Чтение ведической сказки катхи по субботам

Как работает аскезана исполнение желания?аскеза это добровольное ограничение, которое помогает нам достигать целей. разберем виды аскез и начнем следовать

Как работает аскеза

на исполнение желания?
Аскеза
– это добровольное ограничение, которое помогает нам достигать целей. Разберем виды аскез и начнем следовать глобальной цели.

Vedic Guru, эксперт по эзотерике и энергетическим практикам

«Я выхожу замуж за прекрасного мужчину»! Именно такое желание я настойчиво писала и проговаривала в 2021 году. Парня у меня на тот момент не было, из развлечений «дом-работа-дача», круг знакомств чисто женский или офисный. В общем, задачку Вселенной задала сложную!

Для ускорения, а еще, чтобы показать серьезность моего намерения, решила я взять аскезу на исполнение желания. Об аскезах, обетах я читала давно, серьезно интересовалась ими, но не практиковала. Узнавала, что это и какие есть женские аскезы

из ведических книг.

Для замужества я решила взять сразу два обета! Первый — чтение ведической сказки, катхи Венере по пятницам. Эта аскеза для женщины

очень подходит, поскольку гармонизирует семейное счастье, привлекает желанного и подходящего партнера (не абы кого!), укрепляет отношения. Срок этой аскезы — столько пятниц, сколько вам лет + 1.

Второй мой обет — отказ от кофе до конца 2021 года. Для меня это оооочень сложно! Мимо кофе пройти не могу, без него не просыпаюсь и не могу работать.

Забегая вперед, скажу, аскезу с чтением катхи я выдержала, с кофе — сорвалась и начала снова. Но…. самое главное — в декабре 2017 года я вышла замуж за отличного парня, которого перевели работать в наш филиал. Как специально для меня☺ Все, как по заказу)

Ну а теперь для тех, кто имеет серьезные желания, расскажу все в подробностях…

Что такое аскеза

В истории развития любой культуры можно найти яркие примеры подвижничества, изменившие представление людей об истинных ценностях. Настоящие аскеты, искренне верящие в то, что телесные и моральные воздержания приближают их к божественной сути, всегда имели много последователей, однако всеобщее признание не изменяло их образа жизни.

Итак, что такое аскеза? В определении этого понятия заложена суть добровольного договора человека с самим собой о том, что отныне его жизнь будет подчинена другим идеалам. Никакие внешние условия, в том числе и поклонение окружающих, не могли изменить силу этого договора.

Вхождение в аскезу («тапасью» на санскрите) ознаменовывалось дачей обетов, налагающих на будущее существование подвижника ряд ограничений, связанных с получением удовольствий. Наиболее ярые адепты духовной практики не довольствовались частичным усмирением своей плоти и стремились полностью поработить ее, систематически умерщвляя голодом, побоями и сложными условиями жизни.

В современном мире разновидностями аскетизма можно считать: стремление к минимализму, отказ от секса, жесткие диеты, веганство и др.

Кому рекомендовано практиковать аскезу?

1. Специалисты рекомендуют данную духовную практику тем людям, которые всю жизнь потакают своим бесконечным потребностям и желаниям. Такие люди страдают от недостатка силы воли и не накапливают внутреннюю энергию.

2. Аскеза как инструмент саморазвития и самосовершенствования поможет вам в том случае, если вы не умеете преодолевать жизненные трудности, а любое возникающее на вашем жизненном пути препятствие воспринимаете как ужасную трагедию, бороться с которой у вас нет ни сил, ни желания. Аскетизм научит вас доводить начатые дела до логичного конца.

3. Если вы испытываете неуверенность в себе, своих силах и завтрашнем дне, не можете самостоятельно принять важное решение, чувствуете, что не управляете своей жизнью, являетесь мнительным и постоянно испытывающим разного рода сомнения человеком, то аскеза – это именно то, что вам нужно! Благодаря аскезе вы начнете воплощать свои мечты в реальность, станете более дисциплинированной, ответственной, серьезной и мудрой личностью.

4. Практиковать аскезу следует и тем людям, жизнь которых основана только на чувствах и эмоциях. Чтобы стать духовно развитой личностью, необходимо мыслить рационально. Не зря Будда утверждал, что одержать победу в любой битве сможет только тот человек, который сумел победить самого себя!

5. Люди, практикующие аскезу, рассказывают, что данная практика не только помогла им побороть лень и апатию, но и наполнила их жизнь истинной радостью и счастьем. Что-то подобное мы испытываем тогда, когда удовлетворяем одно из наших бесконечных желаний или потребностей. Но позитивные эмоции от аскезы, в отличие от позитивных эмоций от удовлетворения сиюминутной потребности, длятся намного дольше, заряжают нашу жизнь внутренней энергией, мотивируют двигаться дальше и добиваться поставленных целей, дарят дополнительный заряд бодрости. Поэтому отдать предпочтение аскезе стоит и тем людям, которые устают на работе и все свободное время проводят на диване у телевизора или на кухне у холодильника.

