Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101.
УКМ «Школа России»
1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.
Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».
Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.
2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?
Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.
Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.
Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.
3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?
Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.
4. Сравни начало и конец сказки.
Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта.
5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?
Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.
Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.
Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.
6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?
Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.
7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.
План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»
- Старики и землянка.
- Спасение рыбки.
- Новое корыто.
- Новая изба
- Столбовая дворянка.
- Вольная царица.
- Последняя просьба.
- Опять землянка.
Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса
Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.
Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.
Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.
Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.
Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.
Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.
Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.
Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.
8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.
Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.
В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.
Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».
9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».
Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса
Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.
На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.
Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.
И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.
Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.
А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.
Слайд 1
1 Сказка о рыбаке и рыбке
Слайд 2
Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Жили они в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. 2
Слайд 3
Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. 3
Слайд 4
Раз он в море закинул невод,- Пришёл невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод,- Пришёл невод с травою морскою. В третий раз закинул он невод,- Пришёл невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой, — золотою. 4
Слайд 5
5 Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь чем только пожелаешь».
Слайд 6
Удивился старик, испугался: Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба говорила. Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе». 6
Слайд 7
Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо: «Я сегодня поймал было рыбку, Золотую рыбку, не простую; По-нашему говорила рыбка, Домой в море синее просилась, Дорогою ценой откупалась: Откупалась чем только пожелаю. Не посмел я взять с неё выкуп; Так пустил её в синее море». 7
Слайд 8
8 Старика старуха забранила: «Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с неё корыто, Наше-то совсем раскололось».
Слайд 9
9 Вот пошёл он к синему морю; Видит, — море слегка разыгралось. Стал он кликать золотую рыбку,
Слайд 10
Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?» 10
Слайд 11
11 Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня моя старуха, Не даёт старику мне покою: Надобно ей новое корыто; Наше-то совсем раскололось».
Слайд 12
Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом, Будет вам новое корыто». 12
Слайд 13
13 Воротился старик ко старухе: У старухи новое корыто. Ещё пуще старуха бранится: «Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто! В корыте много ль корысти? Воротись, дурачина, ты к рыбке; Поклонись ей, выпроси уж избу».
Слайд 14
14 Вот пошёл он к синему морю, ( Помутилося синее море.) Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
Слайд 15
Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Ещё пуще старуха бранится. Не даёт старику мне покою: Избу просит сварливая баба», 15
Слайд 16
Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом, Так и быть: изба вам уж будет». 16
Слайд 17
17 Пошёл он ко своей землянке, А землянки нет уж и следа; Перед ним изба со светёлкой, С кирпичною белёною трубою, С дубовыми, тесовыми вороты.
Слайд 18
18 Старуха сидит под окошком, На чём свет стоит мужа ругает: «Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил, простофиля, избу! Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть чёрною крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкой».
Слайд 19
19 Пошёл старик к синему морю; (Не спокойно синее море.) Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
Слайд 20
20 Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Пуще прежнего старуха вздурилась, Не даёт старику мне покою: Уж не хочет быть она крестьянкой, Хочет быть столбовою дворянкой». Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом».
Слайд 21
21 Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем.
Слайд 22
22 На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки.
Слайд 23
23 Перед нею усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает.
Слайд 24
24 Говорит старик своей старухе: «Здравствуй, барыня сударыня дворянка! Чай теперь твоя душенька довольна». На него прикрикнула старуха, На конюшне служить его послала.
Слайд 25
25 Вот неделя, другая проходит, Ещё пуще старуха вздурилась; Опять к рыбке старика посылает.
Слайд 26
26 «Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть столбовою дворянкой, А хочу быть вольною царицей». Испугался старик, взмолился: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь! Насмешишь ты целое царство»
Слайд 27
Осердилась пуще старуха, По щеке ударила мужа. «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, Со мною, дворянкой столбовою? – Ступай к морю, говорят тебе честью, Не пойдёшь, поведут поневоле». 27
Слайд 28
28 Старичок отправился к морю, (Почернело синее море.) Стал он кликать золотую рыбку.
Слайд 29
29 Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Опять моя старуха бунтует: Уж не хочет быть она дворянкой, Хочет быть вольною царицей». Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом! Добро! Будет старуха царицей!»
Слайд 30
30 Старичок к старухе воротился. Что ж? Пред ним царские палаты.
Слайд 31
31 В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да дворяне, Наливают ей заморские вины; Заедает она пряником печатным; Вкруг её стоит грозная стража, На плечах топорики держат.
Слайд 32
32 Как увидел старик, — испугался! В ноги он старухе поклонился, Молвил: «Здравствуй, грозная царица! Ну теперь твоя душенька довольна». На него старуха не взглянула, Лишь с очей прогнать его велела. Подбежали бояре и дворяне, Старика взашеи затолкали.
Слайд 33
33 А в дверях-то стража подбежала, Топорами чуть не изрубила. А народ-то над ним насмеялся: «Поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: Не садися не в свои сани!»
Слайд 34
34 Вот неделя, другая проходит, Ещё пуще старуха вздурилась. Царедворцев за мужем посылает, Отыскали старика, привели к ней. Говорит старику старуха: «Воротись, поклонися рыбке. Не хочу быть вольною царицей,
Слайд 35
35 Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в Окияне-море , Чтобы служила мне рыбка золотая И была б у меня на посылках».
Слайд 36
36 Старик не осмелился перечить, Не дерзнул поперёк слово молвить. Вот идёт он к синему морю, Видит на море чёрная буря: Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют.
Слайд 37
37 Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет быть она царицей, Хочет быть владычицей морскою; Чтобы жить ей в Окияне-море , Чтобы ты сама ей служила И была бы у ней на посылках».
