Что делали калоши счастья в сказке андерсена

Воспитательный процесс в сказках г.х. андерсенапрежде чем приступить к написанию своей научной работы, я обратился к толковому словарю русского языка

p17 knopka1 knopka4

Воспитательный процесс в сказках Г.Х. Андерсена

Прежде чем приступить к написанию своей научной работы, я обратился к толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, чтобы проверить, правильно ли я понял значение слов ВОСПРИЯТИЕ и МЕРСИЯ. Вот как их объясняет великий русский филолог: милосердие – это готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, благотворительности, а быть сочувствующим – значит быть отзывчивым и отзывчивым.

Чувствительность, милосердие, сострадание – это важные качества, которые необходимы человеку и обществу.

И опыт красоты немыслим без фантазии, без личного участия детей в творчестве, имя которого сказка. Сказки предназначены для детства.

Не будет преувеличением сказать, что чтение в детстве – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к самым сокровенным уголкам души ребенка. Слово, раскрывающее благородные идеи, всегда закладывает в сердце ребенка зерна человечества, составляющие совесть.

И, возможно, эта тема более актуальна, чем, например, экологическое образование. Потому что прежде чем вы влюбитесь в что-то, пожалеете об этом, увидите красоту, вы должны уметь чувствовать, сочувствовать.

Детская книга должна учить сочувствию, состраданию. А именно сказки. Сказка – это активное эстетическое творчество, которое охватывает все сферы духовной жизни ребенка – его разум, чувства, воображение, волю. Создание сказок – один из самых интересных видов поэзии для детей. В то же время это важное средство психического развития. Сказка, пьеса, фэнтези – это животворящий источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рожденные в душе ребенка под впечатлением от сказочных образов, активизируют поток мыслей, который пробуждает мозг к активной деятельности, соединяет живые острова мышления с полнокровными потоки. Благодаря сказочным образам слово с его тончайшими нюансами проникает в умы детей; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств – живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление и детскую речь как определенный этап мышления и речи человека.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, душевная чувствительность к несчастьям, горе и страданиям человека. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только учится, но и реагирует на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский пишет: «Через сказку, фантазию, игру, через уникальное детское творчество – верный путь к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключ, с помощью которого вы можете открыть эти источники, и они будут забиваться живительными ключами . ».

Сказки Андерсена и фольклорная сказочная традиция

На карте мира изображена маленькая скандинавская страна Дания, в которой жил и работал великий сказочник Ганс-Кристиан Андерсен.

В Дании все напоминает Андерсен. В столице Дании Копенгагене в Королевском саду находится памятник Андерсену; вход в порт Копенгагена охраняется статуей Русалочки, героини одной из самых замечательных сказок Андерсена.

В Оденсе, городе, где родился Андерсен, есть Сад, названный в его честь, как его еще называют, Сад Сказки. В этом саду находится памятник писателю и скульптура “Дикие лебеди”, созданная по одноименной его работе. Дом-музей Андерсена находится в Оденсе. Здесь собраны бесценные рукописи и редчайшие издания сказок на разных языках – плод пятидесятилетнего кропотливого труда.

«Ганс-Кристиан Андерсен – подлинно национальный, оригинальный писатель, неотделимый от своих родных цветущих островов. В умах датчан он неразрывно связан с историей Дании, с ее традициями, природой, характером народа, с его Своеобразная склонность к юмору », 1955 год, спустя 80 лет после смерти великого рассказчика, его соотечественника, писателя Ганса Шерфига. Действительно, ни одному из детских писателей XIX века не удалось воссоздать свою страну и свой народ в своих произведениях так полно, как это сделал Андерсен.

Ганс-Кристиан Андерсен – один из немногих авторов мировой литературы, которому удалось до конца отразить свое время, выразить свое отношение к вещам, свои мысли, чувства, свое мировоззрение не в романах, рассказах, а только в сказке.

В первой половине девятнадцатого века, следуя немецкой романтике, в Норвегии, Швеции и Дании была разработана широкая коллекция и изучение народных сказок. Интересно отметить, что наряду с совершенно оригинальными сказками в сборниках, изданных в середине века, также широко представлены сказки, которые имеют мировое распространение и, в частности, нашли свое место в сборниках немецких народных сказок Братья Гримм “Сказка о трех лесных людях”, “Белоснежка”, другие.

Однако Андерсен черпал сюжеты своих сказок в первую очередь не из книг, а из детских воспоминаний.

«Моя родина – Дания, – говорит он в своей автобиографии, – поэтическая страна, богатая народными сказками, старыми песнями, историческим прошлым . ».

Будучи ребенком, Андерсен часто слушал рассказы из уст бедных старых богадельниц, занимающихся ремеслами, и его первые рассказы, такие как «Флинт» или «Маленький Клаус и Большой Клаус», были пересказом этих народных сказок, которые он слышал. один раз. С 1835 года Андерсен начинает публиковать сборники своих сказок, и вскоре к ним добавляется все больше самостоятельно созданных сказок, в которых раскрывается безграничная творческая фантазия Андерсена, все богатство его наблюдений за реальным миром, его поэтическая взгляд на жизнь, его любовь к людям.

Сам Андерсен сказал следующее о мире своих сказок: «Сказочная поэзия – это самое широкое поле поэзии, оно простирается от кровавых могил античности до разноцветных изображений невинной детской легенды, впитывает народную литературу и произведения искусство, для меня оно является представителем всей поэзии, и тот, кто овладел ею, может внести в нее трагическое, комическое, наивное, ироничное и юмористическое, к его услугам струны лиры и лепет ребенка и речь естествоиспытателя”.

В сюжете своих сказок, в своих образах Андерсен выходит далеко за рамки архаичной реальности, отраженной в датских народных сказках. И все это потому, что сказка для Андерсена была не литературной концепцией, не жанром (точнее, не только жанром), не сборником фантастических событий, а чем-то гораздо большим.

В сказке Андерсен нашел форму, в которой ему органически удалось выразить свое отношение к жизни. В какой-то степени сказка была для него способом увидеть мир, способом познать мир.

Когда дело доходит до литературной сказки, часто принято судить об этом жанре так, как будто он, в отличие от других, свободен от законов, присущих литературе в целом, полностью определяется предполагаемым произволом воображения художника. Такое понимание сказки на самом деле в корне противоречит ее сути.

Воспитательные черты в сказках Андерсена

Сказка всегда связана с реальностью: и с точки зрения содержания, раскрывая основные коллизии – борьбу добра и зла, правду и кривду, трудолюбие и паразитизм; и в его направлении – выдвигать высокие нравственные идеалы перед человеком и учить его руководствоваться им.

Но у сказки есть свои специфические средства, одним из которых является художественная литература – техника, которая не уводит сказку от жизни, но позволяет взглянуть на жизнь с необычной точки зрения.

