Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 90-91.
УКМ «Школа России»
1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?
В этом произведении действуют сказочные персонажи — колдунья-царица, солнце, месяц, ветер. В ней есть волшебные предметы — зеркальце. Действие происходит в вымышленном, сказочном мире.
Всё это приметы волшебной сказки, поэтому эта история и названа сказкой. Её события не могли произойти в реальности.
2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная? Объясни свой выбор. Дополни своими словами.
Главные героини сказки: царица и царевна.
Про царицу можно сказать, что она жадная и равнодушная. Ведь она думала только о себе, и считала себя лучше других. Я бы добавила ещё слова Жестокая и Безжалостная, потому что она стремилась погубить царевну.
Про царевну можно сказать, что она добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая. Её все любили и жалели, она никому не делала зла. Я бы добавила к этому описанию слова Прекрасная и Доверчивая. Она была очень красивой, поэтому её все любили, и она доверилась незнакомке, из-за чего чуть не погибла.
3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?
Пушкин любит царевну и поэтому рисует очень привлекательный её облик. И он не позволяет ей умереть, а дарит счастье.
Пушкин не любит царицу за её злость и жестокость, поэтому сурово наказывает её в конце.
4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему?
Представить солнышко помогают слова: «Свет наш, солнышко» и «Всех нас видишь под собою».
Представить месяц помогают слова: «Дружочек», «Позолоченный рожок» «Круглолицый, светлоокий».
Представить ветер помогают слова «Ты могуч», «Гоняешь стаи туч», «Волнуешь, веешь», «Не боишься никого».
Елисей обращается к Солнцу с уважением, оно дарит жизнь и тепло. К Месяцу он обращается как к равному, как к весёлому другу. К Ветру Елисей обращается с трепетом, он признаёт его могущество и силу.
Ответы Солнца и Месяца я бы прочитала с жалостью, сожалением. Они бы рады помочь герою, но не могут. Ответ Ветра я бы прочитала с состраданием, он видел гроб и не может обнадёжить героя.
5. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Подумай, о чём важном хотел сказать автор в каждой части, что именно нужно изобразить и почему.
Разделение сказки «О мёртвой царевне на части» и заголовки к ним
- Смерть старой царицы, женитьба на новой. «Злая царица».
- Царица узнаёт о красоте царевны. «Соперница».
- Чернавка отпускает царевну в лесу. «Жалость Чернавки».
- Царевна живёт у семи богатырей. «Семь богатырей».
- Царица даёт царевне отравленное яблоко. «Отравленное яблоко».
- Богатыри хоронят царевну. «Хрустальный гроб».
- Елисей ищет невесту. «Поиски Елисея».
- Царевна оживает. «Свадьба».
Устные иллюстрации к частям сказки «О мёртвой царевне»
- Царица сидит перед зеркалом очень довольная. За окном играет юная молодая царевна.
- Царица перед зеркалом. В зеркале отражается очень красивая царевна.
- Чернавка тащит за руку царевну по тёмному лесу.
- Богатыри сидят за столом. Царевна разносит различные яства. Все улыбаются.
- Старушка бросает царевне яблоко. Рядом надрывается лаем собака.
- Богатыри обступили хрустальный гроб, в котором покоится царевна.
- Елисей на коне на вершине горы. Слева — солнце, справа — месяц, в середине — ветер.
- Елисей и царевна в свадебных костюмах сидят за столом. Вокруг богатыри и нарядные люди. В углу корчится царица.
6. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в рабочую тетрадь. Выдели слова писателя, которые используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение Пушкина стихотворное.
Пересказ сказки «О мёртвой царевне» по частям с авторскими словами.
Злая царица.
Когда царь-отец отправился в поход, царица долго ждала его. Прошло девять месяцев, царица родила дочь. Тут вернулся царь и царица умерла.
Через год царь женится на другой. Новая царица была красивой, но она же была горда и ломлива.
Царица постоянно спрашивала у зеркальца, кто красивей всех на свете, И зеркальце отвечало, что она всех румяней и белее.
Соперница.
Между тем подросла молодая царевна. Она стала очень красивой, чернобровой и белолицей. У неё появился жених — королевич Елисей.
И однажды зеркальце назвало царевну красивей царицы. Царица вышла из себя, бросила зеркальце и топнула по нему ногой. Но зеркальце знай твердило своё.
Жалость Чернавки.
Царица позвала Чернавку и велела отвести царевну в глушь лесную, где оставить на съедение волкам.
В лесу царевна стала умолять Чернавку отпустить её. Чернавка пожалела царевну и отпустила. Царице она сказала, что выполнила её приказ, и молва стала твердить, что царская дочь пропала.
Елисей собрался на поиски невесты.
