Что хотел сказать тургенев в рассказе муму

Инфоурок литература презентациивиды художественного пространства в рассказе и.тургенева муму описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: виды

Инфоурок

Литература
ПрезентацииВиды художественного пространства в рассказе И.Тургенева «Муму»

Виды художественного пространства в рассказе И.С. Тургенева «Муму»Герасим про...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Виды художественного пространства в рассказе И.С. Тургенева «Муму»Герасим про

    Описание слайда:

    Виды художественного пространства в рассказе И.С. Тургенева «Муму»
    Герасим прощается с Муму.

  • 2 слайд

    Художественное пространство – это совокупность всех мелочей, в которых живет

    Описание слайда:

    Художественное пространство – это совокупность всех мелочей, в которых живет персонаж произведения.

  • 3 слайд

    Основные характеристики видов пространстваХудожественное пространство включае

    Описание слайда:

    Основные характеристики видов пространства
    Художественное пространство включает в себя различные образы, формы и виды пространства, которые соотносятся между собой и создают целостную визуально-чувственную картину.

    Вертикальные пространства – это образы верхнего (небо, горы, крыша дома), среднего (земля, море) и нижнего (морское дно, овраг, обрыв, подвал) пространств.

    Горизонтальное пространство включает в себя протяжённость четырёх сторон света (север, юг, запад, восток) или четырёх пространственных ориентиров относительно говорящего (правое, левое, впереди, сзади).

  • 4 слайд

    Внешние и открытые пространства не имеют определённых и чётких границ (поле,

    Описание слайда:

    Внешние и открытые пространства не имеют определённых и чётких границ (поле, море, пустыня).

    Внутренние и закрытые пространства имеют строго определённые и постоянные границы (дом, сундук, шкаф, коробка).

    Динамические пространства пребывают в движении, изменчивы (дорога, река, фонтан, водопад, смерч).

    Статические пространства неподвижны относительно своего первоначального состояния (горы, степь).

    Географические пространства включают в себя виды ландшафтов, различные рельефы местности, природные и климатические пояса (степь, горы, море, лес, пустыня, болото).

  • 5 слайд

    Пространство цивилизации включает в себя пространственные формы, порождаемые

    Описание слайда:

    Пространство цивилизации включает в себя пространственные формы, порождаемые человеком в процессе эволюции (пространства государства, города, деревни, аула; архитектурные ансамбли).

    Макро- и микропространства различаются величиной, объёмом и протяжённостью (макропространства – степь, город, улица, комната; микропространства – шкатулка, зёрнышко, чашечка цветка, листик).

    Различают также жизнеподобные, воображаемые и фантастические пространства. Первые имеют аналоги в действительности, вторые возникают в мечтах, воспоминаниях, третьи созданы фантазией конкретного автора (научно-фантастические произведения).

  • 6 слайд

    Герасим движется по городу, перемещаясь из одного пространства в другое. Вспо

    Описание слайда:

    Герасим движется по городу, перемещаясь из одного пространства в другое. Вспомни виды художественного пространства. Заполни схему.
    Пространство: горизонтальное, вертикальное, открытое, закрытое, динамическое, статическое, географическое, естественные и искусственные природные ландшафты, жизнеподобное, фантастическое.

  • 7 слайд

    Я. Турлыгин. Иллюстрация к рассказу "Муму". 1900е гг.Вспомним прочитанное:

    Описание слайда:

    Я. Турлыгин. Иллюстрация к рассказу «Муму».
    1900е гг.
    Вспомним прочитанное:

    Глухонемой дворник полюбил Муму всей душой, но вздорная барыня однажды приказывает от Муму избавиться. Первый раз ее похищают и продают, но Муму перегрызает веревку и возвращается к безутешному Герасиму. Второй раз Муму уже приказывают убить, Герасим сам берется выполнить это поручение. Он топит собаку в Москва-реке, а потом самовольно уходит со двора в свою деревню

  • 8 слайд

    Письменно ответь на вопросы: Больно ли было Герасиму прощаться с Муму? Поч

    Описание слайда:

    Письменно ответь на вопросы:

    Больно ли было Герасиму прощаться с Муму?

    Почему Герасим сам пошел топить Муму?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Научно-исследовательская работа «Духовная сущность поэтического слова А.С. Пушкина»

  • «Промежуточная аттестация по литературе за курс 5 класса»

  • «Промежуточная аттестация по литературе за курс 5 класса» (вариант № 3)

  • «Промежуточная аттестация в форме теста (5 класс, демоверсия)»

  • Презентация по литературе на тему «Жертвенность героев сказок О.Уайльда» (5 класс)

  • «Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2018-2019 учебном году промежуточной аттестации по литературе 5 класс»

  • «КИМ для оценки достижения планируемых результатов по литературе за курс 5 класса (ФГОС) в рамках промежуточной аттестации (форма – контрольная работа)»

  • Презентация «Дни, которые потрясли мир…»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454968 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

«Пресс-конференция по
рассказу И.С. Тургенева “Муму”

5 класс

Оформление класса:

Пресс-студия:
стол для гостей, там таблички с надписями: “Ведущий”, “Автор”, “Варвара
Петровна”, “Герасим”, “Татьяна”, “Капитон”, “Барыня”, “Гаврила”, “Приживалка”,
“Ерошка”. (Ответственные: как у меня это было,Потапов, Матченко
Д.), 
цветы, вода.

Зал для журналистов: надписи-таблички “Умняшки”, “Сабантуй”, “Непоседа”,
“Аргументы и факты”, “Литература в школе”, “Российская газета”, “Московский
комсомолец”, “Чаян” (Отв. Зюльковская В., Васильев-Бутузов А.+ за
выставку)

Оборудование:

Диафильм “Тургенев. “Муму”, стенд “К уроку” (выставка
,иллюстрации к рассказу), на доске: фотоаппараты, наушники, магнитофоны,
блокноты.

Цель:
пробуждение интереса к литературе; обобщить и закрепить знания по содержанию
рассказа и биографии автора, получить новую информацию об авторе и о героях его
рассказа “Муму”.

Задачи:

Познакомить с правилами ведения пресс-конференции (жанр
журналистики)

Развивать навыки связной речи, умение слушать, выступать
на публике.(формирование коммуникативных компетенций)

Воспитывать интерес к истории страны, литературе
(развитие личностных компетенций)

Развитие творческих способностей.