Суть сказки заключается в ее реальности, и только сама жизнь является источником сказки, смыслом ее существования.

Сказка, по словам Андерсена, не связана с идеей веселой, радостной, внешне благополучной жизни. В народной сказке мы привыкли к счастливому концу, но в сказке Андерсена такой конец встречается крайне редко. Радость и счастье заключаются в стремлении к добру, в твердом сопротивлении человека мрачным силам реальности, в бескорыстной борьбе за правду. Хотя сказки Андерсена по форме и сюжетам по большей части вполне доступны детям, писатель тем не менее знает, как ставить перед ними большие жизненные проблемы.

Столкновение истинного и ложного искусства – тема этой сказки. И суть настоящего искусства обрисована здесь совершенно однозначно: это искусство, близкое к природе.

Искусственная птица в сказке Андерсена – воплощение ложного искусства. Он мертв, лишен истинной силы и любим только высокомерными придворными. Они предпочитают мертвую механическую имитацию живому существу. В то время как песня настоящего живого соловья побеждает даже смерть, заводная игрушка в час испытаний замолкает.

В эстетике Андерсена природа противопоставляется искусственности, жизнь – «механике». В этом контрасте отголоски романтической эстетики отчетливо слышны.

Сказки Андерсена иногда напрямую вмешиваются в идеологические споры его времени.

В «Галоше счастья» советник юстиции Кноп нападает на статью ученого Эрстеда, в которой современность сравнивается с феодальным прошлым, а предпочтение отдается современности. Но разглагольствования консультанта немедленно опровергаются самым очевидным образом: он одевает галоши счастья, после чего, пережив ряд неприятных приключений в Копенгагене шестнадцатого века, он с восторгом возвращается к современности.

Попытки романтиков идеализировать феодальное средневековье вызывают гневный протест Андерсена. Он характеризуется просвещающей верой в силу человеческого разума.

Сила воспитательных традиций в период общего господства романтизма в европейской литературе составляет важнейшую особенность датской национальной культуры начала и середины XIX века, определяемую общеисторическими условиями развития Дании в России. эта эпоха.

Единственной и бесконечно повторяющейся темой сказок Андерсена является тема любви, борьбы светлых человеческих чувств с темными силами, которая дана как с точки зрения социальной, исторической и общефилософской. Эта мимолетная тема превращает сборник сказок Андерсена в целое, захватывающее произведение, в гимн благотворительности, самоотверженности, мужеству и человеческому героизму. Эта тема звучит в таких сказках, как «Дикие лебеди», «Русалочка» и многих других.

В знаменитой сказке «Снежная королева» особенно ярко проявляется великая сила любви и светлых чувств, смелости и выносливости.

Когда в поисках Кая Герда верхом приближается к дворцу Снежной Королевы, олень просит мудрую финскую женщину наделить Герду беспрецедентной силой, иначе она не вернет Кая.

Но вот что отвечает ему эта женщина: «Сильнее ее, я не могу ее заставить. Разве ты не видишь, как велика ее сила? Думайте, потому что и люди, и животные служат этому! Она шла босиком по всему миру! И эта сила скрыта в ее сердце”.

Такова сила любви в рассказах Андерсена – она ​​действительно сдвигает горы, она побеждает горе и разлуку, она возвращает к жизни обреченных на смерть.

Философская основа творчества Андерсена – идея органических отношений всего, что существует. Это касается людей, животных, растений и мифологических существ. Отношения любви, дружбы, взаимопомощи охватывают весь мир в сказках Андерсена. Прогрессивная, взаимоподдерживающая сила изливается в окружающую нас жизнь и в конечном итоге побеждает силы зла.

В работе Андерсена, в той особой вселенной, которая является миром его сказок, царит суровый моральный закон. В конце концов, недаром маленькая русалка или бедная ромашка, верный оловянный солдатик и его бумажная невеста жертвуют своей жизнью ради высокой любви.

Мотив глупой, обреченной, но самоотверженной, верной до конца любви, всемогущей, несмотря на обстоятельства, постоянно повторяется в рассказах Андерсена.

Истинные герои Андерсена, беспомощные и униженные внешне, полны мужества и большой моральной силы.

Каждая вещь, каждое живое существо, каждое фантастическое существо в рассказах Андерсена имеет свой собственный характер, на основе которого они живут и действуют. Все эти персонажи видны и показаны вполне реалистично в отношении их принадлежности к какой-либо среде, степени их роли и значения в природе и обществе. Вот почему описание привычек любого животного, описание свойств любого предмета или растения всегда звучит убедительно в Андерсене. И все же самыми Андерсеновыми и в то же время самыми близкими к детям являются те сказки, материал для которых Андерсен черпал непосредственно из окружающей жизни.

Простые предметы быта: кухонная утварь, детские игрушки, предметы одежды, растения и цветы, которые можно найти в поле, в саду, в саду возле дома; вокруг нас вполне обычные домашние животные и домашняя птица: собаки, кошки, куры, индейки; Певчие птицы, живущие в саду, – все это любимые сказочные персонажи Андерсена, каждый со своей историей, характером, манерой речи, юмором, капризами и причудами.

У Андерсена был необыкновенный, непревзойденный дар прививать особую жизнь этим знакомым существам и объектам вокруг нас. Сам он знал об этом и сам сказал об этом: «У меня есть пропасть материала, больше, чем для любого другого вида поэзии; мне часто кажется, что каждый плетень, каждый маленький цветок говорит мне: «Просто посмотри на меня, и ты откроешь историю всей моей жизни». Действительно, как только я сделаю так, как мне говорят, и история о любом из них готова”.

В каждой маленькой сказке такого рода две реальности, кажется, сливаются воедино. Одна настоящая жизнь цветка, муки, дерева, чашки или кофейника; другая – не менее подлинная человеческая жизнь.

В той легкости, простоте и убедительности, с которой Андерсен в едином развитии сюжета сопоставляет биографии предметов, животных, растений, мифологических существ с человеческой жизнью, в истории какого-либо животного или предмета домашнего обихода, он представляет схему человека жизнь – детство, юность, зрелость, старость, смерть, а иногда и в самой общей, обобщающей форме – во всем этом он является истинным наследником народной сказки и в то же время настоящим новатором, которому удалось привнести метод Народное искусство ближе к современной реальности.

Содержание произведения Андерсена, как и любого великого писателя, – это жизнь во всем ее объеме, выраженная и отраженная по-своему в этих формах, в тех интонациях, в этом голосе, таким образом, который характерен, необходим и доступен только ему. Сказки Андерсена – это аллегория правды жизни в форме фантазии.

