К лассный час «Наши права и наши обязанности»
Цели и задачи: на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах и обязанностях ребёнка; формирование коммуникативной компетентности; культуры участия в интеллектуальной игре.
Формы и методы урока: беседа, игра, обобщение, рефлексия.
Ход урока
1. Приветствие.
Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом! Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!
2. Объявление темы и постановка цели занятия:
Начинаем классный час,
Речь пойдёт здесь всё о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что – то новое узнать о правах, обязанностях и ответственности, попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны
На что они имеют право и на что не имеют?
3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»
Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение)
-
Право на жизнь
-
Право на имя при рождении
-
Право на медицинскую помощь
-
Право на образование
-
Право на отдых и досуг
-
Право иметь имущество
-
Право свободно выражать свои взгляды
-
Право на свободное перемещение
-
Право на заботу и воспитание родителями
-
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
-
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)
Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».
Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).
4. Обязанности ребёнка.
Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.
Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.
— Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).
— Какая самая главная обязанность у вас в семье?
— А у вашего папы?
— У кого больше всего обязанностей?
— А какие обязанности существуют у учеников?
— А откуда вы это знаете? (Устав школы)
— Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!
— А в Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:
Уважать права, честь и достоинство всех участников;
Прилежно учиться;
Иметь аккуратный вид;
Соблюдать правила техники безопасности;
Беречь школьное здание, оборудование;
Придерживаться общепринятых правил поведения;
Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.
5. Игра.
Класс делится на две команды.
1 задание: Разминка. Разгадать анаграммы:
Н О К Е В Н И Ц Я, Г О У С А Р Д Т С О В,
И Ж З Н Ь , Р Б О А З О А В И Н Е.
2 задание: «Счастливый случай»
Вопросы игры разделены на 5 категорий.
1 категория: Права и обязанности.
2 категория: Правовой словарь.
3 категория: Цифры и факты.
4 категория: Пословицы.
5 категория: Сказки.
В каждой категории 5 вопросов. Цена вопросов: 100, 200, 300, 400, 500 баллов.
Команды имеют право выбрать в 5 категориях любой из 5 вопросов.
За правильный ответ выдаётся карточка, соответствующая цене вопроса.
В конце игры команды подсчитывают набранные баллы.
Победителем становится участник, набравший большее количество баллов.
Вопросы:
1 категория.
100. Действия в соответствии с законом. (Обязанность)
200. Законные возможности. (Права)
300. Люди, связанные родством, имущественными и неимущественными правами и обязанностями. (Семья)
400. То, что человек хочет, но без этого он может обойтись. (Желания)
500. То, что человеку очень нужно, он без этого не может обойтись. (Потребности)
2 категория.
100. Человек, принадлежащий к постоянному населению государства. (Гражданин)
200. Человек, которому ещё не исполнилось 18 лет. (Ребёнок)
300. Открытое столкновение. (Конфликт)
400. Норма, поддерживаемая государством. (Закон)
500. Законная мера, применяемая к правонарушителю за преступление или проступок. (Наказание)
3 категория.
100. Какое образование ты должен получить бесплатно по Конвенции? (Начальное)
200. Какое образование ты должен получить бесплатно по Конституции РФ? (Девятилетнее)
300. Гражданство родителей определяет гражданство ребёнка до какого возраста?
(До 14 лет)
400. С какого возраста, ребёнок подлежит уголовной ответственности за некоторые уголовные преступления?
(С 14 лет)
500. С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления?
(С 16 лет)
4 категория.
100. Закончи пословицу: Украсть – в беду … (попасть).
200. Закончи пословицу: Не воровством добывают деньги, а … (ремеслом).
300. Закончи пословицу: Легко воровать, да тяжело … (отвечать).
400. Закончи пословицу: Хоть с умом воровать, а беды …(не миновать).
500. Закончи пословицу: Возможность украсть создаёт …(вора).
5 категория.
100. Кто по отношению к кому в сказке “Волк и семеро козлят” нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).
200. Кто кого в сказке “Красная шапочка” подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку).
300. Кто кого в сказке “Лиса и заяц” лишил права владеть имуществом? (Лиса – зайца).
400. Кто кого в сказке “Золотой ключик” лишил имущества? (Лиса Алиса и кот Базилио – Буратино).
500. Кто кого в сказке “Дюймовочка” держал в подневольном состоянии? (Мышь –
Дюймовочку).
И тог игры “Счастливый случай”.
Учащиеся подсчитывают баллы. Выявляется победитель.
6. Итоги классного часа.
Слово учителя:
Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.
ДЕНЬ МАТЕРИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО СКАЗКЕ «ДЮЙМОВОЧКА»
Цель:
Показать значимую роль матери в семье и обществе, развивать чувства уважения и любви к самому близкому человеку – маме, способствовать сплочению детей и родителей, формированию положительных эмоций.
Задачи праздника:
-уметь выразить свою любовь к матери через слово, танец, театрализацию;
— создать благоприятную и радостную обстановку;
— показать творческие способности воспитанников.
На свете добрых слов немало,
Но всех добрее и важней одно:
Из двух слогов простое слово “мама”
И нету слов дороже, чем оно.
Как хочется нам много слов сказать
Всем мамам в нашей группе
Здоровья вам и счастья пожелать,
Надежд, терпенья, радости, удачи!
Танец «Мама, я влюбился в девочку одну».
ВЕД: Я хочу рассказать вам сказочную историю, которую поведала мне моя знакомая ласточка. Жила на свете женщина. У неё не было детей, а ей очень хотелось их иметь. Пошла она к доброй фее (женщина идет по кругу, в руке у неё корзина, подходит к домику феи).
ЖЕНЩИНА : Здравствуй, добрая фея!
ФЕЯ : Здравствуй, милая!
Знаю, знаю, зачем ты пришла.
Вот тебе цветочное зернышко.
Посадишь его в горшочек и увидишь,
что из него вырастет.
ЖЕНЩИНА: Спасибо тебе, фея (кланяется). Женщина машет рукой и идет обратно. Подходит к горшочку сажает в горшочек зернышко, поливает. Горшочек уносит за занавеску. Занавес открывается, стоит большой цветок и за цветком девочка.
ВЕД: Вырос чудесный цветок. Он раскрылся, и из него вышла чудесная девочка. Она была очень маленькая, ростом с дюйм, её так и назвали — Дюймовочка (выходит Дюймовочка, кружится)
ЖЕНЩИНА: Мне к старости награда:
Не смотрите, что мала
Посмотрите как мила
Я Дюймовочку такую
Столько долгих лет ждала.
Дюймовочка спит, запрыгивает жаба.
ЖАБА-МАТЬ: Я недаром заскочила
Квак девчушка хороша!
Пусть женою станет милой
Для сынка, для малыша.
(берет Дюймовочку за руку, ведет в болото).
Как, сынок, успехи в школе? Учитель, надеюсь, тобою доволен?
ЖАБА-СЫН:
Не хочу учиться, а хочу жениться!
ЖАБА-МАТЬ:
Ну – ка, сынок, посмотри – ка сюда!
Вот тебе шикарная будет жена.
