Что может правда в произведениях солженицына сочинение

719 слов иван сергеевич тургенев был известным русским писателем-реалистом. за свой творческий путь тургенев создал много интересных произведений. безусловно, известнейшим

(719 слов) Иван Сергеевич Тургенев был известным русским писателем-реалистом. За свой творческий путь Тургенев создал много интересных произведений. Безусловно, известнейшим является роман «Отцы и дети«. Работу над его созданием автор завершил в 1861 году. Известно, что на протяжении длительного времени Тургенев работал в журнале «Современник». Зачастую у писателя возникали разногласия с критиком Добролюбовым, который исповедовал нигилистические идеи. Их споры отразились в романе. В своем произведении автор показал идейные столкновения, которые могут произойти между представителями разных поколений и сословий. Особое место в произведении «Отцы и дети» занимает конфликт Евгения Базарова и Павла Кирсанова. Рассмотрим поподробнее, в чем он заключался. 

В своем произведении Иван Сергеевич отразил кардинальные изменения в общественной жизни страны той эпохи. Автор продемонстрировал столкновение поколений, которые представляют собой два разных лагеря — революционно настроенных демократов и более умеренных либералов. Писатель неспроста дал произведению такое название, ведь центральное место в романе занимает вечная тема «отцов и детей». Часто конфликт возникает из-за столкновения взглядов старшего и младшего поколения. Правда, в книге Тургенева конфликт более масштабный: разница у героев не только в возрасте, но в социальном положении. Базаров — разночинец, человек бедный и привыкший к труду. Кирсанов — дворянин, человек обеспеченный и живущий в праздности.

Конфликтующими сторонами являются Евгений Васильевич Базаров и Павел Петрович Кирсанов. В образе Базарова автор воплотил разночинца, который добился всего собственными усилиями. По своей натуре Евгений является очень гордым, самоуверенным и интеллектуально развитым человеком. Он учился на медицинском факультете и мечтал стать врачом. Его очень интересовало развитие науки. Поэтому он любил проводить различные эксперименты. Базаров является нигилистом, отрицающим общепринятые нормы. Читатель замечает, насколько отличается отношение персонажа к искусству, любви и природе от отношения к этим ценностям обычного человека того времени. Евгений Базаров, умный и насмешливый, не отличается особой разговорчивостью, часто герой бывает резким и холодным. Эти качества он проявляет даже в семье. Все эти особенности характера героя лишь обострили конфликт.

В образе Павла Кирсанова автор изобразил аристократа, который в прошлом был «светским львом». Перед читателем предстаёт приверженец консервативных взглядов и идей. Кирсанов не желает признавать новых порядков. Он настолько погряз в условностях своего сословия, что не допускает брака брата и дочери экономки. Обычно Павел вежлив, однако он может быть вспыльчивым, если встречает то, что противоречит его убеждениям. Он упрям, горд, высокомерен, категоричен. Но к семье добр: помогает брату деньгами и любит племянника как сына. 

Таким образом, Базаров и Кирсанов являются совершенно разными людьми. По этой причине у героев постоянно возникают споры и конфликты. Неоднократно Евгений и Павел заводили беседу, однако каждый раз их разговор заходил в тупик. Дело в том, что Павел Кирсанов является человеком принципиальным, и он очень уважает в людях это качество. А вот Евгений Базаров отрицает все принципы и не признаёт никакого авторитета. 

Протест Базарова старому миру, сторонником которого является Павел Кирсанов, выражается даже в его внешности: красные рабочие руки, небрежный балахон, равнодушие к внешнему облику. Протест ощущается в каждом слове Базарова. В связи с этим Павел Кирсанов чувствует к Евгению лишь антипатию с самого начала, что уже заметно во время их первой встречи. 

Особенно выраженной является словесная дуэль между представителем «отцов» и представителем новых порядков в десятой главе произведения.
Евгений Базаров, который абсолютно убеждён в собственной правоте, ведёт себя очень спокойно. Можно заметить, как нехотя персонаж отвечает на вопросы Павла Кирсанова. Приверженец старых традиций вызывает Базарова на спор, возмущаясь каждым его высказыванием. Очень очевидным является расхождение героев в нравственных, общественно-политических и философских взглядах. Для Евгения не существует дружбы, родственные отношения для него представляют собой лишь привычку, а любовь — физиологию, искусство — ненужный романтизм. 

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

По мнению главного героя, разговоры об искусстве не имеют никакого смысла. Персонаж не желает замечать красот природы, заявляя лишь о её практическом смысле. Евгений, ничего не строя, пытается все разрушить. Именно в этом и заключается его слабость. 

А для Павла Кирсанова важны такие понятия, как поэзия, музыка, любовь, семья, патриотизм. Аристократ воспевает традиции обычного народа, герой восхищается его патриархальностью и религиозностью. Отношение Евгения к простому человеку является скептическим. Он отмечает порочность народа и его суеверное видение религии.

Писатель ни с кем из героев не соглашается, а это значит, что из конфликта никто не выходит победителем. Тургенев заявляет о силе личности Евгения Базарова, он с уважением относится к герою. Можно утверждать, что Базаров является человеком дела, а Кирсанов — человеком слова, и время Павла Петровича уже ушло. По мнению Ивана Сергеевича, молодое поколение способно указать правильное направление развития страны, но для этого ему необходимо начать не с разрушения, а с созидания.

