Сочинение – это письменная работа, которая показывает, как ученик умеет излагать свои мысли. Сочинения пишут на уроках русского языка, литературы, обществознания, в качестве домашнего задания и как итоговую работу в ОГЭ и ЕГЭ. О том, как написать сочинение на отлично, каких видов они бывают, из каких частей состоят и как оцениваются, расскажем в статье.
Что такое сочинение
Сочинение — письменная работа, в которой нужно логично изложить свои мысли. Оно помогает научиться излагать мысли грамотно и последовательно. Оценивается также отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
Чтобы написать красивое сочинение, нужно:
- Хорошо познакомиться с объектом сочинения.
- Придерживаться структуре “введение, основная часть, заключение”.
- Проявить искренность и широту души.
Сочинения пишут всегда от руки.
Объем сочинения зависит от требований конкретного преподавателя. Строгие нормы по объему есть только в экзаменационных работах.
Сочинение не получиться написать, если вы:
- Мало читаете.
- Мало общаетесь.
- У вас нет ручки.
Основные виды сочинений: повествование, рассуждение, сообщение на заданное тему, сравнительная характеристика, эссе.
Чаще всего сочинения задают на лето в младших классах, используют на переводных экзаменах, ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку или литературе, истории, а также ЕГЭ по обществознанию в форме эссе.
Классификации сочинений зависят от возраста учащихся и задач обучения. Они бывают обучающими и итоговыми, коллективными и самостоятельными, написанными по литературному материалу или на основании личного опыта и т.д.
Отдельно выделяют классификацию по типу речи, так как она наиболее полно отражает основные особенности структуры и содержания текста.
Посмотрите большой банк сочинений на разные темы
Провел лето Летние каникулы Любовь Детство Счастье
Нужна помощь в написании сочинение?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Заказать сочинение
Критерии оценивания сочинений
За школьное сочинение выставляются две оценки: первая – за содержание и оформление текста, вторая – за грамотность. За экзаменационную работу в 11 классе – “зачет/незачет”.
Учитель оценивает:
- Объем работы. Строгие требования предъявляются только к итоговому сочинению: минимальное количество слов – 250, рекомендуемое – 350. Объем менее 250 слов не оценивается.
- Самостоятельность выполнения работы. Здесь учитывается полнота раскрытия темы и ее соответствие содержанию работы, соблюдение структуры, знание художественного произведения, использование литературных аргументов.
- Отсутствие речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. Педагоги оценивают стиль речи (художественный, научный, разговорный), ее выразительность, разнообразие, правильность употребления значений слов, знание грамматических и пунктуационных норм языка.
Отметка выставляется в соответствии с указаниями . Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — это требования для учебных программ всех 12 видов образования.
Они определяют, что и как должен изучать ученик, какие знания, умения и навыки, а также личностные характеристики он должен приобрести к окончанию учебной программы.
Например, согласно ФГОС для 1-4 классов, выпускник должен “любить свой народ и Родину”, “уважать и принимать ценности семьи и общества”, “быть любознательным, активно и заинтересованно познавать мир”.
Критерии оценки в ЕГЭ изменяются ежегодно и присылаются в школы в методических рекомендациях Рособрнадзора.
Важный критерий оценки итогового сочинения, который остается неизменным, — самостоятельное написание работы. Допускается прямое и косвенное цитирование, но с обязательной ссылкой.
Общие правила написания сочинений
- Четко сформулировать основную мысль.
- Составить план с краткими тезисами и доказательствами к ним.
- Соблюдать композицию работы и логику изложения.
- Проверить соответствие содержания текста выбранной теме, исправить грамматические и речевые ошибки.
Виды сочинений по типу речи
- Сочинение-описание – может быть самостоятельным произведением или частью сочинения-рассуждения.
- Сочинение-повествование – это по сути, это рассказ о неком событии.
- Сочинение-рассуждение – содержит аргументированный ответ на проблему, обозначенную в теме.
Общая структура сочинения
Включает 3 обязательные части, которые дополняются в зависимости от вида работы:
- Введение.
- Основная часть.
- Заключение.
Важно! Отсутствие в сочинении одного из обязательных элементов структуры считается ошибкой.
Введение
Во введении кратко рассказывают о теме, главных аспектах работы, ставят вопрос, который будет раскрыт в основной части.
Для каждого типа сочинения существуют свои требования к содержанию, разберем каждый из них.
