С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 5, 6, 7, 8 и 9 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 5, 6, 7, 8, 9 класс за 2021 год
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
«Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери, как бы они звучали на современном языке, ь читается как «е».
5 класс
1 — Стоящю же ему при краи моря и стрежаше обою пути, и пребысть всю нощь въ бдънии. Житие Александра Невского
Ответ: Он стоял на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провёл всю ночь без сна.
2 — И нача слыти имя его по всъмь странамъ… Житие Александра Невского
Ответ: И прославилось его имя во всех странах…
3 — Инии же, не въдуще, ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть… Повесть временных лет
Ответ: Некоторые же, не зная, говорили, что Кий был перевозчиком…
4 — В льто 6544. Мъстиславъ изыиде на ловы и разболься и умре. Повесть временных лет
Ответ: В 6544 году Мстислав отправился на охоту, разболелся и умер.
6 и 7 классы (всё тоже самое, как и в 5 классе и добавилось ещё одно)
5 — Тако же и князь Александръ — побъжая, а не побъдимъ. Житие Александра Невского
Ответ: Князь Александр был непобедим.
8 и 9 классы (всё тоже самое, как и в 5 и 6 классах и добавилось ещё одно)
6 — И ръша ему мужи смысленъи: «Не кушайся противу имъ, яко мало имаши вой». Повесть временных лет
Ответ: И сказали ему разумные мужи: «Не пытайся идти против них, потому что у тебя мало воинов».
Средства выразительности
Антитеза — противопоставление.
Гипербола — художественное преувеличение.
Градация — постепенное нагнетание или ослабление смысловой и эмоциональной значимости слов.
Ирония — иносказание, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
Литота — художественное преуменьшение.
Метафора — употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии.
Олицетворение — приписывание человеческих свойств неодушевлённому предмету, явлению или понятию.
Сравнение — уподобление одного предмета или явления другому по какому-то общему для них признаку.
Эпитет — красочное определение.
Какие средства художественной выразительности и фигуры речи использованы в отрывках? Выбери один вариант в каждом посте.
5 и 6 классы
1 — Бурсаки вдруг преобразились: на них явились… шаровары шириною в Чёрное море, с тысячью складок и со сборами… H.В. Гоголь, «Тарас Бульба»
Ответ: гипербола
2 — Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Л.Н. Толстой, «После бала»
Ответ: эпитет
3 — Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфористическая полоска и потухла. А.П. Чехов, «Степь»
Ответ: сравнение
4 — Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?… Играют волны — ветер свищет, И мачта гнётся и скрыпит… М.Ю. Лермонтов, «Парус»
Ответ: антитеза
7 класс (из предыдущих взяли Л.Н. Толстой, «После бала», остальные новые)
5 — Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Таковы были благородные увеселения русского барина! A.С. Пушкин, «Дубровский»
Ответ: ирония
6 — Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить… Н.В. Гоголь, «Невский проспект»
Ответ: литота
7 — Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. A. П. Чехов, «Толстый и тонкий»
Ответ: сравнение
8 — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща золотая…»
Ответ: метафора
8 класс (из предыдущих взяли А.П. Чехов, «Степь» и М.Ю. Лермонтов, «Парус», A.С. Пушкин, «Дубровский» добавили два новых)
9 — Произошла такая бестолковщина: донос сел верхом на доносе, и пошли открываться такие дела, которых и солнце не видало, и даже такие, которых и не было. H.В. Гоголь, «Мертвые души»
Ответ: гипербола
10 — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»
Ответ: метафора
9 класс (из предыдущих взяли A.С. Пушкин, «Дубровский», H.В. Гоголь, «Мертвые души», А.П. Чехов, «Степь», Л.Н. Толстой, «После бала», C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»)
Вечеринка писателей
Писатели играют в игру. Каждый называет собственное произведение, название которого начинается на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
5, 6, 7, 8 и 9 классы
A. С. Пушкин — Медный всадник
A. П. Чехов — Каштанка
Л. Н. Толстой — Анна Каренина
М. Ю. Лермонтов — Ашик-Кериб
И. С. Тургенев — Бежин луг
A. И. Куприн — Гранатовый браслет
K. И. Чуковский — Телефон
H. В. Гоголь — Нос
И. А. Крылов — Свинья под дубом
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Роман — большое произведение со сложным сюжетом.