Ведущий:

Дорогие друзья! Мы встретились с вами в нашей студии
пресс-конференции. На пресс-конференцию мы пригласили к вам автора и героев
рассказа “Муму”. Позвольте вам представить этих гостей. Иван Сергеевич Тургенев
— автор рассказа. Мать автора — Варвара Петровна Тургенева. Герои повести:
Барыня — властная и капризная крепостница, имеет имение и дом в Москве. Гаврила
— дворецкий барыни, через него барыня решает все проблемы с дворовыми людьми.
Татьяна — прачка, тихая, трудолюбивая женщина, крепостная барыни. Капитон —
башмачник у барыни, обучался сапожному ремеслу. Ерошка — ее садовник,
выращивает прекрасные цветы в саду барыни. Слуга в доме барыни, живет в доме по
милости барыни и поэтому ее развлекает.

А вот главный герой рассказа — глухонемой дворник барыни
Герасим. На нашу пресс-конференцию нам отвели 45 минут, поэтому будьте
собранными, четкими,

Пожалуйста, ваши вопросы.

Журнал «Непоседа» (Улубий)

Корреспондент журнала “Непоседа”.У меня вопрос к автору рассказа. Господин
Тургенев, что побудило Вас написать такой рассказ? Было ли что-нибудь похожее
на самом деле или вы это сочинили?

Ответ Автора (Абдулаев):

Всю свою жизнь я видел только зло и насилие,
несправедливость. Я не мог защитить обиженных людей ничем другим, как словом.
Поэтому и рассказ у меня — это оружие против несправедливости, против рабства.
События, описанные в рассказе, происходили в имении моей матери. Ну, как автор,
я немного добавил и от себя тоже, чтобы было более интересно читать, чтобы
лучше показать героев.

image001 

Журнал журнала “Литература в школе” (М.Джамиля)

Корреспондент журнала “Литература в школе”. Варвара Петровна, очень странная фамилия у Вашего
сына. От какого слова она образована?

Ответ (Аида): В 1440 году из Большой Орды к Великому князю Василию
Ивановичу вышел на службу мурза Тургений Арслан, то есть Лев. С XVI века наши
предки стали дворянами. Фамилия “Турген” означает быстрый, отважный (тюркский).

image001 

Журнал “Аргументы и факты” (Эминов).

Корреспондент журнала “Аргументы и факты”. У меня вопрос к матери автора. Варвара Петровна,
неужели то, что сказал господин Тургенев, правда? Неужели барыня, о которой
пишется в рассказе — это Вы? Вы были такой жестокой? Это правда?

Ответ (мать автора) (Аида):

Подумаешь, жестокая! Что я такого сделала? И вообще мой
сын написал неправду. У меня действительно был глухонемой дворник Андрей,
которого я привезла из деревни. И у него, да, была собака. А зачем ему собака?
У нас целая псарня собак. Мой муж любит охотиться, обожает собак, кормит их со
своего стола. А зачем дворнику Андрею еще собака? Ее надо кормить, она лает по
ночам, беспокоит меня. Я велела ее уничтожить. Ну и что же? Андрей не ушел в
деревню, как Герасим, остался со мной, служил мне до смерти. Так что если б это
было про меня, то Герасим бы остался верным слугою. Значит, рассказ о других
людях. Моему сыну повезло, что написал он этот рассказ после моей смерти, а то
я бы печатать его не разрешила, чтобы он не смеялся надо мной. Нет, это не я!

image001 

Газета “Сабантуй” (Саид).

Корреспондент газеты “Сабантуй”. У меня вопрос к барыне. Скажите, пожалуйста, зачем
Вы привезли Герасима из деревни в Москву? Он, наверное, больше бы принес
пользы, работая в деревне, чем подметая двор, ведь он очень сильный, крепкий,
здоровый.

Ответ (Анисат):

Он мне понравился именно потому, что был богатырем. Разве
плохо иметь у себя во дворе такого великана? Он — и хороший работник, и
отличный сторож. А, главное, он, не то что другие, послушный и преданный мне. А
такого и днем с огнем не сыскать.

А вообще, вам какое дело? Я барыня, что хочу, то и делаю.
Я так пожелала, и все тут.

image001 

Газета Московский
комсомолец” (Алиева)

Господин Тургенев, события, о которых Вы пишете, сейчас
уже не увидишь. Но как вы думаете, актуальны ли и сейчас проблемы, поднятые
Вами в Вашем рассказе?

Ответ (Абдулаев):

Вы правы. Я рад, что Вы обратили внимание на эту сторону
рассказа. Ведь я хотел сказать Вам, что человек должен быть свободен, и душа у
человека должна быть свободна. Даже если герой рассказа — крепостной
крестьянин, он должен иметь право на любовь, на жизнь, никто не должен отбирать
у него то, что ему очень дорого. И барыня, хотя она и очень богата, хотя она и
хозяйка своих крепостных, не имеет право отбирать то, что ей не принадлежит. Я
думаю, все это и сейчас актуально. Посмотрите кругом: разве люди стали чище,
умнее, добрее, чем сто лет назад? Разве вы не обижаете друг друга? А вокруг
вас? Никто не плачет? Не огорчен? Не просит о помощи? А может и вы можете
сделать кому-то добро? Подумайте об этом. Никогда не поздно сделать доброе
дело.

image001 

Корреспондент журнала «Умняшки» (Мадина). У меня вопрос к одному из слуг барыни.
Почему Вы жили в доме барыни, терпели все ее капризы? Вы что, очень сильно ее
любили?

Ответ (___________):

Да что вы, бог с Вами, как можно любить такую вздорную
женщину. Совсем даже не любил, даже боялся ее очень. Все в доме зависели от
настроения барыни: она всегда была всем недовольна. Даже когда ей было весело,
мы дрожали от страха, потому что очень скоро она становилась мрачнее тучи и в
доме разыгрывалась гроза.

Да, я жил у нее, терпел все ее капризы. А что делать?
Другого места у меня нет, денег тоже нет, а жить ведь надо. Коли бог смерть не
пошлет, сам умереть не можешь. Приходилось терпеть. Я даже благодарен ей: куда
бы я делся, если бы она меня не приютила? Так что, дай бог ей здоровья и долгих
лет жизни.

(Сценка «В доме барыни»)

“Российская газета” (Тинов). Мой вопрос дворецкому Гавриле. Скажите, пожалуйста,
а как вам жилось в этом доме? О ком вы больше заботились и беспокоились: о
барыне или о дворовых людях?

Ответ (Гаврила Исрапилов):

Ну-с, заботился я всегда только барыне, о ее здоровье и
спокойствии, старался не омрачать ее покой, исполнял в точности все ее
приказания. Ведь на то я и поставлен на такую работу-с.

