Что можно нарисовать к сказке городок в табакерке

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа 31 города смоленска конспект урока литературного чтения по теме владимир фдорович одоевский

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

        «Средняя школа № 31» города Смоленска

Конспект урока литературного
чтения по теме

«Владимир
Фёдорович Одоевский « Городок в табакерке»
»

(заключительный урок)

                
Подготовила учитель начальных классов

                         
Прокопьева Ирина Алексеевна

                                         
г. Смоленск, 2019 год

Цели урока:

1. Способствовать пониманию смысла сказки,
как в форме сказки писатель знакомит детей с реальным устройством музыкальной
табакерки.
2. Совершенствование навыка выборочного чтения.

3. Формирование умения пересказывать
отрывок произведения. 
4. Формирование умения обосновывать верность данных, вносимых в таблицу.
5. Развитие логического мышления, литературной речи, внимания.
6. Совершенствование умения характеризовать нравственные качества человека.

Задачи: 1. Способствовать формированию умения работать
с текстом, в том числе выполнять задания с выборочным чтением, выразительным
чтением по ролям, при комментировании пунктов плана.

2.Способствовать
развитию логического мышления, умения точно и правильно выражать свои мысли грамотной
устной речью,  пополнять словарный запас.

3.Способствовать
воспитанию личностных качеств учеников, этической культуры, принятия
нравственных ценностей (вежливость, доброта, трудолюбие, забота о ближнем)

4.Способствовать
развитию творческого потенциала, индивидуальных способностей учащихся.

(Способности словесного
рисования, верного интонирования, обоснования своего мнения, особенностей
литературной сказки, потенциально возможное создание собственного текста по
аналогии с прочитанными произведениями)

Методы: словесный,
эвристический, частично – поисковый, наглядно – практический, игровой,
репродуктивный.

Приёмы: проблемные
задачи, развитие критического мышления, обоснование заполнения данных таблицы,
игры, задания творческого характера.

Формы: индивидуальные,
групповые, фронтальные.

Оборудование: учебник «Литературное чтение»4 класс ч.1, Л.Ф.Климанова, В.Г.
Горецкий, листы для индивидуальной работы, сетка таблицы и записи на доске,  наглядность:
макет городка со сменными деталями, творческие работы.

Тип урока: урок- закрепление с элементами исследования

Принципы: наглядности, доступности, научности, активизации внимания,
системности, последовательности, сознательности, принцип связи теории и
практики.

Ход урока 

1. Организационный момент

— Прозвенел звонок на какой
урок? (Литературного чтения)

— Проверьте, всё ли у вас готово
к уроку?

2. Речевая работа.
Целеполагание

На доске задание ВЕК ЖИВИ, ВЕК __

-Какое слово пропущено в пословице? (Учись)
– В чём её смысл? (Всегда учиться новому)


Как вы думаете, чему мы будем учиться? (Открывать для себя новые знания, значения
слов)  (Продолжим работу с литературной сказкой В.Ф. Одоевского «Городок в
табакерке»).


Верно, мы сегодня, завершая работу со сказкой, обобщим и расширим знания по её
содержанию. Внесем сведения в таблицу. Она есть у каждого в индивидуальном
листе. Части таблицы с красной отметкой вы доработаете дома. То, что помечено
синим, вы будете делать самостоятельно без комментирования, для уточнения
индивидуальной оценки.

3. Актуализация
знаний.

— Откройте текст «Городок в табакерке» с
самого начала в учебнике. К какому литературному жанру относится это
произведение? (Сказка)
— Постарайтесь в задании № 1(синим цветом) на индивидуальных листах
подчеркнуть те понятия, которые относятся именно к сказке «Городок в табакерке»
(авторская или народная; бытовая, волшебная или о животных; есть волшебные
приспособления, телепортация, оживление предметов, одаривание героев)

 Распределение
заданий по работе с текстом

-Распределяем некоторые индивидуальные и
групповые задания на осмысление содержания сказки «Городок в табакерке». В
колонках таблицы на доске отмечены вы – эксперты по вопросам.

— А теперь припомним двух
героев
, которые появляются в самом начале сказки (родственники), впишем их
имена в задании № 2 на индивидуальных листах в первый  столбик (ПАПА), во
второй (МИША). — Впишите качества, которые проявляли в общении Папа и сын:  в
задании № 3 на индивидуальных листах в первый и второй столбики (УВАЖЕНИЕ,
ДОБРОТА)

        
4. Постановка проблемы урока.

— Папенька Мише показал музыкальную
табакерку. Назовите механические изделия, которые ранее узнали вы. (Игрушка с
рычагом – нитью, юла, музыкальные шкатулки разных видов.)

— Какое же главное отличие механических
изделий от электронных? (Сила, вызывающая движение, не зависит от
электрического заряда.) – И только дочитав сказку до конца, мы вместе с героем
узнали, какая сила и связь составных частей создаёт музыку в табакерке.

— Выберите из нескольких вариантов гипотезу
– какова главная мысль, с какой целью автор создал свою сказку для детей? Номер
ответа внесите в кружок слева вверху индивидуального листа. На доске помещены 3
варианта:

 1. Сказка
помогает мечтать, чтобы вовремя уснуть.

2. Сказка
помогает делать открытия и исследовать новые знания.

