового гладить, а тот неожиданно оскалился и проблеял «Бяша, бяша!».

Мальчики еще долго рассказывали друг другу страшные истории, пока под утро не заснули. На рассвете охотник простился с ними и побрел домой.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Автор заблудился после охоты и прибился к мальчишкам, которые пасли коней. Мальчики разговорились и стали рассказывать страшные истории. Илюша рассказал про домового, а Костя про встречу с русалкой.

Илюша рассказал о барашке на могиле утопленника, а потом про Ульяну, которая увидела сама себя. Потом были рассказы про Тришку, бучило и мальчика Васю.

Ночью все уснули, а рано утром автор ушел, потом он узнал, что мальчик Павлуша погиб в тот же год.

План пересказа

  • 1) Описание великолепия природы Тульской губернии в июльский день.
  • 2) Рассказчик заблудился в лесу после вечерней охоты.
  • 3) Поиск дороги домой, появление автора на Бежином лугу.
  • 4) Встреча с деревенскими мальчишками: Федей, Павлом, Илюшей, Костей и Ваней.
  • 5) Описание внешности ребят.
  • 6) Рассказ Ильи о домовом.
  • 7) История Кости о слободском плотнике Гавриле.
  • 8) Рассказ Ильи о местном утопленнике.
  • 9) Рассвет.
  • 10) Дорога барина домой.

Автор очень тонко, лирично описал красоту окружающей его природы, очарование природных явлений.

Он заставляет по-новому взглянуть на, казалось бы, привычные вещи: блеск костра, утреннюю зарю, туман, шелест листвы в ночной тишине. Вместе с тем он показывает незамысловатую жизнь крестьянских ребятишек, которым в раннем возрасте приходится работать наравне со взрослыми.

Однако они не унывают, не жалуются на судьбу, а живут в гармонии с собой и природой.

Любовь к природе, родным местам, жизни, способность видеть красоту в привычном – важные качества, которые помогают справляться с жизненными трудностями и лишениями.

Чему учит рассказ

Рассказ учит не увлекаться и не забывать следить за дорогой. Учит любить природу и замечать красоту в самых простых и обычных вещах. Учит не бояться ночной темноты, таинственных звуков и страшных историй. Учит тому, что человек сам придумывает для себя страхи, если чего-то объяснить не в состоянии.

Что понравилось

Мне очень понравился этот рассказ по двум причинам. Прежде всего, в нем чудесно описана красота ночной природы, а также потому, что рассказы мальчиков были такими интересными и немного наивными. И мне жаль Павлушу, который показался мне самым интересным и смелым мальчиком из всех.

  • «…В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости…»
  • «…ночь приближалась и росла, как грозовая туча…»
  • «…Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков…»

«…Вишь ты — фабричные!..»

  1. Рольня – строение, где в чанах вычерпывают бумагу.
  2. Ягдташ – сумка для ношения добытой дичи и необходимых на охоте припасов и приспособлений.
  3. Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.
  4. Гуртовщик – погонщик стада, пастух.
  5. Армяк – верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани.
  6. Тятя – отец.
  7. Осинник – осиновый лес или перелесок.
  8. Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе мораль.
  9. Лощина – низко расположенная долина.
  10. Табун – стадо лошадей.

Пословицы

  • Ночь ночевать — не век коротать.
  • У страха глаза велики.
  • Ночью все лошади вороные.
  • Не страшись, да и не хвались.
  • Бойся — не бойся, а судьбы не миновать.

УРОК
ЛИТЕРАТУРЫ для учащихся 11 класса

Тема
«футлярной жизни» в «маленькой трилогии» А.П. Чехова

ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

1.       Цель обучения. Расширить и углубить представления учащихся о личности
А.П. Чехова, о проблематике его произведений, о сущности чеховского подтекста;
помочь понять особенности чеховского стиля, обучить приемам исследования
художественного текста.

2.       Цели развития. Совершенствовать читательские умения, в том числе умения
анализировать произведение на трех уровнях – фактуальном, подтекстовов,
концептуальном, интерпретировать художественные детали, развивать творческое
воображение и логическое мышление учащихся.

3.       Цель воспитания. Вовлечь учащихся в решение нравственных проблем, в том
числе проблемы нравственного выбора.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

— компьютер;

— интерактивная доска с проектором;

— тексты рассказов А.П. Чехова.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ И ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

история, ранние рассказы А.П. Чехова, «Записки
охотника» И.С. Тургенева, «Шинель» Н.В. Гоголя.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

— тексты рассказов А.П. Чехова;

— электронная презентация;

— печатные карточки.

Ход
урока

1.      
Актуализация знаний учащихся.

             На предыдущем уроке мы вспоминали уже изученные ранние рассказы А.П.
Чехова. над чем смеется А.П. Чехов? Отвечая на этот вопрос, отметили, что смех
А.П. Чехова очень разный. В рассказе «Лошадиная фамилия» (1885) А.П. Чехов
продемонстрировал умение видеть смешное в повседневной жизни и смешно об этом
рассказывать. Но в другом раннем рассказе «Толстый и тонкий» (1883) уже звучат
сатирические ноты, А.П. Чехов не смеется, а высмеивает. Магия генерального чина
заслоняет для героев (тонкого и его семейства) все человеческие чувства. Объект
чеховской сатиры станет особенно явственным, если мы поставим рядом еще один рассказ
А.П. Чехова – «Смерть чиновника» (1883). О каком смехе может идти речь, если
герой в конце рассказа ложится на диван и … умирает?! Обратим внимание всего на
две детали.