Семь богатырей.
Царевна добралась до лесного домика. Она увидела, что в нём живут добрые люди и навела порядок.
Когда вернулись богатыри, они стали звать царевну сестрой.
Долго она жила у них в покое, а богатыри уважали её, зная, что у царевны есть жених.
В это время царица снова обратилась к зеркальцу, и то опять назвало красивой царевну. Царица поняла, что её обманули и решила сама исправить дело.
Отравленное яблоко.
Царица нарядилась нищей старухой и отправилась к царевне. Собака лаяла и не хотела её подпускать, но царевна отогнала собаку.
Царица бросила её яблоко и царевна поднесла его к алым губам. Она откусила кусочек и упала замертво.
Хрустальный гроб.
Богатырей встретил пёс, который куснул яблоко и умер. Богатыри увидели мёртвую царевну и решили похоронить её, чтобы она никому не досталась.
Они сделали хрустальный гроб, положили в гроб царевну и отнесли его в пустую гору, где подвесили на столбах.
Поиски Елисея.
Елисей повсюду искал невесту. Он спрашивал дорогу у солнца и месяца, но они ничего не знали о царевне. Только ветер рассказал Елисею про хрустальный гроб.
Елисей нашёл гору и гроб. В горе он ударился о гроб лбом, и гроб разбился. И в тот же миг царевна ожила.
Свадьба.
Царица снова беседовала с зеркальцем и узнала, что царевна ожила. Её взяла тоска и она тут же умерла.
А Елисей женился на царевне, и никто с начала мира не видал такого пира.
7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются?
С народными сказками произведение Пушкина роднит:
- Сказочный сюжет с мёртвой царицей. Такое встречается и в народных сказках.
- Борьба добра со злом, победа добра.
- Наличие волшебных предметов — зеркальца.
- Зачин в котором мы знакомимся с главными героями.
- Концовка: «я там был, мёд, пиво пил».
- Троекратные повторы: вопросы Елисея к солнцу, месяцу и ветру.
- Народный язык, который использовал Пушкин.
Отличие сказки Пушкина от народных:
- Неизменяемый сюжет, ведь это авторская сказка.
- Стихотворная форма.
- Использование авторских эпитетов и других средств художественной выразительности.
8. Что хотел поэт сказать читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?
Пушкин хотел сказать о том, что зависть очень плохое качество человека, которое губит его самого. Он хотел сказать, что как бы не было подло и сильно зло, хороших людей больше, чем злых, и они обязательно победят.
Тест
по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
№ 1. Бог дает
царице дочь:
а) в Пасху; б)
в Сочельник; в) в Рождество.
№ 2. В какое
время дня «издалече, наконец, воротился царь-отец»?
а) рано
утром; б) в обед; в) вечером.
№ 3. Царь
женился на другой:
а) через
месяц; б) через неделю; в) через год.
№ 4. Царица
была добродушна и мила:
а) с
зеркальцем; б) с Чернавкой; в) с царевной.
№ 5. Какое слово отсутствовало в обращении царицы к зеркальцу «Я ль на
свете всех …»?
а) милее; б) стройнее; в) румяней.
№ 6. Кто это? «Белолица,
черноброва, нраву кроткого такого…»:
а) Чернавка;
б) царица; в) царевна.
№ 7. Царевна,
до зари в лесу блуждая, набрела:
а) на
медведя; б) на палаты; в) на терем.
№ 8. Кем стала
царевна семи богатырям?
а) матерью; б)
сестрицей; в) невестой.
№ 9. Где
братья похоронили молодую царевну?
а) в пустой горе; б) в лесу; в)
недалеко от дома.
№ 10. Что в
обмен на хлеб «нищая черница» бросила царевне?
а) пирожок; б)
яблочко; в) ягоды.
№ 11. Как звали собаку семи богатырей?
а) Орлик; б) Воронок; в) Соколко.
№ 12. Кем для
Елисея была царевна?
а) сестрой; б)
женой; в) невестой.
№ 13. Сколько теремов было в приданом у
молодой царевны?
а) три; б) сто сорок; в) сто.
№ 14. Кто
указал Елисею дорогу к невесте?
а) солнце; б)
месяц; в) ветер.
№ 15. К кому не
обращался Елисей в поисках царевны?
а) к солнцу;
б) к месяцу; в) к тучам.
№ 16. Из какого
материала был изготовлен гроб царевны?
а) из
хрусталя; б) из дуба; в) из сосны.
№ 17. Чем закончилась
сказка?
а) праздником;
б) свадьбой; в) народными гуляньями.