Слайд 38
38 Ничего не сказала рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море. Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился —
Слайд 39
39 Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто.
«À Áàáà ßãà âñåì íåäîâîëüíà».
Ïîñëåäíåå âðåìÿ ÿ âèæó â èíòåðíåòå âñ¸ áîëüøå è áîëüøå ìàòåðèàëîâ, â òîì ÷èñëå âèäåî íà Þòþá, â êîòîðûõ íà ÷åì ñâåò ñòîèò ïîíîñÿò íå òîëüêî ïðàâèòåëüñòâî è Ïóòèíà, íî è âñå ïàðòèè, îñîáåííî òå, êòî ïîïàë ïî èòîãàì ïîñëåäíèõ âûáîðîâ â Äóìó. Èäåò âàë íåãàòèâà è î÷åíü ìíîãî ëþäåé èç ñðåäíåãî êëàññà, áóðæóà è îñîáåííî ïðîçàïàäíîé «êóëüòóðíîé ýëèòû», íàñòðîåíû çëîáíî âðàæäåáíî ïðîòèâ âñåãî, ÷òî äåëàåò âëàñòü â Ðîññèè — èìåííî îíè çàñåëè â ãàçåòàõ, æóðíàëàõ, êèíî è ÒÂ, è ãîä çà ãîäîì «îáó÷àþò» íîâûå ïîêîëåíèÿ ìîëîäûõ èç «õîðîøèõ ñåìåé», íåíàâèñòè ê ñâîåé ñòðàíå.
Òî åñòü êðèòèêóþò âñ¸ è âñÿ çà äåëî è áåç äåëà, ñîâåðøåííî íå ñîîáðàçóÿñü ñ òåì, ÷òî ïðîèñõîäèëî è ïðîèñõîäèò â ñòðàíå. Íåâîëüíî âñïîìèíàåòñÿ ïîãîâîðêà ïî ïîâîäó ïðîòåñòîâ ïðîòèâ ïðîâåäåíèÿ Îëèìïèàäû â ÑÑÑÐ, â 1980 ãîäó «À Áàáà ßãà ïðîòèâ!»
Âñåì çëûì êðèòèêàíàì íàäî íàêîíåö ïîíÿòü — òåì, êòî æèë â êîíöå âîñüìèäåñÿòûõ è â äåâÿíîñòûõ î÷åâèäíî, ÷òî Ðîññèÿ íèêîãäà íå æèëà òàê ñûòî, ÷èñòî è áîãàòî, êàê ñåãîäíÿ.
Íåäàâíî Ìîñêâà âîøëà â ïÿò¸ðêó ëó÷øèõ ñòîëèö ìèðà, â ïðîâèíöèàëüíûõ ãîðîäàõ âñïëåñê êóëüòóðíîé è ñòðîèòåëüíîé àêòèâíîñòè. À ÿ ïîìíþ, êîãäà Ìîñêâà áûëà ìèðîâûì çàõîëóñòüåì è â ïîëíî÷ü, ïî Òâåðñêîìó, çàêóòàâøèñü èñïóãàííî ïðîáåãàëè îäèíîêèå ïðîõîæèå. Òàêàÿ æå êàðòèíà áûëà â Ëåíèíãðàä, êîãäà ðóèíû äîìîâ íà öåíòðàëüíûõ óëèöàõ áûëè ïîõîæè, íà ïîëóñüåäåííûå çóáû äðÿõëîãî ñòàðèêà.
Íåäàâíî, áóäó÷è â Ïèòåðå, âî âðåìÿ ÷åìïèîíàòà ìèðà ïî ôóòáîëó, ÿ óäèâëÿëñÿ êîìôîðòó, ìíîãîëþäüþ è ëåãêîìûñëåííîé æèçíè ãîðîæàí. È êîíå÷íî âåùåé è ïðîäóêòîâ â ìàãàçèíàõ, ìàãàçèí÷èêàõ è íà ðûíêàõ ïðóä ïðóäè — ïîìíþ, ÷òî â ïîñëåäíèé ðàç áóäó÷è â Ïèòåðå, êóïèë çà íîðìàëüíóþ öåíó êîëáàñó è åù¸ òàêîé æå êóñîê â ïðèäà÷ó. Çâó÷èò ýòî òàê êóïèë îäèí êóñîê, à âòîðîé ïîëó÷àåøü áåñïëàòíî!
Ïîëó÷àåòñÿ òàê, ÷òî òîëüêî òåì, êòî æèë â êîíöå ñåìèäåñÿòûõ è â âîñüìèäåñÿòûå ïîìíÿò, ÷òî â ïðîâèíöèè áûë íàñòîÿùèé ãîëîä, ìÿñî è ìàñëî ðàñïðåäåëÿëè ìèçåðíûìè ïîðöèÿìè ïî òàëîíàì.  äåâÿíîñòûå òîæå áûëî íåëåãêî õîòÿ ïðîäóêòû ïîÿâèëèñü, íî ìíîãèì ðàáîòàþùèì íå âûäàâàëè çàðïëàòó ïî íåñêîëüêî ìåñÿöåâ
Ñåãîäíÿ, ìíîãèå ïðîñòî èç æåëàíèÿ çëî îáèäåòü âñåõ íå «ñâîèõ», êèäàþòñÿ îñêîðáëåíèÿìè âî âëàñòü è â Ïóòèíà, çàáûâàÿ, ÷òî íàäî ñðàâíèâàòü ÷òî áûëî è ÷òî ñòàëî, à ïîòîì óæå ñóäèòü è äåëàòü âûâîäû! Íî òàêèì ëþäÿì âñåãäà âñåãî ìàëî è îíè äàæå íå çíàþò, ÷òî áû èõ óäîâëåòâîðèëî ïðîñòî åñòü æåëàíèå êîãî òî âèíèòü è çëî âîð÷àòü, ÷òîáû ïîêàçàòü ñâî¸ íåñîãëàñèå.
