Что хотел сказать автор в рассказе муму

Рассказ был написан в 1852 году, без малого 170 лет назад. в революционную эпоху эта история, конечно, нужна была новому

Рассказ был написан в 1852 году, без малого 170 лет назад. В революционную эпоху эта история, конечно, нужна была новому государству для возбуждения и поддержания в юных и не очень душах ненависти к крепостничеству, как порождению царского режима. Рассказ Тургенева «Муму» издавался отдельным изданием и в 1917-м, и в 1918-м, и в последующие годы, а затем прочно, на сто лет, поселился в школьной программе. Видимо, по мнению первого придумавшего ввести «Муму» в школьную программу, советский строй сильно выигрывал перед ужасами царского режима. Объективности ради стоит сказать, что в гимназические хрестоматии (для чтения по желанию) она попала уже в восьмидесятых годах 19 века, после отмены крепостного права. Все-таки судьба рассказа уникальна: сначала царское правительство его боялось – «возбуждает недовольство крепостным правом», потом поощряло – «возбуждает недовольство крепостным правом», и советскому государству он пригодился на тех же основаниях. А теперь, когда всякого рода стереотипные взгляды на классику и ее преподавание вроде бы пересматриваются, оказалось, что небольшой рассказ Ивана Тургенева полон самых разных, в том числе и глубоких философских смыслов. Как говорит Дмитрий Быков, вопрос «Зачем Герасим утопил Муму?» ‒ это третий вопрос русской литературы после «Кто виноват?» и «Что делать?».

Во всяком случае, этот вопрос занимает умы уже 170 лет. Радует, что в профессиональной среде предположения о том, что же «хотел сказать автор», уже не так однозначны, как прежде. И версии предлагаются одна интереснее другой. А главное, в том, что рассказ не детский и смыслы его младшим детям непонятны, все практически единодушны.

Но вот парадокс – составители школьных программ и учебников почему-то не в курсе этих мнений. Правда, составители некоторых новых учебников решились на новаторство – предлагают изучать «Муму» в 6 классе! Но с той же системой вопросов, которая должна привести к пониманию поступка Герасима как «освобождения». Да еще и предвосхищают закономерную реакцию детей вопросом: «Как вы думаете, почему Герасим не мог уйти вместе с собакой в деревню?» Я считаю, что такого рода вопросы блокируют последнюю возможность ребенка иметь собственное мнение, а значит, и приблизиться к тому философскому смыслу, который несомненно есть в этом рассказе. Хотя какие уж философские смыслы, когда половина класса рыдает, а те, кто уже заблокировал свои чувства от ударов русской классики, автоматически расскажут учителю все, что положено рассказать по учебнику. Да, я знаю школы, где мудрые учителя не испытывают детей на прочность чтением «Муму», есть и один учебник, где достойные авторы как-то смогли обойтись без «Муму». Но это только две школы и один, совсем не массовый, учебник.

А массовой школе нет дела до переживаний реальных детей. И даже до того, что так и начинается неприязнь к классике. Встречаются еще и пафосные рассуждения, что грубым детским сердцам полезно очищение слезами. Но что если эти слезы чаще не смягчают сердце ребенка, а наоборот, ожесточают, закрывают? И потом психотерапевтам и душепопечителям приходится открывать такие сердца, уже взрослые, заново.

Я, вполне взрослый человек и уже опытный читатель, не понимаю самого важного про школьный взгляд на «Муму». Как можно в поступке Герасима видеть освобождение? От чего можно освободиться, намеренно убив свою единственную любовь? Как можно уже 170 лет восхищаться Герасимом и его поступком? Автор, мол, сказал, что Герасим «замечательный» человек. А автор всего навсего имел в виду, что Герасим «заметный, отличающийся от других» ‒ это устаревшее значение слова «замечательный», которое Тургенев часто использует. Да и вообще Иван Сергеевич Тургенев не такой автор, чтобы человека и его поступки как-то однозначно оценивать. Уж учителям это должно быть известно. Может, и известно, но сочинениями на тему «В чем нравственная сила Герасима» и т.п. интернет полон. Значит, они востребованы.

Мне Герасима жалко, я ему глубоко сочувствую. Он выбрал жизнь спокойную, но не человека, а робота. Поэтому я одобрить его решение не могу. И согласиться с авторитетными мнениями, что рассказ заканчивается «оптимистично», тоже не могу.

Да ведь и большинство школьников чувствуют и понимают именно так, хотя многие ненавидят несчастного Герасима. Учебные пособия для учителей говорят, что пятиклассникам свойственно наивно-реалистическое мышление и они неправильно, неглубоко понимают и чувствуют этот текст школьного канона. Нужно системой вопросов привести детей к единственно верному пониманию текста Тургенева. Но мы видим, что усилия учителей и учебников совершенно напрасны. Огромное количество мемов, анекдотов про Герасима и Муму и стихов «по мотивам» говорит о том, что школа, как ни старалась, способность самостоятельно мыслить и чувствовать убила не у всех. Пусть даже все это народное творчество ‒ просто защитная реакция на непонятное и болезненное. Наверное, противоречие между навязываемым школьной программой текстом и его пониманием глубже всех выразил Алексей Кортнев в своей популярной песне «Зачем Герасим утопил свою Муму». Песню эту кто только не исполняет, даже хор МВД. Вроде бы и шуточная, пародийная, она невероятно точно отражает то наивно-реалистическое восприятие, которое свойственно, вроде бы, младшим школьникам, но в котором, получается, по каким-то причинам застряли многие взрослые:

За что Герасим утопил Муму?
Я не пойму, я не пойму.
В каком бреду он был, в каком дыму?
Ведь не к добру, не по уму.
Что он за чувства чувствовал внутри,
Пока она пускала пузыри?
… … … … …. … … … … … …
…Он привязал к Муме два кирпича ‒
Глаза садиста, руки палача…
… … … … … … … … … …
…Не зарекайтесь, люди, от чумы,
Сумы, тюрьмы и участи Мумы…

Алексей Кортнев очень точно говорит не только о непонимании мотивов поступка Герасима, но и об ощущении безысходности, которое оставляет «изучение» этого текста в 10‒11 лет. (И, добавлю, сопровождает многих во взрослой жизни.)

