Что из себя представляет итоговое сочинение в 11 классе

Итоговое сочинение. направление кому на руси жить хорошозахар прилепин текст тотального диктанта-2012, часть 1 а вам не вс равно?

Итоговое сочинение. Направление » Кому на Руси жить хорошо»

ЗАХАР
ПРИЛЕПИН

Текст тотального
диктанта-2012, часть 1
А вам не всё равно?

В последнее
время часто приходится слышать безапелляционные заявления, например:
«Я ничего никому не должен». Их повторяет, считая хорошим
тоном, немалое количество людей самого разного
возраста, в первую очередь молодых. А пожившие и умудренные
еще более циничны в своих суждениях: «Не надо ничего
делать, потому что, пока россияне, забыв о завалившемся под
лавку величии, тихо пьют, всё идет своим чередом».

Неужели
мы сегодня стали более инертными и эмоционально пассивными, чем
когда-либо? Сейчас это понять непросто, в конечном счете время
покажет. Если страна под названием Россия вдруг обнаружит, что она потеряла
существенную часть своей территории и значительную долю своего
населения, можно будет сказать, что в начале нулевых
нам, действительно, было не до чего и что в эти
годы мы занимались более важными делами, чем сохранение
государственности, национальной идентичности и территориальной
целостности. Но если страна уцелеет, значит, сетования
на безразличие граждан к судьбе Родины были по меньшей мере
беспочвенны.

Тем
не менее основания для неутешительного прогноза есть. Сплошь и рядом
встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено
в непрерывной цепи поколений, а ни много ни мало как
венец творения. Но есть ведь очевидные вещи: сама жизнь и существование
земли, по которой мы ходим, возможны лишь потому, что
наши предки относились ко всему иначе.

Я вспоминаю
своих стариков: как красивы они были и, боже мой, как они были молоды
на военных своих фотографиях! И еще как счастливы были, что
мы, дети и внуки их, путаемся среди них, тонконогие
и загорелые, расцветшие и пережаренные на солнце.
Мы же почему-то решили, что предыдущие поколения были нам
должны, а мы, как новый подвид особей, ни за что
не отвечаем и ни у кого не хотим быть в долгу.

Есть только
один способ сохранить данную нам землю и свободу народа — постепенно
и настойчиво избавляться от массовых пароксизмов
индивидуализма, с тем чтобы публичные высказывания по поводу
независимости от прошлого и непричастности к будущему своей
Родины стали как минимум признаком дурного тона.

(314
слов) З. Прилепин

1 Допустимо:
1) …немалое количество людей самого разного возраста — в первую
очередь молодых; 2) …немалое количество людей самого разного
возраста, в первую очередь — молодых.

2 Допустимо:
1) Сейчас это понять непросто: в конечном счете время покажет; 2) Сейчас
это понять непросто — в конечном счете время покажет.

3 Допустимо:
сетования на безразличие граждан к судьбе Родины
были, по меньшей мере, беспочвенны…

4 Допустимо:
Я вспоминаю своих стариков — как красивы они были…

5 Допустимо:
1) И еще — как счастливы были…; 2) …счастливы были, что
мы — дети и внуки их — путаемся среди них…

6 Допустимо:
…стали, как минимум, признаком дурного тона.

Текст
диктанта 2012, часть 2
Мне — не всё равно

В последнее
время нередко звучат категорические высказывания типа: «Я никому ничего
не должен». Их повторяют многие, особенно молодые, которые
считают себя венцом творения. Не случайно позиция крайнего
индивидуализма — признак едва ли не хорошего тона сегодня.
А ведь прежде всего мы существа общественные и живем
по законам и традициям социума.

Чаще всего
традиционные российские сюжеты бестолковы: там привычно лопнула
труба, здесь что-то воспламенилось — и три района остались
то ли без тепла, то ли без
света, то ли без того и без другого. Никто давно
не удивляется, потому что и раньше вроде бы случалось
подобное.

Судьба
общества напрямую связана с государством как таковым и действиями
тех, кто им управляет. Государство может попросить, настоятельно
рекомендовать, приказать, в конце концов заставить нас совершить
поступок.

Возникает
резонный вопрос: кому и что нужно сделать с людьми, чтобы они
озаботились не только собственной судьбой, но и чем-то
большим?

Сейчас много
говорят о пробуждении гражданского самосознания. Кажется, что
общество, независимо от чужой воли и приказа
сверху, выздоравливает. И в этом процессе, как нас
убеждают, главное — «начать с себя». Я лично начал: вкрутил
лампочку в подъезде, заплатил налоги, улучшил демографическую
ситуацию, обеспечил работой нескольких человек. И что? И где
результат? Сдается мне, что, пока я занят малыми делами, кто-то
вершит свои, огромные, и вектор приложения сил у нас
совершенно разный.

А между
тем всё, что есть у нас: от земли, по которой
ходим, до идеалов, в которые верим, — результат
не «малых дел» и осторожных шагов, а глобальных
проектов, огромных свершений, самоотверженного подвижничества. Люди
преображаются только тогда, когда со всего размаху врываются
в мир. Человек становится человеком
в поиске, в подвиге, в труде, а не
в мелочном самокопании, выворачивающем душу наизнанку.

Куда лучше
для начала изменить мир вокруг себя, потому что хочется наконец большой
страны, больших забот о ней, больших результатов, большой
земли и неба. Дайте карту с реальным масштабом, чтобы как
минимум полглобуса было видно!

(306
слов) З. Прилепин

1 Допустимо:
В последнее время нередко звучат категорические высказывания типа
«Я никому ничего не должен»; В последнее время нередко звучат
категорические высказывания типа «я никому ничего не должен».

2 Допустимо:
Их повторяют многие — особенно молодые, которые…

3 Допустимо:
…там привычно лопнула труба, здесь что-то воспламенилось, и три
района остались то ли без тепла, то ли без
света, то ли без того и без другого.

