Что имел ввиду пугачев рассказывая эту сказку

Сочиненияпо литературепушкинбереги честь смолоду по повести капитанская дочкароман а.с. пушкина капитанская дочка заставляет задуматься о многом и о чести в
  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Береги честь смолоду по повести Капитанская дочка

Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» заставляет задуматься о многом и о чести в частности. В своём произведении автор описывает жестокое время Пугачёвского бунта. Герои романа попадают в круговорот событий, их судьбы переплетаются, им надо делать жизненный выбор, чтобы сохранить свою жизнь, помочь другим людям.

А.С. Пушкин знакомит нас с Петром Гринёвым с раннего детства. Он живет обычным «недорослем». Но с шестнадцати лет он отправляется на службу, и тут уже он должен решать жизненные задачи сам.

Гринёв проигрывает большие деньги и возвращает их, хотя ему очень стыдно перед Савельичем. Но тут он проявил честность, порядочность и решительность. Особенно впечатляет эпизод с тулупом, когда Гринёв дарит мужику, который помог им найти дорогу во время бурана, свой заячий тулуп. Его слуга снова очень расстроен таким разбазариванием имущества, но Гринёв считает, что услуга достойна такого подарка. Потом этот эпизод сыграет в их судьбе важную роль, ведь «вожатым» оказался сам Пугачёв.

Проявляет благородный характер Гринёв и дальше. При нём оскорбляют безвинную девушку, он вступается, вызывая обидчика на дуэль, хотя мог бы пропустить это мимо ушей.

Но самый сложный нравственный выбор встал перед героем, когда он должен был решить – перейти на сторону Пугачёва (и тем самым спасти свою жизнь) или остаться верным присяге. Пётр Гринёв остается верным долгу и чести, и Пугачёв это оценил! Значит, ему самому были не чужды порядочность и преданность Гринёва, ведь он не только оставляет его в живых, но и помогает ему.

Образ Пугачёва заставляет задуматься читателя, ведь Пушкин так ярко показывает и положительные качества этого преступника и злодея. Как он был разгневан, когда узнал от Гринёва, что обижают сироту: «Кто из моих людей смеет обижать сироту? Будь он семи пядень во лбу, а от суда моего не уйдёт!» А когда Пугачёва везли на казнь, он узнал Гринёва и кивнул ему головой.

В романе представлен и идеал девушки – Маша Миронова, скромная, застенчивая, но в решающие моменты очень мужественная и верная.

В том и ценность романа «Капитанская дочка», что автор ярко показал нам, что и в лихое время есть место лучшим человеческим качествам: честности, мужеству, милосердию. И благородные люди не теряют этих качеств, пройдя через все испытания. «Береги честь смолоду» – напоминает нам А.С. Пушкин слова, которые важны и актуальны во все времена.

Вариант 2

Многие писатели в своих произведениях обращали внимание на человеческие пороки и всего из этого вытекающего. Создавая данные произведения, писатели, пытались исправить человеческое общество, исправить через свои творения человечество от тех или иных пороков, хотя это и не всегда получалось, почти всегда не получалось.

Александр Сергеевич был как раз одним из таких авторов. Он пытался сделать мир лучше, попытаться помочь людям стать умнее и просветленее. Им были написаны многие произведения, но самым показательным из них была “Капитанская дочка”. В нём писатель говорил нам о проблеме чести и нравственности. Рассказывая нам о том или ином отрезке в произведении автор почти всегда указывает, на какую либо проблему, также скрытно определяя способ её решения.

В большинстве своём в произведении обсуждается проблема нравственности. Автор говорит нам о важности чести, о её роли в нашей жизни, он говорит нам, что нам нужно беречь свою честь смолоду, яростно бороться за её целостность и качество. Он говорит о том, что для человека не ничего важнее, чем его честь, и нет ничего хуже, чем запятнать её своими действиями. Для Пушкина этого было сравнимо со смертью, из-за чего он и погиб в дуэли. Защищая свою честь он был ранен, а впоследствии и умер от данного ранения через несколько дней. Отсюда мы видим, что для автора не было ничего важнее, чем честь и её сохранность, о чём он и говорит в произведении. Так или иначе он написал прекрасное произведение, которое являлось своеобразным пособием по нравственности для людей того времени. С его помощью множество людей стало лучше, и до сих пор читая его произведения люди, становятся лучше.

