тема: Зачем люди отправляются в путешествие?
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
(Автор сочинения – Сонина Дарья Александровна)
тема: Выбор жизненного пути
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
-С давних времён люди задумывались над вопросом …
-Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….
-Как следует относиться к …?
-(ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).
-Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…
-Могу предположить, что …(тезис)
-Позволю себе высказать свою точку зрения
— В правильности такой точки зрения нас убеждает художественная литература.
— Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема …
— Правильность этой точки зрения можно доказать, обратившись к …
— Обратимся к произведениям художественной литературы
— За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
— Размышляя о …, нельзя не обратиться к произведению (название) (автор), в котором…
— Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
— Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.
— В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.
— Многие писатели рассуждали об этих вопросах в своих произведениях. Например, …
— Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.
— Не случайно многие писатели обращались к теме ( взаимоотношений между друзьями и т.п.) …
— Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …
— Вспомним произведение (название и ФИО автора) .
— Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …
— Автор повествует
— Автор описывает
— Писатель размышляет
— Писатель обращает наше внимание
— Писатель заостряет наше внимание
— Писатель акцентирует внимание читателя на
— Автор подчеркивает
— Писатель утверждает
— Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…
— Можно привести и другой пример.
— В качестве второго аргумента обратимся к произведению…
— Эта же тема рассматривается и в произведении…
— Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)
— Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.
— Также к теме (чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).
Можно привести и другой пример.
Выбор пути смелого юноши Данко, героя рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», определяет беззаветная любовь к людям. Ведя их из тьмы к свету, Данко преодолевает не только физические преграды:бездорожье, смрад, но и моральные: недовольство людей, их неверие в его силы. До конца верный своим убеждениям, герой рассказа освещает путь людям своим сердцем, вынутым из груди. (59)
— И в заключение мне хотелось бы сказать, что…
— Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что…
— Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:
— Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
— Обобщая сказанное, хочется сказать, что…
— Таким образом, можно сделать вывод: …
— Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…
— Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…
— В заключение хочется отметить…
— В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата)
— На мой взгляд, именно …
— Мне бы хотелось верить, что…
— Хотелось бы, чтобы люди задумались…
итого 237 слов!!
Рекомендации
Даша, ко всему прочему у Вас хороший переход между примерами,
Вы противопоставляете их, показывая разные цели путешествия двух персонажей.
Это очень хорошо! Будьте внимательны: во вступлении Вы указали, что «абсолютно все ожидают получить от путешествия новые эмоции и впечатления», но в случае с «Господином из Сан-Франциско» это опровергли. Не будьте так голословны, внимательно продумывайте композицию сочинения и подбирайте правильные выражения.
Работа, на мой взгляд, хорошая и достойная. Советую уделить внимание пунктуации (в частности, путаете вводные компоненты и члены предложения) и избегать речевых повторов. Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!
Форма проведения урока: урок-семинар.
Тип урока: урок развития речи.
Технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, ИКТ.
Основные цели урока: формирование у учащихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме и написанию сочинения. Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов.
На уроке используются современные технологии: проектные, личностно-ориентированные, проблемные, ИКТ. С целью развития познавательной активности и самостоятельности обучающихся используется их жизненный опыт.
Ребятам дается полная свобода в выражении своего мнения. А комментарий и выводы учителя помогают осознать и усвоить сложные моменты, учат вдумчивому чтению, умению разбираться в самих себе и окружающих их людях. Очень удачно подобрано и дифференцированное домашнее задание.
Эта работа поможет и в написании итогового сочинения, и сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку.
Оборудование: музыкальное сопровождение, распечатанный дидактический материал, презентация.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Организационный (мотивационный) этап
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Слово учителя. Слайд № 1.
Приветствие. Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок — семинар.
Система выставления отметок за этот урок накопительная: ответ — 1 балл. Итог вашей работы будет оцениваться дважды: устная работа по окончании урока, письменная работа по окончании написания сочинения дома. Все материалы к сочинению, которые вам необходимы, вы заносите в черновик сочинения — таблицу. Таблица представляет собой формат А4, с подобным вам предстоит работать на экзамене.
Объём вашего сочинения — 350 слов. Это формат А4 с двух сторон. Черновик-таблица имеет несколько частей: тема, вступление, основная часть,1 тезис, литературный аргумент; 2 тезис, литературный аргумент, заключение.
Актуализация личностного осмысления учащимися деятельности на уроке.
II. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока
Цель: мотивация учащихся.
Вспомним, какой вид деятельности представляет сочинение. Пожалуйста, прочитайте определение на слайде.
Какие направления тем сочинений нас ждут 2 декабря? Пожалуйста, прочитайте на слайде.
В ходе подготовки мы уже разрабатывали с вами подходы и писали сочинения к направлениям «Любовь», «Дом».
Слайд № 4.
Сегодня целью нашего урока является разработка подходов и отбор литературного материала к сочинению по направлению «Время». На мой взгляд, это направление наиболее трудное из всех предложенных, т. к. именно в нём проявляется метапредметный характер нашего сочинения. Чтобы хорошо написать данное сочинение необходимо знать не только художественную литературу, но и другие учебные предметы. Какие, на ваш взгляд?
Итак, мы работаем над темой сочинения «Человек и время в русской литературе».
Осмысление. Участие в формулировке темы урока, целей, задач.
Предполагаемый ответ: история, обществознание.
III. Актуализация знаний
Цель: проверка формирования теоретических знаний об алгоритме написания сочинения по литературе.
Слово учителя. Слайд № 5.
Вспомните, с чего мы начинаем работу над сочинением. Пожалуйста, прочитайте на слайде, из чего состоят 1 и 2 этапы алгоритма работы?
Чтение. Осмысление.
IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытия учащимися нового знания)
Цель: проверить имеющиеся знания учащихся и разработать пути подхода к теме.
Каждый из вас сегодня заберёт для дальнейшей подготовки к сочинению карту со словарными материалами. Пожалуйста, определим по ней лексическое значение слова «время». Из «Толкового словаря» Сергея Ивановича Ожегова мы узнаём, что исходя из количества лексических значений, слово «время» какое?
Пожалуйста, приведите пример употребления слова «время» в разных лексических значениях.
В значениях:
— форма материи;
— продолжительность;
— промежуток;
— момент;
— пора;
— период;
— эпоха;
— срок;
— грамматическая категория.
Работа со словарём: анализ, сравнение.
Пожалуйста, объясните, как вы понимаете смысл пословиц о времени.
Слово учителя. Слайд № 8.
Пожалуйста, объясните, как вы понимаете смысл афоризмов о времени.