6. Надоело испытывать упадок сил? Не хотите чувствовать себя обессиленным и подавленным человеком, который всю свою жизнь бегает по кругу и не получает от этого никакого удовольствия? Тогда тренируйте свою силу воли при помощи аскез! Силу воли можно сравнить с мышцей, а аскезы – с гантелями, благодаря которым можно эту мышцу накачать и укрепить!

Ценность аскезы для человека

Что такое аскеза в жизни просветленного? Шрила Прабхупада, известный религиозный деятель из Индии, расценивал самоотвержение как неотъемлемую часть истинного развития человека. Он и его последователи были уверены, что иначе как через следование по пути аскезы никто из людей не смог бы заслужить почета, уважения и других благ, являющихся на самом деле плодами суровых ограничений.

По мнению индийского мудреца, тапасьи, наложенные определенные рамки даже на 1-2 сферы жизни индивида, могут кардинально изменить его судьбу и привести к значительным улучшениям качества его существования. К ним относились:

  • кармическое очищение, которое неизбежно следует за каждым выполненным обетом;
  • улучшение энергообмена с окружающим миром, увеличение личных возможностей;
  • быстрое достижение поставленных целей;
  • положительное отношение окружающих;
  • физическое здоровье, повышение жизненных сил;
  • умение концентрироваться на правильных мыслях и отпускать дурные;
  • освобождение от пороков.

Получается, что в настоящем понимании аскеза — это не путь бездумного самоистязания, а способ разумного обмена накопленного энергетического мусора на бесценные блага уровня высших духовных инстанций.

Истинные и ложные цели самоограничения

Аскеза – это средство, с помощью которого человек познает в себе Божественное начало. Однако, не все формы добровольного ограничения приносят пользу. Существует мнение, что определенное количество страданий, в рамках действия законов кармы, могут быть компенсированы равнозначной долей счастья. У мужчин, к примеру, нередко появляется желание карьерного и материального роста, а женщины подсознательно рассчитывают на выгодное замужество.

Совершать аскезы человека нередко толкает и гордыня. Главная опасность здесь состоит в том, что развив свои способности и умения до высочайшего уровня, практики могут ощутить себя обладателями силы и энергии божества. В результате обуреваемые страстью, они совершают аскетические подвиги ради самолюбования, славы и ложного геройства. Гордыня и эго берут верх, заставляя забыть главное предназначение духовного роста.

Чтобы избежать таких проблем, все достигнутые результаты следует посвящать Богу. А также осознанно подходить к пониманию того, что аскезы, совершаемые для собственного очищения, рано или поздно принесут пользу многим. Благостное состояние всегда притягательно и служит примером для других людей. Поэтому совсем необязательно обсуждать свои достижения с кем-либо, потому что конечный результат духовного и телесного очищения будет виден и так.

Решившись соблюдать аскезу, человек должен заранее определить ее временные рамки. Это очень важно, потому что желание ее продлить может свидетельствовать об укрепления эго, а соблазн завершить раньше отведенного первоначально срока, – об отсутствии силы воли. Одержимая фанатичность, как и потакание слабости, – яркий показатель аскезы не в благости.

Значение правильных ограничений

Основная проблема обмена, о котором было сказано выше, заключается в человеческом сознании, не желающем принимать факт своей бездуховности. Индивидууму хочется думать, что поступать неправильно его вынуждает сама жизнь, и никак нельзя иначе, в силу несовершенства мира. На самом деле все три существующих самоограничения не вступают в противоречие с природой человека и не требуют от него больших жертв.

В чем заключается суть аскезы в каждой из благостей? Давайте рассмотрим более детально.

  1. Телесная. Физиологическая аскеза требует от человека уважения к единому Господу, старшему поколению и духовным наставникам. Среди ограничений обязательно значатся: насилие над плотью и духом своим и ближнего, телесная нечистота, бесконтрольные плотские утехи.
  2. Речевая аскеза – это обязательство говорить только правду и не вызывать у людей волнений своим словоблудием. Сплетни, давление на жалость к себе красноречием – также табу данной тапасьи.
  3. Умственная аскеза – это простота, чистота помыслов, искренность поступков и удовлетворенность своей действительностью без оглядки на то, что имеют другие.

По уверениям продвинутых духовных практиков, принося в жертву разумному самоочищению пороки, свойственные ложным ценностям, человек открывает себя для благ не только нынешней, но и будущей жизни.

Что дает на практике аскетизм?


Если аскезы совершать регулярно, то со временем можно прийти к впечатляющим результатам. Специалисты утверждают:

  • Умеренность является надежным механизмом сжигания кармы. Люди, совершившие грехи, получают шанс очиститься путем осознанного самоограничения и глубокого покаяния;
  • Аскеза в благости помогает накопить энергию тонкого плана, что приводит к развитию наших возможностей в широком понимании этого слова;
  • Прямым следствием внутренней дисциплины является получение различных благ – хорошая семья, достаток, успешная карьера, уважение, власть и т.д.