Мемуары — произведение в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого.
Новелла — небольшое повествовательное произведение в прозе.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
5, 6 и 7 классы
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Сказка, Новелла
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Колдунья (ведьма): «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Сказка, Поэма, Стихотворение
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
8 и 9 классы (как в 5, 6 классах, только вместо богатыря другой персонаж)
Юноша: «Я герой прозаического произведения, которое написано в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого». — Мемуары
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
5 класс
Всё детство я коллекционировала наклейки и хранила их в толстой тетради .
Ответ: Толстой «Детство»
Мой друг из Англии, Майкл Грин, нарисовал корабль и теперь раскрашивал паруса. Я принёс ему алые и голубые краски.
Ответ: Грин «Алые паруса»
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
6 класс (из предыдущего остались Толстой «Детство» и Грин «Алые паруса», добавились два новых)
Я застегнул шинель и вышел к озеру: у берега плавала птица, обыкновенный гоголь.
Ответ: Гоголь «Шинель»
Папа смотрит футбол, болеет за чехов. Я читаю, в террариуме спит наш хамелеон. Моя сестра его очень боится.
Ответ: Чехов «Хамелеон»
7 класс (из предыдущего остался Гоголь «Шинель», остальные новые)
Дочка Андрея не поехала в Пушкин. Она осталась дома и разбирала старый комод. Там были альбомы, книги, капитанская фуражка отца.
Ответ: Пушкин «Капитанская дочка»
Мы проехали только пару маленьких лесков и большое озеро. Мне стало скучно, и я начала рисовать. «Ты левша?» — спросила Лена.
Ответ: Лесков «Левша»
Олег оставил скрипку в футляре и пошёл в гостиную. Пятеро человек уже смотрели матч. Болели за чехов.
Ответ: Чехов «Человек в футляре»
После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Ответ: Толстой «После бала»
8 класс (из предыдущего остался Гоголь «Шинель», Пушкин «Капитанская дочка», Лесков «Левша», Чехов «Человек в футляре», остальные новые)
Кажется, детство закончилось: я полюбила горький шоколад.
Ответ: Горький «Детство»
9 класс (Тоже самое, как и в 8 классе, но ещё одно добавили)
После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Ответ: Толстой «После бала»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
5 и 6 классы
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н.Н. Носов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X.К. Андерсен
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В.В. Бианки
Убери автора, который стоял у истоков советской рекламы. — B. В. Маяковский
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
7, 8 и 9 классы (всё тоже самое, как в предыдущих, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который был близким другом И. Бунина. — A. П. Чехов
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
5 класс
1 — A.С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
3 — П.П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
4 — М.Ю. Лермонтов «Бородино» Ветеран русской армии рассказывает о Бородинском сражении с наполеоновским войском.
Ответ: Да, потому что в стихотворении идёт речь о реальной исторической битве.
5 — «Слово о полку Игореве» Древнерусский князь Игорь Святославич с войском идёт против половцев, проигрывает битву, попадает в плен, но вскоре освобождается и возвращается домой.
Ответ: Да, потому что князь Игорь действительно существовал и сражался с половцами.
6 и 7 классы (с 5 класса остаются 2, 4, 5, остальные новые)
6 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём- разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
7 — В.Г. Распутин «Уроки французского» Школьник из бедной семьи играл на деньги, чтобы купить еды. Учительница решила помочь ему: она начала играть с ним и специально проигрывать. За это её уволили из школы.
