Что не относится к русскому народному фольклору картины сказки песни

Сборник тестовых заданий для 3 класса по 2 четверти. правильный вариант ответа отмечен знаком 1. что такое народный фольклор?

Сборник тестовых заданий для 3 класса по 2 четверти.

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Что такое народный фольклор?

+ устное народное творчество

— творчество композиторов

— творчество детей из народа.

2. Каким бывает народный фольклор?

— письменным

+ устным

— и письменным, и устным.

3. Чем отличается музыкальный фольклор от просто народного фольклора?

— ничем, это одно и тоже

— музыкальный фольклор веселее

+ музыкальный фольклор связан народной музыкой.

4. Какие народы имеют музыкальный фольклор?

— только русские и восточные народы

+ все народы мира

— народы не имеют музыкальный фольклор.

5. К народному фольклору какого народа ближе русский музыкальный фольклор?

— восточному фольклору

+ украинскому и белорусскому

— европейскому: немецкому, чешскому.

6. Почему фольклорные произведения некоторых народов похожи между собой?

+ они жили рядом и общались

— они хорошо воровали друг у друга

— они слышали произведения разных народов по радио и телевизору.

7. Определите родственные народы по творчеству:

+ татары и башкиры;

— русские и немцы;

— японцы и англичане.

8. Определите родственные народы по творчеству:

— русские и татары;

+ японцы и китайцы;

— африканцы и французы.

9. Определите родственные народы по творчеству:

— русские и иранцы;

+ норвежцы и чехи;

— поляки и вьетнамцы.

тест 10. Найдите верное утверждение:

— «В России живут только родственные по творчеству народы»

— «В России проживают только те народы, которые могут считать себя русскими»

+ «Россия – многонациональная дружная страна».

11. Определите неверное утверждение:

— «Народный фольклор — народная мудрость»;

+ «Народный фольклор не имеет автора»;

— «Автор народного фольклора неизвестен».

12. Определите образцы поэтического фольклора:

+ загадки, пословицы;

— танцы, сказки;

— сказания, притчи.

13. Определите образцы музыкально-поэтического фольклора:

— сказки, пословицы;

+ песни, былины;

— романы, картины.

14. Этот вид народного музыкального фольклора имеет стихи и мелодию, составлена в юморном характере, поется как передразнивание кого-либо:

— былина;

+ частушка;

— песня.

15. Этот вид музыкального фольклора применяется в традиционных праздничных шествиях, сопровождается песней и ходьбой вокруг чего-либо:

— былина;

— частушка

+ хоровод.

16. Назовите самую популярную русскую народную хороводную песню:

— «Взвейтесь кострами»;

— «Хороводная-огородная»;

+ «Во поле березка стояла».

17. Какой жанр народной музыки есть у всех народов и используется для убаюкивания маленького ребенка:

— лирические песни;

+ колыбельные песни;

— солдатские песни.

18. Какие жанры музыкального фольклора есть у всех народов и используются для сопровождения труда и трудовых обрядов:

— колыбельные песни;

+ трудовые и бытовые песни;

— свадебные песни.

19. Этот жанр считается очень древним. На Руси его исполняли гусляры неторопливо и повествовательно, медленно рассказывая о чем-либо:

— частушка;

+ былина;

— свадебная песня.

тест-20. О чем рассказывали русские былины?

+ о Руси, о народе, о великих событиях в Древней Руси.

— о веселой разгульной жизни некоторых народов;

— о родной природе, ее красоте и беззащитности.

21. Назовите известных на Руси сказителей былин:

— Добрыня Никитич и Алеша Попович;

+ Садко и Баян;

— Царевна-лягушка и Конек-горбунок.

22. Назовите известных героев русских былин:

+ Добрыня Никитич и Алеша Попович;

— Садко и Баян;

— Царевна-лягушка и Конек-горбунок.

23. Определите народный инструмент, который встречается не только у русских, а и у татар, марийцев и других народах Поволжья:

+ гусли;

— скрипка;

— кастаньеты.

24. Определите истинно русский народный музыкальный инструмент:

— думбыра;

— барабан;

+ балалайка.

25. Какой ударный инструмент встречается у многих народов России?

— литавры;

— маракас;

+ деревянные ложки.

26. Какие духовые инструменты известны у народов России?

— гармонь, баян

+ свирель, рожок, флейта

— балалайка, домра.

27. Почему у национального костюма у русских много цветочных узоров?

— русский народ больше ничего не видел;

+ русские просторы богаты цветами;

— потому что в этих костюмах пели песни о цветах.

28. Почему у национального костюма марийцев и удмуртов много геометрических фигур?

+ их музыка имеет резких угловатый ритм, притопы;

— они больше ничего не видели;

— потому что они пели песни о геометрии.

29. Какие элементы в костюмах у северных народов России?

— там много цветочных оттенков;

+ там много меховых элементов;

— там много шелковых элементов.

тест_30. Когда носили национальные костюмы народы России?

+ по праздникам и по традиционным обычаям

— в повседневной жизни

— только в музеях и концертных представлениях.

31. К какой категории относится хор?

— композитор

+ исполнитель

— слушатель.

32. Сколько человек поет в хоре?

— один

+ больше пятнадцати

— десять.

33. Хор по сути является:

+ поющим коллективом;

— инструментальным оркестром;

— музыкальным сопровождением.

34. Кто является руководителем хорового коллектива?

— учитель математики

— директор школы

+ дирижер.

35. Это нотные записи, по которым певцы хора поют, а дирижер следит за исполняемым произведением:

+ партитура;

— аккомпанемент;

— вокализ.

36. Определите, какие бывают хоры:

— морские, пешеходные, железнодорожные;

+ женские, мужские, смешанные;

— желтые, зеленые, красные.

37. Определите, какие бывают хоры:

— дворовые, оркестровые;

+ военные, церковные;

— молодежные, восьмидесятые.

38. Это хор выступает на сцене концертного зала и исполняет классические произведения:

+ академический хор;

— церковный хор;

— военный хор.

39. Этот хор чаще выступает в храмах, и исполняет религиозные песни:

— детский хор;

+ церковный хор;

— народный хор.

тест*40. Какие песни исполняет военный хор?

— веселые детские песни

— оперную классику

+ маршевые, торжественные песни.

41. В составе такого хора поют только обученные хоровому искусству певцы:

— самодеятельный хор;

+ профессиональный хор;

— ученический хор.

42. Кто является участником детского хора?

— любой желающий

+ дети и подростки

— профессионалы.

43. Такой хор часто выезжает на родные просторы и поет протяжные песни о родной земле:

— академический хор;

+ народный хор;

— церковный хор.

44. Каким хором является наш классный хор?

+ детским и ученическим

— военным и народным

— профессиональным.

45. Кого узнаете на рисунке?

Что не относится к русскому народному фольклору картины сказки песнивопрос теста Гусляр Садко

— Лунтика с гитарой

+ гусляра Садко

— Илью Муромца.

46. Как вы думаете, какие народные инструменты изображены на картине, как определили?

вопрос теста Русские народные инструменты

+ русские, видно по узорам

— удмуртские, фигуры геометрические

— здесь не народные

музыкальные инструменты.

47. Какие особенности у этого платья?

вопрос теста Русский народный костюм

— это желтый свадебный наряд

— это комплект для восточного танца

+ это русский народный костюм.