Лучшая аскеза – постоянное соблюдение Высших Законов и налаживание гармоничных отношений с Богом. Форму проявления такого рода благости каждый выбирает самостоятельно. Главное, чтобы подобная практика стала не разовой «акцией», а образом жизни. Только в таком случае аскетические подвиги принесут позитивные результаты и выведут на более высокий уровень духовного развития.

Телесные аскезы

Физиологические епитимии не просто так открывают список видов аскез, ведь телесные потребности – это то, что человек приучен ублажать в первую очередь. Тапасьи тела включают в себя семь категорических запретов, ни один из которых нельзя игнорировать:

  • не терпеть нечистоты тела, несвежести одежды;
  • не лелеять вредные привычки;
  • не есть продукты, заведомо вредные, способствующие накоплению жира, а не энергетики;
  • не посещать мест злачных, с негативной аурой;
  • не держать тело в расслабленном бездействии;
  • не оскорблять других людей своими поступками.

Первым шагом для совершения аскезы тела должно стать глубокое познание себя, своих биологических ритмов и истинных потребностей. Человек по своей природе склонен к самообману, и то, что мешает ему больше всего, как правило, является для него источником самых ярких впечатлений.

Добровольные лишения

Аскеза – это практика, корнями своими уходящая в античные вероисповедания и философию (стоики, Диоген, киники). Аскет – это антипод сибарита, человека, не признающего ничего, кроме роскоши, неги и праздности. Но чтобы быть аскетом, по утверждению Патриарха Кирилла, не обязательно жить в пещере ‒ необходимо просто научиться регулировать свое потребление. Значение слова со временем поменяло смысл – изначальное понятие тренировки заменилось лишениями себя удовольствий. Аскет вычеркивает из своей жизни такие понятия, как роскошь, праздность, изнеженность.

Аскеза речи

В былые времена соблюдение речевой аскезы начиналось для человека с обета молчания. Во время вынужденной немоты подвижник заново открывал для себя ценность визуального и осязательного мира, учился слушать и анализировать информацию. В наши дни исключить из средств коммуникаций человека речевую форму изъяснения означает то же, что временно отстранить индивида от общества, сделать его непригодным для функционального существования.

Совершать аскезы можно и без крайних мер, похожих на самоистязание в социальной сфере. Достаточно следовать основам тапасьи, проговаривающей принципы праведной речи:

  • не лгать;
  • избегать пустословия;
  • не сплетничать;
  • исключить бранные слова;
  • не унижать других.

Невоздержанность высказываний, крикливость, обильная жестикуляция во время речи – все это отнимает у человека самое важное, его энергию. Научившись сдерживать эти элементы общения, субъект получит доступ к управлению своими мыслями, что является самой значимой частью совокупности всех трех аскез.

Эмоции и страсти человеческие

Их важно различать. Ибо эмоции — вовсе еще не страсти, и их подавление не может быть, с точки зрения религии или с какой бы то ни было иной точки зрения, недостойным и греховным, как не может им быть мышление или, скажем, пищеварение.

А вот какой поступок будет следовать за нашей эмоцией — это уж зависит от человека. И умение считывать и анализировать свои эмоции, чтобы правильно определить свое состояние, что называется, “на берегу” — это уже привилегия думающих и осознанных людей. И к этому стоит стремиться

Аскетизм, гедонизм или золотая середина?

Этот вопрос, я думаю, возникает сегодня у многих. Отвечать на него можно долго, приводя в подтверждение разумности той или иной точки зрения многочисленные мнения, мысли и опыты самых разных людей.

Мне же хочется завершить это небольшое исследование, включив в него еще один не самый известный термин:

Аскезы ума

Контролировать течение мыслей очень сложно, поэтому аскезы ума принято накладывать на себя тогда, когда уже пройдена предварительная подготовка соблюдением телесных и речевых ограничений. Человек 80% своего времени проводит в размышлениях о прошлом или мечтах о будущем. Он строит свою действительность, основываясь на старых предпочтениях, которые сложились в его сознании в формулу «хорошо», и избегает процессов, которые запомнились как «плохо». Отклонение от заданной схемы вызывает у него негативные эмоции и желание вернуться в зону комфорта.

Суть соблюдения аскезы ума – преодоление рамок, воздвигнутых в сознании, снятие установок из прошлого и ограничение тяги к пустому фантазированию. Аспекты практики данной тапасьи:

  • прекращение внутреннего общения с самим собой;
  • устранение помыслов тщеславия;
  • изъятие негативной программы, заложенной в сознание прошлым опытом и воспитанием;
  • изучение источников мудрости предков – священных книг, биографий подвижников, нравственных трудов.

Обязательно во время соблюдения обетов, направленных на корректировку мыслей, подвижнику предписывались чтение мантр и медитация.

