Что если в итоговом сочинении неправильно указал автора

Правильное определение проблемы в сочинении по егэ или итоговом залог успешного его написания. если сформулировать проблему неправильно, то это

Правильное определение проблемы в сочинении по ЕГЭ (или итоговом) — залог успешного его написания. Если сформулировать проблему неправильно, то это приведет к тому, что комментарии по проблеме будут некорректными, как и формулировка авторской позиции. В этом случае есть риск за содержание сочинения не получить вообще никаких баллов.

Рассказываю, как сформулировать проблему в сочинении грамотно и легко.

Проблема — предмет обсуждения, вопрос, который автор выдвигает для обсуждения.

Определение проблемы является важнейшей частью работы над сочинением, поскольку она определяет ход мыслей и содержание будущего сочинения в целом.

Какие проблемы могут подниматься в тексте:

  • философские;
  • социальные;
  • политические;
  • нравственные;
  • экологические;
  • эстетические и др.

Как я уже писал, формулировка проблемы определяет ход работы над содержанием текста. Эта работа предполагает:

  • запись комментариев проблемы. Каждый комментарий основывается на 2 примерах, взятых из оригинального текста;
  • отражение авторской позиции;
  • обозначение своего отношения к авторской позиции.

Ваша задача — четко и емко сформулировать проблему, к которой можно привести аргументы (примеры-иллюстрации) с указанием их авторства.

Важно понимать, что в оригинальном тексте может быть и чаще всего есть сразу несколько проблем. Для написания сочинения нужно выбрать только одну. Как это сделать — тоже большой вопрос. Прежде всего нужно определить, какой из них уделяется большее внимание.

Есть 4 способа, с помощью которых можно найти и сформулировать проблему. Выбор конкретного способа зависит от стиля речи, места, в котором формулируется проблема в сочинении, а также от самого автора.

Подходит для текстов, написанных художественным и публицистическим стилем.

Если вам дали задачу сформулировать проблему как можно короче, то можно применить следующую схему:

слово «проблема» + имя существительное в родительном падеже (чего?).

Пример:

Чуковский вполне очевидно иллюстрирует проблему нехватки базового образования в области русского языка.

Такой способ тоже довольно распространен. После сформулированной с помощью риторических вопросов проблемы ссылаются на оригинальный текст.

Вот пример:

Что такое красота? Что она значит в современном мире? Этими и другими вопросами задается автор статьи П. А. Зинченко.

Публицистический текст может содержать формулировку проблемы, записанную самим автором.

Чтобы использовать ее в сочинении, можно взять и оформить ее как прямую или косвенную цитату. Еще один способ в рамках цитирования — вводная конструкция.

Примеры:

«Я все реже думаю о том, какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь», — начинает свой текст А. Б. Пупкин (прямая речь).

«А. Б. Пупкин задумывается о том, «какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (косвенная речь).

«По словам А. Б. Пупкина, «скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (вводная конструкция).

Если проблема, сформулированная в оригинальном тексте, вас полностью устраивает в том виде, в котором она есть, можно ее не цитировать, а просто указать соответствующие номера предложений.

Пример:

Проблема связи поколений четко обозначена Д. К. Декабристовым в 10 предложении.

Первый способ считается наиболее удобным и часто используемым.

Когда формулируете проблему с помощью первого способа, проверяйте, чтобы в предложении не было несколько существительных в родительном падеже, следующих друг за другом.

Некорректная формулировка проблемы:

В тексте обозначена проблема несоблюдения культуры речи носителей языка.

Такую конструкцию можно заменить риторическими вопросами.

Проблема может быть сформулирована в любом месте текста. Но, исходя из практики и здравого смысла, я бы рекомендовал размещать проблему во введении или в самом начале основной части.

Как правило, введение заканчивают формулировкой проблемы. Это нужно для того, чтобы связать вводную и основную части. Далее, в начале основной части текста, проблему нужно будет прокомментировать.

Чтобы все выглядело логично, последовательно и аккуратно, лучше всего выбрать вариант формулировки проблемы в виде риторических вопросов. Они позволят сконцентрировать внимание читателей на ключевые моменты текста.

Если вы работаете над сложным текстом, такой вариант — то, что нужно.

Пример:

Что лежит в основе борьбы поколений? Можно ли избежать столкновения отцов и детей? Именно эти вопросы задаешь себе во время чтения текста А. Б. Бобылева «Дети и отцы».

Формулировка в виде конструкции «проблема — существительное в родительном падеже» также рабочая.

Пример:

В основе текста А. Б. Бобылева «Дети и отцы» лежит проблема взаимоотношения отцов и детей.

Также подойдет цитирование.

Пример:

«А. Б. Бобылев показал всю остроту взаимоотношений разных поколений» — пишет К. И. Чуковский.

В основной части проблема располагается непосредственно перед ее же комментарием.

Располагать проблему в начале основной части удобно, так как потом можно сразу комментировать. Это продемонстрирует читателям, что умеете читать и анализировать текст.

Пример:

Говоря об отношениях отцов и детей, автор в своем тексте затрагивает проблему доверия и разницы в восприятии жизни. Об этом свидетельствует тот факт, что старший сын рассказал о своем поступке не отцу, а совершенно постороннему человеку.