48. Какой хор изображен на картине?

вопрос теста Народный хор

— церковный хор

— военный хор

+ народный хор.

49. Определите коллектив по составу участников:

вопрос теста Смешанный хор

+ смешанный хор;

— детский хор;

— женский хор.

тест№ 50. Где живут народы, национальный костюм которых видите на рисунке?

вопрос теста Национальный костюм на севере России

— на юге России

+ на севере России

— таких народов не бывает.

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 15-31.

УКМ «Школа России»

Ответы на вопросы раздела «Устное народное творчество»

1. Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.

К устному народному творчеству мы относим произведения, автором которых является народ. Такие произведения сочинялись во все времена, и раньше передавались из уст в уста.

В этих произведениях люди выражали свою мечту о счастье.

К устному народному творчеству относятся малые фольклорные произведения, в том числе сказки. Сказки бывают волшебными, бытовыми и о животных.

В волшебных сказках всегда есть волшебные предметы и сказочные превращения.

2. Какие виды народного творчества ты знаешь?

Заклички, песни, потешки, скороговорки, пословицы, загадки, сказки.

3. Составь список книг, которые можно поместить на выставке «Народное творчество».

Список книг для выставки устное народное творчество:

  1. Русские народные сказки.
  2. Русские волшебные сказки.
  3. Русские бытовые сказки.
  4. Русские сказки о животных.
  5. Сборник «Народные песни».
  6. «100 пословиц и поговорок».
  7. Сказки народов России.
  8. «Пословицы и поговорки о временах года».
  9. «Лучшие детские загадки о животных».
  10. «Считалки и скороговорки для детей».

4. Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка). Возможно, в том месте где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного искусства. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.

Примеры рассказов о каждом из этих народных промыслов можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Дополни текст заклички:

Бабочка, бабочка, сядь на ладошку —

Сядь на цветок — принеси нам медок.

Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам!

Принесите нам тёплую весну и солнце!

6. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов «Весна-красна!

Пример заклички про весну для 3 класса

Весна-красна! Приходи к нам быстрей!

Яркое солнышко, свети нам теплей!

Милый дождик лей, лей сильней!

Мы станцуем вам быстрый хоровод

Чтобы меньше было у людей хлопот! 

Приходи скорее в гости к нам весна!

Красно солнышко горит и весна красна!

7. Собери пословицы на стр. 53 в учебнике. Восстанови загадки на стр. 54.

Пример выполнения этого задания смотри в ответах на вопросы учебника к этому разделу по ссылке.

8. Придумай свои загадки к словам: лёд, снег, весна, листья, дождь, лес, подсолнух.

Примеры загадок к словам для 3 класса

Между снегом и водой

Он бывает голубой.

(лёд)

Солнце на земле растёт — 

Кто захочет, тот сорвёт!

(Подсолнух)

Он не море и не поле — 

Для деревьев он раздолье!

(Лес)

Под деревьями трава, 

А на дереве ….

(Листва)

С неба звёздочки летят,

Только губы холодят.

(Снег)

Если он идёт стеной — 

Это значит проливной.

(Дождь)

Тает снег, бегут ручьи. Прилетели вновь грачи.

Значит кончилась зима. Значит к нам пришла …

(Весна)

9. Определи, какое слово лучше всего раскрывает понятие «докучать».

Это понятие лучше всего раскрывает слово «Надоедать».

10. Прочитай докучную сказку про журавля. Как она начинается? Найди повторяющиеся слова, выражения. Какими словами заканчивается сказка?

Сказка начинается словами: Слушайте, послушайте!

Повторяющиеся слова: ноги, хвост, увязнет, вытащит.

Сказка заканчивается словами: Хороша ли моя сказочка?

10. Попробуй сочинить докучную сказку.

Примеры оригинальных докучных сказок можно посмотреть, перейдя по ссылке.

11. Раздели текст сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка на смысловые части. Выпиши опорные слова. Озаглавь части. Можно ли твою запись считать планом? Докажи.

План сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

12. Сколько раз повторяются слова «Солнце высоко…»? Какие ещё слова повторяются?

Слова «Солнце высоко…» повторяются в сказке три раза.

Также повторяются слова: «Не пей, братец»,  и призыв Иванушки: «Выплынь, выплынь на бережок».

13. Раздели сказку «Иван-царевич и серый волк на три части. Озаглавь их.

Пример разделения сказки на три части можно посмотреть в ответах на вопросы учебника, перейдя по ссылке.

14. Как ты понимаешь выражение «Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает»? Какую картину ты себе представляешь?

Это выражение описывает скорость передвижения волка. 

Я представляю такие картины:

Леса пробегали мимо глаз с такой скоростью, что казались синими.

От помахивания хвоста на бегу по воде озёр идут волны.

15. Каким был Иван-царевич?

Он был добрым, смелым, решительным и мужественным. Он не был хитрым, потому что всё время попадался. Он был исполнительным и трудолюбивым, потому честно сторожил яблоки. Он не был глупым, но и умным его нельзя назвать.

16. Сравни сказку, иллюстрации Билибина и репродукции картин Васнецова. Какое настроение создают? Запиши свои мысли используя опорные слова.

Пример сравнения картины Васнецова и иллюстрации Билибина можно посмотреть, перейдя по ссылке.

17. Рассмотри произведения изобразительного искусства. Выпиши их названия и распредели на группы.

Портрет: Аргунов «Портрет Шереметьева», Маковский «Алексеич».

Пейзаж: Ге «Мост в Вико», Шишкин «Дубы».

Натюрморт: Ван Гог «Натюрморт с гладиолусами», Серебрякова «Натюрморт с кувшином».

18. Найди в сказке «Сивка-бурка» зачин.

Зачин: «Жил-был старик, и было у него три сына».

Мы сразу узнаём, кто будет героями сказки.

19. Составь таблицу сказочных зачинов. 

Жили-были: «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

В некотором царстве, в некотором государстве: «Царевна-лягушка», «Медное, серебряное и золотое царства»,  «Каменное царство».

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве: «Сказка о золотом петушке».

Ехал однажды мужик с базара: «Мудрая девушка».

20. По каким признакам можно определить волшебную сказку?

Выбираем: Чудеса и превращения, волшебные слова, волшебные предметы, троекратные повторы.

Дополняем: волшебные существа, сказочный мир, борьба добра со злом.

21. Вспомни сказку в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.

Вспомним сказку «Вещий сон». В ней используются сразу три волшебных предмета из этого списка.

Её главными героями являются Иван, Царевич и Елена Прекрасная.

Иван не хотел рассказывать вещий сон и Царевич бросил его в темницу. Сам Царевич поехал свататься к Елене Прекрасной, а Иван набрал одиннадцать товарищей и поехал следом.

По дороге он забрал у спорящих старичков шапку-невидиму, сапоги-скороходы и ковёр-самолёт, и с их помощью помог Царевичу отгадать загадки Елены.

Царевич успешно женился и вернулся домой.

В этом и состоял вещий сон, увиденный Иваном.

22. Рассмотри иллюстрацию Васнецова на стр. 43 учебника. К какому эпизоду сказки можно её отнести?

Это эпизод третьего прыжка Сивки-Бурки. Иван допрыгнул до Елены и снял перстень.

Герои очень красивые, как я их и представляла.

23. Придумай свои вопросы по содержанию сказки «Сивка-бурка».

