Что делает змей горыныч в сказках

Представьте себе огненную реку, по берегам которой лежат человеческие кости и черепа, а сами воды не только жутко бурлят, но

Представьте себе огненную реку, по берегам которой лежат человеческие кости и черепа, а сами воды не только жутко бурлят, но и источают невыносимое зловоние. Эта почти непреодолимая преграда часто фигурирует в легендах, сказках, былинах и заговорах древней Руси. Поскольку в устном народном творчестве часто упоминаются реальные города, исторические деятели и битвы, то можно предположить, что и река Смородина имеет свои географические координаты. Так где же она протекает?

Что это за река?

Смородина (другое название Пучай-река) – это мифическая граница между миром живых и царством мертвых. Как известно, наши предки называли объективную реальность Явью, а обитель потусторонних сил – Навью. Так вот, Смородина и была своеобразным рубежом между ними. Будучи язычниками, жители Древней Руси считали, что через эту реку проходят души покойников, а попасть в иной мир и выйти оттуда живым и невредимым способен только настоящий богатырь с чистым сердцем и помыслами.

В разных былинах и сказаниях описание Смородины отличается. Одни источники называют ее черной рекой со зловонными водами, отождествляя их с трупным разложением и гниением, которое происходит с телами после смерти. В других легендах и преданиях говорится об огненной реке, бурлящей чистым пламенем, что делает Смородину почти непреодолимым препятствием на пути русских богатырей.

Одноименная ягода не имеет к названию реки никакого отношения. Этот гидроним, по мнению большинства ученых, произошел от древнерусского слова «смород» (смрад) – удушливая вонь, сильный неприятный запах. Данную версию подтверждают и те былины, где Смородину именуют зловонной рекой.

Однако есть и другая гипотеза, согласно которой название реки произошло от слова «самородина», поскольку исчезновение гласных – характерная особенность древнерусского языка, отмеченная многими лингвистами. В этом случае, гидроним обозначает самородную (первозданную) реку, такой изначальный поток, возникший от древних сил бытия.

Альтернативное название Смородины – Пучай-река, хотя не все фольклористы считают, что это одно и то же. Возможно, две мифические реки со временем слились в народном сознании. Или так называли Смородину, потому что ее воды вспучиваются. То есть, постоянно бурлят.

Согласно сказаниям, над этой мифической рекой находится Калинов мост. И здесь ягода тоже не причем. Мост называют так, потому что он раскален до предела огненными водами Смородины. Пройти по нему невозможно для обычного человека. А былинный богатырь, как правило, вынужден принести что-то в жертву реке. При этом Смородина часто говорит женским голосом, пропуская через себя лишь самых достойных путников и жестоко карая тех, кто каким-либо образом согрешил или позволил себе насмехаться над рекой, что само по себе недопустимо. Граница Яви и Нави вызывала в народе священный трепет.

Былины и легенды

В русских былинах, несмотря на изрядную долю художественного вымысла и фантастичность сюжетов, встречаются и исторически достоверные факты. Например, никто не усомнится в существовании стольного града Киева, князя Владимира I Святославича (прозванного в народе Красным солнышком), да и село Карачарово, откуда родом Илья Муромец, реально расположено недалеко от города Мурома.

Если взять сказание о легендарном богатыре, то река Смородина – это третья преграда, встретившаяся на пути Ильи из Чернигова в стольный Киев-град. Первые две, которыми были непроходимые леса и черные топкие грязи, богатырь успешно преодолел. У мифической реки сидел злодей Соловей-разбойник, только после победы над ним Муромец смог пройти через Смородину.

В разных былинах и сказках проход между миром живых и царством мертвых – Калинов мост – сторожит некое мифическое создание: Змей Горыныч, чудо-юдо или Соловей-разбойник. Герою необходимо доказать, что он достоин пройти через Смородину, одолев своего антагониста. В каком-то смысле противник русского богатыря символически совпадает с Цербером – огромным трехголовым псом, который сторожит врата Аида (древнегреческого царства мертвых). А саму Смородину можно сравнить с рекой Стикс, через которую души покойников перевозил легендарный лодочник Харон.

Впрочем, древнерусские предания не менее образны. Наши предки верили, что в загробном мире правит богиня зимы и смерти Мара (Морена), которая является супругой самого Кащея Бессмертного. Поэтому былинным богатырям часто приходилось сражаться с ним в царстве мертвых. А роль перевозчика Харона у славян играл бог Велес, который помимо всего прочего (вроде заботы о приплоде скота и обильном урожае) переводил души покойников в мир Нави.

Где течет Смородина?

Если рассматривать Смородину как мифическую границу реального и потустороннего мира, то ее вряд ли можно найти на карте России. Но если искать реку, через которую перешел Илья Муромец по пути в Киев, то такая задача вполне выполнима. Наиболее достоверной кандидаткой на роль преграды, встретившейся богатырю, является река Смородина (то же самое название), протекающая по территории Брянской области недалеко от города Карачева.

Впрочем, в нашей стране сразу несколько рек имеют сходные названия. Так, гидроним Смородина встречается в Ленинградской, Смоленской и Нижегородской областях, а Смородинка течет в Тропаревском лесопарке (Подмосковье), Владимирской, Курской и Тверской областях, в Забайкалье. В Северном Приэльбрусье есть река Смородиновая.

Если вспомнить о втором названии – Почай-река, то очень похоже называлась небольшая протока, впадающая в Днепр между Десной и Вышгородом (Киевская область Украины). Длина реки Почайны равнялась всего лишь 8 километрам. По легенде, именно в этом водоеме произошло первое в Киевской Руси массовое крещение народа, состоявшееся в 988 году. В начале XVIII века Почайна исчезла с карты, став частью Днепра после строительства судоходного канала.

Интересно, что название реки Сестры, которая протекает по Ленинградской области, на финском языке звучит как «Сьестар-йоки», что переводится как «Смородина-река». Впрочем, есть исследователи, которые считают легендарным рубежом между мирами Неву или даже Москву-реку.

Разумеется, поиски мифической Смородины – это увлекательное занятие, которому посвятили немало времени различные фольклористы, историки и географы. Не исключено, что кому-то удастся достоверно доказать, где находится былинная река. Ведь когда-то и Трою считали всего лишь мифом.

В готовой исследовательской работе по литературе «Образы богатырей в былинах и современных мультфильмах» учениками 6 класса была поставлена и реализована цель, найти сходства и различия в образах богатырей на примере старинных былин и современных мультипликационных фильмов.

