Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.
В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
- Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
- Преступление и наказание — вечная тема.
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
- Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.
Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.
По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:
- «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
- «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
- «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
- «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
- «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
- «Старуха Изергиль» М. Горького,
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.
Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?
Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:
- «Медный всадник» А. С. Пушкина,
- «Гроза» А. Н. Островского,
- «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
- «Мы» Е. М. Замятина,
- «Кысь» Т. Н. Толстой,
- «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.
3. Преступление и наказание — вечная тема
Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.
Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:
- «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
- «Война и мир» Л. Н. Толстого,
- «Старуха Изергиль» М. Горького,
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
- «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.
Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.
В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:
- «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
- «Ревизор» Н. В. Гоголя,
- «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
- «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.
Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.
Как писать сочинение
Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:
- привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
- тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.
Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.
Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.
Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).
При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.
Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:
- Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
- Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
- Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
- Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
- Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
- Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
- В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.
Источник: МЕЛ
Химия — интересная и очень сложная наука. С самых первых веков своей истории люди пытались понять, из чего состоит окружающий мир, есть ли невидимые мельчайшие частицы, и как одно вещество превращается в другое. На многие вопросы сегодня найдены ответы, но есть и много неизведанного, а потому еще более интересного.
Все, что окружает нас, состоит из атомов. Химия рассказывает нам, как из атомов одних и тех же элементов образуются разные вещества, с самыми разными свойствами. Благодаря этой науке люди поняли, как самим получать различные материалы, как эффективно использовать то, что дает нам природа. Современная промышленность использует самые новые достижения химии, делая нашу жизнь удобнее, безопаснее, интереснее.
Порой химия в буквальном смысле спасает человеку жизнь. Именно благодаря исследованиям ученых был изучен химический состав организма, были найдены вещества, которые могут на него воздействовать. Лекарства, которые мы используем сегодня, получены тоже благодаря достижениям этой науки.
Для меня химия — это путь к постижению мира. В ней очень много дорог, по которым еще предстоит пройти. Возможно, в будущем я смогу добиться в изучении этой науки значительных успехов или даже сделать несколько открытий. Перед нами еще столько открытых вопросов, что это вполне возможно. Это интересный выбор, который может определить всю жизнь человека.
Для многих профессий химия является чрезвычайно важной. Такие современные специальности, как биотехнология, нефтепереработка, экология, молекулярная биология, фармацевтика требуют глубоких знаний в этом предмете. Есть химики, которые работают в лабораториях, ведут исследования и проводят опыты. Есть специалисты, которые трудятся на производстве, без их помощи многие заводы и фабрики остановили бы свою работу.
Повсюду, куда бы ни обратил свой взор, нас окружают предметы и изделия,изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химическихзаводах и фабриках. Кроме того, в повседневной жизни, сам того неподозревая, каждый человек осуществляет химические реакции. Например,умывание с мылом, стирка с использованием моющих средств и др. Приопускании кусочка лимона в стакан горячего чая происходит ослаблениеокраски – чай здесь выступает в роли кислотного индикатора, подобноголакмусу. Аналогичное кислотно-основное взаимодействие проявляется присмачивании уксусом нарезанной синей капусты. Хозяйки знают, что капустапри этом розовеет. Зажигая спичку, замешивая песок и цемент с водой илигася водой известь, обжигая кирпич, мы осуществляем настоящие, а иногда идовольно сложные химические реакции. Объяснение этих и других широкораспространенных в жизни человека химических процессов – уделспециалистов.
Приготовление пищи – это тоже химические процессы.Не зря говорят, что женщины-химики часто очень хорошие кулинары.Действительно, приготовление пищи на кухне иногда напоминает выполнениеорганического синтеза в лаборатории. Только вместо колб и реторт накухне используют кастрюли и сковородки, но иногда и автоклавы в видескороварок. Не стоит далее перечислять химические процессы, которыепроводит человек в повседневной жизни. Необходимо лишь отметить, что влюбом живом организме в огромных количествах осуществляются различныехимические реакции. Процессы усвоения пищи, дыхания животного и человекаоснованы на химических реакциях. В основе роста маленькой травинки имогучего дерева также лежат химические реакции.
Химия – этонаука, важная часть естествознания. Строго говоря, наука не можетокружать человека. Его могут окружать результаты практическогоприложения науки. Это уточнение весьма существенное. В настоящее времячасто можно слышать слова: «химия испортила природу», «химия загрязнилаводоем и сделала его непригодным для использования» и т.д. На самом жеделе наука химия здесь вовсе непричем. Люди, используя результаты науки,плохо оформили их в технологический процесс, безответственно отнеслись ктребованиям правил безопасности и к экологически допустимым нормампромышленных сбросов, неумело и не в меру использовали удобрения насельскохозяйственных угодьях и средства защиты растений от сорняков ивредителей растений. Любая наука, особенно естествознание, не может бытьхорошей или плохой. Наука – накопление и систематизация знаний. Другоедело, как и в каких целях используются эти знания. Однако это ужезависит от культуры, квалификации, моральной ответственности инравственности людей, не добывающих, а использующих знания.
Химия… Что ты представляешь, услышав это? Периодическую таблицу или уроки химии? Химические опыты в школе или уравнения этих реакций? Да, каждый думает о своём. Но ты прекрасно понимаешь, что химия-это не только предмет, который изучается в школе или в вузе, химия-это всё то, что окружает нас, и все то, что внутри нас. Химия – это и есть жизнь.
Оглянись, ведь даже дома столько всего нас окружает: стол, стекло, бумага, одежда, посуда… Мы очень редко думаем, из чего состоят все эти вещи. Мы так привыкли к ним, что даже не пытаемся определить их состав, не задумываемся, откуда они взялись, кто их придумал и почему именно так. Ты скажешь, что всех их сделали на заводах и фабриках, а мы купили их в магазинах.
Да, конечно. Но до этого ведь кто-то придумал, из какого сырья сделать это, кто-то добыл это сырье, придумал реакции и технологии, с помощью которых можно, производить материал… Кажется, всё так просто. Но нет, все гораздо сложнее. В основе этого лежит великая наука-химия. Многие химические реакции, с которыми мы познакомились в лабораторных условиях, осуществляют в промышленных условиях при производстве важнейшей для повседневной жизни химической продукции. Пластмассы, синтетические волокна, фармацевтические препараты, удобрения, моющие средства, красители, косметика и даже компоненты пищи – всё это только некоторые виды продукции, выпуск которой полностью или частично зависит от химической промышленности.