Двадцать вопросов по содержанию сказки и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.

24. Как бы ты сказал, что такое сказка?

Сказка — это литературное или народное произведение, которое изображает всё чудесное, необычное, волшебное. В ней всегда добро побеждает зло.

25. Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать?

Чудесные превращения, троекратные повторы, зачин, концовка, присказка, сказочные помощники, невероятные события.

26. Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах:

Бытовые сказки: «Каша из топора», «Умная внучка», «Как Иванушка-дурачок дверь стерёг».

Сказки о животных: «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Петушок и бобовое зёрнышко».

Волшебные сказки: «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»

27. Сравни произведения художников Билибина и Васнецова. Составь рассказ об одном из них. Запиши план рассказа.

Пример рассказа о художниках Васнецове и Билибине можно посмотреть в ответах на вопросы  учебника к этому разделу, перейдя по ссылке.

План рассказа о художнике для 3 класса

  1. Годы жизни.
  2. Как стал художником.
  3. Самые известные картины.
  4. Моя любимая картина.
  5. Впечатление от картины.

28. Сочини свою волшебную сказку.

Пример самостоятельно мной придуманной волшебной сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.

29. Говорят, что сказка — добрым молодцам урок. Чему тебя учат сказки?

Сказки учат: отличать добро от зла; совершать хорошие поступки; быть находчивым и смелым; быть мудрым, отзывчивым, честным; понимать, что такое настоящая дружба; сравнивать героев.

1

Тестовые задания по музыке для 5 класса.

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Музыка это —

а) пространственное искусство;

+б) временное искусство;

в) прозрачное искусство.

2. Что роднит литературу с музыкой? Бывает ласковой, угрожающей, взволнованной:

а) голос;

+б) интонация;

в) текст.

3. Кто из этих композиторов русский:

а) Ф. Шопен;

+б) М. Мусоргский;

в) К. Дебюси.

4. В какую группу симфонического оркестра входит скрипка:

а) медные духовые;

+б) струнные;

в) ударные.

5. Родина оперы:

+а) Италия;

б) Франция;

в) Россия.

6. На что опираются большинство композиторов при создании своих произведений:

а) на музыку других композиторов;

б) на старинные придания;

+в) на литературу.

7. Австрийский композитор-песенник:

а) Ф. Лист;

б) К. Дебюси;

+в) Ф. Шуберт.

8. Самый распространенный жанр музыкального творчества:

+а) песня;

б) танец;

в) симфония.

9. Как называется небольшое музыкальное произведение для голоса в сопровождении фортепиано или гитары:

а) мотет;

+б) романс;

в) частушка.

тест 10. Жанр вокально-инструментальной музыки:

а) симфония;

+б) кантата;

в) балет.

11. Кто из композиторов написал симфоническую миниатюру «Кикимора», основанную на сюжете русских сказок:

+а) А. К. Лядов;

б) Н. А. Римский-Корсаков;

в) М.П. Мусоргский.

12. В творчестве какого композитора переплетаются: живопись, музыка, поэзия:

а) М. Чюрленис;

+б) В. Кикта;

в) П. Чайковский.

13. Обращаясь к литературным источникам, композиторы создают «эти» произведения:

+а) программные произведения;

б) литературные произведения;

в) произведения изобразительного искусства.

14. Песня, исполняемая только на гласном звуке:

а) романс;

б) серенада;

+в) вокализ.

15. В каком жанре написаны «Песни венецианских гондольеров» Ф. Мендельсона:

а) серенада;

+б) баркарола;

в) цыганская песня.

16. Какое историческое событие стало основой для создания кантаты С. Прокофьева и одноименного фильма С. Эзенштейна:

а) Куликовская битва;

+б) Невская битва;

в) Бородинское сражение.

17. Этот композитор написал свое произведение для солистов, хора и ударных инструментов «Перезвоны», основанное на рассказе о родине В. М. Шукшина:

а) Г. В. Свиридов;

+б) В. А. Гаврилин;

в) М. И. Глинка.

18. Польский композитор, пианист, подаривший нам ноктюрны, вальсы, мазурки:

а) Р. Шуман;

б) Ф. Шуберт;

+в) Ф. Шопен.

19. Произведение траурного характера для хора с оркестром называется:

+а) реквием;

б) концерт;

в) симфония.

тест-20. Жанр, зародившийся в Италии, в котором театральные актеры стали петь. В его основе происходит соединение музыки и действие:

а) мюзикл;

+б) опера;

в) спектакль.

21. «Книжечка», в которой излагается сюжет оперы:

а) сценарий;

б) план;

+в) либретто.

22. Вокальная музыка — это:

а) музыка, исполняемая голосом без слов;

б) музыка, исполняемая на инструменте;

+в) музыка, исполняемая голосом.

23. Опера-былина, написанная Н. А. Римским-Корсаковым, в основе которой, сюжет легла былина об отважно путешественнике и гусляре:

+а) «Садко»;

б) «Святогор»;

в) «Добрыня».

24. Жанр, в котором, соединятся танец, музыка и литературу. В переводе с латинского название этого жанра переводится как «танцую»:

а) опера;

+б) балет;

в) мюзикл.

25. Как называется балет, написанный великим русским композитором П. И. Чайковским, в основе которого легла сказка Э. Т. А. Гофмана:

а) «Солдатик»;

б) «Мальчик»;

+в) «Щелкунчик».

26. М.И. Глинка – это:

+а) русский композитор, основоположник русской музыки;

б) норвежский композитор;

в) создатель жанра балет.

27. «Музыкальная комедия». Развлекательное представление, в котором присутствуют все виды искусства (песня, танец, изобразительное искусство)?

+а) мюзикл;

б) опера;

в) балет.

28. Вид древнерусского церковного пения?

+а) знаменный распев;

б) гвардейский распев;

в) церемониальный распев.

29. Как называлась кантата, написанная С. Прокофьевым на исторический сюжет про князя:

а) Князь Владимир;

+б) Александр Невский;

в) Николай II.

тест_30. Картина из трех частей называется:

а) диптих;

б) трио;

+в) триптих.

31. Низкий женский голос называется:

а) сопрано;

б) альт;

+в) меццо-сопрано.

32. Как называется песня австрийского композитора Ф. Шуберта «про рыбу»:

+а) форель;

б) камбала;

в) акула.

33. «Увертюра» — это:

а) название музыкального инструмента;

б) название оперы;

+ в) оркестровое вступление.

34. Русский композитор-песенник с тяжелой с тяжелой судьбой. Даже вдали от Родины, он передавал свою любовь к ней через музыку:

а) П. Чайковский;

б) М. Глинка;

+в) С. Рахманинов.

35. Какому городу посвящена симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В. Г. Кикта:

а) Москва;

+б) Киев;

в) Петербург.

36. Инструмент, который сравнивают со звучанием человеческого голоса, и часто его звучание похоже на плач. Этот инструмент раньше был любимым у бродячих музыкантов:

+а) скрипка;

б) гитара;

в) арфа.

37. Великий скрипач-виртуоз, живший в XVIII веке, и написавший популярный «Каприс №24»:

+а) Н. Паганини;

б) А. Корелли;

в) Д. Ойстрах.

38. Руководитель оркестра:

а) капельмейстер;

+б) дирижер;

в) хормейстер.