Но и о дворовых беспокоиться приходилось. Это когда
собачка Герасима шуму наделала-с, а еще раньше, когда бедную Татьяну за пьяницу
Капитона замуж выдавать приходилось. Да-с, ведь мне их жалко было, но
спокойствие барыни прежде всего. Об этом я день и ночь забочусь.

image001 

Журнал «Умняшки» (Мадина). Вопрос для Татьяны. Бедная Татьяна, почему Вы не
отказались выходить замуж за пьяницу Капитона. Вы ведь знали, что счастья с ним
не будет? Или Вы его любили? Вы мечтали о счастье?

Ответ (Татьяна-Цахаева):

Как можно отказаться? Что Вы! Разве я могу сделать такое
— ведь барыня приказывает, а ослушаться никто не смеет. Только она может
выбрать нам мужа. А Капитона не любила, он и трезвым никогда не был. Конечно, я
бы хотела быть счастливой, но разве с ним можно быть счастливой? Вот если бы
это был Герасим! Он меня так уважал, так баловал: пряничками угостит, в работе
поможет, даже платочек подарил. Правда, он глухонемой, ну и что же? С ним я
была бы как за каменной стеной. А Капитон и сам пропал, и мою жизнь загубил. Я
вот сейчас думаю: а может не он, может это барыня мое счастье отняла, может это
она виновата

image001 

Журнал “Непоседа” (Уллубий). У меня вопрос к Капитону. Почему Вы — обученный,
знающий ремесло человек, стали пьяницей? Ведь русская поговорка гласит: “Вино
ремеслу не товарищ”. Поэтому и работу у барыни потеряли. А еще есть такая
поговорка: “Вино полюбил — семью разорил”. Скажите, это про Вас?

Ответ (Капитон-Расул):

Ну запил, ну и что? Правда, хороший я был башмачник, и
дело хорошее было. Ну, загрустил, затосковал, не знал, что делать после работы,
ну и запил. Весело было, да! Татьяну я люблю, по-своему. Хорошо еще, что за
того глухого тетерева не выдала ее барыня, а за меня. Я ведь красавец, и
работник был хороший … когда-то… А теперь… Ну что теперь говорить? В
деревне, куда нас барыня услала, совсем тоска одолела. Хорошо, что вино есть,
пью, пью… А Татьяна? Я ее и не вижу. Наверное, пьян бываю, когда домой вернусь.
Но она должна быть счастливой: я ее не бью, не ругаюсь, я смирный — только пью
и сплю.

Газета “Сабантуй” (Саид). У меня вопрос к дворовому Ерошке, садовнику. Вы
были последним человеком, который видел Герасима и Муму вместе в последний раз.
Расскажите нам что-нибудь об этом. Какое чувство в Вас пробудила сцена гибели
Муму?

Ответ (Ерошка-Али):

Да, неприятное дело задал мне Гаврила Андреич. Я шел за
Герасимом. Ох, собачка была страсть как хороша в это время. Он ее вычесал,
шерсть вся блестела. У меня аж дух захватило. Он вошел в трактир, я заглянул в
дверь. Герасим сидел за столом, будто собирался хоронить самого дорогого
человека. У меня у самого глаза зачесались. Я шел за ним до самой Москвы-реки,
видел, как он кирпичи вынес, как сел в лодку, отплыл. Я понял, что он утопит
Муму. Мне его так жалко стало, беднягу: он такой сильный, такой огромный, а в
жизни у него уже второй раз любимых забирают: сначала Татьяну, потом Муму. Эх,
кабы можно было помочь ему? Или хотя бы утешить добрым словом этого послушного,
верного человека — так ведь не услышит…

Так я и вернулся домой.

(Сценка «Прощание с Муму»)

image002

Журнал “Чаян” (Пирнаева). Я корреспондент сатирического журнала. Господин
Тургенев, почему в Вашем рассказ нет смешных эпизодов?

Ответ (Автор-Абдулаев):

Извините, я написал этот рассказ так давно, что даже не
помню, есть там смешное или нет. Неужели нет?

Ерошка-Али:

Есть, есть, господин автор. Я помню. Я сам видел это
смешное. Все происходило на моих глазах. Я сейчас это расскажу, а Вы
посмотрите, улыбаются люди или нет. Однажды дворник Герасим поймал двух воров и
так ударил друг о дружку лбами, что те не смогли и ноги унести. Весь двор утром
смеялся над ними, а соседи Герасима зауважали. А однажды петухи подрались. Так
Герасим ухватил их за ноги, повертел колесом над головой, да и бросил. С тех
пор ни одна птица не озорничала при нем и петухи его стороной обходили и не
дрались.

Посмотрите, господин Тургенев, улыбаются.

image002 

Журнал “Непоседа” (Уллубий). У меня вопрос к Ивану Сергеевичу. Расскажите, пожалуйста,
о каком-нибудь событии своего детства. Что Вам запомнилось на всю жизнь?

Ответ (Автор-Абдулаев):

Мне нечем помянуть мое детство. Ни одного светлого
воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк.
Редкий день проходил без розог. Но еще хуже приходилось дворовым, особенно
талантливым людям. Помню, у нас был один талантливый мальчик-художник. Выучить
бы его — такой бы живописец получился. Но нет. Мать взяла его в дом. И
заставляла его рисовать цветы, только цветы, потому что сама их любила. Но эти
цветы так опротивели мальчику, что он не выдержал этого и умер.

Вот видите, воспоминания у меня совсем не веселые.

(Сценка из детства Тургенева)

Ведущий:

Здесь пришло несколько записок для Герасима. Позвольте я
задам вопросы классу, если смогу выразить его мысли. “Почему Вы убили
свою собаку? Ведь Вы все равно вернулись в деревню. Вот и ее бы взяли с собой.
Она ведь так любила Вас.”

(Герасим- крепостной, он должен слушаться своей барыни,
ее требование — для него закон. Он просто исполнил приказ барыни. А в деревню
возвращаться он не думал сначала вовсе. Он только когда утопил свою любимицу,
только тогда и понял, что больше жить в доме, где у него отобрали последнюю
радость, не может. Только после гибели Муму он решил уйти — вот ведь впервые
ослушался, совершил поступок, который не понравился барыне.)

Вторая записка: “Счастлив ли Герасим в деревне, как он
там живет?”

(Живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе,
здоров и могуч по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен. Совсем не водится с
женщинами и собак у себя не держит. Ну а счастье… Это он объяснить не смог.
Но работает за четверых и рад своей богатырской силе. Для него счастье — это
труд и спокойная жизнь на родине.)

image002 

Корреспондент газеты “Сабантуй” (Саид). У меня вопрос к матери автора. Варвара
Петровна, отчего Вы были бессердечной матерью и жестокой помещицей? Любили ли
Вы кого-нибудь?