Подробнее о работе:

В ученическом исследовательском проекте по литературе на тему «Образы богатырей в былинах и современных мультфильмах» автор сравнивает сюжеты былин и мультиков о богатырях, находит сходства и различия в образах богатырей, проводит анализ образов и сюжетов. Сравнение внешности богатырей проводится при рассмотрении классических картин, иллюстраций к былинам и мультипликационных рисунков в мультфильмах.

В индивидуальном детском проекте «Образы богатырей в былинах и современных мультипликационных фильмах» автор приводит исследование и анализирует внешность и характер таких любимых русских богатырей, как Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. Также в проекте рассматривается понятие былина, изучается жанровая специфика былин.

Оглавление

Введение
1. Жанровая специфика былин.
2. Мультипликационные фильмы с богатырями.
3. Образы богатырей.
3.1 Алеша Попович.
3.2 Добрыня Никитич.
3.3 Илья Муромец.

Заключение

Введение

В современном кинематографе на протяжении последнего десятилетия наибольшей популярностью пользуются мультипликационные фильмы анимационной студии «Мельница». Мультфильмы про «Трех богатырей» неизменно собирают полные зрительные залы в кинотеатрах по всей стране.

  • Былины про богатырей в Древней Руси также пользовались большой популярностью и относились к жанру устного народного творчества, их передавали из уст в уста.
  • Поэтому целью нашего исследования: стало выявить сходства и различия в образах богатырей на примере старинных былин и современных мультипликационных фильмов
  • Предметом исследования: являются образы богатырей
  • Задачи нашего исследования:
  1. сравнить сюжеты былин и мультипликационных фильмов;
  2. выявить сходства и различия в образах богатырей;
  3. проанализировать роль образов и сюжетов.

Актуальность исследования: популярность серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» анимационной студии «Мельница» («Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Три богатыря и Шамаханская царица», «Три богатыря на дальних берегах», «Три богатыря. Ход конем», «Три богатыря и морской царь», «Три богатыря и принцесса Египта», «Три богатыря и наследница престола».

Практическая значимость: данная работа может применяться на уроках литературы при изучении былин.

Жанровая специфика былин

Былины – это древнерусские эпические песни-сказания, воспеванием подвигов богатырей отражавшие исторические события 11 – 16 веков.

Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее – на третий слог от конца.

Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.

Нередко былина начинается с запева. Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход – это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).

Былина обычно начинается с зачина, определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция, в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.

Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.

Мультипликационные фильмы

Мультфильм — модель окружающего мира, поэтому дети склонны подражать тому, что он видят на экране. Мы живем в веке новых технологий, соответственно, мультфильмы стали совсем другие. Какие же они — современные мультфильмы? Что они несут в нашу жизнь, чему они нас учат?

Можно и стоит ли смотреть все мультики без ограничения? Почему родители одни мультики разрешают смотреть, и сами смотрят с удовольствием, а другие нет, даже если в них такие яркие, красочные и веселые герои. Все дети, в прямом смысле находятся в плену у мультипликации. Многие дети и подростки отказываются от игр, прогулок на свежем воздухе и общения с друзьями, предпочитая часами сидеть перед телевизором.

Что же привлекает педагогов и родителей в советском мультфильме? Мультфильмы – настоящая находка: как мы знаем, в большинстве своем они учат ребенка доброте, искренности, преданности, умению ценить дружбу и другим важным для гармоничного развития личности качествам. Высокая ценность «правильного» поступка, идеализация честности, духовности, нравственности – всех тех качеств, которые каждый из нас хочет привить своим детям.

Образы богатырей

Змей Горыныч и Илья Муромец : Идеи и мастеркласы для вашего праздника
Змей Горыныч и Илья Муромец : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Алеша Попович

Русский богатырь Алеша Попович является самым младшим в троице из него самого, Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Он также был героем былин древних славян. По некоторым данным, Алеша упоминается более чем в пятидесяти былинах. Но основных, где он выступает в качестве главного героя, две. Былины об Алеше Поповиче к киевскому циклу.

Змей Горыныч и Илья Муромец : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

В былинах Алеша не описывается богатырем с необычайной силой. Скорее наоборот – он слаб, прихрамывает. Зато Бог одарил его смекалкой, хитростью, сообразительностью. Алеша Попович хорошо играл на гуслях.

Он мог обмануть, мог хвастаться и делать что-то исподтишка. Шутки у него могли быть веселыми, а могли быть злыми.

В целом Алеша Попович очень противоречивый персонаж: иногда коварный и наглый, иногда добрый и милосердный.

Богатырь Алеша Попович имеет интересную биографию. Родиной его был Ростов. Когда богатырь Алеша Попович рождался на свет, то гремел гром. Еще будучи младенцем, он просит у матери, чтобы его пеленали не пленками, а кольчугой.

Алеша Попович персонаж мультфильма «Три богатыря» и былин «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Алеша Попович и сестра Здродовичей», «Добрыня на свадьбе своей жены», «Добрыня и змей».

В былинах Алешу Поповича отличает не сила, а смекалка и даже хитрость. В мультфильме богатырь показан нам прямолинейным и лихим, решающим все вопросы кулаками. Его «фирменная» фраза упоминаемая в каждом мультфильме о приключениях трех богатырей: «Отведай-ка силушки богатырской!» Вероятно, режиссерам именно в таком образе этот персонаж представился более комичным.

У Алеши Поповича есть жена.Она является персонажем как былины, так и мультфильма.

Змей Горыныч и Илья Муромец : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

В былине она Аленушка. Их имена схожи,таким образом формируется «одноименная» пара. А в мультфильме она Любава. Наверное, имя Любава было выбрано как более «былинное» и менее «заезженное».

Змей Горыныч и Илья Муромец : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Конь богатырский — это и вовсе новое изобретение! В былинах это просто добротное средство передвижения, а в мультфильме, на мой взгляд, это центральный персонаж: говорящий, всё время «умничающий» конь.

В целом можно отметить, что к героизму и патриотизму былинных героев авторы мультфильма добавили огромное количество необычного юмора и очень оригинально «осовременили» персонажей.

Что сделало повествование о трёх богатырях ещё более интересным и добрым.

Змей Горыныч и Илья Муромец : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Добрыня Никитич

Добрыня Никитич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса.

Богатырь умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, смекалист, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт да и в придачу играет на гуслях.