               Червяков
отправился к генералу объясняться по поводу чихания на генеральскую лысину,
«надев новый вицмундир». Выгнанный генералом, он пришел домой, лег на диван,
«не снимая вицмундира», и умер.

Вопрос. Соотнесите эти детали с названием рассказа и объясните, почему смерть
героя не вызывает сострадания у автора и читателей. 

(Обобщение. Умер чиновник… Мундир – это своего рода футляр, заглянув в который А.П.
Чехов не увидел ЧЕЛОВЕКА. Пожалеть, в сущности, НЕКОГО. Тема «футлярной жизни»
начинается еще в раннем творчестве писателя и получает законченное воплощение в
«маленькой трилогии», где ключевое слово вынесено в название первого рассказа.

2.      
Сообщение темы и цели урока.

(Создание проблемной
ситуации. Постановка проблемы).

               Сам А.П. Чехов
утверждал: «Тогда человеку станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть»
(запись в тетради).

Вопрос. Какую же правду о человеке сказал А.П. Чехов и действительно ли с
этой правдой легче жить?

Перечитывая рассказы А.П.
Чехова, будем руководствоваться указаниями самого писателя.

А.П. Чехов заявлял: «Когда я
пишу, я вполне рассчитываю на читателя».

Вопрос. О каком свойстве чеховской прозы надо помнить читателю?

Повторение понятий
«подтекст» и «художественная деталь».

Чеховский ПОДТЕКСТ требует
пристального внимания к художественным деталям. Исходя из поставленной
проблемы, найдем и постараемся осмыслить детали, позволяющие постигнуть
глубинный смысл «маленькой трилогии».

3.      
Подготовка учащихся к анализу текста.
Усвоение новых знаний.

(Электронная презентация
«История создания «маленькой трилогии». В творческой мастерской А.П. Чехова).

               А.П. Чехов создал все три рассказа в Мелихове в 1898 году. Обратим
внимание на дату. Конец 19 века ознаменовался многими открытиями и
нововведениями во всех сферах жизни. В 1898 году в России открылась первая
междугородняя телефонная линия Санкт-Петербург — Москва. В Москве при Сущевском
и Сретенском полицейских участках были открыты две первые Станции скорой
помощи. К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко основан Московский
Художественный театр. Мария и Пьер Кюри впервые получили радий… Что же
интересует А.П. Чехова, Его волнует состояние человеческой души и нравственное
состояние жизни в целом. Исследователи называют разных прототипов его «человека
в футляре»: это инспектор Таганрогской гимназии Дьяконов, известный публицист
Меньшиков, даже родной брат писателя Иван. А.П. Чехов подметил в этих людях
внешние черты своего героя, но не скопировал их.

4.      
Анализ художественных деталей в рассказе
А.П. Чехова «Человек в футляре».

Сам А.П. Чехов не объединил
рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» общим названием (как А.С.
Пушкин в «Повестях Белкина»), хотя и задумал их как произведения одной серии.

Вопрос. Почему же среди исследователей творчества А.П. Чехова прижилось
неофициальное название «маленькая трилогия»? Что объединяет данные произведения
в единое целое?

(Обобщение.  А.П. Чехов использует форму «рассказ в рассказе»: учитель Буркин и
ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский встретились на охоте, и
каждый рассказывает свою историю, причем Иван Иванович рассказывает о своем
брате, когда охотники нашли убежище от дождя у помещика Алехина, и тот же
рассказывает свою историю. Все рассказы связаны темой «футлярной жизни»).

1)     
 Почему важно, что герои встретились на
охоте
? Об этом мы уже говорили, когда читали «Записки
охотника И.С. Тургенева. (Охота объединяет людей, делает их «своими» (в
рассказе «Бежин луг» мальчики ведут себявполне свободно в присутствии
незнакомца, потому что он охотник, значит, свой человек). Можно рассказать о
личном, о сокровенном).

2)     
Что имеет в виду автор, говоря о футляре,
которым старался окружить себя Беликов
?

Задание. Выпишите в три группы детали,
показывающие, как расширяются границы этого «футляра».

1 группа: зонтик и часы в чехле, перочинный
ножик в чехольчике; поднятый воротник, темные очки, калоши…

        2 группа: ночью укрывался с головой одеялом, спальня была маленькая, похожая на

        Ящик, садясь в экипаж
извозчика, приказывал поднимать верх коляски, да и греческий     

        Язык, который
преподавал Беликов, тоже был футляром, позволяющим спрятаться от  

        Современной жизни.

        3 группа:
признавал только запрещающие циркуляры, жизнь должна была

        существовать в
определенных рамках.    

3)     
Но только ли к Беликову относится название
рассказа?