Помимо способа обозначения проблемы в виде конструкции «проблема + существительное в родительном падеже», можно использовать любой другой способ.

Комментарий представляет собой пояснительное замечание или рассуждения по поводу обозначенной в тексте проблемы.

К комментарию предъявляются следующие требования:

  • он должен быть написан на основе прочитанного текста;
  • он должен отражать последовательность авторской мысли;
  • он должен связывать проблему и авторскую позицию.

Исходя из этих требований, можно обозначить, чего делать не стоит при написании комментария:

  • комментировать, не основываясь на исходный текст;
  • просто пересказывать прочитанный текст. Чтобы этого избежать, нужно обобщать и указывать, что именно делает автор (делает акцент, подчеркивает и др);
  • приводить в качестве цитат чересчур большие фрагменты текста.

Что помогает раскрывать проблему:

  • личный опыт и наблюдения;
  • факты, взятые из истории;
  • пословицы, поговорки, афоризмы;
  • высказывания авторитетных людей;
  • статистика;
  • источники литературы.

Вот как может выглядеть комментарий:

как выглядит комментарий в сочинении

Для формулирования проблемы проще всего использовать устоявшиеся речевые конструкции.

Вот некоторые из них:

типичные речевые конструкции в сочинении

Обратите внимание, что все и сразу использовать не стоит: это может привести к загромождению вашего сочинения. К тому же, читатели могут подумать, что ваше сочинение — просто набор шаблонных фраз.

3 простых правила работы с шаблонами:

  1. Если у вас есть список шаблонных конструкций, посмотрите внимательно, какие из них больше подходят для вашей темы.
  2. Конструкции можно изменять, разбавляя их исходным текстом. Но важно убедиться, что нет нарушений в формах слов, требований грамматики и культуры речи.
  3. Продумайте переходы от мысли к мысли. Все должно быть логично и последовательно. В итоге должно получится одно целое.

Надеюсь, эти советы и рекомендации помогут вам справиться с сочинением по ЕГЭ в 2021 году.

В декабре выпускникам предстоит написать итоговое сочинение, которое является условием допуска к ГИА для учеников 11-х классов. Времени остается не так уж много, поэтому давайте повторим основные правила написания итогового сочинения вместе с доктором филологических наук, ведущим экспертом отдела методического обеспечения процедур оценки качества общего образования МЦКО Александрой Кудряшовой.

Требования к итоговому сочинению

Важно понимать разницу между итоговым сочинением и сочинениями по русскому языку и по литературе в рамках государственной итоговой аттестации.

Одно из требований, отличающих итоговое сочинение, — существенный объем (от 350 слов). Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то работа не проверяется.

В работе необходимо показать умение рассуждать на заданную тему c выражением своей точки зрения и личным эмоциональным откликом.

В итоговом сочинении необходимо:

  1. раскрыть тему сочинения;
  2. аргументировать свою позицию с опорой на литературный материал;
  3. комментировать приведенные примеры из произведений;
  4. выстраивать трехчастную композицию, владеть грамотной письменной речью.

Выбор темы сочинения

Это важный этап в начале работы над итоговым сочинением. Внимательно читайте предложенные темы, выбирайте то, в чем вы хорошо ориентируетесь. Рассматривайте возможные типы формулировок тем, которые могут встретиться на итоговом сочинении. Название темы может включать цитату. Например, «Разделяете ли вы убеждение Андрея Болконского: „Надо… чтобы не для одного меня шла моя жизнь“?». Очевидно, что для ее раскрытия нужно понимать цитату в контексте сюжетной линии и духовных исканий героя.

Тема может быть сформулирована и в виде прямого вопроса — например, «Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?». Здесь важно раскрыть понятие отзывчивости и показать на литературном материале, в каких поступках выражается эта черта характера.

Возможна и формулировка темы в виде дискуссионного вопроса — например, «Что важнее для детей: советы родителей или их пример?». Такой вопрос предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий.

Критерии оценки сочинения

Первый критерий — «Раскрытие темы сочинения». Чтобы работа соответствовала максимальному баллу по этому критерию, важно выделить главную мысль, прокомментировать ключевое понятие в теме сочинения. Например, если вы выбрали тему сочинения «Что важнее для детей: советы родителей или их пример?».

Что значит «советы родителей», «пример родителей» и какую роль они играют в жизни детей? На этом этапе формулируется тезис — ваше утверждение, которое вы будете доказывать (раскрывать) в основной части своего сочинения. Например, тезис может прозвучать так: «Я считаю, что советы и пример родителей в равной мере важны в воспитании детей». От того, насколько четко сформулирован тезис, зависит успешность дальнейшего раскрытия темы.

Следующий этап в работе над сочинением — выбор литературного произведения, который станет основой для аргументации и подтвердит выдвинутый тезис.

Прежде всего нужно указать название произведения и его автора. Описать образ, характер героя с точки зрения раскрытия темы сочинения. Как раскрывается характер героя в произведении? Это могут быть его поступки, речь, а может быть портрет героя. Для привлечения литературного материала можно обратиться к пересказу эпизода.