Автор: Виктория Комарова

(741 слово) Александр Исаевич Солженицын был русским писателем, журналистом, правозащитником и диссидентом. Одним из известнейших произведений Солженицына является рассказ «Матренин двор». Известно, что в основу книги автор положил реальные события. Когда писатель вернулся из ссылки, он стал работать педагогом в сельской школе. Вспоминая то время, Александр Исаевич рассказал о тяжёлой судьбе советских колхозников. Александр Солженицын очень наглядно описал деревенский быт. В образах персонажей автор изобразил простых крестьян, которым достался нелёгкий жизненный путь. Чтобы понять замысел произведения «Матренин двор», рассмотрим характеристику героев рассказа поподробнее.

В образе Игнатьича представлен автобиографичный образ. Рассказчик покидает места лишения свободы и осознаёт, что его не ждёт никто, да и ограничения на его передвижения по стране все еще дейсттвуют. По этой причине рассказчик принял решение остановиться в средней полосе в небольшой деревне. Игнатьич мечтает о должности учителя. Образ этого героя является довольно естественным: человек, попавший в жернова репрессивной системы, хочет только покоя и восстановлениям подорванных сил. По натуре рассказчик является терпеливым, уравновешенным, спокойным, добрым человеком. Бросаются в глаза его мудрость и неприхотливость в быту. Кроме того, Игнатьичу присуща большая наблюдательность. Герой способен замечать мелкие детали, он может видеть то, что не произносят вслух. Персонаж сумел разглядеть в главной героине сильного, милосердного и душевного человека. Игнатьич замечает, что Матрёна согрешила намного меньше, чем хромая кошка. Когда главная героиня умерла, рассказчик осознает всю ее праведную натуру. Герой понимает, что плохие отзывы о Матрене со стороны ее родственников оказались фальшивыми. Эта женщина была праведницей, без которой жизнь в селе стала намного хуже.

В образе главной героини выдающийся писатель воплотил невероятно сильную и одухотворенную личность. Внешне Матрена является обычной женщиной из простой деревни, но ее внутренний мир богат и уникален, ведь даже в суровых условиях советской глубинки героиня проявляет отзывчивость, бескорыстие, любовь к ближним. Судьба уготовила Матрене немало трудностей и невзгод. В юности она не дождалась жениха по настоянию его же родных и вышла замуж за его брата, а тот вернулся, и героиня всю жизнь чувствовала себя виноватой и болезненно переживала ту ошибку. И семейная жизнь ее не радовала: еще в младенчестве умерли ее шестеро детей. Супруг главной героини не вернулся с фронта. Лишь приемная дочка Кира скрасила жизнь женщины, но и она с возрастом переехала к мужу и построила свою семью. Проходит много лет, и Матрена привыкает к одиночеству. Каждый день женщины наполнен различными заботами и делами, причем она помогает бескорыстно каждому, кто попросит помощи. Сама Матрена живет бедно и с большим трудом добивается хоть части положенной пенсии. Ее трудодни традиционно не засчитывают, и часто она выходит на работу бесплатно. Свой быт главная героиня выстроила в соответствии с народным календарём и поверьями. У нее чуткая душа. Матрена обладает чувством прекрасного. Как только героиня услышала музыку Глинки, она прослезилась. Читатель замечает, что Матрена, несмотря ни на что, старается радоваться каждому прожитому дню. Таким образом, образ главной героини олицетворяет огромную духовную силу. Никакая трудность не смогла сломить Матрену. И даже гибель ее связана с благородным порывом, на который способен далеко не каждый — героиня отдала свою горницу Кире и сама же помогала ее перетаскивать.

В образе Фаддея автор изобразил крепкого старика высокого роста. Несмотря на преклонный возраст, героя не тронула седина. Фаддей является братом супруга Матрены. Этот персонаж хотел жениться на главной героине. Однако он на протяжении нескольких лет возвращался с войны домой. Женщина, не дождавшись Фаддея, вышла замуж за его брата. Фаддей вернулся с войны живым и чуть не убил невесту и брата. Он любил девушку и не мог избавиться от своего чувства, но со временем оно выродилось в ненависть. Сердце Фаддея зачерствело на войне и в нищей жизни советской деревни. Чтобы как-то компенсировать потерю, герой взял в жены женщину по имени Матрена, которая была очень похожа на его невесту. Именно Фаддей убедил главную героиню, что необходимо разобрать часть дома. В результате, это привело к гибели Матрены. Фаддей обладает эгоистичной натурой. Так, несмотря на горе, персонаж в день похорон пришёл делить имущество Матрены.

Не менее интересными являются второстепенные герои произведения.

В образе Киры Александр Солженицын воплотил родную дочь Фаддея. Матрена воспитывала девочку как собственную дочь. Кира помогает женщине время от времени и передаёт ей продукты. Она любит Матрену и искренне горюет после ее кончины. Происшествие с горницей обрекло ее мужа на судебное преследование.

В рассказе представлены и сестры главной героини. Это корыстные и эгоистичные люди, которые противопоставлены Матрене. За год они побывали у Матрены всего один раз. И то, они пришли ругаться, когда героиня передала часть дома молодым. 

Таким образом, истинная натура персонажей рассказа раскрывается в тот момент, когда случается несчастье. Можно заметить, что Игнатьич тоже смог увидеть истинный характер героини лишь после ее кончины. 