Уже совсем не иносказательно, а вполне аргументированно и убедительно рассказала не только о невозможности понимания, но и о большой психологической травматичности встречи с «Муму» в таком возрасте известный психолог Людмила Петрановская:

«…Вот этот последний крохотный кусочек надежды на материнскую любовь, зависимую субличность безрассудно надеющегося на чудо и милость ребенка, Герасим и топит, а сначала заботится о ней, прощается и оплакивает. Как оно и бывает в терапии. Теперь он может уйти, он больше не привязан ‒ ни в каком смысле. И больше не ребенок. <…>

Хорошо, когда удается осмыслить свой опыт в образах, выговориться, разыграть по ролям внутреннюю драму своей души. Тогда можно уйти, пусть с потерями и ранами, но все же освободиться. И прожить свою, непростую, не очень счастливую, но свою жизнь, со своими чувствами и своими выборами. <…>

Возвращаясь к детям и чтению — “1984” мы дали ребенку читать в 14. А “Муму” и в 14 рано, потому что семейные ужасы страшнее ужасов режима».

Вполне возможно, что Муму действительно построена на непроговоренных мотивах Герасима, которые остаются тайной для читателя. Получается, что Герасим проходит в некотором роде обряд инициации и тем освобождается.

Звучит убедительно. Но только почему же так больно и невозможно принять смерть Муму от рук Герасима? Нет радости за него. Я уже говорю о себе, а не конкретном или гипотетическом пятикласснике.

Есть еще и другое мнение, которое, как мне кажется, тоже стоит принять во внимание, если есть задача понять оглушительную болезненность «Муму» для некоторых детей. Дети, как правило ассоциируют себя с героями произведения. С кем можно ассоциировать себя в этом рассказе? Конечно, с Муму. (Все-таки ассоциировать себя с Герасимом смогут более старшие, да и то немногие.) Маленькое, беззащитное, доверяющее своему взрослому, бесконечно любящее его, полностью зависимое от него существо. Это кто? Ребенок, конечно. В 10‒11 лет он еще такой, потребность отделиться от родителей появится несколько позже. А еще это красивая, даже изящная, умная и преданная собачка по кличке Муму. И вот какой-то взрослый сознательно или бессознательно (одно только очевидно ‒ что для решения своих собственных проблем) решает это существо убить. Что из того, что ему тяжело это сделать, что из того, что он неподдельно страдает? Главное, что он убивает доверившуюся ему жизнь. Легко такую вероятность примерить на себя?

Школьный и «официальный» образ Герасима поддерживался не в последнюю очередь книжными иллюстраторами (например, Игорем Пчелко) и художественным фильмом 1959 года. Герасим там полон собственного достоинства, величия и внутренней силы. Такой народный богатырь из эпоса. Но дело в том, что если бы Герасим был таким, каким его до сих пор ‒ наверное, следуя традиции, ‒ изображают художники, то он скорее утопился бы сам, или утопил бы барыню, или… Как утверждает моя племянница-восьмиклассница, она знает 7 вариантов того, что мог бы сделать Герасим. И все эти 7 вариантов, по ее мнению, гораздо логичнее авторских.

Мне думается, что если бы «Муму» читать лет так с 14, то можно поговорить с ребятами о важных и актуальных для них вещах: насилии власти и семьи, самоопределении, выборе жизненного пути, жизненных и семейных ценностях, настоящей любви и настоящей литературе. И обсудить с ними самые интересные варианты ответа на «третий вечный вопрос» русской литературы. И если собака ‒ это символ, то что же утопил Герасим?.. Кажется, Дмитрий Быков прав, и «Муму» ‒ одно из важнейших философских сочинений русской литературы.

А вот как мне рассказать сейчас дочке (да и любому из ее ровесников), что Герасим, утопив Муму, возможно, утопил свою душу, я не знаю. Что для нее больнее – когда топят собаку или свою душу? Вариант про «душу» предложил Дмитрий Быков. Мне он очень созвучен. И для меня он и есть объяснение моей боли от этого рассказа.

Наталия Соляник

В оформлении статьи использована иллюстрация Игоря Пчелко к рассказу Тургенева «Муму»

_______________________________________

Некоторые издания рассказа Ивана Тургенева «Муму»:

Муму. Рассказы и сказки »

Муму: рассказы и повести »

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 223-224

Смотрите также:

Рассуждение на тему «Почему Герасим ушёл в деревню».

Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму». Против чего он направлен».

Размышляем о прочитанном

1. Понравился ли вам рассказ? Над чем он заставил вас задуматься? Какие чувства испытали вы, читая его?

Мне понравился рассказ, хотя конец у него трагический.

Он заставил меня задуматься о том, что власть одного человека над другим всегда аморальна.

Я очень жалела собачку, сочувствовала Герасиму и возненавидела барыню.

2. Что рассказывается о барыне в начале рассказа? «День её нерадостный и ненастный…» Что хочет сказать нам автор этой фразой? Как можно объяснить приказания барыни (женить пьяницу, убрать собаку)? Что это самодурство или капризы изнывающей от скуки барыни?

Барыня была немолодой вдовой. Она жила одна, окружённая челядью. Она ничего не делала и скучала.

Говоря о нерадостном дне, автор подразумевает зрелые годы человека. У барыни жизнь прошла без радостей.

Говоря о вечере, автор подразумевает старость, закат человеческой жизни. Старость у барыни была ещё хуже, чем остальная жизнь.

Приказания барыни — это самодурство. Ведь самодурство — это склонность потакать своим прихотям, капризам, унижая других людей. Барыня унижала крепостных из прихоти.

3. Каким описывает автор Герасима и можно ли по этому описанию судить об авторском отношении к герою? Как работал Герасим и почему новые его занятия казались ему шуткой? Писатель утверждает, что ко всему привыкает человек и Герасим привык к городскому житью. Как же привыкал Герасим к новому житью? Расскажите об этом близко к тексту. Какова была его каморка и зачем её так подробно описывает Тургенев?

Автор описывает Герасима богатырём. По его описанию, мы понимаем, что автору Герасим симпатичен, ведь у него «замечательное лицо«, за его работой смотреть «весело«. И вообще, «славный он был мужик«.

Герасим работал в деревне за четверых, не зная усталости и скуки. В городе он «скучал и недоумевал«, ведь всю работу на день делал за полчаса. Поэтому его новые обязанности казались Герасиму шуткой.

Герасим долго привыкал к новому житью. Он делал всё старательно, поддерживал вокруг чистоту и порядок, держал в строгости остальных крепостных.

Ему выделили каморку, которую Герасим устроил по себе. Он соорудил богатырскую кровать, столик, стул на трёх ножках. Уходя, Герасим запирал каморку на замок.

