Что характерно из жизни станционных смотрителей рассказал автор какими чувствами окрашен этот рассказ

Все материалы с раздела: гдз по русской литературе 7 класса. коровина, 1 и 2 часть ответы на вопросы. paзмышляем о

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Paзмышляем о прочитанном 

1. Что характерного из жизни станционных смотрителей рассказал автор? Какими чувствами окрашен этот рассказ? 

         Станционный смотритель имеет низший чин. Он постоянно выслушивает ругань, могут быть и побои. Проезжающие винят именно смотрителей во всех бедах.  

         Этот рассказ наполнен грустью, переживаниями. 

2. Как вы думаете, почему рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя? 

         Это сделано для того, чтобы показать оценку происходящего от повествователя. 

3. В чём художественный смысл картинок на стенах «смиренной, но опрятной обители», изображающих историю блудного сына? Есть ли связь между ними и судьбой Дуни? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос. 

         Основа этих двух историй похожа. Только блудный сын — это о принятии Бога в душе, а судьба Дуни — бытовой случай. Но, у этих двух историй один финал — каждый нашел свое счастье. Кто-то в Боге, а кто-то в любви. 

4. В «Повестях Белкина» рассказчик и безвестные русские люди,  рассказы которых он передаёт, отличаются отзывчивостью и чуткостью.  Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина? Найдите в тексте повести эпизоды, подтверждающие ваш ответ.  

         Единственный неравнодушный человек — это рассказчик, так как он все равно приезжал навещать Вырина. Он искренне переживал за его судьбу после ухода Дуни. (“Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел!”, “ не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика”.) 

5. Подготовьте характеристику станционного смотрителя Самсона Вырина. Включите в свой рассказ цитаты из повести. 

         Самсон Вырин жил небогато, но зато честно. Такое описание главного героя дает автор в начале произведения: “Самсон Вырин – это «человек лет пятидесяти», «свежий и бодрый», одетый в «длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах”. 

         А вот каким встретил его рассказчик в свой следующий приезд:  “я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину”. 

         Он любил дочь и очень переживал за ее отъезд: “он тут же слёг в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик.

6. Кому из героев рассказчик симпатизирует? Каким настроением пронизана вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала? 

         Мне кажется, что рассказчик явно симпатизирует Вырину. Он честный человек, живет по совести. Повесть грустная, заставляет задуматься о том, как нужно себя вести по отношению к другим людям. 

 Литература и изобразительное искусство 

Повесть «Станционный смотритель» проиллюстрирована рисунками художников М. Добужинского и Д. Шмаринова. Какие из них  кажутся вам ближе к пушкинскому тексту? Каким вы представляли  себе внешний облик героев? Чем отличается настроение, передаваемое художниками? 

         Самой точной иллюстрацией я считаю ту, на которой изображена Дуня у могилы отца. По девушке видно, что она хорошо одета, ее образ жизни значительно изменился. Но и это не помешало ей проведать могилу отца. 

         Вырина я представлял себе седым стариком, ущемленным, сгорбленным и совсем потерявшим себя в жизни. Дуня кажется мне барышней с тонкой талией и убранными волосами под чепец. Минский представляется мне высоким, гордым, в официальном костюме. 

         Настроение иллюстраций зависит от того, что на них изображено. Например, там, где гусар прикинулся больным, Вырин выглядит намного лучше, чем когда он приехал искать Дуню. 

Фонохрестоматия 

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ 

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель» 

1. Начало повести — эмоциональный рассказ автора о станционных смотрителях — «сущих мучениках четырнадцатого класса». Какими чувствами окрашивает актёр чтение первых страниц произведения, полностью соглашаясь с автором? 

         Я считаю, что первые страницы наполнены грустью, тоской, разочарованностью.   

2. Какие чувства переживает автор во время первого посещения почтовой станции в селе Н? Как меняется его настроение? Как эти настроения отражаются в чтении актёра? 