Всё вышеописанное является моё мнение, но оно не претендует на истинно верное и может быть опровергнуто. Я надеюсь, что приведенные аргументы имели вес и имели под собой веское основание, ведь они были сформированы на воспоминаниях современников Александра Сергеевича Пушкина.

Береги платье снову, а честь смолоду

Сочинение “Береги платье снову, а честь смолоду”

Сейчас не принято прививать своим детям с детства такие глубокие и уже даже некоторым взрослым, непонятные, чувства, как честь. Поэтому мгогие из них находясь уже в осознанном возрасте до конца не понимают, что не заботясь о чистоте своей репутации благородного человека, можно по не знанию, невоспитанности и прочим причинам, совершить поступок, последствия которого могут затем преследовать всю жизнь в виде темного пятна и возможности смело и прямо смотреть людям в глаза.

“Береги платье снову, а честь смолоду” -говорят в народе. Но объективно ли понятие чести или субъективно?

Автор исходного текста полагает, что у каждого есть своё понятие о чести и каждый может мерить её своими лекалами. но может ли такое быть, когда речь идёт о высоких моральных принципах. В качестве примера приводятся некие мужчины и утверждение о том, что для одного в понятие входят такой набор принципов, а для второго другой.

В чём противоречие субъективности понимания

На мой взгляд мерка понятия чести собственными принципами и только ими противоречит существованию самого понятия. Такая трактовка позволяет всякому, совершающему даже не праведный поступок ссылаться на то, что он поступал в соответствии с собственными представлениями о чести, оставляя свою совесть, таким образом, чистой и требуя от окружающих поощрения своим поступкам. Отсутствие базовых общепринятых устоев в основе понятия полностью лишает смысла его существования. Личное мировоззрение может лишь красиво дополнять его теми или иными красками, но накак не подменять. Такую же роль играют особенности некоторых культур. Когда на базовые общечеловеческие моральные устои, нанизывается особенности цивилизационного и субкультурного развития.

Жизненные, литературные, кинематографические примеры

Что здесь можно привести в качестве примера? Напрашивается легенда о Робин Гуде. Он действовал исходя не из собственных представлений о чистоте и справедливости поступков. В таком случае это дало бы право любому грабителю и мошеннику называть себя благородным человеком. Он совершал преступления, но руководствовался некими общепонятными нормами. нельзя жить роскошно за счёт другого. Этой возможности он и лишал тех, кто несправедливо наживался на чужом труде. Результатами свей борьбы он награждал тех, кто им в этом помогал наживая мозоли, а также помогал тем, кто в этом действительно нуждался.

Как уберечься от бесчестья

Образование и самообразование здесь, на мой взгляд играют не малую роль, так же как и вера человека. Наблюдения и опыт складывают представление о справедливости, внутреннее к ней отношение, согласующееся, в широком смысле, с человеческим восприятием. на этом базисе необходимо строить свои помыслы и поступки. при этом они не должны быть вынужденными, а иметь местом своего рождения самую глубину сердца. В этом секрет истинного благородства.

Сочинения на другие темы.

Ошибки – мост между опытом и мудростью

Опыт сын ошибок трудных.

Сочинение на тему «Язык мой – друг мой»

Сочинение Береги честь смолоду по произведению Пушкина Капитанская дочка

Данный роман написан автором под воздействием, которое на него оказало восстание крестьян, под началом знаменитого Пугачева. Автор очень увлекся этим событием и на основе него написал два произведения.