Ознакомьтесь с пояснениями создателей экзамена. Как они поясняют содержание тем сочинений по направлению «Время»? Пожалуйста, прочитайте их на слайде.
Какие понятия мы будем раскрывать в своём сочинении?
Какое лексическое значение слова «время» мы будем раскрывать в своём сочинении?
Предполагаемый ответ: «Человек и время».
Предполагаемый ответ: «Эпоха. Период».
V. Включение нового знания в систему понятий учащихся
Цель: повторение и классификация изученного материала в заданном контексте и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Пожалуйста, послушайте стихотворение известного русского поэта Александра Кушнера «Времена не выбирают» в исполнении певца-барда Сергея Никитина.
Давайте поработаем с текстом этого стихотворения. Оно на ваших столах.
1). Почему поэт говорит, что «времена не выбирают, в них живут и умирают»?
2). Как вы понимаете значение слов «век железный»? Какой это троп?
3). Как вы понимаете значение слов «…время — кожа, а не платье, глубока его печать»? Какие это тропы?
4). Как вы понимаете строки «…время — это испытанье, не завидуй никому»? Как может время проверить человека?
1). Нет смысла ждать неких «лучших времен», которые, как правило, не наступают никогда, а появляются новые трудности уже новых.
Потому надо жить здесь и сейчас, ибо; прошлого уже нет, а будущее еще не наступило.
2). Каждое время несёт свои испытания. Эпитет.
3). Как человеку нельзя сменить кожу, так нельзя как платье сменить время. Метафоры.
Сделаем вывод из наших рассуждений:
Время проверяет наше право назваться Человеком.
Время проверяет нашу силу духа, способность любить, защищать те ценности, которые ты считаешь важными и необходимыми для твоего бытия. Эта мысль может стать предположительным тезисом нашего сочинения. Её можно записать в наш черновик.
Вспомним алгоритм работы над сочинением: что мы делаем после того, как сформулировали 1 тезис сочинения? Пожалуйста, прочитайте памятку по алгоритму работы над сочинением.
Слово учителя. Слайд № 15.
Продолжим работу по сбору материалов к нашему сочинению. В каких изученных нами произведениях речь идёт о людях, чью силу духа, стойкость проверяет время?
К уроку вы по группам перечитывали эти произведения.
Слово учителя. Слайды №16, 17, 18.
Послушаем краткую информационную справку о повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Сообщение подготовленного ученика.
Вспомним один из ключевых эпизодов повести с помощью фильма Александра Прошкина «Русский бунт».
О ком из героев повести мы можем сказать: «Они выдержали испытание временем»?
Просмотр видеосюжета.
Предположительные ответы учащихся: Пётр Гринёв, Маша Миронова, капитан Миронов, Василиса Егоровна, слуга Савельич.
ХХ столетие, «век-волкодав», как назвал его русский поэт Осип Эмильевич Мандельштам, принёс тяжелейшие испытания человечеству.
Одно из них — Великая Отечественная война. Это событие освещено в многочисленных художественных и публицистических произведениях. Одним из самых пронзительных, на мой взгляд, является рассказ «Судьба человека» Михаила Александровича Шолохова. Послушаем краткую информационную справку об этом рассказе.
Докажите, что Андрей Соколов достойно прошёл испытание временем.
Вспомним этот трогательный эпизод с помощью фильма «Судьба человека», режиссёром которого и исполнителем главной роли в котором является Сергей Бондарчук.
Предполагаемым антитезисом нашего сочинения может стать мысль, что не всякий человек может достойно пройти испытание временем.
Слайд № 23.
Вспомним роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Послушаем информационную справку.
Слово учителя. Слайд № 24.
В информационной справке мы услышали о кризисе общественного сознания, охватившем Россию 40-е годы 19 века. Это время правления императора Николая I, который вёл жесткую политику по отношению ко всякому проявлению инакомыслия. Сурово расправился с декабристами, ужесточил цензуру, резко сократил автономию университетов, создал 3 канцелярию — политического сыска, закрыл ряд прогрессивных журналов, запретил принимать крепостных крестьян в гимназии и университеты. Не случайно императора в народе называли «Николай Палкин», данный исторический период — «эпохой безвременья», а поколение людей, живших в это время, — «потерянным поколением». Отличительной чертой эпохи безвременья был тип человеческой личности, получивший в истории русской общественной мысли грустное название «лишний человек».
Прочитайте отрывок из предисловия со слов «Герой нашего времени….» (3, 4 абзацы).
Автор отмечает, что образ Печорина собирательный, составлен из пороков его поколения, и подобного современного человека он часто встречал.
Какие несчастья приносит Григорий Александрович Печорин окружающим?
Чтение учащихся.
Предположительные ответы учащихся: губит Бэлу, разрушает родственные отношения в чеченской семье, провоцирует на убийство Казбича, обижает Максим Максимовича, обманывает княжну Мери, убивает Грушницкого, мучает Веру.
Сделаем вывод: в «эпоху безвременья» Печорин, будучи человеком умным, сильным, талантливым, выбирает путь эгоиста, становится «лишним человеком», не проходит испытания временем. Но история знает и большое количество имён людей, живших в это же время и принёсших пользу всему человечеству: это и прогрессивный общественный деятель, публицист Александр Иванович Герцен, и русский математик, один из создателей неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения Николай Иванович Лобачевский, и русский хирург, и анатом, естествоиспытатель и педагог, основоположник русской военно-полевой анестезии Николай Иванович Пирогов и многие другие.
Выбирая литературный аргумент для нашего антитезиса, обратимся к произведению известного белорусского писателя Василя Быкова, послушаем информационное сообщение.
Слово учителя. Слайд № 28.
Как по-разному ведут себя в плену Сотников и Рыбак? Кто из них проходит испытание «бесчеловечными обстоятельствами»?
Жестокий выбор у Сотникова: лучше умереть человеком, чем жить скотиной. Сотников по натуре совсем не герой, и когда Смерть становится реальностью, но Сотников выбирает ее, прежде всего потому, что его моральная основа в таких обстоятельствах не позволяет ему сделать иначе. Сотников поступает как герой. Да, он не разгромил врага, но он остался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг, рассматривается его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые оказались свидетелями его последних минут.
Рыбак в первых частях книги показан нам хорошим партизаном. Но война, предъявляя свои жестокие требования, очень часто предлагала обстоятельства бесчеловечные. Автор связывает предательство с ничтожностью морально-этических представлений Рыбака, с низким развитием его духовного мира. У него оказался недостаточным человеческий, духовный потенциал, не хватило моральной силы, чтобы быть не только неплохим партизаном, но и до конца выстоять в трудных обстоятельствах, заплатив за это ценой своей жизни. Рыбаку это не под силу, потому что для него важнее было выжить, несмотря ни на что.