39. Оркестр состоит из 4 групп: струнные, медные духовые, ударные и …:

а) оловянные духовые;

б) стеклянные духовые;

+в) деревянные духовые.

тест*40. Великий композитор, который написал 9 симфоний. К концу жизни оглох:

+а) Л. Бетховен;

б) А. Моцарт;

в) Й. Гайдн.

41. Этот величественный инструмент можно встретить в храмах и соборах:

а) рояль;

+б) орган;

в) ударная установка.

42. Пение без музыкального сопровождения называется:

а) a bella;

+б) a capella;

в) andantino.

43. Музыкальное произведение, созданное И. С. Бахом, в котором одна и та же тема повторяется в разных голосах:

а) романс;

б) симфония;

+в) фуга.

44.В переводе с греческого, названия такого вида музыкального произведение, в котором одновременно могут звучать несколько мелодий, переводится как «многозвучие»:

+а) полифония;

б) соната;

в) симфония.

45. Это произведение обычно в трех частях с глубоким содержанием. Части этого произведения обычно разные по характеру:

а) симфония;

+б) соната;

в) полифония.

46. Основоположник импрессионизма в музыке, французский композитор. Его творчество основывалось на творчестве русского композитора Н. Римского-Корсакова:

а) М. Равель;

б) А. Капле;

+в) К. Дебюси.

47. Произведение С. Прокофьева, в котором нет реальных пейзажей, а только что-то абстрактное, похожее на ломаные линии:

+а) «Мимолетности»;

б) «Быстротечность»;

в) «Минутности».

48. Русский композитор, который написал «Картинки с выставки», «Рассвет на Москве-реке»:

а) М. Глинка;

+б) М. Мусоргский;

в) С. Рахманинов.

49. В какую группу оркестра входит барабан:

+а) ударные;

б) медные;

в) струнные.

тест№ 50. Что является главным в песне:

+а) слова и мелодия;

б) ритм и слова;

в) мелодия и исполнитель.

51. Что не относится к русскому народному фольклору:

+а) картины;

б) сказки;

в) песни.

52. Песня без слов – это…:

а) песня без сопровождения;

+б) небольшая инструментальная пьеса лирического характера;

в) песня на воде.

53. Родина жанра «баркарола»:

а) Россия;

б) Мексика;

+в) Италия.

54. Жанр вокальной музыки:

а) симфония;

б) соната;

+в) романс.

55. Жанр симфонической, инструментальной музыки:

а) романс;

б) реквием;

+в) симфония.

56. Произведение «Картинки с выставки» М. Мусоргского было написаны под впечатлением выставки картин:

+а) В. Гартмана;

б) В. Васнецова;

в) В. Серов.

57. Когда поют сразу много человек это:

а) дуэт;

+б) хор;

в) ансамбль.

58. Симфонии исполняет:

а) хор;

б) солист

+в) оркестр.

тест: 59. Бельканто означает:

а) красивый танец;

б) красивый голос;

+в) прекрасное пение.

Что такое человек в эпоху Возрождения?

Renaissance man) — тот, чьи интеллектуальные способности, интересы и деятельность не ограничены одной областью знаний и единственной областью их применения, а также индивид, добивающийся ощутимых практических результатов по всем направлениям.

Чем характерна эпоха Возрождения?

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит её «возрождение» — так и появился термин.

Что было после эпохи Возрождения?

После эпохи Возрождения следует эпоха Барокко. Объяснение: Барокко – период в истории европейской культуры 17-18 веков. А общими черта барокко являются цветистость, динамичность, пышность, достоверность, бытовая тематика, интерпретация, классицизм, экспрессия.

Что было после барокко?

Классицизм возникает в XVII веке и развивается параллельно с барокко. Затем заново он появляется в период Французской Революции (в западной историографии этот период принято иногда называть неоклассицизмом, так как еще один классицизм был во Франции перед наступлением эпохи барокко.

Какой стиль был после романтизма?

В эпоху развития буржуазии на смену барокко и рококо, потерявших свое влияние в искусстве, пришел классицизм, перенявший античные формы. Приблизительно в то же время появился и романтизм. После увядания барокко классицизм получил широкое развитие во Франции, Германии, Англии и России.

Чем отличаются стили барокко и классицизм?

Барокко – это красота, пышность, буйство и динамичность, тогда как для классического стиля больше подходит строгость и равновесность, но та же масштабность. Если барокко – это блеск и даже напыщенность, то классицизм более сдержанный стиль, который предполагает применение простых линий и правильных геометрических форм.

Какие бывают стили рисования?

Основные стили в живописи

  • Готика Зародилась во Франции в XI – XII веках.
  • Ренессанс или Возрождение Пришел из Италии в XIV века.
  • Маньеризм Направление в развитии живописи XVI века.
  • Барокко Пышный, динамичный, роскошный стиль живописи и культуры, зародившийся в Италии в XVI веке.
  • Классицизм
  • Романтизм
  • Символизм
  • Реализм

Что входит в понятие вид искусства?

Виды искусства — это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

Какие направления существуют в изобразительном искусстве Треченто?

Ведущим видом изобразительного искусства треченто была живопись: наиболее типична — сиенская школа живописи. В это время творил великий флорентиец, родоначальник реалистического направления Джотто ди Бондоне. В литературе треченто произошёл поворот к гуманизму: творили Данте, Петрарка, Боккаччо.

Как называется художественный стиль первой трети 19 в зародившийся в наполеоновской империи в живописи архитектуре прикладном искусстве являющийся продолжением и завершением классицизма?

7. Ампир (от франц. empire — империя) — стиль в архитектуре и декоративном искусстве возникший во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Ампир — финал развития классицизма.

Что относят к искусству?

Искусство:архитектура,изобразительное искусство,графика,живопись,скульптура,литература,музыка,хореография, фотоискусство,киноискусство.

Что относится к временному виду искусства?

Временные искусства – это те виды искусства, которые распространяются во времени, а именно: музыка, танец, мимика. Время не имеет никакого отношения ни к скульптуре, ни к архитектуре, ни к живописи, так как они относятся к группе пространственных искусств.

Какие виды искусства относятся к фольклору?

Народный «фольклор» (музыка, песни, танцы, театр и кино). Не кочегары мы, не плотники. Декоративно-прикладное искусство, к которому относятся разные виды народных промыслов (например, дымковская игрушка, городецкая роспись, каслинское литье и пр.). Фольклор (песни и танцы).

Какие произведения относятся к фольклору?

В русском фольклоре к эпическим жанрам относятся былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, сказы, пословицы, поговорки. Лирические фольклорные жанры — это обрядовые, колыбельные, семейные и любовные песни, причитания, частушки. К драматическим жанрам относятся народные драмы.

Что не относится к жанру фольклора?

Относятся: пословицы, поговорки, загадки, сковоговорки, сказки. Не относится: повесть.

Что относится к фольклору?

— эпические (былины, исторические песни, духовные стихи, сказки и суеверные рассказы (быличка и бывальщина), легенды, предания, пословицы и поговорки); —лирические (обрядовые, социально-бытовые, семейные, колыбельные, любовные, игровые, шуточные, сатирические, воинские песни, частушки, причитания, народные романсы);

Что является фольклорным жанром?

Фольклорными могут быть все виды жанров: эпические, драматические, лирические.

Что относится к русскому литературному фольклору?