4 Допустимо:
Возникает резонный вопрос, кому и что нужно сделать с людьми…

5 Допустимо:
…кто-то вершит свои огромные и вектор приложения сил у нас совершенно
разный.

Текст
диктанта 2012, часть 3
И нам не всё равно!

Есть
тихое, как зуд, ощущение, что государство на этой земле
никому ничего не должно. Может, поэтому в последнее время
мы так часто слышим от людей, что и я, мол, никому
ничего не должен. И вот я не понимаю: как всем нам здесь
выжить и кто станет защищать эту страну, когда она обвалится?

Если всерьёз
поверить, что Россия исчерпала ресурсы жизнестойкости и будущего
у нас нет, то, право слово, может, и переживать
не стоит? Причины у нас веские: народ надломлен, все империи
рано или поздно распадаются и шансов у нас поэтому нет.

Российская история, не спорю, провоцировала
подобные декларации. Тем не менее наши предки в эти поражённые
скептицизмом благоглупости никогда не верили. Кто решил, что
у нас уже нет шансов, а, к примеру, у китайцев
их больше чем достаточно? У них ведь тоже многонациональная
страна, пережившая революции и войны.

На самом
деле мы живем в забавном государстве. Здесь, чтобы реализовать
свои элементарные права — иметь крышу над головой и хлеб
насущный, нужно исполнить необычайной красоты кульбиты: менять родные
места и работы, получать образование, чтобы работать
не по специальности, идти по головам, причем
желательно на руках. Просто крестьянином, медсестрой, инженером
быть нельзя, просто военным — вообще не рекомендуется.

Но при
всей, так сказать, «нерентабельности» населения, в России
живут десятки миллионов взрослых мужчин и женщин —
дееспособных, предприимчивых, инициативных, готовых пахать
и сеять, строить и перестраивать, рожать и воспитывать
детей. Поэтому добровольное прощание с национальным будущим вовсе
не признак здравого рассудка и взвешенных
решений, а натуральное предательство. Нельзя сдавать
позиций, бросать флаги и бежать куда глаза глядят, даже
не сделав попытки защитить свой дом. Это, конечно, фигура речи, навеянная
историей и дымом отечества, в котором духовный и культурный
подъём, массовое стремление к переустройству всегда были сопряжены
с великими потрясениями и войнами. Но венчали
их Победы, каких не достичь никому. И мы должны
заслужить право быть наследниками этих Побед!

(304
слова) З. Прилепин

1 Допустимо:
И вот я не понимаю, как всем нам здесь выжить и кто
станет защищать эту страну, когда она обвалится.
2 Допустимо: …народ надломлен, все империи рано или поздно
распадаются — и шансов у нас поэтому нет.

3 Допустимо:
…а, к примеру, у китайцев — их больше чем
достаточно?; …а, к примеру, у китайцев их — больше чем
достаточно?

4 Допустимо:
…в России живут десятки миллионов взрослых мужчин
и женщин, дееспособных, предприимчивых, инициативных, готовых
пахать и сеять, строить и перестраивать, рожать
и воспитывать детей.

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Текст Захара
 Прилепина

(1)В последнее время часто приходится
слышать безапелляционные заявления, например: «Я ничего никому не должен».
(2)Их повторяет, считая хорошим тоном, немалое количество людей самого разного
возраста, в первую очередь молодых. (3)Не случайно позиция крайнего
индивидуализма сегодня признак едва ли не хорошего тона. (4)А ведь прежде всего
мы существа общественные и живём по законам и традициям социума.

(5)Однако сегодня сплошь и рядом
встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено в непрерывной
цепи поколений, а ни много ни мало как венец творения. (6)Но есть ведь
очевидные вещи: сама жизнь и существование Земли, по которой мы ходим, возможны
лишь потому, что наши предки относились ко всему иначе.

(7)Есть только один способ сохранить
данную нам землю и свободу народа – постепенно и настойчиво избавляться от
массового индивидуализма, с тем чтобы публичные высказывания по поводу
независимости от прошлого и непричастности к будущему своей Родины стали как
минимум признаком дурного тона.

(8)Возникает резонный вопрос: кому и
что нужно сделать с людьми, чтобы они озаботились не только собственной
судьбой, но и чем-то бόльшим?

(9)Сейчас много говорят о пробуждении
гражданского самосознания. (10)И в этом процессе, как нас убеждают, главное –
«начать с себя». (11)Я лично начал: вкрутил лампочку в подъезде, заплатил
налоги, улучшил демографическую ситуацию, обеспечил работой нескольких человек.
(12)И что? (13)И где результат? (14)Сдаётся мне, что, пока я занят малыми
делами, кто-то вершит свои, большие, и вектор приложения сил у нас совершенно
разный.

(15)А между тем всё, что есть у нас:
от земли, по которой ходим, до идеалов, в которые верим, – результат не «малых
дел» и осторожных шагов, а глобальных проектов, огромных свершений,
самоотверженного подвижничества. (16)Люди преображаются только тогда, когда со
всего размаху врываются в мир. (17)Человек становится человеком в поиске, в
подвиге, в труде, а не в мелочном самокопании, выворачивающем душу наизнанку.

(18)Есть тихое, как зуд, ощущение,
что государство на этой земле никому ничего не должно. (19)Может, поэтому в
последнее время мы так часто слышим от людей, что и я, мол, никому ничего не
должен. (20)И вот я не понимаю: кто будет защищать страну?

(21)Нельзя
сдавать позиции, даже не сделав попытки защитить свой дом. (22)Это, конечно,
фигура речи, навеянная историей и дымом Отечества, в котором духовный и
культурный подъём, массовое стремление к переустройству всегда были сопряжены с
великими потрясениями и войнами. (23)Но венчали их Победы, каких не достичь
никому. (24)И мы должны заслужить право быть наследниками этих Побед!