Автор: Виктория Комарова

Уже несколько лет ученики 11-х классов пишут в декабре сочинение, чтобы получить допуск к ЕГЭ. Учитель словесности и доцент Школы филологии НИУ ВШЭ Михаил Павловец комментирует тематические направления для итогового сочинения этого года и рассказывает, почему этот формат тестирования вызывает сомнения.

Три года назад я уже писал об итоговом сочинении, сигнализируя о том, что из сочинения получается совсем не то, что видели в нем его инициаторы.

Следующие три года только укрепили меня в дурных предчувствиях: сочинение медленно, но верно коснеет и закостеневает.

Еще в позапрошлом году анонсировали отказ от объявления «тематических направлений» — слишком быстро в интернете появлялись готовые сочинения, которые потом просто подгонялись школьниками под конкретные выпавшие им темы.

Но вот 2021 год — и вновь самим министром просвещения объявляются тематические направления, не отмененные, видимо, под предлогом «карантинных ограничений». А значит, по крайней мере бизнес изготовителей этих самых «готовых сочинений» не пострадает.

Разве что составители отказались от формулировки этих направлений в виде «двойчаток», прозванных в народе «слабоумие и отвага» (типа «добро и зло» или «смелость и безрассудство»), которые позволяли придумать множество конкретизаций (отдельно темы по добру, отдельно по злу, отдельно — по их борьбе).

Могу предположить, что в нынешнем году сочинители пакетов конкретных тем столкнутся с некоторыми затруднениями при их сочинении.

Тема «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Такая тема уже была в 2015 году, называлась она односложно — «Путь», но ФИПИ поясняет: «Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей». А это значит, что:

  1. Составители тем не в первый раз уже повторяются и в будущем тематических направлений на круг не будет много;
  2. Заготовленные еще в 2015 году сочинения вновь пригодятся школьникам, как и перечни книг, по которым их можно писать.

Уже давно учителя перед объявлением тем итогового сочинения спрашивают друг друга шутливо: «Ну что, на какие темы в этом году у нас ребята будут писать по „Капитанской дочке?“». Так что можно не мудрствовать лукаво — и еще раз перечесть краткое содержание этого произведения Пушкина на сайте брифли.ру.

Тема «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Тут авторы этого направления явно нагнетают краски — и вообще чувствуется, что они принадлежат к старшему поколению, до сих пор напуганному «восстанием машин» эпохи модерна и алармизмом «писателей-деревенщиков»: сегодня технократическая и экологическая повестка формулируется не в таких категориях.

Итоговое сочинение: Вопросы, волнующие людей в любую эпоху

Но зато школьникам, любящим жанр «постапокалиптики», будет где разгуляться — к ужасу проверяющих учителей, которые вряд ли в большинстве своем с такой литературой знакомы.

А главное — к такой теме никак не подошьешь «Капитанскую дочку»! Разве что пофантазировать, нужен ли был Пете Гриневу провожатый, будь у него GPS.

Но такой поворот может не понравиться учителю, который скорее ждет, что школьник продемонстрирует всю опасность бездумного внедрения технологий в нашу жизнь и сделает из этого нравоучительный вывод. В общем, тематическое направление более или менее удачное, но рисковое: посмотрим, каковы будут сами темы.

Тема «Преступление и наказание — вечная тема»

Когда-то инициаторы «возвращения» сочинения, понимая, что по одному предмету не может быть два государственного экзамена, скрывали, что итоговое сочинение — это сочинение по литературе, тем более что трудно объяснить, почему, чтобы иметь допуск к ЕГЭ по математике, нужно писать сочинение именно по литературе.

Но теперь, когда последний вуз отказался перепроверять их, давая дополнительные баллы своим абитуриентам, и общественный интерес к итоговым сочинениям упал почти до нуля, можно и не стесняться: в пояснении к сочинению на сайте ФИПИ прямо указывается, что среди произведений на эту тему «особое место занимает роман „Преступление и наказание“ Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.», а значит, весь банк готовых сочинений по этой книжке вновь будет актуализирован.

Правда, когда-то мыслилось, что «итоговое сочинение» будет готовить школьников к тому, чтобы они умели самостоятельно вспоминать книжки на тему, над которой они размышляют.

Здесь же у них потребуется другое умение — натягивать заранее известное произведение, а точнее — заготовленное по нему сочинение, как сову на глобус, на ту тему, которая выпадет в рамках данного тематического направления.

Умение сомнительное — но не более сомнительное, чем требование «аргументировать» свою позицию художественным вымыслом, почерпнутым из произведений школьной программы. О чем мне писать тоже доводилось.

Тема «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

С одной стороны, эта тема давно назревала: действительно, что бы мы ни читали или ни смотрели, мы читаем и смотрим прежде всего о себе, примеряя к себе разные роли и ситуации. Особенно в школьном возрасте. Но с другой — тема предполагает искренность ответа от школьника, она носит личностный характер.

Однако автор сочинения ничего, кроме слова «зачет» или «незачет», не узнает о том, насколько хорошо он написал, понравилось ли написанное тому, кто читал.

А это убивает саму идею сочинения: если сочинение пишется не для коммуникации с его читателем, а ради формальной отметки, глупо в него вкладываться, это все равно разговор с глухо-слепо-немым.