3. Сказка
помогает заняться чтением, если на улице плохая погода.

— Как вы догадались, выполняя различные
задания, мы сможем заполнить и задание № 5 в таблице, а, подводя итог, узнаем,
кто правильно оценил задумку В.Ф. Одоевского.

5. Работа над
произведением «Городок в табакерке».

Решение учебных
задач.

— Посмотрите на макет, в котором есть сам
городок, и подвижная деталь – небо. Перескажите, что изменялось явно у городка,
когда папенька завёл механизм?  //1 ученик – у доски//

— Вы готовы открывать для себя новые знания?
Тогда предположите, какое открытие – закон природы узнали мы с Мишей при
наблюдении за движениями в табакерке? //СМЕНА ДНЯ И НОЧИ// — вписываем в
таблицу во второй столбик задания № 5. – ниже 1пункта плана «Удивительная
табакерка». Слева вы видите обозначения-значки инсерта (/, +, -, ?), ставьте
их по своим размышлениям возле записей №4 и №5.  №4 –Правила жизни от Папы: Не
трогай пружинку – а то всё изломается.

— Припомните, с кем вскоре смог
познакомиться Миша? (С
мальчиком-колокольчиком)

(Он появился, когда Мише захотелось узнать,
как внутри всё устроено)

— Впишите в таблицу в третий столбик его
имя, качества (ВЕЖЛИВОСТЬ, УМ)

— Скажите, на какой странице учебника
написано: «Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом, казалось, своды
подымались…»? (на стр.160)  // 3 ученика выразительно по ролям читают про
общение мальчиков (до слов «…на другом конце комнаты читает книжку»)//

— Кто сможет пересказать, какие сложности у
Миши возникли при рисовании мамы и папы?

// 1 ученик пересказывает от лица Миши,
двигая на доске фигурки людей и предметов//

— Вписываем в качества Миши (ПЫТЛИВОСТЬ,
ДРУЖЕЛЮБИЕ)

— Какой же вывод сделал Миша про приёмы
рисования вблизи и вдали? (Меньше рисовать того, кто сидит вдали.) Кто знает,
как научно называется этот закон? (ЗАКОН ПЕРСПЕКТИВЫ) запишем в таблицу в
задание № 5 открытие.

— Найдите, пожалуйста, на какой странице
Миша говорил, что все колокольчики города одинаковые, и оказался неправ? (На
стр. 162) // 3 ученика выразительно по ролям читают про общение мальчиков (до
слов на стрю164 «…отчего это, а теперь понимаю»)//

— Какое правило жизни сформулировал Миша?
Запишем в задании № 3 (Нужно менять виды работ)

            6. Физкультминутка

7. Продолжение работы
над произведением

— Напишите имена новых встретившихся героев
сказки в стоке задания № 2 (КОЛОКОЛЬЧИКИ)  В строку № 3 Правила жизни запишем
Пословицу, какую? (ВПЕРЁД НЕ СМЕЙСЯ НАД ТЕМИ, У кого МОЖНО ЧЕМУ-ТО НАУЧИТЬСЯ)
Особенно те ребята, кто занимается в музыкальной школе, увлечен музыкальными
жанрами и понятиями: какое открытие по сольфеджио сделали мы с Мишей? (ЗАКОНЫ
МУЗЫКАЛЬНОГО ТОНА)

— Еще один закон в работе с музыкальными
инструментами Миша узнал по работе следующих героев. Запишите их имена на
строке № 2 (ДЯДЬКИ-МОЛОТОЧКИ), предположите в № 3 их главное качество
(ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ). На строке задания № 5 какое впишем открытие? (ЗВУК ИЗДАЁТСЯ
ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ)

            8. Работа со значением слов

— Найдите соответствие понятий и значения
этих слов. Соедините линиями (внизу индивидуального листа) слово и его
значение:    //1 ученик – у доски// комментирование

ДИСК                    
металлическая пластина в виде ленты, согнутая спиралью

ПРУЖИНА           
продолговатый предмет цилиндрической формы

ВАЛИК                 
предмет в виде плоского круга

         9. Продолжение работы над произведением.

— Впишите имя надзирателя за молоточками
(ВАЛИК), его качества (ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ, СВАРЛИВЫЙ). 

— Кто скажет, какая присказка – рифмовка
является его Правилом жизни? (на стр. 165 «Всё на диване лежу, ни за кем не
гляжу.») ( А на самом деле он за молоточками присматривает и за Мишей.)

— Найдите и прочитайте, что Миша про Валика
думал? (На стр. 165 внизу: «…Экой злой! –думаю я. – Ведь он не папенька…с
мальчиками, когда за ними никто не смотрит.»)

— Какое правило жизни в строку № 3 для Миши
впишем? (ЗА ДЕТЬМИ НУЖЕН ПРИСМОТР)

-Что общего у
Флюгера, Диска и Ветряной мельницы?
( Их части совершают
движение вокруг центральной оси.)

-Где Миша в сказочном мире видел Золотой
Флюгер наверху золотого шатра? (У Царевны)

— Запишите имя героини сказки, которая
своим сворачиванием-разворачиванием двигала Валик, и дальше запускалась реакция
по цепочке. (ЦАРЕВНА ПРУЖИНКА)

— Какое её главное Качество?(АКТИВНОСТЬ,
СТРОГОСТЬ) – Пружинка УПРУГАЯ, даёт толчок для запуска движения.