(По З. Прилепину*)

* Захар
Прилепин (род. в 1975 г.) – российский писатель, журналист.

Информация о
тексте

Проблемы

Позиция
автора

1.
Проблема индивидуализма. (Что лежит в основе индивидуализма?)

В основе
индивидуализма лежит противопоставление себя обществу.

2.
Проблема личной судьбы и судьбы общества . (Что важнее: личная судьба или
судьба общества?)

Личная
судьба и судьба общества неразделимы, потому судьба каждого человека вплетена
в судьбу всего народа и страны.

3.
Проблема формирования гражданского самосознания. (Как можно сформировать
гражданское самосознание?)

Гражданское
самосознание можно сформировать только на основе ответственности человека
перед государством и государства перед человеком.

4.
Проблема преемственности поколений. (В чём проявляется преемственность
поколений?)

Преемственность
поколений проявляется в том, что новое поколение становится наследником и
продолжателем свершений и побед своих предков.

5.
Проблема пробуждения гражданского самосознания. (В чём заключается
гражданское самосознание?)

Гражданское
самосознание каждого человека начинается «с себя».

Материалы для сочинения на тему: «Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?» 11 класс

Источник: 4ege.ru

407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?

Искусство – это неотъемлемая часть нашей жизни. Оно даёт человеку пищу для размышлений, помогает в трудной ситуации и просто доставляет эстетическое наслаждение читателю или зрителю. Вдохновение можно отыскать даже в мелочах: в шелесте листьев кто-то услышит прекрасную музыку, чьи-то выразительные черты лица могут стать потрясающим портретом, а реплики случайных прохожих – поэзией. Нельзя допускать, чтобы в погоне за материальными ценностями, мы забывали о духовных, потому что они обогащают человека и делают его интересной личностью и яркой индивидуальностью. Именно поэтому нужно смотреть спектакли, ходить на выставки и концерты, читать книги. Мне бы хотелось остановиться на двух произведениях художественной литературы, которые, на мой взгляд, достойны внимания моих сверстников.

Во-первых, это роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором переплетается несколько сюжетных линий. Писатель размышляет о вечном противостоянии добра и зла, причём Воланд, «князь тьмы, дух зла и повелитель теней», не вызывает у читателя неприятия. Напротив, булгаковский герой оказывается достаточно мудрым и во многих ситуациях очень справедливым. Так, например, он держит свои обещания и помогает Маргарите увидеться с возлюбленным, после того как девушка согласилась стать королевой бала Сатаны. Кроме того, М.А. Булгаков создаёт правдоподобный портрет жителей Москвы 30-х годов. Он подчёркивает, как тяжело приходилось творческому человеку, чьи произведения не публиковались по цензурным соображениям. На мой взгляд, вымышленное литературное общество МАССОЛИТ – это и есть настоящее воплощение зла, потому что по вине бездарных членов этой организации разрушаются судьбы по-настоящему талантливых писателей. Также в повествование органично вплетаются главы из романа самого мастера. Мы узнаём историю бродячего философа Иешуа Га-Ноцри и прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Иешуа считает, что люди по природе своей добры, но сами не осознают этого. По его мнению, трусость – самый страшный порок, который убивает человечность, именно с ним нужно бороться в первую очередь. Малодушие проявляет и прокуратор, потому что он не смог спасти Иешуа, и до конца своих дней испытывал из-за этого угрызения совести. Нельзя также не восхититься силой любви главной героини, которая отказывается от безбедного существования рядом с состоятельным мужем ради несчастного мастера и в конечном счёте разделяет его судьбу. Таким образом, в романе М.А. Булгакова поднимается множество важных философских проблем, и он заставляет задуматься о многих вещах, не теряющих актуальности. На мой взгляд, с этим произведением следует ознакомиться каждому человеку, который хочет научиться лучше понимать других людей и самого себя.

Во-вторых, я бы хотела порекомендовать своим друзьям роман немецкого писателя Э.М. Ремарка «Три товарища». Автор рассказывает о жизни так называемого «потерянного поколения» – это молодые люди, на мировосприятие которых оказала значительное влияние Первая мировая война. Солдаты-фронтовики, буквально вырванные из обычной мирной жизни и брошенные в жерло страшных событий, не могли справиться со своими душевными травмами после войны. Они чувствовали себя опустошёнными и не видели смысл своего дальнейшего существования. Главные герои произведения Э.М. Ремарка пытаются просто жить, выполняя привычные действия, любить и ценить друг друга. Наверное, именно эта взаимопомощь и поддержка помогала Роберту Локампу, Отто Кестеру и Готтфриду Ленцу выживать в тяжёлых условиях. Когда читаешь этот роман, то понимаешь ценность настоящей дружбы. Для персонажей Э.М. Ремарка – это священный и нерушимый союз, и ради своего товарища можно пожертвовать самым ценным, что у тебя есть. Главные герои работают в автомастерской, и ещё одним настоящим другом они считают гоночный автомобиль, которого называют Карлом. Именно эта старая машина совершенно неожиданно для всех оказывается непобедимой на любых гонках. Вовсе не удивительно, что Отто, владелец Карла, очень ценил его и ни за что на свете не согласился бы лишиться верного товарища. Однако герой, не задумываясь, продаёт автомобиль, чтобы прислать деньги Роберту. Кестер надеется, что тем самым он сможет на какое-то время продлить жизнь больной туберкулёзом возлюбленной лучшего друга. «Три товарища» – это трагическая история, которая никого не сможет оставить равнодушным. Я бы порекомендовала её друзьям, потому что этот роман доказывает, насколько бесценны для человека любовь и дружба, преданность и сострадание.

