Примером авторитета мирового масштаба может служить личность русского писателя Л.Н. Толстого. Так, М. Горький писал о Толстом: «Весь мир, вся земля смотрит на него; из Китая, Индии, Америки — отовсюду к нему протянуты живые, трепетные нити…». Прославленный художник, подлинный друг простых тружеников, Толстой был непримиримым и страстным противником угнетателей и деспотов. Безбоязненная критика несправедливости, стремление до конца исследовать причины зла снискали Толстому огромное уважение со стороны людей, живущих в разных точках земного шара. Как к «гражданину мира» — к Толстому обращались за советом и помощью не только частные лица, но и многие общественные организации, в первую очередь те, которые выступали против войны. Толстого радовало, что взгляд на войну как на зло «все более проникает в общественное сознание», это вселяло в него надежду, что недалеко то время, «когда войны станут невозможны — никто не станет воевать». Смело выдвигая на первый план борьбу за мир как важнейшую проблему современности и стремясь найти реальные способы ее решения, Толстой завоевал признательность и уважение всех искренних сторонников мира. Толстой принадлежал к тем художникам и мыслителям, в натуре которых, как говорил Белинский, лежит все, чем живет человечество. «Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, — писал Белинский, — она не полна, если не усвоит в свое содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества».
Настоящая любовь – это чувство, лишенное эгоизма, способное преодолеть любые преграды. Пример истинной любви можно найти на страницах трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Отпрыски враждующих кланов, вопреки всем обстоятельствам, влюбляются друг в друга. Впервые встретившись на балу, молодые люди больше хотят расставаться. Чувство, поглотившее их, важнее предрассудков, важнее родовой вражды. К сожалению, влюбленным не суждено быть вместе: ряд трагических событий приводит к смерти молодых. Сила любви так потрясает их семьи, что Монтекки и Капулетти заключают мир, а герцог под занавес изрекает бессмертную сентенцию: «Нет повести печальнее на свете, / Чем повесть о Ромео и Джульетте».
Маленький принц – герой одноименной повести-сказки А. де Сент-Экзюпери только на земле осознал, что любить означает видеть не только то, что на поверхности, но и хрупкую душу, спрятанную за капризами. «Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились сомнения». Любовь не терпит сомнения в любимом существе. Так мы понимаем, что принц убежал от своей любви из-за того, что не до конца любил. И это очень скоро он понимает: «Я не должен был бежать! За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность». Принц перестает жалеть себя, он начинает рассматривать события с точки зрения любимого существа и тем самым приближается к истинной любви. Маленький принц попадает в розовый сад, где сначала чувствует себя «очень-очень несчастным» оттого, что его роза оказалась не единственной, таких цветов целый сад. . И он плакал и думал о своей ничтожности, о том, какой же он «после этого принц…». И тут появляется Лис, который и научил принца замечательному правилу, которое теперь стало крылатым выражением: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». что любить — это отдавать себя всего другому, любимому существу. И принц всего себя отдавал розе, а понял это, только убежав от нее. И только благодаря Лису. Он понял, что любить — это ответственность, самое главное именно это. Приручить — это и есть любить».
Любовь к розе перерастает у принца в любовь ко всему живому. «Это как с цветком. Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо глядеть на небо. Все звезды расцветают». Если по-настоящему любишь кого-то, то это и есть, что ты любишь все.
Зависть не даёт человеку покоя, толкает его на дурные поступки, заставляет предавать друзей и родных. Так, зависть к своей сестре, ставшей женой царя, толкает двух оставшихся девиц из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина на преступление. Они обрекают царицу и младенца на смерть в бочке посреди моря. К счастью, все заканчивается благополучно, а завистницы получают по заслугам. Князь Гвидон, перевоплощаясь в насекомых, кусает каждую женщину по очереди за их враньё.
Одна из самых замечательных установок произведений А. Платонова – признание за нравственностью, составляющей смысл искусства, созидательной силы не только саморазвития, духовного, социального самодвижения личности, но и производительной силы в масштабах общества, государства, человечества. Производительной силы, которая может иметь и положительное и разрушительное действие. Именно это конечное действие и составляет главную заботу художника: «Рабочий человек должен глубоко понимать, что ведер и паровозов можно наделать сколько угодно, а песню и волнение сделать нельзя. Песня дороже вещей, она человека к человеку приближает. А это трудней и нужнее всего». В этом и выражается созидательная сила искусства, производящая главное – человеческое, бессмертное в людях – их единение в усилии к жизни, их силу жизни.
Родителям необходимо внимание детей, участие. В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» мы видим трагическую судьбу «маленького человека», обиженного не только обществом , но и собственной дочерью. Самсон Вырин любит Дуню, желает ей счастья. Однако девушка жестко поступает по отношению к отцу: бросает его одного. Дуня вспоминает о дочернем долге слишком поздно: отца уже нет в живых.
Герои романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показывают нам своим примером, что значит «помощь», «взаимовыручка», «благодарность». Когда Гринев оказывается в беде, его выручает Пугачев. Из благодарности Гринев дарит Пугачеву заячий тулуп, наливает ему вина. Впоследствии Пугачев еще не раз поможет Гриневу только потому, что тот в свое время не проявил пренебрежения к простому крестьянину. Он милует Гринева во время расправы над офицерами белогорского гарнизона за его «добродетель». Когда Гринев отказывается присягнуть самозванцу, то Пугачев, пораженный искренностью Петра, отпускает его «на все четыре стороны». Когда Гринева схватили казаки, Пугачев снова приходит ему на помощь. Несмотря на то что Пугачев знал, что Маша – дочь казненного капитана Миронова, он простил Гринева и, благословив молодых людей, отпустил их.
Повесть-феерия, как сам ее назвал автор, сюжетно нехитра: молодая девушка Ассоль дожидается своего прекрасного принца на берегу Каперны.
В повести «Алые паруса» А. Грин развивает свою давнюю мысль о том, насколько важным элементом в жизни человека является мечта. Она вдохновляет на подвиги, делает жизнь ярче, помогает отвлечься от серости будней. Маленькая мечтательница Ассоль живет в нехитром мире среди игрушек, созданных ее отцом Лонгреном. У нее нет друзей, а в городе к ним относятся недружелюбно. Единственным лучом света для героини становится мечта. Вдохновленная предсказанием волшебника Эгля, героиня обретает мечту о том, как приплывет за ней принц на корабле с алыми парусами. У Грея тоже есть мечта – увидеть мир. Ему хочется изменить судьбу: стать мореплавателем, выбраться из тесного фамильного замка.
Вера в мечту позволяет героям справиться с жизненными трудностями: помогает Ассоль вытерпеть насмешки и жестокость жителей Каперны, а Грею придает смелости и наделяет его даром – способностью воплощать чудо в жизнь, что он и делает, превращая сказку Ассоль в реальность.