Но мы уже думаем, что так и должно быть. Вот открываешь холодильник, а там кефир. Ты конечно же, не задумываешься о реакциях брожения с помощью которых сделали кефир, и не вспоминаешь формулу полиэтилена, из которого сделан пакет этого же кефира. Или вот достаешь из аптечки перекись водорода и не думаешь о формуле H2O2 ; и аспирин ты всегда называешь аспирином, хотя это ацетилсалициловая кислота… А ведь если на многие вещи смотреть изучав науку химии , все гораздо интереснее. А что же было до того, как люди стали изучать химию? Все, наверно, было по-другому. Но люди нашли путь и стремились познать эту науку. Ведь человек с первых дней своей жизни сталкивается с химией. Получается не люди придумали ее, а вся природа давно уже связана с химией. Ведь она состоит из химических элементов и соединений, и в основе многих явлении лежат химические реакции. Воздух, которым мы дышим, состоит из смеси газов; вода, с которой мы встречаемся ежедневно, и есть сложное химическое вещество; даже мы сами повседневно проводим химические реакции, когда готовим пищу или когда включаем газовую плиту. И не только это, даже внутри нас протекают десятки химических реакции! Вроде бы невероятно, ведь там нет ни пробирок, ни колбочек. Но это правда: не было бы этих реакций – не было бы жизни. В нашем организме есть почти все элементы таблицы Менделеева. Разве это не главное доказательство того, что химия – это жизнь?
Да, человек встречается с химией на каждом шагу. Наша жизнь, здоровье, настроение тесно связаны с бесчисленными химическими веществами и процессами вокруг нас и нас самих.
Развитие человеческого общества сопровождается с применением новых материалов и химических процессов во всех сферах деятельности человека. Химия дает в руки человечества огромные возможности и силы, но при этом требует грамотного, ответственного их использования, понимания сущности химических явлений. Поэтому мы должны изучить эту великую науку. Ведь будущее зависит от нас, от молодежи.
Думаю, в начале нужно сделать небольшой экскурс в историю, как возникала химия из опытов древних алхимиков. Они эмпирическим путем открыли некоторые элементы/фосфор, например/.
Далее можно рассказать о врачах и химиках девятнадцатого века, они часто делали опыты на себе, принимая новое лекарство и наблюдая , описывая его действие.В двадцатом веке химия сделала рывок в своем развитии, появились полимеры, изменившие наш быт- от мебели до обуви, одежды, посуды и стройматериалов.А как украсили жизнь первые анилиновые красители! Они были изобретены в1856 году в домашней лаборатоии, их яркий насыщенный цвет сильно повлял и на моду.
Огромное влияние химия оказала на медицину – очень многие лекарства производятся путем химических реакций.
Сельское хозяйство не смогло бы прокормить человечество, если бы не химические удобрения, так как население растет, а почвы беднеют, чернозем очень медленно восстанавливается. Борьба с вредителями культурных растений- это также заслуга химии. Даже леса опыляют от вредителей и болезней.
Современная химия активно развивается, возникли направления в науке на стыке химии и физики, химии и биологии и т.д.
Можно отметить, что химия принесла людям и много негативных моментов. Взрывы и утечки химикатов на химических комбинатах унесли много жизней, загрязнение водоемов и воздуха также приводит к болезням людей и животных.Но, наука не стоит на месте, развиваются экологически чистые технологии и человек ,в будущем, возможно, будет не так агрессивно использовать окружающую среду, использея достижения и химии в том числе.
Эссе на тему «Химия – наша жизнь»
Балацкая Татьяна Алексеевна
учитель химии МКОУ СОШ №14
пос. Пятигорский Предгорного р-на
Ставропольского края
Что приходит на ум обычному подростку при слове «химия»? Не исключено, что многие начнут вспоминать, сделали ли они домашнюю работу на следующий урок химии. Но ведь химия – это не только школьный предмет, это часть нашей жизни. Точнее, это и есть наша жизнь. Хотя не раз я слышала от учеников фразу: «В будущем мне химия не пригодится! Зачем
я столько времени на нее трачу?» Неужели они не собираются жить на этой планете? Химия окружает нас всюду: косметика, средства личной гигиены, пищевые добавки, лекарства, различные красители и многое другое, без чего мы не представляем наш быт. Более того, химия и в самих нас, т.к. человеческий организм состоит из химических элементов и веществ.
Ежесекундно в человеке происходит множество параллельных реакций. И все эмоции, которые мы переживаем, – это тоже химия, а именно выброс гормонов. Ведь не зря говорят, что любовь – это тоже химический процесс,
который осуществляется благодаря веществу фенилэтиламину, синтезируемому в головном мозге человека при переживании чувства влюбленности. В таком случае, если человек не знает химию, то он не знает самого себя и не понимает, как устроен окружающий его мир. Если смотреть с материальной точки зрения, то польза химии безгранична. Сейчас ведь что происходит – используются материалы более прочные и дешевые. А что может быть дешевле и прочнее синтетических, искусственно созданных образцов? Пока ничего. Человек с давних пор заинтересован в получении выгоды. А химия ему в этом помогает.
Как же здорово получается: у нас есть химия, благодаря которой мы имеем все, что нам нужно. Но так ли все гармонично, как может показаться на первый взгляд? Разумеется, у всего, в том числе и у химии, есть как положительные стороны, так и отрицательные. Химические отходы, ухудшение качества продуктов, выращенных с добавлением нитратов, загрязнение атмосферы и почвы токсичными компонентами – все это немного подпортило репутацию химии как науки. Но если с умом подойти к этому вопросу, то можно не просто уменьшить число недостатков, а даже превратить их в достоинства.
Так что, друзья, сделали ли вы домашнюю работу по химии? Быть может, именно вы станете тем человеком, который вознесет эту великую науку – химию – на вершину Олимпа.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Мамашир»
Сочинение
на тему:
Химия в нашей жизни
Автор: Сайфутдинова Ризаля Назировна,
11 класс, 17 лет
422104, Кукморский район, МБОУ «СОШ села Мамашир», ул. Равиля Нигматуллина, д.14
В последнее десятилетие существует большой спор о роли химии в жизни общества. Некоторым кажется, что это никакого блага не приносит, а только толкает человечество к медленной гибели, а некоторым наоборот, химия то уже часть человечества, без которого его уже невозможно представить. Не согласиться с этими мнениями невозможно, даже это будет не правильно, так как наше понятие о химии, образованное в век постиндустриального общества, этого уже не позволяет.
Химия. Думаю, нет уже в мире человека, не знавшего или хотя бы не слыхавшего об этом понятии. Появилось оно уже давно, даже можно сказать с появлением общества. Ещё в Древнем Египте пользовались разными косметическими средствами, а в начале XXI века весь мир стал «одним химическим заводом», в котором выпускают всё — и нужное, и ненужное. От этого и происходит разделение массы людей на группы «за» и «против».
Химия и человечество уже являются неотделимым целым. Каждый день в повседневной жизни мы используем «плоды» химии. Даже еда. И она у нас уже не всегда натуральная. Да, многие понимают вред, но отказываться от этого уже нет смысла. Химия везде и химия во всём. Пользу химии отрицать мы тоже не можем. Вспомним, что было до появления мыла, порошков и шампуни. Да, может и появятся те, кто скажет, что это было идеальное время, но согласиться с этим не возможно. Представьте себя человеком, который моет голову золой, отстоявшей водой из древесины. Наши прабабушки поняли ценность мыл во время войны, кризисов или иных катастроф общества. Ведь были такие времена, когда мыло было в цену золота , и вспоминают они это с горечью.