Слово учителя.
Давайте с помощью фильма Ларисы Шепитько «Восхождение» вспомним кульминационный момент повести.
Слово учителя. Слайд № 29.
Вернёмся к алгоритму написания сочинения.
Итак, мы рассмотрели ряд изученных литературных произведений, которые могут стать источниками аргументов для доказательства тезисов в нашем сочинении на тему «Человек и время в русской литературе».
Слайд № 30.
Тема испытаний человека во времена социальных потрясений, войн и разрушения вековых традиций освещается и в произведениях, которые нам еще предстоит изучить: это романы Булгакова, Шолохова, Пастернака, поэма Ахматовой, повесть Солженицына.
Просмотр видеосюжета.
VI. Самостоятельная работа с проверкой
Цель: первичный контроль над овладением техники написания сочинения.
Продолжим работу над черновиком сочинения. Вспомним, как строится итоговое сочинение по литературе.
Какие виды вступления больше подходят для нашего сочинения?
Слово учителя. Слайд № 33
Какие виды заключения можно использовать для нашего сочинения?
В заключение попробуйте из аргументов вывести новую мысль о ценности Времени, об ответственности человека за то, что происходит в его времени, о связи эпох.
Ответы учащихся.
VII. Проектирование дифференцированного домашнего задания
Слово учителя. Слайд № 34.
Задание базового уровня: написать сочинение на тему «Человек и время в русской литературе».
Задание повышенной сложности: написать сочинение на примерные темы направления «Время», рекомендованные ФИПИ:
1). Что значит родиться не в своё время?
2). Что значит жить, опережая время?
3). Что значит «быть с веком наравне»?
4). Как вы понимаете строки из Экклезиаста: «Время собирать камни и время разбрасывать их»?
5). Историческое время — стрела или вихрь (круг)?
6). Самый лучший завтрашний день не вернёт вчерашнего (китайская пословица).
7). Как ни долга ночь, а рассвет будет.
VIII. Рефлексия
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива.
Слово учителя. Слайд № 35.
Достигли ли мы цели урока, смогли ли решить все поставленные задачи? Пожалуйста, ответьте на вопросы рефлексии.
Учащиеся заканчивают высказывания:
1. Урок заставил меня задуматься о…
2. За урок я узнал/ вспомнил/ отработал навык…
3. Своей работой на уроке я доволен/ не доволен.
4. Чтобы следующий урок стал лучше, надо…
1 декабря выпускники напишут итоговое сочинение для допуска к ЕГЭ. Одиннадцатиклассникам предстоит порассуждать, опираясь на литературу, на одну из пяти предложенных тем. Они, кстати, станут известны на самом экзамене, до него можно ознакомиться только с направлениями. Писать работу юноши и девушки будут в своих школах. На сочинение (не менее 250 слов) отводится 3 часа 55 минут. Для тех, кто не получит «зачет» в декабре или кто не сможет прийти на сочинение по уважительной причине, предусмотрены резервные дни: 2 февраля и 4 мая 2022 года.
Рассказываем, какие направления предложил ФИПИ выпускникам в этом году, на что рекомендует обратить внимание эксперт и какие блоги в соцсетях помогут подготовиться к сочинению.
Какие направления встретятся
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Это направление посвящено путешествиям, приключениям литературных героев и теме дороги в искусстве. ФИПИ уточняет: можно писать о пути не только в прямом, но и в переносном смысле. Например, рассказать о духовных исканиях Андрея Болконского и Пьера Безухова из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Темы сочинений будут касаться опыта работы с технологическими новшествами и экологических проблем. Выпускники должны поразмышлять о влиянии прогресса на мир. Скорее всего, для этого направления подойдет современная публицистика: именно в ней отражены изменения в мире и актуальные проблемы.
3. Преступление и наказание — вечная тема
Это направление посвящено юбилею Ф. М. Достоевского. Ученикам нужно поразмышлять о «преступлении» и «наказании» как социальных явлениях. Важно проанализировать поступки человека с правовой и этической точек зрения. Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — лучший источник аргументов для этого направления.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Работая с этим направлением, можно рассказать о важных для вас произведениях искусства. Вы должны объяснить, что и почему вас впечатлило. Однако будьте внимательны: в качестве аргумента вы можете использовать только литературу. Даже если рассказываете о любимой опере, примеры должны быть взяты из художественных текстов, публицистики или из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Это направление посвящено юбилею Н. А. Некрасова. Выпускникам нужно размышлять о понятиях «гражданин» и «справедливость». Ученики должны подумать, что такое общественная справедливость, в чем личная ответственность гражданина и как можно устранить социальные пороки. Для аргументации позиции подойдет поэзия Н. А. Некрасова, а также философская и политическая литература.
Мы попросили прокомментировать направления и дать рекомендации по подготовке репетитора по русскому языку и литературе, магистра ЮФУ Татьяну Ивановну Иванчу.
Вот, что она сказала:
— На мой взгляд, направления изменились в лучшую сторону: стали менее абстрактными и более глубокими. Они поднимают интересные темы для размышления. Радует, что ребятам даётся больше свободы для творчества и самовыражения. Аргументация не ограничивается литературой, в этом году гораздо больше возможностей для опоры на жизненный опыт, четвертое направление тому подтверждение. Я не могу выделить самое «сложное» и «легкое» направление: все не самые простые и требуют глубокого осмысления. Сложность в том, что для некоторых тем у ребят не хватает должного жизненного опыта, об этом мы говорим каждый год. Но есть опыт читательский. Ко всем направлениям хорошо подходят произведения русской и зарубежной классики, в каждом из них можно найти темы, которые даются в итоговом сочинении. Возможно, возникнут сложности с третьим направлением, где темы будут связаны с технологиями и развитием, но, если постараться, то и их можно отыскать в классической литературе. Всем известные мировые антиутопии, произведения М. А. Булгакова тому подтверждение. Я рекомендую начинать готовиться сейчас: просмотреть предлагаемые списки литературы, выбрать для себя подходящие произведения и повторить их, ознакомиться с композицией сочинения. В идеале постараться написать работы по каждому из направлений, чтобы точно быть готовым к 1 декабря. В любом случае это интересный процесс, нужно воспринимать его не только как подготовку к очередному экзамену, но и как познание себя, самосовершенствование. Вам даётся возможность высказаться на такие темы, о которых вы, может быть, даже не задумывались. Вы сможете познакомиться с новыми интересными произведениями. Всё в ваших руках!