В основе былин о Добрыне Никитиче лежат исторические упоминания о родственнике князя Владимира, мужественном герое – воеводе.

Змей Горыныч и Илья Муромец : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями и поэтому он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире, жена которого — Настасья, дочь Микулы Селяниновича.

Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет свои качества. Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и прочее, но часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри.

Змей Горыныч и Илья Муромец : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира Красного Солнышка. Согласно былинам, Добрыня Никитич — сын рязанского воеводы Никиты, сам он умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, смекалист, силён, справедлив, на ножку повёрток, сердцем добр, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, да и в придачу на гуслях играет.

Образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой, при этом отличается учтивостью и дипломатичностью и умел разговаривать «на 12 языках и знал разговор птичий».

По данным С. Н. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Добрыня Никитич является главным героем шести из них.

Одни из них:

  • Поединок Добрыни с Ильёй Муромцем
  • Добрыня и Змей (но он не только бьётся со Змеем, но и освобождает из плена племянницу князя Владимира Забаву Путятичну )
  • Добрыня и Маринка
  • Добрыня и Настасья
  • Добрыня и Алёша («Добрыня в отъезде», «Добрыня на свадьбе своей жены»)
  • Добрыня и Василий Казимирович

По некоторым сюжетам число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками. Добрыня Никитич играет важную роль в былинах о Дунае.

  • Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем
  • Дунай Иванович — сват (Дунай и Добрыня вызволяют невесту для князя Владимира)

Сравнение сюжетов былин и мультфильмов

Текст былины Мультфильм
Не упоминается о битве Добрыни с монголо-татарами Присутствует фрагмент битвы Добрыни с монголо-татарами
Змей Горыныч после похищения Забавы забирает ее к себе в логово Змей Горыныч после похищения Забавы отдает ее купцу Колывану
Похищение племянницы для князя — полная неожиданность Князь Владимир идет на сделку с купцом и разрешает украсть Забаву
Добрыня спасает Забаву один Вместе с Добрыней Забаву Путятичну едет спасать гонец Елисей
Змей — заклятый враг богатыря В конце фильма Змей Горыныч помогает Добрыне
Заканчивается спасением Забавы Заканчивается свадьбой Елисея и Забавы

Для русского народа, Добрыня Никитич — образец мужества и храбрости. Его подвиги — пример любви к своей земле и соотечественникам.

Илья Муромец

  1. Илья Муромец – это русский народный богатырь, известный нам тем, что он родился в старинном городе Муроме и тридцать лет просидел на печи.

    Из былин нам также известно, что после того, как его дом посетили странники, он обрел богатырскую силу…

  2. В былинах мы видим Илью Муромца смелым, отважным… Он проявляет не только смелость и отвагу, а также смекалку и воинскую хитрость.
  3. В серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» Илья Муромец является самым мудрым из трех богатырей, руководит другими богатырями.
  4. У Ильи есть верный конь Бурушка, которого он горячо любит и готов сражаться с каждым, кто посмеет обидеть коня.
  5. История Бурушки из былин, которая была взята и в сюжетную линию мультфильма:

«Пошел Илья в раздольице чисто поле, Видит: мужик ведет жеребчика немудрого, Бурого жеребчика косматенького.

Покупал Илья того жеребчика, Что запросил мужик, то и дал; Становил жеребчика в сруб на три месяца, Кормил его пшеном белояровым, Поил свежей ключевой водой. И прошло поры-времени три месяца. Стал Илья жеребчика по три ночи в саду поваживать, В три росы его выкатывал; Подводил ко тыну ко высокому, И стал бурушко через тын перескакивать И в ту сторону и в другую сторону. Тут Илья Муромец

Седлал добра коня, зауздывал…»

Змей Горыныч и Илья Муромец : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Дома Илью ждет верная жена Настасья.

Змей Горыныч и Илья Муромец : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

  • Илья Муромец имеет схожую внешность как в былинах, так и в мультфильмах.
  • На мой взгляд, внешность богатыря очень схожа с картиной «Три богатыря».

Заключение

В ходе данного исследования удалось выявить отличительные черты и сходства богатырей в былинах и мультипликационных фильмах. Образы богатырей заимствованы из былинных сюжетов и в мультипликации адаптированы для современного зрителя. Мы можем наблюдать трансформацию былинных образов, начиная с первого мультфильма из цикла про «Трех богатырей».

Все богатыри обладают незаурядным чувством юмора и с помощью силы, ловкости и смекалки преодолевают все трудности, встречающиеся на их пути. У них нет главного богатыря, каждый из них уникален по-своему, и в одной из серий они это признают.

Подводя итог данного исследования, мы можем сделать вывод, что образы богатырей в серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» незначительно изменены в сравнении с былинными сюжетами. Богатыри в мультфильмах сохранили как внешний облик, так и богатый внутренний мир русского воина, готового в любой момент отправиться спасать Родину.

Для написания данной работы использованы ресурсы Сети Интернет.

Олимпиада по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов октябрь 2021

Не пропустите увлекательную Олимпиаду Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит с 12 октября по 2 ноября 2021 года.

Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.

Олимпиада проходит при поддержке национального проекта «Культура» и знакомит учеников и их родителей с возможностями Национальной электронной библиотеки.

Змей Горыныч и Илья Муромец : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 1, 2, 3 и 4 класс

Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя.

Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады.

Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.

В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.

И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»

Сказки

Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.

1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.

3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.

2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок

3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке

6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами

Книжные памятники

Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.

1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет

  • Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
  • 2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
    4 слово
    И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
    Житие Александра Невского
  • Ответ: Сеча — это сражение
  • 3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
    5 слово
    И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
    Житие Александра Невского
  • Ответ: Ратный — это боевой

Краткое содержание

Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.

1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский

4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка

2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев

Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун

3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов

Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв

Средства выразительности

Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.

Например, «водить за нос» значит «обманывать».

Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.

1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.

« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С.

Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам.

3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.

А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.

Жанры

Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.

К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.

1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка

Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня

3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла

Писатели спрятались

Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.

Ответ: Пушкин, Няня

1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.

  1. Ответ: Носов «Живая шляпа»
  2. 2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
    На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
  3. Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
  4. 3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
    Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
  5. Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»

Тайный автор

Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.

1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен

Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто

2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева

3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки

Исторические книги

Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.

Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.

1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.

2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B.

Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.

Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.

2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.

Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.