— Что же в сказочном мире сделал Миша,
прижав пружинку? Читаем по цепочке – каждый — до запятой, со слов «Мише
захотелось узнать…и…проснулся»

— Предположите, какое открытие – закон
механизма – мы с Мишей узнали на стр. 166? (ЗАКОН ВЗАИМОСВЯЗИ)

            10. Творческое
задание

Задание на дом с.168 задание 6, по желанию
– нарисовать знаки для каждого открытия – закона.

            10. Рефлексия

— Дедушка Ириней — так себя называл В.Ф.
Одоевский, который написал эту сказку в учебное пособие для обучения малышей
«Наука до науки. Книжка дедушки Иринея». Так с какой главной целью автор
придумал такую сказку? Сигнализируйте, номер какого варианта ответа вы выбрали?
(
2. Сказка помогает делать
открытия и исследовать новые знания.)

11. Итог урока ( Вернемся к проблеме урока)

— Достигли ли мы цели урока: обобщить и
расширить свои знания? (Узнали, как правильно назвать открытия, заложенные в
сказке. Сравнили со своими предположениями в ходе инсерта и самооценки. Закрепили
понимание устройства шкатулки.)

 — Так с какой же целью В,Ф,Одоевский
придумал эту сказку? (В такой форме детям проще объяснить механическое
устройство музыкальной шкатулки-табакерки, а также открыть  новые знания в
разных областях науки: познание мира, изо, музыки, механики, физики и литературы)

Слайд 2

Лежит ежик у елки, у ежа иголки, А внизу, похожие на маленьких ежат, Шишки прошлогодние на траве лежат.

Слайд 3

П.П.Ершов «Конёк – горбунок». А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб». В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».

Слайд 4

Табакерка — маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли.

Слайд 7

Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, — и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.

Слайд 8

Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкою и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу. “Да отчего же, — подумал Миша, — папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно? Нет, видно, в нем живут добрые люди, видите, зовут меня в гости”. — Извольте, с величайшею радостью!

Слайд 9

— Динь-динь-динь! — отвечал мальчик. — Пройдем, не беспокойтесь, ступайте только за мной. Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом, казалось, своды подымались, и наши мальчики всюду свободно проходили; когда же они дошли до последнего свода, тогда мальчик-колокольчик попросил Мишу оглянуться назад. Миша оглянулся, и что же он увидел? Теперь тот первый свод, под который он подошел, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлен.

Слайд 10

Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали. — Весело вы живете, — сказал им Миша, — век бы с вами остался. Целый день вы ничего не делаете, у вас ни уроков, ни учителей, да еще и музыка целый день. — Динь-динь-динь! — закричали колокольчики. — Уж нашел у нас веселье! Нет, Миша, плохое нам житье. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку? Мы бы уроков не побоялися. Вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого нет дела; нет у нас ни книжек, ни картинок; нет ни папеньки, ни маменьки; нечем заняться; целый день играй да играй, а ведь это, Миша, очень, очень скучно. Поверишь ли? Хорошо наше черепаховое небо, хорошо и золотое солнышко и золотые деревья; но мы, бедные, мы насмотрелись на них вдоволь, и все это очень нам надоело; из городка мы — ни пяди, а ты можешь себе вообразить, каково целый век, ничего не делая, просидеть в табакерке, и даже в табакерке с музыкою.

Слайд 11

Только что Миша к нему подошел, как надзиратель закричал: — Шуры-муры! кто здесь ходит? кто здесь бродит? Шуры-муры? кто прочь не идет? кто мне спать не дает? Шуры-муры! шуры-муры! — Это я, — храбро отвечал Миша, — я — Миша… — А что тебе надобно? — спросил надзиратель. — Да мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие добрые, такие музыканты, а по вашему приказанию дядьки их беспрестанно постукивают… — А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, все на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…

Слайд 12

Смотрит, золотой шатер с жемчужною бахромою; наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то свернется, то развернется и беспрестанно надзирателя под бок толкает. Миша этому очень удивился и сказал ей: — Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете? — Зиц-зиц-зиц, — отвечала царевна. — Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!

Слайд 13

В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик сильно завертелся, молоточки быстро застучали, колокольчики заиграли дребедень и вдруг пружинка лопнула. Все умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались…

Слайд 14

Выбери правильную последовательность работы : а) молоточки — колокольчики — пружинка — валик; б)пружинка — валик — колокольчики — молоточки; в)пружинка — валик — молоточки — колокольчики; г) колокольчики — молоточки — пружинка — валик.

Слайд 15

Удивительная табакерка. Нельзя ли войти в этот городок? Приглашение принято. Вдали всё маленькое , а подойдёшь – большое. Маленькая размолвка. Очутились на улице. Встреча с колокольчиками. Господа – дядьки – молоточки.

Слайд 16

Знакомство с надзирателем. Сударыня – царевна. Миша проснулся.

Слайд 17

Подробный Краткий

Слайд 18

Ласковый Вежливый Ленивый Воспитанный Любознательный Серьёзный Безответственный Глупый Смелый

Слайд 19

Действительно ли Миша побывал в городке в табакерке? Чем закончилась история? Что хотел сказать читателям В Ф. Одоевский в своём произведении?