Когда рассказы Андерсена попали в книжные магазины в датской столице, все были поражены; поражен прежде всего странностью героев. Датские дети привыкли к ангельским и воспитанным принцам и принцессам. В сказке Андерсена «Флинт» принцесса едет на собаке, а другая принцесса, Элиза из сказки «Дикие лебеди», отличается необычайным трудолюбием и преданностью, и именно так она спасает своих братьев. В рассказах Андерсена уважение к важным людям постепенно исчезает; Король Андерсена совершенно голый. Мир сказки тоже изменился. Сын купца из сказки «Летающий сундук» летает не на волшебном ковре, как в сказках «Тысяча и одна ночь», а в старом сундуке. Герои Андерсена красуются не в сапогах из семи лиг: у них на ногах водонепроницаемые сапоги или калоши счастья. Феи – как простые девы, а ведьмы – как обычные злые старухи.

Окончания сказок Андерсена отличались от фольклорных. В народных сказках счастливые концы традиционны, но в большинстве сказок Андерсена концовки недееспособны, несчастны.

Вывод:

Андерсен был создателем датской литературной сказки. Он дал ей подробный творческий рассказ, дал свое имя, и эта история осталась у Андерсена и по сей день. Когда они говорят сказку «Андерсена», это означает гуманное и лирическое настроение, которое окрашивает произведения Андерсена, который вкладывает в них свое мировоззрение во всей его сложности и противоречиях. Это также подразумевает анимацию объектов Андерсеном. И сочетание фантазии, волшебства с реальным и реальным, что является сутью творческого метода великого датского рассказчика. И расширение мира народных сказок, где Андерсен представил множество предметов и явлений окружающего мира – детали повседневной жизни, природы, научно-технические достижения, исторические и географические детали. Как справедливо пишет В. Б. Шкловский, «Андерсен обрабатывал народные сказки, сочетая их с новым образом жизни в Дании».

Тем не менее, в дополнение к этим основным отличительным признакам, литературный рассказ Андерсена имеет ряд других особенностей.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

ВИКТОРИНА «СКАЗКИ АНДЕРСЕНА»

$

… Сказками увенчан, как цветами.
Строк его вкушаем благодать.
Наши папы, бабушки и мамы
Брали сказки в детскую кровать.
$

Открываю том его прекрасный
В поле, в доме, в школе и в лесу…
Сказок его радужные краски
Я сквозь жизнь, как праздник, пронесу!
(А. Трофимов)

Как Г.К. Андерсен назвал свою автобиографическую книгу?

(«Сказка моей жизни».)

В какой стране родился Г.К. Андерсен?
$(В Дании.)


Какую страну Ганс Кристиан Андерсен называет «Лебединым гнездом»?
(Свою родную Данию.)


Какой праздник отмечается ежегодно в день рождения Г.К. Андерсена — 2 апреля?
$(Международный День детской книги.)


Какой герой сказок Андерсена знает столько сказок, сколько не знает никто?
(Оле-Лукойе.)


Вначале было ячменное зёрнышко, затем чудесный цветок тюльпана, а затем…
(Дюймовочка.)


Кто перекусил стебелёк кувшинки, спасая Дюймовочку от жабы?
(Рыбки.)$


Какую андерсеновскую героиню эльфы называли Майей?
(Дюймовочку.)


Какой подарок преподнесли Эльфы Дюймовочке?
(Крылышки.)

$
В какой сказке Андерсена сердце мальчика превратилось в кусочек льда?
(«Снежная королева».)


Осколки какого предмета ранили Кая из сказки «Снежная королева»?
(Зеркала, которое смастерил злой тролль. В нём всё доброе и прекрасное уменьшалось, а всё дурное и безобразное — увеличивалось во много-много раз.)

$
Какие цветы, напоминавшие Герде о Кае, спрятала старушка-колдунья?
(Розы.)


Эта героиня была так упряма и избалована, что могла укусить свою мать за ухо. Но и её тронула история девочки, которая ищет своего названного брата. Кто она, из какой сказки?
(Маленькая разбойница из сказки «Снежная королева».)


Кто показал Герде дорогу к чертогам Снежной корол$евы?
(Финка.)


Кто в сказке «Снежная королева» складывал из льдинок слово «вечность$»?
(Кай.)


Чтобы Кай перестал мёрзнуть, Снежная королева завернула его в свою медвежью шубу, а вдобавок сделала это. Что?
(Поцеловала его в лоб.)


О чём говорит Кай: «Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Не единой неправильной линии! Ах, если бы они только не таяли!»
(Заколдованный Кай говорит о снежинках.)


Кто в сказке Андерсена попросил сол$дата достать огниво из дупла дерева?
(Старая ведьма.)


В какой сказке Андерсена собаки охраняли три сундука с деньгами?
(«Огниво».)

Какую хитрость придумала королева-мать из сказки «Огниво», чтобы проследить, куда исчезает ночью юная принцесса?
(Дырявый мешочек с гречкой.)


Назовите героиню Андерсена, превратившуюся в морскую пену?
(Русалочка.)


Во сколько лет русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря?
(В 15 лет.)


Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, от бабушки и отца, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу?
(Русалочка.)
$


Что взяла взамен за своё зелье ведьма у Русалочки?
(Её прекрасный голос.)


Материал для дворца морского царя из сказки «Русалочка» Андерсена – это…
$(Коралл.)


Кто был сыном оловянной ложки?
(Стойкий оловянный солдатик из одноимённой сказки Андерсена.)


На чём путешествовал стойкий оловянный солдатик?
(На бумажном кораблике.)


За какой предмет в сказке Андерсена была назначена цена $в 100 поцелуев?
(За трещотку. Сказка «Свинопас» Андерсена.)


Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается.
(«Дюймовочка».)

$
В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»?
(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)


В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Ребёнок не обязан быть как все»?
(«Гадкий утёнок». Его били, щипали, гнали отовсюду за то, что он был не как все.)


В какой сказке Андерсена цветы устраивали балы и танцевали?
(«Цветы маленькой Иды».)

$
Каким именем, согласно сказке Андерсена, в Дании называют всех аистов?
(Петер.)


Назовите сказку Андерсена, название которой начинается и оканчивается на одну и ту же согласную букву.
С$винопас».)

$
Название какой сказки Андерсена начинается и оканчивается на одну и ту же гласную букву?
Огниво».)


В какой сказке Андерсена молодую принцессу посчитали ведьмой и хотели публично сжечь на костре, на городской площади?
(«Дикие лебеди».)


$Какой герой сказок Андерсена так любил наряжаться, что тратил на это все свои сбережения, имея на каждый час дня своё особое платье?
(Король из сказки « Новое платье короля».)


Назовите сказки Андерсена, героями которых являются растения.
(«Ромашка», «Гречиха».)


Какого цвета было сердце у ромашки?
(Жёлтого.)

$
О каких двух феях идет речь в сказке «Калоши счастья»?
(Фея Счастья и фея Печали.)

При помощи какого волшебного предмета Оле-Лукойе из сказки Андерсена посылал детям сказочные сны?
А. Зонтик.
Б. Лампа.
В. Зеркало.
Г. Кольцо.