Рифмы

  • Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
  • 1, 2, 3 и 4 классы
    слон — вагон
    гроза — лоза
    сарафан — банан
    былина — калина
    монета — кассета
  • канал — журнал

Сказочная вечеринка

Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.

  1. 1 класс
    Заяц — Листопадничек
    Иван-дурак — Конёк-горбунок
    Осёл — Квартет
    Волк — Три поросёнка
  2. Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
  3. 2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
    Баба-Яга — Финист — ясный сокол
  4. Недавно на сайте прошла Олимпиада по экологии 2021 год для 1-9 классов

Литература Олимпиада Учи.ру

Вам также может понравиться

Сценарий музыкально — театрализованного представления ко Дню Победы «Илья Муромец и Змей Горыныч»

  • муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
  • «Детский сад комбинированного вида №25»
  • Сценарий музыкально — театрализованного представления ко Дню Победы
  •  для детей подготовительной группы 
  • «Илья Муромец и Змей Горыныч»
  • Провели:

Музыкальный руководитель: Параничева Л.В.

Воспитатель подготовительной

группы  Грачева И.Л.

  1. г. Заволжье
  2. май 2013
  3. Цель: Создать радостное настроение, доброжелательную атмосферу в группе.
  4. Расширять представления детей о родной стране, о государственном празднике День Победы.
  5. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ.
  6. Участники: дети, воспитатели, ветераны ВОВ.

Ведущий: Русский воин, русский солдат, во все времена был непобедимым, храбрым и сильным, потому что любил свою землю, берег ее. Во времена минувшие в совсем особый мир – мир подвигов богатырей – перенесли нас старинные песни, распеваемые народом. И переходят эти песни – сказания из уст в уста, от стариков к детям.

   Выходит сказительница под напев «гусли». Как далече – далече во чистом поле, тут и пыль столбом поднималась, как на эту пору, на то времечко, из -под западной, из – под сторонушки, да не дождь дождит, да не гром гремит, шум велик идет.

   То не добрая весть над землей гудит, чудо – юдо ужасное к нам летит. Хочет чудо ужасное всех истребить, города, села огнем спалить. Вот пришла беда – небывалый страх, не простая беда, а о трех головах. В той крепости Царицыне, на правом берегу, где Вани ширь, жил, да был удалой молодец – Илья – богатырь.

Матушка: А вставай — ка ты, славный Илья – богатырь, да делай дело важное, служи — ка ты службу великую

Илья: Матушка, дума горькая в думе поднимается. Аль сразиться с Чудом -юдом, аль пойти на бой с ним, чудовищем, мне не силу мою прятать, мне не змея бояться.

Матушка: Так вставай, сынок, с печи, доставай свои мечи, надевай скорей кольчугу, да проверь коня подпругу, коль собрался ты в поход, смело двигайся вперед. Сразись со змеем, ради матушки- Русской земли.

  • Матушка подает меч Илье
  • Илья: будь остер булатный меч.
  • Головы снесешь ты с плеч,
  • Эх, меч-кладенец, Змей-Горынычу конец!
  • Сказительница: Издале-далече, из чиста поля
  • Идет Илья-богатырь,
  • Подходит к большому камню, Расходятся от камня в разные стороны
  • Три дороги, а на камне написаны таковы слова:
  • Направо поедешь-богатырем будешь
  • Налево поедешь-женатым будешь, а прямо поедешь-убитым будешь.
  • Илья: Беда разгулялась по Русской земле,
  • Чудо-юдо ужасное к нам летит.
  • Хочет чудо проклятое всех истребить, Города и села наши огнем спалить.
  • Пойду по прямой дорожке, по опасной
  • Постою за землю Русскую, за народ славный.

Сказительница: Долго ли, коротко ли шел Илья – богатырь и зашел в дремучий лес. (Раздается свист Соловья-разбойника).

Сказительница: Соловей – разбойник дорогу переградил, на бой вызывает. (Бой богатырей с Соловьем-разбойником на фоне музыки Э. Грина «В пещере горного короля»).

Сказительница: Расправился Илья-богатырь с Соловьем — разбойником за все дела злодейские, схватил за кудри черные да в мешок посадил. С тем Соловью и конец пришел.

  1. Нет, не всю нечисть погубил Илья-богатырь.
  2. Брат Чуда-юда, Змей Горыныч думу думал,
  3. Как народ истребить, города и села
  4. Жарким огнем спалить.

Змей Горыныч: (на ширме) Чую, чую, Илью-богатыря, сына крестьянского, сюда идет. Но не родился еще мужичища, чтоб в бой сгодился.

  • Илья: Не хвались зверь ужасный,
  • Не подстреливши сокола рано перья щипать
  • Поглядим тогда, кто похваляется,

А кто безголовым останется. (Бой богатыря со Змеем Горынычем на фоне музыки Э. Грина «В пещере горного короля».)

  1. Змей погибает.
  2. Илья: Выходи народ лихой!
  3. Праздник будет у ворот.
  4. Матушка: (выходит и встречает Илью хлебом-солью) 
  5. Спасибо тебе Илья за труды твои.
  6. Илья – богатырь благодарит с поклоном Матушку и герои уходят.
  7. Ведущий: Преданья старины забывать  мы не должны,
  8. Чтобы все мы знать могли о делах родной земли.

Слава русской старине! Слава русской стороне!  

Сценарий праздника «Богатырские забавы», посвящённый 23 февраля

  • Сценарий праздника «Богатырские забавы
  • Цель: создание атмосферы праздника.
  • Задачи: — организовать интересный и познавательный отдых детей;
  • — воспитывать патриотизм;
  • — способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи, дружбы, сопереживания.
  • (Звучат фанфары. На сцене появляются ведущая)
  • Ведущий:
  • Любовь Отечества нежна,
  • По- русски широка,
  • Но и Отечеству нужна Защита от врага.
  • Не важно, будет день, иль ночь,
  • Иль зимняя пурга.
  • Мы верим, ты прогонишь прочь Незваного врага.
  • Напрасны шалости с огнем.
  • У рубежей страны.
  • С мужским Вас поздравляем Днем,
  • Отечества сыны!
  • Под запись произведения М. Мусоргского «Ночь на Лысой горе» учитель ведет рассказ
  • Ведущий:

О, светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками , горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, князьями грозными, боярами честными и богатырями известными. Всем ты преисполнена, земля Русская, о, православная вера христианская.

(На доске пословица «Славна богатырями земля русская!»)

Ведущий:

— На доске пословица. Прочитайте ее и определите, о ком говорится в ней.