Индуистская детализация

И тапас (очищающий жар), и аскеза, подразделяющаяся на виды – все это пришло из древнеиндийской мифологии. Согласно ей, аскеза имеет две категории – внешнюю и внутреннюю. Не надо объяснять, что внешняя аскеза видна, а внутренняя нет, так как в ней главенствует ментальная составляющая, то есть это все то же «делание духа». Можно перечислить и шесть подвидов, на которые делятся каждая из вышеуказанных аскез. Внешняя предусматривает полный и частичный посты, ограничение видов пищи и отказ от вкусных продуктов питания, контроль над чувствами и терпение телесной боли. Внутренняя аскеза состоит из покаяния и почтительности, служения другим и отречения от тела и страстей, изучения писаний и медитации. Все, что так детализировано в индуизме, имеет место быть и других религиях – и пост, и борьба со страстями (все помнят отрубленный палец отца Сергия из произведения Льва Толстого), и покаяние. Правда в индуизме и других восточных религиях есть медитация, которая делится еще на десяток своих подвидов, но такие тонкости требуют специального обучения заинтересованных – у нас в стране полная терпимость вероисповеданий. Православные отшельники и монахи тоже постоянно сосредоточенно размышляли и приходили в результате к духовному прозрению, но они не ведали, что это спокойное внутренне созерцание называется медитацией.

Мирской аскетизм

Мирская аскеза – есть суть взаимодействия истинного христианина с окружающим миром. Подчиняясь вынужденным обстоятельствам, продиктованным современными условиями жизни, верующий не отклоняется от соблюдения всех необходимых ограничений, требуемых для сохранения его духа в чистоте, кротости и смирении.

Существуют две модели подачи аскетического подвижничества, принятые в христианстве:

  1. Полное подавление мирских желаний как всего того, что мешает человеку воссоединиться с Божественной сутью. Христианин обязан отвергать все ценности, предложенные ему греховным миром, и пытаться своими жертвами и самоотречением заслужить высшие блага будущего внеземного существования.
  2. Искание своего призвания и служение в тех сферах, которые Бог уготовил человеку на земле. Если он выполняет свои обязанности честно, с богоугодным настроем и соблюдением всех моральных принципов, то такая аскеза будет зачтена ему как некая форма апостольства, служащего примером для окружающих.

Несмотря на то что первая модель понимания мирского аскетизма больше подходит под библейские нормы, подведенные под истории жития христианских мучеников, в этом варианте подвижничества гораздо больше шансов уйти от истинных целей в пользу демонстрации.

Аскеза — инструмент на пути саморазвития

Аскетизм — это инструмент саморазвития. Для правильного его использования важно понимать, как он работает, какие аскезы, как и когда практиковать, чтобы результат шёл во благо. Я начала соблюдать аскезы задолго до практики йоги, но не понимала, чем именно я пользуюсь, и что мне это даёт. Став преподавателем, и увидев аскетизм под новым для себя углом, я поняла, что мои аскезы скорее шли мне во вред, а никак не были инструментами развития. В данной статье я постараюсь разобраться в этом вопросе и обозначить важные моменты осознанной и ответственной работы с аскезами, ибо, как за любое действие в этой жизни за совершение аскез и наше отношение к ним, мы также несём ответственность.

Что такое аскеза?

Аскеза — это добровольное принятие дискомфорта (физического, психологического или любого другого), а также определённые усилия, которые мы к этому прикладываем. Важный акцент на слова «добровольное» и «принятие». То есть мы не страдаем и не рассчитываем на то, что это «зачтётся». Более того, мы спокойно и смиренно это принимаем.

Какими бывают аскезы?

Аскезы бывают разными. Йоги и буддисты выделяют 3 типа: аскезы Тела; аскезы Речи и аскезы Ума.

Аскезы Тела:

  • питание, способствующее духовному росту (саттвичное, неубойное, без интоксикаций),
  • умеренные физические нагрузки,
  • паломничества,
  • нахождения только в благостных местах,
  • чистота тела и одежды,
  • простота,
  • ненасилие (может быть аскезой речи и ума тоже), контроль страстей и пр.

Совершая аскезы для тела, важно помнить, что цель ни в коем случае не навредить телу и пострадать, а через аскезу научиться контролировать свои желания и чувства. Фанатизм и садо-мазохизм неуместны, более того, самоистязание не имеет с аскезой ничего общего. Здесь можно возразить и вспомнить массу примеров из жизнеописаний йогов, которые вытворяли со своими телами, с нашей точки зрения, именно садо-мазо. Я это объясняю разными уровнями духовного развития: что для нас аскеза, для них — естественное состояние, поэтому для действенного неудобства нужно что-то более изощрённое.

Аскезы Речи:

  • сатья (правдивость),
  • не критиковать,
  • не обсуждать,
  • не злословить,
  • не говорить плохо о ком-либо за спиной,
  • не перебивать,
  • не кричать,
  • не «насиловать» речью тех, кто не хочет слушать или не готов принять сказанное,
  • избегать споров,
  • не переубеждать никого ни в чём и не стремиться «перетянуть в свою веру, йога-кружок и т.д.».