Ру́сский фолькло́р — собирательное название произведений русского устного народного творчества (фольклора)….Другое

  • Байка
  • Бывальщина
  • Докучная сказка
  • Жнивная песня
  • Календарно-обрядовые песни (колядки, подблюдные песни, троицко-семицкие, купальские, жнивные и т. д.)

Что относится к детскому фольклору?

К ним относятся произведения, которые поются или ритмично произносятся: игровые песни, дразнилки, считалки, небылицы, заклички, шуточные песни, а также присказки, скороговорки, загадки, сказки. Некоторая их часть составлена взрослыми для детей, но большинство из этого вида — это творчество самих детей.

Что отличает детский фольклор от фольклора взрослых?

Детский фольклор — это прежде всего произведение, созданное и исполненное самими детьми и заимствованное у взрослых, переработанное в соответствии с психологией и потребностями детского возраста. Он отличается от фольклора взрослых как по своему содержанию, так и по художественной форме и функции.

Какие жанры устного народного творчества вам известны?

Жанры народного творчества:

  • Устное народное творчество (фольклор). Включает в себя сказки, легенды, былины, загадки, считалки, поговорки.
  • Народная музыка. Этот жанр тесно связан с устным народным творчеством, поскольку многие фольклорные произведения сопровождались музыкальным оформлением.
  • Народный театр.
  • Народный танец.
  • Промыслы.

Что входит в русское народное творчество?

Народное творчество – это художественное искусство, которое создаёт народ: фольклор, народная поэзия, театр, музыка, танец, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура, то есть творческая художественная деятельность народных масс.

Какие жанры не относятся к русскому народному творчеству?

К устному народному творчеству не относятся произведения, созданные автором: рассказ, новелла, роман, повесть, басня, стихотворение, элегия, сонет, ода и др.

  • Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folklore — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
    Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности не
    скольких видов искусств.
    Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа. Фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
    Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
    В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость “словесного текста напева и характера исполнения”, сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII–XIX веках, можно составить представление о былинах XI–XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500–600 лет назад.
    Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.

  • Надежда Смольянинова
    Эссе «Мои представления о значении фольклора в современной жизни»
    Мы живем в сложное перестроечное время, когда каждый заботится о том, как прожить спокойно день. Поэтому с годами на многое начинаешь смотреть по-другому, заново что-то открываешь и переоцениваешь. В первую очередь, это относится к нашему прошлому, которое знаем очень поверхностно. Восстановить связь времен поможет фольклор. Именно он рассказывает нам: как жили люди, работали; раскрывает духовный мир русского человека.
    Я ничего не знала о фольклоре, когда «познакомилась» с ним в раннем возрасте, и этому способствовала моя бабушка. Именно она мне рассказывала сказку «Курочка Ряба» и пела колыбельную песню «Про волка». Слушая ежедневно сказку, я сама быстро выучила ее. Колыбельную пела кукле-голышу. И только потом, спустя двадцать лет, я поняла, что мне тогда было всего один год. В подростковом возрасте услышала от бабушки много русских народных песен, которые она раньше пела в деревне. Самой ее любимой была «Уж ты, сад, ты, мой сад». А еще массу частушек и пословиц. Все эти знания непроизвольно отложились в моей голове до поры до времени. Родились мои дети – вот тогда все это доброе и полезное я вспомнила. Работая почти тридцать лет воспитателем, я постоянно обращалась к русскому народному творчеству: то собирала русские народные игры, то потешки, то кропотливо изучала быт людей, их одежду и т. д. Все это пригодилось мне в моей работе.
    Дети в отличие от взрослых умеют радоваться всей душой. В минуты общения с ними, находясь в русской избе детского сада, всегда хочется очень много рассказать, показать, объяснить, дать потрогать вещи, сделанные старинными мастерами: сундук и самовар, прялку и кочергу, зыбку и вышитые одеяла. Здесь же водим хороводы, поем, разучиваем и показываем драматизации и сценки из театра Петрушки. Все дети, без исключения, бывают заинтересованы.
    Если Вы хотите знать о значении фольклора в современной жизни, то могу ответить однозначно: он нужен! Нужен каждому ребенку, так как от соприкосновения с ним маленький человечек становится добрее, лучше, умнее, учится адекватно мыслить, сравнивать добро и зло, делать хорошие поступки.
    Фольклор – это основа нашего уклада жизни, он – как воздух, которым мы дышим. Это то, без чего не может жить каждый русский человек.
    Задача педагогов дошкольных и школьных учреждений состоит в том, чтобы на протяжении нескольких лет (пока ребенок находится в детском саду и школе) знакомить детей с русским фольклором и дать им знания, которые потом им пригодятся в жизни.

  • «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, — говорившиеся нараспев, под звон струн, — о славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
    Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».[1]
    Слова А. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора. Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываемся мы и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе
    Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор — это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, художественное словесное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
    Русский героический эпос (былины) – замечательное наследие прошлого, свидетельство древней культуры и искусства народа. Он сохранился в живом устном бытовании, возможно, в первоначальном виде сюжетного содержания и главных принципов формы. Свое название былина получила от близкого по смыслу слова «быль». Это означает, что былина рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в былине правда. Былины записаны от сказителей (часто неграмотных), воспринявших их по традиции от прежних поколений.
    Былина – старая песня, и не все в ней бывает понятно, рассказывается она неторопливым, торжественным тоном. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей. Например, былины о Вольге Буслаевиче, победителе царя Салтана Бекетовича; о герое Сухмане, победившем врагов – кочевников; о Добрыне Никитиче. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают не доверяющие им князья. Рассказанные детям былины учат их уважать труд человека и любить свою родину. В них объединился гений народа.
    В течение всей жизни фольклор помогает человеку жить, работать, отдыхать, помогает принимать решения, а также бороться с врагами, как показывалось выше на примерах.
    По своей специфике фольклор является самой демократичной формой искусства, и при любых обстоятельствах – мир ли на земле или война, счастье или горе, фольклор остается устойчивым, а также активным.

  • Устное народное творчество, фольклор – это источник вековой народной мудрости. В этом утверждении заключена неоспоримая истина, ведь свое начало народное творчество берет еще с глубокой древности. Народный фольклор отражал опыт предыдущих поколений, его несли из уст в уста, поскольку письменность в те далекие времена была не распространена.
    Все сферы жизни наших предков нашли свое оригинальное отражение в фольклоре. Именно поэтому устное народное творчество имеет такое богатое жанровое разнообразие. Это приметы, загадки, всеми любимые пословицы и поговорки, сказки и суеверные рассказы, шутки-прибаутки и анекдоты, колыбельные и частушки, баллады и былины, предания и легенды, исторические и лирические песни, семейно-бытовая и календарная обрядовая поэзия и даже целые драматические произведения. Каждому жанру присущи свои уникальные особенности и традиционно выверенный способ выражения и передачи. Многие жанровые виды фольклора включают в себя элементы театрализации и предполагают исключительно живое исполнение, что наполняет их новыми красками, обогащает душевностью каждого исполнителя в частности и последующего поколения в общем. Но при этом основная идея, ведущий замысел, общепринятый моральный и поучительный стержень, эстетическое оформление остаются неизменными. Все это возможно благодаря крепкой и неразрывной связи устного творчества с многовековыми традициями.
    Такая особенность фольклора делает его близким и понятным любому человеку, независимо от возраста, пола и социального статуса. Даже в младенческом возрасте люди способны воспринимать интонационное, звуковое, речевое и смысловое богатство фольклора, которое, несомненно, влияет на их эмоциональное развитие и мозговую деятельность. Простота и завершенность форм, обобщенность образов, возможность легкого воспроизведения – эти качества народного творчества близки по своей природе к творчеству детей, и поэтому им так нравятся. По произведениям русского народного творчества современному взрослому поколению легко узнать и понять, как и чем жили наши далекие предки, какие проблемы их беспокоили и как они учились их решать. В фольклорных произведениях заключены многолетние наблюдения, воспроизведены традиции и обряды народа, выражена общая оценка жизни и коллективное мнение. Весь фольклор пронизан истинными жизненными ценностями, морально-этическими установками и благими поучениями.

  • Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folk-1оге — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
    Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств.
    Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
    Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
    В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость “словесного текста напева и характера исполнения”, сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII—XIX веках, можно составить представление о былинах XI—XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500—600 лет назад.
    Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.

  • Фольклор

    Сочинение по произведению на тему: Устное народное творчество

    Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folk-1оге — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
    Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств.
    Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
    Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
    В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость «словесного текста напева и характера исполнения», сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII—XIX веках, можно составить представление о былинах XI—XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500—600 лет назад.
    Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.
    folklor/folklor10
    История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение. Книжные предисловия – сборник сочинений и эссе по литературе

  • Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folk-1оге — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
    Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств.
    Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
    Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
    В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость «словесного текста напева и характера исполнения», сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII—XIX веках, можно составить представление о былинах XI—XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500—600 лет назад.
    Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.
    ?

  • «Русский народ создал огромную изустную литературу… Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов». Фольклор – это подлинная энциклопедия поэтических знаний народа, дающая полные представления об идейно-эстетических богатствах его творчества. Фольклорные произведения возникли и бытуют в народных массах. Но понятие «народ» – социально-историческое. В разные исторические эпохи социальная структура народа была разной. В доклассовом обществе фольклор удовлетворял запросы всех людей. В эпоху феодализма народные произведения преимущественно выражали настроения и мысли обездоленного крестьянства и «народа людей», то есть тех же крестьян, находившихся на подневольной работе у заводчиков и фабрикантов. С развитием капитализма в народном творчестве большое место занял народный фольклор.
    Фольклор народа (народный фольклор) – устные народные произведения, которые были созданы в рабочей среде или усвоены ею и переработаны настолько, что стали отражать духовные запросы именно этой среды. Устный репертуар народа был значительно шире собственно рабочего фольклора. Еще в XIX в., а также позднее, в среде народа записывали крестьянские песни, сказки, пословицы и поговорки, обрядовую поэзию. Исследователями было отмечено, что эти произведения начинали трансформироваться, выражать жизненные интересы народа, их идеалы. Например, традиционный свадебный обряд, записанный от солеваров Прикамья, содержал величальную песню жениху, в которой тот прославлялся как мастеровой-умелец. Подобные факты свидетельствовали о том, что фольклор народа, особенно на ранних этапах, формировался на почве культурной традиции, созданной патриархальной деревней.
    Однако, в отличие от частушки, фольклор народа не превратился в национальное, общерусское явление. Его характерная особенность – локальность, замкнутость в пределах той или иной промышленной территории. Рабочие фабрик, заводов и рудников Петрозаводска, Донбасса, Поволжья, Урала, Алтая, Сибири почти не знали устных произведений друг друга.
    Процесс создания новых произведений рабочего фольклора также был своеобразным. В большинстве случаев они имели авторов – непрофессиональных поэтов-самоучек. Утратив связь с устной народной культурой, эти люди лишь поверхностно приобщились к культуре городской, книжной и пытались ей подражать, что не могло не сказаться на художественном уровне произведений. Вероятно, потому, что он был невысок, произведения рабочего фольклора не имели большого количества вариантов.
    В фольклоре народа преобладали песенные жанры. В песнях изображались тяжелые условия труда и быта простого рабочего, которым контрастно противопоставлялась праздная жизнь угнетателей – владельцев предприятий, надсмотрщиков. Песни отличались приземленностью, натурализмом, почти документальным описанием процессов труда. Их лексика – бытовая, насыщенная профессиональными терминами. По форме это монологи-жалобы. Песни имели силлабо-тонический стих, литературные способы рифмовки и, как правило, четырехстрочные куплеты.
    Путь развития рабочей песни начинался с различного рода приспособлений старинных песен к условиям жизни народа. Под влиянием этих песен, развивая ряд их идейно-эстетических особенностей, рабочие создавали свое самобытное песенное творчество. Помимо традиционной народной поэзии рабочая песня вобрала и художественный опыт современного ей фольклора города и деревни, письменной самодеятельности народа и профессиональной литературы. Она подчинила все эти истоки своим социально-эстетическим и политическим задачам, став на третьем этапе освободительного движения в России мощным средством социалистического преобразования общества.
    Уже в дореформенную эпоху фабрично-заводские песни всех промышленных районов страны имели много общего как в тематике, так и в своем художественном методе. Дополняя друг друга, они развертывали широкую и многообразную картину жизни и труда формировавшегося разными путями рабочего класса, постепенно вырабатывая общие черты своего поэтического стиля.
    Характеристику песенного творчества крепостных народа необходимо начать с горнозаводских песен Урала, Алтая и Сибири, где уже в начале XVIII в. возникла мощная промышленность и рано сложились постоянные кадры мастеровых и «работных» людей.
    Из дошедших до нас песен потомственных народа особый интерес представляет песня змеиногорских (сибирских) рудокопов «О, се горные работы» ставит в центр своего повествования труд, изображая его точно, почти документально. В ней не упущена ни одна существенная деталь производственного процесса, начиная с его подготовки и кончая выполнением «урока», то есть задания. Но более важно другое: картины труда являются здесь средоточением всего того, о чем хотели бы рассказать рабочие. Они раскрывают во всей конкретности крепостническую действительность и порождаемые ею чувства и настроения «работных людей».
    Паразитизм начальства, которое насаждало жестокие военизированные порядки, подчеркнут в песне отношением этого начальства к неимоверно тяжелому труду закрепощенной массы. Горняки начинают в сырых и темных штольнях «золотую руду качать», а правители – «пристав, офицеры, господа», – говорит насмешливо песня, –
    * Все исправности несли
    * Постояли да ушли.
    * Сетуя на свое подневольное положение, ожидая за малейшую провинность наказания, «бергалы» (потомственные горняки) не скрывают своего презрения к горной администрации:
    * Постарайся, друг и брат,
    * Чтобы Правдин был богат
    Обращается иронически песня к рабочим, намекая на взяточничество одного из кнутобоев-уставщиков. Лексика песни «О, се горные работы» отображает характерные особенности разговорной речи крепостных народа. Даже иностранные названия работ и горняцких чинов она дает в народноэтимологической форме: «щегарь» (штайгер), «фонталы» (фонтаны), «бергалы» (бергауеры) и т.д. Но в ней заметно и влияние книжной поэзии XVIII в. Отсюда почерпнула она ряд своих лексических форм (например, «При сем жить им неразлучно», «Мы противны быть на можем», «Все исправности несли») и силлабическое строение своих стихов с их смежными и грамматически совпадающими рифмами. По своему социальному пафосу, языковым и стилевым особенностям песня «О, се горные работы» близка к таким антикрепостническим памфлетам XVIII – начала XIX в., как «Плач холопов», «Копия просьбы в небесную канцелярию», «Стихи крепостного живописца» и т.д. Она, как и все эти памфлеты, создана грамотным человеком.
    Образцы песенного творчества народа (вместе с деревенскими частушками) одним из первых опубликовал и прокомментировал Г. И. Успенский. Он писал: «В руках моих находятся несколько песен народа в шахтах, и получены они с Юга и Екатеринославской губернии.