Перечитаем
строки, где говорится, как последние пятнадцать лет жил город.   

Получается,
весь город прятался от жизни в футляре, просто он был не столь очевиден, как
Чехольчики Беликова.

4)     
В названии рассказа на первом месте стоит слово
«человек».

Есть
ли что-то человеческое в Беликове? Вспомним историю с его женитьбой. Что он
чувствовал, когда распространили карикатуру на него? («Какие есть
нехорошие,люди! – проговорил он, и губы у него задрожали».

Обобщение. Значит, там, в футляре, еще бьется
человеческое сердце. Это человеческое поведение сразу же получает ответный
отклик – рассказчик говорит, что ему стало жалко Беликова. Но больше
человеческое начало не даст о себе знать. Теперь понятна фраза рассказчика, о
которой мы уже говорили» «Признаюсь,хоронить таких людей, как Беликов, большое
удовольствие». Хоронеили не человека, хоронили футляр.

5)     
Беликов умер, но что все еще тревожит, волнует
рассказчика?  Вспомним, как выглядели присутствующие на похоронах? (Все в
калошах и с зонтами. И не только внешние признаки футляра сохранились).

5.      
Работа в группах. Анализ фрагментов из
рассказа «Крыжовник» (печатные карточки).

Иван
Иванович рассказывает о мечтах своего брата: «Брат мой Николай, сидя у себя в
канцелярии, мечтал о том, как он будет есть свои собственные щи, от которых
идет такой вкусный запах по всему двору, есть на зеленой травке, спать на
солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и
лес». И во всех проектах обязательно присутствовал крыжовник. Что же
предосудительного в таких мечтах? Как к ним относится сам автор?

Работа в группах. Проанализируем художественные детали в трех эпизодах, раскрывающие
авторскую позицию (по группам). (См. приложение).

Вывод: В мечте о собственном
крыжовнике нет ничего предосудительного. Но если эта мечта превращается в
футляр, которым человек отгораживается («канавы», «заборы», «изгороди») от
горестей и радостей человеческих, это губит прежде всего его самого.

Но куда деваться, если такиъх
людей, спокойно процветающих в собственном футляре, равножушных к чужому горю,
— большинство?

— Можно ли и нужно ли
освобождать людей от этого футляра, в котором им так комфортно?

6.       Рассказ «О любви». Самостоятельная работа: устный ответ на проблемный
вопрос:
«Любовь – это еще одно воплощение «футляра»
или выход из него?»

(Алехин побоялся выйти из
своего футляра, чтобы самому сделать свою жизнь яркой и интересной, побоялся
взять на себя ответственность за другого человека. Анна Алексеевна уезжает.
«Маленькая трилогия» отразила скрытое «футляром» общее неблагополучие жизни).

7.      
Подведение итогов.

Какую правду о человеке
сказал А.П. Чехов в своих рассказах? Можно ли помочь человеку, нравственно
погибающему в своей футлярной жизни?

8.      
Рефлексия. Исчерпала ли себя тема «футлярной
жизни»? Что может стать дл человека «футляром» в наши дни?

9.      
Домашнее задание (по выбору).

1.      
Доказать, что в «маленькой трилогии» А.П. Чехов
развивает традиции гоголевской «Шинели» (высокий уровень).

2.      
А.П. Чехов говорил: Лучше всего избегать
описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из
действий героев». Покажите, как А.П. Чехов использует этот прием в «маленькой
трилогии» (общий уровень).

Тема урока: И.С.Тургенев.Краткийрассказописателе. «Бежинлуг».Сочувственноеотношениек крестьянскимдетям

Цель:провести первичное знакомствообучающихся с рассказом И.С. Тургенева «Бежин луг», входящим в состав сборника «Записки охотника»

Задачи:

  • обобщить знания обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева;

  • проверить уровень усвоения первой части текста прочитанного произведения;

  • развивать навыки поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, умения сравнивать и обобщать;

  • прививать интерес к изучению произведений русской классической литературы

Методические приёмы: рассказ учителя, работа с вопросниками, выразительное чтение, художественный пересказ, анализ текста.

                                Ход урока

Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека

хотя бы немного зоркости.

К.Г. Паустовский

1.Мотивация учебной деятельности. Постановка цели, определение задач урока

1.1. Слово учителя

Прежде, чем мы приступим к детальному рассмотрению рассказа «Бежин луг», часть которого вы уже прочитали на каникулах, давайте вспомним, что нам известно о его авторе? Кто помнит, какое произведение Ивана Сергеевича мы с вами читали в 5 классе?

— Кто был прообразом барыни из рассказа «Муму»?

— Что вспоминал И.С. о своем детстве?