Ответ (мать автора-Аида):

У меня у самой было очень трудное детство. У меня рано
умер отец, появился в доме отчим, он меня не любил, унижал. Пришлось бежать из
дома. Жила у дяди. Он тоже был суров, грозил меня выгнать. Когда он умер, я
стала его наследницей. Мне было тогда 30 лет. Я встретила своего будущего мужа,
влюбилась, вышла за него замуж, ему было тогда только 24 года. Я его очень
любила, все ему позволяла, даже побаивалась его. Хозяйничала в доме я. А вот
характер у меня скверный — в этом виноваты отчим и дядя.

image002 

Журнал  “Литература в школе” (М.Джамиля). У меня вопрос к ведущему пресс-конференции,
ответьте мне, как ведущий студии: не кажется ли Вам, что изучение этого
произведения Тургенева в школе, в 5-м классе, непростительно жестоко. В нашей
жизни сегодня и так много жестокости и несправедливости, и униженных хватает, и
животных убивают. Не лучше ли читать более легкие произведения, а детей
оберегать от таких ужасов.

Ответ (ведущий пресс-конференции):

Нет, я считаю, что дети обязательно должны читать этот
рассказ. Во-первых, здесь история нашей страны. А человечество, не знающее
прошлое своей страны, не может иметь будущего. А во-вторых, как можно не
познакомиться с таким человеком, как Герасим. Сколько радостей доставило нам
чтение о его теплой верной любви к Татьяне, как радовались мы вместе с ним,
любуясь его собакой. Вместе переживали его разлуку с любимой, потерю
четвероногого друга. Восхищались его силой, его характером, верностью данному
слову. “Ведь он такой, уж если что скажет — непременно сделает, он не то, что
мы,” — говорят о нем другие дворовые. А хватает ли нам сейчас этой верности
данному слову, можем ли мы всегда быть хорошими, добрыми, придерживаемся ли
пожеланий С.Маршака (эпиграф к уроку). А разве не воспитывает это произведение
чувство человечности, чести, милосердия? Как возмущались мы жестокости барыни!
Как нам хотелось помочь Герасиму? Разве справедливо унижать такого человека,
как Герасим, ведь его и так природа обидела, ведь он глухонемой, он — инвалид
по нашим сегодняшним понятиям. И таких людей у нас тысячи. Они нуждаются в
человеческом отношении к ним, в соучастии, в поддержке. (День инвалидов. Помощь
соседям — старикам, своим бабушке-дедушке, маме-папе.) К сожалению, этого нет.
И поэтому он в конце рассказа одинок, но важен и степенен — он имеет чувство
собственного достоинства. И мы гордимся им. Он не жалок в рассказе, наоборот, мы
восхищаемся им.

А что касается нашего автора, он до конца своей жизни не
смирился с крепостным правом, боролся словом за свободу человеческой личности.
Несправедливость к простым людям в стране его возмущала, и, наверное, поэтому
он большую часть свой жизни провел за границей и умер во Франции.

Обобщение

Уважаемые гости! Подходит к концу наша встреча. Господин
Тургенев, я хочу, чтобы Вы знали, что Вас читают и взрослые, и дети. И мы с
этими ребятами в последующие годы будем читать Ваши повести и рассказы. А
рассказ “Муму” — одна из любимых книг и сегодня. К этой книге художники рисуют
иллюстрации. Обратите внимание на выставку: здесь иллюстрации художников. И
наши ученики нарисовали свои иллюстрации к рассказу. (Беседа по иллюстрациям и
рисункам.)

И еще по Вашему произведению снят фильм. Но в нашей
студии нет возможности показать его. Но мы можем посмотреть диафильм.

Просмотр диафильма(если время осталось)

Домашнее задание: написать отзыв «Почему рассказ «Муму
нужно читать сегодня?» или сделать свою презентацию-диафильм по рассказу
,нарисовав иллюстрации последовательно по событиям.

Рассказ был написан в 1852 году, без малого 170 лет назад. В революционную эпоху эта история, конечно, нужна была новому государству для возбуждения и поддержания в юных и не очень душах ненависти к крепостничеству, как порождению царского режима. Рассказ Тургенева «Муму» издавался отдельным изданием и в 1917-м, и в 1918-м, и в последующие годы, а затем прочно, на сто лет, поселился в школьной программе. Видимо, по мнению первого придумавшего ввести «Муму» в школьную программу, советский строй сильно выигрывал перед ужасами царского режима. Объективности ради стоит сказать, что в гимназические хрестоматии (для чтения по желанию) она попала уже в восьмидесятых годах 19 века, после отмены крепостного права. Все-таки судьба рассказа уникальна: сначала царское правительство его боялось – «возбуждает недовольство крепостным правом», потом поощряло – «возбуждает недовольство крепостным правом», и советскому государству он пригодился на тех же основаниях. А теперь, когда всякого рода стереотипные взгляды на классику и ее преподавание вроде бы пересматриваются, оказалось, что небольшой рассказ Ивана Тургенева полон самых разных, в том числе и глубоких философских смыслов. Как говорит Дмитрий Быков, вопрос «Зачем Герасим утопил Муму?» ‒ это третий вопрос русской литературы после «Кто виноват?» и «Что делать?».

Во всяком случае, этот вопрос занимает умы уже 170 лет. Радует, что в профессиональной среде предположения о том, что же «хотел сказать автор», уже не так однозначны, как прежде. И версии предлагаются одна интереснее другой. А главное, в том, что рассказ не детский и смыслы его младшим детям непонятны, все практически единодушны.

Но вот парадокс – составители школьных программ и учебников почему-то не в курсе этих мнений. Правда, составители некоторых новых учебников решились на новаторство – предлагают изучать «Муму» в 6 классе! Но с той же системой вопросов, которая должна привести к пониманию поступка Герасима как «освобождения». Да еще и предвосхищают закономерную реакцию детей вопросом: «Как вы думаете, почему Герасим не мог уйти вместе с собакой в деревню?» Я считаю, что такого рода вопросы блокируют последнюю возможность ребенка иметь собственное мнение, а значит, и приблизиться к тому философскому смыслу, который несомненно есть в этом рассказе. Хотя какие уж философские смыслы, когда половина класса рыдает, а те, кто уже заблокировал свои чувства от ударов русской классики, автоматически расскажут учителю все, что положено рассказать по учебнику. Да, я знаю школы, где мудрые учителя не испытывают детей на прочность чтением «Муму», есть и один учебник, где достойные авторы как-то смогли обойтись без «Муму». Но это только две школы и один, совсем не массовый, учебник.