Ключ к тесту:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
б | а | в | а | б | в | в | б | а | б | в | в | б | в | в | а | б |
Тест
по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
№ 1. Бог дает царице дочь: а)
в Пасху; б) в Сочельник; в) в Рождество. № 2. В какое время дня
«издалече, наконец, воротился царь-отец»? а) рано утром; б) в обед; в)
вечером. №
3. Царь
женился на другой: а) через месяц; б) через неделю; в)
через год. № 4. Царица была добродушна и мила: а) с
зеркальцем; б) с Чернавкой; в) с царевной. № 5. Какое слово отсутствовало
в обращении царицы к зеркальцу «Я ль на свете всех …»? а)
милее; б) стройнее; в) румяней. № 6. Кто это? «Белолица, черноброва,
нраву кроткого такого…»: а) Чернавка; б) царица; в)
царевна. № 7. Царевна, до зари в лесу блуждая, набрела: а)
на медведя; б) на палаты; в) на терем. № 8. Кем стала
царевна семи богатырям? а) матерью; б) сестрицей; в)
невестой. №
9. Где
братья похоронили молодую царевну? а) в пустой горе; б)
в лесу; в) недалеко от дома. № 10. Что в обмен на хлеб «нищая
черница» бросила царевне? а) пирожок; б) яблочко; в)
ягоды. №
11. Как
звали собаку семи богатырей? а) Орлик; б) Воронок; в)
Соколко.
№ 12. Кем для Елисея была
царевна? а) сестрой; б) женой; в) невестой. № 13. Сколько теремов было в
приданом у молодой царевны? а) три; б) сто сорок; в) сто. № 14. Кто указал Елисею дорогу к
невесте? а) солнце; б) месяц; в) ветер. №
15. К кому не обращался Елисей в поисках царевны? а) к
солнцу; б) к месяцу; в) к тучам. № 16. Из какого материала был изготовлен
гроб царевны? а) из хрусталя; б) из
дуба; в) из сосны. №
17. Чем
закончилась сказка? а) праздником; б) свадьбой; в)
народными гуляньями.
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Тест
по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
№ 1. Бог дает царице дочь: а)
в Пасху; б) в Сочельник; в) в Рождество. № 2. В какое время дня
«издалече, наконец, воротился царь-отец»? а) рано утром; б) в обед; в)
вечером. №
3. Царь
женился на другой: а) через месяц; б) через неделю; в)
через год. № 4. Царица была добродушна и мила: а) с
зеркальцем; б) с Чернавкой; в) с царевной. № 5. Какое слово отсутствовало
в обращении царицы к зеркальцу «Я ль на свете всех …»? а)
милее; б) стройнее; в) румяней. № 6. Кто это? «Белолица, черноброва,
нраву кроткого такого…»: а) Чернавка; б) царица; в)
царевна. № 7. Царевна, до зари в лесу блуждая, набрела: а)
на медведя; б) на палаты; в) на терем. № 8. Кем стала
царевна семи богатырям? а) матерью; б) сестрицей; в)
невестой. №
9. Где
братья похоронили молодую царевну? а) в пустой горе; б)
в лесу; в) недалеко от дома. № 10. Что в обмен на хлеб «нищая
черница» бросила царевне? а) пирожок; б) яблочко; в)
ягоды. №
11. Как
звали собаку семи богатырей? а) Орлик; б) Воронок; в)
Соколко.
№ 12. Кем для Елисея была
царевна? а) сестрой; б) женой; в) невестой. № 13. Сколько теремов было в
приданом у молодой царевны? а) три; б) сто сорок; в) сто. № 14. Кто указал Елисею дорогу к
невесте? а) солнце; б) месяц; в) ветер. №
15. К кому не обращался Елисей в поисках царевны? а) к
солнцу; б) к месяцу; в) к тучам. № 16. Из какого материала был изготовлен
гроб царевны? а) из хрусталя; б) из
дуба; в) из сосны. №
17. Чем
закончилась сказка? а) праздником; б) свадьбой; в)
народными гуляньями.
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Тест
по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
№ 1. Бог дает царице дочь: а)
в Пасху; б) в Сочельник; в) в Рождество. № 2. В какое время дня
«издалече, наконец, воротился царь-отец»? а) рано утром; б) в обед; в)
вечером. №
3. Царь
женился на другой: а) через месяц; б) через неделю; в)
через год. № 4. Царица была добродушна и мила: а) с
зеркальцем; б) с Чернавкой; в) с царевной. № 5. Какое слово отсутствовало
в обращении царицы к зеркальцу «Я ль на свете всех …»? а)
милее; б) стройнее; в) румяней. № 6. Кто это? «Белолица, черноброва,
нраву кроткого такого…»: а) Чернавка; б) царица; в)
царевна. № 7. Царевна, до зари в лесу блуждая, набрела: а)
на медведя; б) на палаты; в) на терем. № 8. Кем стала
царевна семи богатырям? а) матерью; б) сестрицей; в)
невестой. №
9. Где
братья похоронили молодую царевну? а) в пустой горе; б)
в лесу; в) недалеко от дома. № 10. Что в обмен на хлеб «нищая
черница» бросила царевне? а) пирожок; б) яблочко; в)
ягоды. №
11. Как
звали собаку семи богатырей? а) Орлик; б) Воронок; в)
Соколко.