Главы какой сказки Андерсена носят название дней недели?
А. «Дюймовочка».
Б. «Свинопас».
В. «Оле-Лукойе».
Г. «Огниво».

Сколько братьев было у оловянного солдатика в сказке Г.К. Андерсена?
А. 3.
Б. 6;
В. 12.
Г. 24.

$Все вы знаете сказку «Стойкий оловянный солдатик»? По сказке мы знаем, что мальчику подарили 25 оловянных солдатиков, все они были одинаковы, кроме одного. Чем же отличался 25-тый оловянный солдатик от своих братьев?
А. У него была одна рука.
Б. У него была одна нога.
В. Он был меньше всех ростом.
Г. Он был больше всех ростом.

Из какого предмета кухонного обихода отли$ли стойкого оловянного солдатика и его братьев из сказки Андерсена?
А. Миска.
Б. Вилка.
В. Кружка.
Г. Ложка.

Кого в сказке Андерсена полюбил стойкий оловянный солдатик?
А. Бумажную балерину.
Б. Маленькую разбойницу.
В. Снежную королеву.
Г. Дюймовочку.

О какой счастливой резиновой обуви написал сказку Ганс Кристиан Андерсен?
А. Сапоги.
Б. Галоши.
В. Боты.
Г. Вьетнамки.

Назовите сказку, которая НЕ принадлежит перу Г.К. Андерсена?
А. «Гадкий утёнок».
Б. «Дикие лебеди».
В. «Золотой гусь».$
Г. «На утином дворе».

(Это сказка братьев Гримм.)

Снежная Королева обещала подарить Каю весь мир и что-то в придачу. Что же?
А. Пару коньков.
Б. Горные лыжи.
В. Снегоход.
Г. Ледокол.

Что освещало белые, ярко сверкающие чертоги Снежной Королевы в сказке Андерсена?
А. Солнце.
Б. Луна.
В. Звёзды.
Г. Севе$рное сияние.

Какое слово складывал Кай из льдинок в чертогах Снежной королевы?
А. Эпоха.
Б. Вечность.
В. Бессмертие.
Г. Власть.

Где в сказке Ганса Кристиана Андерсена жила Снежная королева?
$А. Финляндия.
Б. Дания.
В. Россия.
Г. Англия.

Осколок какого предмета троллей попал Каю в глаз?
А. Вазы.
Б. Зеркала.
В. Блюда.
Г. Бомбы.

На чём было написано письмо старой лапландки в сказке «Снежная королева»?
А. На шкуре.
Б. На рыбе.
В. На варежке.
Г. На льдине.

У какого из этих произведений есть подзаголовок: «Сказка в семи рассказах»?
А. «Снежная королева».
Б. «Дюймовойчка».
В. «Огниво».
Г. «Русалочка».

Хозяйка андерсеновского зимнего царства:
А. Снегурочк$а.
Б. Ледяная принцесса.
В. Снежная королева.
Г. Госпожа Метелица.

Какая героиня есть в сказках Г.К. Андерсена?
А. Тётушка зубная боль.
Б. Дядюшка аппендицит.
В. Бабушка ангина.
Г. Дедушка склероз.

В кого влюбилась Русалочка в сказке Г.К. Анд$ерсена?
А. В принца.
Б. В дельфина.
В. В капитана Немо.
Г. В Синдбада-морехода.

В какой из столиц находится памятник Русалочке — героине сказки Андерсена?
А. В Хельсинки.
Б. В Берне.
В. В Осло.
Г. В Копенгагене.

Сколько дочерей было у царя морского в сказке «Русалочка»?
А. Три.
Б. Пять.
В. Шесть.
Г. Восемь.

Кому спасла жизнь героиня сказки «Русалочка» Ханса Андерсена?
А. Пирату.
Б. Принцу.
В. Солдату.
Г. Капитану.

Из чего сделаны окна во дворце морского царя в сказке «Русалочка» Ханса Андерсена?
А. Из жемчуга.
Б. Из янтаря.
В. Из кораллов.
Г. Из хрусталя.

Как звали героиню сказки «Дикие лебеди» Андер$сена?
А. Элли.
Б. Элиза.
В. Майя.
Г. Герда.

Сколько братьев было у Элизы в сказке «Дикие лебеди»?
А. 3.
Б. 7.
$В. 11.
Г. 33.

Что принцесса плела своим братьям-лебедям в сказке Г.К Андерсена «Дикие лебеди»?
А. Сети.
Б. Рубашки.
В. Фенечки.
Г. Венки.

Из какого растения Элиза (в сказке Андерсена «Дикие лебеди») сплела рубашки для своих братьев?
А. Из полыни.
Б. Из крапивы.
В. Из бобовых стеблей.
Г. Из виноградной лозы.

Что устраивали цветы в сказке Андерсена «Ц$веты маленькой Иды»?
А. Выставки.
Б. Конференции.
В. Балы.
Г. Концерты.

Какой предмет сделал солдата из сказки Андерсена счастливым?
А. Топор.
Б. Огниво.
В. Табакерка.
Г. Калоши.

Кого солдат из сказки «Огниво» встретил на своём пути?
А. Старуху-ведьму.
Б. Старуху Шапокляк.
В. Бабу Ягу.
Г. Тётушку Зубную Боль.

Куда ста$руха попросила залезть солдата в сказке «Огниво»?
А. На крышу избушки.
Б. На верхушку дерева.
В. В дупло дерева.
Г. В окно дворца.

Какую ткань ткали два обманщика в сказке Андерсена «Новое платье короля»?
А. Шерстяную.
Б. Шёлковую.
В. Льняную.
Г. Виртуальную.

Что крикнул мальчик в финале сказки Андерсена «Новое платье короля»?
А. А одежду-то украли!
Б. А королеве-то не понравилось!
В. А король-то голый!
Г. А это уже не модно!

Кто единственный из всей толпы подданных не побоялся показаться глупым и закричал: «А король-то голый!»
А. Королева.
Б. Портной-конкурент.
В. Маленький мальчик.
Г. Камергер.

О ком в сказке Г.К. Андерсена сказали: «У неё только две ножки. Смотреть жалко! У неё нет усиков!»?
А. Дюймовочка.
Б$. Элиза.
В. Герда.
Г. Снежная королева.

В честь единицы измерения какой величины получила своё имя сказочная героиня Дюймовочка?
А. Массы.
Б. Длины.
В. Давления.
$Г. Радиации.

(Дюйм -единица длины,  равная 2,54 см.)

Кто из этих живых существ НЕ пытался жениться на Дюймовочке?
А. Жук.
Б. Крот.
В. Жабёнок.
Г. Шмель.

Из какого цветка появилась Дюймовочка?
А. Роза.
Б. Тюльпан.
В. Колокольчик.
Г. Ландыш.

