Что думает автор о старике из сказки о рыбаке и рыбке 2 класс кратко

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 2 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 100-101. укм школа россии1. каким в сказке

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101. 

УКМ «Школа России»

1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».

Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.

2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?

Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.

Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.

Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.

3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.

4. Сравни начало и конец сказки.

Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта. 

5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.

Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.

Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.

6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?

Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.

7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.

План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»

  1. Старики и землянка.
  2. Спасение рыбки.
  3. Новое корыто.
  4. Новая изба
  5. Столбовая дворянка.
  6. Вольная царица.
  7. Последняя просьба.
  8. Опять землянка.

Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса

Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.

Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.

Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.

Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.

Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.

Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.

Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.

Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.

8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.

Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.

В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.

Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».

9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса

Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.

На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.

Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.

И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.

Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.

А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.

1

Ход урока Примечание I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
1 мин. II. Актуализация знаний.

Учитель:— С каким произведением мы
познакомились вчера на уроке? Сюжет
какой сказки использовал А. С. Пушкин для
написания «Сказки о рыбаке и рыбке»?


Сюжет народной сказки.

Учитель:

— Назовите черты народной сказки,
которые вы обнаружили в сказке Пушкина.

  1. Магическое число «3», троекратные
    повторы.
  2. Волшебный помощник – золотая рыбка
    – помогает слабому герою выполнить
    трудное задание.
  3. Повтор эпизода.
  4. Справедливый конец.

Учитель:

— Кто герои этой сказки?

— Кто волшебный помощник?

— Почему рыбка золотая? Из какого она
мира?

— О каком герое мы говорили на прошлом
уроке? (О старухе.)

— О ком хотели бы узнать подробнее
сегодня? (О старике.)

4 мин. III. Проверка домашнего задания.
Характеристика героя.

Мораль сказки.

Учитель:- Дадим характеристику
старику. Для этого вспомним алгоритм

«5 вопросов герою», который поможет нам
сформулировать мораль сказки.

На доске – таблица:

  1. Что делал герой? (Действия)
  2. Каков герой? (Характер)
  3. Зачем он это делал? (Цель)
  4. Добился ли герой того, чего хотел? (Результат)
  5. Мораль. Кто … (характер), тот … (результат).


(На прошлом уроке дети получили
домашнее задание: подчеркнуть действия
старика.)

1. Действия старика (дети
называют действия, зачитывая
соответствующий отрывок сказки, а
учитель выписывает их на доску):

  • отпустил рыбку, ничего не попросил;
  • сказал ласковое слово рыбке;
  • уважительно разговаривает со
    старухой;
  • рассказал старухе о рыбке;
  • подчинился старухе;
  • возмутился, сказал старухе правду;
    долго ждал ответа рыбки.

2. Характер старика (определяем
по действиям):

  • добрый
  • бескорыстный
  • искренний
  • доверчивый
  • покорный
  • слабый характером
  • честный
  • терпеливый

3. Цель старика (формулируют
ученики с помощью учителя). Запись на
доске:

  • избежать гнева, брани старухи;
  • освободиться от зависимости старухи;

остановить старуху, когда она
потребовала невозможного.

4. Результат (смотрим на цель):

  • стал зависимым, «слугой»;
  • не добился справедливости;
  • рыбка помогла восстановить
    справедливость.

5. Мораль (формулируют дети).

  • Кто честный, терпеливый, но слабый
    характером, тот не добьётся
    справедливости.
  • Кто доверчивый и покорный, тот станет
    зависимым.
  • Кто добрый, бескорыстный и искренний,
    тому всегда придут на помощь.
13 мин. IV. Физ. минутка.

Проводит экипаж по здоровью и спорту.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Помогайте, помогайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.

2 мин. V. Определение авторского
отношения к герою.

Учитель:

— Ребята, вам жалко старика?

— А как автор относится к старику:
жалеет его или осуждает?


(В результате учебного спора дети
приходят к выводу, что для ответа на этот
вопрос нужно обратиться к тексту.)

Ученики зачитывают отрывок:

«Старичок к старухе воротился.
Что ж? Пред ним царские палаты…»


Автор ласково называет героя,
сочувствуя ему, жалея его.