№ 12. Кем для Елисея была
царевна? а) сестрой; б) женой; в) невестой. № 13. Сколько теремов было в
приданом у молодой царевны? а) три; б) сто сорок; в) сто. № 14. Кто указал Елисею дорогу к
невесте? а) солнце; б) месяц; в) ветер. №
15. К кому не обращался Елисей в поисках царевны? а) к
солнцу; б) к месяцу; в) к тучам. № 16. Из какого материала был изготовлен
гроб царевны? а) из хрусталя; б) из
дуба; в) из сосны. №
17. Чем
закончилась сказка? а) праздником; б) свадьбой; в)
народными гуляньями.
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Тест
по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
№ 1. Бог дает царице дочь: а)
в Пасху; б) в Сочельник; в) в Рождество. № 2. В какое время дня
«издалече, наконец, воротился царь-отец»? а) рано утром; б) в обед; в)
вечером. №
3. Царь
женился на другой: а) через месяц; б) через неделю; в)
через год. № 4. Царица была добродушна и мила: а) с
зеркальцем; б) с Чернавкой; в) с царевной. № 5. Какое слово отсутствовало
в обращении царицы к зеркальцу «Я ль на свете всех …»? а)
милее; б) стройнее; в) румяней. № 6. Кто это? «Белолица, черноброва,
нраву кроткого такого…»: а) Чернавка; б) царица; в)
царевна. № 7. Царевна, до зари в лесу блуждая, набрела: а)
на медведя; б) на палаты; в) на терем. № 8. Кем стала
царевна семи богатырям? а) матерью; б) сестрицей; в)
невестой. №
9. Где
братья похоронили молодую царевну? а) в пустой горе; б)
в лесу; в) недалеко от дома. № 10. Что в обмен на хлеб «нищая
черница» бросила царевне? а) пирожок; б) яблочко; в)
ягоды. №
11. Как
звали собаку семи богатырей? а) Орлик; б) Воронок; в)
Соколко.
№ 12. Кем для Елисея была
царевна? а) сестрой; б) женой; в) невестой. № 13. Сколько теремов было в
приданом у молодой царевны? а) три; б) сто сорок; в) сто. № 14. Кто указал Елисею дорогу к
невесте? а) солнце; б) месяц; в) ветер. №
15. К кому не обращался Елисей в поисках царевны? а) к
солнцу; б) к месяцу; в) к тучам. № 16. Из какого материала был изготовлен
гроб царевны? а) из хрусталя; б) из
дуба; в) из сосны. №
17. Чем
закончилась сказка? а) праздником; б) свадьбой; в)
народными гуляньями.
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Практическая
работа: методическая разработка
Выполнила
Бессонова Наталия Валерьевна
«Формы
и методы обучения на современном учебном занятии»
Тема: А.С. Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Центральные образы сказки. Противостояние
добрых и злых сил. 5 класс.
Цель: формирование
у обучающихся навыков анализа и интерпретации
литературного произведения как художественного целого с использованием
теоретико-литературных знаний.
Метапредметные
результаты обучения:
— развитие умения осваивать разнообразные формы
познавательной и личностной рефлексии;
— формирование умения активно использовать речевые средства и
средства информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;
— совершенствование владения логическими действиями сравнения
персонажей, умения устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
строить рассуждения в процессе анализа;
— совершенствование владения базовыми предметными и
межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри
литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств
(музыка, живопись, театр, кино).
Предметные
результаты обучения:
— развитие умения характеризовать художественные и
научно-популярные тексты;
— развитие умения анализировать различные аспекты лексики в
художественном тексте;
— развитие умения пользоваться монологической, диалогической,
устной и письменной речью;
— формирование умения применять литературоведческие понятия
для характеристики (анализа) текста.
Методы
организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый,
исследовательский, метод критического мышления.
Формы
организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Технологии: элементы
дифференцированного, личностно-ориентированного обучения, модульной технологии.
Базовый УМК:
Литература 5 кл. под ред. В.Я. Коровиной в 2-х ч., М., «Просвещение», 2020г.
1. Стадия
вызова.