Тип сочинения | Содержание введения |
---|---|
Повествование | Знакомство с героями. Краткий рассказ о времени и месте действия |
Описание | ФИО автора, название и жанр произведения, год написания История картины, героя. Их значение для автора, культурная ценность произведения |
Рассуждение | Краткая характеристика социальных, экономических, политических или культурных особенностей эпохи. Размышление над основным понятием темы сочинения. Приводятся факты из жизни писателя, относящиеся к теме. Упоминается отношение автора к проблеме |
Основная часть
Показывает уровень понимания темы сочинения. Включает анализ произведения, героя, события или проблемы.
Объем — не менее 2/3 от всего сочинения. В основной части не следует приводить факты, которые не имеют отношения к теме.
Вид | Содержание основной части |
---|---|
Повествование | Как и любое художественное произведение, состоит из: завязки, развития, кульминации и развязки. Могут быть использованы диалоги, описания и элементы рассуждения |
Описание | Приводится краткое описание общего сюжета картины: предметы на первом и втором планет, цветовая гамма. Дается портретная характеристика героев: описание внешности и/или внутреннего мира. Говорится об отношение писателя или художника к произведению |
Рассуждение | Нельзя пересказывать события произведения. Автор подтверждает или опровергает тезисы, заявленные во вступительной части. Каждая мысль подкрепляется цитатами и примерами. Автор обосновывает личное отношение к позиции писателя. |
Заключение
Краткие выводы обобщают итог сочинения. Заключение должно быть логически связано с предыдущими элементами работы.
Вид | Содержание |
---|---|
Повествование | Личное отношение автора к событиям, героям |
Описание | Личные впечатления от художественного произведения, героя |
Рассуждение | Может быть представлено в виде обобщения выводов или риторического вопроса, подчеркивающего актуальность проблемы. Иногда используется обращение к читателю с призывом изменить отношение к проблеме. Очень редко применяю цитату, отражающую мнение автора |
Речевые обороты
При написании сочинения-описания и сочинения-рассуждения можно использовать языковые клише.
Вступление:
- Мне кажется, эта тема интересует многих…
- Данная тема актуальна для большинства…
- Я думаю (полагаю, считаю), что …
- К теме обращались такие писатели как …
- Перед нами картина замечательного художника …
- Много произведений посвящено теме …, потому что …
- Картина написана в жанре …
Основная часть:
- На … плане мы видим …
- Художник изобразил ….
- Интересен сюжет картины …
- На картине преобладают … цвета.
- Используя … цвета и оттенки, художник добивается … настроения.
- В романе автор размышляет о …
- Эту мысль можно подтвердить цитатой из текста: …
- Я согласен/не согласен с высказыванием автора, потому что …
- В качестве примера можно привести высказывание …
- Писатель заставляет нас задуматься о …
- Идею о … подтверждает …
Заключение:
- От картины веет …
- Когда я смотрю на картину, то ощущаю …
- В заключение я хочу сказать, что…
- Можно сделать вывод о том, что…
- Таким образом, можно говорить о том, что …
- Высказывание автора стало убедительным доказательством того, что …
Для сочинения-повествования клише не используются. Его пишут как художественное произведение.
Для ваших мыслей не существует клише ?
Топ-5 секретов сильного сочинения
Секрет 1. Читайте оригинальные художественные и критические произведения, а не их краткое изложение, чтобы правильно подбирать литературные аргументы и не допускать фактических ошибок.
Секрет 2. Выбирайте тему, к которой можете подобрать для анализа минимум 2-3 произведения.
Секрет 3. Если не получается начать со вступления, пишите основную часть. Затем перечитайте работу, напишите введение и заключение.
Секрет 4. Доказывайте тезисы цитатами, историческими и биографическими фактами.
Секрет 5. Проверяйте работу на орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки минимум 2 раза: на черновике и после того, как переписали сочинение на чистовик.
Примеры сочинений
Видео о том, как писать сочинение
Вывод
Сочинение — это творческая работа. Чтобы написать сочинение правильно, покажите ваши личные размышления по теме, которые подтверждены литературными примерами. Ваше мнение не должно быть слишком простым и “колхозным”, покажите ваше понимание наивысших ценностей человека: верность, дружба, любовь к родине и др.
Следите, чтобы текст был логичным, целостным и грамотно оформленным.
Важно не забыть сделать вывод, который подведет итог вашим размышлениям.
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: ЦивилизаÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ â ÑпаÑение, вÑзов или ÑÑагедиÑ?
ÐÐ¾Ð¶ÐµÑ Ð»Ð¸ пÑогÑеÑÑ Ð½Ð°Ð²ÑедиÑÑ ÑеловекÑ?