Учитель:

— А как бы вы поступили на месте
старика?

4 мин. VI. Выявление сюжетного
построения сказки.

Учитель: — Просмотрите текст сказки
и скажите: почему некоторые строчки
выделены жёлтым цветом?


Это повторяющийся эпизод.

Учитель: — Зачитайте первый эпизод.
Чем он отличается от остальных?


Старик отпустил рыбку, ничего не
попросив.


Учитель: Зачитайте остальные
эпизоды. Чем они отличаются друг от
друга?


Старик просит всё большего и большего
у рыбки по требованию старухи.


Учитель:На доске висят
рисунки к этой сказке, которые вы
нарисовали к сегодняшнему уроку.
Восстановите порядок (2 человека выходят
к доске и перевешивают рисунки).

Старуха с разбитым корытом возле
землянки.
Старуха с новым корытом. Старуха возле новой избы. Старуха – столбовая дворянка. Старуха – вольная царица. Старуха с разбитым корытом возле
землянки.

Учитель: — С помощью рисунков
ребята выстроили сюжетную линию,
цепочку сказки.

Задание для групповой работы: нарисовать
схему-цепочку композиции этой сказки.

В результате дети нарисовали
следующие цепочки:


(Каждая группа поясняет свою схему.)

Учитель: — Какие ещё сказки имеют
такое же сюжетное построение?

Учитель: — Какая фраза из этой
сказки стала крылатой? Как вы её
понимаете?


Остаться у разбитого корыта, то есть
остаться ни с чем, всё потерять по собственной
вине.

13 мин. Дополнительное задание (если
на уроке останется время).

Игра «Хорошо – плохо».


1. Учитель:

— Старуха стремится к большей власти –
это хорошо. Почему?


Хорошо, когда есть стремление достичь
большего.

Учитель:

— Это плохо. Почему? Плохо, когда всё
получаешь в готовом виде, за счёт других,
сам не прикладывая никаких усилий. Тогда
ты не ценишь того, что имеешь.


2. Учитель:

— Старик добрый и покорный – это хорошо.
Почему?

— Это плохо. Почему?

2 мин. VII. Подведение итогов урока.
Оценка работы учащихся.

Выставление отметок.

Учитель:— Обнаружили ли мы черты
народной сказки в сказке Пушкина?

— Имеет ли она свою сюжетную композицию?

Выставление отметок.

1 мин. VIII. Домашнее задание.

  1. Подчеркнуть во всём тексте описание
    моря. Ответить на вопрос: зачем здесь А.
    С. Пушкин описывает море?
  2. Ответить на вопросы в учебнике.
  3. По желанию: нарисовать золотую рыбку.
 

Что думает автор о старике из сказки о рыбаке и рыбке 2 класс кратко


4

4 ответа:

Что думает автор о старике из сказки о рыбаке и рыбке 2 класс кратко



1



0

Александр Пушкин не давал личных характеристик своему персонажу в сказке «О рыбаке и рыбке», но мы можем предположить, что же он думал про него. Прежде всего старик показан упорным и смиренным — он 33 года рыбачил неводом и не знал ничего другого в своей однообразной жизни. Все эти годы он прожил со своей старухой, которая не всегда была старухой, но под старость характер у нее видимо сильно испортился. Старик был поражен чудом, рыбка заговорила и предлагала награду. Он преклоняясь перед тем, чему стал свидетелем не стал ничего просить, за что был назван простофилей и дурачиной:

6MQF5zNJq85zXQA6wYjfVBW77ha77.png

Пришлось старику выполнять волю своей старухи, которая с каждым новым желанием только распалялась от жадности. Поэтому можно сказать, что Пушкин не считал своего старика идеалом, а скорее посмеивался над ним, над его слабым характером. Поэтому и финал сказки закономерен — разбитое корыто оказалось достойной наградой за жадность одной и неспособность умерить свою половину второго.