ЖАБА – СЫН:
Квак красива, квак стройна! Моя невеста недурна!
В густой тине будем жить, буду я тебя любить!
Ква – ква.
Дюймовочка.
Вы ко мне не подходите, я в болото не хочу!
ЖАБА-МАТЬ:
Не упрямься! Он красавец! Я серьёзно, не шучу!
Разве ты не понимаешь? Своё счастье ты теряешь!
Можно в сырости, в почёте целый век прожить в болоте!
«Песня Жабы»
ДЮЙМОВОЧКА: Помогите, отпустите
Я в болото не хочу.
ЖАБА-СЫН: Ничего, не хнычь, привыкнешь,
Квак в трясине заживем,
А пока тебя привяжем
И гостей к нам позовем.
(ЖАБА-МАТЬ, ЖАБА-СЫН уходят. Появляются мотылек и рыбка).
Дюймовочка горько заплакала, это увидели рыбки и мотылек, решили ей помочь.
ДЮЙМОВОЧКА: Рыбка, милая, моя
Руки развяжи.
И поскорей меня спаси!
РЫБКА: Слезы вытри, не грусти
Мы хотим тебя спасти!
(выводят Дюймовочку на берег)
МОТЫЛЕК: Дюймовочка, ты свободна
Пора тебе идти,
Счастливого пути!
(рыбка и мотылек уходят, Дюймовочка бежит дальше, навстречу — жук).
1-й ЖУК: Как вы обворожительны
Желаю вам сказать
Я жжук. А как прикажите
Себя вы называть?
ДЮЙМОВОЧКА: Дюймовочка!
1-й ЖУК: Пожжалуй, я прекрасней,
Чем Вы и не встречал.
Я — джентльмен, сударыня,
Я вас зову на бал.
«Песня Жука»
ШМЕЛЬ:
Позвольте мне представиться:
Я — Шмель, издалека летел,
На знаменитый бал ваш
Давно попасть хотел.
2-й ЖУК:
Спешили к Вам, сударыня, чтобы не опоздать,
С красавицами — бабочками хотим потанцевать.
КУЗНЕЧИК:
Я – кузнечик – музыкант,
У меня большой талант,
И на праздник, без сомненья,
Подарю вам выступленье.
(Кузнечик играет на скрипке)
Все гости.
«Браво, браво! »
Все хлопают в ладоши.
1-й ЖУК:
Рад вас видеть, господа!
Красавицу – Дюймовочку привёл я вам сюда,
Нет создания добрее, и нежнее, и милее.
ВЕД: Но приятель жука призадумался слегка.
2-ой ЖУК: (оглядывает со всех сторон Дюймовочку)
-Ужасная, ужасная
И ножки две всего
И слышать не желаем
О ней мы ничего!
А у нее ведь даже
И усиков-то нет
Какой позор, какой скандал!
Не нравится нам. Нет!
1-й ЖУК: Мне очень жаль, сударыня
Но всем без исключенья
Вы жутко не понравились,
Хоть я другого мнения
Прощайте!
(Жуки улетают, Дюймовочка идёт в лес)
ВЕД: Дюймовочка осталась одна
Всё лето она прожила в лесу.
Умывалась утренней росой,
ела цветочную пыльцу,
пила нектар, играла
и танцевала с лесными
обитателями.
Песня «Дюймовочки»
ВЕД: Прошло тёплое лето,
Наступила осень.
Волшебная осень к нам в гости пришла.
Чудесные краски она принесла,
Раскрасила листья, цветы и траву
Как будто к нам сказка
Пришла наяву.
ВЕД: Пошла Дюймовочка в поле.
И увидела домик, где жила
Полевая мышь.
(Дюймовочка укрыта листочком. Стучится в дверь.)
МЫШЬ: Это что ещё за зверь
Вздумал мне стучаться в дверь
(выходит из норки)
Ой! Тут девочка стоит
Вся от холода дрожит.
ДЮЙМОВОЧКА: Умоляю, не гоните!
Обогрейте, накормите!
МЫШЬ: Никуда не собирайся,
Здесь со мною оставайся!
Будем вместе зимовать,
Ты мне станешь помогать.
(Дюймовочка подметает пол, вытирает пыль, мышь вяжет)
Песня Мыши.
МЫШЬ: Гость сегодня к нам придёт,
Наш сосед — богатый крот
И добавлю не напрасно
Для тебя жених прекрасный!
ДЮЙ-КА: Вот опять мне не везёт
И теперь жених мой — крот
Повторять не перестану
Я женой его не стану.
МЫШЬ: Замолчи, тебя прошу!
А не то я укушу.
(выходит крот)
МЫШЬ: Ах, ну вот и крот пришёл,
Проходи, сосед, за стол.
КРОТ: Сколько зим, сколько лет!
Ну, соседушка, привет!
Расскажи мне, как жила
Как идут твои дела
(угощает крота и Дюймовочку чаем)
Мышь: Что ж с Дюймовочкой вдвоём
Очень дружно мы живём.
И она мне помогает
Шьёт, готовит, убирает,
КРОТ: Говоришь, готовить может.
МЫШЬ: И во всём, во всём поможет!
Ты с кротом сейчас иди,
Дом роскошный погляди.
«Песня Крота» (Дюймовочка берёт крота под руку. По дороге замечает замёрзшую ласточку; останавливается, а крот идёт дальше)
ДЮЙМОВОЧКА: Ах, бедняжка ты моя!
Как же жалко мне тебя!
В теплый край спешила ты
И замерзла по пути.
Но я птичку пожалею
И платком своим согрею.
(накрывает ласточку)
ЛАСТОЧКА: Ты жизнь спасла мне!
Вить-вить-вить!
Должна тебя благодарить
И перед тем как улечу
Тебе добром я отплачу!
(Ласточка улетает. Дюймовочка возвращается в дом Мыши)
МЫШЬ: — Ну, хорош кротовый дом?
ДЮЙ-КА: Да, в нем славно заживем.
(грустно) отпустите, вас прошу
Солнышку прощай, скажу.
(обращается)
ДЮЙ-КА: Ясно солнышко, прощай,
И меня не забывай.
Ласточка: (прилетает)
Слёзы вытри поскорей,
Улетим за сто морей,
Улетим мы в тёплый край,
Круглый год там просто рай!
Дюй-ка: Ах, как звучит прекрасно!
Полетели, я согласна!
(летают по залу)
ЛАСТОЧКА: Не сыскать страны милей,
Эльфов царство здесь и фей!
Посмотри, в цветке любом
Ты устроишь себе дом!
ДЮЙ-КА: Как чудесен этот край!
Вот спасибо!
ЛАСТОЧКА: Ну, прощай (улетает)
(появляется Король-эльф)
ЭЛЬФ: Ты прекрасна, словно фея
Восхищен красой твоею
Вот моя рука и сердце,
Стань, прошу, моей невестой (отдаёт ей крылья)
Выходят все герои, исполняют танец цветов по песне «Маленькая страна».
Пресс-служба оргкомитета цикла городских уличных мероприятий «Московские сезоны»
Новогодние ели, украшенные дизайнерами, музыкантами и артистами, выставили на этой площадке уже в шестой раз.