Сегодня мы будем анализировать совершенно другое, на первый взгляд, как по сюжету, так и по манере написания, произведение Тургенева – один из его рассказов из сборника «Записки охотника», принесшего в свое время писателю литературную известность в России

2. Работа над темой урока

2.1. Проверка усвоения прочитанного текста. Работа с вопросником:

1. О каком времени года идет речь в рассказе? (о лете)

2. На кого охотился рассказчик в описываемый ним день? (на тетерева)

3. Почему охотник не смог до ночи попасть домой? (заблудился)

4. Как звали собаку охотника? (Дианка)

5. Что помешало рассказчику заночевать на природе? (он чуть не свалился в «бездну»)

6. Кого охотник принял за гуртовщиков? (деревенских мальчишек)

7. Сколько мальчишек стерегло табун? (5)

8. По чем охотник определил, что Федя принадлежал к богатой семье? (по одежде)

9. Чем понравился рассказчику Павлуша? (глядел очень умно и прямо)

10. Какое лицо было у Илюши? (довольно незначительное)

11. Какую часть лица Тургенев выделяет у Кости? (глаза)

12. Кто из детей был младше всех? (Иван)

13. О какой страшилке возобновили дети свой рассказ после того, как все снова расселись у костра? (о домовом)

14. Где, по словам Илюши, он слышал домового? (в старой рольне)

15. Как, по словам Кости, называл Гаврила встретившуюся ему в лесу русалку? (лесное зелье)

2.2. Слово учителя

— Как вы думаете, что объединяет рассказы И.С. Тургенева «Муму» и «Бежин луг»? (повествование о простых людях, крепостных крестьянах).

— А что различает? (в рассказе «Бежин луг» большое место занимает описание природы; в нем не идет речь о социальной несправедливости)

В сборник «Записки охотника» входит 25 рассказов. Герои рассказов Тургенева крестьяне и помещики. Все рассказы объединены одним образом – образом охотника-повествователя. Охота была излюбленным развлечением дворян. Но Тургенев любил охоту не столько из-за самого процесса охоты. И. И. Панов называл рассказчика в «Записках охотника» большим чудаком, ибо он хоть и скитается в охотничьем одеянии с ружьем и собакой, однако не столько охотится, сколько всматривается и вслушивается в окружающий мир и ничто не ускользает от его верного, поэтического и пытливого глаза.

2.3. Словарная работа

Слово«гуманистический»признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Слово «пафос»– воодушевление, подъем, энтузиазм.

— Как вы думаете, о ком с любовью, воодушевлением, человеколюбием пишет Тургенев в своих рассказах? О крестьянах или помещиках?

2.4. Работа с эпиграфом

— Как вы понимаете слова К. Г. Паустовского? ( Ответы детей)

Действительно, своим сборником Тургенев открыл глаза на крестьянина, как на человека, на личность, а не на бесправное существо, подвластное его хозяину-помещику. Среди рассказов, вошедших в «Записки охотника», «Бежин луг» занимает особое место. Он отличается, прежде всего, выбором героев: это единственный рассказ, в котором в качестве действующих лиц выступают не взрослые, а крестьянские дети.

2.5. Работа с текстом

— Как зовут деревенских мальчишек, с которыми встретился охотник? (Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня)

— Что они делают? (Стерегут табун возле реки Снежедь на Бежином лугу)

— В какое время суток? (Ночью)

— Любили ли крестьянские дети ходить в ночное? Найдите подтверждение в тексте.

— С чем, в вашем представлении, связана ночь? Как бы вы чувствовали себя ночью в незнакомом месте? А как себя чувствует наш рассказчик? (чтение отрывка из рассказа: «Между тем ночь приближалась…» до слов «как вдруг я очутился над страшной бездной».

2.7. Работа по теории литературы

— У вас на партах лежат листы с распечаткой этого текста и таблица. Во время чтения отрывка подчеркните слова, нагнетающие тревожность и распределите их в таблице:

Метафоры

Сравнения

Эпитеты

Вывод: И.С. Тургенев использует сложный комплекс языковых средств: и эмоционально-выразительные эпитеты (угрюмый мрак, странное чувство, неприятная, неподвижная сырость); и сравнения (ночь росла, как грозовая туча: громадными клубами надвигался мрак); и метафоры (лилась темнота, все было немо и глухо, уныло висело небо:). Автор не столько изображает природу, сколько выражает свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает: ночь пугает охотника, создается впечатление, что какая-то сила не дает ему найти дорогу домой. Он облегченно вздохнул, когда увидел огонек костра и силуэты людей возле него.

2.8. Работа с текстом

— Как коротают время дети у костра? (Они рассказывают страшные истории о нечистой силе).

Для ребят, которых охотник встретил у ночного костра, природа с одной стороны – их жизнь, даже праздник, с другой стороны, природа полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил. Так поступали их отцы, деды и прадеды.

Действительно, большая часть произведения посвящена рассказам мальчиков. Современные ученые называют их БЫЛИЧКАМИ. О них мы и будем говорить на следующем уроке

3.Итоги урока. Рефлексия

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я вспомнил….

Рассказы Тургенева «Муму» и «Бежин луг» сходны в….

Особое место в рассказе «Бежин луг» занимает…..

4. Домашнее задание

Дочитать рассказ «Бежин луг»

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/478048-konspekt-uroka-is-turgenev-kratkij-rasskaz-o-

«Бежин луг» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. Тургенева

Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» входит в сборник рассказов «Записки охотника». Рассказ был опубликован в 1851 году . В нём автор показал крестьянских ребят, у которых сказки и поверья гармонично переплетаются с собственными фантазиями и впечатлениями от природы.