Что думает автор о старике из сказки о рыбаке и рыбке 2 класс кратко

Что думает автор о старике из сказки о рыбаке и рыбке 2 класс кратко



1



0

Считаю, что автор относится к старику с добротой. Он видит, что трудяга старается всеми силами. Он волей не волей угождает своей старухе, пытаясь сделать ее счастливой. А та давно уже не ценит попыток и воспринимает все как должное. Для него рыбка — это маленькое волшебство, которое нельзя погубить. Он понимает, что эта красавица говорит, она редка и лишь одна во всем синем море. Именно поэтому не губит ее и отпускает. В радостях, стараясь поделиться с женой, понимает, что той это вовсе не интересно. Алчность, корысть и желание урвать свое — возобладали над женщиной. Эти печальные факторы и тягости судьбы старика и показывает автор. Сопереживая и сочувствуя ему.

Что думает автор о старике из сказки о рыбаке и рыбке 2 класс кратко



1



0

Мне кажется, что отношение самого Пушкина на протяжении сказки меняется к старику. Сначала это уважение тем трудом, каким старик смиренно и безропотно занимается всю свою жизнь. Восхищение Пушкина стариком чувствуется, несмотря на декабристские веяния того времени, которые вроде бы должны были вызывать у Пушкина раздражимость такой покорностью деда своей судьбе. Но, этого в сказке не ощущается. Потому и воспринимается появление золотой рыбки, как должная награда за долгий и кропотливый труд.

Однако, старик не воспользовался предоставленным ему шансом, ибо у него нет своего мнения, и он полностью подчинен жене, которая обуреваемая жаждой наживы, становится вовсе не управляемой в своих желаниях. И тут Пушкин уже горестно констатирует, что старик так ничего и не понял, оставшись простофилией. И хотя это сказано старухой, чувствуется, что уже сам автор сожалеет о том, что дал старику шанс на счастье. Пушкин разочарован своим героем.

Финал очевиден, раз не знаешь как распорядиться случаем, то зачем он тебе, оставайся же и дальше с разбитым корытом…

Что думает автор о старике из сказки о рыбаке и рыбке 2 класс кратко



1



0

Старик, главный герой сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке», человек трудолюбивый и непритязательный. Он сумел прожить в убогой землянке тридцать три года, не ропща и подчиняясь своей властной супруге. До знакомства с рыбкой старик жил скромно и ни на что не претендовал.

Автор описывает нам встречу старика с Золотой рыбкой и мы понимаем, что он бескорыстен и добр. Мы видим, что Пушкин по-доброму относится к своему герою, изображая его человеком скромным, ничего не требующим от спасенной рыбки.

А далее автор раскрывает нам характер старика через ругательные речи старухи. Старуха бранится и ругает мужа «на чем свет стоит» за то, что он ничего не попросил у волшебной рыбки. Автор устами старухи представляет старика «дурачиной», «старым невежей» и «простофилей». Мы понимаем, что автору не нравится чересчур мягкий характер мужичка — он его осуждает за то, что тот слепо подчиняется супруге.

В то же самое время Пушкин сочувствует своему герою, но все-таки отправляет его на перевоспитание в знакомую обстановку: к старухе с разбитым корытом.

Что думает автор о старике из сказки о рыбаке и рыбке 2 класс кратко

Читайте также

Что думает автор о старике из сказки о рыбаке и рыбке 2 класс кратко

Мне думается, что основная/главная мысль этой сказки Андерсена заключена в финальных строках:

SqTWftBcCZoDc4lYH34cWYufIIdlByl.png

Ведь пока чайник не прошел весь свой жизненный путь, ему не было открыто то счастье, которое получает человек (чайник — это олицетворение человеческой натуры, по обыкновению Андерсенского стиля) от дарения себя другим… И как бы это не воспринималось высокопарно или насыщенно, но многие порой задумываются о том, зачем и для чего они (мы или я) пришли в этот мир. А чайник, будучи в молодости и зрелости — напыщенным гордецом, сумел, пройдя через испытания, поймать тот самый миг перехода в иное душевное состояние, которое показало ему новый мир (по большому счету!).