На Кузнецком Мосту в рамках фестиваля «Путешествие в Рождество» открылась традиционная галерея модных новогодних елей, в украшении которых приняли участие известные стилисты, композиторы, артисты балета и музыканты. Все дизайнерские решения объединяет одна тема — «Елки больших городов. Новогодние традиции». Авторы вдохновлялись главными символами и новогодними красками мегаполисов мира.
«Галерея дизайнерских елок на Кузнецком Мосту рядом с ЦУМом стала уже доброй традицией фестиваля “Путешествие в Рождество”. Украшенные дизайнерами, известными музыкантами, артистами и медиаперсонами новогодние ели выставлены здесь уже в шестой раз. Главная тема проекта в этом году — “Елки больших городов. Новогодние традиции”, поэтому, гуляя по этой фестивальной площадке, можно побывать в Париже и Мадриде, Нью-Йорке и Лиссабоне, Сеуле и Копенгагене. И, конечно, увидеть елку, на украшение которой вдохновила Москва», — рассказал первый заместитель руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, руководитель столичного Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк.
На Кузнецком Мосту представлено 15 неповторимых новогодних красавиц.
Япония. Голливуд. Вена
Тысячелетняя история и дошедшие до наших дней многовековые традиции, японская нежность красок и загадочные переплетения линий нашли отражение в елке, над оформлением которой работали ведущая солистка Большого театра Элеонора Севенард и премьер Денис Родькин.
Телеведущая Алла Михеева темой декора выбрала Голливуд — мировой центр ночной жизни. На декорирование ее вдохновили Аллея Славы, Китайский театр TCL, концертный зал под открытым небом Голливуд Боул, а также театр «Долби», где ежегодно вручают премию «Оскар».
Вдохновение творцам подарила и австрийская Вена, где старинные здания сохраняют свой облик и неповторимый стиль. Город также по праву считается музыкальной столицей мира. Вене посвящена елка, которую украсили альтист и дирижер Юрий Башмет и пианист и композитор-неоклассик Виктор Осадчев.
Сеул. Нью-Йорк. Париж
Современные технологии и компьютерная индустрия стали главной темой дизайна, который придумал певец Егор Крид. Его вдохновили образы Сеула, любовь к киберспорту и стриминговому геймингу, поэтому елку украсили игровые консоли.
На Кузнецком Мосту также можно найти ель, посвященную Нью-Йорку. Ее украсил дизайнер Артем Кривда. По его словам, Нью-Йорк — это город разнообразия, столица переплетения разных культур, а также символ детства, когда в обязательную программу зимних праздников входил просмотр фильма «Один дома».
Стилист Елена Крыгина открыла секреты рождественского Парижа — города большой истории и бессмертной любви, места, куда стремятся все путешественники.
Копенгаген. Мадрид. Пекин
Прогуляться по страницам сказок Ганса Христиана Андерсена и ощутить волшебную атмосферу праздничного Копенгагена предлагает дизайнер Евгения Линович. На украшениях ее ели запечатлены Стойкий оловянный солдатик, Снежная королева, Дюймовочка и другие известные сказочные герои.
Жанна Лобода постаралась передать в подобранных украшениях дух Мадрида — города благородных кавалеров и гордых дам. Дизайнер обратилась к творчеству выдающегося испанского художника Диего Веласкеса, выбрав одну из самых узнаваемых его работ «Менины».
Все меньше времени остается до начала зимней Олимпиады в Пекине, поэтому дизайнер одежды Анастасия Задорина использовала тему спортивных состязаний. Елку украшают оригинальные пиктограммы с зимними видами спорта. Они напоминают иероглифы, драконы и бумажные фонарики — неотъемлемые символы Китая.
Москва. Лондон. Тоскана
Москва стала для многих городом бесконечного движения, поэтому в декоре новогодней красавицы дизайнер Яна Расковалова решила передать городской ритм. Акцент в оформлении сделан на технологичное новогоднее убранство. Так, четыре неоновых кольца буквально отражают карту столицы (МКАД, ТТК, Садовое и Бульварное кольцо), а также сердце города Кремль и его главный символ рубиновую звезду Спасской башни.
Рассказать о своей поездке в Лондон и знакомстве с волшебным миром Гарри Поттера решила стилист Алиса Боха. Ее елка украшена необычными шарами, гирляндой с искусственными свечами, бордово-золотым шарфом Гриффиндора и письмами из Хогвартса. На макушке дерева за происходящим вокруг наблюдает почтовая сова Хедвиг.
Дизайнеры Алиса и Юлия Рубан приглашают помечтать о семейном отдыхе в итальянской Тоскане и почувствовать ласковый климат курорта Форте-дей-Марми. Среди украшений авторской ели — верхушка в форме артишока, гирлянды в форме пасты фарфалле с подсветкой, а также развесные игрушки в форме велосипедов, чашек эспрессо и пляжных кабинок.
Лиссабон. Берлин. Дубай
Ель, которую украсила дизайнер Катя Добрякова, приглашает отправиться в праздничный Лиссабон, вспомнить трамвайчики, которые ездят по улицам города уже более ста лет, яркие зонтики и дворец Пена — один из самых романтичных замков в мире.
Сергей Ефремов открывает рождественский Берлин с его украшенными улочками и особой предновогодней атмосферой, а также с персонажами сказок Гофмана, среди которых Щелкунчик и Мышиный король. В декоре ели сочетается сдержанная классика и блеск ярких свечей, золота и драгоценностей.
Дизайнера Элину Бочкареву вдохновил Дубай, поэтому она соединила восточные мотивы и достижения высоких технологий. В основе ее идеи — небоскребы, бескрайняя пустыня, пальмы вдоль скоростных дорог, искусственные острова, пляжи и вечное солнце.
Гости галереи могут сделать оригинальные фотографии на память. Кроме того, рядом с каждой елью есть табличка с QR-кодом, отсканировав который можно узнать об авторе композиции и о том, что его вдохновило.
Все мероприятия фестиваля организуют с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм. Посетителей просят носить маски и соблюдать социальную дистанцию. Программу фестиваля можно посмотреть на его официальном сайте.
Балы, русские сказки и стильные елки: в Москве начинается фестиваль «Путешествие в Рождество»
«Путешествие в Рождество» — самый масштабный зимний фестиваль Европы и самый популярный праздник проекта «Московские сезоны». В этом году он проходит на 27 площадках в центре и округах с 10 декабря по 9 января. Посетителей ждет разнообразная торговая и гастрономическая программа. Работают 18 бесплатных катков и одна площадка для керлинга.
Предыдущий фестиваль проходил с 13 декабря 2019 года по 31 января 2020-го на 81 площадке в центре города, жилых районах и парках. Мероприятия праздничной программы посетили более 26 миллионов москвичей и туристов — рекордные показатели для такого события.
Жила-была женщина; очень ей хотелось иметь ребенка, да где его взять? И вот она отправилась к одной старой колдунье и сказала ей:
– Мне так хочется иметь ребеночка; не скажешь ли ты, где мне его достать?