Важным элементом основной части сочинения является ваш комментарий, который должен включать рассуждение, оценку героя или его поступка.

Умение использовать литературный материал оценивает второй критерий — «Аргументация. Привлечение литературного материала». Литературным материалом могут быть не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества (за исключением малых фольклорных жанров).

Напомню, что незачет ставится в случаях, если сочинение написано без привлечения литературного материала, в сочинении существенно искажено содержание произведения или если литературные произведения упоминаются в работе, но не используются для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется зачет.

Третий критерий — «Композиция и логика рассуждения» — оценивает умение школьников выстраивать тезисно-доказательную композицию сочинения, которая включает вступление, основную часть и заключение. Заключительная часть сочинения должна быть логически связана со вступлением.

Четвертый критерий — «Качество речи». Он оценивает точное выражение мысли и разнообразие лексики.

Пятый критерий — «Грамотность». Учитывает орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.

В заключение сформулируем основные рекомендации для успешного написания итогового сочинения:

  • Вспомните тексты произведений, которые могут быть использованы для раскрытия конкретных тем сочинений. Важно знать автора, название произведения, имена главных героев, ключевые эпизоды.
  • Не забывать про рассказы и стихотворения, которые также могут быть убедительными аргументами в вашем рассуждении.
  • Не бояться размышлять и выражать свое мнение.
  • Следовать за формулировкой темы.
  • Комментировать поступки героев, эпизоды, сюжетные линии.
  • Соблюдать правило композиции: вступление — основная часть — заключение.
  • Уметь грамотно выражать свои мысли.
  • И важно помнить, что цитирование в сочинении необязательно: нужно передать идейное содержание произведения.

Источник: МЕЛ

Снять противоречия между регионами и муниципалитетами,
исключить переваливание ответственности за «ничьи» объекты, сфокусироваться на решении
конкретных проблем и оптимизировать работу на местах – этому призван способствовать
закон о развитии местного самоуправления, проект которого внесли в
Государственную думу в четверг, 16 декабря. Но как именно это отразится на
органах власти и что изменится для простых жителей? Правильно ли, что
губернатор сможет уволить мэра? Корреспондент РИА «Воронеж» задал эти вопросы главам
муниципальных образований и депутатам.

Выход на другой уровень

Законопроект предусматривает упрощение правовых конструкций
и уточнение компетенций органов местного самоуправления (МСУ), чтобы способствовать
устранению путаницы при перераспределении полномочий. По этому принципу будет
создана новая система работы власти на местах, в основу устройства которой заложат
не территориальный принцип, а именно принцип привязки к населению. Проект
предполагает упразднение сельских и городских поселений и переход к
одноуровневой системе МСУ.

Евгений Ревенко, депутат Государственной думы:

– Данный законопроект нужно рассматривать как логическое продолжение только что принятого законопроекта о публичной власти и тех поправок в Конституцию, которые были приняты летом прошлого года, за которые проголосовал народ. Это – выстраивание единой вертикали, системы подчиненности и ответственности.

Андрей Марков, депутат Государственной думы:

rJjc 6etHj0zqF91I6D

– Если говорить простыми словами, то у нас люди всегда воспринимали власть на разных уровнях как единую. Эти законы – о публичной власти, о местном самоуправлении – как раз приближают власть к тому представлению, которое у есть у людей: она единая, взаимоподчиненная и решает общую задачу.

Андрей Марков также указал, что законопроект подтверждает и
развивает все, что связано с гражданскими инициативами. При этом он подчеркнул:
какой на самом деле будет власть на местах – в конкретных городах и селах, – всегда
зависит от граждан и того, насколько активно они готовы предлагать свои
инициативы.

Дмитрий Маслов, глава Новоусманского района:

j0DhnICf9S52snalks1O1o7L22ndqh4a

– Предложенная реформа местного самоуправления – это не просто пакет обновлений, который устраняет локальные недочеты, это, по сути, смена всей операционной системы. И эта смена, безусловно, необходима – за многие годы функционирования органов МСУ был накоплен значительный опыт и огромный массив информации о том, что в этой системе работает правильно, а что нет. Речь идет о «власти, к которой любой гражданин может дотянуться рукой», именно по работе органов местного самоуправления россияне судят обо всей системе государственного управления. И потому перемены необходимы – не «донастройка», а «переустановка». Особенно важен, на мой взгляд, переход на так называемую одноуровневую систему управления. Это поможет консолидировать муниципальные ресурсы и оптимизирует управленческую деятельность на местах.

Геннадий Швырков, глава администрации Семилукского района:

5t

– Реализуются надежды муниципальных руководителей – необходимые стране основы местного самоуправления, изложенные в Федеральном законе №131-ФЗ, наконец-то конкретизируются и становятся исполнимыми на практике. Законодатели услышали и поняли управленцев, реализующих государственные задачи непосредственно «на земле». Рассматриваемый законопроект, на мой взгляд, вводит большое количество необходимых для людей конкретных и исполнимых новаций.