Аскезы Ума:

  • контроль чувств и эмоций,
  • чтение Писаний и размышления,
  • джняна-йога,
  • самоанализ,
  • обуздание чувств,
  • усмирение гордыни,
  • покаяние (раскаяние),
  • почтительное отношение к людям,
  • проявление уважения и тому подобное.

Хочу поделиться своим опытом. Аскезы Тела для меня просты и не утруждают так сильно, как аскезы Ума или Языка. Голодание, физические упражнения, ранний подъём и прочие относящиеся к Телу лишения я проживаю достаточно легко и практикую их часто. Раньше даже не задумывалась про существование аскез для Ума и Речи. В астрологии считается, что женщины находятся под влиянием Луны, а мужчины — Солнца. Лунная энергия отвечает за эмоциональность, психическую силу человека, Солнце — это активная энергия действия на физическом плане, страсть и деятельность. Поэтому женщинам советуют выполнять больше аскез именно Ума и Речи, в то время как мужчинам — Тела, что увеличивает их Солнечную силу. Действительно, выполняя мужские аскезы, я чувствую в себе напряжение и раздражительность, несмотря на то, что сами аскезы даются легко.

Аскезы могут делиться на вынужденные и добровольные. Хотя, это не совсем верно. То, что можно назвать вынужденной аскезой — «отработка» кармы, и аскезой не является. Вынужденный дискомфорт и боль напоминают о неизбежности страданий в этом мире и необходимости работы над собой, добровольные помогают отработать или уменьшить долги будущего. Интересно, что не все добровольные пойдут на благо. Аскезы желательно совершать предписанные.

На мой взгляд, весьма показательной является история Гандхари — жены Дхритараштры из Махабхараты.

Образ царицы очень благочестив и скромен, как и предписано женщине, но страшная аскеза, на которую она себя обрекла, не была предписанной. Женщине надлежит спрашивать совета и разрешения у отца или мужа, ибо она находится под их защитой и пожинает плоды их деятельности. Гандхари из самых благих побуждений сострадания и желания понять слепого от рождения мужа обрекла себя на добровольную слепоту. Муж это воспринял как насмешку. Мудрецы также не одобрили сей поступок, ибо в писаниях он не упоминался и доселе не использовался, но, тем не менее, принимая во внимание благие мотивы, аскеза была разрешена Гуру династии, хотя и против воли мужа. Кармические связи трудны для понимания, так как нелинейны. Точно сказать, к чему привела данная аскеза, трудно. Но счастья в том воплощении у Гандхари не было — 100 сыновей родились с демоническими наклонностями, мужа не оставляла ни на мгновение и туманила его ум жажда власти, принося массу страданий его жене и подданным. А брат Шакуни считается главным зачинщиком боя на Курукшетре. Конечно, причиной не является одна лишь аскеза, но в непонятной до конца «многоходовке» всё играет роль.

В любом случае, аскеза — дело серьёзное и требует чёткого понимания цели и инструментария. Лучше пользоваться предписанными, по крайней мере, до тех пор, пока уровень личной практики и духовного роста не позволит видеть вещи глубже и сопоставлять действие с последствием.

Как и любой поступок, аскеза может совершаться в разных гунах — в страсти (раджас), невежестве (тамас) или благости (саттва). Зависит это, в первую очередь, от цели аскезы. Аскезы с целью духовного развития — это аскезы в благости, с целью получения для себя материальных благ — в страсти, и аскезы с целью получения энергии для проклятия других — это уже невежество. Нужно различать аскезы для своего блага и на благо других. Это совершенно разные категории, однако, последовательность выполнения должна быть такой — сначала очищаем внутренним огнём себя, затем работаем на благо других.

Какие плоды от аскез мы можем получить?

  1. Сжигание кармы («Совершившие великий грех и остальные, совершающие недостойные дела, освобождаются от греха хорошо исполненным аскетическим подвигом» Ману-смрити, XI 240).
  2. Накопление тонкой энергии шакти (или тапаса) переработкой грубой энергии накопленных заслуг, что увеличивает жизненную энергию и повышает наш потенциал.
  3. Получение материальных или духовных благ — удачное замужество, благословение богов, деньги, сиддхи, могущество, власть, уважение и многое другое.

В соответствии с законом кармы, все события в мире сбалансированы между тем, что мы получаем и тем, что отдаём простым механизмом. Механизм этот известен как 3-ий закон Ньютона: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел друг на друга равны и направлены в противоположные стороны». И если мы переживаем аскезы, то, согласно механизму кармы, это страдание должно быть компенсировано неким количеством «счастья», чаще всего исполнением желаний (выздороветь, выйти замуж, получить много денег и т.д.). «Вознаграждение» во многом зависит от уровня развития аскета.

