Что говорится о девичьей красоте в русских сказках

сказка в русском фольклоре. сказка как жанр фольклора. сказка как жанр фольклора имеет свою специфическую поэтику, в установлении которой

                        
СКАЗКА В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ.

Сказка как жанр фольклора.

Сказка как жанр фольклора имеет свою
специфическую поэтику, в установлении которой настаивал А.И. Никифоров и В.Я.
Пропп.

Тексты данного жанра, строятся с
помощью установленных традицией клише:

Сказка как жанр фольклора.

• Сказочные формулы — ритмизованные
прозаические фразы:

— «Жили-были…», «В некотором
царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;

— «Скоро сказка сказывается, да не скоро
дело делается» — срединные формулы;

— «И я там был, мёд-пиво пил, по усам
текло, да в рот не попало» — сказочная концовка, финал;

Сказка как жанр фольклора.

2. «Общие места» — кочующие из текста в текст
разных сказочных сюжетов целые эпизоды:

— Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где
проза перемежается с ритмизованными местами:

— Клишированное описание
портрета — «Баба-Яга, костяная нога»;

— Клишированные формульные
вопросы-ответы — «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу
задом», и т.д.;

Сказка как жанр фольклора.

— Клишированное описание места действия: «на
калиновом мосту, на реке смородиновой»;

— Клишированное описание действий:
перемещение героя на «ковре-самолёте»;

— Общефольклорные эпитет: «красна девица»,
«добрый молодец».

История сказки.

Сказка или
казка, байка, и побасенка (древнейшее ее название басень — от слова
«баять», «говорить») — это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка
о том чего не бывает.

Сказка —
вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная
проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых
опираются на вымысел.

История сказки.

Слово «сказка» засвидетельствовано
в письменных источниках не ранее XVI века. От слова «каза́ть». Имело значение:
перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII-XIX
века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века – кощуна.

Структура сказки.

• Зачин. (“В некотором царстве, в
некотором государстве жили-были…”).

• Основная часть.

• Концовка. (“Стали они жить – поживать
и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Основные герои.

Любимый герой русских сказок Иван-царевич,
Иван-дурак, Иван — крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный
герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе
счастье.

Основные герои.

Важное место в русских волшебных сказках
отведено женщинам — красивым, добрым, умным и трудолюбивым.

Это Василиса Премудрая, Елена
Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка.

Основные герои.

Воплощением зла в русских сказках чаще всего
выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга.

— Баба Яга — один из самых древних
персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в
избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но
иногда помогает.

— Змей Горыныч — огнедышащее чудовище с
несколькими головами, летающее высоко над землей,- тоже очень известный
персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается
буря, сверкает молния, дрожит земля.
image001

Особенности русских народных
сказок.

В русских сказках часто встречаются
повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый
молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят;
буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка
сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Особенности русских народных
сказок.

В русских сказках определение ставится после
определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые;
солнце красное; красавица писаная…
Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно
солнце; буйну голову повесил; и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо
пойди

image002

Особенности русских народных
сказок.

Языку сказок свойственно употребление имен
существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают
им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк–ий, брат-ец, петуш-ок,
солн-ышк-о… Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным.
Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то,
вот, что за, ка…( Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)

Сказки о животных.

Cказка о животных 
это совокупность разножанровых произведений сказочного фольклора (сказка), в
которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также
предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо 1)
играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза
(саней»)), либо 2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки
«Старая хлеб-соль забывается»).

Сказки о животных.

Сказки о животных — широко
распространенный жанр. В мировом фольклоре известно около 140 сюжетов сказок о
животных, в русском — 119 и составляют около 10% сказочного репертуара, причем
значительная их час оригинальна.

— Композиционный прием сказок о животных
связан с обманом в разных его видах: коварный совет, неожиданный испуг,
изменение голоса и др.

Сказки о животных.

— В сказках о животных можно проследить
забытые верования, обряды, представления.

— В сказках о животных говорится о повадках,
проделках и приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних зверей, о
птицах и рабах, отношения между которыми очень похожи на отношения между
людьми.

Сказки бытовые.

Сказка бытовая 
ее еще называют социально-бытовой, сатирической или новеллистической.