ÐÑ Ð¶Ð¸Ð²ÐµÐ¼ в 21 веке- веке ÑеÑ
нологий, наÑки, оÑкÑÑÑий. ÐезÑÑловно, пÑогÑеÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñки идÑÑ ÑолÑко на полÑзÑ, но ÑÑо наÑÑÑÑ Ñеловеке? ÐÑди ÑоздаÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñе ÑеÑ
нологии, коÑоÑÑе могÑÑ Ð²Ð»Ð¸ÑÑÑ Ð½Ð° ÑеловеÑеÑÑво как положиÑелÑно, Ñак и оÑÑиÑаÑелÑно. Я ÑÑиÑаÑ, ÑÑо Ð¼Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑзоваÑÑÑÑ ÑеÑ
нологиÑми в ÑамкаÑ
ÑазÑмного, инаÑе наÑа Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¿Ð¾ÑеÑÑÐµÑ Ð²Ñе кÑаÑки. ЧеловеÑеÑÑво пеÑеÑÑÐ°Ð½ÐµÑ Ð¼ÑÑлиÑÑ, за него вÑе бÑдÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð°ÑÑ Ð¼Ð°ÑинÑ, ÑÑо Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи к Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¾Ð¿ÑÑÑоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÑÑи.
ÐÑÑ Ð´ÐµÑÑÑÑ Ð»ÐµÑ Ð½Ð°Ð·Ð°Ð´ лÑди не могли подÑмаÑÑ Ð¾ Ñом, ÑÑо еÑÑÑ ÑейÑÐ°Ñ Ð² наÑем миÑе. Ð ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿ÑÑÑеÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑепенно вÑ
одÑÑ Ð² домаÑний обиÑ
од и инÑоÑмаÑионнÑе ÑеÑ
нологии имеÑÑ Ð²ÑÑокое ÑазвиÑие. ÐнÑоÑмаÑÐ¸Ñ â воÑ, ÑÑо опÑеделÑÐµÑ Ð½Ð°Ñе бÑдÑÑее» â Ñак пиÑал Ðилл ÐейÑÑ, знамениÑÑй пÑогÑаммиÑÑ, бизнеÑмен и Ð²Ð»Ð°Ð´ÐµÐ»ÐµÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸Ð¸ «ÐайкÑоÑоÑÑ», в Ñвоей книге «ÐоÑога в бÑдÑÑее». Ð Ñ Ñ Ð½Ð¸Ð¼ полноÑÑÑÑ ÑоглаÑна. Ð ÑвоÑм пÑоизведении он опиÑÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑаÑпÑоÑÑÑанение ÑеÑи под названием инÑеÑнеÑ, Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ ÐºÐ¾ÑоÑой лÑди могÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð´ÐµÑживаÑÑ ÑвÑÐ·Ñ Ð´ÑÑг Ñ Ð´ÑÑгом из лÑбой ÑоÑки миÑа. УдивиÑелÑной оÑобенноÑÑÑÑ ÑÑой книги ÑвлÑеÑÑÑ Ñо, ÑÑо она напиÑана более 20 Ð»ÐµÑ Ð½Ð°Ð·Ð°Ð´, но оÑÑаÑÑÑÑ Ð°ÐºÑÑалÑной и в наÑе вÑемÑ. Ðилл ÐейÑÑ Ð¿ÑедÑказал, ÑÑо в двадÑаÑÑ Ð¿ÐµÑвом веке Ñ Ð»Ñдей бÑÐ´ÐµÑ ÑпеÑиалÑнÑй каÑманнÑй пÑибоÑ, в коÑоÑом можно ÑзнаÑÑ Ð»ÑбÑÑ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑиÑ. «ÐÑо Ð²Ð»Ð°Ð´ÐµÐµÑ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑией, ÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÐ°Ð²Ð¸Ñ Ð¼Ð¸Ñом,» â ÑÑиÑÐ°ÐµÑ Ðилл ÐейÑÑ. ÐдеÑÑ Ð¼Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼ налиÑие ÑеÑ
нологий Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶Ð¸ÑелÑной ÑÑоÑонÑ, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¾Ð½Ð¸ облегÑаÑÑ Ð½Ð°ÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ.