Эта история поражает воображение читателя, помогая поверить в то, что все на свете возможно. Два человека встретились совершенно случайно, но их объединила способность мечтать, стремление к свободе и жажда любви.
Благодаря замечательному произведению А. Грина, мы понимаем, что мечтать, действительно, не вредно. Мечта украшает жизнь, позволяет человеку ставить высокие цели и идти к ним.
Ярким примером бескорыстности, является, безусловно, праведница Матрена, героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». Много лет она не получала никакой помощи: Матрену отправили на покой по болезни без пенсии, а с соседей, которым она помогает, она не берет денег. Несмотря на постоянную нехватку средств, она не пытается заработать на людских бедах, для нее чужда идея наживы. Например, она не раз отказывала квартиранту, обещавшему платить ей и привезти машину торфа. Единственной заботой, связанной с деньгами, стали для Матрены хлопоты о пенсии за погибшего мужа. Ее невероятная любовь к окружающим совершенно бескорыстна.
Любовь к жизни особенно ярко проявляется в детстве. Так, герой рассказа «Железная старуха» Егор даже спать старался меньше, потому любил жить без перерыва, чтоб видеть все, что живет без него, и жалел, что ночью надо закрывать глаза и звезды тогда горят на небе одни, без его участия». Егору хотелось участвовать во всем, быть ко всему причастным, во всем разобраться, принимать во всем участие, быть полезным. Именно такое отношение к миру и можно назвать любовью к жизни.
У В. П. Астафьева есть сборник рассказов, который называется «Затеси» («затесь» – это зарубка на дереве, которую делает человек, чтобы не заблудиться в незнакомом месте). Название этой книги символично: в жизни человека тоже должны быть какие-то «затеси», то есть ориентиры, по которым он должен прокладывать свой путь. Вот такие «затеси» в душе и оставляют книги В.П. Астафьева: повесть «Кража» о беспризорном детстве мальчика-сироты, повесть «Пастух и пастушка», рассказывающая о любви, трагически обреченной войной на разлуку, удивительная книга «Царь-рыба», проникнутая страстной любовью к родной природе и многие другие.
Семнадцатилетний Гринев по воле судьбы оказался в центре пугачевского восстания, которое повлияло на его жизнь самым чудесным образом. Участвуя в кровопролитных событиях, он сохранил честь – проявил храбрость, благородство, доброту, искренность. Честь, которую сберег Гринев по завету отца, позволила герою на склоне его жизни, когда он писал воспоминания, быть честным в описании всего виденного, быть, быть благодарным за добро Пугачеву. Честь помогла быть искренним и в неприятии вооруженной борьбы народа, и в симпатиях к своему «странному приятелю» Пугачеву. Несмотря на то что социальный инстинкт подсказывал отрицательное отношение к «бунтовщикам», мятежникам, «преступникам», Гринев в реально возникавших ситуациях больше доверял личным впечатлениям. Как дворянин он считал, что бунтовщик Пугачев – злодей и враг. Как человек, испытавший на себе его милости, он полагал своим долгом сказать правду о его поведении, не считаясь с тем, что она противоречит официальному мнению о Пугачеве. Личный опыт оказывался более значимым, чем социальный. Способность быть благодарным характеризует Гринева как человека с высокими моральными устоями, как самостоятельного, не зависящего от обстоятельств и времени, человека.
Жизненные ценности формируются еще в детстве. Фундаментом будущего ребенка становятся не только воспитание и образование, которое родители дают ребенку, но и пример, который они показывают. В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» мы видим, к чему может привести родительский пример. Простакова – мать главного героя – самовластна, груба и невежественна, но для сына находит и ласку, и доброе слово. В такие моменты в ней даже проступает что-то человеческое. К сожалению, ее отношения недостаточно для того, чтобы воспитать достойного человека. Митрофан вырастает грубым, глупым лентяем. Однако это не его вина, он лишь зеркало Простаковой с ее грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим людям. Так же, как и мать, Митрофан признает лишь право сильного. Пока мать держит в своих руках власть, он с ней; как только она эту власть утрачивает, сын ее предает. Простакова минуты не живет без брани. Митрофан вслед за матерью кричит на кормилицу, грубит учителям. Во время урока математики Простакова так прокомментирует решение задачи: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка». Слова героини продиктованы заботой о сыне, а в результате лишь воспитывается эгоизм. Пренебрежение к чувствам других людей, к закону проявляет Простакова в сцене похищения Софьи. Митрофан в этой ситуации оказывается заодно с матерью. Таким образом, Митрофан, как достойный сын своей матери, не умеет любить, переживать, сочувствовать. Его вырастили эгоистом, способным любить только себя.
Тезисы
- Воображение — это проявление фантазии человека;
- Воображение — это степень развития внутреннего мира личности;
- Воображение — это творческий дар, определяющий возможности для созидания;
- Воображение — это умение создать свою версию окружающего мира;
- Воображение — это способность к творческому восприятию реальности;
- Воображение — это способность к индивидуальному преображению действительности;
- Воображение — это умение видеть, как протекает жизнь внутреннего мира личности;
- «Воображение — это самое главное, оно является отражением того, что мы притягиваем в свою жизнь» А. Эйнштейн;
- «Логика приведет вас из пункта А в пункт Б. Воображение приведет вас куда угодно.» А. Эйнштейн;
- «Всё, что ты можешь вообразить — реально» П. Пикассо.
Аргументы
Из литературы
«Вечера на хуторе близ Диканьки», Н.В. Гоголь. Воображение — мощнейший двигатель творческого процесса. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» представляет собой сборник увлекательных, интересных и самобытных историй. Тут и байка про свитку в «Сорочинской ярмарке», и летающие вареники в «Ночи перед Рождеством». Например, в «Ночи перед Рождеством» реальные персонажи (Вакула, Оксана) сочетаются со сказочными (Солоха, Черт, Чуб). И Вакула в попытках завоевать Оксану и на черте летает, и к императрице попадает. Воображение рассказчиков погружает слушателей в волшебный мир, причем реальные герои сталкиваются с волшебными обстоятельствами, что делает происходящее еще интереснее.
«Алые паруса», А. Грин. Ассоль, героиня повести А. Грина «Алые Паруса», обладала живым воображением. Девочку недолюбливали сверстники и отказывались с ней играть. Сначала Ассоль расстраивалась, но потом встретилась со сказочником Эглем, который пообещал ребенку, что ее заберет прекрасный принц на корабле с алыми парусами. Девочка поверила в это, мысль о прекрасном будущем поддерживала ее. И несмотря на свою фантастичность, мечта осуществилась. В Ассоль влюбился капитан корабля Грэй, узнал о ее мечте и забрал ее на корабле с алыми парусами. Этот пример учит нас тому, что богатое воображение человека делает его жизнь красочнее и интереснее.
