Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 31» города Смоленска
Конспект урока литературного
чтения по теме
«Владимир
Фёдорович Одоевский « Городок в табакерке»»
(заключительный урок)
Подготовила учитель начальных классов
Прокопьева Ирина Алексеевна
г. Смоленск, 2019 год
Цели урока:
1. Способствовать пониманию смысла сказки,
как в форме сказки писатель знакомит детей с реальным устройством музыкальной
табакерки.
2. Совершенствование навыка выборочного чтения.
3. Формирование умения пересказывать
отрывок произведения.
4. Формирование умения обосновывать верность данных, вносимых в таблицу.
5. Развитие логического мышления, литературной речи, внимания.
6. Совершенствование умения характеризовать нравственные качества человека.
Задачи: 1. Способствовать формированию умения работать
с текстом, в том числе выполнять задания с выборочным чтением, выразительным
чтением по ролям, при комментировании пунктов плана.
2.Способствовать
развитию логического мышления, умения точно и правильно выражать свои мысли грамотной
устной речью, пополнять словарный запас.
3.Способствовать
воспитанию личностных качеств учеников, этической культуры, принятия
нравственных ценностей (вежливость, доброта, трудолюбие, забота о ближнем)
4.Способствовать
развитию творческого потенциала, индивидуальных способностей учащихся.
(Способности словесного
рисования, верного интонирования, обоснования своего мнения, особенностей
литературной сказки, потенциально возможное создание собственного текста по
аналогии с прочитанными произведениями)
Методы: словесный,
эвристический, частично – поисковый, наглядно – практический, игровой,
репродуктивный.
Приёмы: проблемные
задачи, развитие критического мышления, обоснование заполнения данных таблицы,
игры, задания творческого характера.
Формы: индивидуальные,
групповые, фронтальные.
Оборудование: учебник «Литературное чтение»4 класс ч.1, Л.Ф.Климанова, В.Г.
Горецкий, листы для индивидуальной работы, сетка таблицы и записи на доске, наглядность:
макет городка со сменными деталями, творческие работы.
Тип урока: урок- закрепление с элементами исследования
Принципы: наглядности, доступности, научности, активизации внимания,
системности, последовательности, сознательности, принцип связи теории и
практики.
Ход урока
1. Организационный момент
— Прозвенел звонок на какой
урок? (Литературного чтения)
— Проверьте, всё ли у вас готово
к уроку?
2. Речевая работа.
Целеполагание
На доске задание ВЕК ЖИВИ, ВЕК __
-Какое слово пропущено в пословице? (Учись)
– В чём её смысл? (Всегда учиться новому)
—
Как вы думаете, чему мы будем учиться? (Открывать для себя новые знания, значения
слов) (Продолжим работу с литературной сказкой В.Ф. Одоевского «Городок в
табакерке»).
—
Верно, мы сегодня, завершая работу со сказкой, обобщим и расширим знания по её
содержанию. Внесем сведения в таблицу. Она есть у каждого в индивидуальном
листе. Части таблицы с красной отметкой вы доработаете дома. То, что помечено
синим, вы будете делать самостоятельно без комментирования, для уточнения
индивидуальной оценки.
3. Актуализация
знаний.
— Откройте текст «Городок в табакерке» с
самого начала в учебнике. К какому литературному жанру относится это
произведение? (Сказка)
— Постарайтесь в задании № 1(синим цветом) на индивидуальных листах
подчеркнуть те понятия, которые относятся именно к сказке «Городок в табакерке»
(авторская или народная; бытовая, волшебная или о животных; есть волшебные
приспособления, телепортация, оживление предметов, одаривание героев)
Распределение
заданий по работе с текстом
-Распределяем некоторые индивидуальные и
групповые задания на осмысление содержания сказки «Городок в табакерке». В
колонках таблицы на доске отмечены вы – эксперты по вопросам.
— А теперь припомним двух
героев, которые появляются в самом начале сказки (родственники), впишем их
имена в задании № 2 на индивидуальных листах в первый столбик (ПАПА), во
второй (МИША). — Впишите качества, которые проявляли в общении Папа и сын: в
задании № 3 на индивидуальных листах в первый и второй столбики (УВАЖЕНИЕ,
ДОБРОТА)
4. Постановка проблемы урока.
— Папенька Мише показал музыкальную
табакерку. Назовите механические изделия, которые ранее узнали вы. (Игрушка с
рычагом – нитью, юла, музыкальные шкатулки разных видов.)
— Какое же главное отличие механических
изделий от электронных? (Сила, вызывающая движение, не зависит от
электрического заряда.) – И только дочитав сказку до конца, мы вместе с героем
узнали, какая сила и связь составных частей создаёт музыку в табакерке.
— Выберите из нескольких вариантов гипотезу
– какова главная мысль, с какой целью автор создал свою сказку для детей? Номер
ответа внесите в кружок слева вверху индивидуального листа. На доске помещены 3
варианта:
1. Сказка
помогает мечтать, чтобы вовремя уснуть.
2. Сказка
помогает делать открытия и исследовать новые знания.
3. Сказка
помогает заняться чтением, если на улице плохая погода.
— Как вы догадались, выполняя различные
задания, мы сможем заполнить и задание № 5 в таблице, а, подводя итог, узнаем,
кто правильно оценил задумку В.Ф. Одоевского.