— Здравствуйте,
ребята! Посмотрите на экран и назовите героинь нашей сказки, изображения
которых вам представлены. Как вы думаете, почему именно эти персонажи были
выбраны мной? Как это связано с темой нашего урока?
Ребята
высказывают свои предположения.
2.
Работа с литературоведческим термином
«образ»
— Еще раз посмотрите
на тему, записанную на доске. Как вы думаете, есть в ее формулировке новый для
вас термин?
Образ.
— А что такое
образ? (Записываем совместно сформулированное
определение «образ героя») Где еще, в каких видах
искусства мы встречаем этот термин? Чем этот термин будет отличаться от
литературоведческого? А что общего в этих понятиях?
Ребята
высказывают свои предположения.
3.
Прием «Чтение с остановками». Заполнение
сравнительной таблицы (с использованием смарт-доски). Подключаем игровой момент
«Кто лучше знает текст сказки?»
Царица | Царевна | |
Кто | Вторая | Дочь Царя от первой жены: «Вот |
Внешность | «Высока,стройна, бела,// | «Но царевна молодая,// |
Характер | «Но зато горда, | «Нраву кроткого такого» |
Отношение | Заносчива со всеми, кроме зеркальца: «Ей в приданое дано// | Вежлива со всеми: «И царевна к ним сошла,// |
Отношение | Сама ничего не делает, у нее есть | «Дом царевна обошла,// |
Манера | «Ах ты, мерзкое стекло!// Это врешь ты мне назло.// | «Жизнь моя!// В чем, скажи, виновна я?// Не губи |
(Под
запись в тетрадь – только ключевые элементы (выделены жирным шрифтом). Во время
заполнения таблицы на каждом этапе работаем с деталями: так, например, в первой
графе выясняем, зачем автору понадобилось такое уточнение, как то, что царевна
родилась «в сочельник в самый, в ночь» — царица, споря с зеркальцем говорит: «И
не диво, что бела:// Мать брюхатая сидела// Да на снег лишь и глядела» и т.д.)
— Мы с вами сейчас
заполнили таблицу, в которой сравнили двух героинь сказки. Этот вид работы
называется сравнительная характеристика. Вам еще не раз на уроках литературы
придется встретиться с этим заданием. Как вы думаете, для чего мы это делали?
Ребята
высказывают свои предположения.
— Давайте еще раз
рассмотрим иллюстрации к сказке, которые были представлены в начале урока. Как
в изобразительном искусстве называется этот жанр?
Портрет
— В нашей
сравнительной характеристике мы с вами анализировали литературные портреты. Чем
литературный портрет отличается от портрета в изобразительном искусстве?
Ребята
высказывают свои предположения.
Делаем
вывод: Портрет
играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для
создания образа.
Для слабо мотивированных обучающихся работа с
карточкой:
Карточка 1
1.Определите героя по фразе:
1) «Говорить оно умело»
2) «За невестою своей// […], // Помолясь усердно
Богу,// Отправляется в дорогу»
3) «Всюду веешь на просторе»
4) «Та, в душе ее любя, не убила, не связала»
5) «Гордо в зеркальце глядясь»
6) «Но как быть? И он был грешен»
7) «Между тем все шла да шла, и на терем набрела»
«Прибежал и смолк, играя»
9) «Топот по двору раздался»
10)
«Ходит по
двору, клюкой отгоняя пса»
11)
«Круглый год
по небу ходишь, сводишь зиму с теплою весной»
12)
«Ты встаешь
во тьме глубокой, круглолицый, светлоокий»
2. Составьте кроссворд на пять слов по сказке
4.
Итог
урока. Рефлексия.
— Наш
урок подходит к концу, давайте подведем итоги нашей работы. Для этого мы
выполним творческое задание. Вам нужно будет ответить на вопросы для каждого
ряда свой:
1 ряд. Почему
Чернавка не исполнила приказ царицы?
2 ряд. Почему пес
Соколко беспрепятственно пропустил царевну в дом, а Черницу не подпустил даже к
крыльцу?
3 ряд. За что
полюбили братья царевну?
— А
теперь сделаем общий вывод: о чем хотел сказать нам А.С. Пушкин своей сказкой,
ведь «сказка – ложь, да в ней намек»? Что для нас должно в ней стать уроком?
Домашнее
задание:
1) Дополнить таблицу цитатами
2) Персонализированное задание (к слабо мотивированным
обучающимся): попробуйте охарактеризовать братьев-богатырей
3) На дополнительную оценку: нарисовать понравившийся эпизод сказки
4) Персонализированное задание (для более сильных учащихся).
Посмотреть мультфильм «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 1951г.