Главные герои рассказа

  • Павлуша — мальчик лет 12 с умным и прямым взглядом, «в голосе у него звучала сила». Он любознательный, смелый, решительный, рассказывает только о том, что сам видел или слышал. В непонятных явлениях Павел пытается разобраться (например, с голосом из бучила). Он умеет рассказывать ярко, обстоятельно, занимательно и даже весело.
  • Ильюша — мальчик лет 12. Он работает в маленькой кустарной бумажной фабрике, очень увлекается поверьями, верит в чудеса, в нечистую силу и боится её. Ильюша пересказывает мальчикам то, что услышал от других людей о странных случаях.
  • Федя — красивый подросток лет 14 из богатой семьи (судя по его одежде).
  • Костя — мальчик лет 10, тщедушный, бедно одетый. Взгляд его был печален и задумчив.
  • Ваня — смирный мальчик лет 7.

download

Другой персонаж

  • Рассказчик — охотник, наблюдательный человек, ценящий красоту природы.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Возвращаясь домой после охоты, рассказчик заблудился и подошёл вечером к двум кострам, у которых было пятеро мальчиков. Они стерегли пасущихся лошадей. Охотник сообщил им, откуда он, и подсел к костру, затем лёг и притворился спящим. Мальчики продолжили свой разговор. Они долго рассказывали друг другу про нечистую силу.

Ильюша рассказал, что он слышал, как домовой ходил ночью у мельничного колеса, а Костя — про то, как плотник заблудился и увидел на ветке лесного дерева русалку. Она манила его к себе, плотник перекрестился, и русалка сказала ему, что будет он горевать до конца дней. С той поры плотник Гаврила всегда грустный.

Когда ребята поели сварившуюся картошку, Ильюша снова стал рассказывать страшную быличку о том, как псарь Ермил ночью ехал из города, увидел на могиле барашка, взял его с собой и стал приговаривать: «Бяша, бяша», а барашек, глядя ему в глаза, тоже произнёс: «Бяша, бяша…»

Вдруг обе собаки мальчиков залаяли и бросились от костра. Павлуша ринулся за ними. Вскоре он вернулся на лошади, собаки тоже прибежали. Павлуша сказал, что собаки что-то учуяли, и он подумал, что там волк. Охотник удивился, что безоружный мальчик ночью поскакал на волка.

Ильюша снова стал рассказывать — на этот раз о покойном барине, который выходил из могилы, чтобы искать разрыв-траву.

Павлуша рассказал о том, как у них в селе все перепугались, когда было солнечное затмение, так как думали, что увидят Тришку. Один из мальчиков, Костя, спросил, кто это. Ильюша сказал, что это удивительный человек. Если он придёт — это знак, что настали последние времена.

Павел продолжил рассказывать, как все увидели идущего в село человека с удивительной головой и подумали, что это Тришка. А это оказался бочар, который надел на голову купленный жбан.

Затем Павел пошёл к речке за водой и, возвратившись, сказал, что слышал голос Васи — утонувшего в реке мальчика. Ребята подумали, что это плохой знак.

Потом мальчики уснули. Уснул и охотник. Ранним утром он ушёл от костра. В конце рассказа автор сообщил, что в том же году Павел упал с лошади и погиб.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Однажды в июле рассказчик охотился в Чернском уезде Тульской губернии со своей собакой Дианкой. Вечером, возвращаясь домой, он заблудился.

На берегу широкой реки увидел охотник 2 огонька, около которых копошились люди. Он узнал место, куда зашёл. Это был Бежин луг. Усталый охотник решил провести ночь у костров и стал спускаться к ним с холма. Вдруг на него бросились 2 большие белые собаки. Несколько мальчиков вскочили с земли. Когда охотник отозвался на их вопросительные крики, мальчики подбежали к нему и отозвали собак.

Это оказались ребятишки из соседних деревень. Они стерегли табун лошадей. Мальчики спросили охотника, откуда он, и посторонились, когда он подсел к костру.

Из разговоров мальчиков охотник узнал их имена: Павлуша, Федя, Ильюша, Ваня и Костя.

Старшему из них, Феде, было лет 14. Был он из зажиточной семьи, так как одет очень хорошо.

Павлуша был «малый неказистый», но с очень умными глазами и какой-то силой в голосе, поэтому он понравился охотнику. Павлуше на вид было лет 12. Он следил за чугунком, в котором варилась картошка.

Ильюша был одного возраста с Павлушей. Его вытянутое лицо выражало «какую-то тупую, болезненную заботливость».

Костя был мальчик лет 10, с печальным, задумчивым взглядом.

Самому маленькому из них, Ване, было лет 7. Он смирно лежал под рогожей, иногда выглядывая из неё.

Охотник лёг в стороне под кустик и притворился спящим.

Мальчики возобновили прерванный разговор. Ильюша стал рассказывать, что он работает на фабрике, и однажды там ему с ребятами пришлось заночевать, так как было много работы. Ильюша утверждал, что они слышали домового, как он ходил наверху, потом спустился по лестнице, распахнул дверь, походил невидимый по помещению, а когда пошёл к двери, громко закашлял.