Именно о богатырях у нас сегодня и пойдет речь. Сильна и могуча Русь. Всегда Россия славилась своими защитниками – от простых солдат до генералов. Много побед было у русского народа. Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу? Говорят, она им досталась от далеких предков – от былинных богатырей. Вот об этих силачах, заступниках и справедливых воинах мы и поговорим сегодня.

  1. Сценка «Илья Муромец и змей Горыныч
  2. (звучит песня фоном «Богатырская наша сила» на сцену выходит, пританцовывая Илья Муромец)
  3. (звучит песня «Алёша Попович»» выходит Змей Горыныч)
  4. Змей Горыныч:
  5. Илья Муромец, ты в курсе, что у нас пацанов, сегодня праздник — 23 февраля?
  6. Илья Муромец:

Это ты, Горыныч, пацан, а я мужчина — защитник родины. Вот стою, Родину защищаю.

  • Змей Горыныч:
  • Илья, а можно я тоже здесь постою, с тобой, позащищаю ?
  • Илья Муромец:
  • Постой, пока.
  • Змей Горыныч:
  • Чё-то тихо, может позвать врагов, да мы вдвоем им так накостыляем.
  • Илья Муромец:
  • Враги, это те, кто сами приходят, да зло творят, а остальные — супротивники.
  • Змей Горыныч:
  • Илья, а ты знаешь, я вегетарианцем стал, теперь только капусту ем…
  • Илья Муромец:
  • И как?
  • Змей Горыныч:

Питательно. Илья, а может, пойдем в школьное царство, там девчонки сегодня богатырский турнир устроили. Возьмем с собой молодых, смелых, не уставших защитников, обучим их премудростям военным и на пенсию пойдем? А?

Илья Муромец:

Да ты что? Им еще в школе учится и учится. Успеют еще!

  1. Змей Горыныч: А что ты хочешь, чтобы тебе на 23 февраля подарили?
  2. Илья Муромец:
  3. Телефон, чтобы я мог всем звонить …
  4. Змей Горыныч:
  5. Так возьми мой.
  6. Змей Горыныч:

Вон смотри СМС пришло. От девчонок из школьного царства.

(читает) Праздник ко дню защитника? У-у-у! Надо бежать, опоздаем!

Илья Муромец:

О! И я с тобой побегу, посмотрю.

  • (Уходят под музыку «Богатырская наша сила…»)
  • Сценка «5 принцесс»
  • (выходят девочки в красивых платьях под песню «Не хочу по расчету» или танец с платками и начинают разговор)

1принцесса: Ох, и скукота! Ничего интересного, вообще нечем заняться.

  1. 2 принцесса: Ну, так давайте придумаем что-нибудь этакое разэтакое!
  2. 3 принцесса: Например?
  3. 4принцесса: Например, войну объявим кому-нибудь.

5принцесса: Ой, я тебя умоляю! Война сейчас не в моде!

1 принцесса: А, может быть, женихов себе подыщем?

2 принцесса: Интересно, и где ты собираешься их искать?

3 принцесса: А мне какой попало жених не нужен. Я хочу сильного, крепкого, умного, достойного!

4 принцесса: Да и я бы от такого не отказалась.

5 принцесса: Да вы посмотрите вокруг! Неужели мы в нашем царстве не сможем найти себе ни одного достойного?

1 принцесса: Предлагаю устроить состязания между представителями сильного пола. Проверим у них силу и ловкость, смекалку и эрудицию.

2 принцесса: Да, и там пусть они уже наших сердец добиваются!

3 принцесса: Давайте! (Зовут ведущую и что-то ей шепчут. Ведущая кивает в знак одобрения)

Ведущая: Слушайте! Слушайте! И не говорите, что не слышали! Всему мужскому населению школьного царства явиться для участия в соревнованиях.

  • Илья Муромец: Здравствуйте, добры молодцы!
  • Змей Горыныч: Здравствуйте, красны девицы!
  • Илья Муромец: Получили мы сообщение от вас и пришли на вас посмотреть, да себя показать.
  • Змей Горыныч: Военным премудростям вас обучить.

Илья Муромец: Про наши дела ратные весь мир знает, но возраст у нас уже не тот. Вот и решили найти себе приемников. Посмотрим на удаль вашу молодецкую, чтобы душа наша успокоилась, и добры люди увидели, что не перевелись ещё богатыри на земле русской.

  1. Змей-Горыныч: Для начала, предлагаем вам забавы богатырские, потом награждения с поздравлениями да подарками.
  2. Ведущая:
  3. Как во славном городе Курске,
  4. В школе № 34
  5. Жили, были, не тужили
  6. На уроки все ходили
  7. Группа славных молодцов,
  8. Все красавцы, нету слов!
  9. И правила там делами учеными
  10. Княжна Наталия свет Михайловна.
  11. Вот решила как-то раз
  12. Княжна издать такой указ
  13. Глашатый: Указ
  14. Разудалы добры молодцы!
  15. Собирайтесь-ка, славные!
  16. Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!
  17. Позабавьте-ка вы нас рукою твердою, да глазом зорким!
  18. А перед началом испытания повелеваю клятву произнести!
  19. (Дети, произносят клятву, повторяя слова за глашатым)
  20. Клятва
  21. Обещаем бороться в бою честном!
  22. Друга в беде не бросать!
  23. Да не посрамим земли русской!
  24. Ведущий: Что ж, богатыри, внимание, Начинаем состязания!
  25. Первая забава «Богатырская викторина»
  26. За каждый правильный ответ получаете жетон.
  1. Как называлось старинное защитное приспособление русского воина, состоящее из железных колец? (кольчуга)

  2. Как называется богатырское оружие в виде тяжёлого, с шипами шара на рукоятке? (булава)

  3. Как назывался металлический головной убор воина на Руси? (шлем)

  4. Отгадайте загадку: «Не крылата, а перната, как летит, так свистит, а сидит, так молчит». (стрела)

  5. Две головы, шесть ног, две руки, один хвост. Кто это? (Всадник)

  6. Морской дядька, который выводит из воды 33 богатыря. (Черномор)

  7. Он разбойник, он злодей, свистом он пугал людей. (соловей-разбойник)

  8. Сколько лет «сидел сиднем» Илья Муромец? (30 лет и 3 года)

  9. Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома)

  10. Из какой семьи Алёша Попович? (священника, попа)

  11. Что богатырям указывало на путь? (камень, лежавший на развилке 3 дорог)