В заключение хочется сказать, что чтение художественной литературы может быть не только полезным, но и весьма увлекательным занятием. Читателю запоминаются те произведения, которые вызывают у него сильные эмоции, заставляют сопереживать героям. На мой взгляд, «Мастер и Маргарита» и «Три товарища» держат в напряжении до самой последней страницы, а также позволяют переоценить свои ценности и взглянуть на мир с другого ракурса.

Мастер и Маргарита

Купить Мастер и Маргарита. Коллекционное иллюстрированное издание

Связанные страницы:

5 готовых сочинений к направлениям 2021/22 учебного года.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Может ли путешествие изменить человека?

Бывают моменты, когда человек хочет сменить обстановку и отправиться в какое-нибудь новое для него место. Люди путешествуют, потому что ищут ярких впечатлений, но иногда вместе с этим изменяется и их мировоззрение. Любой путь так или иначе воздействует на человеческое сознание: появляются интересные идеи, мечты и планы. В большинстве случаев человек понимает, что должен изменить привычный уклад жизни. Именно в дороге мы больше размышляем и глубже погружаемся в свой внутренний мир. На мой взгляд, путешествия и перемены неотделимы друг от друга. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Так, например, в начале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – недоросль, инфантильный молодой человек, который никогда не отлучался из дома. Он мечтает о праздной жизни в Петербурге, хочет предаться всевозможным развлечениям, однако волею судьбы оказывается в Белогорской крепости. Петруша, покинув родной дом, знакомится с Зуриным, проигрывает ему большую сумму, ведёт себя достаточно грубо с Савельичем, всеми силами пытается выглядеть взрослым и самостоятельным. Но на протяжении повествования его система ценностей претерпевает важнейшие изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно чистым человеком.

Коренным образом изменяется и жизнь главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». «Душой – дитя, судьбой – монах» в 17 лет вырывается на свободу из стен монастыря. Три дня, которые он провёл на воле, в таинственном и немного пугающем мире, оказались важнее всей его жизни. Именно здесь он испытал сильные чувства и получил немало ярких впечатлений. Мцыри встречает грузинку, которая несёт над головой кувшин, и понимает, что влюбляется в неё с первого взгляда, хотя и не решается заговорить. Юноша бесстрашно сражается с барсом, рискуя своей жизнью. В какой-то момент он понимает, что не может быть частью этого мира, который оказывается чужим и немного враждебным. Однако герой умирает без сожалений: он счастлив, что отправился даже в такое короткое путешествие. Читая это произведение, невольно задумываешься о том, как скоротечно наше существование, поэтому так важно ценить каждое мгновение.

Таким образом, путешествие может стать для человека дорогой к самому себе, помочь ему лучше понять свой внутренний мир и обрести душевное равновесие. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые горизонты.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?

В настоящее время в современном мире появляется множество новых технологий, которые упрощают нашу жизнь. Например, уже достаточно сложно представить своё существование в XXI веке без компьютеров и мобильных телефонов, позволяющих значительно сэкономить время. Ритм жизни также становится достаточно быстрым, а значит, последствия научно-технического прогресса можно считать благоприятными. Однако довольно часто у людей развивается серьёзная зависимость от новейших технологий, и от неё не всегда легко избавиться. Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы доказать эту точку зрения.

Нельзя не вспомнить мир, созданный известным фантастом Р. Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту». Люди практически разучились мыслить самостоятельно. Чтобы ни о чём не думать, они вставляют в уши «радиоприёмники-втулки», смотрят бессмысленные телепередачи, большую часть своего времени проводят перед огромными экранами и стараются быть абсолютно одинаковыми. С теми, кто пытается каким-то образом проявить индивидуальность, расправляется Механический пёс – робот, который помогает искать преступников. В этом обществе нет места для душевного общения и взаимоподдержки: кругозор жителей ограничен, кажется, что они ничего не знают, кроме популярных названий и марок. Эта необразованность в конечном счёте приводит к деградации. Действительно, иногда ускоренное развитие новых технологий становится опасным как для отдельной личности, так и для всего человечества.

Проблема зависимости от новейших технологий волнует и многих современных отечественных писателей. В произведении «Библия в SMS-ках» Ая Эн пишет о подростках, а также взрослых людях, которые не представляет своей жизни без мобильных телефонов. В начале каждой главы мы читаем фрагменты из смс-переписки двух молодых людей на библейские темы. Конечно, герои используют разговорную лексику и стараются как можно сильнее упростить евангельские истории. Казалось бы, между Священным Писанием и короткими сообщениями не может быть ничего общего, однако у девочки Евы, которую грозятся лишить наследства, не остаётся другого выхода. В XXI веке вместе с развитием техники идёт и значительное упрощение человеческого мышления. Люди зачастую перестают читать длинные и сложные тексты и ищут их краткое изложение в интернете. Зависимость от новых технологий делает человека потребителем, привыкающим получать информацию в готовом виде. В книге Аи Эн есть замечательный лозунг – ДСГ, что означает «думай своей головой». К сожалению, технологические новшества могут лишить нас такой способности.

В заключение хочется сказать, что зависимость от новых технологий не даёт человеку двигаться вперёд и развиваться. Именно поэтому так важно внимательнее приглядываться к миру, который тебя окружает, проводить время с близкими, как можно больше общаться вживую, читать книги, а не только новостную ленту в социальных сетях.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Что сильнее: закон или совесть?

Что может быть страшнее для человека угрызений совести? Наверное, нельзя придумать наказания хуже, ведь неслучайно совесть называют «законом законов». Именно она становится для нас главным судьёй, не позволяющим переступать запретную черту. Иногда даже наказание, предусмотренное законом, не может исправить преступника, если он лишён способности испытывать чувство стыда. Напротив, голос совести побуждает человека к раскаянию и внутреннему изменению. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Совесть может мучить человека, даже если он лишь отчасти виноват в произошедшей трагедии. Так, например, главный герой сентиментальной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст обвиняет себя в смерти крестьянки Лизы. Он действительно полюбил эту девушку, но не мог жениться на ней, потому что это означало бы бросить вызов светскому обществу. К тому же юноша хотел поправить своё материальное положение и ради этого женился на нелюбимой женщине. Эраст даже не подозревал, какими серьёзными могут быть последствия, он не подумал о чувствах Лизы, которая не смогла пережить предательство возлюбленного. До конца своих дней герой считает себя преступником, по вине которого пострадала бедная девушка. Эти угрызения

совести мешают Эрасту быть счастливым. Конечно, с точки зрения закона сам герой не совершил никакого преступления, поэтому не может быть наказан. Однако чувство вины не даёт молодому человеку покоя, потому что он нарушил моральные нормы.