Сравнить свое впечатление от прочтения сказки с режиссерским прочтением
Автор Андрей Измаилов На чтение 13 мин. Просмотров 1 Опубликовано
Анализ стихотворения Пушкина «Жених»
Александр Пушкин вырос на народных сказках и преданиях, за что искренне было благодарен своей няне Арине Родионовне. Именно она привила поэту любовь к народном творчеству и подсказала огромное количество сюжетов для произведений, которые впоследствии стали классикой русской литературы.
После окончания лицея Пушкин очень редко бывал в родовом поместье Михайловское, где прошло его детство. Здесь по-прежнему жила Арина Родионовна, которая обожала своего воспитанника и считала его собственным сыном. Пушкин относился к этой мудрой женщине с особой любовью, и нередко именно она становилась первой слушательницей его новых произведений и первым их критиком.
В 1824 году после нескольких лет южной ссылки поэт был заключен под так называемый домашний арест и отправлен в Михайловское, где ему предстояло прожить почти два года вдали от друзей и светских развлечений. Скрашивала его одиночество любимая няня, которая по-прежнему потчевала поэта народными преданиями. Одно из них легло в основу знаменитого стихотворения-баллады «жених, увидевшего свет в 1825 году.
Речь в нем идет о молодой девушке Наташе, которая на три дня пропала из дома, но на все вопросы родителей отвечал слезами или же упорным молчанием. Впрочем, скоро этот случай позабылся, и девушка «стала, как была, опять румяна, весела». Жизнь вошла в привычное русло, но однажды мимо купеческого дома проезжал статный юноша, и Наташа, увидев его, бросилась в дом, ища спасения у родителей. Впрочем, и на этот раз она не открыла своей тайны. А на следующий день в дом к красавице пожаловали сваты, и отец благословил девушку на брак с добрым молодцем, которому накануне приглянулась Наталья. Она не стала противиться родительской воле, хотя и вела себя достаточно странно, то плача, то хохоча.
У любой притчи или же баллады есть своя мораль. В этом произведении все тайное становится явным на свадебном пиру, когда перед собравшимися гостями Наташа рассказывает свой удивительный сон о том, как попала она в лесную избушку, богато обставленную, куда вскоре пожаловали 12 удалых молодцев. С ними была девушка-красавица, с которой гости жестоко расправились. Одним из убийц был жених Натальи, который взял себе на память колечко жертвы. И именно в этом она публично его уличает, тем самым, воплощая в жизнь свой замысел наказать человека, который готов погубить ее жизнь взамен на обретение богатства.
Жених
Три дня купеческая дочь Наташа пропадала; Она на двор на третью ночь Без памяти вбежала. Вопросами отец и мать К Наташе стали приступать. Наташа их не слышит, Дрожит и еле дышит.
Тужила мать, тужил отец, И долго приступали, И отступились наконец, А тайны не узнали. Наташа стала, как была, Опять румяна, весела, Опять пошла с сестрами Сидеть за воротами.
Раз у тесовых у ворот, С подружками своими, Сидела девица и вот Промчалась перед ними Лихая тройка с молодцом. Конями, крытыми ковром, В санях он стоя правит И гонит всех, и давит.
Он, поровнявшись, поглядел, Наташа поглядела, Он вихрем мимо пролетел, Наташа помертвела. Стремглав домой она бежит. «Он! он! узнала! — говорит, — Он, точно он! держите, Друзья мои, спасите!»
Печально слушает семья, Качая головою; Отец ей: «Милая моя, Откройся предо мною. Обидел кто тебя, скажи, Хоть только след нам укажи». Наташа плачет снова. И более ни слова.
Наутро сваха к ним на двор Нежданая приходит. Наташу хвалит, разговор С отцом её заводит: «У вас товар, у нас купец; Собою парень молодец, И статный, и проворный, Не вздорный, не зазорный.
Богат, умён, ни перед кем Не кланяется в пояс, А как боярин между тем Живёт, не беспокоясь: А подарит невесте вдруг И лисью шубу, и жемчуг, И перстни золотые, И платья парчевые.
Катаясь, видел он вчера Её за воротами; Не по рукам ли, да с двора, Да в церковь с образами?» Она сидит за пирогом, Да речь ведет обиняком, А бедная невеста Себе не видит места.
«Согласен, — говорит отец; — Ступай благополучно, Моя Наташа, под венец: Одной в светелке скучно. Не век девицей вековать, Не всё косатке распевать, Пора гнездо устроить, Чтоб детушек покоить».
Наташа к стенке уперлась И слово молвить хочет — Вдруг зарыдала, затряслась, И плачет и хохочет. В смятеньи сваха к ней бежит, Водой студеною поит И льёт остаток чаши На голову Наташи.
Крушится, охает семья. Опомнилась Наташа И говорит: «Послушна я, Святая воля ваша. Зовите жениха на пир, Пеките хлебы на весь мир, На славу мёд варите, Да суд на пир зовите».