Ответ: Нет, потому что в книге описаны не исторически значимые события.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
5, 6, 7, 8 и 9 классы
слон — вагон
слива — ива
капель — газель
сигнал — канал
журнал — пенал
торты — коты
Собери героя
5 и 6 классы
Выбери характеристики Пирогова, персонажа рассказа A.И. Куприна «Чудесный доктор».
Лицо — Умное, спокойное лицо с седыми бакенбардами
Род занятий — Врач
Характер — Милосердный, внимательный, неравнодушный к чужой беде
7, 8 и 9 классы
Выбери характеристики Калиныча, персонажа рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч».
Лицо — Добродушное кроткое лицо, голубые глаза, борода
Род занятий — Крестьянин
Характер — Открытый, весёлый, беззаботный, кроткий
Блогеры
Определи, о каких произведениях говорится в постах. Нажми на пост, чтобы прочесть его.
5 класс
@push_kin
«Сказка о царе Салтане» Написал новую сказку! О том, на что способны пойти две сестры из зависти к третьей. Угадайте, как назвал!
@ne_krasov
«Дед Мазай и зайцы» Написал новое стихотворение! Об охотнике, который пожалел животных. Угадайте, как назвал!
6 класс (остался @ne_krasov с 5 класса)
@lermont_off
«Бородино» Новое стихотворение! Посвящено одной очень эпичной битве. Много военной лексики, но вам понравится. Угадайте, как назвал!
7 класс
@push_kin
«Руслан и Людмила» Я тут книгу написал! Волшебная история о похищении девушки с её собственной свадьбы и о том, как жених её искал. Угадайте, как назвал!
@gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!
8 класс
@mayakoff_sky
«Хорошее отношение к лошадям» Написал стихотворение. Пронзительное. Пара неологизмов, звукопись. Оно о том, как человеческое участие и поддержка дают силы двигаться вперёд. Многим часто нет дела до беды другого существа. Угадайте, как назвал!
@iturgenev
«Ася» Новая книга готова! Пишу о девушке через призму чувств, которые она испытывает. О невзаимности и о том, что решения порой бывают запоздалыми. Угадайте, как назвал!
9 класс
@push_kin
«Борис Годунов» Написал новую книгу! Это историческая драма о борьбе за русский престол, об угрызениях совести того, кто незаконно его получил. Одно из важных действующих лиц — народ. Угадайте, как я назвал драму!
@gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!
КОРОГЛЫ (также: Кор-Оглы) Халык Гусейнович [24.01.1919, Асхабад Туркестанская Советская Республика ‒ 02.10.2001, Москва], историк литературы, востоковед, специалист по литературам народов Средней Азии. Доктор филологических наук.
Окончил школу на персидского языка, благодаря чему прекрасно знал персидскую литературу. Во многом это определило его дальнейший интерес к изучению литератур тюркских народов. После службы в армии Короглы переехал в Москву. С 1945 ‒ член Коммунистической партии.
В 1944‒1948 преподавал персидский язык в Институте востоковедения АН СССР и одновременно учился на лечебном факультете в 1-м Московском медицинском институте, который окончил в 1946 и некоторое время работал терапевтом в районной поликлинике. В 1947 поступил на восточное отделение филологического факультета МГУ и успешно окончил его (1952). В 1948‒1958 исполнял обязанности заведующего кафедрой в Институте внешней торговли. Во время работы там Короглы составил «Персидско-русский и русско-персидский общеэкономический и внешнеторговый словарь» (М., 1957 [в выпускных данных ‒ 1958]).
В Институте востоковедения АН СССР защитил кандидатскую диссертацию «“Шасенем и Гарып” ‒ народный дастан» (1955). В 1958‒1971, работая в издательстве «Советская энциклопедия», Короглы участвовал в подготовке «Краткой литературной энциклопедии». Был внештатным (а с 1986 ‒ постоянным) сотрудником открытой в МГУ кафедры литератур народов СССР, которая вскоре была слита с кафедрой русско-советской литературы (с 1991‒ истории русской литературы ХХ в.). После защиты докторской диссертации «Огузский героический эпос: (Героические дастаны огузнаме)» (1969), в 1971‒1986, Короглы находился на основном месте работы в ИМЛИ, в Секторе народного творчества (в 1986 преобразован в Отдел фольклора), продолжая преподавать в университете.