Подробное описание каморки потребовалось автору, чтобы лучше познакомить читателя с характером Герасима, его привычками, неприхотливостью в быту.

4. Чем интересны другие герои — Капитон (как сам он говорит о себе), Гаврила, Татьяна (почему красота скоро с неё соскочила)? Как относился Герасим к Татьяне? Расскажите историю её замужества. Какими предстают в ней герои?

Капитон Климов. Пьяница и башмачник. Сам считал себя недооценённым по достоинству, образованным. Интересен, как образ вечного неудачника, зря прожившего жизнь.

Гаврила. Дворецкий. Женат. Не смеет перечить барыне. Хитрый и изворотливый.

Татьяна. Прачка. 28 лет. Всю жизнь её держали в чёрном теле, запуганная. Из-за тяжёлой работы от её красоты не осталось следа. Интересна образом беззащитного, безвольного, всеми унижаемого существа.

Герасиму Татьяна приглянулась. Он стал её покровителем, дарил небольшие подарки, и даже собирался жениться.

История женитьбы Татьяны, кратко

Однажды барыня решила женить Татьяну на Капитоне и сказала об этом Гавриле. Тот, зная отношение к Татьяне Герасима, был озадачен.  Капитон так и вовсе перепугался до потери пульса. Татьяна, узнав о приказе барыни, проявила обычное смирение. Её решили представить пьяницей и Герасим поверил, что Татьяна выпивает. Он разочаровался в девушке и позволил женить её на Капитоне. Через год Капитон спился, и его с женой отправили в деревню. Герасим простил Татьяну и подарил ей на прощание платок.

В этой истории барыня показала своё самодурство, Капитон — бесхарактерность, Гаврила — хитрость, а Герасим — великодушие и умение прощать.

5. Известно, что в основе рассказа лежит реальный случай, но дворник в Спасском остался верен хозяйке. Как вы думаете, правильно ли поступил писатель, придумав совсем другую концовку рассказа? Какую цель он преследовал, чего достиг?

Тургенев поступил правильно. Он сделал своего героя Герасима способным на поступок, на возмущение против крепостного права и несправедливости. Писатель хотел показать, что воля к свободе не умерла в людях, и когда-нибудь она заставит всех угнетённых побороться за свои права.

6. Подготовьте краткий пересказ всего текста и художественный пересказ любого эпизода.

Краткий пересказ рассказа «Муму» можно прочитать, перейдя по ссылке.

Художественный пересказ эпизода прощания Герасима с Муму в трактире

Герасим сам решил выполнить приказ барыни. Он надел праздничный кафтан и повёл Муму на верёвочке в трактир. Там он спросил щей с мясом. Муму спокойно стояла рядом, смотря на Герасима умными глазами. Шерсть на ней лоснилась: её недавно вычесали.

Герасиму принесли щи и он поставил тарелку на пол, накрошив в неё хлеба. Муму стала вежливо есть.

Герасим смотрел на собаку и вдруг тяжёлые слёзы выкатились из его глаз. Одна упала на лобик собаки, вторая — в щи.

Муму съела половину тарелки, облизнулась.  Герасим заплатил за еду и вышел вон.

7. Понравились ли вам герои и их поступки? Расскажите об одном из героев рассказа.

Из героев мне понравился только Герасим. Остальные герои совершают поступки, которые мне не нравятся.

Например, Татьяна, бедная прачка, которая понравилась Герасиму. Она была несчастным забитым существом, которое не имело своего мнения. Она смиренно переносила все тяготы и невзгоды. Она безропотно согласилась стать женой Капитона, жалкого пьяницы, понимая, что в этом браке счастья не будет.

8. Почему рассказ назван «Муму»?

Рассказ назван по имени маленькой собачки, которая хоть и не является главным героем, но послужила зачином для описанных в рассказе событий.

9. Главный герой рассказа — немой Герасим. Каковы черты его характера? Расскажите об этом, подтвердив свои слова цитатами из произведения. Найдите примеры сравнений и гипербол в тексте. Какие черты характера Герасима они помогают подчеркнуть?

Черты характера Герасима: 

Трудолюбие. Работал за четверых. 

Ответственность. Ни щепок не валялось, ни сору.

Строгость, любовь к порядку. Даже петухи не смели драться.

Великодушие. Подарил Татьяне на память платок.

Любовь к животным. Заснул возле неё радостным сном. Любил её без памяти.

Умение держать слово. Утопил Муму.

Сравнения и гиперболы:

Работал за четверых. Подчёркивает трудолюбие.

Взрезывал упругую грудь земли, берёзовый лесок смахивать. Подчёркивает силу.

Как рычаг опускались мышцы.  Подчёркивает силу.

Вырос могучий, как дерево. Подчёркивает силу.

Недоумевал, как молодой бык. Подчёркивает трудолюбие.

Ни одна мать не ухаживает за ребёнком, как Герасим за питомицей. Подчёркивает любовь к животным.

10. Тургенев в рассказе «Муму» изобразил человека, не сломленного крепостническим гнётом. Можно ли сказать, что Герасим сохранил духовные и нравственные качества? Подтвердите свой ответ примерами.

Герасим положительный герой рассказа, который сохранил в себе духовные и нравственные качества.

Он был трудолюбив и работал за четверых. Держал в порядке двор и свою каморку.

Он не любил пьяниц и, приняв Татьяну за алкоголичку, отказался от неё.

Он был добрым и жалостливым. Он спас Муму и привязался к ней всем сердцем.

Он был честным и исполнительным. Он не посмел обмануть барыню и утопил Муму.

Он не принимал несправедливости. И ушёл в деревню, с несокрушимой отвагой и отчаянной решительностью.

AVvXsEiJlQkLwDPWh4UTQxGGn9fNpePOmwopfxSNWyWoIBuiONjPunOKZSvdItMhgjBMADVavEZ3zjDLUSbPaZb4WaZPEelKyihDN0tEdMnYUuyMplhqOyb0Dl87TYwCcrj84FHtf5ZMJ lS MSRUxYmFWT88LlvEHmPGdT9saALKmV ScwhkWaDb122Zie8BQ=w400 h291

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе на тему «Герасим и Татьяна в рассказе И.С. Тургенева «Муму».

Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Яшкута М.Ю. ГБОУ...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Яшкута М.Ю. ГБОУ

    Описание слайда:

    Презентация выполнена учителем русского языка и литературы
    Яшкута М.Ю.
    ГБОУ школа-интернат №31
    Санкт-Петербург

  • 2 слайд

    План урока.Сначала мы будем отвечать на вопросы. Потом будем выполнять задан

    Описание слайда:

    План урока.
    Сначала мы будем отвечать на вопросы.