Капитанская дочка начинается со знаменитой пословицы о том, что честь беречь нужно с молодости, а одежду с момента ее покупки. Именно на основе этой поговорки и живет главный герой Петр. Его отец отправил служить и сказал, что какие бы события не случились в жизни всегда оставайся честным и настоящим человеком.

Герой романа воспитан в честной и богатой семье, имеет дворянское происхождение, его главными жизненными позициями являются верность родине, своим родителям и императрице. Эти основные характеристики ни в коем случае не должны быть нарушены, так он воспитан.

Самый ответственный момент в жизни Гринёва наступил, когда он попал в плен к предводителю всех крестьян к Пугачеву. Тот предложил ему служить у него, но Гринёв отказался, сказав, что он уже отдавал присягу и поклялся до конца своих дней служить императрице.

На что удивленный Пугачев ответил тоже высоко честным поступком, он отпустил его и не стал казнить. Еще интересный момент произведения, когда Петр вместе со своим дядей нашли на охоте заблудившегося человека. Они показали ему дорогу, и Петр подарил ему свою тёплую шубу, так как мужик был совсем легко одет для зимней погоды.

Позже оказалось, что этот мужичок и есть знаменитый и грозный бунтарь, и отступник, Пугачёв. Петр полюбил Машу, но в ходе сложившихся обстоятельств его оппонент взял ее в плен. Но тут на помощь бедной девушек пришел все тот же бунтарь.

Пугачев в романе характеризуется как справедливый и честный человек, который в силу сложившихся обстоятельств. В стране и в самом городе, решил спасти всех угнетенных крестьян. Поэтому стал отступником и злодеем, а по натуре он очень справедливый и честный человек.

На примере Швабрина, автор показывает, какими могут быть да и есть большинство людей на земле. Этот человек с самого начала своей жизни ведет себя бесчестно. После того как Маша сказала что он ей не нравиться и у нее есть жених, Швабрин стал сначала говорить о ней всякие низкие вещи.

А потом и вообще запер ее в помещении, подальше от посторонних глаз не давал ей ни воды, ни еды, чтобы выманить у нее согласие на свадьбу с ним.

Когда крепость была захвачена восставшими крестьянами, он сначала защищал свою крепость и своих сослуживцев. Но увидев, что сила на стороне врага, переметнулся на сторону победителя.

Вскоре Маша оказывается на свободе, а Пётр в темнице. Не в силах помочь любимому она отправляется во дворец и просит аудиенцию у самой императрицы. При встрече с повелительницей она веет себя скромно и достойно, в результате чего императрица удовлетворяет ее просьбу и Гринев оказывается на свободе.

Благодаря высоко духовным качествам главных героев, их чести и достоинству, они снова оказываются вместе. При этом, не изменив себе и не покорившись чужим требованиям. Несмотря на давление со всех сторон, они не пошли на сделку с совестью и не перешли на сторону врага. А остались достойными гражданами своей страны.

8 класс

Другие сочинения: ← Роман Евгений Онегин — энциклопедия русской жизни↑ ПушкинАдресаты любовной лирики Пушкина →

Сочинение на тему: «Береги честь смолоду»

Творческая работа

Сочинение на тему: «Береги честь смолоду»

Выполнила ученица 11 класса

МКОУ «Утамышская СОШ»

Вагабова Мадина

Из педагогического опыта.

Уроки жизни по повести А.С.Пушкина ,,Капитанская дочка.»

Закончив изучение повести А.С.Пушкина ,,Капитанская дочка», подвожу детей к финальному этапу уроков -ученикам предстоит написать классное сочинение.

Сочинение — это искорки творчества учащихся. Все дети по-своему талантливы.

Учить их мыслить, давать собственную оценку поставленной проблеме, выражать личное мнение -задача учителя литературы.

Классом выбрана тема сочинения ,,Береги честь смолоду».

Читаю толкование слова «честь » со Словаря русского языка С.И.Ожегова: «Честь-это достойные уважения и гордости моральные качества личности.»

В ходе беседы учащиеся высказывают свои личные суждения по этой проблеме. Пётр Гринёв выдержал испытание на честь в отличие от Алексея Швабрина, он оказался человеком без чести и совести.