В разные годы Короглы читал курсы по литературам народов Средней Азии, Казахстана и истории культур Востока. На их основе были изданы конспекты лекций «Современная персидская проза» (1958), «Современная персидская литература» (1965), а также уникальные для своего времени (как по новизне, так и по охвату материала) учебные пособия «Узбекская литература» (1968) и «Туркменская литература» (1972). Последнее из них до сих пор остается важнейшим обобщающим трудом по истории туркменской национальной литературы и выходит далеко за пределы учебных задач.
Автор впервые выстраивает периодизацию туркменской литературы: до XVIII в. (устно-поэтическое творчество [«Эпос древнейшего населения Средней Азии и литература туркмен», «Огузнаме», «Героический эпос “Гёроглы”», «Дастанный эпос»] и письменная литература), XVIII ‒ нач. XX в., наконец сов. время [«Период становления (1917‒1929)», «Развитие туркменской литературы в 30-е годы», «Литература Великой Отечественной войны (1941‒1945)», «Литература послевоенных лет», «Берды Кербабаев»]).
В качестве одного из достоинств этого труда отмечалось, что «автор, исследуя отдельные периоды становления туркменской литературы, прослеживает культурные связи туркмен-огузов с территориально близкими им другими тюркоязычными и ираноязычными народами» (Кидайш-Покровская Н.В. [Рец.] // Сов. тюркология. 1974. С.94). Пособие «Узбекская литература», в свою очередь, оказалось не менее востребованным и в 1976 было переиздано.
По сравнению с первым изданием Короглы значительно расширил главы, посвященные народному творчеству и древней литературе, дополнил материалы по советскому периоду (Х.Х. Ниязи, А.Кадыри, Г.Гулям, Айбек, А.Каххар, Х.Алимджан, Зульфия).
Несмотря на то что за рамками пособия остался раздел драматургии и творчество видных ее представителей (К.Яшена, М.Шейхзаде, И.Султанова и др.), книга представляла собой систематическое изложение курса узбек. литературы, которое не только давало читателю общее представление о литературном процессе, но и знакомило с творческой биографией крупнейших писателей. Для облегчения восприятия материала русскоязычной аудиторией автор сообщал некоторые сведения по этногенезу узбеков. Востребованность также получили составленные Короглы хрестоматии «Образцы классической литературы Ирана (X‒XV вв.)» (1947; на персидском языке), «Персидские пословицы и поговорки» (1961; расширенный вариант ‒ «Персидские пословицы, поговорки и крылатые слова», 1973).
Как академического исследователя Короглы изначально привлекали классическая средневековая литература и фольклор Востока («Персидская классическая литература X‒XV вв.», 1950; «“Шахсенем и Гарып” ‒ народный дастан», 1955). Он был одним из редакторов второго тома «Истории всемирной литературы» (1984), посвященного лит. процессу в период Раннего и Зрелого Средневековья, автором статей в других томах (Т.3. М.,1985; Т.5. М.,1988); участвовал в подготовке таких серийных изданий, как «Эпос народов СССР», «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока».
На основе докторской диссертации Короглы выпустил фундаментальное исследование «Огузский героический эпос» (1976). Это был первый в современном востоковедении систематизированный труд об эпическом наследии тюрков-огузов, а точнее ‒ об основном письменном памятнике, вошедшем в научный обиход в первой четверти XIX в.,‒ «Книге моего деда Коркута».
Благодаря привлечению всей доступной исторической и филологической литературы Короглы (он работал не только в советских архивах, но и в библиотеках Измира и Стамбула в 1961) удалось обобщить разрозненные материалы об огузском эпосе, раскрыть идейно-художественные особенности «Китаби Коркут», показать роль изучаемого литературного памятника в развитии эпического жанра у потомков огузов (туркмен, азербайджанцев и турок), выявить культурные связи этих народов, основанные на этнической общности.