Âñïîìèíàåòñÿ ñòàðóõà èç ñêàçêè Ïóøêèíà «Çîëîòàÿ ðûáêà», â êîòîðîé ñòàðóõà çàïèëèëà ìóæà, òðåáóÿ âñ¸ íîâûõ è íîâûõ ÷óäåñ è ïîëó÷àÿ íîâûå áîãàòñòâà è ÷èíû, îñòàâàëàñü íåäîâîëüíà è òðåáîâàëà åù¸ è åù¸.
«Æèë ñòàðèê ñî ñâîåþ ñòàðóõîé
Ó ñàìîãî ñèíåãî ìîðÿ;
Îíè æèëè â âåòõîé çåìëÿíêå
Ðîâíî òðèäöàòü ëåò è òðè ãîäà.
Ñòàðèê ëîâèë íåâîäîì ðûáó,
Ñòàðóõà ïðÿëà ñâîþ ïðÿæó
»
Ïîòîì ïîÿâèëàñü çîëîòàÿ ðûáêà è ñòàëà èñïîíÿòü âñå æåëàíèÿ ñòàðèêà ðûáàêà, êîòîðûå òðåáîâàëà îò íåãî çëàÿ ñòàðóõà. Äëÿ íà÷àëà ïîòðåáîâàëà ñîâñåì ìàëóþ âåù:
«Ñòàðèêà ñòàðóõà çàáðàíèëà:
«Äóðà÷èíà òû, ïðîñòîôèëÿ!
Íå óìåë òû âçÿòü âûêóïà ñ ðûáêè!
Õîòü áû âçÿë òû ñ íåå êîðûòî,
Íàøå-òî ñîâñåì ðàñêîëîëîñü».
Ïîòîì, êîãäà êîðûòî ïîÿâèëîñü, ñòàðóõà ñòàëà òðåáîâàòü âñå áîëüøå è áîëüøå â íà÷àëå èçáó ñ òåñîâûìè âîðîòàìè, ïîòîì äâîðÿíñêèé òèòóë, ïîòîì çàõîòåëà è ñòàëà öàðèöåé:
Ñòàðè÷îê ê ñòàðóõå âîðîòèëñÿ.
×òî æ? ïðåä íèì öàðñêèå ïàëàòû.
 ïàëàòàõ âèäèò ñâîþ ñòàðóõó,
Çà ñòîëîì ñèäèò îíà öàðèöåé,
Ñëóæàò åé áîÿðå äà äâîðÿíå,
Íàëèâàþò åé çàìîðñêèå âèíû;
Çàåäàåò îíà ïðÿíèêîì ïå÷àòíûì;
Âêðóã åå ñòîèò ãðîçíàÿ ñòðàæà,
Íà ïëå÷àõ òîïîðèêè äåðæàò.
Êàê óâèäåë ñòàðèê, èñïóãàëñÿ!
 íîãè îí ñòàðóõå ïîêëîíèëñÿ,
Ìîëâèë: «Çäðàâñòâóé, ãðîçíàÿ öàðèöà!
Íó, òåïåðü òâîÿ äóøåíüêà äîâîëüíà».
Íà íåãî ñòàðóõà íå âçãëÿíóëà,
Ëèøü ñ î÷åé ïðîãíàòü åãî âåëåëà.
Ïîäáåæàëè áîÿðå è äâîðÿíå,
Ñòàðèêà âçàøåè çàòîëêàëè.
À â äâåðÿõ-òî ñòðàæà ïîäáåæàëà,
Òîïîðàìè ÷óòü íå èçðóáèëà.
À íàðîä-òî íàä íèì íàñìåÿëñÿ:
«Ïîäåëîì òåáå, ñòàðûé íåâåæà!
Âïðåäü òåáå, íåâåæà, íàóêà:
Íå ñàäèñÿ íå â ñâîè ñàíè!»
 ïîòîì, ñòàðóõó è ìåñòî öàðèöû íå óäîâëåòâîðèëî çàõîòåëà ñòàòü âëàäû÷èöåé ìîðñêîþ, íî íà ýòîì âñå ÷óäåñà çàêîí÷èëèñü è áåäíûé ñòàðèê òîæå áûë ðàçî÷àðîâàí:
«Ñìèëóéñÿ, ãîñóäàðûíÿ ðûáêà!
×òî ìíå äåëàòü ñ ïðîêëÿòîþ áàáîé?
Óæ íå õî÷åò áûòü îíà öàðèöåé,
Õî÷åò áûòü âëàäû÷èöåé ìîðñêîþ;
×òîáû æèòü åé â Îêèÿíå-ìîðå,
×òîáû òû ñàìà åé ñëóæèëà
È áûëà áû ó íåé íà ïîñûëêàõ».
Íè÷åãî íå ñêàçàëà ðûáêà,
Ëèøü õâîñòîì ïî âîäå ïëåñíóëà
È óøëà â ãëóáîêîå ìîðå.