Несомненно, совесть всегда оказывается сильнее закона, потому что её голосу невозможно сопротивляться. Так, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат, опасаясь потерять свой авторитет, несправедливо обвиняет человека и обрекает его на смерть. Именно поэтому Иешуа Га-Ноцри отмечает, что трусость – это самый главный человеческий порок. Прокуратор боялся, что его заступничество за философа вызовет подозрение у других людей: слишком смелыми были рассуждения Иешуа о власти. Однако в глубине души Понтий Пилат понимал, что перед ним уникальный человек – единственный, кто способен исцелить его душевные раны. Самое тяжёлое наказание для прокуратора – муки совести. Он осознаёт, что предал не только философа Га-Ноцри, но и самого себя, поэтому окончательно потерял надежду на нравственное воскресение.

Таким образом, совесть – это действительно самый важный и нерушимый закон, соблюдение которого помогает нам оставаться гуманными при любых обстоятельствах. Многие мыслители называют совесть внутренним судьёй или голосом, который невозможно заглушить. Это именно то, что не позволяет человеку снимать с себя ответственность и действовать безрассудно. Это тот законодатель, который побуждает нас совершать добрые поступки.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?

В трудные минуты произведения искусства могут оказать человеку неоценимую помощь. Так, например, музыка способна исцелить душевные раны, стать лучшим утешением и лекарством от грусти и тревоги. Многим людям прослушивание любимых песен помогает не опускать руки и находить новые силы для движения вперёд. В чём же заключается прекрасная и таинственная сила музыки и почему её влияние на человека так велико? Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы ответить на эти вопросы.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» музыка играет важную роль в судьбе главных героев. Николай Ростов, проигравший товарищу Долохову достаточно крупную сумму, чувствовал себя подавленным и разбитым. Ему пришлось очень грубо и развязно поговорить со своим отцом, и в глубине души молодой человек злился на самого себя. В эту тяжёлую для героя минуту его сестра Наташа Ростова играла на фортепиано и пела, не думая ни о каких мелочах и просто наслаждаясь мгновением. Заворожённый музыкой, Николай Ростов невольно задумывается о том, как низменны его проблемы в сравнении с искусством. Жизнь, в которой есть музыка, прекрасна, а всё остальное значительно уступает духовным ценностям. Стоит ли лишать себя этой замечательной возможности жить и дышать из-за каких-то временных трудностей и неудач? Николаю кажется, что именно в эту минуту он по-настоящему счастлив: музыка заглушает его душевную боль и дарует ему утешение.

Музыка способна кардинальным образом изменить жизнь человека. Заглавный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» изначально даже не собирался вставать с дивана

и снимать домашний халат, потому что не видел смысла в насыщенном событиями существовании. Однако встреча с Ольгой Ильинской оказывает значительное влияние на героя, у которого появляется желание меняться в лучшую сторону. Примечательно, что чувство влюблённости поселяется в душе Обломова после прослушивания любимого музыкального произведения «Casta diva», исполненного новой знакомой. От звуков этой мелодии и голоса Ольги на лице героя сияет «заря пробуждённого», он сказал девушке, что глубоко почувствовал любовь, переданную через музыку. В этот момент лень и апатия отступают, уходят на второй план, жизнь Обломова преображается, его душа устремляется к счастью.

Действительно, без музыки жизнь становится бледной и пустой. М. Лютер, например, называл этот вид искусства «лучшим утешением для опечаленного человека». Безусловно, в тяжёлое для нас время музыка, вызывая определённые эмоции, помогает прислушаться к себе и наделяет особенной энергией, не позволяющей падать духом ни при каких обстоятельствах.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?

Могут ли социальные пороки оказать влияние на жизнь и судьбу отдельной личности? Достаточно часто человек восстаёт против навязанных обществом устоев и правил, потому что не хочет быть марионеткой в чужих руках. Во многих художественных текстах разворачивается конфликт между яркими индивидуальностями и социумом. К сожалению, обычно такие герои терпят поражение в этом столкновении, но их попытка что-либо изменить представляет большую ценность для человечества в целом. Это значит, что есть люди, которые не могут смириться с социальными пороками и готовы с ними бороться, чтобы сделать мир лучше. Обратимся к литературным произведениям, чтобы доказать эту точку зрения.

Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой отказывается жить по правилам фамусовского общества. Он не может принять царящее вокруг лицемерие, чинопочитание и зависимость от общественного мнения. Чацкий отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Действительно, он не собирается становиться таким же, как представители «века минувшего», их подобострастие вызывает у героя отвращение. Он чувствует себя чужим среди людей, которые обесценивают образование и духовные ценности. Именно поэтому герою не находится места в фамусовской Москве, его называют сумасшедшим. Чацкий считает, что пороки этого общества необходимо искоренить, но в пьесе у него нет ни одного единомышленника, не считая внесценических персонажей. Герою приходится отказаться от прежних планов и надежд на семейное счастье, чтобы сохранить свою индивидуальность.