5 блогов, которые помогут подготовиться к сочинению
Сложно прочитать рекомендуемую литературу для каждого направления, особенно если вы не открывали книги класса с пятого. В таком случае стоит выбрать одно направление и разобрать его. Собрали Youtube-каналы и TikTok-аккаунты, в которых преподаватели приводят готовые аргументы и разбирают краткие содержания произведений.
Ляйсан Хутова на своем канале разбирает каждое направление итогового сочинения 2021/ 2022. Девушка делится советами и объясняет, какие произведения лучше использовать. Также преподавательница рассказывает о малоизвестных авторах коротких рассказов. Каждую неделю Ляйсан проводит прямые эфиры, на которых вместе с учениками пишет сочинения.
2) МОГУ.ЕГЭ
Екатерина Меняева рассказывает о каждом направлении итогового сочинения и приводит книги для аргументации. Самое полезное на канале — пересказ произведений: педагог обращает внимание на детали, которые понадобятся на сочинении. Также Екатерина приводит конкретные примеры тем.
3) Новый русский!
Галина (Николаевна), так девушка представляется в Инстаграме, разбирает структуру сочинения и поясняет критерии оценивания. Также репетитор рассказывает, как подобрать аргументы из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина ко всем направлениям. Когда времени до экзамена остается мало, универсальные небольшие произведения спасают выпускников.
4) Viktoria mood
Виктория рассказывает, что лучше прочитать для определенных тем и направлений. Однако она не пересказывает произведения, поэтому стоит начинать знакомиться с ними уже сейчас. Большой плюс канала — Виктория подробно разбирает направления и объясняет, как приводить аргументы.
5) Yan_ozhegov
Ян Ожегов, преподаватель в TikTok, разбирает короткие произведения и учит придумывать универсальные аргументы. Если совсем нет времени на чтение, короткие ролики вам помогут. Ян приводит готовые части сюжета под каждый тезис, что помогает быстро и легко запоминать сюжеты произведений.
Теперь, когда вы разобрались в направлениях и знаете, где искать аргументы, легко справитесь с подготовкой. Вы можете послушать краткие содержания и пересказы — это поможет. Если же прочитаете произведение полностью, будете готовы на все 100 и сможете успешно сдать другие экзамены.
Читайте про ИС также:
— Как прошло итоговое сочинение в прошлом году: 5uglov.ru/post/16757
— Что учителя по русскому языку и литературе думают об итоговом сочинении: 5uglov.ru/post/16753
— Ресурсы для подготовки к итоговому сочинению: 5uglov.ru/post/16505
Обычно его пишут в рамках итогового сочинения. Соответственно выразить свое мнение не достаточно, необходимо привести аргументы, добиться последовательности изложения, по возможности привести примеры из жизни и литературы. Желательно выстроить картину «хеппи-энда» и отразить картину происходящего в позитивном ключе. То есть не говорить о том, как плохо живется людям без цели в жизни, а писать, как хорошо живется цель имеющим. Хотя можно привести и контрастные примеры. Рекомендуемый объем – от 350 слов. Далее мы поговорим о том, как писать сочинение, какие аргументы использовать и приведем примеры готовых эссе.
Содержание:
Критерии оценки
Аргументы и примеры из литературы
Советы по написанию сочинения
Примеры сочинений
Заключение
Критерии оценки
Хорошее сочинение должно соответствовать критериям оценки. Ваша красноречивость и сильная авторская позиция не будут играть особой роли, если при проверке будет обнаружено несоответствие критериям. Если вы считаете, что цель в жизни не только не важна, но и вредна – не стоит писать об этом. Вы можете быть правы, с вами согласятся многие психологи. Но высокую оценку вы не получите. Поэтому в этом случае лицемерьте и пишите работу по всем правилам. А возможность высказать свое истинное мнение у вас еще будет, поверьте.
Согласно данным ФИПИ, критериями оценки итогового сочинения являются:
Соответствие теме.
Аргументация с привлечением литературного материала.
Композиция и логика рассуждения.
Качество письменной речи.
Грамотность.
Базовые критерии – первый и второй. Здесь выставляется зачет или незачет. Соответственно сочинение должно раскрывать тему, иметь коммуникативный замысел. В качестве аргументации важно использовать литературу, желательно ту, которую вы проходили в рамках школьной программы. Цитаты и примеры из литературных произведений необходимо приводить грамотно, как бы находя подтверждения ваших доводов в словах автора.
Без привлечения литературного материала сочинение писать нельзя.
Композиция и логика рассуждения – это фактически последовательность изложения, а также соотношение тезисов и доказательств.
Выдвинули тезис – приведите доказательства, подкрепите примерами.
Под качеством речевого оформления понимается разнообразие лексики. Старайтесь избегать штампов, использовать уместные термины. Не уверены в трактовке – не используйте.
Что же касается грамотности, то незачет выставляется в случае, когда грамматические ошибки затрудняют восприятие текста. Обычно допускается не более 5 ошибок на 100 слов. Советуем не использовать слова, в грамотности написания которых вы не уверены. Русский язык, как вы помните, богат, гибок и живописен – найдите синонимы.
Рейтинг ТОП-7 лучших онлайн школ
Перейти на сайт школы
Онлайн школа для подготовки к ЕГЭ по 4 предметам: русский, математика, английский, физика. Занятия проходят на современной IT-платформе, включающей видеосвязь, чат, тренажеры и банк задач.
Перейти на сайт школы
Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.
Перейти на сайт школы – Бесплатный пробный урок
Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.
Перейти на сайт школы – Бесплатный пробный урок
Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.
Перейти на сайт школы – Бесплатный пробный урок
Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.
Перейти на сайт школы
Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.
Перейти на сайт школы – Бесплатная регистрация
Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.
Аргументы и примеры из литературы
О недостижимых целях. Роман Р. Гальего «Белое на черном» подтверждает мысль о том, что нет непреодолимых препятствий. Главный герой болен, разлучен с матерью, проводит тяжелую и лишенную радостей жизнь. Но, несмотря ни на что, он продолжает учиться и не сдается, в итоге становится известным, признанным писателем. Кстати, роман автобиографический.
Великая цель. Она направлена на достижение блага не только для себя, но и для окружающих людей. При этом она не является утопией, а вполне реальна с точки зрения здравого смысла. Пример – повесть В. Аксенова «Коллеги», где три друга становятся врачами и, осознав важность своей жизни, получают возможность спасать жизни людей.