    Потом будем выполнять задания.

  • 3 слайд

    Опрос: 1) Творчество какого писателя мы изучаем? 2) Какой рассказ мы читаем н

    Описание слайда:

    Опрос:
    1) Творчество какого писателя мы изучаем?
    2) Какой рассказ мы читаем на уроках литературы?
    3) Перечислите героев рассказа «Муму»?
     

  • 4 слайд

    Работа по 2 главе

    Описание слайда:

    Работа по 2 главе

  • 5 слайд

     Герасим и Татьяна в рассказе И.С. Тургенева «Муму»

    Описание слайда:

    Герасим и Татьяна
    в рассказе И.С. Тургенева «Муму»

  • 6 слайд

    Найдите и прочитайте в тексте описание Капитона Климова. «… пьяница горьки

    Описание слайда:

    Найдите и прочитайте в тексте описание Капитона Климова.
    «… пьяница горький….»

    Докажите текстом.
    Кем работал Капитон?
    Словарь:
    Башмачник- это мастер по ремонту обуви.
    Башмаки- это обувь.

  • 7 слайд

    Найдите и прочитайте в тексте описание Татьяны. «…Татьяна, женщина лет двадц

    Описание слайда:

    Найдите и прочитайте в тексте описание Татьяны.
    «…Татьяна, женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинкой на левой щеке…»

    Докажите текстом.
    Кем работала Татьяна?
    Татьяна работала прачкой.
    Словарь:
    Прачка- это женщина, которая стирает белье.

  • 8 слайд

    Найдите и прочитайте в тексте какой нрав был у Татьяны. «…Нрава она была в

    Описание слайда:

    Найдите и прочитайте в тексте какой нрав был у Татьяны.

    «…Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного…»
    Словарь:
    Нрав — характер.

  • 9 слайд

    Найдите и прочитайте в тексте как Герасим относился к Татьяне. «… Герасим с

    Описание слайда:

    Найдите и прочитайте в тексте как Герасим относился к Татьяне.
    «… Герасим сперва не обращал на неё особенного внимания, потом стал посмеиваться, когда она ему попадалась, потом и заглядываться на нее начал, наконец, и вовсе глаз с неё не спускал, полюбилась она ему…»
    Герасим хотел жениться на Татьяне.

  • 10 слайд

    «…Барыне пришла в голову мысль выдать Татьяну за Капитона…»«…Через год после

    Описание слайда:

    «…Барыне пришла в голову мысль выдать Татьяну за Капитона…»
    «…Через год после свадьбы, Капитон окончательно спился и был отправлен с обозом в деревню, вместе с женой…»

  • 11 слайд

    Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова.   Капитон Климов работал (кем?)

    Описание слайда:

    Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова.
     Капитон Климов работал (кем?). Он был горький (кто?). В доме у барыни жила женщина по имени … . Она работала (кем?). Герасим был влюблён в (кого?). Однажды барыня решила выдать Татьяну замуж за (кого?). Татьяна вышла замуж за (кого?). Капитон спился и вместе со своей женой уехал в (куда?).
    Словарь: прачкой, башмачником, пьяница, Татьяна, Татьяну, Капитона, Капитона, деревню.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Тема:
«Муму» 

Похожие материалы

  • Презентация по литературе 8 класс «Евгений Иванович Носов»

  • Презентация по литературе 9 класс «Александр Сергеевич Грибоедов»

  • Презентация по литературе на тему «Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму».

  • Творчество Николая Васильевича Гоголя

  • Трагическое «свое» в повести Тургенева. «Повести о «трагическом значении любви».

  • Сходство и различие любовной лирики Тютчева и Некрасова

  • «Петербургские повести» Н.В. Гоголя.

  • Статья по литературе «Проблема свободы личности и ответственности человека за свои поступки в русской литературе»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5456468 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

В 1854 году журнал «Современник» опубликовал рассказ И.С. Тургенева «Муму», написанный двумя годами раньше. Мнение критиков разделилось. Часть литераторов склонялось к мысли, что, несмотря на незначительный сюжет произведения, Тургеневу удалось вложить в «Муму» глубокий социальный смысл. Но и были и те, кто считал, что писатель сильно сгустил краски, изобразив крайности. Подробный анализ рассказа поможет разобраться в том, каков истинный смысл Муму и понять важность социальных проблем, затронутых писателем.

Краткое содержание Муму

Рассказ Тургенева небольшой. Повествование ведется в логической последовательности. Для лучшего понимания того, в чем заключается смысл Муму нужно вспомнить сюжет произведения.

Центральным персонажем рассказа является дворник Герасим – глухонемой крепостной, обладающий необычайной силой. Именно это качество привлекло внимание барыни к мужику, пожелавшей перевезти его из деревни в Москву.

В городе Герасим работал дворником, но не чурался он и любой другой работы. Из-за своей немоты дворник держался особняком, избегая других дворовых.

Немая любовь

Единственной, к кому Герасим проявлял внимание, была прачка Татьяна. Скромная, симпатичная девушка нравилась герою, он мечтал сделать ее своей женой.

Но своенравная барыня решила по-своему, пожелав выдать Татьяну замуж за пьяницу Капитона.

Дворецкий Гаврила, знавший о чувствах Герасима, боялся гнева немого силача. Чтобы избежать конфликта, Гаврила придумал хитрую уловку. Он уговорил Татьяну пройтись перед дворником шатающейся походкой, изображая пьяную.

Герасим, не переносивший пьяниц, сам передумал жениться на прачке. Но, несмотря на это, дворник поехал провожать свою несостоявшуюся любовь, уезжающую с супругом в деревню.

На обратном пути Герасим увидел тонущего в реке щенка и вытащил его из воды. Дворовые нарекли собачку Муму, так как Герасим мог произносить только эти звуки. Так на смену одной любви пришла другая.

Маленький друг

Герой ухаживал за щенком как за малым ребенком. Собачонка отвечала ему взаимностью. Но счастье дворника длилось недолго.

Однажды барыня случайно увидела Муму и велела принести собачку к ней. Но собака отнеслась к хозяйке агрессивно, едва не укусив ее. Разгневанная барыня приказала удалить щенка со двора.

Тайком от дворника Муму вынесли из дома и продали на рынке. Сколько ни искал Герасим любимицу, так и не смог найти. Но верный щенок через неделю сам вернулся к любимому хозяину, сбежав от покупателя.