5. Работа над
произведением «Городок в табакерке».
Решение учебных
задач.
— Посмотрите на макет, в котором есть сам
городок, и подвижная деталь – небо. Перескажите, что изменялось явно у городка,
когда папенька завёл механизм? //1 ученик – у доски//
— Вы готовы открывать для себя новые знания?
Тогда предположите, какое открытие – закон природы узнали мы с Мишей при
наблюдении за движениями в табакерке? //СМЕНА ДНЯ И НОЧИ// — вписываем в
таблицу во второй столбик задания № 5. – ниже 1пункта плана «Удивительная
табакерка». Слева вы видите обозначения-значки инсерта (/, +, -, ?), ставьте
их по своим размышлениям возле записей №4 и №5. №4 –Правила жизни от Папы: Не
трогай пружинку – а то всё изломается.
— Припомните, с кем вскоре смог
познакомиться Миша? (С мальчиком-колокольчиком)
(Он появился, когда Мише захотелось узнать,
как внутри всё устроено)
— Впишите в таблицу в третий столбик его
имя, качества (ВЕЖЛИВОСТЬ, УМ)
— Скажите, на какой странице учебника
написано: «Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом, казалось, своды
подымались…»? (на стр.160) // 3 ученика выразительно по ролям читают про
общение мальчиков (до слов «…на другом конце комнаты читает книжку»)//
— Кто сможет пересказать, какие сложности у
Миши возникли при рисовании мамы и папы?
// 1 ученик пересказывает от лица Миши,
двигая на доске фигурки людей и предметов//
— Вписываем в качества Миши (ПЫТЛИВОСТЬ,
ДРУЖЕЛЮБИЕ)
— Какой же вывод сделал Миша про приёмы
рисования вблизи и вдали? (Меньше рисовать того, кто сидит вдали.) Кто знает,
как научно называется этот закон? (ЗАКОН ПЕРСПЕКТИВЫ) запишем в таблицу в
задание № 5 открытие.
— Найдите, пожалуйста, на какой странице
Миша говорил, что все колокольчики города одинаковые, и оказался неправ? (На
стр. 162) // 3 ученика выразительно по ролям читают про общение мальчиков (до
слов на стрю164 «…отчего это, а теперь понимаю»)//
— Какое правило жизни сформулировал Миша?
Запишем в задании № 3 (Нужно менять виды работ)
6. Физкультминутка
7. Продолжение работы
над произведением
— Напишите имена новых встретившихся героев
сказки в стоке задания № 2 (КОЛОКОЛЬЧИКИ) В строку № 3 Правила жизни запишем
Пословицу, какую? (ВПЕРЁД НЕ СМЕЙСЯ НАД ТЕМИ, У кого МОЖНО ЧЕМУ-ТО НАУЧИТЬСЯ)
Особенно те ребята, кто занимается в музыкальной школе, увлечен музыкальными
жанрами и понятиями: какое открытие по сольфеджио сделали мы с Мишей? (ЗАКОНЫ
МУЗЫКАЛЬНОГО ТОНА)
— Еще один закон в работе с музыкальными
инструментами Миша узнал по работе следующих героев. Запишите их имена на
строке № 2 (ДЯДЬКИ-МОЛОТОЧКИ), предположите в № 3 их главное качество
(ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ). На строке задания № 5 какое впишем открытие? (ЗВУК ИЗДАЁТСЯ
ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ)
8. Работа со значением слов
— Найдите соответствие понятий и значения
этих слов. Соедините линиями (внизу индивидуального листа) слово и его
значение: //1 ученик – у доски// комментирование
ДИСК
металлическая пластина в виде ленты, согнутая спиралью
ПРУЖИНА
продолговатый предмет цилиндрической формы
ВАЛИК
предмет в виде плоского круга
9. Продолжение работы над произведением.
— Впишите имя надзирателя за молоточками
(ВАЛИК), его качества (ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ, СВАРЛИВЫЙ).
— Кто скажет, какая присказка – рифмовка
является его Правилом жизни? (на стр. 165 «Всё на диване лежу, ни за кем не
гляжу.») ( А на самом деле он за молоточками присматривает и за Мишей.)
— Найдите и прочитайте, что Миша про Валика
думал? (На стр. 165 внизу: «…Экой злой! –думаю я. – Ведь он не папенька…с
мальчиками, когда за ними никто не смотрит.»)
— Какое правило жизни в строку № 3 для Миши
впишем? (ЗА ДЕТЬМИ НУЖЕН ПРИСМОТР)
-Что общего у
Флюгера, Диска и Ветряной мельницы? ( Их части совершают
движение вокруг центральной оси.)
-Где Миша в сказочном мире видел Золотой
Флюгер наверху золотого шатра? (У Царевны)
— Запишите имя героини сказки, которая
своим сворачиванием-разворачиванием двигала Валик, и дальше запускалась реакция
по цепочке. (ЦАРЕВНА ПРУЖИНКА)
— Какое её главное Качество?(АКТИВНОСТЬ,
СТРОГОСТЬ) – Пружинка УПРУГАЯ, даёт толчок для запуска движения.