Как говорят, что лучше любить и не быть любимым, чем вовсе не испытать любви. Потому что счастье — это не только настоящее, это по большей части прошлое, наши воспоминания, благодаря которым многие продолжают жить…

Что думает автор о старике из сказки о рыбаке и рыбке 2 класс кратко

Я для написания отзыва в читательский дневник набросала небольшой план этой сказки про чайник, а потом слегка разбавила его своим отношением и вот что получилось:

  1. Фарфоровый чайник — жизнь в достатке.
  2. Чайник гордится своими достоинствами, но скрывает недостатки. Из достоинств: фарфор, из которого он сделан, носик и ручка. Недостатки: умалчивает о разбитой ручке.
  3. Излишнее любование собой. Чайник сравнивает себя с другими предметами сервиза, находя, что он — лучший.
  4. Изящная рука — роковое стечение обстоятельств. Рука разбивает чайник.
  5. Удар по самолюбию, пересмотр житейских ценностей. Чайник начинает прозревать, что все в мире меняется мгновенно.
  6. Смена жилища. Чайник попадает в дом к беднякам, где стоит без дела.
  7. Неожиданный поворот судьбы. Чайник используют в качестве горшка для цветка.
  8. Пробуждение луковицы, перевернувшей полностью мысли чайника. Чайник понимает, что счастье заключено совсем в ином…
  9. Безответное чувство, которое наполняет чайник тихим, печальным…, но все-таки счастьем. Он понимает для чего дана жизнь.

Что думает автор о старике из сказки о рыбаке и рыбке 2 класс кратко

<h2>Краткое содержание сказки «Мойдодыр»</h2>

Сказка начинается с того, что от грязного ребенка убегают вещи, одежда, домашняя утварь. Затем из комнаты выбегает умывальник Мойдодыр и начинает отчитывать грязнулю. После чего Мойдодыр позвал щетки, мыло, мочалки, которые нападают на грязнулю и начинают его тереть, скоблить и мыть. Грязнуля же убегает от них на улицу, но в городском саду сталкивается с крокодилом, который говорит, что съест его, если тот не помоется. Грязнуля со страху возвращается домой к умывальнику и моется. Затем к уже чистому ребенку возвращаются все вещи, одежда, книжки, еда. Мойдодыр радуется, танцует и приговаривает, что нужно постоянно (ежедневно) умываться, чистить зубы, соблюдать гигиену. Вот в этих последних словах Мойдодыра и заключается мораль данной сказки.

Что думает автор о старике из сказки о рыбаке и рыбке 2 класс кратко

И у меня была пластинка «Кошкин дом»,

и до сих пор я помню: в доме том

У кисы гости жарили колбаску,

потом пожар случился жуткий в сказке.

Пролив слезиночки на пепелище,

богачка в прошлом безуспешно ищет

пристанища в домах своих гостей,

но гонят все они ее взашей.

А приютили кошку-тетку

ее племянники-сиротки.

Что думает автор о старике из сказки о рыбаке и рыбке 2 класс кратко

Что думает автор о старике из сказки о рыбаке и рыбке 2 класс кратко

Ряд книжек — картинок про сказочного героя под именем Элмер написал известный английский писатель и иллюстратор детских книг ( они переведены на 40 языков мира ), а также создатель мультфильмов Дэвид Макки ( род. 2.01.1935 ).

В его книгах Элмер — это очень необычный , а разноцветный слон в клеточку. Эти клеточки у него разные: желтые и оранжевые, красные и розовые, фиолетовые и голубые, зеленые, черные и белые. У Элмера очень жизнерадостный и добрый характер и он любит подшучивать над своими друзьями.

Первая книжка об этом слонёнке вышла в печати в 1968 году, а последняя — в 2013.

Так что ответом на данную викторину следует считать вариант — 2).Слон в клеточку

Что думает автор о старике из сказки о рыбаке и рыбке 2 класс кратко

Отыскать человека, не слышащего (хоть краем уха), о чем повествует «Сказка о рыбаке и рыбке», будет очень нелегко. Ведь практически каждый знакомится с ней еще в детстве. Когда родители, бабушка или дедушка читают это произведение Александра Сергеевича Пушкина своему любимому чаду на ночь, чтобы тот поскорее заснул.

Вот только правильно ли вы понимаете сюжет данной сказки, грамотно ли толкуете его мораль? Разобраться с этим поможет анализ «Сказки о рыбаке и рыбке».