Слайд 20

Я понял (а) ………. Я могу…………. Я знаю………… На этом уроке я похвалил (а) бы себя за.. После урока мне захотелось……. Сегодня я сумел (а ) понять………..

Слайд 21

Составь свою сказку о путешествии в : *швейную машинку *компьютер *часы

Слайд 22

Prezentacii.com

Слайд 23

С В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО,2010. slovari.yandex.ru http://clubs.ya.ru/fetes-galantes/posts.xml?tb=530 http://www.liveinternet.ru/users/iposlad/rubric/1663824/ http://construct.md/ru/moldova/cuzneabudulaia/storelist da-zdra-per-m.livejournal.com PlanetaSkazok.ru allskazki.ru

Урок литературного
чтения

Тема: В.Ф.
ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ» 4 класс

Цель: создать
условия для знакомства  с научно-познавательной сказкой “Городок в
Табакерке”; формирования интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского; обучать
детей делить текст на смысловые части, составлять план;  содействовать
развитию памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи; пополнению
словарного запаса обучающихся; способствовать воспитанию

Задачи:

1) расширять словарный запас
учащихся,

2) воспитывать любознательность,
культуру речевого общения.

Планируемые
результаты.

Предметные: достижение
необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности,
общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.

Метапредметные:

Регулятивные:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные:
вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять  и отбирать
информацию, полученную из  различных источников.

Коммуникативные:
высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: наличие
мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.

Оборудование: презентация
на интерактивной доске, пьеса А.Лядова “Музыкальная шкатулка”,
карточки для работы в группах.

Ход урока

 I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята!

Сегодня на урок к нам пришли гости,
повернитесь к ним, поздоровайтесь!

А теперь повернулись все ко мне,
улыбнулись и тихо сели.

— Откройте учебник на странице 155,
прочитайте, название раздела

— «Литературные сказки»

— С какими произведениями мы будем
знакомиться, изучая этот раздел?

— Ребята, а какие еще бывают
сказки?

 — (народные)

— А чем народные сказки отличаются
от литературных?

— (народные сказки, сочиняет народ,
а литературные – автор).

— Чему научимся, работая в разделе
литературные сказки? Прочитай ….

—  Чему будем учиться?
Читает……

 II Сообщение темы и
постановка цели и задач урока

На уроке будем работать со сказкой
В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», с которой вы познакомились дома. (
Слайд № 1).

— Мы с вами
разделим сказку на части.

— Составим
план к ней.                  
     

—  Дадим
характеристику главному герою.

— Определим
главную мысль произведения.     

 III Работа по теме урока

1.
Знакомство с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского

— Что вы можете рассказать о
Владимире Федоровиче Одоевском

Каждый ученик говорит по одной
строчке из биографии В.Ф. Одоевского.

 (Слайд № 2).

      2.
Словарная работа

— Чтобы
лучше понять произведение, над которым мы будем работать, объясните слова и
выражения.

 -Кто знает, что
такое табакерка?   (Табакерка- коробочка для табака)

Выслушиваются ответы детей.

 — Из словаря Ожегова я вам
сейчас прочитаю определение, что такое «табакерка»

(Слайд № 3).

— Ребята, а из чего была табакерка
у папы Миши?

— Опишите её. (Стр.156)

— Следующее слово «Бюро».
(Слайд № 4)

— Ещё в
тексте встречались выделенные слова, такие как: учтиво, ни пяди.

— Где можно найти лексическое
значение этих слов? (Ответы детей: в толковом словаре, словарь учебника).

Учтиво – очень вежливо. Ни пяди –
старинная мера длины.

      3. Работа с
текстом, учебником

— С чего начинается сказка?
Прочитайте.

— Подберите синонимы к
слову «папенька» (Папа, отец; в разговорной речи: батя, папаша, родитель).

— Почему же автор употребляет
именно слово «папенька», (Так раньше называли отца.)

— Кто главный герой
произведения? (Миша)

— А что вы
думаете о мальчике, используя слова на стр. учебника 168 расскажите о Мише.

( Миша воспитанный, учтивый и добрый
мальчик. Он очень любопытный и любознательный, а также внимательный и
осторожный. Все это помогло ему во время его сказочного путешествия по городку
в табакерке.
«Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошел к папеньке». «Как
хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом прежде всего обратиться к своему
провожатому.». «Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и
они пошли».)

— Подтвердите
свой выбор примерами из текста.

— Что произошло с Мишей в сказке
В.Ф. Одоевского?

— Прочитайте о том, как начинается
путешествие Миши по табакерке.

— Кто сопровождал Мишу во время
путешествия по табакерке? (Проводник)

— Что особенного было в
проводнике? (Это был мальчик – колокольчик, у него была поговорка
«Динь-динь-динь»)

— С Какими еще героями
познакомился Миша во время своего путешествия? (Мальчики-колокольчики,
дядьки-молоточки, надзиратель- господин Валик, с царевной-Пружинкой)

— Прочитайте выразительно
разговор с Валиком.

— Какой вывод сделал для себя
Миша? (Он пришел к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это
хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят).

— А о чем рассказала
царевна-Пружинка Мише? (Как получается музыка)

— Чему научился Миша во время
своего сказочного посещения городка Динь-Динь?( Миша научился рисовать
фигуры людей, если они находились близко — большими, если вдалеке — маленькими,
он разобрался, как устроена музыкальная табакерка.)