Кроме того, в критериях «итогового сочинения» черным по белому прописано требование «привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых» — то есть получается, что разговор все равно пойдет не о том, почему этот музыкальный альбом — про меня, а что про него пишут критики. Ну и наконец — это все-таки тематическое направление или тема? Как будут тогда конкретизироваться темы — по жанрам? «Комедия — про меня?», «Байопик — про меня»? Кажется, составители тематических направлений сами же нарушают ими же установленные правила, и им придется непросто.

Тема «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

И еще одна литературная тема с откровенной подсказкой: «Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г.».

Юбилей писателя — это прекрасно, не отметив его, наверное, и впрямь нельзя быть допущенным к сдаче ЕГЭ по математике, но только замеры того, как читают дети, показывают: эту гениальную поэму уже много лет никто в школе не читает (за исключением тех считаных процентов, кто сдает ЕГЭ, и то только тех их них, кто не довольствуется кратким пересказом).

А значит, заранее будут заготовлены сочинения по поэме Некрасова — и опять будет натягивание совы на глобус

Впрочем, сама по себе тема опасна еще и тем, что может серьезно ввести в искушение сначала автора, а потом учителя: а если школьник захочет порассуждать о ком-то из нынешних оппозиционеров и их разоблачениях вроде… ну, вы сами знаете его имя. Думаю, разумные учителя строго-настрого запретят своим школьникам за подобную тему браться, и отметить юбилей поэта таким причудливым способом не удастся.

Итоговое сочинение: Вопросы, волнующие людей в любую эпоху

В целом же можно сказать, что итоговые сочинения этого года не лучше и не хуже сочинений прежних лет — прежде всего потому, что сам этот формат давно в тупике, и только неготовность его организаторов это признать (возможно, потому что инициировано оно было с самого верха) не позволяет понять, что мы имеем дело в основном с имитацией сочинения, имитацией проверки речевых компетенций и читательских горизонтов, имитации работы по приобщению старшеклассников к чтению и размышлению над прочитанным.

Но хотелось бы напоследок успокоить школьников и их родителей: никто — ни школа, ни Министерство просвещения — не заинтересован в том, чтобы было много «незачетов»: с первого раза с сочинением справляются 98% пишущих, а еще 1,5% делают это со второй или третьей попытки — комфортные для чиновников цифры! Поэтому, вместо того чтобы тревожиться понапрасну, лучше заняться подготовкой к ЕГЭ, олимпиадам — или просто почитать интересную и полезную книжку по важной для тебя теме.

Иллюстрации: Shutterstock / Andrew Stripes

Итоговое сочинение: Какие вопросы волнуют людей в любую эпоху?

Итоговое сочинение: Вопросы, волнующие людей в любую эпоху

(518 слов) Есть такие темы и проблемы, которые именуются «вечными», так как волнуют людей в любую эпоху. К ним относятся такие сферы общественной жизни, как семья, самовыражение, патриотизм, самореализация в работе, взаимоотношения с противоположным полом и другие вопросы, которые во все времена интересовали наших предков. Все они получили воплощение в литературе. Рассмотрим некоторые произведения в качестве примеров.

Так, даже в древнерусской литературе авторы заостряли внимание читателя на вечных темах, рассуждая о любви, самореализации, патриотизме, семье, историческом пути Родины. В поэме «Слово о полку Игореве» неизвестный поэт рассказал о том, как молодой князь собрался в поход, чтобы напасть на кочевников и приобрести славу удалого бойца.

С собой он взял только брата Всеволода, чтобы не делить трофеи и признание со всеми остальными родственниками. Если первый бой за счет внезапности был удачным, то второй окончился полным провалом: Игоря взяли в плен, а его дружину разгромили половцы.

Автор очень переживал за непутевого князя и показал, как его добродетельная супруга плачет и призывает природу вмешаться в дела людей и помочь ее супругу сбежать. Ярославна искренне любит Игоря и тревожится за его судьбу. В то же время старший родственник и сюзерен Игоря Святослав был не менее печален.

Молодые князья нарушили мирный договор с половцами и навлекли на русские земли новые полчища врагов, а все потому, что правители Руси не могли объединиться и выступать единым фронтом. Он призывал своих родичей одуматься и сотрудничать друг с другом, чтобы таких проблем больше не возникало.

Этот пример позволяет нам сделать вывод, что даже древние наши предки интересовались такими темами, как любовь, семья, патриотизм, самореализация и судьба отечества. Это и есть вечные вопросы, которые актуальны и по сей день. 

В этом нас убеждает более современный пример — роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В этом произведении тоже поднимаются темы любви, отношения к своей стране, призвания, семьи, самовыражения. Талантливый писатель Мастер сочиняет книгу, которую не принимает цензура.

Критики, которые хотят получить побольше наград и привилегий, яростно атакуют литератора. Его поддерживает возлюбленная — Маргарита. Но она замужем, и ей не удается уйти от нелюбимого мужа до исчезновения Мастера. Его забирают в сумасшедший дом. В то же время в Москве объявляется сам сатана. Он намерен осмотреть город и провести Весенний бал.

С помощью поисков шайки Воланда автор разоблачает пороки новой власти и неприглядные стороны советской действительности. Писателя очень волнует судьба родной страны, поэтому он не жалеет красок для очернения и осмеяния тех сил, которые не дают ей развиваться, и эти силы к дьяволу отношения не имеют.