— Что же в сказочном мире сделал Миша,
прижав пружинку? Читаем по цепочке – каждый — до запятой, со слов «Мише
захотелось узнать…и…проснулся»
— Предположите, какое открытие – закон
механизма – мы с Мишей узнали на стр. 166? (ЗАКОН ВЗАИМОСВЯЗИ)
10. Творческое
задание
Задание на дом с.168 задание 6, по желанию
– нарисовать знаки для каждого открытия – закона.
10. Рефлексия
— Дедушка Ириней — так себя называл В.Ф.
Одоевский, который написал эту сказку в учебное пособие для обучения малышей
«Наука до науки. Книжка дедушки Иринея». Так с какой главной целью автор
придумал такую сказку? Сигнализируйте, номер какого варианта ответа вы выбрали?
(2. Сказка помогает делать
открытия и исследовать новые знания.)
11. Итог урока ( Вернемся к проблеме урока)
— Достигли ли мы цели урока: обобщить и
расширить свои знания? (Узнали, как правильно назвать открытия, заложенные в
сказке. Сравнили со своими предположениями в ходе инсерта и самооценки. Закрепили
понимание устройства шкатулки.)
— Так с какой же целью В,Ф,Одоевский
придумал эту сказку? (В такой форме детям проще объяснить механическое
устройство музыкальной шкатулки-табакерки, а также открыть новые знания в
разных областях науки: познание мира, изо, музыки, механики, физики и литературы)
Слайд 2
Лежит ежик у елки, у ежа иголки, А внизу, похожие на маленьких ежат, Шишки прошлогодние на траве лежат.
Слайд 3
П.П.Ершов «Конёк – горбунок». А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб». В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».
Слайд 4
Табакерка — маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли.
Слайд 7
Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, — и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.
Слайд 8
Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкою и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу. “Да отчего же, — подумал Миша, — папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно? Нет, видно, в нем живут добрые люди, видите, зовут меня в гости”. — Извольте, с величайшею радостью!
Слайд 9
— Динь-динь-динь! — отвечал мальчик. — Пройдем, не беспокойтесь, ступайте только за мной. Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом, казалось, своды подымались, и наши мальчики всюду свободно проходили; когда же они дошли до последнего свода, тогда мальчик-колокольчик попросил Мишу оглянуться назад. Миша оглянулся, и что же он увидел? Теперь тот первый свод, под который он подошел, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлен.
Слайд 10
Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали. — Весело вы живете, — сказал им Миша, — век бы с вами остался. Целый день вы ничего не делаете, у вас ни уроков, ни учителей, да еще и музыка целый день. — Динь-динь-динь! — закричали колокольчики. — Уж нашел у нас веселье! Нет, Миша, плохое нам житье. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку? Мы бы уроков не побоялися. Вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого нет дела; нет у нас ни книжек, ни картинок; нет ни папеньки, ни маменьки; нечем заняться; целый день играй да играй, а ведь это, Миша, очень, очень скучно. Поверишь ли? Хорошо наше черепаховое небо, хорошо и золотое солнышко и золотые деревья; но мы, бедные, мы насмотрелись на них вдоволь, и все это очень нам надоело; из городка мы — ни пяди, а ты можешь себе вообразить, каково целый век, ничего не делая, просидеть в табакерке, и даже в табакерке с музыкою.
Слайд 11
Только что Миша к нему подошел, как надзиратель закричал: — Шуры-муры! кто здесь ходит? кто здесь бродит? Шуры-муры? кто прочь не идет? кто мне спать не дает? Шуры-муры! шуры-муры! — Это я, — храбро отвечал Миша, — я — Миша… — А что тебе надобно? — спросил надзиратель. — Да мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие добрые, такие музыканты, а по вашему приказанию дядьки их беспрестанно постукивают… — А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, все на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…
Слайд 12
Смотрит, золотой шатер с жемчужною бахромою; наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то свернется, то развернется и беспрестанно надзирателя под бок толкает. Миша этому очень удивился и сказал ей: — Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете? — Зиц-зиц-зиц, — отвечала царевна. — Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!
Слайд 13
В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик сильно завертелся, молоточки быстро застучали, колокольчики заиграли дребедень и вдруг пружинка лопнула. Все умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались…
Слайд 14
Выбери правильную последовательность работы : а) молоточки — колокольчики — пружинка — валик; б)пружинка — валик — колокольчики — молоточки; в)пружинка — валик — молоточки — колокольчики; г) колокольчики — молоточки — пружинка — валик.
Слайд 15
Удивительная табакерка. Нельзя ли войти в этот городок? Приглашение принято. Вдали всё маленькое , а подойдёшь – большое. Маленькая размолвка. Очутились на улице. Встреча с колокольчиками. Господа – дядьки – молоточки.
Слайд 16
Знакомство с надзирателем. Сударыня – царевна. Миша проснулся.
Слайд 17
Подробный Краткий
Слайд 18
Ласковый Вежливый Ленивый Воспитанный Любознательный Серьёзный Безответственный Глупый Смелый
Слайд 19
Действительно ли Миша побывал в городке в табакерке? Чем закончилась история? Что хотел сказать читателям В Ф. Одоевский в своём произведении?