Отсутствие цели. Герои пьесы «На дне» Максима Горького не имеют цели в жизни. Они живут, руководствуясь насущными желаниями – выпить, поесть и так далее. Один из героев, кажется, хочет обрести цель и найти лечебницу, вернуться к прошлой (возможно вымышленной) славе и яркой жизни, но не находит в себе сил и в итоге вешается.
Цель не оправдывает средства. Азамат из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова хотел любыми способами заполучить коня Карагеза, принадлежащего Казбичу. Одержимый этим желанием, он вступает в сделку с Печориным и крадет ради этой затеи Бэлу. В результате он вынужден навсегда покинуть свой дом. Его поступок приводит к смерти Бэлы и разрушенной жизни Казбича, который одержимый горем убивает похищенную возлюбленную.
Истинные и ложные. Истинная цель помогает стать счастливым человеком, ложная делает человека несчастным или не приносит ему никакого удовлетворения. Так цели Печорина являются ложными – чего бы он страстно не желал, достигнутое не радует его. Он жалеет о том, что нарушил быт «честных контрабандистов», теряет интерес к любви Бэлы, убивает на дуэли Грушницкого.
Не пропустите: Как быстро подготовиться к экзамену: эффективные советы
Советы по написанию сочинения
Прежде всего, старайтесь добиться стройности повествования. В его основе должна лежать главная мысль и логика рассуждений. Обозначьте главную мысль в начале, например «Цель жизни важна для человека». Далее приведите доказательства: к чему приводит бесцельное существование и, наоборот, к чему приводит наличие осмысленных желаний. Подкрепите сказанное примерами из литературных произведений, приведите цитаты.
Что важно учесть в ходе написания:
Четко формулируйте мысли – в тексте не должно быть размытых формулировок.
Аргументируйте и подкрепляйте доказательствами каждый тезис, избегайте доводов.
Не идите вразрез с общественным мнением, не используйте сарказм.
Используйте минимум 2 примера из литературы.
Выражайте свою позицию и соотносите ее с позицией авторов произведений.
Перечитывайте написанное – это поможет избежать ошибок.
Следите за объемом сочинения, оно должно включать в себя порядка 350 слов.
Не используйте термины, в трактовке которых вы до конца не уверены.
Не используйте цитаты и произведения, в именах авторов и героев которых есть сомнения.
Очень важно, чтобы вы могли опираться на литературную базу. Обычно направление, по которому будет писаться итоговое сочинение, известно задолго до самого экзамена.
Не ленитесь искать как можно больше подходящих примеров и заучивать некоторые цитаты. Практика показывает, что один и тот же пример из литературного произведения можно использовать в сочинении на любую тему из заданного направления. Потому чем более широкой будет ваша литературная база – тем лучше.
Примеры сочинений
Вариант 1. Почему важно иметь цель в жизни?
Иметь цель в жизни – значит понимать, чего ты действительно хочешь добиться. Бесцельное существование приводит к отсутствию стремлений, а иногда и к отсутствию желаний. Человек не понимает, чего он действительно хочет достичь. Он «мечется», быстро теряет интерес к тому, чем занимается. Он выбирает работу, которую потом ненавидит. Он теряет время и в итоге остается у «разбитого корыта», понимая, что его жизнь прошла зря.
Страшнее отсутствие цели в жизни – постановка ложных целей, которые не приносят счастья ни человеку, ни окружающим его людям.
Яркий пример тому – герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» прапорщик Григорий Печорин. Его цели оказываются спонтанными и больше походят на импульсивные желания.
Он разрушает жизнь Бэлы, получив ее расположение и остыв к ней. Он разрушает жизнь жителей Тамани, вынуждая девушку бросить слепого мальчика, о судьбе которого остается только догадываться. Печорин даже понимает это, говоря: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?». При этом удовлетворения при достижении поставленных целей он не находит ни в одной из ситуаций.
Цели Григория не только ложные – они причиняют боль окружающим его людям. Такая же цель, но уже не ложная, была у брата Бэлы – Азамата. Во что бы то ни стало, он хотел заполучить коня Казбича, которого Печорин пообещал достать ему в обмен на Бэлу. Азамат был так одержим своим желанием, что не думал о последствиях. В результате он получил коня, но был вынужден навсегда покинуть семью. Отчасти и по его вине от рук Казбича погибает Бэла – очевидно, что кражей коня он был раздосадован больше, чем невозможностью жениться на любимой девушке.
И совсем другой пример мы видим в повести В. Аксенова «Коллеги». Здесь три героя, три молодых врача, сначала даже не осознают цели своей жизни. До тех пор, пока один из главных героев, Александр Зеленин, не получает серьезное ранение. Тогда друзьям удается вырвать его из лап смерти, и они понимают, насколько важной и благородной является их работа – спасать жизни других людей. Она и становится их целью жизни.
Мне кажется, что человек должен найти великую цель – направленную на созидание. Ту, которая делает лучше его жизнь и жизнь окружающих его людей. При этом не так важно, будет ли она глобальной. Возможно, я никогда не смогу стать президентом или миллиардером, чтобы менять жизни тысячи людей в лучшую сторону. Но я смогу стать врачом и быть в состоянии спасти десятки жизней. Моя цель будет благородной, я буду ощущать ее ценность для других людей и самого себя. Я буду по-настоящему счастлив.
Вариант 2. Почему важна цель в жизни?
Ф. М. Достоевский писал: «Жизнь задыхается без цели». И это действительно так. Вокруг мы видим множество людей, которые бесцельно проводят свою жизнь. Они ничего не хотят, кроме просмотра сериалов в выходные. Ни к чему не стремятся, кроме как к приобретению новой машины в кредит. Цель делает человека лучше, его мысли – добрее и чище. Конечно, в том случае, если она направлена на созидание и развитие, не приносит вреда человеку и окружающим его людям.
Не пропустите: Сочинение на тему: «Зачем я изучаю русский язык?»
Цель не оправдывает средства. Насколько бы много она не значила для человека, и насколько бы благой не была в итоге. Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников был одержим идеей убийства старухи-процентщицы. С одной стороны его цель была благой – он хотел раздать ее деньги нуждающимся. Но достигалась она мерзким путем – убийством. Мерзость этой цели породила в голове Раскольникова безумную теорию о «тварях дрожащих и право имеющих». Эта цель разрушала жизнь Родиона, который был погружен в раскаяния и попросту не мог жить нормально, пока не нашел смысл в Боге.
Хотя мне не кажется, что цель и смысл жизни стоит отождествлять между собой. Смысл жизни в самой жизни, а цель задает вектор нашего движения, направляет жизнь в нужное русло. Она заставляет нас действовать, когда руки опускаются.