анализ сказки о рыбаке и рыбке

Автор произведения

Конечно, анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» невозможно начать без упоминания автора этого произведения, коим является Александр Сергеевич Пушкин — очень популярный русский писатель и поэт. Его творчество одинаково любимо как взрослыми, так и детьми. У него много сказок и детских рассказов, но и серьезных (рассчитанных на взрослую аудиторию) произведений не меньше.

Один только «Евгений Онегин» — его легендарный роман в стихах чего стоит! Ведь эта история переведена на множество языков мира. А два любовных письма от Татьяны к Онегину и его ответ девушке считаются одними из самых романтичных и трагичных признаний в мире.

Родился Пушкин в 1789 году в июне, 6 числа. А умер в 1837 году, 10 февраля. Смерть литературного гения случилась в результате неудачной дуэли, где Александр Сергеевич был ранен — смертельно для того времени.

За недолгую (по современным меркам) жизнь Пушкиным было написано бессчетное количество стихотворений, рассказов, статей, размышлений, а также множество крупных произведений, которые до сих пор находят отклик в сердцах людей.

анализ сказки о рыбаке и рыбке пушкина

История создания

Далее анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина Александра Сергеевича должен затронуть такую тему, как история создания самого произведения.

Литературный гений с детства проявлял любовь к русскому народному творчеству. Особенно этому способствовала знаменитая няня Пушкина — Арина Родионовна. Она рассказывала своему подопечному сказки, а он, как и любой другой ребенок, слушал их с особым трепетом в глазах, который бывает, пожалуй, только у смышленых детей.

Когда Александр Сергеевич вырос, он стал самостоятельно изучать русский фольклор. Многие исследователи, пушкинисты считают, что именно в этот период у писателя возникали первые наброски будущих сказок. А спустя еще некоторое время, примерно в 30-е годы XIX века, Пушкин начал писать известные нам сейчас сказки.

Первыми из них стали произведения «Сказка о рыбаке и рыбке» (анализ которой представлен перед вами), а также сказки «О Попе и его работнике Балде» и «О золотом петушке» и т. д.

Сюжет сказки

При написании сказки о Золотой Рыбке Пушкин ставил перед собой задачу: показать народность русской литературы. А потому данное произведение — не только легкое детское чтиво с моралью в конце. Это пример быта, традиций великой России тех времен, демонстрация того, во что же тогда верили простые крестьяне и чем они жили.

анализ литературной сказки о рыбаке и рыбке

Однако анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» поможет вам разобраться и понять, что на самом деле сюжет данного произведения не основан на русском фольклоре. Ведь у немецких братьев Гримм есть «Сказка о рыбаке и его жене», которая по своему содержанию очень напоминает русское творение Пушкина.

Но произведение Александра Сергеевича увидело свет в 1833 году, а сказка братьев Гримм была представлена на суд читателей в 1812 году.

Почему сказка Пушкина больше подходит детской аудитории

Ни для кого не секрет, что оригинальные произведения братьев Гримм рассчитаны больше на взрослую аудиторию. Это отлично доказывает первоначальное, еще неадаптированное для детей содержание сказки про Красную Шапочку. Ведь оно носит явный эротический характер! Такое чтиво совсем неразумно читать малышу на ночь или в любое другое время, а потому многие истории братьев Гримм были переделаны, чтобы соответствовали возрастной категории читателей.

Поэтому «Сказка о рыбаке и его жене» будет не так интересна детям, как привычный сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» (психологический анализ которой представлен в статье).

Схожесть сказки Пушкина и братьев Гримм

Начинается сказка братьев Гримм почти также, вот только ловит рыбак не Золотую Рыбку, а волшебную камбалу. И именно у нее просит шикарный дом, чудесный замок, после чего сварливая жена (по привычному сценарию) начинает требовать, чтобы рыбка сделала ее королевой, а потом императрицей (в сказке Пушкина — «Владычицей морской»).

До этого момента все вроде бы знакомо и похоже, однако дальнейшие события (а требования неугомонной жены рыбака продолжаются, в отличие от Пушкинской интерпретации) развиваются несколько неожиданно.