В нынешнее время в стране есть порядком несколько сотен химических заводов. Даже в Татарстане их число превышает десяти. Самыми большими в их числе являются компания «Хитон» и «Нэфис-Косметикс»
Компания «Хитон» успешно работает на рынке уже на протяжении шестидесяти пяти лет. Своё начало ОАО «Хитон» берёт с райпромкомбината, созданного в 1942 году, в которого входили пошивочные, сапожные, слесарные и другие мастерские, которые позднее были объединены в цеха. В 1946 году в райпромкомбинате создаётся химическое производство . а после восьми лет в нём осталось только химическое производство. В это время интенсивно начинает выпускаться масляная краска, олифа и лак. До 1993 года имя завода было изменено пять раз. На сегодняшний день он является крупнейшим производителем бытовой химии лакокрасочной продукции.
История компании «Нэфис-Косметикс» связано с братьями Крестовниками. В 1855 году было организовано московскими фабрикантами Крестовниками строительство стеариново-свечного цеха. С 1856 года основная продукция цеха – свечи и мыло – продавалось по всей России и даже в Гамбурге. С 1926 годов начинается производство с синтетических моющих средств. В настоящее время «Нэфис-Косметикс» имеет большое конкурентное преимущество перед другими производителями.
Роль химических заводов в нынешнее время очень большая. Нам, к сожалению, приходиться сталкиваться и с положительными и отрицательными сторонами химической индустрии. Только в последние два-три года «Нэфис-Косметикс» уменьшило своё отрицательное влияние на экологию. И только сейчас мы уверенно сказать, что химия это и польза и продвижение в области инновации. Для страны это, несомненно, рост. И подытожив, я думаю, можно сказать, что химия занимает огромное место в жизни общества, и оно должно служить для блага, и сохранить то, что имеем, то, что дорого в наше время – природу.
Впервые химия началась в 8 классе. Я тогда перешел в новую школу с физико-математическим уклоном и нагрузка резко возросла. Первую четверть был полный завал по физике и потому на химия времени не оставалось, потом я подтянулся, собрался, но химия по результатам года все равно завалил. Летом после 8 класса я нашел в деревне на чердаке полную подписку журналов “Химия и Жизнь” и “Наука и Жизнь” за все года от даты первого выпуска вплоть до 1980 года и взахлеб читал интересные главы. Особенно мне нравился раздел “Юный Химик”.
В 9 классе начались новые темы, но химию я изучал с большим интересом. Где-то в конце 2 четверти я попросил нашего учителя о допуске в лаборансткую комнату, чтобы поставить опыты о которых читал, но которые не демонстрировались на уроках. Учитель попросила меня готовить план экспериментов, что я делал и после этого разрешала сами опыты.
Потом был 10 класс, было много физики и начиналась подготовка к поступлению куда-нибудь. В 11 классе я решил, что буду поступать на химфак МГУ, потому весь год посещал курсы по химии платные и бесплатные. На химфак я поступил. После этого химии в моей жизни стало очень много. 1 курс – неорганическая химия, практикум, усложненный практикум, курсовая. 2 курс – аналитическая химия, курсовая, 3 курс – органическая химия, физическая химия, электрохимия, курсовая; тогда же нужно было выбрать специализацию. Я выбрал кафедру органической химии. 4 курс – физическая химия, коллоидная химия, радиохимия, химическая технология, спецкурсы, курсовая. После 4 курса была практика. Я поехал в Самару на предприятие, связанное с производством азотсодержащей продукции. 5 курс – диплом, диплом, диплом. 30 мая защита, красный диплом.
Вас такой рассказ интересует? Может, все-таки стоит написать что-то самостоятельно?
Честное слово, как дети малые…
Наша страна всегда славилась талантливыми учеными. Что дала миру советская и российская наука в прошлые годы? Открытия, за которыми стоят имена нобелевских лауреатов Льва Ландау, Петра Капицы, Жореса Алфёрова. Гравитационные волны, озеро Восток в Антарктиде, космический проект «Радиоастрон», опыты с графеном и сверхтяжелые атомы… Список открытий и проектов, перевернувших ход научной и исторической мысли, можно продолжать!
Новости Года науки и технологий
Чем живет российская наука сегодня?
Наука впервые вышла в ранг ключевых национальных приоритетов. Для её поддержки и развития был создан отдельный национальный проект. По результатам реализации нацпроекта «Наука», рассчитанного на 2019–2024 годы, Россия должна войти в пятерку мировых научных лидеров по приоритетным направлениям, уменьшить отток ученых за границу и повысить привлекательность мест работы для иностранных ученых. Но для того, чтобы совершить технологический рывок и дать мощную поддержку науке на федеральном уровне, 25 декабря 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2021 году в России Года науки и технологий.
Глава государства отметил, что вызов эпидемии, с которым столкнулась цивилизация, четко показал колоссальную значимость сферы науки и технологий. Такой вклад в развитие страны, по мнению главы государства, заслуживает особого государственного признания.
«Укрепление научного потенциала России – это долгосрочная и системная работа. Идет развитие исследовательской инфраструктуры, создаются научные центры, разработана система поддержки молодых талантов и привлечение к научным проектам наших соотечественников. Время показало, что такие шаги были правильными и своевременными», – подчеркнул Владимир Путин на заседании Совета по науке и образованию при Президенте РФ.
Год науки и технологий – это год, которого ждало научное сообщество России. Прорыв в технологиях, экономике и достижение социального прогресса возможны только при высокой востребованности науки, утверждал нобелевский лауреат Жорес Алфёров. Задача Года – привлечь талантливую молодежь в сферу науки и технологий, повысить вовлеченность профессионального сообщества в реализацию Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также сформировать у граждан нашей страны четкое представление о реализуемых сегодня государством и бизнесом инициативах в области науки и технологий.
Это будет особый год, когда каждый из нас сможет по-новому увидеть и оценить развитие научной мысли и технологический прогресс в России. Помогут в этом 73 знаковых федеральных мероприятия. Именно они станут ключевыми в информационной повестке по Году науки и технологий.
Структура плана основных мероприятий Года науки и технологий
В основной план мероприятий поступило свыше восьми тысяч предложений. Свои идеи и проекты направляли вузы и НИИ, регионы, НКО, Институты развития и Госкорпорации. Из этого списка были выбраны 31 наиболее значимое федеральное мероприятие и 42 регулярных мероприятия. К традиционным конкурсам и конгрессно-выставочным мероприятиям специально для Года науки и технологий разработали мультимедийных и научно-технологических проектов. Каждое пятое мероприятие – научно-популярная акция, доступно и познавательно рассказывающая об ученых и развитии российской науки.
«При формировании плана мы ориентировались, в первую очередь, на национальные цели развития России до 2030 года, а также на соответствие мероприятий целям Года науки и технологий. Символично, что в рамках Года мы откроем производственную площадку по изготовлению вакцины против COVID-19 на базе федерального научного центра им.Чумакова. Большую роль и значение для нас будет иметь работа, связанная с популяризацией российской науки и технологий. Для нас важно, чтобы о выдающихся достижениях наших ученых знал весь мир, а молодые, талантливые ученые и заслуженные научные деятели со всего мира стремились работать в России», – отметил Министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Особенностью Года науки и технологий станет специальная калибровка по тематике. Так в марте пройдут мероприятия, посвященные новой медицине, в апреле внимание будет уделено развитию космической отрасли, в сентябре будем обсуждать генетику и качество жизни, а в ноябре ученые расскажут об искусственном интеллекте.