Кто расстроил свадьбу Дюймовочки и Крота?
А. Мать Дюймовочки.
Б. Отец Крота.
В. Ласточка.
Г. Адвокаты.

Какое новое имя получает Дюймовочка в финале сказки Андерсена?
А. Ласточка.
Б. Майя.
В. Эльфина.
Г. Корол$евна.

Какая из этих сказок НЕ принадлежит перу Г.Х. Андерсена?
А. «Золушка».
Б. «Дюймовочка».
В. «Огниво».
Г. «Русалочка».

В кого превратился Гадкий Утёнок в одноимённой сказке Андерсена?
А. В лебедя.$
Б. В журавля.
В. В павлина.
Г. В селезня.

В какой сказке Андерсена смертельно больного императора вылечило пение маленькой серой птички?
А. «Гадкий утёнок».
Б. «Соловей».
В. «Огниво».
Г. «Новое платье короля».

В какой стране происходит действие сказки «Соловей» датчанина Андерсена?
А. Дания.
Б. Финляндия.
В. Индия.
Г. Китай.

У кого из персонажей сказок Андерсена поцелуй был «холоднее льда»?
А. У Русалочки.
Б. У Снежной королевы.
В. У Дюймовочки.
Г. У Элизы.

О ком Андерсен создал сказку?
А. О принце-свинопасе.
Б. О принцессе-доярке.
В. О короле-сапожнике.
Г. О королеве-поварихе.

Кто главный герой сказки Андерсена «Огниво»?
А. Королевич.
Б. Мудрый крестьянин.
$
В. Солдат.
Г. Пожарный.

У Шарля Перро есть сказка про солдата «Синяя свеч$ка». А как называется аналогичная сказка у Андерсена?
А. «Соловей».
Б. «Огниво».
В. «Оле-Лукойе».
Г. «Стойкий оловянный солдатик».

Женой какого императора России была принцесса, которой читал свои сказки Г.Х. Андерсен?
А. Николая I.
Б. Александра II.
В. Александра III.
Г. Николая II.
(Принцесса Дагмара, которая, выйдя замуж за Александра III, стала Марией Фёдоровной.)

img2

Цель: Профилактика профессионального выгорания, психологическая поддержка педагогов в преодолении ситуаций хронического психо-эмоционального напряжения.

Задачи:

  • Активизация эмоциональной сферы;
  • Групповая работа по осознанию проблемы профессионального выгорания;
  • Освоение приемов помощи в ситуациях стресса;
  • Актуализация ресурсов для изменения.

Материалы и оборудование:

  • Помещение для групповой работы 20 человек.
  • Стулья в количестве 20 шт.
  • Декорированные галоши 1 пара.
  • Музыка для релаксации.

Содержание занятия

  1. Игра-приветствие «Локотки» (К.Фопель) (до 10 мин.)
  2. Игра «Посудомоечная машина» (15 мин.)
  3. Упражнение «Калоши счастья» (10 мин.)
  4. Приемы саморегуляции (10 мин.)
  5. Релаксационное упражнение на снятие эмоционального напряжения.(15мин.)
  6. Итоговый шеринг.

1. Игра-приветствие «Локотки»

Цели: Снять барьер в общении,раскрепощение группы.

Инструкция. Участники становятся в круг. Рассчитываются на «один-четыре». Итак:

— «первые» складывают руки над головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;

— «вторые» упираются руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

— «третьи» кладут левую руку на левое бедро, правую руку — на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;

— «четвертые» держат сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).

За 5 минут участники должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, просто назвав свое имя, и коснувшись друг друга локтями. Затем все первые, вторые, третьи и четвертые номера собираются в своих подгруппах и в течение 5 минут здороваются и знакомятся внутри своих подгрупп.

2. Игра «Посудомоечная машина»

Цели: cплочение группы; формирование чувства доверия; снятие психического напряжения.

Инструкция. Все участники становятся в две колонны, одна напротив другой на расстоянии вытянутой руки. Первый в колонне слева выходит на середину дорожки между двумя колоннами. Ему надо представить себя посудой и дать инструкцию машине относительно ухаживания за собой. Например: «Я — старинная бабушкина чашка, которая долгое время стояла на полке. Несколько поколений семьи берегли, любовались мной, ценили, а сейчас я чувствую, что немного запылилась. Меня надо мыть теплой водой, осторожно, чтобы не повредить золотые узоры…» Или: «Я — очень грязный чайник. Все уже, наверное, забыли, что когда-то я блестел и сиял. Об этом помню только я, поэтому меня надо помыть очень хорошо, используя чистящий порошок…» После инструкции дается сигнал включения «машины», «чашка» движется по коридорам, а «щеточки» (руки участников) ее «моют». На выходе из «машины» ее ждет «сушилка» (последняя пара участников), которая должна «чашку» обнять. После этого происходит смена ролей «сушилки» и «посуды». Ведущий сам включается в игру, активно имитируя звук машины, побуждая к этому и других участников.

3. Упражнение «Калоши счастья» (10 мин.)

Ведущий обращается к группе: «Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста».

Руководитель отчитал вас за плохо выполненную работу.

Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.

Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.

На работе задержали зарплату.

Можно сэкономить на чем-то.

Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук.

Хороший повод купить новые сапоги.

Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.

Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

Хороший повод отдохнуть.

Заняться наконец-то своим здоровьем.

4. Приемы саморегуляции

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга.

Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации.

Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Успокаивающим — будет такое дыхание, при котором выдох в два раза длиннее вдоха. Его полезно использовать, когда надо погасить избыточное возбуждение, например, если необходимо снять напряжение во время стресса или просто расслабиться перед сном.

Мобилизующим — эффектом обладает дыхание, когда после вдоха выдох наступает не сразу. Оно помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, активизирует внимание.

Ведущий обращается к группе:

«Сейчас я вам покажу несколько дыхательных упражнений с помощью которых можно регулировать свое эмоциональное состояние при стрессе».

1 упражнение

Делаем глубокий вдох, внутренней речью произносим слово «Я»,

Делаем глубокий выдох, внутренней речью произносим слово «Расслабляюсь» (3 раза)

Очень важно, чтобы выдох был длиннее, чем вдох.

Давайте попробуем сделать это вместе.(до 10 раз)

2 упражнение

Вдох-выдох, на выдохе внутреннем голосом считаем 1… Не важно ртом, носом вы дышите, не важно. Можно считать до 10 раз.

3 упражнение

Вдох. После своего вдоха напрягаем все мышцы, задерживаем дыхание. На выдохе расслабляем все мышцы. (3-5 раз)

5. Релаксационное упражнение (сопровождается музыкой для релаксации)

Ведущий обращается к группе: «Сегодня я вам предлагаю немного позаботиться о себе и сделать небольшую расслабляющее упражнение. Оно поможет восстановить силы, привести в порядок свои мысли, расслабиться, успокоиться. Для этого вам надо сесть поудобнее и закрыть глаза. Важно слушать мой голос и направить свое внимание туда, куда я скажу.