Достаточно вспомнить Алексея Мересьева из «Повести о настоящем человеке» Б. Н. Полевого. Летчик получает серьезные травмы, в результате которых ему ампутируют ноги. Он считает, что его жизнь кончена – он больше никогда не сможет летать, а любимая женщина выйдет за него замуж только из жалости. Но его цель настолько важна для него, что он не опускает рук – верит в себя до конца, тренируется и в итоге достигает желания. Преодолевая боль, Мересьев тренировался ходить на протезах. В результате он смог летать и во время первого полета не смог сдержать слез. Командир, который только после полета узнал, что у Алексея нет ног, сказал ему: «Ты сам не знаешь, какой ты замечательный человек!».
Правильно выбранная цель – это основа счастливой жизни. Когда мы задаем для нее правильный вектор, то занимаемся любимым делом и любим все, что нас окружает. Мы счастливы, когда делаем то, чего по-настоящему ходим, и когда счастливы окружающие нас люди. Я выбрал цель, которая изменит в лучшую сторону не только мою жизнь, но и жизнь сотен людей. Я хочу стать учителем. Для меня будет счастьем понимать, что отчасти и в моих руках судьбы сотен детей – сотен маленьких личностей. И я сделаю все возможное, чтобы добиться поставленной целей и стать Учителем с большой буквы.
Заключение
Если вы хотите получить высокую оценку на экзамене, то заранее запомните критерии оценки. Они просты и логичны. Но даже успешные ученики часто увлекаются рассуждением и забывают подкрепить свои мысли примерами из литературных произведений. Результат – незачет. Будьте внимательны и старайтесь не идти вразрез с общественным мнением. Обязательно говорите о том, что цель в жизни нужна и важна. В противном случае вы рискуете попасть в немилость и получить «незачет» по результатам экзамена.
ÐÐ»Ñ Ð½Ð°Ð¿Ð¸ÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ñогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ 1 декабÑÑ Ð·Ð° паÑÑÑ ÑÑдÑÑ 7762 молодÑÑ Ð»Ñдей, в Ñом ÑиÑле вÑпÑÑкники пÑоÑлÑÑ Ð»ÐµÑ, Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ð¿Ð¸ÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ñогового Ð¸Ð·Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ â 219 обÑÑаÑÑÐ¸Ñ ÑÑ 11-Ñ ÐºÐ»Ð°ÑÑов, ÑообÑÐ°ÐµÑ Ð¯Ð¡ÐРпÑеÑÑ-ÑлÑжба ÐинобÑнаÑки ЯкÑÑии.
Ðапомним, ÑÑо иÑоговое ÑоÑинение (изложение) ÑвлÑеÑÑÑ ÑÑловием допÑÑка к гоÑÑдаÑÑÑвенной иÑоговой аÑÑеÑÑаÑии по обÑазоваÑелÑнÑм пÑогÑаммам ÑÑеднего обÑего обÑазованиÑ. ÐÑоговое ÑоÑинение (изложение) оÑениваеÑÑÑ Ð¿Ð¾ ÑиÑÑеме «заÑÑÑ/незаÑÑÑ». ÐÑоговое ÑоÑинение (изложение) как допÑÑк к ÐÐÐ â беÑÑÑоÑно.
РезÑлÑÑÐ°Ñ Ð¸Ñогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ°Ðº ÑоÑма индивидÑалÑнÑÑ Ð´Ð¾ÑÑижений абиÑÑÑиенÑа Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð¸ÑполÑзован пÑи пÑиеме в обÑазоваÑелÑнÑе оÑганизаÑии вÑÑÑего обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ пÑогÑаммам бакалавÑиаÑа и пÑогÑаммам ÑпеÑиалиÑеÑа (еÑли вÑз Ñакое ÑеÑение пÑинÑл). Ð ÑÑом ÑлÑÑае ÑезÑлÑÑÐ°Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑелен в ÑеÑение ÑеÑÑÑÐµÑ Ð»ÐµÑ, ÑледÑÑÑÐ¸Ñ Ð·Ð° годом напиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ñакого ÑоÑинениÑ.
Ð¢ÐµÐ¼Ñ Ð¸Ñогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±ÑдÑÑ ÑвÑÐ·Ð°Ð½Ñ Ñ Ð¾Ð±ÑÑвленнÑми еÑе в наÑале 2021-2022 ÑÑебного года 5 оÑкÑÑÑÑми напÑавлениÑми:
1. Человек пÑÑеÑеÑÑвÑÑÑий: доÑога в жизни Ñеловека.
2. ЦивилизаÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ â ÑпаÑение, вÑзов или ÑÑагедиÑ?
3. ÐÑеÑÑÑпление и наказание â веÑÐ½Ð°Ñ Ñема.
4. Ðнига (мÑзÑка, ÑпекÑаклÑ, ÑилÑм) â пÑо менÑ.
5. ÐÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð° Ð ÑÑи жиÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑо? â вопÑÐ¾Ñ Ð³Ñажданина.
ÐаннÑе ÑемаÑиÑеÑкие напÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¼ÐµÐ½ÑаÑиÑми можно найÑи на ÑайÑе ФедеÑалÑного инÑÑиÑÑÑа педагогиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÑений (ФÐÐÐ) https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie.
РпÑеддвеÑии Ð´Ð½Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ñогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ (изложениÑ) Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñили Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð½Ð½Ð°Ð´ÑаÑиклаÑÑниками и Ñзнали, как они гоÑовилиÑÑ Ðº Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑобÑÑиÑ.
УÑеник 11 клаÑÑа РеÑпÑбликанÑкого лиÑеÑ-инÑеÑнаÑа СÑепан Ðебедев оÑмеÑил, ÑÑо они наÑали подгоÑÐ¾Ð²ÐºÑ Ðº иÑÐ¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ð¼Ñ ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÑе в 10 клаÑÑе: «Ðомимо ÑколÑной пÑогÑаммÑ, Ð¼Ñ ÑиÑали пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð°ÑÑбежнÑÑ Ð°Ð²ÑоÑов, ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ , как Ðен ÐÑ, Ð Ñй ÐÑÑдбеÑи, УилÑÑм Ðолдинг⦠и пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑовÑеменнÑÑ ÑÑÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¸ÑаÑелей: Ð. ÐелпÑина, Ð. ÐÑÑпина и Ð. Ð Ñбиной и дÑÑÐ³Ð¸Ñ . Ðне близки ÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾ напÑавлениÑм «Человек пÑÑеÑеÑÑвÑÑÑий: доÑога в жизни Ñеловека» и «Ðнига (мÑзÑка, ÑпекÑаклÑ, ÑилÑм) пÑо менÑ». Ðогда пиÑали пÑобное иÑоговое ÑоÑинение, Ñ Ð²ÑбÑал ÑÐµÐ¼Ñ Â«Ðак мÑзÑка влиÑÐµÑ Ð½Ð° Ñеловека» и полÑÑил «заÑеÑ». ÐÑзÑка игÑÐ°ÐµÑ Ð¾Ð³ÑомнÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð² наÑей жизни, обоÑÑÑÑÐµÑ Ð´ÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ðµ ÑоÑÑоÑние, ÑаÑкÑÑÐ²Ð°Ñ ÑмоÑии, ÑÑвÑÑва, и заÑÑÐ¶Ð°ÐµÑ ÑнеÑгией. Я Ñ Ð¾ÑÑ ÑвÑзаÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ñ Ð¸ÑÑоÑией, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ñ Ð¾ÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑпиÑÑ Ð² ÐÐФУ или СÐÐÐУ».