Слайд 20
Я понял (а) ………. Я могу…………. Я знаю………… На этом уроке я похвалил (а) бы себя за.. После урока мне захотелось……. Сегодня я сумел (а ) понять………..
Слайд 21
Составь свою сказку о путешествии в : *швейную машинку *компьютер *часы
Слайд 22
Prezentacii.com
Слайд 23
С В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО,2010. slovari.yandex.ru http://clubs.ya.ru/fetes-galantes/posts.xml?tb=530 http://www.liveinternet.ru/users/iposlad/rubric/1663824/ http://construct.md/ru/moldova/cuzneabudulaia/storelist da-zdra-per-m.livejournal.com PlanetaSkazok.ru allskazki.ru
Урок литературного
чтения
Тема: В.Ф.
ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ» 4 класс
Цель: создать
условия для знакомства с научно-познавательной сказкой “Городок в
Табакерке”; формирования интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского; обучать
детей делить текст на смысловые части, составлять план; содействовать
развитию памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи; пополнению
словарного запаса обучающихся; способствовать воспитанию
Задачи:
1) расширять словарный запас
учащихся,
2) воспитывать любознательность,
культуру речевого общения.
Планируемые
результаты.
Предметные: достижение
необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности,
общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.
Метапредметные:
Регулятивные:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные:
вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять и отбирать
информацию, полученную из различных источников.
Коммуникативные:
высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные: наличие
мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Оборудование: презентация
на интерактивной доске, пьеса А.Лядова “Музыкальная шкатулка”,
карточки для работы в группах.
Ход урока
I Организационный момент
— Здравствуйте, ребята!
Сегодня на урок к нам пришли гости,
повернитесь к ним, поздоровайтесь!
А теперь повернулись все ко мне,
улыбнулись и тихо сели.
— Откройте учебник на странице 155,
прочитайте, название раздела
— «Литературные сказки»
— С какими произведениями мы будем
знакомиться, изучая этот раздел?
— Ребята, а какие еще бывают
сказки?
— (народные)
— А чем народные сказки отличаются
от литературных?
— (народные сказки, сочиняет народ,
а литературные – автор).
— Чему научимся, работая в разделе
литературные сказки? Прочитай ….
— Чему будем учиться?
Читает……
II Сообщение темы и
постановка цели и задач урока
На уроке будем работать со сказкой
В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», с которой вы познакомились дома. (
Слайд № 1).
— Мы с вами
разделим сказку на части.
— Составим
план к ней.
— Дадим
характеристику главному герою.
— Определим
главную мысль произведения.
III Работа по теме урока
1.
Знакомство с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского
— Что вы можете рассказать о
Владимире Федоровиче Одоевском
Каждый ученик говорит по одной
строчке из биографии В.Ф. Одоевского.
(Слайд № 2).
2.
Словарная работа
— Чтобы
лучше понять произведение, над которым мы будем работать, объясните слова и
выражения.
-Кто знает, что
такое табакерка? (Табакерка- коробочка для табака)
Выслушиваются ответы детей.
— Из словаря Ожегова я вам
сейчас прочитаю определение, что такое «табакерка»
(Слайд № 3).
— Ребята, а из чего была табакерка
у папы Миши?
— Опишите её. (Стр.156)
— Следующее слово «Бюро».
(Слайд № 4)
— Ещё в
тексте встречались выделенные слова, такие как: учтиво, ни пяди.
— Где можно найти лексическое
значение этих слов? (Ответы детей: в толковом словаре, словарь учебника).
Учтиво – очень вежливо. Ни пяди –
старинная мера длины.
3. Работа с
текстом, учебником
— С чего начинается сказка?
Прочитайте.
— Подберите синонимы к
слову «папенька» (Папа, отец; в разговорной речи: батя, папаша, родитель).
— Почему же автор употребляет
именно слово «папенька», (Так раньше называли отца.)
— Кто главный герой
произведения? (Миша)
— А что вы
думаете о мальчике, используя слова на стр. учебника 168 расскажите о Мише.
( Миша воспитанный, учтивый и добрый
мальчик. Он очень любопытный и любознательный, а также внимательный и
осторожный. Все это помогло ему во время его сказочного путешествия по городку
в табакерке.
«Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошел к папеньке». «Как
хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом прежде всего обратиться к своему
провожатому.». «Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и
они пошли».)
— Подтвердите
свой выбор примерами из текста.
— Что произошло с Мишей в сказке
В.Ф. Одоевского?
— Прочитайте о том, как начинается
путешествие Миши по табакерке.
— Кто сопровождал Мишу во время
путешествия по табакерке? (Проводник)
— Что особенного было в
проводнике? (Это был мальчик – колокольчик, у него была поговорка
«Динь-динь-динь»)
— С Какими еще героями
познакомился Миша во время своего путешествия? (Мальчики-колокольчики,
дядьки-молоточки, надзиратель- господин Валик, с царевной-Пружинкой)
— Прочитайте выразительно
разговор с Валиком.
— Какой вывод сделал для себя
Миша? (Он пришел к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это
хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят).
— А о чем рассказала
царевна-Пружинка Мише? (Как получается музыка)
— Чему научился Миша во время
своего сказочного посещения городка Динь-Динь?( Миша научился рисовать
фигуры людей, если они находились близко — большими, если вдалеке — маленькими,
он разобрался, как устроена музыкальная табакерка.)