 сказка о рыбаке и рыбке анализ произведения

Принципиальное различие двух сказок

Новоиспеченную императрицу в сказке братьев Гримм спустя некоторое время перестает устраивать новая роль. И она требует, чтобы рыбка сделала ее Римским папой. Золотая Рыбка соглашается и на это.

Вот только данный статус также радует ненасытную жену рыбака совсем недолго. И наконец она оглашает свое последнее требование, изъявляя желание стать Богом.

Общая концовка и мораль

Терпение рыбки доходит до предела, и она возвращает все на круги своя. И перед нами вновь знакомая картина: нищие рыбак со своей ненасытной женой сидят в разбитой избушке и жалеют о былом.

Данное произведение также, как и «Сказка о рыбаке и рыбке» (анализ произведения Пушкина приводится в данной статье) заканчивается моралью. Главная мысль обоих сказок заключена в том, как важно научиться довольствоваться тем, что имеешь, и не требовать слишком многого.

краткий анализ сказки о рыбаке и рыбке

Главные герои

Дальнейший анализ литературной «Сказки о рыбаке и рыбке» невозможен без исследования непосредственных участников повествования. В данной сказке их трое:

  • старик;
  • старуха;
  • Золотая Рыбка.

Главных героев вроде бы немного. Однако это вовсе не мешает, а даже, наоборот, способствует лучшему раскрытию и последующему запоминаю сюжета и его поучительной мысли.

Многие исследователи полагают, что противоположные образы старика и старухи воплощают собой единого человека. Только старик — это его дух, а старуха — тело.

художественный анализ сказки о рыбаке и рыбке

Религиозный подтекст сказки

Вспомните, сколько лет жил на земле Иисус Христос? А как долго прожил «старик со своею старухой у самого синего моря»?

«Ровно тридцать лет и три года». Что за магический отрезок времени? И почему именно такую цифру выбрал Пушкин для своего сюжета про Золотую Рыбку?

Господь прошел такой жизненный путь, подготовивший его к особому итогу. Данный художественный анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что и старик именно поэтому прожил столько лет, перед тем как впервые встретился с рыбкой. Ведь это встреча — своего рода проверка, определяющая дальнейшее развитие жизни старика.

Образ старика

Исходя из названия сказки, ее главным действующим лицом является старик. К тому же повествование данного произведения также начинается с этого персонажа. А потому анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» должен исследовать именно его первым из всех действующих лиц.

Религиозные учения нередко твердят о торжестве духа над плотью. Возможно, именно поэтому старику, поймавшему золотую рыбку, предоставляется выбор: съесть ее или же отпустить. Тем самым выбрать между потребностями тела и торжеством духа (духовным развитием). И старик делает правильный выбор.

Кроме того, он отпускает рыбку просто так, ничего не прося взамен. Это также демонстрирует, что дух старика становится крепче.

Образ старухи

Дальнейшая фигура, которую должен затронуть психологический анализ «Сказки о рыбаке и рыбке», — это старуха.

Как вы помните, после того как старик поймал и вновь отпустил рыбку, он возвращается домой. Где дух (старик) встречается со своим телом (старухой). Фигурально это означает, что разум отходит на второй план, уступая место эмоциям, для которых большую важность имеют проблемы насущные. И вот тогда начинается процесс переосмысления произошедшего, на основании которого и возникают желания и требования.

Торжество плоти над телом

Дальнейший литературоведческий анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что старуха (эмоции, тело) полностью подавила старика (разум, дух). Оттого он безропотно бегает к рыбке, прося исполнить все желания и требования неугомонной жены своей. И рыбка, которая в данной сказке олицетворяет высшую силу, готовую прийти на помощь или воздать по заслугам, выполняет все, что ни попросит старуха.

Многие исследователи полагают, что таким образом она продолжает проверять старика. Дает возможность духу одуматься и воспротивиться желаниям тела. Но старик даже не задумывается о том, чтобы хоть слово возразить против требований старухи.