— В бытовой сказке говорится о жизни и
представлениях русского крестьянина последних двух столетий, хотя некоторые ее
сюжеты тоже пришли из очень давних времен.

Сказки бытовые.

— Местом действия бытовых сказок является
русская часто крепостная деревня.

— Герой — деревенский бедняк, батрак или
солдат; он воюет с барином, барыней, с богатеем и попом.

— Бытовые сказки высмеивают
общечеловеческие пороки: лень, глупость, упрямство, жадность.

— Бытовые сказки полны юмора, они дают
комические портреты беспробудных лентяев, дурней, делающих все невпопад,
ворчливых, упрямых жен.

Сказки бытовые.

— Бытовая сказка идеализирует
активность, самостоятельность, ум, смелость человека в его жизненной
борьбе.

— Для бытовой сказки характерны краткость
изложения, разговорная лексика, диалоги. Она не стремится к утроению
мотивов и вообще не имеет больших развитых сюжетов.

— В бытовой сказке не используются
красочные эпитеты и поэтические формулы. Художественное обрамление бытовой
сказки зачинами и концовками также не является обязательным, многие из них
начинаются прямо с завязки и завершаются с последним штрихом самого сюжета.

Волшебные сказки.

— В основе сюжета волшебной сказки
находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи
чудесных средств, или волшебных помощников.

— В экспозиции сказки присутствуют
стабильно 2 поколения — старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее — Иван с
братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего
поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей.

— Завязка сказки состоит в том, что главный
герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую
мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало
противодействия, т.е. отправка героя из дома.

Волшебные сказки.

— Развитие сюжета — это поиск
потерянного или недостающего.

— Кульминация волшебной сказки состоит в том,
что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и
всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые
всегда разгадываются).

— Развязка — это преодоление потери, или
недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть
приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Волшебные сказки.

— Главный герой сказки всегда молод.

— В волшебных сказках герой встречается с:

— Существами, которых не встретишь в
жизни: водяным царем, русалками, лешим, Кощей Бессмертный, Баба-Яга,
многоголовый Змей, великаны и карлики.

— Невиданными зверями: Олень — Золотые
рога, Свинка — Золотая щетинка, Жар — Птица.

— Властителями стихий, природных сил:
Солнце, Месяц, Ветер, Морозко.

Волшебные сказки.

— Нередко в руки героя попадают чудесные
предметы:

— гусли — самогуды,

— скатерть-самобранка,

— шапка-невидимка.

— В такой сказке все возможно. Хочешь стать
молодым — поешь молодильных яблочек, надо оживить царевну или царевича спрысни
их мертвой, а затем живою водой.

Волшебные сказки.

В волшебной сказке особенно ярко сказались
обращенные к светлому будущему, мечты народа, представления о справедливой и радостной
жизни, добре, правде, красоте. В этих сказках настойчиво звучит оптимистическая
вера в победу добра над злом.

Продолжаем беседу о женской красоте, разберём качества замужней женщины на Руси:

  • Часть 1 — Девичья красота — русские красавицы и традиции.
  • Часть 2 — Женская красота в народной культуре и современности.
  • Часть 3 — [Вы здесь] Качества замужней женщины. Переход девушки в статус жены.

Устоявшиеся понятия о красоте ярко отразились в праздничных костюмах молодых женщин. Мы уже начали с вами этот разговор в предыдущей статье, упоминая девичьи ленты, накосники и прочие головные уборы, продолжим.

Расставание с девичьей красотой

Так, в Вологодской губернии, передавая своей сестре дéвичью крáсоту в виде ленты или платка, невеста наказывала ей:

Ты носи мою красоту
По годовым честным праздничкам,
По гулящим-то ярмаркам,
Ты носи, сберегаючи,
Все меня поминаючи.
Если худо покажется,
То по святым воскресеньицам.
Если худо покажется,
То в компаньи веселые,
На вечеринки матерые.
Коли худо покажется,
То в лес по красные ягодки
И на работу тяжелую.