– Отчего же! – сказала колдунья. – Вот тебе ячменное зерно; это не просто зерно, не из тех, что крестьяне сеют в поле или бросают курам; посади-ка его в цветочный горшок – увидишь, что будет!
– Спасибо! – сказала женщина и дала колдунье двенадцать скиллингов; потом пошла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшок, и тут же из него вырос большой чудесный цветок, очень похожий на тюльпан, но лепестки его были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.
– Какой славный цветок! – сказала женщина и поцеловала красивые – красные с желтыми прожилками – лепестки.
Что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это оказался настоящий тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом, вот ее и прозвали Дюймовочкой.
Блестящая лакированная скорлупка грецкого ореха служила ей колыбелькою, голубые фиалки – матрацем, а лепесток розы – одеяльцем; в эту колыбельку ее укладывали на ночь, а днем она играла на столе. На стол женщина поставила тарелку с водою, а по краям тарелки положила венок из цветов; длинные стебли цветов купались в воде, у самого же края плавал большой лепесток тюльпана. На нем Дюймовочка могла переправляться с одной стороны тарелки на другую; вместо весел у нее были два белых конских волоса. Все это было прелесть как мило! Дюймовочка умела и петь, такого нежного, красивого голоска никто еще не слыхивал!
Раз ночью, когда она лежала в своей колыбельке, через разбитое оконное стекло вскочила большущая жаба, мокрая, безобразная! Она вспрыгнула на стол, где спала под розовым лепестком Дюймовочка.
– Вот и жена моему сынку! – сказала жаба, взяла ореховую скорлупу с девочкой и выпрыгнула через окно в сад.
Там протекала большая, широкая река; у самого берега было топко и вязко; здесь-то, в тине, жила жаба с сыном. У! Какой он был тоже гадкий, противный! Точь-в-точь мамаша.
– Коакс, коакс, брекке-ке-кекс! – только и мог он сказать, когда увидал прелестную крошку в ореховой скорлупе.
– Тише ты! А то она проснется да убежит от нас, – сказала старуха жаба. – Она ведь легче лебединого пуха! Высадим-ка ее посредине реки на широкий лист кувшинки – это ведь целый остров для такой крошки, оттуда она не сбежит, а мы пока приберем там, внизу, наше гнездышко. Вам ведь в нем жить да поживать.
В реке росло множество кувшинок; их широкие зеленые листья плавали на поверхности воды. Самый большой лист был всего дальше от берега; к этому-то листу подплыла жаба и поставила туда ореховую скорлупу с девочкой.
Бедная крошка проснулась рано утром, увидала, куда она попала, и горько заплакала: со всех сторон была вода, и ей никак нельзя было перебраться на сушу!
А старая жаба сидела внизу, в тине, и убирала свое жилье тростником и желтыми кувшинками – надо же было приукрасить все для молодой невестки! Потом она поплыла со своим безобразным сынком к листу, где сидела Дюймовочка, чтобы взять прежде всего ее хорошенькую кроватку и по ставить в спальне невесты. Старая жаба очень низко присела в воде перед девочкой и сказала:
– Вот мой сынок, твой будущий муж! Вы славно заживете с ним у нас в тине.
– Коакс, коакс, брекке-ке-кекс! – только и мог сказать сынок.
Они взяли хорошенькую кроватку и уплыли с ней, а девочка осталась одна-одинешенька на зеленом листе и горько-горько плакала – ей вовсе не хотелось жить у гадкой жабы и выйти замуж за ее противного сына. Маленькие рыбки, которые плавали под водой, верно, видели жабу с сынком и слышали, что они говорили, потому что все повысунули из воды головки, чтобы поглядеть на крошку невесту. А как они увидели ее, им стало ужасно жалко, что такой миленькой девочке приходится идти жить к старой жабе в тину. Не бывать же этому! Рыбки столпились внизу, у стебля, на котором дер жался лист, и живо перегрызли его своими зубами; листок с девочкой поплыл по течению, дальше, дальше… Теперь уж жабе ни за что было не догнать крошку!
Дюймовочка плыла мимо красивых берегов, и маленькие птички, которые сидели в кустах, увидав ее, пели:
– Какая хорошенькая девочка!
А листок все плыл да плыл, и вот Дюймовочка попала за границу.
Прелестный белый мотылек долго порхал во круг нее и наконец уселся на листок – уж очень ему понравилась Дюймовочка! А она ужасно радовалась: гадкая жаба не могла теперь догнать ее, а вокруг было так красиво! Солнце так и горело золотом на воде! Дюймовочка сняла с себя пояс, одним концом обвязала мотылька, а другой привязала к своему листку, и листок поплыл еще быстрее.
Мимо летел майский жук, увидал девочку, обхватил ее за тонкую талию лапкой и унес на дерево, а листок поплыл дальше, и с ним мотылек – он ведь был привязан к листку поясом.
Ах, как перепугалась бедняжка, когда жук схватил ее и полетел с ней на дерево! Особенно ей жаль было хорошенького мотылечка, которого она привязала к листку: ему придется теперь умереть с голоду, если не удастся освободиться. Но майскому жуку и горя было мало.
Он уселся с крошкой на самый большой зеленый лист, покормил ее сладким цветочным соком и сказал, что она прелесть какая хорошенькая, хоть и совсем не похожа на майского жука.
Потом к ним пришли с визитом другие майские жуки, которые жили на том же дереве. Они оглядывали девочку с головы до ног, и жучки-барышни шевелили усиками и говорили:
– У нее только две ножки! Жалко смотреть!
– У нее нет усиков!
– Какая у нее тонкая талия! Фи! Она совсем как человек! Как некрасиво! – сказали в один голос все жуки женского пола.
Дюймовочка была премиленькая! Майскому жуку, который принес ее, она тоже сначала очень понравилась, но, когда все вокруг стали говорить, что она безобразна, и он не захотел больше держать ее у себя – пусть идет куда знает. Он снова обхватил ее, слетел с дерева и посадил на ромашку. Тут девочка принялась плакать о том, что она такая безобразная: даже майские жуки не захотели оставить ее у себя! А на самом-то деле она была прелестнейшим созданием: нежная, ласковая, точно лепесток розы.
Целое лето прожила Дюймовочка одна-одинешенька в лесу. Она сплела себе колыбельку и подвесила ее под большой лопушиный лист – там дождик не мог достать ее. Ела крошка сладкую цветочную пыльцу, а пила росу, которую каждое утро находила на листочках. Так миновали лето и осень; но вот дело пошло к зиме, длинной холодной зиме. Певуньи птички разлетелись, кусты и цветы увяли, большой лопушиный лист, под которым жила Дюймовочка, пожелтел, весь засох и свернулся в трубочку. Сама крошка погибала от холода: платьице ее разорвалось, а она была такая маленькая, нежная – замерзай, да и все тут! Пошел снег, и каждая снежинка была для нее то же, что для нас целая лопата снега; мы ведь большие, а она была всего-то с дюйм! Она завернулась было в сухой лист, но он совсем не грел, и бедняжка сама дрожала как лист.