Цель аскезы.

Цель должна быть чёткой и ясной. Иначе легко попасться на удочку Эго, и совершать аскезы ради самих аскез. При этом взращивая чувство собственного Я, параллельно «просвещая» всех и вся вокруг, и наблюдая за взлетом чувства важности, как собственной, так и совершаемых действий, привязываясь к результату и ещё крепче сжимая руки кармы на своей шее.

Видеть и понимать цель очень важно. Нам неизвестно, почему йоги Индии подолгу морят себя голодом, холодом и Бог знает ещё чем. Это другой уровень. И нет смысла практиковать такие вещи во имя Эго. Например, мы решаем совершить аскезу и 10 дней не мыться. Это серьёзная аскеза. Но какова цель? Ведёт ли это к повышению уровня сознания и духовному росту? В качестве примера приведу такую притчу:

Умер человек и попал на Божий суд и спрашивает Бога: — Господи, что с долей моей? Я заслужил царствие небесное? Я ведь страдал! — с достоинством заявил человек. — А с каких это пор, — удивился Бог, — страдания стали считаться заслугой? — Я носил власяницу и вервие, — упрямо нахмурился человек. — Вкушал отруби и сухой горох, не пил ничего, кроме воды, не притрагивался к женщинам. Я изнурял своё тело постом и молитвами… — Ну и что? — заметил Бог. — Я понимаю, что ты страдал — но за что именно ты страдал? — Во славу твою, — не раздумывая, ответил человек. — Хорошенькая же у меня получается слава! — усмехнулся грустно Господь. — Я, значит, морю людей голодом, заставляю носить всякую рвань и лишаю радостей любви? Повисло молчание… Бог всё так же задумчиво взирал на человека. — Так что с моей долей? — напомнил о себе человек. — Страдал, говоришь, — тихо произнёс Бог. — Как тебе объяснить, чтобы понял… Вот, например, плотник, что был перед тобой. Он всю жизнь строил дома для людей, в жару и холод, и голодал порой, и часто попадал себе по пальцам, через это и страдал. Но он всё-таки строил дома. И потом получал свою честно заработанную плату. А ты, получается, всю жизнь только и делал, что долбил себе молотком по пальцам. Бог на мгновение замолчал… — А где же дом? Дом где, Я спрашиваю?!

Как совершать аскезы?

Кришна в Бхагавад-Гите говорит: «Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ни приносил в жертву или в дар, какой бы подвиг ты ни совершал, о Каунтея, — всё это совершай как приношение Мне!» (БГ 9.27). «Знай, что свершающие не предписанные святыми Писаниями жестокие аскетические подвиги ради самолюбования и с гордостью, в то же время одолеваемые половой страстью, привязанностями и насильственностью, неразумные, терзающие элементы, из которых состоят их тела, а также Меня, находящегося внутри их тел, — знай, что их решения демонические!» (БГ 17.5-6).

Самая главная опасность, подстерегающая любого аскета, состоит в том, что, получая шакти (тапас) посредством аскез, гордыня начинает «зашкаливать». Благодаря аскезам уважение к практику в социуме автоматически повышается, и Эго радостно потирает ручки. Без веры и без Бога внутри, аскезы превращаются в палача. Все результаты следует предлагать Богу и делать на благо всех живых существ (даже совершая аскезы для своего собственного очищения и духовного роста, необходимо понимать, что в долгосрочной перспективе это должно принести благо всем).

Поэтому важно не обсуждать аскезу с другими, не хвастаться, не выставлять напоказ, а лучше не говорить вообще про неё ни с кем, кроме как с Учителем (Наставником), если таковой имеется. На этот счёт есть замечательная притча:

Во времена Будды Шакьямуни жил один богатый царь, вознамерившийся поднести Будде и сотням сопровождающих его монахов несметные дары. Он пригласил их всех на особый праздник, который проходил в его саду. Много недель подряд царь подносил всем собравшимся бесчисленные дары в виде вкуснейшей еды, одежды и денег. По традиции того времени после совершения благого действия выполнялось посвящение заслуг, так что человек получал награду за свои дела. Когда грандиозное торжество подходило к концу, царь попросил о посвящении заслуг последних нескольких недель. Будда согласился выполнить его просьбу, но прежде чем сделать это, задал очень необычный вопрос: «Должен ли я за все твои материальные подношения и подарки совершить посвящение в твою пользу или в пользу того человека, который в действительности накопил наибольшую заслугу?».

Царь был сбит с толку. Он думал, что самая большая заслуга принадлежит ему, ведь это он организовал праздник и был столь щедр со всеми, однако ответил: «Разумеется, ты должен посвятить заслугу тому, кто её заслужил».