ÐнаÑÑаÑÐ¸Ñ ÐндÑеева, ÑÑениÑа 11 клаÑÑа ÑÑой же ÑколÑ, не ÑкÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ñвоего волнениÑ. Ðо она ÑвеÑена, ÑÑо вÑе полÑÑÐ°Ñ Â«Ð·Ð°ÑеÑ», Ñак как к подгоÑовке к иÑÐ¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ð¼Ñ ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ñли Ñо вÑей ÑеÑÑезноÑÑÑÑ: «Ðне близки ÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾ вÑоÑÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ â âЦивилизаÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ â ÑпаÑение, вÑзов или ÑÑагедиÑ?â ÐÑи ÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»ÑÑÑ Ð·Ð°Ð´ÑмаÑÑÑÑ Ð¾ âплÑÑÐ°Ñ â и âминÑÑÐ°Ñ â ÑивилизаÑионного пÑоÑеÑÑа, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¼Ñ Ð¶Ð¸Ð²ÐµÐ¼ в 21 веке. Я пÑоÑиÑала много пÑоизведений на ÑÑи ÑемÑ. Ðне болÑÑе вÑего понÑавилиÑÑ ÑаÑÑÐºÐ°Ð·Ñ Ð .ÐÑÑдбеÑÑи âУлÑбкаâ, âРгÑÑнÑл гÑомâ, âÐелÑдâ. ÐоÑле ÑÐºÐ¾Ð»Ñ Ñ Ð¿Ð»Ð°Ð½Ð¸ÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑпиÑÑ Ð² ÐÐФУ или СÐÐÐУ на ÑакÑлÑÑÐµÑ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð¸ÐºÐ¸. ÐÐ¾Ñ Ð¼ÐµÑÑа â ÑÑаÑÑ ÑÑиÑелемâ.
ÐоÑовÑÑÑÑ Ð¿Ð¸ÑаÑÑ Ð¸Ñоговое ÑоÑинение и обÑÑаÑÑиеÑÑ Ð ÐµÑпÑбликанÑкой ÑпеÑиалÑной (коÑÑекÑионной) ÑколÑ-инÑеÑнаÑ. Ðанил ÐакÑимов, обÑÑаÑÑийÑÑ 12 «Ð» клаÑÑа  Ñказал, ÑÑо давно изÑÑÐ°ÐµÑ Ð¼Ð°ÑеÑÐ¸Ð°Ð»Ñ Ð¾Ð± иÑоговом ÑоÑинении: «Я давно изÑÑÐ°Ñ Ð¼Ð°ÑеÑÐ¸Ð°Ð»Ñ Ð¾Ð± иÑоговом ÑоÑинении и вÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ñ Ð²Ñемени пиÑÑ ÑоÑинениÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿ÑовеÑиÑÑ ÑебÑ. ЧиÑÐ°Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑÑÑÑÑ. ÐÐ»Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð±Ð»Ð¸Ð·ÐºÐ¾ вÑоÑое напÑавление â «Человек пÑÑеÑеÑÑвÑÑÑий: доÑога в жизни Ñеловека». Я Ñ Ð¾ÑÑ ÑвÑзаÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ñ Ð¶ÑÑналиÑÑикой или ÑÑаÑÑ ÑÑенаÑиÑÑом». Ð ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ ÐÑимов, обÑÑаÑÑийÑÑ 12 «а» клаÑÑа, бÑÐ´ÐµÑ ÑдаваÑÑ Ð¸Ñоговое изложение, Ñак как он вÑбÑал Ñкзамен в ÑоÑме гоÑÑдаÑÑÑвенного вÑпÑÑкного Ñкзамена (ÐÐÐ): «ÐÑ Ð¿Ð¸Ñем ÑазнÑе ÑекÑÑÑ Ð¸ ÑоÑÑавлÑем план изложениÑ. Ðне близка Ñема о живоÑнÑÑ (ÑекÑÑÑ Ð¸Ð·Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ð¹ о живоÑнÑÑ ). Я планиÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑпиÑÑ Ð² СÐФУ, Ñ Ð¾ÑÑ ÑÑаÑÑ ÑÑенеÑом по ÑаÑкамâ.
ÐÑпÑÑкники ÐкÑпеÑименÑалÑной ÑколÑ-инÑеÑÐ½Ð°Ñ Â«ÐÑкÑика» Ñоже ÑеÑÑезно гоÑовÑÑÑÑ Ðº иÑÐ¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ð¼Ñ ÑоÑинениÑ. ÐÑина ÐÐ¸Ñ Ð°Ð¹Ð»Ð¾Ð²Ð° обознаÑила Ð´Ð»Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð²ÑоÑое напÑавление и ÑÑала иÑкаÑÑ Ð¿ÑоизведениÑ, коÑоÑÑе нÑÐ¶Ð½Ñ Ð´Ð»Ñ Ð°ÑгÑменÑаÑии Ð´Ð»Ñ ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑавлениÑ: «Ðне близки ÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Â«Ð§ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐº пÑÑеÑеÑÑвÑÑÑий: доÑога в жизни Ñеловека». ЧÑо Ñеловек иÑÐµÑ Ð² пÑÑеÑеÑÑвиÑÑ ? Ðак пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ ÑазвиваÑÑ Ð»Ð¸ÑноÑÑÑ? Ðо даннÑм Ñемам Ñ Ð½Ð°Ð¿Ð¸Ñала неÑколÑко ÑоÑинений, пÑоÑиÑала много пÑоизведений из ÑÑÑÑкой лиÑеÑаÑÑÑÑ XIX векаâ. ÐÑина планиÑÑÐµÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑпиÑÑ Ð½Ð° ÑÑидиÑеÑкий ÑакÑлÑÑÐµÑ ÐазанÑкого ÑÑидиÑеÑкого инÑÑиÑÑÑа ÐÐРРоÑÑии.  РÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾ÑеÑÐµÐ´Ñ Ð¡Ñепан СивÑев, ÑÑеник 11 «а» клаÑÑа, говоÑиÑ: âÐÑи подгоÑовке к иÑÐ¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ð¼Ñ ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ ÑмоÑÑел видеоÑÑоки, много гоÑовилÑÑ Ñам и на конÑÑлÑÑаÑиÑÑ Ñ ÑÑиÑелем. Я Ð±Ñ Ñ Ð¾Ñел вÑбÑаÑÑ Ð½Ð°Ð¿Ñавление «ÐÑеÑÑÑпление и наказание â веÑÐ½Ð°Ñ Ñема». Ðа даннÑй Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ Ñ ÐµÑÑ Ð½Ðµ вÑбÑал ÑÑебное заведение, но Ñ Ð¾ÑÑ Ð² бÑдÑÑем ÑÑаÑÑ Ð³ÑаÑиÑеÑким Ñ Ñдожникомâ.