В этом плане понятие дéвичьей крáсоты в свадебной поэзии соотносится с самим периодом девичества и характерными для него занятиями. В Самарской губернии, прощаясь с дéвичьей крáсотой, невеста горевала:

Милы мои подруженьки,
Отгуляла-то я по широкой улице,
Отпела-то я с вами развеселы песенки,
Отойдут-то с вами все гульбы, забавушки,
Все девичьи прохладушки!

Действительно, расставание с дéвичьей крáсотой и замужество оказывались той границей, за которой невеста лишалась возможности проводить время таким образом. Поэтому во многих местных традициях в причитаниях и приговорах, сопровождавших обряды с крáсотой, часто звучит тема противопоставления девичьей жизни и женской доли.

Так, в Вологодской губернии при выносе крáсоты-елочки произносили присказ, в котором олицетворенная дéвичья крáсота обращалась к невесте:

Бабья-то жизнь на печи в углу валяется,
В портянки обвивается, в лапотки обувается,
По деревне идет — запинается, говорит — задыхается,
Когда ты беременна будешь,
А вот наша-то девичья жизнь –
Подольше поспать, встать да умыться,
Побыстрей снарядиться, по деревне пройдиться.
По деревне идет, словно ягодка цветет,
А словечко говорит, вроде рубликом дарит.

В подобных причитах девушки, с одной стороны, пропевали свои страхи относительно женской доли, с другой — обозначали своё понимание, что после замужества всё будет другим: одежда, дом, порядок за столом, порядок стравы, распорядок дня и т.п. – это в народе означало готовность к замужеству.

Прощание с волей вольной

В сфере семейного уклада и распределения обязанностей между домочадцами положение девушек, достигших брачного возраста, отличалось наибольшей свободой. Традиционно девичья жизнь считалась беззаботной и вольной. Не случайно в народных представлениях понятие воли зачастую выступало как синонимичное дéвичьей крáсоте, а сама дéвичья крáсота в свадебных причетах называлась волей вольной.

Действительно, на фоне всех половозрастных групп общины именно девушки, достигшие брачного возраста, воспринимались как украшение общества благодаря свойственным этой поре природной свежести, а также наиболее ярким, нарядным и красивым костюмам. Не случайно во многих местах у русских слово красоваться означало быть девушкой.

Читайте также: Как встретить своего суженого.

Качества-замужней-женщины

Название: Девичник Автор: Алексей Корзухин Год: 1889

В Олонецкой губернии красóтами называли девушек, провожающих невесту к венцу. Сама дéвичья крáсота, олицетворявшаяся в свадебных причитаниях, также наделялась признаком красоты: «Моя дивья-та крáсота / Да из себя-то хорошая, / Волосами-то сивая / Да на лицо-то красивая». В этом плане показательно и использование в народной поэзии эпитета красная в значении красивая для образа дéвичьей крáсоты.

Переход девушки в статус жены

В морально-этическом плане понятие дéвичьей крáсоты соотносилось с идеальным поведением, приписываемым традицией девушке на выданье: честность, скромность, аккуратность и т. п. Об этом свидетельствует, в частности, наказ невесты сестре при передаче дéвичьей крáсоты:

Ты возьми моя сéстрица,
Мою дивью-ту красоту, 
Ты ступай, моя сéстрица,
Да во мои-те следочики,
Ты ходи, моя сéстрица,
Ниже травы-то шо?кóвые,
Да говори, моя сéстрица,
Тише воды-то ключёвые,
Ты ходи-то тихохонько
Да ступай-то мичехонько [мелко],
Щобы на сафьяны чарóчики
Щобы вода не заливаласе
Да пески не засыпалисе.
Ты не бойсе-ко, сестрица,
Да чесны-дивьи-то красоты:
Все люди-те добрые
Не доходя со мной кланелись…

Таким образом, понятие дéвичьей крáсоты в народных представлениях является сложным и неоднозначным.

С одной стороны, оно включает в себя отличительные характеристики девушки, готовой к замужеству, по большей части этические, моральные и качества рукодельницы. С другой стороны, непосредственно в ритуальной практике дéвичья крáсота находит материальное воплощение в разнообразных предметах, выступающих как обрядовые атрибуты.