,,Я думаю ,что А.С.Пушкин наделил этого негодяя говорящей фамилией Швабрин — от слова ,,швабра», это что-то грязное, нечистоплотное…»

В наше время тоже очень важно ,,беречь честь смолоду».

Ученики отвечают на вопросы: Почему повесть получила такое название?

Кто ведёт повествование в повести? Как показывает автор человеческое достоинство в поведении и поступках героев? Как проявляются черты характера П. Гринёва в тяжёлых для него жизненных ситуациях? Понравилась вам повесть?

Сочинение.

Береги честь смолоду.

(по повести А.С.Пушкина ,,Капитанская дочка»)

Людей во все времена волновали вечные проблемы жизни и смерти, любви и ненависти, выбора честия и бесчестия…Всё меняется в этом мире, неизменными остаются общечеловеческие нравственные понятия .

Когда говорят о чести, благородстве и верной любви, передо мной возникают образы Петра Гринёва и Маши Мироновой из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Это произведение, несмотря на небольшой объём, полно глубокого смысла. Действие повести происходит во время восстания Е. Пугачёва 1772-1776 годов.

Молодой офицер Пётр Гринёв был направлен в Белогорскую крепость.

По пути он совершает необдуманные поступки, проигрывает в трактире 100 рублей. Приехав в крепость , Гринёв познакомился с дочерью коменданта Миронова Машей. Маша понравилась молодому человеку.

Из-за девушки он поссорился с офицером Швабриным, который сватался к ней, но получил отказ. Гринёв не позволил порочить доброе имя Маши.

Он вызывает обидчика на дуэль. Гринёв поступил как настоящий мужчина. Последующее поведение Гринёва выстраивается по наказу отца: ,,Служи верно, кому присягнёшь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся…,помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Наказ отца служить, кому присягнул, становится кодексом чести для Гринёва.

В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: ,,С честью пойдёшь по жизни -умрёшь. Против чести пойдёшь -жив будешь». Именно перед таким камнем преткновения стояли офицеры Белогорской крепости: Гринёв и Швабрин.

Даже под страхом смертной казни Гринёв откажется целовать руку Пугачёву. Тот совал ему в лицо ему жилистую руку и говорил властным голосом:

,,Целуй руку!» Одни подходили и целовали, другие выбирали смерть. Поцеловать руку — значить предать честь. Не поцеловать-пойти на смерть. Гринёв выбирает смерть. На предложение Пугачёва ,,послужить» ему,Гринёв скажет :,,Я присягнул императрице, тебе служить не могу».

Гринёву свойственны такие качества, как доблесть, достоинство, верность. В его семье были высокие представления о чести, долге. Для Гринёва честь и долг превыше всего.

Швабрин противостоит Гринёву. Если Гринёв — герой, то Швабрин злодей. Швабрин, поняв, что крепость скоро захватят бунтовщики, перебегает на сторону врага. Он во всём подражает Пугачёву: в одежде , в поведении, старается во всём ему угождать. Швабрин не понимает, что такое честь, для него главное — выжить.

Рассуждая о чести, как не рассказать о супругах Мироновых, для которых честь и долг -смысл жизни. Они чистые, высокие люди, которые достойно смотрят смерти в лицо.

Можно смело утверждать, что все произведения Пушкина затрагивают проблему нравственности и безнравственности.

Герои повести ,,Капитанская дочка» находятся в исключительных обстоятельствах, где проявляются все стороны их характеров.

Эта повесть потрясла меня. Я снова и снова размышляю о поступках героев этого великолепного произведения. Мне глубоко симпатичны образы Маши Мироновой и Петра Гринёва. Человек жив , пока он остаётся Человеком.

  • Что касается как пишется
  • Что значит фольклорная сказка
  • Что значит черновой вариант сочинения
  • Что значит фразеологизм ни в сказке сказать ни пером описать
  • Что значит экология души сочинение рассуждение