Äîëãî ó ìîðÿ æäàë îí îòâåòà,
Íå äîæäàëñÿ, ê ñòàðóõå âîðîòèëñÿ
Ãëÿäü: îïÿòü ïåðåä íèì çåìëÿíêà;
Íà ïîðîãå ñèäèò åãî ñòàðóõà,
À ïðåä íåþ ðàçáèòîå êîðûòî
Òóò õî÷åòñÿ ñêàçàòü âîò òàêèì çëûì ñòàðóõàì êðèòèêàì, ðóññêóþ ïîãîâîðêó: «Ñêàçêà ëîæü äà â íåé íàì¸ê, çëûì êðèòèêàìè óðîê!»
Ñåãîäíÿ, îñîáåííî â èíòåðíåòå è ëèáåðàëüíûõ êàíàëàõ, ñèòóàöèÿ î÷åíü ïîõîæàÿ, âñå ðóãàþò âëàñòü, õîòÿò âñåãî è ñðàçó ÷òîáû è äåíåã ó êàæäîãî áûëî ïîëíî è öåíû íèçêèå è êîíå÷íî ÷òîáû äåìîêðàòèÿ áûëà!
Íî íèêòî âíÿòíî íå ìîæåò îáúÿñíèòü, ÷åãî îíè õîòÿò, êàê ýòî ñäåëàòü è ÷òî áóäåò ïîòîì. Ñ÷èòàòü ýòî ïðîñòîé ÷åëîâå÷åñêîé ãëóïîñòüþ — ñëèøêîì ïðîñòîé îòâåò íà îáúÿñíåíèå ïðîáëåì âñåîáùåãî íåäîâîëüñòâà â Ðîññèè. Äóìàþ, ÷òî òóò ñðàáàòûâàåò êîìïëåêñ «ñòàðóõè» èç ñêàçêè ñêîëüêî ÷åëîâåêó íå äàâàé, åìó âñ¸ ìàëî.
Íî óäèâèòåëüíî — ÷òîáû ïîÿâèëîñü íîâîå áîãàòñòâî íèêòî èç òàêèõ çëîïûõàòåëåé è ïàëüöåì íå ïîøåâåëèò, à âîò ðóãàòü âëàñòü ýòî ìèëîå äåëî.
Ñåãîäíÿ, ìíîãèå âñïîìèíàþò, êàê õîðîøî áûëî ïðè Ñîâåòñêîì Ñîþçå è ðàâåíñòâî, è áîãàòååâ íå áûëî è íåäðà ïðèíàäëåæàëè íàðîäó — îäíàêî ýòî áûëî íå âñåãäà è íå äëÿ âñåõ. Ïðî ãîëîä â ïðîâèíöèè, ÿ óæå ãîâîðèë, à òî ÷òî áûëî ïðè Ñòàëèíå, ñîçäàâàëîñü òðóäîì è æåñòîêîé äèñöèïëèíîé. Ìíîãèå ýòîãî íå çíàþò è íå õîòÿò çíàòü, íî èìåííî ýòà æåñòîêîñòü ïîçâîëèëî ñòðàíå ñîâåðøèòü áðîñîê â áóäóùåå è ïîáåäèòü â Âåëèêîé âîéíå.
 íàøå âðåìÿ ïîëó÷àåòñÿ òàê, ÷òî äëÿ ìíîãèì «âûíü äà ïîëîæü» áîãàòñòâî è îáåñïå÷åííîñòü», à îíè áóäóò ñèäåòü â Ìîñêâå èëè â «èçãíàíèè» íà Çàïàäå, çëîáíî êðèòèêîâàòü âëàñòè Ðîññèè è æäàòü, êîãäà èì íà «áëþäå÷êå ñ ãîëóáîé êà¸ìî÷êîé» ïîäàäóò ïðåêðàñíîå áóäóùåå!
Åù¸ îäíà îñîáåííîñòü ñåãîäíÿøíåé êðèòèêè ãëàâíûå äîñòèæåíèÿ ñîçíàòåëüíî çàáûâàþòñÿ, à âåñü ïûë èä¸ò íà îáñóæäåíèå âòîðîñòåïåííûõ äåòàëåé, êîòîðûå ÷àñòî äåéñòâèòåëüíî íå ñîîòâåòñòâóþò îáúÿâëåííûì ïëàíàì. È âîò òóò òî, âñå îòðûâàþòñÿ ïî ïîëíîé è â ïûëó áèòâû, ïðåóâåëè÷èâàþò íåäîñòàòêè âëàñòè è ñâîè ñîáñòâåííûå äîñòîèíñòâà. Ýòî êàñàåòñÿ âñåõ ïàðòèé îïïîçèöèè, êîòîðûå êðèòèêóþò íå ñòåñíÿÿñü ñâîèõ íåïîòðåáñòâ.
Íàïðèìåð ÊÏÐÔ, âîâñþ ýêñïëóàòèðóåò òåìó íåðàâåíñòâî äîõîäîâ è ðàñêîëà îáùåñòâà íà áåäíûõ è áîãàòûõ, íî ïîñìîòðèòå ñêîëüêî â Äóìå áîãàòûõ êîììóíèñòîâ! Îäíàêî ýòîò ïàðàäîêñ êîììóíèñòû- áîãà÷è — ìàëî êîãî èíòåðåñóåò, ïðåæäå âñåãî â ñàìîé ïàðòèè!