В драме А.Н. Островского «Гроза» главная героиня Катерина также пытается протестовать против патриархальных порядков. В городе Калинове нет места науке, образованию и прогрессу, семьи продолжают жить по «Домострою», а младшее поколение должно неукоснительно соблюдать все требования старших. Самые авторитетные люди города – Дикой и Кабаниха – самодуры и тираны, живущие в замкнутом мире своих ограниченных консервативных убеждений. Катерина же – неординарная натура, которая видит смысл жизни в искренней любви и свободе. Девушка отказывается жить по установленным правилам, но так же, как и Чацкий, не находит смелых единомышленников. Бросая вызов обществу, героиня совершает самоубийство, однако протест одиночки заставил её мужа Кабанова задуматься о собственном угнетённом положении. Это значит, что в дальнейшем в Калинове произойдут важные изменения, и толчком к этому стал поступок Катерины.

В заключение хочется отметить, что социальные пороки действительно влияют на судьбу отдельного человека. Довольно часто общество подвергает таких людей насмешкам и критике и пытается всеми силами избавиться от них. Однако появление личностей, не желающих смиряться с навязанными сверху правилами, доказывает несовершенство общественного устройства и говорит о необходимости перемен.

Подготовка к первому направлению итогового сочинения.

Почему жизнь человека часто сравнивают с дорогой?

Веками великие умы различных эпох и цивилизаций изображали существование людей как путь, в прямом или в переносном значении. Почему это сравнение используется так часто? На мой взгляд, дорога – очень ёмкое слово, с помощью которого можно точно передать смысл человеческой жизни. Путь как метафора полностью отражает наше бытие, наполненное всевозможными препятствиями, взлётами и падениями, долгими поисками себя. Жизнь человека, как и любая дорога, сложна и многообразна, и каким будет ее конец, всегда зависит от путешественника, от того, какой тропой он пойдет.

К постоянному движению на жизненном пути призывает читателя М. Е. Салтыков-Щедрин в сказке «Премудрый пескарь». Герой произведения всю свою жизнь проводит в узкой, темной норе. Из-за вечного страха он лишь существует, ничем не интересуется, недоедает, недосыпает. Такой образ жизни позволяет прожить премудрому пескарю более ста лет, но какова цена такой жизни? У героя в конце нет ничего: ни семьи, ни друзей, никого, кто бы интересовался его личностью. Да и личности тоже нет, есть только бесполезно прожитые в страхе перед самой жизнью долгие годы. Пескарь, умирая, впервые осознает, что пустым был его путь. М. Е. Салтыков-Щедрин подчеркивает, как важно выбрать правильную дорогу в жизни, что необходимо постоянно искать себя и находиться в движении. Именно идущий определяет свой путь, а не внешние обстоятельства.

Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?

Аргумент по произведению И. А. Гончарова «Обломов»

Леонардо Да Винчи писал: «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов». С этим высказыванием сложно не согласиться. Действительно, человеческая жизнь состоит из череды открытий. Только постоянные размышления способны двигать нас вперед, развивать личность. При этом путешествия – отличный способ узнавать новое. Знакомства, впечатления и эмоции приоткрывают перед каждым дверь в мир общечеловеческих знаний. По этой причине путешествия иногда сравнивают с книгами, но в дороге человек самостоятельно анализирует полученные впечатления. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Широкий кругозор украшает, позволяет развивать ум для новых открытий.

Ярко эту мысль демонстрирует И. А. Гончаров в романе «Обломов». Автор противопоставляет двух героев: активного, находящегося в движении Штольца и лежебоку Обломова. Первый не сидит на месте, он всё своё время посвящает изучению нового, огромную роль в этом играют путешествия, а в детстве герой много времени проводил за изучением географии. Штольц практически никогда долго не задерживается на месте, он знает Россию «вдоль и поперек», он объездил всю Европу. Гибкий и живой ум Штольца позволяют легко знакомиться с людьми, находить друзей. Знания и опыт, приобретенные в путешествиях, помогают герою выбрать правильный путь и жить счастливо, ведь он понимает смысл и цель своего существования. В отличие от Обломова, который боится всякой работы, Штольц управляет собственной жизнью и получает, что хочет. Так И. А. Гончаров обращает внимание читателя на то, насколько большую роль играют путешествия в становлении личности.

Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?

Планета, на которой мы живём, отличается огромным разнообразием. Рядом уживаются совсем не похожие друг на друга культуры, каждая из них представляет собой большую ценность. Природа, архитектура и обычаи любого народа не могут оставить настоящего путешественника равнодушным. На мой взгляд, нельзя однозначно ответить, какие страны наиболее интересны для посещения. Все они обладают особым очарованием и самобытностью, потому каждый сам решает, что ему ближе.

Одной из стран, в которой стоит побывать, является Франция. Про нее писали самые разные писатели и поэты, ею восторгались художники и композиторы. Францию воспел и Винсент Ван Гог в своих письмах к брату Тео. Из них читатель узнает, что художник постоянно переезжал и многое видел, каждый городок оставлял в нем глубокий отпечаток. В жизни В. Ван Гога нельзя не выделить период, который привел к созданию лучших работ, – его пребывание во Франции. Именно эти места, живописные, полные ярких красок, пробуждали в душе художника вдохновение и силы для создания новых полотен, о чем он так старательно писал своему брату. Необыкновенная природа и атмосфера юга страны производили особое впечатление на В. Ван Гога. Посетить Францию стоит, чтобы посмотреть на то, что так сильно привлекло художника в ней, испытать на себе эмоции, возникающие от погружения в другой мир. И пусть сегодня мир совсем другой, но история помнит яркие страницы прошлого, духом которых пропитан каждый закоулок.

Как относиться к ошибкам, совершенным на жизненном пути?

Человеческая жизнь невозможна без ошибок. Они являются органичной частью нашего существования, позволяющей набраться опыта, благодаря им происходит становление личности. Тот никогда не заблуждается, кто не живёт. При этом ошибки могут быть как небольшими и легко исправимыми, так и ужасными, влекущими за собой тяжёлые последствия не только для человека, их совершившего, но и для окружающих. Одни заблуждения прощаются, за другими следует наказание, поэтому перед совершением какого-то поступка стоит несколько раз подумать.