«Судьба человека», М.А. Шолохов. Воображение – то, что поддерживало в экстремальной ситуации Андрея Соколова, героя рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». Он попал в плен, в концлагерь, несколько раз бежал, он мог умереть в любую секунду. Но все это время он вспоминал о своей семье – жене, детях. Он разговаривал с ними и не сдавался. Благодаря этому он смог вырваться из плена и продолжать борьбу. Оказалось, что близкие погибли, однако сама мысль о родных людях помогла Андрею выжить, не сойти с ума и остаться человеком в нечеловеческих условиях.
«Пиковая дама», А.С. Пушкин. Воображение подчас мешает нормальной жизни, переходит в разрушительную страсть. Германн, герой повести А. С. Пушкина «Пиковая дама, поверил в рассказ сослуживца, что его бабушка, старая графиня, знает секрет ставок на карты, который позволяет выиграть всегда. Герой думает об этом, постепенно это становится его страстью, переходит в навязчивую идею. В итоге он проникает в дом графини и так пугает ее угрозами выдать ему тайну, что та умирает. Воображение рисует ему то, что старушка все же выдала ему свой секрет из трех выигрышных карт. Действительно, две карты из трех приносят ему большой выигрыш. Однако третья оказывается пиковой дамой, Германну кажется, что это сама старуха, которая ему подмигивает. Так воспаленное воображение героя приводит его к сумасшествию.
«Портрет», Н.В. Гоголь. Воображение художника Чарткова принесло ему несчастье. На последние деньги он купил проклятый портрет, в котором была заключена душа злодея-ростовщика. Ему приснилось, как нарисованный ростовщик открывает тайник, где находится мешок с золотом. И действительно, Чартков находит это золото. Но вместо того, чтобы использовать его для развития таланта – запереться в мастерской, писать серьезные картины, не заботясь о сиюминутном заработке – герой не удержался и начал светскую жизнь. И он стал светским живописцем, а не подлинным творцом, не смог развить талант. Фантазия, как и любое положительное свойство, может быть направлена человеком во зло себе самому.
«Евгений Онегин», А.С. Пушкин. Живое воображение Татьяны Лариной, героини романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сделало ее интересной, цельной натурой, несмотря на то, что девушка выросла в глуши, не бывала в свете, не получила столичного образования. «Ей рано нравились романы, они ей заменяли все,» – говорит автор о героине. Однако это «романное» мироощущение привело к тому, что девушка подумала, что Евгений Онегин – это тот самый человек, который достоин ее любви. Однако он оказался слабее девушки, испугался ее честности и чистоты. Развитое воображение делает человека духовно богатым, но менее защищенным от суровой реальности.
«Обломов», И.А. Гончаров. Воображение Ильи Обломова, героя одноименного романа И. А. Гончарова, постоянно рисовало ему прекрасные картины милой сердцу Обломовки, где можно ничего не делать и существовать в покое. Он проводил часы и дни, мечтая о том, что так сможет когда-нибудь жить. Мечтательность Обломова в сочетании с его бездействием привели к тому, что он упустил Ольгу Ильинскую, был обманут и оказался в квартире на Выборгской стороне, вдали от «большой жизни». Однако там он все же обрел «свою Обломовку» и счастье со своей хозяйкой Агафьей Пшеницыной. Поэтому можно сказать, что фантазия помогает человеку найти свой идеал, так как люди с развитым воображением точно знают, чего хотят от жизни.
«Война и мир», Л.Н. Толстой. Воображение, искренняя вера, доброта помогли Марье Болконской преодолеть трудности и обрести личное счастье. Она была непривлекательна внешне, но прекрасна внутренне, отдавала все душевные силы близким людям. Она мечтала о том, что сможет обрести личное счастье. Бедная Марья постоянно сталкивалась с тем, как указывали на ее некрасивость, она представляла (но даже боялась представить), что ситуация изменится, и ее полюбят. Но Болконская вышла замуж за Николая Ростова, подружилась с Наташей, у нее появились дети. Мечты воплотились в жизнь. Именно воображение помогло Марье не отчаиваться в трудные минуты и ждать своего принца на белом коне.
«Мастер и Маргарита», М.А. Булгаков. Воображение Мастера, героя романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», позволило ему создать гениальный роман, обессмертило его имя. Мастер, живя в атеистическом государстве, создал произведение с библейским сюжетом, которое поднимало вечные темы и проблемы. В романе рассказывалось о последних днях Иешуа, о его допросе Понтием Пилатом, который понимает, что обвиняемый не виноват. Мастера не поняли, преследовали, отправили в застенки, а потом в сумасшедший дом. Но его талант сделал произведение вечным, Мастеру и его возлюбленной Маргарите помогли все сверхъестественные силы и позволили обрести вечный покой. Воображение помогает человеку реализовать свой талант и создать что-то новое — того, что до него не было на свете.
«Три сестры», А.П. Чехов. Герои драмы А. П. Чехова «Три сестры» в начале повествования мечтали о лучшей жизни. Воображение Ирины устремлялось к благородному труду, Ольги – к переезду в Москву, Маши – к возвышенной любви, Андрея – к новой должности. Они мечтают о том, как изменится их жизнь, однако герои сталкиваются с суровой реальностью. В финале они понимают, что навсегда застряли в этом городе, их существование будет серым и бесцветным. Воображение помогает поставить цель, а для воплощения ее нужны действия.
Из жизни
Из личной жизни. Воображение раскрывает богатства внутреннего мира человека. В этом я убедился, слушая своего друга — художника и скульптора. Обычно он молчалив и скромен, но как только речь заходит о картинах, он тут же оживает и начинает рассказывать такие истории, что любой знаток заслушается. Он рассуждает о том, что можно было бы нарисовать и как, размышляет о новых формах и жанрах, его воображение устремляется к новым достижениям. Оно является воплощением его внутренней жизни, полной чудес и открытий.
Из личной жизни. Воображение помогает человеку пережить трудные моменты в жизни. Например, моей подруге фантазия оказала неоценимую услугу, став ее подругой и опорой в сложные времена. Однажды она попала в инфекционную палату. Она не могла ни с кем контактировать, и ей было очень скучно. В эти безрадостные дни ей помогло воображение. Она мечтала о том, как выйдет из больницы, что сделает, с кем встретится. И эти грезы здорово ее поддержали. Поэтому каждому человеку нужно стремиться развивать способность представлять то, что ему хочется.
Из личной жизни. Воображение — это основа прогресса. Нельзя ничего придумать, не представив этого у себя в голове. Глядя на свою тетю, дизайнера интерьеров, я понимаю, что ее работа совсем не возможна без фантазии. Она сначала рисует образы внутри себя, а уж потом переносит их в программу. Если бы она этого не делала, она не находила бы свежие идеи и решения. Чтобы создать что-то принципиально новое, нужно развивать умение «мыслить дерзновенно».