      4.
Физминутка(Ночь- день).

5. Составление плана

Работа в парах:

— Сейчас, вы разделитесь на пары,
каждой паре будет дана часть произведения с указанной страницей. Ваша задача,
прочитать эту часть, обсудить и озаглавить её. Название своей части написать на
листочке, который я вам раздала. (По окончанию работы, каждая пара выходит к
доске и прикрепляет своё название части).

I часть

— Найдите и прочитайте первую
часть. (До слов « — Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы
мне хотелось!»)

— Как вы озаглавите эту
часть? Стр. 156-157

II часть

— Прочитайте вторую часть сказки. (
До слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто
что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от
другого».)

 -Предложите название этой
части. Стр. 157-158

III часть

— Прочитайте до слов «Между тем их окружали
мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали».

Озаглавьте. Стр. 158-163

IV часть

— Прочитайте до слов «В самом деле,
Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках…».

Озаглавить. Стр.163-164

V часть

— Прочитайте до слов «Миша – к
надзирателю».

Озаглавьте. Стр.164

VI часть

— Прочитайте до слов «Между тем
Миша пошел далее – и остановился».

Озаглавьте. Стр.165

VII часть

-Прочитайте до слов « — Что во сне
видел, Миша? – спросил папенька».

Озаглавьте. Стр.166

VIII часть

— Прочитайте от слов « — Что во сне
видел. Миша? – спросил папенька» и до конца.

Озаглавьте. Стр.167

-Итак, какой план к сказке
получился? Прочитайте.

План

  1. Удивительная табакерка
  2. Знакомство с Динь-динь
  3. Герои на улице города
  4. Встреча с молоточками
  5. Господа – дядьки-молоточки
  6. Знакомство с надзирателем
  7. Сударыня – царевна
  8. Миша проснулся

IV Итог урока

— Кто автор произведения.

— Назовите жанр произведения,
Докажите, что это сказка.

— Какая будет тема произведения
В.Ф. Одоевского

— Что хотел сказать В.Ф. Одоевский
своим произведением (главная мысль произведения) (Слайд
№ 5).

V  Игра
«Данетка»

— Ну, а сейчас проверим как вы
осознали прочитанный самостоятельно текст.

Я вам раздаю вот такие карточки с
вопросами, читаете вопрос и ставите плюс, там где вы считаете нужным.

вопроса

ДА

НЕТ

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

Вопросы
для игры

1.Данное произведение сказка? (да)

2. Главный герой мальчик Миша? (да)

3. Табакерка была сделана из
золота? (нет)

4. Мальчик-колокольчик говорил
скороговорками? (нет)

5. Миша завидовал колокольчикам
потому, что они ничего не делают? (да)

6. Колокольчики боялись
дядечек-молоточков? (да)

7. Надзирателем в городе-колокольчиков
был Валик? (да)

8. Валик всё время работал? (нет)

9. Как звали сударыню царевну —
царевна-пружинка? (да)

10. Миша поймёт
отчего играет музыка в табакерке, когда разберёт её (табакерку)?   (нет)
(Слайд № 6)

— После
того, как вы всё сделали, поставьте себе сами оценку. На перемене подойдёте, я
вам поставлю эту оценку в дневник.

VI Д/з: Сочинить
свою сказку «Путешествие в механическую игрушку».

VII Рефлексия: На доске
– Колокольчик «Динь-динь» и принцесса «Пружинка».

— А сейчас ребята, кто всё понял,
возьмите зелёный колокольчик  и прикрепите его ….., а кто ничего не понял,
возьмите красный колокольчик  и прикрепите его к ……

(Если будут такие детки, которые
ничего не поняли, им д.з. прочитать ещё раз сказку).

Вопрос № 7: Одоевский
создал свое произведение для детей, с тем, чтобы познакомить их со сложным
механизмом музыкальной табакерки, объяснить, что нельзя без особых знаний
трогать механический предмет, можно его сломать, показал, что надо быть
любознательным, послушным, честным, добрым и внимательным, как мальчик
Миша. 

Есть те, кто управляет всем, и те,
кто выполняет все «поручения». Основная мысль этой сказки в том, что
главное в жизни порядок, Как только заведенный порядок нарушается, начинаются
бедствия и несчастья.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Герои Городка в табакерке Одоевского

Главные герои

Миша

В сказке описывается сон, который видит главный герой, находясь под впечатлением от чудесной музыкальной табакерки со сложным внутренним механическим устройством.  Зовут главного героя Миша.

Миша – воспитанный, благожелательный, послушный мальчик, приветливый и добродушный.  К своим родителям Миша относится с любовью. Он ласков с ними. Когда он обращается к отцу, он называет его «папенька»,  а маму зовет «маменька». Родители в Мише души не чают. Они стараются всесторонне развивать своего ребенка. 

Миша любит рисовать, а читать не очень любит. 

Миша очень впечатлителен, у него богатая фантазия.  Вид табакерки с целым городком внутри, какой Миша еще никогда не видел, произвел на него столь неизгладимое впечатление, что, заглядевшись на табакерку и замечтавшись,  он погружается в сон.