(Включить музыкальное сопровождение.)

— Сделайте глубокий вдох и выдох, глубокий вдох и выдох… Пришло время позаботиться о себе, побыть собой, подышать.

Наступило время, когда не нужно никому ничего доказывать, не нужно принимать никаких важных решений. Прошлое уже прошло, будущее еще не наступило. Его никто не знает. Вы в безопасном месте, вы отдыхаете, вы просто дышите.

Делаем глубокий вдох и выдох, дышите со своей скоростью, не торопите себя. В своей фантазии вы можете перенестись туда, где вам хорошо, где вы были счастливы. Постарайтесь отсоединиться от ваших мыслей.

Представьте, что ваши мысли — это лодочки и они плывут по реке. А вы на берегу и просто наблюдаете за ними. Не надо их обдумывать, анализировать, оценивать. Просто наблюдайте за ними и дайте им плыть туда, куда они хотят. А вы просто дышите…

Делаем глубокий вдох и выдох.

Теперь представьте, что к вашему лицу подплывает красивое белое облако. Белый свет касается вашего лица. Вы делаете вдох и приятный белый свет начинает проникать в вашу голову, как бы заполняя ее изнутри. Мышцы лица расслабляются, ум успокаивается, тяжелые мысли растворяются в этом белом свете. С белым светом приходит покой, здоровье. В голове появляется легкость.

Вы делаете глубокий вдох и ваша голова полностью наполняется белым светом. Мы продолжаем дышать и белый свет наполняет наши плечи, плечи расслабляются и немного обвисают.

Мы делаем глубокий вдох и белый свет проникает в грудную клетку,….обволакивает наше сердце, согревает его, наши легкие наполняются светом. С белым светом приходит покой. Сердце успокаивается, напряжение уходит.

Мы делаем вдох и наполняются светом наши кисти, локти, руки расслабляются…..

Делаем вдох, и белый свет наполняет нашу брюшную полость, нормализует работу желудка, свет обволакивает печень, согревая ее. С белым светом приходит покой. Вы просто дышите, мышцы расслаблены.

Мы делаем вдох и свет наполняет наш таз, приносит нам гармонию и силы. Свет спускается в ноги. Тяжесть уходит, ноги наполняются силой и здоровьем.

С новым вздохом наполняются колени, ступни ног. Продолжайте дышать и побудьте в этом….

Можно пошевелить пальцами рук, ног. Открыть глаза, сделать вдох и выдох.

Итоговый шеринг

img1

Тема. Г.Андерсен. Утверждение силы любви и
преданности в сказке «Стойкий оловянный солдатик»

Цель: развивать образное мышление , творческие
способности, способность воспринимать различные виды искусств .

Воспитывать любовь к художественному слову ,
формировать интерес детей к классическому искусству ; в

моральном аспекте ориентировать на
общечеловеческие ценности и идеалы.

Течение урока

 И. актуализация опорных знаний учащихся.

Беседа.

— Что такое сказка?

— Какие бывают сказки?

— Что у них общего и чем они отличаются?

— Какие недостатки людей осуждаются в сказках
?

— А какие положительные человеческие качества
высоко оцениваются в сказках ?

— «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым
молодцам урок» . Эти слова принадлежат А. С.

Пушкину .

— Как вы понимаете эти слова?

(Сказка всегда чему-то учит, много в ней
сказочного, выдуманного , но она мудрая

и поучительная).

ИИ. Сообщение темы и цели урока.

«Картинная галерея». Рассмотрите иллюстрации,
назовите сказки. Кто их автор. Как вы

думаете, о ком будет идти речь на уроке
(определение учениками темы урока)

Знакомтсво с биографией писателя.

Просмотр видео «Город сказок Андерсена»,
«Андерсен и его персонажи».

Задача. Завершить предложение.

Прочитайте заголовок сказки .

— Что можно узнать из заголовка ?

Словарная работа

Непоколебимый-крепкий, неослабевающий ;
стойкий, упорный, твердый духом).

Учитель: многие литературные сказки берут свое
начало из народной сказки .

— Как вы думаете, что могло послужить толчком
к написанию сказки?

(Рассказывают, что однажды, шел Андерсен по
улице . Маленький мальчик играл

у окна . Когда он увидел любимого сказочника,
то подарил ему оловянного

солдатика . Утверждают , что так и родилась
сказка) .

Андерсен посвятил эту сказку отцу. Чтобы
спасти семью от нищеты, он

записался в солдаты. После военных походов
вернулся домой больным и вскоре

умер. С детских лет Андерсен сохранил страсть
к коллекционированию оловянных

солдатиков, что стало очень популярным после
выхода сказки.

— Какие чувства у читателей вызывает эта
сказка ? (Грусть , жалость , боль , вызванные

гибелью героев. И радость, связанная с теми
чудесами , которые происходят в сказках).

Заключение учителя:

— В первых же фразах сказки звучат два главных
мотива произведения и вообще произведений

Андерсена. Мотив светлой радости, связанной с
ожиданием чуда. Мотив печали ,

печали, от понимания кратковременности,
хрупкости чуда

III . Анализ сказки (выборочное чтение ) .

I Часть

— Почему так сложилась судьба оловянного
солдатика ?

— Какую мысль автор хотел донести до читателя
таким финалом сказки?

— Чем был интересен последний солдатик ? (он
особенный, замечательный:)

— Что говорит о его внутренних качествах ?(Так
он умеет видеть красоту. )

— Что сближало солдатика и танцовщицу ? (он
увидел свое сходство ,

родство пока внешнее с ней )

— О чем он подумал ? (Вот бы мне такую жену)

— О чем говорят его первые слова ?

Учитель: красота танцовщицы вызывает у него
эгоистическое желание, корыстную

мысль:»Вот бы мне». Он забывает обо
всем: о своем воинском долге , о своем

главное предназначение на земле , но умом
понимает он нереальность осуществления

своего желания .

— Поэтому возникает новая мысль, какая? (
«Но познакомиться с ней» )

— Зачем ? (Поухаживать для игры, для забавы )
.

— Как эти мысли и чувства характеризуют
солдатика ?

— Раскрывают они главное в нем?(ведь
легкомыслие , игривость не

соответствует тому образу героя, который
создается в тексте сказки )

— Каким мы видим солдатика в сказке ? (серьезным,
влюбленным )

Андерсен хотел показать , что в человеке
изначально заложено добро и зло ,

такова человеческая природа и он сам делает
выбор и несет ответственность за этот

выбор .

II часть

— Расскажите, что делали игрушки ночью ?

— О чем говорит характер и сама
последовательность этих игр?