Возле леса, куда она попала, лежало большое поле; хлеб давно был убран, одни голые, сухие стебельки торчали из мерзлой земли; для Дюймовочки это был целый лес. Ух! Как она дрожала от холода! И вот пришла бедняжка к дверям полевой мыши; дверью служила маленькая дырочка, прикрытая сухими стебельками и былинками. Полевая мышь жила в тепле и довольстве: все амбары были битком набиты хлебными зернами; кухня и кладовая ломились от припасов! Дюймовочка стала у порога, как нищенка, и попросила подать ей кусочек ячменного зерна – она два дня ничего не ела!
– Ах ты, бедняжка! – сказала полевая мышь: она была, в сущности, добрая старуха. – Ступай сюда, погрейся да поешь со мною!
Девочка понравилась мыши, и мышь сказала:
– Ты можешь жить у меня всю зиму, только убирай хорошенько мои комнаты да рассказывай мне сказки – я до них большая охотница.
И Дюймовочка стала делать все, что приказывала ей мышь, и зажила отлично.
– К нам скоро придет гость, – сказала полевая мышь. – Мой сосед обычно навещает меня раз в неделю. Он живет куда лучше меня: у него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Вот если бы тебе удалось выйти за него замуж! Ты бы зажила на славу! Беда только, что он слеп и не может видеть тебя; но ты расскажи ему самые лучшие сказки, какие только знаешь.
Но девочка пропустила все это мимо ушей: ей вовсе не хотелось выйти замуж за соседа – ведь это был крот. Он в самом деле скоро пришел в гости к полевой мыши. Правда, он носил черную бархатную шубку, был очень богат и учен; по словам полевой мыши, помещение у него было раз в двадцать просторнее, чем у нее, но он совсем не любил ни солнца, ни прекрасных цветов и отзывался о них очень дурно – он ведь никогда не видел их. Девочке пришлось петь, и она спела две песенки: «Майский жук, лети, лети» и «Бродит по лугам монах», да так мило, что крот прямо-таки в нее влюбился. Но он не сказал ни слова – он был такой степенный и солидный господин.
Крот недавно прорыл под землей длинную галерею от своего жилья к дверям полевой мыши и позволил мыши и девочке гулять по этой галерее сколько угодно. Крот просил только не пугаться мертвой птицы, которая лежала там. Это была настоящая птица, с перьями, с клювом; она, должно быть, умерла недавно, в начале зимы, и была зарыта в землю как раз там, где крот прорыл свою галерею.
Крот взял в рот гнилушку – в темноте это ведь все равно что свечка – и пошел вперед, освещая длинную темную галерею. Когда они дошли до места, где лежала мертвая птица, крот проткнул своим широким носом в земляном потолке дырку, и в галерею пробился дневной свет. В самой середине галереи лежала мертвая ласточка; хорошенькие крылья были крепко прижаты к телу, лапки и головка спрятаны в перышки; бедная птичка, верно, умерла от холода. Девочке стало ужасно жаль ее, она очень любила этих милых птичек, которые целое лето так чудесно пели ей песенки, но крот толкнул птичку своей короткой лапой и сказал:
– Небось не свистит больше! Вот горькая участь родиться пичужкой! Слава богу, что моим детям нечего бояться этого! Ведь птичка только и умеет, что чирикать, – поневоле замерзнешь зимой!
– Да, да, правда ваша, умные слова приятно слышать, – сказала полевая мышь. – Какой прок от этого чириканья! Что оно приносит птице? Холод и голод зимой? Много, нечего сказать!
Дюймовочка не вымолвила ни слова, но, когда крот с мышью повернулись к птице спиной, нагнулась к ней, раздвинула перышки и поцеловала ее прямо в закрытые глазки. «Может быть, та самая, что так чудесно распевала летом! – подумала девочка. – Сколько радости доставила ты мне, милая, хорошая птичка!»
Крот опять заткнул дыру в потолке и проводил дам обратно. Но девочке не спалось ночью. Она встала с постели, сплела из сухих былинок большой хороший ковер, снесла его в галерею и завернула в него мертвую птичку; потом отыскала у полевой мыши пуху и обложила им ласточку, чтобы ей было потеплее лежать на холодной земле.
– Прощай, моя миленькая птичка, – сказала Дюймовочка. – Прощай! Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом, когда все деревья были такие зеленые, а солнышко так славно грело!
И она склонила голову на грудь птички, но вдруг испугалась – внутри что-то стучало. Это забилось сердечко птицы: она не умерла, а только окоченела от холода, теперь же согрелась и ожила.
Осенью ласточки улетают в теплые края, а если какая-нибудь запоздает, то от холода она окоченеет, упадет замертво на землю, и ее засыплет холодным снегом.
Девочка вся задрожала от испуга – птица ведь была в сравнении с крошкой просто великаном, – но все-таки собралась с духом, еще больше закутала ласточку, потом сбегала принесла листок мяты, которым укрывалась вместо одеяла сама, и покрыла им голову птички.
На следующую ночь Дюймовочка опять потихоньку пробралась к ласточке. Птичка совсем уже ожила, только была еще очень слаба и еле-еле открыла глаза, чтобы посмотреть на девочку, которая стояла перед нею с кусочком гнилушки в руках, – другого фонаря у нее не было.
– Благодарю тебя, милая крошка! – сказала больная ласточка. – Я так славно согрелась. Скоро я совсем поправлюсь и опять вылечу на солнышко.
– Ах, – сказала девочка, – теперь так холодно, идет снег! Останься лучше в своей теплой постельке, я буду ухаживать за тобой.
И Дюймовочка принесла птичке воды в цветочном лепестке. Ласточка попила и рассказала девочке, как поранила крыло о терновый куст и потому не могла улететь вместе с другими ласточками в теплые края, как упала на землю и… Да больше она уж ничего не помнила и как попала сюда – не знала.
Всю зиму прожила тут ласточка, и Дюймовочка ухаживала за ней. Ни крот, ни полевая мышь ничего не знали об этом – они ведь совсем не любили птичек.
Когда настала весна и пригрело солнце, ласточка распрощалась с девочкой, и Дюймовочка открыла ей дыру, которую проделал крот.
Солнце так славно грело, и ласточка спросила, не хочет ли девочка отправиться вместе с ней, – пускай сядет к ней на спину, и они полетят в зеленый лес! Но Дюймовочка не захотела бросить полевую мышь – она ведь знала, что старуха огорчится.
– Нет, нельзя! – сказала девочка ласточке.
– Прощай, прощай, милая добрая крошка! – сказала ласточка и вылетела на солнышко.
Дюймовочка посмотрела ей вслед, и у нее даже слезы навернулись на глаза – уж очень полюбилась ей бедная птичка.
– Кви-вить, кви-вить! – прощебетала птичка и скрылась в зеленом лесу.
Девочке было очень грустно. Ей совсем не позволяли выходить на солнышко, а хлебное поле так все заросло высокими толстыми колосьями, что стало для бедной крошки дремучим лесом.
– Летом тебе придется готовить себе приданое! – сказала ей полевая мышь.
Оказалось, что скучный сосед в бархатной шубе посватался за девочку.
– Надо, чтобы у тебя всего было вдоволь, а там выйдешь замуж за крота и подавно ни в чем нуждаться не будешь!