         Во время первого посещения автор заинтересован этим местом и взволнован жизнью этих героев. Настроение сменяется на более радостное. Автор проявляет заинтересованность. Актер отражает смену настроений интонацией чтения, паузами.  

3. Какое впечатление произвела на рассказчика обстановка станционного дома во время второго посещения? Как это впечатление передал актёр? 

         Обстановка была ветхой, уже не было цветов. Это явно огорчило рассказчика, как и внешний вид Самсона. Актер передал этом сменой тембра голоса, вздохами и удивлением.   

4. Как вы думаете, почему автор повести, позволив начать рассказ о побеге Дуни с гусаром Самсону Вырину, затем продолжает его  сам? Как актёр передаёт всю сложную гамму переживаний обманутого отца? 

         Автор продолжает рассказ сам, чтобы передать читателю свое отношение к этой истории. Переживания отца передает актер сменой голоса, вздохами, паузами. 

5. Послушайте внимательно фрагмент из повести о третьем посещении  рассказчиком села Н. Какими вы представили жену пивовара и деревенского мальчика Ваньку, прослушав их разговор? 

         Жена показалась мне безразличной, грубой, а Ванька послушно выполнил ее приказание. Он относился к смотрителю уважительно, вспомнил, как тот угощал его орешками.  

6. Как вы считаете, почему Ванька назвал приехавшую в село дочь смотрителя «прекрасной барыней»? Только ли из-за её серебряного Пятака? 

         Я считаю, что он назвал ее так только из-за пятака. Потому что он акцентировал свое внимание на ее материальном положении.  

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

«СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ» В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНА

«СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»

(2 часа

)

УРОК 25

Явиться с «Арапом Петра Великого» и с «Белкиным» — значит появиться с гениальным новым словом, которого до тех пор совершенно не было нигде и никогда сказано.

Ф. М. Достоевский

Цели урока:

— продолжение знакомства школьников с творчеством А. С. Пушкина;

— закрепление знаний и представлений учащихся о реалистических произведениях

А. С. Пушкина;

— введение понятия маленький человек

;

— формирование представления о дочернем и сыновнем долге перед родителями.

Форма урока

:
синтетический урок
, включающий в себя слово учителя, чтение фрагмента произведения, сообщения учащихся, беседу о прочитанном.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Проверка домашнего задания.

2. Слово учителя

(желательно с компьютерной презентацией).

Мы с вами уже читали в этом учебном году реалистические произведения

, как прозаические, так и стихотворные (например, произведения А. С. Пушкина: поэму «Полтава», и трагедию «Борис Годунов»). Знакомились с такими произведениями и в 5—6 классах. Так, в 5 классе мы читали реалистическую повесть И. С. Тургенева «Муму» и рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», мир крестьянского детства ХIХ столетия предстал перед нами в реалистическом стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», а детство интеллигенции и ребятишек из обездоленных семей мы увидели в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе».

Что же объединяет все эти произведения? давайте попробуем разобраться.

В реалистических произведениях человек любого возраста показан в реальных условиях — исторических, социальных, бытовых, и поступает он соответственно этим условиям и своему возрасту; человек ХVIII века не мыслит и не рассуждает так, как мы в ХХI веке, тем более ребенок. Ребенок не может думать, чувствовать и поступать по-взрослому — это психологически неверно

: каждому возрасту — свое. Да и вы всегда почувствуете в литературном произведении фальшь, когда встретитесь с персонажем лет 10—12, рассуждающим как взрослый человек!

Реали́зм (от лат.
realis— вещественный)
— один из творческих методов в литературе и искусстве. Реализм в искусстве — это верность изображения характеров персонажей, их психология, психологии их среды, времени и места обитания.

С момента возникновения и формирования реализма

его основной
проблемой была и остается проблема взаимоотношений человека и общества
. Причем и человек, и общество рассматривались в литературе ХIХ века с равным интересом, поскольку исследовалась, анализировалась
человеческая жизнь во всех ее проявлениях
. В литературных кругах второй половины ХIХ столетия о реализме говорили несколько скептически — «проза жизни», хотя она могла быть изображена и в стихотворной форме.