«Изволь, Наташа, ангел мой! Готов тебе в забаву Я жизнь отдать!» — И пир горой; Пекут, варят на славу. Вот гости честные нашли, За стол невесту повели; Поют подружки, плачут, А вот и сани скачут.
Вот и жених — и все за стол. Звенят, гремят стаканы, Заздравный ковш кругом пошел; Всё шумно, гости пьяны.
«А что же, милые друзья, Невеста красная моя Не пьёт, не ест, не служит: О чём невеста тужит?»
Невеста жениху в ответ: «Откроюсь на удачу. Душе моей покоя нет, И день, и ночь я плачу. Недобрый сон меня крушит». Отец ей: «Что ж твой сон гласит? Скажи нам, что такое, Дитя моё родное?»
«Мне снилось, — говорит она, — Зашла я в лес дремучий, И было поздно; чуть луна Светила из-за тучи; С тропинки сбилась я: в глуши Не слышно было ни души, И сосны лишь да ели Вершинами шумели.
И вдруг, как будто наяву, Изба передо мною. Я к ней, стучу — молчат. Зову — Ответа нет; с мольбою Дверь отворила я. Вхожу — В избе свеча горит; гляжу — Везде сребро да злато, Всё светло и богато».
«А чем же худ, скажи, твой сон? Знать жить тебе богато».
«Постой, сударь, не кончен он. На серебро, на злато, На сукна, коврики, парчу, На новгородскую камчу Я молча любовалась И диву дивовалась.
Вдруг слышу крик и конский топ. Подъехали к крылечку. Я поскорее дверью хлоп, И спряталась за печку. Вот слышу много голосов. Взошли двенадцать молодцов, И с ними голубица Красавица-девица.
Взошли толпой, не поклонясь, Икон не замечая; За стол садятся, не молясь И шапок не снимая. На первом месте брат большой, По праву руку брат меньшой, По леву голубица Красавица-девица.
Крик, хохот, песни, шум и звон, Разгульное похмелье. »
«А чем же худ, скажи, твой сон? Вещает он веселье».
«Постой, сударь, не кончен он. Идет похмелье, гром и звон, Пир весело бушует, Лишь девица горюёт.
Сидит, молчит, ни ест, ни пьёт И током слёзы точит, А старший брат свой нож берёт, Присвистывая точит; Глядит на девицу-красу, И вдруг хватает за косу, Злодей девицу губит, Ей праву руку рубит».
«Ну, это, — говорит жених,— Прямая небылица! Но не тужи, твой сон не лих, Поверь, душа-девица». Она глядит ему в лицо. «А это с чьей руки кольцо?» Вдруг молвила невеста, И все привстали с места.
Кольцо катится и звенит, Жених дрожит бледнея; Смутились гости. — Суд гласит: «Держи, вязать злодея!» Злодей окован, обличён, И скоро смертию казнён. Прославилась Наташа! И вся тут песня наша.
«Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина и «Белоснежка» бр. Гримм. Сравним?
Как мы писали в предыдущей статье, работа с классическими литературными сказками на уроках литературного чтения в начальной школе позволяют читателю увидеть две стороны этого жанра: фольклорные традиции и авторское своеобразие. Рассмотрим, как можно организовать такую работу при изучении хрестоматийного произведения А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Задачи урока:
- рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой (на материале сказки братьев Гримм «Белоснежка»);
- раскрыть фольклорные традиции и своеобразие пушкинской сказки;
- формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;
- совершенствовать умение анализировать образ-персонаж в художественном произведении.
Ход работы
В начале урока учитель актуализирует знания учащихся о признаках народной волшебной сказки: в ней есть сказочное место действия, фантастические персонажи, волшебные превращения.
Проблемный вопрос: Чем похожа сказка Пушкина на народные волшебные сказки и чем отличается от них?
Для ответа на этот вопрос предлагается обратиться к сопоставлению сказки братьев Гримм «Белоснежка» (обработанный народный вариант) и литературной сказки Александра Сергеевича Пушкина. Сравнительный анализ осуществляется при следующих условиях:
- дети прочитали сказки братьев Гримм и Пушкина заранее;
- в классе на партах у школьников лежат тексты обеих сказок;
- учащиеся выборочно пересказывают и перечитывают фрагменты текста для доказательства своих рассуждений.
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях | Белоснежка и семь гномов |
Слово учителя
Немецкие ученые-филологи братья Гримм записывали сказки от народных сказителей, сознательно стремясь сохранить народный дух и народный язык. Позднее они лишь обработали услышанные и записанные народные варианты, придав им литературную форму. Поэтому сказки немецких ученых можно рассматривать как литературно обработанные варианты народных сказок. С русскими сказками подобную работу провели известнейший русский фольклорист Александр Николаевич Афанасьев и позднее писатель Алексей Николаевич Толстой.