  12. С кем сражался Алёша Попович? (С Тугарином Змеем)

Вторая забава «Собери пословицу»

Ведущая: Знаете ли вы, как богатыри называли своих врагов? (басурманин)

Богатыри отличались отвагой, смекалкой и такой честностью, что вместо клятвы говорили «Да будет мне стыдно!». И слова своего не нарушали. Всё это отразилось в пословицах. Предлагаю составить целые пословицы из частей. (найди вторую часть пословицы)

  1. Не силой борются, … (а умением)

  2. Сам пропадай, …. (а товарища выручай)

  3. Враг боек, … (да русский стоек)

  4. Не хвались в бой идучи, … (хвались с боя)

  5. Лучше смерть, … (чем позор)

  6. Где смелость, … (там победа)

Третья забава «Чура»

Ведущая: Воспитанием мальчишек в княжеских дружинах занимались опытные, бывалые дядьки, воспитывали играми. Игры были разнообразны, но самой любимой была игра «Чура».

  • По сигналу первый участник ведёт палкой мяч до конуса, а обратно бежит и передаёт мяч и палку следующему игроку, выигрывает та команда, которая первой закончит эстафету.
  • Четвёртая забава «Меткий стрелок»
  • Ведущая:
  • Все преграды покорились,
  • Парни дальше в путь пустились.
  • Но увы, не тут-то было,
  • Вихрем все вдруг закружило!
  • Змей Горыныч трёхголовый
  • Повстречался на пути,
  • Тут спасенья не ищи!
  • Но ребята не зевали,
  • Лук и стрелы доставали!
  • Змея тут же побеждали!
  • Или нет?
  • А ну-ка ребята, победите ли вы змея Горыныча?
  • Ваша задача лопнуть все головы змея.
  • К стульям привязаны воздушные шарики (по 3 для каждой команды) — головы Змея Горыныча, в которые надо попасть дротиком. (или сбить 3 кегли (головы Змея Горыныча) шаром)
  • Ведущая:
  • Метко били все по цели
  • И змеюку одолели!
  • Надо змея укротить
  • На цепь злодея посадить.
  • Пятая забава «Цепь из скрепок»
  • Ваша задача сделать цепь для змея.
  • По одной скрепке вы будете брать с одного стула, бежать к другому и сцеплять скрепку с той которая лежит на соседнем стуле.

(На сцене для каждой команды по 2 стула. На одном коробочка со скрепками, на другом одна скрепка. Участникам даётся время (3 минуты, за которое они должны, перенося по одной скрепке, сделать из них цепь. У кого цепь окажется длиннее, тот и победил).

  1. Шестая забава «Принеси воду в ложке»
  2. Ведущая:
  3. Змей теперь уж на цепи,
  4. Супостату не уйти.
  5. И на радости такой
  6. Скачут молодцы домой.
  7. Вдалеке вдруг заискрилось!
  8. Не беда ли там случилась!
  9. Вот уж чувствуется жар
  10. Видят молодцы — пожар!
  11. Надо срочно потушить
  12. Да водицы наносить!
  13. Только вот одна беда –
  14. Есть колодец, нет ведра!
  15. Что же делать, как тут быть
  16. Как водицы наносить!
  17. Решили время не терять,
  18. Стали ложками таскать!

(перед командой стоит ведро с водой, а на другом конце пустой стакан. По сигналу первый участник набирает и несёт воду в пустой стакан. Выигрывает команда, которая первой наберёт стакан воды)

Игра «Хозяюшка»

В долгий путь отправлялись молодцы, за край свой родной заступиться. А жёны оставались за домом следить да богатырей с победой поджидать. А забот у них много.

Нужно было и дом в порядке содержать и самой придумывать способ избегать невзгоды, да ещё и кормить всех вкусно. Но они справлялись со всеми трудностями.

Сейчас и наши девицы покажут, что могут справиться с любым делом и даже одновременно делать несколько дел.

Участницам необходимо пройти с книгой на голове, при этом в одной руке держать веник и подметать перед собой. Дойдя до места, перелить воду из чашки в чашку, стараясь не пролить ни капли.

Седьмая забава «Кузнецы»

Ведущая:

Каждый дружинник получал коня и должен был уметь подковать его. Это испытание покажет, как умеют заботиться о своём друге нынешние богатыри. Перед вами непростая задача – подковать коня. Его заменит перевёрнутый стул, каждую ножку которого нужно «подковать» — набросить кольцо.

  • Восьмая забава «Переправа через болото»
  • Ведущая:
  • Только пламя затушили
  • Да домой уж заспешили,
  • Вдруг болото на пути,
  • Не проехать, не пройти
  • А Разбойник Соловей
  • Распугал им всех коней.
  • (по 3 человека от команды, 1человек встаёт на газетный лист, потом берёт второй лист и переходит на него, передвигаясь таким образом, в другой конец помещения. Чья команда быстрее, та и побеждает)
  • Ведущая:
  • Вот и кончились страданья
  • Да большие испытанья!
  • И с победою желанной
  • Едут молодцы домой.
  • Славит их народ честной!
  • А красавицы девицы
  • Петь большие мастерицы,
  • Навстречу молодцам идут
  • Песню звонкую поют.
  • Песня «Мужичок с гармошкой» (Михайлова Даша 1 А)

Ведущая: А есть ли в наше время богатыри? Какой профессии они могут быть?

  1. Подрасту и вслед за братом

  1. Тоже буду я солдатом,
  2. Буду помогать ему
  3. Охранять свою страну.
  1. Брат сказал: «не торопись!

  • Лучше в школе ты учись!
  • Будешь ты отличником –
  • Станешь пограничником.
  • Чтоб границу охранять
  • И служить не на земле,
  • А на военном корабле.
  1. Самолёт парит, как птица,

  1. Там – воздушная граница.
  2. На посту и днём, и ночью
  3. Наш солдат – военный лётчик.
  1. Снова в бой машина мчится,

  • Режут землю гусеницы,
  • Та машина в поле чистом
  • Управляется танкистом.
  • Плавать, ездить и летать,
  • А в строю ходить охота –
  • Ждёт тебя, солдат, пехота.
  • Учиться надо непременно,
  • Чтоб быть опорой для страны,
  • Чтоб в мире не было войны.
  • Ведущая:
  • Отдохнули мы на славу,
  • Победи вы по праву.
  • Похвал достойны и награды,
  • А мы призы вручить вам рады.
  • Вручение грамот.
  • Девочки читают
  • Сегодняшний день
  • Постарайся запомнить
  • И в сердце его сохрани.
  • Ты сильный, ты смелый,
  • И враг вероломный
  • Боится к тебе подойти.
  • И есть ещё в жизни
  • Большие дела,
  • Куда тебя честь
  • За собой позвала,
  • Ты смело ступай,
  • Наготове копьё!
  • Борись за любимых,
  • За счастье своё.
  1. Подрасту и вслед за братом

  1. Тоже буду я солдатом,
  2. Буду помогать ему
  3. Охранять свою страну.
  1. Брат сказал: «не торопись!