ÐегаÑивнÑе аÑпекÑÑ Ð¿ÑогÑеÑÑа опиÑÑвали многие авÑоÑÑ. Так в ÑаÑÑказе Ð ÑÑ ÐÑÑдбеÑи «ÐелÑд». ÐиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑÑвÑÐµÑ Ð¾ Ñом, как изменилаÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ ÑемÑи Хедли Ñ Ð¿Ð¾Ñвлением Ñмного дома. ÐÐ»Ñ Ð´ÐµÑей бÑла обоÑÑдована ÑпеÑиалÑÐ½Ð°Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð½Ð°Ñа, коÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¶Ðµ заменила деÑÑм иÑ
ÑодиÑелей. Ðо Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð»Ð¸ авÑомаÑика замениÑÑ Ð´ÑÑевнÑе ÑазговоÑÑ Ñ ÑодиÑелÑми, Ñепло, лаÑкÑ? С поÑвлением инноваÑионнÑÑ
ÑеÑ
нологий  деÑи забÑли близкиÑ
и полноÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð³ÑÑзилиÑÑ Ð² виÑÑÑалÑнÑй миÑ. РиÑоге деÑи безжалоÑÑно ÑбиваÑÑ ÑвоиÑ
ÑодиÑелей, не моÑгнÑв и глазом. ÐвÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваеÑ, к каким поÑледÑÑвиÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи безÑаÑÑÑдное иÑполÑзование новÑÑ
ÑеÑ
нологий, наÑколÑко лÑди могÑÑ ÑÑаÑÑ Ð¾Ð¿ÑÑÑоÑеннÑми.
Таким обÑазом, Ð¼Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ ÑÑиÑÑваÑÑ Ð½ÐµÐ³Ð°ÑивнÑе поÑледÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¿ÑогÑеÑÑа, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð½Ð¸ не обеÑнÑлиÑÑ Ð² каÑаÑÑÑоÑÑ. ÐÑайне важно оÑвеÑÑÑвенно оÑноÑиÑÑÑÑ Ðº ÑвелиÑеннÑм возможноÑÑÑм, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾ÑÑаваÑÑÑÑ Ñеловеком. ÐелÑÐ·Ñ Ð·Ð°Ð±ÑваÑÑ Ð¾ Ñом, ÑÑо доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñки и ÑеÑ
ники ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñи лÑдÑм, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð»ÑдÑми â оÑнова жизни.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ÐкаÑеÑина!
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) + 1 балл.
Ð 2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл.
ÐÑ ÑдаÑно подобÑали пÑимеÑÑ Ð¸Ð· книг: один из Ð½Ð¸Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð½Ð°ÑÑнÑй пÑогÑеÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶Ð¸ÑелÑно, вÑоÑой же ÑказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð° возможнÑе негаÑивнÑе поÑледÑÑÐ²Ð¸Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹. Ðба аÑгÑменÑа ÑбедиÑелÑно доказÑваÑÑ Ð²ÑдвинÑÑÑй вами ÑезиÑ.
Ð3 (логика и композиÑиÑ) + 1 балл
Ð 4 (ÑеÑÑ)+ 1 балл
ÐеÑмоÑÑÑ Ð½Ð° Ñо, ÑÑо Ð²Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑили «Ð·Ð°Ñеѻ по Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÐºÑиÑеÑиÑ, обÑаÑиÑе внимание на пÑиÑÑÑÑÑвÑÑÑие в ваÑем ÑоÑинении ÑеÑевÑе оÑибки:
ÐдеÑÑ Ð¼Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼ налиÑие ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹ Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶Ð¸ÑелÑной ÑÑоÑонÑ
РеÑÐµÐ²Ð°Ñ Ð½ÐµÑоÑеÑаемоÑÑÑ, лÑÑÑе ÑказаÑÑ: «ÐдеÑÑ ÑазвиÑие ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹ показано Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶Ð¸ÑелÑной ÑÑоÑонÑ».
РиÑоге деÑи безжалоÑÑно ÑбиваÑÑ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ ÑодиÑелей, не моÑгнÑв и глазом.
ÐаÑÑÑение ÑелоÑÑноÑÑи ÑÑÑойÑивого ÑловоÑоÑеÑаниÑ, пÑавилÑно â «не моÑгнÑв глазом».
ÐвÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваеÑ, к каким поÑледÑÑвиÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи безÑаÑÑÑдное иÑполÑзование новÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹, наÑколÑко лÑди могÑÑ ÑÑаÑÑ Ð¾Ð¿ÑÑÑоÑеннÑми.
Ðли «Ð¾Ð¿ÑÑÑоÑеннÑе» — невеÑное Ñлово, или мÑÑÐ»Ñ Ð½Ðµ ÑаÑкÑÑÑа до конÑа, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо вÑе, Ñказанное вами Ñанее, не говоÑÐ¸Ñ Ð½Ð°Ð¼ об «опÑÑÑоÑенноÑÑи» деÑей.
ÐÑайне важно оÑвеÑÑÑвенно оÑноÑиÑÑÑÑ Ðº ÑвелиÑеннÑм возможноÑÑÑм
РеÑÐµÐ²Ð°Ñ Ð½ÐµÑоÑеÑаемоÑÑÑ.