Так длится до тех пор, пока желания тела (старухи) касаются исключительно материальных благ. Когда же они переходят на духовную сферу жизни — старуха хочет, чтобы Золотая Рыбка сделала ее «Владычицей морской» (у Пушкина) или Богом (у братьев Гримм), испытания духа (старика) прекращаются. И он снова возвращается к началу своего пути.

Краткий анализ «Сказки о рыбаке и рыбке»

Самое важное, что следует вынести из результата любой деятельности человека (не столь важно, что это: произведение, фильм, музыка, картина, учеба, воспитание детей и т. п.) — это ее смысл.

А потому краткий анализ разбираемой в данной статье сказки должен касаться непосредственно значения этого произведения, влияния, которое оно оказало на людей.

Итак, в статье уже упоминалось ранее, что Пушкин писал свои произведения преимущественно для взрослой аудитории. Однако малыши сразу же полюбили сказки, что вышли из-под пера Александра Сергеевича. Хотя и понимают их по-своему, на детский лад.

литературоведческий анализ сказки о рыбаке и рыбке

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что мораль, которую видят младшее поколение читателей, заключается в том, что каждому человеку:

  1. Не следует быть жадным.

  2. Важно радоваться тому, что есть.

  3. Благодарить судьбу за ее подарки.

  4. Добиваться всего самостоятельно, ведь полученный дар могут в любое время отнять.

А взрослые, если немного вдумаются в содержание анализируемой в данной статье сказки, увидят, что ее истинный смысл гораздо более велик:

  1. Пример старика, что олицетворяет дух человека, и старухи — тело, формирует важную мысль о том, что люди должны жить не только чувствами, эмоциями и желания, но и разумом.

  2. Беспрекословное потворство (поведение старика — духа, разума) собственному эгоизму (старухе — телу, эмоциям), что ярко продемонстрировано в данной сказке, оказывает разрушительное влияние на человека.

  3. Преимущественным по значению у человека должен быть его дух, ведь только духовные богатства действительно что-то значат в мире. Материальные блага вторичны, они в большинстве случаев не способны сделать людей счастливыми. А их потеря может в прямом смысле оставить человека у разбитого корыта.

Анализ, проведенный в статье, явно доказывает, как важно читать русские сказки. Ведь они — настоящий кладезь мудрости!

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Анализ сказки Пушкина О рыбаке и рыбке

В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» рассказывается о том, что упорный труд и благородные поступки всегда могут вознаграждаться. А жадность и эгоизм – заслуживают наказания.

Старик много лет зарабатывал на жизнь тем что ловил рыбу неводом.  Старуха пряжу пряла и их вполне устраивала такая жизнь. Но однажды старик поймал говорящую золотую рыбку. Рыбка стала умолять рыбака отпустить ее обратно в море пообещав выполнить любое желание. Он послушал просьбу рыбки и отпустил ее обратно в море без всяких пожеланий.

Дома он рассказал о рыбке своей жене. Старухе, которой приелась нищета, не понравился его поступок, и она заставила деда вернутся к рыбке и попросить вначале просто новое корыто. Но ее жадность становилась все больше и больше. После корыта она захотела новую избу. Видя, что все ее желания легко исполняются, потребовала стать столбовой дворянкой, вольной царицей и потом владычицей, у которой золотая рыбка будет в слугах. Старуха после каждого исполненного желания становилась все более злой и привередливой. Она кричала на мужа требуя каждый раз бежать к рыбке за новым желанием. Унижала его тем что считала его недостойным ее, когда получала что все желала. Рыбка выполняла все пожелания злой старухи, жалея доброго старика.

Даже природа реагирует на настроение героев. Море тоже начинало штормить от ненасытных желаний жестокой женщины. Но рыбка рассердилась на последнее желание старухи и вернула все в то же состояние что и раньше. Остались старик ос старухой у разбитого корыта и в старой избе. Если бы не была старуха такой жестокой и жадной, то могла бы прожить со стариком еще много-много лет, но уже в богатстве.  Рыбка показала, что нельзя быть чересчур ненасытным. Во всем нужно знать меру и быть благодарным за то, что получаешь от жизни в качестве подарка. Жить нужно на то что заработано честным трудом и соответственно образу жизни.