В состоянии сна в нем открываются исследовательские способности, просыпаются любознательность и любопытство.  Миша задает мальчику-колокольчику много вопросов.  Он неожиданно начинает видеть то, на что наяву он не никогда не обратил бы никакого внимания, замечает необычное в привычных вещах и явлениях. 

Отец Миши

Отец Миши старается подталкивать своего ребенка к тому, чтобы он развивался, узнавал что-то новое.  Отец для Миши – «папенька». Слово папеньки для Миши  — непререкаемая истина, закон.

Мальчик-колокольчик

Мальчик-колокольчик – один из приснившихся Мише жителей Городка.

Миша во сне видит много мальчиков-колокольчиков, но один из них встречает Мишу и предлагает ему совершить с ним прогулку по Городку.

Мальчик-колокольчик очень учтив. Но Миша замечает, что Мальчик постоянно приговаривает: «Динь-динь-динь».  Мальчик говорит, что это такая поговорка. Когда Миша говорит, что не хорошо постоянно употреблять поговорки (так говорил ему папенька), Мальчик-колокольчик немного обижается. Но Мальчик-колокольчик отходчив, долго он не сердится.

Мальчик-колокольчик рад случаю показать свои знания. Он объясняет Мише законы перспективы и акустики. Правда, как выясняется, мальчик-колокольчик в школе не учится и ему от этого очень скучно.

Второстепенные герои

Мальчики-колокольчики

У мальчиков-колокольчиков нет родителей, зато у них есть дядьки, которые по ним постукивают. У мальчиков много свободного времени. Они не знают, чем бы заняться. Они очень страдают от скуки: у них нет ни книжек, ни картинок. Даже в школу им ходить не надо.

Внешне мальчики-колокольчики очень похожи между собой. У всех мальчиков-колокольчиков золотая головка, и все они одеты в стальные юбочки. Они различаются только размерами: одни мальчики колокольчики побольше, другие поменьше.

Мальчики-молоточки умные и добрые.

Дядьки-молоточки

Дядьки-молоточки злые и сердитые. Они ходят по городу и стучат по мальчикам-колокольчикам. Стучат и приговаривают: «Тук-тук-тук».  Они стучат по мальчикам-колокольчикам, чтобы выполнить приказ своего начальника. Начальник у них — надзиратель, господин Валик.

Валик

Валик – господин в халате с крючками. Он проводит свою жизнь, лежа на диване и ворочаясь с боку на бок. Больше он ничего не делает. Крючки на его халате цепляют дядек-молоточков, заставляя постукивать мальчиков-колокольчиков. А сам Валик – добрейший господин  — не причем:  он вроде как спит, ничего не видит, ничего не слышит, ни о чем понятия не имеет. Его любимая присказка – «Шуры-муры, шуры-муры».

Но и у господина Валика свое начальство есть – это Царевна-Пружинка

Царевна-Пружинка

Царевна-Пружинка напоминает змейку. Как змейка, она то сворачивается, то разворачивается.  Царевна-Пружинка неустанно толкает надзирателя Валика в бок.

Мать Миши

У Миши есть мама, или маменька, как зовет ее Миша. Мишина маменька  вместе с папенькой наблюдает, как Миша рассматривает табакерку и как он засыпает. Ей очень смешно и весело. Когда Миша просыпается, он слышит, как маменька смеется.

2 вариант

В произведении показан образ русского князя Владимира Федоровича Одоевского, который является одним из основоположников познания музыкального искусства. Также, он являлся писателем и философом, и был замечен в изучении оккультизма. Он написал множество произведений, в том числе и сказочные истории. Также, к одним из таких работ можно отнести и работу о «Городке в табакерке», который имеет глубокий смысл тех вещей, которые раскрывают всю истину работы бюрократической системы страны. Произведение действительно отражает крайне актуальную и удивительную тему того, как может одна музыкальная игрушка оказаться очень занимательной и интересной.

Образ мальчика Миши

Главным героем произведения является мальчик по имени Михаил, который с большим интересом слушал размышления своего папы. В данном произведении рассказывается о герое, который начал интересоваться вопросом того, что же находится внутри этого города, и из чего он состоит. Герой является крайне любознательным и послушным мальчиком, и как-то раз он оказывается в чудесной стране, где основными героями были маленькие ребята – колокольчики, которые рассказывали ему о том, как работает данный механизм. Персонаж был крайне любознательным и наблюдательным, именно поэтому ему удалось понять столь сложный и комплексный механизм. И все-таки, это был волшебный сон, в котором герой увидел себя внутри табакерки.

Отец мальчика

Показан в произведении и образ умного и заботливого отца Миши, который мечтал о том, чтобы его сын стан умным и интеллигентным человеком. Он делает ему один из музыкальных подарков для того, чтобы его ребенок сам смог разобраться в том, что же из себя представляет механизм данного устройства. У отца Миши прекрасно получается воспитывать сына, и через игру, он дает ему множество самых разнообразных знаний и навыков. После того, как мальчику удается разобраться в том, что из себя представляет «городок», у него просыпается любознательность и интерес к учебным занятиям.