Затем Костя рассказал про плотника Гаврилу, как он заблудился в лесу и увидел на ветке русалку. Она его манила к себе, но он перекрестился. Русалка заплакала и сказала, что он будет печалиться до конца дней. С тех пор Гаврила и ходит невесёлый.

Услышав слабый свист, мальчики вздрогнули. Павлуша насмешливо крикнул, чего они всполохнулись, и сказал, что картошки сварились.

Когда мальчики поели, Ильюша снова начал рассказывать страшную историю о том, как ехал псарь Ермил из города домой и увидел на могиле утопленника барашка. Ермил взял его с собой. Барашек смотрел ему в глаза. Ермилу стало не по себе, он погладил его и сказал: «Бяша, бяша!» А барашек оскалился и тоже сказал: «Бяша, бяша…»

Не успел Ильюша произнести последнее слово своего рассказа, как обе собаки бросились с лаем от костра. Павлуша бросился за ними. Через некоторое время он прискакал на лошади, прибежали и собаки.

Павел сказал, что собаки просто что-то учуяли, а он подумал, что там волк. Охотник поразился, что мальчик ночью, не задумываясь, поскакал безоружным на волка.

Ильюша начал рассказывать страшную историю про покойного барина, который вышел из могилы и искал разрыв-траву. Охотник заметил, что Ильюша лучше других мальчиков знает сельские поверья.

Павлуша рассказал, что было у них в Шаламове, когда солнца не стало видно. Все перепугались, думали, что увидят самого Тришку. Костя спросил, кто такой Тришка. Ильюша с жаром рассказал о Тришке. Он сказал, что это удивительный, лукавый человек. Когда придёт Тришка — это будет знак, что наступили последние времена.

Павел неторопливо продолжил свой рассказ о затмении солнца. В его деревне старики говорили, что когда «предвиденье небесное» начнётся, придёт Тришка. Когда началось затменье, все вышли из домов. И вдруг увидели, что с горы идёт человек с удивительной головой. Кто-то крикнул, что идёт Тришка. Все переполошились, а оказалось, что это шёл бочар Вавила. Он купил жбан и надел его на голову.

Мальчики засмеялись. Вдруг 2 раза раздался над рекой резкий звук. Костя испуганно спросил: «Что это?» Павлуша ответил, что это цапля кричит.

Костя спросил у Павлуши, кто это стонал из бучила (ямы с водой), когда Костя шёл мимо бучила. Павел ответил, что может это жалуется душа лесника, которого там воры утопили, а может это были голоса маленьких лягушек, которые жалобно кричат.

Павел пошёл к реке за водой. Ильюша крикнул ему вслед, чтобы не упал в реку. Разговор зашёл о водяном, потом вспомнили Васю, который утонул. Когда пришёл Павел с котелком воды, он сказал, что из-под воды его звал Васин голос. Павлуша отошёл, однако воды набрал.

Федя сказал, что это звал Павла водяной, а Ильюша с расстановкой проговорил, что это дурная примета. Павел решительно произнёс: «Ну, ничего, пущай! Своей судьбы не минуешь».

Мальчики замолчали, а собаки задремали. Лежали и лошади. Охотник заснул, проснулся он рано утром и подошёл к тлеющему костру. Мальчики спали вокруг него, один Павлуша проснулся и пристально посмотрел на охотника. Тот кивнул ему и пошёл восвояси.

Рассказчик с сожалением добавляет, что Павла в том же году не стало: он упал с лошади и убился.

Заключение к краткому пересказу

В рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» раскрыты темы:

  • детство;
  • интересы деревенских мальчиков в середине 19 века;
  • поверья.

Основная мысль (идея) рассказа «Бежин луг»: раньше для крестьянских мальчиков разговоры у костра в ночном были одним из уроков, которые они получали в своей жизни. Мир они воспринимали через различные поверья, бытующие в народе. Тогда в них верили и взрослые, а дети верили ещё сильнее в поэтичные истории о русалках, водяных, домовых.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Краткое содержание Тургенев Бежин луг

Заблудившийся в лесу охотник, ближе к ночи выходит на луг, называющийся в этих краях Бежин. Уставший, он готов просить приюта у кого угодно. На его удачу на лугу расположились вокруг костра ребята, выведшие, лошадей в ночное. Они позволили охотнику переночевать возле их костра.

Сначала ребята молчали, но когда решили, что взрослый заснул, продолжили прерванный разговор. Рассказывали они друг другу страшные истории про нечисть. Первой была быль о том, как мальчикам довелось ночевать на бумажной фабрике и довелось им услышать домового. Увидеть-то его нельзя, а вот звуками разными напугал он мальчишек довольно сильно. Сначала были шаги за стеной, потом сама собой распахнулась дверь, за которой никого не оказалось, и раздался жуткий кашель.