И девочке пришлось прясть по целым дням, а старуха мышь наняла четырех пауков для тканья, и они работали день и ночь.
Каждый вечер крот приходил к полевой мыши в гости и все только и болтал о том, что вот скоро лету будет конец, солнце перестанет так палить землю – а то она прямо как камень стала, – и тогда они сыграют свадьбу. Но девочка была совсем не рада: ей не нравился скучный крот. Каждое утро на восходе солнышка и каждый вечер на закате Дюймовочка выходила на порог мышиной норки; иногда ветер раздвигал верхушки колосьев, и ей удавалось увидеть кусочек голубого неба. «Как светло, как хорошо там, на воле!» – думала девочка и вспоминала о ласточке; ей очень хотелось бы повидаться с птичкой, но ласточки нигде не было видно: должно быть, она летала там, далеко-далеко, в зеленом лесу!
К осени Дюймовочка приготовила все свое приданое.
– Через месяц твоя свадьба! – сказала девочке полевая мышь.
Но крошка заплакала и сказала, что не хочет выходить замуж за скучного крота.
– Пустяки! – сказала старуха мышь. – Только не капризничай, а то я укушу тебя – видишь, какие у меня острые белые зубы? У тебя будет чудеснейший муж. У самой королевы нет такой бархатной шубки, как у него! Да и в кухне и в погребе у него не пусто! Благодари бога за такого мужа!
Наступил день свадьбы. Крот пришел за девочкой. Теперь ей придется идти за ним в его нору, жить там, глубоко-глубоко под землей, и никогда не выходить на солнце – крот ведь терпеть его не мог! А бедной крошке было так тяжело навсегда распроститься с красным солнышком! У полевой мыши она все-таки могла хоть изредка любоваться на него.
И Дюймовочка вышла взглянуть на солнце в последний раз. Хлеб был уже убран с поля, и из земли опять торчали одни голые, засохшие стебли. Девочка отошла от дверей подальше и протянула к солнцу руки:
– Прощай, ясное солнышко, прощай!
Потом она обняла ручонками маленький красный цветочек, который рос тут, и сказала ему:
– Кланяйся от меня милой ласточке, если увидишь ее!
– Кви-вить, кви-вить! – вдруг раздалось над ее головой.
Дюймовочка подняла глаза и увидела ласточку, которая пролетала мимо. Ласточка тоже увидела девочку и очень обрадовалась, а девочка заплакала и рассказала ласточке, как ей не хочется выходить замуж за противного крота и жить с ним глубоко под землей, куда никогда не заглянет солнышко.
– Скоро придет холодная зима, – сказала ласточка, – и я улетаю далеко-далеко, в теплые края. Хочешь лететь со мной? Ты можешь сесть ко мне на спину – только привяжи себя покрепче поясом, – и мы улетим с тобой далеко от гадкого крота, далеко за синие моря, в теплые края, где солнышко светит ярче, где всегда лето и цветут чудные цветы! Полетим со мной, милая крошка! Ты ведь спасла мне жизнь, когда я замерзала в темной, холодной яме.
– Да, да, я полечу с тобой! – сказала Дюймовочка, села птичке на спину, уперлась ножками в ее распростертые крылья и крепко привязала себя поясом к самому большому перу.
Ласточка взвилась стрелой и полетела над темными лесами, над синими морями и высокими горами, покрытыми снегом. Там было страсть как холодно; Дюймовочка вся зарылась в теплые перья ласточки и только головку высунула, чтобы любоваться всеми красотами, которые встречались в пути.
Но вот и теплые края! Тут солнце сияло уже гораздо ярче, небо стояло выше, а около канав и изгородей рос зеленый и черный виноград. В лесах зрели лимоны и апельсины, пахло миртами и душистой мятой, а по дорожкам бегали прелестные ребятишки и ловили больших пестрых бабочек. Но ласточка летела все дальше и дальше, и чем дальше, тем было все лучше. На берегу красивого голубого озера, по среди зеленых кудрявых деревьев, стоял старинный белый мраморный дворец. Виноградные лозы обвивали его высокие колонны, а наверху, под крышей, лепились ласточкины гнезда. В одном из них и жила ласточка, которая летела с Дюймовочкой.
– Вот мой дом! – сказала ласточка. – А ты выбери себе внизу какой-нибудь красивый цветок, я тебя посажу в него, и ты чудесно заживешь!
– Как я рада! – воскликнула Дюймовочка и захлопала в ладоши.
Внизу лежали большие куски мрамора – это свалилась верхушка одной колонны и разбилась на три куска, а между ними росли крупные белые цветы.
Ласточка спустилась и посадила девочку на один из широких лепестков. Но вот диво! В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла золотая корона, за плечами развевались блестящие крылышки, а сам он был не больше Дюймовочки.
Это был эльф. В каждом цветке живет эльф, мальчик или девочка, а тот, который сидел рядом с Дюймовочкой, был сам король эльфов.
– Ах, как он хорош! – шепнула Дюймовочка ласточке.
Маленький король совсем перепугался при виде ласточки. Он был такой крошечный, нежный, и она показалась ему просто чудовищем. Зато он очень обрадовался, увидав нашу крошку, – он никогда еще не видывал такой хорошенькой девочки! И он снял свою золотую корону, надел ее Дюймовочке на голову и спросил, как ее зовут и хочет ли она быть его женой, королевой эльфов и царицей цветов? Вот это муж так муж! Не то что сын жабы или крот в бархатной шубе!
И девочка согласилась. Тогда из каждого цветка вылетели эльфы – мальчики и девочки – такие хорошенькие, что просто прелесть! Все они поднесли Дюймовочке подарки.
Самым лучшим была пара прозрачных стрекозиных крылышек. Их прикрепили к спинке девочки, и она тоже могла теперь летать с цветка на цветок! Вот-то была радость!
А ласточка сидела наверху, в своем гнездышке, и пела им, как только умела. Но самой ей было очень грустно: она крепко полюбила девочку и хотела бы век не расставаться с ней.
– Тебя больше не будут звать Дюймовочкой! – сказал девочке эльф. – Это некрасивое имя, а ты такая хорошенькая! Мы будем звать тебя Майей!
– Прощай, прощай! – прощебетала ласточка и опять полетела из теплых краев далеко, далеко – в Данию. Там у нее было маленькое гнездо, как раз над окном человека, который умеет рассказывать сказки. Ему-то она и спела свое «кви-вить», а от него и мы узнали эту историю.
== Читати українською мовою ==
Конспект внеурочного занятия по продвижению книги и чтения «Живые страницы»
Пояснительная записка.
Актуальность:
Безусловно, детям 21 века, читают очень мало, а как известно, что все маленькие дети любят сказки. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребёнка. С самых ранних лет мы знакомим ребёнка с различными сказками, в первую очередь мы их знакомим с русскими народными сказками. Следом за народными сказками, мы их начинаем знакомить с авторскими сказами русских и зарубежных писателей. Дети становятся старше, а интерес к сказкам не уменьшается.