А массовой школе нет дела до переживаний реальных детей. И даже до того, что так и начинается неприязнь к классике. Встречаются еще и пафосные рассуждения, что грубым детским сердцам полезно очищение слезами. Но что если эти слезы чаще не смягчают сердце ребенка, а наоборот, ожесточают, закрывают? И потом психотерапевтам и душепопечителям приходится открывать такие сердца, уже взрослые, заново.

Я, вполне взрослый человек и уже опытный читатель, не понимаю самого важного про школьный взгляд на «Муму». Как можно в поступке Герасима видеть освобождение? От чего можно освободиться, намеренно убив свою единственную любовь? Как можно уже 170 лет восхищаться Герасимом и его поступком? Автор, мол, сказал, что Герасим «замечательный» человек. А автор всего навсего имел в виду, что Герасим «заметный, отличающийся от других» ‒ это устаревшее значение слова «замечательный», которое Тургенев часто использует. Да и вообще Иван Сергеевич Тургенев не такой автор, чтобы человека и его поступки как-то однозначно оценивать. Уж учителям это должно быть известно. Может, и известно, но сочинениями на тему «В чем нравственная сила Герасима» и т.п. интернет полон. Значит, они востребованы.

Мне Герасима жалко, я ему глубоко сочувствую. Он выбрал жизнь спокойную, но не человека, а робота. Поэтому я одобрить его решение не могу. И согласиться с авторитетными мнениями, что рассказ заканчивается «оптимистично», тоже не могу.

Да ведь и большинство школьников чувствуют и понимают именно так, хотя многие ненавидят несчастного Герасима. Учебные пособия для учителей говорят, что пятиклассникам свойственно наивно-реалистическое мышление и они неправильно, неглубоко понимают и чувствуют этот текст школьного канона. Нужно системой вопросов привести детей к единственно верному пониманию текста Тургенева. Но мы видим, что усилия учителей и учебников совершенно напрасны. Огромное количество мемов, анекдотов про Герасима и Муму и стихов «по мотивам» говорит о том, что школа, как ни старалась, способность самостоятельно мыслить и чувствовать убила не у всех. Пусть даже все это народное творчество ‒ просто защитная реакция на непонятное и болезненное. Наверное, противоречие между навязываемым школьной программой текстом и его пониманием глубже всех выразил Алексей Кортнев в своей популярной песне «Зачем Герасим утопил свою Муму». Песню эту кто только не исполняет, даже хор МВД. Вроде бы и шуточная, пародийная, она невероятно точно отражает то наивно-реалистическое восприятие, которое свойственно, вроде бы, младшим школьникам, но в котором, получается, по каким-то причинам застряли многие взрослые:

За что Герасим утопил Муму?
Я не пойму, я не пойму.
В каком бреду он был, в каком дыму?
Ведь не к добру, не по уму.
Что он за чувства чувствовал внутри,
Пока она пускала пузыри?
… … … … …. … … … … … …
…Он привязал к Муме два кирпича ‒
Глаза садиста, руки палача…
… … … … … … … … … …
…Не зарекайтесь, люди, от чумы,
Сумы, тюрьмы и участи Мумы…

Алексей Кортнев очень точно говорит не только о непонимании мотивов поступка Герасима, но и об ощущении безысходности, которое оставляет «изучение» этого текста в 10‒11 лет. (И, добавлю, сопровождает многих во взрослой жизни.)

Уже совсем не иносказательно, а вполне аргументированно и убедительно рассказала не только о невозможности понимания, но и о большой психологической травматичности встречи с «Муму» в таком возрасте известный психолог Людмила Петрановская:

«…Вот этот последний крохотный кусочек надежды на материнскую любовь, зависимую субличность безрассудно надеющегося на чудо и милость ребенка, Герасим и топит, а сначала заботится о ней, прощается и оплакивает. Как оно и бывает в терапии. Теперь он может уйти, он больше не привязан ‒ ни в каком смысле. И больше не ребенок. <…>

Хорошо, когда удается осмыслить свой опыт в образах, выговориться, разыграть по ролям внутреннюю драму своей души. Тогда можно уйти, пусть с потерями и ранами, но все же освободиться. И прожить свою, непростую, не очень счастливую, но свою жизнь, со своими чувствами и своими выборами. <…>

Возвращаясь к детям и чтению — “1984” мы дали ребенку читать в 14. А “Муму” и в 14 рано, потому что семейные ужасы страшнее ужасов режима».

Вполне возможно, что Муму действительно построена на непроговоренных мотивах Герасима, которые остаются тайной для читателя. Получается, что Герасим проходит в некотором роде обряд инициации и тем освобождается.

Звучит убедительно. Но только почему же так больно и невозможно принять смерть Муму от рук Герасима? Нет радости за него. Я уже говорю о себе, а не конкретном или гипотетическом пятикласснике.

Есть еще и другое мнение, которое, как мне кажется, тоже стоит принять во внимание, если есть задача понять оглушительную болезненность «Муму» для некоторых детей. Дети, как правило ассоциируют себя с героями произведения. С кем можно ассоциировать себя в этом рассказе? Конечно, с Муму. (Все-таки ассоциировать себя с Герасимом смогут более старшие, да и то немногие.) Маленькое, беззащитное, доверяющее своему взрослому, бесконечно любящее его, полностью зависимое от него существо. Это кто? Ребенок, конечно. В 10‒11 лет он еще такой, потребность отделиться от родителей появится несколько позже. А еще это красивая, даже изящная, умная и преданная собачка по кличке Муму. И вот какой-то взрослый сознательно или бессознательно (одно только очевидно ‒ что для решения своих собственных проблем) решает это существо убить. Что из того, что ему тяжело это сделать, что из того, что он неподдельно страдает? Главное, что он убивает доверившуюся ему жизнь. Легко такую вероятность примерить на себя?

Школьный и «официальный» образ Герасима поддерживался не в последнюю очередь книжными иллюстраторами (например, Игорем Пчелко) и художественным фильмом 1959 года. Герасим там полон собственного достоинства, величия и внутренней силы. Такой народный богатырь из эпоса. Но дело в том, что если бы Герасим был таким, каким его до сих пор ‒ наверное, следуя традиции, ‒ изображают художники, то он скорее утопился бы сам, или утопил бы барыню, или… Как утверждает моя племянница-восьмиклассница, она знает 7 вариантов того, что мог бы сделать Герасим. И все эти 7 вариантов, по ее мнению, гораздо логичнее авторских.