Настоящее зло творят люди, и самое ужасное обстоятельство заключается в том, что власть это зло всячески оправдывает, когда оно служит ей на руку. Но, как известно, истинная любовь способна преодолеть все преграды: Маргарита соглашается помочь Воланду и в обмен получает спасение Мастера. Они оба удостаиваются вечного покоя наедине друг с другом.

В этом произведении 20 века затронуты все те вопросы, которые волновали неизвестного автора в 11 веке. Это означает, что они вечны и актуальны всегда.

Таким образом, к вопросам, которые волнуют людей в любую эпоху, относятся любовь, семья, отношение к Родине, самовыражение, призвание. Эти темы всегда злободневны и интересны читателю. Их в том или ином виде можно найти в каждом произведении, ведь все мы думаем об этих сферах общественной жизни каждый день.

Итоговые сочинения
Между прошлым и будущим

Поделиться

Сочинение-рассуждение Какие «вечные» вопросы встречаются в произведениях Бунина?

К каким «вечным» вопросам обращается И. А. Бунин в своих рассказах?

Ивана Алексеевича Бунина можно считать писателя – философом, потому что в его произведения часто встречаются вопросы и размышления о смысле жизни, настоящей любви и счастье. Эти проблемы считаются «вечными», так как они являются часто обсуждаемыми и на них нельзя дать однозначный ответ.

Так, в рассказе «Господин из Сан-Франциско» автор обращается к читателям с проблемой о жизни, как о вечном движении, которое нельзя предугадать.

Как богатые и успешные люди, герой все свои годы просто «просуществовал», решив, что только на старость лет может себе позволить уделить время на отдых и семью, и распланировав свое путешествие до мельчайших деталей («в декабре и январе он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии, памятниками древности, тарантеллой…»).

Но в стихии «живой жизни» нет места графикам и маршрутам, она служит контрастом миру господина и является непредсказуемой.

Это и хотел донести писатель через смерть центрального персонажа, ведь тот учел в своем плане все, кроме того, что он стар.

Таким образом, люди, которые считают, что властны над временем и над своей судьбой, никогда не смогут жить в гармонии, их существование будет жалким.

Также в этом произведении встает вопрос о смерти. Герой всю жизнь только и делал, что преумножал свое богатство.

Продумав свой отдых на ближайшие два года, он воображал о том, как прекрасно развлечется. Но все планы разрушились, когда Господина настигла смерть, а перед ее лицом равен каждый.

Автор показывает, что в жизни нужно сделать что-то стоящее, чтобы тебя помнили и уважали даже после смерти.

В рассказе «Чистый понедельник» раскрывается тема истинного предназначения человека в жизни.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Главная героиня учится на курсах, ведет праздный образ жизни. Но она не понимает, зачем ей это, ее душа полна противоречий, моментами все это ей кажется пустым и неправильным. Однако девушка находит свой путь – она уходит в монастырь. Но если бы она ошиблась и вышла замуж за рассказчика, то навсегда бы осталась несчастной, ведь героиня ищет себя не в семье, а в духовном призвании.

Таким образом, в своих произведениях Бунин обращается к читателям с «вечными» вопросами, где каждый должен для себя найти истинный ответ.

Полезный материал по теме:

Итоговое сочинение: Вопросы, волнующие людей в любую эпоху

Сочинение-рассуждение Какие «вечные» вопросы встречаются в произведениях Бунина?ЕГЭСтр. 1

Образец выпускного сочинения по литературе на тему «Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху» (вариант 3)

Какие вопросы волнуют человечество в любую эпоху?

Эпохи сменяют друг друга, строятся и погибают цивилизации, мир меняется под воздействием войн, научно-технического прогресса. Что же волнует человечество всегда, в любую эпоху? Наверное, прежде всего, человек задумывается о смысле жизни.

Мы начинаем выбирать свою дорогу, научившись ходить, но немногие люди хотели бы пройти свой жизненный путь еще раз.

Действительно, каждый человек, стремясь найти свою дорогу в жизни, хочет занять прочную и стабильную ячейку общества, стать полезным и востребованным, получать удовольствие от собственной жизнедеятельности.

Зачастую это оказывается нелегко, и вместо успешной карьеры, красивого дома и других благ человечества, мы получаем «дорогу в никуда». Отчего это происходит? Какими правилами следует руководствоваться, чтобы этого избежать? И можно ли все исправить, если совершил ошибку?

Средства массовой информации, родители, родственники, учителя в школе постоянно твердят о том, что вредные привычки способны разрушить жизнь человека. И в этом мы убеждаемся, читая пьесу М.Горького «На дне». У каждого из персонажей, оказавшихся в ночлежке, своя жизнь, но Актер, оказался здесь, позволив вредным привычкам взять верх над своим существом.

Он пропил не только материальные ценности, но и самое главное, что было в его жизни — актерский талант. Он пытается цитировать знаменитых людей, но осознает, что не помнит даже своего любимого стихотворения.

Пытаясь изменить свою жизнь к лучшему, он, по совету Луки, перестает пить и собирает деньги на лечение, но узнав, что все напрасно, заканчивает жизнь самоубийством.

Другим залогом успешной жизни является карьера, и поэтому так важно вовремя выбрать профессию, которая будет вести по жизни. Но, вероятно, нужно не только выбрать профессию, хорошо знать свое дело и быть трудолюбивым, как думал другой персонаж из пьесы М.