Примером большой ошибки служит поступок Евгения Онегина в одноименном произведении А. С. Пушкина. Главный герой, молодой дворянин, погруженный в «русскую хандру», находит друга в поэте Ленском. На именинах Татьяны раздосадованный Онегин злится на нового приятеля за то, что тот привез его на шумное сборище. Несмотря на мелочность обиды, главный герой решает отомстить другу и начинает ухаживать за его невестой. Глубоко оскорбленный Ленский не может смириться с этим, так как этот поступок сильно ранит его, и вызывает Онегина на дуэль, на которой сам и погибает. Позже главный герой сожалеет о содеянном и, не находя в себе сил оставаться в этих местах, уезжает навсегда. Жестокость Онегина влечет за собой ужасные последствия: целая жизнь, душа, полная надежд и мечтаний, сгинула от необдуманного решения главного героя. Еще перед началом дуэли можно было всё исправить и отменить её, но ни один из участников этого не сделал из-за своей гордости. Череда ошибок дорого обошлась не только Онегину, но и его другу. Несмотря на то, что герой не несет никакого наказания по закону, его терзают муки душевные, он осознает свою неправоту.

Может ли путешествие стать целью и смыслом жизни?

Издавна философы и писатели рассуждали о смысле существования человека. До сих пор еще не придумали ответ на этот вопрос, и, скорее всего, его и не может быть. Каждый из нас сам определяет цель бытия, сам решает, на что потратить бесценную жизнь. Некоторые смысл своего существования видят в вечном познании окружающего мира. В этом особо важную роль играют путешествия, так как понимание сути вещей происходит через общение с разными людьми, получение новых впечатлений и приобретение опыта. Путешествия действительно имеют большое значение для становления личности, поэтому могут восприниматься как жизненная цель.

В странствиях находит свою цель и Афанасий Никитин, который оставил потомкам «Хожение за три моря» – путевые заметки о восточных странах. Несмотря на то, что дорога русского купца была очень тяжела и торговля не была налажена, он смог собрать немало полезных сведений для русской земли. Афанасий Никитин посетил Дербент, Баку, даже дошел до Индии. Путешественника не раз грабили, но это не остановило его, стремление узнать новое возобладало. Стоит отметить, что «хожение» длилось около шести лет, но до дома тверской купец так и не добрался – он умер в дороге. Действительно можно сказать, что смысл жизни этого человека заключался в постоянном пути, при этом его не останавливали ни опасности, ни другие обстоятельства. Огромную роль сыграли его заметки: именно они помогли составить жителям Руси представление об Индии и других странах, а спустя века и мы может это сделать. Таким образом, можно сказать, что Афанасий Никитин своей жизненной целью очень помог человечеству сохранить и распространить знания о культуре востока.

Что может стать путеводной звездой на дороге жизни?

Жизненный путь человека труден и тернист. Никогда нельзя сказать наверняка, к чему он приведёт. Итог исканий зависит от многочисленных решений самого человека на дороге жизни, а они, в свою очередь, неразрывно связаны с его ориентирами и избранной целью. Именно по этой причине важно уметь прислушиваться к себе и людям, чтобы правильно расставить приоритеты и определиться со своей путеводной звездой. Проводниками на жизненной дороге могут стать любовь и семья, совесть и мораль, стремление к правде и справедливости, сокровенные мечты и внутренний голос.

Правильный выбор совершает на своем жизненном пути совершает главный герой серии книг Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер». Он проходит через множество испытаний, однако поддержка близких ему людей, доброта и умение прислушиваться к себе помогают преодолеть трудности. Одним из примеров можно назвать эпизод в пятом произведении серии «Гарри Поттер и Орден Феникса», в котором Темный Лорд проникает в сознание главного героя и пытается управлять им с помощью его страхов и опасений. В Министерстве Магии Гарри не дал Волан-де-Морту завладеть его телом, он нашёл в себе силы бороться с ним. Доброта, любовь, сострадание, которыми было наполнено сердце главного героя, не позволили темному магу взять верх. Именно эти нравственные понятия позволили герою совершить правильный выбор и не сбиться с жизненного пути.

Справедливы ли слова В. Шкловского: «Концы лестницы, ведущей в будущее, упираются в прошлое»?

Каждое событие в нашей жизни имеет свои причины и последствия. Любое действие не возникает из ниоткуда, всему можно найти объяснение. По этой причине верно высказывание В. Шкловского. Всё, что ждет человека в будущем, неизменно опирается на его прошлое. Люди должны жить настоящим, но не стоит забывать о минувших днях, так как с их помощью человек приобретает опыт и мудрость. Уроки прошлого полезны для будущего.

Об отношении к памяти подробно пишет Д. С. Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном». В сороковом письме автор пишет, что прошедшее всегда связано с настоящим и будущим, поэтому человек должен не забывать о своем наследии и бережно относиться к нему. Оно и составляет человеческую совесть – мораль, передаваемую из поколения в поколение. У людей беспамятных нет чувства ответственности за собственные действия, так как они не привыкли сохранять знания и не несут в себе опыт и горькую правду предыдущих веков. Д. С. Лихачёв отмечает, что культурные подъемы, коих было немало в истории человечества, также связаны с обращением к прошлому. Опираясь на крепкий фундамент, каждая новая эпоха привносила что-то новое. Автор на нескольких примерах доносит мысль о том, что «дела минувших дней» – корни дерева современности. Без этого наследия люди необратимо опускаются и беднеют духовно.

Что означает фраза «сбился с пути»?