Из кино. В фильме «Ла-ла-лэнд» (2016) режиссера Дэмьена Шазелла зритель видит путь к мечте, который герои проходят благодаря своему смелому воображению. Миа в начале фильма работает официанткой и не имеет никаких перспектив. Но она не довольствуется своим положением, а отважно рвется в бой и представляет себя в свете софитов, а не возле столика в кафе. Благодаря этому умению героиня добивается высот и воплощает свою мечту. Мысль материальна, и ее рождает именно фантазия.
Из кино. В фильме «Джобс: Империя соблазна» (2013) Джошуа Майкла Штерна мы видим путь становления знаменитого на весь мир предпринимателя Стива Джобса. Герой был бедным студентом, но его воображение рисовало картины покорения мира. Фантазия подсказала ему идеи новых открытий, которые станут для людей незаменимыми. Мало кто верил в успех этого человека, зато он был уверен в себе и никогда не сдавался. Именно воображение мотивировало его идти вперед и разрабатывать инновационные технологии.
Из кино. В фильме «Основатель» (2016) Джона Ли Хэнкока мы видим историю, невозможную без воображения. Главный герой видел перспективы там, где их не могли разглядеть другие, потому что его фантазия была развита и чувствительна к переменам в мире. Рэй Крок к моменту своего триумфа был уже зрелым человеком, и ничто не предвещало больших перспектив в его судьбе. Однако он сумел доказать всему миру, что можно разбогатеть и добиться успеха даже тогда, когда все остальные махнули на тебя рукой. Богатое воображение подсказало Рэю, что палатки с едой на дороге — это формат ресторана будущего. И оно не ошиблось! Не зря говорят, что именно идеи великих умов формируют наше будущее уже в настоящем.
Из истории. Рассуждая о воображении, хочется вспомнить пример Сальвадора Дали — известного художника-сюрреалиста. Когда он только начинал работать в сфере живописи, никто не понимал его полотен. Даже родители отвернулись от него. Однако Сальвадор не уступил общественному мнению и продолжил рисовать так, как он видел. Его мир был другим — не таким, каким его видели все люди. Воображение помогло ему стать уникальным художником, известным на весь мир своей неукротимой фантазией.
Из истории. Воображение становится для многих людей ключом к успеху и самореализации. Например, автор знаменитой серии книг о Гарри Поттере, Джоан Роулинг смогла воплотить свой талант в написании книг благодаря богатой фантазии. Она придумала всех своих героев и их волшебный мир, и этот вымысел стал частью нашего мира, ведь все мы выросли на ее книгах. Ее дар — создавать то, чего не было и не могло бы быть без нее. Это редкое качество, основа которого — воображение.
Из истории. Изучая биографию Альберта Эйнштейна, я наткнулся на его цитаты и понял, что великий физик был не менее великим мечтателем. Он утверждает, что без воображения не было бы прогресса, ведь именно фантазия дает человеку возможность отринуть предрассудки прошлого и заглянуть в будущее. Без этого качества не может состояться ни один ученый, ведь невозможно сделать открытие, не представив того, чего пока нет.
Из истории. Самую известную книгу о воображении и мечте написал Френсис Скотт Фитцджеральд (имеется в виду роман «Великий Гэтсби»). Но не все читатели знают, что писатель был таким же рьяным и смелым мечтателем, как и его герой. Он происходил из социально неблагополучной среды и не имел возможности для того, чтобы влиться в светское общество. Но его привлекла девушка — наследница богатых родителей. Фитцджеральд не мог добиться ее руки, потому что был для нее никем. Но литературный успех все изменил: автор добился славы и больших гонораров. И тогда Зельда обратила на него внимание. Вот так фантазия помогла Френсису не сломаться под гнетом отчаяния и подняться до того уровня, который он рисовал в своем воображении.
Автор:
Самый Зелёный
·
Многомудрый Литрекон представляет аргументы из жизни и литературы для сочинения 9.3 на тему: Счастье. Здесь Вы найдете только те примеры, которые можно извлечь из школьной программы и жизненного опыта. Приятного просвещения!
Из литературы
Примеры из литературы на тему «Счастье» для сочинения 9.3 сослужат верную службу на экзамене.
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Счастье человек находит тогда, когда жизнь соответствует его главным ценностям. Например, Петр Гринев обрел душевную гармонию в семейном кругу и честной службе. О своей юности в дневнике пишет уже состоявшийся человек, который исполнил все свои мечты: завоевал сердце возлюбленной, не посрамил честь рода на службе, сделал карьеру, завел семью. Гринев стал тем, кем хотел стать. Петр добился того, чего хотел получить. И в этом источник его неиссякаемого оптимизма.
- А. Грин, «Алые паруса». Счастье — это состояние, когда мечты сбываются. В этом мы убеждаемся, узнав историю Ассоль. Героиня с детства ждала, что за ней приплывет судно с алыми парусами, а там ее встретит прекрасный принц. Жители Каперны высмеивали наивные грезы Ассоль и отвернулись от девушки, ведь обвиняли ее отца в преступлении. Но даже в условиях всеобщего осуждения и осмеяния героиня не потеряла веру в свою счастливую звезду. Поэтому капитан Грэй захотел исполнить ее необычную мечту. Когда Ассоль увидела алые паруса, она пережила настоящий восторг. Это и есть настоящее счастье.
- Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». В чем заключается счастье? Многие люди видят его в любви. Например, Андрий из повести Гоголя связал свою судьбу с сильным чувством и пожертвовал всем ради него. Наедине с прекрасной панночкой герой почувствовал себя по-настоящему счастливым. За это ощущение душевной гармонии он отдал Родину, товарищей, семью. Он переметнулся на сторону поляков и выступил против казаков, чтобы быть с возлюбленной. Недолго продлилась его эйфория, но в ней он обрел то, ради чего мы живем.
- М.А. Шолохов, «Судьба человека». Истинное счастье человек обретает в любящей семье. Например, герой рассказа Шолохова чувствовал настоящее блаженство в семейном кругу. У него было трое детей, которые дарили ему положительные эмоции и приятные хлопоты. У него была любимая и любящая супруга, которая стала для него верной спутницей жизни. Чтобы защитить этот рай на Земле, Андрей пошел на фронт и рисковал собой. Все это время боев и испытаний его поддержали мысль о семье, в которой сосредоточились все его идеалы.
- А.И. Куприн, «Куст сирени». Люди находят счастье друг в друге. Например, Вера и Николай из рассказа Куприна обрели гармонию и блаженство в объятиях друг друга. Любовь делает их сильнее, радостнее, лучше. Каждый день, каждое испытание, каждую удачу или неудачу они встречают сообща. В этом единстве нет места печали и другим негативным эмоциям. В любви герои обретают такой восторг, который заглушает и подавляет все, что мешает им наслаждаться каждым моментом жизни.