Тематические месяцы Года науки и технологий
По сложившейся традиции у Года науки и технологий есть свой фирменный стиль. Специально для того, чтобы наука стала ближе к каждому из нас, был разработан и запущен официальный сайт — годнауки.рф. Один «клик» – и вы уже в информационном поле главных научных событий и открытий этого года.
Одним из первых мероприятий Года науки станет мультимедийный проект «100 вопросов ученому». В рамках него у каждого появится возможность задать свой вопрос ведущим российским ученым на платформе ЯндексКью. Самые интересные вопросы и ответы будут опубликованы в интернете.
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: ЦивилизаÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ â ÑпаÑение, вÑзов или ÑÑагедиÑ?
СейÑÐ°Ñ Ð¼Ñ Ð¶Ð¸Ð²ÐµÐ¼ в миÑе пеÑедовÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹, владеем ÑдивиÑелÑнÑми гаджеÑами и полезной ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð¹. ÐаÑка не ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð½Ð° меÑÑе и динамиÑно ÑовеÑÑÐ°ÐµÑ Ð½Ð¾Ð²Ñе оÑкÑÑÑиÑ. Ðогда же можно бÑÐ´ÐµÑ Ð´Ð¾ÑÑиÑÑ Ð¼Ð°ÐºÑимÑма в ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑком пÑогÑеÑÑе? Я ÑÑиÑаÑ, ÑеловеÑеÑÑво добÑеÑÑÑ Ð¿Ð¸ÐºÐ° в новÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑÑ , когда наÑÑиÑÑÑÑ ÑазÑмно иÑполÑзоваÑÑ Ð¸Ñ . ÐовÑеÑÑва не Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð¿Ð¾ÑÑгаÑÑ Ð½Ð° Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ñ Ð¿ÑиÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸ менÑÑÑ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑенноÑÑей Ñеловека, оÑкÑÑÑиÑми Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ вноÑиÑÑ ÑолÑко благоÑвоÑное воздейÑÑвие на жизнÑ, пÑиноÑиÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÐ·Ñ Ð´Ð»Ñ Ð»Ñдей, а не вÑед. РпÑоизведениÑÑ ÑÑÑÑкой лиÑеÑаÑÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ найÑи пÑимеÑÑ, подÑвеÑждаÑÑие ÑÑи мÑÑли.
Так, в ÑаÑÑказе «ÐеÑÑÐ°Ð½Ð°Ñ ÑÑиÑелÑниÑа» Ð. Ð. ÐлаÑонова Ð¼Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼ какÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÐ·Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑинеÑÑи пÑогÑеÑÑ. ÐÐ»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð³ÐµÑоинÑ, ÑÑиÑелÑниÑа ÐаÑÐ¸Ñ ÐаÑÑÑкина, по ÑаÑпÑÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¿Ð°Ð»Ð° в пÑÑÑÑнное Ñело ХоÑÑÑово. Ðогда она впеÑвÑе Ñвидела ÑÑо меÑÑо, ее Ð¾Ñ Ð²Ð°Ñила ÑоÑка: ÑжаÑнÑе погоднÑе ÑÑловиÑ, вÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑи полноÑÑÑÑ Ð·Ð°Ð½ÐµÑено пеÑком, лÑди боÑÑÑÑÑ Ñо ÑÑÐ¸Ñ Ð¸ÐµÐ¹, но ÑÑÐ¾Ñ ÑÑÑд беÑполезен. ÐаÑÐ¸Ñ Ð½Ð°Ñала ÑабоÑаÑÑ Ð¸ вÑкоÑе понÑла, ÑÑо невозможно наÑÑиÑÑ ÑемÑ-Ñо беднÑÑ , голоднÑÑ Ð¸ ÑмиÑаÑÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÑей. ÐеÑÑнÑм жиÑелÑм бÑло не до поÑвÑÑениÑ. ÐаÑÑÑкина ÑеÑила взÑÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð¾ в Ñвои ÑÑки и адапÑиÑоваÑÑ Ð¿ÑогÑÐ°Ð¼Ð¼Ñ Ð¾Ð±ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ÑÑловиÑм Ñела. Ðна ÑÑала изÑÑаÑÑ Ð½Ð¾Ð²ÐµÐ¹Ñие ÑпоÑÐ¾Ð±Ñ Ð±Ð¾ÑÑÐ±Ñ Ñ Ð¿ÐµÑком и внедÑÑÑÑ Ð¸Ð½Ð½Ð¾Ð²Ð°Ñии. ÐбÑими ÑÑилиÑми вÑÑадили деÑевÑÑ, поÑÑÑоили заÑиÑнÑе баÑÑеÑÑ, наÑÑилиÑÑ Ð´Ð¾Ð±ÑваÑÑ Ð´ÐµÑевое Ñопливо и водÑ. ÐÐ¸Ð·Ð½Ñ Ð² Ñеле ÑÑала лÑÑÑе. Таким обÑазом, пÑавилÑное влиÑние пÑогÑеÑÑа облегÑило ÑÑÑеÑÑвование лÑдей. ÐовÑеÑÑва и изобÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð½ÐµÑли позиÑивнÑй вклад в ÑазвиÑие Ñела, ÑÑо оÑÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð»Ð¾ жиÑелÑм в бÑÑÑ.
СледÑÑÑий пÑимеÑ, подÑвеÑждаÑÑие мои мÑÑли, — повеÑÑÑ ÐÐ¸Ñ Ð°Ð¸Ð»Ð° ÐÑанаÑÑевиÑа ÐÑлгакова «Ð¡Ð¾Ð±Ð°ÑÑе ÑеÑдÑе», где можно наблÑдаÑÑ Ð½ÐµÐ³Ð°Ñивное влиÑние ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹. ÐÑоÑеÑÑÐ¾Ñ ÐÑеобÑаженÑкий пÑовел опеÑаÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ пеÑеÑадке ÑеловеÑеÑкого гипоÑиза Ñобаке. РезÑлÑÑÐ°Ñ ÑкÑпеÑименÑа ÑдивиÑелÑнÑй: обÑÑнÑй Ð¿ÐµÑ Ð¿ÑевÑаÑилÑÑ Ð² Ñеловека. Ðднако оÑкÑÑÑие оказалоÑÑ Ð½ÐµÑдаÑнÑм, поÑколÑÐºÑ ÑизиологиÑеÑки ÑÑо бÑл Ñеловек, но никак не дÑÑой. ÐолигÑÐ°Ñ Ð¨Ð°Ñиков, Ñак назвал ÑÐµÐ±Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð¸ÑпеÑÑннÑй гÑажданин, некÑлÑÑÑÑно ÑÐµÐ±Ñ Ð²ÐµÐ», поÑÑил Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑоÑÑ, кÑÑÑил вÑÑ Ð² доме и неÑважиÑелÑно оÑноÑилÑÑ Ðº окÑÑжаÑÑим. ÐеобÑÑÑнÑй наÑÑнÑй пÑогÑеÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº ÑжаÑнÑм поÑледÑÑвиÑм. ÐаÑка не вÑеÑилÑна, она не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾ÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑиниÑÑ Ñебе пÑиÑодÑ. Ðа данном пÑимеÑе, Ð¼Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼, ÑÑо еÑли пÑогÑеÑÑ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð¼ÐµÐ½ÑÑÑ Ñ Ð¾Ð´ миÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÑÑÑоÑвÑиеÑÑ Ð¿Ñавила жизни, Ñо ÑÑо пÑÐ¸Ð²ÐµÐ´ÐµÑ Ðº подмене ÑенноÑÑей и гÑбиÑелÑнÑм поÑледÑÑвиÑм.