Для решения поставленных задач автору пришлось в вводной части обратиться к истории тюрков-огузов. Анализ мифов, легенд и преданий в первой главе монографии был призван доказать, что «Книга моего деда Коркута» имела реальную основу (то, о чем говорится в сказаниях, полагает Короглы, могло иметь место на протяжении всей истории народа). В центральной части исследования огузский героический эпос анализируется с точки зрения представленных в нем тем и сюжетов, структуры образа самого Коркута (который, обладая чертами исторического героя, не имел конкретного прототипа, а сложился в результате художественного обобщения), композиционных особенностей, характера стихотворных частей.
«Китаби Коркут» оценивается ученым как высокохудожественное произведение с единым языком и стилем. Однако, по мнению рецензента, монография Короглы важна еще и в общетюркологическом аспекте, как весомый аргумент против ненаучных попыток «закрепить за одним народом культурные ценности, которые исторически оказываются достоянием нескольких» (Лебедева Л.И. [Рецензия] // Народы Азии и Африки. 1978. №4. С.242).
Итоговой работой Короглы по изучению фольклора и истории тюркоязычных литератур стала монография «Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана» (1983). Выступая против усиливающихся тенденций по национально-культурной самоизоляции, ученый рассматривает памятники, общие для многих тюркских народов (Азербайджана, Турции, Туркмении): «Кёроглы», «Ашик-Гариб» (азербайджан. версия этого сказания легла в основу «турецкой сказки» М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб»).
В том же ряду подготовленные к печати и прокомментированные Короглы памятники словесности:
«Эмрах и Сельви, Необыкновенные приключения Караоглана и другие турецкие народные повести» (1979; переиздана в 1982);
«Турецкая ашыкская поэзия» (1983);
«Гуругли: (Таджик. народный эпос)» (1987);
«Книга отца нашего Коркута: (Огуз. героический эпос)» (1989);
«Классическая восточная поэзия: Антология» (1991);
«“Шасенем и Гарып”, “Касым-оглан” и другие туркменские народные повести» (1991).
Оставив работу в академическом институте, Короглы не перестал заниматься наукой. В последние годы жизни он изучал библейские и коранические мотивы в литературе. В частности, им посвящена статья «Стихотворение “Пророк” А.С. Пушкина и арабская легенда о пророке мусульман Мухаммаде» (1999), в которой выдвигается предположение, что Пушкин изображает не только пророка Исаию, но и Мухаммада, используя изложенную в хадисе легенду «Вскрытие груди».
А за несколько дней до смерти Короглы успел получить верстку своей последней книгы «Легенды и предания о пророках в Библии и Коране» (2001). Она была написана по материалам спецкурса «Духовные основы литературы» о Библии и Коране, который пользовался в МГУ большой популярностью. По свидетельству одного из его слушателей, «человек необычайно широкой эрудиции, Халык Гусейнович постоянно заглядывает в еще более глубокую древность, вплоть до шумеровского “Гильгамеша” ‒ самого древнего из эпосов мира, не упускает случая пояснить этимологию старинных слов, как бы дает попутно наглядные уроки сравнительного языкознания» (Кормилов С.И. «К 75-летию Х.Короглы», 1994. С.68).
Лекции Короглы были не только «захватывающе интересны, но и изящно построены», выглядели «как живая беседа, пронизанная искрами остроумия». Например, в конце 1960-х, «доходя в своем основном курсе до советского псевдохудожественного официоза, Халык Гусейнович говорил об одном из произведений небезызвестного партийно-государственного и литературного деятеля Шарафа Рашидова: “Почитайте, почитайте этот роман. Эта книга нам даст представление о том, как не надо писать”» (там же).