ÐелÑÐ·Ñ Ð·Ð°Ð±ÑваÑÑ Ð¾ Ñом, ÑÑо доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñки и ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¸ ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñи лÑдÑм
РеÑÐµÐ²Ð°Ñ Ð½ÐµÑоÑеÑаемоÑÑÑ
Ð ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿ÑÑÑеÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑепенно Ð²Ñ Ð¾Ð´ÑÑ Ð² домаÑний Ð¾Ð±Ð¸Ñ Ð¾Ð´ и инÑоÑмаÑионнÑе ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ имеÑÑ Ð²ÑÑокое ÑазвиÑие
РеÑÐµÐ²Ð°Ñ Ð½ÐµÑоÑеÑаемоÑÑÑ
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 1 балл, вÑего допÑÑено 8 оÑибок (пÑи допÑÑÑимÑÑ 18):
ÐÑибки
ÐÑнкÑÑаÑиÑ
ÐнÑоÑмаÑÐ¸Ñ â воÑ, ÑÑо опÑеделÑÐµÑ Ð½Ð°Ñе бÑдÑÑее» â Ñак пиÑал Ðилл ÐейÑÑ
ÐÑопÑÑÐµÐ½Ñ Ð¾ÑкÑÑваÑÑие кавÑÑки
ÐнÑоÑмаÑÐ¸Ñ â воÑ, ÑÑо опÑеделÑÐµÑ Ð½Ð°Ñе бÑдÑÑее» â Ñак пиÑал Ðилл ÐейÑÑ,
ÐиÑнÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ñле «Ð²Ð¾Ñ»
Ð ÑвоÑм пÑоизведении он опиÑÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑаÑпÑоÑÑÑанение ÑеÑи под названием инÑеÑнеÑ
РконÑÑÑÑкÑии Ñ Â«Ð¿Ð¾Ð´ названием» Ñлово-название поÑом, как пÑавило, закавÑÑиваеÑÑÑ (ÑÑо не заÑÑиÑано вам как оÑибка)
«ÐÑо Ð²Ð»Ð°Ð´ÐµÐµÑ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑией, ÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÐ°Ð²Ð¸Ñ Ð¼Ð¸Ñом,» â ÑÑиÑÐ°ÐµÑ Ðилл ÐейÑÑ.
ÐеÑепÑÑан поÑÑдок знаков пÑи пÑÑмой ÑеÑи: ÑнаÑала закÑÑваÑÑÑÑ ÐºÐ°Ð²ÑÑки, заÑем ÑÑавиÑÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑаÑ.
Так в ÑаÑÑказе Ð ÑÑ ÐÑÑдбеÑи «ÐелÑд»
«Так» — вводное Ñлово, поÑле него ÑÑавиÑÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑаÑ.
ÐÑаммаÑика
ÐезÑÑловно, пÑогÑеÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñки идÑÑ ÑолÑко на полÑзÑ, но ÑÑо наÑÑÑÑ Ñеловеке
ÐевеÑное ÑпÑавление â «на полÑÐ·Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ñ-Ñо/ÑемÑ-Ñо», а не Â«Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð¾-Ñо».
ÐезÑÑловно, пÑогÑеÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñки идÑÑ ÑолÑко на полÑзÑ, но ÑÑо наÑÑÑÑ Ñеловеке
ÐевеÑнÑй падеж, должно бÑÑÑ Â«Ð½Ð°ÑÑеÑ» + Ð .п.
Так в ÑаÑÑказе Ð ÑÑ ÐÑÑдбеÑи «ÐелÑд». ÐиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑÑвÑÐµÑ Ð¾ Ñом, как изменилаÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ ÑемÑи Хедли Ñ Ð¿Ð¾Ñвлением Ñмного дома.
ÐевеÑное ÑинÑакÑиÑеÑкое Ñленение, здеÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ð¾ бÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾ пÑедложение, а не два.
Таким обÑазом, Ð¼Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ ÑÑиÑÑваÑÑ Ð½ÐµÐ³Ð°ÑивнÑе поÑледÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¿ÑогÑеÑÑа, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð½Ð¸ не обеÑнÑлиÑÑ Ð² каÑаÑÑÑоÑÑ.
ÐевеÑное ÑпÑавление, можно «обеÑнÑÑÑÑÑ ÐºÐµÐ¼/Ñем» или «пÑевÑаÑиÑÑÑÑ Ð² кого/ во ÑÑо».
ÐбÑий вÑвод по ÑабоÑе
ÐÑак, ÐкаÑеÑина, ваÑе ÑоÑинение оÑениваеÑÑÑ Ð½Ð° «заÑеÑ», однако ÑледÑÐµÑ ÑÑаÑелÑно поÑабоÑаÑÑ Ð½Ð°Ð´ ÑÑÑÑанением ÑеÑевÑÑ , пÑнкÑÑаÑионнÑÑ Ð¸ гÑаммаÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¾Ñибок.