4.
Физминутка(Ночь- день).
5. Составление плана
Работа в парах:
— Сейчас, вы разделитесь на пары,
каждой паре будет дана часть произведения с указанной страницей. Ваша задача,
прочитать эту часть, обсудить и озаглавить её. Название своей части написать на
листочке, который я вам раздала. (По окончанию работы, каждая пара выходит к
доске и прикрепляет своё название части).
I часть
— Найдите и прочитайте первую
часть. (До слов « — Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы
мне хотелось!»)
— Как вы озаглавите эту
часть? Стр. 156-157
II часть
— Прочитайте вторую часть сказки. (
До слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто
что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от
другого».)
-Предложите название этой
части. Стр. 157-158
III часть
— Прочитайте до слов «Между тем их окружали
мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали».
Озаглавьте. Стр. 158-163
IV часть
— Прочитайте до слов «В самом деле,
Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках…».
Озаглавить. Стр.163-164
V часть
— Прочитайте до слов «Миша – к
надзирателю».
Озаглавьте. Стр.164
VI часть
— Прочитайте до слов «Между тем
Миша пошел далее – и остановился».
Озаглавьте. Стр.165
VII часть
-Прочитайте до слов « — Что во сне
видел, Миша? – спросил папенька».
Озаглавьте. Стр.166
VIII часть
— Прочитайте от слов « — Что во сне
видел. Миша? – спросил папенька» и до конца.
Озаглавьте. Стр.167
-Итак, какой план к сказке
получился? Прочитайте.
План
- Удивительная табакерка
- Знакомство с Динь-динь
- Герои на улице города
- Встреча с молоточками
- Господа – дядьки-молоточки
- Знакомство с надзирателем
- Сударыня – царевна
- Миша проснулся
IV Итог урока
— Кто автор произведения.
— Назовите жанр произведения,
Докажите, что это сказка.
— Какая будет тема произведения
В.Ф. Одоевского
— Что хотел сказать В.Ф. Одоевский
своим произведением (главная мысль произведения) (Слайд
№ 5).
V Игра
«Данетка»
— Ну, а сейчас проверим как вы
осознали прочитанный самостоятельно текст.
Я вам раздаю вот такие карточки с
вопросами, читаете вопрос и ставите плюс, там где вы считаете нужным.
№ вопроса | ДА | НЕТ |
1 | + | |
2 | + | |
3 | + | |
4 | + | |
5 | + | |
6 | + | |
7 | + | |
8 | + | |
9 | + | |
10 | + |
Вопросы
для игры
1.Данное произведение сказка? (да)
2. Главный герой мальчик Миша? (да)
3. Табакерка была сделана из
золота? (нет)
4. Мальчик-колокольчик говорил
скороговорками? (нет)
5. Миша завидовал колокольчикам
потому, что они ничего не делают? (да)
6. Колокольчики боялись
дядечек-молоточков? (да)
7. Надзирателем в городе-колокольчиков
был Валик? (да)
8. Валик всё время работал? (нет)
9. Как звали сударыню царевну —
царевна-пружинка? (да)
10. Миша поймёт
отчего играет музыка в табакерке, когда разберёт её (табакерку)? (нет)
(Слайд № 6)
— После
того, как вы всё сделали, поставьте себе сами оценку. На перемене подойдёте, я
вам поставлю эту оценку в дневник.
VI Д/з: Сочинить
свою сказку «Путешествие в механическую игрушку».
VII Рефлексия: На доске
– Колокольчик «Динь-динь» и принцесса «Пружинка».
— А сейчас ребята, кто всё понял,
возьмите зелёный колокольчик и прикрепите его ….., а кто ничего не понял,
возьмите красный колокольчик и прикрепите его к ……
(Если будут такие детки, которые
ничего не поняли, им д.з. прочитать ещё раз сказку).
Вопрос № 7: Одоевский
создал свое произведение для детей, с тем, чтобы познакомить их со сложным
механизмом музыкальной табакерки, объяснить, что нельзя без особых знаний
трогать механический предмет, можно его сломать, показал, что надо быть
любознательным, послушным, честным, добрым и внимательным, как мальчик
Миша.
Есть те, кто управляет всем, и те,
кто выполняет все «поручения». Основная мысль этой сказки в том, что
главное в жизни порядок, Как только заведенный порядок нарушается, начинаются
бедствия и несчастья.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Герои Городка в табакерке Одоевского
Главные герои
Миша
В сказке описывается сон, который видит главный герой, находясь под впечатлением от чудесной музыкальной табакерки со сложным внутренним механическим устройством. Зовут главного героя Миша.
Миша – воспитанный, благожелательный, послушный мальчик, приветливый и добродушный. К своим родителям Миша относится с любовью. Он ласков с ними. Когда он обращается к отцу, он называет его «папенька», а маму зовет «маменька». Родители в Мише души не чают. Они стараются всесторонне развивать своего ребенка.
Миша любит рисовать, а читать не очень любит.
Миша очень впечатлителен, у него богатая фантазия. Вид табакерки с целым городком внутри, какой Миша еще никогда не видел, произвел на него столь неизгладимое впечатление, что, заглядевшись на табакерку и замечтавшись, он погружается в сон.