После этого случая герой начал прятать Муму у себя в каморке. Дворовые, знавшие о возвращении собачки, жалели дворника, не выдавали его барыне. Но беда все равно не обошла стороной несчастного героя.

Однажды ночью барыня услышала лай собаки. Возмущенная хозяйка приказала дворецкому утопить щенка, но Герасим решил это сделать сам.

Нарядившись в праздничную одежду, крепостной направился вместе с собачкой в трактир, где сытно накормил ее. Пока Муму ела, из глаз хозяина катились слезы.

Потом герой, сев в лодку, отплыл на середину реки и, привязав кирпичи к шее любимицы, доверчиво смотрящей на него, столкнул ее в воду.

Интересно! Рассказ основан на реальных событиях, произошедших в детские годы Тургенева в доме его родителей. Образ Герасима написан с крепостного дворника Андрея, принадлежащего матери писателя – Варваре Петровне. Как и главный герой, он по приказу барыни утопил любимую питомицу.

После этого Герасим самовольно покинул город, вернувшись в деревню, где прожил остаток жизни один – без жены и питомцев.

Объяснение сюжета

Чтобы понять смысл Муму, нужно подробнее рассмотреть проблематику, поднятую писателем. Автор затрагивает немало серьезных тем:

  • любви и преданности;
  • сострадания;
  • человека и социума;
  • отношения к животным;
  • города и деревни.

Но основной темой «Муму», в которой заключен главный смысл произведения, является проблема бесправного положения крестьянства. Крепостные, бывшие собственностью помещиков, во всем зависели от них. Их покупали, продавали, проигрывали в карты, дарили. За них решали – кого любить, на ком жениться.

Тургенев не просто так сделал своего главного героя немым. Герасим олицетворял собой все крепостное крестьянство, покорно и безмолвно выполняющее приказы господ.

Скрытый смысл содержится и в названии рассказа, где Муму – это не только собака, но и Герасим. Также как герой решил судьбу питомца, так и его участь зависела от воли барыни.

Герасим был физически сильным мужчиной, трудолюбивым, добрым, выносливым. Но, несмотря на всю эту мощь, дворник безропотно выполнял приказы хозяйки, даже не помышляя о свободе.

На заметку! Через название произведения Тургенев передает основной смысл и идею «Муму»: как и главный герой, все крестьяне безмолвствуют, лишь иногда мыча в ответ на жестокое обращение.

В чем суть концовки

Трагический момент рассказа, когда Герасим топит Муму, содержит глубокий смысл, который не сразу можно понять. Многие читатели недоумевали – почему крепостной утопил собачку, а затем ушел от барыни. Ведь он мог уйти вместе с любимицей.

Трактовать смысл поступка главного героя в финале «Муму» можно по-разному. С одной стороны, выполнение прихоти хозяйки говорит о рабской привычке крепостного беспрекословно повиноваться господскому приказу. С другой стороны – такой поступок свидетельствует о духовной силе героя.

Только избавившись от дорогого существа, Герасим смог обрести свободу. Пока у немого была Муму, он не решался покинуть город. А оставшись один, готов был рисковать своей жизнью, так как барыня могла жестоко наказать крепостного за своевольный уход. Этим самым Тургенев хотел показать, что часто обретение свободы невозможно без потери всего, что дорого человеку. Но независимость не всегда приносит счастье. Герасим навсегда остался один, не имея рядом близкого, родного существа. Смысл концовки повести «Муму» – власть имущие отбирают у простых людей счастье, не оставляя надежды на будущее.

Как и многие произведения Тургенева, рассказ «Муму» многому учит. Из произведения видно, до чего может довести молчание и покорность. Несмотря на то, что сейчас нет крепостного права, встречаются люди, пользующие своей властью. И если не перечить им, во всем соглашаться, то неизвестно до чего они смогут дойти в попытках решать судьбы других людей.

  • А куда я зашла?
    ывапролджывапролджвапрлджэ
    арсвапеаывапролджчсмитьбвкенввввввввввеееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееемммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммрооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооонннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааассссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттиитттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя.

  • Повесть И.С. Тургенева «Муму» написана в 1852 году. Это небольшое произведение, в котором автор через описание жизни главного героя сумел показать всю широту души русского человека, его способность любить и быть преданным.
    Сочинение Тургенева долгое время пролежало в ожидании публикации. Его не хотели брать издательства, возможно в связи с опалой, в которой находился в то время автор, а возможно из-за критического отношения к повести. Многие видели в произведении только неплохое изображение небольшой банальной истории любви дворника и прачки и нежной привязанности к бездомной собаке. Однако были критики, считающие, что И.С. Тургенев таким образом показал все безобразие существующего в то время крепостного права и широту русской души, полную любви и кротости.
    Герасим – главное действующее лицо повести. Это богатырского телосложения мужик, трудолюбивый, выносливый и вместе с тем очень добрый, способный к проявлению самых нежных чувств. К старой капризной барыне Герасим попал по случайности. Она заметила его, когда тот работал в поле. Ее впечатлила его богатырская стать и трудолюбие. Барыня забрала мужика в Москву, одела в специально для него сшитую униформу и сделала дворником. Герасим привык покоряться и принял новую жизнь, как должное. Правда, работа для него была слишком легкой, ее и работой для такого богатыря сложно было назвать. Окружающие его любили, но особо не сближались – их слегка пугала его немота. Врожденный недуг придавал Герасиму особую загадочность и такое впечатление, что еще большую силу.
    Автор показывает тесную связь главного героя с природой. Сравнивая его с молодым быком, с гигантским деревом, выросшим на плодородной почве, он подчеркивает его деревенское происхождение. Герасиму не хватает общения с природой, ему сложно привыкнуть к городской жизни, здесь он несчастен. На протяжение всего произведения Тургенев показывает, как тяжело бедному мужику находиться среди людей. Возможно, его врожденный недуг, в какой-то степени защищает его от ненужных слухов и разговоров. Он не может стать счастливым, полюбив Татьяну – судьбу молодых людей снова решает старая барыня. И они не сопротивляются ее решению – просто принимают жизнь такой, какую им дают хозяева.
    Герасим искренне, от всей души любит девушку. Он оказывает ей всяческие знаки внимания, защищает ее. Именно сейчас он начинает осознавать всю тяжесть своего недуга. Он не способен выразить чувства словами, хотя душа очень просит этого. Герасим может только делать что-то осязаемое – дарить ей симпатичные подарки, любоваться ею каждый раз, когда она проходит через двор. Но девушка боится Герасима, вернее его какого-то «звериного» обожания. Она готова выйти замуж за пропойцу, лишь бы не поддаваться внезапному чувству. Решительность и смелость в этой повести проявляется только в поведении Герасима. Он пытается отстоять свои чувства и отстраняет от Татьяны башмачника Капитона. И только догадавшись, что сама Татьяна пытается от него отдалиться, Герасим уходит в сторону. Он понял уловку с притворившейся пьяной прачкой и разочаровался в девушке.
    Снова, желая подчеркнуть тягу Герасима ко всему естественному и живому, Тургенев добавляет в его жизнь нового друга – маленькую собачку. Это милое существо становится для дворника настоящим чудом. Вся нежность и широта его души проявляется в отношении к Муму – так прозвали собаку дворовые. Герасим счастлив, ему больше ничего не нужно. Но именно в этот момент радостных, светлых дней снова вторгается старая барыня. Она не желает видеть на своем дворе собаку и велит избавиться от нее. Вновь Герасим страдает. Но на этот раз гораздо сильнее. Ведь собака так же, как и он не может говорить, она выражает свои чувства к нему своим поведением и преданным взглядом. Понимание того, что он сам должен лишить это существо жизни заставляет Герасима терпеть невероятную муку. Он плачет, но тем не менее топит ни в чем не повинное животное. Становится вопрос: «Зачем?». Ведь он совершенно спокойно мог уйти вместе с Муму в свою деревню, что он и сделал после гибели животного. Но именно это и хотел подчеркнуть автор – беспрекословное подчинение крепостного своему хозяину. Он страдает, но его существо не способно сопротивляться воле барыни, так жили его предки, так живет он.
    Герасим снова возвращается на свою родную землю. Но теперь, наученный жизнью, он избавляет себя от общения с людьми. Он не заводит в доме собак. Это тоже своего рода протест – он не может противостоять воле хозяина, поэтому он не будет даже допускать ситуации, когда их воля может его снова ранить. Боль в его душе сохранится до конца дней, но Герасим заглушает ее физическим трудом и учится жить заново.
    И.С. Тургенев в своей небольшой повести сумел донести до читателя всю уродливость крепостных отношений, отчаяние и безысходность простых людей перед самодурством и жесткостью хозяина.