Устранить административный «пинг-понг»

Закон призван погасить конфликты, которые часто возникают
вокруг круга полномочий органов власти, ведь в итоге страдают от результатов
этих конфликтов обычные люди. Документ устанавливает закрытый перечень из 27
неотъемлемых полномочий местного самоуправления и перечень тех полномочий,
которые могут быть перераспределены на региональном уровне. Речь в том числе
идет о благоустройстве, уборке территории и транспортном обеспечении. Центральная
идея инициативы заключается в том, что жители населенных пунктов будут четко
знать, с кого спрашивать: с администрации городского округа или муниципального
района. Не будет дублирования функций, не будет «ничьих» дорог, строений или
территорий внутри муниципалитета.

Игорь Кастюкевич, депутат Государственной думы:

AKmGRnBmWGuF0cW7hAc1LIH4ocemvh5u

– Муниципальная власть – самая близкая к людям. Но почему-то именно людей местные власти часто заставляют «вникать в детали их полномочий»: мое – не мое, наше – не наше. Отсюда – круги ада, которые проходит человек в поисках решения иногда самых простейших проблем. Я не раз сталкивался с таким отношением на самых разных территориях страны. И чем меньше была деревня или село, тем больше «межличностных отношений» вместо исполнения прямых полномочий я видел. Примеров, когда глава администрации гонял по судам жителей, откровенно игнорируя поручения губернатора, или другой глава деревни продавал грунт жителям, у которых смыло огороды, вместо того чтобы привезти им его бесплатно, у меня хоть отбавляй. Поэтому если посмотреть на реалии, то законопроект, который мы будем обсуждать в Государственной думе, действительно поможет повысить реальную полезность всей публичной власти для конкретного человека.

Евгений Ревенко, депутат Государственной думы:

– Мы таким образом выстраиваем единую вертикаль для того, чтобы люди могли быстрее решить свои насущные проблемы и не сталкивались с административным «пинг-понгом», которым иногда занимаются органы власти разного уровня, не подчиняясь друг другу. В итоге люди месяцами ходят по различным инстанциям, где их пересылают из одного места в другое, ссылаясь на разные уровни подчиненности. Возможность такого «пинг-понга» должна быть ликвидирована, чтобы каждый мог добиться внятного ответа на свои вопросы и решить свои проблемы.

Геннадий Швырков, глава администрации Семилукского района:

6qX C7Ts7T42a3acqaszQSmRVVfqI6hj

– Людям совершенно неинтересно, что их конкретные проблемы не могут решаться из-за того, что полномочия разнесены между главами и депутатами разного уровня: поселкового, городского или районного. Людям нужно разрешить их конкретные потребности, и они правы. Новый законопроект предусматривает реальную ответственность муниципальных глав любого уровня именно за «бездействие». Положительный результат очевиден: не умеешь реализовывать конкретные проекты или боишься принять на себя ответственность – уходи.

Власть и ответственность

Согласно законопроекту, для всех должностных лиц местного самоуправления устанавливается единый срок полномочий – пять лет. Авторы инициативы указывают: единые правила для всей страны будут способствовать повышению устойчивости системы и помогут исключить спекуляции на тему длительности полномочий. В качестве единственного способа формирования представительного органа муниципального образования устанавливаются выборы. При этом глава образования может быть избран как на муниципальных выборах, так и представительным органом муниципалитета.

Ответственность глав муниципальных образований перед руководителем региона усилится. Например, губернатор будет иметь право уволить мэра в случае, если муниципалитет систематически не будет достигать показателей эффективности, закрепленных указами президента РФ. Глава региона также вправе вынести руководителю муниципального образования предупреждение или объявить выговор за ненадлежащее исполнение полномочий.

Евгений Ревенко, депутат Государственной думы:

H4srLgXFXUuA1mu3e9 TSKG2Nur91JR

– Президент, например, имеет право отрешить от должности главу региона по ряду правовых оснований. Для улучшения системы управления логично было предположить, чтобы и губернатор был вправе иметь исключительную возможность отстранить нерадивого градоначальника. Причем речь здесь идет именно об исключительности – система сдержек и противовесов сохраняется таким образом, что самодурство исключается, оно здесь невозможно. Должны быть веские основания. Кроме того, никто не посягает на полномочия и функции местных органов власти и депутатов – об этом нельзя забывать.

Андрей Марков, депутат Государственной думы:

– Меняется статус главы муниципалитета, который по проекту закона одновременно с должностью муниципальной службы будет занимать должность государственной службы субъекта Российской Федерации. Влияние высшего должностного лица региона на формирование и деятельность местных органов власти возрастает. Но ровно в той же мере вырастает и его прямая ответственность за то, что происходит в муниципалитете и как решаются проблемы граждан.

Геннадий Швырков, глава администрации Семилукского района:

1paTpMR BGxfgRWN1q aT7ygGBP3neKE

– Все прекрасно знают, что, к сожалению, деятельность некоторых депутатов муниципального уровня никак не связана с реализацией интересов людей, живущих на их избирательном округе, а напротив – вместо строительства в районном центре школы им жизненно необходимо строить на этом месте очередной «человейник» на ранее приобретенных чудесным образом 20 сотках. К нашему общему счастью, таких депутатов все же подавляющее меньшинство… Новый законопроект впервые предусматривает ответственность депутатов (главы муниципального образования – председателя совета народных депутатов) за невыполненные обещания вплоть до лишения полномочий решением руководителя субъекта.