ß óæå íå ãîâîðþ î Æèðèíîâñêîì — íà îäíèõ èç ïðîøëûõ âûáîðîâ, êàæåòñÿ â Äóìó, áåññìåííûé ãëàâà ËÄÏÐ, îò÷èòûâàÿñü â ñâîèõ äîõîäàõ íàïèñàë, ÷òî åãî æåíà èìååò ñåìü êâàðòèð. ß òîãäà ïîäóìàë, çà÷åì æå îí ïåðåïèñàë ýòè êâàðòèðû íà æåíó ðàçâå îí íå çíàåò, ÷òî òàê äåëàþò òå êîãî îí êðèòèêóåò!
Êîíå÷íî áåç êðèòèêè ïðàâèòåëüñòâà è Äóìû, ãîñóäàðñòâî áóäåò ìåäëåííî çàãíèâàòü è ïîòîì ðàçâàëèòñÿ òàê è ïðîèçîøëî ñ Ñîâåòñêèì Ñîþçîì — êðè÷àëè «îäîáðÿìñ», íà ñúåçäàõ ñòîÿ àïëîäèðîâàëè, êëÿëèñü â âåðíîñòè ïàðòèè è íàðîäó, à â ñòðàíå áûë ãîëîä è ïàðòíîìåíêëàòóðà çàâåëà ñåáå ðàñïðåäåëèòåëè. Âîò ýòî ëèöåìåðèå è ïîãóáèëî ñòðàíó, â êîòîðîé «âåðõè óæå íå ìîãëè óïðàâëÿòü, à íèçû íå õîòåëè òàêóþ âëàñòü ïîääåðæèâàòü!»
Î÷åâèäíî, ÷òî êàê «îäîáðÿìñ», òàê è áåññìûñëåííîå ëæèâîå è ëèöåìåðíî êðòèêàíñòâî, îäèíàêîâî îïàñíû è ÷ðåâàòû ðàçâàëîì ãîñóäàðñòâà!
30 ñåíòÿáðÿ 2021 ãîä. Ëîíäîí. Âëàäèìèð Êàáàêîâ
Îñòàëüíûå ïðîèçâåäåíèÿ Âëàäèìèðà Êàáàêîâà ìîæíî ïðî÷èòàòü íà ñàéòå «Ðóññêèé Àëüáèîí»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ èëè â ëèòåðàòóðíî-èñòîðè÷åñêîì æóðíàëå «×òî åñòü Èñòèíà?»
Здесь даны основные сведения о поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам (песням). Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой поэмы.
Краткие сведения о произведении
Поэма Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила» написана в 1818–1820 годах, впервые была опубликована в 1820 году. Эта волшебная сказка является первой законченной поэмой поэта.
Главные герои поэмы
- Руслан — храбрый богатырь, победивший колдуна Черномора.
- Людмила — дочь князя Владимира, жена Руслана, немного легкомысленная и беспечная красавица.
Другие персонажи
- Черномор — злобный и коварный карлик с очень длинной бородой, в которой заключена сила его колдовства.
- Финн — добрый волшебник, помогающий Руслану.
- Наина — злая колдунья.
- Голова — огромная голова великана, старшего брата Черномора.
Соперники Руслана:
- Рогдай — суровый, мрачный витязь.
- Фарлаф — трусливый, хвастливый человек.
- Ратмир — юный хазарский хан.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Во вступлении описано лукоморье. В этом волшебном краю автор якобы услышал эту сказку.
Киевский князь выдавал дочь Людмилу за богатыря Руслана. Ночью невесту похитил колдун Черномор. Князь объявил, что тот, кто спасёт его дочь, будет её мужем.
Кроме Руслана искать девушку отправились 3 его соперника: Рогдай, Фарлаф и Ратмир. Но соперники потерпели неудачу. А Руслан встретил доброго волшебника, который сообщил, что сила Черномора заключена в его бороде.
Руслан увидел на поле боя огромную голову. Она пыталась его сдуть, но герой проявил упорство. Голова поразилась силе богатыря. Она рассказала, что была великаном, братом Черномора, и тот его обезглавил. Руслан нашёл под этой головой древний меч и поклялся отомстить колдуну.
В это время Людмила очнулась и увидела, что она в роскошном дворце. Колдун хотел поразить девушку своим богатством и величием, но в её руках случайно оказалась шапка-невидимка. Людмила стала невидима для Черномора и убежала бродить по дворцу и саду.
Колдун заманил её в ловушку, но тут явился Руслан. Богатырь вступил в бой с Черномором и схватил его за бороду. Колдун унёс его в небо и после долгого полёта обессилел. Руслан отрубил ему бороду и взял в плен. Людмилу богатырь не смог разбудить от колдовского сна и увёз её спящей.
На обратном пути Руслан встретил Ратмира. Тот стал рыбаком и женился. Возле Киева Руслан остановился на ночлег. Ведьма Наина подговорила Фарлафа убить спящего Руслана и самому отвезти в Киев Людмилу. Тот так и сделал.
Добрый волшебник с помощью мёртвой и живой воды исцелил Руслана и дал ему кольцо, которое сможет разбудить Людмилу. Богатырь достиг Киева и помог победить печенегов, осаждавших город. Затем он пробудил Людмилу.
Фарлаф сознался в обмане, но его и Черномора на радостях простили.
Краткий пересказ по главам (песням) (более подробный, чем краткое содержание)
Поэт говорит, что посвящает этот «труд игривый» красавицам.
Вступление посвящено описанию сказочного лукоморья.
Песнь 1
Князь Владимир-солнце выдавал младшую дочь за князя Руслана. За свадебным столом сидели 3 хмурых соперника жениха: смелый воин Рогдай, надменный крикун Фарлаф и хазарский хан Ратмир.
Когда закончился пир, молодых отвели в спальню. Внезапно там раздался гром, блеснул свет, и Людмила была похищена неизвестно кем.