  • Трагизм и безысходность главного героя И.С.Тургенева раскрывается уже в первых строках небезызвестного рассказа «Муму». Вся идея повествования заключается в том, что простой мужик, от роду немой, оказался более красноречивым, будучи несоизмеримо сильным и имея угрожающую внешность, сумел показать красоту душевную на фоне трусости и несправедливости.
    Герасим, которого узнает читатель в начале рассказа, наделен неординарной внешностью, он огромен – «…двенадцати вершков роста…», непомерно силен, на что делается особый акцент. Это видный и могучий человек, однако предвзято обделенный природой, поскольку не имеет возможности слышать и говорить. Тем не менее, он обладает одним из главных человеческих качеств – великодушием.
    В пределах городского двора, куда его нанимает на работу дворником старая барыня, Герасим тоскует по родному ветхому домишке, по своей деревенской привычной работе в поле, но не показывает своих эмоций и душевных переживаний. В силу своей богатырской внешности, главный герой быстро завоевывает авторитет вышибалы среди дворовой челяди. Что там челядь – его боятся даже петухи, не смеющие при нем драться. Свои печали дворник сметает трудами, как замечает автор – работал он за четверых. Свои обязанности он исправно выполнял за краткое время, двор был всегда идеально чистым, дом надежно охраняемым. Новый труд казался ему шуткой, по сравнению с тяжкими крестьянскими работами.
    Описывая величие и простоту своего героя, Тургенев подчеркивает: «Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе». В лице его читалась строгость, серьезность. Неряшливость за ним не была замечена, напротив – в его приоритете был порядок во всем. Автор как-бы неприметно намекает на его вкус – отведенную ему в личные владения каморку он обустраивает по собственному уюту, устанавливает там богатырскую кровать, такой же стол и табурет. В свой же «уголок» он не впускает никого, держа дверь запертой, ключ всегда имея при себе, на поясе. Его опрятность была и в одежде, но невзирая на все это, дворецкий называл его лешим, а остальные крепостные побаивались его грозного и угрюмого вида, некоторые же справедливо «получали» от его широченной ладони.

  • Герасим – главный герой рассказа Муму сочинение 5 класс
    План
    1. Коротко о рассказе.
    2. Герасим – главный герой рассказа “Муму”.
    2.1. Образ Герасима.
    2.2. Его взаимоотношения с Татьяной.
    2.3. Его отношение к собачке.
    3. Важность образа Герасима.
    “Муму” – интересный рассказ И. С. Тургенева, который описывает нежные чувства сильного богатыря к маленькой собачке и поднимает сложные вопросы крепостного права. Сюжет основан на реальных событиях, которые произошли в поместье матери писателя.
    Герасим – главный герой этого произведения. Он сильный и трудолюбивый, трогательный и искренний. Он очень любит природу и тонко чувствует ее красоту. Но мужчина – глухонемой, и его болезнь откладывает большой отпечаток на всех его делах.
    Он любил жить в деревне и выполнять тяжелую работу. Но вздорная барыня вызвала Герасима в Москву и приказала служить дворником. Мужчине не нравилась такая работа, он томился в городе и тосковал за деревенскими просторами.
    Барская прачка Татьяна приглянулась Герасиму. Она была сирота, маленькая и худенькая, некрасивая и все время напуганная. Женщина выполняла тяжелую работу и очень боялась не угодить барыне. Внимание глухонемого вначале испугало Татьяну, но потом она стала привыкать к его ласковым взглядам и теплым улыбкам, начала принимать его искренние подарки и незатейливую дружбу.
    Но вот взбалмошной хозяйке вздумалось женить пьяницу – сапожника на одинокой прачке. Татьяна, всегда безропотная и смиренная, дала свое молчаливое согласие. Чтобы Герасиму легче было перенести горе от ее свадьбы, женщина была вынуждена прикинуться пьяной. Тогда глухонемой дворник отвергнул свою избранницу, так как не мог переносить выпивших людей.
    Через год Татьяна с мужем вынуждена была оставить Москву и вернуться в деревню. Провожал ее Герасим с горьким сожалением и нежным состраданием. А на обратном пути увидел маленькую собачонку. Богатырь проникся необычайной симпатией и нежностью к этой маленькой зверюшке. Он спас ее, стал ухаживать за ней и полюбил всем своим сиротливым сердцем. “Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей”, – пишет автор об этой привязанности.
    Глухонемой дворник заботился о собачке, а та, в свою очередь, отвечала ему ласковой преданностью и доверчивостью. Но и этим возвышенным отношениям суждено было прерваться. Злая барыня невзлюбила Муму и приказала убить ее. Не дозволяя никому исполнить такое черное дело, Герасим собственноручно утопил своего единственного друга. Этот поступок разбил сердце бедному мужчине. Он был очень подавлен и самовольно уехал от барыни в деревню.
    Образ Герасима – это образ всех крепостных, безвольных, угнетаемых людей. Они могут любить и восторгаться прекрасным, у них есть свои предпочтения и своя личная жизнь. Но бедных людей порабощают, силой заставляют повиноваться чужим капризам и прихотям. А если они не подчинятся – то будут жестоко наказаны, они и их близкие. Так быть не должно!