Мне думается, что если бы «Муму» читать лет так с 14, то можно поговорить с ребятами о важных и актуальных для них вещах: насилии власти и семьи, самоопределении, выборе жизненного пути, жизненных и семейных ценностях, настоящей любви и настоящей литературе. И обсудить с ними самые интересные варианты ответа на «третий вечный вопрос» русской литературы. И если собака ‒ это символ, то что же утопил Герасим?.. Кажется, Дмитрий Быков прав, и «Муму» ‒ одно из важнейших философских сочинений русской литературы.

А вот как мне рассказать сейчас дочке (да и любому из ее ровесников), что Герасим, утопив Муму, возможно, утопил свою душу, я не знаю. Что для нее больнее – когда топят собаку или свою душу? Вариант про «душу» предложил Дмитрий Быков. Мне он очень созвучен. И для меня он и есть объяснение моей боли от этого рассказа.

Наталия Соляник

В оформлении статьи использована иллюстрация Игоря Пчелко к рассказу Тургенева «Муму»

_______________________________________

Некоторые издания рассказа Ивана Тургенева «Муму»:

Муму. Рассказы и сказки »

Муму: рассказы и повести »

В 1854 году журнал «Современник» опубликовал рассказ И.С. Тургенева «Муму», написанный двумя годами раньше. Мнение критиков разделилось. Часть литераторов склонялось к мысли, что, несмотря на незначительный сюжет произведения, Тургеневу удалось вложить в «Муму» глубокий социальный смысл. Но и были и те, кто считал, что писатель сильно сгустил краски, изобразив крайности. Подробный анализ рассказа поможет разобраться в том, каков истинный смысл Муму и понять важность социальных проблем, затронутых писателем.

Краткое содержание Муму

Рассказ Тургенева небольшой. Повествование ведется в логической последовательности. Для лучшего понимания того, в чем заключается смысл Муму нужно вспомнить сюжет произведения.

Центральным персонажем рассказа является дворник Герасим – глухонемой крепостной, обладающий необычайной силой. Именно это качество привлекло внимание барыни к мужику, пожелавшей перевезти его из деревни в Москву.

В городе Герасим работал дворником, но не чурался он и любой другой работы. Из-за своей немоты дворник держался особняком, избегая других дворовых.

Немая любовь

Единственной, к кому Герасим проявлял внимание, была прачка Татьяна. Скромная, симпатичная девушка нравилась герою, он мечтал сделать ее своей женой.

Но своенравная барыня решила по-своему, пожелав выдать Татьяну замуж за пьяницу Капитона.

Дворецкий Гаврила, знавший о чувствах Герасима, боялся гнева немого силача. Чтобы избежать конфликта, Гаврила придумал хитрую уловку. Он уговорил Татьяну пройтись перед дворником шатающейся походкой, изображая пьяную.

Герасим, не переносивший пьяниц, сам передумал жениться на прачке. Но, несмотря на это, дворник поехал провожать свою несостоявшуюся любовь, уезжающую с супругом в деревню.

На обратном пути Герасим увидел тонущего в реке щенка и вытащил его из воды. Дворовые нарекли собачку Муму, так как Герасим мог произносить только эти звуки. Так на смену одной любви пришла другая.

Маленький друг

Герой ухаживал за щенком как за малым ребенком. Собачонка отвечала ему взаимностью. Но счастье дворника длилось недолго.

Однажды барыня случайно увидела Муму и велела принести собачку к ней. Но собака отнеслась к хозяйке агрессивно, едва не укусив ее. Разгневанная барыня приказала удалить щенка со двора.

Тайком от дворника Муму вынесли из дома и продали на рынке. Сколько ни искал Герасим любимицу, так и не смог найти. Но верный щенок через неделю сам вернулся к любимому хозяину, сбежав от покупателя.

После этого случая герой начал прятать Муму у себя в каморке. Дворовые, знавшие о возвращении собачки, жалели дворника, не выдавали его барыне. Но беда все равно не обошла стороной несчастного героя.

Однажды ночью барыня услышала лай собаки. Возмущенная хозяйка приказала дворецкому утопить щенка, но Герасим решил это сделать сам.

Нарядившись в праздничную одежду, крепостной направился вместе с собачкой в трактир, где сытно накормил ее. Пока Муму ела, из глаз хозяина катились слезы.

Потом герой, сев в лодку, отплыл на середину реки и, привязав кирпичи к шее любимицы, доверчиво смотрящей на него, столкнул ее в воду.

Интересно! Рассказ основан на реальных событиях, произошедших в детские годы Тургенева в доме его родителей. Образ Герасима написан с крепостного дворника Андрея, принадлежащего матери писателя – Варваре Петровне. Как и главный герой, он по приказу барыни утопил любимую питомицу.

После этого Герасим самовольно покинул город, вернувшись в деревню, где прожил остаток жизни один – без жены и питомцев.

Объяснение сюжета

Чтобы понять смысл Муму, нужно подробнее рассмотреть проблематику, поднятую писателем. Автор затрагивает немало серьезных тем:

  • любви и преданности;
  • сострадания;
  • человека и социума;
  • отношения к животным;
  • города и деревни.

Но основной темой «Муму», в которой заключен главный смысл произведения, является проблема бесправного положения крестьянства. Крепостные, бывшие собственностью помещиков, во всем зависели от них. Их покупали, продавали, проигрывали в карты, дарили. За них решали – кого любить, на ком жениться.

Тургенев не просто так сделал своего главного героя немым. Герасим олицетворял собой все крепостное крестьянство, покорно и безмолвно выполняющее приказы господ.

Скрытый смысл содержится и в названии рассказа, где Муму – это не только собака, но и Герасим. Также как герой решил судьбу питомца, так и его участь зависела от воли барыни.

Герасим был физически сильным мужчиной, трудолюбивым, добрым, выносливым. Но, несмотря на всю эту мощь, дворник безропотно выполнял приказы хозяйки, даже не помышляя о свободе.

На заметку! Через название произведения Тургенев передает основной смысл и идею «Муму»: как и главный герой, все крестьяне безмолвствуют, лишь иногда мыча в ответ на жестокое обращение.

В чем суть концовки

Трагический момент рассказа, когда Герасим топит Муму, содержит глубокий смысл, который не сразу можно понять. Многие читатели недоумевали – почему крепостной утопил собачку, а затем ушел от барыни. Ведь он мог уйти вместе с любимицей.

Трактовать смысл поступка главного героя в финале «Муму» можно по-разному. С одной стороны, выполнение прихоти хозяйки говорит о рабской привычке крепостного беспрекословно повиноваться господскому приказу. С другой стороны – такой поступок свидетельствует о духовной силе героя.