- О Генри, «Дары волхвов». Настоящее счастье — это взаимная любовь, которая дает людям мощную опору в жизни. В этом мы убеждаемся, глядя на пару Деллы и Джима. Герои бедны, во многом себе отказывают, но они нашли свой источник положительных эмоций во взаимной привязанности и поддержке. Джим всегда знает, что его дома ожидает преданная и любящая супруга. А Делла ощущает нежность и заботу мужа, который является для нее целым миром. Это и есть гармония, в которой нет места разочарованиям и тревогам.
Из жизни
А вот и примеры из жизни на тему «Счастье» для сочинения 9.3, которые выручат Вас в минуту творческого застоя.
- Пример из личного опыта. Мой друг нашел свое счастье в призвании. Он с детства мечтал стать пилотом и облетать весь мир. Ради этой цели он упорно трудился и многим пожертвовал. И ему удалось ее достичь. Теперь он состоялся в профессии и повидал многие страны. Каждый день для него — приключение, каждый миг наполнен особым значением. Ведь его мечта сбылась, а это главное условие счастья.
- Пример из истории. Счастье заключается в любви и призвании. Например, из биографии А.С. Пушкина известно, что он долгое время добивался руки Натальи Гончаровой. У девушки была возможности найти богатого и успешного мужа, поэтому ее родители не соглашались выдать дочь за бедного дворянина без большого чина. И все же Пушкин не терял надежды. Он писал Наталье письма и стихи, упорно работал и старался зарекомендовать себя. И в один прекрасный миг Наталья согласилась на предложение. Тогда поэт был по-настоящему счастлив и написал множество талантливых стихотворений. В союзе с Натальей он обрел гармонию, необходимую для творчества и созидания.
- Пример из СМИ. Талантливые люди находят источник счастья в творчестве. Например, Мирон Федоров (артист под псевдонимом «Оксимирон») не раз писал о том, как искусство спасло его жизнь и мотивировало его двигаться вперед. В нем он обрел гармонию, необходимую для поиска себя и своего места в мире. Созидание открывает путь к себе, на котором можно познать моральное, эстетическое и интеллектуальное удовольствие.
- Пример из личного опыта. Я ощущаю счастье, когда поступаю правильно и вижу тот результат, к которому стремлюсь. Например, когда я помогаю бабушке по дому или подбираю для нее хорошие вещи в интернете, я чувствую ее благодарность, и мне очень приятно осознавать то, что я сделал добро. Домой я возвращаюсь на эмоциональном подъеме. Успехи в учебе или хобби тоже вызывают восторг, подобный этому. Значит, счастье — это эйфория человека, следующего по стопам своих идеалов.
- Пример из СМИ. Сегодня многие люди пытаются приобрести иллюзию счастья, покупая разнообразные курсы и марафоны, которые якобы помогают им решать свои проблемы. Однако путь к истинной гармонии с собой пролегает через индивидуальную работу над собой, в которой помощников нет. Человек должен сам выявить свои личные ценности и понять, как их достичь. Только так можно испытать настоящее счастье, ставшее результатом усилий.
- Пример из кино. В фильме 1953 года «Римские каникулы» (режиссер Уильям Уайлер) тоже затронута тема счастья. Главная героиня — принцесса, у нее есть все для материального благополучия и самореализации. Но для нее счастье — это свобода быть собой и делать свой выбор. С рождения ее судьба была предопределена, и ее мнения никто не спрашивал. Но Анна вырывается из плотного графика церемоний и сбегает из кукольного дома чужих амбиций. В свободном порыве к мечте она находит истинное счастье, которого ей так не хватало.
Метки: 9 классаргумент из жизненного опытааргумент из литературыОГЭ по русскому языкуподборкапример из жизнипример из литературысочинение 9.3
Читайте также:
Словарь
понятий для сочинения 9.3 ОГЭ (на основе размещенных вариантов
в открытом банке заданий ФИПИ, 2021 г.)
№
Понятие
Толкование понятия
Темы сочинений по текстам ОБЗ сайта ФИПИ
1.
Авторитет
общепризнанное
значение, влияние, признание
выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей.
Как
завоевать авторитет?
2.
Бескорыстность
отсутствие
стремления к личной выгоде, наживе.
Как
характеризует человека бескорыстность?
3.
Благодарность
чувство
признательности за сделанное добро, а также различные способы выражения этого
чувства.
Как
характеризует умение быть благодарным?
4.
Взаимовыручка
взаимная,
обоюдная помощь, выручка в каком-либо деле, поддержка.
Почему
нельзя бросать человека в беде?
5.
Взаимопонимание
согласие, взаимное понимание, единодушие во
мнениях и поступках.
Что
значит понять другого человека?
6.
Воображение
способность
воображать, творчески мыслить, фантазировать, придумывать разные образы и
идеи.
Для чего
человеку нужно воображение?
7.
Внутренний
мир человека
некое психическое
пространство, в котором помещается вся духовная жизнь личности. Это совокупность
всех душевных качеств, переживаний, чувств, намерений, мыслей человека. Внутренний мир обеспечен нашими мыслями, эмоциями, переживаниями,
чувствами.
Как
раскрывается внутренний мир человека? Как может раскрыться внутренний мир
человека? Как поступки характеризуют внутренний мир человека?
8.
Выбор
главный
этап процесса принятия решения, отбор одного варианта из нескольких
возможных.
Почему
важно сделать правильный выбор?
9.
Драгоценные
книги
книги,
которые становятся путеводной звездой читателя, на всю жизнь определяют его
идеалы, формируют его мировоззрение, укрепляют фундамент духовной жизни
человека.
Как
книги влияют на человека? Какое влияние книги оказывают на человека?
10.
Дружба
бескорыстные
личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии,
искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях Обязательными
признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Настоящий друг – человек, близкий по духу, по убеждениям,
на которого можно во всем положиться;
В чём
заключается настоящая дружба? В чём основа настоящей дружбы? Что может
разрушить дружбу? Какими качествами должен обладать настоящий друг? Какими
качествами обладает настоящий друг? Какого человека можно назвать настоящим
другом? Кого можно считать настоящим другом? Каким должен быть настоящий
друг?
11.
Доброта
проявление
искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает
нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.
В чём
может проявляться доброта? Что значит быть добрым? Какого человека
можно считать добрым? Какие поступки характеризуют доброго человека?
12.
Жизненные
ценности
набор
крайне важных для человека аспектов, которые служат эталонами в его жизни и
определяют его действия. Для кого-то важны материальные ценности: деньги,
предметы роскоши, власть. А для других приоритетное место имеют духовные
ценности: долг, честь, патриотизм, здоровье, творческое саморазвитие.