Извилистая дорога жизни таит в себе множество опасностей. Чтобы добиться конечной цели, необходимо находиться в постоянном движении, в поиске верного направления. Тем не менее не у каждого это удается. В таком случае обычно употребляют выражение «сбился с пути». Человек может поддаться ложным надеждам, выбрать неправильные жизненные ориентиры. Чтобы исправить ситуацию, он должен прислушаться к себе, к голосу совести и найти истинную дорогу. При этом необходимо проявить силу воли, так как только смелому и решительному путнику удается достичь цели.

В рассказе «Ионыч» А. П. Чехов показывает героя, не сумевшего остаться верным самому себе. Амбициозный и энергичный земский доктор Старцев, приехав в провинциальный городок, сталкивается с обывательским обществом. Такое окружение незаметно, но беспощадно губит жизнь главного героя. Испытывая раздражение от общения с жителями уездного города, Старцев все больше перестает быть похожим на себя. А. П. Чехов подчеркивает, какие разительные перемены произошли в душе героя. Ему перестало быть интересно все, кроме денег и игры в винт. Он перестал ходить пешком, обзавелся тройкой с бубенчиками, располнел. Главный герой не смог остаться верным своим принципам, он поддался дурному влиянию общества, в котором жил. Внутренний голос его смолк, поэтому дорогу, которую избрал Старцев, нельзя назвать верной. При этом он не сумел вырваться из этого образа жизни, не нашел в себе сил для преодоления обстоятельств, поэтому финал истории оказывается безрадостным.

Автор: Albina Valeeva.

Итоговое сочинение 2021 - 2022. Темы

Итоговое сочинение 2021 — 2022. Темы

01.12.2021

Итоговое сочинение 2021 — 2022. Темы

Где узнать темы сочинений?
Вот здесь http://topic.ege.edu.ru/
Уже начинаем ждать темы Урала и средней полосы.

Пока мы имеем несколько наборов тем. Если вдруг кто никогда не видел карту страны, это Дальневосточный федеральный округ.

Начинаем собирать коллекцию этого учебного года.

Темы итогового сочинения по регионам

Калининградская область 

111.Чем путешествие может обогатить человека?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
501.Что значит быть гражданином?

Астраханская область, Самарская область, Саратовская область, Удмуртская республика, Ульяновская область

113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?

ЦФО (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области), СЗФО (Ленинградская, Мурманская, Архангельская, Вологодская области Ненецкий авт. окр., Псковская область, республика Карелия, Республика Коми, Санкт-Петербург), ЮФО (Волгоградская область, Краснодарский край, республика Адыгея, республика Калмыкия, республика Крым, Севастополь), Кировская, Нижегородская, Пензенская области, республика Марий Эл, республика Мордовия, Чувашская республика, Ñ€ÐµÑÐ¿ÑƒÐ±Ð»Ð¸ÐºÐ° Татарстан, СКФО (Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия-Алания, Ставропольский край, Чеченская Республика)

110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
309.Когда слово становится преступлением?
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?

Уральский Федеральный округ (Свердловская область, Курганская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский авт.окр., Челябинская область, Ямало-Ненецкий авт.окр.), Оренбургская область, Пермский край, республика Башкортостан

104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
405.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?

Омская область

108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?

Сахалин, Магадан

101.Как путешествия могут изменить человека?
212.Шаги цивилизации: обретения и потери.
305.Можно ли заставить человека раскаяться?
402.К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
503.Является ли богатство необходимым условием счастья?

Амурская область, Забайкальский край, Якутия

106.Книга как путешествие в прошлое.
202.В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
306.Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
412.Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
507.Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?

ЕАО, Приморский край, Хабаровский край, некоторые р-ны Якутии

105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
307.Что такое преступление против самого себя?
413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?

Камчатка, Чукотка

102.В чём ценность путевых впечатлений?
204.Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
312.Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
411.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
502.Что такое гражданский долг?

Бурятия и Иркутская область

112.О чём может рассказать дорожный дневник?
203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

Алтай, Кемеровская область, Томская область, Красноярский край, Тыва и Хакасия.

109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?

Темы итогового сочинения по направлениям

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

101.Как путешествия могут изменить человека?
102.В чём ценность путевых впечатлений?
104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
106.Книга как путешествие в прошлое.
108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
111.Чем путешествие может обогатить человека?
112.О чём может рассказать дорожный дневник?
113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?

Вопреки ожиданиям, почти все темы этого направления касаются путешествия, а не жизненного пути. Это неприятный сюрприз не только для тех, кто готовился к первому направлению, но и для всех остальных. Примеры к этим темам подобрать будет не так-то легко.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
202.В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
204.Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
212.Шаги цивилизации: обретения и потери.
213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?

Эти темы есть в нашей таблице по направлению. То ли нам удалось угадать, то ли составители тем всё-таки списывают :))) В любом случае темы ожидаемые и достаточно широкие, 202 и 212 прямо вторят самому направлению.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
305.Можно ли заставить человека раскаяться?
306.Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
309.Когда слово становится преступлением?
307.Что такое преступление против самого себя?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
312.Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?

Пока в этом наборе виден явный акцент на наказании, а не на преступлении. Вот всё, что было в скобках, надо было внимательно читать. Совесть и стыд, ответственность,
раскаяние и т.п.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

402.К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
405.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
411.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
412.Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).

Ну, тут не книга (фильм, музыка, спектакль) про меня. Тут про то, что я думаю об этих произведениях и об искусстве вообще. Явно сполз акцент направления. То ли направление криво было сформулировано, то ли темы как-то сильно от него отступают. Посмотрим, какие ещё появятся формулировки, вечером обсудим.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

501.Что значит быть гражданином?
502.Что такое гражданский долг?
503.Является ли богатство необходимым условием счастья?
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?
505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
507.Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?
510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

Хоть и и трудные, зато ожидаемые темы. Долг, нравственность, помощь людям.

  • Что кидал в море старик из сказки пушкина
  • Что идет после зачина в сказке
  • Что имел ввиду пугачев рассказывая эту сказку
  • Что касается как пишется
  • Что значит фольклорная сказка