Только избавившись от дорогого существа, Герасим смог обрести свободу. Пока у немого была Муму, он не решался покинуть город. А оставшись один, готов был рисковать своей жизнью, так как барыня могла жестоко наказать крепостного за своевольный уход. Этим самым Тургенев хотел показать, что часто обретение свободы невозможно без потери всего, что дорого человеку. Но независимость не всегда приносит счастье. Герасим навсегда остался один, не имея рядом близкого, родного существа. Смысл концовки повести «Муму» – власть имущие отбирают у простых людей счастье, не оставляя надежды на будущее.

Как и многие произведения Тургенева, рассказ «Муму» многому учит. Из произведения видно, до чего может довести молчание и покорность. Несмотря на то, что сейчас нет крепостного права, встречаются люди, пользующие своей властью. И если не перечить им, во всем соглашаться, то неизвестно до чего они смогут дойти в попытках решать судьбы других людей.

Автор:
Самый Зелёный
·

Иван Тургенев занял место одного из величайших русских писателей. Его произведения вошли в историю за счёт описания быта помещиков и крестьян в Российской империи девятнадцатого века. Наиболее полно проблема крепостничества и тяжелейшего положения крестьян, чьи жизни полностью подвластны помещичьему дворянству, освящена в его рассказе «Му-му». Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.

История создания

История написания рассказа «Му-му» демонстрирует весьма интересные факты о создании книги:

  • Рассказ был написан Тургеневым во время ссылки в имение его матери за публикацию некролога на смерть Н.В. Гоголя.
  • В основу сюжета рассказа легли детские воспоминания писателя. Его мать была жёсткой помещицей, которая, претерпев множество жизненных трудностей, озлобилась на мир и превратилась во властную хозяйку, которая не щадила ни подчинённых ей крестьян, ни самого маленького Тургенева. Именно со своей матери Тургенев срисовал образ барыни из своего рассказа.
  • История Герасима случилась в реальной жизни: крепостной Андрей Немой жил у Варвары Петровны Тургеневой — матери писателя. Внешне он был копией Герасима и стал его прототипом. По ее приказу он утопил свою собаку Муму, но остался у нее служить. 
  • Рассказ должен был выйти в «Московском сборнике», но весь выпуск журнала не пропустила цензура. В итоге он был опубликован в журнале «Современник». Это СМИ было известно своими оппозиционными настроениями, и автор, и так находясь в ссылке, навлек на себе еще большое неудовольствие правящей династии.
  • После публикации книги разразилась настоящая война цензоров: Бекетов, позволивший опубликовать рассказ, получил серьезные дисциплинарные взыскания, а вопрос о том, стоит ли дальше публиковать «Муму», обсуждался на заседании коллегии цензоров. В защиту произведения высказались многие влиятельные люди (князь Вяземский, граф Мусин-Пушкин и т.д.), только благодаря их связям книгу удалось отстоять, и она не была запрещена.

Направление и жанр

«Муму» относится к литературному направлению реализма. Тургенев стремится к как можно более натуралистичному отображению действительности. Его герои максимально похожи на реальных людей. Читатель может поверить в созданный писателем мир и в то, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.

Жанр произведения можно определить, как рассказ. Повествование охватывает небольшой промежуток времени и включает в себя малое число действующих лиц. Тургенев намерено избегает каких-либо подробностей, даже не называя фамилию барыни, что только подчёркивает типичность описываемых в рассказе событий.

Композиция и конфликт

Композиция рассказа «Муму» не отличается особой оригинальностью. 

  1. В начале идёт экспозиция, в которой писатель рассказывает о жизни своего героя в деревне и о его переезде в Москву. 
  2. Завязкой рассказа служит начало отношений Герасима и Татьяны. 
  3. Кульминаций в рассказе несколько: первая – прощание Герасима с Татьяной, когда та понимает истинные чувства своего несостоявшегося мужа, а вторая – сцена гибели Муму, которая окончательно ломает героя. 
  4. В развязке Герасим, выполнив чудовищный приказ барыни, уходит из города в родную деревню. 
  5. Финал рассказывает нам о смерти барыни и последующей жизни Герасима.

Основной конфликт всего произведения заключается в безнадёжной борьбе Герасима с миром за собственное счастье. Простой мужик оказывается заложником обстоятельств и барыни, похожей на стихийное бедствие. Дважды потерпев неудачу, герой всё-таки находит в себе силы бороться и освобождается от гнёта, возвращаясь к своим корням, однако полученные им раны останутся с ним на всю жизнь.

Суть: о чём?

Рассказ повествует нам о судьбе глухонемого дворника Герасима, служащего московской барыне, известной своим вздорным и истеричным характером.

На первых страницах рассказа Тургенев описывает историю отношений Герасима с прачкой Татьяной, на которой он хотел жениться, однако по воле барыни Татьяна выходит за другого.

Через некоторое время Герасим находит щенка, которому даёт кличку Му-му. Щенок скрашивает безрадостное существование как дворника, так и прочих обитателей дома. Однако барыня, будучи не в духе, приказывает избавиться от собаки. Герасим выполняет приказ и топит Му-му, а потом навсегда покидает дом барыни, возвращаясь в родную деревню.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в рассказе «Муму» отражают два противоположных мира в одной России: это мир хозяев жизни — дворян, которые обладают исключительными правами, и мир крестьян — людей без прав и без голоса, которые не могут противиться даже самым глупым и жестоким приказам. Пока общество будет расколото надвое, русским людям не быть свободными и счастливыми.

герои рассказа «муму» характеристика
герасим глухонемой непьющий крестьянин, насильно вырванный из деревни и перемещённый в город, который вызывает у него отторжение. сильный, трудолюбивый, проворный и хозяйственный мужик, с лёгкостью выполняющий любую домашнюю работу. несмотря на грозный вид, обладает чуткой душой, способной на любовь и сострадание. к сожалению, вся его сила оказывается бесполезной перед общественным устройством, и он становится безвольной марионеткой в руках деспотичной барыни, которая сначала отнимает у него татьяну, а потом и му-му. в итоге герасим находит в себе силы преступить запреты и уйти от барыни. но уходит он в затворничество и одиночество.
барыня дворянка, помещица. деспотичная, жестокая и капризная женщина, которую не волнует ничего, кроме неё самой. заложница своего настроения, которое, чаще всего, плохое. привыкла не считаться с чувствами окружающих и управлять их жизнями, как ей вздумается. в конце рассказа, узнав об уходе герасима, раскаивается и впадает в истерику.
муму бездомный щенок, спасённый герасимом. доверчивая, верная и ласковая собака, завоевавшая сердца всей дворни.
татьяна прачка. симпатичная и скромная девушка. испытывала определённый страх перед герасимом и даже притворилась пьющей, чтобы избавиться от него. однако после года жизни с пьяницей капитоном татьяна осознала, что с герасимом могла прожить по-настоящему счастливую жизнь.