Образ мальчиков – колокольчиков

Этих маленьких ребят автор показывает весьма интересно и ярко. Они помогают Мише понять, из чего состоит данное устройство. Помимо этого, данные замечательные существа помогают ему разобраться с теми вопросами, которые касаются мирового устройства, и они направлены на то, чтобы мальчик понял, в чем состоит суть физических законов. Они находятся в табакерке для того, чтобы извлекать из нее музыку, а также, они сожалеют о том, что не имеют какой-либо возможности получить соответствующего образования. Произведение получилось очень ярким, интересным и поучительным, оно содержит в себе смысл того, что учеба является необходимым элементом в жизни каждого человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Герои Городка в табакерке Одоевского

Герои Городка в табакерке Одоевского

Популярные сегодня темы

  • Главные герои произведения Возвращение Платонова

    Главными героями произведения «Возвращение» являются представители семьи Ивановых. В нем рассказывается о времени после войны, при котором судьбы людей были отягчены ужасающими последствиями.

  • Образ и характеристика Калашникова в Песне про купца Калашникова

    Такой персонаж, как Калашников получился в произведении очень интересным и раскрытым. Автор поднял большую проблему, в которой хотел показать, насколько важной может быть проблема, связанная с восстановлением образа

  • Сочинение Роль родителей Базарова в романе Отцы и дети Тургенева

    Василий Иванович и Арина Васильевна Базаровы — родители главного герой романа И.С. Тургенева Отцы и дети. Базаровы яркие представители старшего поколения. Несмотря на то, что в романе им уделено не так много внимания

  • Сочинение на тему рассказ о себе

    Меня зовут Марина, мне 19 лет, я учусь в 11классе. Не могу сказать, что я обожаю ходить в школу, но учусь я довольно таки не плохо. Мои любимые предметы это литература, химия, биология, и физика.

  • Сочинение Сны Веры Павловны (смысл и значение)

    Главная мысль романа Чернышевского «Что делать?» выражена во снах Веры Павловны. Автор использует этот прием, потому что считает, что сон — это отражение мыслей, чувств и идей человека, которые он не осознает в реальной жизни.

$ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 «В» КЛАССЕ

Тема: В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

МОАУ «СОШ № 25 г. Орска»

Урок литературного чтения . 4 класс «В»

Учитель: Морозова Ольга Юрьевна

Тема:  « В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

$Цель: познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой «Городок в табакерке», показать, как в форме сказки писатель знакомит детей с реальным устройством музыкальной шкатулки.

Задачи:

  • продолжать формировать навыки выборочного чтения, словесного рисования;

  • развитие памяти, мышления;

  • формирование выразительного, сознательного, правиль$ного и беглого чтения;

  • воспитание любви к чтению.

Оборудование: несколько шкатулок с сюжетными картинками на крышках, музыкальная шкатулка; презентация, учебник, записи на доске

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Проверка домашнего задания.

-Ребята мы с вами прошли раздел поэтическая тетрадь. Давайте вспомним произведения и авторов этого раздела. Вам нужно раз$гадать кроссворд и прочитать ключевое слово.

  1. Из какого стихотворения взяты эти строчки?

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной… («Листопад» Иван Алексеевич Бунин)

  1. Ну, пошёл же ради Бога!

Небо, ельник и песок –

$Невесёлая дорога

Эй! Садись ко мне дружок! («Школьник» Николай Алексеевич Некрасов)

  1. Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила («Бабочка» Афанасий Афанасьевич Фет)

4. Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. (Иван Саввич Никитин)

5. Пушкин сказал о нём: «…оригинален –ибо мыслит». (Евгений Абрамович Баратынский)

— Какой частью речи являются эти слова? (сущ)

$ — На какие 2 группы можно разделить эти слова?(имена собственные, нарицательны$е)

— Как пишутся имена собственные?

-Какое слово спрятано? (сказка)

-Что такое сказка? (сказка –вымышленное произведение, где описываются различные герои, их приключения)

-На какие 2 группы можно разделить сказки? (авторские, народные)

— Какие виды сказок вы знаете? (бытовые, волшебные, о животных).

-Чем авторские сказки отличаются от народных ? ( Народную сказку сочинил народ, а авторская сказка имеет автора; в народных сказках предложения короткие, лаконичные, четкие; в авторских сказках предложения длинные, сложные. В народных сказках присутствуют устойчивые выражения.)

III.             Работа по теме урока.

  1. $Сообщение темы и  целей урока.

— Сегодня мы открываем новый раздел, который называется «Литературные сказки». Какие произведения могут в него входить? (произведения которые написаны авторами)

— Ребята, сегодня мы познакомимся  с научно-познавательной сказкой

$В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»  СЛАЙД №1

— А как вы думаете, чему мы сегодня сможем научиться?

Дети:

—  познакомимся со сказкой;

—  познакомимся с творчеством писателя;

$— отвечать на вопросы;

— находить в тексте нужные отрывки;

— читать выразительно, бегло;

— думать;

— делать выводы;

— подводить итоги.

— Молодцы! Это и будут цель и задачи нашего урока.$

2. Знакомство с творчеством В.Ф. Одоевского.

    СЛАЙД № 2,3

Жизнь и творчество В.Ф. Одоевского.