Они символизируют и саму невесту, и возрастной статус взрослой девушки, и девичий период жизни, и отдельные характеристики, свойственные как просватанной девушке (целостность, красотá и вообще, все лучшие качества), так и поре девичества (свобода, воля, беззаботность, веселье и проч.).

Эти предметы и обряды с ними помогают “перейти” с одного статуса в другой, с одной семьи в другую, морально готовят, заменяют психолога.

Статус женщины в русской культуре

Но с девичеством понятие красоты в русской культуре не заканчиваются, т.к. находит отражение в ряде обрядов, ритуалов, терминов, также связанных с красным цветом, а значит красоты, но с другим оттенком, а значит и душевном состоянием.

Таким ярким примером является выражение “баба-ягодка” и наличие в сказках как очень яркого персонажа, как Баба Яга, чьё имя происходит от древнего имени Ягда – “ягодка”.

Так поговорим же о красоте женской – ягишности, ягодности.

Женственность, в представлении русской культуры — это состояние, а не возраст, т.к. статуса “баба” могла удостоиться и молодая жена, а могла быть ей обделена женщина, родившая уже и 5, и 7 детей.

Это был статус, которого надо было достичь в глазах не только семьи мужа, его рода, но и общества. Оно включало много разных аспектов: легкость, нежность, любовь, умиротворенность, доверие, открытость, мягкость, текучесть, радость, наполненность и так далее.

Для того, чтобы обрести данные качества замужней женщины, наши прабабушки:

  • Избавлялись от страхов, предубеждений и шаблонов ДО замужества, относительно него, семьи будущих родственников по мужу, потерей девственности и т.п.
  • Совершали большой ряд обрядовых действий во время свадьбы и после нее, которые символизировали вхождение в “женскую долю”. Надо сказать, что многие из этих обрядов связаны с одеждой, переодеванием, вещами, которыми могла пользоваться только замужняя, но изготовленные ещё в девичестве. Уже само изготовление подобных вещей настраивало на житиё в женском образе.
  • Учились быть женщиной с самого детства, наблюдая за матерью, бабушкой, тётками, но, прежде всего, у свекрови и женщин рода мужа, чтобы быть не просто женщиной, а подходящей данному роду, чтоб в вашем поведении и внешнем виде, в ваших блюдах муж ощущал что-то знакомое, “родное”.
  • Развивая качества замужней женщины опирались на божественные, священные книги — кон для всех и вся.

Природные и божественные образы женственности

Мне очень понравилось высказывание моей соратницы Ланы Чулановой, полностью совпадающей с ведическим и народным представлением: “Женщина подобно цветку. Вот она маленькая девочка и похожа на закрытый бутон. Вот девушка — похожа на цветок, который начал раскрывать свои лепестки. И вот прекрасная женственная женщина — распустившаяся роза, очаровывающая всех своим ароматом и красотой”.  То есть в каждой девочке есть лепестки женственности, но раскроются ли они — зависит от неё самой (см. список вверху).

девушка-цветок

Даже если девочку воспитывают по-женски неправильно: критикуют её внешность, лишают возможности наряжаться и украшать себя, не учат говорить и просить, благодарить и отказывать, ждать, быть терпеливой, вести себя с достоинством, развивают только её ум, учат торговать своим телом, манипулировать, позволяют ей истерики и стервозное поведение и т.п. — это НЕ ПРИГОВОР.

Читайте также: Славянские традиции семьи.

Всё это убивает женственность, но всё это можно изменить в себе, если приложить труд и терпение. И обратить своё внимание на природные и божественные образы.

Иван-Царевич на Сером Волке

Обратимся к русским сказкам:

  • Василиса Прекрасная — девушка; Василиса Премудрая — жена.
  • Марья-Искусницаа — девушка; Василиса-Микулишна — жена.
  • Елена-Прекрасная, Царевна-Лебедь — девушка; королева Апраксия — жена.
  • А также в роли жены стоит отметить: Настасью Микулишну, Настасья Окульевна, Авдотья-рязаночка, Златогорка (родила сына Илье Муромцу); а также безимённые мудрые жёны из различных сказок и пьес народного театра.
  • Настасья Королевична и дочь Ильи Муромца – как не прошедшие переход из девки в жёны.