Темы

Тематика рассказа «Муму» знакомит читателя с бытом и нравами дворянской России до отмены крепостного права: 

  1. Любовь – по мнению Тургенева, человеку жизненно необходимо любить и быть любимым в этом жестоком мире, к чему и стремился Герасим на протяжении всего повествования. Однако лишившись любви, герой больше не заводил собак и не женился. Его чувства были стойкими и верными.
  2. Отношение к животным – именно по тому, как человек относится к беззащитным животным, можно понять его истинную натуру. Герасим был добр, он так и не смог простить себе убийства Му-му, поэтому прожил одинокую жизнь. А вот барыня жестока ко всем: и к животным, и к людям. Ее раскаяние мимолетно.
  3. Социальная обстановка в дворянской России – Тургенев изображает перед нами быт и нравы имперской России, в которой крестьянское большинство живёт в бедности и лишениях, чтобы обеспечить дворянское меньшинство, вздорных и недалеких людей.
  4. Одиночество – по мнению писателя, одиночество – самое большое несчастье, которое может случиться с человеком. Раскаиваясь в содеянном, Герасим обрекает себя на затворничество.
  5. Доброта – в мире, изображённом автором, очень сложно сохранить в себе доброту, остаться человеком. Однако Тургенев показал, что в любой ситуации всегда можно найти доброго человека, способного на ласку и сострадание. Некоторые люди из дворни пытались помочь Герасиму скрыть собаку, но, к сожалению, ничто не смогло спасти ее.
  6. Маленький человек – писатель показал читателям трагедию простого крестьянина, который с самого рождения не властен над своей жизнью, принадлежащей привилегированному меньшинству, не считающему простой народ за людей.

Проблемы

Проблематика рассказа Тургенева «Муму» погружает читателя в атмосферу жизни простого человека — жизни, лишенной радостей, свободы и права на что бы то ни было:

  1. Крепостное право – основная проблема книги. Тургенев изображает крепостничество и крепостных в самых тёмных тонах. В лице барыни перед нами предстаёт всё помещичье дворянство, которое управляет судьбами миллионов людей по своей извращённой прихоти. Эта система обречена на провал, ведь дворянство наследуют от родителей, а не заслуживают своей добродетелью.
  2. Социальное неравенство – простой народ в рассказе влачит жалкое существование, в котором есть место только работе и водке, в то время как барыня живёт в своё удовольствие, ничего не отдавая обществу, а только черпая из него ресурсы. Она не обладает ни умом, ни добротой, ни совестью, чтобы ей можно было доверить управление другими людьми.
  3. Жестокость – в обществе, изображённом в рассказе «Муму», царят бесчеловечность, жестокость и озлобление. Люди ожесточили свои сердца и души и готовы на что угодно ради своего благополучия.
  4. Бесправие крестьян – крестьяне в рассказе являются всего лишь марионетками в руках эгоистичной барыни.

Основная идея

Тургенев изобразил перед читателями крепостничество во всей его абсурдной жесткости. В лице барыни он воплотил всё помещичье дворянство, которое, как опасный паразит, высасывает кровь из крестьянской России. Смысл рассказа «Муму» заключается в развенчании мифа о праве дворян безгранично владеть крепостными. Автор показывает, что такая власть над людьми сама по себе развращает помещиков и делает их тиранами.

В лице же Герасима перед нами предстаёт русский народ – сильный, способный, но безвольный, не способный на сопротивление злу и угнетению. Однако уход Герасима из города, от барыни-самодурки, символизирует собой начало пробуждения, веру писателя в то, что рано или поздно русские люди осознают свои права и обретут счастье. Главная мысль рассказа «Муму» — это необходимость пробуждения русской души от многовекового сна рабства.

Почему Герасим убил Муму? Это решение литературовед Виктор Чалмаев называет поступком «гордым, полным мучительной скорби и достоинства», потому что крестьянин понимает, что сам является такой же бесправной собакой, а значит, не может взять ответственность за животное на себя. Но и предавать Муму, разбивать ей сердце и прогонять ее он не может, потому что он слишком добр, а она — слишком к нему привязалась. В итоге выход один: убить собаку, причинив ей меньше страданий. Он никому не доверил насильно увезти ее и напугать перед смертью. Он сам сделал это, чтобы она до последней минуты наслаждалась его обществом и не подозревала о смерти. 

Чему учит?

Автор в рассказе «Муму» осуждает жестокость, эгоистичность, легкомыслие и пьянство. Вырисовывая порочное общество, где царят неравенство, озлобление и невежество, Тургенев показывает, как жить не нужно. Его вывод таков: человек не имеет морального права полностью управлять другим человеком. 

Рассказ учит нас доброте и отзывчивости. Автор рассказывает нам о том, как важно ценить жизнь не только человека, но даже жизнь животного. В этом гуманизме и заключается его мораль.

Критика

Сразу после публикации рассказ «Му-му» попал под каток цензуры. Два года об этом произведении было запрещено даже упоминать в журналах. Однако даже тогда русская интеллигенция выражала свой восторг по отношению к рассказу.

Александр Герцен в письме Тургеневу заявил, что писатель сумел крайне глубоко заглянуть в душу русского крестьянина и понять его.

Славянофил Иван Аксаков особо отметил Герасима, как олицетворение всего русского народа во всех его противоречиях.

В то же время литературный критик Александр Дружинин, анализируя вышедшее собрание сочинений Тургенева, увидел в «Муму» всего лишь «мастерски отделанную миниатюрную картинку», которая равноценна «умному анекдоту» и не представляет интереса для «ценителей прекрасного». Ещё жёстче высказался на страницах «Отечественных записок» журналист Степан Дудышкин: по его мнению, «Муму», как и «Записки охотника», страдают односторонностью при освещении явлений русской жизни, а потому их нельзя назвать «подлинными произведениями искусства».

Автор: Михаил Щепин

Метки: 5 класс6 классИван Тургеневразборрассказ Муму

Читайте также:

  • Что человек ищет в путешествиях итоговое сочинение аргументы из литературы
  • Что хотел сказать поэт читателям создав сказку о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс
  • Что человек ищет в путешествиях итоговое сочинение аргументы господин из сан франциско
  • Что хотел сказать пушкин читателям создав сказку о мертвой царевне и семи богатырях
  • Что хотел сказать салтыков щедрин своей сказкой какова ее идея