Горького, Клещ. Он трудился не покладая рук, но однажды был уволен с работы и вся жизнь его пошла под откос.

Сначала этот персонаж надеется на лучшее, но после смерти жены, вместе с другими обитателями ночлежки, начинает намеренно убивать свой никому не нужный организм.

К заведомому неуспеху приводит и предумышленное преступление закона. В произведении Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание» бедный студент Раскольников решает поправить свое материальное положение, избавив человечество от нелюбимой многими старухи процентщицы.

Но оказывается совершить преступление не самое тяжелое испытание в отличие от мук совести, которые во многом усугубляют и без того плачевное состояние молодого человека.

Во всех приведенных выше произведениях мы видим людей, жизненный путь которых сложился вопреки ожиданиям и привел к тому, что они оказались «на дне» жизни.

«Береги честь смолоду, а платье снову» – эта пословица, на мой взгляд, как нельзя лучше говорит о том, что необходимо человеку, чтобы избежать краха своего жизненного пути, свернув один раз с которого, практически невозможно вернуться к нормальной жизни.

190 тем для итогового сочинения. Направления прошлых лет

190 тем для итогового сочинения. Направления прошлых лет.

«Время»

101.Какого человека можно назвать героем своего времени?
102.Зачем человеку заглядывать в будущее?
104.Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
105.Как судьба человека связана с историей народа?
106.Когда хочется остановить мгновение?
107.Почему потеря времени считается невосполнимой потерей?
108.Может ли человек влиять на ход истории?
109.Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
110.Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?
111.Какие вопросы называют «вечными»?

113.Какую роль в становлении личности играют детство и юность?

  • «Дом»

201.Что значит в жизни человека родительский дом?
202.Что дом может рассказать о своём хозяине?
203.Как связаны понятия «дом» и «отечество»?
204.Война и дом.
205.Дом – это место или люди?
206.Хорош ли принцип «моя хата с краю»?
209.Может ли человек прожить без Дома?
210.Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?
211.В какой дом хочется приходить снова и снова?
212.Какие нравственные ценности укрепляют семью?

213.Что в доме самое главное?

  1. «Любовь»

301.Какие качества раскрывает в человеке любовь?
303.Что такое «любовь к жизни»?
304.Почему в любви важно понимать и прощать?
305.Почему любовь не всегда приносит счастье?
306.Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит вместе смотреть в одном направлении»?
308.Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»?
309.Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»? 310.Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?
311.Светлые и трагические стороны любви.
312.Можно ли быть счастливым без любви?

313.Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?

  • «Путь»

401.Что значит идти дорогой чести?
402.Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?
403.К чему может привести человека болезненное самолюбие?
405.На пути к благородной цели все ли средства хороши?
406.Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
407.Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
408.Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
409.Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
411.Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
412.Каким может быть путь к познанию самого себя?

413.Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?

  1. «Год литературы»

501.Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
502.Почему литературу часто называют «человековедением»?
503.Чтение литературного произведения – труд или отдых?
504.Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
506.Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
508.Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
509.Помогает ли человеку книга лучше понять себя?
510.Какие произведения становятся классическими?
511.Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?
512.Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

513.Почему некоторые книги люди перечитывают?

  • «Разум и чувства»

102.Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?
105.Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
108.Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?
110.Над какими чувствами разум может быть не властен?
109.Когда разум и чувство борются в человеке?
101.Какие чувства могут быть неподвластны разуму?
104.Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?
111.Когда нужно сдерживать душевные порывы?
113.Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?

103.Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?

  1. «Честь и бесчестие»

213.Какими качествами должен обладать человек чести?
206.Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
201.Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
205.Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
209.Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
208.Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?
212.Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
210.Почему человеку важно не запятнать свою честь?
211.Что может привести человека к бесчестному поступку?

207.Какой поступок можно назвать бесчестным?

  • «Победа и поражение»

304.Что значит достойно пережить поражение?
308.Какие уроки можно извлечь из поражения?
305.Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?
310.Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?
312.Только ли горечь несут человеку поражения?
306.Всегда ли победа возвышает победителя?
302.Какие жизненные победы могут быть важны для человека?
309.Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?
307.Можно ли добиваться победы любыми средствами?

313.Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?

  1. «Опыт и ошибки»

410.Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?
404.Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
402.Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?
407.В чём ценность исторического опыта?
412.Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
403.Что значит «учиться на горьком опыте»?
411.Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».
408.Нужно ли анализировать свои ошибки?
409.В чём различие между ошибкой и преступлением?

401.Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?

  • «Дружба и вражда»

501.Может ли дружба принести человеку разочарование?
510.Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
503.Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?
505.Почему человек стремится обрести друзей?
508.В чём причины вражды между людьми?
511.Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
507.Является ли разница характеров препятствием для дружбы?
504.Какими качествами должен обладать настоящий друг?
513.Когда непонимание между людьми приводит к вражде?

506.Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

  1. «Верность и измена»

104.Кого можно назвать верным другом?
107.Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?
112.Какие причины могут привести человека к измене?
102.Как и почему становятся изменниками?
110.Можно ли изменить мечте?
109.Как Вы понимаете фразу из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете»?
101.Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой?
108.Что значит быть верным долгу?
113.Могут ли быть оправдания у измены?
111.Когда измену можно простить?