Я считаю, что знакомство детей, с творчеством Г. Х. Андерсена необходимо для них, так как его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого. Не случайно высшая международная премия, за лучшую детскую книгу, носит его имя — это «Золотая медаль Ганса — Христиана Андерсена», которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам.
Именно поэтому я решила остановить свой выбор на его творчестве. Ведь сказки Андерсена не только яркие, волшебные, интересные, но и очень глубокие. Они учат детей добру, милосердию, состраданию, не теряться перед трудностями, знать истинную цену вещей.
1. Целевая аудитория воспитательного мероприятия:
обучающиеся начальных классов, 8-10 лет.
2. Цель, задачи и планируемые результаты внеурочного занятия:
Цель: Сформировать у учащихся знания о писателях-сказочниках; развивать логическое мышление, быстроту реакции, зрительное и слуховое внимание, память и речь учащихся, навыки осмысленного чтения, любовь к чтению; популяризировать детскую литературу среди учащихся.
Задачи:
-
развитие важнейших нравственных качеств, чувств, уважение к старшим, труду, обществу; скромность, честность, добросовестность;
-
выработка эталонов поведения;
-
формирование волевых качеств: целеустремленности, смелости, решительности, упорства, воли к победе;
-
формирование чувства гуманности, выражающихся осознанным сопереживанием, отношением к человеку, как к основной ценности;
-
развитие интереса к художественной книге.
3. Оборудование: видеопроектор, презентация, выставка книг «Волшебрая страна Г. – Х. Андерсена»
4. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора:
Форма проведения: литературная гостиная. Литературная гостиная – это гибкая форма организованного общения. Привлекательность её состоит в том, что она достаточна мобильна. Её можно посвятить любой теме или знаменательной дате, используя различные формы и атрибуты.
5. Место проведения: библиотека или учебный класс.
6. Описание этапа подготовки и проведения мероприятия:
Предварительная знакомство со сказками Г.-Х. Андерсена на уроках чтения. Предварительная беседа и рассказ о жизни и творчестве сказочника, разговор с детьми (Какие сказки Андерсена вам запомнились и почему? Кого из своих героев любит сказочник и почему? Кому сочувствует? Чем восхищается? С кем из героев сказок вы бы хотели подружиться и почему?).
7. Планируемые результаты:
— наличие мотивации к творческому труду, бережное отношение к материальным и духовным ценностям
— умение высказывать свою точку зрения по поводу прочитанной сказки; выражать отношение к поступкам персонажей.
— учиться переносить смысл сказки на конкретную жизненную ситуацию, связанную с поведением людей.
— обсуждать прочитанное в паре, группе, проявляя умения слушать отвечающего, задавать вопросы, сопереживать, оказывать помощь собеседникам.
— формировать действия контроля и оценки.
Путешествие-игра
«По сказкам Г.-Х. Андерсена»
Дети заранее разбиваются на две команды, выбирают названия команд (например, «Оле-Лукойе» и «Дюймовочка»), капитанов.
Конкурс «Сказка начинается… А как называется?»
Вопросы команде «Оле-Лукойе»
-
«Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. Было у него одиннадцать сыновей и одна дочь». (Дикие лебеди)
-
«Шел солдат по дороге. Раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку. Он шел домой с войны. На дороге встретилась ему ведьма». («Огниво»)
Вопросы команде «Дюймовочка»
-
«Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас. Так вот, жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол. Раз был он в особенно хорошем расположении духа: смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а все дурное так и выпирало, делалось еще гаже». («Снежная королева»)
-
«Жил-был принц, и хотелось ему взять за себя принцессу. Но только настоящую…». («Принцесса на горошине»)
Подведение итогов конкурса. (В этом и последующих конкурсах команды за каждый правильный ответ получают по одному баллу.)
Конкурс «Угадай героя сказки!»
Вопросы команде «Оле-Лукойе»
-
Он испачкал себе лицо черной и бурой краской, нахлобучил шапку и постучался в императорский дворец. «Здравствуй, император! – сказал он. – Не найдется ли у вас при дворе какой-нибудь должности для меня?» (Принц из сказки «Свинопас»)
-
Он добыл счастье с помощью собак. (Солдат из сказки «Огниво»)
-
Они требовали для своей работы тончайшего шелку и чистого золота. Все это они прятали в свои карманы и продолжали сидеть за пустыми станками… (Обманщики из сказки «Новый наряд короля»)
-
Кто носил богатую бархатную очень красивую шубу? Он был такой важный, толстый, ученый… (Крот из сказки «Дюймовочка»)
-
Он пошел в самую большую гостиницу, нанял себе самые лучшие комнаты и приказал подать свои любимые кушанья – ведь он теперь был богачом. (Солдат из сказки «Огниво»)
-
Он важно шел во главе процессии под роскошным балдахином, а люди говорили: «Ах, наряд короля бесподобен! А шлейф-то какой красивый! А камзол-то как чудно сидит!». Кто этот нарядный герой? (Голый король из сказки «Новый наряд короля»)
Вопросы команде «Дюймовочка»
-
Немая лесная красавица стала королевской невестой и спасла своих братьев. (Элиза из сказки «Дикие лебеди»)
-
Она не могла заснуть на 20 тюфяках и 20 перинах, так как под ними лежала горошина (Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»)
-
На ней была юбочка из тонкого битиста, на плечах – голубой шарф, а на груди – блестящая брошка. Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки… (Танцовщица, хозяйка игрушечного дворца, из сказки «Стойкий оловянный солдатик»)
-
Она была так прелестна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза ее сверкали, как звезды, но в них не было ни тепла, ни красоты. (Снежная Королева из одноименной сказки)
-
Она расцарапала себе грудь; в котел закапала черная кровь, и скоро стали подниматься клубы пара, принимавшие причудливые формы, что просто страх брал. (Морская ведьма из сказки «Русалочка»)
-
Тарелка с водой была для нее целым озером, и она плавала по этому озеру на лепестке тюльпана, как на лодочке. Вместо весел у нее были два конских волоса. (Дюймовочка из одноименной сказки)
Подведение итогов конкурса.
Конкурс «Кто и кому говорит?»
Вопросы команде «Оле-Лукойе»
-
«Пустяки! Только не капризничай! А то я укушу тебя – видишь, какие у меня острые зубы?» (Мышь – Дюймовочке)
-
«Лежи же смирно, не то я пырну тебя ножом!» (Разбойница – Герде)
-
«Умеешь ли ты выгибать спинку? Мурлыкать и испускать искры? Нет? Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди!» (Кот – Гадкому утенку)
-
«Ишь какая славненькая, жирненькая! Жирненькая, что твой барашек! Ну-ка, какова на вкус будет?» Кто и про кого так говорил? (Старуха-разбойница – Герде)
Вопросы команде «Дюймовочка»
-
«Ты должна заплатить мне за помощь. И я недешево возьму. У тебя чудный голосок, и им ты думаешь обворожить принца, но ты должна отдать этот голос мне» (Ведьма – Русалочке)
-
«Паспорт есть? Давай паспорт!» (Крыса – Оловянному солдатику)
-
«У нее только две ножки! Жалко смотреть! У нее нет усиков! Какая у нее тонкая талия. Фи! Она совсем как человек! Как некрасиво!» Про кого так судачат жучки-барышни? (Про Дюймовочку)
-
Они прыгали и хлопали в ладоши: «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого сегодня каша и свиные котлеты. Как интересно!» Кто так радуется? (Фрейлины из сказки «Свинопас»)
Подведение итогов конкурса
Конкурс «Из какой сказки эти вещи?»