 Название: Иван-Царевич на Сером Волке

Автор: Виктор Васнецов Год: 1889

Качества замужней женщины

Что же особенного и красивого в образе жён, отмеченных русским фольклором?

  • Отсутствие программы “надо быть как все”, синдрома “хорошей девочки” – в противовес, наоборот, представлено нестандартное мышление.
  • Готовность поступиться правилами и общественной моралью, если надо пойти за мужем.
  • Отсутствие стремления соответствовать чьим-либо ожиданиям.
  • Безграничная вера в мужа и его дела.
  • В их сознании выше мужа — Бог, а не мама с папой.
  • Отсутствие методов очарования, но осознанность в служении своей красоты на честь и красоту рода мужу и его чести.
  • Для них роль хорошей жены — это исполнение своего предназначения, не навязанный, а добровольный выбор, желанный, даже если по силе ты равна мужу или превосходишь его (есть и такие примеры).
  • Отсутствие идеализации мужа, а значит очарованности — это идеальная защита от будущих разочарований, обид на себя, окружающих, претензий и упрёков.
  • Умение преподнести необычные, высокие, сверх просьбы мужу с уверенностью, что он сможет и справится. Вера в то, что это чудо может сотворить, достать только муж.
  • Отсутствие необоснованных требований к окружающим, критики и осуждений. Упреки произносятся мужу ласково, с печалью, но с надеждой и верой, что “утро вечера мудренее”.

Кроме того, женская красота видится в материнстве, умении нести себя, красоваться мужем и детьми, кичиться статусом замужества (отсюда и головной убор – кичка), гордиться мужем, украшая себя его подарками “напоказ всей улице”, детей одевать “так по одежке и матушку судят, а по кафтанчику – батюшку”.

Читайте также: Образ берегини в мифах и сказках.

Женщина в период материнства

Не случайно женщина замужняя сравнивалась с печью, так также называли и “горячую”, в состоянии детородности матку” – поэтому в частушках и песнях-заигрышах говорится, что с бабой горячо должно быть, сладко – это и о сексуальном контакте, и о житьё-бытьё с ней. Плохую, холодную по темпераменту, не умелую у печи женщину часто “огарком заскорузлым” величали или “гузкою”, т.к. по мнению народа она “зря женску долю просиживает”.

Именно в период замужества и в детородный период носила женщина понёву с максимальным количеством ярг – знаков женской силы, вышитых или сотканных красным цветом. Да и именно в этот период жизни было в костюме женщины более всего белого, красного — на праздники, и ягодного, бордового с зелёным или, в контраст, синим цветов в будни. И именно в статусе жены появлялся и распускался в своей полноте золотой цвет на головных уборах, платках в костюме у женщины.

Весь её облик говорил, что она полна сил, стремиться уподобиться небесным и земным Богиням, наполнить мир семьи красотой и сладостью, богатством-золотом и светом — она становилась Звездой, Луною, Присолнышком при Солнце-муже в доме.

Марафон «Раненая женщина, или История сломанного цветка» поможет вам вернуться к своей внутренней Женщине-Богине, раскрыть своё предназначение, восстановить женскую силу Рода и наладить отношения с близкими, даже если ситуация зашла слишком далеко.

раненая женщина

П.С. А по вам можно понять, что вы гордитесь своим статусом жены? А вы знаете, как подчеркнуть свой статус и возвеличить им мужа?

93db19facc2e02e22edb43594037c89e

Кто же не помнит коварство, необычную внешность и таинственность персонажей русских сказок – Бабы-яги и Кощея Бессмертного? Сказки были придуманы народом и пришли из глубины веков. Но ведь кто-то же был прототипом этих героев? Эксперты утверждают, что Баба-яга и Кощей приравнивались к божествам и выглядели иначе, чем их описывают в сказках. По крайне мере, Баба-яга не старуха, а юная дева-воин и маг. В мифах и преданиях народов мира тоже есть упоминания о Яге и Кощее. А некоторые эксперты считают их пришельцами.