ИЗДАНИЯ:
1. Персидская классическая литература X‒XV вв. М., 1950;
2. «Шахсенем и Гарып» ‒ народный дастан. М., 1955;
3. Современная персидская проза: [Конспект лекций]. М., 1958;
4. Современная персидская литература: [Курс лекций]. М., 1965;
5. Туркменская литература: [Учебное пособие]. М., 1972;
6. Узбекская литература: [Учебное пособие]. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1976;
7. Огузский героический эпос. М., 1976;
8. Трансформация заимствованного сюжета: (По матер. эпоса народов Ближнего Востока и Средней Азии): [Доклад на Всесоюзной науч. конф. «Проблемы исторической поэтики фольклора», опубл. отдельной брошюрой на правах рукописи]. М., 1977;
9. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана. М., 1983;
10. Низами Гянджеви: (850 лет со дня рождения). М., 1991;
11. Легенды и предания о пророках в Библии и Коране. Казань, 2001.
РЕДАКТИРОВАНИЕ, СОСТАВЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ПЕЧАТИ:
1. Образцы классической литературы Ирана (X‒XV вв.): Хрестоматия для студентов IV и V курсов: На персид. яз. М., 1947;
2. Персидские пословицы и поговорки. М., 1961; Персидские пословицы, поговорки и крылатые слова. 2-е изд., доп. М., 1973;
3. Эмрах и Сельви, Необыкновенные приключения Караоглана и другие турецкие народные повести. 2-е изд. М., 1982; Турецкая ашыкская поэзия. М., 1983;
4. История всемирной литературы: В 9т. Т.2. [Литературный процесс в период Раннего и Зрелого Средневековья]. М., 1984. Совм. с др.;
5. Гуругли: (Таджик. народный эпос). М., 1987. ‒ Совм. с др.;
6. Книга отца нашего Коркута: (Огуз. героический эпос). Баку, 1989;
7. Классическая восточная поэзия: Антология. М., 1991 (Б-ка студента-словесника);
8. «Шасенем и Гарып», «Касым-оглан» и другие туркменские народные повести. М., 1991.
СТАТЬИ:
1. Дастанный эпос туркменского народа // Тр. Института яз. и литературы АН Туркмен. ССР. 1956. Вып.1;
2. Деде Коркут Китаби // Проблемы востоковедения. 1959. №4;
3. Туркменская классическая литература // История литературы народов Средней Азии и Казахстана. М., 1960;
4. Уникальный туркменский баяз// Проблемы востоковедения. 1960. №3;
5. Об одной рукописи // Тр. Института яз. и литературы АН Туркмен. ССР. 1961. Вып.5;
6. Основные культурные традиции в туркменском фольклоре // Вестн. истории мировой культуры. 1961. №1;
7. Об иранских элементах в народном творчестве туркмен // Проблемы востоковедения. 1962. №3;
8. Дастан // КЛЭ. Т.2. М.,1964;
9. К характеристике туркменских романических дастанов // Народы Азии и Африки. 1964. №6;
10. Кёроглу (образ исторический) // Советская историческая энциклопедия: В 16 т. Т. 7. М., 1965;
11. «Возлюбленная сердец» Туркмана Фарахи // Народы Азии и Африки. 1966. №2;
12. «Кёроглы» // КЛЭ. Т.3. М., 1966;
13. «Китаби деде Коркуд» // Там же;
14. Дастан «Бахром ва Гуландом» и его источник // Народы Азии и Африки. 1967. №2;
15. Туркменские дастаны // Очерк по истории туркменского народного творчества. Ашхабад, 1967;
16. Нурмухаммед Андалиб (дастаны) // Очерк по истории туркменской литературы XVIII ‒ XIX вв. Ашхабад, 1967;
17. Мирза Бархурдар Туркман и персидская литература XVII в. (дастан и литература) // Народы Азии и Африки. 1969. №5;
18. Новая версия «Кёроглу» // Теоретические проблемы восточных литератур. М., 1969;