Задание. Определить, в какую сказку нужно отдать вещи, которые находятся в рюкзаке Кая и корзинке Герды.
(Отвечает команда, капитан которой первый поднимет руку.)
Вещи в рюкзаке Кая:
-
Большой нож… Им можно вспороть брюхо большущей рыбы… («Стойкий оловянный солдатик»)
-
Вещь, которую охраняли три волшебные собаки под старым деревом. («Огниво»)
-
Большие ножницы и игла без нитки – да и зачем нитка, если шить-то нечего! Обманули портные короля… («Новый наряд короля»)
-
Чудесный музыкальный горшочек, увешанный бубенцами. («Свинопас»)
-
Веревка – ею нужно обвязываться, чтобы спуститься в дупло. («Огниво»)
-
Бумажный кораблик. («Стойкий оловянный солдатик»)
-
Хорошенькая фарфоровая пастушка. («Пастух и трубочист»)
-
Длинный острый нож, его кто-то клал себе под подушку («Снежная королева»)
Вещи в корзинке Герды:
-
Чашка с речным песком – ее получили дети вместо пирожных. («Дикие лебеди»)
-
Скорлупка ореха, которая служила колыбельной для маленькой девочки. («Дюймовочка»)
-
Маленький красивый мешочек с греневой крупой, но как жаль: он с дыркой – крупа сыплется… («Огниво»)
-
Синий клетчатый передник, на него нужно посадить собаку. («Огниво»)
-
Зеленый листочек с дырочкой – вместо игрушки – сквозь дырочку смотрела девочка на солнце… («Дикие лебеди»)
-
Шелковая ленточка, за которую привязывали певчую птичку. («Соловей»)
-
Книжка с картинками, за которую было отдано полкоролевства. («Дикие лебеди»)
-
Бусы из ракушек и морской цветок. («Русалочка»)
Подведение итогов конкурса.
Конкурс «Гонка за лидером»
В течении минуты команды (по очереди) должны дать правильные ответы на как можно большее количество вопросов.
Вопросы команде «Оле-Лукойе»
-
Кто посмел сказать королю, что он голый? (Ребенок)
-
Что выросло из зернышка, которое посадили в цветочный горшочек? (Цветок, на котором сидела Дюймовочка)
-
В какой сказке цветы устраивали балы и танцевали? («Цветы маленькой Иды»)
-
На чем плавала Дюймовочка по таралке с водой? (На лепестке тюльпана)
-
Какое слово складывал Кай из льдинок? (Вечность)
-
Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих братьев? (У него была одна нога)
-
Какой птице помогала Дюймовочка, а та потом помогла ей? (Ласточка)
-
Какие подарки послал бедный принц для привередливой принцессы? (Розу и соловья)
-
Как звали сестру одиннадцати братьев? (Элиза)
-
Сказка, название которой начинается и заканчивается на одну и ту же согласную букву. («Свинопас»)
-
Кому и за что пожаловал император свою золотую туфлю на шею? (Соловью за чудесное пение)
-
Кто охранял сундуки с медью, серебром и золотом? (Собаки)
-
Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? (Майя)
-
В какую страну увезла Снежная королева Кая? (В Лапландию)
-
Кому было присвоено особое звание: «Первый певец императорского ночного столика с левой стороны»? (Искусственному соловью)
Вопросы команде «Дюймовочка»
-
Кто помог спастись Дюймовочке от крота? (Ласточка)
-
Что помогло определить в вымокшей незнакомке принцессу? (Горошина)
-
В какой сказке розы не только умели расказывать сказку, но и помогли главной героине вспомнить, куда она шла? («Снежная королева»)
-
Чем натерла злая королева Элизу так, что она стала совсем коричневой? (Соком грецкого ореха)
-
Какой сказочник носил с собой два зонтика? (Оле-Лукойе)
-
Чем занималась Дюймовочка в доме у мыши? (Убирала комнаты и рассказывала сказки)
-
Кому принадлежали новые красные бамачки – прелесные башмачки, которые хозяйка решила подарить реке? (Герде)
-
Птица, в которую превратился гадкий утенок? (Лебедь)
-
Как звали друга Герды? (Кай)
-
А эта сказка начинается и заканчивается одной и той же гласной буквой. (Огниво)
-
Кто был сыном стаой оловянной ложки? (Оловянный солдатик)
-
Кто так говорил: «Ко-акс, ко-акс, брехке-ке-кекс!»? (Сын жабы)
-
Героиня какой сказки превращается в морскую пену? («Русалочка»)
-
В какую страну прилетел купеческий сын в сундуке? (В сундуке)
-
Чем наградил король обманщиков? (Рыцарским крестом в петлицу и пожаловал им звание придворных ткачей)
Подведение итогов конкурса. Награжение победителей и участников.
Список используемых источников
-
Андерсен Г.-Х. Сказки.
-
https://nukadeti.ru/skazki/gans_khristian_andersen
-
https://сказки-андерсена.рф
-
https://videouroki.net/blog/khans-kristian-andersen.html
Заключение
Подводя итоги, хочется отметить следующее, что данная игра помогла детям лучше узнать сказки Ганса Христиана Андерсена. Дети с большим удовольствием знакомились со сказками, изучали их и воплощали в творчестве.
-
Мероприятие показало, что дети стали настоящими знатоками сказок Андерсена.
-
Повысился интерес к чтению вообще и к сказкам в частности. Ребята просили читать сказки других авторов.
-
Надо сказать, что и отношения между детьми стали мягче и добрее.
Объясняя свои поступки, они вспоминают героев Андерсена и хотят (или не хотят) быть на них похожими. Так из сказки «Стойкий оловянный солдатик», дети узнали о преданности, верности, любви, храбрости и благородстве. Он не испугался ни наглой крысы, требующей с него пошлины, ни зубастой, грязной рыбы, ни страшного путешествия в ее животе. Больше того: он с той же непоколебимой твердостью погибнет со своей любимой – бумажной балериной — в огнедышащей пасти пылающей печи. Оловянный солдатик погибнет, но не изменит своему долгу, ибо стойкость – главное качество его натуры. Детям стало понятно, что герои сказок «Дюймовочка», «Снежная Королева» обычно добиваются счастья, и добиваются его благодаря присущей им мудрости, доброты и мужества, а не с помощью волшебных сил. До ребят была донесена мысль, не удивляйтесь, что в облике этих героев всегда проглядывается лицо простого человека, словно бы вышедшего из повседневной жизни. Недаром сам Андерсен вполне серьезно уверял, что «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь»…
По окончании мероприятия дети стали узнавать сказки Андерсена, называют их героев, передают содержание; дети пытаются давать оценку поступкам, стали добрее и терпимее друг к другу; интерес к чтению возрос.
7