Князь Владимир был в гневе, что Руслан не смог сберечь своей жены. Он обещал не только отдать дочь в супруги тому, кто найдёт её, но и полцарства в придачу. Вызвались ехать на поиски жених и его соперники.
Сначала они ехали вместе, но потом каждый избрал свой путь.
Руслан увидел пещеру и нашёл в ней седого старика. Тот сказал, что Людмилу похитил страшный волшебник Черномор, и предрёк, что этот злодей погибнет от руки Руслана.
Руслан спросил старца кто он. Тот сказал, что он Финн. В молодости был он пастухом и полюбил красавицу Наину, но она не любила его. Тогда он решил заслужить в боях внимание гордой красавицы, собрал смелых рыбаков и 10 лет с ними провёл в морских битвах с воинами чужих царей.
Когда он вернулся к Наине и бросил к её ногам окровавленный меч, золото и драгоценные камни, красавица ушла, сказав: «Герой, я не люблю тебя!»
Тогда влюблённый Финн решил привлечь её любовными чарами и стал обучаться в лесах у колдунов. Постигнув силу заклинаний, он вызвал Наину, и она появилась перед ним. Но это была уже горбатая, дряхлая старуха с трясущейся головой, ведь прошло 40 лет. Наина призналась, что она колдунья и что только сейчас воспылала любовью к Финну. Но тот в ужасе убежал от неё. Тогда Наина возненавидела его за то, что возмутил её покой, заставив любить себя.
Старец сказал, что Наина возненавидит и Руслана. Утром витязь простился с ним и отправился дальше.
Песнь 2
Витязь Рогдай, оставив своих спутников, ехал, погружённый в думу. Злой дух внушал ему убить Руслана. Витязь повернул коня и поскакал назад.
В это время Фарлаф обедал у ручейка. Увидев, что кто-то мчится к нему на коне, Фарлаф бросив свой обед, копьё и другое снаряжение, вскочил в седло, поскакал прочь и свалился в ров. Рогдай, догнав Фарлафа, узнал его, и у него опустились руки. Поехал он прочь.
Встретилась ему горбатая старушка и сказала, указав на север: «Там найдёшь его». Рогдай обрадовался и полетел, куда указала старушка.
Фарлаф, лёжа во рву, услышал голос старухи. Она сказала, что привела ему коня, чтобы он ехал в своё селение и жил там без забот. Старушка исчезла, а Фарлаф последовал её совету.
Людмила в замке колдуна была окружена роскошью, ей прислуживали 3 прекрасные девы. Людмила тосковала и плакала. Выбежав из замка, она очутилась в чудесном саду. Обойдя его, увидела она мостик, висящий над потоком на двух скалах. Хотела девушка утонуть в волнах, но не прыгнула с мостика.
Когда она присела на травку, перед ней появился роскошный обед. Решила Людмила, что не будет есть, чтобы умереть, но «подумала — и стала кушать».
Когда наступил вечер, в её комнату зашли арапы, несущие на подушках седую бороду горбатого карлика Черномора. Людмила вскочила в постели, схватила Черномора за колпак, хотела ударить и завизжала так, что карлик зажал уши. Он хотел убежать, но запутался в бороде. Арапы унесли его, а шапка колдуна осталась у Людмилы.
В это время Рогдай догнал Руслана и вступил с ним в бой, но был сброшен Русланом в Днепр.
Песнь 3
Утром к Черномору прилетел крылатый змий и обернулся Наиной. Она предупредила Черномора, что ему угрожает опасность, но тот сказал, что пока волшебный меч не перерубит его бороды, никто не погубит его замыслов, и что Людмила будет его, Руслан же обречён на смерть. Ведьма обернулась чёрным змием и улетела.
Черномор снова пришёл в комнату Людмилы, но её там не было. Оказалось, что утром девушка примерила шапку Черномора, надев её задом наперёд, взглянула в зеркало и не увидела себя. Поняла она, что если шапку надеть задом наперёд, можно стать невидимой.
Руслан тем временем приехал в долину, покрытую костями воинов. После битвы с Рогдаем он остался безоружен. Нашёл он на этом поле щит, копьё, шлем, звонкий рог, кольчугу. Только меч он не взял — все мечи были слишком лёгкими для него. Поехал витязь дальше и заметил вдали большой холм. Конь стал упираться, и храбрый князь увидел перед собой огромную спящую живую голову. Чтобы её разбудить, Руслан пощекотал ей копьём ноздри. Голова открыла глаза и чихнула так, что витязь еле усидел на коне. Голова стало грубо прогонять его, но Руслан, услышав грубые слова, крикнул ей, чтобы она молчала. Тогда голова стала изо всей мочи дуть навстречу князю. Руслан сопротивлялся, но иногда ему приходилось отступать, чтобы отдохнуть, и снова он мчался к голове, которая его дразнила языком.
Наконец, Руслану удалось пронзить ей копьём язык и затем с размаху стукнуть в щёку. Голова покатилась, а на том месте, где она была, засверкал богатырский меч. Руслан схватил его и побежал к голове, чтобы обрубить ей нос и уши. Но услышав её стон, он остановился. Голова сказала, что раньше сам был удалым витязем. Его возненавидел младший брат Черномор, так как завидовал его огромному росту. Из этого рассказа Руслан узнал, что сила Черномора таится в его бороде.