  • Ответ оставил Гость
    . моё отношение к Герасиму
    Герасим не согнулся под тяжестью страданий, сумел в крепостническом рабстве найти в себе силы сохранить лучшие человеческие качества и остаться самым замечательным, самым значительным человеком среди окружавших его людей.
    2. кто такой Герасим?
    ГЕРАСИМ — центральный персонаж повести И. С. Тургенева “Муму» (1852)
    3. как выглядит герой, что в его облике подчеркивает автор?
    Немой дворник самодурки-барыни, человек строгого и серьезного нрава, настоящий русский богатырь, огромного роста и необыкновенной физической силы.
    Герасима, жившего в деревне, по капризу барыни привозят в город, где он попадает в атмосферу подхалимства и завистничества, которая царит среди крепостных в доме помещицы.
    4. как проявляет себя герой в поступках?
    Татьяна была безответная, она никогда ни с кем не говорила, была нема как личность. Герасим хотел кому-то помогать, кого-то защищать и увидел, что Татьяна нуждается в защите. Он дарил ей подарки и защищал от насмешек дворни.
    5. как Герасим относится к людям и как они относятся к нему?
    Лишенный возможности общаться с людьми, Герасим понимал их, чувствовал отношение к себе, улавливал настроение людей. Он смог оценить доброту Татьяны, старался защищать ее. Потеряв Татьяну, Герасим всю душу отдавал Муму, заботился о ней и берег ее.
    6. как автор относится к герою?
    Тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип человека-лакея, прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует чувство собственного достоинства. Герасим протестует не просто против приказа барыни утопить Муму, но против таких отношений, при которых люди теряют свои лучшие качества, против отношений барства и рабства.
    Публикацией своего рассказа Тургенев достиг того, что многие читатели-дворяне, которые тоже имели крепостных крестьян, задумались над своим правом обладать живыми людьми и по-другому стали относиться к народу. Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии.
    Крестьянские работы очень тяжёлые, и обязанности дворника в городе казались Герасиму шуточными, лёгкими после деревенских трудов. Он привык делать больше.
    7. чем Герасим отличается от всех остальных героев рассказа?
    Тургенев сравнивает Герасима с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо» ; Герасим в городе чувствует себя «как пойманный зверь» .
    И. С. Тургенев поселяет своего огромного героя в маленькую каморку и обставляет её громоздкой мебелью, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу. А также, даёт понять, что у его молчаливого героя колоссальная сила духа.
    8. против чего протистует Герасим своим уходом от барыни в родную деревню
    Давно спорят, почему Герасим выполняет приказ барыни утопить Муму, а затем без разрешения уходит в деревню. В этом поступке усматривали ярко выраженный протест против крепостного права. Но тогда непонятны причины его неожиданной жестокости по отношению к любимому существу. Одна из вероятных разгадок — в трактовке, принадлежащей И. С. Аксакову, который считал Г. символом русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости.

  • Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева «Муму»
    Герасим — главный герой рассказа Ивана Сергее­вича Тургенева «Муму». Буквально с первых строк произведения, начиная рассказ о старой барыне, сам автор выделяет его среди других персонажей: «Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был двор­ник Герасим…».
    Описывая Герасима, Тургенев восхищается его си­лой и трудолюбием: «Одарённый необычайной силой,
    он работал за четверых — дело спорилось в его руках…». Однако автор наделил своего героя и ещё одним от­личием — Герасим был немым.
    Но из рассказа мы понимаем, что в действитель­ности «немыми» были все остальные герои, которые не имели своего мнения и своих желаний, не знали чувства собственного достоинства и были похожи на рабов.
    В описании характера, поступков Герасима, его взаимоотношений с другими персонажами Тургенев показывает нравственное превосходство этого героя. Рассказывая о Герасиме, автор сравнивает его с мо­лодым и здоровым быком, степенным гусаком, со львом. Чтобы показать богатырскую мощь Герасима Тургенев использует гиперболы: «…так сокрушитель­но действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой…», «…соорудил… ис­тинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы…».
    Если Герасима автор сравнивает с богатырём, ве­ликаном, то остальных героев он называет «людиш­ками». Дворовые люди старались угождать барыне, без­думно исполняя любые её прихоти, унижая себя и других. Барыня считает себя вправе распоряжаться их судьбами. Так, например, из-за её прихоти Герасим лишился сначала Татьяны, а затем и Муму.
    На протяжении рассказа мы видим, что в любой ситуации герой сохраняет такие качества, как трудо­любие, честность, умение любить. Он всегда держит своё слово и имеет чувство собственного достоинства. В этом и состоит нравственное превосходство Гера­сима.
    Тургенев говорит о Герасиме: «он… в точности ис­полнял все приказания, но права свои тоже знал…». Так, послушно исполнив волю барыни, утопив Муму, Герасим уходит в деревню. Этим он выразил свой про­тест против отношения барыни к своим дворовым.
    Самое последнее слово рассказа — «немой». Турге­нев показывает нам, что в отличие от героев, кото­рые могут говорить, только немой Герасим имеет го­лос — свой голос.