  • Лучше в школе ты учись!
  • Будешь ты отличником –
  • Станешь пограничником.
  • Чтоб границу охранять
  • И служить не на земле,
  • А на военном корабле.
  1. Самолёт парит, как птица,

  1. Там – воздушная граница.
  2. На посту и днём, и ночью
  3. Наш солдат – военный лётчик.
  1. Снова в бой машина мчится,

  • Режут землю гусеницы,
  • Та машина в поле чистом
  • Управляется танкистом.
  • Плавать, ездить и летать,
  • А в строю ходить охота –
  • Ждёт тебя, солдат, пехота.
  • Учиться надо непременно,
  • Чтоб быть опорой для страны,
  • Чтоб в мире не было войны.
  • Девочки читают
  • Сегодняшний день
  • Постарайся запомнить
  • И в сердце его сохрани.
  • Ты сильный, ты смелый,
  • И враг вероломный
  • Боится к тебе подойти.
  • И есть ещё в жизни
  • Большие дела,
  • Куда тебя честь
  • За собой позвала,
  • Ты смело ступай,
  • Наготове копьё!
  • Борись за любимых,
  • За счастье своё.
  • Глашатый: Указ
  • Разудалы добры молодцы!
  • Собирайтесь-ка, славные!
  • Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!
  • Позабавьте-ка вы нас рукою твердою, да глазом зорким!
  • А перед началом испытания повелеваю клятву произнести!
  • (Дети, произносят клятву, повторяя слова за глашатым)
  • Клятва
  • Обещаем бороться в бою честном!
  • Друга в беде не бросать!
  • Да не посрамим земли русской!

PR в славянской мифологии

Богданов Ярослав
Антонова Дарья
Змей-Горыныч
Краткое содержание мифа
На открытке работы Ивана Билибина
Змей-Горыныч – олицетворяет зло в народных сказках и былинах славян. В разных сказаниях описание Змея расходится, именно поэтому составить точный портрет этого персонажа весьма затруднительно. Но принято считать, что Змей-Горыныч – это говорящее драконоподобное существо, с тремя головами, с хвостом и медными когтями, обладающее способностью дышать огнем, при этом выпуская из ушей дым. Голов у Змея может быть от 3 до 12, а хвостов от 1 до 7, в зависимости от источника. Перемещается Змей по воздуху, но о наличие крыльев сказки умалчивают. В представлении современного человека Змей идентичен крылатому дракону с тремя головами.
Горыныч может быть как порождение водной стихии, так и огненной, поэтому в первом случае в качестве среды своего обитания он предпочитает горы, а именно «Сорочинские горы», во втором может жить на дне моря, реки или озера. В большинстве случаев Горыныч живет в пещере, но так же не исключаются берлоги. Место его обитания обязательно безжизненное, где трава не растет, птица не поет, либо, наоборот, это палаты, сверкающие златом-серебром.
В некоторых былинах Змей-Горыныч выступает в качестве стражника Калинова моста, который перекинут над рекой Смородиной, разделяющий явь и навь (мир живых и мир мертвых). Но свое основное призвание Горыныч нашел в выжигании посевов и деревень русских. Периодически он похищает прекрасных девиц из простого народа, либо из рода княжеского, для того чтобы их съесть, но чаще похищение является самоцелью. В сказках Змей держит великое множество пленников, среди них цари, придворные, воины и простой люд. Соответственно Змей является заклятым врагом богатырей русских, которые стремятся одолеть его, в одном случае с целью восстановления справедливости, в другом, для освобождения пленников. Иногда в сказках рассказывается о дружбе Горыныча с другими персонажами фольклора – Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным и прочей нечистью.
Отсутствие ветра, пасмурная погода, гром и молния – вот первые признаки появления Змея где-то поблизости. Когда дело доходит до схватки с богатырями его главным оружием является огонь, который он извергает из своей пасти, но он всё равно гибнет от руки героя. Чтобы убить Змея богатырю приходится поразить его в сердце, либо отрубить все головы. Змей-Горыныч настолько отрицательный персонаж, что даже «Мать-Сыра Земля» не сразу хочет впитывать в себя черную кровь, вытекающую из его ран.

Образы и символы мифа
Художник Москвитин Станислав
Добрыня Никитич
Образ Змея-Горыныча можно рассматривать как минимум с двух сторон. С одной стороны, это образ, вобравший в себя все беды, происходившие на Руси, в том числе и кочевников, воплотился в виде некоего мифического существа. А с другой стороны, это сказочный персонаж, некое зло, противопоставленное добру.
Учитывая тот факт, что свою историю Змей-Горыныч начинает при язычестве и является персонажем устного фольклора, необходимо принимать во внимание разницу восприятия символов у славян язычников и у славян христиан.
Змей (аналог дракона) – в данном случае может рассматриваться как древне-славянское имя или как название животного, впоследствие ставшее употребляться в качестве имени, такие выводы нам позволяет делать отчество сего существа «Горыныч».
При языческом восприятии мира в давние времена северные славяне поклонялись змею как богу, и даже приносили ему жертвоприношения (в том числе и человеческие), в то время как южные славяне считали змея атмосферным демоном.
В христианстве же, змей – это символ грехопадения человека, зла, хитрости. Не стоит забывать, что змея, как и дракон, это одна из форм воплощения Дьявола. И в этом случае Горыныч становится символом абсолютного зла. Так же дракон символизирует апокалипсис.
Отчество – Горыня (славянское имя) – подобный горе, громадный, несокрушимый. Этот символ показывает нам могущество существа, его большие размеры. Так же «Горыныч» может означать, что он живет в горах.
Змей всегда вредил людям, сжигал пастбища и даже целые деревни. На земле, подвластной Змею-Горынычу, цари платят дань. Здесь Горыныч выступает в качестве символа врага-захватчика.
Множество голов – символизирует многоликость зла, его обилие.
Похищение людей – символизирует захват русских людей в рабство.
Логово Горыныча – логово змея расположено в «Сорочинских горах», эти мифические горы находятся за территорией Руси. Логово выступает в качестве символа другого государства, из которого происходят беды русичей, и куда уводят пленников.
Сражение богатыря со Змеем – борьба добра и зла, символизирует противодействие, оказываемое вражеской армии.
Смерть Змея – неминуемая победа добра над злом, русичей над захватчиками.