  • Устное народное творчество — начало искусства слова
    Устное народное творчество — это древнейший вид словесного творчества человека. Возникла она еще много веков назад, когда письменности не было и люди не знали, что такое буквы. Как же возникали такие произведения? Один человек составит, скажем, сказку, переведет ее другим, а те еще кому, и так произведение передается от человека к человеку, из одной местности в другую. Передавая из уст в уста сказку, песню, пословицы, поговорку или загадку, люди могли изменять ее, добавлять что-то свое. Таким образом, один и то же произведение в разных областях мог иметь некоторые отличия. Если литературное произведение пишет некая один человек или несколько людей, то народная песня или поговорка появляется в результате общения многих людей, и уже невозможно установить, кто ее придумал первым. Много народу участвует в ее создании, именно поэтому произведения, появились и долгое время не были записаны на бумаге, называются народных произведений. Другое название устного народного творчества — фольклор. Это слово в переводе с английского означает “народная мудрость”. Двести-триста лет назад появились такие люди, которые интересовались этой творчеством и начали ее записывать на бумагу. Это были писатели, ученые или просто грамотные и образованные люди. Благодаря этим людям, которые тратили свое время и прилагали усилия, мы можем прочитать такие произведения просто в книге, нам не надо искать тех, кто знает много пословиц или сказок, чтобы познакомиться с народным творчеством.
    В повседневной жизни каждый из нас использует фольклор, не замечая этого. Сначала мама поет нам колыбельные песенки, потом в детском садике мы изучаем загадки. А вот в школе мы знакомимся с остальными видами народного творчества. Сначала изучаем сказки, поговорки и пословицы, затем частушки, песни, думы.
    Поговорки и пословицы несут в себе то, что называют народной мудростью. Когда я не хочу делать домашнее задание, то папа говорит: “Не побегаешь — не пообедаешь”. И я понимаю, что он имеет в виду не то, что тот, кто не бегает, остается без обеда, а то, что я не получу хорошую оценку, если не выполню домашние упражнения. Поговорки и пословицы охватывают различные темы, а именно: различные человеческие недостатки, семейно-бытовые отношения, здоровье, труд, смелость и отвага, бедность и богатство, счастье и горе и многие другие.
    Произведения устного народного творчества всегда отличаются тем, что легко читаются, легко запоминающиеся небольшие по размеру. Это вполне понятно, потому что они нигде не записывались, а запомнить длинный и тяжелый произведение невозможно.
    Сейчас считают, что фольклор появился гораздо раньше, чем другие произведения, и я вполне согласен с этим, потому что существовал он уже тогда, когда люди и не представляли, что существуют буквы.