Механизм взаимодействия

Законопроект в текущем состоянии не подразумевает для
граждан радикальных нововведений непосредственно в вопросе взаимодействия с
властью. Даже если в итоговом варианте не останется поселений как формы
организации самоуправления, эти полномочия будут исполнять административные отделы.
Проще говоря, представитель муниципальной власти всегда будет доступен.

Основная часть положений законопроекта должна вступить в
силу с 1 января 2023 года. При этом до 1 января 2028 года устанавливается
переходный период. Инициаторы законопроекта отмечают: постепенный переход к
новой системе позволит избежать потрясений и паралича органов местного
самоуправления. Однако, как отметил глава администрации Борисоглебского городского
округа Андрей Пищугин, далеко не всех изменения ждут к далекой дате: борисоглебцы
уже много лет используют практически на 90% похожую систему.

Андрей Пищугин, глава администрации Борисоглебского городского округа:

– У нас 25 населенных пунктов, и мы живем по этой модели: ни одного сельского поселения – у нас есть территориальные отделы, люди там занимаются вопросами местного значения, являются сотрудниками администрации. Почти все, что в этой модели прописано, у нас работает десятилетиями. Люди взаимодействуют с властью, и все живы-здоровы. Мы работаем таких условиях – это уже свершившийся факт.

Начало долгого обсуждения

Игорь Кастюкевич уверен: проект закона об организации
местного самоуправления наверняка вызовет в обществе немало споров и
обсуждений. Но помимо правовых и политических вопросов есть и другие, на которые
необходимо ответить в первую очередь: что важнее – должность или ответственность,
территория или люди?

Игорь Кастюкевич, депутат Государственной думы:

– Кто-то будет говорить, что закон упразднит муниципалитеты первого уровня и это обязательно приведет к чему-то плохому. Но если вы спросите у людей, то они точно выскажутся за сокращение количества чиновников и депутатов, реальной помощи и поддержки от которых не видят. Жители не должны разбираться в уровнях власти и хитросплетениях полномочий. Власть должна работать как единый механизм, а не погружать человека в различные ветви, уровни и прочие бюрократические особенности.

Евгений Ревенко, в свою очередь, отметил: в адрес
законопроекта звучит критика, говорится, что он едва ли не ликвидирует органы местного
самоуправления. Депутат подчеркнул, что это не так.

Евгений Ревенко, депутат Государственной думы:

UVeONBDbwPaJGrcSFlkRqtboSUD YB76

– Речь не идет о посягательстве на полномочия или разрушении этого уровня власти. Она идет о том, что этот уровень встраивается в единую систему для большей эффективности и удобства людей. Везде должна быть сбалансированность, и в первую очередь во главе угла у нас стоит человек и его благополучие. Все предлагаемые изменения направлены только на это.

На чтение 7 мин Просмотров 7.2к.
Обновлено

Литеровед предлагает вашему вниманию итоговые сочинения на тему «Когда просыпается внутренний голос?». Проблема рассматривается на примере произведений классической и современной литературы.

Вариант 1

Внутренний голос – это понятие всего скорее психологическое. Чаще всего человек ведет диалог с самим собой, когда попадает в сложную жизненную ситуацию. Он пытается разобраться в обстоятельствах, сам задает вопросы, и сам же на них отвечает. Человек словно отстраняется от ситуации, а внутренний голос дает ответы, оценивая ситуацию со стороны. Такие диалоги помогают разобраться в себе и влияют на принятие решения. Это можно подтвердить примерами из художественной литературы.

Л. Н. Толстой всегда пристально наблюдает за внутренними движениями своих героев. В романе «Анна Каренина» есть эпизод, показывающий состояние героини накануне самоубийства. Она поссорилась с Вронским, он уехал. Анна остается одна. Ей овладевает страх одиночества, отчаяние. Она не знает, что делать, мысли путаются в ее голове. «Неужели все кончено? Что будет, если он не приедет?» — один за другим задает она себе вопросы, которые тревожат ее в этот момент. Ей не хочется верить в то, что им придется расстаться. Она с нетерпением ожидает возвращения Вронского. Она пытается представить, что сейчас делает Алексей, получил ли он ее записку. Анна готова молить его о прощении, но уже в следующий момент, выехав из дома, она упрекает себя, что опустилась до мольбы, унижения. «Разве я не могу прожить без него?» — размышляет она. В ее сознании происходит бурный, наполненный смятениями и эмоциями диалог. В то же время она замечает разные ненужные мелочи: запах краски, улыбки девушек, играющие дети. Все это рождает ассоциации в ее сознании с любовью, сыном. Встреча с Кити и Долли возбудила в ней воспоминания. Она решает ехать к Вронскому. Ее лихорадочное сознание мешает ей адекватно воспринимать действительность. Автор передает душевное смятение Анны, ее мысли мечутся. Читая эти строки, ощущаешь это физически. Героиня не может найти себе места, ей нужно куда-то ехать. Она должна как-то успокоиться, принять решение. Она должна избавиться от того, что ее беспокоит. Вспомнив несчастный случай в день ее встречи с Вронским, Анна принимает решение покончить с собой и бросается по поезд. В этот момент героиня не видела другого выхода. Внутренний диалог обнажил те жизненные противоречия, с которыми столкнулась героиня и которые она не смогла преодолеть.