Следующей была история про местного плотника по имени Гаврила, повстречавшего как-то в лесу русалку. Сидела она на дереве, а волосы-то у нее зеленые были. Звала она Гаврилу к себе, тот и пошел. Видать, защекотать его хотела. Они ж, русалки, все этим промышляют! Но плотник-то возьми да перекрестись. Та смеялась все, а после крестного знамения и перестала. Сказала, что могла она с Гаврилой жить всегда, а теперь не бывать тому. И теперь ей невесело будет, пусть же теперь и плотник веселиться не сможет. Вот и ходит он с тех пор печальный.

Дальше история была о том, как псарь Ермила, проходя через болото мимо могилы утопленника, увидал хорошенького барашка. Хотел подманить его да и забрать, позвал: «Бяша, Бяша». А тот оскалился и ответил ему также: «Бяша, бяша».

А еще кто-то видел однажды, как покойный барин искал ночью на болоте разрыв-траву. Уж больно могила давит на него.

А баба Ульяна пошла ночью к церкви. По народному поверью, можно таким образом увидеть тех, кто в течение года умрет. Увидала мальчишку деревенского, тот и впрямь по весне Богу душу отдал. А потом женщину. Приглядывалась Ульяна, приглядывалась, а то она сама! Жива пока, но так и год еще не окончился.

Много еще разных историй рассказывали мальчишки. И про леших и про водяных. Один из ребят отошел от костра, а, вернувшись, поведал, что подойдя к реке, слышал как его кто-то позвал по имени. Решили мальчики, что это водяной был, и ведь только вот его поминали. Не к добру это!

На этом охотник заснул. А утром, поблагодарив ребят пошел домой. Через некоторое время узнал он, что мальчик тот, и в самом деле умер, только не утонул, а упал с лошади.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Тургенев. Все произведения

Бежин луг. Картинка к рассказу

Сейчас читают

На дороге лежит Коняга. Нет у него сил пастись или отойти в тень. Полоса, вспаханная только что, очень уже тяжелая попалась, с камнями. Непонятно даже, как удалось пройти ее до конца такому замученному

Данный рассказ Виталия Драгунского находится в составе цикла «Денискины рассказы», следовательно, ключевой герой здесь шестилетний мальчишка по имени Дениска.

В одной семье, где росли двое детей, Вася и Катя, жила кошка. Осенью она пропала. Где ее только не искали, дети бегали по округе, везде ее звали, но найти так и не смогли. Однажды дети играли у своего амбара, с крыши им послышался писк

Смерть близкого человека всегда как-то сказывается на нас, ведь это потеря кого-то очень близкого и любимого заставляет терять смысл жизни в общем. Так произошло и с девочкой, которой было только семнадцать лет, и звали ее Мария.

Виктор Пелевин по праву считается одним из лучших российских писателей наших дней. Он родился осенью 1962 года. Юношеские годы и детство проходили в городе Долгопрудый.

Краткое содержание рассказа «Бежин луг»

Тургенев Иван Сергеевич

Событие, описанное в рассказе, происходит в середине XIX века в России. В эти года еще не отменено крепостное право. Заблудившийся охотник, автор рассказа, заблудился по лесу. Он выходит на Бежин луг, где сидят крестьянские мальчики. Портреты детей, их рассказы и легли в основу этого произведения.

Автор повести – охотник, который и описывает красоту летней ночи, крестьянских детей у костра. Подразумевается, что это сам Тургенев, заблудившийся в лесу.
Павлуша – мальчик с неправильными чертами лица и в заплатанной одежде, но с умным взглядом. Он – сильный, авторитетный, смелый и решительный.
Федя – красивый, белокурый мальчик, имеет обеспеченных родителей, богато одет. Он пришел на Бежин луг не по нужде, а из интереса. Ведет себя с чувством превосходства.
Илюша – тревожный, озабоченный, неприметный мальчик. Он чисто одет. Илюша уже работает на фабрике и гордится этим.
Костя – невысокого роста, мальчик, болезненный на вид. Его выделяют задумчивые глаза – блестящие и большие.
Ваня – кудрявый мальчик лет семи, тихий, самый маленький и неприметный.

Несколько человек упоминается в мистических рассказах мальчиков, например, плотник Гаврила, впавший в депрессию, баба Ульяна, переполненная страхом смерти, красавица Авдотья, увидевшая водяного.

Рассказчик охотился за тетеревами в Тульской губернии. Охота в этот день удалась, и домой он стал возвращаться лишь вечером, когда солнце уже зашло. Увидев незнакомый осинник, охотник понял, что сбился с дороги. Он заприметил знакомую Синдеевскую рощу, но вместо нее обнаружил лишь темный бугор. Охотник понял, что совершенно заблудился. Он пошел по звездам, наугад. Но вот, наконец, увидев местность, рассказчик понял, куда зашел. Огромная равнина, полукруг широкой реки – это место называлось «Бежин луг». Охотник заприметил два костра и людей возле них. Подойдя ближе, он увидел крестьянских детей, 2-х собак и табун лошадей. Дело в том, что в жаркие летние дни лошадей выгоняют кормиться по ночам, чтобы им не докучали оводы и мухи. Для мальчишек такое времяпровождение – настоящий праздник.