Давно, 100 лет назад, в городе Петербурге жил один человек Владимир Федорович Одоевский. И был этот человек , как все про него говорили ужасный чудак. Чудаком его считали за то, что он носил остроконечный колпак в полметра вышиной и черный шелковый сюртук до пят. Чудаком его считали и за то$, что большую часть времени он проводил за книгами, и вдобавок сам был сочинителем , так тогда называли писателей. В своем странном костюме Одоевский пожалуй правда смахивал на сказочного чародея. Ну кроме одежды ничего в нем странного не было, наоборот, был он очень умный , образованный и необыкновенно добрый человек. Он всегда обо всех заботился, и всегда о ком нибудь хлопотал. Но больше всего Одоевский заботился о детях и об их воспитании. Благодаря его хлопотам и трудам было основано в Петербурге несколько детских приютов для беспризорных детей и сирот, бесплатная детская больница. В детях он видел будущее и очень их любил. Но ребята любили его еще больше потому, что никто кроме него не умел так просто и интересно объяснять от чего идет дождь или почему зимой холодно, а летом тепло или рассказать интересную только что придуманную сказку. А когда он записал несколько таких сказочек, то получилась книжечка Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея. Это была первая русская книжка для детей. Вот с одной из этих сказок мы сегодня познакомимся на уроке. Называется она Городок в табакерке.

СЛАЙД №3

— О чём вам говорит заголовок? (речь будет идти о табакерке)

— Что же такое табакерка? Давайте посмотрим.

СЛАЙД №4$

Нюхательный табак держали в табакерках из дерева, серебра, золота, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.

СЛАЙД №5-8

Посмотрите на эту шкатулку. Чем она отличается от остальных? (Учитель открывает шкатулку — звучит мелодия).

$— А сейчас посмотрите, ребята, на различные виды музыкальных шкатулок (табакерок).

 СЛАЙД №9

— Как устроена музыкальная шкатулка? Для кого это является загадкой?

-Давайте прочитаем литературную сказку В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» и посмотрим, пом$ожет ли он нам разгадать тайну?

3. Первичное восприятие текста.

А) – Ребята, сядьте поудобнее, я предлагаю вам прослушать начало текста в исполнении Н. Литвинова – мастера художественного слова, а вы следите по тексту.

Б) Далее комбинированное чтение: учитель  + сильный ученик.

4. Вопросы по прочитанному тексту.

 -Понравилась ли вам сказка? Что именно понравилось?

$

— Кто является главным героем сказки? (мальчик)

5. Физ.минутка

6. Словарная работа. Работа в группах.

Сказка В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.

— Сейчас мы дадим толкование этим словам.

— Ребята,$ из каких источников мы узнаём значение слов? (Из учебника, толкового словаря, интернета, спрашиваем у взрослых.)

 1 группа – работа с учебником

2 группа – работа с интернетом

3 группа – работа с толковым словарём

4 группа – работа с гостями урока

СЛАЙД №10

 Бюро – стол с ящиками  для хранения бумаг.

СЛАЙД №11

Горка — специальная мебель $в виде пирамиды для дорогой посуды

СЛАЙД №12

 Ставни – деревянный$ затвор, «ворота» на окошках в деревянных домах.

СЛАЙД №13

Флюгер — представляет собой металлический флаг, расположенный на вертикальной оси и поворачивающийся под воздействием ветра.

СЛАЙД №14

Шатёр — покрытие в виде высокой многогранной пирамиды

СЛАЙД №15

Бахрома — $украшение к занавесям, тесьма с висящими с одной стороны нитями.

СЛАЙД №16

 Тиснёная бумага – бумага, с выдавленным рисунком.

IV. $Закрепление.

Беседа с выборочным чтением.

— Прочитайте описание табакерки. Как она выглядит? (с.158)

-Как называется этот волшебный городок? (Динь-Динь)

-С какой просьбой обратился Миша к папеньке? (с.159 Папенька, нельзя ли войти в табакерку?)

-Почему Мише хотелось попасть в табакерку? (хотел узнать, что там делается)

-Что увидел Миша, когда папа открыл крышку табакерки? (колокольчики, молоточки, валик и колёса)

$-Сейчас мы посмотрим отрывок из сказки, который для вас подготовили ребята. Скажите, с кем Миша отправился в городок Динь-Динь? (инсценирование отрывка)

— Вам хотелось быть похожим на Мишу? (да) Почему? (был воспитанным человеком) Кто такой воспитанный человек? (человек, который стремится к знаниям, вежливый, доброжелательный)

-Кто еще жил в этом городке? (колокольчики, молоточки, валик, пружинка)

— Что у нас получился? (механизм)$

— Скажите, а кто главный в механизме? (пружинка)

-Что будет если сломать пружинку? (не будет работать весь механизм)

-Посмотрите самый конец сказки. Какая наука изучает механизмы? (механика)

V .Итог.

— Помогла ли сказка узнать нам устройство музыкальной табакерки?$

-Чему учит эта сказка? (наблюдательности, умению исследовать интересные и сложные механизмы)

— Выбери начало фразы и продолжи её:

VI. Рефлексия

СЛАЙД №17

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я понял, что…

    $

  • Меня удивило…

Выставление оценок

VII . Домашнее задание: прочитать сказку с.158-169 выразительно прочитать, найти в тексте какие поговорки были у жителей городка

$

$

  • Что можно назвать сказкой
  • Что можно написать в сочинении про папу
  • Что можно брать в качестве аргумента для декабрьского сочинения
  • Что можно приводить в аргументы итогового сочинения
  • Что можно написать в рассказе о себе