Софья Сергеевна, героиня повести А. Лиханова «Высшая мера», ведет беседу с собой по дороге домой. Она потрясена гибелью единственного внука Игорька. Героиня пытается проследить путь, который привел к трагическому событию. Она пытается разобраться в себе, в отношениях с детьми. Она вспоминает всю свою жизнь от начала до конца. Ее внутренний голос задает ей вопросы, на которые очень сложно найти ответ. Как жить после того, что случилось? Неправильно, когда умирают люди моложе тебя. Почему возможна такая несправедливость? Всю дорогу Софья Сергеевна пытается найти причину случившегося. Она прокручивает и анализирует все события. Внутренний голос помогает ей прийти к неутешительному выводу, что человек умирает, если он не нужен близким. Внук почувствовал себя ненужным родителям, бабушке и умер. С этим грузом теперь придется доживать жизнь. Героиня отстранилась от себя. Ее разум разделился на Софью Сергеевну, мать и бабушку, и постороннюю умудренную годами женщину. Так происходит, когда в жизни человека происходит большое горе. Кажется, что выдержать его невозможно, и мозг, таким образом, защищается от тяжелых переживаний.

Оба примера объединены трагедией самоубийства. В первом примере внутренний диалог происходит в душе самоубийцы, во втором – в душе человека, оставшегося в живых и пытающегося осознать случившееся.

Таким образом, внутренний голос появляется те моменты, когда человек потрясен происшедшим. Не верится в то, что произошло. В то же время делается попытка найти виновных, найти причины, которые привели к трагедии. Люди находятся в стрессовой ситуации. То, что с ними происходит, вышло за пределы разумного. Человек сам не в состоянии справиться, тогда на помощь приходит внутренний голос.

2 вариант

Внутренний голос появляется в разных случаях. Он сопровождает особое внутреннее состояние человека, когда тот чем-то встревожен, взволнован. Человек, стоящий перед выбором, сомневающийся в чем-то ведет внутренний диалог с самим собой. Размышления о смысле жизни, о своем месте в ней, о своем внутреннем мире и причинах своих поступков сопровождает внутренний голос. Этот диалог нередко приводит человека к личностным изменениям, к принятию каких-то важных жизненных решений. Это подтверждают литературные примеры.

Внутренний голос нередко находит выражение в дневниковых записях. Главы романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» представляют собой страницы из дневника главного героя Григория Александровича Печорина. Они раскрывают перед нами внутренний мир человека, его диалог с самим собой. Героя беспокоят сложные философские вопросы: «Зачем жил? Для какой цели родился?».  Он чувствует в себе большие силы и думает, что, вероятно, и цель его рождения была великая. Трагедия его жизни в том, что он не смог понять своего предназначения. Герой понимает, что играет в судьбах людей разрушительную роль. Его любовь никому не принесла счастья. Печорин, походя, вносит разлад в судьбы людей. Этот факт не радует его, но он ничего не может с этим сделать.  Печорин является яркой личностью, но очень эгоистичной. Он говорит о том, что ни для кого ничем не жертвовал. Внутренний голос, слышный в дневнике героя, помогает понять противоречивость его характера. Печорин признается, что в нем словно сосуществуют два человека. Один совершает поступки, действует, другой анализирует и судит эти действия. Печорин, при всех своих недостатках, человек мыслящий, неравнодушный. Белинский говорил, что в пороках Печорина поблескивает что-то великое. Внутренний голос Печорина сопровождает его на протяжении всей его сознательной жизни. Сознание заставляет человека размышлять об окружающем мире и своем месте в нем. Он пытается найти ответы, ведя диалог с внутренним голосом.

Раскрывая образы главных героев романа «Война и мир», Л. Н. Толстой использует прием внутреннего диалога. Андрей Болконский, попав на войну, часто разговаривает с собой. Он размышляет о передвижениях войск, о будущем ходе военных действий. Думает он и том, ради чего приехал на войну. «Как же выразится мой Тулон?» — задает герой себе вопрос. Когда он побежал со знаменем впереди батальона, то подумал, что это и есть его путь к славе. В следующий момент он упал и увидел над собой высокое небо. Говоря с собой, князь удивляется, что не знал прежде этого высокого неба. Сделав это открытие, он приблизился к пониманию счастья. Болконский вернулся с войны, его жена умерла при родах. Он находится в подавленном состоянии. Старый дуб, встреченный им на дороге, кажется ему единомышленником. В беседе с собой он приходит к выводу, что его жизнь кончена. Вы другой день, найдя дуб в зеленом наряде, помолодевшим, Болконский тоже оживает. Внутренние диалоги помогают писателям показать, что происходит в душе героя. В реальной жизни люди часто ведут беседы со своим внутренним голосом. Благодаря этому, приходит осознание того, что происходит в душе, в окружающем мире. Разговор со своим внутренним голосом происходит в минуты, когда человек находится на распутье. Он приводит к принятию решения, необязательно правильного, но успокаивающего душу.