— Что мы можем сказать о детях , семьях , об
атмосфере этого дома ?(Игрушки

играют так же, как дети: сначала в гости,
потом в войну, и заканчивают балом )

(Это говорит о культуре девочки и женщины , об
уважительном отношении мальчиков и

девочек , о дружбе и согласии , любви и поэзии
в этом доме. )

— Где даже птицы разговаривают как ?

— Какое чудо произошло с солдатиком и
танцовщицей ? (Зародились таинственная и

бескорыстная любовь)

— Чем интересна была табакерка ?

— Кто такой тролль ? (Злой волшебник, чертенок
)

— Откуда он взялся и за что мстит солдатику ?
(Тролль-это воплощение внутреннего

зла , которое есть в каждом человеке , а в
солдатику проявилось в виде низких чувств :

зависти, о которых мы говорили раньше. И за
это мстит ему тролль).

— А каким дальше мы видим солдатика ?

— Что случилось утром ?

— Что выпало на долю нашего героя? (Испытание
)

— И первое испытание солдатик выдержал как ?

— Почему он не стал кричать и звать на помощь?

— Какие еще испытания на прочность воли выпали
солдатика ?

Вывод. Даже в трудную минуту человек должен
постоянно помнить о

чувство собственного достоинства, о чести .
Начиная с того момента , когда солдатика

начал чувствовать тролль, герой осознал свое
высшее предназначение и остается

воином с чистой и бескорыстной любовью уже до
самого конца сказки. Во всех

испытаниях он ни в чем не изменяет себе : он
держится стойко, как положено

настоящему солдату и во время опасного
плавания, в бумажной лодке , и когда

большая водяная крыса плыла за ним вдогонку,
яростно клацая зубами и когда стал

тонуть, и в желудке у крупной рыбы. В
молчаливой стойкости оловянного солдатика, в

его поведении раскрывается истинно
христианское отношение к миру: у него

нет ненависти к гадкому троллю из табакерки,
он не проклинает » уличных

мальчишек», он со смирением принимает
свою судьбу и стойко переносит все

испытания, перед грозящей гибелью, помня
только о своей чести и »

милой Плясун «.

— Какие чудеса произошли ? Почему?
(Заслуженная награда за стойкость).

Вывод: вот это «чудное мгновенье» и
есть счастье. Такое счастье дается недаром, не

приходит само. Его нужно заслужить,
выстрадать, пройти через искушение,

победить зло и достойно выдержать испытание.

— Прочитайте, что чувствовал солдатик,
оказавшись в печке .

— Что осталось от танцовщицы и солдатика ?

V. Итог.

— Счастливый ли конец у сказки ? (И да и нет )

Итак , мы снова подошли к самому главному
вопросу, проблеме сказки .

— Какую мысль автор спрятал между строк ?

В этой сказке двойной смысл :

Стойкость-умение уверенно стоять на одной
ноге. И второй — устойчивость — это сила

духа. События в сказке детские , а чувства
настоящие, достойные уважения . И читатель вместе с

оловянным солдатиком одолевает, побеждает в
себе слабость. Душа очищается, становится

сильнее духом.

Итак, мы подошли к концу нашего необычного
путешествия по сказке. Но это не

последнее путешествие с великим сказочником,
оно будет продолжаться всегда, все

жизнь. Андерсен верный друг и добрый советчик
для всех детей, а значит и для всех

людей. В сказках Андерсена рядом живут слезы и
смех, горе и радость — все как в

настоящей жизни . А жизнь этот необыкновенный
человек знал очень хорошо. И не

случайно великому сказочнику «Королю
сказок» в столице Дании , Копенгагене

воздвигнут памятник . А также памятник одному
из героев сказок-Русалочке .

Русалочка стала символом датской столицы и уже
много лет сидит на берегу

моря и смотрит вдаль .

VI . Домашнее задание .

Пересказывать сказку. Нарисовать эскиз
памятника Андерсену и объяснить свой

выбор*.

Школа:
 

Учитель: 

Класс: 5

Дата:«__________»____20___г.

Тема
урока №
34

Сказка Г.Х. Андерсен. «Снежная королева».

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке:

5.ПО 1- 
понимать термины: дневниковая проза;

5.ПО 3 —
читать выразительно фрагменты текстов небольшого объема
(поэтические, прозаические);

5.ПО 6 — давать краткий и полный ответ на вопрос;

5.АИ 9писать
творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по
опорным словам, иллюстрациям);

5.ОС 4оценивать
устные и письменные высказывания (свои, одноклассников) с точки зрения
соответствия теме;

5.ПО 3 —
читать наизусть  выразительно фрагменты текстов
небольшого объема (поэтические, прозаические).

Цели
урока:

— прочитать текст и ответить на вопросы;

— определить
композиционные части главы сказки;

— выполнить
творческий пересказ;

— выполнить творческое задание (дневниковое
мини-сочинение «Месть королевы»);

— оценить
выразительное чтение своих одноклассников;

— заполнить таблицы «Знаю, хочу знать, узнал»;

— анализировать
сюжет главы сказки.

Уровень
мыслительных навыков

Знание,
понимание, применение, синтез

Критерии оценивания

— 
читают текст и отвечают на вопросы;


знают, что такое творческий пересказ и могут пересказать от лица
литературного персонажа;


знают термины (дневник, дневниковая проза);


могут дословно воспроизвести предложения из сказки;


могут анализировать сюжет произведения, высказывать суждения по поводу
отдельных событий в сказке;


выделяют композицию главы сказки, структурируют план.

Языковые
цели

Этот
раздел основан на изучении литературных прозаических сказок. Учащиеся будут
определять темы произведений Г.К. Андерсена, давать развернутые
аргументированные ответы на проблемные вопросы, формирующие представление об
идейно-тематическом своеобразии литературных прозаических сказок, своеобразии
языка, художественных приемах (гипербола, эпитет, сравнение, аллегория).

Ключевые слова и фразы:

Дневниковая проза, тролль, добро, зло

Привитие

ценностей

Способствовать
развитию культуры взаимоотношений (уважение, сотрудничество) при работе в
группах, парах, через содержание текстов

Межпредметные

связи

 Предусмотрены
возможности для установления  межпредметных связей с уроками истории,
русского языка, изобразительного искусства. В ходе работы учащиеся будут
выполнять различные задания аналитического и творческого характера, а также
задания, направленные на развитие критического мышления. 

ИКТ

Предварительные

знания

Этот
раздел построен на знаниях и навыках, полученных в начальной школе; учебная
деятельность ориентирована на развитие навыков выразительного чтения, анализа
текстов на уровне определения темы; определение основной мысли через чтение и
анализ  литературных прозаических текстов.  

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

1.
Организационный момент.

Приветствие
учащихся на трех языках.

Определение
учебных результатов.