106.Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…

  • «Равнодушие и отзывчивость»

211.Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие обедняет жизнь человека?
201.Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?
209.Когда равнодушие бывает показным?
204.Может ли отзывчивый человек быть одиноким?
205.Согласны ли Вы с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым?
202.Какого человека называют отзывчивым?
206.Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие?
208.Равнодушие – вина человека или его беда?
210.Чем опасно равнодушие?
203.Считаете ли Вы синонимами понятия «отзывчивость» и «милосердие»?

213.Согласны ли Вы с утверждением писателя К. Льюиса: «Главный враг любви – равнодушие, а не ненависть»?

  1. «Цели и средства»

307.Чем руководствоваться в выборе жизненных целей?
312.Как Вы понимаете слова философа И. Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством»?
306.Оправдано ли стремление к недостижимому идеалу?
303.Имеет ли смысл ставить перед собой недостижимые цели?
309.Что помогает людям достигать намеченных целей?
313.В чём разница между целью и мечтой?
304.Какие цели в жизни можно считать главными?
310.Какого человека называют целеустремленным?
311.Согласны ли Вы с утверждением Б.Л. Пастернака: «Надо ставить себе задачи выше своих сил»?
305.Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?

308.Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели?

  • «Смелость и трусость»

411.Что помогает человеку преодолеть страх?
403.Чем смелость отличается от безрассудства?
405.Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?
402.Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх?
409.Как связаны трусость и слабость?
412.В каких жизненных ситуациях нужно быть готовым к смелым поступкам?
407.Почему человек может бояться высказать свою позицию?
413.Согласны ли Вы с утверждением Н.М. Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»?
404.Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке?
406.Хорош ли принцип: «как бы чего не вышло…»?

401.Что помогает человеку стать смелым?

  1. «Человек и общество»

505.Можно ли быть независимым от общественного мнения?
502.Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
506.Может ли человек ставить себя выше общества?
512.Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
510.Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?
503.Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
504.Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
507.В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
511.Конфликт поколений как общественная проблема.
508.Бывает ли общественное мнение ошибочным?

513.Какого человека можно назвать сложившейся личностью?

  • «Отцы и дети»

105.Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?
101.Когда родители могут гордиться детьми?
103.Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
107.Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?
111.Что такое мудрая родительская любовь?
104.Неизбежен ли конфликт между поколениями?
102.Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется?
113.Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
106.Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми»?
110.Что важнее для детей: советы родителей или их пример?

109.Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?

  1. «Мечта и реальность»

207.Без чего любые мечты бесплодны?
208.Всякая ли мечта достойна человека?
202.Какую мечту можно назвать благородной?
204.Как характеризует человека его мечта?
205.Может ли мечта изменить реальность?
213.Что помогает мечтам сбываться?
203.Всегда ли мечта возвышает человека?
209.Стоит ли мечтать о несбыточном?
211.Какого человека можно назвать праздным мечтателем?
210.Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?

212.Что мешает человеку реализовать свою мечту?

  • «Месть и великодушие»

302.Важно ли уметь прощать?
304.Какого человека называют великодушным?
309.Месть – это уничтожение или умножение зла?
306.Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других?
301.Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека?
303.Как связаны великодушие и сострадание?
310.Почему желание мстить опустошает душу?
308.Почему месть не помогает искоренить зло?
312.Опасна ли месть для самого мстителя?
305.Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?

313.Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым изпод новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?

  1. «Искусство и ремесло»

411.Что такое вечная тема в искусстве?
409.Как искусство помогает понять действительность?
403.Почему нужно учиться понимать искусство?
410.Что важнее в книге – как она написана или о чём?
407. Нужно ли классическое искусство современному человеку?
412.Какова роль искусства в жизни общества?
406.Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»? 413.Какое искусство называют настоящим?
408.Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?
405.Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?

404.Какое произведение искусства можно назвать великим?

  • «Доброта и жестокость»

501.Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
508.Что значит быть добрым?
509.Почему жестокость разрушительна?
504.Как связаны между собой любовь и доброта?
503.В чём заключается сила доброты?
507.Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?
513.Какие времена можно назвать жестокими?
505.В каких поступках человека проявляется доброта?
502.Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?
506.Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?

510.Есть ли разница между жестокостью и суровостью?

Источник: ОК ЕГЭ

«Универсальное», небольшое по объёму произведение для итогового сочинения 2020

Ни для кого не секрет, что, ознакомившись с тематическими направлениями, каждый преподаватель спешит составить список универсальных (и желательно небольших по объёму) произведений, с помощью которых можно написать итоговое сочинение. Лидером этого списка всегда была “Капитанская дочка”.

Так как практически все направления (кроме юбилейного лермонтовского в первый год написания сочинения и толстовского в прошлом учебном году) можно раскрыть на материале повести Пушкина, филолог Михаил Павловец, доцент НИУ ВШЭ, иронично называет декабрьскую работу «сочинением по “Капитанской дочке”».

Однако многие ученики к 11-му классу забывают не только основные сюжетные линии этого произведения, но и имена главных героев. А перечитывать не хотят. Ну, не “цепляет” их история о бывшем «недоросле» Петруше Гринёве, который под воздействием невзгод, испытаний и любви превратился в бесстрашного офицера, готового во имя сохранения дворянской чести и спасения своей возлюбленной на подвиг.

Сегодня спешу напомнить о произведении, которое школьники читают более охотно, которое меньше по объёму, но тоже достаточно “универсально”. Это повесть-феерия Александра Грина “Алые паруса”.