Таким образом, можно сделать вывод, что в жизни человека бывают сложные периоды. Ему сложно принять решение, не с кем посоветоваться. Он обращается к своему внутреннему голосу, чтобы найти выход, понять что-то о себе.

Дополнительные аргументы

Дополнительные аргументы по направлению «Разговор с собой» опубликованы в разделе «Банк аргументов». Они помогут написать собственное оригинальное сочинение.

Итоговое сочинение для выпускников 11-х классов состоится 1 декабря.

Вопросы подготовки и успешного его написания волнуют не только выпускников, но и родителей. На ваши вопросы отвечает Дощинский Роман Анатольевич, председатель предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку в Москве, начальник отдела Московского центра качества образования.

Как подготовиться к итоговому сочинению и на что обратить внимание во время написания?

Роман Анатольевич: Прежде чем приступать к работе, необходимо внимательно проанализировать формулировку названия сочинения. Возможны три ее вида: утверждение, в форме проблемного вопроса и в виде цитаты (афоризма).

Анализ и выбор формулировки названия требует от автора сочинения понимания проблемы и определения собственной позиции по отношению к ней. Мнение пишущего должно быть отражено в тезисе, то есть ответе на проблемный вопрос.

Перед тем как заявить собственную позицию и аргументировать ее, важно раскрыть ключевые понятия темы, которые в дальнейшем будут частью композиционного фрагмента «я-высказывание».

В период подготовки можно заучить афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевых понятий, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Фрагмент «я-тема» с раскрытием основных понятий автор письменного высказывания может подготовить заранее, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.

После этого важно четко сформулировать проблему (лучше в форме вопроса) и высказать свое отношение к ней. Позицию (тезис) следует заявлять в ясной и лаконичной форме, избегая синтаксически сложных конструкций. Это лучше сделать во вступлении, но можно и в другой части сочинения, поскольку композиция сочинения свободная. Однако важно так строить свое высказывание, чтобы прослеживалась логика: тема – проблема – тезис – аргументы.

Обдумывая построение сочинения, важно помнить о трехчастной структуре письменного высказывания. Во вступлении сообщаются тема, проблема, а отношением к ней можно закончить вступительную часть. Главная часть содержит аргументацию (собственные доводы и примеры из литературных произведений). Заключение – это подведение итога, выводы на основе приведенных рассуждений. Вступление и заключение должны быть небольшие по объему. Кроме того, важно следить за логичностью, связностью, последовательностью изложения мыслей.

При речевом оформлении нужно показать умение выражать свои мысли ясно, точно, выразительно, грамотно, использовать разнообразные лексические средства и грамматические конструкции. На 100 слов для получения зачета допустимо не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических).

В чем его особенность и чем оно отличается от сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ?

Роман Анатольевич: Особенность итогового сочинения – в его литературоцентричности. Оно предполагает обязательное обращение к прочитанному литературному произведению, построение аргументации с опорой на хорошо знакомый литературный материал.

В качестве примеров для аргументации выпускник может использовать художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, искусствоведческую), произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), дневники, путевые очерки, литературную критику, другие источники отечественной или мировой литературы. Причем достаточной считается опора на один текст.

Кроме того, итоговое сочинение носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых умений школьника, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.

Специфика итогового сочинения проявляется и в зачетной системе оценивания. Зачет за него выставляется при условии соблюдения требований к объему и самостоятельности сочинения, а также при получении зачетов по критерию № 1 (раскрытие темы сочинения), критерию № 2 (аргументация, привлечение литературного материала) и по одному из критериев № 3 – № 5.

Одно из требований, отличающих итоговое сочинение, — существенный объем (от 350 слов). Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то работа не проверяется, за нее автоматически выставляется «незачет».

Остается мало времени. Какие ресурсы порекомендуете использовать для подготовки? В том числе, где ребенку посмотреть важные композиционные отрывки произведений, чтобы цитаты из этих отрывков можно было использовать в качестве аргументов в сочинении?

Роман Анатольевич: При подготовке к итоговому сочинению учащиеся должны пользоваться только проверенными, надежными учебными материалами, в том числе и открытыми информационными ресурсами. Среди них:

— Методические рекомендации по итоговому сочинению на сайте ФИПИ: https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie.

— Видеоразбор формата итогового сочинения на сайте Рособрнадзора: http://obrnadzor.gov.ru/navigator-gia/materialy-dlya-podgotovki-k-ege/videokonsultaczii-razrabotchikov-kim-ege/; https://youtu.be/D8qFDDr02HE.

— Консультации и видеоконсультации экспертов по подготовке к итоговому сочинению на сайте Московского центра качества образования и Регионального центра обработки информации города Москвы: https://mcko.ru/articles/2598; https://mcko.ru/articles/2616; http://rcoi.mcko.ru/webinars/.

— Ресурсы МЭШ. При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, и электронные учебные пособия и т. д.