  • ВВЕДЕНИЕ
    Цели и задачи предмета «литература». Литература как вид искусства и форма общественного сознания. Литература и жизнь. Правда в жизни и в литературе. Начальные понятия о художественном мире литературного произведения. Особенности восприятия художественной литературы. Два вида художественной условности: жизнеподобие и фантастика. Понятие «словесность», начальное представление о фольклоре, религиозной и светской литературе. Поэтическое слово и его особенности. Начальное представление о художественном вымысле и художественном образе.
    «Варяг», Русская народная песня литературного происхождения. Взаимодействие фольклора и литературы.
    УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
    Фольклор как вид словесности. Способы создания и бытования фольклорных произведений. Роль общенародного идеала в создании художественного мира фольклорного произведения. Специфика отражения реальной действительности в фольклоре. Начальное понятие о жанрах. Фольклорные жанры. Образ сказителя в фольклорном произведении.
    Читательская лаборатория: «Как научиться работать с учебной статьёй».
    Национальные основы фольклора
    Национальная специфика формирования народного идеала. Языческие корни в фольклорных произведениях. Христианские основы европейского фольклора. Православная традиция и православная культура в русском фольклоре.
    Читательская лаборатория: «Как составить план учебной статьи».
    «Духовные песни». Роль православной культуры в формировании общенародного идеала русского фольклора.
    Сказка
    Фольклорная сказка как жанр. Классификация фольклорных сказок. Значение художественной условности и фантастики в создании художественного мира сказки. Начальное понятие о композиции и сюжете сказки. “Бродячие” сюжеты. Сказочный герой и его типы. Волшебный помощник и волшебные предметы, их роль в волшебных сказках. Язык сказок, значение присказок, сказочных зачинов и сказочных концовок. Образ сказителя в фольклорной сказке.
    «Бой на Калиновом мосту». Противоборство Добра и Зла в сказке. Сопоставительная характеристика трёх братьев. Народное представление о героическом. Роль сказочных деталей. Патриотический и гуманистический смысл. Контрольная работа по теме «Народная сказка».
    «Иван-царевич и Серый волк». Символика образа Жар-птицы. Образ Ивана-царевича. Тема испытания в сказке. Иван и его братья. Утверждение идеи борьбы за свое счастье. Образ «волшебного помощника» в сказке. Нравственная проблематика сказки.
    Из сказок братьев Гримм. «Белоснежка». Семейная проблематика в сказке. Начальное понятие о портрете. Образы Белоснежки, мачехи, гномов. Волшебные предметы в сказке. Тема внешней и внутренней красоты человека. «Шесть лебедей». Особенности построения сказочного мира. Тема испытания героини. Народный идеал в сказке. Гуманистическое звучание сказки.
    «Лиса и козел». Русская народная сказка о животных. Образы лисы и козла в сказке, их сопоставление. Идейный смысл сказки.
    «Как мужик гуся делил». Народная мудрость и сатирические мотивы в сказке.
    Читательская лаборатория: «Как научиться характеризовать народный идеал в фольклорной сказке».
    Произведения для самостоятельного чтения
    Учащихся.
    Сборники: «Русские народные сказки», «Украинские народные сказки», «Белорусские народные сказки», «Восточнославянские сказки», «Сказки западных славян», «Сказки народов мира».
    В мастерской художника слова. Русские сказочники.
    Обрядовая поэзия
    Ритуальное и магическое назначение обрядовой поэзии. Роль поэтического слова и ритма в обрядовой поэзии. Основные жанры обрядовой поэзии. Календарный фольклор и его особенности. Значение эпитетов в обрядовой поэзии. Веснянки. Колядки.
    Детский фольклор
    Понятие детского фольклора и его основные жанры (дразнилки, считалки, прибаутки, скороговорки и др.). Стихи о животных и шуточные произведения детского фольклора. Начальное представление о жанре нонсенса (нелепица, небылица, перевертыш).
    Английские детские песенки.
    Русский детский фольклор.
    Русские народные загадки, пословицы, поговорки
    Художественное своеобразие загадок, пословиц, поговорок. Особенности художественной условности. Отражение народного идеала. Жизненная мудрость пословиц и поговорок. Афористичность и значение художественного слова. Национальная культурная традиция в пословицах и поговорках.
    Читательская лаборатория: «Как научиться читать текст художественного произведения».
    Народная баллада
    Начальное понятие о жанре баллады. Особенности композиции и сюжета в балладе. Роль диалога. Пейзаж в балладе. Лирическая оценка событий повествователем.
    «Посещение Робин Гудом Ноттингема». Английская народная «разбойничья» баллада. Национально-патриотический пафос и социальный протест в балладе. Смысл спора Робин Гуда с лесниками. Образы лесников. Мотивировка превращения Робин Гуда в «вольного разбойника».
    «Ворон к ворону летит…». Шотландская народная баллада. Смысл построения повествования через диалог воронов. Идейное значение последней строфы. Нравственные оценки в балладе.
    «Аника-воин». Русская народная баллада. Образ Аники. Тема смысла человеческой жизни и смерти.
    «Черный ворон». Русская народная баллада. Образ солдата. Роль ворона и многозначность этого образа. Патриотическое звучание баллады.
    «Кочегар» («Раскинулось море широко…»). Русская городская баллада. Художественные способы создания характеров в балладе. Роль и лирическое звучание зачина и концовки баллады. Значение диалогов. Образ повествователя в балладе. Художественные средства создания эмоционального впечатления.
    Читательская лаборатория: «Как научиться отвечать на вопросы».
    Произведения для самостоятельного чтения
    учащихся.
    Баллады о Робин Гуде.
    «Эдвард». Шотландская народная баллада. Перевод А. К. Толстого.
    «Жан Рено». Французская народная баллада. Перевод Н. С. Гумилева.
    «Рико Франко». Испанский народный романс. Перевод В. Я. Брюсова.
    «Стрельцы и крестьянин». Русская народная баллада.
    «Бродяга». Русская народная баллада.
    «Окрасился месяц багрянцем». Русская народная баллада.
    «Эолова арфа». Антология баллады.
    ЛИТЕРАТУРА
    Отличие литературы от фольклора. Роль и значение автора в литературе. Автор и читатель. Начальное понятие о литературных родах (эпос, лирика, лироэпика, драма) и жанрах. Жанры фольклорные и литературные. Взаимодействие фольклора и литературы: влияние фольклора на творчество писателей; использование фольклорных тем, образов и художественных средств в литературных произведениях. Авторская позиция и авторский идеал в литературном произведении.
    Литературная сказка
    Отличие литературной сказки от сказки народной. Классификация литературных сказок. Особенности построения художественного мира литературной сказки. Конфликт в литературной сказке и её композиция.
    В. Гауф. «Карлик Нос». Роль фантастики в сказке. Борьба героя за свое место в жизни. Утверждение силы человеческого духа. Фольклорные мотивы и образы в сказке. Образ матери Якоба. Тема наказания, испытания и вознаграждения персонажей. Начальное понятие об иронии. Роль иронии в сказке.
    П. П. Ершов. «Конек-горбунок». Понятие о стихотворной сказке. Прозаическая и стихотворная речь. Фольклорная традиция и своеобразие литературной сказки П. П. Ершова. Образ повествователя в сказке, особенности ее построения. Принцип разделения сказки на три части. Конек-горбунок как «волшебный помощник». Образ Ивана. Своеобразие языка сказки. Начальное понятие о сатире и юморе. Сатирические и юмористические элементы в сказке. Нравственная и социальная проблематика сказки. Система человеческих ценностей в сказке. Контрольная работа По теме «Литературная сказка. П. П. Ершов. «Конёк-горбунок».
    А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Фольклорные основы сказки (сравнение со сказкой «Белоснежка»). Фантастика и реальность в сказке. Способы изображения положительных и отрицательных персонажей. Образ мачехи, ее сопоставление с царевной. Роль зеркальца в сказке. Пушкинское представление о внешней и внутренней красоте человека. Образы Елисея и семи богатырей. Образы природы и природных сил в сказке. Система человеческих ценностей в сказке. Поэтическое мастерство А. С. Пушкина.
    Читательская лаборатория: «Как научиться сопоставлять два произведения».
    X. К. Андерсен. «Дикие лебеди». Сравнение со сказкой «Шесть лебедей». Отличие литературной сказки от фольклорной. Тема любви и красоты в сказке. Христианская основа сказки.
    Р. Д. Киплинг. «Кошка, гулявшая сама по себе». Суть соперничества женщины и кошки, их сопоставление в сказке. Характеры животных в сказке. Начальное представление об анималистическом литературном произведении. Фантастика и реальность в сказке. Человек и природа в сказке. Понятие свободы и ее абсолютной ценности. Философское звучание сказки.
    А. Н. Толстой. «Иван да Марья». Фольклорные основы сказки. Значение присказки. Тема братской любви. Особенности образа «волшебного помощника» в сказке. Авторская позиция писателя.Б. В. Шергин. «Шиш показывает барину нужду». Современная литературная сказка и ее народные корни. Образ Шиша. Язык сказки.

  • Вот и перечислены те виды устного творчества, образцы которого представлены в этом сборнике. Все они взяты из подлинных записей. Отредактированы лишь немногие сказки, причем сделано это тонким мастером — писателем Алексеем Николаевичем Толстым: он сохранил подлинность сказок. Каким бы полным сборник ни был, в нем невозможно представить все роды и виды устной поэзии. Из всего обилия фольклорных произведений нами выбраны произведения старого времени и преимущественно крестьянского творчества. Исключение сделано для немногих образцов современного творчества (частушки и загадки): это искусство непосредственно продолжает старое. Народное искусство нового времени — искусство рабочего класса и народное творчество наших дней близко подошло к литературному творчеству и тесно с ним связано. В этом искусстве заметен отход от устных форм творчества. Качества нового искусства особые и, чтобы по достоинству оценить их, надо с возможной полнотой представить все образцы его. Это особая задача, и ее надо решать отдельно, с обстоятельностью, достойной темы.
    Весь материал, включенный в сборник, разделен на три больших раздела. В первый раздел включены детские песенки и стихи, сказки и загадки — это поэзия детства и отрочества. Второй раздел составился из обрядовых и необрядовых песен преимущественно семейного и бытового характера, хотя некоторые из них (причитания и частушки) уже выходят за пределы бытовых интересов. Третий раздел — былины, исторические песни о солдатчине, антикрепостнические и другие подобные им песни, а также пословицы и поговорки. Это поэзия социального протеста и социальной борьбы. Народные чаяния и ожидания в полной мере выразила эта мятежная поэзия, искусство, помышлявшее о классовой мести и торжестве справедливости. Под стать песням пословиц и поговорки — сгустки крылатой народной мудрости, которая сопрягает обыденное и высокое, быт и размышления о самых сложных явлениях жизни.
    Наш сборник назван «Живая вода». Народное искусство и вправду похоже на чудотворную сказочную воду. Фольклор прошлых веков — величайшее богатство нации, неотъемлемая часть нашей художественной культуры, совершенное творение многих веков. Фольклор и сегодня приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам. Искусство народа внушает уверенность в свершении самых дерзновенных мечтаний. Оно учит человека ценить жизнь и делает стойким в борьбе с ложью, неправдой, корыстью.

  • Что не является видом народной сказки
  • Что написать в заключении итогового сочинения
  • Что написал чуковский телефон тимурский рассказ тощий комар
  • Что написать в выводе сочинения рассуждения
  • Что наказала мама из сказки гуси лебеди своей дочери