19. Туркменский эпос «Гёроглы» и особенности его историзма // Специфика фольклорных жанров. М., 1973;
20. Поэтика прозаических фольклорных дастанов // Прозаические жанры фольклора народов СССР: Тез. докладов на Всесоюзной науч. конф. «Прозаические жанры фольклора народов СССР» (21‒23 мая 1974 г. Гор. Минск). Минск, 1974;
21. Из восточно-западных фольклорных связей. Темяглаз (Депегё) и Полифем // Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. М., 1974;
22. Проза или поэзия? // Сов. тюркология. 1974. №2;
23. Дастанный эпос и туркменская советская литература 20‒40-х годов // Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. М., 1975;
24. Огузский эпос: (Сравнительный анализ) // Типология народного эпоса. М., 1975;
25. Поэтика дастанного эпоса // Проблемы фольклора. М., 1975;
26. Текстологическая характеристика публикаций эпоса «Гёроглы» и «Гуругли» // Фольклор:
(Издание эпоса). М., 1977;
27. Трансформация заимствованного сюжета // Фольклор: (Поэтическая система). М., 1977;
28. Трансформация жанра туйуг: (К проблеме фольклорных связей тюркоязычных и ираноязычных народов) // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР: (Поэтика и стилистика). М.,1980;
29. Мифы, легенды и предания народов Сибири // Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. Горно-Алтайск, 1986;
30. Две тайны древнего титульного листа [О датировке и авторстве тюркского эпоса «Книга моего деда Коркута»] // Вопр. литературы. 1987. №6;
31. Художественные каноны и видоизменение эпоса // Фольклор: (Проблемы историзма). М., 1988;
32. Исторические связи фольклора и литератур народов Центральной Азии: (К истокам творчества Абая) // «Наследие Абая в современном мире»: Матер. науч. конф., посвященной 150-летию Абая Кунанбаева: (Москва, 15 нояб. 1995 г.). М., 1996;
33. Стихотворение «Пророк» А.С. Пушкина и арабская легенда о пророке мусульман Мухаммаде // Вестн. МГУ. Сер. 9: Филология. 1999. № 4;
34. Раздел II. Поэзия ХХ века. Глава 2. Первая половина ХХ в. // История персидской литературы XIX–XX веков. М., 1999.
БИБЛИОГРАФИЯ, АРХИВЫ:
1. Труды Института мировой литературы им. А.М. Горького: Библиогр. указ. 1939–2000. М., 2002 (по именному указ.);
2. «Вопросы литературы» за 50 лет: Указ. содержания 1957–2006 (в двух частях). М., 2008 (по именному указ.).
ЛИТЕРАТУРА:
1. КЛЭ. Т.9. М., 1978;
2. Филологический факультет Московского университета: Энциклопедический словарь. М., 2005;
3. Кормилов С.И. К 75-летию Х. Короглы // Вестн. МГУ. Сер. 9: Филология. 1994. №4;
4. Гусейнов Ч. «Лета к воспоминаниям клонят» // Дружба народов. 2002. №4;
5. Углицких А. ВЛК 1997–99. Часть вторая // [Электронный ресурс] URL: http://klavdii1955.livejournal.com /17533.html;
6. Багиров А. «Туркменская литература» Халыка Короглы как обобщающий труд по истории туркменской национальной литературы // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманитарные науки. 2016. №3;
7. Хыдыров М., Непесов Т. Гөроглы тарыхы шахсмы? // Эдебият ве сунгат. 1973. 21 марта;
8. Азмуда А. Масалха ва тамсилха-йе фарси аз Х.Г.Короглы // Рахнама-йе кетаб. 1973. №7–9;
9. Мередов А. Ашгабатлы Гөроглы // Эдебият ве сунгат. 1974. 21 июля.
©Алексей Александрович Холиков
доктор филологических наук, доцент.
Кафедра теории литературы
филологический факультет
МГУ имени М.В. Ломоносова
Çeşmesi: http://www.stepha№s.ru/izd/2017/2017_22_08.pdf. 09.06.2021ý.