ÐÐ¾Ð´Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ñог вÑÐµÐ¼Ñ Ð²ÑÑеÑказанномÑ, можно ÑделаÑÑ Ð²Ñвод, ÑÑо пÑогÑеÑÑ Ð¸ блага, коÑоÑÑе он нам даеÑ, нÑжно иÑполÑзоваÑÑ Ñ Ñмом, ÑÑиÑÑÐ²Ð°Ñ Ð²ÑевозможнÑе поÑледÑÑвиÑ. Ðогда Ð¼Ñ Ð±Ñдем ÑоблÑдаÑÑ ÑÑи пÑавила, Ñможем извлекаÑÑ Ð¼Ð°ÐºÑималÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÐ·Ñ Ð¸Ð· наÑки и добиваÑÑÑÑ Ð²ÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑÐ¸Ñ ÑÑÐ¿ÐµÑ Ð¾Ð². Ðажно помниÑÑ, ÑÑо вÑе ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ — вÑзов, Ñеловек должен понимаÑÑ ÑпÑавиÑÑÑ Ð»Ð¸ он Ñ Ð½Ð¸Ð¼, не навÑÐµÐ´Ð¸Ñ Ð»Ð¸ пÑиÑоде и ÑлÑÑÑÐ¸Ñ Ð»Ð¸ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ñебе.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ÐлеÑÑ!
Ðам ÑдалоÑÑ Ð½Ð°Ð¿Ð¸ÑаÑÑ ÑамоÑÑоÑÑелÑнÑÑ ÑабоÑÑ, ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑÑÑ Ð²Ñем ÑÑебованиÑм иÑогового ÑоÑинениÑ. Ð ÑоÑинении ÐÑ Ð´ÐµÐ¼Ð¾Ð½ÑÑÑиÑÑеÑе ÑпоÑобноÑÑÑ ÑаÑÑÑждаÑÑ Ð½Ð° пÑедложеннÑÑ ÑемÑ. ÐоказÑÐ²Ð°Ñ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑоÑмÑлиÑÑÑ Ð°ÑгÑменÑÑ, ÐÑ Ð¿Ð¾Ð´ÐºÑеплÑеÑе Ð¸Ñ Ð¿ÑимеÑами из Ñ ÑдожеÑÑвеннÑÑ Ð¿Ñоизведений. ÐмеÑÑе Ñ Ñем ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на ÑеÑевÑе, оÑÑогÑаÑиÑеÑкие, пÑнкÑÑаÑионнÑе и гÑаммаÑиÑеÑкие оÑибки.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) + 1 балл.
ÐÑ ÑаÑÑÑждаеÑе на пÑедложеннÑÑ ÑемÑ. СоÑинение ÑооÑвеÑÑÑвÑÐµÑ Ñеме, в нÑм еÑÑÑ Ð¾ÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° вопÑоÑ, пÑоÑлеживаеÑÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÐºÑеÑÐ½Ð°Ñ ÑÐµÐ»Ñ Ð²ÑÑказÑваниÑ.
Ð 2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл.
Ð ÑаÑÑÑждениÑÑ ÐÑ Ð¾Ð¿Ð¸ÑаеÑеÑÑ Ð½Ð° два Ñ ÑдожеÑÑвеннÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ делаеÑе ÑÑо ÑбедиÑелÑно, но анализ пÑоизведений нелÑÐ·Ñ Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°ÑÑ Ð³Ð»Ñбоким. ÐÑобенно ÑÑо каÑаеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑÑи Ð.Ð. ÐÑлгакова «Ð¡Ð¾Ð±Ð°ÑÑе ÑеÑдÑе».
1 пÑÐ¸Ð¼ÐµÑ — ÑаÑÑказ Ð. ÐлаÑонова «ÐеÑÑÐ°Ð½Ð°Ñ ÑÑиÑелÑниÑа» иллÑÑÑÑиÑÑÐµÑ Ð¼ÑÑÐ»Ñ Ð¾ ÑазÑмном иÑполÑзовании ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹.
2 пÑÐ¸Ð¼ÐµÑ — повеÑÑÑ Ð.Ð. ÐÑлгакова «Ð¡Ð¾Ð±Ð°ÑÑе ÑеÑдÑе» вÑÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð² Ñоли конÑÑаÑгÑменÑа (неÑазÑмное иÑполÑзование ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹, вмеÑаÑелÑÑÑво в пÑиÑодÑ, наÑÑÑение законов миÑозданиÑ).
Ð3 (логика и композиÑиÑ) + 1 балл
УдалоÑÑ Ð²ÑдеÑжаÑÑ Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÐºÑ ÑезиÑно-доказаÑелÑной ÑаÑÑи. ÐогиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¾Ñибок, меÑаÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑмÑÑла Ñказанного, неÑ.
ÐÑибки
СейÑÐ°Ñ Ð¼Ñ Ð¶Ð¸Ð²ÐµÐ¼ в миÑе пеÑедовÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹, владеем ÑдивиÑелÑнÑми гаджеÑами и полезной ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð¹.
ÐÑÑÑе добавиÑÑ Ñлово «Ð´ÑÑгой» (владеем ÑдивиÑелÑнÑми гаджеÑами и дÑÑгой полезной ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð¹), ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ бÑло логиÑеÑкой оÑибки, инаÑе полÑÑаеÑÑÑ, ÑÑо гаджеÑÑ Ð½Ðµ оÑноÑÑÑÑÑ Ðº полезной ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐµ.
Ð 4 (ÑеÑÑ)+ 1 балл
Ð ÑабоÑе еÑÑÑ ÑеÑевÑе оÑибки и ÑеÑÐ¾Ñ Ð¾Ð²Ð°ÑоÑÑи, но они не заÑÑÑднÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑмÑÑла ÑоÑинениÑ, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²ÑÑÑавлÑеÑÑÑ Ð·Ð°ÑÑÑ Ð¿Ð¾ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÐºÑиÑеÑиÑ.
ÐÑибки
ÐаÑка не ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð½Ð° меÑÑе и динамиÑно ÑовеÑÑÐ°ÐµÑ Ð½Ð¾Ð²Ñе оÑкÑÑÑиÑ.
ÐекÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð½ÐµÑоÑеÑаемоÑÑÑ. ÐÑкÑÑÑÐ¸Ñ ÑовеÑÑаÑÑÑÑ Ð² наÑке. Слово «Ð´Ð¸Ð½Ð°Ð¼Ð¸Ñно» в данном ÑлÑÑае неÑмеÑÑно. ÐÑли Ð±Ñ Ð²Ñ Ð¿Ð¸Ñали о Ñом, ÑÑо наÑка ÑазвиваеÑÑÑ, Ñо обÑÑоÑÑелÑÑÑво обÑаза дейÑÑÐ²Ð¸Ñ «Ð´Ð¸Ð½Ð°Ð¼Ð¸Ñно» Ñ Ð¾ÑоÑо подоÑло (ÐаÑка поÑÑоÑнно ÑазвиваеÑÑÑ, ÑовеÑÑаÑÑÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñе оÑкÑÑÑÐ¸Ñ Ð¸ Ñ.д.).
ÐовÑеÑÑва не Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð¿Ð¾ÑÑгаÑÑ Ð½Ð° Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ñ Ð¿ÑиÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸ менÑÑÑ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑенноÑÑей Ñеловека, оÑкÑÑÑиÑми Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ вноÑиÑÑ ÑолÑко благоÑвоÑное воздейÑÑвие на жизнÑ, пÑиноÑиÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÐ·Ñ Ð´Ð»Ñ Ð»Ñдей, а не вÑед.
РеÑÐµÐ²Ð°Ñ ÑеÑÐ¾Ñ Ð¾Ð²Ð°ÑоÑÑÑ, наÑÑÑение ÑÑилиÑÑиÑеÑкой одноÑодноÑÑи. Слово «Ð¿Ð¾ÑÑгаÑÑ» оÑноÑиÑÑÑ Ðº книжнÑм. Ðа мой взглÑд, оно ÑÑилиÑÑиÑеÑки не ÑовÑем впиÑÑваеÑÑÑ Ð² обÑÑÑ ÑзÑковÑÑ «ÐºÐ°ÑÑинѻ ÐаÑей ÑабоÑÑ.
ÐекÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð½ÐµÑоÑеÑаемоÑÑÑ Ð² ÑловоÑоÑеÑании «Ð²Ð½Ð¾ÑиÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÐµÐ¹ÑÑвие». ÐбÑÑно говоÑÑÑ «Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÐµÐ¹ÑÑвие».
Таким обÑазом, пÑавилÑное влиÑние пÑогÑеÑÑа облегÑило ÑÑÑеÑÑвование лÑдей.
ÐеÑоÑно подобÑано Ñлово.
СледÑÑÑий пÑимеÑ, подÑвеÑждаÑÑие мои мÑÑли, — повеÑÑÑ ÐÐ¸Ñ Ð°Ð¸Ð»Ð° ÐÑанаÑÑевиÑа ÐÑлгакова «Ð¡Ð¾Ð±Ð°ÑÑе ÑеÑдÑе», где можно наблÑдаÑÑ Ð½ÐµÐ³Ð°Ñивное влиÑние ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹.
ÐÑÑÑе избегаÑÑ Ñакого «Ñкоплениѻ ÑÑÑеÑÑвиÑелÑнÑÑ ÑÑдом. ÐозможнÑй ваÑианÑ: … можно наблÑдаÑÑ Ð½ÐµÐ³Ð°Ñивное влиÑние ÑовÑеменнÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹ на Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ñеловека.
Ðднако оÑкÑÑÑие оказалоÑÑ Ð½ÐµÑдаÑнÑм, поÑколÑÐºÑ ÑизиологиÑеÑки ÑÑо бÑл Ñеловек, но никак не дÑÑой.
ÐеÑоÑно вÑÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¼ÑÑлÑ.
ÐеобÑÑÑнÑй наÑÑнÑй пÑогÑеÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº ÑжаÑнÑм поÑледÑÑвиÑм.
ÐаÑÑÑение лекÑиÑеÑкой ÑоÑеÑаемоÑÑи. ÐоÑÑÑ, ÑÑо Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾ÑÑекÑиÑовки мÑÑли, ÑолÑко заменой пÑилагаÑелÑного не обойÑиÑÑ.
ÐозможнÑй ваÑÐ¸Ð°Ð½Ñ ÐºÐ¾ÑÑекÑиÑовки:
ÐаÑÑнÑй пÑогÑеÑÑ Ð±ÐµÐ· нÑавÑÑвенной оÑÐ½Ð¾Ð²Ñ Ð½Ðµ пÑинеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑзÑ.
ÐÐ¾Ð´Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ñог вÑÐµÐ¼Ñ Ð²ÑÑеÑказанномÑ, можно ÑделаÑÑ Ð²Ñвод, ÑÑо пÑогÑеÑÑ Ð¸ блага, коÑоÑÑе он нам даеÑ, нÑжно иÑполÑзоваÑÑ Ñ Ñмом, ÑÑиÑÑÐ²Ð°Ñ Ð²ÑевозможнÑе поÑледÑÑвиÑ.
СÑаÑайÑеÑÑ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ³Ð°ÑÑ ÐºÐ°Ð½ÑелÑÑизмов в ÑоÑинении. ÐÑоме Ñого, в пÑедложении еÑÑÑ ÑмÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð¸Ð·Ð±ÑÑоÑноÑÑÑ (иÑог — вÑвод).
Ðогда Ð¼Ñ Ð±Ñдем ÑоблÑдаÑÑ ÑÑи пÑавила, Ñможем извлекаÑÑ Ð¼Ð°ÐºÑималÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÐ·Ñ Ð¸Ð· наÑки и добиваÑÑÑÑ Ð²ÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑÐ¸Ñ ÑÑÐ¿ÐµÑ Ð¾Ð².
Ðа ÑÑо ÑказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¼ÐµÑÑоимение?
Ðажно помниÑÑ, ÑÑо вÑе ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ — вÑзов, Ñеловек должен понимаÑÑ ÑпÑавиÑÑÑ Ð»Ð¸ он Ñ Ð½Ð¸Ð¼, не навÑÐµÐ´Ð¸Ñ Ð»Ð¸ пÑиÑоде и ÑлÑÑÑÐ¸Ñ Ð»Ð¸ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ñебе.
ÐеÑдаÑнÑй поÑÑдок Ñлов.
… и ÑлÑÑÑÐ¸Ñ Ñебе жизнÑ.
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 1 балл, вÑего допÑÑено оÑибок: 5
ÐÑибки
ÐÑÑогÑаÑÐ¸Ñ — 1
Я ÑÑиÑаÑ, ÑеловеÑеÑÑво добÑеÑÑÑ Ð¿Ð¸ÐºÐ° в новÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑÑ , когда наÑÑиÑÑÑÑ ÑазÑмно иÑполÑзоваÑÑ Ð¸Ñ .
-ÑÑÑ, -ÑÑÑÑ Ð² Ð³Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð»Ð°Ñ . ЧеловеÑеÑÑво (ÑÑо ÑделаеÑ?) добÑÑÑÑÑ, наÑÑиÑÑÑ. ÐдноÑÐ¸Ð¿Ð½Ð°Ñ Ð¾Ñибка
ÐеÑÑнÑм жиÑелÑм бÑло не до поÑвÑÑениÑ.