ÐÑполнÑÑÑÐ°Ñ Ð¾Ð±ÑзанноÑÑи миниÑÑÑа обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ наÑки РеÑпÑблики Ð¡Ð°Ñ Ð° (ЯкÑÑиÑ) ÐÑина ÐÑбимова Ð¶ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð²Ñем ÑÑаÑÑникам ÑÑпеÑной ÑдаÑи иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ (изложениÑ) и завеÑила, ÑÑо в меÑÑÐ°Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ñогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ (изложениÑ) бÑдÑÑ ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ñ Ð²Ñе Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñе ÑÑловиÑ:
â ÐÑоговое ÑоÑинение ноÑÐ¸Ñ Ð½Ð°Ð´Ð¿ÑедмеÑнÑй Ñ Ð°ÑакÑеÑ. ÐÑли ÑÑаÑÑник ÑÐ¼ÐµÐµÑ ÑаÑÑÑждаÑÑ Ð¿Ð¾ вÑбÑанной Ñеме, доказÑваÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑиÑ, ÑоÑмÑлиÑоваÑÑ Ð°ÑгÑменÑÑ Ð¸ подкÑеплÑÑÑ Ð¸Ñ Ð¿ÑимеÑами из лиÑеÑаÑÑÑного маÑеÑиала, плÑÑ- вÑдеÑÐ¶Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñй обÑем и напиÑÐµÑ ÑабоÑÑ ÑамоÑÑоÑÑелÑно, Ñо полÑÑÐ¸Ñ Â«Ð·Ð°ÑеÑ». Ðо иÑÐ¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ð¼Ñ Ð¸Ð·Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Â«Ð·Ð°ÑеÑа» ÑÑаÑÑÐ½Ð¸ÐºÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ напиÑаÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ñобное изложение, обеÑпеÑиÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñй обÑем и вÑполниÑÑ ÑабоÑÑ ÑамоÑÑоÑÑелÑно.
ÐÑакÑика пÑоÑлÑÑ Ð»ÐµÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваеÑ, ÑÑо в Ñ Ð¾Ð´Ðµ подгоÑовки к иÑÐ¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ð¼Ñ ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ (изложениÑ) обÑÑаÑÑиеÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко ÑаÑÑиÑÑÑÑ Ñвой кÑÑгозоÑ, но и пÑиобÑеÑаÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ñе навÑки, Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñе Ð´Ð»Ñ ÑÑпеÑной ÑдаÑи гоÑÑдаÑÑÑвеннÑÑ Ñкзаменов и в Ñелом Ð´Ð»Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸.
ÐÐ»Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ñогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ (изложениÑ) пÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ñ Ð²Ñе Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñе оÑганизаÑионнÑе ÑабоÑÑ. ÐÑобое внимание обÑаÑаеÑÑÑ Ð½Ð° Ñо, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑÑаÑÑники пиÑали иÑоговое ÑоÑинение (изложение) в безопаÑнÑÑ ÑаниÑаÑно-ÑпидемиологиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÑловиÑÑ . ÐаканÑне вÑе ÑколÑнÑе аÑдиÑоÑии бÑдÑÑ Ð¾Ð±ÑабоÑÐ°Ð½Ñ ÑпеÑиалÑнÑми дезинÑиÑиÑÑÑÑими ÑÑедÑÑвами. ÐÑи пÑоведении меÑопÑиÑÑÐ¸Ñ Ð±ÑдÑÑ ÑоблÑÐ´ÐµÐ½Ñ Ð²Ñе меÑÑ Ð¿ÑоÑилакÑики в ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÑекомендаÑиÑми РоÑпоÑÑебнадзоÑа.
Я Ð¶ÐµÐ»Ð°Ñ Ð²Ñем ÑÑаÑÑникам иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ (изложениÑ) ÑÑÐ¿ÐµÑ Ð° и поддеÑжки Ð¾Ñ ÑамÑÑ Ð±Ð»Ð¸Ð·ÐºÐ¸Ñ Ð¸ ÑоднÑÑ Ð»Ñдей. ÐаÑÑÑойÑеÑÑ Ð½Ð° Ñо, ÑÑо Ñ Ð²Ð°Ñ Ð²Ñе полÑÑиÑÑÑ. ÐÑдÑÑе ÑÐ¿Ð¾ÐºÐ¾Ð¹Ð½Ñ Ð¸ ÑвеÑÐµÐ½Ñ Ð² ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸ÑÑ Ð¸ ÑмениÑÑ Â».
Чай и коÑе
ÐлекÑÑоÑоваÑÑ Ð¸ инÑÑÑÑменÑÑ
Ðниги и ÑÑебники издаÑелÑÑÑва «Ðйаѻ
СпоÑоб оплаÑÑ: ÐанковÑкие каÑÑÑ
СпоÑоб оплаÑÑ: Ðнлайн-кÑедиÑование
СлÑжба доÑÑавки: ÐоÑÑа РоÑÑии
ÐеÑÑо оÑгÑÑзки: г. ЯкÑÑÑк
ЯкÑÑÑкое-Ð¡Ð°Ñ Ð° ÐнÑоÑмаÑионное ÐгенÑÑÑво бÑло Ñоздано 31 авгÑÑÑа 1991 года ÑеÑением ÐеÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾ СовеÑа и СовеÑа ÐиниÑÑÑов ЯÐССРи заÑегиÑÑÑиÑовано ÐеÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ñм СовеÑом ЯÐССР.