Тогда Будда посвятил заслугу старухе-нищенке, сидевшей у ворот сада. Собравшиеся были потрясены. Спутник Будды Ананда спросил его: «Почему ты посвятил заслугу от этого праздника нищенке, которая совершенно ничего не сделала, а не царю, который всё это оплатил?» Будда ответил: «Деньги потратил царь, а у нищенки нет и рупии, но она радовалась, что совершаются такие обильные подношения. Поскольку сама она ничего не давала, она не испытывала гордости. Царь был щедр, но самодоволен, восхищаясь собственными благими поступками. Заслуга старухи оказалась больше заслуги царя благодаря тому, что она была искренней и скромной».

Собираясь соблюдать аскезу, необходимо заранее спланировать продолжительность аскезы и следовать плану. Если появляется соблазн соблюдать дольше — вероятно, Эго укрепилось; если же наоборот появилось желание быстрее покончить с ней это показатель того, что сила воли слабая или внешние силы мешают. Фанатичность, равно как и потакание слабостям, показатель неблагой аскезы. Предписанные аскезы имеют определённое время входа-выхода согласно писаниям. Например, жительницы Индии соблюдают пост на Навратри — 9 дней и 9 ночей ограничений. И эти дни определены весенним и осенним равноденствием (существует летнее и зимнее Навратри, но их меньше празднуют). Также на постящегося может оказывать влияние планета, соответствующая конкретному дню недели во время соблюдения поста и других аскез. Например, экадаши выпадают на 11-ые лунные сутки, и время выхода чётко обозначено. Православные посты тоже имеют временные рамки и другие условия. То есть временной фактор важен как с точки зрения продолжительности, так и начала-окончания аскезы. Для себя я поняла, что хорошо бы следовать уже существующим предписаниям и не изобретать велосипед.

«Пост как приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим. Посему заботящиеся о пользе поста, должны беречься вреда его, то есть тщеславия». (Преподобный Марк Подвижник)

«Правила» выполнения аскез, которые я вывела для себя:

Во-первых, постоянство (признак саттвы). Как и любой другой аспект садханы, аскеза должна быть постоянной, если не предусмотрен конкретный период её выполнения.

Во-вторых, предложение результатов аскез Богу, и изначально делать это для Бога, другими словами, не привязываться к плодам. Стоит быть благодарными просто за возможность совершить аскезу, служить людям и двигаться на пути самосовершенствования.

В завершение хотелось бы сказать. Лучшая аскеза — следовать своей дхарме и налаживать отношения с Богом, каждое действие совершать беЗкорыстно и подносить плоды Всевышнему. Тогда кармические узелки будут постепенно уменьшаться, и жизнь будет проходить в благих аскезах. Вот что говорится в Ману-смрити про дхарму «Аскетизм для брахмана — приобретение священного знания, аскетизм для кшатрия — охрана народа, аскетизм для вайшу — хозяйственная деятельность, аскетизм для шудры — служение» (XI 236).

Пусть все живые существа будут счастливы!

Подробнее о принципах аскетизма

Принципы аскезы следует понимать буквально и в широком смысле. Так, если речь идет о ненасилии, значит, исключить из своего поведения следует любые акты подавления и унижения, оказываемых на других. Чем скорее человек осознает, что зависимость от чужих страданий делает его самого заложником негативного восприятия мира, тем скорее он избавится от этого капкана и сможет зажить своей собственной жизнью.

Почитание памяти предков, уважение к старшему поколению имеет глубокий смысл. Этот критерий несет в себе 100-процентную возвратность – как человек относился к родителям и могилам своих дедов, такого отношения ему следует ожидать к себе от своих детей и внуков.

Поддержание чистоты, видимой и нравственной — эти два элемента всегда взаимосвязаны. Если человек блюдет только внешний лоск, но при этом копит в себе негативные мысли и душевную боль, его попытки быть привлекательным для окружающих останутся безуспешными. И наоборот, внутренняя чистота и красота мыслей способны даже негармоничной внешности придать необыкновенную симпатию.

В чем заключается суть аскезы?

Любой среднестатистический человек может задать резонный вопрос: «Зачем мне добровольно отказываться от радостей жизни и принуждать себя заниматься тем, что меня совершенно не радует и не привлекает?». Ответ на этот вопрос очень прост! Причинять себе неудобства, создавать дискомфорт и испытывать физические или душевные страдания необходимо для того чтобы укрепить свою силу воли и накопить внутреннюю энергию.

Сила воли – одна из самых важных качеств любого человека. Если человек обладает силой воли, то может без труда разобраться с любой жизненной проблемой, решить любую поставленную перед ним задачу, преодолеть любую трудность. Только обладающая мощной силой воли личность имеет высокий уровень стрессоустойчивости, не страдает от нервного перенапряжения, может быть уверенной в себе, своих силах и возможностях. Сила воли помогает создать в сознании образ победителя!

Внутренняя энергия – мощная сила, которая дарит нам уверенность и ясность, позволяет генерировать новые идеи, творить и созидать, зажигает наш внутренний огонь, дает нам силы двигаться дальше и совершать реально стоящие действия. Благодаря внутренней энергии мы преодолеваем все возникающие на нашем пути препятствия, ощущаем себя сильными, смелыми и самодостаточными, стремимся к более качественной жизни.