УдаÑи!
Автор На чтение 12 мин. Просмотров 3 Опубликовано
Сочинения / Чернышевский Н. Г. / Что делать
Как действующее лицо Рахметов появляется в главе «Особенный человек». В других главах его имя только упоминается. Но чувствуется, что образ этот центральный, что Рахметов — главный герой романа «Что делать?»
Глава «Особенный человек» образует как бы маленькую самостоятельную повесть в романе, идея которого не будет без нее полной и понятной. Рассказывая о Рахметове, Чернышевский умышленно сдвигает временные рамки и не дает последовательной характеристики и биографии. Он использует намеки и недомолвки, переплетая то, что о нем «знали», с тем, что «узнали» впоследствии. Поэтому каждый штрих биографии имеет принципиальное значение. Например, происхождение. Действительно, почему разночинец Чернышевский делает главным героем социально-политического романа дворянина, родословная которого уходит в глубь веков? Возможно, по мысли писателя, образ революционера-дворянина делал идею революции более убедительной и привлекательной. Раз лучшие представители дворянства отказываются от своих привилегий, значит, кризис назрел.
Перерождение Рахметова началось в ранней юности. Семья его была, очевидно, крепостническая. Об этом говорит скупая фраза: «Да и видел он, что в деревне». Наблюдая жестокости крепостного права, юноша стал размышлять о справедливости. «Мысли стали бродить в нем, и Кирсанов был для него тем, что Лопухов для Веры Павловны». В первый же вечер он «жадно слушал» Кирсанова, «прерывал его слова восклицаниями и проклятиями тому, что должно погибнуть, благословениями тому, что должно жить». Рахметов отличается от Лопухова и Кирсанова не только своей аристократической родословной, но и исключительной силой характера, которая проявляется в постоянной закалке тела и духа, но особенно в поглощенности делом подготовки к революционной борьбе. Это человек идеи в самом высоком смысле слова. Мечта о революции для Рахметова — руководство к
действию, ориентир всей личной жизни.
Ярко проявляется в Рахметове стремление к сближению с простыми людьми. Это видно из его путешествия по России, занятий физическим трудом, сурового самоограничения в личной жизни. Народ прозвал Рахметова Никитушкой Ломовым, выражая этим свою любовь к нему. В отличие от разночинца Базарова, который снисходительно разговаривал с «толстобородыми» мужиками, дворянин Рахметов смотрит на народ не как на массу, подлежащую изучению. Он считает, что народ достоин уважения и пытается испытать хоть часть той тяжести, которая висит на мужицких плечах.
Рахметова Чернышевский показывает как человека «очень редкой», «особой породы», но в то же время как лицо типичное, принадлежащее к новой общественной группе, хотя и немногочисленной. Писатель наделил «особенного человека» суровой требовательностью к себе и другим и даже мрачноватой внешностью. Вера Павловна сначала находит его «очень скучным». «Лопухов и Кирсанов, и все, не боявшиеся никого и ничего, чувствовали перед ним по временам и некоторую трусость… кроме Маши и равнявшихся ей или превосходивших ее простотой души и платья». Но Вера Павловна, узнав поближе Рахметова, говорит о нем: «…Какой это нежный и добрый человек!»
Рахметов — ригорист, то есть человек, который никогда и ни в чем не отступает от принятых правил поведения. Он готовит себя к революционной борьбе и морально, и физически. Проспав ночь на гвоздях, он объясняет свой поступок, широко и радостно улыбаясь: «Проба. Нужно. Неправдоподобно, конечно: однако же на всякий случай нужно. Вижу, могу». Таким, наверное, Чернышевский видел вождя революционеров. На вопрос «Что делать?» Николай Гаврилович отвечает образом Рахметова и словами, помещенными в эпиграфе.
Фигура этого ригориста оказала огромное влияние на последующие поколения русских и зарубежных революционеров. Об этом говорят признания этих людей, что их «любимцем был в особенности Рахметов».
Мне нравится Рахметов. Он обладает теми качествами, которых не хватает Базарову. Я восхищаюсь его упорством, волей, выносливостью, умением подчинять свою жизнь избранному идеалу, смелостью, силой. Мне хочется хоть немного быть похожей на этого героя.