Что
такое жизненные ценности? Что в жизни человека по-настоящему важно? Какие
жизненные ценности наиболее важны в жизни человека? Какими должны быть
жизненные ценности? Какие жизненные ценности формируются в детстве?
13.
Забота о
людях
внимание, поддержка, оказание помощи, защита.
Что
значит проявлять заботу о людях?
14.
Зависть
чувство досады и
разочарования, которое связано с собственными неудачами или малыми
достижениями в сравнении с другими людьми.
Чем
опасна зависть?
15.
Красота
совершенство,
гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у
наблюдателя эстетическое наслаждение.
Какое
значение в жизни человека имеет красота? Что даёт человеку красота?
16.
Любовь
чувство
глубокой привязанности к человеку, проявляющееся в желании всегда находиться
рядом с тем, кого любишь, думать и заботиться о нем.
Что такое
настоящая любовь?
17.
Любовь к
жизни
наслаждение каждым прожитым днем, закрывая глаза на
все проблемы и неудачи.
Что
значит любить жизнь?
18.
Любовь к
родителям
глубокая
привязанность, способность поддержать, найти тёплое, душевное слово,
поблагодарить за то, что они для нас делают.
Как
нужно относиться к родителям?
19.
Материнская
любовь
самая сильная, постоянная и бескорыстная, наиболее
священная изо всех эмоциональных связей.
Как
проявляется материнская любовь? В чём проявляется материнская любовь? Почему
в жизни человека важна мама?
20.
Мечта
заветное
желание, созданное воображением, исполнение
которого часто сулит счастье.
Что даёт
человеку мечта?
21.
Настоящее
искусство
искусство
– это образное осмысление действительности, выражение мира в художественном
образе. Произведения настоящего искусства побуждают думать и чувствовать,
влияют на состояние человеческой души.
Каковы
признаки настоящего искусства? В чём ценность настоящего искусства? Что даёт
людям настоящее искусство? Почему необходимо ценить произведения искусства?
Для чего людям нужны произведения искусства?
22.
Настоящий
друг
близкий,
преданный человек, на которого можно положиться в любой ситуации. Человек,
близкий по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться.
Какими
качествами должен обладать настоящий друг?
23.
Неуверенность
в себе
низкая
самооценка, отсутствие веры в себя, свои силы, свои возможности.
Как
влияет на поступки человека неуверенность в себе?
24.
Нравственные
ценности
этические идеалы,
общепринятые правила поведения, обусловленные человеческими принципами.
Как
характеризуют человека его нравственные ценности?
25.
Нравственный
выбор
ситуация,
в которой человеку приходится принимать или не принимать трудные для себя
решения во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и
убеждениями.
В чём
заключается нравственный выбор человека?
26.
Общее
дело
совместная работа, выполняемая командой, которая стремится к
хорошему результату.
Какое
общее дело было в годы войны у всех людей нашей страны?
27.
Ответственность
(за свои поступки)
необходимость
отвечать перед кем-либо за свои действия и поступки. Способность и
готовность человека отвечать за свои слова, поведение, принятые решения.
В чём
заключается ответственность за свои поступки? Что значит отвечать за
кого-нибудь?
28.
Память
сердца
запас
чувственных впечатлений, то, что оставило очень глубокий след в душе, запомнилось
навсегда.
Что называется памятью сердца?
29.
Понимание
постижение и осознание чужой проблемы.
Что
значит понять человека?
30.
Признать
свои ошибки
понять свою неправоту, признак мудрости.
Почему
важно уметь признавать свои ошибки?
31.
Прийти
на помощь
поддержать, протянуть руку помощи, прийти на подмогу.
Что
значит прийти на помощь?
32.
Прощение
помилование, извинение. Прощать – не
помнить о нанесенных обидах, извинять кого-то, не ставить ему в вину ошибки.
Нужно
ли уметь просить прощения?
33.
Проявлять
внимание к человеку
заботиться,
окружать вниманием, проявлять заботу.
Почему
важно проявлять внимание к людям?
34.
Решимость
отсутствие
боязни в принятии и осуществлении своих решений; смелость, твердость, непоколебимость.
В чём
заключается решимость человека?
35.
Сила
духа
деятельная
решимость человека идти к цели, преодолевая любые препятствия. Это его
высокая духовная, душевная стойкость. Сила духа складывается из
формирования воли, стойкости, упорства.
В чём
проявляется сила духа? Что значит быть сильным духом? Что помогает человеку
справиться с жизненными трудностями? Как в годы войны народ проявил силу
духа?
36.
Слава
почетная
известность, всеобщее уважение, признание заслуг, таланта.
Как
можно прославиться?
37.
Счастье
состояние
души человека, высшее удовлетворение жизнью.
Что
такое счастье? Когда человек чувствует себя счастливым? Что даёт человеку
ощущение счастья? Что может сделать человека счастливым?
38.
Творчество
создание
новых по замыслу культурных или материальных ценностей.
Что даёт
человеку творчество?
39.
Уважение
к человеку
признание достоинств личности.
Что
значит уважать человека?
40.
Фантазия
выдумка,
что-то неправдоподобное, невозможное.
Нужна ли
фантазия человеку? Зачем человеку нужна фантазия?
41.
Цель в
жизни
предмет
стремления, то, что надо, желательно осуществить.
Почему у
человека должна быть цель в жизни?
42.
Чудо
нечто небывалое, необычное, то, что вызывает
удивление.
Можно ли
делать чудеса своими руками?
Самые популярные понятия, встречающиеся на экзамене:
«
Авторитет»: Как завоевать авторитет?
«Бескорыстность»: Как характеризует человека бескорыстность?
«Благодарность»: Как характеризует умение быть благодарным?
«Взаимовыручка»: Почему нельзя бросать человека в беде?
«Взаимопонимание»: Что значит понять другого человека?
«Воображение»: Для чего человеку нужно воображение?
«Фантазия»: Нужна ли фантазия человеку? / Зачем человеку нужна фантазия?
«Внутренний мир человека»: Как раскрывается внутренний мир человека? / Как может раскрыться внутренний мир человека?/ Как поступки характеризуют внутренний мир человека?/ Что такое внутренний мир человека?
«Выбор»: Почему важно сделать правильный выбор?
«Драгоценные книги»: Как книги влияют на человека?/ Какое влияние книги оказывают на человека?
«Дружба»: Что самое ценное в дружбе? / В чем заключается настоящая дружба? /В чем основа настоящей дружбы? /Что лежит в основе настоящей дружбы? / Что может разрушить дружбу? / Какими качествами должен обладать настоящий друг? / Какими качествами обладает настоящий друг? / Какого человека можно назвать настоящим другом? / Кого можно считать настоящим другом? / Каким должен быть настоящий друг?