Что касается банка важных композиционных отрывков произведений, то его каждый выпускник создает прежде всего для себя. Наверное, нет ничего опаснее изучения целостного произведения по его фрагментам, трактовка которых изначально шаблонизирована. Это может привести к серьезным фактическим ошибкам в работах. Тем более рекомендации таких фрагментов произведений, как правило, связаны с разбором тематических направлений, а не тех конкретных тем, которые будут предложены на самом итоговом сочинении.

Ирина, здесь совет может быть только один: в процессе подготовки к итоговому сочинению необходимо повторить и систематизировать содержание центральных, ключевых произведений, изучаемых на уроках литературы в 9–11 классах. Не обязательно больших и событийных. К данным произведениям, например, относятся:

  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова (для тематического направления № 5),
  • «Медный всадник» А.С. Пушкина (для тематического направления № 2),
  • «Очарованный странник» Н.С. Лескова (для тематических направлений № 1 и № 3),
  • «Старуха Изергиль» М. Горького (для тематического направления № 3),
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова (для тематических направлений № 2 и № 5)

Скажите пожалуйста, каковы будут основные критерии оценки работы? И как можно оспорить результат, если мнение оценивающих будет не слишком объективно? Это ведь не математика и не физика…

Роман Анатольевич: Эксперты оценивают работы участников по определенным критериям, поэтому их оценка должна быть объективной, а не субъективной.

Первый критерий – «Раскрытие темы сочинения». Чтобы работа соответствовала зачетной по этому критерию, важно выделить главную мысль, прокомментировать ключевое понятие в теме сочинения. Важным элементом основной части сочинения является ваш комментарий, который должен включать рассуждение с опорой на литературный материал, оценку героя или его поступка. Но всё это непременно следует строго подчинить теме сочинения.

Умение использовать литературный материал оценивает второй критерий – «Аргументация. Привлечение литературного материала». Литературным материалом могут быть не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества (за исключением малых фольклорных жанров).

Напомню, что незачет по данному критерию (а следовательно, за всю работу в целом) ставится в случаях, если: а) сочинение написано без привлечения литературного материала, б) в сочинении существенно искажено содержание произведения, в) литературные произведения упоминаются в работе, но не используются для развернутой аргументации. Во всех остальных случаях выставляется зачет.

Третий критерий – «Композиция и логика рассуждения» – оценивает умение школьников выстраивать тезисно-доказательную композицию сочинения, которая включает вступление, основную часть и заключение. Заключительная часть сочинения должна быть логически связана со вступлением. Кроме того, при оценивании учитываются логические ошибки, существенно затрудняющие понимание текста итогового сочинения.

Четвертый критерий – «Качество речи». Он оценивает точное выражение мысли и разнообразие лексики. Здесь также должны учитываться речевые ошибки, существенно затрудняющие понимание текста итогового сочинения.

Пятый критерий – «Грамотность». Учитывает орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.

При возникновении конфликтной ситуации (несогласии выпускника с выставленной оценкой за итоговое сочинение) выпускник или его родитель (законный представитель) вправе написать официальное заявление на имя директора образовательной организации с просьбой инициировать перепроверку работы независимым экспертом. На основании данного заявления директор сам может назначить такого независимого эксперта или обратиться в орган исполнительной власти для осуществления перепроверки и оценки региональной независимой комиссией.

Здравствуйте, Роман Анатольевич! Можно ли использовать примеры из произведений малоизвестных авторов?

Роман Анатольевич: Выпускник имеет право использовать любой литературный материал, в том числе популярную сегодня среди молодежи литературу Интернет-изданий. Однако, если проверяющий не сможет обнаружить в открытых источниках информацию об указанном выпускником в сочинении произведении и его авторстве, он правомочен признать такое итоговое сочинение не соответствующим важному критерию № 2 (аргументация, привлечение литературного материала).

Были случаи, когда на итоговом сочинении выпускники для анализа использовали собственные произведения. Но это индивидуальные случаи, каждый из которых требует индивидуального подхода в оценивании. В целом эксперты строго ориентируются на утвержденную критериальную базу оценивания работ.

Добрый вечер. Мы дома с ребенком уже месяца два пишем друг другу письма в бумажном виде, тренируем, так сказать, практику связанного текста. Какие еще методы посоветуете?

Роман Анатольевич: Это хороший метод! Я всегда говорю своим ученикам так: если хотите научиться писать сочинение, надо его писать. Да, поначалу будут ошибки, будет вообще не очень легко. Но лиха беда начало. Все мы когда-то на ошибках учились и, скажу честно, учимся до сих пор. Тот как раз не ошибается, кто ничего не делает. Олег, вы совершенно правильно поступаете, что с помощью естественной переписки развиваете навыки письменной речи своего ребенка.

В период подготовки также полезно заучивать афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевого понятия в сочинении, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Можно даже постараться заранее подготовить фрагмент с раскрытием основных понятий, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.

Источник: Аctivityedu.ru

  • Что ели герои сказок
  • Что есть любовь сочинение рассуждение
  • Что естественно то не безобразно как пишется
  • Что есть то есть как пишется выражение
  • Что ждет митрофана в будущем сочинение на тему