Сказки братьев Гримм были опубликованы в 10–20-х годах ХIХ века, т. е. раньше, чем сказка Пушкина (1833 г.). Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки.
Учитель может также рассказать учащимся об интересе Пушкина к русским народным песням, сказкам, преданиям, к истории родной страны, который появился с самых ранних лет поэта и проходил через все его творчество.
Много времени Александр Сергеевич отдавал собиранию и изучению архивов и исторических материалов о великих деятелях русской истории – Петре I, Пугачеве, Борисе Годунове. В своих произведениях Пушкин прославлял не только великих русских царей и полководцев, но гордился и русским народом, его талантливыми и простыми людьми. В своем селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с народной толпой, подпевал нищим слепцам, прислушивался к меткому народному слову.
Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке, которую он воспел в своих стихах, называя ласково и нежно «доброй подружкой», «голубкой дряхлой».
Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, «пропитанных» «русским духом». А еще раньше он написал свое знаменитое «Лукоморье» – пролог к поэме «Руслан и Людмила», в котором удивительным образом переплелись известные сюжеты русских сказок. Вспомним с детства знакомые строчки: «. Там чудеса: там леший бродит…».
Учитель может предложить вспомнить названия сказок писателя.
После рассказа педагог организует сопоставительный анализ сказки Пушкина и сказки братьев Гримм по следующей схеме.
I. Сравнительный анализ: что общего в этих сказках?
Отвечая на этот вопрос, учащиеся заполняют на следующие вопросы.
Сравни сказку Пушкина со сказкой братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» («Снегурочка»). Что общего в этих сказках?
1. Герои: _________________________________________
2. События: _______________________________________
Вопросы могут быть записаны на доске, или учитель распечатывает для каждого учащегося индивидуальный вариант. Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок. В таблице должна появиться следующая запись:
г е р о и – мать, мачеха, падчерица, жених, семь друзей;
с о б ы т и я – падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу, мачеха ее хочет убить, героиню выручают лесные друзья, а затем оживляет принц.
II. Сравнительный анализ: чем различаются эти сказки?
Работа с таблицей. Каждый ответ также обязательно подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок.
Начальную часть анализа необходимо сделать в классе, коллективно обсуждая аналитические вопросы. В сильном классе большую часть анализа можно дать на самостоятельное выполнение (индивидуальное или в парах). Последние 2–3 пункта анализа можно рекомендовать для выполнения дома. В итоге таблица будет выглядеть следующим образом.
Сказка братьев Гримм
1. Семь богатырей.
2. Мачеха трижды пытается убить Белоснежку тремя разными способами.
2. Черница приходит один раз с яблочком.
3. Принц случайно находит Белоснежку. Она уже мертва.
3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру.
4. Жестокий финал: мачеху заставляют танцевать на раскаленных углях.
4. Сказка Пушкина гуманистична: мачеха сама умирает от тоски и зависти.
5. Написана в прозе.
5. Написана в стихах, красивым литературным языком.
После сопоставительного анализа сказок учитель предлагает поразмышлять над следующими обобщающими вопросами.
Сказка Пушкина – пересказ народной сказки или авторская сказка?
Это сложный для младших школьников вопрос. С одной стороны, очевидно использование автором фольклорных традиций. Кроме этого, в сознании маленького читателя, начиная с дошкольного возраста, сказки Пушкина обрели статус народных.
Однако проделанный сопоставительный анализ позволяет прийти к выводу, что поэт создает свою неповторимую, литературную сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна, изящна по ритму и языку.
Зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм?
Во-первых, братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях. О национальном колорите сказки свидетельствуют:
- образы богатырей, взятые из русских былин;
- терем богатырей, напоминающий добротную крестьянскую избу;
- троекратные обращения Елисея к силам природы, напоминающие русские народные песенные заклинания;
- язык сказки Пушкина, пропитанный русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами.
Во-вторых, Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные идеалы, мысли и представления о жизни. Необходимо заострить внимание учащихся на идейном смысле сказки Пушкина. Сказка братьев Гримм рассказывается ради традиционно народной идеи: наказание, и очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных.
В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта – она прославляет человеческую верность и любовь. Мотив поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем – принципиально новое «добавление» Пушкина к народному сюжету. Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери («восхищенья не снесла…»). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей и их сватовство, отсутствующие в сказке «Белоснежка». Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради своей хозяйки.
В дальнейшей работе целесообразно особое внимание уделить образу главной героини.
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.