Когда-то Черномор сказал брату, что за восточными горами есть подвал, в котором хранится меч, который отрубит бороду Черномора, а брату его отрубит голову. Черномор сказал, что полезно будет добыть этот меч. Великан посадил брата на плечо и пошёл разыскивать подвал. Найдя его, великан разметал его руками и достал меч. Братья поссорились, так как каждый хотел владеть мечом. Черномор предложил, чтобы они приникли ухом к земле, и кто из них услышит первый звон, тот и будет владеть мечом.
Братья легли на землю. Старший из них хотел обмануть, что услышал звон, но Черномор подкрался к нему и отрубил мечом голову. В ней сохранилась жизнь, и Черномор перенёс её в этот уединённый край, чтобы она стерегла меч. Голова сказала Руслану взять меч и попросила отомстить Черномору, если он встретится на его пути.
Песнь 4
Молодой хазарин Ратмир, отправившись на коне к югу, надеялся к вечеру догнать Людмилу. Но наступала уже ночь, и он стал искать ночлег. Увидел Ратмир вдали замок, по его стене шла дева, пела песню и манила ею молодого путника.
Юного хана встретили у ворот красавицы, повели в замок, и он остался жить среди этих отшельниц, забыв Людмилу.
Руслан же продолжил путь, встречая каждый день новые преграды и побеждая богатырей, ведьм и великанов.
Людмила грустила о своём милом друге. Она была невидима в шапке Черномора. Колдун принял вид Руслана, и Людмила, подбежав, обняла его, но призрак исчез, а с её головы упала шапка. Увидела она перед собой колдуна и лишилась чувств. Черномор стал ласкать Людмилу, но тут раздался звук рога — это кто-то его вызывал на бой. Колдун надел шапку на Людмилу, услышал, что трубят уже сильнее, и понёсся навстречу тому, кто трубит.
Песнь 5
Это вызывал на бой колдуна Руслан. Вдруг он ощутил удар по шлему, посмотрел вверх и увидел, что это Черномор летает с булавой. Руслан увернулся от второго удара, колдун упал в снег и там застрял. Руслан схватил его за бороду, и Черномор полетел по небу вместе с витязем. Два дня носил он Руслана, на третий попросил пощады. Руслан велел колдуну нести его к Людмиле.
Когда Черномор, прилетев к своей обители, опустился на землю, Руслан отхватил ему мечом бороду и положил колдуна в котомку за седло.
В замке Руслан не нашёл своей супруги. В ярости он стал всё крушить, нечаянным ударом сбил с княжны шапку Черномора и увидел, что Людмила в сетях. Радостный витязь порвал сети, но княжна не проснулась. Вдруг он услышал голос Финна. Добрый волшебник сказал, что Людмила очнётся от очарованного сна только в Киеве перед отцом — князем Владимиром.
Поехал витязь в Киев. У него в руках лежала Людмила, а в котомке за седлом сидел Черномор. По дороге он увидел огромную голову и сказал ей, что наказал Черномора. Голова, увидев своего злобного брата, пленённым, произнесла ему укор, и «закончилось её долгое страданье». Увидев смерть головы, Черномор в ужасе молился демонам.
Дальше в пути Руслан увидел Ратмира, который стал рыбаком и живёт с любимой пастушкой. Он рассказал Руслану, что его любили 12 молодых волшебниц, но он оставил их для любимой пастушки. Для неё он «сложил и меч, и шлем тяжёлый, забыл и славу, и врагов». Узнав, что Руслан везёт Людмилу, молодой хан пожелал ему счастья.
Фарлаф скрывался в дальнем краю и ждал Наину. Ведьма явилась, велела ступать за ней, превратилась в кошку и побежала. Фарлаф скакал на коне за ней. Ведьма привела его к кургану, около которого спал Руслан. Фарлаф пронзил ему грудь мечом и умчался на коне, схватив Людмилу. Утром раненый Руслан умер.
Песнь 6
Фарлаф привёз Людмилу в Киев к князю Владимиру и сказал, что она спит, потому что заколдована злым лешим. Рассказал он, что бился 3 дня в муромских лесах с лешим и победил его. Когда прервётся дивный сон Людмилы, он не знает.
В это время в Киеве случилась беда — его осадили печенеги.
Волшебник Финн оживил Руслана с помощью мёртвой и живой воды и дал ему кольцо. Если коснуться им чела Людмилы, исчезнут злые чары, и княжна очнётся. Сообщив это и пожелав Руслану счастья, Финн исчез.
Люди осаждённого Киева утром увидели с городских стен, что меж спящими врагами появился «чудесный воин на коне». Он погубил много печенегов. Воспрянувшие конные дружины славян вышли из города, тоже вступили в бой и обратили врагов в бегство.
Богатырь помчался в княжеский дом, подбежал к Людмиле, коснулся её лица, и она очнулась.
Все были счастливы так, что князь простил Фарлафу его злодейство, а Черномора, лишённого силы чародейства, принял во дворец.
Заключение к краткому пересказу
В поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» раскрыты темы:
- любовь и верность;
- смелость и трусость;
- предательство.
Основная мысль (идея) поэмы «Руслан и Людмила»: настоящая любовь, верность и упорство преодолевают все преграды.
Эта сказочная поэма учит тому, что добро сильнее зла.
Краткое содержание поэмы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам (песням) — для подготовки к уроку литературы.
I. Организационный момент.
У. — Давайте в начале урока вспомним русскую пословицу:
“Чтение – вот лучшее…” (учение)
У. — Закончите фразу.
— А кого мы называем хорошим, серьезным читателем?
Д. — Человека, который понимает прочитанное, запоминает детали, новые слова, может анализировать текст.