В состоянии сна в нем открываются исследовательские способности, просыпаются любознательность и любопытство. Миша задает мальчику-колокольчику много вопросов. Он неожиданно начинает видеть то, на что наяву он не никогда не обратил бы никакого внимания, замечает необычное в привычных вещах и явлениях.
Отец Миши
Отец Миши старается подталкивать своего ребенка к тому, чтобы он развивался, узнавал что-то новое. Отец для Миши – «папенька». Слово папеньки для Миши — непререкаемая истина, закон.
Мальчик-колокольчик
Мальчик-колокольчик – один из приснившихся Мише жителей Городка.
Миша во сне видит много мальчиков-колокольчиков, но один из них встречает Мишу и предлагает ему совершить с ним прогулку по Городку.
Мальчик-колокольчик очень учтив. Но Миша замечает, что Мальчик постоянно приговаривает: «Динь-динь-динь». Мальчик говорит, что это такая поговорка. Когда Миша говорит, что не хорошо постоянно употреблять поговорки (так говорил ему папенька), Мальчик-колокольчик немного обижается. Но Мальчик-колокольчик отходчив, долго он не сердится.
Мальчик-колокольчик рад случаю показать свои знания. Он объясняет Мише законы перспективы и акустики. Правда, как выясняется, мальчик-колокольчик в школе не учится и ему от этого очень скучно.
Второстепенные герои
Мальчики-колокольчики
У мальчиков-колокольчиков нет родителей, зато у них есть дядьки, которые по ним постукивают. У мальчиков много свободного времени. Они не знают, чем бы заняться. Они очень страдают от скуки: у них нет ни книжек, ни картинок. Даже в школу им ходить не надо.
Внешне мальчики-колокольчики очень похожи между собой. У всех мальчиков-колокольчиков золотая головка, и все они одеты в стальные юбочки. Они различаются только размерами: одни мальчики колокольчики побольше, другие поменьше.
Мальчики-молоточки умные и добрые.
Дядьки-молоточки
Дядьки-молоточки злые и сердитые. Они ходят по городу и стучат по мальчикам-колокольчикам. Стучат и приговаривают: «Тук-тук-тук». Они стучат по мальчикам-колокольчикам, чтобы выполнить приказ своего начальника. Начальник у них — надзиратель, господин Валик.
Валик
Валик – господин в халате с крючками. Он проводит свою жизнь, лежа на диване и ворочаясь с боку на бок. Больше он ничего не делает. Крючки на его халате цепляют дядек-молоточков, заставляя постукивать мальчиков-колокольчиков. А сам Валик – добрейший господин — не причем: он вроде как спит, ничего не видит, ничего не слышит, ни о чем понятия не имеет. Его любимая присказка – «Шуры-муры, шуры-муры».
Но и у господина Валика свое начальство есть – это Царевна-Пружинка
Царевна-Пружинка
Царевна-Пружинка напоминает змейку. Как змейка, она то сворачивается, то разворачивается. Царевна-Пружинка неустанно толкает надзирателя Валика в бок.
Мать Миши
У Миши есть мама, или маменька, как зовет ее Миша. Мишина маменька вместе с папенькой наблюдает, как Миша рассматривает табакерку и как он засыпает. Ей очень смешно и весело. Когда Миша просыпается, он слышит, как маменька смеется.
2 вариант
В произведении показан образ русского князя Владимира Федоровича Одоевского, который является одним из основоположников познания музыкального искусства. Также, он являлся писателем и философом, и был замечен в изучении оккультизма. Он написал множество произведений, в том числе и сказочные истории. Также, к одним из таких работ можно отнести и работу о «Городке в табакерке», который имеет глубокий смысл тех вещей, которые раскрывают всю истину работы бюрократической системы страны. Произведение действительно отражает крайне актуальную и удивительную тему того, как может одна музыкальная игрушка оказаться очень занимательной и интересной.
Образ мальчика Миши
Главным героем произведения является мальчик по имени Михаил, который с большим интересом слушал размышления своего папы. В данном произведении рассказывается о герое, который начал интересоваться вопросом того, что же находится внутри этого города, и из чего он состоит. Герой является крайне любознательным и послушным мальчиком, и как-то раз он оказывается в чудесной стране, где основными героями были маленькие ребята – колокольчики, которые рассказывали ему о том, как работает данный механизм. Персонаж был крайне любознательным и наблюдательным, именно поэтому ему удалось понять столь сложный и комплексный механизм. И все-таки, это был волшебный сон, в котором герой увидел себя внутри табакерки.
Отец мальчика
Показан в произведении и образ умного и заботливого отца Миши, который мечтал о том, чтобы его сын стан умным и интеллигентным человеком. Он делает ему один из музыкальных подарков для того, чтобы его ребенок сам смог разобраться в том, что же из себя представляет механизм данного устройства. У отца Миши прекрасно получается воспитывать сына, и через игру, он дает ему множество самых разнообразных знаний и навыков. После того, как мальчику удается разобраться в том, что из себя представляет «городок», у него просыпается любознательность и интерес к учебным занятиям.