«Настоящий друг»: Какими качествами должен обладать настоящий друг?
«Доброта»: В чем проявляется доброта? / Что значит быть добрым? / Что значит быть добрым к людям? / Какого человека можно считать/назвать добрым? / Какие поступки характеризуют доброго человека?
«Жизненные ценности»: Что такое жизненные ценности? / Что в жизни человека по-настоящему важно? / Какие жизненные ценности наиболее важны в жизни человека? / Какими должны быть жизненные ценности? / Какие жизненные ценности формируются в детстве? / Какие жизненные ценности важны?
«Забота о людях»: Что значит проявлять заботу о людях?
«Зависть»: Чем опасна зависть?
«Красота»: Какое значение в жизни человека имеет красота? / Что дает человеку красота?
«Любовь»: Что такое настоящая любовь?
«Любовь к жизни»: Что значит любить жизнь?
«Любовь к родителям»: Как нужно относиться к родителям?
«Материнская любовь»: Как проявляется материнская любовь? / В чем проявляется сила материнской любви? / В чем проявляется материнская любовь? / Почему в жизни человека важна мама?
«Мечта»: Что дает человеку мечта?
«Настоящее искусство»: Каковы признаки настоящего искусства? / В чем ценность настоящего искусства? / Что дает людям настоящее искусство? / Почему необходимо ценить произведения искусства? / Для чего людям нужны произведения искусства?
«Неуверенность в себе»: Как влияет на поступки человека неуверенность в себе?
«Нравственные ценности»: Как характеризуют человека его нравственные ценности?
«Нравственный выбор человека»: В чем заключается нравственный выбор человека?
«Ответственность»: В чем заключается ответственность за свои поступки? / Что значит отвечать за кого-нибудь?
«Память сердца»: Что называется памятью сердца?
«Понимание»: Что значит понять человека?
«Признать свои ошибки»: Почему важно уметь признавать свои ошибки?
«Прийти на помощь»: Что значит прийти на помощь?
«Прощение»: Нужно ли уметь просить прощения?
«Проявлять внимание к человеку»: Почему важно проявлять внимание к людям?
«Решимость»: В чем заключается решимость человека?
«Общее дело»: Какое общее дело было в годы войны у всех людей нашей страны?
«Сила духа»: В чем проявляется сила духа? / Что значит быть сильным духом? / Что помогает человеку справиться с жизненными трудностями? / Как в годы войны народ проявил силу духа?
«Слава»: Как можно прославиться?
«Счастье»: Что такое счастье? / Когда человек чувствует себя счастливым? / Что дает человеку ощущение счастья? / Что может сделать человека счастливым?
«Смелость»: «Какого человека можно считать смелым?
«Творчество»: Что дает человеку творчество? / Каковы истоки творчества?
«Уважение к человеку»: Что значит уважать человека?
«Цель в жизни»: Почему у человека должна быть цель в жизни?
«Чудо»: Можно ли делать чудеса своими руками?
Обратите внимание на то, что определение понятия и комментарий к нему зависят от содержания текста!
№
Понятие
Варианты определения понятия
Материал для комментария
1
Внутренний мир человека (ВМ)
— это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, переживаний, представлений об окружающей действительности.
— ВМ каждого человека уникален.
— У кого-то ВМ яркий, насыщенный, богатый, а у кого-то скудный, ограниченный, примитивный, бедный.
— Люди с бедным ВМ зациклены только на себе, на собственных потребностях, они не способны к саморазвитию и созиданию.
— ВМ человека не всегда соответствует его внешнему облику. Вполне возможно, что за чьим-то суровым внешним видом скрывается тонкая натура, а внутри мягкого человека находится стальная воля.
— Познать ВМ другого человека можно по его увлечениям, творениям, предпочтениям в художественной литературе, музыке, кино и т.п.
— ВМ человека начинает формироваться ещё в детстве. Большое значение в духовном развитии ребёнка имеют игра, фантазия и вера в чудеса.
— ВМ человека отражается в его действиях и отношении к окружающим.
2
Выбор
— это решение, принятое человеком осознанно из предложенного множества вариантов.
— С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость.
— Человек делает выбор исходя из собственных вкусов и пристрастий, желаний, жизненных принципов.
— Нередко для совершения правильного выбора требуются усилия души и разума.
— Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто, поэтому не все знают, чем они будут заниматься, когда вырастут.
— На выбор жизненного пути влияет многое: семейные традиции, детские увлечения, круг общения, жизненные ценности.
— Родители, а также бабушки и дедушки не должны навязывать подростку собственную волю при выборе им будущей профессии, потому что это очень ответственный шаг и неверное принятие решения в дальнейшем может принести разочарование.
3
Доброта
— это душевное качество человека, которое выражается в заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им.
— это проявление любви, заботы, милосердия, сострадания ко всему живому.
— Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее.
— Доброта проявляется в хороших поступках, в стремлении помогать, не требуя благодарности, не ожидая поощрения. Добрый человек не нуждается в почестях.
— Совершив добрый поступок, человек ощущает себя сильным, нужным, полезным.
— В добром отношении к себе нуждаются не только люди, но и животные.
— Проявлением доброты может быть помощь людям, которые попали в сложные жизненные обстоятельства, забота о животных, участие в благотворительных акциях
— Каждый из нас может сделать мир лучше. Для этого просто нужно стать добрее ко всему живому, что тебя окружает.
— Доброта – это очень ценное качество, без которого мир бы жестоким и несправедливым, полным боли и страданий.
Добро
— это нечто положительное и полезное: действие или слово, которое можно противопоставить злу.
– это действия, которые направлены на благо.
— это все то, что приносит благо и не причиняет вред.
— Делать добро – главное условие счастливой жизни.
— У добра нет возраста, пола и национальности.
— Настоящее добро всегда бескорыстно.
— Пожертвовать деньги больному ребёнку, приютить бездомного котёнка, выручить друга, спасти попавшего в беду незнакомца – всё это проявление добра.
— Добро ассоциируется с любовью, отзывчивостью, заботой, чуткостью, милосердием, состраданием.
— Люди, делающие добро другим, постепенно вытесняют из мира зло.
4
Драгоценные книги (ДК)
— это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, эмоции, переносят в другой мир, закладывают основы нравственности, расширяют кругозор, развивают чувство прекрасного, помогают разобраться в себе.
— ДК способствуют формированию характера, жизненных ценностей человека.
— Благодаря ДК человек становится лучше.
— ДК дают человеку ответы на главные жизненные вопросы.
— ДК должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь.
— Впечатления, связанные с ДК, надолго остаются в памяти людей.
5
Дружба
— это близкие отношения между людьми, основанные прежде всего на понимании и поддержке.
— это близкие отношения между людьми, основанные на искренности, бескорыстии.