Сам А. С. Пушкин, пытаясь определить главные особенности нового направления

, которого явно требовала жизнь, подрастающие поколения новых читателей, не употреблял термин
реализм
. Да и литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский, теоретик
натуральной школы
, исследователь творчества А. С. Пушкина, пользовался не термином
реализм
, а своим излюбленным термином —
натуральность
. Другой литературный критик — Николай Александрович Добролюбов — употреблял термин
реализм
как раз при анализе поэзии А. С. Пушкина, но, скорее, в смысле
восприятия реальности
(«жизненный реализм»).

Стремясь к адекватному, полному и очень похожему постижению реальности, в большинстве случаев прибегая к жизнеподобным формам, реализм создает у читателя иллюзию реальности.

3. Сообщения учащихся.

Сообщение 1.

«Повести Белкина».

«Повести Белкина

» были написаны
А. С. Пушкиным
осенью 1830 года в селе Болдино и опубликованы им в 1831 году.

«Повести Белкина» рассказываются от лица небогатого помещика Белкина, скромного и добродушного, — лица вымышленного, благодаря ему создается впечатление полной достоверности художественного повествования. Белкин сообщает, что все случаи им услышаны от разных лиц, а ведущим, все объединяющим рассказчиком

остается он сам. Однако сквозь образы всех рассказчиков, и особенно в эпиграфах, ремарках и отступлениях, мы ощущаем присутствие
автора
— самого Пушкина, понимаем его оценку событий и персонажей, его идейно-нравственную и стилевую позицию.

Расска́зчик
— условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении.
Рассказчик может быть представлен автором как участник событий, или свидетель, или же человек, которому о событиях кто-то поведал. Иногда рассказчик очень близок автору по мировосприятию, иногда нет. В любом случае рассказчик — это не автор, а определенная «маска», которую писатель или поэт использует в своих творческих целях.

«Повести Белкина» — реалистическое произведение, проникнутое откровенным гуманизмом автора.

Гумани́зм (от лат.
humanus— человечный, человеческий)
— признание ценности отдельного человека, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений1.

Все произведения, объединенные в «Повести Белкина», несмотря на тематическое разнообразие

и
различную проблематику
, иногда — печальный конец, в основе своей
оптимистичны
. Здесь также не обошлось без пушкинской иронии: к самому Белкину и его корреспондентам автор относится иронически. Эта ирония, пронизывающая «Повести Белкина», проявляется в отношении ко многим персонажам. Например, в «Станционном смотрителе» писатель иронизирует по поводу
всех станционных смотрителей
, затем — над мнимой болезнью Минского.

А. С. Пушкин, утверждая в «Повестях Белкина» новый творческий метод — реализм, дал правдивую, трезвую оценку окружающей действительности, создал самобытную отечественную прозу, реалистически воссоздающую и переосмысливающую жизнь.

Сообщение 2

. «Станционный смотритель».

Основная проблематика «Повестей Белкина

» —
человек и общество, социальные противоречия и нравственное достоинство простого, маленького человека.
Бедный, «маленький человек» и его внутренний мир — тема «Станционного смотрителя». Самсон Вырин — «сущий мученик четырнадцатого класса», он «маленький человек» и по социальному положению — малый чин, и по своему происхождению — «из простых», и по недостатку образования.

В этой повести А. С. Пушкин продолжает разработку темы «маленького человека», начатую еще Н. М. Карамзиным в повести «Бедная Лиза». Именно в этом произведении пушкинский гуманизм раскрылся в полной степени. Новое в облике Самсона Вырина — пробуждение человеческого достоинства в «маленьком человеке» и начало протеста против своего бесправия, безысходности ситуации. Обиженный судьбою и людьми, Вырин стал обобщенным образом страдания, бесправия. В то же время Самсон Вырин — образ брошенного отца, забытого горячо любимым чадом.