Как выглядят и почему не любят Бабу-ягу и Кощея Бессмертного

61a828b5caa9b5fe4dc34f34d623fbf9

Бабу-ягу в сказках представляли летящей в ступе с метлой. / Фото:fi.pinterest.com
Яга и Кощей – известные персонажи русских сказок. Это отрицательные герои, которые не превращаются в конце в добрых и бескорыстных действующих лиц. Даже в русских сказках они выглядят несколько устрашающе. Их трудно полюбить, ведь все их действия направлены против человека, чаще вредят ему и всему живому. Хотя иногда Баба-яга может и помочь. Яга представлена худой и злой старушкой, спина которой, как правило, согнута. В сказках – это бессмертный персонаж, причем ей немало лет.
a51d9c29c711f8359ade0287ee7720f3

Бабу-ягу считали колдуньей, а избушка ее находилась в дремучем лесу. / Фото:l1984.blogspot.com
Кожа ее сильно сморщена, а во рту осталось 2 железных зуба-клыка. Волосы длинные, запутанные, подвязаны косынкой-балдахином. Также у нее изогнутый длинный нос. Прозвище «костяная» подчеркивает ее сильную худобу (видно, как кости проступают через кожу). Также это может указывать на связь с потусторонним миром. Бабка летает на метле или ступе, а также лежит на печи в своей избе. У нее необычная избушка без видимых окон и дверей, стоит она на курьих ножках. Чтобы попасть в избушку, ее нужно развернуть, произнося магические слова.
cb960655027a5c1cc4efab1a3376735a

Кощей – это высокий худощавый старик, который часто похищал молодых девушек. / Фото: obeliskhistory.blogspot.com
Другой не менее колоритный герой сказок – Кощей (правильнее Кащей) Бессмертный. Существует несколько образов этого персонажа. Высокий очень худой мужчина, который похож на скелет, обтянутый кожей. Кожа очень бледная, практически прозрачная, что наводит на мысль, что он мертв. Хотя везде указывается, что Кощей бессмертен. Иногда его представляют как небольшого сморщенного старика с длинной бородой, злым и пакостным характером. Он носит черные одеяния, любит сокровища и похищает молодых девушек. Его смерть находится в игле, которая помещена в яйцо. А оно лежит в сундуке, закопанном под могучим дубом. Его считали черным колдуном, владеющим огромной силой и чарами.

В чем загадочность Бабы-яги и Кощея Бессмертного в русских сказках и древних легендах

a67fdb7c16fd30f4b7274d3230928a89

На самом деле Яга была молодой и красивой девушкой-воином.
На самом деле Баба-яга и Кощей Бессмертный только позже стали персонажами русских сказок. А до этого они упоминались в славянской мифологии и относились к божествам или проводникам в мир мертвых. Да и выглядели они совсем иначе. В древнегреческой мифологии Яга имела божественные корни. Она была дочерью Вия, который повелевал в Срединном царствии Нави (Царстве Мертвых). Она владела особыми магическими способностями и понимала языки тех, кто проживал в Верхнем царстве Нави. Долгое время там не было единого правителя. А Яга имела туда неограниченный доступ. Недаром ведь есть много упоминаний, что живет она подальше от людей, на краю темного дремучего леса.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему Лиса – Патрикеевна, Баба — Яга, а Змей – Горыныч: в честь кого назвали персонажей русских сказок

553d81bb7540dcc1bf0d10db30f15961

Яга и Кощей были бессмертными божествами.
К Яге за помощью приходили другие божества и сущности. Кстати, «костяная нога» – это сказано о связи ее с потусторонним миром. Яга была не старой бабкой, а очень красивой молодой девушкой. Она выглядела не хуже, чем богиня любви и красоты Лада. Яга не просто была красавицей, но и искусным воином. Она одна могла противостоять большому количеству врагов. Кстати, ее отец Вий долго не мог выдать дочку замуж. Та выдвинула условие, что замуж выйдет только за мужчину, который победит ее в поединке. Таким оказался бог Велес, который потом стал ее мужем.