ÐÑопÑÑк бÑÐºÐ²Ñ «Ð » пÑивÑл к иÑÐºÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑмÑÑла. ÐонеÑно, ÐÑ Ð¸Ð¼ÐµÐ»Ð¸ в Ð²Ð¸Ð´Ñ «Ð¿ÑоÑвеÑение».
ÐÑнкÑÑаÑÐ¸Ñ — 2
Так, в ÑаÑÑказе «ÐеÑÑÐ°Ð½Ð°Ñ ÑÑиÑелÑниÑа» Ð. Ð. ÐлаÑонова Ð¼Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼ ÐÐТ какÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÐ·Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑинеÑÑи пÑогÑеÑÑ.
СÐÐ Ñ Ð¿ÑидаÑоÑнÑм изÑÑÑниÑелÑнÑм. ÐÐµÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑой пеÑед пÑидаÑоÑнÑм пÑедложением.
Ðажно помниÑÑ, ÑÑо вÑе ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ — вÑзов, Ñеловек должен понимаÑÑ ÐÐТ ÑпÑавиÑÑÑ Ð»Ð¸ он Ñ Ð½Ð¸Ð¼, не навÑÐµÐ´Ð¸Ñ Ð»Ð¸ пÑиÑоде и ÑлÑÑÑÐ¸Ñ Ð»Ð¸ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ñебе.
ÐÐµÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑой пеÑед пÑидаÑоÑнÑм изÑÑÑниÑелÑнÑм.
ÐÑаммаÑика — 2
ÐовÑеÑÑва не Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð¿Ð¾ÑÑгаÑÑ Ð½Ð° Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ñ Ð¿ÑиÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸ менÑÑÑ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑенноÑÑей Ñеловека, оÑкÑÑÑиÑми Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ вноÑиÑÑ ÑолÑко благоÑвоÑное воздейÑÑвие на жизнÑ, пÑиноÑиÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÐ·Ñ Ð´Ð»Ñ Ð»Ñдей, а не вÑед.
ÐаÑÑÑение ÑпÑавлениÑ. ÐÑиноÑиÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÐ·Ñ (комÑ?) лÑдÑм.
СледÑÑÑий пÑимеÑ, подÑвеÑждаÑÑие мои мÑÑли, — повеÑÑÑ ÐÐ¸Ñ Ð°Ð¸Ð»Ð° ÐÑанаÑÑевиÑа ÐÑлгакова «Ð¡Ð¾Ð±Ð°ÑÑе ÑеÑдÑе», где можно наблÑдаÑÑ Ð½ÐµÐ³Ð°Ñивное влиÑние ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹.
ÐаÑÑÑение ÑоглаÑованиÑ. ÐÑÐ¸Ð¼ÐµÑ (какой?) подÑвеÑждаÑÑÐРмои мÑÑли.
ÐбÑий вÑвод по ÑабоÑе
ÐÑак, ÐлеÑÑ, ваÑе ÑоÑинение оÑениваеÑÑÑ Ð½Ð° «заÑеÑ», однако ÑледÑÐµÑ ÑÑаÑелÑно поÑабоÑаÑÑ Ð½Ð°Ð´ ÑеÑевÑм оÑоÑмлением и гÑамоÑноÑÑÑÑ. СовеÑ: ÑÑаÑайÑеÑÑ Ð½ÐµÑколÑко Ñаз пеÑеÑиÑÑваÑÑ ÑабоÑÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ¶Ð°ÑÑ Ð¾Ñибок. ÐÑибка на -ÑÑÑÑ, -ÑÑÑ ÑвлÑеÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ из ÑамÑÑ ÑаÑпÑоÑÑÑанÑннÑÑ , поÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÑекомендÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð°ÑÑ Ð¾ÑделÑнÑÑ Ð¿ÑовеÑÐºÑ Ð³Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð² Ñ -ÑÑÑ, ÑÑÑÑ. Ðногие пÑеподаваÑÐµÐ»Ñ ÑекомендÑÑÑ Ð¾ÑÑÑеÑÑвлÑÑÑ Ð¿ÑовеÑÐºÑ Ð³ÑамоÑноÑÑи, наÑÐ¸Ð½Ð°Ñ Ð¿ÐµÑеÑиÑÑваÑÑ ÑекÑÑ Ñ Ð¿Ð¾Ñледнего пÑедложениÑ. Так еÑÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð½Ðµ ÑледиÑÑ Ð·Ð° логикой ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¼ÑÑли, а ÑоÑÑедоÑоÑиÑÑÑÑ Ð½Ð° оÑÑогÑаÑии и пÑнкÑÑаÑии.
УдаÑи!
Текст: Татьяна Шипилова
Школьная программа — это, конечно, хорошо, но иногда хочется и почитать для души, и посмотреть что-нибудь интересное. А если вы не сдаете ЕГЭ по литературе, так и вообще можно немного расслабиться и на итоговом сочинении просто порассуждать о жизни, вселенной и вообще.
И для этого мы составили для вас список из небольших художественных текстов и фильмов, которые точно не оставят вас равнодушными и подойдут для аргументации по направлениям итогового сочинения 2021 года.
Самое главное, что нужно помнить при написании сочинения:
- в тексте сочинения обязательно обратиться хотя бы к одному аргументы из художественной литературы;
- вы имеете право обращаться к одному тексту, если распишете аргументацию на нужное количество слов (250+);
- вы можете обратиться к двум текстам, если у вас не хватает объема;
- вы также имеете право в качестве первого аргумента использовать литературное произведение (стихи тоже можно, и стихи песен в том числе), а в качестве второго — кинематографическое;
- и обращаться можете к любым образцам мирового искусства.
Преступление и наказание — вечная тема
Маленькие рассказы:
Роальд Даль. «Агнец для жертвы» — в современной американской малой прозе все больше происходит уход от дидактизма и приходит мысль о том, что убийцу можно если не оправдать, то хотя бы понять. Или встать на его место. Об этом и последний «Джокер» с Хоакином Фениксом в главной роли, и этот очень маленький рассказ об идеальном убийстве. Предлагаем, если тема позволит, порассуждать на тему того, можно ли оправдать преступление и не получить наказания.
Эдгар Аллан По. «Убийство на улице Морг» — небольшой рассказ от человека, создавшего жанр триллера и детектива. А что, если преступление совершено зловещее и жестокое, но наказывать за него некого? Или виновного можно найти всегда?
Борис Лавренев. «Сорок первый» — мы уже советовали этот рассказ в нашей летней подборке, но он прекрасно подойдет и для итогового сочинения. Судьба двух людей из почти разных вселенных сталкивается, переплетается в тугой узел, который кому-то из них придется обрубить. Преступление это или наказание? И нужно ли было оно вообще?
Фильмы:
«Общество мёртвых поэтов» (1989) — прекрасный фильм с оскароносным Робином Уильямсом будет полезен как школьникам, так и их родителям. Что мы с вами определяем под преступлением? Можно ли отнести к нему несогласие с выбором своего ребенка? И является ли наказанием для родителей последующая судьба разрушенной семьи?