— это высшая нравственная ценность. Дружба основывается прежде всего на взаимопонимании, взаимопомощи и взаимоотдаче.
— это отношения, основанные на любви, понимании, равенстве, преданности. Дружба возможна не только между людьми, но и между человеком и животным.
— Настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать.
— Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации.
— Настоящий друг по достоинству оценит твои таланты и достижения и никогда не будет завидовать твоим успехам. И счастлив должен быть тот человек, который встретил в своей жизни настоящего друга.
— Если один из друзей отдаёт другому свою заботу и внимание, но взамен ничего не получает, то такая дружба будет недолговечной.
— Без дружбы человек чувствует себя одиноким, поэтому каждый мечтает, чтобы у него появился настоящий друг, который думает и чувствует так же, как и ты.
— Поэтому сохранить дружеские отношения просто необходимо, но, к сожалению, это удаётся не всегда. Что может разрушить дружбу? В дружбе, на мой взгляд, нет места лжи, эгоизму, предательству.
— Друг всегда защитит, успокоит, выручит. Поэтому роль друзей в жизни каждого человека огромна: они помогают преодолевать различные трудности.
— Друзья есть у многих. Но не каждый человек, называющий себя другом, является таковым. Ведь очень часто люди притворяются друзьями только ради собственной выгоды или достижения своих целей. Поэтому нужно уметь настоящих друзей отличать от ложных.
6
Жизненные ценности (ЖЦ)
— это то, что люди считают важным в своей жизни.
— это убеждения, принципы, ориентиры человека.
— ЖЦ формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни.
— ЖЦ определяют не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими.
— ЖЦ бывают материальные и духовные. Какие из них имеют большую значимость для человека?
— У каждого человека свои ЖЦ. Каждый человек сам решает, ради чего он живёт.
— У людей, принадлежащих к разным поколениям, ЖЦ могут отличаться, а это нередко приводит к конфликту.
7
Любовь
— это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому.
— это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви.
— Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, совершать смелые поступки и даже подвиги.
— Любовь заставляет человека смотреть на объект своей любви с восхищением.
— Любовь бывает взаимной и невзаимной.
8
Материнская любовь (МЛ)
— это самое прекрасное и сильное чувство на земле.
— это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать, защищать.
— МЛ многогранна, она проявляется в ласке, нежности, заботе, бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка, бесконечном терпении.
— Мама всегда поддержит своего ребёнка в хороших начинаниях, в трудную минуту придёт на помощь, простит ошибку и обиду, оградит от невзгод и сделает счастливым.
— МЛ не может быть незаметной.
— МЛ делает жизнь ребёнка полноценной и счастливой.
— К сожалению, дети не всегда могут оценить МЛ. Порой они относятся к матери жестоко и несправедливо. И осознание этого приходит к ним только лишь спустя годы вместе с чувством вины.
— Мы вспоминаем о матери в трудные моменты своей жизни, зовём её в надежде, что она откликнется и придёт на помощь.
— МЛ способны проявлять к своим детям не только люди, но и животные.
9
Настоящее искусство (НИ)
– это искусство, которое пробуждает в человеке сильные чувства и эмоции, заставляет задуматься о серьезных жизненных вопросах, способствует духовному обогащению.
— НИ подобно могучей силе, способной облагородить душу человека.
— НИ волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса.
— Произведения НИ являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям. Поэтому их необходимо беречь от уничтожения.
— НИ способно отвлечь человека от серой повседневности, доставить удовольствие, наполнить жизнь смыслом, помочь найти ключ к самому себе.
— У каждого человека свои предпочтения в искусстве: кто-то интересуется живописью, кто-то архитектурой, а кого-то увлекает музыка.
— НИ способно осчастливить человека. Главное — найти именно тот вид искусства, который будет отвечать вашим интересам и желаниям.
— Что может вдохновить творца? Что помогает ему создавать свои шедевры? В первую очередь порывы творчества в человеке будит природа.
— НИ заставляет людей сблизиться, забыться, почувствовать вечную красоту.
10
Неуверенность в себе
— это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности.
— это страх совершить какое-либо требующееся действие вследствие сомнений в своих силах, боязни сделать что-то «не так», оказаться «белой вороной» и потерпеть провал.
— Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.
— Неуверенность в себе очень мешает в жизни, она не даёт человеку добиться желаемого. Неуверенность в себе формируется ещё в детском возрасте. Одной из причин возникновения этой психологической проблемы является отсутствие поддержки и одобрения со стороны родителей. Поэтому взрослые всегда должны замечать старания своих детей, поощрять их и тем самым вселять уверенность в себе.
— Неуверенные в себе люди боятся раскрывать свою индивидуальность и постоянно ориентируются на окружающих, стремясь быть такими же, как они.
— Неуверенность в себе является результатом низкой самооценки и зависимости от чужого мнения, мешает людям отстаивать собственную точку зрения, сохранять индивидуальность, делает их одинаковыми, похожими друг на друга.
11
Нравственный выбор (НВ)
– это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос «Как поступить?»: пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять.
— Делая НВ, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни. По тому, что выбирает человек, можно судить о его моральном облике.
— Порой сделать НВ очень непросто, для этого требуются усилия души и разума.
— Совершая НВ в трудных ситуациях, нужно думать о последствиях своего поступка, прислушиваться к голосу совести и не терять человеческий облик.
— Делая нравственный выбор, одни люди руководствуются любовью к ближнему, голосом своего сердца, а другие — эгоизмом или малодушием. К сожалению, человек не всегда принимает правильное решение. Порой спустя годы ошибочный выбор заставляет людей сожалеть о содеянном. Неправильный нравственный выбор может отозваться в душе человека чувством вины, угрызениями совести и поздним раскаянием.
12
Сила духа (СД)
– одно из важных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально.
— СД складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее.
— СД заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды.
— Сильные духом люди они не боятся трудностей, поэтому всегда добиваются поставленной цели.
— Сильные духом люди являются примером для подражания. Они заслуживают уважение и восхищение.
13
Взаимовыручка
— это оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации.
— В основе взаимовыручки лежит принцип «ты — мне, я — тебе». Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия могут совершаться во благо.
— Каждый из нас может оказаться в ситуации, когда ему нужна помощь, когда он сам не может справиться со своими проблемами. В такие моменты очень важно, чтобы нашёлся человек, который протянет руку помощи. На этом держится мир.
— Взаимовыручка держится на готовности человека творить добро, помогать и поддерживать, на сострадании и милосердии.
— Однако не все помогают бескорыстно. Многим чужды благие намерения, и ими движет лишь собственная выгода.
14
Счастье
— это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью.
— Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье — это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится.
— У каждого человека свое представление о счастье. Одних людей счастливыми делают победы, других — материальные блага, третьих — близкие люди.