Ты начнешь
знакомство с первыми главами сказки
Г.Х. Андерсена «Снежная королева»; узнаешь, почему сказочник рассказал нам
эту увлекательную историю; ответишь
на интересные вопросы; попробуешь справиться с письменными заданиями по теме
урока.

2.
Психологический настрой

«Дерево
достижений»

Учитель: Обратите
внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного
цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву
покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает
успех на сегодняшнем занятии.

Те, кто выбрал

Красный, — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Синий— будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от
вас, ваших стремлений и ожиданий.

Учебник

 Середина урока

3.
Изучение нового материала.

Знакомство
с новым произведением

Чтение и
изучение статьи учебника о структуре сказки «Снежная королева», главе первой,
которая является вводной частью в сказку – присказкой.

Формирование
читательской грамотности

К. Прием
«Активное чтение»

Задание:
прочитай  главу первую

ФО
«Ответы на вопросы»

1.       Расскажи, что придумал злобный тролль и для чего.

2.       Каким свойством обладало зеркало? Как в нем отражались люди?

3.       На что побуждало тролля его «хорошее расположение духа»?

4.       Какие несчастья приносили осколки разбитого зеркала?

Задание:
прочитай  главу вторую

ФО
«Ответы на вопросы»

1. Назови имена главных героев.

2. Кем они друг другу приходились?

3. О ком рассказала детям бабушка?

4. Что ответил на это мальчик?

Дескрипторы:

-отвечает на вопросы по содержанию произведения;

-демонстрирует понимание прочитанного отрывка сказки.

— приводит в качестве примеров эпизоды, цитаты из
произведения
.

Выполнение
задания «Восполни недостающее»

И. 
Прием «Вспомни слово»

Задание: Вспомни содержание текста и вставь вместо точек слова
из сказки.

Образец выполнения:

Они не были братом и сестрой,  но любили друг друга, как
брат и сестра.

У родителей было по большому деревянному ящику.
Зелеными гирляндами спускался из ящиков горох,  розовые кусты
заглядывали в окна и  сплетались ветвями.

Снежинки окружают ее густым роем, но она больше их всех
и никогда не присаживается  на землю, вечно носится в черном облаке
.

Я посажу ее на теплую печку,  вот она и растает .

Дескрипторы:

-вставляет
вместо точек пропущенные слова из текста;


вставляет вместо точек пропущенные слова, заменяет 1-2 слова синонимами;


вставляет вместо точек пропущенные слова, допуская 1-2 ошибки.

ФО
«Сигналы рукой»

Физминутка

Ученики встают. Если учитель называет сказку Андерсена –
хлопают  в ладоши над головой, если нет — приседают.

«Огниво. Колобок. Принцесса на горошине.
Дюймовочка
. Журавль и цапля. Русалочка. Зимовье зверей. Новое
платье короля. Калоши счастья.
Морозко. Стойкий оловянный солдатик.
Крошечка — Хаврошечка. Дикие лебеди. Оле-Лукойе. Свинопас.
Гуси-лебеди. Гадкий утёнок. Ель. Снежная королева. Штопальная игла.
Царевна-лягушка. Старый уличный фонарь. Ганс-Чурбан.
Иванушка-дурачок.»

-Кроме произведений Андерсена, названия каких сказок были
использованы? (Русских народных)

И. Прием
«Дневник читателя»

Задание: представь, как Снежная Королева  решила отомстить
мальчику. Запиши свои предположения в дневник читателя.
Мини-сочинение
«Месть Снежной королевы»

Дескрипторы:

— пишет
мини-сочинение  на предложенную тему;


демонстрирует грамотную речь, используя разнообразный словарный запас;

-соблюдает
орфографические нормы.

ФО «Комментарии
учащихся»

К. Прием
«Литературный термин»

Знакомство
с понятием «дневниковая проза».

И. Прием
«Выразительное чтение»

Задание: 
Прочитай выразительно «Историю первую» и «Историю вторую» из сказки Г.Х.
Андерсена «Снежная королева». Представь, что ты – Оле-Лукойе, и тебе нужно
заинтересовать своей сказкой ребенка, который не очень любит слушать сказки.
Помни, что выразительное чтение – это умение выделить голосом ключевые
моменты текста, соблюдать паузы и логическую интонацию.

Дескрипторы:

соблюдает логические паузы и
ударения;

соблюдает орфоэпические
нормы
;
— передает голосом эмоциональный фон произведения;

-учитывает ситуацию говорения.
ФО
«Взаимооценивание по критериям»

4.
Закрепление

И. Прием
«Запутанное дело»

Задание:
 Еще
раз перечитай «Историю первую» и поправь приведенный план данной главы,
правильно расположив его пункты.

Образец выполнения:
План «истории первой, в которой рассказывается
о зеркале и его осколках»

1. «Ну,
начнем!»

2. Тролль и
«кривое» зеркало.

3.  Ученики
троллевой школы.

4.  Полет в
небо.

5. 
Разбитое зеркало – причина плохого в людях.

6. «А по
свету летало еще много осколков».

Дескрипторы:


определяет неточности в предложенном плане;

-расставляет
пункты плана в соответствии с содержанием главы.

ФО «Похвала»

Развитие
критического мышления

Г. Прием
«Таблица ЗХУ»

Задание:
заполните таблицу «Знаю, хочу знать, узнал», опираясь на знания, полученные
на уроке.

Дескрипторы:

https://cf.ppt-online.org/files/slide/i/Ia9s1XTCWZJl5x4SKtBQ67zfkNj28uLDrVUAMH/slide-25.jpg-указывает,
что знал по изучаемой теме;

-записывает,
что узнал нового на уроке, опираясь на полученные знания;

-прогнозирует,
что может узнать на уроках или изучить самостоятельно.

ФО «Горячий
стул»

https://is1-ssl.mzstatic.com/image/thumb/Purple91/v4/db/4b/d1/db4bd194-c720-ce00-321d-82d19af25064/source/512x512bb.jpg

Учебник

Перфокарта

Конец урока

5. Итог
урока.  Возвращение к целям урока.

 К. Рефлексия.

Отметьте
галочкой в таблице, удалось ли вам достичь на уроке целей, которые вы
закрепили на «Дереве достижений».

Цели            

Достижения ДА/НЕТ

На уроке я достиг
успеха

Мне удалось замечательно
пообщаться, обсудить важные учебные моменты

Сегодня я проявил
активность: изучал, отвечал, оценивался

Я проявил настойчивость
в достижении хорошего учебного результата

6.
Домашнее задание

Выучите наизусть
отрывок о жизни героев сказки в зимнее время: от предложения «А зимой эти
радости кончались» до слов бабушки о королеве включительно.

Перфокарта

  • Что для меня значит защита отечества сочинение
  • Что делать если не готов к итоговому сочинению
  • Что делать расти как пишется
  • Что делает человека подлинно счастливым итоговое сочинение гранатовый браслет
  • Что делает гражданина счастливым сочинение