Образ Самсона Вырина породил целую галерею подобных художественных типов, с которыми мы потом познакомимся при чтении произведений Н. В. Гоголя (Башмачкин в «Шинели») и Ф. М. Достоевского (Макар Девушкин в «Бедных людях»).

4. Чтение произведения

(с. 99—108 учебника).

5. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

— Какое впечатление оставило у вас начало повести А. С. Пушкина

«
Станционный смотритель
»?

Расскажите о своих чувствах и мыслях, возникавших во время чтения.

— Найдите в начале произведения предложения, в которых явно проявляется авторская ирония.

Иро́ния (от греч.
eirõneia— притворство, насмешка) —
осмеяние, содержащее оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительный признак иронии — двойной смысл, где истинным является не прямо высказанный, а противоположный ему подразумеваемый; чем больше противоречие между ними, тем сильней ирония2.

Вспомните, что осмеиваться может как сущность предмета, так и отдельные его стороны. Часто это прием, демонстрирующий авторскую отстраненность от повествования, от фигуры рассказчика.

— Что мы узнаем о станционных смотрителях во вступлении к повести? Какое чувство у вас вызвали эти люди? Почему?

— Как характеризует одной фразой Пушкин людей на данной должности?

(«Сущий мученик четырнадцатого класса».)

— Как такое отношение характеризует самого писателя?

— От чьего имени ведется повествование о судьбе станционного смотрителя Самсона Вырина?

(От имени рассказчика.)

— Каким предстает перед нами рассказчик в самом начале повествования о семье Выриных? Можно ли утверждать, что рассказчик

и
автор
— одно лицо? Аргументируйте свой ответ.

— Что вы можете рассказать о Дуне — дочке станционного смотрителя? Опишите ее.

— Опишите избу, в которой находилась придорожная станция, для чего автор ввел в описание интерьера «картинки», изображавшие историю блудного сына?

— Какое впечатление произвела Дуня на рассказчика? Чем она отличалась от своих деревенских сверстниц? Только ли красотой?

— Почему рассказчик испытывал «печальные предчувствия», подъезжал через несколько лет к знакомой почтовой станции? Обосновано ли было такое предчувствие?

— Что сразу бросилось в глаза рассказчику по приезде в дом Самсона Вырина? Как вы думаете, почему?

— Опишите Самсона Вырина до и после печальных для него событий. Какие черты определяют характер Вырина? Почему он вызывает сочувствие у читателей?

— Как описывает старик Вырин свою дочку? Какие черты ее характера и поведения он подчеркивает?

— Есть ли в тексте слова, напрямую говорящие о сильной отцовской любви Самсона Вырина к дочери? Найдите их.

— Найдите в тексте фразы, говорящие о недалекости и недальновидности станционного смотрителя. Как вы думаете, почему он не заподозрил ничего дурного со стороны очередного проезжего?

— Расскажите, как вели себя проезжий гусар и дочь смотрителя Дуня. Какие моменты в их поведении могли бы насторожить Самсона Вырина? Почему этого не произошло?

— Реально ли описаны события и поведение героев? Интересно ли читать об этом?

— Опишите чувства главного героя

после отъезда дочери в церковь. Достоверно ли они описаны?

— Что происходит с Самсоном Выриным после бегства дочери с гусаром?

6. Работа с учебником.

Давайте прочитаем в учебнике статью «О ,,Повестях покойного Ивана Петровича Белкина”», написанную литературоведом А. Л. Слонимским (с. 97— 98 учебника).

— Что нового вы узнали из данной статьи?

— Какие дополнительные сведения к услышанному сегодня вы из нее почерпнули?

— Перечитайте третий абзац статьи. Согласны ли вы с тем, о чем в нем говорится? Аргументируйте свой ответ.

— Как вы понимаете слова А. Л. Слонимского: «В ,,Станционном смотрителе” особенно ярко выразился присущий Пушкину дух гуманности»?

7. Домашнее задание

(если всего два урока).

Для всего класса:

— прочитать все произведение до конца;

— подготовить выразительное чтение любого отрывка из повести «Станционный смотритель»;

— вопросы и задания из учебника № 1—3 (с. 112).