Просмотров: 23914
![]() | В нашей библиотеке 23 521 материалов. |
Сочинения | Биографии | Анализ | Характеристики | Краткие содержания | Пересказы |
---|
Сочинения / Чернышевский Н. Г. / Что делать
Смотрите также по произведению «Что делать»
В романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» перед нами возникает образ героя, которого сам автор называет «особенным человеком».Что значит быть особенным человеком, по замыслу писателя? Как относиться к таким людям?Рахметов — очень необычная и, безусловно, выдающаяся личность. Друзья о нем думают как о «человеке совершенно черством для личных чувств, не имевшем… личного сердца, которое билось бы ощущениями личной жизни». На первый взгляд, это представляется действительно так, однако люди, близко знающие героя, видят, что под аскетичной наружностью и шокирующим поведением (спал на гвоздях) скрывается человек мягкий, деликатный, отзывчивый. И сам Рахметов говорит о себе: «Ведь и я тоже не отвлеченная идея, а человек, которому хотелось бы жить».«Особенным», согласно авторскому замыслу, Рахметов стал не сразу. До этого шли годы самовоспитания. С юности герой стремился к совершенству, и моральному, и физическому. Он сутками читает, учится, беседует с полезными, «нужными» людьми. У него строгий распорядок дня, жесткий режим деятельности. Герой много путешествует, активно трудится, как простой рабочий, упорно занимается гимнастикой. Таким образом, все его силы уходят на познание жизни и собственных возможностей.Результатом этой упорной и кропотливой работы над собой и явился «особенный» человек, который «… уже принял оригинальные принципы и в материальной, и в нравственной. И в умственной жизни… Они уже развились в законченную систему, которой он придерживался неуклонно». Ригоризм, аскетизм, самоограничение стали основными чертами жизненной системы Рахметова.Этого героя мы можем в чем-то сравнить с тургеневским Базаровым. Евгений Базаров тоже мог назвать себя «самоломанным»: он, подобно Рахметову, активно занимался самовоспитанием, самообразованием. Однако герой Тургенева воспитал себя в духе нигилизма, что было объяснимо и закономерно в то время. «Сперва нужно место расчистить», — вот предназначение Базарова.Каковы же предназначение и жизненные цели Рахметова?Несмотря на то, что данные герои жили примерно в одно время, персонаж Чернышевского представляется мне следующим этапом, ознаменовавшим иной тип мировоззрения молодого поколения мыслящих людей. Это тип революционера. Чернышевский не заявляет этого открыто, но по сюжету, общему контексту и самому названию романа «Что делать?» мы видим и понимаем, что будущее России автор видит именно за такими людьми, как Рахметов — целеустремленными, волевыми, сильными телом и духом.Таким образом, Рахметов выступает в произведении Чернышевского не просто как «новый человек», с новыми моралью, системой ценностей, образом жизни, какими изображаются Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Он — «Особенный человек», потому что идет дальше, чем эти герои, меньше говорит и больше действует. Для автора Рахметов выступает своеобразным символом не стихийного, случайного, а подготовленного, «профессионального» революционера, чья деятельность тщательно продумана и идейно организована, чьи идеалы выстраданы и сформированы в трудной и многолетней борьбе с обстоятельствами жизни и собой, собственными слабостями, сомнениямиДействительно, Рахметов явился идеалом борца для многих людей поколения Чернышевского и последующих поколений революционеров. Однако вызывает ли этот герой симпатию и доверие у современного читателя? Это вопрос сложный и неоднозначный.Возможны разные мнения относительно предназначения Рахметова, о его роли в жизни России и месте в романе как персонажа художественного произведения. Думаю, что для своего времени появление Рахметова было естественным и закономерным. Большую роль играет Рахметов и в романе, несмотря на то, что его место только обозначено, намечено автором в единственной главе. Чернышевский полагал, что без этого героя было бы нарушено главное требование к произведению — требование художественности. Без него картина русской действительности той поры была бы не только не полной, но и искаженной.Однако, на мой взгляд, человек не должен превращаться в машину, уподобляться бездушному механизму самосовершенствования. Работа над собой не должна быть в ущерб духовности, человечности, естественности. Всего этого, столь необходимо любому человеку и так актуальному сегодня, не хватало герою Чернышевского!
Просмотров: 16888
Образами положительных героев романа “Что делать?” Чернышевский попытался ответить на злободневный вопрос 60-х годов XIX столетия в России: что делать для того, чтобы освободить страну от державно-крепостнического гнета? Нужна революция с участием самого народа, которую возглавят такие испытанные руководители, каким является один из главных героев книги Рахметов.
Рахметов по происхождению потомственный дворянин, формирование взглядов на жизнь и перерождение которого началось еще в ранней юности, и встреча с “новыми людьми” лишь способствовала окончательному утверждению его революционного мировоззрения. Рахметов порывает со своим классом и полностью связывает свою судьбу с судьбой народа. Чтобы испытать себя и острее почувствовать плачевное положение народных масс, глубже понять думы и чаяния трудового люда, Рахметов в одной лямке с бурлаками проходит весь путь по Волге.