II. Разминка « Читалочка».
(На доске чистоговорка)
Тара-тара-тараторка,
Быстрая чистоговорка,
Чистая чистоговорка.
Я её проговорю
И пятёрку получу.
1. Читаем глазками.
— Что это? для чего нужна чистоговорка?
2.Читаем хором.
— Какой звук повторяется? Что вы знаете об этом звуке?
3.Чтение на выдохе 2-З раза с повышением голоса и с понижением голоса.
5.Интонационное чтение ( с точкой, ? ,с! ).
Вывод:
— Меняется ли интонация при изменении знака препинания в конце предложения?
III. Постановка цели урока.
У.— Посмотрите на доске буквы. Интересно, какое слово рассыпалось?
(ксазак)
Д. – Сказка.
У. – Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами изучаем?
Д. – «Сказка о рыбаке и рыбке».
У. – А кто автор этой сказки?
Д. – Александр Сергеевич Пушкин.
У. – Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой?
Д. Происходит волшебство.
У. К какому виду сказок относится « Сказка о рыбаке и рыбке»
Д. – Это волшебная сказка.
У. – Что волшебного в сказке? Что могло быть в настоящей жизни?
У. – Сегодня на уроке мы с вами будем учиться давать характеристику каждому герою « Сказки о рыбаке и рыбке». Назовите героев сказки.
Д. Старик, Старуха, рыбка.
IV. Работа по теме урока.
У. В начале нашей работы предлагаю выполнить задание на жёлтой карточке.
Какой характер у старика? У старухи? Соедини стрелками ( « Сказка о рыбаке и рыбке»).
Характер старика | сварливый добрый мягкий злобный властный смиренный жадный алчный податливый грубый неуживчивый | Характер старухи |
Проверка: фронтальная, игра « Хлопай-топай».
У. – Чтобы более точно охарактеризовать героев сказки, мы будем работать по плану.
План.
1.В Где живёт герой?
2.В Чем занимается?
3.В Какие поступки совершает?
4.В Какой характер у героя?
5.В Что вам понравилось или не понравилось в герое?
Первому характеристику мы дадим старику.
У. – Где живёт старик?
Д. – Старик живёт у моря. В ветхой землянке.
У. – А из каких строчек вы узнали, что старик живёт у моря. Найдите, прочитайте эти строчки.
Д. – Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
У. Чем занимается старик?
Д. – Старик ловил рыбу.
У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.
Д. – Старик ловил неводом рыбу.
У. Какие поступки совершает старик?
Д. – Старик поймал золотую рыбку и отпустил, её ничего не попросив.
У. Найдите строчки, в которых об этом говорится. Прочитайте.
Д. Раз он в море закинул невод,
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, —
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
« Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь».
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
« Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
У. — Какой характер у старика?
Д. — Старик добрый, мягкий, смиренный, податливый.
У. – Докажите, что характер у старика был добрый?
Д. – Старик отпустил золотую рыбку, не взяв с неё выкуп.
У. – А почему старика можно назвать мягким, смиренным, податливым?
Д. — Старик выполнял все приказания старухи, не перечил ей.
У. — Что вам понравилось или не понравилось в старике?
(Подвести детей к выводу, что старик не является положительным героем. Хоть он простоват и добр, но имеет нетвёрдый характер. Он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на всё большее зло.
У. – Где живёт старуха?
Д. – Старуха живёт у моря. В ветхой землянке.
У. Чем занимается старуха?
Д. – Старуха прядёт свою пряжу.
У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.
Д. – Старуха пряла свою пряжу.
У. Какие поступки совершает старуха?
Д. – Старуха каждый раз отправляет старика просить у рыбки новый выкуп.
У. – Вспомните все желания старухи и расположите их по порядку с меньшего.
В
Вольная царица.
Владычица морская.
Новое корыто.
В
Столбовая дворянка.
В
Новая изба.
У. — Какой характер у старухи?
Д. — Старуха сварливая, неуживчивая, жадная, алчная,
злобная, властная, грубая.
У. — Что вам понравилось или не понравилось в старухе?
Физкультминутка.
— Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Дружно выстроились в ряд
В рыбок превратились в раз.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде:
То согнутся, разогнутся,
То зароются в песке.
Самостоятельная работа.
У. Самостоятельно по плану составьте рассказ–характеристику о золотой рыбке.
( Выслушиваются ответы детей).
У. — Как мы можем узнать настроение рыбки?
Д. — Настроение рыбки можно узнать, по словам о море.
У. — Выполните карточку. Проведите к рисункам стрелки от цитат из сказки. Работу выполняйте в парах.
Проверка: фронтальная, игра « Изобрази движением».
У. – Почему так изменялось настроение моря?
Д. — Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и поднялась на море буря.
У. А можно ли море считать четвёртым героем сказки?
Д. – Да море можно считать четвёртым героем сказки, потому что его настроение изменяется, по мере того как изменяются желания старухи.
У. – Вспомните, как называется сказка?
У.— Почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи?
Подсказка: какие герои вам нравятся, а какие нет?
У.— У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, завистливая, жадная и не удостаивается внимания автора даже в названии.
У. — Какая главная мысль сказки. Выберите наиболее точную формулировку.
Как здорово поймать волшебную золотую рыбку!
В
Как плохо быть сварливым и жадным.
В
Если ты сварливый и жадный ты потеряешь своё счастье.
V. Итог урока.
У. — Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания.
На парте у вас лежат золотые рыбки, найдите их. Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей из класса.
(Ученики пишут под музыку. Чтение желаний)
У. — Спасибо за урок