Для хорошо подготовленных учащихся:

— написать сочинение-эссе на тему «Что я понимаю под словом «гуманизм»?».

1 По кн.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. — М.: АСТ; Минск: Харвест. 2002. — С. 251.

2 См.: Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М., 2001. — Стб. 315—316.

Анализ 3

Творчество Александра Сергеевича Пушкина разделено на несколько этапов и периодов, один из них начинается с произведения «Станционный смотритель», которое входит в повести Белкина. В данном произведении автор пересматривает свое отношение к простым бытовым вопросам и относится к ним с особой лиричностью. Теперь он не скрывает свое отношение к реальности за мягким юмором и сарказмом. Ранее он старался маскировать настоящее отношение к суровой действительности, теперь он не намерен показывать ее через призму доброты. Поэтому он показывает реализм через все доступные черты, он описывает жизнь отчасти жестокой, а также отражает все существующие в то время реалии.

При этом читатель видит, что Пушкин проникается настоящей жалостью. Он с особой искренностью относится к непростой жизни станционного смотрителя, который пострадал от жестокой судьбы. Он никак не смог изменить ход событий привычной жизни, поэтому ее пришлось закончить весьма печально и скомкано.

В этот раз Александр Сергеевич позволяет себе допустить ноты осуждения и серьезности в сторону легкомыслия, которое допускает божественное существо. Несмотря на то, что он достаточно близко принимает его к сердцу, но в тоже время набирается смелости, чтобы осудить выбор божественной сути.

В центре событий Станционный смотритель, который на протяжении долгого времени живет тихо и спокойно, он наслаждается жизнью вместе с родной и единственной дочкой Дунечкой. Но его привычный ритм жизни нарушается неожиданным событием, девушка умирает, пропадает центр его существования, вокруг которого вращалось все в его жизни. Он старался не предавать произошедшему много внимания, но как не обратить внимание, когда пропал самый дорогой человек? В его дом попадает гусар, который не может разделить с ним произошедшее горе и напавшее на мужчину одиночество. Он не хочет помочь мужчине пережить жестокости и превратности судьбы. Гусар даже не старается разделить возможность помочь и сделать доброе дело.

Пушкин оформляет «Повести Белкина» как реалистичные истории, однажды произошедшие на самом деле. Они отличаются своим реализмом и отношением к ситуации. Он благодаря использованию различных мелочей и передаче реалистичных деталей, показывает, что в каждом человеке регулярно происходит революция, внутренняя борьба, за которой автор фактически подглядывает, описывая перестановки в судьбе благодаря маленьким перестановкам в окружающем интерьере и жизни. В жизни станционного смотрителя тоже происходит революция, которая заканчивается настоящей трагедией.

Автор точно описывает его внутренние переживания, боится за него и его внутренний выбор. Но при этом, каждый в том числе и читатель понимает, что при данном раскладе возможности закончить историю в положительном ключе нет, поэтому все заканчивается трагично. Такова реальная жизнь.

Основные персонажи повести

Главные герои:

  • Рассказчик – чиновник, который «в течение двадцати лет сряду, изъездил Россию», от его лица ведется повествование в произведении.
  • Самсон Вырин – мужчина лет пятидесяти, станционный смотритель «из почтенного сословия смотрителей», отец Дуни.

Другие герои:

  • Авдотья Самсоновна (Дуня) – дочь Вырина, очень красивая девушка, в начале повести ей около 14 лет – «маленькая кокетка» с большими голубыми глазами.
  • Ротмистр Минский – молодой гусар, обманом увезший Дуню.
  • Сын пивовара – мальчик, показавший рассказчику, где находится могила Вырина.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

  • Что удивительного в сказке летучий корабль
  • Что ты можешь сказать о володиной семье из рассказа мальчики
  • Что ты знаешь о литературной сказке какие литературные сказки ты знаешь
  • Что у сеньки было читать рассказ
  • Что труднее подчиняться или подчиняться итоговое сочинение