Охотник сказал ребятам, что заблудился и немного поговорил с ними. Он прилег и огляделся по сторонам. Природа вокруг была восхитительна, и рассказчик любовался ею. Из разговоров мальчиков, которых было пятеро, рассказчик узнал их имена и принялся разглядывать их.

Федя – белокурый мальчик, происходил, судя по его одежде, из богатой семьи. Его черты лица были правильными, мелковатыми. Ему было лет четырнадцать, и вел он себя немного высокомерно. Павлуша – широкоскулый, неказистый мальчик с копной черных всколоченных волос. В нем чувствовались ум и сила. Ильюша – горбоносый и подслеповатый. Лицо его было озабочено и напряжено — брови сдвинуты, а губы сжаты. Костя – десятилетний мальчик, был бедно одет. Он выделялся своими глазами – большими, печальными и задумчивыми. Ваня – самый незаметный из ребят. Он лежал под рогожкой, лишь изредка поддерживая разговор.

Охотник претворился, что спит, и мальчики разговорились. Ильюша завел речь о домовом. Мальчик ночевал на фабрике с ребятами. И все они слышали, как домовой ходил, как трещали и гнулись доски под ним. «Потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает».

Дети пекут картошку, посматривают «сварилась» ли она, но картошка еще сырая. Костя рассказывает историю о Гавриле-плотнике. Пошел однажды Гаврила в лес орехов набрать. Задремал и, вдруг слышит, что кто-то зовет его. Увидел тогда он русалку на дереве. Она – вся светленькая и серебряная, как рыбка. Зовет она его к себе и смеется. Гаврила тут же перекрестился. Русалка принялась горько плакать, что не быть им вместе теперь. Не утащила она его в воду, но Гаврила с тех пор не весел, стал. Ходит теперь он мрачным и задумчивым.

Ребята обсудили рассказ о русалке, и вдруг услышали странный и протяжный звук. Ильюша призвал на помощь крестную силу. Павел усмехнулся их реакции и сказал, что картошка уже готова.

Следующую историю рассказывал Илья, про прорванную плотину. В этом глухом месте захоронен утопленник. Однажды псарь Ермила возвращался с почты домой в ночное время. На могиле он увидел барашка и взял его с собой. Странный был этот барашек, уставился мужику прямо в глаза. Ермила гладит его и приговаривает: «Бяша, бяша», а барашик повторяет за мужиком эти же слова, оскаливши зубы.

В момент этого рассказа собаки, громко лая, скрылись во мраке ночи. Их вернул Павлуша, он предположил, что собак взбудоражил волк, но волка нет нигде.

Илья еще рассказал о покойнике-барине, искавшего разрыв-траву, поскольку могила давила на него сильно. Костя был удивлен, он считал, что покойники являются только в родительскую субботу.

Илья вспомнил, что баба Ульяна сидела на паперти, чтобы увидеть, кто в этом году умрет. И увидала она саму себя.

Мальчики вспомнили о недавнем затмении солнца, рассказы о Тришке. Он, якобы, в затмение и явится, и никакой на него управы не будет. Потом дети вспомнили Лешего, поговорили о том, что он не издает никаких звуков, только трещит. Видел его один мужик, рассказывал, что Леший темный, стоит за деревом, только глазища светятся. Дальше разговор пошел о Водяном, который Акулину «испортил» и утопил маленького Васю, игравшего на берегу. Павлуша, вернувшись с реки, как раз слышал голосок Васи, звавший кого-то.

К утру мальчики умолкли, задремал и охотник. Рассказчик проснулся еще до рассвета, и пошел домой вдоль реки. Он рассказал еще и о том, что не стало Павлуши в том же году. Охотник сожалел о гибели такого сильного и смышленого паренька.

Когда читаешь этот рассказ, то буквально чувствуешь дыхание природы, красоту летней ночи, радость от общения детей друг с другом. Ребята сидят у костра и разговаривают. Рядом с ними сидят собаки, пасутся лошади. Складывается очень душевная картина.

Здесь изображено то основное, что ценят люди – контакт человека с природой, дружба ребят и животных, их радость от разговора у костра. Тем более, что действие происходит ночью, когда мир наполнен бесшумной и таинственной красотой.

Несмотря на то, что эти дети принадлежат к семьям крепостных, они с интересом общаются, радуются друг другу. Дети вспоминают страшные случаи из жизни, которые переплетаются с народными поверьями о русалках, утопленниках, леших.

Я думаю, что Тургенев хотел описать контакт человека с природой, то гармонию и красоту, которая есть в жизни каждого человека, независимо от их сословия. Крепостные крестьянские мальчишки с интересом общаются, радуясь замечательной возможности побыть ночью на природе. Важно лишь заметить эту красоту жизни, заключенную в самых обыденных и простых вещах, и наслаждаться гармонией жизни.

  • Что означает бытовая сказка
  • Что объединяет сочинения н а полевого м т каченовского и декабристов
  • Что ожидали дед архип и ленька в начале рассказа
  • Что объединяет между собой рассказы человек в футляре крыжовник о любви ионыч
  • Что объединяет рассказ пришвина со стихами русских поэтов 2 класс