Коммуникативные средства создания образов и символов
В. М. Васнецов
«Бой Добрыни Никитича с
семиглавым Змеем Горынычем»
Сказания о Змее-Горыныче на протяжении веков передавались из уст в уста, от дедов к внукам, именно таким образом и мы познакомились с этим персонажем. Слышали о нем в сказках, чуть позже наблюдали его по телевизору, в качестве героя мультфильмов и киносказок. И сейчас было бы просто невозможно представить русский фольклор без этого персонажа.
В живописи можно увидеть изображение Змея-Горыныча на следующих картинах: Виктор Михайлович Васнецов: «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем-Горынычем» (1913—1918), Иван Яковлевич Билибин: «Бой Добрыни со Змеем», Иван Яковлевич Билибин: «Добрыня Никитич освобождает от Змея-Горыныча Забаву Путятичну» (1941), Художник Москвитин Станислав: «Добрыня Никитич» (2002)
В кино образ змея так же является достаточно распространённым. В этих известных фильмах вы можете увидеть змея: Василиса прекрасная. Фильм-сказка Александра Роу 1939 г., Илья Муромец. Фильм –сказка Александра Птушко 1956 г., Огонь, вода и… медные трубы. Фильм-сказка Александра Роу 1968 г., Там, на неведомых дорожках…. Фильм-сказка Михаила Юзовского1982
«Илья Муромец»
Фильм –сказка Александра Птушко
Персонаж Змей-Горыныч в литературе упоминается во многих произведениях: в народной былине «Про Добрыню Никитича и Змея-Горыныча», в повести-сказке В.М. Шукшина «До третьих петухов», в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», в стихотворной сказке Дмитрия Половнева «Змей-Горыныч».
Мы все с раннего детства знали, кто такой Змей-Горыныч, благодаря огромному количеству мультфильмов про него. Например, «Добрыня Никитич и Змей-Горыныч». По сюжету этого мультфильма Змей-Горыныч – старый друг Добрыни Никитича и не умеет летать (научится летать только в конце мультфильма). Как они познакомились, точно не известно: Добрыня рассказывает, что выкупил его у торговца, а Горыныч – что спас Добрыню из плена. Но, скорее всего, история Горыныча выдумка, т.к. в ней у него большие крылья, в то время как в основной истории – маленькие. На основе мультфильма была создана компьютерная игра. Или ещё советские мультфильмы, такие как «Ивашка из Дворца Пионеров». По сюжету этого мультфильма Змей-Горыныч — гость Бабы-Яги и должен выручить её из плена пионера Ивана, но Иван при помощи огнетушителя побеждает его. Ещё один любимый детьми мультфильм «Баба-яга против!». По сюжету молодой Змей-Горыныч — домашнее животное и помощник Бабы-Яги. Список можно продолжать до бесконечности.
Фрагмент мультфильма
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч»
Вот самые известные мультипликационные сюжеты о Змее-Горыныче.
«Межа». Угнетатели жителей деревни — Змей-Горыныч и жадный царь. Оба злодея оказываются побеждены хитростью солдата Кузьмы (который почему-то называет Змея «Гаврилычем»).
«Ну, погоди!» (выпуск 16). Волк во сне попадает в волшебную страну, где герои разных сказок живут вне времени и сюжета. Змей-Горыныч охраняет сказочный замок. (В этом фильме режиссёр Вячеслав Котёночкин и художник Светозар Русаков повторно использовали образ, заявленный в м/ф «Межа».)
«Ключ». Четыре (вместо традиционных трёх) разнохарактерные головы Змея-Горыныча являются пародией на бюрократов-формалистов.
«Былина о Добрыне Никитиче». Кукольный мультфильм сделан по мотивам русской народной былины. Богатырь Добрыня отправляется в горы, где убивает Змея-Горыныча.
«Фантазёры из деревни Угоры». Змей-Горыныч появляется в фантазиях главных героев как соратник неприятелей: Бабы-Яги и Кощея Бессмертного.
«Алёнушка и солдат». Три головы Змея — разноцветные (зелёная, синяя, жёлтая) и разнохарактерные. Сначала солдат настраивает их друг против друга, а потом хитростью заставляет Горыныча превратиться в берёзовый чурбан и кидает его в печь, откуда появляется маленький и безобидный Горынчик.
«Три богатыря и Шамаханская царица».-здесь он также друг Добрыни Никитича. Здесь он уже хорошо летает. Попал в Китай. Там его считали китайским драконом. Когда Добрыня попал в Китай, он встретил Горыныча и предложил полететь на нём в Киев, чтоб победить царицу.

Социальное значение мифа
До недавнего времени Змея-Горыныча всегда пытались показать, как собирательный образ зла, с которым необходимо бороться и соответственно побеждать, ведь в сказках добро всегда побеждает зло. Дракону, как персонажу исключительно негативному, – смерть, а богатырю лавры. Но современность предлагает нам альтернативный вариант.
В настоящее время Змей-Горыныч, в первую очередь, является персонажем, создаваемым для детей. От того злобного убийцы и похитителя, которого мы видели в славянской мифологии практически ничего не осталось. Змей делает злые вещи, только потому, что не знает, как правильно поступать. Он подобен малышу, ничего не знающему о категориях добра и зла. Горыныч как и многие другие злые персонажи народного фольклора становится антиподом себя изначального. Например, в мультфильме 2006 года «Добрыня Никитич и Змей-Горыныч» Горыныч выступает в роли добряка-недотепы, старинного друга Добрыни Никитича. Создается имидж верного боевого товарища, друга героя, а значит и друга ребенка. Победу добра над злом можно считать двойной, когда монстр трансформируется в исключительно доброжелательное существо.

  • Что дает человеку мечта сочинение огэ
  • Что вы знаете о лисе из сказок
  • Что высмеивает салтыков щедрин в сказке премудрый пескарь
  • Что высмеивает автор в рассказе специалист
  • Что высмеивает салтыков щедрин в своих сказках