Без внутренней энергии или внутреннего огня человек будет испытывать апатию, лень, раздражение и неуверенность в собственных силах, поэтому никогда не сможет воплотить свои мечты в реальность. Люди, не имеющие силы воли и внутренней энергии, всю жизнь топчутся на одном месте, так как не знают, куда им двигаться дальше, чтобы реализовать свой внутренний потенциал и создать что-то важное.

Мужские аскезы

Аскезы для мужчин способствуют формированию физической выносливости и крепости духа. Представителям сильного пола необходимо время от времени устраивать себе «спартанские» паузы, во время которых будут практиковаться ранние утренние вставания до рассвета, холодные обливания и активные силовые упражнения.

Мужчинам полезно 2-3 раза в год держать строгий бескровный пост, во время которого следует воздерживать себя не только от грубой пищи, но и от секса, а также любых развлечений. Если основная деятельность мужчины не связана с физической активностью, то ему рекомендуется компенсировать недостачу подвижности ежедневной силовой гимнастикой.

Победа духа

Аскеза – это не только сдерживание себя во всем; это путь, предполагающий достижение определенных духовных целей, как правило, победы духа над телом. Это система определённого тренинга, конечной точкой которого можно считать максимальное исключение физических потребностей из общей системы человеческих переживаний и отношений. «Делание духа» ‒ так иногда называют осознанный аскетизм, который в идеале должен привести выбравшего этот путь человека к совершенству. В распространенном варианте аскетизм воспринимается как подавление чувственных желаний или отречение от всех мирских благ.

Женская аскеза

Аскезы для женщины всегда подразумевали ее жертвенность в пользу семьи, готовность терпеть лишения с благодарной молитвой, непременно с радостью. Только от настроения и характера жены зависело, какая энергетика будет преобладать дома. Поэтому женская тапасья обязательно сопровождалась специальными ритуалами, должными очистить ауру жилища от негативных вибраций, а также усилить связь между членами семейства.

Особым чтимым днем для соблюдения обрядов аскезы считалась суббота. С самого утра женщина надевала темное платье из грубого полотна и ходила в нем до вечера. Готовилось в этот день особенно обильно и вкусно, но сама хозяйка не съедала ни крошки, только прислуживала за столом и выполняла другую черную работу, вкладывая в процесс все чувство любви, на которое была способна.

Перед отходом ко сну, по завершении субботней тапасьи, женщина уединялась и говорила: «Плоды моей аскезы отдаю во благо семьи». Это являлось обязательным завершением ритуала, после которого, как считалось, энергетическое поле жилища полностью обновлялось.

Только добровольный выбор

Если человек убежденно выбрал другую религиозную традицию и следует всем ее законам, то в этом нет ничего плохого. Нет такой веры, в которой не главенствовало бы добро. Да и секты появились одновременно с религией. Если женщина верит, что может спасти любимого от неприятности, то почему бы и не прочитать одну молитву 108 раз, перебирая четки из 108 бусин? Лишь бы эти изыски не навязывались силой и выбор женщины был добровольный. Для любимого человека приготовить обед с любовью – естественное состояние, а не аскеза для женщины.

Аскетизм в философии

Родиной основных принципов аскетизма считается Древняя Греция, а первыми пропагандистами нового направления отрицания материальных благ называют представителей школы киников. Самым известным адептом минимализма, прославившимся тем, что он отвергал даже примитивные удобства существования, является кинический мудрец Диоген Синопский.

Аскетизм как философское течение с соответствующими пояснениями сформировался в Римской империи. Учение широко распространялось такими видными деятелями науки, как Сенека и Эпиктет. Ими же была выведена формула абсолютного идеального состояния человека:

  • свобода от вредного влияния социума и других внешних факторов;
  • самодостаточность, нравственная чистота;
  • подавление плотских желаний;
  • высокие помыслы без корысти;
  • существование в гармонии с природой и Высшими силами.

Считается, что последнюю точку в рассуждениях по теме, что есть жизнь в борьбе за телесные блага и в чем состоит сила аскез, поставил последний значимый представитель учения стоицизма, император Марк Аврелий.

Разные названия

Прошли времена, свершилась информационная революция, большому количеству стали доступны концепции других традиций, буддизм вошел в моду. Кроме того, стали появляться десятки новых учений, которые по-своему истолковывают и классифицируют традиционные понятия.


В православии аскеза на виды не делится. Существует Строгий пост, отшельничество, монашество, борьба со страстями. Но при желании в широком доступе можно найти виды аскезы, да еще и подвиды, и дополнительные аскезы.

  • Чревато как пишется чревато или черевато
  • Чтение начала рассказа памси грустит
  • Чтение 3 класс сочинение о пушкине
  • Чокнутая или чекнутая как правильно пишется
  • Чокнутый или чекнутый как пишется слово