Кадр из художественного фильма “Алые паруса”. Мосфильм, 1961 год. Ассоль – Анастасия Вертинская. Фото из открытых интернет-источников.Кадр из художественного фильма “Алые паруса”. Мосфильм, 1961 год. Ассоль – Анастасия Вертинская. Фото из открытых интернет-источников.

В прошлом учебном году “Алыми парусами” можно было проиллюстрировать всё, кроме направления по “Войне и миру”. В этом году ко многим темам, произведение по-прежнему может подойти. Например:

ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ

  • Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти? 
  • Какие произведения становятся классическими? 
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют актуальности с течением времени? 
  • Что такое вечная тема в искусстве? 
  • Как Вы понимаете слова Лао Цзы “Кто умер, но не забыт, тот бессмертен”?
  • Согласны ли вы со словами: «Тысячи слов оставят меньший след, чем память об одном поступке» (Г. Ибсен)?
  • Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»? (С примером сочинения по этой теме можно ознакомиться здесь. Я в данном сочинении использовала другие литературные произведения, но можно было обратиться и к “Алым парусам” и вспомнить, что Лонгрен хранил память о жене и не допускал даже мысли о другой женщине в своём доме и своём сердце).

Я И ДРУГИЕ 

  • Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?
  • Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе? 
  • Можно ли быть независимым от общественного мнения? 
  • На чем должны основываться отношения между родителями и детьми?
  • Когда родители могут гордиться детьми? 
  • На чем должны основываться отношения между людьми?  
  • Каковы причины конфликтов между людьми? 
  • В чём могут быть истоки конфликта между личностью и обществом?
  • Каким Вы представляете себе гармоничный семейный союз?
  • Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»? 
  • Почему общество не принимает некоторых людей?
  • Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими?
  • Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?
  • Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»?

РАЗГОВОР С СОБОЙ 

  • Нужно ли стремиться к познанию самого себя? 
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути? 
  • Как избежать ошибок в поиске жизненного пути? 
  • Как научиться понимать самого себя? 
  • Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь? 
  • Когда человек чувствует себя счастливым? (С моим примером сочинения по этой теме можно ознакомиться здесь)

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

Казалось бы, в повести Грина не показаны глобальные социальные или культурные изменения, но некоторые темы всё же можно проиллюстрировать, опираясь на это произведение.

  • Согласны ли вы с высказыванием А.Грина: “Все, что неожиданно изменяет нашу жизнь, — не случайность. Оно — в нас самих и ждет лишь внешнего повода для выражения действием”?
  • Согласны ли вы с мнением А. Жида: “Чтобы открыть новые части света, нужно иметь смелость потерять из виду старые берега”?
  • Может ли человек изменить свою судьбу?
  • Нужны ли в современном мире вечные ценности?  
  • Какие жизненные перемены могут быть важны для человека? 

МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ 

К данному направлению я отношусь с осторожностью. Меня смущает комментарий ФИПИ: “О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты”.

Это наталкивает на мысль о необходимости использовать именно современную литературу, которая не входит в школьную программу. Предложила своим ученикам прочитать “Авиатора”.

С энтузиазмом отреагировала только одна девочка, хотя я всех уверяла, что произведение универсальное: идеально ложится на пять направлений этого года. Возможно, скоро о романе Е. Водолазкина сделаю отдельную статью.

Но примерные темы, гуляющие по различным сайтам, в большинстве своём пока сводятся к конфликту “отцов и детей”. Если именно так всё будет выглядеть в декабре, то взаимоотношения Артура Грэя с родителями могут проиллюстрировать этот конфликт. Вот темы, которые можно раскрыть на основе “Алых парусов”:

  • В чем причина конфликтов между родителями и детьми? 
  • В чем причина конфликтов между представителями различных поколений? 
  • Какие вопросы волнуют людей в любую эпоху? 
  • Почему старшему поколению порой бывает трудно понять молодёжь?
  • Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»? 
  • Согласны ли Вы со словами Элеоноры Рузвельт: «Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты». 
  • Как Вы понимаете слова Н.В.Гоголя: «Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собой»? 
  • Действительно ли «лучший способ предсказать свое будущее – это создать его» (Стивен Кови)?

Кадр из телевизионного фильма “Ассоль”. 1982 г. В роли Артура Грэя – Андрей Харитонов. Фото из открытых интернет-источников.Кадр из телевизионного фильма “Ассоль”. 1982 г. В роли Артура Грэя – Андрей Харитонов. Фото из открытых интернет-источников.

Предлагаю заварить вкусный чай (у меня осталась дачная мята и хакасский чабрец), закутаться в плед и провести этот субботний вечер за чтением “Алых парусов”. На следующей неделе поговорим о характерах героев и основных сюжетных линиях. Всем удачи и здоровья.

Чабрец. Фото из личного архива автораЧабрец. Фото из личного архива автора

  • С другими материалами для подготовки к итоговому сочинению можно ознакомиться здесь:
  • “Забвению не подлежит” – не самое простое направление
  • “Забвению не подлежит” – примерные темы сочинений и короткие произведения о войне для аргументации
  • Подготовка к итоговому сочинению: статья в вопросах и ответах
  • Готовимся к итоговому сочинению: составляем логическую схему

  • Что мне понравилось в рассказе дубровский и почему
  • Что может помешать дружбе сочинение
  • Что может исказить жизненный путь человека сочинение аргументы обломов
  • Что любит мишка иллюстрация к рассказу
  • Что мешает человеку быть счастливым итоговое сочинение по литературе