  • Герасим- главный герой повести Тургенева “Муму”. Он немой дворник самодурки-барыни, человек строгого и серьезного нрава, настоящий русский богатырь, огромного роста и необыкновенной физической силы. Судьба Герасима не выдумана — основой сюжетной линии повести стала история дворника Андрея Немого, принадлежавшего матери Тургенева Варваре Петровне.
    Наш главный герой жил в деревне, по приказу барыни он приезжает в город, где попадает в атмосферу подхалимства и завистничества, которая царит среди крепостных в доме помещицы. На этом фоне разворачивается трогательная история его любви к прачке Татьяне: «Куда, бывало, она ни пойдет, он уж тут как тут, идет ей навстречу, улыбается, мычит, махает руками…» Но барыня из своих соображений отдает Татьяну за пьяницу башмачника Капитона, с чем Герасиму приходится смириться. Поэтому объяснима привязанность героя к спасенному им щенку: Муму оказалась единственным существом, которое на его ласку отвечало взаимностью. Давно спорят, почему Герасим выполняет приказ барыни утопить Муму, а затем без разрешения уходит в деревню. В этом поступке усматривали ярко выраженный протест против крепостного права. Но тогда непонятны причины его неожиданной жестокости по отношению к любимому существу. Одна из вероятных разгадок — в трактовке, принадлежащей И.С.Аксакову, который считал Герасима символом русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости.
    Приказ барыни избавиться от собаки лишал его последнего, что у него было в жизни. Он был вырван из привычной деревенской жизни, увезен в суетливый и непонятный город. Он был вынужден расстаться с любимой женщиной – прачкой Татьяной.Когда он увидел, что судьба лишает его последнего живого существа, которое он любил – Герасим решил, что эта потеря будет последней в его жизни. Ослушаться барыни он не мог, так как с самого раннего возраста крепостным внушали необходимость во всем подчиняться своим хозяевам.
    Собственными руками утопив Муму, Герасим принял решение жить дальше так, чтобы никогда не страдать от расставания с близким существом. Поэтому он не смог оставаться в городе и ушел в родную деревню, где прожил бобылем до самой старости.

  • Ребёнку предстояло написать сочинение на тему «Герасим – главный герой рассказа». Вместе с дочкой, точнее, после неё, я перечла «Муму» Ивана Тургенева. Спустя четверть века, так сказать, вернулась к этому произведению.
    Повесть написана талантливо, ребёнок – пятиклассник безоговорочно верит в то, что Герасим любит собаку, а Муму любит своего хозяина – спасителя (помните, он вытащил щенка из болота).
    Тогда почему Герасим утопил Муму? Зачем? Если всё равно он потом ушёл от барыни.
    Не иначе, как подчинился Судьбе, обделившей мужчину ещё при его рождении слухом и голосом. Может, и барыню Герасим видел, как Судьбу, и принимал её безоговорочно, повинуясь всем её капризам и приказам.
    Но, думаю, что такие размышления явно не по силам детской психике и разуму.
    Это не детская литература, на мой взгляд, нет здесь счастливого финала.
    И дочка не спросила меня, почему Герасим утопил Муму. Она спросила, как можно убить существо, которое тебя любит. И я считаю, что такая постановка вопроса для ребёнка более правильная. И ответ тогда будет однозначный: «Барыня приказала, он исполнил».
    И не боялся Герасим наказания, как не боялся никого (его боялись), не знал он о нём ничего.
    Герасим – «вещь», личная собственность хозяйки, а у вещи нет прав никаких. Особенно нет права любить, и нет права защищать то живое существо, которым дорожишь.
    Но вернёмся к тому, что девочке надо написать сочинение. Естественно, никто не учил детей, как нужно это делать правильно. Хорошо, что наша учительница по русскому языку понимает это. Потому и дала примерный план, по которому можно написать сочинение на тему «Герасим – главный герой рассказа».
    ***
    Итак, сначала примерный план сочинения на тему «Герасим – главный герой рассказа «Муму» И. С. Тургенева».
    1. Введение. Моё отношение к Герасиму.
    2. Основная часть. Кто такой Герасим?
    Как выглядит герой, что в его облике подчёркивает автор?
    Как проявляет себя герой в поступках?
    Как Герасим относится к людям и они к нему?
    Как автор относится к герою?
    Чем Герасим отличается от других героев?
    3. Заключение. Почему Герасим уходит от барыни в родную деревню?
    ***
    Теперь само сочинение на тему «Герасим – главный герой рассказа «Муму» И. С. Тургенева», написанное моей дочкой Светланой.
    Главным героем рассказа И. С. Тургенева «Муму» является Герасим. Моё отношение к Герасиму хорошее, потому что он добрый (дарил подарки Татьяне, спас собачку из болота), трудолюбивый (во дворе и в его каморке всегда чисто и аккуратно), в общем, замечательный человек.
    Герасим родился и жил в деревне, его силе можно было позавидовать. Наверное, этой силой и приглянулся мужчина барыне, и она забрала его в свой московский дом. Там Герасим стал работать дворником.
    Сначала он чувствовал себя несчастным, скучал, потому что привык жить в деревне. Одежда у Герасима была немножко плоховата. Ему купили сапоги, кафтан на лето сшили, а на зиму – тулуп. Герасим – очень сильный, строгий, дружелюбный (всегда помогает всем), но чужих во двор не пускает, а остальная челядь его побаивается. Объяснялся Герасим с людьми знаками, потому что был глухонемым.
    Герасим дарит Татьяне подарки, потому что она ему нравится, спасает собачку и ухаживает за ней, охраняет своих хозяев от воров. Он – хороший человек и поступки у него хорошие.
    Герасим считает людей «своими», а вот люди его побаиваются.
    Даже автор относится к герою своего рассказа хорошо. Он его уважает за хорошие поступки.
    Герасим отличался от всех тем, что он был глухонемым. Но это не стало его главным отличием от других работников барыни.
    Несмотря на то, что барыня лишила Герасима всего того, что он любил: жизни в деревне, Татьяны и собаки Муму, он нашёл в себе силы выполнить последний приказ и ушёл навсегда в свой деревенский домик. Так он стал независимым, не испугавшись даже, что его могут наказать за побег.
    ***
    Вот так увидела моя Светлана главного героя Герасима из рассказа И. С. Тургенева «Муму».
    А что о нём думают Ваши дети или думали Вы сами, когда были ребёнком?

    Хотите читать меня всегда и знать о пополнении блога новыми материалами, подпишитесь на новости «НАЖАВ СЮДА»

  • Что умела делать блоха из рассказа лескова левша
  • Что характерно из жизни станционных смотрителей рассказал автор какими чувствами окрашен этот рассказ
  • Что удивительного в сказке летучий корабль
  • Что ты можешь сказать о володиной семье из рассказа мальчики
  • Что ты знаешь о литературной сказке какие литературные сказки ты знаешь