Кощей тоже относился к божествам. Его отец Чернобог (Змей Тьмы), а братья – Вий и Горын. Поэтому с Ягой их связывали родственные связи. Кощей был правителем царства Нави (Кощеево царство) и обладал несметными богатствами. После Чернобога именно он имел огромное могущество и мудрость. Ему подчинялись все сущности и твари царства мертвых. Несмотря на то что он владел магией, Кощей редко перевоплощался. Это был высокий худощавый старик с бородой, который больше смахивал на скелет.
ed043033c7f5eaf8b167ea2b20c92f1d

У Кощея был заколдованный конь, а его смерть хранилась в яйце.
У Кощея был необычный конь (наполовину живой и мертвый). Это все благодаря чарам властелина Нави. Его символами был череп и меч, которым он искусно владел и считался сильным воином. Кощей действительно был бессмертным. А его смерть хранилась в яйце, хорошо спрятанном от посторонних глаз. Согласно древней легенде, его сотворил Род, когда создавал мир, спрятав туда темную сторону человеческой сущности.

Есть ли в легендах и сказках других народов Баба-яга и Кощей Бессмертный

Интересно, что похожие на Кощея герои встречаются не только в русских сказках. В Индии, некоторых странах Европы, Монголии, Малайзии есть похожие истории о демонах и великанах. Всех их связывает то, что смерть злого героя хранится в яйце. В восточных сказках душа джина выглядит как шмель, который находится в зобу жаворонка, а тот сидит в клетке.
75d26a82f84c46cf084e22d91325657a

Миф о мировом яйце тоже затрагивает сказочного героя Кощея Бессмертного.
Древнегреческие сказания и мифы рассказывают о боге царства мертвых Аиде, как и Кощей, похитившего чью-то невесту. Аид большой любитель и владелец огромных богатств (как и Кощей). Также эксперты отмечают и мифы о «мировом яйце». Такую информацию можно встретить у древних египтян, греков, китайцев и других народов по всему миру. Там еще говорится, что при расколе яйца появляется новая жизнь, а не приходит смерть.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Баба-яга в кино: кто из актёров создал самый яркий образ сказочной старухи

Если образ Кощея Бессмертного каким-то образом можно было отыскать в легендах и сказаниях других народов, то о Бабе-яге практически ничего подобного нет. Правда, здесь можно найти несколько вариантов. Например, в переводе с санскрита Змей значит Аги. Имя созвучно с Ягой. Древние греки и скифы считали ее змеедевой или Великой Богиней Девой-Птицей.

Возможно ли внеземное происхождение Яги и Кощея

На такую мысль исследователей натолкнул не только неординарный внешний вид Яги и Кощея, но и то, на чем они передвигались. Баба-яга летала на железной ступе, пестом погоняла и метлой след заметала. Очень похоже на летательный аппарат на реактивном двигателе, который издавал некий гул при движении. Казалось бы, это просто хорошо развитое воображение, поэтому понятно желание и Ягу назвать пришельцем, если бы не один интересный факт.
a3db808109d867f4a0710ab87819542d

Майя, вероятно, изобразили пришельцев, летающих в ступе с мотором, как и Баба-яга.
Во время исследований древнего храма Надписей в Паленке, который построили майя, были найдены настораживающие рисунки на плите погребальной камеры. Некий человек управлял летательным аппаратом, напоминающим ступу. В хвостовой части изображено нечто, напоминающее метлу, а может быть, пламя, как в ракете. Есть предположения, что здесь тоже побывали пришельцы, которых и изобразили древние майя.
4c72453ab1258ff3fe61f8c2510ca0ce

Кащеем называли пришельцев с другой планеты.
О Кощее (Кащее) есть упоминание в славянско-арийских Ведах. Там говорится, что Кащеи – это внеземная раса, которых прозвали Серыми. Прибыли из системы звезды Дзена. Они похищают людей, изучают и экспериментируют над человеческой расой. Хотят поработить Землю. Часть экспертов считает, что народ связал образ Кощея вовсе не с пришельцами, а с кочевыми ханами. Они отличались своей жестокостью, грабили и убивали русский народ. А красивых и молодых девушек забирали в плен. Почему Георгия Милляра признали лучшим актером, который сыграл Бабу-ягу и Кощея Бессмертного.

Источник: zabavatut.ru

  • Что говорится в сказке колобок
  • Что вы посоветуете лисе и журавлю в сказке
  • Что вы вкладываете в понятие красивый человек сочинение рассуждение
  • Что входит в сочинение рассуждение
  • Что вы узнали о жизни и творчестве державина подготовьте рассказ о поэте