А Рахметов – один из них, но и нечто большее. Чернышевский говорит: “Велика масса добрых и честных людей, а таких мало… Это двигатели двигателей.
Это соль земли”.
Чернышевский глухими намеками дает понять читателю, что Рахметов – особенный человек, вожак, занятый подготовкой к революции. Автор рассказывает о поступках героя, которые характеризуют его, как организатора борьбы с реакционным общественным укладом и служат средством пропаганды революционных идей. Рахметов постоянно связан с людьми, особенно с молодежью: “… явился Рахметов, а за ним постепенно набирается целая ватага молодежи”.
Рахметов требователен к тем, кто вступает в ряды революционеров. Но если он требователен к товарищам, то к самому себе – беспощаден. Он знает, что ему предстоит тернистый путь, и поэтому последовательно готовит себя к нему нравственно и физически.
Проспав ночь на гвоздях, Рахметов, широко и радостно улыбаясь, объясняет свой поступок: “Проба. Нужно”. Строгий режим повседневной жизни укрепил его волю, дал физическую и нравственную силу, превратил его в богатыря – Никитушку Ломова.
Рахметов нежен и добр в обращении с простыми людьми и товарищами, разделяющими его убеждения. Вера Павловна говорит о нем: “Я имела длинный разговор со свирепым Рахметовым. Какой это нежный и добрый человек!” Но он сурово беспощаден и непримирим к тем, кто мешает счастью людей, попирая их человеческое достоинство.
Суровость и непримиримость – примета времени, характерная особенность революционеров-демократов.
Рахметов – обобщенный образ профессионального русского революционера. В нем нашли отражение черты характера выдающихся людей 60-х годов прошлого века. Плеханов, указывая на обобщающее значение образа Рахметова, говорил о том, что в “каждом из выдающихся наших социалистов 60- 70-х годов была немалая доля рахметовщины”.
Образ Рахметова оказал огромное влияние на последующие поколения русских революционеров.
Может быть, Чернышевский не прав, говоря о революции как о единственной движущей силе. Не знаю. Историю не перепишешь и не изменишь. Но в одном он прав: революционер должен быть “с чистыми руками и горячим сердцем”.
Иначе как можно браться за переустройство общества?
“Особенный человек” в романе Чернышевского “Что делать?”« Мы и родители 7-8 классПо тексту Худякова Не знаю, кто из великих сказал, что более всего следует презирать слабость (ЕГЭ по русскому) »
У нас на работе, был один такой мужик, который очень любил 2 вещи: выпить и работать.
Причём и то, и то делал он обязательно ежедневно, и с очень важным условием.
Если работать, то, качественно вкладывая душу, мы всё-таки ракеты делаем, а не кастрюли, заявлял он. Второе не менее важное дело,- это после работы придя, домой выйти на балкон и, вдыхая холодный вечерний воздух накатить 150 грамм водки.
Каждую обязанность, он всегда выполнял, иначе день впустую прожит.
Имел мужик этот «побочный эффект».
С 9 этажа, к дому, как раз подъезжал КамАЗ с песком, на который он и упал.
Очевидцы были в шоке, как они рассказывают, мужик выпал из окна, встал, разорался, что паркуются, где хотят и т.д.
А когда он вернулся из магазина, он недоумевал, как так, жена на даче, его дома нет, а дверь закрыта.
Закончилась его жизнь на 56 году жизни. В очередной выходной, он уговорил жену, пойти в лес за грибами, его жена неудачно ступила, отчего упала и рассыпала грибы. Дело было недалеко, буквально в нескольких шагах от железной дороги.
Как раз шёл поезд.
Мужик сказал жене, что отгонит поезд, а ей сказал собирать грибы.
Догнать и остановить, она его не сумела, поезд его, конечно же, изрезал
На похоронах его жена рассказала, что он страдал шизофренией, которая обострялась, если он выпьет. Он говорил, что когда сильно утомляется или напивается, к нему приходят демоны, которые с ним общаются и делятся некоторыми знаниями.
Но что это всё-таки было? Шизофрения? Самовнушение? Мистика?
Используемые источники:
- https://m.lit-helper.com/p_rahmetov_-_osobennii_chelovek_svoego_vremeni
- https://lit-helper.com/p_chto_znachit_bit-_osobennim_chelovekom__po_romanu_n_g__chernishevskogo_chto_delat-
- https://lit.ukrtvory.ru/osobennyj-chelovek-v-romane-chernyshevskogo-chto-delat/
- https://istoriipro.ru/osobennyj-chelovek/