«Желтый платочек счастья» (2008) — трогательная история, которая не оставит никого равнодушным и подойдет еще, конечно, к направлению «Человек путешествующий. Дорога в жизни человека». Случайно совершенное преступление и вечное за него раскаяние – не достаточное ли наказание? И можно ли простить за подобное? Простить и дождаться…
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Маленькие рассказы:
Эрнест Хемингуэй. «Индейский посёлок» — под цивилизацией и технологиями можно понимать не только технический прогресс XXI века, но и элементарные знания в медицине и биологии. Когда сталкиваются прагматизм человека XX века и природные верования индейцев, что оказывается сильнее: наука или приметы, которые, как известно, есть душа природы?
Дэниэл Киз. «Цветы для Элджернона» (рассказ) – для подготовки к итоговому сочинению не обязательно читать одноименный роман, можно ограничиться рассказом. Мы уже советовали этот текст в прошлом году. В этом году он не менее актуален.
Ольга Громыко. «Котик» — технологии двигают человечество вперед, расширяют границы, открывают новые горизонты. Но возможно ли такое, что в самом человеке что-то ломается и он… становится менее человечным, чем созданное им творение. Предлагаем порассуждать на эту тему. Кажется, должно получиться интересно.
Фильмы:
«Бегущий по лезвию» (1982) – советуем именно этот фильм. Если понравится, можно почитать еще повесть «Снятся ли андроидам электроовцы» Филипа Дика, по мотивам которого снял свой фильм почти 40 лет назад Ридли Скотт. И хоть сюжетно фильм и книга отличаются и можно сказать, что это два разных произведения, все же писатель говорил, что режиссер очень четко угадал созданный им мир. Здесь поднимается все та же тема: насколько человек готов оставаться человеком, окружив себя человекоподобными существами? К сожалению, при всей красоте сиквела «Бегущий по лезвию 2049» потерял самое главное – человека, а потому первая часть остается непревзойденной.
«ВАЛЛ·И» (2008) — еще кое-что оскароносное. Удивительное приключение маленького робота-мусорщика на оставленной Земле. Какое страшное открывается будущее. И все же и оно не лишено надежды.
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Маленькие рассказы:
Андрей Платонов. «Возвращение», «Река Потудань» — эти рассказы мы тоже уже советовали, но темы эти вечные, а сами рассказы – коротенькие, вам не составит труда их прочитать и погрузиться в космос под названием «Андрей Платонов». Его нужно прочувствовать и ощутить под кожей, тогда он останется с вами надолго. Дорога всегда преображает. Путь всегда куда-то ведет. А вот чем путь закончится, куда упрется дорога жизни – решать только герою. А нам с вами – наблюдать.
Виктор Конецкий. «Рассказы Петра Ниточкина» — один из немногих в нашей подборке веселых советов, который мы тоже уже давали. Но эти четыре рассказа хороши тем, что, во-первых, вы будете смеяться. Во-вторых, вы увидите не метафоричную дорогу, а реальный шестимесячный путь людей, которые пытаются проявить чудеса психической совместимости и не возненавидеть друг друга в длительном рейсе. Вот где выдержка и самообладание!
Ольга Громыко. «Старые долги» (после рассказа «Овчарка») – какие иногда встречи подбрасывает нам судьба! Встречаешь человека, которому когда-то не вернул долг, и снова оказался ему обязан. Путь предстоит длинный, пространство космического корабля – узкое, а долг платежом красен.
Фильмы:
«Невероятные приключения Уолтера Митти» — изумительный фильм о поиске себя, о познании себя, об обнаружении в себе возможностей и неведомого раньше потенциала. История, которая, возможно, заставит и вас по-другому посмотреть на себя и свою жизнь.
«Пираты Карибского моря» (2003) — да-да, этот фильм тоже подходит для итогового сочинения. Ведь самая главная черта Джека Воробья (простите, капитана Джека Воробья) в вечном движении. Он не может сидеть на месте, он всегда в дороге, в море, в вечном поиске. Поиске себя и своего пути, когда остановиться – значит перестать жить.
«Желтый платочек счастья» (2008) — про этот фильм уже писали чуть выше. Просто знайте, что и к этому направлению он идеально подходит.
«Босиком по мостовой» (2005) — вообще любая дорогая – это в первую очередь перевоплощение главного героя, его попытка переосмыслить свою жизнь и мировоззрение. И этот фильм Тиля Швайгера с Тилем Швайгером в главной роли – трогательная история о том, как несколько совместных дней в пути полностью изменили жизнь двух абсолютно разных людей.
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Маленькие рассказы:
Борис Лавренев. «Сорок первый», «Седьмой спутник» — две разные стороны Гражданской войны, два разных взгляда, и оба взгляда – такие верные и такие правильные, что становится даже страшно и жутко. Страшно, что все это было. Жутко, что все это оказалось возможным.
Андрей Платонов. «Возвращение», «Река Потудань» — как бы долго ни длилась любая война, она всегда заканчивается. И после нее обычному человеку надо как-то жить дальше. А как – ему никто не расскажет и не покажет, он опять остается один на один с собой. И со своими страхами.
Михаил Зощенко «Сентиментальные повести» — в мире живут в основном «маленькие» люди. И эти люди на протяжении всей истории человечества оказывались под влиянием крупных исторических событий. И Михаил Михайлович в цикле своих маленьких повестей рассказал, что бывает с таким маленьким человеком, который попал в условия зарождения другого государства. Где-то в Москве и в Петербурге решали судьбу страны, а судьбы маленьких людей ломались под гнетом стремительных изменений.
Фильмы:
«Парень с нашего кладбища» (2015) – очень забавный, чисто русский фильм, с исключительно славянскими мотивами. История о том, как один иванушка-дурачок с поистине русским упрямством решил на подведомственной ему территории поставить на место всех: и живых, и мёртвых. А все потому что:
- – А зачем тебе его ловить?
- – А зачем ему тут бегать?
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Здесь можно предложить вспомнить все, что когда-либо отозвалось в вашей душе при чтении. И «Гарри Поттер» с «Таней Гроттер», и «Властелин колец» с «Хоббитом», и «Игра престолов» с «Ведьмаком».
А из небольших произведений можно посоветовать:
Леонид Андреев. «Ангелочек» — и сам рассказ прекрасный, живой, настоящий, и тема интересная: мечта, которая так близко и так далеко. И возможно ли дотянуться до этой мечты? Кстати, этот рассказ вполне подойдет и к направлению «Кому на Руси жить хорошо».
Марина Цветаева. Эссе «Мой Пушкин» — прекрасный пример того, как рассказывать об авторе и/или книге, которая на вас повлияла.
Фильмы:
Здесь просто посоветуем список, и каждый в этих фильмах найдет что-то свое и о себе:
- «Тренер Картер» (2005)
- «Папе снова 17» (2009)
- «Ла-Ла Ленд» (2016)
- «Одержимость» (2013)
- «Головоломка» (2015)
- «Тайна Коко» (2017)
- «Общество мертвых поэтов» (1989)
И помните, за итоговое сочинение получить зачет можно, выполнив 3 критерия из пяти: К1 и К2 обязательны и хотя бы один критерий из К3-К5. Об этом подробнее здесь.