В этой детской сказке показано что нужно уметь ценить то, чем обладаешь и требовать в подарок то чего не заслуживаешь. А золотая рыбка стала символом исполнительницы любого, даже самого чудного и нереального желания.

Анализ 2

«Сказка о рыбаке и рыбке» — одно из самых известных произведений А. С. Пушкина. Его можно читать не только детям, но и людям старшего возраста, так как в нем поднято очень много серьёзных проблем. Впечатляет также сам слог Пушкина, его стихотворная ирония, с которой он подходит к описанию извечных русских проблем.

Интересно обратить внимание на композицию сказки. Её можно назвать кольцевой. Главная героиня, старуха, решила воспользоваться щедростью рыбки и попросила новое корыто. С этого то и началось ненасытное пользование добротой рыбки. Старуха хотела большего, при этом просила не сама, а использовала своего мужа. Ей показалось мало даже положения царицы, которой все прислуживали. В итоге, она оказалась ни с чем. В финале мы снова видим бедную, обиженную жизнью женщину. Причём, осталась она всё с тем же корытом, как символом её бедности и душевной пустоты. Таким образом, сама композиция текста «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» подводит нас к очень важному выводу: жадность – большой порок общества. Он может сгубить любого человека: как молодого, так и пожилого. Ненасытная старуха тому пример: она хотела большего, её не устраивало то, что она имела. В итоге, она получила вполне заслуженное наказание за свою жадность.

В данной сказке А. С. Пушкин также поднимает проблему семьи, взаимоотношений мужа и жены. Часто в русской культуре жена не уважает мужа, ставит себя на его место, руководя всем в доме. Именно так и поступает старуха. Она ругает старика, в буквальном смысле слова заставляет ходить к рыбке и передавать ей просьбы. Старуха даже позволяет себе бить мужа, что вдвойне безнравственно. Печально, что старика, по всей видимости, устраивает такое поведение жены. Он терпит это обращение, как мы читаем, по меньшей мере, тридцать три года и не ставит жену на место. Пушкин осмеивает такие уклады жизни в сказке, с остротой изобличая столь неблагородное поведение.

Мне очень понравилась эта сказка. Как видно, она не просто развлекает, но и поднимает глубокие жизненные проблемы: жадность, алчность, отношение жены к мужу. И мы в очередной раз убеждаемся в безграничном мастерстве А. С. Пушкина, сумевшего в оригинальной сказочной форме преподать важные уроки своим читателям.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Пушкина О рыбаке и рыбке

Анализ сказки Пушкина О рыбаке и рыбке

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Спор о человеке в пьесе На дне Горького

    Произведение Горького, получившее название «На дне», было написано около восьмидесяти лет назад. На протяжении всего времени оно вызывало множество споров и проблем. Дело в том, что социальные вопросы

  • План поэмы Руслан и Людмила Пушкина (5 класс рассказ)

    Великий киевский князь Владимир выдавал свою славную дочь Людмилу за богатыря по имени Руслан. По обычаю, после пиршеств жених и невеста отправились почивать. Как вдруг, в темноте, раздались непонятные речи

  • План рассказа 12 подвиг Геракла Яблоки Гесперид 6 класс

    Эврисфей приказал Гераклу принести из садов титана Атласа три золотых яблока. Те яблоки росли на золотом дереве и охранялись драконом и дочерьми Атласа – Гесперидами.

  • Сочинение на тему Берегите природу 6, 8 класс

    Природа – это мир планеты Земля, в создании которого человек не участвовал. Природа – это Вселенная, которая появилась независимо от желания и деятельности человека. Природа – это лес, море, цветы, горы, поле, птицы, животные, рыбы

  • Тема любви в произведении Олеся Куприна

    Тема любви занимает важное место в творчестве каждого русского писателя. А.И. Куприн не является исключением. В произведении «Олеся» ярко выражена тема любви.

  • Что ела за столом старуха дворянка в сказке о рыбаке и рыбке
  • Что держала девочка в сказке цветик семицветик
  • Что делал яшка из рассказа про обезьянку когда хотел понравится
  • Что делали из золотых скорлупок в сказке о царе салтане
  • Что делать если не можешь написать сочинение по литературе