Образ мальчиков – колокольчиков
Этих маленьких ребят автор показывает весьма интересно и ярко. Они помогают Мише понять, из чего состоит данное устройство. Помимо этого, данные замечательные существа помогают ему разобраться с теми вопросами, которые касаются мирового устройства, и они направлены на то, чтобы мальчик понял, в чем состоит суть физических законов. Они находятся в табакерке для того, чтобы извлекать из нее музыку, а также, они сожалеют о том, что не имеют какой-либо возможности получить соответствующего образования. Произведение получилось очень ярким, интересным и поучительным, оно содержит в себе смысл того, что учеба является необходимым элементом в жизни каждого человека.
Также читают:
Картинка к сочинению Герои Городка в табакерке Одоевского
Популярные сегодня темы
- Главные герои произведения Возвращение Платонова
Главными героями произведения «Возвращение» являются представители семьи Ивановых. В нем рассказывается о времени после войны, при котором судьбы людей были отягчены ужасающими последствиями.
- Образ и характеристика Калашникова в Песне про купца Калашникова
Такой персонаж, как Калашников получился в произведении очень интересным и раскрытым. Автор поднял большую проблему, в которой хотел показать, насколько важной может быть проблема, связанная с восстановлением образа
- Сочинение Роль родителей Базарова в романе Отцы и дети Тургенева
Василий Иванович и Арина Васильевна Базаровы — родители главного герой романа И.С. Тургенева Отцы и дети. Базаровы яркие представители старшего поколения. Несмотря на то, что в романе им уделено не так много внимания
- Сочинение на тему рассказ о себе
Меня зовут Марина, мне 19 лет, я учусь в 11классе. Не могу сказать, что я обожаю ходить в школу, но учусь я довольно таки не плохо. Мои любимые предметы это литература, химия, биология, и физика.
- Сочинение Сны Веры Павловны (смысл и значение)
Главная мысль романа Чернышевского «Что делать?» выражена во снах Веры Павловны. Автор использует этот прием, потому что считает, что сон — это отражение мыслей, чувств и идей человека, которые он не осознает в реальной жизни.
$ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 «В» КЛАССЕ
Тема: В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
МОАУ «СОШ № 25 г. Орска»
Урок литературного чтения . 4 класс «В»
Учитель: Морозова Ольга Юрьевна
Тема: « В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
$Цель: познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой «Городок в табакерке», показать, как в форме сказки писатель знакомит детей с реальным устройством музыкальной шкатулки.
Задачи:
-
продолжать формировать навыки выборочного чтения, словесного рисования;
-
развитие памяти, мышления;
-
формирование выразительного, сознательного, правиль$ного и беглого чтения;
-
воспитание любви к чтению.
Оборудование: несколько шкатулок с сюжетными картинками на крышках, музыкальная шкатулка; презентация, учебник, записи на доске
Ход урока.
-
Орг. момент.
-
Проверка домашнего задания.
-Ребята мы с вами прошли раздел поэтическая тетрадь. Давайте вспомним произведения и авторов этого раздела. Вам нужно раз$гадать кроссворд и прочитать ключевое слово.
-
Из какого стихотворения взяты эти строчки?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной… («Листопад» Иван Алексеевич Бунин)
-
Ну, пошёл же ради Бога!
Небо, ельник и песок –
$Невесёлая дорога
Эй! Садись ко мне дружок! («Школьник» Николай Алексеевич Некрасов)
-
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила («Бабочка» Афанасий Афанасьевич Фет)
4. Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. (Иван Саввич Никитин)
5. Пушкин сказал о нём: «…оригинален –ибо мыслит». (Евгений Абрамович Баратынский)
— Какой частью речи являются эти слова? (сущ)
$ — На какие 2 группы можно разделить эти слова?(имена собственные, нарицательны$е)
— Как пишутся имена собственные?
-Какое слово спрятано? (сказка)
-Что такое сказка? (сказка –вымышленное произведение, где описываются различные герои, их приключения)
-На какие 2 группы можно разделить сказки? (авторские, народные)
— Какие виды сказок вы знаете? (бытовые, волшебные, о животных).
-Чем авторские сказки отличаются от народных ? ( Народную сказку сочинил народ, а авторская сказка имеет автора; в народных сказках предложения короткие, лаконичные, четкие; в авторских сказках предложения длинные, сложные. В народных сказках присутствуют устойчивые выражения.)
III. Работа по теме урока.
-
$Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня мы открываем новый раздел, который называется «Литературные сказки». Какие произведения могут в него входить? (произведения которые написаны авторами)
— Ребята, сегодня мы познакомимся с научно-познавательной сказкой
$В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» СЛАЙД №1
— А как вы думаете, чему мы сегодня сможем научиться?
Дети:
— познакомимся со сказкой;
— познакомимся с творчеством писателя;
$— отвечать на вопросы;
— находить в тексте нужные отрывки;
— читать выразительно, бегло;
— думать;
— делать выводы;
— подводить итоги.
— Молодцы! Это и будут цель и задачи нашего урока.$
2. Знакомство с творчеством В.Ф. Одоевского.
СЛАЙД № 2,3
Жизнь и творчество В.Ф. Одоевского.
Давно, 100 лет назад, в городе Петербурге жил один человек Владимир Федорович Одоевский. И был этот человек , как все про него говорили ужасный чудак. Чудаком его считали за то, что он носил остроконечный колпак в полметра вышиной и черный шелковый сюртук до пят. Чудаком его считали и за то$, что большую часть времени он проводил за книгами, и вдобавок сам был сочинителем , так тогда называли писателей. В своем странном костюме Одоевский пожалуй правда смахивал на сказочного чародея. Ну кроме одежды ничего в нем странного не было, наоборот, был он очень умный , образованный и необыкновенно добрый человек. Он всегда обо всех заботился, и всегда о ком нибудь хлопотал. Но больше всего Одоевский заботился о детях и об их воспитании. Благодаря его хлопотам и трудам было основано в Петербурге несколько детских приютов для беспризорных детей и сирот, бесплатная детская больница. В детях он видел будущее и очень их любил. Но ребята любили его еще больше потому, что никто кроме него не умел так просто и интересно объяснять от чего идет дождь или почему зимой холодно, а летом тепло или рассказать интересную только что придуманную сказку. А когда он записал несколько таких сказочек, то получилась книжечка Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея. Это была первая русская книжка для детей. Вот с одной из этих сказок мы сегодня познакомимся на уроке. Называется она Городок в табакерке.
СЛАЙД №3
— О чём вам говорит заголовок? (речь будет идти о табакерке)
— Что же такое табакерка? Давайте посмотрим.
СЛАЙД №4$
Нюхательный табак держали в табакерках из дерева, серебра, золота, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.
СЛАЙД №5-8
Посмотрите на эту шкатулку. Чем она отличается от остальных? (Учитель открывает шкатулку — звучит мелодия).
$— А сейчас посмотрите, ребята, на различные виды музыкальных шкатулок (табакерок).
СЛАЙД №9
— Как устроена музыкальная шкатулка? Для кого это является загадкой?
-Давайте прочитаем литературную сказку В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» и посмотрим, пом$ожет ли он нам разгадать тайну?
3. Первичное восприятие текста.
А) – Ребята, сядьте поудобнее, я предлагаю вам прослушать начало текста в исполнении Н. Литвинова – мастера художественного слова, а вы следите по тексту.
Б) Далее комбинированное чтение: учитель + сильный ученик.
4. Вопросы по прочитанному тексту.
-Понравилась ли вам сказка? Что именно понравилось?
$
— Кто является главным героем сказки? (мальчик)
5. Физ.минутка
6. Словарная работа. Работа в группах.
— Сказка В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.
— Сейчас мы дадим толкование этим словам.
— Ребята,$ из каких источников мы узнаём значение слов? (Из учебника, толкового словаря, интернета, спрашиваем у взрослых.)
1 группа – работа с учебником
2 группа – работа с интернетом
3 группа – работа с толковым словарём
4 группа – работа с гостями урока
СЛАЙД №10
Бюро – стол с ящиками для хранения бумаг.
СЛАЙД №11
Горка — специальная мебель $в виде пирамиды для дорогой посуды
СЛАЙД №12
Ставни – деревянный$ затвор, «ворота» на окошках в деревянных домах.
СЛАЙД №13
Флюгер — представляет собой металлический флаг, расположенный на вертикальной оси и поворачивающийся под воздействием ветра.
СЛАЙД №14
Шатёр — покрытие в виде высокой многогранной пирамиды
СЛАЙД №15
Бахрома — $украшение к занавесям, тесьма с висящими с одной стороны нитями.
СЛАЙД №16
Тиснёная бумага – бумага, с выдавленным рисунком.
IV. $Закрепление.
Беседа с выборочным чтением.
— Прочитайте описание табакерки. Как она выглядит? (с.158)
-Как называется этот волшебный городок? (Динь-Динь)
-С какой просьбой обратился Миша к папеньке? (с.159 Папенька, нельзя ли войти в табакерку?)
-Почему Мише хотелось попасть в табакерку? (хотел узнать, что там делается)
-Что увидел Миша, когда папа открыл крышку табакерки? (колокольчики, молоточки, валик и колёса)
$-Сейчас мы посмотрим отрывок из сказки, который для вас подготовили ребята. Скажите, с кем Миша отправился в городок Динь-Динь? (инсценирование отрывка)
— Вам хотелось быть похожим на Мишу? (да) Почему? (был воспитанным человеком) Кто такой воспитанный человек? (человек, который стремится к знаниям, вежливый, доброжелательный)
-Кто еще жил в этом городке? (колокольчики, молоточки, валик, пружинка)
— Что у нас получился? (механизм)$
— Скажите, а кто главный в механизме? (пружинка)
-Что будет если сломать пружинку? (не будет работать весь механизм)
-Посмотрите самый конец сказки. Какая наука изучает механизмы? (механика)
V .Итог.
— Помогла ли сказка узнать нам устройство музыкальной табакерки?$
-Чему учит эта сказка? (наблюдательности, умению исследовать интересные и сложные механизмы)
— Выбери начало фразы и продолжи её:
VI. Рефлексия
СЛАЙД №17
-
Сегодня я узнал…
-
Было интересно…
-
Было трудно…
-
Я понял, что…
$
-
Меня удивило…
Выставление оценок
VII . Домашнее задание: прочитать сказку с.158-169 выразительно прочитать, найти в тексте какие поговорки были у жителей городка
$
$